ЖИЗНЬ РЕВОЛЮЦИОНЕРА
ПОД ПЕРОМ ВРАГА РАБОЧЕГО КЛАССА.
	(7 Подльюе, гразные руки, натравляв-
дне револьвер в пролетарского вож-
вуя, тянулись и тянутся и к ихеоло-
‚‘уяческому оружию. Разгромленные и
  ребятые в открытом полатическом
  бою, жалкие охвостья антипартийных

уша устремлялись и устремляются
  вз боковые тропинки, пытаясь отею-
да вести свою черную «работу». —
зак в частности устремлялись они в
область художественной литературы.
	0060 большую и активную «дея-
чельность» в литературе за послел-
 ‘зев время развил Каменев. Стойт с
подлинно революционной  бдительно-
стью и зоркостью приглядеться к п-
следним каменевским экскурсиям в
«тихую», «мирную», «отдаленную»
т шума сегодняшних политических
‘боев область истории  литерзтуры,
чтобы увидеть, что за частоколом
профессорских, задрапированных ака-

ехической терминологией, выкладок

и рассуждений скрываетея попытка
снова протащить старый  тропкиет-
ско-зиновьевокий илеологический
‘хлам. Такова последняя недавно вы-
шедшая в серии «Жизнь замечатель-
ных людей» книга Каменева о Чер-
нышевском. Она посвящена «анали-
зу» социально-политических, фило-
софских и эстетических взглятов Чер-
вышевского и опиеанию его замеча-
  ТеЛЬНОЙ ЖИЗНИ. *

Известно, как высоко ценил Чер-
-ppmescxoro Ленин. «Великий соци-
Ззмист ломаркссва периода»; «величай-
Чий представитель утопического co-
‘двализма в России», —так  неолно-
кратно характеризовал Ленин Черны-
  певского — идеолога русско-крееть-
 янской революции середины ХХ ве-
ха. Ленин высоко ценил в Черны-
‘шевском его революционный  «му-
 кицкий демократизм», направленный

против крепостничества. Его програм-.

ма, программа крестьянекой, по сво-
‘ему содержанию буржуазно-демокра-
‘тической революции, программа. про-
теста и борьбы против крепостного
строя и буржуазности с точки зре-
ния крестьянина, — мелкого  произ-
водителя. Каменев это усвоил и так
именно как-будто характеризует
Чернышевского. Но зачем, оказыва-

‘ется, Ваменеву нужна  ленинская

‘оценка идеолога революционно-демо-
‘кратического народничества?

Вчитываяеь в каменевекую книгу,
BH видите. чт0, как ве основной мо-
тив, как ее стержень, как ее основ-
ную ведущую тенденцию, Каменев
всевозможными ухитрениями и улов-
ками проводит свою убогую теорий-
ку о Ленине, как о продолжателе
только, а в лучшем случае заверши-
тоже идей, тралиций. учений. со-
эанных Чернышевеким; убогую тео-
рийку о ленинизме, как о продолже-
HHH, а в лучшем случае — завер-
шений идей революционно-цемократи-
ческого народничества. «Именно Чер-
``чышевокий— пишет Каменев, — со-
«дал в русской политической жизни.
ту традицию беспощадного  отноше-
ния к либеральному реформаторству
‚зна всех стадиях революционного про-
?щесса, которая полнее всего и ярче
‘всего выразилась в политике Лени-
на», Еще: «Трудно было в царской
‘подкензурной  нечати сжазать яснее:
историю лвижет революция, прогресс
творят революции... Только через
45 лет после того, как были напи-
  саны эти строки Чернышевеким,
  трутой русский «публицист» (т. е.
Ленин — И, Н.) вскрыл. развернул
‘RO конца, наполнил конкретным со-
  Хержанием гениальные намеки и до-
галки Чернышевского». И дальше
 Каменев говорит, ‘что Ленин лять
‘завершил ту борьбу с апологетами
  Уиирного» развития, которую начал
на русской почве Черньнпевекий.
_ По Каменеву ленинизм, освободив
программу Чернышевского от. утопи-
‘Ческих  черт.. «Сумел воплотить
‘ее (подчеркнуто мной. — И. Н.) в
ЖИЗНЬ». Даже освобождение  трудя-
пщихея масс России от влияния либе-
рально-буржуазной идеологии. KOTO-
0, как пишет Каменев. «являлось
 небходимым предварительным усло-
 виеи побехы Октябрьской революции.
 было начато Черивипевеким». «Теоре-
	Еще задолго до революции 1905 г.
2 Самого своего зарождения, партий-
Г 9-политическая поэзия рабочего
  Вдасса звала массы к организованной
  борьбе против самодержавия Ho Ra-
  Питализма.
  Когда же наступила самая револю-
‘BHA, пролетарские поэты сразу же
‘отметили ее начало целым рядом
стихотворений; откликнувшись на
/*opapaie ‘события 9 января. «Крова-
вому воскресению» пролетарские по-
(OTH эпохи первой революции посвя-
THI множество своих ‘произведений.
2 8 января писали под непосред-
‘ственным впечатлением этого истори-
‘ческого дня и в первую его годов-
Щину и партийные работники-поэты
(К рядовые рабочие стихотворцы. И
80 всех произведениях этих поэтов,
Начиная от стихотворений А. В. Лу.
Еачарского и професснональных поэ-
	eee ВЕ — +
Т0В революции, как А. Я. Коц (пе
	Кеводчик «Интернационала», сотруд-
‘(ИК зарубежных марксистских изда-
  и автор конфискованного ‘цар-
СБими властями сборника стихов «Пе-
сни пролетариев») или В. М. Тара-
В и кончая стихотворениями лите-
ратурно выявивигихся (Н. Рыбацкий,
‚ Привалов) или оставшихся неиз-
 Вестными: рабочих поэтов, — во всех
Этих произведениях одинаково зву-
т бодрая нотка уверенности в том,
7. Кровавые события 9 января яви-
поз
	EEE OE а

той ре-
ИСЬ сигналом к началу откры ре
Bonne,
	  <>Где троза свинцовая пролилась
дождем,
Там, где кровь народная пролилась
ручьем,
‚ Там из каждой капельки крови
  и свинца
Г Мать земля-кормилица родила
: бойца»,
	ye закончил свое стихотворение —
9. wren. _ “*
	“£9 RBA MAAS ANE ON A
fine 879 ря» А, Я. Коц (стихотворе-
f Nox Bn , написанное непосредетвенно
moron ечатлением событий на Двор-
площади, осталось неопублико-

ми цитируется по рукописи.
	‘тическая мысль Чернышевского. —
нисал Каменев. — нашла свое завер-
шение в той теории. которая осмыс-
лила эти революции (т. е. три рево-
люции ХХ века И. Н.),— теории и
практики, коммунизма».

ваменев пишет, что Ленин «пря-
менил марксизм к русским услови-
ям».

Так, прячась за Чернышевского.

пытается Каменев фальсифицировать.
извратить, принизить подлинную
роль Ленина, как вождя, ни ленинизи.
как идеологию пролетарской револю-
ции.
_ Каменев пишет о «поразительной:
непревзойденной и до сих пор по ©во-
ей точности. четкости, ясности, про-
стоте, сжатости и убедительности.
критике Чернышевским освобождения
крестьян в 1861 году». Непревзой-
денной ло сих пор! Булто не было и
нет вовсе замечательных по глуби-
не анализа работ Ленина о крестьян:
ской, по своему содержанию буржу-
азню-демократической революций в
России. в которых именно Ленин. как
вождь и ихдеолог пролетарской соци-
алистической революции смог
векрыть, — и вскрыл, — крепостни-
ческое, грабительское в отношении
крестьян существо реформы 1861
гола. .

Итак, Чернышевский, идеолог кре-
стьянской революции в России отвер-
гал реформистокие пути развития
тан же, как впоследствии большеви-
ки; итак, Чернышевский в качестве
идеолога крестьянской революции со-
здал антилибералистские традиции, в
отношении которых Ленин выступил
лишь их выразителем; итак, теория
коммунизма и партийный вождь про-
летариата Ленин являются лишь за-
вершителями идеологии крестьянской
революции: итак Ленин применил
Маркса к русским условиям кресть-‘
янской отсталой страны, а_в пони-
мании узловых моментов русского ис-
торического процесса не поднялся и
до Чернышевского!

Известна классическая  формули-
ровка тов. Сталина, писавшего: «Ле-
нинизи есть марксизм эпохи импери-
ализма и пролетарской революции.
Точнее: ленинизм есть теория и тах-
тика пролетарской революдии вообще,
теория и тактика диктатуры пролета-
риата в особенности».

Товарищ Сталин.в «К вопросам
ленинизма» разоблачил попытку Зи-
новьева ввести «в определение ле-
нинизма отсталость России, ее кре-
стьянский характер» как жалкую
попытку превращения ленинизиа «из
интернационального ^ пролетаревого
учения в продукт российской само-
бытности», жалкую попытку зиновь-
евцев. игравшую на-руку’ Бауэрам и
Каутским.  отвицавшим  ленинизм
как интернациональное учение про-
летариев всех стран.

Достаточно очевилна новая попыт-
ка Каменева излалека истории лите-
ратуры, с боковых путей «жизнеопи-
сания замечательных люлей», при
помощи насквозь фальшивых анало-
гий и параллелей. отвлеченных от
		«воспроизвести» разбитую троцкист-
ско-зиновьевскую легенду о русском.
национально-ограниченном ^ «кресть-
AHCKOM Xaparreper ленинизма.
	Кое-кто и в наших рядах востор-
галея этой книгой, в которой Каме-
нев. под флагом жизнеописания Чер-
нышевского, борется с ленинизмом со
старых. < тропкистеко-зиновьевских
позиций.

Не яено ли, что мы сталкиваемся
здесь с антиленинскими «хуложест-
вами», что каменевокая «серьезная
	`Наука» снова оказывается блулливой
	наукой борьбы против ленинизма?!

Классовая борьба и в области ли-
тературы не кончена, проходя на но-
вом этапе в более скрытых фермах
и новой маскировке.

Необходимо усиление революцион-
ной блительности и ча литературном
участке идеологического фронта, как-
бы беззаботно ни мечтали иные лите-
раторы о «голубом небе», о «безбур-
НОМ и тихом море эстетики».
	HO МЖУРПАЛАМ ЗАПАЛА
	1. «Коммюн». Ежемесячник фран:
цузской ассоциации революционных
писателей растет вместе с самой ас:
соьиацией. Книжки журнала — вол»
нующие книжки, такие, каких обычно
с нетерпением ждут читатели. И мы
ждем этих книжек, потому что с этих
страниц доносится до нас шум голо-
сов там, в далеких залах «Мютиалите»
и «Белье», где тысячные митинги ре
	волюцнонной интеллигенции подыма-
	ЮТ свой Голос против „сйны и фашиз-
ма,
	З  декабрьской
книжке «Коммюнз
не столь примеча
тельны Статьи,
рассказы, хороитие
‚обзоры, как пос-
ледние нескольк?
`петитных  страни-
  чек. Это переписка
‚ «Коммюн» с ее чи*
‚ тателями. Кто та-
кой обычный чита-
тель обычного французского литера
турного журнала? Литератор-профес-
сионал или же оноб, считающий себя
литературоведом. Левым литератур
ным журналом бывает особенно труд-
во найти себе читатольскую аулито-
рию вне своего замкнутого маленько-
то кружка. В условиях буржуазной
странь пробить эту брешь интелли-
гентской кружковщины и найти дру-
тую. рабочую аудиторию бывает не-
летко. Тысячи рогаток отделяют рабо.
чего от литературы. Именно эти труд-
ности пути ‹от писателя к читателю»
нашли отклик в большинстве писа-
тельских ответов на анкету «Ком-
мЮН>: «Для кого вы пишетё?» —

И во6 же «Коммюн» удалось про-
бить эту брешь, ей удалось устано-
вить контакт с рабочим-читателем.

В письмах в редакцию рабочие-чи-
татели требуют от редакции многого,
подчаю иепосильното молодому, лите-
ратурному журналу. Рабочий-чита-
тель хочет, чтобы его ознакомили с
лучшими произведениями классиче-
ческой и современной литературы;
чтобы ему дали указэтель марксист-
ских критических книг, чтобы на
страницах «Коммюнь появилясь ра-
бочие корреспонденты и работы про-
летарских писателей; чтобы ипллюст-
рации и статьи об искусстве оживили
колонки журнала: чтобы журнал стало

журналом, посвященным пе только
	вопросам литературы, но вопросам
культуры в целом.

Рабочие хотят «открыть» литерату-
ру, так же, как они открыли теперь
ряд писателей, переход которых в
лагерь революции сделал их извест-
ными широким массам. Вот xapar-
терные строки из письма рабочего-
железнодорожника об Андрэ Жиде:
	«Бот писатель, который еще не-
сколько лет назад был NOTH что
неизвестен больптинству трулящих-
ся. Его безотоворочное признание
русской революции и коммунизма
сделало ето в нашиах тлавах фиту-
рой весьма симпатичной, Я желал
бы, чтобы «Коммюя» помещала
статьи о писателях прошлого и с
писателях современных, равно как
и о классиках. Сколько есть еще
хороших вещей, которые следовало
бы знать». :
	_ Этот рабочий-читатель выразил в
нескольких строках то, что именно и
должчо являться стержнем револю-
ционного литературного журнала, что
одно может оправдать его существо-
вание. — Е: ;

2. «Коммюн» регулярно информи-
рует читателей о митингах и собра-
ниях революционной интеллигенции,
натравленных протнв войны и фа-
шизма В декабрьской книжке мы
находим наряду с другими отчетами
и отчёт о митинге в зале «Мютиали-
те», на котором председательствовал
видный французский — литератор
Гальтье-Буасснер. издатель ежемесяч-
ного журнала «Крапуйо» и редактор
известной сатирической таветы
«Канар аншене» («Утка в ценях»).
Мы всетда готовы приветотвовать но-
вых людей, примыкающих к широ-
кому антифашисткому фронту, тем
более, что «Канар аншене» является,
несомненно, лучшим сатирическим
журналом Франции, создавшим це-
лую школу блестящих  карикалу-
ристов, а «Крапуйо»—оритинальным
типом иллюстрированного журнала,
давнтего в течение ряда лет несколь-
ко любопытных монографий (в част-
ности «Историю французской прес-.
сы»).

Однако выступление Гальтьв-Буае-
сиера на этом мнтинте было провик-
нуто несколько странными и свое-
образными мыслямя. Он сравнивает
будущую войну с извержением вул-
	77 как раз порнографические и
полупорнографические журналы
Франции («Вю Паризьен») честно
служат французскому  фашивму,
«Рир> —новый пример этого исполь.
зования «фашистской мыслью» пор-
кографических и полицейских жур-
налов.
№
	4. Ежемесячный журнал па немец.
ком языке «Нейе Дейтше Бпеттер»
был основан в прошлом ‘году в Праге
Виляндом Герцфельде как орган не-
мецкой критики и литературы в
эмиграции.

Это свое назначение журнал, од-
нако, оправдывал далеко не всегда.
В особенности в последних тетрадях.
мы не находим главного — полной.
картины литературной деятельности
немецкой эмиграции, а что еще важ:
нее — мы почти не видели и отра-
жения литературы в гитлеровской
Германии. Январская тетрадь журна-
ла, невосполняя второго. пробела, .
дает зато довольно богатый рецензи-
онный материал о немецких книгах,
вышедших за пределами Германии,

В журнале поме.
___ щен отрывок из.
	НЕ cower   вышедшей. на ан-
МЕНЕ   тлийском языке
DEUTSCHE   книги Лео Лания
	«Обетованная зем-
  ля». Книта эта ха-
ФТактерна, ках пот:
`  ребность для нё-
  мецкого писателя-
` еврея все возвра-
‘нцаться к одной и
ma. rnd rs ным лнитые   ТОЙ Же наболевшей.
теме —о немецком
еврействе.

Этой темы касаются писатели раз-
лнчных латерей и в разных формах;
после «Оппентеймов» мы находим.
эту же тематику у Ланна и у Тол-
лера, в его только что вышедшей
автобиографической книге «Юность в
Германии».

BLATTER

Писатель старается разобраться на
примере собственных воспоминаний,
собственных переживаний в той
проблеме, которая стала сегодня’
настолько «модной». .

И если находится немало немец-
ких эмитрантов-евреев, которые гото-
вы искать причины своих «несчас-
тий» в якобы недостаточном патри-
отизме немецких евреев (другие ищут
их в излишнем патриотизме), то для
Толлера, Лания и других эти пере-
живания далекого детства на поль-
ско-немецких окраинах, омраченные.
национальной враждой и натравлива-
нием поляков на евреев и евреев на
поляков, были первыми уроками
приведиими их на путь революции.
Поэтому интересны и поучительны
эти книги, показывающие путь, по
которому прошел художник, форми-
рующийся в революционера.

Мы не касаемся целого ряда дру-
гих книг, упоминаемых «Нейе Дейт-
	ние мелких партийных счетов и ра-
спрей, поэта едва ли достойных».

Революционный 1905 год помог
пролетпоэзии добиться ряда неслы-
ханных дотоле завоеваний. Жившая
до 1905 г в революционном под-
полве пролетпоэзня впервые вышла
в легальную печать. В конце 1905 г.
она нашла себе место на страницах
первой большевистской газеты —
«Новая жизнь», а в начале 1906 г,
в самом сердце царской России, в
Санкт-Петербурге, появились, мино-
вав цензуру, две книжки пролетар-
ских поэтов: «Стихи 1903—05 тг»
Е. М. Тарасова и «Стихотворения ра-
бочего» А. Микульчика. Из этих двух
книжек несомненно наиболее приме-
чательной и по идейно-политической
насыщенности и остроте и по своим
художественным качествам была
книга Тарасова, об из’ятии которой
царская цензура поспешила позабо-
титься, как только ей удалось опра-
виться от «потрясений» 1905—6. гг.

Первая русская революгия мното-
му научила пролетарских поэтов;
баррикады декабрьских дней, крова-
вые зарева народных восстаний дали
им возможность увидеть воочию ня-
чало великой социзлистической рево-
люции_и позволили внести большую
конкретность в поэтические призывы
к социалистической революции. Про-
летарская поэзия 1905 г. имеет сво-
им лейтмотивом идею борьбы за со-
циализм.

«Социализм наш идеал, и мы его
лобудем»,—заявил еще в начале рево-
люцин в своем стихотворении «9 ян-
варя» А. В. Луначарский. А после
баррикадных боев декабря, несмотря
на временное поражение революции
и торжество реакции, пролетарские
поэты неё забывают твердить о конеч:
ной цели пролетарской борьбы, пы-
таются приоткрыть в своих стихах
завесу над будущим, дать. смутный,
еще схематичный, но ясный в своих
основных линиях и очертаниях чер-
теж будущего социалистического об-
щества, профиль трядущего комму-
HAIMA.
	«Кончив счеты с жизнью нулной.
	В страстной злобе к деспотизму;
Мы идем дорогой трудной,
	кана, с страшной железнодорожной
катастрофой, т. е. © чем-то стихий-
ным. О стихийности будущей войны
говорнть во всяком случае совсем
несвоевременно: г. Гальтье-Будеснеру,
известному знатоку по вопросам во-
оружений, это, конечно, следовало бы
знать. Мы, впрочем, не упоминали
бы 06 этой части выступления
Гальтье-Буасонера, тем более, что
в дальнейшем он высказал целый
ряд правильных и трезвых мыслей,
если бы перед нами не лежал ле-
кабрьский номер издаваемою им
журнала «Крапуйо».

Как и полагается, декабрьский но-
мер содержит итомвый материал ва
истекший 19384 год. И вот, в пере-
довой статье мы находим «глубокие.
мысли», относящиеся к СССР, вроде
той, что «Днепрострой для России не
будет более полезен, чем патефон в
руках мужнкКа»

Эти «мысли» высказываются при-
мерно в то же время, как редактор.
журнала выступает с трибуны зала
«Мютиалите» с призывами к борьбе
против войны и фашизма, когда он
выступает рядом с писателями ком-
мунистами и революционерами.

Как назвать эту своеобразную
«гибкость? ?.

¥
		3. Но независимо от этнх ибтин.
ных или мнимых союзников, борьба
французской антифашистской интел.
лигенцин продолжается. И француз-
ские писатели Барбюсс, Жид, Маль-
ро, Маргевит отдают этой борьбе все
свои силы. весь талант своего пера.
И естественна поэтому та ненависть,
которой эти выступления встречают-
ся в правых кругах. После нападок
со стороны ежедневной прессы за
дело взялись сатирические журналы.
	_ Ветеран французской сатиры. (ее
нечистоплотной частн) «Рир» посвя-
щает этим писателям часть своего
номера от 1 декабря.

За долгие годы своего существо-
вания «Рир» продавал свою довольно
беззубую сатиру направо. и налево.
Начав с каких-то темных комбинаций
Ро время англо-бурской ройны, он
потратил много лет на натравливание
французов. на «бошей» с тем, чтобы
сегодня, открыто став фашистским.
требовать режима «железной руки»/

ивя за счет об’явлений публичных
домов и издателей порнографических
открыток и с дотацией из полицейс-
ких источников, «Рир» не стесняется
заявлять в измышленных интервью
о TOM, что «коммунизм Барбюса,
Жида, Мальро,  Маргерита вызван
соображениямн дохода».

Бедная сатира веселого Парижа,
разве у тебя не осталось других сю-
жетов, нли одни об’явления публич-
ных домов перестали кормить?,

Нам случалось уже указывать на
страницах «Литературной  тазеты».
	ЕТ ИЖНАЯ

ит PEA
	НОВЫЕ ИЗДАНИЯ ЗАКГИЗА
	<> Вышла Из печати книга И. Ни-
ношвили «Джанки Гуриани», повесть
из истории революционного вооста-
ния в Гурин в 1841 году.

<> На-длнях выходит из печати ро-
ман А. Ширванзаде «Намус», в пе-
реводе Б. Корнеева и художествен-
ном оформлении С. Кобулалдае.

<> Печатается сборник избранных
произведений В; Барнова—«Гордбсть
цеха». Издание иллюстрирует ху-
дожник А. Бажбеук-Меликов.

<> Вышла из печати книга стихов
и ноэм народного поэта Грузин Га-
лактиона Табидзе. Это второе изда-
ние значительно дополнено новыми
переводами.

<> Сдана в печать книга стихов
Самела Вургуна. В сборник входят
поэмы: «Лок-Батан», «Комсомол» и
	тирические стихотворения последних
лет.
	<> Вышло из печати на русском
языке посмертное издание избранных
произведений Нар-Доса. В книгу во-
шли: «Подстреленная толубке», «Один
из тяжелых дней», «Последние моги:
ване» и лр.
	1 ОДА

ря, и борьбу пролетариата, с либера-
лами и меньшевиками, и манифест
17 октября, и стачечное движение. и
погромы, и декабрьское вооруженное
восстание в Москве, и революцион-
ное движение во флоте и в армии,
и крестьянское движение.

Дух боевой партийности процизы-
вает вое эти произведения: стихи о
либералах скорее следует назвать
стихами против либералов, стихи об
армия — стихами для армии, стихи
о. революционном  крестьянстве в
большинстве своем могут быть наз-
ваны стихами для крестьянства.

Наиболее яркими произведениями
среди множества стихотворенни, би-
чевавигих трусливое соглашательство
либеральных буржуа, несомненно
являлись сатирическая баллада А. В.
Луначарского «Два либерала» и сти.
хотворение Евг. Тарасова «Руки
прочь». Первое из них в вымышлен-
ной беседе между двумя крупнейши-
ми представителями буржуазного
конституционализма и вождями бур-
жуазно-помещичьего блока, Трубец-
ким и Петрункевичем, разоблачало
классовую сущность и политические
вожделения либерализма, второе да-
вало гневную отповедь либералам и
отказывало им в их притязаниях на
возглавление рабочей борьбы и ис-
пользование ее результатов.

Баллада Луначарского была одним
_из лучших образцов поэтической са-
тиры в пролетарской поэзии, и не
случайно Владимир Ильич в одной из
свонх статей воспользовался ‘для
определения политики либеральной
‘буржуазии меткой характеристикой
«на скидочку скидкой отвечу», взятой
им из этого стихотворения. Стихотво-
рение же Евг. Тарасова вызвало оди-
наковое негодование и царской цен-
зуры, конфисковавтшей ero книгу —
«Стихи 1903—05 тг.> н буржуазного
критика А. Курсинското, заявившего
В «Золотом руне» г-на Рябушинского,
что Тарасову не дано быть худож-
ником переживаемого исторического
этапа, ибо «в острый момент борьбы
он оказался неспособным на забве-
	Мимо Приморья
	В отличие от «Дальневосточных
рассказов» ВБ. Лапина и 3. Хапре-
вина, которые в силу своей темати-
ческой особенности берут Дальний
Восток в международной обстановке,
одноименная книга С. Кац и Г. Тра-
вина имеет в виду более узкий 0б’-
ект: советское Приморье.

После замечательной книги об Ус-
сурийской тайге В. К. Арсеньева,
возникшей в 1907 г. на материале,
четырех лневнивков (одного общего
и трех специальных), изо дия в день
велшихся в течение многих лет. ав-
	торюм, — перед наиими писателями
	встает задача художественно. оформу-
лировать сегодняшнее Приморье и
показать, под знаком какой именно
культуры переделывается и разви-
вается этот край.

Кац и Травин смотрят на природу
Приморья с точки зрения интересов
	  социалистического хозяйства, HO CMO-
	трят как-то по-бухгалтерски, по-ре-
	гистраторски. Они пробуют изобра-
жать сеголняшних строителей края,
переделывающих ето трудом, & ве
мечом, но заразить читателя эн-
тузназмом этих строителей не в с0-
стоянии: слишком примитивны их
художественные средства. Они на-
брасываются на разнообразные про-
изводственные об’екты края, но не
умеют по-настоящему показать ни од-
ного из них Они отчитываются, а Be
живописуют, регистрируют, & пе да-
ют врай изнутри: -

Каждый рассказ начинается с на-
пряженных и старательно выписан-
ных фраз о производстве (что делает,
их схожими с чистописанием) и за-
тем переходит на диалог. Авторы
пытаются воспроизводить героя ч9е-
рез разговор, но так как разговор
этот нанвно-натуралистичен, литера-
турного портрета героя не получает-
ся. Или же получается нечто прямо
противоположное заданию. Так. н&-
пример, через однообразное повторе-
ние слова: «переделаем», — зоотех-
ник Рудлит превралцается в тупого
м скучного человека.
	Книжка не только стилистически,
пестра, но и жанрово-неодвородна.
Частью — это очерки весьма невысо-
	кото уровня, частью — рассвазы
выдуманным сюжетом, но все дело
в том, что свести то и другое в од-
ну художественную систему невоз-
можно. И в ‘результате — каждая
вещь живет в книжке своей  отдель-
ной жизнью, без общей связи, a ca-
ма книжка о советоком Приморье
проходит мимо этого Приморья.
	П. Н—МОВ
	`„® ара-Кум“.

Все значительное, что провеходит
в налпей стране, делается достоянием
наших ребят. С особенной нагляд-
ностью это проявляется’ в огромном
разнообразии жанров вашей детской
читературы. которая всеми возмозж-
нымй художественными осрелетвамя
доносит ло детей утлубленный омыюл
замечательных событий нашей боль-
шой повседневности.

Но значит ли это, что при полной
свободе в выборе жанра писатель
	может иной раз онять © себя обязан:
HOCTh Творческого обобщения тех
	фактов, о. которых он рассказывает?
Конечно нет, ибо без подобного об-
общения самый живой и заннма-
тельный материал утратит очень
больную . долю своей лейственности
и своего познавательного значения. ‹

Это и случилось с книгой -С. Уф:
ниса. изланной Летгиз
	В ней очень просто, живо и непри-
нужденно рассказывается 06 автомо-
бильном пробеге. Москва—Кара-Кум—
Москва. В ней ‘есть яркие стравичкя,
в ней найдена правильная интона-
ция, опирающаяся на’ непосрелствен-
ные виезатления участника пробега,
в ней хорошо построена завязка этого
бесфабульного репортажа, оставляю-
щая маленького читателя в обществе
Алеши, племянника автора, нал кар-
той — следить за этапами пробега
и тем самым как бы принимать уча-
стие в его эпизолах. Короче говоря,
в ней есть ряд несомненных досто-
инств, в силу которых эта. прелнад-
наченная для младшего возраста,
книга будет с интересом прочитана
и детьми среднего возраста.

Но тем не менее весь ее материал
в целом остался творчески недорабо-
TAH BEM,

Разбитая на коротенькие эпизоды,
она находит свое единство  воето
только в их хронологическом ‘черег
довании, ‘а не во внутренней нара-
стающей послеловательности. Олни
из них могут поменяться мёстами 6
другими. некоторые могут быть сов-
сем выпущены — и все это без вся-
кото ущерба для стройности книги.
Пиюателю,. лавитему живую сумму
своих впечатлений от пробега. не ула-
лось воплотить эту замечательную
большевиотскую побелу в линамике
материала. восхолящею по единой
кривой. Поэтому-то скомкан конец
БВИТИ H MO9TOMy-TC ee отлельный.
драматические но содержанию. эпи-
зоды порой совершенно «не звучат».
- Книга излана в очень тщательном
оформлении — с обилием интерес-
ных фотографий. \И вое же их под-
бор недостаточно равноценен, а их
пассивная. подчиненная тексту роль
слипЕком очевидна, чтобы ее в целом
можно было бы раосматривать. Kak
	вполне улачное разрешение жанра
	Фотокнижки.
	Так будем все вперед итти.
На этом доблестном пути
Бесцельно не погибнем.
Нас впереди победа ждет,
Мы сбросим с жизни старый гнет
И новый мир воздвигнем».
	Пролетарская  поэзня оказалась
ценным атитационным оружием ‘в
революционных боях 1905 № И, в
свою очередь, боевые дни и месяцы
первой русской революции крепко
закалили пролетарскую поэзию. Она
вышла из революционных испытаний
1905 т; созревшей, окрепшей, › силь-
ной. Вместе со всей ‘партией ушла в
подполье и ее поэзия и оттуда, о
страниц большевистской печати она
снова заявила о себе «во весь голос»,
POM крикнув в большевистеком
«Вперед» о своей боевой готовности
к новой борьбе за революцию:
	«Он думает, что победил
Лукавый зверь, наш враг?..
Нет, цел наш стяг и невредим.
И в верных он руках,

И гнев святой еще сильней

В пылающих сердцах,
Нетерпеливей и страстней
Воители в рядах».
	Нетерпеливую страстность поэтов
пролетарской революции уже не в
силах была уничтожить никакая
реакция. ее

«Все, что днем у нас разрушено,

Выстроим во мгле.

Жажда битвы не задушена
в раненном орле,

Ночью снова баррикадами
Город обовьем.

Утро свежими отрядами
Новый бой начнем.

Спите, братья и товарищи,
Близок вудный час\—

На неслыханном пожарище
Мы помянем вас».
	Эта поэтическая клятва, данная
Евг. Тарасовым в декабре 1905 г. над
трупами московских рабочих, под-
навших знамя вооруженного восста-
ния, была клятвой всего резолюци»
онного пролетариата Россни. `И эту
клятву он’ выполнил в. Октябре
1947 года. Е

2 АЛ. ДЫМШИЦ
	- С. Кац и Г. Травин. «Дальнево-
сточные рассказы», Молодая гвар-
	К счастью всех — социализму.
И чрез море крови честной,
Горы трупов и страданий,
Яркой звездочкой небесной
Нам горит его сиянье...
	Но уж близок день прекрасный:
Все подымутся народы;

Грозно клич раздастся властный:
Хлеба, света и свободы!

С этим криком мир захвата

Рухнет, сгинет понемногу
`И уступит без возврата
Строю новому дорогу»,
	так передает песню рабочего в сти-
хотворении «Две песни» неизвестный
автор, печатавшийся в журнале
«Хлеб и работа» под инициалом

А вот как рисует социалистическое
завтра и путь к ето достижению в
стихотворении, написанном в тюрьме
«Кресты» некто «ПГ.» (стихотворение
помещено в «Вестнике золотосераб-
ренников и бронзовшиков»):
	«Не для цепей, а для мечей

Мы в пекле доменных печей

Железо добываем. я
Зачем же терпим канлалы?
Зачем, как вольные орлы,
На воле не летаем?

Ужели так силен наш врат,

Что эти цепи на ногах

Безропотно мы носим?

Ужель свободу предадим?
Ужель в борьбе не победим
И меч. на поле бросим?

Нет, нет! Силен рабочнй класс.

Живое сердце бьется в нас,

Мы встанем за свободу!

. «oe = @« ©  bb © oe * ще *
Тогда бежит позорно врат.
На поле битвы красный флат
Победно разовьется,

Не будет горя п нужды,

Не будет злобы и вражды

Кровь больше не прольется.

Не будет жадных богачей.
Не для цепей, не для мечей,
А для машин и плуга

Железо будем‘ добывать.

Все люди будут создавать

Богалство друг для друта,
	АЛ. ГРАН ©   лия, М. 1934.
	ПРОЛЕТАРСКАЯ ПОЭЗИЯ 1905
	ena
	«Безумный царь бесправного
народа,
Мы с просьбой больше не придем
х тебе:
Пойдем с оружием и с криками:
«Свобода»,
	’ Сотрем тебя или умрем в борьбе» —
воскликал неизвестный автор, подпи-
савшийся — «Рабочий» в специаль-
ной стихотворной листовке «9 января
1905 Г..

А Евг. Тарасов в стихотворении —
«Возникла в тлухую яинварскую
ночь» призывал услышать клич ре-
волюции, открыто звал рабочих, «от-
бросив терпение прочь», ответнть
вратам волной стачечного движения
и прямой лобовой атакой: .
	‹И клич этот громкий, как звучный
: упрек,
До чутких сердец достигает.
Смолкают машины, смолкает
станок,
И север, и запад, и ют, и восток
Могучими «здесь!» отвечают.
То гром переклички звучит над
страной,
То смотр. всенародной дружине,
Все дальше, все шире катится
: волной
«Мы здесь!», «Мы тотовы! —
и близится бой,
И стелется дым по равнине».
	Тот же мотив революционного воз-
мездия и бодрой уверенности в тор-
жестве революции звучит и в знаме-
нитом; ставшем песней, стихотворе*
нии п0эт& — социал-демократа (паф-
тийца, работавшего в качестве про-
пагандиста и организатора среди мо-
лодежи) П. К. Эдиета — «На деся-
той версте от столицы», напечатан-
ном в ленинской «Новой жизни». И
даже в стихотворении неизвестного
рабочего — «9 января» («Мы мирно
стояли пред Зимним дворном...>), за*
писанном В. Д. Бонч-Бруевичем и
неоднократно печатавшемся в боль-
шевистских изданиях  («Вперед»,
«Голос труда») и в виде отдельных
листовок, даже в этом стихотворении,
	чей автор еще готов был несколько
идеализировать личность Гапона, мы
находим революционное утвержде-
ние, что «царский урок» — 9 января
«раба пробудил к свободе». Такне
призывно-революционные строфы
этого стихотворения, как следующие:
	«И красное знамя взвилось,
как маяк,
звучат «Марсельезы» напевы,
студент бросил книгу, рабочий —.
: верстак,
& пахарь забросил посевы.
И ширится грозное войско,
растет,
зловеще грохочет, как море,
могучим прибоем на приступ
идет;
0, горе вам, извергам, горе!..
	Оставьте ученье, работу, семью,

под красное знамя идите,

и смертью отважной в жестоком
бою

народу свободу купите!»
	Эти строфы являются прекрасным
подтверждением слов В. И. Ленина,
что «самые неподготовленные, самые
отсталые слои рабочего класса, на-
ивно верившие в царя и искренно
желавшие мирно передать «самому
	царю» просьбы измученного народа, .
	все они получили урок от. военной
	силы, руководимой царем или дядей
	—--.
	царя, великим князем Владимиром.
Рабочий класс получил великий урок
гражданской войны; революционное
воснитание пролетариата 3a один
день шатнуло вперед так, как оно
не могло бы шагнуть в месякы и
тоды серой, будничной, забитой
жизни. Лозунг теройского петербург-
ского пролетариата «смерть или сво-
бода!» эхом прокатывается по всей
России. События 9 января вско-
лыхнули и призвали к революцион-
ному действию и поэтическому твор-
честву лаже отсталые слои рабочих.

Тематический” диапазон пролетар-
ской поэзии 1905 г. чрезвычайно ши-
	рок. Он охватывает все крупнейнтие_
	события первой революции: н 9 япва.