Obt HPIITiKt
	# пленушу правления ССП. Обсуждаес вопро
	pee jee
	0) писателях
	Крыма
	Успехи трудящихся масс Крым-
ской АССР, руководимых коммуни-
стической партией, огромны: из от-
сталой колонии царизма Крым прев-
ралцен. в орденоносную социалистиче-
скую республику с гигантами инду-
стрийи, © передовыми колхозами и
совхозами. Вместе с тем через здрав-
ницы южного побережья Крыма еже-
тодно пропускается до 300 тысяч ра-
бочих и колхозников из разных кон-
цов СССР. Все это делает Крымскую
республику одним из богатейших
мест CCCP по разнообразию и дейст-
венности его тематики для’ любого
участка советского фронта искусства.

К сожалению, состояние крымокой
художественной литературы до по-
следиего времени не мотло быть от-
мечено особыми завоеваниями, ка-
кие хотя бы в малой мере могли ит-
ти в сравнение с бурно развивающей-
ся хозяйственной и культурной
жизнью героических масс Крыма.

_ Достаточно сказать, что всекрым-
ская конференция писателей, пред-
шествовавшая всесоюзному ©’езду
ССП, вынесла в порядке самокрити-
ки резолюцию с признанием неудов-
петворительности работы Крымского
оргкомитета ССП. Здесь были отме-
чены отсутствие должной. борьбы за
качество и идейное содержание про-
изведений, слабая критика и само-
критика, неналаженность работы по
обмену творческим опытом между пи-
	сателями, чрезвычайно. слабая работа.
	с молодежью и начинающими, OTCYT-
ствие прочной связи между центром
ий районами и т. д. ит. д.

Но особенно значительным недо-
остатком Крымского союза советских
писателей следует считать то обстоя-
тельство, что здесь недоучитывалось
значение активного использования
богатейшей местной тематики. Это в
первую очередь следует отнести за
счет беспомощности писателей, ра-
ботающих на русском языке.

Совещание читателей ко всекрым-
ской конференции писафелей прямо
заявило, что «в произведениях рус
ских писателей Крыма коренному на-
селению отводится второстепенное
место» и что вообще эти писатели не
сумели подойти вплотную в пробле-
мам культуры, национальной по фор-
ме, социалистической по содержанию.
	Отсюда — выпуск Крымгизом серии`
	произведений молодых русских
этов, перепевающтих, далеко не всегда
удачно, Маяковского, Безыменского
и т. д. Вдесь же надо искать об’яс-
нения и весьма‘вялой работе по 80с-
питанию молодежи и, главное, по
связи более или менее. квалифициро-
ванных литераторов с заводскими ий
колхозными массами.

В этом увлечении «общими», от-
влеченными, лишенными историче-
ской конкретности темами следует
искать причины и того, что русские
писатели до последнего времени He
имели органической связи с творче-
скою жизнью крымоких писателей,
пищущих на татароком языке.

Между тем, собственно крымская
литература представлена хотя и He-
мноточисленною, но безусловно Ta-
лантливою группою писателей, все
время растущих, мужественно боров-
птихся с остатками буржуазного на-
пионализма в своей среде и уже име-
	ющих в рядах своих таких крупных
	художников, как старейший крым-
ский писатель. поэт, прозаик и драё-
матург Умер Ипчи, или совсем еще
молодой, из комсомольцев, многообе-
шающий поэт Шемьи-Заде.

Особое, исключительно видное. ме-
сто в крымско-татарской литералу-
ре занимает Ипьяе Тархан, чья пье-
са «Наступление» идет на всех сце-
нах Крыма и пользуется огромною
популярностью в массах коренного —
тородского и колхозного — населения
республики.

К видному активу крымских писа-
телей, работающих на родном язы-
ке. слелует отнести, помимо назван-
	На фоне общего под’ема советской
литературы поэзия уже давно выде-
ляется как участок не вполне благо-
получный. Дело не в отсутствии да-
рований Если в первые годы рекон-
структивното периода удельный вес
поэзии падал, это было следствие не
столько ее упадка, сколько бурного
роста прозы. В самые же последние
тоды в поэзии наблюдалось опреде-
	ленное оживление. Целый ряд новых
	поэтов, частью молодых, частью ме-
нео мололых, но до тех пор не заме-
чАвшихся, стал привлекать внима-
ние критики и читателя. Но это
оживление не было явлением здоро-
вого под’ема. Именно новые черты в
этих поэтах должны были вызвать
беспокойство. Создалось целое тече-
ние, насчитывавшее в своих рялах
влиятельных и оригинальных 109-
тов, определенно сворачивавитее ©о-
ветокую поэзию на неправильный и
опасный путь и находившее поддер-
жку в части критики. Правда, это те-
чение охватывало далеко не всю на-
шу поэзию. Но оно было самым шум-
ным и напористым. Его участники
были твердо уверены, что они —
единственные «настоящие» поэты, &
все остальные — второй сорт. }
	Отдельные голоса, указывавшие на
неблагополучность поэтического фрон-
та, оставались незамеченными, пока

шлым летом А. М. Горький He
обратил внимание уже на поведение
двух из заметнейших поэтов всего
течения. Однако принципиальные вы-
воды из указаний Горького сделаны
не были. В результате — то возрож
‘дение уродливейших ботемных нра-
вов и хулиганства, от которых до
фалтизма, по резкому и верному сло-
ву Горького, — расстоянию с воробь-
иный нос, о которых мы теперь чи»
таем в газетах. нно тревожно
то, что явления эти обнаружились
одновременно в «верхушке»? и В
«низах». С одной стороны, пелый
ряд молодых столичных знамевнито-
стей оказалось необходимым  под-
вертнуть серьезным общественным
репрессиям, © другой — поэтический
мололняк целой областной орга»
низации, причем одной 43 наи-
более многочисленных и АКТИВНЫХ,
оказался почти поголовно заражен
хулиганством. Заметка A. Ce-
ливановского о нравах и творчестве
молодых свердловских поэтов рису»
ет картину поистине неприглядиую
Вытовое разложение, хулиганство,
тражичатцее с уголовшиной, открытые
выступления против марксистско-ле-
нинокой критики, увлечение открыто
белогвардейской вертинщиной, — вое
	ово OL
В порядке обсуждения.
		СЛОВО ЧИТАТЕЛЮ
	засл. арт. республики
	КРИТИКА И ВОСПИТАНИЕ АКТЕРА

вочных качеств и умений, но и ках
воспиталеля актерского коллектива,
и отдельных актерских индивилуаль-
ностей.

Переходя к роли, которую ипрала
нала критика в пути театра, мной

димого, я должен оказать. что
со стороны целого ряда наших кри-
тиков было проявлено большое вни-
мание к театру, как в периоды удал,
так и в периоды его неудам. Tear-
		стимулировала рост театра, часто 33-
ставляла меня многое пересматриваль
в моей работе, часто помотала мне,
прилавая уверенность В правильно-
сти и нужности дела, которое я осу-
	‚пествл я
	Ho co стороны отдельных товари-
щей и сейчас, котла театр достие
больших творческих показателей,
прихолится, Наблюдать  пофазитель-
ное недопонимание той большой pa
боты. целей и метолов, которыми за»
вят театр. Налицо недооценка роста
отлельных аклеров театра.

Рост. формирование, перевоспита-
ние. постепенное приближение мо-
подых актеров к мастерству не нахо-
дат в работе нашей критики доста»
точно внимательного педагогическо-
о наблюления и изучения.

Мои пожелания критике следую-
щие: конкретное изучение театра, ею
актеров, наблюление и стимулирова-
ние их роста. изучение режиссера,
вокрытие принципов, положенных в
основу того или иного театральном
сочинения, анализ этого сочинения
как результата, этими принципами
обусловленном. Для осуществления
такой серьезной работы нашей теат-
ральной критике должна быть пре-
доставлена ° возможность узнавать
спектакль в процессе ето формиро-
вания, только тогда она сможет оце-
нивать опектаюль He BRYCOBO, 8 тлу-
Goro, обоснованно.

Необходима оценка спектакля по
сле премьеры — важно наблюдение
за ростом спектакля и актера, ана-
лиз причин роста или деградирова-
ния спектакля, что обычно выходит
из поля зрения нашей критики.

И, нажонец, пооледнее (и первое)
требование к критике — высокая
илейность, мировоззренческая  чет-
кость, политическая зоркость, глубо-
кое понимание целей и долженство.
ваний растущего советского. театра,
	Кажовы первоочередные задачи те“
зтральной критики?

Прежде всего она работает ›в` по-
мощь театру, затем он® должна быть
посредником между театром и зрите-
лем и, наконец, синтезировать собой
общественно-театральное мнение р
	‚ работе данного театра.
	Для осуществления первой зала”

о о бан.
	В еек о
wv

panel театральной критике в боль:
oe gt

awe AAS
	seater ies ena a =
шинстве олучаев нехватает глубокого
знания своего материала. Она недо-
сталочно энает специфику театра, &
каждое конкретное театральное яв-
ление не изучает, а критикует на
основании весьма, поверхностных,
TepBITH EE впечатлений.

‘Отсюда подчас летковесные и вред-
ные выюказывания: вредные и Tea-
тру. если он к ним прислушивается,
вредные и потому, что дезориенти-
руют зрителя.

Критик обязан быть чутким, в=и-
мательным, зорким, любящим. Злым,
Но раз злым, то 06060 блятельным,
о им не только к другим, но и Е

©.

Иногла порёжает в высказываниях
театральной критики такое явление:
с громадным вниманием и тщатель-
ностью ис необ’яснимым доброду-
пием оберегается, восхваляется, ©0-
провождается многоречивыми ком-
ментариями и раз’яснениями нечто
весьма ‘второюортное, подчас третье-
сортное, и снисходительным кивком
и пренебрежительным (почти орга:
низованным) молчанием встречается
значительное и ценное. Г

Наш театральный читатель весьма
доверчив, и такая странная, если не
сказать больше, расстановка оценок
совершенно дезориентирует его.
Правда. в большинстве случаев эта
оценка действительна только на не
длительное время, очень скоро зри-
тель начинает разбираться сам, И
таким образом часто вместо тото, что-
бы синтезировать общественнюо-теат-
ральное мнение о театре, критика
вотупает в. противоречие со эрите-
лем и оказывается вытесненной ши-
роким общественным мнением.

Проблема критики — это в боль-
шой мере проблема воспитания теа-
тра, воспитания актера. Отеюла не-
обходимо более тщательное ий внима-
тельное изучение каждого отдельно-
то ажтера в его росте; отоюда — вни-
мательное изучение работы режиосе-
ра не только по линии его постано-
	‚ СЛОВО ПИСАТЕЛЮ,
	Д. БЕРГЕЛЬСОН
		0 БОЛЕЗНЯХ КРИТИКИ
	Критика должна быть высоко-.
авторитетной. Если писатель не убе-
жден в том, что критик знает больше,
чем он; то ‘на помощь последнего он
не рассчитывает.

Это как-будто зксиома. А ведь при-
ходится повторять ее изо дня в. день.
Слишком часто сталкиваемся мы в
	нашей повседневной творческой прак-
	тике с этой непритлядной правдой:
наши критики не отличаются ни сме-
лостью и оригинальностью мысли, ни
глубиной повнаний.

Чем может вооружить такая кри-
тика, какие перспективы она раскры-
вает перед тобой, в какой степени
она помогает тебе познать мир и са-
	  Moro себя?
	местах» в книге, является чуть ли
не единственным самостоятельным
художником молодого поколения,
идущим своей дорогой, а не теми
путями, которые являются сейчас
основными в современной еврейской
поэзии, путями Гофштейна и Мар-
киша, -- этого никто не заметил, об
этом мало кто говорил.

Итак, недостатки нашей критики:
во-первых, ограниченность знаний,
во-вторых — приверженность К
штампам. Есть еще и «в-третьих»:
предвзятость. Это большое бедствие.
Это болезнь, от которой не свободны
и крупнейшие критики. Я очень вы-
©0ко расцениваю Литвакова. Ox oct-
рый критик ‚у него сильная хватка.
Но он нередко во власти предубежде-
ний, переходящих иногда в род «на-
вязчивой идеи». Это ослабляет силу
его воздействия, снижает удельный
вес иных его выступлений. А ведь
Литваков — не единичное явление.
Посмотрите вокруг себя, и вы убеди-
тесь в этом,

О чем мне хотелось бы еще сказать,
это относительно проблемы «критика
‘HM литературная молодежь». Тут до-
‘пущено много ошибок. Тут, прямо
‘кажу, наделано немало бед. Наша
‘критика была снисходительной «свы-
1иё сил и меры», она охотно делала -
«скидки» по первому ходатайству.
Это воспитало в значительных про-
слойках литературной молодежи без-
ответственное отношение к вопросам
искусства. Нужно беспощадно ломать
это. отношение. Нужно привить мо-
лодежи «культуру художественного
труда». }

А. это не так просто. Очевидно,

здесь свое веское слово должны бу-

дут сказать не только профессиональ-
ные критики, но и сами писатели,
умудренные большим творческим
опытом.

. В заключение — несколько слов по
поводу странных высказываний В.
Катаева в «Литературной газете» от
.6 января. 5

Можно соглашаться или не согла-
шаться с Катаевым в отдельных кон-
кретных оценках или положениях,
но прямо поражает следующее заяв-
ление:

«С тех пор, как я прочел преди-
словие Толстого к сочинениям Гюи
де Монассана, для меня ничего не
было сказано умнее о литературе. И
я вынужден пользоваться высказы-
ваниями Толстого, которые, несомнен-
но, во многом устарели».

Подумал ли т. Катаев, прежде чем
произнес эти слова? Так-таки ничего
умнее после слов Толстого о литера-
туре не пришлось встретить? Тогда
да разрешит мне т. Катаев напом-
нить ему о высказываниях... Ленина.
по вопросам литературы! Они, правда,
были сделаны уже после того, как
Толстой написал свое предисловие,
но, право же, «кое-чем» могли бы
быть полезны и строгому писателю.
Я думаю, что Плеханов, Воровский,
Луначарский тоже заслуживают вни-
мания В. Катаева, сбрасывающего со
счетов марксистскую критику.

Я и сам того мнения — и выше
товорил 0б этом, — что. у нашей
	критики имеются колоссальные недо-`
	остатки, но об’явить ее целиком не-
существующей или посылать ее в
«школу Толстого» — просто бесемыс-
ленно. Есть адрес более близкий —
школа Маркса, Энгельса, Ленина,
Сталина. У них учиться, их эстети-
ческую концепыию раскрыть, поло-
жить в основу нашего литературове-
дения, на уровень их мыслей под-
нять нашу художественную кри-
тику — вот задача, которую ставит
эпоха перед советскими критиками.
И наш долг, долг советских писа-
телей. об этом чаше напоминать.
	ли правильно названы, независимо от
того, дают ли они реальное поэтиче-
ское выражение любви или ненази-
сти рабочего класса, Всякий сколько-
нибудь ловкий стихотворец легко на-
учается писать так, чтобы выходило
похоже на большевистокое чувство.
Даже П. Васильев писал первомайс-
кие стихи. В таких условиях поэт
начинает чувствовать себя владель-
цем” профессиональното ° секрета, от
которого ничего другого’ не требуют,
кроме уменья писать «похожие» сти-
хи на заданную тему. Конечно в
этих условиях легко деградирует a
мастерство. И выходит, что тогда как
газетная работа прозаиков в общем и
целом полезна для них, газетная ра-
бота поэтов способствует их демора-
лизации, воспитывая в них отноше-
ние к политической теме как к ход-
кому товару, и к «мастерству» — как
в монопольной привилегии !.

Третий специфический фактор,
действующий в поэзии — особенная
неудовлетворительность поэтической
критики. Эта  неудовлетворитель-
ность, несомненно, связана. с тем, что
еще с конца периода военного ком.
мунизма поэзия — несмотря на ги-
тантокую фигуру Маяковского — бы-
ла второстепенным участком советс-
xo литературы. Основные, задавае-
мые эпохой художественные задачи
разрешались художественной прозой,
на ее долю приходилась вся основная
работа по художественному  овладе-
нию советской  действительностью.
Концепция социалистического pea.
лизма разработана почти исключи-
тельно в применении к роману и
драме. Основные критические силы
работали на этом материале. Крити-
ка. стихов сплошь и рядом предостав-
лялась редакциями наименее компе-
тентным работникам. Проверенной то-
чки зрения на поэзию у нашей кри-
тики и литературоведения вовсе нет.
Здесь еще ютятся кустарщина и диле-
тантизм, которые ‘уже нетерпимы в
	1, Во избежание кривотолков счи-
таю нужным подчеркнуть, что все
вышесказанное ни в какой мере не
относится к целоку ряду поэтов
(Д. Бедный, А. Безыменский и др.).
Все их лучшие и наиболее характер-
ные газетные стихи основаны на
конкретном материале. В этом отно-
шении их газетная работа. отличается
от и других поэтов в газете,
приближаясь по’своей функции к ра-
боте прозаиков, Тем менее относится
эта характеристика газетной поэзии
к Маяковскому. Но Маяковский был
титан, при всяких условиях работы
он оставался тем великим революци»
онным поэтом, которым он не умел
не быть,
	Я лично не могу жаловаться на
невнимание критики. Я был «заме-
чен> ею сразу после выхода первой
моей повести. Мне посвящали ста-
	TbH тогдашние «столпы» еврейской
	критики (это было лет двадцать пять
назад). Но странное дело: меня, мо-
лодого ‘писателя, не привели в во-
сторг их шедрые комплименты, ибо
за ними я не всегда видел то, что
мне дороже всего в критикё, — под-
линное знание. Помню, как смешили
	меня похвалы олното HS «вождей»
	тогдашней критики — Нигера (ныне
полвизающегося в махрово-буржуаз-
	ной еврейской печати в Америке),
	уверявшего, что я ввел в литератур-
ный обиход какие-т0 новые слова,
обороты. и т. п.
	А правда-то заключалась в том, что
	я черпал эти слова и обороты в на-
родном фольклоре, — нашим крити-
кам же это было невдомек. Такое же
‘незнание и непонимание проявили
критики и в рядё друтих высказы-
ваний, например в положительной
‘оценке как раз тех образов, кото-
рые я, как говорится, «высасывал из
пальца», создавал больше на основе
произвольных допущений и гипотез,
‘чем действительного наблюдения. Как
часто попадают таким же образом
впросак и наши теперешние критики!

Что меня болыше всего удручает,
это — шаблон в суждениях, обяза-
тельное «танцование от печки».
Еврейская советская критика в дан-
ном случае есть, конечно, лишь част-
ное выражение всего состояния с0-
ветской критики. Шаблон, штамп,
заезженная фраза, стандартные опре-
деления. Право, иной раз думаешь,
что критик только и ищет таких
книг, которые дали бы ему возмож-
ность пустить в ход весь этот арсе-
нал характеристик. Не этим ли об’-
	  ясняется и то обстоятельство, что ча-
	сто оритинальная, под обычные кри-
терии не подходящая книга слишком
долго дожидается, пока критика уло-
стоит ее своим блатосклонным внима-
нием?

Бывают и такие явления:
	Вышла книга. молодого писателя,
обнаруживающего очень своеобраз-
ное, свежее дарование. Но автор еще
не совсем созрел как мастер, он еще
«срывается». И вот начинается: вне
поля зрения остается то новое, что
принес художник, и яростно обстре-
ливаются его недостатки, для’ разо-
блачения которых критик может
пользоваться свбим старым оружием.
Молодой писатель, конечно, дезориен-
тирован, смущен, сбит с толку.

Мне хочется привести конкретный
пример.

Молодой еврейский поэт Тейф вы-
пустил свою первую книгу. В чей
оказался известный, как выражают:
ся у нас, процент «общих мест».
Именно этот процент и проработан
основательно нашей критикой,

А ‘вот то, что Тейф — поистине за-
	1 мечательный поэт, оригинальнейшее
	дарование, что он, пря всех ‹общих
		работы по собиранию материала. Поэт
может ограничить предварительную
работу чисто формальными «затотов-
ками» и брать материал не из наблю-
	дений, а из «переживаний». Все. это
благоприятствует развитию ботгемных
навыков. С богемностью поэтов можно
бороться, не допуская слишком ран-
ней профессионализации поэтов. Ho
это только ограничит, а не искоренит
ее. Будем называть вещи своими име-
нами. Богемная жизнь поэтов ничем
не отличается от всякого другого
пьянства.
	Основная линия борьбы с пьянст.
вом — под’ем культурного уровня
масс, То же и с поэтами. Развитие
ботемной жизни обратно пропорцио-
нально общей культурности поэтов,
Радикальная борьба с богемой может
быть только борьбой самих поэтов за
всестороннее овладение социалисти-
ческой культурой. Пока культура по-
эта отраничивается чисто ‹поэтичес.
кой» культурой, до тех пор богема но
будет изжита. Она логически и орга-
нически вытекает из той вражды в
мысли и ко всякой нецеховой куль-
туре, которая господствует в большей
части налпей поэзии Конечно, враж-
дебные элементы, примазавшиеся к
советской ‘поэзии, будут бешено бо-
роться против культуры. Маркоист-
ско-ленинская культура для них не-
вавистна. Недаром в Свердловске од-
ним из основных средств борьбы 3a
священные «права поэта и хулитана»
было систематическое высмеивание
‹ортодоксии».
	Другой фактор — характер требо-
ваний, пред’являемых к поэтам пе-
	 Ччатью Котда газета дает заказ. про-
	заику, такой заказ обычно требует
серьезной работы над материалом.
ознакомления с новыми сторонами
советской жизни, поездок по стране
и работы на местах. Конечно, и Ha
этой почве возможны халтура ихрва-
чество, но сама по себе работа для
газеты не только не деморализует
писателя-нрозаика, но бывает лиш-
ним стимулом к более многосторонне-
му изучению действительности. От
поэта газета требует не очерков, ‚ а
«откликов». «Отклик» не требует Ч
новых знаний, ни работы над ма\е-
риалом. Поэт должен только стихо-
творно оформить некое чувство, раз-
деляемое воей страной. Нельзя 0су-
ждать газеты за то, что они требуют.
таких стихов: поэты должны уметь
выражать чувства социалистической
страны. Но можно и нужно осуждать
редакторов’ 8& недостаточную Tpe-
бовательность к сдаваемой продук-
ции. Чтобы стихи были напечатаны,
достаточно, чтобы они были похожи
на ‘хорошие стихи и чтобы данные ©0-
бытия и вызванные ими чувства бы»

Гравюры на дерезе худ. А. Кравченко к изданию «Египетские ночи»
	А, С. Пушкина, выпускаемому на-днях Гослитиздатом,
	тиве руководителя большевиков
Крыма, т. Семенова,

В этом постановлении обращает на
себя внимание разносторонний ох-
ват коренных и текущих нужд крым-
ского писательства, включая сюда за-
боту по таким конкретным моментам,
как устройство квартирного вопроса,
снабжение и т. д.

Все это обязывает писателей Крыма
к неустанной работе и к новым твор-
ческим завоеваниям, наряду с про-
должением решительной борьбы с
возможными рецидивами на фронте
искусства и литературы кулацко-
националистического влияния вели-
ибраимовщины, наряду с неослабной
бдительностью ко всякого рода про-
явлениям мещанства, обывательской
успокоенности, дурных черт богем-
щины и т. д.

Молодые русские писатели, живу-
щие в Крыму, обязаны ‘раз и HaBce-
	гда покончить со всяким проявлением
	в своих рядах отрыва от социалисти-
ческой практики Крымской АССР и
активно служить делу ленинско-ста-
линской национальной политики,
всячески помогая массовому движе-
	нию культуры и искусства Крыма,
	творчески вжилваясь в конкретные
народнохозяйственные проблемы
края. $

«Наптга советская литература не яв-
ляется только литературой русского
языка. это — вовсоюзная литература».
	Вот о чем все мы, пишуцтие на.
	PYCCKOM языке, обязаны Re забывать
и не только не забывать, но и прак-
тически, на’ деле, трудиться, всяче-
ски помогая’ росту братских литера-
тур, их полному высвобождению. из-
под вредных влияний прошлого, их
могучему об’единению, об’единению
	всех их живых творческих сил во-
круг великих задач партии Ленина—
	круг великих
Сталина.
	ВЛ. БАХМЕТЬЕВ.
ф. ГЛАДКОВ.
Г САННИКОВ.
	ных товарищей, также Иргата Ha-
дыра, Тынчерова, Дерменджи, Шеих-
Заде;, Гафарова. /

Песенки Кадыра и других поэтов
вошли в обиход масс и распеваются
по городам и колхозам Крыма.

Вышедший в числе других из ком-
`сомольской труппы Бахчисарая (та-
зета «Яш Кувет» — «Молодая сила»)
Джафар Гафаров в настоящее время
работзет руководителем  наробраза
Бахчисарая, а Шеих-Заде — один из
молодых ученых и педагогов края.

К сожалению, все без исключения
поэты и прозаики Крыма вынуждены
были до последнего времени по чиз
	сто бытовым условиям работать в
	различных культурных  предприя-
тиях, уделяя творческому труду лишь
немногие часы, остающиеся им от
обязанностей редакторов, инетрукто-
ров, музейных работников. и т. д.

И если для Гафарова его работа, по
народному просвещению, среди масс
коренното населения, является необ-
ходимым условиям для здорового ро-
ста поэтических его дарований, если
в лице Шеих-Заде мы имеем не толь-
ко критика, но и ученого, так что
было бы нецелесообразно ради лите-
ратурных занятий отрывать его от
работы на молодом научном фронте,
то совсем необоснованными были
«совмещения» для всех других He-
многочисленных писателей Крыма.
		ствовать решение Крымского област:
ного комитета ВКП(б), освободивше-
го исключительно для творческой и
организационно-литературной Macce-
вой работы товарищей, входящих в
«железный фонд» крымско-татарской
литературы,

Величайшее мудрое внимание пар-
тии Ленина-—Сталина в насущным
вопросам культуры и литературы в
братских республиках в полной ме-
ре сказалось в постановлении бюро
Крымского областного комитета, вы-
несенном 19 января т. г. по инициа-
	ОТЗЫВ ПЕДАГОГА
	Беседа с поеподавательницей русского языка и литературы
56-й школы ДОНО В. Н. Лу«ашевич
	работе и статьи современных крити-
ков. Блестящие и по форме и ю
‘содержанию работы Луначарского
‘своей глубиной разрешения вопросов,
своей эмоциональностью и пафосом
‘стоят в одном ряду с статьями кри-
тиков-классиков.

Вольшинство сталей современных

критиков грешит схематизмом. В них
нет синтетического раскрытия „лан-
ных художником образов, нет углуб-
ленного анализа формы. Тажая кри-
тика не конкретизирует, не раскры-
вает читателю авторских замыслов
‚и достижений. Пользоваться ею в
‚работе, конечно, не приходится.
. В заключение хочется отметить
отсутствие критической литературы,
доступной пониманию школьников,
„увлекательной по форме, полубеллет“
_ристической по изложению.
	. Было время, когда весь разбор то-
го или иного произведения в клас-
се приходилось проводить, основыва-
ясь на критических статьях. Теперь
мы получили стабильные ‘учебники,
которые дают некоторый материал ©
произведении и авторе. Но произво-
дить анализ художественных  про-
изведений по учебникам немьюлимо.
„Поэтому приходится часто обрашать-
ся к работам современных критиков.
И не только современных. Ведь про-
работка сочинений классиков  не-
мыслима без использования статей
Белинского, Писарева, Добролюбова,
дающих тлубокий и всесторонний
` анализ вещей и являющихся XO
сих пор неисчерпаемым источникох
эмоциональной зарядки и творческо-
го вдохновения для читателя,
Много помогают в пехагогической

критике, работающей над провои,
В области теории Ноэзии не сделано
ничего. Самый смысл термина ‹0б-
раз» в отношении лирической поэзии
остается совершенно невыясненным
Образ то понимается по аналогии ©
романом и драмой, как изображение
«характера» или «положения», то в
смысле зрительного образа, хотя 60-
вершенно ясно, что зрительный образ
никак не является обязалельной при-
надлежностью лирики. Больше чем
	где бы то ни было критика ограни..
	чивается оценкой политических наме-
рений поэта, оценкой его «приближе-
	НИЯ К». А котда заходит разговор с.
	«специфике», критик или совершенно
не умеет ее связать с ‘политическим
содержанием, или обнаруживает свою
полнейщую неграмотность в вопросах
поззии.

В результате — Полное презрению
поэтов к критике, презрение, несом-
ненно имеющее весьма вредное иде-
ологическое влияние на нео очень
устойчивых и образующее почву для
скверных разговорчиков об «ортодок-
сии», Некомпетентность критики сы-
грала’ прямую роль в образовании то-
го течения врагов культуры и мысли,
о котором идет речь.

Такой некомпетентной критике неё-
которые поэты постаралиюь противо-
поставить свою цеховую критику, сво-
бодную от «ортодоксии» и «недоучета
специфики», но зато в полной мере
отразившую их принципиальное бес-
культурье, узость их кругозора, чи-
сто ремесленный характер их мыш-
ления, неспособного подняться До
теории. Такая цеховая критика, . ко-
нечно, ни в какой мере не решает
вопроса о поэтической критике, со.
стояние которой продолжает  оста-
	ваться совершенно неудовлетвори-
тельным.

Не внес существенною  улуч.
	ae BE BISCO Ay
шения в обстановку и доклад Н. И
Бухарина на писательском  с’езде,
вная его установка на поэзию
мысли, достойную нашей великой
эпохи, была глубоко правильной. Но
т. Бухарину не удалось увязать овою
общую установку © конкретными
оценками современников. «Нутрови-
ки» и формалисты извлекли из до-
клада только то, что им было нужно.
Выдвигание Пастернака в централь-
ные фигуры советской поэзии было
понято как утверждение «чистой» ли-
рики, т, е. лирики неполитической,
а пренебрежительные слова об «атит.
ках» Маяковского — как осуждение
поэзии боевой; Игнорирование «По.
следней ночи» и «Победителей» Bar-
рицкого и хвалебное (хотя и с ого:
ворками) упоминание Павла Василь-
ева действовали в том же нашравле-
нии. Существования целого течения.
враждебного мысли и «ортодокоии».
т, Бухарин просто не заметил. В ре-
зультате представители этого течения
из всего доклада запомнили только
несколько отдельных оценок и ва-
каючительные сдова; «Надо дерзать»,
	Смысл, который они вложили B OT
слова, должен был быть несколькя
неожиданным для докладчика, «На.
‘до дерзать» они поняли в смысле
«надо дерзать против редактора». В
быту они «дерзали» и раньше. До че»
то они додерзались, теперь уже изве
CTHO.
	Было бы очень печально и поисти*
не тревожно, если бы советская по»
эзия сводилась к этим «дерзателям».
К счастью, это не так. Значительная
часть поэтов сохранила себя от 88°
разы. Они продолжают работать и 38
годы «засилья» дераателей дали не*
‘Мало хорошего. Назову хотя бы
«Мать» Дементьева, может быть Cas
мую массовую и самую доходчивую
вещь за многие годы, рассказы B CTH.
хах о гражданской войне М. Голодно-
го; о поно Но росе этЯ
стихи — повествовательные, так что
оздоровлению и возрождению лиривй
они, в сущности, не способствуют.
	Однако это оздоровление и возрож
‘дение уже намечаются, Отдельные
признаки его видны в работе некото
рых молодых: поэтов. Но особенно
отрадное явление — только что ВЫ*
шедшая книга Адалис\ «Власть».
Адалис — не молодой поэт. Она 1097
‚с прошлым. Но «Власть» — в8меч8*
тельное свидетельство о том, как 23°
ша удивительная эпоха переделывае?
людей, создавая из них новые, неиз:
меримо более богатые личности,
‚гораздо большим правом, чем Пастер-
нак, Адалис могла бы назвать свою
вригу «Второе рождение». Побзия
Адалис — поэзия глубоко политнче-
ская и мыслящая. Это не поспейные_
«отклики» на события и даты, 8- 10°
пытка понять и осмыслить огромную,
небывалую революционную эпоху 80
всем ее значении. Это лирика, #0
это лирика мысли, т.е, выражение
Чувств, возникающих из работы мы©*
ли над пониманием эпохи, Аристо-
тель говорил, что. философская мыель
возникает`из удивления, Поэзия Ада“
лис возникает из радостного удивле”
ния перед рождением «первом разум
ного века». Основной мотив книти —
осмысление эпохи стронтельства 60*
циализма в налпей стране как начала
подлинной человеческой истории, пе
ред которой все прошлое — Mpat
ные, доисторические потемки, POF
дение нового чувства героического до»
стоннотва человека. Новое ощущение
реальной, органической связи со в0еМ
боллективом великого строительства
социализма, с ны KPOBABTM PO
дом» пролетарских революционеров
Такие стихи, как «Элегия», «Ода ГОр*
дости», «Диалектика сыну» — past
ник советской поэзии, они заставляют
нас с уверенностью почувствовать»
9то дело советской поэзии живо, 910
ей предстоят еще великие достилее“
ния и что путь к ним идет через р8*
боту мысли, работу всестороннем 08°
ладения всем богатством героическо
и гениальной эпохи.
	ВОПРОСЫ
			то физкультурная поэзия. Физкуль-
тура — необходимое звено в советс-
кой культуре, но она не может пре-
тендовать на руковолство другим
	сторонами жизни. А Нрокофьева вы-
	двигают в мэтры, в учителя, и это
уже явление нездоровое, возможное
только в той ненормальной атмосфе-
ре, которая создалась в поэзии. В
этой атмосфере здоровые, но мало
способные на руководство элементы
оказались связанными с элементами
чуждыми и прямо враждебными — с
живучим мещажством, воспринимаю-
щим наступающее. бесклассовое обще-
ство как потребительский рай, из-
бавленный от классовой борьбы; ©
мещанами, поверхностно «перестроив:
шимися», для которых поэзия борь-
бы и революции — тяжелый доспех
не по плечу, а вертинщина, блатная
сентиментальность и хулитанство —
спокойный уголок, где можно отвести
душу после идеологических трудов, и,
наконец, с открыто кулацкими поэ-
тами вроде П. Васильева.

И мещане, чающие  бесклассового
общества как потребительской идил-
лии, и мещане, старательно играю-
щие в революционеров, и нагло при-
епособляющееся кулачье имеются по-
немножку во всех щелях нашей жиз-
ни. Имеются они и в литературе. Но
в поэзии они распустились особенно
махрово. .

Надо разобраться в причинах, по
которым это произошло именно в по-
эзии. Это тем более важно, что неко-
торые из этих причин продолжают
действовать и теперь, и никакая
борьба ва, оздоровление поэзии невоз-
можна, если их как следует не учесть.

В числе этих причин есть одна
случайная и неустранимая: тогда как
наша проза сохранила свои кадры
почти нетронутыми, два лучших
советских поэта — Маяковский и Ба-
грицкий — ушли. от нас в расцвете
своих сил.

Но основной фактор, делающий по-
эзию благоприятной почвой для вся-
ких дурных трав — те специфические
условия, в которых до сих пор живут
и работают наши поэты. Из этих спе-
цифических условий особенно важны
следующие три: особый характер по-
этического труда, особый характер
требований, которые пред’являет по-
этам печать, и особенное отставание
поэтической критики.

Поэтический труд менее регулярен.
чем труд прозаика, и требует мень-
шей усидчивости, У. профеоснональ-
ото поэта больше свободного време-
ни, чем у всякого другого профессио-
нального писателя. Прозаик не может
	пихаль без большой предварительной
	это конкретизирует слова Горького о
хулиганстве и фашизме так прямо и
просто, что если бы кто-нибудь вы-
думал все то, о чем рассказывает Се-
ливановекий, ето несомненно обвини-
ли бы в вульгаризации и упрощен-
честве.

Селивановский совершенно пра-
Вильно ставит вопрос о связи между
этими бытовыми фактами и характе-
ром поэтической работы этих поэтов.
Моральное разложение и политичес-
кая деградация определенной части
наших поэтов стоят в прямой связи
с характером того течения, о котором
я говорил и которое заняло авансцену
нашей поэзии в 1933—34 годах.
общем и целом это течение можно
определить как враждебное мысли.
Стремясь изгнать из поэзии всякую
мысль, оно давало почву для об’еди-
нения формалистов,  раюсматривав-
ших поэзию как чистое мастерство, с
«нутровиками», рассматривавших ее
как чистое выражение эмоций. «Ма-
стерство» и «лирика» были его лю-
бимыми лозунгами. Ратуя за чисто
«поэтическую», стиховую культуру,
оно отворачивалось от всякой другой
культуры. Этим оно способствовало
отрыву поэтов от общественности,
замыкание их в особую касту масте-
ров. Не отказываясь — по крайней
мере в лице лучших своих представи-
телей — от большевистской полити-
ческой тематики, OHO азывалось от
политической поэвии большого стиля,
от поэзии политической мысли, от по-
эзии, расширяющей и углубляющей
политическое сознание, сводя роль
политической поэзии к роли простого
рунора для передачи чувств, получа-
емых в тотовом виде и только изла-
таемых поэтом как опецом-стихотвор-
цем, или как опять-таки готового ма-
териала для вышивания  стихотвор-
ных узоров. « ,
	Было бы совершенно неправильно
все поэтические силы, временно об’е-
диненные этим течением, характери-
зовать как эраждебные и реакцион-
ные. Оно втянуло в себя и вполне
‘здоровых, советоких поэтов © чисто
индивидуальным уклоном к «легкой»,
не «отягченной» мыслью поэзии, Та-
‘кая легкая поэзия сама по себе впол:
не зажюниа, возражать против ее су-
шествования было бы глупо. Такова,
натример, поэзия Александра Про-
кофьева, поэта талантливого и тлубо-
ко советокого. Сильная сторона Про-
кофьева — проникающие всю его по-
эзию жизнерадостность, играющая ве-
селость, бодрый избыток сил. Вее это
очень хороптие качества, кладущие
резкую грань между Прокофьевым 2
всякими ‘ новоявленными  Вертински-
ми. Но Прокофьев систематически
избегает мысли, его поэзия — важая-