НАША АРМИЯ АРМИЯ: ПЕРЕДОВОЙ КУЛЬТУРЫ
			В полку есть мелодые писатели,
предотавляющие почти вое виды лн-
тературных жанров.
	Начальник клуба Александр Не-
	чаев занимается драматургией. Ero
коротенькие пьесы: «Шут на троне»,

«Хамы хамят», «Женева» — поли.
тические обозрения — поставлены.

клубом.

Пьесы, ратующие за бдительность

(«Служба»), за снайпера («Стрелки»)
— Ньесы-листовки, Политический ра-
ботник Нечаев знает, Что даже его,
подчас несовершенная, драматургия
делает большое политическое дело.

Красноармеен Беляков — npama-
тург и постановщик собственных и
чужих пьес. Он написал пьесы
«Саша в деревне», «Дни Христовы,

или к севу готовы», «Дружба», ко-.

торые показывали в подшефных
колхозах.

Армия сделала Белякова театра-
‘лом. Под руководством кинорежис-
сера Пашкова Беляковым был поста-
влен «Князь Мстислав удалой». Ве-
ляков подробно и нросто рассказал
в Полковой многотиражже о своей
первой крупной театральной поста-
новке. Разбор был четкий и глубо-
кий, Из армии Беляков уйдет с пу-
тевкой в теавуз,

Есть также свон критики, поэты,
прозаикя. Кузин, Бурмистров, Ива-
нов — это люди, которые печатают
свои произведения в центральных
тазетах и Журналах. Загляните к
ним в сундучки, в тумбочки у кро-
ватей, и вы увидите замечательные
книги. Здесь Пастернак, Багрицкий,
Шекспир, «Назидательные новеллы»
Сервантеса, комедии Гольдони, co-
брание сочинений Рылеева, Дель-
Bara.

Попов, Иванов, Бурмистров -
тят на книги почти вое деньги, Но
зато в свободные часы они штули-
руют, по собственному экземпляру,
«Германию» Генриха Гейне. Они ра-
ботают на виду у всех — в казарме,
в пленуголке, в клубе, Их обетупает
тесное кольцо товарищей по оружию,
молчаливо и жадно слушающих, как
Вурмистров тихим и глуховатым го-
л0с0м «по-своему» читает «Смерть
пионерки» Эдуарда Багрицкого. Все

они мечтают о литвузе, о полчище.

книг, которые им надо будет про-
честь. Александр Иванов хочет быть
литературоведом. Уме сейчас он
подбирает себе тома сочинений Ге-
теля. Недавно он купил полного
брокгаузовского Шекспира. ,

— Я понимаю, — говорит Haa-.

HOB, — настоящих переводов Шек-

спира очень еще мало, но в этом.

издании есть хорошо переведенные
трагедии.
В армии день заполнен. Но даже

такие занятые бойцы, как БВурми-

стров, Попов и Иванов (ильичевка,
печатная  многотиражка, журнал,
стрелковые н политические занятия),
сумели прочесть непомерно много
книг, Весь Байрон, Шиллер и Шек-
спир были «проработаны» Ивановым,

Частенько можно видеть Бурми-
строва`и Иванова консультирующих
читателей в уютной читальне клубя.
Консультация подчас бывает при-
страстна, запальчива, по она пенна
тем, что она учит красноармейцев
любить большую литературу.

В клубе собираются актеры, пла»
суны, певцы, музыканты. Начальник
клуба держит на учете каждого

мало-мальски  споеобного человека.  .

Для. постановки ‹ голоса приглашена
преподавателвника пения, которая
часами работает со своими ученика-
MH, по-военному вытянувшимися,
дисциплинированно и терпеливо тре-
нируюцщтими ‘свои голоса. Краоноар-
меец Артемов обладает прекрасным,
но «сырым» и гулким еще барито-
ном. Он пел до армии, но только
в полку обратили внимание на за-
стенчивого паренька. Смущаясь, он
поведал мне свою мечту © консер-
затории. Он знает, что он пойдет
учиться, так же как Боченков, после
армии поступивший в музтехникум,
вак Мартынов, работающий в теа-
тральной студии, как многие другие.

Клуб — поющее, играющее здание.
В одной комнате — репетирует квар-
тет, в другой — ансамбль разучивает
песни, в третьей — читают пьесу, в
четвертой — художник Иванов, со-
средоточивитись, мастерит макеты ла-
герной «доски почета» и трибуны (в
дивизии об’явлен конкурс), на сце-
не тяжело дьмиат гимнасты.

В клуб приезжают профессиональ.
ные театры, чтецы, актеры,

a. wm

’

a) oh oe oh
			В Нрасную армию
	тепи двух пятилеток,
строя, .
	В армию ‘идет молодежь,

в призывы последних двух-трех лет приходят строи-
творцы и сбзидатели нашей индустрии и кфпхозного
	Харьковский поло? ЭСТтроившая и освоившая Сталинградекий и
РыНовский тракторные заводы, Кузнецкий и Магнитогорский гиганты,

Оо
	``. арикоподпишник» и т, д,
fo
	-сли несколько лет назад деревня посылала призывника малограмотного,

даже зачастую неграмотного, — сейчас она посылает колхозного бригадира,
тракториста, комбайнера, ударника. -

Ультурный и политический ‘уровень храсноармейцев поспедиего при-
зыва необычайно высок. Семь-восемь лет назад молодого крестьянина.
re т. яч a
	одетого в красноармейскую форму,
	AD ет назав молодого крестьянина,
приходилось учить грамоте, приучать
ыла, простыни. Единоличная деревня
	EE EEE OIE EERE ISIE OE EN

ен зубного. порошка, мыла, простыни. Единоличная
Я  вила на политино-моральное состояние бойцов.

бб И Ех
	EEE STE ЗРЯ

Сейчас совсем другая картина.
	Что больше всего поражает в.
поражает в нашнх красноармейцах и командирах —
это стиль большой культуры, человеческого достоинства,

Baw mes
		Вот данные о культурном
	во втором стрелковом полну.
Цифры:
	красноармейцев первого года службы
	БИБЛИОТЕКА

В акте коиносии,  обслеловавшей
бету сторого библиотекаря, есть
	“ня любопытный пункт обвинения,

явленный работникам библиоте-
‘gx 3370, что они не сумели обеспе-
чить бойцов и командиров квигами
{иенлаля, Гюго, Бальзака, Флобера,

Ри, 4 2 м2.
	РТ м
изло), Толстого, Некрасова ит. к. —
Краслозрмеец  Самуленков и
	‘чел Лермонтова, два Тоника Гютнева,
	Марка Твэна и Джека Лондона.
	РТ.

Командир взвода `Нуликов прочел.
фалеева «Разгром». «Стальные реб-
	“pee › Макарова и Оталина «0 Ленине».
Брасноармеен Фирсов прочел Лили-
	gg «Веливий или Тихий», Драйзера.
	«Амеряванекую трагедию». В его чи-
	‘пательский Формуляр записаны учеб-
	_ див Аванесова «Русский язык», Ци-
уеризна — «Арифиетика».
Трасноармеен Назарсз взял в биб-
	qnorese леоловского «Вора», «Вре-.
стъаняна» Поленца, «Джимми Хиг-
	grbasena> they
тине» Синклера.
	ВЫСТАВКА М. Б, ГРЕКОВА
	связано оно © Первой Конной, Для
изучения истории Первой Конной ‘ра-
	ee
	Рабочих было призвано 38 п
роц., копх _ _
‚проц. единоличников — 5 В оэников — 46 проц, служащих

3 них неграмотных — 3 проц., малограмотных — 13 проц., со средним

Пазвпраниыа 955
	EEE ES

10. проц. единоличников — 6 проц.
3 них неграмотных — 3 проц.,

образованием — 33 проц.

. Среди призванных в армию мн:

колхозов и сельсоветов, ответстве»
	до 2 армию много председателей и членов празлений
колхозов и сельсоветов, ответственных комсомольских, партийных Н 50-
ветских (секретари комсомольских райкомов, редакторы колхозных и фаб-
ричных газет) работников, девяносто девять премированных на произ-
водстве и пятьдесят один человек — колхозами.

Команда штаба полка разыграла
первенство по шахматам, Победителем
вышел энтузиаст шахматного дела,—
красноармеец Забродин, К его уволь-
нительному билету в город был при-
ложен разовый билет на междуна-
родный шахматный турнир,

В полку есть два кружка планери-
стов. Пятнадцать человек уже летали
на планере. Правда, на зимних квар-
тирах мет никакой возможности за-
ниматься планеризмом, но с первым
выездом в лагеря работа планеристов
снова развернется.

*

Полк посылает своих бойцов на
курсы киномехаников. Полковой клуб
имеет звуковую. установку. Два раза
в пятидневку показывают бойцам и
командирам кинофильмы — прослав»
	  пенный и пюбимый «Чапаев», фильм-
	‘реквием «Киров», «Три песни о Ле-
‘нине»,. «Юность- Максима» и много
других.
	Больше ста человек прошли в па-
герный период через парашютную
	SbHUKY, Это, так сказать, подготови-
	тельный кпасс к прыжкам с крыла
В полковой библиотеке 13.197 книг.
Из них социально-экономических —
6543, книг по прикладным наукам и
учебных ОА 3332.
	Полковой тридцативаттный радио-_
узел на пятьсот точек — самый луч-_
ший в Московском военном округе.
Все ленинсиие уголки, столовые, ма-
стерские и квартиры начсостава ра-
диофицированы. °*
	В каждом ленуголке есть патефон-
с богатым подбором пластинок. Много
боевых песен Красной армии, опер-
ных отрывков из «Нармен», «Евгения
Онегина», «Пиковой дамы», песни
Востока ит, д. :
	Б Центральном Доме Красной ар-
ми открылась посмертная выставка
картин и рисунков художника М, Б.
Грекова. Свыше 300 картин и рисун-
ков, собранных из разных ‘музеев
Москвы и СССР, дают исчерпываю-
ies предотавление о творчестве ху-
дожника.

Греков ‘почти: исключительно ху-
дожник-баталист. Его пейзаж и рабо-
ты не на батальные темы являются
лнбо подтфтовкой к картинам баталь-
ным, /либо носят случайный харак-
	тер. :

Ho в батальной живописи Греков
на. имел равных. Его омело можу на-
звать лучшим \ советоким баталистом.
Творчество Грекова посвящено Крас-
ной ‘армии. Особенно органически
	Крастоармеец Рогозмн берет учеб
		‘дик Фивики, географии, Чехова, А,
_Тозетоуо «Петр Первый»,
. Боди Злобин читает Терцена и
_ Торьуето,
		‚ Музыкальный водевиль «Друзья»
  сочинение красноармейца Белякова,
хузнка Отефаловского, ‘постановках
Фелякова,
	«Музыкальный момент» Шуборта и
«Итальянская полька» Рахманинова.
	бирна диври из оперы  «Серочин-
ская ярмарка», музыка Мусоргского,
аребтр в сопровождении солиста.
	Соло «Песнь певца за сценой» из
‘флеры «Рафаэль», музыка Аренского.

` нарядные гимнасты под рувовод-
ством Егорова,

Струнный оркестр: м
гов и Темкин, виолончель — Barz’
зов. альт-—Налатьиков. Программа: .
— «Колыбельная», Госсен —

жении, трудным и важным изобрази-
тельным элементом для выражения
язбранных им тем. Греков умеет изо-
	боты Грекова ‘представляют неоцени-  избранных им тем. Греков умеет изо-
мый материал. Ни один историк  ’ бражать массу, в которой отдельные
	индивидуальности сливаются, но не
йсчезают.
	Смерть застала неутомимого ху
	‚дожника на боевом посту. Греков
	умер в Севастополе, куда приехал
для работы над большой диорамой
Перекопеких боев. Смерть не дала
хуложнику выполнить эту работу. во
торая должна была явиться наиболеа
полным выражением качества Греко-
ва как художника-баталиста.
	На. фото: М. Греков. Бой за Ро-
стов у Генерапьского моста.
	мый материал. Ни один историк
гражданской войны не пройлет мимо
этого материала. Весь славный путь
побед Первой Конной нашел в твор-.
честве Грекова исчерпывающее отра-.
жение, . .
Батальная живопись таит для ху-
ложника громадные трудности и тре-
бует разносторонней полготовки. Ор-.
танизация на картине многочислез-
цых человеческих масс требует боль-
шого композиционного мастерства.
Во всех работах Грекова вилна.. не-
прерывная работа по овладению ка-
	чествами художника-баталиста. Гре- .
	ков владеет рисунком. лошади в дви»
	СТАНЬТЕ СВОИМИ ЛЮДЬМИ В ЧАСТЯХ?
	состава и бойцов к художественной
литературе, помогали в практической
работе литературных кружков.

Не эти выступления не носили ха-
Рактера систематической, постоянной
работы советского писателя в частях
Рабоче-крестьянской Красной армии.

Рост культуры бойцов и команди-

ров, глубокий интерес, который они
проявляют к большим произведени-
ям советских писателей, повышают
требования в качеству литералурно-
массовой работы, требуют от писате-
лей, по примеру ученых и работни-
ков искусств, систематической нх. по-
мощи в руководстве участком худо-
жественной литературы.
‚ Бойцы и командиры Московского
военного округа хотят, чтобы писа-
тепь из случайного и редкого гостя
стай своим человэном в частях, что
бы участием на страницах окружной
газеты Московского военном округа
он помогал бы бойцам и начальствую-
щему составу в повышении их куль-
турного уровня.

Развертывание художественной са
модеятельности в частях, устройство
тематических литературных вечеров и
читательских конференций — все это
кбнкретные формы литературно-мас.
совой! работы, где нам требуется’ nee
	стоянная помошь писателей —
	 Наконец проведение такой огромной
работы, как создание боевой истории
		тивного участия в ней литераторов,
„Сваю 17-ю годовщину красноармей-
ская общественность хочет отметить
еще. более крепким содружеством ©
мастерами художественного слова,
` Московский военный округ должен
быть первым среди других окрутов
Рабоче-крестьянской Красной армий,
За осуществление этого лозунга;
данного т. Ворошиловым, борются
бойцы и командиры МВО.
” Союз советских писателей средства-
ми художественной литературы, еще
более широким развертыванием ли-
тературно-массовой работы в частях
	должен помочь в осуществлении
этой. задачи.
ЧЕРЛИН -

ДАЛИН
	От редакции. Мы полагаем, что в
	‘качестве ответа на предложение ра-
ботников ПУОКРА Правление ССП
	должно разработать Формы шефекой
	работы писателей в частях Красной
	армии. Это булет лучшим ознамено-
ванием 17-Й годовшины РККА.
	критике всегда будет занимать подчи-
ненное и второстепенное положение в
	зевное и второстепенное положение в
качестве подсобного средетва вырз-
	ACH HE,
	Но из этого не следует, что орудия,
которыми располагает критик, более
доходчивы и понятны для читателя,
нажели те, которыми располагает ху-
дожник. Тов. Усиевич в своей верной
и остроумно написанной статье «Po-
Коко в критике» («Литгазета» № 164)
дает такую формулировку: «Одна. из
основных залач критики состоит в пе-
реводе художественного произведения
с языка образов на язык понятий,
т. ©. в том, чтобы чанлучитим образом
	‚донести художественное произведение
	до читателя, заинтересовать им, рас:
крыть его идейное содержание, пров-
нализировать отражающуюся в нием
действительность и, исходя из всего
этого, помочь читателю научиться по-
нимать художественную форму и\на-
слаждаться ею». В этой формуле пра-
вильна ее вторая половина: нужно
критике учить читателя понимать
форму И содержание художественно-

ения через действитель-
TOOT, Но первая половина формулы
дает повод к неправильному выводу,
будто язык понятий лучше говорит
читателю и лучше его сумеет замнте-
ресоваль, нежели язык образов. Это
неверно. Умение мыслить в отвле-
зенных понятиях прививается куль-
турой умственного труда. Большин-
отву людей Ram раз более понятен
язык конкретных образов. Помните
чудесную сцену, как Чапаев раз’яс-
няет поведение командира в бою при
помощи картофеля и яблок. Ту же
мыхль можно было бы изложить в
	бы упзла.

Ну, конечно, т. Усиевич совершен?
но права, когда обрушивается на по-
тути подменить всякими «цветочками
в торпючках» подлинный, идейный
анализ художественного ‹произведе-
ия, Если же говорить о форме ста-
тей в плане, об эстетике критиче-
ского выражения, то тут ясность и
простота, т, е. действенность мысли,
должны определять все, Тов. Гриб на
	одной из дискуссий в Комакадемии
	напомнил OO идеалах ХУШ века
(Дидро и др.) с его культом прозрал.
	Окончание на 4 сто. .
	Быстро растет и развивается лите-  ]. и выпускают две книжки под редак-
	ратурно-массовое движение в Рабоче-
крестьянской Красной армии.

Лучшие образцы классической и
современной литературы‘ стали и
	становятся достоянием бойпов и ко
	мандиров РЕКА, помотают повыше-
нию их культуры и культурности.
Художественную . литературу в
Красной армии Читает каждый боен
и командир. Художественная лите-
ратура используется на политзаня-
THAX и в часы массовой работы. ^
Директива ПУРККА о массовой ли-
	РККА указывает, что «основными ва.
	дачами массовой литературной рабо-
ты в’частях РККА являются: повы:
шение культурного и политическото
уровня красноармейцев и начсоста-
ва; укрепление боевой и политической
подготовки средствами художествен-
ной литературы, выявление молодых
писателей из красноармейцев и нач:
состава и помощь в их творческом
росте»:

В Московском военном окруте соз-
даны и работают 23 литературных
кружка при частях`и 4 литературных
об’единения.

Преобладающее число кружков —
	творчески-читательского типа. Прак-
	тическая их работа ивотделима от ра-
	‘боты многотиражек, ильичевок, от ра-
	‘боты библиотек частей. Актив воен-
коров — вот состав. литературного
кружка части. Это товарищи, пере:
ставшие удовлетворяться заметками.
только фиксикрующими факт. Она
учалея передавать свои впечатления
в частушке, в стихе, часто просто в
развернутой заметке, которая, однако,
выходит за пределы голбго фототра
фирования события.

Командир, групповод по политзаня-
тиям идет в кружок с. целью попол-
вить свой литературный багаж. Он
обычно является активным читате-
лем библнотеки своей части.

Литературные 0б’единення органи-
зуют напболее творчески выросших
товарищей.

В Ярославле, Рязани об’единения:
ми выпускаются литературные газе-
ты, издаваемые политотделами тар-
HUZOHOB.

_ Особенно следует отметить. работу
ярославского литоб’единения: Злесь
товарищи собрали ценный материал
по междусборовой работе и по р

те среди жен начсостава, Этот мате»
риал оформили в очерках, рассказах
	иметь в виду этот ее подкупающий
общественный темперамент, остро-
ту, с которой она ставила на
обсуждение многие важные °во-
просы. По крайней мере, это привле-
кадет меня более и кажется ценнее,
нежели полумолчание или’ лавирова-
ние иных критиков, оберегающих
свой душевный покой. ‘ :
У нас нет «индивидуальных Белин-
ских» и нет даже коллективного Бе-
линского. Но возьмите журнал «Ли-
	ературный. критик», присоедините
всю литературно-критическую печать,
т. е. возьмите критику в целом. я
	каждому будет яюно, что это—юрга-
ническая часть советской литературы.
И только те, которым вообще Hane
вать на Нее, могут позволить себе та-
кие барские, высокомерные выходки
в отношении ‘нашей критики, какие
позволил себе В. Катаев (кстати, на
фоне довольно своеобразного лозунга:
назад к Толстому). Любопытно отме-
тить, что В. Катаев, написавший в
сущности одно лишь’  произнедение,
достойное советской ^ литературы
(«Время вперед», потому что «Раст-
ратчики» — это только сборник анек-
дотов), больше всех был избапован
	вниманием критики и вирямь видно
	вообразил себя Львом Толстым. .

Никуда ‘не годится, если писатели
будут разговаривать о критике © та-
кими настроениями. Мы будем про-
верять критиков неё для того, чтобы
ликвидировать эту отрасль  литера-
туры (как должно быть понятно каж-
дому, имеющему минимум  сообрази-
тельности) и не для того только, что-
‘бы просто. тыкать пальцами в сле-
бости критики, но для’ того, чтобы
использовать в дальнейшем сильные
стороны каждого, создать такую об-
становку, чтобы поднать вою’ крити-
ку в целом, :

Проверка кадров непосредственно
овязана со вторым вопросом: методом
критики, с проверкой методов. рабо»
ты. Опять в общей форме вопрос pe-
шается легко — метод советской кри-
тики есть марйсизм. Но на ‘деле? На-
	учились ли мы вникать в существо
	искусства и вскрывать его, так ска-
зать, «изнутри», как часть дейотви-
тельности? _В прошлом году было по-
становление Совнаркома о. схематиз-
ме, абстрактности преподавания исто-
рин в школе. 06 этом постановлении
	цией писательницы К. Львовой, вы-
деленной в помощь литактиву оборон-.
Ной комиссией ССП.

Литоб’единение рязанского гарнизо-
Ha в годовщине Красной армии го-
товит специальный литбюллетень, от-
ражающий героическое прошлое и,
настоящее Красной армии.

Об’единением московского гарнизо-
на в 1934 г. выпущен литературный.
сборник «Первый зали» под редакци-.
ей т. Ставского. ‘

В литературных кружках и об’еди-
нениях растет целый ряд талантли-.
вых краснозрмейских писателей и
поэтов, Это тт. Зайцев, Кодачнтов,
Tamapree, Hume, Лапиров и amore
	а ,
есомненно, что участие отдельных
писателей в литмассовой работе МВО
имело громадное значение. На твор-
ческих собраниях московского гарни-
зона выступали тт Гладков, Голод-
ный, Вишневский, Горбунов. Они раз-
бирали ’ произведения начинающих
красноармейских писателей, делились
опытом своей работы.

Выезды писателей в части москов-
ского гарнизона и округа ‘еще более
	повышали интерес у начальствующего
	Сцена из пьесы «Мстиспав Удапой»
в исполнении полкового драмкружка.
	совсем не плохо’ вспомнить в приме-
ненин К вашей критике, потому что
эти недостатки являются для нее ти-
пичными и наиболее распространен»
ными. У нас, когда товорят о худо-
жественной критике, то сейчас же
всё дело сводят к внешности, к фор-
ме выражения. Форма выражения за-
слоняет мётод. В частности и меня
критиковали только за «красоты шти-
ля». Но если бы даже «красивости»
лревратились в бедствие нашей кри
тики, надо проанализировать, в чем
Сущность этого явления, иначе соста-
вление: цитатных букетов превраща-
ется в ту же вкусовщину, только на-.
изнанку. Не в том дело, что и «куд-
ри черные до плеч» уже нё модная
прическа. ‘А. дело в том, что злоупо--
требления словесными кудреватостя:
ми и всяческим  импрессионизмом,
оригинальничанием и т. д. неизбеж-
HO приводят в затемнению и искаже-
нию мысли. Это дело нохуже, потому:
что в критике  главное>— это мысль,
выраженная в форме понятия, Без
этого нет критики, как нет искусства
без кудожественного образа. -
Конечно, критик может привлекать
художественный образ, но только в
том случае, если он помогает рас-
крыть орновную мысль а не Ha-
пяливает на нее всякие глупые ук-
разения. Художественный образ’ как’
средство выражения, вполне естест-

‘венно, может. найти себе место в кри-

тике, хотябы уже и потому, что сам
критик имеет перед собой в каче-
стве предмета своих исследований.
искусство. И критику часто нужно до-
нести до читателя своеобразные чер-
ты критикуемото им предмета искус-
ства. Тут может оказаться полезным
художественный образ как метод пе-.
редачи этих вещей. Наконец,. худо-
вественный образ в научном иссле
довании может оказаться также CBH-
дательством очень живого, воспламе-
ненного отношения автора в действи-
тельности (натример, художественный
образ в маркоовом «Капитале»), Во
всяком случае метод критики, в ко-
тором форма и содержание искусства
берутся как нечто цельное, единое, —
это единственио правильный метод,
позволяющий вскрывать явления ис-
кусства «изнутри», как часть действи-
тельности, а не подходить к нему с
абстракциями и схемами. Так или
иначе, но художественный образ в
		Красноармейский полковой джаз.
	КУЛЬТУРЫ
	На соревновании лагерей Москов-
ского, Белорусского и Украинского
округов по самодеятельному искус-
ству младший командир СЕЛЕНСКИЙ
за выдумку, за мастерство лубка и
пляски награжден грамотой, часами и
пятьюдесятью рублями.
		«Сомнение» Глички, в сопревожде-
вии Внолончели, исп. красноармеец
	Spremos, fe
` Вальс Грига и «Баркаролу» Чай-
сарсного исп. Валапеников.
‚ «На старом кургане» — музыка
Калинникова и «Последний рейс»
усн, юраснозриеец Шер,

«Осенняя песнь», романс Чайков-
cuore, исп, на кларнете Жаворовков.
	ВО ВЕСЬ РОСТ
	Рис. Евгана
	— Если б не пимит, — говорит биб-
пиотекарь полка, — мы. выписывали 6
центральных газет в два-три раза
больше, Каждое подразделение: обес-
печивается газетами и журналами, но
среди бойцов и командиров есть мно-
го ‘индизидуальных — подписчиков.
«Правда» — 130 экз, «Известия» —
49, «Номсомольская правда» — 26,
«Красная звезда» — 404, «Красный
ВОИН» — 366, «Литературная газета»
— 6, «Вечерняя. Москва», газета «Ки-
но» и т. д. Полк выписывает. все мо-
сковские газеты, толстые и тонкие
	mY Pusch,
	— В этих казармах, в подземельи,
мучился разжалованный из офицеров
в солдаты поэт Полежаев, — говорит
Бурмистров, — нужно доску памяти
вывесить, заметку в многотиражку об
этом дать,

В кружке немецкого языка — один-
надцать бойцов (помимо командир-
ского, в котором 12 человек).

‚ Праснозрмеец Сычов_ руководит
кружком английского языка, Семь
красноармейцев регулярно собирают-
ся на занятия, Руководитель кружка
прежде, чем начать занятия, консуль-
	тируется в городе, Боец Носенко Bue
	писывает английскую газету.
		В первом и третьем полках Москов-
ской пролетарской дивизии открылись
выставки красноармейцев  художни-
ков-самоучек,
	РЫХ ЗАДАЧАХ НАШЕЙ КРИТИКИ

нается отмалчивание, боязнь’  «зало-
чить ризы», как бы чего не вышаю.
Ермилов как-то очень кетати налюм-
нил слова Белинского, что налтисать
одну статью в год сумеет всякий, но
это еще не называется «критик», Чем
это лучше какото-нибудь отоижива-
ния за малозначащими рецензий-
kann! . i

Многие из тех требований, которые
я пред’являю друтнм товарищам, я
пред’являю и самому себе и вовсе пе
	хочу сказать, что им удовлетворяю.
	Но, спросит читатель: почему же, если
ты понимаешь, то не поступаешь так,
как нужно? А потому, отвечу #,—-
что не всегда хватает сил сразу, ради-
кально переломить я переделать себя
сверху донизу. Вообще недостатки
редко лежат на поверхности так, что-
бы достаточно было только протянуть
к ним руку, остричь ножницами и
выкинуть вон,
	‘Недовольство читателей работой
критики некоторые поспешные «0606-
щители» готовы изобразить так, чта-
вся наша вритнка, детавляет ©0-
бой сплошную штрафную роту. Но
это совершенно не верно. Целый рад
товарищей работали и работают в
критике серьезно и по-настоящему:
Розенталь, Юзовейая. Альтман, Гоф-
феншефер, Л. Левин, Добин, Свирин,
Ермилов Усиевич и многие другие;
отличиые статьи напечатали в «Ли-
тературном критике» В. Гриб, М. Лиф-
шии. У некоторых из этих товари-
щей можно отыскать ошибки, о
важно основное направление дея-
тельности, Вопомните, например, ста-
тьи т. Усиевич последнего года
(«Стандарт и трафареты», «Рококо в
вритике» и др.). В них заявляет в
себе критик, «болеющий» интересами
советской литературы, активно RYe-
птивающийся в литературный про-
ц6ос, Тов, Усневич допустила ошиб-
	ки в наших поэтических делах; но:
	прин оценке ©е деятельности нужно
	сошли со сцены, Другие полумолчат
или отделываются пустяками, Многие
товарищи еще мало известны читате-
лю, но они много обещают в будущем.
Общий фронт очень зитгзагообразен.
Но если просмотреть работы наших
товарищей за последние два года, то
нельзя назвать ни одного имени, ко-
торое бы полностью удовлетворяло
всей сумме требований налиего идез-
ла. Ни самый активный не исчерпал
этих задач, как Ермилов, ни тем 6бо-
лее самый ученый, как Мирский. Не-
которые проявили даже «оверхбое-
визм», например Рожков. Он только
B делает, что наскакивает один на
весь критический фронт, стремясь
Доказать, что все теоретически шегра-
мотны и что он один, Рожков, толь-
во все понимает. Многие головы по-
ворачиваются на шум этой дражи, а
неискушенный человек может поду-
мать, 910 тут и впрямь происходит
‘полезная дискуссия. Но беда крити-
Зеской деятельности т. Рожкова, в том,
что. под прикрытием правильных. тре-
бований о теоретической учебе сама-
	‘Фо она у Рожкова крайне схоластич-
	на, оторвана от жизни. Статьи т. Рож-
вова — типичный пример проявления
литературщины в ъритике, спора, из-
за цитат. По количеству также не ма.
ло писал Шкловский. Но спросим се:
бя, что прибавил Шкловский к орга.
	низации валието литературного , про-
	цесса? Когда-то Шкловский упрекал
меня (и не без оснований), что я дер-
my себя в мелких купюрах и в раз-
‘ных местах. Увы, мелкие купюры
Шкловского. сводятся к ничего не зна-
WM пустячкам. &

? Более распространенным. явлением
для наших критиков является дру-
foe, a именно малая активность, не-
выюокая  трудоспособность. Мало
учатся, мало работают. Другие свое
полумолчание практикуют уже в те-
чение многих лет. как например Ко-
’рабельников. У него не разберешь,
‘где кончается молчание, где вачи-
	‚ Корнелий Зелинский
	все упомянутые свойства нужны кря-
тику для тото, чтобы. прежде всего и
нанлучшим образом. проявлять себя
как обществентый деятель, публи-
цист, как организатор общественного
сознания, новых вкуюов и понятий.
Критик стоит посередине между чи-
тателем и писателем. HO ше в каче-
	Вее эти идеалы не вызовут у чи-
тателя чувства острой новизны. Да
это и не нужно. В общих вопросах
нам не нужно никакого оритинальни-
sania, an бы cagjoMs Ha Impeyrctar-
лялась для иных назва критика, нуж-
но прекратить замалщивать ее благи-
ми пожеланиями. Все охают и аха-
JOT? по поводу отставания критики и
налеребой заносят свой предложения
в огромную кинту жалоб, Все предло-
жения и жалобы начинаются с сте-
реотипной фразы: «критика должна»
илн «критика обязана» и т. д. Пора
уже перейти и на производственные
предложения. Таким пронзводотвен-
ным совещанием о критике й. пред:
ставляется мнё предстоящий пленум
правления ССП. Примерно четыре
существенных практических вопроса
неизбежно возникнут при обоужде.
ний работы критиков.
	Первый вопрос — это оценка дея-

о, Е а у
	тельности отдельных критиков, иро-
-апка наптих критических кадров для
	верка наптих критизтеоках Nap elie
мп чтобы их пПодравнять, подпра-
	TOTO, о ee
BHTb И поставить каждого туда, где
он лучше может быть нопользован.
	Tem Gomee, TTO lian Hpi Nee
ры во многом изменились за послел-

р Е Е О Яр
	ne a —
ние.годы. Очень многие имена, CBA-
заиные с первыми тодами развития
советской литературы, теперь совсем
		> Исходной позицией в обсуждении
; ШЮдожения н залач критики на пра
стоящем пленуме правления
] призналтие, что критика отота-
ет. Этот факт отставания установлен
$ общем мнении. Нельзя сказать, что-
бы сами критики не видели этого gas
чянувшется недовыполнения своего
«иромфинплана» и не разбирались бы
3 причинах отого фажта. Наоборот, ca-
мн критики в порядке самообслужи-
зания нанисали не малое количестве
hire 0б отставании критики и раз»
Чичных причинах этого отставания.
едстоящий пленум должен явиться
ереломным моментом в этих разго-
Bopax: от констатирования болезни
МЫ Должны, наконец, репгителыно пе-
к её лечению. Снова все пи:
«атели и критики Во всех натравле-
НАЯХ носледуют этот участок. Bee
Вместе мы проверим и прочистям на-
1 оружне, И дальше надо этим ору-
Жием действовать. Критика должна
ть, в этом ее главное назна-
Зенив. у
	Tan критика, который нам нужен.
но определить просто, не мудр-
Вуя лукаво. Строго товоря, главны-
Е качествами, которыми должен об-
“lal критик, являются те’ качества,
HO Mb вкладываем в понятие
„‘ышевик». В этом слове. в концен-
Фтрованиюм виде заключено то луч
ae Что выработал пролетариат в
№166 за коммунизм: вооруженность
‘ й Маркоа — Лен
ЗОВость, действенность, отвага и,
ое воего, непосредетвениое уча-
1 В самом жизненном процессе, в
Жи Свой борьбе, в борьбе за социа’
Re x. ‘не значит, что литератор,
мо Являющийся членом ВКИЮ), не
гы заниматься критикой, нов этой
Деятельности он должен ape.
а, м Овны Kates
4 > Ho mote В прояхлять
Я тик чества в. художественной кри-
	ю 1 НО эти основные . коче-
ory Katey чтобы успешно проялять
тар тва в художественной кри-
oD: ратор, берутцийся за; Hee,
ma обладать художествевно раз-
Bonyog ЧУтьем. понимать и любить

ФО Знание законов, искусства,
Ни пла мтапмете, IT

: