5а плечами каждого солдата сотни ки-
пометров фронтовых дорог. Фореированные
	реки и проиденные с боем леса...

‚И вот, еше один лес на пути, — «чи-
стенький сосновый тесок, такой же точно,
вак и только что пройденный солдатами.
А. это была Германия».

Могучая волна настунления Советской
Армии переплеснулась через последнюю
границу войны. — через тот рубеж, что
на протяжении долпих четырех военных
ет представлялся в  кажлой  солдалекой
мечте необыкновенно значительным. А
тут был просто лес, а потом еще друтой
лес, и только к вечеру узнали солдаты, —
«простые люди без карт», — что земля, по
которой они идут, это и есть Германия.

‹ — Так вот ты какая!..— задумчиво про-
изнес какой-то коренастый русский солдат,
ватервые назвав Германию в упор на «ты»
вместо отвлеченнотго и враждебного «она»,
как называл он ее в течение четырех по-
следних лет. И все подумали о великом
Сталине, который вел и привел их сюда.
И, подумав о нем, солдаты носмотрели друт
на друга. и их зрачки расширилиеь от
торделивого сознания собственной непобе-
Димой силы:

— Так вот мы какие!»

Вартина наступления,  проникнутого
ошущением близости желанной победы,
открывает новый роман Jw. Казакевича
«Весна на Олере».

‘Помогая читателю втлядеться в могучий
поток наступающей армии, автор романа.

POBOPET:
«Поистине каждый человек, двитавший-
ся о дороте, мог бы стать героем поэмы
или повести...»
 Й словно бы невзначай освещает автор

лица своих героев, возникающих в этом

потоке.

Входят в роман разведчик майор Лубен-
лов и капитан Чохов, врач Татьяна Коль-
цова и рыжеусый солдат-сибиряк. Но мы
виесте с автором отпущаем, что упали свет
Be на эту четверку, а на любую другую
группу людей, движущихея на запал, вое
равно, мы встретили бы ту же беспредель-
ную душевную чистоту, то же ралослное
жизнелюбие, то же неутасимое и гордое
чувотво любви к своей Родине и своему
народу, бесворыстную щедрость солдатокой
дружбы, чудесную скромность истинного
героизма, сознание всепобеждающей силы,
которые вложили в миллионы сердец боль-
шевистская партия и великий Салин.

`В романе Эм. Базакевича много частных
сюжетных линий.

ЗВозникает и развивается сильная и чи-
eran любовь Лубенцова и Тани..

Раскрывается перед читателем драма.

генерал-лейтенанта Сизокрылова, который
‘в одном из недавних боев потерял своего
единственного сына.

Вынужденная разлука раз’единяет ком-
bara Весельчакова и медсестру Глазпу Ео-
ротченкову, любящих друг друга и про-
педших вместе множество испытаний.

Старший сержант Сливенко, ротный
парторг, итет на дорогах Германии свою
дочь, утнанную титлеровцами.

< Фестокая борьба, с горечью раннего опу-
етошения происходит в душе катитана Чо-
хова: война тгрянула, когда ему едва ис-
полнилоеь девятнадцать лет, и сразу ли-
в его всех близких.

‘Во тлавной становится, однако, не ка-
и: ш этих частных линий, &
всеобщее, равно влалеющее  воеми
стремление к победе, ясное сознание исто-
рической миесии своего народа, живутцее в
каждом сердце понимание своей актив-
ной роли в грандиозных событиях ве-
ликой весны. Во имя достижения великой
пели подчиняются воинскому долгу все
личные чувства. Самоотверженное выпол-
нение долга оттесняет и любовь Лубенцо-
ва, и горе Сизокрылова, и тоску Сливен-
во, и иссушающее ожесточение Чохова.

BOT этот-то самоотверженный ‘мас-
совый подвиг веего советско-
то народа представляет собою истин-
ную основу умной. страстной и волную-
щей книги, написанной Эм. Казакевичем.
Герой ве —— советский народ, ведомый к
победе  полководческим гением великого
Сталина.

Недаром хумам  советоких людей о

ине посвящено столько проникновен-
НЫХ страниц Томана.

. т едет в одну из наступающих ча-
стей член Военного Совета армии пенерал-
тейтенаят Сизокрылов. Ero сопровождает
командир танковой части, только что при-
бывший на фроте Урала. Он раюсказы-
вает, что весь путь от Урала до Восточной
Германии был проделан за четыре дня.

— Шо приказанию товариша Сталина
нам устроили «зеленую улицу».

На этом небольшом примере мы еще раз
убеждаемся, что товарищ Сталин видел пе-
ред собою весь фронт грандиозной борь-
бы, в ето малейших деталях; что он на-
правлял не только удары целых фронтов,
во и руководил движением отдельных ча-
стей, подводя их в нужный момент на уси-
ление главного улата.

-...Вот член Военного Совета генерал-лей-
тенант Сизокрылов, возвратившиеь в свой
Штаб, проходит к аппарату ВЧ, ив coces-
ней комнате, те собрались генералы,
воцаряется тинтина.

.«— С товарищем Сталиным говорит, —
вполголоса сообщил кто-то из стоявлиих пю-
ближе к двери.

Жто-то посмотрел на бвои часы. Ero
примеру почему-то последовали все, в TOM
числе и Дубениов. Время было позлнее—

верное, раннее — четыре часа утра. Bee
переглянулиеь — во взглядах  читалась
отна обраловавитая всех мысль: «Сталин
	бодротвует».

_Повле этой ночи, возвращаяеь 07 Сизо-
крылова в свою роту, Лубенцов размыш-
ляет о пережитом во время короткой но-
елки:

` «Ве, что он видел и слышад,.. глубоко
поразило Лубенцова и казалось ему связал-
ным одно с другим неразрывными узами.
Цаже забота генерала о своих автоматчи-
ках и внимание ето к нему, Лубенцову,
приоброгали нехое необычайно важное зна-
чение и тоже прелотавлялись гвардии
майору имеющими прямое отношение и к
Сталину и`к непреодолимой силе нашего
‘наступления».
	Эм. Казакевич.
Яеурнал «Знамя».
	«Весна на Одере» Роман,
№ 8, 9 10; 1949 г.
	ряючея в толие беженцев ошолоумевигие от
	страха ряловые эсэсовцы и ‘фашисты. Ви-
дят развал своей армии и, и Ро-
зенберг, Мечется в подземном убежище
Гитлер, слушая крыюйный писк, проры-
	МАРЬЯМОВ
«<» и,

Ра: NE, SOMERS ARIA AEMER AUER SAAR AU
Ожидая паступления на Бардин, солдат i из-под желтых кафельных тети-
говорит с уверенность: mh, TOR... ,
		Отаруха Влайнердинт, вытоняющая ‘из
дома Кюнража Винкеля, корветенкатитан
Эбертарлт,’ призывакилий по ралию немеп-
	ких солдат сложить оружие, мичер Вилли.
	Влаус, который проводит советеких бойнов
по минному полю, воплотталот в себе
	Германию, освобождающуюся от действия
	яда гитлеровелюй пропагажльт.
Й, наконец, в лице коммуниста Эваль-
1а, Которого советевие воины освоболили
	из гиттеровового конилалеря, повазан. один.
	из строителей будущей свободной Теумании.
	Прекрасно передано в романе чувелво
	освобождения. овладевшее тысячами м ле-
	сятвами тысяч людей, перед которыми
победа советского оружия распахнула две-
ри тюрем и конилатерей и. открыла им
путь на Родину.

Ралость освобождения несли народам
простые советекие люди, и их ‘чудесные,
неповторимые черты превосходно показа-
ны в новой книге Эм. Вазакевича.

Мы запомним скромность и отвагу два-
дцатилетнего ефрейтора бСемиглава, вели-
кую щедрость души Жалистрата, Рукавии-
никова, который, потеряв руку в бою. ду-
	мает весе же нео 0 своей беде, &о тм. чо’
	на родной земле «люди нужны, не все по-
ля еще засеянные и дети слабые на вид».
Мы запомним и ординарца Чибирева, кото-
рый погибает, епасая своего командира, и
рыжеуеото солдата-сибиряка — Tore, что
радуется тишине, наступившей в лень
победы.

Наряду е людьми, завоевывающеими сра-
зу любовь и восхищение. писатель ‘пока-
зывает и тех, в ком нужно разобраться,
не доверяя первому впечатлению. He opa-
зу, например, за насторовенной замонуто-
стью Чюхова, за ето кажущимея честолю-
бием и склонностью к рисовхе открывает-
		жестоко израненного войной.

Есть, конечно, и люди, воторые несим-
патичны и самому Вазакевичу. В их числу
принадлежат полковник Красиков и майор
	Антонюк. B них, кстати, много общето.
063 они сухи, собялюбивы, а, слелователь-
	5ю, равнодупены в другим людям.

1 ему дороги Tamme качества, как
непосредетвенноеть связиста Никольского,
любовь в своему делу, владеющая искус-
ствовелом (a теперь военным переводчиком)
Оганесянюм, сердечность Глаши Воротчен-
ковой. 7
И особенно обаятелен многогранный и
полнокровный образ главного тероя рома-
на, — майора Тубенцова.

B ero облике воплощены лучшие черты.
поколения,  воспитанното в сталинекую.
Boxy. ,

Сергей Лубенцов вырос на Дальнем Во-
стоке, в знаменитой Волочаевке, и самым
ярким воспоминанием ето детства стал
«человек со знаменем, видимый со всех
сторон далеко в тайге; на болотистых па-
дях и лесистых рёлках».— памячни тем,
KT) завоевывал совелекую власть.

В душе Лубенцова. всегла жило хозяй-
ское чувство пю отношению к  окружаю-
щему миру. me

«Любой непорядок в HEROIC, леспромхо-
зе, районе и во воем мире он принимал
близко к сердцу, как личное дело. Чей-
нибудь нечестный поступок,  мокнущий
нод осенним дождем неубранный  колхоз-
ный хлеб, фашистокие злолейства в Гер-
мании и линчевание негров в Америке
вызывали в нем безмерное негодование и
страстное желание немедленно, как можно
скорее поправить дело, наказать  винов-
ных, восстановить справедливость».

Моральная чистота советского человека,
готовность ето к подвигу во имя всеобще-
по счастья и справедливости, сила высо-
их чуветв, цельность характера полно
и наредкость сильно показаны Эм. Ваза-
кевичем в образе майора Лубенцова.

Ееть частные недостатки в «Beene на
Одере». Не стоило, например, с такой сни-
схолительностью относиться к мародеру
Пичутину. Терпимость товарищей и та
пассивная  неодобрительность, = которую
проявляет к Пичугину Сливенко, неправ-
доподобны. Смерть Пичугина от мальной
пули походит на некое «возмездие караю-
Mero рока», и потому Bech этот эпизод
выглядит в романе чужеродным.

Вряд ли стоило также рисовать Лубен-
цова в виде этакого  ангела-хранителя,
идущего е белым флагом, без оружия, под
немецкие пули. В этой сцене он выгля-
кит немощным, и это резко противоречит
Boek картине огромной силы великого на-
ступления. В понятие доброты этот эпи-
30 привносит именно тот привкус мани-
ловското «милосердия», которое так убе-
дительно разоблачено всем образом Сизо-
Крылова.

Несколько нарочитой,  искусотвенной
кажется долгая разлука Лубениова и
Тани, считающей майора убитым. Вторая
часть романа построена более рыхло, не-
жели первая и последняя.

Однако все это, повторяем, частные
недостатки, к тому же легко устранимые.

‚В пелом же роман представляет собою
больную творческую победу — писателя.

В новом романе вновь, ис еще боль-
ей отточенностью, сказалось присущее
Казажевичу ботатотво языйа, ето умение

зивописать словом. полюбившиеся. читале-
	лю уже в «овезле».

Чудесна точность и акварельная чието-
та картин природы, органически сливато-
щихся с общим настроснием книли. Авто)
глядит на природу тлазами героев-побели-
телей, несущих весну человечеству.

Из воето содержания романа,\ из всех
ero образов и событий естественно. и зако-
номерно возникают завлючительные стро-
ви:

«Солдат опять прислушался к тишине
й тихо оказал:

— Сталину спасибо,

«Да, ему сиасибо, — думал член Воен-
‘Horo Совета,  проотившись с рыжеусым
солдатом и медленно идя Both берега
Эльбы. — Спасибо его светлому уму, же-
лезной выдержке. изумительной настойчи-
вости и необыкновенной  прозорливости.
Партии, которую он выковал, аомии, ко-
торую он создал, нзроду. который он под-
HAR Ha небывалую высоту. пасиб!»

товорит с уверенностью:

«— Оталин ве спит.. Я ysepen, что он
думает о нас. Абсолютно уверен».

И, наконец, когда вся гигантекая ма-
шина, мудро подготовленная для нанесв-
ния грандиозного исторического удара,
приходит в действие. мы вновь в мыслях
тенерала Сизокрылова узнаем мысли каж-
ROTO советского” война, каждого. советекого
человека:

«Подобно сотням тысяч людей на всем
протяжении фронта. генерал Сизокрылов
думал теперь о Сталине’ В эти мгновения
завершалось: одно из величайших дел ве-
ликой жизни учителя и вождя народов:

. Orda Сизокрылову случалось видеть
Сталина, он всегда испытывал неизменное
чувство любви, облатодарноети и невольно-
то удивления. Вак. было не удивляться
разносторонности, кристальной  яености
‘суждений, смелости решений. учителя...

Быть таким, как Сталин, невозможно,
но учиться у него, каждый свой поступок
сообразовывать со сталинским учением и
MOTOLOM руковолетва — в этому стремились
Сизокрылов и другие, большие и малые
деятели партии».
  Эм. Казакевия показывает в своем ро-
мане таких деятелей  большевиетокой
партии, для которых стремление ©00бразо-
вать каждый свой поступок со сталинским
учением стало Е чертою харак-
тера.

Не только по должности, но по самому
своему складу POTHEHE Tapropr Сливенио —
подлинный вожаж солдатокой масеы. Он—
человек отромной внутренней чистоты, е
прямою дущюой и партийной совестью.

Много гнева накопилось в солдалеких
сердцах за время войны. В границам Гер-
мании каждый воин нес память о погибших
родных и друзьях, 06 ONYCTOMCHHEIX JOMaX
и поруганной земле Родины.

Было от чего ожесточиться и Сливенко.

Гитлеровекие полчища прошли по его.
родному Донбаюсу. Они бросаля шахтеров.
и вчерашних швольниЕов в стволы затоп-
ленных шахт. Среди потибщих были роди-
	чи и друзья Сливенко. Поселок, в котором
	Сливенко рос, входил в жизнь, работал, —
лежал в развалинах. Родная дочь ето была
гле-то в Германии; угнанная фаптиотами,
она жила в одном из тех страшных бара-
ков, которые теперь во множестве попадла-
лись наступающим советеким бойцам.
Ожесточение было, вероятно, одним из!
тех чувств, которые рожлали у Сливенко
непрежлонеую твердость в: 600.

‚Но вот, уже на германской земле, 8
траниее, вырылтой на скале холма, он про-
водит политбеседу с бойцами своей роты.
ар, полуенег, полулождь ранней вез-

Счастливое ощущение последних
5008 живет в каждом из окружающих Сли-
венко людей. И он ‘говорит е бойцами,
словно продолжая велух передумывать соб-
ственные свои думы. Он налюминает о том,
что «тут, конечно, надо побявить больное
рабочее, советское сознание и понять, что
к чему, чтобы не обозлиться на немцев
вообще, на всех: и на тех, что охмуряли,
п на тех, которых охмуряли...»

И, по привычке проверив себя, он ло-

бавляет:

«— И товариж Сталин нам 0б этом го-
ворил всегда...»

В минуту опасности Сливенко чуветвует
себя обязанным быть впереди. Это
его партийный долг. Ураганный
огонь неприятеля задерживает однажды
атаку на одно из сильных укреплений в
районе ПШтеттина. Минные осколки и пу-
ли дождем секут землю. Сливенко, вместе
с другими бойцами своей porn, залег за
бруствером траншеи. «Почему’ никто не
вылезает?» — лумает он. И вдруг, —
«опомнивиись», как точным словом опре-
деляет это его ощущение Эм. Казажевич, —
он сам отвечает на свой вопрос: «Меня
Ждут».

И он поднимается и идет вперед, ведя
за собою роту.

Тажов один из. «малых ‹ деятелей пар-
тии», которые стремятся каждый поступок
свой сообразовать со сталинским учением.

Генерал-лейтенант Сизокрылов —— дея-
тель несравненно более крупного ‘маепега-
ба. Но между ним и недавним шахтером,
старшим сержантом Сливенкю, разница з&-
ключается лишь в масштабе. ——в широте
горизонта, в степени подготовленности к
решению больших и чрезвычайно сложных
задач. В своем me глубочайшем человече-
свом блатородстве, в силе своей любви к
Родине, в преданности делу партии и свое-
му народу — Сизокрылов a Carmpentivo рав-
НЫ.

Сизокрылов предстает перед читателем в
TOT день, когда его извещают, что сын его,
твардии лейтенант танкист Сизокрылов,
Погиб в бою. Но торе приходится опратать,
потому что надо жить и исполнять свои
обязанности. Сизокрылов прячет и многие
другие свои чувства. Он сдержан настоль-
HO, что иные люди очитают его суховатым
и даже черотвым. Но под внешней сухо-
стью, под стротой взыскательностью кроет-
ся подлинное человеколюбие,— та истин-
ная доброта, которая чужда старому
	маниловскому представлению, отожлествля-
	ющему «доброту» с немошным Markocepre-
HOM,

Речи Сизокрылова — перед napropramy
и потом перед будущими комендантами за-
нятых Советской Армией германевих горо-
дов. — отличаются от беседы Сливенко с
бойцами во фронтовой траншее лишь тем,
что генерал более широко раскрывает пе-
ред своими слушателями историческую
перонективу. А учат они оба одному и то-
му же: умению различаль две Германии—-
фаттистскую и обманутую фалнистами. Они
учат карать одну и помогать обновлению
й возвращению к жизни друтой.

И эти две Германии также показаны в
романе.

Бредет по фронтовым дорогам осколок
разбитой фантистской армий Конрад Вин-
кель. Злобствует обер-пегурмбанфюрер Вюр-
	ке. Он не надеется уже на побеху, — где
уж тут! А в же, если пригретьея у аме-
	риканцев и англичан (а в том, что они
пригреют. Бюрке не сомневается) — кто
	‚знает, не удастся ли хоть ©0 временем“ вос-

РАЦИИ НЕ О Е Зе И Пал д:
	кресить старое п взять реванш... Раство-
. ~
	- Ha выставке показаны намболее попупярные произведения
советского изобразительного искусства, нанисанные в годы
‘сталинских пятилеток: «М. В. Сталин на ЖУТ с’езде ВКТб» и
		В день -нетия со дня рождения Иосифа Виссарионовича
Сталина в Тосударственной Третьяковской галлерее в Москве“
открылась выставка лучигих произведений советской живописи
и екуяжьитурь, воссоздающих образ великого вождя.

Картины, рисунки и скульнтуры, расположенные в восьми
залах галлереи, рассказывают о славной деятельности товарища
Сталина, в них запечатлены важнейнтие этапы ето героической
	1%
	«Незабываемое» В. Ефанова «Приезд М. 5. Сталина в Иервую
Конную армию» М. Авилова и ряд других, ИВароко предста-
влены новые работы художников и скульпторов. Среди них -—-
«В. И. Ленин и И. В. Сталин» П. Васильева, «В. И. Левин и
М. В. Сталин в Шлобе обороны Петрограда (1917 год)» В. Ореш-
никова, «Октябры в Смольном» Н. Осенева, «24 октября 1917 года»
В. Серова, «3\. В. Сталин на крейсере «Молотов» В. Пузырькова,
«Для счастья народа» Д. Налбандяна, «М. В. Сталин» Н, Том-
ского. «Клянемся тебе, товарищ Ленин...» В Вучетича и бригады
	На снимке: рис. 5. Финогенова -—-«М. 65. Сталин в Облиндазке».

®

Koma генералы уходят, Сталин говорит
Василевскому: uo

— А теперь, товарищ Василевекий, зай-
мемся действиями на других фроитах,

Таж, руководя величайшим сражением,
товарищ Сталин держит в поле  своето
зрения весь гитантекий фронт и готовит
победу на всех участках этого фронта,

Завершающий этап Сталинградской
битвы, Следуя преступному приказу. Гит-
лера, Паулюс продолжает безнаделжное ’ в-

‘противление. Советское командование ‘по

указанию товарища Сталина пред’являют

. Dayaiocy воликодчитавыей YaApTEMAaTYM, ra-

рантирующий добровольно  ‘ одавииимся
жизнь, безопасность, нормальное питание
и медицинокую помощь равеным.

Однако Берлин не принимает этого ry-
манного требования. Гитлер в исступлении
рвет телеграфную ленту с текстом усл-
вий капитуляции,

10 января 1943 год» армии Pomoccos-
ского начали разгром окруженной группи-
ровки Паулюса.

Генерал Рокоссовский докладывает
товаришу Сталину of успехе  советежих
войск, называя освобожденные ‘населенные
пункты,

— Шмню,—тихо произносит Сталил,-—
помню эти места, Воропоново — там мно
оврагов, балок, трудно вам будет...

Много лет пазад товарил. Сталин от-
стоят здесь, под Царицыном, свободу и
независимость name Отчизны. Сегодня он
руководит новой, неизмеримо более тран-
диозной битвой, за судьбу советскей Po-
REL.

Штаб Паулюса. «Солдаты нуждаются в
моральной поддержке», — заявляет. на-
чальник Masa.

— Опубликуйте мой приказ, — произ-
носит Шаулюс, и диктует: «Солдаты, вы
знаете, что грозит нам, если армия пре-
кратит сопротивление. У нас есть только
одна возможность -—— бороться до последне-

то патрона. Будем надеяться на близкое

избавление, которое находится в пути к
нам».

— 0 находится во пути к нам? —
стралпивают Паулюса.

— Омерть! — отвечает он.

Штурмуют врага, двигаясь  навотречу
друг другу, армии Чуйкова и Родимцева.
На Мамаевом Вургане они соединяются.
Знамя победы реет над советскими солда-
тами, офицерами и генералами,

— Соединилиеь, — произносят © 14-
хостной улыбкой товари Сталин, — вы:
стояли сталинградцы! Герои!

Советекие войска входят в Оталиитрад,
Сдается в плен Паулюс вместо со своли
штабом, сдаются солдаты и офицеры. Ко-
тонны понурых пленных идут по улилам
Сталинтрада...

Парадом на  Сталинтрадекой площали

сооветекию воины. скромно и гордо отмеча-

ют свою победу. _ oS
— Итак, со Сталинградоким mampasie-
	нем покончено, —— задумчиво ‘произносит
	ee EE MEENA SARIN RA eh et A

‘товарищ, Сталин, — Булем думать © лаль-
	вином

Товарищ. Сталин, ‘оклонивитиеь над ка]-
той, расоматривает ее в лупу. Медленно
движется юто рука, м останавливается над
надписью: Be }
‚ Закрывается бронзовая Крышка книии-
‘летописи ` Великой Отечественной — войны.
На последней странице: «Сталинград был
закалом немецко-фаптислокой apm, Moca
Gra. как о известно,
немцы не могли ‘уже отралиться» (Сталин).

Вторая серия фильма «Сталинтралекая
битва» — монументальное произведение,
затечачтевтиее для  воего человечества
могущество coBeTCROTO народа, великий
образ нашем  любимою вождя Иосиба
Виссалуионовича Сталина.

- Величественная, строгая и торжеетвея-
ная киноэпомея  Оталинтрадекой битвы
озарена’тламенньти чувством советского
патриотизма, великой любовью ‘народа к

ne mee

.
	„СМУ тениальному другу, учителю, пол-
воводцу — товарищу Сталину.
	Многочисленные посетители выставки увидели Сталина —
организатора. революционного движения в Закавказье, ближай-
тиего помощника Ленина в подготовке Великой Октябрьской
революции, полководца на фронтах гражданской войны.
Сталину—вдохновителю и организатору социалистического строи-

‹тельства, гениальному стратегу Великой Отечественной войны,

творцу побед советского народа в послевоенной пятилетке —
		ноевящжены многие работы хуложников,
	Сталинтрад! Topmoe имя города-героя
олицетворяет великий подвиг  совелекого
народа и могущественный тений налтего
вождя и полководца. Для миллионов лю-
дей на земном шаре это слово звучит Kak
THM торжоествуютщей победы.

Сталинграл -—— оимвол мои и несокру-
	Оталинтрад — грозное. предупреждении

поджиталелям новой войны.
‚ У стен Сталинтрала Советекая Армия,
выполняя ‹ ениальный ‘план товарища
Сталина, нанесла сокрупительное поразке-
ние немецкюо-фалтистским войскам и одер-
жала решительную победу“ знаменующую
коренной перелом в ходе Великой Отече-
erpennon войны. Сталинтрадлекая битва —
это торжество оталинской стратегии и так-
тики, это величайшее сражение в исто-
рии войн, увенчавтиее славой нашу Ро-
Дину, напт народ.

В торжественные дни, котда советский
народ и все трудящесся человечество празд-
нуют `семидесятилетие великого Сталина,
на экран выпущена вторая серия фильма
«Сталинтрадекая битва».

Автор сценария писатель НЧ. Вирта,
	Автор сценария писатель Н. Вирта,
режиссер В. Петров, оператор Ю. Екель-
чик, артист A. Дикий, снимавшийся в
‘роли Верховного  Главнокоманхующего
товарища Сталина, весь творческий кол-
лектив — создали монументальное,  вол-
нующее произведение советского  киноис-
кусства. «Сталинградская битва» — обра-
эеп художественно-документального жанра,
рожденного нашей кинематографией. Орга-
пическое слияние документальной  досто-
верности, тлубокото хуложественното 0600-
щения и эмоциональной ситы — основная
‘Черта этого жанра, ярко проявившаяея во
‘второй серии «Сталинтрадекой битвы».

..Москва, Кремль, кабинет товарища
Сталина. Верховный  Главлокоманлуюнщий
слушает доклад генерал-полковника Васи:
левекого о положении ва СОталинтрадеком
фронте. Сдан Тракторный завод. Против-
ник рвется & Boare. “Он хочет разрубить
62-ю армию и уничтожить ее по частям.

— Да, положение тяжелое, — произно-
сит негромко товаринг Сталин. -— Даль-
нейший отход невозможен, товари Васи-
левокий. Сталинград сковывает  неприя-
тельские силы, и сейчас, когла идет под-
готовка налиих войск к переходу в реши-
тельное наступление, удержание Сталин-
града приобретает исключительно важное,
значение. Передайте по прямому проводу
командующему  Сталинтрадеким фронтом
товарищу Еременко. Я требую, чтобы для
защиты Сталинграда были приняты все
меры. Сталинград не должен быть сдан
противнику, и та часть. Оталинграла, ко-
‚торая занята противником, должна быть
освобождена...

Полководческий гений Сталина глубоко
и точно определил стратегическую задачу
сталинтрадокого сражения. Воля Сталина
сплотила для выполнения этой задачи
весь советский народ, окрылила совотоких
воинов, придала им могучую силу.

Сталинград в отне. Тысячи тонн метал-
ла обрушиваются на доблестных защитние
ков Волжекой крепости. Кажется, невоз-
Можно устоять против бешеного натиска
врага, но бебетрашео сражаются coper-
ские воины. В эти грозные дни сталин-
традны пишут письмо любимому вождю.
Они дают торжественную клятву ‚ стоять
наомерть.

И как слово, данное товарищу Оталину,
помогает советскому человеку о соверпить
подвиг, так слово Сталина. обращенное к
народу. вдохновляет народ на великие ге-
‘роические дела. Нерупимое единетво вождя
й народа — вот мысль,  пронизывающая.
фильм. Невидимыми крепчайшими нитями

«отадинтрадекая оитва». Художественный
фильм, вторая серия. Сценарий ин. Вирты,
постановка В, ПШетрова. Режиссер —н. до-
сталь. Тлавный оператор — Ю. Екельчик.
Художник --* Л, ° Мамаладзе, Композитор
А, ЖХачахухти,  Звукоопервхор — В. Monon,
Производство киностудии «Мосфильм»

`Вадим КОЖЕВНИКОВ.

<
	дружбы связан великий полковолен со ©вю-
	имя солдатами. .

Враг прорвался к Волге, занал «Барри-
кады» и «Арасный Октябрь», нарушил
связь с левым берегом. Сталинграду, как
воздух, нужны боеприпасы, = продовель-
ствие, и единственный путь к обажден-
ному городу — Волга. Но по реке пошел
ед. зу . aaah , to
Tozapum Сталин говорит:

— Передайте морякам волжекой флоти-
лии, надо пробиться.

И вот по Волге, ломая лед, оввозь не-
прохолимую отненную завесу  мчалея на
помощь осажденным советежие бронекатера.

Продвижение бронекатеров заенято по-
истине великоленню. Этот эпизод напол-
няет сердце зрителя фадостным и гордым
волнением. Вот они, сталинские воины,
солдаты великого полководца!

..Андреевский зал в Кремле. На три-
буне товарипх Сталин. Он говорит:

— Я думаю, что никакая друтая стра-
на и никакая другая армия не могла бы
выдержать подобный натиск  озверелых
банд немецко-фалиистеких разбойников и
их союзников. Только наша ‘Советская
страна и только наша Красная Армия
способны выдержать такой натиск. И не
только выдержать, но и преодолеть его.

Так товарищ Сталин оценил высокий
пероизм советското` народа. и ео армии.

«...Недалек тот день, когда врат узнает
вилу новых уларов Красной Армии. By-
дет и на нашей улице праздник!» — Эти
сталинские слова слушает весь советский
народ — труженики и воины. Радостная
улыбка освещают их суровые, озабоченные
лица: как оказал Сталин, так и будет.

Сбываются вещие сталинские слова.
19 ноября 1942 года. Кабинет Сталина.
У стола стоят. члены  правестельства.
Товарищ Слалин берет телефонную трубку
и отдает приказание:

— Начинайте, товаришт Василевежий.

Мы видим океан огня. Отонь обрупи-
вается на врага из тысячи стволов’ могу-
чих орудий. Воинокие части идут в cCORDY-
шительные атаки.

Доблестные войска  Ото-Западного. и
Сталинтраяежото фронтов, выполняя тени-
альный сталинский план окружения Bpa-
жеских сил, устремились вперед.

Фронт гитлеровцев прорван. 23 поября
передовые советекие части соединились в
районе Ramaua. Вражеские войска ‘оказа-
лись в котле, в ловушке. }

Немецкое командование пыталось уда-
ром двух группировок освободить окружен-
ные ‘армии ПМаулюса. 8-й итальянской
армии был. дан ‘приказ удерживать пози-
пии на среднем. течении Дона, а мощные
группировки немецких войск;  сосрелото-

ченныюе в’ районе  Тормосина и Котельни-
	вова, должны были’ прорватьея к Сталин-
граду,

Но товарищ Оталин разгалал и преду-
предил замысел врага. Немецкие группи-.
ровки разгромлены. Кольцо окружения еще
плотнее сжалось вокруг армии Патлюса.

На экране проходят величественные
эпизоды этих сражений. Мы видим rpas-
хиозные панорамы наступающих частей
Советской Армии, поразительные по своим
масштабам бои. Созданные славными 1ру-
жениками тыла танки, артиллерия, авиа-
ция —— Beh эта  могушественная боевая
	техника, обруттена ма врага,
	Советокие войска наращивают силу
свого удара, вводят в прорыв подвижные
части. Товарищ Оталин ставит следующую
задачу широко ‘задуманного плана: ликви-
дировать окруженную немецкую  группи-
DOBRY,

Кремль. Товарищ “Сталин поручает `те-
нералам Воронову и Рокоссовскому paspa-

О Аср СЫ,
	‚армии  Паулюса.
	 ботать план ^ разгрома