Пролетарии всех стран. соеляняйтесь!
		у. ВАГРИЦКЕОГО,   A. bUJIUTHEROLA
	  отличная, никем еще не тронутая те-
	ма: мещанин в стралании и спаси-
тельность об‘ективной истины. К этой
теме близко подошел в романе «Бю-
вар и Пекюше» только один прони-
цательный Флобер. непримиримый
враг мещанства, враг с правой сто-
роны. Где-то в корне своем «об’ек-
тивная истина» равноценна резигии`
она тоже пытается утешать, но она.
пожалуй, вреднее религии, ибо обма-
‘нывает более искусно. В конце кон-
цов: она вяушает: «так было — так
будет». Но о ней поговорим в другой
раз.
	Итак — «слабость мысли, слабость
философии», — говорит любитель
об’ективизма в литературе. Известно,
что «философы об’ясняют мир», про-
летаризт созлан историей лля того,
чтоб изменить этот мир и уже весь-
	\% усплешио начал это трудное, lipe-
	красное дело. Напомню, что недавно,
‘Ha с’езле писателей Союза Советов
пролетариат—не как диктатор, а как
читатель-друг, о котором  тосковал
Салтыков-Щедрин и многие лругие,—
громко. на весь мир, заявил о своей
	высокой оценке литературы, о любви.
	BR ней, о надежде, что литераторы да-
дут ему хорошие честные книги, а
литераторы в ответ единодушно зая-
Вили 0 своей готовности работать «в
контакте» с ним, соглаено с его ре-
волюционной леятельностью, с00браз-
HO творимой им «легенде» (и правде
эпохи — «суб`‘ективной»? — правде
сотен миллионов людей, которые пос-
тепенно сознают свое право быть хо-
зяевами жизни.
	Нротив этой правды — «об’ектив-
ная» правда прошлого. 0 чем бы она
ни говорила, в каких бы словах HB
выражалась, она всегла не что иное,
как более HAH менее умело. скрытое
стремление личности ‘утверлить- свое
«идейное» право на узурпацию чу-
Kore труда, право на паразитизм.
Эта «гуманитарная» личность, в0с-
питанная веками внушений религий
и философии фарисеев, иезуитов; ин-
квизиторов, эта личность неизлечимо
заражена ‘слалострастной любовью к
«трагелиям» жизни. Не салическая
	любовь-—корыютна, ибо всячески под
	черкивая, отмечая, изображая «неу-
1обства бытия» единоличников и
«душевные» их страдания, утвержда-
eT неизбежность страданий, может
быть помимо воли своей, но—утверж-
дает, ибо не хочет или не умеет воз-
буждать физиологическую  брезгли-
вость и ненависть к основному ис-
точнику моральных и материальных
неудобств жизни — к человеческой
глупости, жадности, зависти и к ма-
маше их — старой вельме собетвен-
ности, для мещанства все еще пре-
святой и препохобной.
	Эта любовь корыстна, ибо для нее
«драматизм»  сопизльного бытия,
«кислород искусства, естесствевный
материал» художника. Эта любовь не
только корыстна, но не редко и 0злоб-
ленз, ибо среди литераторов проплого
есть фигуры «об’ективистов», кото-
рые в работе своей явно руководи-
лись таким принципом: мне— плохо,
так да будет же плохо и тебе, чита-
тель! Это уже злоба прокаженных,
злоба людей, которые метаят за свою
болезнь здоровым люхам.

Могут указать, что людям не на
чем было учиться писать о радостях
жизни. Это, конечно, правильное oo’
яснение, ибо в прошлом почти вы-
черкнута была из жизни радость сво-
бодного труда, восторг достижений
творчества: Я говорю — почти, пото-
му, что даже и подневольный труд на
грабителей мира все-таки увлекал и
радовал, но этой радости не замеча-
ли, если она не являлась ралостью
богатого мужика, собирдющего хлеб
в житнииу свою.

Мир, чернорабочий мир, который
положил основание культуре прошлю-
го, а ныне решилея создать свою, —
этот. мир ‘стремится к здоровой радо-
стной жизни, он давно уже заслужил
празо на такую жизнь и все яснее
видит, что ее можно построить толь-
ко тогда, когда будут разрушены все
устои государства буржуазного, когда
всюду будет вырвана с корнем собст:
венность, основа единоличия, общест-
венной иерархия и оличания, озвере-
вия людей, Жабы  елиноличника,
‘профессионального и привычного по-
требителя на драматизм личного
бытия, конечно, реальны и мотивы
жалоб крайне разнообразны: человек
—<венец природы» и «звучит гор-
			Перед советским судом прошла
подпольная контрреволюционная. зи-
новьевская группа, боровшаяся про
тив партии и советской власти, не
брезгая никакими методами, вплоть
до методов, заимствованных. из арсе-
нала фашизма.

«Наши контрреволюционные убеж-
дения оставались одинаковыми и ак-
тивными до поспеднего времени», —
писал в своем заявлении, адресбван-
ном суду, Евдокимов,

На этот раз’ разобиаченный контр-
революционер, один из пособников
Зиновьева и Каменева — не conran.

Убийство одного из величайших
революционеров-большевиков нашей
эпохи Сергея  Мироновича Кирова
было совершено в Ленинграде.

Но обвиняемые в своих показа“
ниях признали, что подготовка тер-
рористического акта против тов. Ки-
рова была тесным образом связана с
преступной, контрреволюционной ра-
	ботой руководителей «Московского
	центра»,
	У фашистского выродка Никопае-
ва крестными отцами быпи Зиновьев
и Каменев, Их руки омыты кровью
т. Кирова, предательски убитого вы-
стоелом в затылок.
	Контрреволюционная зиновьевскзя
	‘подпольная группа не хотела верить
	в наши успехм. На ее гпазах родил-
ся Колхозный строй в деревяе, вы-
росла индустриальная страна, могу-
чая и непобедимая. Даже зарубеж-
ные враги вынуждены признавать
неукпонный рост пролетарского го-
сударства, 5
	Но Каменев, Зиновьев и их иомпа-
ния распускали отравленныееслухи и_
слушки, фабриковали «факты», ко“.
торые ничем не отличались от npe-
словутых «уток» желтых, бульвар-
ных бепогвардейских листков.
	Они жили надеждами на крах со»
ветской впасти. Но эти надежды бы-
ли иплюзорны, каждый день разве-
ивап впрах вымышленные слухи и
«факты». Зиновьевская группа давно
уже встапа на путь измены. Она ane
тивно способствовапа врагам Совет-
ского Союза, готовящим против нае
новую войну.
	Эта группа измошенничавшихся
политических выродков стала также
на путь индивидуального террора и
она воспитала фашистских собак,
поднявших руку на т. Кирова, одного
из пучших соратников нашего’ вели-
кога и пюбимого Сталина,
	Преступление этой те: Gane
ды провокаторов, двурушников и
убийц стапо известно партии и всей
стране.

Страна гневно возвысила свой го-
лос. Все многомиллионное население
нашей пролетарской родины потребо-
вало строжайшей кары всем. участ»
никам _ контрреволюционной банды.
	‚И советский суд свое решающее
слово сказал,

По судебному приговору все вдох-
новители и участники контррево-
люционной подпольной зиновьевсной
	групаы осуждены на разные сроки.
	Изменники и двурушники получи-
пи заслуженную кару.
	Уроки, которые мы допжны из-
впечь`из этих событий, —громадны.

Мы. снова и снова должны вспом-
нить споза т. Сталина о большевист-
ской бдительности.
	Уроки последних событий обязы-
вают нас быть еще более бдительны-
ми и на фронте питературной тео-
рии и практики.
	Под знаменами Ленина и Стапина,
преодолевая сопротивление врагов,
как открытых, так и замаскирован-
ных, мы по-боевому должны продоп-
жать свою работу в питературе с
тем, чтобы она становилась всё 6о-
лее партийной, чтобы она активно
способствовала строительству соци-
	} способствовала
апизма в наш
	ОРГАН ПРАВЛЕВИЯ СОЮЗА
СОВЕТОКИХ ПИОАТЕЛЕЙ СССР
	№4 (495)  .
	ПОД РЕДАБЦИВО

м. КОЛЬЦОВА, В. ЛИДИВА, А. СКЛИВАНОВСКОГО и. ©
  СУБОПКОГО, М СЕРЕБРАНСКОГО, М. ЧАРНОГО.
	Пятница, 18 января 1955 года.
	гос:
		ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЗАБАВЫ
		мы плохо изучаем его и у нас от-
	‘сутотвует уменье офганизовать этот
	материал в формы высокого искусст-
ва. Уменье создается знанием, ста-
ло быть нам нужно  вооружаться
знанием, Halo учиться работать - ис-
кусно и честно. Учиться надо мно-
гому и; в наших условиях, учиться
не трудно, ибо пролетариат-хиктатор
разрушил все преграды на пути его
детей в науке, искусству.
Титераторы Союза Советов постав.
лены в центр, внутрь процесса, име-
ющего мировое значение. Это—про-
цесс творчества культуры, - основан-
	“HOH Ha исключении частной собетвен-
	HOCTH Ва землю и орудия труда. на
	уничтожении всех форм сопиальноге
	царазятизма. Но физически включен-
ные в этот процесс, напти литераторы,
пытаясь изобразить ‘его, все еще от-
носятся к человеку, живой силе это-
го процесса, поверхностно, небрежно
И даже — равнодушно. рассказывают
	0 HOM словами казенного, холодного

восхищения, а изобразить его хотя бы
таким. каков of

есть — не умеют.
не понимают.

о подлинное ис-
кусство’ обладает
правом преувели-
чивать, что. Герку-
лесы. - Прометеи.
Лон-Кихоты. — Фз-
усты — ие’ «пло-
ды фантазии», &
вполне закономер-
ное и необходимое
поэтическое ^пре-
увеличение резль-
вых фактов. Наш
реальный. живой
герой. человек, тво
рящий  сопиали-
етическую культу-
ру. много выше,
крупнее героев. ва-
ших вовестей и 1о-
манов.
	БВ. литературе его
следует изображать
еще Goace  круп-
ным и ярким. это

не только требова-
	ние жизни. не. И
	сопиалистичесвого
реализма. который
должен о Мыслить
гипотетически, —&
гипотеза - хомысел
родная сестра
		личению.
Нелавно вышла
	весъма интересная,
	глин и © других Бозмутителях покоя:
лорхов-—Шекспир создал фигуру Ка-
ибана, автор статьи заявляет: «ве-
личайштее значение Шекспира в том,
что из его произведений никак не
узнаешь. кому он сочувствовал, чо
отрицал, и В этом его несомненное
преимущество пред всеми величай-.
шихи художниками слова». Состоя-
ние умственных сиособвостей этого
автора лучше всего  характеризи-
руется ero  патетической фразой:
«0, если 0 где-либо,  когла-либо
господствующий класс не физическа,
а только. илейно подчинил подвласт-
ных ему — какой бы тогда наступиа
блаженный век’ для человечества!»

_ А вотеще рукопись другого автора.
значительно более грамотного лите-
ратурно. Он ставит вопросы такого
рода: «Как понимать историческую
правду? В какой связи она находится
© методом социалистического резлиз-
Ма?» Далее он говорит. что «залтет-
	ное» для смертного «таит неиз яени-.
	мые наслаждения», ЧТо «подлинН-
ный драматизм» —

это «кислород для.
искусства, его как.
бы естественный:
художественный

` материал», что.
«фигуры умолча-
ния» 0 драматиз-
ме жизни «порож.
дают  лакировку
- действительности».
Дальше автор ‘за-
‘являет, что «трз-
тедия. Kak’ BBIC-
mee выражение
конфликтов бытия
уже утрачивает
почву у нае и мы
изо всех сил ра-
ботаем над. уни-
‚ чтожением траге-
дни». И у него
выходит так, что
у нас уничтождет-
ся освова искус-
ства. По его сю-
вам причиной э70-
го несчастия слу-

ЖИТ «елабость мы.
	№зк процесс эволюции материи, —
основы воёх сил, — жизнь величе-
ственно проста, как процесс разви-
тия социальных отношений — 05-
зожнена всяческой ложью и подло-
стью. Правда требует. простоты,
ложь — сложности, это очень хоро-
пю утверждается ‘историей  литера-
туры.

В старину на процессах техниче-
ски примитивного труда и еще не
очень резко выраженного расслоения
людей на владык ий рабов устное
художественное творчество — трудя-
щихся создало в форме сказок и ле-
тенд замечательно яркие образцы
живописи словом; общая тема этих
произведений устной литературы:
борьба человека с природой, с вол-
шебником, овладевитим ее тайнами, и
’мечта о возможности для трудящихся
овладеть силами природы. 910 —= об-
щечеловеческая тема. —

«Общечеловеческое» поэзии и про-
зы классиков весьма редко возвы-
шается над уровнем общебуржуазно-
то. «Общечеловеческими» в литера-
туре прошлого являются проязведе-
ния, в которых налболее пессимиети-
	чески отразилось ощущевие лично-
	стью трагической сложности соци-
ального бытия, сознание ею ничто-
жества своего’ в процессе история.
Опущение это испытывали и разно-
9бразно выражали господа, но оно
было также свойственно рабам, тол-
кая тех и других в фантастику идеа-
листической философии, в туманы
религии. Гликон, ваятель, кивлгий
в первом веке до нашей эпохи, изоб-
разил Геркулеса совершившим свой
тюследний подвиг: в руке героя тру-
21а — яблоко беесмертия, но’ его поза;
ето лицо изображают ве ралость но-
беды, а только усталоеть и уныние.
Инчересно отметить тот Факт, что
буржуа, победив феолала. нигде не
отметил в высокой художественной
форме свое «торжество победителя».

Борьба — непрерывна. победы —
постоянны, а торжества“ — нет, или
же оно так же кратковременно, как
хриктиво, — такова недавняя под-
лая и кровавая побела тройного, зл0-
вонного Г., одицетворяющего силу
зрупной немецкой буржуазии, В Ив
Рене УХ ХХ вв. поллинно худо-
зественно изображенная личность
это, или — критик буржуазного об-
щества, или нытик, человек, который
жалуется на тяжесть жизни, человек,
который хочет жить независимо от
первой — материальной — u pro-
рой -— социальной природы, хочет
Жить «сам в себе», как подсказал
OMY машинально мысливший стари-
чек из Кбнитеберга, основоположник
новейшей философии индивилуализ-
м

№
	Ho существует страна, в которой
уржуазия потерпела поражение.
Это Факт, имеющий «общечелове.
ческое» значение не только Fag про-
летариев всех стран, но и для основ-
Ной силы буржуазии, для мастеров
ее науки, культуры, количество ко-
торых шревьнпает спрос буржуазии, а
лраматизм их социального положения

H логика историй указывают пм
	сдинственный путь свободного твор-

чества — путь с революционным
пролетарнатом.
	Задача и обязанность создать под-
лнено общечеловеческую литературу
возлагается историей на писателей
Союза 6. С. Республик. Это лолжна
быть литература, способная глубоко
волновать пролетариат всей земли и
воспитывать его революционное пра-
восознание. Материал для создания
высовоценной поэзии и прозы у нас
уже есть — совершенно новый мз-
териал, созданный и непрерывно 603-
даваемый революционным мужеством
творчества рабочих и креетьян, ›их
разнообразной талантливостью. Это—
материал побелы, небывалой в исто-
рии человечества. победы. пролетафи-
ата и утверждения ликтатуры проле-
тариата. Омысловое; историческое ми-
ревое значение факта этой победы со-
вершенне исключает из обихола на-
шей литературы темы безналелности,
бессмыюленности личного бытия, те-
му страдания. освященную вредней-
шей ложью христианства. Стралание
человека почти ‘всегда изображалось
так, чтоб возбудить бесплолное, бес-
полезное сочувствие, «еостралание»—
H крайне редко для того, чтобы на-
	сытить  чернорабочего строителя
культуры чувством мести за его по-
пранное человеческое достоинство.
	затечь в нем ненависть к страда-
НЮ, к источникам его, к творлам
подлейших ужасов жизни.

170 миллионов людей отказались
т позорной обязанности страдать ра-
ди удобств и удовольствий  коман-
лующего класса. Они еще не успели
устранить все внешние причины жи-
тейских неудобств, потому, чу
них еще не было времени для эт0-
TO, а также, конечно, m0 вине их
цассивности и мещанокого стремле-
ния поскорее вкусить  детевеньких
<фадостей жизни» — поспешность эт0-
9 стремления об’ясняется тем, что
хотя у нас мещанин физически note:
HICH, но все еше «бытует» вместе с
нами, распространяя залах тлетвор-
ный и одуряющий,

Материялом художественаюй лите-
а служит человек со всем раз-

разием ето стремлений, леяний,
человек в процессе его роста или
разручиения. Материал у вае есть. но
	вали ему на историческую иеобходи-
мость борьбы противо грабителей
мира, фабрикантов нищеты и вырож-
дения трудового народа. 06 этом
пожирании капиталистами  талант-
ливых людей враждебного им класса
начинают рассказывать некоторые
из литераторов современной Европы,
Америки. -— рассказывают потому, что
уже чувствуют ‘драматизм своего
положения в обществе двуногих зве-
рей в перчатках и цилиндрах, в
среде владык, которые снова органи-
зуют грандиозное всемирное истреб-
ление миллионов рабочих и крестьян.

‚Задача нашей, всесоюзной лите-
ратуры показать, Kak батраки й
батрачки, которым церковь и семья
веками внушали пренебрежительное
ий враждебное отношение к батракам
и батрачкам иных племен, религий,
языков, нашли во всех племенах
царской России  общепролетарское
		YVBCTSO EDOBHOTO, классового родства,
как в разноплеменвой стране Союза
Советов возникает сознание единства
цели, как это сознание будит и
организует таланты, как оно возбу-
ждает жажду знания, трудовой геро-
изм и готовность бороться за великое
дело пролетариата (на вбех точках
земного шара). Основная тема вее-
союзной литературы показать, как
отвращение к нищете перерожлается
в отвращение к собственности. В
этой теме скрыто бесконечное разно-
	образие всех иных тем подлинно’
	в ней
COBIAN
	революционной литературы,
заключен _ материал AT
	«положительного» тинз человека ге-
	роя, в ней заключена BCH «истори-
ческая правда» эпохи, а тажовой
правдой является ревозюционная
целесообразноеть энергии  пролета-
риата.— энергии, направленной на
изменение мира в интересах свобод-
ного развития творческих сил труло-
ROTO Hapora.
	Рядом с людьми, новорожденными
революнщией для того, чтобы продол-
жать расширять, углублять уже на-
чатое дело коренного изменения
мира, все еще живут и воняют люди
с психикой ненасытных потребите-
лей, люди, которые, еще не успев
освоить и проглотить данный им ку-
сок, спрашивают: & еще, а завтра
что будет? Они чрезвычайно быстро
привыкают к успехам воздухоллава-
ния, к чухесам радио, росту электри-
фикации, к полетам в стратосферу
й гримасничают: «Что же—страто-
сфера? Вот если бы на Марс?» Они
не прочь посмотреть на что-нибуль
героическое, похлопать героям лзло-
нями, но’ развлекаясь грандиозностью
событий, они чувствуют себя в  пра-
ве горько жаловаться на 19, что в
продаже нет каких-то особенно лю-
бимых ими пуговиц и нет мармелада,
тоже особенно обожаемого ими. И
никто из драматургов наших вое
еще не равен Шекопиру, хотя совет-
кая литература существует уже
18-й год. И нет романиста, равного
Бальзаку или Флоберу, и нет поэта,
разного Пушкину. .

преж мной рукопись статьи
«Нолитика в искусстве», автор—че-
ловек в. свое мремя весьма замет-
ный артиет театра. Он боится, что
«так называемый социалистический
реализм не достаточно строго отно:
	сится к восприятию основных задач:
	искусства». Он советует «оставить
давно набивигую оскомину Фразу, что
искусство определяется структурой
общества. Й хотя Шекспир, когда
еху—юлжно быть напомнили 06
Уотт Тейлопе, Степане Разине An-
	Неоднократно и Каменев и. Зи-
новьев униженно просили партию.
	поверить им...

Сколько было пролито ими  при-
творных спез, сколько было бумаги
исписано для покаянных заявления
для перечисления грехов, совершен:
ных! ими и их пособниками в борьбе
против диктатуры пролетариата.

Но обвиняемые на суде признали,
что обман партии был их боевой
тактикой, направленной дпя «сохра-
нения своих кадров», для консопи-
дацин всех контрреволюционных сип
против страны Советов. oO

Двурушничество и измена сопут-
ствовали Зиновьеву, Каменеву и их
пособникам в течение последних
пет. .

Они хотели во чта бы то ни стало
сохранить себя в радах ВКП(б), так
как изнутри с партией бороться, по
их мнению, быпо легче.

И эти пюди, добившись возвраще-
ния в партию, снова и снова соби-
рались вместе, они стремились нако-
плять сипы и. возбуждать в своих
приверженцах чувотво озлобления и
открытой ненависти к той созида-
тельной работе, которую героически
осуществпяют партия _и. рабочий
класс. р

Руководитепи и участники контр-
революционной зиновьевской группы
стапи оформителями стремлений и
надежд всех антисоветских сил, еще
не добитых до нонца в нашей стране.

Антипартийное подполье Зиновьё-
ва и Каменева стало резервуаром дпя
стока всех контрреволюционных не-
чистот.

Преступная деятельность Зиновье-
ва и Каменева вызывала к жизни
белогвардейские методы борьбы с с0-
ветской властью и выстрел в Сергея
Мироновича Кирова был прямым ре-
зультатом деятельности TEX, кто
идейно воспитал подпого убийцу.
	до», это — неоспоримо, но также не-
оспоримо, что он бывает мерзавцем,
убийцей вождей пролетариата, прела-
телем родины, изумительным лицеме-
ром, врагом рабочего класса, питио-
ном калиталистов,— в; таковых его
качествах он подлежит беспощахно-
му уничтожению. Ах, конечно, тра-
гически трудно жить, когха каблуки
сапог стоптаны, жена сосеха краси-
Bee моей, Бокову дали орен, а мне,
Кошкину, только премию, — отрез. на
брюки, коробки спичек сделаны не-
брежно.. ‘открываются се трудом, —
«Подумайте: миллионы людей поль-
зуютея спичками, сосчитайте, какое
огромное ‘количество энергии бесплод-
	но тратят страна, открывая эти сквер-
	но слеланные коробки? Вот как мы
изменяем мир!» Затем профессиональ-
ный потребитель, будучи критиком;
легко взлетает выше спичечных’ ко-
	`робок к основвым вопросам социаль-
	ного бытия и творчества, он готов

даже вознестись к вопросам бытия
космического, которое предоставляет

невежлам более безгравичную с8000-
	лу имели, чем серьезным мыслите-
	лам. Пора бы поставить вопрос: что
значит моя личная «тратедия» на фо-
	не и по сравнению с той трахехией,
которая неизбежно возникает на пу-
	TAX творчества пролетариатом новой
истории и которая должна выразить-
ся в форме всемирной битвы 3%
власть? И — другой вопрос: не пора
ли деятелям литературы понять,
что время требует от вих работы на
вооружение. пролетарната, на 0боро-
НУ его от всевозможных заразных б0-
	лезней прошлого. на возбуждение в
	нем непримиримой ненависти в про-
изводителяи всех несчастяй, мучений,
всех ‹«трагехий» социального бытия?
	Греческое слово «трагедия» пере-
BOMHTCH на русский язык ках «кез-
	сли, слабость фи-
лософекая>.

Казалось бы, что
из признания фаБ-
та этих слабостей
необходимо следу-
ет единственно
правильный  вы-
вод: Надо учить-
ся! Автор. вихимо
ий желал сказать
. это, HO сказал В
‚ Панова такой форме: «Де-

ло пролетариата и
теория его, теория марксизма, — нео-
провержимы. Вот почему мы долж-
ны искать факты, которые могли бы
«опровергнуть» их», Так и написа-
но. А вся статья, насколько можно
понять смыел ее, написана лолжно
быть затем, ‘чтоб сказать: «искусст-
во должно служить  <«об’ективной»
истине. А на кой она чорт нужна
автору и что такое эта ‹об’ективная
истина» —— 06 эми он себя очевид-

HO He спрашивал и каково ce. OTHO-
шение к «суб’ективной» правде про-
летариата, к революционной целеео-
‚образности. к правде эпохи, органи-
зующей миллионы людей, как новую
творческую силу, — 06 этом автор
должно быть не думал.
	Межлу тем «обективная истина»
даже не фотография, & нечто гораздо
хуже, — хуже потому, что она двулич-
на_—«луалистична», как говорят лю-
ди, читазлеие философические книж-
ки. Она берет человека, противопос-
товляя го миру, обществу, среде, и
берет его утешительно пестреньким,
одновременно совмешающим в себе
честное и подлое, глупое и хитрое,
берет его как нечто, за власть над
чем — по Достоевскому — борются
«бог и дьявол». «Человек обречен на
страдание, как искра, ч10б устрем-
лязься вверх», а «верх» это, обычно,
какая-нибудь жалкая низость, в нед-
рах-которой_страдалец успокаивается.
Человек всегла чья-нибудь жертва:
государства, «общества»,  «ереды»-
«сексуальных эмоций» извраленных
д0 однополой 20бви—хотя весьма
заметно, что и под этой «любовью»
 у мещан снрятан расчетен: жить с
мужчиной дешевле, чем с женщиной,
денювле и слокойнее— детей не будет.
Мещанин вообще и всегла страдалец,
даже и тогла, когда он материально
устроился вполне благополучно, но
чувствует, что благополучие его’ не-
прочно, что вокруг его лисьей норы
есть руки, готовые содрать с‘ него
кожу, руки мещан более крупного
калибра. Мещанин весьма заинтере-
соваи в том, чт0б существовала «0б’-
‘ективная истина», чтоб литература
изображала его начиненных неприми-
римыми противоречиями мысли и
чувства. Это очень устраивает его, —
об’ясняех, оправдывают, успокаивает.
Пред навюй литературной молодежью
	очень острая BHAA
ка J. Мирского

«Интеллих жен с-

сия». в ней характеризуется интел-
лигенция Англии и между прочим
сказано. что буржуазия. «признав
ограниченность познавательных епо-
собностей. своих, отказалась от п0з-
нания закономерностей и ограничи-
вает мышление только оценками».
Srp —— cyry60 правильная мысль,
	особенно в ее приложении к явлениям
	социальным. Познавательный зипарат
буржуазии износился на долголетней
работе перемальгвания суровой и
отвратительной «правды» жизни,
творимой буржуазией, в ПЫЛЬ и в
	ложь религии, философии, в ложь
	уещанекого, либерального ‹тгукани-
зма», & выне безграмютную ложь
фашизма. Но, к сожалению, назва
литература в большинстве ее дает
право сказать, что она тоже отказы-
вается от познания закономерностей
в пользу внешних, поверхностных
оценок.

Тысячами голосов советекий чело-
век. отроичель новой культуры,
ежедневно ‘говорит литераторами: я
был пастухом, был социальноонас-
ным правоваруитителех, был батра-
KOK кулака стал инженером, меди-
ком, ученым  естествоиспытателем,
я была батрачкой, горничной, дома-
шних животным моего мужа, —я
стала профессором философии, агро-
номом. парторгом и т. д. Говоря это,
	люди сообщают‘ как бы только о
	фактё своего физчческого перемеще-
ния в социальной среде, не умея,
и иногда не желая рассказывать
	0 химии факта. ВБекрыть пейхо-хими-
	ческий процессе перемещения из ряда
чернорабочих батраков в рады ма-
стеров культуры, векрыть закономер-
ность этого явления, показать, какую
роль играла в нем классовая. идеол-
гия пролетариата, Bak сопротивля-
лись ей зоологические эмоции мещан-
ства. — это дело революционера-ху-
	дожника, «инженера душ.
	Суть и смысл факта не телько в
том, чо пастух строит манны, а
батрачка—директорствует на фабри-
ке. Ведь крупная буржуазия физи-
чески разиножаезтся и размножилась
не только путем деторождения, но
также и путем отбора и всаензания
	‘также и путем отоора и всасывания
в жирную клейкую срелу свою людей
	наиболее талантливых и энергичных
из среды рабочих, крестьян, мелкой
буржуазии. Неисчерпаею огромный
мир трудового народа всегда изоби-
ловал талантами и тызячи их, ста-
HOBACh BACIMIOKDOGAHKAMH KYILTYOR
	собственников, освежали силу класса
	Bpata, укревлали 00 власть Had
миром. Только оданицы, десятки
отдавали таланты свой делу оргалеи-
зации классового революционного
	празосознания пролетеризта, увазы-
	линнзя песнь». B древности на
праздниках в честь веселого бога
Вакха приносили жертву — козла,
при этом хор пел какую-то песн.
Есть иное 0б’`яснение; может быть
более древнее и правильное: когла-
то’ приношение в жертву бегу чело-
века было заменено козлом, как. жи-
вотным, менее полезным, чем раб, те-
ленок, баран, Затем догалалясь, что
бог, наверное, тоже будет доволен,
если жертву — плату за грехя -— ему
будут приносить аллегорически, ус-
ловно н козла He резали, а, показав
его богу, отпускали на своболу. Это
W есть «козел отпущения» известной
поговорки. Елиноличники, интявилу-
атисты видимо считают себя «Бозла-
ми отпущения, носителями грехов
мира сего и мучениками 3a грехи
всех людей; Эта роль, вероятно,  воз-
вышает человека в его соббвенных
глазах и‘тем более возвъипает, чем
более часто он слышит 0 «великих
	ею 38 людей», напр. © №-

mo Hnernarnerayw Я тлУгох ovnem na.
	+ ла. У нас очень любят рассказывать
	«Бак а страдал» aT) — для олвих-—
старинная скучная и вредная игра,
выдуманная церковью, рассчитанаая
на милостыню сочувствия и состраха-
ния, для других же-— болезнь, от ко-
Topo следует лечиться, ибо эта б0-
лезнь не дает места отвранению к
страланию,—отвранению, как силе,
воторая должна возбужлать на берь-
бу против источника всех страданий
человеческой массы.
	Мы уже знаем, что страдания фаб-
рикуютея ве древним, мистическим
роком, а вполне реальными и внепине
почтенными джентльменами  челове-
чьей породы, джентльменеаш, кото-
рые становятся все бодез внутренио
звероподобными и давао зослужива-
jor oSvazanga.