Мих. МАТУСОВОК
	Баллада
о портрете
	коммунисты французского города
Медона посылазот в подарок тозарищу
Сталину его портрет, сделанный в Труд-
ные дни оккупации в латере рукою

русского солдата,
	Боец был ранен в городе Орле,
Лежал он на обугленной земле
 В подшлемнике, в плаше, от крови

. PBUOM.
Он найден был среди разбитых стен,
Фашистами захвачен в плен
И выслан в лагерь где-то под Парижем.
	Там он лежал пятнадцать дней вичком,
Закутав рану носовым платком, —
Его плечо сжимала боль тугая,

Но он вступал с самою смертью в спор,
И выжил мукам всем наперэкор,
Врагов своей живучестью пугая,
	Делили вместе с ним сырой барак
Француз и чех, бельгиец и поляк, —
Различны их наречия и лица

В рубцах и шрамах незаживших ран, —
То были пролетарии всех стран,
Которые должны соединиться.
	Когда погасли в лагере огви,
Явились с просьбой к русскому они:
«Ты можешь оказать услуги людям,
Ты, верно, видел Сталина не раз,
Так нарисуй его, камрад, для нас,
А холет и уголь мы тебе добудем».
	И холет широкии сделали они‘.
Из старой обветшалой проетыни, .
На рамку натянув, его косую.

«Я—не художник, -вымолвил ‚солдат,—
Но раз народы этого хотят, .
То Сталина для вас я нарисую».
	И вот, присев на голую кровать,

По памяти он начал рисовать, —
Словам любви не нужно перевода, —
Он рисовал вождя. таким, как он

°С любовью навсегда запечатлен

В уме и сердце каждого народа,
	Когда он кончил рисовать портрет,
Казалось, к ним в барак пробился свет,
Зажженный человеческой рукою.

И не могли дознаться палачи,
Откуда брезжит этот свет в ночи,
Откуда в людях мужество такое.
	А в час, когда ночные патрули,
Проверив списки, медленно ушли,
Дверь заперев железною скобою, —
Держась рукой за стенку, русский

встал,
Всех, кто пойдет за ним, пересчитал
И вывел их на волю за собою,
	С тех пор повсюду сними был портрет:
В пыли дорог и в пламени побед,

Во тьме ночей и в мареве расеветов..
Он дал им столько мужества и сил,
Что я уверен твердо, —это был

Один из лучших сталинских портретов,
	——
° Кубанычбек МАЛИКОВ.
ПОБЕДАМИ ПРИВЕТСТВУЕМ
НАРОДНОГО ВОЖДЯ`
	Ведешь ты поколевия путем
	большевиков,
Ты поднял знамя Ленина превыше

облаков,

Киргизекие селения в труде, в бою,
в борьбе

Сегодняшнего Ленина приветствуют
в тебе!

Ночная мгла растаяла, развеян злой
туман,

И славит время Сталина цветущий
Киргизстан,
Иным народом стали мы. Тянь- ИТань
помолодел,

И носят имя Сталина миллионы

наших дел.

Встречаем утро раннее мы песней
и трудом
	И коммунизма здание все выше
с каждым днем,
Киргизия советская, со Сталиным идя,
Победами т народного
вождя!
	Перевел с киргизского
Ц. САМОЙЛОВ
	Павло ТЫЧИН НА
	Слава родному Сталину!
		Пройдут века, пройдут тысячелетия, и
Многов из того. что. происходило на зем-
ле, забудется. Но никакие тысячелетия не
затмят сияния великой эпохи, которую мы
называем сталинской. С нею связано Ha-
чало новой эры в мировой истории. Аюди
будущих веков — обитатели прекраеного,
счастливого и гармоничного мира побе-
дившего коммунизма, будут с благодарно-
стью и глубоким уважением обращать
свои взоры К этой эпохе. Й всетда
будут ясно видеть два гигантских ис-
торических = образа, — эо вечные и
бессмертные, как сама жизнь, образы
Ленина и Сталина. И люди тех далеюих
времен будут завидовать нам, на чью до-
лю выпало счастье жить и трудиться под
руководетвом Ленина и Сталина, быть
современниками и свидетелями их деяний,
их бесстрашной борьбы за счастье человече-
ства, ‘их всемирно-исторических побед.

Ленин и Сталин!.. Они вместе создава-
ли великую партию большевиков. Вместе
они стояли у колыбели революции и, ког-
да настал исторический чае, повели про-
летариат России в ‚решающий бой. Вместе
они заложили незыблемые основы нового
социалистического государства и начали
строить могучее здание советской державы.

Когда перестало биться сердце великого
Ленина. начатое им дело’ не прекралилось
ни. на миг. ибо на месте Ленина уже стоял
его верный ученик, соратник и друг. —
Сталин, закаленный в боях и в бурях
вождь партии ‘и народа. Он достроил нача-
тов вместе с Лениным здание Советского
государства и во много раз умножил его
могущество. Под руководством Сталина
Советский С00з стал тем, чем он являет-
ся ныне, — решающей силой мира.

Сталин выполнил все заветы Ильича,
он осуществил то, о чем думал и мечтал
Тенин. Как зеницу ока, сберег он. единет-
во партии, скрепил союз’ рабочего класса
и крестьянства, твердой рукой направил
усилия многомиллионного советского  наро-
та по пути, строительства социализма.
	Сталинские пятилетки в короткий срок
преобразили Советский Союз в моту-
чую индустриальную державу, в страну
крупного коллективного земледелия, в
страну победившего социализма. Под води-
тельетвом Сталина совершалась культур-
ная революция, и наша Родина стала стра-
ной сплошной грамотности, страной самой
передовой в мире культуры. ^

— (талин--это Ленин сетодня!-—гово-
рит наш народ. — Гле Сталин, там победа!

В своей статье «Ленин, как организа-
тор и вождь PRI» товариш Сталин в
1920 году писал: }

«В наше время пролетарской револю-
ции, когла каждый лозунг партии и каж-
тая фраза вождя проверяется на деле,
	пролетариат пред являет своим вождям
особые требования.
..Чтобы улержаться на посту вождя
	пролетарской революции и пролетарской
партии, необходимо сочетать в себе теоре-
тическую мошь с практически-организаци-
онным опытом пролетарского движения».

Именно эти качества свойственны са-
мому товаришу Сталину.

Выступая на Первом всесоюзном сове-
щании стахановцев, товарипе Сталин ска-
зал: “ ,

«Ленин учил, что настоящими руково-
дителями-большевиками могут быть только
такие руководители, которые умеют не
только учить рабочих и крестьян, но и
учиться ‘у них».

Мы знаем, что никто так чутко и вни-
мательно не прислушивается к голосу ши-
роких массе трудящихся, тщательно изу-
чая вопросы, выдвигаемые из глубочай-
тих недр народа, как сам товариш Сталин.
В этом его сила, в этом основа того без-
граничного авторитета, доверия и всена-
родной любви, которыми, как никто дру-
	CTOPHA человечества не знает примера
такой многогранной, такой огромной по
0б’ому деятельности, какую осуществляет
в нашей стране величайший человек г0-
временноети ‘— Иосиф Виссарионович
Сталин. Трудно даже мысленно предета-
вить себе колоссальный диапазон его’ ра-
боты, его руководства, efO . инициативы,
его неисчерпаемой энергии.

Возводятея корпуса нового металлурги-
ческого ‹ завода — это Сталин предложил
его ‘построить, ‘это’ Сталин продумал все
основные проблемы, связанные с крупным
сооружением: проблемы ‘сырья, транс-
порта, евязи с ‘другими заводами, пробле-
‘мы рабочей силы, оборудования и т. д.

Начались лесные посалки в заволжеких
степях -— это Сталин’ разработал  гениаль-
	ный план защиты от суховеев, план пре-
образования самой природы.

Все новое. рождающееся в нашей стра-
не. несет в себе. могучую сталинскую
мысль. Поразительный сталинский тений
проникает везде и всюду и открывает
наиболее верные. наиболее прямые пути
к победам творческого труда.

Люди самых разнообразных. профессий,
встречаясь с вождем, бывают изумлены
его глубокой осведомленностью в самых
сложных и специальных вопросах, поко-
рены ясностью его решений, восхищены
широмой и всесильностью его поистине
всеоб’емлющего ума. Гений Сталина цели-
‘ком п полностью отдан социалистической
державе, советскому народу, илущему в
КОММУНИЗМУ.
	ТВОРЕЦ НАШЕГО СЧАСТЬЯ
	Мудрость и величие. Сталина — словно
солнцем” озаренная вершина самой высокой
горы, возвышающейся над миром.

Кто воходит на эту гору, тому все
шире и шире, яснее и яснее, до самых
светлых горизонтов, открывается мир, Вто
всходит на эту гору, тот не боится ни
пр@нятствий, ни трудностей, тот чувствует
в себе силу и отвагу.

Какое счастье обогащаться мудрыми и
ясными мыслями и словами Оталина. Слово
Сталина всегда оплодотворяло и оплодотво-
ряет ‘творчество всех  советеких, B TOM
числе украинских литераторов и работни-
	rap Искусств. В ето произведениях они.
	черпали и черпают ту силу, которая в0-
оружает их великими идеями большевизма,
делает их мужественными и закаленными
в борьбе за коммунизм.

Сталин — зол0т0е утро человечества,
волнце, величественно  взошедшее Hal
землей!

На лучших, самых звонких струнах
слагают советекие народы песни о нем,
великом творце дружбы, равенства и брат-
ства между народами, навсегда освобож-
ценными от цепей рабства и тьмы.

( особенной любовью создают наши с0-
ветские работники искусств произведения,
‘посвященные товарищу’ Сталину. Из самой
	заветной душевной сокровищницы хочется  .
	каждому из нас взять самые сильные, са-
мые теплые слова любви, слова нежности
и блатодарности, чтобы воспеть, прославить
Сталина.

Ведь речь идет о создании образа того
человека, в котором воплощены черты
Владимира Ильича и который в № же
время, по словам М. И. Валинина, сам
«имел немалое влияние на Ленина». Речь
идет о человеке, о котором в таким восхи-
щением говорил пламенный  большевик-
сталинец 0. М. Киров; «Трудно предета-
вить себе фигуру питанта, каким является
Сталин. За последние годы с то-
го времени, когда мы работаем
без Ленина мы но знаем ни
одного поворота в нашей рад-
боте, ниодного сколько-нибудь
крупного начинания, лозунга,
направления в нашей поли-
тике звтором  воторого был
бы не товарищ Сталин, а кто-
нибудь другой. Вся основная
работа—это должна знать
партия—проходит по указани-
ям, по инициативе и под руюо-
волетвом товарища Сталина».
Речь идет о создании образа того человека,
через которого, ‘как сказал французский
писатель-б0ед Анри Барбюс, «раскрывает-
свя новый мир».

Лучезарное имя Сталина озаряет весь
мир. В эти декабрьские дни ‘не только из
	республик Советского (Союза, & и с0 всех
	стран мира трудящиеся посылают Сталину
подарки. Зарубежные прузья шлют нашему
вождю грамоты 06 избрании товарища
Сталина почетным гражданином Праги,
Будапешта, Софии, почетным гражданином
Румынской народной республики. Рабочие
города Варны в Болгарии ходатайствовали
перед своим правительством о переименова-
нии Варны в город Сталин. Поздравление
OT индусов кропотливо и с любовью напи-
сано на малюсеньком зернышке риса. А
под письмом жителей Северной Кореи —
свыше 16 миллионов подписей.

Во всех концах земли слышно имя
(Сталина!

Александр Фадеев пишет в «Правде» о
своем пребывании в №итае:

«Нам никогда не забыть, как в каждом
Тороде. встречавшем нас.’ из десятков и
	‘сотен тысяч уст громом прокатывалась над
	толпами слава великому Сталину:
«Сталину — десять тысяч лет жизни!».

Я, лично, до сих пор Волнуюсь всякий
раз, когда припоминаю, как в Англии в
дни конгресса мира жители далекого
шотландекого города Эбердин ветречали на
вокзале нас, советских делегатов, возгласа-
ua: «la злравотвует Сталин! Ла здрав-
ствует мир!».

Мы побывали в этом городе на машино-
строительном заводе. Многие рабочие, ©
которыми мы разговаривали, просили нас
передать сердечное приветствие Сталину:

— Сталин — наша надежда, — говорили
они.

В этом же тоду мне довелось присутет-
вовать на большом митинге на тракторном
заводе в Варшаве, Весь зал клуба гремел
от аплодисментов и возгласов в честь
Сталина, который слас трудящихся Поль-
ши от фашистской неволи.

В селе Петрич, около Софии, в Болга-

рии, мы видели во многих крестьянских
избах на самом почетном месте убранные
цветами портреты Сталина. Ш первое, что
мы услышали там,— желание перестроить
свою крестьянекую жизнь так же, как
перестроили ее советские народы, под
мудрым водительством вождя.
‚ юди стран народной демократии на
демонстрациях, заявляя о своем желании
следовать примеру Советского Союза, высо-
ко поднимают портрет товарища Сталина.

Каждый из нас, работников. искусства,
будь-то cKYIBUTOP, художник, писатель
или композитор,— в своей ‘творческой ра-
Gore стремится как можно ярче и точнее
передать величие вождя, строителя и пол-
ководиа; отобразить силу его воли в’ борь-
бе за человеческое счаетье. Сталину посвя-
шены самые искренние помыслы и самые
высокие стремления наших писателей, ибо
в образе вождя воплощаются понятия 0
Ролине. народе, партии.
	Когда б сердца народов слить в одно —
Твое большое сердце будет, Сталин!
	с волнением восклицает ВБ. Сосюра.

Партия Ленина-——Сталина, для меня лич-
HO,— самая величественная и ответетвен-
нейшая тема.

Сердечные “произведения, посвящаемые
советскими писателями Сталину, являются
выражением любви всего нашего народа.

Великая радость высказывать в своих
произведениях безграничную ‘блатодарность
украинского народа Сталину за золотые
моря колхозных полей, за достижения ра-
бочих на мощных заводах, шахтах и фаб-
puxax, 3a Днепрогэе, за звучание звонких
голосов детей и юношей в школах и вузах,
за новыю песни, новые книги, за всю pa-
дость жить в Слалинекую эпоху.

Вольшевиетская партия, Ленин и Сталин
дали украинскому  наролу государетвен-
HOCTb, помогли развить свою. советскую
национальную культуру, полностью’ об’еди-
ниться в едином Украинском Советском
государетве.
	Нам завжди у битвах за долю народу
Був другом 1 братом рос йський народ.
[ Левн осяяв нам путь на свободу,
  Сталн веде нас до сытлих BHCOT.
	Весь украинский народ идет к комму-
низму, об’единенный сталинской дружбой
народов, чувством единой семьи. Мы идем
вперед спаянные, закаленные, готовые
	‘Преодолеть все трудности и преграды.
	Долгих лет и полного здоровья нашему
	дорогому, родному Иосифу Биссарионовичу
Сталину.
	режиссеру, подробно раз’яснив ему исто-
рическое значение действий Щорса и, co-
ответственно, особенности творческой за-
дачи постановщика.

Каждая встреча е товарищем Сталиным
—orpomHoe событие в жизни советского
художника. Мне также довелось испытать
это большое счаетье.

Я присутетвовал на заседании в ЦВ
ВЕС), посвященном обсуждению филь-
мов «Большая жизнь» (вторая серия), «Ад-
мирал Нахимов», «Простые люди», «Иван
Грозный» (вторая серия). Неизгладимое
внечатление произвела на меня речь
Иосифа Виссарионовича. выступившего на
этом заседании:

Говоря o фильме «Большая жизнь»,
Иосиф Виссарионович дал  воесторонний,
глубокий критический анализ не только
этого порочного произведения, но и многих
других советских кинокартин. Всех нас,
работников ‘кинематографии, с глубоким
вниманием. слущавших вождя, поразила та
		профессиональных вопросах, с которой он
подверг, разбору наши фильмы. В этот
день мы услышали. из уст товарища
Сталина суровые упреки в адрес тех pa-
ботников кинематографии, которые не ‘по-
	няли, какая огромная государственная от-
	ветотвенность на них возложена. Иосиф
Виссарионович сказал, чю в таком деле,
как искусство, тем более — искусство
массовое, народное, — совершенно  нетер-
пимо безответственное, торопливое, поверх-
ностное отношение к жизненному ‘мате-
риалу:

Подробно анализируя фильм «Большая
жизнь», Иосиф Виссарионович с неодобре-
нием отметил фрагментарность, ° отрывоч-
ность сценария, отсутствие последователь-
ной связи между эпизодами картины. В
фильме, отметил он. показан незначитель-
ный эпизод первого приступа к восстанов-
лению Лонбасса. Этот эпизод не дает пра-
	вильного представления о ‘деиствительном
размахе и значении  восестановительных
	‘Главный редактор. В. ЕРМИЛОВ.
	дельности и всему народу в целом. Оя рас-
крыл всю опаюность положения и указал
выход из него.

«Наии силы неисчислимы. Зазнавшийся
враг должев будет скоро убедиться в
этом... .

Все силы народа — на разгром врага!

Вперед, за нашу победу!»

Как величавый сеятель, сильной и щед-
рой рукой сеял он в наши души золотые
семена уверенности. Он призвал к дейст-
вию могучие силы всех советских людей.
Под его водительетвом шли в Gof наши
воины, совершали в тылу трудовые подви-
ги выны и дочери всех наций. В торниле
Великой Отечественной войны, как нико-
гда, окрепла и закалилась дружба совет-
ских наролов. И мы знаем, какой урожай
вырос из семени, посеянного нашим вели-
ким вождем 3 июля 1941 года. Имя этому
урожаю — Победа!

Латышекий народ, дважды спасенный
Сталиным от ‘национальной гибели, вечно
будет е глубочайшей благодарностью пом-
	Нить огромную заботу вождя, его отече-.
	ское внимание и повседневную = помошь
как в лни войны, такси в годы мирного
строительства. Исторические решения 0
создании латышекой стрелковой дивизии, о
создании штаба партизанского движения в
Латвии, телеграммы товарища Сталина
с выражением благодарности за созданные
на средства  эвавуированных ‘латышей
эскадрильи боевых самолетов и танковую.
колонну, исторический приказ Верховного
Главнокомандующего о преобразовании ла-
тышекой стрелковой дивизии в твардей-
скую, приветственная телеграмма товарища
Сталина по случаю певческого празд-
ника Советской Латвии — навеегда оста-
нутея для нас дорогими реликвиями, свер-
кающими вехами нашей истории.

Снова ярко и ласково сияет над Совет-
ской Латвией солнце Оталинекой Конститу-
ции. Расцветает новая жизнь, полная кра-
соты и счастья. Из руин встали заводы
ий электростанции, разрушенные врагом,
выросли новые могучие предприятия, He
существовавитие до’ войны. ‘Далеко  шалну-
ла вперед латвийская деревня, ставшая
на путь сплошной коллективизации, и
многие из молодых колхозов © гордостью
носят имя великого Сталина, чья мудрость
й отеческая забота создали эту новую
счастливую жизнь.

Недавно я участвовал в событии, кото-
poe для латышекого народа имело огром-
ное историческое значение. Одному из на-
ших колхозов, пионеру коллективизации,
был вручен государственный акт на веч-
ное пользование землей. Вчералиние батра-

ки и бедняки стали хозяевами той самой
	земли, на которой они десятки лет гнули
спину на кулаков-мироедов. Взволнованно
говорили они о своей новой светлой судь-
бе. И первой мыслью, первым  чуветвом,
выраженным простыми, от глубины души
идущими словами, была безграничная 110;
бовь H OarOlapHOCTh RORAIO:
	— Беликое = наше спасибо родному
Сталину за счастливую налгу жизнь в нз-
стоящем и за прекрасное будущее наших
детей! Он освободил нас от гнета и нише-
ты. А мы уж не подведем нашего ‘родного
отца, отплатим за его заботу и доверие —
будем все трудиться так, чтобы скорей
построить коммунизм в нашей стране! ^

Да, все, что создано нового в Советекой
Латвии, связано с именем Сталина. Bee
великие преобразования в жизни реепуб-
лики подоказаны и предначертаны им. Он
развязал творческие силы латышекого на-
рода, вдохновил его на труд и на подвиги.

И то же самое, говоря о своих доети-
жениях, может сказать о товарише Сталине
любой народ нашей великой советской
етраны. Он для всех нас — вождь, друг,
отец и учитель. И за все это — великое
ему‘ спасибо от всех!
	Слава нашему Сталину!
	Вилис ЛАЦИС
	гой, облечен великий вождь советского на-

а.

В 1929. году, отвечая Ha поздравления
по поводу 50-летия ео дня своего рожде-
ния, товарин, Сталин писал:

«Можете не сомневаться, товарищи, что
я готов и впредь отдать. делу рабочего
класса, делу пролетарской революции и
мирового коммунизма все свои силы, вое
свои способности и, если понадобится, всю
свою кровь, каплю за каплей».

Это твердо знают, в это непоколе-
бимо верят весь советский народ, ве
честные люди на земле. Вот почему
ий в годы борьбы за строительство социа-
лизма, ив годы тяжких испытаний войны,
котла дело шло о жизни Советского госу-
даретва, наш народ © безграничным дове-
рием шел и идет по указанному Сталиным
пути.

Есть один 06060 незабываемый день и в
моей жизни, и в жизни моего народа, ив
жизни всех советских людей. Этот день —
3 июля 1941 гота.

Улипы Риги-—столицы нашей Латвии
были затоплены  гитлеровокими орлами.
Сжигая и разрушая вое на своем пути,
они бешено рвались вперед, стремясь про-
биться ‘к Москве и Ленинграду — жизнен-
ным центрам советской страны,

Республиканокий партийный и совет-
ский актив Латвии находился тогда в He-
большом уездном городе Валка, на север-
ной окраине республики. Пламя пожаров
расстилалось над ней, на полях и дорогах
умирали от пуль «мессерииилиттов» Halla
мирные люди.

Вспомнилось нам в те дни другое мрач-
ное время, то, что предшествовало уста-
новлению советекой власти в Латвии. Ja~
тышскому народу, как и народам Литвы и
Эстонии, угрожала гибель; буржуазно-фа-
шистокие правители готовились продать
их Гитлеру на порабощение. Это означало
бы кровавое рабство, сплоптное онемечива-
ние, национальную смерть литовцев, ла-
тышей и эстонцев, гибель их националь-
ной культуры. Наши взоры тогда с вели-
кой надеждой обращались к товарищу
Сталину. я

Сталин не допустил этот. В роко-
вой час он пришел на помощь нашим на-
родам и спас их! Не стало фашистских
правительств, не стало их гнета и угрозы
гитлеровского порабощения. Народы При-
балтики были уже хозяевами своей судь-
бы и под солнцем Сталинской Конституция
начали строить новую счастливую жизнь,
которая сразу дала такие прекрасные
веходы!

Но опять смертельная угроза нависла
нал нашей жизнью) Гибло то, что с такой
любовью было построено народом B Te
чение первого года советской власти. Не-
ужели это конец всем лучшим чаяниям?
Нет, не могло ‘этого быть! Ведь с нами
Сталин, з гле Сталин, — там победа.

Й вот 3 июля 1941 года мы услышали
голое вождя:

«Товарищи! Граждане!

Братья и сестры!

Войцы нашей армии и флота!

К вам обращаюсь я, друзья мои!»

Мы стояли на улицах небольшого, горо-
да, так же, как стояли в тот час совет-
екие люди на улицах и площадях веех. го-
родов нашей Родины, приковав взглялы к
репродукторам, откуда раздался голос
товарища Сталина. Мы слышали этот род-
ной голос, и казалось нам, что Сталин —
рядом с нами, каждый из нае как бы ви-
дел знакомые, дорогие черты ero лица.
И то, что было тогда сказано им, он го-
ворил каждому из нас — лично и, непо-
средетвенно. Он начертал программу дей-
ствия каждому советскому человеку в от-
		народный артист СССР
	работ-в Донецком бассейне. Что же. касает-
ся образов кинофильма ‚«Большая жизнь»,
то ‘они не отображают людей славного co-
ветского Донбасса, воспитанных годами
советской власти и прошедших войну. Co-
ветские люди изображены в картине лож-
но, фальшиво.

Товарищ Сталин развернул пере
нами яркую картину довоенного состояния
Донбасса и тех задач, которые уже роше-
ны сейчас в процессе его восстановления.
Это в еще большей наглядностью показало
нам всю убогость событий, изображенных
в фильме, по сравнению с тем, что проис-
ходит в резльной советокой жизни.

Столь же аргументированно говорил
Иосиф Виссарионович о грубых ошибках
сценариста и режиссера фильма «Адмирал
Нахимов». И на этот раз корни оптябок, бы-
ли в незнании материала. Иосиф Bucca-
рионович рассказал нам о значении Синоп-
ского сражения, о том, как воины Нахи-
мова взяли в. плен целую группу турен-
ких тенералов во главе с командующим,
Этот важный исторический факт странным
0бразом «выпал» из фильма о Нахимове.

Заканчивая 0800 ‘замечательную речь,
Иосиф Виссарионович сказал. что иные
	Таботники искусств не изучают материала
своето творчества, не знают плавхы Hames
	жизни в ее передовых тенденциях. Наша
страна, наши люди стали другими. Измени
лись и вкусы советских людей. Они стали
более высокими. Снова подчеркивая огром-
ную ответственность советского художника
перед. народом, товарищ Оталин’ указал на
недопустимость. недобросовестного отноше-
ния к творческому, труду.

Сейчас я заканчиваю работу над новым
фильмом. Как воегла, перед ‚завершением
с’емок, меня охватывает глубокое волнение:
что скажет о фильме Иосиф Виссарионович
Сталин? Ведь он просматривает все без
исключения кинокартины, выпускаемые
советскими. киностудиями,

Несомненно одно: каждый советский ху-
дожник знает, что от Иосифа Виссарионо-
вича он всегда усльшпит бесспорную, под-
линную, ничем не, омягченную, прямую
правду о своей работе, глубокую, ясную
оценку, указывающую путь Bienen.

Бдохновитель советского искусства.
	CTBO которых становитен достоянием м»
лионов людей. Правда жизни и знание
марксизма — BOT что необходимо ‘совет-
ским художникам, — указал в этой беседе
Иосиф Виссарионович,

Эти указания товарища И. В. Сталина
свидетельствуют о TOM, какое огромное
значение придает Иосиф Виссарионович
общественной роли советского искусства,
советского художника. Говоря об ответ-
ственности художника 32 cBOe дело,
товариш Сталин подчеркивал  необходи-
мость для работников искусств самого при-
стального знакомства в жизнью. глубокого
ий правдивого ев отражения.

А как заботливо, как внимательно от
носится Иосиф Виссарионович к творче-
ской судьбе каждого из художников совет-
ского кино, как сердечно помогает он ма-
стерам. кинематографии добиваться новых
	  успехов, как учит их исправлять творче-
	ские ошибки! М. Чиаурели, ©. 16-
расимов и другие наши  кинорежиссе-
ты в трудные минуты ° своего TROD-
	ческого YT неизменно находили ошору
в лице товарища Сталина — великого
друга советской кинематографии.
	_ Q том, насколько предупредителен и чу-
ток товарищ И. В. Сталин, когда дело Ba-
саютея творческих проблем. очень хоропто
рассказал А. Довженко:
	1935 roxy на заседании IVA
CCCP, посвященном вручению ‘орденов
работникам советского ’ кино, товарищ
	И. В. Сталин, обращаясь в Довженко, по-
лучившему награду, подал реплику:

— За ним долг— «Украинский Ча-
паев».

Речь шла о создании фильма «Щорс».
Однако, выдвигая эту тему, Иосиф Висса-
рионович не хотел, чтобы Довженко рас-
оматривал это предложение, как директиву.
Он специально пригласил к cede Довжен-
KO, чтобы посоветовать ему делать фильм
о Шорее лишь в том случае, если это сов-
падает с творческими планами режмесера.

Нужно ля напоминать читателям 0 TON,
чо Довженко охотно принял › совет
товарища И. В. Сталина, п фильм о «Щор-
ce> вошел в сокровищницу нашей кине-
	матографии. Нужно ли говорить O TOM,
что й на 9тот раз товариш Сталин помот

силуэты высотных зданий — воплощается
в жизнь новая ‘ градостроительная ‹ идея
товариша И. В. Сталина.

Много ценных и мудрых советов полу-
чили у товарища Сталина работники co-
ветской кинематографии. Этому виду’ ис-
кусства Иосиф Виссарионович всегда уде-
лял 060б0е, пристальное внимание. Еще в
1924 году он охарактеризовал кино, как
«величайшее средотво массовой агитации».
Эти слова товарища, И. В. Оталина, произ-
несенные на ХШ с’езде партии, побудили
с’езд принять развернутую резолюцию 0
кинематографии, послужившую ° основой
идейно-художественного и техническото ро-
ста советского кино. И уже через 11 лет,
поздравляя работников ° советской ки-
нематографии c ee 15-xermem, Иосиф.
Виссарионович писал:

«Кино в руках Советской власти пред-
ставляет огромную, неоценимую силу.

Обладая исключительными  возможно-
стями духовного воздействия на массы,
кино помотает рабочему классу и его пал-
ии воспитывать трудящихся в духе ‹0-
циализма, организовывать массы на Sopb-
бу з& социализм, подымать их культуру
и политическую ‘боеспособность.

Советская власть ждет от вас новых
успехов — новых фильмов, ° прославляю-
щих подобно «Чапаеву» величие истори-
ческих дел борьбы за власть рабочих и
‘крестьян  Советекого Союза, мобилизую-
щих на выполнение новых задач и напо-
минающих как о достижениях, таки о
трудностях. сопиалистической стройки,

Советская власть ждет от вас смелого
проникновения ваших мастеров в новые
области «самого важного» (Ленин) и са-
мого массового из искусств — кино».

Мысли, сконцентрированные в 9TON
кратком приветствии, И. В. Сталин часто
развивал и углублял в своих беседах с
	мастерами кино. В беседе с С. Эйзенштейном
и Г. Алексанлровым Иосиф Виссарионович
говорил о великом значении советского
		питания нашего народа, для пробуждения
политической активности трудящихся вее-
о мира. Товарищ Сталин  подчерюнул,
	сколь ответственное дело призваны Бы
полнять советекие киноработники, искус-

кций и издательства: 2-й Обыленский иёр, 14 (для телеграмм — Москва, Литгазета)
внутренней жизни — Г 6-47-20, междунаролной жизни — Г 6-42 62, науки — Гб 39-20,

Типография имени И, И. Скворцова-Степанова, Москва, Пушкинская площадь, о,
	беспредельным восхищением перед их г®-
ниальным автором, столь просто, чеканно
и безошибочно анализирующим процессы
развития нашей драматургии и театра.
Это чувство восхищения и благодарности
охватывает всех мастеров искусств, котда
они приникают к животворному источнику
сталинской мудрости.

Сохранились воспоминания покойного
Л. М. Леонидова, замечательного актера
МХАТ, народного артиста CCCP.

«..И. В. Сталин великолепно знает
театр, он настоящий театрал, — paccka-
зывал Леонидов. — ПШочти все спектакли
Художественного театра он смотрел по не-
скольку раз... Меня всегда удивляло то;
что товарищ Сталин, ведущий поистине
гранлиозную работу, знал по фамилии не
	ТОЛЬКО вВ6©60х . ВеДУШИХ исполнителей, но и
	их дублеров».

Знаменитое сталинское определение, co-
BOTCKOH KYIBTYDEL, как национальной по
форме и социалистической по  содержа-
нию, обязывает художников к глубокому,
веестороннему изучению народного творче-
ства. В своих беседах с работниками ис-
куеств товарищ’ Слалин неоднократно оста-
навливал их внимание именно’ на этой за-
даче.

«—Вам нужно пополнить свой реперту-
ар народными песнями... — оказал товарищ
Сталин А. В. Александрову — руководи-
телю. прославленного ансамбля красноар-
мейской песни и пляски. — Используйте
народную песню как можно шире... У вас
есть все возможности для этого».

Товариш Сталин указывал, что те ком-
позиторы, которые несерьезно, поверхност-
но относятся к художественным  ботатотвам
народной музыки, не понимают, что на-
родные мелодии, создававшиеся в течение
сотен лет, — совершенная, законченная
форма искусства.

Многообразные указания получили лич-
но от товариша И. В. Оталяна и советекие
архитекторы. Иосиф Виссарионович был
ИНИНИаТоТОм таких врупнейших архитек-
	турных сооружений. как канал Москва —
Волга, московское. метро. Он созлал заме-.
	чательный план реконструкции столицы
Советского Союза. Мы уже  вилим,
как поднимаются нал Москвой стройные
	Все деятели советского искусства, кото- лем в a. De MN
и этттато ооаосфте ротоечалтея и 0бесе- Г телю. прославленного
	рым выпало счастье встречаться и bece-
довать в товарищем И, В. Сталиным, не-
 изменно убеждались в TOM, что ни одно
крупное событие художественной жизни
не остается вне поля его зрения. В обла-
CTH создания социалистической культуры
товарищ (Сталин, как и во всех областях
нашей жизни, является вдохновителем и
организатором творческих побед.
` Музыканты и архитекторы, драматурги,
актеры и режиссеры театра и вино,—все
они испытали на себе могучее, благотвор-
`ное, влохновляютщее воздействие сталин-
ских мыелей, сталинских указаний.
Недавно вышли в свет 11-й и 12-й
томы сочинений Ибсифа Виссарионовича
Сталина. В этих томах виервые опубли-
кованы = письма вождя к писателям
В. Вилль-Белоперковскому и А. Безымен-
скому. Читая эти письма, проникаепться
	«Литературная газета» выходит два раза
	в неделю: по средам и субботам.
	Редакционная коллегия: a ATAPOB, А. БАУЛИН ` (зам. главного

редактора)
	Б. ГОРБАТОВ, А. КОРНЕИЧУК, Л. ЛЕОНОВ, А. МАКАРОВ, М. МИТИН,
Н. ПОГОДИН, П. ПРОНИН, А. ТВАРЛОВСКИ И.
		Б — 02885

Телефоны: секретариат — Гб-47-41, Г6-31-40, отделы: литературы и искусства -— Г 6.43.99
	69 науки — Гб 39:20, информацей -- Г 6:44-82, отдела писем — Г 6-55-60, издательство — К 0-36-84, Г 6-45-45.