БЕРЕЗА

Екатерина ШЕВЕЛЕВА
		И/ереди бессонных. долгих, дел,
Сквозь  роенные ‘ветра ‘и грозы
Сталии заприметил, разглядел
Светлый ‘облик’ ленийской` березы,
И за, клейкой  веточкой простой
Всей земли открыт ему простор.
Видит Сталин коммунизма годы,
И уже вблизи, а не вдали,
Видит покорение природы,
Видит обновление земли!
	А в степи, храня ее покои,

Пе боясь ни ветра, ни мороза,
Ты стоишь, его родной рукой
Бережно взращенная, береза!
	  Вспомнил Ленин русские леса,
‚Осень с первой‘ искоркой мороза,
И. вот это слово написал,

‚ Словно символ родины,‚— «береза».
	Вот оно в музее на листке
Возле быстрых и горячих строчек,
Сохраненный в сталинской Москве
Ленинский, знакомый миру почерк,
	В город из музея выходя,
Видя Кремль, народами воспетый,
Думаешь о мудрости вождя,
умаешь, что Ленина заветы
- величавом облике страны
Сталиным уже воплощены.
	ПИНК EN ADOT UIT
	Во поле березонька растет,
Полосу засушливую лечит...
	` Есть. в музее Ленина блок-нот.
“Возле давних строк, наброска речи —
Страстной, зажигающей, такой,

Что звучит, как вдохновенный лозунг,
Ленинской стремительной рукой
Много раз написано -— «береза».
	Был Ильич вдали от`милых мест,

От родных обветренных просторов.
Шел тогда второй партийный с’езд.
И, быть может, в час жестоких
и . ‚споров.
	Иван ЕГОРОВ,

специальный корреспондент
«Литературной газеты»
	«...Месяца не было; белое пятно мель-
кало вместо него сквозь тучу. «Быть
завтра большому ветру!» — подумал дед.
Глядь, в стороне, ог. дорожки на  могилке
вспыхнула свечка. «Вишь!» Стал леди
руками подперся в боки и глядит: свечка
`потухла; вдали и немного подалее загорэ-
лась другая... «Влад! —— закричал дед.— Я
ставлю бог знает что, если не клад!..».

Звонкий голос неторопливо, с артисти-
ческими интонациями читает  «Заколдо-
ванное место» Гоголя. Зал Дома культуры
стапицы Горячеисточненской. рассчитан на
полтораета, & вместил свышю двухсот че-
ловек. А сколько таких, кто, молчаливо
тесня друг друга, заглядывает в приот-
крытую дверь! А сколько слушателей
прильнуло к стеклам с улицы, — их при-
плюснутые. носы кажутся из зала белыми
смешными пятачками.

‚ Чтение окончено.

— Что в этом гоголевеком рассказе —
правда и что — от сказки, от суеверия? —
спрашивает лектор, обращаясь к залу. —
Здесь говорится о свечках, ©  таинствен-
ных огоньках, которые ночью сами вепы-
хивают на. кладбище. Rak по-вашему:
правда это или неправда?

После длительной паузы из угла раз-
даелся стариковский голос:

— А ч0 вы думаете, Анатолий Дми-
триевич? Бывает такая чертовщина.
	По залу пробегает смешок. Но лектор,
тлядя в утол, утвердительно кивает го-
ловой.
	— Правильно сказал колхозник Чепцов.
Такие «овечки», такие блуждающие огонь-
ки бывают в природе. Иногда их видят
на кладбищах, на болотах и в разных
других местах. Что это за огоньки, — мы
	‘узнаем сегодня и `увилим их. Бывает, что
	огоньки появляются из земли и. горят
непрерывно целыми годами.

Лектор рассказывает 06 огнях, которые
появились в давние времена на западном
берегу Каспия. Для тогдаанних обитателей
берега это казалось божественным чудом,
и люди стали поклоняться огню. В этих
местах возникли поселения  «отнепоклон=.
ников». Жрецы приносили жертвы огню,
устраивались празднества... Теперь. па’
этом месте возник громадный комбинат
стекольных заводов «Дагестанские огни»,
	  Природа” оРней изучена, ‘они разного про-
исхожления. Сегодня мы’ злеев увитим
		исхождения.  Сетодня мы’ здесь увидим
этакие огни...

Что такое огонь и что такое горение? —
Лекция на эту. тему захватывает зал.
полнейшей тишине. слынен лишь _ голое
	полнейшей тишине. слышен лишь голос
лектора: да взволнованное дыхание слуша-
	телей.

г А теперь мы продемонетрируем все
вилы возникновения’ огня...

Теклюр начинает с кресала, спичек, за-
житалки. Затем надевает белый халат, К
столу, заставленному множеством  прибо-
ров, сосудов, склянок,  подхолит групиа
ассистентов-семиклассников.

— Вот палочка, — показывает  лек-
Top. — Фокусник назвал бы ее волшебной
палочкой, но никакого волшебства здесь
нет, Я прикоснусь палочкой к cocyry, 4!
		Утро. Но солнца словно и в помино нет,
Над Черным морем, портом ‘и ‚городом Kou-
станца-—Тот зыбкий и чарующий туман, в
	отором ‘предметы не тонут; а медленно
‘уходят от ваших глаз, будто желая, чтобы
вы Надолго сохранили их очертания.

Ни пронизывающий ‘холод, ни прогорк-
лый воздух тумана не останавливают улич-
	HOrO оживления, а, наоборот, кажется,
усиливают его. Шум, трохот. возгласы...
На’ обсуждение доклада товарища
	ря 60 воех частей города, из уезда, со
строительства канала Дунай — Черное мо-
ре — к самому вместительному‘ городскому
зданию собираются активисты Румынекой
‘рабочей партии:

Фронтон` здания обвит широким алым
полотнищем. От тумана кажется, что. по-
лотнище протянуто высоко-высоко, у само-
TO неба. Мерцают, как звезды, золотые
буквы; сверкают три бессмертных слова,
Могучий призыв, направленный лучшими
людьми нашей эпохи в века:

— Слава великому Сталину!
’Эти три слова мы видим всюду. Они над
вавлым станком судостроительного  завода.
Они—в пловучем доке, тде ремонтируется
огромный, густо заржавевший на дне моря
корабль. Ими начинается собрание активи-
остов Констанцы. Ими прерывается речь pa-
бочего или крестьянина, когда он говорит
6 достижениях Народной республики Py-
мынии, двухлетие провозглашения которой
трудящиеся отмечают. 30 декабря, о
социализме, о дружбе с могучим Co-
ветским Союзом, неустанно ‘защищающим
мир и безопасность народов. Эти слова гре-
мят по всей трассе канала Дунай — Черное
иморе; - т

`=— ‘Слава великому Сталину!
		ленных ручьев‘ и канав стой мощный.
	серый ‘экскаватор. Широкий и тяжелый
‘ковш врезаетея в грунт, и Кажется, что
грунт весь содрогается и поддается под
давлением этой тяжести,

Бородатый ‘рабочий говорит мне по-русе
ски:

—~ Xopomo? А еще лучше, когда по од-
ну сторону поставим шестнадцать, да по
другую-— шестнадцать экскаваторов! Оно—
будет! Советский Союз обешал дать. экека-
	ваторы, а если он обещает, —— он испод- .
	няет. Е
Он снимает порыжевигий от солнца кар-
туз и говорит:

— Слава великой родине! Слава BOLERO»
му Сталину!
	ETO русский язык кажется мне стран-
	ным, каким-то очень старинным. Опраши-
ваю:

— А вы откуда?

— Амы вон с той стороны. Вон, там, и
воду отводим и землю отвозим. Мы -— гра-
_бари, крестьяне,
  <= Да, но сами-то вы откуда?

‚— А сами мы — липоване, — отвечает
oH. ee
Липоване! Я разглядываю ето ec любо-
пытетвом. «Липованами» здесь зовут ста-
роверов, «раскольников» по прежней рос-
вийской терминологии. Они переселились
«на туретчину» лет двести с лишним на-
зад. Они живут вместе с потомками ка-
заков-булавинцев и украинцами, пришед-
шими сюда позже, в тридцатых-сороковых
годах прошлого столетия, —в дельте Ду-
ная.

Подходят еще рабочие, румыны. ‘Румя-
ный, в широкой грудью румын, работаю-
щий на трассе вместе с тремя своими: вы-
новьями, говорит, выпрямляя грудь:

-— Шошу передать в Москву. Мы вее
здесь работаем дружно. И румыны, и рус-
ские, и украинцы. И прошу передать то-
му следующее доказательство. Ha этом
участке нужно вынуть по плану к 1 ян-
варя 800 тысяч кубометров грунта. Вы-
нуто — 300 тысяч. Осталось еще 500 ты-
сяч кубометров. Работы еще много. Но мы.
подумали, прикинули все вместе и реши-
ли: —к 21 декабря -—— в честь товарища
Сталина — вынуть оставшиеся 500 тысяч
кубометров! Будет? — спрашивает он-гром-
ко, оглядываясь на окружающих. ,

Шапки высоко подняты. Лица, — суро-
вые, серьезные крестьянские лица, —
	улыбаются и сияют:

— Ла, будет! *
. — Будет, будет!

Город старинный, с узкими yan
цами, лежит. в равнине. Солние за-
	ватывается, и при алом его закате ввеу-
ху вырисовываются” резкие ‘очертания же-
лезнодорожного моста через: Дунай. .

:.В клубе собралось семьсот человек
работников канала и рабочих городеких
предирилтий. Наперерыв, они pacempanin-
вают о Советском Союзе и, в частноети, о
том, как мы строим каналы. Узнав. что я
бывал в Фергане. и на Большом Ферган-
ском, они засыпазот меня вопросами: Сколь-
ко человек работало на километре трассы?
Какие были нормы? Как был механизиро-
ван труд? Как была постазлена культрабо-
va? Какие выпускали плакаты, газеты?..

В клубе тесно, все проходы и фойе заби-
Me народом. о. т

Оратор` говорит: ИЕ
‚ — Мы здесь, на участке Чернавода, ра-
ботая на благо нашей Народной республики
Румынии... *

— Слава, слава ‘великому Сталину! —
‚гремит под сводами. Ly

— лаве, как и на других участках,
взяли обязательство...

— Слава, слава, слава!.. — несется с
улицы.

— выполнить план не к 1-му ян-
ВЕ ee :

— Слава!..

— ..а к 2[-му декабря!..

Й у всех на глазах блестят слезы, вое
аплодируют — всем весело; хорошо, веем
приятно чувствовать себя сильными, креп-
Кими, охваченными узами дружбы, узами,
которые соединяют’ народы, миллионы лю-
дей, идущих по великому пути коммуниз-.
ма, по пути братства и свободы. Сверка-
ют и светятся глаза, гремит и переливает-
ся великий клич, бессмертный призыв:
	— Слава великому Сталину, слава!
ДОБРУДЖА
	лись три больших корпуса МТС. Работают
в МТС не приезжие, & свои, карайгирцы,
И директор МТС — тоже карайгирец».

Мы прожили первое чудесное тридцати-
летие, тридцатилетие победоносного про-
никновения культуры буквально Bo вое
поры нашей жизни, .

В огромной стране, занимающей одну
пестую часть земного шара,— там, где в
условиях царского строя потребовалось бы
200—300. лет, неграмотность была лИкви-
хирована- менее чем за 30 лет. т ‘

Пусть попробуют заокеанские мракобесы
возразить что-либо по этому поводу! Им

придется тогда вепомнить, что в хваленых
«цивилизованных» Соединенных „Штатах
чиело неграмотных достигает двадцати мил-
AHOHOB человек, а число детей школьного
возраста за бором школы — шести мил-
лионов. Им придется тогда  об’явить во
всеуслышание 06 ужасающей неграмотно-
сти в Италии, rie семь с половиной мил-
AMOHOB человек не умеют читать и писать.
Им придется сказать 0 подопечных анг-
лийским  лейбористам государствах, Tie
3—5 процентов грамотных считалотся 0со-
бым достижением.

Советские люди-новаторы, люди-творцы,
каждый день радующие нас своими трудо-
выми и научными подвигами, — это те,
многим из которых раньше были недоступ-
ны самые «азы», самые простые, прими-
тивные преимущества культурной жизни.

Й мы совсем по-иному воспринимаем
теперь, в 1949 году, обращенные много
лет назад к комсомольцам слова Ленина:
«...в стране безтрамотной построить комму-
нистическое общество нельзя». Мы знаем,
ut наша советская социалистическая
страна в сталинекую эпоху достигла неви-
данного расцвета материальной и духовной
‚ КУЛЬТУРЫ.
	Всеволод ИВАНОВ
«<>
	oa В  —_—_s

каменщика Шавлюгина. Й вырабатываем
по три нормы!

. жж
*

В городке строителей — длинные опрят-
ные бараки, раскинутые среди виноград-
ника, НЙ

Молодежь талщит нае, чтоб ‘показать евои
жилища, пожилые люди — свои, продавцы
хотят показать свой магазин, а повара —
свою кухню. — ,

Но, разумеется, молодежь оттеенила, всех.

Высокий, чернобровый, в белой смуш-
ковой шапке, сдвинутой на затылок, выхо-
дит вперед и говорит, широко раскидывая
длинные и, должно быть, очень сильные
руки: ›, . ,

— Второго августа вкопали здесь пер-
вую лопату. А теперь — видите, сколько
уже сделано? Вы клуб смотрели? Ну, как
же! Его надо изучать! Он на восемьсот
мест, такого нет и в Констанце! Пожалуй-
Tm в клуб, а потом — пожалуйте в наш
молодежный барак, а потом — на участок,
где мые «стахановисты», работаем, а потом
мы покажем вам...

И молодой человек увлекательно и жи-
во набрасывает нам план налтих действий
едва ли не на месяц, Он говорит торопливо
и волнуясь, словно боясь. что не успеет
сказать всего важного и нужного: —

— Мы лостроили клуб к 7 ноября, ак
21 декабря мы украсим его так, каки в

ухаресте не смогут украсить, Эдесь ©0-
берутся люди со веего участка... и гости
со всего канала...

— И из Констанцы! — добавляет co
сцены девушка.

— И, конечно, из Констанцы!.. Bee
будут докладывать, что каждый сделал ко
дню рождения великого Сталина. 0, мы
много сделали, а сделаем еще больше.

Он вел нас от барака к бараку, о каж-
дом встречном рабочем говорил, что тот
сделал для канала. И приятно было ви-
деть, что в каждом он находит много
дельного, умного, что каждый человек для
него ценен по-своему.

Он говорил: 1

— Работы, как видите, здесь много. А
особенно много просветительной работы.

— Канал должен быть и школой, — го-
верит второй молодой человек в очках и
кенке.

— И будет! — восклицает высокий.
трепля свою шалку: — Большой школой

будет! Да вот, свернем в этот барак.

За чисто вымытыми обеденными стола-
ми, от которых слегка пахло хлебом и су-
пом, сидели пожилые крестьяне и кресть-
янки в своих вытертых кожухах, высоких
шапках и в цветных платках. Перед каж-
дым из них стояла чернильница. лежали
тетрадь и букварь в крупными, разноцвет-
ными буквами. брестьяне смотрели серьез-
но и задумчиво: они не видели нас, труд-
ный урок был еще перед их глазами.

Это был пункт ликвидации неграмот-
ности. 7 ‘
` Наш молодой спутник взял у пожилой,
морщиниетой ‘и содеющей женщины ее
тетрадку, Ето-т тихо спросил:

— Сколько ей лет?

‚ — Она тяжело жила, — ответил _учи-
тель, — она много страдала при капита-
лизме; ей сорок лет..

Учитель продолжал: г

— На такой тетради они уже начина-

ют писать отдельные слова и фразы.

— Какую же первую фразу написала
эта женщина, в сорок лет научившаяся
впервые писать?

— ТУ, которую пишут трудящиеся все-
го мира.

Наш молодой спутник протянул нам
тетрадь. Мы прочли:

— Слава великому Оталину.

; жх у

Между городами Меджидие и Чернавода
ость пробный участок, где работы ведутся
полным темпом. Места здесь заболоченные,
и, прежде чем вести канал, необходимо
спустить воды и осушить почву. Поэтому
всюду видишь канавы, рвы, всюду под но-
гами булькает и течет грязноваторыжая,
пахнущая тиной вода. Срели этих бесчие-

май

с
	ШИННИКА
	МАНИФЕСТ КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ
	«<> ;
Л. СЕЙФУЛЛИНА
«©
	пример народов великого СССР, блестяще
показавшего, что неграмотность He есть
вечная‘ проблема».

В наши дни, когда в школах страны
обучаются 34 миллиона детей, когла обя-
зательное семилетнее обучение стало’ досто-
нием не только города, но и деревни,
когда учится у нас каждый третий взрос-
лый, нельзя без волнения читать замеча-
	голодом инст анной О БА АР п ее
а vnfiuagy а   тельный документ, возвестивший культур-
	ную революцию в советской стране, —
	ленинский декрет о ликвидации неграмот-
		огонь познания
	хозяйстве. в доменном и  сталелитейном   — ‘Почему собака воет, когда в поме
	ВЕ Е а —

производетве, Цитаты из закона о пяти-   покойник?
летнем плане. Рассказ о величии человека, — Правда ли, Что тараканы приносят

владеющего всеми тайнами огня, 0 нашей   счастье?
металлургии, химии, о мощи Советского   (твет Колодия насчет «воющей с0ба-

Союза, его значении, как сильнейшем г- Ku» — это целая новелла, из которой Ki
	сударства в Мире... — хозники узнают о царских и дворянских
Слушатели выходят из зала, как зача-   псовых охотах, о грандиозных пеарнях я
рованные, # обслуживаний их крелостными, о породах
`— ‘Вею ночь бы ВА и собак, 0 собачьих  ращионах... Затех
	Дмитриевича, — и то было бы мало.

` Через несколько дней  вывешивается

0б’явление;
«Горячеисточненский районный Дом

культуры, Лекция: что такое молния и

гром, Отчего бывают землетрясения. Чи-

тает Ан. Дм. Колодий. Научные опыты и
	лектор переходит к собакам павловских
Колтущей, где заложены основы ‘науки 00
условных рефлексах, и сам собой зарож-
даетоя убедительный, научно обоснованный
ответ на вопрос: почему собажа воет?
Что можно ответить на вопрос oO тапа-
канах и счастье? Ответ’ начинается с на-
учной справки о биологии таракана. . Даль-
	А, ВОЕН ЗЕЕ ЕАИС  = 00 ЕР о ЖРО IIE РЧ ТУРЫ

BEB PETER? [ule идет рассказ о тараканах в крестья
: а, a Apa Kawa УТЬЯН=

а oa и ских хатах царской Руси. Статистика’ -
309 = I aaa а и и ее 108 Литературные — источники — свиде-
un ПРО тельства современников о гололе, Описание
Я, хат, гло не осталось ни крупипы челове.
	На следующее воскресенье об’является   ческого питания. Тараканы уходят из хат

Аааа ли Аи РЯ ААА cree cm ae een
	лекция:

Еще через неделю:

«Наука в борьбе с суевериями и пред-
рассудками».

Это — одна из самых вдохновенных. ра-
бот лектора-маркеиета. Bee мистическое,
пугающее. туманное, исчезает, Иллюстра-
ции исторические сменяютея местными,
общеизвестными фактами из недавнего
преньтого.: Бессторной оказывается сои-
альная  подоплека- многих
классовая сущность. И слушатели — ря-
довые колхозники, колхознипы, ‘рабочие,
раеходясь после лекции, повторяют:

— Марке правильно сказал:  «Рели-
гия — это вздох угнетенной твари, душа
бесвердечного: мира...».

«Нроисхождение жизни на 3°мл6».   голодающих, и это стралино, это

явлений, их.

смерть
Тараканы идут‘в дома, где есть пища, :
пища — это счастье. И вот  запуганны
призраком толода Крестьянин,  строящи]
новую ‘хату, на своих ладонях приносит 1
нее тараканов; они принесут счастье, он;
живут там, гдо есть пища, где`веегда буде
пища... .
Оказывается, тема о тараканах несет в
себе целый заряд политически острых
суждений.
a
%*
Грулпа колхозниц встретила Колодия на
улице,

— Слыхали, наверное, ‘Анатолий Jim.
риевич: В ‚одном хуторе около моря икона
	— А как тебе нравится папа римский?
	OO ТСР ORION MA Se

> = — химия?’
Bor паучишое! это — химия

~~

~~ Химия.

И колхозницам — по глазам видно —
HO одной   хочется, чтобы «чудо» оказалось химией.
	— Вак бы это`доказать, Анатолий Дми-
триевич?

— Хоть сию минуту. у Boro H3 Bac
есть старая икона?

Пересмеиваются женщины — у них в
домах нет ни старых, ни новых икон, А
вот У бабки Пьяных. есть,

= Идем коней гости:

Заглянув на минуту в’школьную лабо-
раторию, Колодий, сопровождаемый колхоз-
ницами, входит к 04бке Пьяных. Она не
бывает на лекциях в Доме культуры, но
Анатолия ‹ Дмитриевича ‘вотречает” С ис-
кренним уважением.

— Икона нужна для опыта? Вот икона,

На иконе чуть-чуть виден шоколадного
цвета лик и шоколадная рука. Колодяй
проводит по иконе влажной тряпицей, при-
несенной в кармане,

— Вот и ‘все, сейчас «обновится!

И на глазах колхозниц лик светлеет,
светлеет рука, светлеют давно  погасшие
ткани, светлеет нимб ‘вокруг головы,

. Женщины полны глубоком изумления;
— Обновилась! Действительно же 0б-
новилась!

Колодий об’ясняет:
	—Й 910 может сделать любой свмиклае-
сник, любой аптекарь и всякий, кому это
нужно. Старые иконы ‘писались о свинцо-
‘выми белилами, которые в живопиви под-
мошиваются почти ко всем краскам. (С го-
дами в составе белил происходят измене
ния... Чтобы’ вернуть прежний цвет, надо
обогатить белила кислородом. Что . такое
кислород, вы знаете. А тряпочку я 6м0-
чил. перекисью водорода. Перекись — знал
чит, в ней много кислорода, а купить це-
рекись можно в нашей аптеке...

Хуторская‘ сенсация была снята десяти-
минутным опытом в ломе бабки Пьяных.

«Химия» Анатолия Кололия имеет боль“
шую силу. 06 этом свидетельствует хотя
бы и такая справка:, за нынешний год’ в
станице было много свадеб — и ни одного
церковного брака,

Опыт  внештатного лектора Анатолия
Володия заинтересовал грозненские of-
ластные организации. Конспекты лекций
Колодия, перечень и описание его лабора-
торных опытов рекомендуются сейчае дру»
THM лекторам,

Читают лекции многие. Но успеха до-
биваются лишь те, кто понял; что тото-
вый текст само по себе не так уж много
лает: нужно твопчески овлалеть материа-
Лом и аудиторией, нужен живой ОГОНЬ,

которым должна быть’ согрета, деятельность
лектора.
	ГОРЯЧЕИСТОЧНЕНСКАЯ
Грозненской области
	{9
		Если вы взглянете на карту, вы уви-
дите, что от Бухареста на Констанцу идет
почти прямая линия железной дороги. Воз-
ле города Чернавода линия пересекает Ду-
Hall, и отсюда рукой подать до Констанлы.
Однако Дунай. сворачивает здесь в cTOpo-
ну и делает огромный крюк, прежде чем
впалает в Черное море.
	Kanax, который пройдет почти параз-
лельно линии железной дороги Чернавода—
Констанца, значительно, до 250 километ-
ров, сократит путь по Дунаю до Черного
моря: ь

Только освобожденный румынекий народ
с великодущной и бескорыстной помошью
Советского Союза оказался способным раз-
решить проблему канала Дунай — Черное
море. ;
` А проблема эта трудная, и работы пред-
-ChOIT большие. те

Например, на ‘протяжении восемнадцати
километров канал’ будет проходить ropu~
стым ущельем, которое необходимо про-
„бить. Стены ущелья, которые террасами
Повиснут нах каналом, местами достигнут
высоты 85 метров! oe :

Для того, чтобы создать это ущелье,
нужно вынуть 51 миллион. кубометров
камня. Это очень много, принимая во вни-
‚Мание, что остальной, мягкой породы на
всем протяжении трассы канала надо из-
влечь. .30 миллионов кубометров. Правда,
утешение то, что камень, который будут
вынимать, весьма ценен: 970 сырье для.
	цемента, и бетонные заводы, здесь возлви-
	гаемые, будут обеспечены сырьем на дол-
-рие и. долгие годы.

Хотя решение о сооружении. канала вы-
‘Несено. недавно, по всей трассе его кипит
работа.

Перед тем как отправиться на трассу
канала, мы осматривали городок Нового
Порта. (о стен городка видна. вдали паро-
вая мельница, стаи голубей над ее кры-
шами, видна и камнедробилка. И на весе
это смотришь с большим удовольствием:
туман исчез, небо яено, а вдали открылось
море. Е -

Но. что это за дымки неподалеку от
мельницы? И что это за гул? `

Каменщик в длинном рыже-сером фар-
туке и высокой, конусообразной  румын-
ской шапке, улыбаясь, говорит:

—. По советокому методу. Там. третий
день, как начались подрывные работы: че-
рез холм идет трасса канала. — И добав-
‘ляет:— Мы, каменщики, «етахановисты»,
тоже работаем советским методом: метолом
	Неузнаваемо изменились общественное и
тозударотвенное бытие нашей Родины, ее
культурный облик за те тридцать лет, ко-
торые прошли с памятного дня 26 декабря

1919 rota.
	В этот день Владимир Ильич Ленин под-
Писал свой знаменитый декрет «0 ликви-
дации безграмотности среди’ населения
РСФСР». Замечательный ленинский доку-
мент явился подлинным манифестом куль-
турной революции в советской стране.

Молодое советское ‘государство, неемотря
на огромные трудности, вызванные хозяй-
ственной разрухой, голодом, иностранной
интервенцией, гражданской войной, торже-
ственно, перед всем миром заявило устами
Ленина, что ликвидацию безграмотности
OHO считает первоочередным, одним из са-
мых боевых своих дел. B 1920 году при
Народном комиссариате просвещения была
	Не вдруг, не за один вечер,
	лекцией дошел Анатолий Володий до серд-
ца слушателей. `

Только за два последних тода Колодий
прочел 103 лекции на 34 темы. Среди
них нет ни одной дилетантской беседы,
ни одной: импровизации: все заранее про-
думано, законспектировано, все. источники
уточнены: записаны, . цитаты  выверены,
	лабораторные оныты заранее отработаны
	с самой скрупулезной тщательностью, . ос-
нащены отличной аппаратурой.

Мы заглянули’ в творческую  лаборало-
рию этого овльекого интеллигента.

Колодий — преподаватель естествозна-
ния семилетней школы,  студент-заочник
учительского института,  студент-заочник
института иностранных языков, внештат-
ный лектор райкультиросветотдела. По ха-
раклористике районных организаций, он
«во всей нашей жизни идет на пять с
плюсом».

У Колодия большая. отличная  библио-
тека. Весь поток научно-технических жур-
налов, книг, бропюр, поступающих в рай-
он, просматривается, прочитываетея Коло-
дием. Выписки, вырезки  систематизи-
руются им по самым различным областям
знания — все. оказывается нужным для
его большой и жадной аудитории. :

Каждая из том, разрабатываемых Колс-
дием, имеет самое непосредственное отно-
шение к станице Горячеисточненской. Лек-
ция обязательно втягивает и исследует
факты местной  общественно-политической,
культурной или хозяйственной жизни.
Многие темы ‘лекций предложены Колодию
его постоянными слущателями.
	Вогла у лектора накапливаются вопро-
сы, требующие специальной разработки,
Дом культуры об’являет вечер вопросов и
ответов. За несколько’ лней перед  этам
старшекласеники с записными книжками
обходят лома станицы:

— У кого какие вопросы есть к Ана-
толию Дмитриевичу?
	Вопросы собраны. Над изучением их
работают не только  Колодий, но и в3-
ведующий Домом культуры Романов, и py-
ководитель культпроеветотдела Мельничук,
и инспектор этого отдела  Борковская, и
заведующая районной билиотекой  Чал-
дышкина. и секретарь райисполкома Улт-
кина. и еще целый ряд партийных и со-
ветских работников. Ответы  подготавли-
ваютея капитально, широко, из них скла-
дывается большая, евязная лекция-безедла,

Наряду с серьезными вопросами поли:
тического, философского, научно-техниче-
кого характера поступают и такие, кото-
рые, на первый взгляд, могут показаться
легкомыеленными:
	Электросвет в зале выключен. Палочка.
	двиствительно порождает пламя. Лектор
рассказывает, как он получил огонь. Зри-
тели наблюдают.  самовоспламенение  ве-
ществ. воспламенение химических смесей.
	Опыт следует за опытом, один другого яр-
че, один. другого увлекательнее.

— Наконец, огонь можно получить с
помощью простой воды. Вот я беру ста-
кан чистой воды.

Раздается вотревоженный голос:

— Не надо, Анатолий Дмитриевич!

— Почему?

— Хорошо вы вое показали, правиль-
HO, все понятно. Но... из воды огонь... Это
уж чересчур... Как бы конфуза не вышло!

— Нет, никакого конфуза не будет —
твердо говорит лектор.—Мои ассистенты
	приготовили смесь алюминия и иода. Ес-
	ли в смесь добавить чистой воды...

Леклор. поднимает стакан, делает’ не-
сколько больших аппетитных глотков, ос-
татки воды вливает‘в сосуд со смесью, и
яркое пламя освещает зал. /

Радостные аплодисменты гремят в ‘зале
и на улице.

Затем идет речь о кислороде. Аудитория
воочию убеждается, что пятую часть воз-
духа, которым мы дышим. составляет кис-
пород — газ, поддерживающий горение,
Они узнают о роли кислорода в народном
		«В. целях предоставления всему населе-
нию Республики возможноети сознательно,
	созлана Всероссийская чрезвычайная ко- ГО Участия в политической жизни страны
	миссия По ликвидации ^ безграмотноети.
Позднее, в годы нэпа; было ‘организовано
руководимое в течение долгого” времени
	Михаилом Ивановичем Калининым общество
«Долой неграмотность». Семимильными на-
гами‘двинулось советекое государство по
пути расцвета социалистической культуры
в годы сталинских пятилеток, по мере раз-
вития индустриализации нашей страны и
коллективизации крестьянского хозяйства.

Под мудрым  водительством товарища
Сталина СССР. стал теперь страной вилош-
ной грамотности. `Трудящиеся ‘стран’ на-
родной демократии с восхишением следят
3% ‘величайшими достижениями нашей
Родины в области социалистической куль-
туры и следуют нашему великому примеру.
«Позади нас проклятое темное прошлое, —
пишет болгарская газета «Учителека бор-
ба>»,—а впереди—чудесное светлое утро и
	В ГАЗЕТА
2 —— MN 104
	Совет Народных Комиссаров постановил...»
— Таковы первые строки декрета. И далее,
шаг за шагом говорится о том, как должно
осуществляться обучение грамоте вебго на-
селения республики от 8 до 50 лет, не
умеющего читать или писать.

’Те тоды, по налцему восприятию, с
вышки нынешней социалистической дей-
ствительности представляются каким-то
глубоким прошлым.

Учительствовала я до революции в де-
ревне Карайгир. Темная деревушка... 30
лет назад Ленин и там зажег первый
светец образования. И вот пишет мне от-
гуда сейчае Клавдий Иванович Moxaer,
мой. бывший ученик: «Or старой глухой
	мордовской деревни и слела не осталось“
	Раньше карайгирцы не слышали и не зна-
ли слов — директор, механик, тракторист,
комбайнер,  ‘электромонаер. А сейчас у
Тенлой ‘торы, ‘что ‘находится в трех. кило-
метрах от Карайгира, rae ‘прежде жили
только зайцы да суслики, ‘расположи-
		з&‘слательных, людей». Но и здесь ye
обошлось без искажений. В число замеча-
тельных людей были включены: капита,
листы Ротшильды, испанский инквизитор
Торквемада, русский реакционер Катков и
другие.

За годы советской власти биографиче-
ская и. биобиблиографическая литература
обогатилась значительным количеством но-
вых словарей — исторических, географиче-
ских, искусствоведческих ‘и других. Указа-
тель особенно останавливается на таких
работах, как’ 12% книги возобновленной
А. М, Горьким «Жизни замечательных лю-
дей», лвухтомник «Люди русской науки,
вышедший под руководством С, И. Вавилова,
«Русские полярные мореходы из промыш-

ленных торговых и. служилых. людей
XVH—XIX 5p.» B, 10, Buse uw другие.
	Исследование о ‘русских биографических словарях
	В начале нового, 1950 года выйдет - 5
свет подготовленный Государственной биб-
лиотекой СССР имени Ленина указатель
о биографических и биобиблиографических
словарях, выходивших в нашей стране.
Этот единственный капитальный труд, ох-
ватывающий ‘историю пебатания’ подобных
словарей за 200 с лишним лет, представ-
ляет большой интерес для широкого кру-
	га читателей,

Первый биографический словарь в
России — «Схедиасма» Адама Селлия
	вышел в 1736 году. С тех пор были из-
даны сотни различных словарей и спра-
вочных библиографических материалов;
свыше 700 изних упомянуты в указателе.
Как сообщает автор указателя И: Ка.
уфман, первые словари часто копировались
	с заграничных или замалчивали отечест:
венных деятелей.

Это пренебрежение к отечественным
деятелям характерно для многих ‘изданий
досоветскогс времени, Даже в пятитомном
«Словаре  достопамятных людей Рус-
ской seman» JI, Бантыш-Каменского
(1836 -r.) He нашлось места для А. В.
Суворова, М. И. Кутузова, М. Б. Бар-
клая-де-Толли, писателей Фонвизина, Гри:
боедова, Гнедича. В «Словаре русских свет-
ских писателей» Е. Болховитинова (1845 r.)
вет А. С, Пушкина. Д. Языков в своих
«Обзорах» (1885—1916 гг.) замолчал или
исказил многие факты из биографий
Н. Г, Чернышевского, М, Е, Салтыкова.
Щедрина и других. р

Начиная с 1890 г, Ф. Павленков выпу-
стил 191 ‘книгу специальной серии «Жизнь