# пленуглу празления ССП. OGcymnaera вопросы иритино
			Засл. арт.
	республики
	ДИСКУССИЯ О ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗЕ
		а купз... и — сердце во мне
› (А. ВЕСЕЛЫЙ, «Потоков рожде-
2 от 26 декабря 1934 т.).
	стань», пророк, и виждь и внемли...»,
ит.д. .

— Даже самый, что ни на есть на-
чннающий, молодой писатель, о чем
бы он ни писал, властен, по мнению
А, Веселого, истину сделать «много-
ЛИКОЙ».

А. Веселый, восцевая истину, исхо-
дящую «из нутра», забыл о той кон:
кретной истине, которая руководит и
политиком, и ученым, и писателем.
Но она вытекает из об’ективной дей-
ствительности. вне всякой связи с
«мистериями внутреннего  моноло-
га» некоторых интуитивистов»

Да, искусство «беззаветно»; так me,
как и любовь, но только с одною
маленькою поправкой, Рэторую забыл
сделать Артем Веселый — если они
вытекают  из налией классовой прак-
тики и практики советского писате-
	ля, если любовь сама явление не про-
	сто Физиологическое, а идейно-эмо-
циональное,

Все это азбучные истины, но их, к
сожалению, снова приходится повто-
рять, слыша звон айхенвальдовских
бубенцов. :

Большевистских историков и уче:
ных А. Веселый пренебрежительно
именует «одношерстными по миро-
воззрению»:

Значит ли это, что, советский пи-
сатель может быть «идейно-много-
шерстным»?

Что это — обмолвка, неудачная
формулировка, превратившаяся в по-
литическую ошибку? Можно ли ее
об’яснить только неумением cHpa-
виться с мыслью, которая «не всегда
выразима», «типербологична» для но-
	Дискуссия о художественном обра-
зе развертывается плохо. Писатели и
критики проявляют’ в этом деле не-
терпимую пассивность,  наводящую
на мысль, что им нечего сказать по
столь важному вопросу творчества.
Имеющиеся высказывания Пильняка
и Ар. Веселого неудовлетворительны.
	Они путаны, недостаточно серьезны
	и чужды марксизму. Ар. Веселый до-
говорился до откровенно идеалисти-
ческих положений по вопросам твор-
чества.
	‚ Всё sto верно. Но какой можно
сделать отсюда вывод? Только тот,
что надо по-большевистски помочь
литераторам и «Литературной газете»
в этом вопросе; И вот тт. С. Наринь-
яни и Е. Воробьев решипи «помочь»,
Но как? Увы, самым неподобающим
образом. (Смысл их статейки «Слово
в прениях» (см. газету «НКомсомоль-
ская правда» за 22 января с, г.) сво-
дится к огульному и местами недо-
бросовестному охаиванию дискуссии
о художественном‘ образе, предпри-
нятой «Литературной газетой».
	Строго,  по-менторски авторы
статьи пишут: «дискуссию о художе-
ственном образе «Л. Г.» не смогла
поднять до высот марксистского пи-
тературоведения». Пока не смогла,
дорогие товарищи, факт. Но на какой
высоте марксистского литературоведе-
ния стоит ваша собственная статья?
Гдё в ней хоть одно попожительное
суждение, хоть одна дельная мысль
	‘по затронутым вопросам? Их не ная-
	дешь в статье, если даже искать с
	микроскопом, А наша критика допж-
	на не только указывать на слабые
	места работы и бить за них. Критика
‘допжна — и в этом ее основная за-
	дача — показать, как и что надо сде-
лать.
	Проблема рационального и интуи-
тивного, выдвинутая еще А. М, Горь-
ким на с’езде писателей, далеко не
такая пегкая проблема, как это ка-
‘жется тт. Нариньяни и Воробьеву.
Пусть-ка они вместо окриков попро-
буют дать марксистский ответ на
		зозвленного и вульгарного шеллин-
гианца? :

Артем Веселый многое забыл, из-
влекая из ce6a этот’ «гимн петушино:
му се

Артем Bocemutt забыл слова Ле:
	нина, когда Ленин писал: «Долой пи-
	тераторов-сверхчеловеков!». А. Весе-
лый, гинетрофировав значение ода’
ренности и интуиции в творческом
процессе, забыл также слова Ленина

‚о процессе познания, написанные им

в «Философских тетрадях».

Многое предал забвению т. Весе-
лый. .

Вскочив йа магнитное поле «свя+
щенной интуиции», А. Веселый за-
был также и о своей собственной ра»
Gore над романом «Гуляй, Волга».
Там-то писатель заряжался не толь-
ко «молниями интуиции» и предчув-
ствий; в той работе на А. Веселого
накатывал не только «дух святой».

Как,А. Веселый готовился‘ писать
роман? Предоставим слово ему оамо-
му:

«Зимами я дневал и ночевал в
книгохранилищах, & с весны распус-

_кал парус и на рыбачьей лодке плыл
_по следам Ермака... За шесфь годов
перерыл гору книг, проплыл по рус-

ским рекам под двенадцать тысяч.
верст»... («Гуляй, Волга», изд. МТИ,
1934, стр. 301).

Воздвигнув над своей головой иде-
алистическую  хоругвь,  славословя
«невыразимое› и «непознаваемое»,
т. Веселый оторвал теорию даже от
своей собственной практики, а свои
ошибочные утверждения вывел да-
леко за пределы вопроса об образе.

«Гимн петушиному сердцу» прог
пет чужим голосом. :

B. CEMEHOB.
	следующие, например, вопросы: а)
как следует понимать ИНТУИЦИЮ
и правомерно пи вообще это поня-
тие в марксистской теории позна-
	висит сила воздействия художествен-
ного образа ‘на психику человека?
в) в каком взаимоотношении друг к
другу стоят художественный образ и
слово (гзр. язык художника)? г) су-
ществует ли вообще рациональная
	закономерность в построении худо-.
	жественного образа? Иильняк И
А. Веселый отвечают, например, на
последний вопрос отрицательно, и в
зэтом их ошибка, Но возражать им
надо, убеждая и доказывая, а не про-
сто «сражая»,

Вот, когда авторы «Слова в пре-
ниях» попробуют разрешить. эти во-
просы, но разрешить серьезно, а не
по ‘способу пустых сповопрений, они
увидят, что сделать. это не так про»
сто, как изобличить «Литгазету» во
«вредных взглядах». Е
	А так их «Слово» может cocny-
жить очень плохую спужбу нашему
марксистско-ленинскому литературо-
ведению, за которое словесно хотят
бороться и Воробьев с Нариньяки.
Разговапивать с’ писателем надо
	`Разговаривать с писателем надо
‘культурно и убедительно, ‘еспи мы
	действительно хотим бороться, а го-
naa «проработка» и «пришивание»
ошибок вносят топько недоразумения
и путаницу в важный и полезный
спор... .
	К сожалению, и печатаемая выше
в общем правильно политически и
методологически критикующая А. Ве-
селого статья В. Семенова также не
пытается ответить на поставленные
нами вопросы.
	А задача заключается именно в
этом. Мы продолжаем дискуссию и
будем стремиться обеспечить в ней
широкое участие писателей.

Итоги дискуссии, как это и было
нами указано в начале ее, мы подве-
дем после заключительной статьи
М. С. Шагинян.
	«Я.. выглянул из окна к
закричапо петухом!» (А. ВЕ.
ние», Статья в «Л. Г.» от 26 }
	‘Артем Веселый, талантливый и
ый писатель, вотупая в об-
суждение вопросов 06 образе, мог бы
поделиться © нами своим опытом.

Он мог бы рассказаль, как он ра-

Goret пар. над своим историческим

романом 0 Ермаке. Но он этого не
	operat. _
Мимоходом затронув вопрос об `об-
pase, Артем Веселый вышел на `до-
широких обобщений.
por ry mia и подсознательные ощу-
щения поставлены А. Веселым 8B
„ворческую «цепь», как решающее
	eBeHO. И ’
сатель-
то сам
Нин
двух

миров».
`
А: > —
	МОНО BOM AU Eee dhe Ur
ый в своей статье, совершенно
неправильно ограничивая понятие
	умения только техническими,  про-

нональными навыками. Главное
me, по его мнению, заключается в
позтической утадке. И вот такие
	‹озарения» ставят советокого писа-
	толя, По словам А. Веселого, в один
aq © «безумными, детьми и остро-
злюбленными». \

Творческий процесс, — по мнению
А, Веселого, — это сумма слагаемых,
ив которых многие не поддаются да-
же опасвнию, В конечном итоге твор»
чество — 910 тайна; творчество —
это удел избранных; о творчестве не-
льзя даже инотда и говорить так же,
зак и о процессе формирования об-

рава — он не поддается анализу,
060 BOCM этом очень трудно paccka-
зать, подобное нужно.. чувствовать,
i ь и только тотда это может по-
служить художественным образом». —
Творческую жизнь советского пи-
сателя А. Веселый склонен видеть со-
енню в таком же вкусе; «..они
(писатели) бесконечно долго плутают,
падают, но вое же, как заворожен-
ные, идут вперед... . }
Чем внимательней читаепь эту
статью, тем становится виднее: вот
откуда-то появился старый колдун
Айхенвальд, он прислушивается к
петушиным крикам своего сердца, он
начинает кликушествовать, и бубен-
чики на его колпаже звенят все гром-

36,

В этой статье А. Веселого нельзя
даже н заподозрить в марксизме. На-
чиная от заголовка статьи «Потоков

ление» и кончая «завороженным
писателя», всюду А. Веселый
пинют как идеалист. повторяет
школярские прописи А. Воронского
и ео учителей — реакционных ин-
туитивистов.

Роль разума и цели почти потазне-
на автором статьи. Нельзя же очитать
существенными несколько реверансов
в их сторону, которые из приличия
сделал А. Веселый?!

Значение идеи и историзма в фор-
мировании художественного ° образа
прелаты автором статьи полному за-
бвению. .

Ни одной попытки материалисти-
чески об’яснить формирование образа
А. Веселый не сделал. Более того, он
ARTHBHO и по-‹обективистки» высту-
	пил против идейности и социальной
\ обусловленности тажото понятия, как
	истина.
Артем Веселый пишет прямо:
«Для историков — одношерстных
	по мировоззрению — истина одноли-
	‘для о художника —
ры умудренного ‘опытом’
	безразлично, умудреннотго опытом

или начинающего (3!!), — о чем бы
он ни писал (3!!), истина тысячелика
и в каждом лике — тысяча глаз и

тысяча уст, и все они славят, выра-
жАясь высоким стилем, самую глу-
бинную правду и а совершен-
ную красоту».
	Спрашивается, о какой «оамой глу-
Sunol празде» и «самой совершен
	HOH Rpacotes moer свой гимн А. Ве
	селый? Зачем он резко отделяет.
	творческую работу ученом и поли-
тика от работы художника? Вероят-
HO потому, что «глагол», звучащий в
«сбрлие» художника — «божестве-
	нен». Писатель — избранник, €BOC-
	БЕНЯ (разливает вино): Ис-
попнение обоюдных желаний.
ИСААК БАБЕЛЬ
Является ли ибследование идеи ху-
дожественного произведения наиболее
лежим этапом критического анализа?
кажется, что отнюдь нет. Пра-
BHIbHO понять рукобдящую идею
произведения, подчас очень тонко за-
шифрованную художником, показать
хдейную обусловленность образной
  системы в целом и каждого образа в
отдельности — все это далеко не. лег-
<< Жая и не простая задача,
<Я Между тем за последнее время у
= распространилось иное мнение.
= Исследование иден было молчаливо
  признано таким делом, в котором все
  Мы уже достаточно понаторели. Мно-
  Mae cram полатать, что нет ничего

wane.
	отче, как сказать, какая идея лежит
В основе художественного пройзведе-
	Еия, Наиболее же трудным этапом
хритическою аналива стало почитать-
я исследование стиля и формы. -
Вряд ли найдется сейчас человек,
Хоторый скажет, что исследование

«тиля и формы является маловажным

делом. Однако нашлось уже очень
Много людей, поторопившихся свести
Это исоледование к севокутности мел-
ких и частных замечаний по частным
Я молким поводам. С великой /по-
спенностью  бросившиеь изучать
стиль и форму, эти люди забыли, что
Отдельные замечания и наблюдения
НУбют цену лишь в том случае, если
ой просвечены руководящей идеей
произведения. Именно она — 978

en an fe
	ИДЯ — руководит выбором художе
	отвенных средств. И следуя идее,
Раскрывая логику ее претворения в
_ разы, критик только и сможет про-
извести подлинное неследование сти-
пя и формы.
Конечно, существуют произведения,
«идеи» которых тажовы, что ни о ка»
исследовании не может быть`И
‚ В произведениях этого рода
Идея, обладающая ничтожным удель-
REM весой, стремительно всплывает
На поверхность. Чтобы исследовать та-
ЗУЮ «идею», достаточно прочесть пер-
отраницу произведения. Если на
‘ВОЙ странице речь идет о креоть-
чине, пришедшем на завод, можно ©
ПОЛНОЙ уверенностью сказать, Что
“Илеей» произведения Явится пере-
  & человека. Впрочем, ебли на
 Mepe, i crpanane peth mot 06 HEe-
baa КНУВШеМСЯ в стенах своего
Рук ‘та, то можно безошибочно пре-
Гир о 910 «идеей» произведения
ome, этот раз’явитея все та же спа:
pee 88 поредеяка человека. Про-
  ео toro pona проето не сае-
‚3 трацимать в расчет. —
			БЕСНРЫЛОСТЬ НРИТИНИ
	Беседа с наладчиком автомато-токарного цеха ГПЗ
пи. Кагановича тов. А. Ф. Тепловым
	— Я систематически читаю «Литё-
ратурную газету», часто заглядываю
в «Литературный критик» и в кри-
тические отделы толстых журналов.
Сейчас я заново просматриваю все
критические статьи, напечатанные за
1934 г. в «Новом мире», «Красной но-
ви», «Октябре» и др. Статей прочитал
	иного, но ни одна из них не запомни-
	ach, AMA WH одното критика не ста-
ло любямым. 1
	Критика должна помочь читателю
осмыслить произведения. — вот, на
‘мой взгляд, ее основная задача.

Работы Белинского, Добролюбова я
Писарева дают блестящие образцы 19-
го, как нужно подходить в художест-
венному произведению, как нужно
критиковать с пользой‘ и maa читале-
ля и для писателя.

Статья Добролюбова «Луч света в
темном царстве» раскрыла мне TBOP-
чество Островского. помогла о©смыс-
	лить его. Темное купеческое царство,
	где человек человеку волк, где гибнет
Boe светлое, после статьи Добролюбо-
ва мне стало гораздо понятнее,

То же самое надо сказать и © Пи-
сареве. Его статья ”0б` «Отцах и де-
тях» была прочитана мною © боль
шим увлечением, чем сам роман.
	«Отцы и дети» я читал два раза.
Перечитывая роман после писарев-
	’Очень традиционен — и уже не толь-
	ко для Каверина — профессор Бауэр.
Человек добрейшей души, он, как и
полатается старому ученому, ворзлив
и придирчив.

В Неворожине, несмотря на BCE
различие характеров, утадывается
Кирилл Кенчеев. Правда, для того
чтобы эта трансформация произош-
ла, Каверину надобно было’ отнес-
тись к своему давнему персонажу с
еще большей резкостью, нежели в
«Скандалисте».

Картангихин движется в направле-
нии, противоположном Трубачевско-
му. Выше я уже отметил, что это дви-
жение еще очень замедлено. Посрел-
ством Картангихина в роман должен
проникнуть воздух эпохи. Детство
	Карташихина — тражданская война.
	С Картаптихиным связаны Хому-
тов и Лукин. Эти образы пока лишь
намечены в романе. Лукин олицетво-
ряет крестьянскую стихию. Пьяный
бунт, учиняемый Лукиным, окрашя-
вается политически. История Лукина
отражает политические процессы,
происходившие в стране.
`- Однако эта история, так же как ис.
	тория дворника Таканаева, носит ха-
	рактер эпизода, замкнутого в себе и
		вествования. Два вставных эпизода
понадобились  Каверину, во-первых,
для того, чтобы ввести в роман поли-
тический фон эпохи, а во-вторых, дла
того, чтобы показать’ формирование
личности Карталпихина.

Руковолящей сюжетной ‘линией
‘первой части «Исполнения желаний»
является линия Трубачевского. На
пути Трубачевского рано или поздно
должна встретиться злая воля Нево-
	pomuna. (Образ Неворожина был бы
	совсем удачен, если ‘бы Каверин не
окружил его атмосферой нарочитой
тамнотвенности.

«Трубачевский   хак ‘будто снова
увидел этот ватлял, которым он вотре-
тил их, такой внимательный и рав-
нодушный. Мурашки запрытали у не-
го на спине и. плечах, как в детстве
‘при чтении страшной книти, когда
все идет спокойно, страница за стра.
‘ницей, но уже чувствуешь, что еще
две или три — и начнется такое, что
‘заралее подбираетшь ноти Ha диван и
‘собираешься с духом».

В этой частной черте отражается и
`более общий недостаток, свойствен-
ный «Исполиению желаний». Когда
Каверин налрисал «Скандалиста», при.
‘HATO было говорить Oo чрезмерной
«литературности» этого  произведе-
‘ния. Однако эти упреки шли мимо
цели, «Скандалист» был «литерату-
рен» по самому замыслу.

«Исполнение желаний» — далеко
не «литературное» произведение. Тем
‘более резко оущаются некоторые
 тевденции ложной  лчтературности,
		ской статьи. я заметил, что гораздо
глубже понимаю произведение. То,
что panée мне было непонятно. стало
ясным. Критик открыл wae ecm Wy:
бину творческих замыслов художни-
ка:

’ Про современную критику этого ве
скажу В большинстве своем O88
скользит по поверхности литератур-
ных явлений описывает, а ве рас-
крывает художественные образы 0
«Дне втором» Эренбурга писали мно-
о, но ни одной работы. которая пол
ностью удовлетворила бы MOEA. ROTO
рая разрешила бы все возвикигие у
меня при чтении романа вопросы, я
не нашел. Кое-что я получил из
статьи Поспелова напечатанной ®
бюллетене «Художественная литера-
тура», и только.

Одна из важнейших задач литерз-
турной критики — научить читателя
понимать прекрасное. У Белинского,
иапример, целые страницы посвяще-
ны этому вопросу. Современная же
критика и полстрочки ие отводит
ему.

Мне кажется, что каждая критиче-
ская статья должна содержать ряд
полезных сведений для читателя
Разбор произведевий для критика
должен быть повблом к тому. чтобы
сообщить читателю какой-то мини-
мум знаний. Критика должна Учить.

Когда читаешь статью современного
критика, то часто залаешь себе во-
прос, почему Белинсвий, чрезвычайно
умный и начитанный человек. писал
так понятно; ясно. & вот этот. имя
рек. столько накрутил имен и цитат,
пишет таким тяжелым и вычурным
слотом, что викак не поймешь, что к
чему? ,

° Карл Радек здесь принадлежит к

` немногим иоключениям. Он © боль-

шой эрудицией человек. Из его ста-_
тей получаешь очень мною. и пишет
он так просто, что без трула все по-
нимаепть. Статьи его так же. как ра-
боты Добролюбова, Писарева и дру-
тих. читаетнь © большим удовольстви-
ем. даже нб аная произведения, © ко-
тором они написаны. .

`` Существенным недостатком `совре-
менной критической литературы яв-
ляется ее вялость, беспафосность, я
бы сказал Пишут критики как бул-
то работают «на чужого дядю» Не
чувствуется, что идея, защишаемяя
автором. ‘близка и родна ему Ника-
кой эмоциональной зарядки читатель
от большинства критических статей
‘не получает. Добролюбов лал блестя,
щие образцы того. как нужно писать
критические статьи. Читая эти рабо-
ты, невольно проникаепться настрое-
нием критика, начинаешь горячо не-
навилеть то, что невидит он,

_ В: дном из. номеров «На посту» бы
ла напечатана статья Безыменского,
суть которой ‘им позднее была хорошо
сформулирована в стихотворной стро-
ке: «Прежде всего я член партии 8
стихотворец ‘потом» Я давнс читал
эту статью, но до сих пор она памят.
на мне. В ней поэт с такой силой с
таким чувством залщинтает свои пози-
ции, что непроизвольно становишься
на его сторону.

Tax, по-моему, нужно писать всем

критикам. Такой пафосностью должна
	быть проникнута вся современная
	критическая литература.
		венные глаголы, убогие определения.

Если изучить рецензентские оцен-
ки актерских работ и по ним судить
о мастерах сценической игры, то
классификация НЫ удиви-
тельные рубрики. В одну войдут ак-
теры, играющие хорошо, в другую —
справляющиеся с ролью, в третью —
те, которым суждено всю жизнь
«быть на своем месте» или просто «н&
	месте», ‘и тогда уже неизвестно, на.
	чьем. и

Какого актера и когда подобная
оценка и учет их невероятнейших
творческих усилий чему-нибудь на-
учила и куда-нибудь повела?. Но де-
ло вель не только в одной ляшь
оценке.

Рецензия является для большинет-
ва произведений театра однйм из не.
	многочисленных и скупых докумен-
тов, которые остаются для. истории,
	после того как творцы театральных
	вещей подчиняются неизбежной судь-
fe ewantroro челорекя Torna э%и:
	бе смертного человека. Тогда эти
скупые реьензии приобретают ; еще
и иные «качества» — недальновид-
ности и мизерности.

А ведь благодаря Белинскому мы
знаем Мочалова и любим его. Только
благодаря исключительной впечатляе-
мости строк поистине  «неистового»
критика пред нами с остротой и яр-
костью вырастает могучая фигура
исключительното актера.

Но помнить об истории это пре
жде всето быть верным сегодняшне-
му трепещущему дню, жить его стра-
стями всюлу — лаже в рецензии.
	и оскорбленных», очень потешался
над критиком, упрекнувшим его в
том, что он слишком потеет и тру-
дится над своими сочинениями. Ме-
жду тем сочинения, в которых кри-
тик обнаружил запах пота, были на-
писаны за несколько ночей.

Запах пота — действительно ужас-
ное свойство произведений некото-
рого рода, Однако таким свойством
эти произведения обязаны совсем не
количеству времени, которое провел
над ними автор. Иные произведения,
прошедшие через сотни вариантов,
вытлядят так, как будто они написа-
ны. одним взмахом пера, В других
же, действительно написанных еди-
ным взмахом, запах пота как раз и
	‚обнаруживается.
	Трудно актеру говорить о своих
критиках. Не потому, что его стесня-
ют обывательские опасения. Дело в
необычности положения. Об’ект теат-
ральной критики становится суб’ ек-
том критического суждения, об’ектом
которо в свою очередь становится’
ее (театральной критики) суб’ект.
Меняются ролями, ла еще какими. —
ролями прямо противоположных ам-
плуа. Это необычно и непривычно. И
пусть, простится, если первый опыт
выйдет комом.

Вряд ли нужно доказывать чрезвы-
чайную важность и высокую полез-
ность театральной критики. Тем не
менее в театральных рядах сущест-
вует некоторая недооценка этого He-
обходимейшего спутника театральной
работы и соучастника театрального
творческого процесса.

Вина этой недооценки ложится, од-
нако, не только на одних, театраль-
ных работников или, что вернее, вы-
звана она тем обстоятельством, что
наша театральная критика находится
далеко не всегда на должной высоте.

Рецензия редко лает об’ективную
‘и подлинную оценку работ театраль-
ных коллективов, отдельных мастеров
и творцов театрального представле-
ния. В большой своей части она схе-
матична, чрезвычайно поверхностна и
скупа. Гора усилий коллектива ча-
сто рождает мышь беглого рецензент-
ското отчета. Вынужден сказать, что
далеко не все и не все удостанвают-
ся и беглой отчетности и оценки.
	Редко наша критика поднимается.
	до высоты подлинно принципиаль-
ного и направляющего суждения, Но
вне последнего нет и оценки. И тог-
да происходит отрыв театра от кри-
THRE.

Правда, есть случаи глубокого,
вдумчивого суждения. Таковой счи-
таю статью тов. Новицкого 9 судь-
бах творческой индивидуальностч
Вахтантовского театра. Я этим 0т-
нюль ‘не выражаю своего согласия
или несогласия с названной статьей.
Я хочу лишь указать, что полобная
работа критики импонирует своей
серьезностью и интересным выбором
темы.

Несомненно интересны и ценны
критические обзоры о работах театра
им. Мейерхольда тов. Литовского, од-
ного из немнотих рыьарей этого ис-
ключительного эпохнального мастера.
Можно назвать имена тт, Юзовского,
Маркова и др. в числе тех, к кото-
рым питаешь наряду © уважением и
доверие.

Но это тонет в море совершенно
беспринципных, механических рецен-
зентоких суждений.

В обычной рядовой рецензии, ко-
торой питается большинство наших
театров, несовершенно и слабо все —
и содержание и форма. Содержание
заштамповано. Пишется по трафарету
сначала о пьесе и драматурте, потом
06 идеологических ошибках, затем
кое-что о режиссере и вскользь 06
актере. Писать о художнике и ком-
	позиторе-—. личное дело. рецензента р ..-
во всяком случае это не обязатель-  :
1] но. Рецензент редко задумывается
	над выбором темы сочиняемон им
ремензии. .

Форма — о ней не приходится го-
ворить. Эта область в критике пре-
терпевает едва ощутимое ‚развитие.
Многие под об’ективностью понимают.
бесстрастность. Отсюда крайний хо-
лод статей, отсутствне темперамен-
та. А, театр вправе ожилать отраст-
ных суждений. Он сам поет всегда
о живых людях и их огромных, го-
рячих социальных страстях.

Устарела терминология. Беспомощ-
ные, ничего. не определяющие эпите-
ты. Какие-то уливительно бездейст-
	присутствующие в романе. Эта лож-
ная литературность проявляется но-
разному. Подчас она находит свое
выражение в литературных ассоциа-
циях, внезапно разрывающих пове-
ствовательную ткань романа. Вот
примеры: «Подобно Паганини, кото-
рый, играя на одной струне, сгово-
рился с дочкой тюремщика о побете,
Матвей Ионыч при помоши ® своей
трубки выражал и чувства и мыс»
ли». «Жизнь скромного таможенного
чиновника Руссо; на склоне лет от-
крывшего в себе дарование замеча-
тельного живописца, тысячу раз бы-
ла повторена во время гражданской
войны».

Порою обнаруживается литератур-
ное происхождение некоторых ситу-
аций романа. Студент Хомутов, заго-
варивающий с молочницами, поступа-
ет совершенно так же, как уже по-
ступил Коля Красоткин в «Братьях
Карамазовых». «Хочешь, я аи
Шейкину позвоню?» — теворит Хо-
мутов одной из молочниц, называя
ту фамилию, которая первой пришла
в голову. Молочница приходит в ©0-
	‚вершенный ужас, хотя слышит э
	фамилию ‘первыйтраз в жизни. «Это
кажой Шейкин? Яков Петрович?» —
подхватывает другая молочница; Раз-
говор уже развивается сам по себе.

Точно так Коля Красоткин на 6a-
‘зарной площади спрапгивает у опе-
нивишего парня: «Сабанеева знаешь?»
— «Какого, какого это он Сабанеева3»
 —_ в ужасе повторяет парень. «То, на-
‘до быть, Сабанеев, который у Кузь-
мичевых служил», — раз`яоняет одна
‘из тортовок. Разговор уже развива-
	‘ется сам по себе.
			надо сказать — довольно уверенной
походкой.
Характеризуя одного из своих ге-
	‘роев, Каверин пишет о нем так: «Он
	рассказывал-отлично, о легкостью,
как бы без особенного желания заин-
тересовалть, но в то же время с какой-
то повелительностью — так, что нель»
aa было не слушать»,

Эти слова можно было бы взять
эпиграфом к «Исполненню желаний».
Конечно, это не значит, что Каверин
уже овладел тем искусством рассказ-
чика, которым владеет Неворожин.
Речь идет о том, к чему Казерин
стремится.

Флавнкый литературный недостаток
многих книг Каверина в том-то как
раз и состоял, что чрезвычайное «же-
лание заинтересовать» лежало на по-
верхности этих книг. Каверин думал
«заинтересовать» неожиданным пово-
ротом сюжета, почти циничным обна-.
жением приема, афористическим стро-
ем фразы. Однако вее это было тщет-
но. Все это была одна ©тилистика.

В новом. романе Каверина «желание
заинтересовать» перестало существо-
вать само по себе. Если некогда Ка-
верин при помощи сюжета решал чи.
сто стилистические задачи, то сейчас.

ункция сюжета изменилась. В но-
вом романе сюжет становится движе-
вием смысла. Сюжет  развертывает
идею произведения во’ времени и
пространстве. ®

Располагая материалом всего лишь
первой части романа, я не берусь су-
дить о том, насколько роман будет
удачен в целом. Трудно судить о том,
‘насколько Каверин оправится с идей-
ными залачами, поставленными в ро-
мане. Тем не менее уже сейчас мож-
но сказаль, что главная стилевая 38-
дача, поставленная перец собой Kane-
`риным, решена вполне удачно. Казе-
рину удалось найти. свободную по-
вествовательную манеру. ;

Дело в том, что широкое и развер-
нутое повествование нельзя продер-
жель Ha афористической манере

письма. Эта манера более  всето

свойственна рассказу. Повидимому,
существует некая связь между жан-
ром и языком произведения. Жанр
повелительно ликтует языковые сред-
ства. Эпичесокому произведению не
может не соответствовать эпический
строй фразы, Повидимому, роман от-
личается от рассказа не только ком-
позиционным и сюжетным строем, но
и строем языка.

В романе «Исполнение желаний»
Кавериным найдена свободная пове-
ствовательная интонация,

Мололой писатель, от имени кото-
	pore врдется р306828 в «Увиженных
	литературы. Это может навести Ha
мысль о том, что Каверин вообще
неё в ладу с сюжетом.

\Между тем это далеко не так. Ран-
ние вещи Каверина строились ва, ост-
ром сюжете. В особенности это отно-
сится к коротким рассказам, кото-
рыми Каверин начинал. Это была
своего рода упражнения по технике
сюжета. р

Упражнения могут быть лишены
смысла. Так и многие рассказы Ка-
верина. Сюжет ведет автора на пово-
ду. Внимание автора потлощено за-
конами литературной стилистики.

Представьте себе человека, начи-
нающего ходить после тяжелой болез.
ни. Делая первые. шати, человек бу-
дет думать не о том, куда он идет,
& о том, чтобы пойти вообще. Однако
придет день, когда человек переста-
нет думать о том, в какое положение
он должен привести ногу для того,
чтобы. шатнуть. Он просто шагнет.
Механика движения, совсем недавио
поглощавшая все его внимание, от-
ступит на задний план. На первом же
плане окажутся цель движения, его
	‘налавленность и смыел.
	Исследование же идеи подлинно
художественного произведения пред-
ставляет собой весьма нелегкую за-
дачу. «Ошибаются те, которые дума-
ют, что ничего нет легче, как ска-
зать, какая идея лежит в основании
художественного создания, — нисал
Белинский. — Это дело трудное, до»
ступное только глубокому эстетичес-
кому чувству, сроднившемуся © мыс-
лительностью; но это всего легче в
пеконкретных. мнимо-художествен-
ных произведениях».

Если бы мы на одну минуту при-
няли слова Белинското в качестве
критерия художественности, мы не-
сомненно` должны были бы весьма
одобрить новый роман Вениамина
Каверина. «Исполнение желаний» не
принадлежит в числу тех произведе-
ний, идея которых мгновенно воплы-
вает на поверхиость.

Мы очень часто подменяем анализ
идеи произведения описанием темз-
тики. Тем, что художник хотел по-
казать, мы подменяем то, что худож-
ник хотел сказать; Мне было бы весь-
ма нетрудно в более или менее рас-
пространенной форме сказать. о том.
что Каверин показывает в «Исполне-
нии желаний». Гораздо более важно,
однако, показать, что Каверин  гово-
рит, или по крайней мере хочет ска-
зать, в своем произведении.

Исполнение этой задачи cpasy
встречает на своем пути почти непре-
одолимое препятствие, Пока что опуб-
ликована лишь первая часть романа.
Само по себе это обстоятельство еще
ни о чем не свидетельствует. Ведь су-
ществуют же такие первые‘ части, по
прочтении которых ‘никто и не по-
мытляет взяться за вторые, настоль,
	ко все уже ясно и предрешено. С
	«Истолнением желаний» дело обото-
вт совсем иначе; Каверин задумал
налрисать острый сюжетный роман.
Замысел романа должен быть проя-
снен сложным движением сюжета.
Первая-часть «Исполнения желаний»,
как и надо острому сюжетному по-
вествоваию, оборвана ‘на полуслове.
Сюжетные линии романа етще только
завязываются.

Произведения Каверина, предиюст-
зовавлшие «Исполнению желаний»,
строились ва ослабленном сюжете.
Так, явно ослаблен сюжет «Сканла-
листа». Роман «Художник неизвее-
тен» принципиально бессюжетен. Роб-
кая и бледная линия сюжета, наме-
чающаяся в этом` романе, служит все-
‘о лишь поводом для пространных
		Каверин ведет рассказ очень сво-
болно и легко. В голосе раесказчика
	не оптущается никакого напряжения.
	Правда, действие романа еще не до-
	‘ститло кризиса. Ваверину еще пред:
	стоят очень серьезные испытания.
Это будут испытания не только ху-
дожественных средств автора, но и
реальности всего замысла. В своем
новом романе Каверин показывает
NBVX молодых людей, по-разному
	существуют как бы две пересекаю-
иеся сюжетные линии — Трубачев-
	ского и Карташихина. Напраптавает.
	ся противопоставление этих линий.
Однако эта противопоставление было
бы неверно. Дело обстоит тораздо
сложнее. Трубачевский и Карташи-
	хин — конечно. разные изтуры, но
	ни O том ни о другом еще нельзя,
сказать, что он плох или хорош.

Линия‘ Трубачевского связана со
всем творчеством Казерина. Труба-
чевский воспроизводит некоторые
черты Ногина («Скандалист»). Среда.
окружающая дом профессора Бауэра,
хорошо знакома Каверину. Даже
Варенька Ветвиновя слегка напоми-
нает Верочку Барабанову.

Линия Карташихина не имеет тра
диции в творчестве Казерина. Эта
линия должна, на мой взгляд, явить-
ся главной линией романа. Карташи-
хин должен помочь Каверину выине-
сти действие романа за пределы
квартиры профессора‘ Бауэра и да-
же за пределы аудиторий yausepou-

тета.

Если бы Карташихина не сущест-
вовалю, «Исполневие желаний» мог:
ло бы а BO второго «Сези-
далиста». Однако все дело в том, что
Карташихин не может ле существо-
	зать, ибо не будь Картапьихина, не
было бы и романа «Исполнение же-
		Пока что Картаптихин - бледнее
Трубачевского. Хочется думать, что’
	это связано с композицие

и po
	Трубачевскому суждено войти
среду, тредиционвую для Каверин.
		Говоря о стилистике, я имею в ви-
ду, если так можно выразиться, ме-
ханику литературного движения. По-
	Pi ученичества обычно посвящается
	изучению стилистики. Некоторое вре-
мя молодой писатель думает не столъ.
	‘KO O TOM, EVRA он идет, сколько 0 том,
	как нужно ходить вообще. Впослед-
ствии происходит освобождение от
стилистики. Является стиль. Твердой
и уверевной походкой пибатель на-
	правляется к намеченной цели.
	Вениамин Каверин слишком долго
и слишком пристально изучал меха-
вйку литературного движения, Сти-
листика приковывала к себе вое ето
внимание. Казалось бы, уже твердо
стоя на ногах, он все еще продолжал
учиться ходить. Вместо того чтобы
двитаться к намеченной цели, он топ-
тался на месте. Отсутствие смысла,
которое можно было простить в уче-
нических упражнениях, превращалось
в непростительное отсутствие идей.
Отсутствие же’ идей, как это всегда
бывает, становилось илеей, обладав-
шей в тому же весьма отрицатель-
ным политическим качеством.

«Исполнение желаний» — новый
этап литературной биотрафии Казе-
рина. В этом романе несомненно про-
изошло долложданное освобождение
от стилистики. Каверин перестал” ду-
мать о том, в какое положение он
должен привести ногу для того, чтобы
азнуть. Он ззлпахал, наконец, я =
		‚ Преодоление «литературности» яв-
‘ляется одной из тех залач. которые
Каверину придется решать по ходу
‘романа. Таких залач немало. Наибо-
лее трудные главы романа — ве.
реди. этих главах Трубачевокий
‘должен будет уступить дорогу Карта.
шихину. Вся тяжесть романа ляжет
‘на плечи Карташихина. Вылебжит
ли Карталиихин такую нагрузку? От-
вет на этот вопрос решит сульбу «Ис-
‚полнения желаний».

Пусть Картаптихин займет в рома-
‘не то место, которое\ он должен зани-
мать по замыслу автора, Пусть он по-
может Каверину распахнуть окна
‘профессорской квартиры. Пусть он
окажется тем человеком, при помощи
которого герои «Исполнения mena
ний», привыкшие к ровной комнат:
ной температуре. научатся переносить
и жестокий зной, и суровый мороз.
соединенный, как это всегда бывает в.
Ленинтраде, с пронизывающим мор-
ским ветром. ›

Если эти`желания исполнятся, мы
с удовольствием сможем сказать, что
тромогласный тост, провозгламевный
любимым героем Бабеля в этиграфе к
этой стелье, пришелся очежь вета