›еликий друг лит
	SHTB = CMC TBI
ном развитии.
	В. ЕРМИЛОВ
bh
	Всегда мечтали большие писатели всех
времен и народов, —а особенно наши рус-
ские писатели, — 0 такой неразрывной

овязи литературы с ЖИЗНЬЮ, с народом, с

ходом истории, при которой художник ясно
сознавал бы безусловную, жизненную не-
обходимость своего труда для людей, высо-
вую ответственность этого труда, возмож-
ность влиять на ход событий, изменять,
улучшать жизнь! Народ был оторван от
литературы пропастью темноты, нищеты,
невежества, вырытой  угнеталелями. А
писать для бар, для богатых, для тонень-
кого слоя интеллигенции, ‘в большинотве
своем услужавшей богатым, означало бы
смерть для искусства.

Так возникало порою у художников тра-
гическое чувство безлюдья на людях, бли-
ночества, ‘своей ненужности,

Й вот пришла эпоха, которая сказала
писателю, что его труд нужен народу, го-
сударетву, Родине как воздух, как хлеб.
Эпоха торжества простых’ людей, овято це-
HAMAX труд и культуру, строгих, взыска-
тельных тружеников-мастеров, устами
великого Сталина сказала писателям: ваш
труд ocoto ценен, потому что Это — труд
инженеров человеческих дтп.
	Сколько в этом знаменитом сталинском
определении безграничной любви и уважю-
ния кв людям и к труду писателя! Только
он, воститалель миллионов людей, воспи-
татель воспитателей, для которого нет
большей ценности на земле, чем человек,
мог дать такую’ любовную и мудрую ха-
раклтеристику значения писателя в новом
обществе.

Все сталинокие положения .0б искусстве,
0 задачах художников представляют собой
новаторское, творческое развитие ленин-
ских взглядов на искусство и, прежде вее-
го, главного, решающего принципа социа-
листической  эстетики—принципа больше-

вистекой  партийности литературы, уста-
новленного Лениным.
	Сталинская  хараклеристика значения
писалелей как инженеров человеческих
душ, со всей силой подчеркнув обществен-
но-алигивную, созидательную роль литера-
туры, положила конец всем пережиткам
идезлистических, анархистских, буржуаз-
ных, меньшевистеких теорий и предетав-
лений о художнике, как о существе «над-
партийном» или как о наблюдателе, ©озер-
цателю, роль которого сводится лишь к об’-
октивистекому «подведению итогов» тому,
что уже сложилось и оформилось в дей-
отвительности.

Писатель-— инженер человеческих душ-—
не «наблюдают» действительность, & тр о-
ит, формует жизнь, оценивая. все явления
действительности,  изображаемые им, с
партийной точки зрения. Он поддерживает
своим творчеством то новое, передовое, что
рождается в жизни. Писатель Сталинской
эпохи чувствует себя работником на строй-
ке, советским «заводом, вырабатывающим
счастье». Таким работником, инженером
и солдатом эпохи являлея Маяковский.
	oma Сталин сказал, что Маяковский
был И остается ‘лучшим, талантливейшим
поэтом советской эпохи, то это была не
только характеристика Маяковекото, но и
характеристика того типа писателя,
который выдвигает, утверждает Сталинская
эпоха: писателя, е полным правомои с
порлостью могущето считать себя автором
партийных книжек!
	Определение писателей, как инженеров.
	человеческих. душ, было о выдвинуто
товарищем Сталиным в ту пору, когда
задача воспитания коммунистической со-
знательности в миллионах советеких лю-
дей приобретала все большую. важность.
Подчеркну новое историческое “качество
литературы, как орудия коммунистического
воспитания миллионов людей, эта новатор-
ская формула дала тем самым и новые
критерии оценки художественных произве-
дений,— критерии, связанные с вопроса-
ми о роли произведения в поднятии ком-
мунистичееской  идейности читателя, 0
массовости, народности произведения, 0
глубине выражения в нем политики ком-
мунистической партии и Советекого госу-
дарства.

Тенин учил, что политика начинается
там, где дело идет о миллионах людей. И
литература становился делом политики,
т. е. самым жизненным, глубоко народным
делом, когда она начинает играть суще-
ственную роль в жизни миллионов людей.
Массовость, народность произведения
	Симо  чиковлни  -ЧАДЕ-АДА МИРА
	Банда ВАСИЛЕВСКАЯ
	И в сердце пехотинца отпускного,
Идущего по берегу Донца.
	EMy навстречу выплывали зори,
Бригады пели, в поле выходя,
У мира. нерушимого в дозоре
Они внимали голосу вождя.
	Юдиным строем в грохоте и гуле,
Под перекличку песен и гудков,

В пролетах, как у мира в карауле,
Рабочие стояли у станков,

И пятилетку подняли на плечи,

И понесли уверенно вперед...
	Гудит американский самолет

За озером Потсдама издалече,
Он звук войны рождает. И ему
Спать не дают намеченные цели;
Моя земля в предутреннем дыму
И розовый младенец в колыбели.
	Гудит. американский самолет...
Но вьюгам не бесчинствовать,
в июле—
Любовь Земли, надежда и оплот,
Не дремлет вождь у мира в карауле.
	Над озером Потсдама вечер свежий,
Кружится белый голубь у воды.
Хранит земля потсдамеких побережий
Оставленные Сталиным следы.
	Простые люди плотными рядами
Прикрыли мир. И воля их тверда.
	Слова, произнесенные в Потсдаме,
Не заглушить ничем и никогда,
	Перевел с грузинского
А МЕЖИРОВ
	Я на Потсдам гляжу. И все мне
внове —
Дворец, озерной глади бирюза,
Где закатились, пьяные от крови,
Глаза войны и Фридриха глаза.
	Я на Потедам гляжу из-под ладони.
Тренещет парус. Мачта, как древко.
В озерные, безветренные тони
Погружены пожары глубоко.
	В Потсдаме я приезжий и проезжий,
Сюда летел и ехал издали,

Но здесь, на этом самом побережьи,
Стоял и думал вождь моей земли.
	Он свой народ привел к победе прямо
И от порабощенья уберег.

И, словно Мир, над озером Потедама
Прошел к столу Совета четырёх.
	На озеро, на западные воды,
Ложилась мгла, густа и глубока,
Но на штурвале мира и свободы
Не дрогнула спокойная рука.
	И трем понатарелым дипломатам

Не помогли у круглого стола

Ни дух войны, ни расщепленный
атом,

Ни ложь кривая им не помогла.
	АА человек, стоящий у штурвала,
Был осенен листвою тополей,

И за плечами Родина вставала
Гранитом гор и золотом полей.
	И западало сталинское слово
Во все освобожденные сердца:
	В бесконечную даль простерлись мате-
рики и океаны. Жесткой линией перереза-
ли их границы. На границах  капи-
талистического мира поблескивает злой
огонек штыка и, как серое туловише ис-
полинского дракона, притаился BO тьме
железобетон укреплений. Привычные руки
таможенного чиновника обшаривают людей
й грузы. Правительственный запрет, поли-
цейское предписание железными отрадами
разделяют народы и страны.

Но есть любовь, для которой нет про-
странства, нет преград. Шеред лицом этой
любви бессилен штык, она  недосягаема
для всех таможен мира. Как птица, несет-
ся она над землей, вопреки всем запретам
проникает через все границы. 7

Когда над волнующимея народным мо-
рем на площади Сан-Джиованни в Риме
сгустились сумерки, в руках демонстрантов
‘зажглись факелы. Запылали красным, тре-
пещущим пламенем. Свет факелов озарил
во мраке знакомое, близкое лицо. Портрет
Оталина. Словно живые, глядели Глаза
Сталина в мерцании огней на залитую
TOMO площадь, на итальянских рабочих,
интеллигентов, молодежь, вышедших, что-
бы показать свою`волю к миру. Как гром,
перекатывается, гремит, несется к италь-
‘янскому небу возглас из ста тысяч грудей:

_ — Да здравствует Оталин!

‚ Это толос бездомного из-под стен рим-
ских руин, обездоленного, все потерявшего
бедняка, для которого в блистающем вез
ликолепием Риме не нашлось крыши над
головой. Это голос батрака, безземельного
крестьянина, согбенного от труда на чу-
жой земле, почерневшего от голода и горя.
Это голос девушки, чья мать пала от по-
лицейских пуль в борьбе за право на
жизнь для себя и своих детей. Это голос
рабочего, вышвырнутого на мостовую ло-
каутом. Это голос юноши, перед которым
закрыты двери университета.

о Вак призыв к борьбе, как символ веры,
как голос надежды, как клятва, звучит в
йх устах великое имя.

Но у этого имени-призыва есть живое,
близкое лицо. Это не только знамя и
символ, —— это родной человек.

Вотда нас, советских людей, видят де-
монстранты, они окружают нас огромным,
	плотным Кольцом, хватают за руки,
нас ‘обнимают незнакомые люди.

— Отвезите наш привет Сталину!

~~ Привет Сталину от рабочего Рима!
	— Поклонитесь Сталину от итальянцев
и от Италии!

Там, во мраке, под деревьями бульвара
грызут удила полицейские лошади. Там, у
стены, блестят тусклые огоньки — отра-
жение фонарей на оружии полицейских.
Но люди не боятся! Когда мы садимся в
автомобиль, десятки рук протягиваются к
нам в крепком пожатии, и еще десятки
рук, которые не ‘могут, дотянуться до нас,
касаются хоть машины. И, уезжая, мы
слышим за ©0бой:

— Эввива Сталин!

Это гремит; взывает итальянская земля.
Это голос крестьян Юга, которые в Апулии,
в Калабрии орошают своей кровью землю.
Это голое миллионов рабочих, которые за-
бастовкой солидарности выступили на за-
щиту крестьян. Это голосе тысяч и тысяч
итальянских матерей, дети которых умира-
	ют с голоду. Это голос тысяч и тысяч
итальянской молодежи, голосе угнетенного
народа, поднимающегося на борьбу.

`Вспоминаются недавние, но уже ‚кажу-
щиеся такими далекими годы, грозой про-
несптиеся над нашей землей.

Ты идешь, солдат, по дорогам родной
земли. Позади тебя остался охваченный
пламенем фодной дом. Позади тебя осталась
твоя деревня, твой город пох игом врага.
Но в твоем сердце -— только гнев; отчая-
ния в нем нет. По путям боев, по путям
борьбы тебя ведет слово, звучашее, как
бронзовый колокол, слово, крепкое, как
присяга, слово надежды — Сталин.

Когда тебя окружает враг, когда взви-
ваются к небу ракеты, когда на тебя на-
Хвигается черная громада фашистского
		Любимому вождю
	В день, что стал великим праздником

для света—

Пусть не мне — другому суждено
судьбой

Чувствовать тепло руки отцовской
этой

И впивать с волненьем голос твой
родной.
	Делегату ль Гори день чудесный этот
С земляком великим встретить
довелось,
Или виноградаря в Кремль к тебе
с приветом
Отрядил молдавский молодой колхоз,—
	№то б он ни был, этот человек—
я знаю,
От какого б места ни привез привет, —
Из Иркутска, Ялты, Праги иль
Шанхая, —
Всюду, где сияет звезд кремлевских
у свет,
	Всею силой жизни, всею правды
жаждой,

Обретенной в трудной и большой
борьбе,
Каждым сердцебиением и кровичкой
каждой
Мы желаем долгих, долгих лет тебе,
для света,
Мир к тебе достойных снарядил сынов.
В их рукопожатьях, в их словах
привета —
И моя сыновняя верная любовь.
	Перевела с молдавского
3, ШИШОВА

защитили его от всех врагов. Формалисты,
отщепенцы-космополиты, буржуазные на-
ционатисты, нигилисты всех мастей, под-
лейшие враги народа, агенты буржуазных
разведок, маскировавшиеся под «идеоло-
гов», пытались отнять духовное наследство
У народов нашей страны, принизить
русскую культуру. . 9
Лениноко-сталинокое учение о культур-
ном наследстве, о двух культурах внутри
нации, статьи Ленина о Толстом, о Герце-
не, ленинокая концепция трех периодов
русского освободительного движения и
русской общественной мысли, сталинская
оценка величайших  деяяелей русской
культуры, как выразителей силы и духов-
ного богалотва великого русского народа,
сталинекое определение культуры, социа-
листической по содержанию и националь-
ной по форме, — вот основа, на которой
советские писатели народов нашей много-
	национальной Родины продолжают и раз-
вивают свои лучшие национальные тради-
ции. Благодаря ленинско-сталинской на-
циональной политике, возникли к жизни
новые национальные литературы.

Ленин и Сталин научили советских
писателей ненависти и презрению к бур-
жуазному национализму,  космополитизму
и низкопоклонетву. Ленин и Сталин на-
учили советских художников советскому,
социзлистическому патриогизму и проле-
тарокому интернационализму — двум сто-
ронам единого целого. Сталин и в втих
важнейших вопросах, как воетда и во всем,
проводил и развивал последовательную
ленинскую линию. Еще в раннюю пору
Советского государотва Ленин говорил о
вредности «почтения к художественной
моде, господствующей на Западе». В 1928
году Центральный Комитет партии указы-
вал, что «необходима решительная борьба
против халтуры, воскрешения мещанской
идеологии под новыми ярлычками, рабско-
го подражания буржуазной культурности»,
Борьба, возглавлявшаяся Сталиным, с низ-
копоклонотвом перед буржуазной «культу-
рой» Запада, с влияниями буржуазного
восмополитизма всегда была и борьбой 6
влияниями декаданса в искусстве, с фор-
мализмом и натурализмом.

У вех в памяти вдохновленные
Сталиным исторические послевоенные по-
становления ЦЕ ВКП(б) по вопросам лите-
ратуры и искусства. Эти постановления
определили весь путь развития нашего ис-
кусства в период постепенного перехода
нашей страны от социализма к коммуниз-
му. У воех в памяти также статьи в нал-
тийной печати, разоблачивтие KDUTHROB-
космополитов. Такова сталинская  цель-
ность и последовательность в борьбе за
партийное искусство — за искусство со-
циалистического реализма.

Естественно, что, придавая огромное
значение литературе в жизни народа, в
работе и борьбе партии, Сталин так по-
отцовски бережливо относился к писачте-
лям. Он — лучший друг молодых писате-
лей. В 1929 году, в письме к Феликсу
Кону, Сталин писал:

«У нас имеются сотни и тысячи моло-
дых способных людей, которые всеми си-
лами стараются пробиться снизу   вверх,
для того, чтобы внести свою лепту в 0б-
щую сокровищницу нашего  строительст-
ва. Но их попытки часто остаются тшет-`
ными, так как их сплошь и рядом
заглушают  самомнение литературных
«имен», бюрократизм и бездушие некото-
рых наших организаций, наконец, зависть
(которая еще не перешла в соревнование)
сверстников и ‘сверстниц; Одна из наших
задач состоит в лом, чтобы пробить эту
глухую стену и дать выход молодым си-
лам, имя которым легион».

Эта непоколебимая, ленинская, сталин-
‘ская вера в богалетво творческих дарова-
‘ний народа, вера в нашу прекрасную со-
ветекую молодежь и обеспечила приток в
напгу мнюотонациональную литературу но-
вых и новых дарований.

Сталин с огромным уважением поддер-
живает таланты зрелых мастеров  совет-
ского искусства, повседневно помогая им,
отвечая на все встающие перед ними. во-
просы, умея найти индивидуальное свое-
образие и самое лучшее, самое ценное в
каждом таланте. Социалистический  реа-
лизиы означает  богатотво, разнообразие
творческих индивидуальностей, Сталин да-
ет образцы выеокой художественной кри-
тики, способной co всей ясностью указать
на недостатки художника и, вместе с
тем, вдохновить его. Сталин учит  рас-
‘сматривать. произведение в целом —
так, чтобы видеть все его частности, но
чобы эти частности не заслоняли глав-
ное устремление — произведения,
«пафос» художника. ‘

Настоящий художник кровно заинтереео-
ван в самой суровой, трезвой, точной, аб-
солютно правдивой критике. Тот, кто хо-
чет расти, должен знать, что мешает его
росту. Сталин учит нашу литературную
критику говорить в лицо художникам всю
правду, раскрывать все слабости и недо-
статки произведений. Это необходимо и хля

самих авторов, и для новых, завтралиних
писателей, и для правильного идейного,
политического, художественного воепита-
ния читателей. Сталин учит тому, чт0 кри-
тика и самокритика — закон развития на-
шего общества, нашей культуры, искус-
ства, литературы. Принципиальносеть в
критике нужна искусству, как воздух, —
и Сталин учит нас принцилиальноети, бее-
компромиссности, учит нас ценить дружбу,
но презирать приятельство, ведущее к бее-
принципности, к «смягчению» правды, к
скидкам и послаблениям, т. е. к тому, что
способно загубить художника, принести
вред и литературе и читателю.
	Немало было вратов и недоброжелателей
У советской литературы на протяжении
	действительность В ее революпион-
	При этом правдивость и историческая
конкретность художественного изображения
должны сочетаться с задачей идейной пе-
ределки и воспитания трудящихся людей
в духе социализма. Такой метод  худо-
жественной литературы и литературной
критики есть то, чо мы называем мето-
дом социалистического реализма».

Литераторы старшем и среднего поко-
лений живо помнят ту радость, с которой
вся передовая, творческая писательская
общественность, работники искусства
встретили  сталинскую характеристику
метода советской литературы, как метода
социалистического реализма. Гениальность
этой характеристики заключалась‘ не толь-
KO B ве содержании, но и в своевремен-
ности ее появления.

Враги советской литературы, а также
охоласты, путаники пытались увести пи-
сателей от живой советской действитель-
ности, от яркой, многокрасочной жизни
народа.

Сталин звал писалелей к жизни и TBOD-
честву.

С образом Сталина в сознании хуж-
ников связывается образ могучей жизни
в полноте цветения всех её сил, в 600-
гатотве всех красок.

Хулосочное искусство, высиживаемое в
кабинетах, рождаемое в абстрактных раз-
мышлениях, несовместимо со Сталинской
эпохой. В беседе с кинорежиссером
Г. Александровым Сталин сказал: «Нельзя
выдумывать образы и события, сидя У
себя в кабинете. Нало брать их из жиз-
ни — изучайте жизнь. Учитесь у жизни!»

Ow взял за руку писателей и повел
	Mit голу da руфу писатели A ве
их ближе к жизни, дальше от непро-
шенных «друзей», фальшивосоветчиков.
	хулителей. Оталин постоянно подчеркива-
ет решающее значение жизненной правды
в искусстве. Дав положительный отзыв
на спектакль «Виринея» по’ повести
Л. Сейфуллиной в театре имени Е. Вах-
тантова, Сталин записал в книге посеше-
ний: «По-моему, пьеса — выхваченный
из живой жизни кусок жизни».

Правда жизни по-сталинсви — эт не
окостенелые факты, — нет, это жизнь во
всем ве многообразии и развитии, потому
что «важно прежде всего не 10, что ка-
жется в данный момент прочным, но’ на-
чинает уже отмирать, а то, что возникает
И развивается, если даже выглядит. оно в
данный момент непрочным, ибо... неодо-
имо только то, что возникает и разви-
вается».

Сталин научил писателей воспитывать
В себе чуветво нового, он поддерживает,
поошряет тех художников, в произведени-
ях которых сказывается чутье и любовь
к новому в нашей жизни. Писать прав-
ду — значит видеть жизнь, как она есть
и какой она должна быть с точки зре-
ния большевиков, — следовательно, какой
она будет.

Партийное отражение действитель-
ности — наиболее правдивое’ 01-
ражение. Требование правдивого отражения
реальной действительности в ее револю-
ционном развитии основывается на фило-
софском материализме, на ленинской тео-
рии отражения. И, конечно, это требова-
ние вытекает из исторического оптимизма
революционного рабочего класса, который,
в отличие от эксплоататорских  клаесов,
кровно заинтересован в точном, верном
изображении жизни, потому что время, ис-
тория работают на него!

Развивая традиции русской революцион-
но-демократической эстетики,  краеутоль-
	ным камнем которой является положение,
	сформулированное Н. Г. Чернышевским:
«Прекрасное есть жизнь», — эстетика с0-
циалистического реализма исходит из TOTO,
что прекрасное — это наша социалисти-
ческая. действительность, это правда ге-
роической борьбы нашего ‘народа; руково-
димого Сталиным, — борьбы за; коммунизм,
з& счастье человечества. Эстетика социа-
листического реализма учит художников
находить источник красоты и романтики в
самой жизни.

Ленин и Сталин создали действитель-
ность, величественную, романтическую и
		нс ААА У

[

[

одну минуту не забывает он 0 тебе. Он
© тобой во все эти дни мрака. Вот почему
ты уверена, что придет светлое утро.
Богда ты крадешься лесом, партизан-
CRUMH тропками, солдат свободы, когда
действуешь в тылу противника, когда но-
чью закладываешь тол под железнодорож-
ное полотно, под склады врага, — ты не
один, Он с тобой! Тебя ведут, тебе указы-
вают дорогу его простые ясные слова, его

несокрушимая воля, его разум, видящий
настоящее и будущее.
Это он сказал: «временно окку-

пированная территория». Это он сказал:
«Будет и на нашей улице праздник!». Вот
почему нет колебаний и нет слабости в
сердцах миллионов людей, вставших на за-
щиту Родины. .

Котда далеко за Уралом, на сорокатра-
дусном морозе, ты день и ночь работаешь,
строя завод, чтобы вновь заработали в нем
спасенные станки, — ты. не один, лицом к
лицу ‚6. морозом, под холодным, сверкаю-
щим звездами небом. Он с тобой! Он помо-
гает тебе, говорит ‹тебе слова ободрения,
он удваивает твой силы.

Вогла умирает соллалт, он Умирает с
именем Сталина на устах, и это смерть не
отчаяния, а надежды. Это его имя дало Зое
Космодемьянской силу стоять с ясным ли-
TOM ` перед врагом, это оно укрепило ‘дух
Николая Гастелло, оно вело на подвиг
Александра Матросова. Оно закаляло серд-
ца защитников Сталинграда и Одессы, жи-
телей осажденного Ленинграда.

Никто не одинок. Никто не брошен на
произвел” судьбы и событий. Со своим на-

родом; ради своего ‘народа бодретвует, мыс-
лит и действует Оталин.“ ~

Он’ направляет колонны воинов, он
дает веру, мужество и вдохновение. В зву-

чании его имени воплотилось все лучшее,

что было в народе; — храбрость, стойкость,
несокрушимая верность Родине, титаниче-
ский труд, железная сила, горячая любовь.
Имя Сталина в самые тяжкие дни было
символом веры и символом надежды.

Й вот теперь мы слышим его в дале-
ких ‘краях, на дальних дорогах. То, что
ты, считал только овом, стало достоянием
всего мира. Ты слышишь слова на

незнакомом языке и видишь трепет
губ, и видишь огонь в глазах, — и ты зна-
ешь: это та же вера, та же любовь; та же
‘надежда.

На парижекой трибуне негритянский пе-
Bey Woe песню о советской земле, песню
о Сталине. Гремит мощный голос. В этой
песне—боль и тоска; и черная участь чер-
ных людей. Тоска негров, линчуемых, за-
тоняемых в гетто, негров, лишенных прав,
работающих в цепях на американского гос-
подина. Льется песня о Сталине, песня о
советской земле, где все люди равны. Это
не только Поль Робсон поет на трибуне.
Поют пески далекой Африки, где с ношей
на голове, под палящими лучами ‘солнца
длинной вереницей бредут полуобнаженные

с утра до поздней ночи работает негритян-
ский ребенок, где со стоном тнет спину
негритянокая женщина. Поет черный мате-
рик, он поет всем своим сердцем, всей своей
скорбью, гневом и тоской; поет песнь борь-
бы, песнь веры и надежды — песнь о
Сталине. Черные руки страстным жестом,
полным любви и надежды; простираются к
далекой советской земле, к человбку из
этой советской земли. Но разве он далек,
этот человек? Нет, он с ними в шахтах, в
шалашах, в тесных, битком набитых квар-
талах негритянских гетто. Его имя светит,
как звезда, над мраком черного материка,
птицей надежды проносится над океаном
негритянского горя.

Его имя — это песня веры; песня о
борьбе и победе, песня о братстве людей и
брателве народов, песня о правах человека.

Через кордоны границ, через дроволоч-
ные заграждения й бетонные укрепления,
через толовы тысяч шпиков — это имя
идет по землям и океанам. В непроходимых
лесах Бразилии, где в каучуковых 3apoc-
лях в рабеком труде вымирают целые по-
коления, имя Сталина горит звездой надеж-
ды. Это имя повторяют губы греческих
детей, чьи отцы пали в борьбе. Это имя,
как присягу, произносит испанский парти-
зан, тринадцатый год сражающийся в го-
рах Астурии.

Сталин всюду, где люди страдают, бо-
рются и побеждают. Его имя вздымает зна-
мена свободного Китая, оно звучит в тро-
хоте тракторного ‹ завода в Варшаве.
Сталин живет среди горняков Франции в
их темных сырых лачугах. Он с ними в
низких проходах шахт.

Вздрагивают худые ‘измученные лица.
Протягиваются руки, жесткие, как ремень,
черные от угольной пыли. Подходят мате-
ри, неся ‘синих, завернутых в лохмотья
младенцев. На нас глялят глаза. полные

носильщики. Это поют хлопковые поля, где

— Передайте привет Сталину от горня-
вов Франции, передайте привет Сталину!

— От нас, от нас передайте привет! —
лепечут. заморенные голодом шахтерекие
дети, и

Под небом, на котором ‘будто навеки
затмила солнце угольная пыль, вздыхает,
взывает закованная в цепи французская
земля:

— Привет, привет Сталину!

Устами шахтеров говоритвся француз-
ская земля, весь французский народ — на-
род; который борется за мир, который еже-
дневно поднимается на забастовки, сопро-
тивляющийся гнету французекий натод.

— Наш привет, Сталину!

Шумит голосами земля. С берегов Сены
и По, с берегов Ганга и Янгтзэ, с берегов
морей и океанов, со всего мира несутся
голоса:

— Наш привет передайте Оталину!

В мире, раздираемом противоречиями;
разрезанном сотнями враждебных границ,
отравленном сотнями предрассудков, он во-
плотил в жизнь лозунг братства народов.
Он спаял десятки народов в. один великий,
одухотворенный единой любовью, единой
мыслью и волей советский народ. Он до-
казал, что ни цвет кожи, ни различия в
языке не’ должны разделять чёловека от
человека. :

Это Сталин доказал, что есть путь; по
которому люди могут итти к солнцу. Это
он показал миру, что бывает жизнь без
вризисов и экономических катастроф. Без
экеплоатации и гнета. Жизнь, rie нет
безработных; бездомных и безграмотных.

Это он — Сталин — в дни, когда ги-
бель нависла над Европой, сумел любовь
миллионов сердец слить в единую великую
любовь; сотни воль перековать в единую
великую волю, из сотни ненавистей выко-
вать один мощный таран тнева и спасти
мир от тибёли, и победить тьму.

Й сейчас, когда на небе человечества
снова собираются черные тучи, когда го-
товится к прыжку хищный, вечно нена-
‘сытный ‘зверь, когда снова илетет свои
коварные сети фабрикант оружия и торго-
вец смертью, когда поджигатель войны
неустанно работает над тем, чтобы снова
бросить мир в добычу пламени, — имя
«Сталин» звучит над миром, как голос
надежды,

Это он сказал, что нет конфликтов меж-
ду нациями, которые нельзя было бы раз-
решить мирным путем, что можно избе-
жать войны, что народы могут ее прелот-
вратить, что народы мира сильнее, чем
кучка преступников, толкающих человече-
ство в. смертельную бездну. Это Сталин
сказал, что мир может быть завоеван нз-
родами.

Вот почему гремит именем Сталина пло-
mais Сан-Джиюванни в Риме в дни
манифестации за мир. Вот почему портреты
Сталина плывут над колоннами демонст-
рантов в Париже и везде, где нарох выету-
	пает. против поджигателей войны.
	Это имя было светом надежды в Дни
боев; в дни концентрационных лагерей, в
дни, когда рассыпались в прах города и
обращались в пепел деревни, когда уми-
рали миллионы.

И это имя не обмануло надежд.

Это имя — символ надежды и сейчас,
когда по всему земному шару кипит борь-
б& за мир. Борьба за право на жизнь.
Борьба за светлые головки детей; борьба за
родные дома, за поля; за человеческую
ЖИЗНЬ.

Слова любви, здравица в честь Сталина
раздаются повсюду, где человек борется за,
мир. Не только советекий рабочий в честь
своего вождя и учителя ко дню его семи-
десятилетия перевыполняет нормы, прино-
сея в дар Родине плоды своего труда. Тож
делает и труженик заводов Вартавы и
Вроцлава, Прати и Брно, София и Буда-
пепига-——воех/ городов и воех стран, тде на-
род взял власть в свои руки, где страна
	является родиной, а не мачехой труля-
	MCA. у
А из стран и городов, где рабочий ‘че-.
	ловек трудится’ не на себя. — оттуда в день
(летия Tam) ето ираТ © Таллина нА
	СЯ слова надежды и любви.
	народность Произведения   легендарную, как самая прекрасная 1п0э-
	врючается в понятие художествен- ма — вот почему революционный роман-
ности -— таков один из законов НОВОЙ   тизм естественно BXOJUT составной частью
	в литературу социалистического реализма.
Ленин и Сталин освободили человеческий
труд, и каждый день, каждый час жизни
советской страны насыщен тероическими
трудовыми подвигами, смелым творчеством,
новаторством множества простых  совет-
ских людей, воспитанных партией Ленина—
Сталина, тех людей, к которым обращался
с взволнованным словом Горький, называя
их маленькими великими
людьми. Никогда еще в истории чело-
вечества не было столь поэтической
действительности, —вот почему так уверен-
но выдвигает партия, Сталин перед совет-
скими художниками задачу превзойти са-
мые высокие образцы искусства прошлого.

На протяжении десятилетий Оталин вы-
ковывал. искусство, 0 котором мечтал
	эстетики. hakoe небывалое. повышение
художественной требовательности, взыека-
	тельности несет это с coord!
	Блалодаря товарищу Сталину. в нашей
стране создалось 0с0б0е, высокое, благород-
ное умение, отличающееся глубиной, богат
ством, гибкостью и  разработанностью
методов, — мудрая большевистекая школа
руководства ростом людей. И
литература становилась одним из самых
важных орудий в этом великом деле: в
поднятий миллионов простых людей на
все новые высоты государственного, поли-
тического, морального, культурного равви-
тия. Потому-то никома еще значение
зитературы и не было таким высоким, как
в Оталинскую эпоху, & звание писателя—
		Только Сталин может так расширить хоро вит BUNYUULDY, У мотором мозтай
ит ПОТВоЖАНИА Значение бой ЛЕНИН, — искусство, воторое «должно ‘ухох
			ценности их труда. Так он поднял у писа-
телей чувство уважения к своему труду и
чувство ответственности за че-
ховеческую душу — самой высокой
ответственности на земле.

На рубеже второй и третьей пятилеток
товарищ Сталин дал определение метода
советекой литературы и литературной кри-
тики, как метода социалистического реа-
лизма,

Выступая, по поручению Центрального
Комитета партии, на Всесоюзном  с’езде
советских писателей в 1934 году, А, А.
ИЖланов блестяще раз’яснил внутреннюю
взаимосвязь между сталинской хараклери-
сликой писателей, как инженеров челове-
ческих душ, и сталинским. определением
метода советской литературы.

«Товарищ Сталин назвал наших писа-
телей инженерами человеческих душ. Что.
это значит? Какие обязанности наклады-
вает на вас это звание?

Это значит, во-первых, знать жизнь,
чтобы уметь 66 правдиво изобразить в
художественных произведениях, изобразить
не  схоластически, не мертво, не просто
как ‹«об’ективную реальность», a изобра-
	так Высоко  ДИТЬ своими глубочайшими корнями в са-
	мую толщу широких трудящихся масс. Оно
должно быть понятно этим массам и лю-
бимо ими. Оно должно об’единять чувство,
мысль и волю этих масс, подымать их. Оно
должно пробуждать в них художников и
развивать их».

Под ВДОхНоВляЮЩиМ руководством
Сталина созрело в нашей стране и одер-
живает все новые и новые победы искус-
ство, понятное народу и любимое им, про-
буждающее новых и новых художников,
искусство, тероями которого являются те,
0 ком сказал Сталин:

«Рабочие и крествяне, без шума и трес-
‘ка строящие заводы и фабрики, шахты и
железные дороги, колхозы и совхозы, со-
здающие все блага жизни; кормящие и оде-
вающие весь мир,/— BOT кто настоящие
герои и творцы новой жизни». Это и есть
терои литературы социалистического реа-
лизма.

Нет на свете более смелото, чем Сталин,
новатора, и нет на свете более бережного
хранителя всех лучших национальных
традиций, чем Сталин! И за это беспре-.
дельно благодарны ему все народы Совет-
ского. Союза. Ленин и Сталин cOeperan
Культурное наследство советских народов,
	проиденного ею славного пути, _ Это был

и mw ae

Г РК ЕЕ “renee AGE ERR EAS A ea

танка, —— ты не один. Он с тобой. Он под-
	путь 0оев, упорной идеологической борь-
бы. Немало возникало трудных вопросов,
требовавших мудрого ответа. Писательекое
дело — нелегкое дело, оно невозможно без
упорных поисков, 0ез самоотверженного
труда.

И только потому одержала наша лите-
	держивает тебя, он говорит тебе слово
бодрости, он ведет тебя. Й ты знаешь, что
он приведет тебя к победе.

Ты украдкой выходишь из дому на рас-
свете, женщина в надвинутом на глаза
платочке. Ты осторожно отлялываешься по
	«лин повел за с000й миллионы — и
	миллионы отдали ему свою веру, свой си-
лы,  св0ю волю, cBoe сердце. 0
знаменосец человечества, который сам стал
знаменем. Живой человек, человек из пло-
ти и крови, который стал символом. Ero
имя воплотило в себе стремления милли-
онов и сотен миллионов во всем мире.
Надежду миллионов и сотен миллионов —
надежду мила!
		“eee NS MAME Balhae JUTC-   croponaM. ва углом отдаются HeHa-
ратура столько побед, — и так много будет вистные шаги захватчика. На улицах
еще у нее новых, всё более замечатель- твоего города раздается хриплая коман-
ных побед и достижений, — что это пар- да оккупанта. Ты видишь Кровь Ha
тийная, ленинская, сталинская литература. мостовой. (№ в твоих глазах не
	Так ведет он, любимый Сталин, — вперед
и выше! — все вперед и — выше! — ae-
кусство великой страны, великой эпохи.
Й как же не назвать счастьем Aaa Haute
	литературы, что у нее такой великий друг:
Сталин.
	страха. Ты не одна. Он с тобой, он знает
0 тебе, он бодретвует, — Сталин! Развер-
нув листовку дрожащей от волнения ру-
кой, ты читаешь обращенные к тебе сло-
ва: Братья и сестры на временно оккупи-
рованной врагом территории... Нет, ни на
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА