На заре революционной борьбы в Россий
Ленин an Оталин —— два тениальнейших
BASIS, два РОЛИКАаНа were w«wiracra
	и ти MANES MCI И дела —
встали во глазе революционного движения.
Они создали  могучую, большевистекую
партию, закалили и победно провехи ‘ее
wepes Bch исцыталия, основали первое в
мире советское государство — госухаретво
трудящихся.

Вогла умер Ленин, из рук своего учите-
ля и друга товари Сталин принял
вал государственного руководства и вею
неой’ятную заботу о судьбах нашей Роди-
НЫ, 0 судьбах человечества. р

Возводя светлое здание социализма. мы
щди по предначертанной Оталиным о доро-
№, мы чувствовали в каждом деле ето ве-
THEY мысль, ого. напразляющую руку,
эго отповское сердце.

С именем Сталина мы приступили к
построению  коммупизма —— наивысишего
й оовершеннейшего строя, венца всех на-
ших помыслов и дел, И сетодня мы уже
дышим воздухом коммунизма. С каждым
дном в нашу жизнь входит все’ больше
явных, зримых. черт,  харазлеризуюнщейх
осповные принципы  коммупистического
общества.

Величайший стратег и организаяор ре-
волюции, товарищ Сталин. — знамя наших
побед на всех участках борьбы и строи-
тельотва, Это гигант, который  поднялея
из подостижимую высоту мыели и орли-
ным взгляжом провитит судьбы наролов.
	Силой о своем все0б’емлющего  тения
вождь находит могучие рычаги, е помошью
	Боторых  дзет правильное  напразление
борьбе и деятельности . многомиллионны
масс. .
	В строительстве  нашето  тосударства
ним из тащих рычагов является нераз-
рывная братская дружба народов, Товарищ
Cram -—— творец и  вхохновитель этой
трузкоьг: ,
	Шогущоство сталинской дружбы ‘пародов
блостяще подтвердилось в годы Великой
(;очоствоннюй лойны. Силу и жизненноеть
дружбы народов доказывает сожедновная
практика мирного послевоенного ‚ труда,
строительства коммунизма, Плоды’ труда
вузнецкого металлурга, донецкого maxrepa,
бахинюкото’ вефтяжика приходят к нам в
Белоруссию; наши  сельскохозяйствонные
малтины, лее, статьи, обувь идут во вее
другие братекню республики. Мы воегха
ощущаем  пулье нашей могучей Родины,
слышим дружеские  толоса народов; насе-
LAWOMINX 80.

Нерушимая дружба народов выросла и
укрепилаь на фундаменте  ленинеко-
сталинской наиюнальной политики. Круп-
нейший чеоретик и пражлихк, национально-
0 вопроса, товарищ Сталин  вще до
Октябрьской революции, говоря о праве
паций нз самоопределение, учил:

«..только сама нация имеот право
определить свою судьбу, никто ие имеет
права насильственно вмептиваться в жизнь
нации, разрушать се школы и прочие
учреждения, ломать ©е нравы и обычаи,
CTeCHATh сю язык. урезывать права».
	Октябрьская революция в нашей стране
раскрелостила утнетенные нации. Они ocy-
ществили ©8306. право. ма ›самоотределение и
добровольно об’единилиеь в великий” С0-
ветокий (Союз.

Товарищ Сталин с первых дней cynte-
сотвования Советского государства принял
из с6бя великую заботу о. судьбе и в08-
рождений ранее отсталых наций. ди руко-
вохил Народным комиссариатом по делам
национальностей, в статьях и докладах
разяенял всю важность ‘празильного разре-
шения национального вопроса и на протя-
жении всей своей плодотворной деятельно-
CIM непосредетвению осуществлял проведе-
ние напиональной политики  советекого
	правительства.
«Суть  папионального вопроса в
РОФОР. — товотил товарищ Сталин на
	Х сезде РКП(б), — состоит в TOM, чтобы
уничтожить Ty фактическую   отеталоеть
(хозлйственную, политическую, культур
ную) некоторых наций, которую они унас-
леловахи от прошлого, чтобы дать возмож-
ность отсталым народам дотнать пентраль-
ню Россию и в государственном, ив

Hike задолго ло того, как были залиса-
ны и опубликованы пламенные песни
Джамбула, полные беспредельной любви
EB товарищу Сталину. мне олнажды при-
THHOCh присутствовать на колхозной свадь-
бе в Чиликском районе, Алма-Атинекой 05-
ласти. Вступали в брак секретарь зулеове-
та и ухарница рисовых полей. Увеселения
должны были. начаться свадебной песней.
Из нирующей толпы вышли две пожилые
зентизы и запели песню любви и мате-
ринекой благодарности товарищу Сталину,
незримо благословляющему молодую пару
на счастливый и своболный союз. Слова и
мелодия были рождены тут же, на этом
пирнестве. Годом позже я был свидетелем
TOTO, Kak B. Apyrom Konne Казахстана, в
Абаевском районе, Семипалатинской обла-
сти, на берегу той речки, у кото-
рой когда-то юный oor Абай  опла-
кивал свою горестную утрату — разлуку
© любимой, — советекие девупиии и тонотит
нели торжествующие песни любви n- cpo-
боды. В этих песнях поэтическим рефре-
ном звучало имя великого вождя.

На празднестве, устроенном в долине Вар-
талинки чабанами Института, животновох-
ства по случаю головщины нашей победы
над фашистскими орлами, проходили тра-
дипионные песенные состязания —— айтыю
между чабанами и железнолорожниками

станции Чемолтан. В трех wp-
тах одновременно пыю состязание. Колхоз-
ники и’ рабочие-казахи соревновались
на лучшую песню-имтровизацию,  If0-
евяненную великим подвигам товарища
Сталина в Отечественной войне.

Скинув ярмо мнотовековото рабства, со-
ветевий человек создает песню обретенно-
ro mm счастья. Ранее утнетенная казатгка
если творила, то это был жок-тау -— плач
06 умеряпем, туркменка пела аты -—— песню
печали об утраченном, киргизка пела куй-
гонь — пееню прощания с жизнью и на-
‘дежкдами; эта Hecht но случайно называ-
лась куйтень — сгорание. Ныне они поют
песни о великом и мулром застутиике на-
родов: Родилось новое искусство, новая
культура народов  советскою Востока,
	Я ехал бывшей нустыней; ona преобра-
зуется по еталинскому нлану. Здесь вы-
раетают заслоны молодого савезула, за-
держивающие песчаные заносы. Появляюз-
ся новые о зеленеют скверы в ау-
лах.

...В ауле `зеленом и тенистом я посетил
одного  конника; который в августе 1935
тода Участвовал в пробеге Ашхабад —
Москва. Он пересек пески  Кара-Кумов,
степи Усть-Урта ин погехал Е стенам
	Кремля. В его новом доме на стене висит
‘хурджун — переметная сума; бывшая с
ним во время пробега, Он вынул из сумы
нисьмо;  переведенное на туркменский
язык. То было письмо И. В. Сталина, на-
‘писанное 25 августа 1935 гола на имя
командора конного пробега.

«Товарищеекое спасибо всалникам Туук-
менистана за приветствие.

Поздравляю их с успешным  проведе-
нием беспримерного в истории кавалерии
пробега.

Только яеность цели, настойчивость в
деле достижения цели и твердость харак-
тера, ломающая все и всякие препятет-
Bus,— могли обеспечить такую славную
нобеду.
	Партия коммунистов -может поздравить
	себя; так гак именно эти качества куль-
тивирует она среди трудящихся всех из-
циональностей нашей необ’ятной родины».

— Ата Сталин, отен наш,* — сказал
всадник, — не раз говорил о необходимости
поднять грамотность, культуру на Востоке,
создать большую сеть школ, просветитель-
ных учреждений. Ата Сталин сказал, что
нало вовлечь массы трудящихся Востока
в ‘строительство Советского государства.
Отеюла должен светить маяк освобождения
	измученный народам зарубежного Востока.
* Ата — отец (туркм.).
	пи-леренды до высокохудожественнюоге Ped
листического романа пропила свой путь мо-
лодая, но бурно расцветающая литерату-
ра, музыка, театральная вультура народов
Средней Азии. И вдохнул эту колобезль-
ную плодотворную творческую эвергию в
души сынов и дочерей ранее ототалых на-
родов учитель и вождь —— товарииг Отатин.

Распветают в республиках Средней Азии
и науки. В Алма-Ата и Талкенте — ва-
циональные Академии наук Казахетана и
Узбекистана и филиалы Академии наук
CCCP во’ воех ‘остальных ережнеазиатеких
республиках развили активную  научно-
творческую деятельность. Свыше восьми-
десяти выеших учебных завелений имеют
народы: Средней Азии. & до революции на
всей этой территории не было ни одного
высшего учебного заведения. Более сотни
научно-исследовательевих институтов вее-
союзного значения ведут воесторонние на-
учные изыскания. Круннейшие ученые—
теологи, математики, химики, биолоти, ме-.
дики, физики, филологи, история выйдви-
нулись из сталинского поколения BalREX
народов, Жиоменный и трудовой путь в06-
хождения к вернинам науки, в выеокой
личной культуре у всех этих людей уди-
вительно ярхо характеризует тот знамона-
тельный путь, который прошли их наролы
0% азиатекого средневековья до вамой иыю-
щей культуры эпохи сопизлизма. т

Ведичайшиим расцветом нашей советежой,
‘вУльтуры, счастьем всего народа, личным
‘счастьем каждого из нае — предетавите-
лей трудовой интеллигенции -— мы 0бяза-
ны мудрому гонию Ленина и Сталина, мы
‚обязаны русскому народу, в великом брат-
стве об’единивтюму Hal народы, odera-
‘тивтему нае духовно и материальве пло-
	дами евеей величайеюи вультуры.
Миллионы еердех ваших варолов обра-
щены с безграничной любовью к товаришту
Сталину, мысленные взоры и сокровенные
думы каждого из нас--писателей, ученых
и деятелей исткусства,-—в кажлем Bales
трудовом усилии устремлены к нему—
Тодному и любимому другу, в чей
долтой и долтой ливни на благо вееготру-
дового человечества видим мы и свое самое
большое и сезмое близкое личное счастье
	жизнь пенобна колодезному чигирю, кори
за ковпюм проливающему зе воду, а на
родную кровь. Один иранский писатель
сказал:— Из монх двухсот трудов на
чатана двадцатая доля, ни нри моей жиз-
ни, ни после смерти мой труды ве увидят
ср-та; наибольший тираж, который узне-
JH мои книги, — тысяча экземиляров. 20
мне розы, растущие во дворцах ханов, ес-
ти я не знаю, чем завтра насытить мою
семью? ot

У нас вся жизнь, экономика, культура
служат народу, существуют для народа:
Четырнадиать лет назад; в декабре
1935 года, передовые колхозники и колхоз-
ницы Туркмении и Таджикистана cobpa-
лись на совещание. Стояз самый жтучий
вопрос -— о хлопке; и овариш Сталин
сказал:

«...есть; товарищи, одна вещь, белее
ценная, чем хлопок — это дружба народев
нашей страны. Настоящее совещание;
ваши речи, ваши дела товорят © том; что
дружба между народами назней великой
страны укренляется. Это очень важно и
знаменательно, товарищи... Ибо пова эта
дружба существует, народы назней стваны
будут свободны и непобедимы».

Эта дружба определяет успехи в труде
ею вобдушевлены рабочие, воххозники;
разведчики Haye, писатели.

Четырнадцать лет Tomy назах нашя
всадники пересекли пустыню и пришли к
‘стенам Кремля. Ныне мы идем полями с9-
циализма в нашему ближайшему буху-
щему — к коммунизму:

Ата! Ты кров над нашими головами!
Ата! Ты nama onopa! .
Живи. ата, долгие, долгие тоды, бужь

всегла с нами!
		> .
Якуб КОЛАС
le
	Беликий вождь личню помогал беторус-
скому народу в строительстве республики,
как он помогал и другим  нарохам. Под
ето руководством осуществлялиеь вое меро-
приятия партии и правительетва Te
цох’ему хозяйственно и культурного
уровня напиональных рестублик,

Товариш Сталин учит, что «эидорхоненые
маюсы нарола могут  преуспеваль в деле
культурното, нолитического и хозяйствен-
ного развития только на рохном, на на-
пиональном языке».

Белоруссия в прошлом была страной me-
ara сллониной неграмотности. Теперь в рес-
публике — тысячи школ на ролном язы-
	Re, свой университет и Академия Haye,
сотни ‘домюв культуры, кино, театры. Вее
новыми достижениями радуют республику
вали ученые, писатели, работники wenyc-
ства. Многотранная культура белорусского
народа, сопиалистичеокая по содержанию,
напионахьная но форме, быстро растет и
развивается, оботатаясь опытом русской
‘Культуры. }

Война с титтеровекими захватчиками
нанесла больнюй утшерб народному хозяй-
‘ery республики.  Вое ‹ бралские напохы
puma на помошь Белоруссии, В невмхан-
но короткий срок не чолько восстановлены
ве промышленность и сельское хозяйство,
но введены во строй вовые гигалегы ивду-
строги, \ освоены новые вилы сельекоховяй-
ственных культур.

Протянужись в леревню  ировода, ‘вел
ток с государственных и колхозных тетлюо-
и гитростанций. В колхозах бригады mew
свой электреточни хля молотьбвт. Эжестпих-
	чество вошло в быт колхозников, — свето
	взором. к TOMY, кто созхал им новую, осве-
щенную радостным светом жизнь. Салтьй
первый, лоротой и желанный тоесть на
празднике труловой победы народа —
великий Сталин,

Народ знает, что Сбталин всегха с ним —
в каждом деле, в дни бы ив ди
радости.

Мы обединевы великой силой созетско-
го патриотизма. Ham патриотизм — 910
законная горлость за наше советское дело,
за Halll самый передовой в мире строй,
эм преданность  пародов своей советской
Отчизне.
	«Совелений патриотизм Be  разедм-
няет, — говорит. товарищ Оталин, — а,
наоборот, оплачивает вое нации и нафод-
ности ‘аллей страны в единую братскую
семью. В этом надо видеть основы нерупеи-
мой и все более крепнущей дружбы нафо-
дов Советокото Союза. В то же воемя
народы CCCP узажают права и независи“
мость народов зарубежных стран и всегда
проявляли готовность жить в мире и
дружбе с соседними государствами. В этом
надо видеть основу растущих и вреннуиших
связей нашего государства со свобололюби-
выми народами»,

События. последних. . лет. неопроверяжимо
оказывают вею жизненность сталинских
	предначертаний. Сегодня сталинская друж-
ба надохжов выходит лалеко за границы Co-
	ветского Союза. Она стала знаменем 6оръ-
бы за мир, за победу правды во всем. мире.

Все честное и передовое, что есть на
земном таре, идет за Сталиным, a rie
Сталин, там победа.” у

№ ному — тениальному вожю и
учителю прогрессивного человечества, твор-
пу счастья и дружбы народов обращены
лучшие думы м чаяния, племенная лю-
бовь и глубочайшее уважение простых
людей всего мира.

Ты вождь и учитель народов
счастливых,
Ты мудрый отец вал и брат.
Ты даришь нам думы и сердца порывы,
Чтоб жизнь на планете была
‘справедливой,
Чтоб радость цвела, словно сад.
Ты — знамя победы, ты — символ
свободы,
Ты — дружба народов, ты — мир.
	Живи же, учитель наш, долгие годы.
	Тебя прославляют Отчизны народы,
Тебя прославляет весь мир!
	Мухтар. АУЭЗОВ
>
	принидриальню отличные OF проньтото ис
RYCCTBS. :

Как видно из примеров одного лишь
песнетворчества, новая советекая социали-
стическая культура наших народов являет-
ся культурой подлинно народной.

Народные таланты — акыны, бахши,
хафизы,  шаиры, повседневно  прислу-
пиваяеь к могучему народному голосу, по-
свящали свой первые революционные ‘во-
рения великим вождлям-—_Ленину и Сталину.
	Разобщенные в веках. теперь в лад за-
	звучали песни атутов, бахши, акынов,
как  сдинодущно и 8 тон  Зазвенели
дутары, домбры, сурнаи. комузы — ич-
	струменты, которым народы издавна вве-
ряли свои печали и чаяния, а ныне по-
BepAWT CBOIO- любовь к гениальному TBOD-
цу счастья возрожденных народов.

Естественным и достойным продолжени-
о! народных ростков нового искуества за-
звучали симфонические оркестры,  много-
красочно расцвели оперные сцены во всех
национальных республиках, ранее He имев-
ших своето театрального искусства. Ныне
в Тезтрах и филармониях Казахстана, Уз-
бекистана, Киргизии, Туркмении и Таджи-
кистана звучат новые произведения еце-
нического и музыкального искусства, но-
священные  героике Сталинской эпохи.
Торжественно славят певцы, композиторы,
поэты Золотой век социалистической эпохи
и славят творца этой эпохи — Сталина.

В новых для народов Средней Азии ли-
тературных формах — в пьесах, повестях,
романах-— расеказываетея 6 людях етажин-
ского воститамия, несущих в cede черты
Высокой коммунистической морали. В этих
проязведениях отображается вхохновенный
трух хуложника, ученого, партийното ру-
ководителя, ратный подвиг бойпев, труд
рабочих и колхозников.
	Ov олиночной xomOpnr ло симфоническо-
	го орвюстра, от одинокого невка ло опе-
ного МНногоголосого хора, от изустной ттее-
	Вы видите, как живу я и весь наш аул;
весь нат народ. Ата Сталин — кров нах
нашими головами, он — наша опора. Пусть
же живет вечно ата Сталин; как вечно
текут веды Аму-Дарьи!

Всадник повел меня к своему престаре-
лому отцу, и когда я сиросил. седобородого
старца, складыватт ли в зуле песни, есть
ли легенды о сталинском времени, старех
ответил:

— Песни свладывают наши кеозхозные
бахши, & легенд у нас нет, все, что могло
бы стать легендой, исполняется.

Более трехсот’ пятидесяти тысяч квад-
ратных километров величайшей пустыни
мира оживают ныне. Там, гие в накален-
ном воздухе дрожали миражи, высятся
трубы заводов, нефтяные вынеюи, нветут
колхозные поля.

Вместе с. горняками каравумеких и гаур-
дажеких рудников, е первыми хобытчиками
сульфата в Кара-Богаз-Голе, co строителя-
MH, @е колхозниками работают ученые
	Туркмении, Около сорока научно-иселело-
	вательских учреждений и филиал Академии
наук СССР имеются в республике.

Все, чему учил нас отец Сталин, все,
что советовал ата Сталин, все, что он пред-
видел в жизни нашего народа;— все это
становитея  действительностью, которая
величавее летени.

Эпоха Сталина — это возникновение и
развитие новой литературы в рестублике,
это ботанические экепедиции, это сейемо-
стойкое строительство, противостоящтее зем-
летрясениям, это новые открьчия в астрофи-
зике.. химии, почвоведении. Эпоха Сталина
—9® неустанное движение вперед, к ма-
теризльному изобилию, к росту культуры.

В капиталистических странах никто не
считается е интересами народа. Там, по
словам одного из наших певцов ахиров,
	BYIBTYPHOM, 1 в хозяйственном отнотше-
ниях». .

Моя родная Белоруссия — ныне могучая
индустриально-колхозная республика, за-
нимающзя ‘почетное место в семье других
советеких республик, — в прошлом была
отсталой, угнотенной страной. Из рук ве-
ликих ‘вождей —- Ленина и Сталина тю-
лучила Белоруссия свою государственность.
Под их руководством белорусский народ
боролся за свою свободу и независимость.
Ведомый болыновистекой партией, он раз-
громил заклятых вралов — меньшевиков и
буржуазных  напионалистов, он стеной
встал против иноземных захватчиков и
при помощи воликото руеского народа вых
бросил  с0 своей земли все  вражеское
отребъе, которое ‘пыталось противостоять
победной поступи пролетарской революции.

Сразу же после Великого Октября нача-
лась подготовительная Тобота к созланию
Белорусской  советокой сомиалистической
республики. Во главе этой работы, как ее
инициатор и непосрелетвенный  руководи-
тель, встал товарищ Сталин. Оя выфабаты-
вает птость условий, определяющих черри-
‘торию республики, количественный состав
ее правительства. Эти условия кладутел в
основу еоздания БОСР. Подтотавливается
манифест советекого правительства Bexo-
руссии, и товарищ  Сталип, прочитав
ето, вносит поправки, замечалтия.

С рождением новою — 1919 года, в
первый день ето, родилась и. Белорусекая
советская социалистическая республика.
Первый с’езд Советов молодой республики
	TORKECTBOHHO 00 явил © воле белорусекого.
	народа —— жить в Федеративной связи 6
Советской Россщей. Это было ярким свиде-
тельством дружбы  нэролов, их жехания
вместе работать и вместе бороться за
окончательную победу революции.

Товара Сталим приветствовал решения
с’езда и высоко оценил их. Подчеркивал
исключительную важность этого историче-
ского акта, он писал;

«...Белорусская Советская Рестубтика,
признанная недавно независимой, ныне
на в’езле своих Советов добровольно про-
возглаптает союз с Росоийской Республикой.
С’езд Советов Белоруссии в своей декла-
рации от 3 февраля заявляет. «что тоть-
	ко свободный добровольный союз трудящих-
	сея‘ всех ныне независимых советских
республик обеспечит торжество рабочих и
крестьян в их 6005бе со всем остальным
капиталистическим миром».
«Добровольный союз трудящихея всех
	независимых советоких республик»... это.
	именно тот путь об’единения народов, 6
котором вое время вердила Советская
власть, и когорый дают теперь свои блатие
результаты»,

Проникнювенныхм взором налт вождь пред-
угадал и дальнейшую высшую форму доб-
ровольното единства освобожденных Hapo-
	‘Дов: == 106 единение равнюнразных peciy-
	блик в могучий Советский (©0103.

Нерушимость ехинотва молодых совет-
ских республик была подаверждена их ©0-
вместной борьбой пролив белопольеких ок-
ъуцантов, которые весной 1919 roa
вторглись на земли Советской Белоруссии.
Товарищ Сталин возглавил эту борьбу. Он
лично прибыл wa Западный фронт, твер-
дой рукой очистих воинские части от вра-
жеских элементов и уетановил строгий по-
ряхок, которого требовали время и обетоя-
тельства. Он разработал план  разтрома
врага и претворил этот план в жизнь,
непосредотвенно руководя военныеи оие-
ращиями, .

В трудный год, котда белополяки окру-
жили Минск, товарищ Оталин олетоял на-
my столицу. Он принял на себя руковод-
отво обороной гороха.
	И. В. Сталин высокое  ощенил борьбу
	нашего народа, ето’ любовь и преданность
советекой власти.
	eet ee OI Ip IEE у “ ed У УТ ВК
О О ооо ооо але ооо ооо ооо ооо я

П БАЖОВ й Так и застояла меня себе на голову.   Полдневской дороге на Чусовую. Хариус  Я тут прямо серосил: 1 —— Котдазнибудь расскажу и
	Я тут прямо стросил:

— Ты, дяденька, как узнал... Насчет
господской рыбки и что мать похвалила,

Он ласково тах на меня уставилея и
товорит:

— Глазеньки-то у тебя худым @ще не
замутилиеь,—— вое через них вихно.

И вот, понимаень, как пришил. меня к
вебе. этими словами. Так бы никуда бы от
него не ушел, а Вирило Федотыч, наоборот,
подгоняет:

— Беши-ка, бели скорея. А то мало ры-
бы носить станелть, на другую работу те-
	  бя пошлют. рБольненький ведь... Не уви-
	AHMCH TODkA.
‚ С woh поры и началаеь перемена моей
жизни, В то лето много раз видел я Вирила
Федотыча. Показах он мне свои поисковые
ямы. В избе тоже у него побывал. Там J
него во всех углах груды руды да камней.
Иные каменки в запертом сундуке храни-
лись. Их тоже показал. Мне все это любо-
пыно показалось, a особенно ямы. Одна
большая была. Тут у Бирила Федотыча под
навиелым камнем инструмент всякий был.

— 90 of senna Кирило Федотыч, —
у меня яма едовая, Камешки на продажу
из нее выбираю. Хоть одиночкой живу, a
на одежду ла обувь нало, на дрова тоже.
Зима-то ведь у нас, сам знаешь, долгая.
Вот и ебываю из этой ямы камешки, а те
у меня поисковые, — узнать только, ` нет
ли там чего полезного человеку. У меня их
много натьтто. Которые уж, и сам не пом-
ню. По залиси искать нало. Сказываю о
своих нахолках заводекому начальству, да
плохо оно слушает. Котда на золотинко
набежишь, за это хватаются. Пустой натод.
06 одном у них забота, как бы одночасьем
вазботатеть.

— Romy, — спративаю, —— камепиюи
одаеть?

— На них, — отвечает. — в городе охог-
ников много. Только я одному слаю. Cra-
ричок один сеть. Первейший мастер по
огранке и с понятием, Он, видишь, всякие
камни берет и после огранки продает, a
эти камешки у себя оставляет. Огралит —
и В сохранное место. Они, говорит, золото-.
цветню горы родня, их нельзя на пуетяко-
вые ‘подвески держать. Хризолитовая 0с00в
пля большого дела пригодиться может.

— А какой золотоцветень горы?
	пообещал Вирило Федотыч.

Так вот рассказами да показом и при-
клеил он меня к своему поисковому делу,
а когда я сказал дома, что хочу поступить
в ученики в №ирилу Федотычу, тятя на
меня закричал:

— Из головы выбрось эту дуроеть! Ты
коренного фабричного роду и никуда в
другое место не пойдешь. Твой-то Вирило,
сказывают, умом повихнулея, а ты в нему.
в ученики захотел! Чтоб я этого больше ие
слышал! Завтра же свелу на завод.

А я уперся: «Не пойду!» Тася меня ©
крутото плеча и давай ремнем потчеваль.
Я как-то вырвался и убежал из дому.
Мамонька, понятно, растревожилась. Свара
в ломе пошла. Коячилось тем. что Вириле
Федотыч сам пришел и утоворил как-то
отца. Тятя только этак сердито потлалел
на меня и укорил мамоньву:
  Чюбуйся, какого  самовольного балука
вырастила.

А мне скавах:

— Смотри, Сидко, на меня потом не
Hens, что во-время не образумил,

C таким родительским нажазом я и стал
выучеником по поисковому делу.

Кирило Федотыч маленько грамотный
был. Kemi у него были. 06060 от доро-
жил одной.

— 910,— товорит.-— старинного акаже-
	мика Севергина сочинение. Тут все окам-
HAX и земле, о горючих и металлических
существах по правде сказало.

Ba этой книгой он частенько подолсу
силел, только иной pas жаловалея — пе-
понятное есть и He русекими буквами
иные слова налечатань. По этой же кните
он вел испытание руды и земель.

Учил меня Кирито Федотьт не по BAM
re, & на деле. Собирается тле поискя
делать, сейчае же расекажет, по каким
признакам и приметам OH это место вы»
брал, что думает тут увидеть в первом
пласте, во втором, откуда он. разглядел эти
пласты, пока ямы нет. Когда. работу ведем,
ле по порядку рассказывает. За таким,
	ОКОНЧАНИЕ СМ. НА 4 стр.
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
Ne 103 — 3
	Золотонветень го:
	рассказ старого горщика
	Ilo nam заводам исстари такой поря-
док, велея, чтоб лети родительским pemec~
лом кормились. Так и в нашей семье было.
Все мои старигие братья по отцовской до-
роге пошли, один я на отшибе оказался,
стал свою долю в горб искать да и 34-
держался на этом деле до старости.

Не больно гладко она началась да и
потом косогором с ухабами шла. Теперь
вот полигучиваю над своею старухой. Важ-
ый месяц, как деньги ей передаю, не-
пременно скажу:

— Получите, Анисья Петровна, на д0-
машние расходы пенсию, какая по заслу-
гам мужа назначена:

Она, понятно, берет. Ни’ разу не. отка-
salach «oH тоже е полным обхождением
отвечает:

— Покорно блатодарю, Сидор Васильйч.
Премного довольны.

А кома еше ласковенько этак спросит:

— Табачку-то тебе купить, али еше тот
не искурил”

— Это, отвечаю, какое участие ваше.

Ну, старуха у мепя не привычна лолго-
то с обхождением поступать, завершится;

— А такое участие, чтоб того проклятоз
го табачищу вовсе не было: Вело избу про-
коптил. Ло старости дожил, ‚а ума He
Hamagl

Только мне эта воркотня вроде забавы,
ля домашнего развлечения. А ведь рань-
ше we то было. Не одно, поди, ведро слез
моя женушка пролила, ‘а. попреков ‚да
покоров в самый большой утлевозный
короб не вобъешь. Не раз грозилась вовсе
vita op Meng. Bee, BaD, образумить да
	убовестить. меня хотела, 1700 П0-Людеки
вил. работал бы на Фабрике либо пря ка-
ROM ANVFOM заводоком деле. находился.
	А сколь мы слалко с ней жили, по тому
сули, чт0 ни блин из моих выновей и
Затьев на мое ремесло не позарился.

Hy, всб-таки старуха от`меня не утла,
й теперь и грозиться этим перестала. Пя-
терых ребят мы с ней вырастили и к делу
	приставили. Ненси вот получаю. В двух
местах по моему показу рудники есть.
Один Талышмановский, а другой по моей
фамилии произвели. Чуешь? Не зря, выхо-
дит, я е малых лег да женатым столько
муки 0т семейных своих принял.

Й тем могу похвалиться, что двое моих
внучат по моей части поили. Один еше
учится в институте, а другой уж три года
как все курсы окончил. Инженер! Со’ вея-
ким прибором обходиться умеет. Теперь за
Рлагодатью разведки вехет. Недавно при-
сжал домой, так оказывал, много чего они
гам. налили. ° oO

Известно, грамотные, в нфиборами идут
и нелой нартией. В день узнают больше,
чем мы за годы выемотрим в одиночку-т9,
Й шли мы, почитай, вслепую. Одна надеж-
1a на глазок, на слушок да приметы раз-
ные. Отариковские сказы тоже не отверга-
ли. От иного и польза бывала. Да вот луч-
пе я сначала расскажу про ве6 это.

В малолетотве я пристрастилея рыбепикху
ловить. Рыболовной снасти в нашем доме
не было, а удочку веяв емастерит. Я и за-
нялся с удочкой в те годы, как в школу
учиться Geran. Tara этому не препятетво-
вал. Все-таки парнишка не баклуши бъет,
a за школу одобрял: «Учись». Потом, как
я три класса кончил и похвальный лист
принес, тятя этот лист на стенку повесил
й другим показывал!

— Силша наш, гляди-ко,  отлинился.
Вумагу с золотыми каемками ему выдали!

Как прошло с той поры еще тода два,
родитель стал поварчивать на мое рыбо-
ловство,

— Пора в делу приучаться, а ты вее
со своей удочкой балуелться!

Ну. мамонька меня васлонила:
	—- Что ты, отец, зря парня беспокоишь.
Не силим без рыбы-то, Вас вон трое на за-
воле, а получка какая? Кабы Сидша рыбу
не носил, сплошь бы вбухомятку хлеб же-
вали. A то приварою есть. Пускай еще
сколько порыбачит. На завод успеется.
	Так и застояла меня с6бе на толову.
Потом сколько ев отеп корил: «Лентяка
вырастила». А мне тотда отерочка a.
С гол еще без покору рыболовил. Большень-
Вий стал. Кое-что понял. Жерлицы завел,
морды плести и ставить научился. Зимой
тоже ловить навык. Рыба y Нас всегда
была. Случалось, какую рыбву побогаче
мать и продавала,

Раз летом забралея я по Полдневской
дороге к Чусовой. Река там мелкая, е пе-
рекатами, а мне это и нало было; пото-
му на таких перекатах хари\е  ловитея.
Постоял долгонько, а толюу мало. Вижу,
идет какой-то пожилой человек. Олет ло-
просту, походка легкая. Высокий такой и
на лицо приметный. Усы реденькие, лод-
бородок тоже чуть волосками прострочен,
а под подбородком густой клин седых
волое. Брови тоже седые и как-то вразмет
поили. Ровно вот две маленькие птички
видят и крылышки подняли. Олним сло-
вом, приметные. Раз увидишь, никогда не
забудешь.

Идет этот человек и говорит:

— Ты, парень, ве ладью примостился.
Тень-то твоя на воду падает, а хариуе —
рыбка сторожкая. Увилит-— отойдет, Ты.

лучше. на ту вон излучину ступай. Там.

тебе солнышко чуть не в ‘л0б придется,
тень на кусты, да и кусты там поближе в
берегу, а перекат такой же.

Сказал — и прошел. Мне, по робячьему
делу, дивом показалось: ни 0 чем не епро-
сил, а посоветовал, будто наперед вое
узнал. Вее-таки послушался этого совета,
перентел к перекату, про который он гово-
рил, и живехонько наловил хариусов поле
Hy корзинку. Еле ‘до дому, донес, тяжело
оказалось. Мамонька обраловалаеь: «Самая-

Полдневокой дороте на Чусовую.

Xapuye
всегда на том месте ловился, TOABKO BCS
меньше и меньше. Раз опять подошел ко
мне этот человек. При ружье, в руке лона-
та, за поясом каелка. Легонькая, для вер-
хового бою. Подошел, сел покурить. Я ему
спасибо за хорошее место сказал, а он
советует:

—- Не надо на одном перевале ловить.
Приметливая эта рыбка. Учует свото убыль,
вовеб тут держаться не станет. Ты нере-
ходи с пережата на перекат, не жалей ног

. `Олвю помни — в солнышку применять-
ся надо, чтоб тень на воду не падала.

— Ты, видно, рыболов? — спративаю.

-— Рыбачу, когда на ушку понадобится.
Больше-то мне не к чему. Одиночкой жи-
ву, а летом редко и в избу захожу. В лесу
болыше.

— Охотничаешь?

— Какая охота © кайлой да лопатой.
Ружье ‘это так, для провияйту. По нехо-
женным дорогам топчусь. Итица там епо-
койная. Котла и подетрелю на еду. Другое
мое дело,

— Старалель, значит? — догадалея я.

—- Тоже не утадал.  Отаратель, он в
своей дудке пришитый, а я, видишь,
брожу да в землю гляжу.

— Чю ищешь?

Он усмехнулся и говорит:

—- Подожди, He все сразу. Чей хоть ты, ,
любопытный такой? .

Я сказался. Он опять спратнивает;

— Грамотный?

-— Шхколу,-— отвечаю, — с
листом окончил,

Он поглядел этак раздумчиво и тоже
сказалел:

— Mano я ваших фабричных * знаю.

а МЫ

ПохвВалЛьНымМ

О AT ме
	MED REINA oR АЛЬТ МСА УРОНА + МИА ОАЛЬ
TO господекая рыбка. Уважают такую. По-
бегузка, не купят ли».

Старалели да охотники мне знакомее. Эти
про №ирила Тальтимамюова знают, только,

а ор ЗЕМ ee A ивы
	И FR RP PR RR RRR

eo поди, позаючь-то мало доброго говорят.
Mi pepo, целковый ей за корзину дали, Opanay am—~wv wend Kar тр
	и БОНО, Цоовосыи CH оа вцОоройну дали: Сказал это-—у меня, Kak говорится,
Перед  отпом ‘мамонька даже moxpannanach ба пи а.
	о тот wa 100. mores. OH 3T0 BALUT H ТО
моей удачей. Показала полученный рубль   ворит с усмешкой:

a ГОВОРИТ: РО ее,
	a Tobe — Слыхал, видно, про полдновекого чер-
be 3a STO Abd MHA y MOURA MAPUTb-   rosnag? On camwii m ects. He понуталея”
ся, а Сидша в один день столько получил.   — Зачем, — озорю,— пугаться. Не

Отец. конечно. свое говорил: „  маленький. поли-ка.
	Отец, конечно, свое товорит: „  маленький, поди-ка.
- Моя полтина належная. она на зеяк — Лално. коли
	— Моя полтина надежная, она на всяк — Jamo, коли так, а теперь беги-ка:
день есть, а эти рубли, которые с Bozo   Ha тот перекат да понадергай хариуеков.
плывут, одна заманка для’ дураков. Госполекая рыбка, уважительная,.. Мать!

После эй удачи повадилея я ходить по   похвалих, и