ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН СОЕЛИНЯЙТЕСЬ!
	Фото Д. НШулькина. _
	ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР

2 марта в Большом зале Коммунистической академии открылся Н пленум правления Союза’ советских писателей. На фото: А. М. Горький произносит вступительное слово. Сидят (слева направо): В. Иванов, В. Киршюон,И, Фефер, К. Федин, А. Щербаков,
			И. Кулик, Д. Бедный.
	священных обсуждению вопросов кри-
THRE.

— Основная залача, стоящая пе-
ред. критикой в ее теоретической и
практической деятельности, — разра-
ботва проблем социалиестического реа-
лизма на основе конкретного анализа
литературного’ раввития, — указано
в тезисах основного доклада 0 кри-
тике, который сделал на пленуме т.
Беспалов. Исхоля из этой залачи и
	‚он и другие локлалчики —— тт. Шаги-
	нян и Афиногенов—-опенивали совре-

0е. состояние нашей критики в

ее перспективы. На большом конкрет-
		Шагинян и Афиногенова, лемонстриро-
вали многочисленные недостатки кри-,
тики. Но вместе с тем доклады и пре-
ния по ним ярко показали, сколь не-
верно и вредно огульное охаивание
советской критики, критики. разбив-
	шеи BOL PYROBOACTROM падтии анти-
	марксистские и вонтрреволюционные
тропкистекие теории в литературе,
критики, помогающей своими четкими
политическими оценками идейному пе-
ревооружению и вооружению  совет-
ских писателей.

Речь идет не о том, что нам нуж-
Но на голом месте заново создавать
критику, а 0 том, чтобы обестечить
под’ем нашей существующей” и имею-
щей определенные достижения крити-
EH, © том, чтобы повысить ее куль-
туру, обогатить ее калры, слелать ее
оперативной, глубокой, яркой.

На пленуме 0б этом говорится уже
не «вообще», а предметно, наглядно.
Tax, блестящий доклад т. M.. Mare-
нян, и особенно разбор ею «Дия второ-
ro» Эренбурга. был наглядным приме-
	ром критики, способной понять пиеа-
‘теля во всей сложности . творческого
	пути и повеети его за с000и. Налрав-
ление прений несомненно свидетельст-
вует; что из полосы разговоров 00 oT-
ставании критики мы вступаем в пе-
риод непосредетвенной ликвидации
этого отетавания.

Пленум правления ССП несомненно
сыграет в этом деле большую положи-
тельную роль,
	САТЕЛ
	— Товарищи, вы услышите здесь
очень интересные доклады, © ното-
рых я разрешу себе поделиться с _ва-
ми моим впечатлением. Я читал’ эти
доклады. Многие из них имеют свои
достоинства, но мне кажется, что все
вместе сни обладают одним недостат-
ком: слишном они теоретичны; слиш-
ном много в них спекуляции словами,
теоретизации; Получается впечатле-
ние, что люди совершенно искренне
и по потребности, глубоко ими чув-
ствуёмой; хотят установить Hee
нормы, каноны, шаблоны — чисто
теоретически, не опираясь на тот ма-
териал, который частью они уже: са-
ми, — я говорю о праматургах, —
создали, частью знают. Рядом с этим
материалом, конечно, идет материал
повестей, романов и т. д., — одни
и те же приемы, одно и то же твор-
чество, одни и те же идеи и, наконец,
один и тот же материал, требующий
единого метода для его оформления.
	_Мне кажется, что должны быть.
поставлены простые вопросы: почему
наша литература отстает, почему на-
ша праматургия слаба, почему она не
дает болыших характеров, которые
ведь в действительности-то есть? По-
чему она все время вращается около
старых тем, уже изжитых? Все еще
героем большинства произведений —
праматургических и романов — про-
полжает служить интеллигент, кото-
рый хочет признать советскую власть,
— некоторым из них. это еще с тру-
дом удается, некоторым -—— не удает-
ся. Все это в высшей степени скуч-
но, писано об этом сто раз. А теперь
мы приближаемся к 20-летию совет-
ской власти, и у Нас есть свой ин-
теллигент: тот, кому к 17-му году
было 10—15 лет, а сейчас — 30
и за 30: Это — наш интеллигент,
сын пролетария. Отражен ли он в
наших пьесах, ‘в наших романах; в
той степени, с той силой, какой он
	заслуживает, какой он достоин? He
	отражен. Почему? Этот вопрос нуж-
но будет поставить и, мне кажется,
“TO этот вопрос следует поставить в
		fe

4 марта пленум правления ССП
прервал на один вечер свою работу:
делегаты нленума, писатели и крити-
ки, — по приглашению Московского
комитета партии осматривали первый”
советский метрополитен. «До чего это
замечательно, первокласено сделано!»
— беспрерывно восклицали  литера-
торы, проносясь в залитых светом
удобных ватонах по подземному тон-
	лю, осматривая громадные подзем- п
	ные вокзалы, слеланные с роскошью
и такой заботой о посетителе, о кото-
рых и нё`помьниляют в страпах капие
тала’ Некоторые писатели видели
многие метро мира — берлинский,
лондонский, парижекий. Но и для них
московский метро явилея таким же
открытием, как для тех, которые уви-
Дели ‹«подземку» впервые в жизни.
Так это замечательно, несравнимо,
первоклассно сделано!

И у каждого писателя, у каждого
хритика. когла они поднялись «на-то-
	ра» и вернулись к работам своего
	пленума, не могаа не возникнуть та-
хая мысль:

— Как научилиеь работать трудя-
щиеся нашей страны! Какого класса
работы, обтоняющего капиталистиче-
скую технику, они достигли!

— И как плохо работаем мы, пи-
ватели. Й в особенности мы крити-
ки: не оперативно, без темперамента,
медленно. некультурно. ,

Новым, конкретным содержанием
наполнялись для каждого слова Горь-
кого на открытии пленума.

«.. Мы как-то не тан работаем».
< Но, епралтивая затем «могут ли ра-

Галь лучше», Алексей Максимович
отвечал:

«По-моему могут.

Что для этого нужно сделать?

Надо как-то приподнять себя, т0-
	варищи, надо с с предельной ясностью _
представить себе ту огромную ответ-
	ственность, наная лежит на нас пе-

% ред нашей страной».

/ — Работать лучше, добротнее. пер-
вокласснее! — это и является содер-
жанием работы пленума союза писате-
:1ей, его первых четырех дней, по-
	КЮ. Либелинский
	я
Не нахожу слов, чтобы Выразить
свое впечатление. Чувство гордости
	_ Охватывает меня при виде этого див-
	‘ого сооружения.

Совершенно не ощущаешь, что на-
‘холишься глубоко пой землей. Это де-
лает реальным представление ©’ том,
каким будет подземный труд при со-
Циализме. Пребывание под землей до
	сего времени в наших умах ассоци-
	ировалось с грязью,  темнотой—с
алом. Подземный труд считался са-
мым тяжелым и грязным. А теперь
мы с полным правом можем сказать,
что при социализме будет и под зём-
лей гораздо лучше, чем на’земле при
капитализма.
		ПЛЕНУМ ПРАВЛЕНИЯ ССП СССР
	такой плоскости: признаем ли мы за
	искусством право позувеличивать яв-
ления социальные — положительные
и отрицательные? Спорить по этому
вопросу следовало бы; Без решения
этого коренного’ вопроса мы не пой-
мем отличие социалистического. реа-
лизма от простого реализма. Не ус-
‘воим метода социалистического реа-
лизма, Все большие произведения, все
‘те произведения, Которые являются”
образцами высокохудожественной ли-
тературы, покоятся именно на пре-
/увеличёнии, на широкой типизации
явлений; Не пора ли нам к этому де-
лу  приучаться?
	То обстоятельство, что’ мы  отста-
ем, что мы относимся к действитель-
ности слепо, явствует из того, что за
последнее время стали очень много
писать о школё, о школьниках, He-
хорошо пишут. Мы, литераторы, не
позаботились вскрыть причины —
почему явилось вот это нехорошее?
Мы не позаботились вскрывать очень
многое, что следовало бы векрыть..
Наша обязанность — это отражать
действительность. Мы ее не отража-
ем. Почему? Вот вопоос.
	Нас много, но работаем мы мало.
Может быть, это об’ясняется тем, что
мы плохо знаем материал? Живем да-
лено, `в стороне от Него?
	Я позволю сабе обратить ваше вни-
мание на следующее. Тут будет про-
читан доклад о’ ‘работе. секретариата
«Истории гражданской войны». Мне
думается, что для вас этот доклад бу-_
дет интересен. Секретариатом. собран
огромнейший, архив пренраснейшего
материала по гражданской войне. Он
собран, классифицирован, и по любо-
	Единственный Неростатон — мало
мест пля сидения в вагоне.   Впрочем,
это понятно. Расстояние, свавнитель-
	но с лондонским; небольшое: от одной
конечной станции до; другой можно
проехать в 20 минут-

В 1933 г. один строитель метро
говорил мне, что оно будет закончено
в начале 1935 г. Тогда я не поверил.
	Но теперь убедился, что ‘у нас темпы.
	поистине темпы метро.
	С. Кирсанов

NUMOOIeCTH
	HO. эдесь перед нами встает во весь
рост задача «догнать и перегнать».
	Следует помнить и о других важ-
нейших задачах советского кино, В
частности тех, которые имеют непос-
редственное отношение к нам, работ-
никам литературы. У нас нет доста-
точных кадров кинодраматургов, для
которых кино являлось бы не побоч-
ным делом; а основным. Здесь перед
нашими драматургами — необозри-
мое поле работы. Пришла уже пора,
чтобы и киносценарий на современ»
ные советские темы получил право
на первоклаюсного автора. Кинодра--
матургия должна стать почетным де-
лом для всякого мастера пера. Луч-
шие силы нашей драматургии, писа-
тельские силы вообще, должны быть
отданы нашему кино. Надо помнить,
что партия и советское государство
ждут от нашей кинематографии «но-
вых фильм, прославляющих, подоб-
но «Чапаеву», величие исторических
дел борьбы за власть рабочих и кре-
стьян Советското союза, мобилизую-
щих на выполнение новых задач и
напоминающих” как 0 достижениях,
так и о трудностях социалистичес-
кой стройки» (Сталин).
	Ната критика, обсуждению задач
которой посвящено происходящий
сейчаю пленум правления ССП, дол:
на TAKS B горазло большей сте-
	пени, чем до сих пор, сосредоточить:
	ся на проблемах кино. Разве «Чапа-
ев» уже освещен по-настоящему в
назпей критике? Разве дан исчерпы.
ваюний ‘разбор тех огромных худо-
жественных сокровищ, которые та-
ит в 66е каждый эпизод этого неза-
бываемото фильма? Разве, с другой
стороны, уделяется достаточное вии-
мание нашей критикой тем отдель-
ным болезненным, подчас — прямо
врелным, явлениям в кино, которые
находят свое выражение в некрити-
ческом перенесении к нам опыта
<увеселительной» западной кинема-
тографии? Наша критика ‘мало дала
и мало помогала ‘до сих пор ’нашему
кино — 910 надо открыто признать.
	Советская кинематография еще раз
ноказала на кинофестивале, на что
способно искусство в стране строя-
лщегося социализма. Задача всей на-
‘ней хуложественной общественности
— помочь нашему кино в кратчай-
ший срок реализовать эти свои воз-
можности в десятках новых монумен-
тальных, выюсокохудожественных со-
ветеклех картин. * :
		Фото-Дд. Шулькина.
	оакончилея первый советский ки-
кофестиваль.
Советское киноискусство еше раз
	(после венецианской киновыставки)
	встретилось лицом & THUY C RHHCMa-
тографией капиталистических стран
в творчееком и ‘техническом сорев-
новании. Итог’ оказалея такой. кото-
	рото и следовало ожидать; советские
	фильмы на фоне многочисленных 38-
рубежных картин прошли перед на-
пгими тлазами как еще, одно яркое
доказательство  историческото пре-
восходства налтего строя, напких идей,
	Нэех одел. вал идеями и делами од.
	ряхлевиего капитализма.
	му вопросу каждый, кто захочет, смо-
жет найти там любой документ.

Мне думается, что есть также и
пругие пункты, где можно достать ма-
териал в болышом количестве.

< Мне кажется, что все мы как-то
не так работаем. Возможно, что это
очень суб’ективное впечатление. Ра-
ботают малоси плохо, Могут ли рабо-
тать лучше? По-моему, могут. Что для-
этого надо сделать? Надо кан-то при-
поднять себя, товарищи, надо с пре-
дельной ясностью представить себе
ту огромную ответствённость, какая
лежит на нас перед’ нашей страной
и не только перед нашей страной,
ибо у нас учатся пролетарии всех.
стран. Это надо понять. ==

Надо устранить из нашего обихода
все те мелочи, которым мы придаем
слишком большое значение. Нужно
взяться за серьезную работу. Скоро
придется праздновать — и хорошо
праздновать — 20 лет бытия совет-
ской власти. 20 лет удивительной ра-
боты партии, работы пролетариата. К
этим 20 годам следовало бы нан-то
подтянуться. Возможно, что я не-
уместно все это говорю, но такова
у меня внутренняя потребность —
сказать, что в нашей. области что-то
неладно.
	Следует как-то вооружиться, сле-
дует взяться за широкую работу, за
большие работы. Надо организовать-
ся. Если тяжело работать индивиду“
ально, единолично, то давайте орга-
низуем группу, дазайте разберем
весь этот. материал 20-летней рабо-
ты, огромной ‘работы, мировой рабр-
ты. Давайте Йопробуем работать
группами, коллективами. — Времени
осталось немного — 22 месяца. Я
предложил бы подумать в этом на-
правлении, поговорить просто, доуже-
	ски, отирыто. .
Я кончил. (БУРНЫЕ АПЛОДИС-
	МЕНТЫ. ВСЕ.ВСТАЮТ). °
		Там, в капиталистическом кино, —
расчетливое, холодное, равнодушное
трюкачество в комедийных фильмах;
там — сусалывое великолепие «исто-
рических» картин, расочитанных на
иззолодавшетося по «роскотиной жиз-
ни» обывателя; там коллизии мещан-
ского быта, подаваемые со всем
блеском актерского, мастерства, 38-
служивающехго лучытей участи; там —
мобилизация всех средств с’емочной
техники, пейзажа, костюма, музыки
и танца для того, чтобы приуврасить
отсутствие лемы, содержания.
	У нас, в нашем советском кино —
правда больших дел величайшей эпо-
хи в истории человечества: борьба.
самопожертвование, трудовой энту-
	зиазм, личные радости и печали, ве-
	личайший вкус к жизни и творчест-
ву тех, кто делает историю — людей
труда; серьезность и поучительность
наших фильмов — это серьезность и
значительность того исторического де-
ла, которое совершается B налией
стране; монументальность, реалисти-
ческая глубина и творческая  налтря-
женность наших картин — это плод
величайшей ответственности худож-
ника перед зрителем и совершенно
иной, невиданной  требовательности’
песлелнего. Е
	Ню, разумеется результаты фести-
валя, утверждающие радостный рост
Hamel советской кинематографии,
поддерживающее ее последние круп-
ные победы — не могут внести в
натту среду самоуснокоения.

Помимо соревнования в художест-
венно-творческом плане, где мы выш-
ли безусловно победителями, кино-.
фестиваль представлял также сорев-
нюзание в технике. И здесь мы мо-
	жем и должны, в интересах дальней.
	щего быстрого роста. нашего кино,
признать нате. отетавание от  тех-
нических завоеваний зарубежного ки-
	4 марта участники пленума прав ления ССП по приглашен
партии познакомились с метрополите ном. ‚ Писатели проехали по
Крымская площадь — Сокольники,
	Метрополитен произвел громадное впечатление на писателей, о Чем и
говорят публикуемые ‘беседы участников пленума с нашим корреспон-
			ственное уча-
ковского ме-
	что находитесь
	шего близкое, непоср
стие в строительстве
трополитена.
		но не чувствуете,
под землей.
	Наоборот, вы чувствуете впереди
	‚ огромное пространство.
	Метро — замечательнейшее coopy-
жение не только Москвы, но и всего
Советского союза. И где бы мы ни
жили, на ‘Украине, в Белоруссии,
в Закавказьи, в Сибири, — мы будем
так же близко ощущать быстрый бег
нащих поездов, наш рост, нашу 0об-
щую целеустремленность к станциям,
где мелькают любимые ‘слова — Co-
вет, Ленин, Комсомольская.
		Язык бессилен, чтобы передать все
‘это великолепие, чувство, охватившее
меня, когда я спустился сюда, под
землю. А рассказать нужно. Обяза-
тельно надо описать, как тысячи лю-
дей рыли днем и ночью землю, как
создали они такое чудесное подземное
	_тосударство.
		Вот, спускаясь в метро, мы вошли
	B будущую Мосиву. Такой она бу-
дет — светлой, глянцевитой и чис-
той. .

Больше всего мне, понравилась 0б-
лицовка- белыми плитками. Эта безу-
коризненная  опрятность разрешает
очень многие вопросы стиля.

По эскалатору я поднимался и
‘опускался раз десять, чем навлек по-
дозрительные взгляды контролеров,
`Но не хотелось расставаться с бегу-
щей, волнистой лестницей. Вот и все:
Остальное в стихах,
	Прекрасно! В оформлении станций
	Чувствуется свой, советский стиль ар-
хитентуры, мощный, великолепный!
ерлинсное метро в’ сравнении с на-
	Г мШим ничто. Во всем видно громадное
	мастерство талантливых архитекто-
	ров и строителей, энтузиазм рабоче-
го нласса. Во всем виден колоссаль-
НЫЙ организаторский талант Лазаря
	ча Кагановича, < принимав-
	Я только что вышел из пахнущего
свежей краской поезда. Поэтому труд-
но передать ту огромную радость, ко-
торую вызывает это значительней-
шее социалистическое сооружение:
^ Особенно поражает оформление
станций «Номсомольская площадь» и
	«Дворец советов». В них вы абсолют-
	Метро превосходно! Станции вели“
колепны! Огромные площади, моря
света, много воздуха. Я видел подзем-
	ку в Париже, Берлине и Лондоне.
Но ни одна из них не может срав-”
	ниться с нашим метоо.
	Председатель Совнаркома РСФСР т. Сулимов на осмотре
Слева от т. Сулимова: т. Фрадкин (начальник строит!
	Сулимов на осмотре метро делегатами пленума Союза советских писателеб,
(начальник строительства станции метро «Крымская плошаль») м пе

Дя ппощадь
a щадь») и 1532
	тель Ф. Гладков, справа — писатель Г. Никифовоз,