литературная газета

ЕНУМ. ПРАВЛЕНИЯ _ рой “COCP
СОСТОЯНИЕ И ЗАДАЧ И COBETE: tou   КРИТИКИ

— Вопрос о состояний нашей кри-
тики, о повышении ее качеств, эна-
чения, а, следовательно, и авторите-
та принадлежит к наиболее актуаль-
ным и важным темам литературного
сегодня не только потому, что со
всех сторон — 60 стороны писателей,
со стороны читателей, со стороны са-
мих критиков слышатся голоса неу-
довлетворенности, но и прежде всего
потому, что наша социалистическая
действительность ° пред’являет нам
всем новые, большие требования, ко-
торые мы должны выполнить.

С этого заявления начал т. Бес-
палов свой обширный доклад о Cco-
стоянии и задачах советской крити-
RE.

— В стране нашей произошли or-
ромные изменения; «Россия нэпов-
ская стала Россией  социалистиче-
ской». Рост социалистической куль-
туры и практическое осуществление
	в искусстве принципов социалисти-
	ческой эстетики включают в вБаче-
стве составной и необходимой зала-.
чи дальнейшую борьбу против. всех
видов враждебной пролетариату иде-
ологии. Хотя классовый враг разбит
и разгромлен, в том числе и в 00-
ласти литературы, однако он пытаез-
ся оказывать сопротивление победо-
носному социализму, выстуная неред-
ко в замаскированной форме. Это
определяет политическое , направле-
ние деятельности советской критики
в современный период. Отсюда вы-
текает основное политическое напра-
вление нашей критики: быть рево-
люционно-бдительной, под руководст:
вом партии бороться против пережит-
ков  калитализма в сознании людей,
ибо эта борьба есть” основная и He-
обходимая часть борьбы за социали-
стическую культуру. Внимательно
изучать процессы роста, складыва-
ния черт нового человека, давать об-
общение происходящих во’ стране
культурно - социальных процессов,
ориентировать художника слова на
понимание исторического смысла
процесса переделки’ человеческого
Малериала, на отображение в литера-
туре образа человека и новых o6me-
ственных отношений — вот принни-
пы. которые должны руководить ври-
тикой в ее работе. .

Если товорить о взаимоотношениях
критики и художественной литерату-
ры в налей стране, то их можно оп-
ределить каж взаимоотношения 60- _
пиалистического сотрудничества. Ху-
дожник служит социалиэму, созда-
вая образы. Критик служит социализ-
му, анализируя художественные 06-
разы и процессы лействительности.
Иритик и писатель аппелируют пре-
жле всето к читалелю; Критик будет
тем более явторитетен для писателя,
чем более он будет авторитетен для
читателя. ее

Наша критика выросла, и роет ее
происходил и происходит в борьбе
против антимарксистских теорий и
антипролетареких влияний в худо-
жественном творчестве. Доказана не-
состоятельность историко-культурной
чнколы в литературной теории и кри-
тике (Сакулин, Пиксанов и др.), ре-
акцией на культурно-историческую
школу был формальный метод. Ме-
тод исследования формалистов был
методом аналогии, методом описания,
методом разложения ценности худо”
жественного произведения, С опера-
пионного стола формалистов произ-
ведение сходило мертвым, ибо фор-
малисты не могли ответить на воп-
рос — да и не ставили себе этого
вопроса, — почему политически и эс-
тетически воздействуют художествен-
ные произведения? a

Теория Переверзева, который как
‚ будто хотел противопоставить себя
обоим этим направлениям, на самом
деле сводила форму и содержание к
тожлеству. .

Эта меньшевистокая теория выдви-
нула такое совершенно неприемле-
мое лля нас положение, что политика
не может воздействовать на литера-
туру. Взглялы Переверзева отрица-
ли познавательное значение UCKYCCT-
ва. Теория пассивизма — отрицание
активной роли идеологии, свойствен-
	Совершенно правильно определены
в тезисах доклада т. Беспалова на
2-м пленуме ОСИ характер и состоя-
ние советской критики. «По своим
принципам, илеалам и целям, за ко-
торые она борется,—оказано там, —
наша критика стоит неизмеримо’ вы-
ше предреволюционной русской кри-
тики и критики катиталистических
стран. Она свободна от духа торга-
шества. высоко идейна и служит де-
лу социализма. Отульное осуждение
‘советской критики, отрицание ее ро-_
ста и достижений лишь создает до-
полнительные препятствия в деле.
поднятия качества; значения и авто
ритета критики»,

Мы бы даже сказали больше. Это,
«огульное осуждение советской кри-
тики», делаемое иногда тонко и 6
подходцем, является просто полити-
чески вредным ‚резонерством; внося:
тим сумятицу и в ряды писателей
и в ряды критиков и дезориентиру-
юшим широкую советскую  общеет-
венность в истинном положении ве-
щей. .

Мы хорошо знаем слабые стороны
нашей критики. Они подробно. нере-
числены в тех же тезисах т, Беспа-
лова. Резко, но справедливо писал о
критике и А. М. Горький: «Отальи
молодых критиков наших, — говорит
он, — поражают бесплотностью, от:
влеченностью, мертвенной  сухостью
их языка. номинализмом и много-
словием схоластов. В этих статьях
почти не чувствуется живой   плоти,
не слышно властного глагола, истории,
нет освещения фажтов, Критиков, ви:
димо, не интересуют и незнакомы им
современное обстояние и работа эко-
периментальных наук как на 3ama-
ле, так. и у нас, в Союзе СС. Респуб-
лик. Их статьи, перегруженные фи-
лософской терминологией, трудно и
скучно читать».

‘Работаем мы, действительно, вяло,
не ‘оперативно, не с полной натруз-
кой, и качество нашей работы нахо-
длится не на должной высоте. Нередко
нехватает у нас и ЕЛАССОВОЙ бдитель-
ности. Вее это верно. Но верно также
и то, что за годы, прошедшие после
апрельского решения ЦК партии о.
литературе, мы достигли рептитель-
		и Беспалоса
	Мы имеем теперь тениальное оп-
ределение метода нашего искусства,
данное т., Сталиным. Тов. Сталин дал
блестящее определение места худож-
ника на соцетройке как инженера
человеческих душ.

Ликвидация трупповщины дала
критике возможность давать оценку
без групповых симпатий и антипа-
тий, т. е, давать большевистскую
оценку художественных  произведе-
ний.
	`Изучались взгляды классиков марк-
сизма на искусство и их конкретные
высказывания о литературе. На этой
основе начата теоретическая разра-
ботка проблем социалистическото ре-
ализма:

Значительным достижением нашей
критики является рост ее националь-
ных кадров. Трудно дать конкретную
оценку национального отряда нашей
	` критики; ибо если переволная лите-
	ратува у нас уже есть, то критика
пока что не переводится: Но, судя по
оценкам на сезде писателей, в брат.
‚ских республиках критика страдает
	теми же недостатками и имеет успе-\
	`хи такого же порядка, как и критика
в РСФСР.

‚ Основные: недостатки критики co-
стоят в следующем: критика не про-
явила должной активности в борьбе
с пережитками капитализма в худо-
жественной литературе. Она’ недоста-
точно оперативна, не подводит. кон-
кретных итогов роста социалистиче-
ской культуры. Недостаточно изуча-
етоя критиками практика социалис-
тического строительства. Критик да-
‚ет оценку художественных произве-
дений, часто не выходя из своего ка-
бинета. Это снижает значительность
оценок художественных  произведе-
ний, ибо такая критика ничем не мо-
жет дополнить того, что дает хуло-
жественное произведение. . Уровень
теоретических и практических зна-
ний значительной части критиков не-
удовлетворителен, и в особенности
слаба общекультурная подготовка.
Как правило, критика ограничивается
	политической оценкой произведений
	и или совершенно не анализирует
художественной формы, или дает чи-
сто внешнюю вкусовую оценку.

Вы знаете, что Гончаров создал об-
раз Обломова, но обломовщина как
социальное явление, как обобщение
была раскрыта Добролюбовым. То же
самое относится к тургеневскому об-
разу Базарова, который был’ возве-
лен Писаревым в обобщенный тип.
Анапиз типов на основе нашей дей-
ствительности и на основе литератур-
ного материала — одна из важней-
ших задач критики, И эта задача не
выполняется или выполняется очень
слабо.

Белинский, подходя к творчеству
Пушкина, умел проанализировать его
в плане развития‘ предшествующей
русской литературы. Он дал образы,
созданные Пушкиным и до Пушки-
на. Это очень важная задача крити-
ки. Рассмотрение литературы по раз-
личным жанрам даст возможность не
только оценивать литературу, но и
поставить перед литературой новые
задачи.

— Совершенно недостаточно MBI
уделяем внимания литературе лру-
тих республик, — мы,  вритики
РСФСР, — заявляет т. Беспалов. —
Надо твердо усвоить, чтог без учета
опыта всей многоязыковой советской
литературы выводы о литературных
процессах будут неполными и нело-
остаточными. В этому следует приба-
ить, что критика мало знакома о
eM. что происхолит в занадной ли-
тературе,

Говоря 6 месте крики в нашем
литературном движении и о ве ме-
	_тодах, т. Баспапов выступает против
	узкого понимания задач критики или
как лишь дегустатора или лишь как
комментатора художественного про-
изведения.

— Если критику сводить лишь к
оценке произвеления, то она приоб-
ретает для читателя интерес лишь в
связи с тем, рекомендует или нет
критика это произведение, считает
ли его образцовым или нет. Такая
	скому реализму; все ещелигнориру-
ется поднятый А. М. Горьким‘ вопрос
о культуре литературного языка; не-
досталочно разработаны основные ка-
тегории марксистско-ленинокой эсте-
ТИКИ...

Смешно было бы утверждать, что
в стране, которая под руководством
большевиков во ‘главе с т. Сталиным,
превратилаюь из отсталой аграрной в
самую мощную и передовую в мире
социалистическую страну, нет сил и
возможностей, нет людей, которые бы
все эти задачи могли блестяще, по-
большевистски разрептить. Вот поче-
му суровые слова Горького в отноше-
HWM Halle литературы и в особенно-
сти критики, следует понимать. как
призыв крупнейшето мастера лите-
ратуры, прошедшего замечательную
революционную школу последнего по-
лустолетия истории, мастера, являю-
итегося гордостью нашей партии, на-
	шей

страны,

— вак призыв наших о
	литераторов к максимальной дейст-
венности и оперативности, столь свой-
ственной и естественной у самого
Горького. Вот почему, заключая свою
речь на открытии 2-10 пленума во-
просом: можем ли мы лучше рабо-
тать? — А. М. Горький ответил на
него безотоворочным да;
	В 1937 г. будут три юбилея, каж:
дый из которых теснейшим образом
связан со ‘всей работой наших лите-
раторов. Два из этих юбилеев-—чисто
литературные:  100-летний юбилей
Пушкина и 750-летний юбилей вели-
чайтнего поэта Грузии — Руставели,
автора «Тигровой шкуры», этого еще
недостаточно. оцененного сокровища
мировой ` литературы. Третий юбилей,
имеющий всемирно историческое зиа-
чение, —это 20-летйе советской власти
Если юбилей Пушкина обязывает нас.
еще и еще’ раз заняться вопросами
классического литературного насль.
дия, снова и снова учиться у бес-
смертного Пушкина; если юбилей
Руставели заставляет нас изменить
и. или прохладное отно-
шение к Дитературам братских рес-
публик, то  20-летие Советского союза
потребует от нас, литераторов, полве-
	Жоцплад тов. И.
	_ Tos, Беспалов, _ \
ное меньшевизму, — проявилась у
него, -
`Троцкизм отрицал: самую возмож-
ность. создания пролетарской куль-
туры и литературы.

Исхоля отсюда Воронский и его
школа отрицали необходимость в03-
действия на близких пролетариату
хуложников в том направлении, что-
бы они усвоили идеологию пролета-
риата. Теоретически это оправдыва-
лось тем, что по Воронскому наибо-
	лее деятельное участие в создании
	образа принадлежит бессознательно-
му творческому процессу. Это была
теория противодействия тому, что-
бы пролетариат воздействовал на
искусство в нужном ему направле-
нии. ‘Из этой же троцкистекой
«культурной» концепции выросла
позиция труппы Лелевича, который
выступал за отрипание идей преем“
ственности литературного наследот-
ва, вульгарно отриная прошлую ли-
тературу. Эта теория была разбита
во всех своих видах и на всех сту-
пенях своего развития, так ‘же как
правооппортунистическая теоретиче-
	‘ская концелция культуры Бухарина.
	которая проповедывала клаосовый
	‘мир в области идеологии — теорию’
	затухания классовой борьбы. Групи
«Литературный фронт»,  выступив-
ная в 1930 г. и обединившая в сво-
их’ рядах разнонтерстные элементы
как в теоретическом, так и в лите-
ратурно-политическом отношении,
выступала с теорией схематизма,
вульгатизировала взаимоотношения
в политике. возлвигла в илеал пуб-
лицистический жанр. В процессе
борьбы «Литфронт» был разоблачен,
так же как и антиленинское проти-
вопоставление пролетарской культу-
ры культуре социалистической, на-
шедишгее ‘свое выражение во. взглядах
Авербаха.

Это была борьба за обеспечение со-
циалистического направления лите-
ратурного развития РАИП. сыграв:
шая положительную роль на опреде-
ленном этапе. не сумевшая, однако. ,
осуществить новых задач. которые
встали перед критикой в периол, ког-
да основные калры художественной
интеллигенции перешли на сторону
социализма и значительно выросла
пролетарская литература. ,

Историческое решение ЦК от 23 ап-
реля 1932 т. создало все предпосылки
для развития хуложественного твор-
чества и для того, чтобы наша кри-
тика выполняла свои залачи. Именно
на основе реализации указаний пар-
тии критика и добилась определен-
ных достижений. Главным образом
они выражаются в том, что основные
кадры наптих критиков консолидиро-
ваны на основе марксистоко-ленин-
ской теории. В литературе сейчас
марксизму—ленинизму не противо-
стоит какая-либо зажонченная лите-
ратурно-теоретическая школа,
	ных успехов в борьбе с групповщи-
ной и групповыми симпатиями. Ин-
тересы всей советской литературы
как единого процесса нашей куль-
турной революции стали сейчас во
главу утла. И нельзя сказать, чтоб
наша критика, взятая в целом, не
дала в’общем справедливой оценки
каждому из значительных произве-
дений советской литературы. Нравла.
	здесь имелись перегибы и ошибки,
	ло сих пор нет синтезирующего: кри-
тического разбора как важнейших ли-
тературных произведений, так и вее-
го творчества основных наших. писа-
телей. У нас нет исследования по ис-
	тории советской литературы. Но в 06-
	щем правильные оценки существуют
сейчас в нашей критике (хотя далеко
не всегда это выражено внятно и чет-
во в печати, а держится, так сказать,
на’ основе молчаливого согламтения,
в изустной передаче) в отношении
тлавных произведений советекой ли-
тературы, будет ли это «Поднятая.
целина» Шолохова, «Бруски» Панфе-
рова, «Энергия» Гладкова, «Человек
меняет кожу» Ясенского, «День вто-
рой» Эренбурга, «Петр 15 А. Толото-
то, «Похищение Европы» Федина,
стихи А. Безыменского, стихи Пастер-
нака ит д. ит. п. Критике наллей
хорошо известно, какое почетное ме-
сто играют в истории советской ли-
тературы «Чапаев» Фурманова, «Раз-
гром» Фадеева, «Железный поток» Се-
рафимовича, какую роль и место за-
нимают в истории. нашей поэзии та-
кие поэты, как Маяковский, Багриц-
кий. Вообще можно было бы дать из-
	‘вестный и в основном правильный
‚свод; кодекс установившихся в на-
	шей критике оценок, главных линий
развитйя различных направлений в
советской литературе и ‘т. д. Далее,
всем ‘нам хорошо памятна борьба с
формализмом, переверзевщиной, «лит-
фронтом», в ошибками РАПП ит: п.
Прекрасно знаем мы и то, чего нам
сейча нехватает в теории совет
ской литературы, °Многого нехвата-
ет: нет до сих пор серъезното’ иссле-
дования, сделанного на основе кон-
кретного материала, по социалистиче-

ТЕЛЬ ОТ КРИТИКИ

_ ЧЕГО ЖДЕТ ПИСА
	МТомшлад тоеЕ:
	Чрезвычайно интересный доклад
тов. Мариэтты Шагинян состоял, соб-
ственно говоря, из детального разбо-
ра 3 книг: «Дня второго» И. Эренбур-
та. «Человек меняет кожу» Бруно
Ясенского и «Возвраленной молодо-
сти» М. Зощенко и критики на эти
КНИГИ.

Показав, что товорила об этих кни-
тах критика, т. Шатинян дала само-
стоятельный разбор этих книг с точ-
ки зрения писателя-профессионала.

— ‘Мы живем в эпоху скачка из
царства необходимости в царство
свободы, когда все социальные связи
явлений лежат перед человеческим
разумом открытыми, — говорит т.
Шагинян, — и мы вправе требовать и
от критики большего понимания но-
тенциальности нашего искусства,
более тонкого различения в нем з8-
маскированных уклонов к прошлому
и сокровенных ростков в будущее.
Сейчас наши критики и сами видят,
что толая оценка «по смыслу». пу-
тем нехитрого пересказа содержания}
завела их в тупик, и они впадают в
другой грех начинают усиленно
проводить отдельную оценку «по
форме», что в конечном счете тоже
не дает правильного разбора.

Возьмем для примера литератур-
ную судьбу двух романов, вышедших
у нас недавно, — «День второй» Эрен-
бурта и «Человек меняет кожу» Ясен-
ского и постараемся показать, как их
понимает критика и как их понима-
ем мы, писатели, воспринимающие
искусство’ всегла как целостный ху-
ложественный организм, а не только
стдельно по смыслу и отдельно по
	форме. ‘Злесь т. Шагинян дает де-.
	тальный перечень восьми работ 06
Эренбурге, останавливаясь ‘более
подробно на двух. т

Статья Гельмана o «Дне втором»
писалась в те дни, когда со всех
концов неслось требование к крити-
ке давать формальный анализ, и
Гельман пытается этот ‘формальный
анализ дать. Но в своей попытке,
наряду с дельными замечаниями, он
обнаруживает почти полное бесои-
лие, приводящее ето к противоречи-
aM,

Цитируя статью Гельмана, т. Ша-
гинян заключает: «Итак, Эренбург
«борется», «механически повторяет»,
а в общем ето роман «мало отличается
от прежних», хотя в нем «намечены
качественные отличия, вызванные
желанием полнее раскрыть ‘идею?. И
ни одного конкретного примера, что
это за старые приемы, как. Эренбург
© ними борется, каковы ето новые
«качественные отличия», и ни слова.
910 совсем странно,— какая же это
идея, которую он силится раскрыть.

Но если добросовестный, хотя еще
делнком по-рапповски схематичный.
Гельман только беспомощен в худо-
жественном анализе и вместо него
подносит читателю _ вышенривелен-
ный ребус, то статья Гоффеншефера
делает в этом отношении смелый
шаг, однако не вперед а в сторону.
Исходя из эпиграфа Эренбурга и ero
устното высказывания, Гоффеншефер
всерьез решил, что Эренбург’ в «Дне
втором» подражает библейскому сти-
лю. Очень помогла ему тут притя-
нутая за волосы книга американской
писательницы Нэрл Бак ‘вдобавок
	Фото Д. Шулькина.
		эгинян
	Дав анализ построения «Дня вто.
рогоз», т, Шагинян продолжает:
	—-B чем же тема «Дня второго»?
Путь к ней идет. через историю Воло-
ди Сафонова, считающего себя no.
следним жрецом великой культуры
прошлого, в своем роде Юлианом От.
ступником. Он думает, что все сло.
ва. уже были сказаны в прошлом,
сказаны © предельной красотой, g
люди: только начинающие учиться в
платок сморкаться, постепенно . дохо-
дят ло понимания азбуки этих слов.
Порочный круг повторения истории
человечества с азбуки кажется ему
бессмысленным, он не желает уми.
ляться на сморкунов. Но wee arg
сморкуны стали мало-помалу обво-
ровьгвать Володю, отбивать у него ках,
раз те ценности, которых он считал
себя единственным хранителем. Они
читают Пушкина; Пастернака. заве-
ли хоровой кружок, ходят в оперу,
возголили влюбленность. Мало того,
Эренбург заставляет их, преодолевая
все это. настойчиво повторять сло-
вечко «помогает». Любовь помогает
комсомольцу в работе; оперы «Евте-
‘ний Онегин» и «Кармен» помогают в

аботе: рафаэлевские «Лоджии» у
Banz—snoposo помогают, Искусство,
которое в прошлом. уводило от тру-
да и от которого в настоящем отхо-
лит буржуазная молодежь, это ис.
кусство помогает труду новой, cong.
алистической молодежи. Володя Са-
фонов оказывается не просто обвого.
ванным,—в его мудрой старой сафо-
новской культуре нални новые люди,
вузовцы, едва научивигиеся в платок
сморкаться, открыли такое неизвест-
ное качество, такое звучание, что ез-
мая эта культура влруг сделалась не.
сравненно действеннее и’ реальнее
для них, нежели ‘для Сафонова, А
если это так—значит «порочною вру-
та» нет, круг превратился в спираль,
и начинающие в чем-то, где-то ока-
зались дальше ‘кончаютщих. Вот ca-
мое ценное, самое, положительное яд-
ро этенбурговекого романа: тема ус-
воения культурного наследства через
практику строительства социализма,
Но достигнув его, Эренбурт сорвался.
	Почему умер Сафонов Понять это
— значит. открыт ахиллесову  пяту
эренбурговского ‘романа. — Сафонов
умер потому, что не получил ответа,
Он—интеллектуальный тип, у нею
проблемное мышление. Если бы он
был поставлен в условия, где ему
удалось бы получить интеллектуаль-
ный ответ, проблемно вкусить марк-
сизм (а у нас нет вуза, где этих ус-
ловий не существует), то с Сафоно-
вым могли бы произойти две вещи:
или он об’явил бы борьбу марксиз-
му на более сложной теоретической
высоте, и тогда роман мог бы сталь
плацдармом разгрома Сафонова na
самом трудном фронте, на фронте
«надстройки»; или Сафонов увлекся
бы скрытыми в марксизме очарова-
ниями для мыслителя— и отсюда
пришло бы для. него спасенье. Но
Эренбург не сумел сделать ни того,
ни друтого; он убивает Сафонова, чтб6
заткнуть ему POT, MOTOMY, GTO OF Hd
может дать ему никакого ответа,
Маркоиви н диамат оборачиваются к
Сафонову только скукой и шпаргал-
кой, ош серьезно верит, что у нас
ТОлько «яьют чугунь из «совершенно
не нужна абстрактная математика»,
И 9т0, кстати сказать, в тахое время,
когда на всех кафедрах математикя
бушгуют отрасти, когла диспут о вто-
ром законе термодинамики, самом
философском из законов пауки, 09-
брал не в Москве даже, нет, & в Ba-
кинском универеитете аудиторию, ко-
торой жикогда не собирал до револю-
ции и Шалянии, когла книти по фи:
лософии у нас труднее досталь, чем
билеты в театр. Й Сафонов we вино-
ват, что не видит, не знает ине по-
дозревает этого. Сафонов мечется в
	’ романе от человека к человеку в п:
		исках ‘фипасофсного ответа; он гово-
рит сам с собой, с. комоомольцами,
вузовцами, библиотекаршей,  фган-
цузоким журналистом, инженером
	Костецким, ученым Гриммом, и ни от
кого ие получает в ответ углублен-
ной. мысли, в которой мелькнул бы
хоть какой-нибудь намек на фил-
	тасва «Нужны новые люди, нужна
упорная работа», («Л. Г.» № 1). Есть
ряд писателей, которые хотя и 6
другими аргументами, сотласятся ¢
оценкой В. Катаева: они пренебрега-
ют критикой, они считают, что у. HAC
критики нет. Но ведь барское за3-
найство не доказательство правоты.
Неправду говорит В. Катаев, 910
советская критика ему ничем не по-
могла. Это именно она помогла ему
ратиться к новым темам и ‹‘по-но
вому их осмыслить. Зря он обраща:
ется К критическим авторитетам
Пушкина и Толстого. Пусть-ка т, Ка
таюв оравнит свои путаные и He
весьма оригинальные” мысли о кри:
тике с критическими заметками Пу
кина. Едва ли, т. Катаев, выдержите
вы и попытку такого сравнения!
чему ке этот менторский тон клае-
сика? И откуда это право сбрасывать
современную советскую критику 00
счетов, а заодно с ней и литератур:
но-критические работы Ленина, кри:
тиков-большевиков Воровского, Лу:
начарского, ‚Ольминского, наконец,
Горьком. Для В. Катаева они ведь
просто не существуют, ибо, по ef”
словам, «с тех пор как я прочел ©”
(Толстого — Ред.)! «Предисловие 5
сочинениям Гюи де Мопасана», для

меня ничего не было сказано умнее
о литературе».
	ритайте т. Катаев и тогда найде
те! :

К числу наименее полезных BB
ступлений в лискуссии о критике
нужно отнести и статью В. Гольц
ва (№ 136 «Л, Г» 1934 г.) В. Гол
Цев видит спасение от всех крити“
ческих бед в дружбе в писателем,
понимая ее достаточно элементарно
обывательски. 5

Ora  обывательцина единодумию
отвергается советской критикой КАК
при обсуждении состояния и 16!”
спектив критики, так п, тем 606,
в самой ее практике. В этой связЯ
следует вопомнить о Г. Мунблит,
попытавшемоя свои пошлые пре
отавления о новом человеке/ недале
ко ушедшие от конструктивистокою
«бизнесмена» выдать за действитель
wae качества большевика-стройтеля

статье т, Усиевич «Рококо в КЕ
THRE> (№ 164 <Л. Г») ртот ‹кули
	Окончание на 5 стр.
		миссионерки: та в книге о китай-
нах «тоже» подражает библейскому
стилю. Ухватившись за нее и по
надергав из нее цитат, Гоффеншефер
с торжеством конструирует термин
«чисто библейская инвентаризация»
и воздвигает при его помощи мост от
миссионерки к Эренбургу. Воть ли
тут хотя бы намек на подлинный
анализ эренбурговского стиля, мы
увидим ниже, а пока сложим воеди-
но, хотя бы в общих чертах, что ска-
гала критика о романе Эренбурга.

«День второй» — роман о пятилет-
ке на тему перестройки старого и
роста нового человека, прелставляю-
щий собой новый положительный
этан в развитии Эренбурга, хотя этот
роман и лишен еще партийного. с0-
знания. Ето словесная ткань униза-
на безукоризненными эпитетами; в
нем Эренбург борется со своими ета
фыми пряемами и не побеждает их.
хотя намечает нечто качественно
новое. Это качественно новое оказы-
ваетея подражанием библейекому
стилю, хоропюо выдержанному у аме-
риканской миссионерки Пэрл Бак,
но неважно вылержанному у Эрен-
Gypra.

Насчет стиля: библейская археоло-
гия Гоффеванефера, как и таинствен-
ная путаница Гельмана, совершенно
‘неверны. Ни олин критик не произ-
нес единственного слова, которым
можно точно выразить манеру Эрен-
бурга: риторика. Все примеры повто-
рений имен существительных, начала
фгаз с одного и того же слова, ко-
роткого строения фраз’ суть не би-
блейские примеры, а типично рито-
рические. Но Эренбург—блестящий
говорун, и его риторика В «Дне вто-
ром» ‘дорастает. до настоящих Bep-
шин. Откула она у Эренбурга? Не
из библии, конечно, а из Франции,
как правильно указал Гельман. За-
vem было Гоффеишеферу читать слу-
чайную Пэрл Бак, когда он мог про-
честь неслучайных Жионо, Жироду,
Жюль Ромэна и увидеть органическое
родство их прозы с прозой Эрен-
Gypra? Я и

Школу Эренбурга выдает не одна
манера, но и композиция. У Гельма-
на всть одно дельное замечание. Вот
OHO: .

«День второй» может быть легко
расчленен на ряд новелл, каждая из
которых будет иметь свою фабульную
линию и является законченным са-
мостоятельным произведением».

Это совершенно точно. Недавно
прошла у нас дискуссия о литератур-
ном жанре романа. Не знаю, было ли
на ней говорено о реальных вещах,
происходящих с романом на наших
глазах, но «День второй» может слу-
жить примером этих реальных ве-
тей. Он обнаженно показывает тот
процесс, каким охвачены сейчас но-
вейптие европейские и американские
романы, процесс расчпенения боль-
шой формы на те первично-составные
части, из которых эта большая фор-
ма нескопько сот пет назад начала

собираться в целое.
	критика заинтересует читателя толь»
KO B той степени, в которой его за-
интересует то или иное произведе-
ние. Второй разряд критиков, кото-
рые неправильно понимают свои за-
дачи, это критики-комментаторы, в
отличие от ‘первого рода критиков-де-
	густаторов. Если первого. рода кри-
	тики дают оценку художественного
произведения, то второго рода крити-
ки лишь передают содержание худо-
жественного произведения. Но боль-
шевистская критика иначе понима-
ет соотношение литературы и обще-
ства, соотношение эстетического и
политического. С точки зрения марк-
сизма—ленинизма один социальный
анализ недостаточен, потому что он
дает только одну сторону художесть
	‚ венного произведения, & неё берет это
	художественное произведение во. всей
ето целостности, Зацача советекого
критика отнюль не оволится к лите-
ратурному дегустаторству или к с0-
ставлению политических mpumeyannit
& фактам искусства,

Она является одним из проводни-
ков литературной политики партии
на основе изучения действительности
и литературы, она разрабатывает
важнейнеие проблемы, которые ста-
BATCH литературой.

Основная задача, которая стоит
сейчас перед критикой, — это разра-
ботка вопросов социалистического ре-
ализма. Для того, чтобы понять его.
особенности, нужно понять, каким
образом он склалывался, как созда-
вался в практике пролетарской ли-
тературы, как к нему прихолили раз-
личные слои художественной интел-
литенции, через преодоление психо-
логического реализма, наступая на
торло своей песне.

Наш метод — это социалистический
реализм. Нас не удовлетворяет «pea-
Лизм», ограничивающийся  фотогра-
фированием жизни, ибо он не раз-
вертывает задач борьбы 38 новую
действительность. Еще болеё нас не
удовлетворяет *х такой «романтизм»,
который выходит за пределы данной
действительности, который оторван
от реальных процессов жизни. Ли-
тература линть тогла сможет иметь
огромное» воспитательное значение,
если она будет включать в себя ре-
волюциониую романтику, основанную
	На реалистическом изображении CA-
	мой жизни. Мы не можем обойтись
без того, чтобы не возводить в идеал
социалистические тенденции нашей
действительности, новых людей, ро-
мантизировать их, полнимать их. В
этом заключается важное отличие со-
циалистического реализма от реализ-
ма прошлого, и этого не должен за-
бызать советский критик. Если пре-
жде художники-реалисты достигали
верного изображения действительно-
сти, часто вопреки своему мировоз-
зрению, то нали реализм может дать
вернее изображение действительности
благодаря нашему мировоззрению. И
это — второе отличие социалисти-
ческого. реализма от реализма во0б-
щё. Третье отличие заключается в
том, что социалистический реализм
партиен, т. е. стремится к тому, что-
бы не только стихийно притти в вер-
ным выводам, но и открыто поста-
вить себя на службу социализму.
Задача критики состоит в том, что-
бы на основе анализа процессов, про-
исходящих в Действительности, на-
метить перед литбратурой программу,
проблематику и бороться за. расштире-
ние тематики советской литературы.

С’езд писателей поставил перед
нисателями задачу повышения каче-
ства художественного творчества.
Борьба за качество есть прежде всего
борьба за повышение идейности и
политического уровня художествен-
ных произведений. Это есть борьба
за разнообразные жанры, приемы и
формы. наиболее полно отражающие
социалистическую действительность.
В борьбе за такую литературу: гро-
мадная роль принадлежит критике—
одному из важнейших орудий пар-
тии в проведенин её литературной
политики, одному из важнейших от-
	рядов нашей литературы.
	ления итогов всей нашей деятельно-
	сти и праздничного показа вазества
нашей творческой работы. Горький не
случайно сказал и 0б этом: «Скоро
придется праздновать — и хорошо
праздновать — 20 лет бытия совет-
	ской власти, 20 лет удивательной ра-_
	боты партии, работы пролетариата. К
этим 20 годам следовало бы каж-тэ
подтянуться... Следует как-то воору-
житься, следует взяться за широкую
работу, за большие работы. Надо
ортанизоваться. Если, тяжело рабо-
тать индивидуально, единолично, так
давайте ортанизуем труппу, давайте
разберем весь этот материал 20-лет-
ней работы, отромной работы, миро-.
вой работы. Давайте попробуем ра-
ботать группами, коллективами».

Как видим, строгая критика А. М.
Горького нашей литературы, и налией
критики в том числе, проникнута глу-
боким убеждением в тех великих воз-
можностях, которые нужно только
умело резлизовать.
			’ Зав, _Культпропом ЦК ВКП(б) тов. А. И. Стецкий и украинский писатель
		Одной только Е. Усиевич повезло
в этом отношении. Зелинский ее вы-
деляет и приводит мотивы, почему он
относит ее к положительным героям
своего критического романа, к свет-
лым личностям ‘мрачного мира кри-
	тиков. Оказывается, что. т. Усневич,
это — «критик, болеющий интереса-
ми советской литералуры, активно
вмепгивающийся в литературный про-
цесс». Значит. остальная масса кри-
тиков, которые не выделены Зелин-
ским, не обладают даже этими, каза:
лось бы, элементарными для веякого
честного советского критика каче:
ствами? Ноклеп, т. Зелинский, поклеп
возводите вы на нашу критику! Не-
реусердетвовали вы изрядно в кри-
тике нашей критики, как ив непро-
шенных похвалах своим тероям. И
сдается нам, т. Зелинский, что «пра-
ведники» выведены вами лншь для
того, чтобы еще резче оттенить ис-
ходное ваше положение: coena wae,
	а р ОКА иро-
смотреть работы налиих товарилцей
(имеются в виду критики — Ред.)

Oy РНС
	за последние два года, то нельз
звать Ни одного имени, которс
полностью удовлетворяло всей ‹
требований налтето илбале, De
		еоны занимаются только шкуриви.
Бесспорно, что проявления шкурни-
чества имеют место в нашей критике,
ках имеют в`ней место и случаи при-
тупления классовой бдительности, —
однако обобщать отдельные случаи
и возводить их во воеобщую «мораль»
с лицемерным призывом к «кровной
—п0-хозяйски — заинтерееованности
литературным процессом» может
лишь человек. механически восприни-
мающий факт отставания наптей кри-
тики.

Это подтверждается и тем, что в
качествв средства против указанных
Зелинским пороков нашей критики
он предлагает опять-таки лишь мо-
ральные - соображения. Зелинский
призывает критиков к смелости и
‘другим хорошим личным качествам,
подобно тому, как когла-то библей-
ский пророк призывал заблудших
евреев встать на правильную стезю.
	Увы, как ни заклинали пророки--а`
	они были в этом Деле мастаки. не че-
та, т. Зелинскому—заблудшее семя Иа-
кова, царство иудейское погибло.
Впрочем, Зелинскому и без этого ис-
торического примера должно быть яс-
но,—если он марксист,—что коренные
моральные пороки людей никогла не
излечиваются морализаторскими рас-
‚суждениями и призывами. И анализ,
данный им нашей критике, обязывает
признать имманентную порочность
нашей критики, порочность, перед
которой все средства бессильны. Пра-
вла, Зелинский отыскал несколько
«праведников», ради которых Of го-
тов пощадить критический «град» и
не насылать Ва него огненный дождь.
Но, во-первых. критёрий «праведии-
ка», да еще критического, очень усло-
вен, и Зелинскому надо бы показать
почему, например, тт. Розенталь или
 Свирин, Гоффеншефер или М. Лиф-
	ниц отнесены им к этому разряду? кри
	Иначе ны некоторые другие
высказывания 6 критике, высказыва-
ния, которые под видом самокритики
вносят в наши ‘ряды скептицизм и
неверие в свои силы. Образчиком та-
ких высказываний является статья
К. Зелинского («Л. Г.» № 11). Зелин-
ский пишет «об оскудении личных
качеств критика», ссылаясь лля под-
тверждения своего положения на пе-
редовую «Литкритика» (№ 12). где
сказано: «У нас в\критике мало сме-
лости, остроты, откровенности — вот
в чем суть вопроса», И Зелинский
пытается ответить,—вместо «Литери-
тика — почему сие? А потому, види-
Те ли, «что у нас критики не заин-
тересованы кровно, как говорится, по-
хозяйски. в развитии литературного
процесса: они не отвечают хотя бы
даже за небольшой участок литера-
турного фронта (? Ред.) и обремене-
ны заботами о своей «котировке». Ед-
ли отвлечься от свойственных т. Зе-
линскому противоречий в высказы-
вавиях, то «мораль» его «басни» за-
ключаетоя в поклепе на всю нашу
критику, в обвинении нашей крити-
ки в нечестности и шкурничестве. ибо
«котировкой» своей собственной пер.
	Мы так подробно остановились на
статье К. Зелинского потому, что она
ДОВОЛЬНО ТИПИЧНА. Взгляды и оцен-
RH, высказанные Зелинским. очень

NO rr
	а ЧЕ MEM
распространены ! 8 нашей ‘литератур-
Ной 06 общественности.
		отульное
нагой
	Насколько недопустиме or
анвание, отрицание всей
тнки, показывает статья В.