газета

сс
	ПЛЕНУМ  ПРАВЛЕНИЯ
	ТЕАТРАЛЬНАЯ НРИТИНА_
	ПЛокпад тов. АД.
	Окончание
	А. Афиногено”
	Тов. Афиногенов приводит проти-
воречивые оценки Пиккеля, Крути и
Альтмана пьесы Вишневокото «На За:
паде бой» и указывают на полити-
чески вредную линию Камегулова,
Адамовича и др.
	Далее т. Афиногенов переходит к
	основному вопросу всех налпих спо-
ров’ и дискуссий» — к вопросу о
проблемах социалистическом реализ-
ма на`театре. Методу социалистиче-
ското реализма советское искусство
обязано своими успехами. Но. неко-
торые осколки формализма, идеализ-
ма и иных враждебных марксизму
	PPR SSE DHTAMTCH весги  Наступ-
ление на реалистическое искусство.
Это идет прежде всего через вопросы
0б освоении наследия.

В свое время А. В. Луначарский
так характеризовал Хуложественный
театр: «Главный смысл в искании
Хуложественного театра заключается
в его огромной художественной доб-
росовестности. Неправильно говорить,
что Отаниславский преследовал. нату-
ралистические пели. Станиславский
хотел приблизить театральную кар-
тину, сцену к тем идеям. которые
ставила перед ним задача глубочай-
шей. детальнейшей обработки заду-
манного».

Затем т. Афиногенов дает подроб-
ный анализ высказываний Новицко-
ro o Художественном театре. Новиц-
кий называет систему Хуложествен-
ного театра «суб’ективной идеалисти-
ческой системой». Олнако Новицкий
предлатает использовать пелый ряд
приннинов этой «суб’ ективной иде-
алистической системы». И когда он
перестает клясться классовым ана-
лизом, — признает, что творческая
программа Станиславското: была плат-
формой нового’ творческого направле-
ния ‘театра, протраммой борьбы: и
побелы. Он пишет, что «лучигие те-
атры Союза прошли школу Стани-
славского и Мейерхольда. критически
переработали их замечательный твор-
ческий опыт, овладели основами ве-
ликолепного мастерства». Так непо-
следовательность метит 38 себя, и
формалистские уши вылезают нару-

my. Особенно это сказывается HA
оценке и отношении к театру Мей-
ерхольда.

Алперс. характеризует систему Мей-
ерхольла так: «Эта система действи-
тельно превосходная, стройная и сла-
женная, все в ней цельно и полчине-
но законам единого. художественного
стиля. Нет друтого театра, настолько
чистого от упреков в эклектизме, как
театр Мейерхольда». Но «порок си-
стемы в том, что она закончена, что
в ней не может быть случайностей
и неожиданностей и поэтому она не
может двитаться вперед...»  -

Это не что иное, как борьба против
системы и плана вообще.

Такото рода критика менает рас-
крыть действительно косные стороны
мхатовской системы, она канонизи-
рует роль Мейерхольда. и это тор-
мозит его дальнейшее развитие.

Новицкий приходит в следующим
выводам: эстетекий театр должен от-
казаться от самото себя. конетрук-
	THBUCTCKHH

должен перестать
	быть конструктивиотоким театром,
МХАТ должен перестать быть
МХАТ’ом. Печальные выводы, при-
крывающие бедность ‘мысли!
	затем т. Афиногенов переходит к.

вопросу о ведущей роли драматур
гии.

Порок нашей драматургии и ее от-
ставание от нашей литературы ва-
ключаются, в числе прочего, также и
в том, что очень часто налиа драма-
тургия мыслит не образами дейст-
вительности, а оценическими  теат-
ральными образами.

Творческая мысль, питающаяся от-
ражением сценического стержня сю-
mera, обедняет драматургическое
произведение и сводит его на зна-
чительно более низкую ступень, чем
наша литература. :

Основной вопрос, — вызывающий
много споров и толкований, есть
вопрос о соотношении характеров и
оботоятельетв. Мы все знаем фразу
Энтельса. что реализм, — разумеется,
кроме правдивости, — дает вер-
ность передачи типичных харажте-
ров в типичных обстоятельствах. Эта
фраза стала классическим определе:
вием требований, которые мы предл’:
являем к художнику-реалисту.

Основное требование— соблюдение
единства типическото в характерах и
обстоятельствах. Без типических об-
стоятельств не могут быть созданы!
подлинные типические характеры.
Без типических характеров нет под-.
линно типических обстоятельств. В
такой общей постановке вопроса, мне
кажется, нет и не может быть раз-
ногласий. Разногласия начинаются е!
момента определения того, что есть
типические обстоятельства и каковы
	2. Афиногенова _
	должны быть типические характеры.

Докладчик цитирует Пушкина: «Из
всех работ и сочинений самое не-
правдоподобное сочинение — драма-
тическое». .

.

Говоря о практических мероприя-
тиях, способных содействовать твор-
ческому под’ему в области поэзии, т.
Hapeakes особенно настаивает на не-
обходимости большей «индивидуали-
зации» наших литературных журна-
лов. В настоящее время их отличает
«принципиальная беспринципность>.
Поэт может поместить в обпределен-
ном журнале произведение, а через
месяц прочитать в том же журнале
ругательную статью об этом же про-
изведении. Иначе говоря, журналы
часто относятся к печатаемым CTH-
	хам только KAR к «количеству стро-
	чек, поднисанных тиражной фамили-
ей».

Против этого необходимо протесто-
валь. Журналы должны иметь опре-
деленную точку зрения; только в сов-
местной работе людей, близко и оди-
наково мыслящих, вырабатывается
художественный вкус

Народный артист республики Е. 0.
Любимов-Ланской соглашается с мне-

нием, что советская театральная кри-
тика является самой передовой, и де-
лает при этом оговорку: «но не самой
лучшей». Имеются, безусловно, кри-
тики, помогающие театру. Но немало
и таких, которые мешают, дезориен-
		заметить тот огромный разрыв, кото-
рый существует между ними и зри-
тельской массой. Вкусам и требова-
ниям последней, отличающейся сей-
час очень высоким культурным урев-
нем, критики нерелко противопостав-
ляют свой снобистский эстетизм. К
театру они подходят далеко не. воег-
да как друзья. Тут можно наблюдать
И такие явления, как чванливое, вы-
`сокомерное отнопение к одному теал-
ру и молитвенно-блатоговейное к дру-
гому. А судьба актера в нашей теат-
ральной критике? Актер совершенно
обойлен ею. Не мешало бы поучить-
ся вниманию к актерскому творче-
ству, пониманию трудности и слож-
ности актерского дела у такого кри-
тика, как хотя бы Кутель.

У него же, как и у. некоторых дру-

‚ гих дореволюционных критиков, сле-
довало бы нашим критикам также
поучиться и пониманию природы те-
этра вообще. Это конечно не следует
понималь как нризыв ориентировать-
ся на старую критику; речь идет об
овладении техникой тезтрального де-
ла,

— Если нали   театр является безус-
ловно лучшим в мире, — заключает
т. Любимов-Ланской, — если наше
кино выходит в первые ряды миро-
вой кинематографии, то мне, как со-

Прения по докладам тт. Беспалова,
Шагинян и Афинотенова начались
утром 3, марта. На утреннем заседа-
ний после доклада т. Афиногенова
успел выступить один оратор — Hap.
артиет В. И. Немирович-Данченко, На
вечернем заседании 3 марта первым
выступил т. Нусинов. Он полемизи-
рует © М. Шагинян, неправильно, по
его мнению, разрешающей вопрос 0
взаимоотношениях писателей и кри-
тиков. Шатинян слишком, недооцени-
вает возможности нашей \нынешней
критики, слишком безоговорочно’ от-
рицает ее способности разобраться в
природе художественного произведе-
ния, дать ему надлежащую оценку.
Это, по смыслу выступления т. Ша-
гинян, в состояний сделать лишь тот,
ETO сам имеет непосредственное от-
ношение к творческому миру. Можно
и должно говорить о тех или иных
отдельных конкретных неудачах, но
нельзя делать таких широких 0606-
щений в этом направлении, ‘какие
делает т, Шагинян.

Останавливаясь затем на ряде кон-
кретных задач, стоящих перед всем
критическим фронт@м, т. Нусинов, в
чаотности, выделяет вопрое о поло-
жении в литературах братеких наро-
дов. Недостаточное внимание к твор-
честву этих народов приводит к то-
му, что здесь иногда слишком позд-
HO разоблачаетея контрреволюцион-
ная сущность тех или иных произ-
ведений. Так, например, случилось с
книгой еврейского писателя Абчука;

троцкистокая по своему существу

книга эта тем не менее до самых по-
следних дней пользовалась поддерж-
кой части критики, которая не пере-
ставала жить инерциями рапповской
трупповщины.

Это лишний раз говорит о необхо-
димости величайшей бдительности на
одном из самых важных участков ли-
тературного движения, каким являет-
ся критика.

Эту же мысль подчеркивает в сво-
ем выступлении и следующий ора-
тор, т. 0. Войтинская. В частности,
недостаточную глубину понимания
подлинной сущности ряда произве-
дений проявила в последнее время,
по мнению т. Войтинекой,`напта дра-,
матургичесокая и театральная крити-
ка. Она, например, даже возвеличила
такую пьесу, как «Личная жизнь»
Соловьева, тде под видом «новой мо-
рали» протаскивается самая настоя-
щая обывательская пошлость. Такую
же тенденцию, хотя и не в столь от-
четливо выраженном виде, усматри-
вает т. Войтинская и в ньесе Мики-
тенко «Девушки нашей страны». Ме-
жду тем ни в этих пьесах, ни в ряде
друтих, где она по-разному выступа-
ет, критика этой тенденции не раз-
глядела.

Тов. Амаглобели все свое выступ-
ление целиком посвящает полемике с
т. Афинотеновым. Последний, утвер-
ждает т. Амаглобели, неправильно
разрешает рял основных вопросов,
стоящих перел театральной критикой,
неправильно определяет и самую спе-
цифику театральной критики. Орётор
н6 соглашается также и с чрезмер-
но суровой оценкой, которую т. Афи-
ногенов дает работе наптих критиков.
Достаточно внимательно ознакомить-
ся с состоянием театральной критики
на Западе, чтобы убедиться, что при
всем своем отставании советская теа-
критика является самой передовой не
только по своему идейному содлержа-
нию, но и по знанию, пониманию
специфики, технологии театрального
искусства. Было бы очень хорошо, ec-
ли бы докладчик не ограничился од-
ной только оценкой отрицательных
явлений в области критики, а дал
бы и анализ достижений, которые
здесь имеются.

Слелующий оратор, т, Бронштейн
(Белоруссия), приводит ряд выдер-
mek из критических статей, авторы
которых сделали овои выводы из ено-
ров о «художественной» и публи-
цистической критике. Выдержки, при-
веденные т. Броннмейном, свидетель-
ствуют о том, что кое-кто из крити-
ков понял призывы к «художествен-
ности» стиля чрезвычайно элемеитар-
но. Это приводит к увлечению по-
брякушками и к полному игнориро-
ванию принципов классового анали-
за. Дело дошло до того, что в Нар-
компросе БССР при рассмотрении
программы истории белорусской ли-
тературы было предложено выбро-
сить... ленинское учение «о двух пу-
THX развития», как не имеющее от-
нолтения к вопросам литературы!

Нужно ли говорить о том, кажую
	`’ жестокую борьбу с подобного рода
	енденциями, играющими — наруку
нацлемовским элементам, необходимо
повести. .

Тов. С. Кирсанов ечитает основ-
ным недостатком нашей критики то,
что она не столько занимается вопро-
сами литературы, сколько вопросами
критики. Было бы лучше, если бы
критика носила более «производет-
венный» характер, больше внимания
уделяла конкретному анализу кон-
кретных художественных произведе-
ний, Это лучше всяких других мето-
дов содействовало бы ликвидации
отставания критики,

Останавливаясь на вопросе о’ поэ-
тической критике, т. Кирсанов прел’-
являет работающим в этой области
одно требование, как обязательное:
пюбить поэзию, а не писать о ней
потому, что так полатается «по’итта-
ту». Только любя поэзию, можно о
ней убедительно писать. «Электриче-
ский ток нроходит только’ через элек-
	‘на ПЙ пленуме правления ССП
	Д марта. Утреннее заседание.
	Тов. Кахана, выступивитии первым
на утреннем заседалии, значительную
часть овобй речи посвящает харажте-
ристике советской молдавской лите-
ратуры, к ознакомлению с которой
он полошел вплотную в последнее
	Тов. Самет Бургун дает анализ о0-
стояния тюркской критики.

Тов. Самет Бургтун усматривает не-
которую опасность в чрезмерном под-
черкивании мысли, что только нали-
чие очень крупных художественных
произведений может обусловить появ-
ление и очень значительной крити-
ки. Полюжение. это, конечно, бесспот-
но, но нел все-таки забывать и то
обстоятельство, что именно критика
призвана в очень большой степени
стимулировать развитие художествен-
ной литературы.

Тов. Щупак (Украина) подчеркива-
ет, что отставание критики не озна-
чает отсутствие достижений критики.
	Останавливаяеь на, ведущемся сей-
час между драматургами споре ‘0
типическом характере и о типических
обстоятельствах, т, Шупак констати-
рует, что в этом опоре есть много
схоластики.

— Мне кажется, что т. Афиногенов
ломится в’ открытую дверь, котла ло-
казывает, что титические обстоятель-
ства — это не бытовая деталь. Ведь
давно уже драматурги поняли, что
типические обстоятельства не есть
что-то, исключающее художественный
вымысел: Типические. оботоятель-
ства — это не обстановка, не быт,
& условия, позволяющие  органиче-
ски проявиться действиям современ-
ного человека. Раз так, то, ‘конечно,
тлавное, — это человек в. действии.
Из действий и складываются обсто-
ятельства и ситуация.

— Но существу —указывает даль-
ше т. Шупак, — снор этот является
псевдонимом друтото опора, который
действительно происходит в самой
художественной пражтике, спора 0
внутреннем и внешнем показе чело-
века, о показе человека в ем обще-
ственных и индивидуальных, интим-
ных проявлениях. Никакото wep: &
пгимого противоречия здесь HET.
уровень нашей художественной р
тики тажов, что кое у кого создается
одностороннее представление, будто
индивидуализация образа, раскрытие
интимных сторон человека требует
пьесы интерьерной, камерной, и; на-

‚ стремление показать челове-
ка, в его разнообразных общественных
	проявлениях тажже и

T R OFHO-
	стороннему представлению о недонпу-
стимости пьесы, условно выражаясь,
семейной.

Эта односторонность стала своеоб-
разным теоретическим обоснованием
односторонности самой драматургии.
Два аспекта зрения как будто отре-
деляют два жанра в назей драматут-
тии. В этом, собственно говоря, ни-
чего плохого нет. Плохо лишь отрем-
ление Афинотенова или Потодина
канонизировать свои творческие ‘ме-
тоды, причем забывается, что кроме
двух видов драматургии, © которых
оти спорят между собой, есть третий
вид драматургии, который налиел
	свое блестящее отражение в фильме
«Чапаев». 4

Тов. Тонгжанов (Казакотан) и
Ишамгулов (Башкирия) ‘указывают.
как на один из больших недостатков.
доклада, т®. Беспалова и Афиногенова
на полное отсутствиелйнализа совре-.

менного состояния лятературной 4g:
	театральной критики в обралеких рес-
публиках. Никакие  отоворки, по
мнению оратора, в расчет приняты
быть не могут.

Тов. Вольский (БССР) подробное
изложил историю борьбы с нацдемов-
окими/ втияниями и © нацдемовокой
контрабандой в белорусском литерз-
	туроведений и критике и охарацте-
ризовал нынешний этап развития.
	белорусской критики.

узинокий писатель Джавахишви.
	ли все свое выступление носвящахт
вопросу о ‘форме советской критиче-
ской литературы. В этом отношении,
— утверждает т. Джавахишвили, —
дистанция между писателем и кри
тиком попрежнему остается весьма
	значительной. Необхотимю во что бы.
	TO ни стало эту дистанцию WRB aI
ровать. Критики могут/и должны на:
учиться у писателя искусству писать
художественно, занимательно, не Ha
гоняя на читателя скуку и тоску.
— Такая постановка вопроса,—на-
стаивает т. Джавахишвили, — ни-
сколько не противоречит проблеме
единства формы и содержания. Мож-
но товорить о каждой из них в OT-
дельности. Вто отрицает эту истину,
тот неизбежно вернется к рапповско-
му тезису, который товорил, что ес-
	ли произведение идеологически олра-.
	вдано, то оно оправдано. и в художе-
	CTBCHRHOM отношении.

— Меня берет сомнение: не к это-
му ли ведут нас те, кто утверждает,
что критика раньше всето должна
	быть остро публицистической, а dop-
	ма только подразумевается. Делая
упор на публицистику, не избирают
	ли критики сравнительно  леткий
путь, а значит и неправильный, го-
воря, будто критика есть только
	наука. Это не так. Нритика не толь:
ко наука, она. также и искуство. Кло
разделяет и оправдывает эту мысль,
только тот может с честью носить
высокое звание критика.
Следующий оратор; т. Селиванов-
	ский, характеризует речь т. Джава:
	хиштвили как речь «достаточно пу:
таную», свидетельствующую, что т.
	Джазахишвили неверно прелставляет .
себе емыел работы, проделанной все.
	`обсюзным бездом писателей.

Останавливаясь затем на докладе
‘т. М. Шагинян, который он характе“
ризует как доклад «очень интерес-
ный, целеустремленный,  пронизан-
ный единой мыслью и представляю-
щий собой образец правильного ком-
позиционного построения», т. Сепи-
вановский считает, однако, необхо-
димым отметить и ряд неправиль”
ных высказываний т. Шагинян. Нам-
большие возражения вызывает поло-
жение т. Шатинян «о расширенном
воспроизводстве писателем прежних
его достоинств, а иногда и недостат-
ков» в последующих книгах.
	Окончание на 5 стр.
	знаю, который имеет в самых конеч-
ных целях, не в процессе работы, а
в самых конечных целях те высокие
задачи, которые всех нас связывают,
и талантливый человек, т. е. умею-
щий` писать заразительно и Yoon
тельно.

Над всем этим первенствует может
быть его важнейшее качество, что OW
по-настоящему схватывает задачи
театра, задачи автора и малейшие за-
дачи актеров. Он умеет их схватить
и ‚понять по-настоящему,
	И вот я хочу сказать, что рост кри-
	тики прямо пропорционален росту
театра и росту советской драматургии,
Я думаю, что чем лучше театр, чем
лучше драматургия, тем лучше будет
критика. Я думаю, Что если критика
слаба, допжно быть не. все благопо-
пучно в театре и драматургии, долж
но быть и оттуда, со сцены, нет
того зажигательного импульса, нет т0-
го, ‘что вызывало бы. энтузиазм и
страстность людей, призванных гово-
рить о театре и по поводу театра.
(АПЛОДИСМЕНТЫ).
	Я написап’ первую. рецензию. когда
	я был гимназистом 7-го класса. Когда
я бып студентом 2-го курса, я уже
был в редакции рецензентом и т. д
Перебравшись кое-как на четвертый
курс, я уже перестал ходить в уни-
верситет, мне быпо совсем не до это-
го, И вот с того времени я имею
связь с театром и питературой, Я мо-
гу громко говорить это, и я говорю
это по. всем Берлинам, Римам, Мила-
нам, Прагам и т. д., что такого заме
чательного времени, такой замеча“
тельной обстановки для создания в8
пиколепной литературы, великолепно»
го театра и великолепной театрально
	критики, как у нас, конечно, никогда
	е бывало и 06 этом могут други
только мечтать. (БУРНЫЕ  АПЛОДИ-
	СМЕНТЬ).

НРИТИНА И ТЕАТР
	Речь пар. арт. В. И.,ЛетлировичаеДанеенно
	9чень скоро уходил, или он оставал-
ся в театре совсем, навсегда и бросал
свое дело театрального критика, увле-
каясь режиссурой и вообще TeaTpanb-
ной деятельностью. Или он временно
продолжал поддерживать связь с га-
зетами`и журналами, но всегда чув-
ствовал себя очень неловко.
	Когда спрашивают актеров — чего
вы ждете от критика, они начинают
говорить о том, что критик должен
знать наше искусство и т. д. Это не-
справедливое, неверное, а главное —
ненужное требование, Театральный
критик знать театр так, как его зна-
ют актеры, и нё только актеры, но и
состоящие при сцене театральные де-
ятепи, не может и, по-моему; даже
не должен. Я говорю, что критин на-
ходится по ту сторону занавеса. Это
—& трюизм, Критика прислала редак-
ция, У редакции газеты — двести
тысяч, триста тысяч, один миллион
читателей, Критик ответственен перед
этими читателями. Он адресуется
прежде всего к ним — к читателям.
Если бы он адресовался, когда он пи-
шет о пьесе, о спектакле, к театру,
он бы имел перед собой 100—200-—
300, — это даже очень много, бопь-
шей частью значительно меньше —
	читателей, а он имеет несколько со-
	тен тысяч читателей, во всяком слу-
чае — тысячи, а может быть и весь

миллион. Значит, он адресуется н
HMM. у
	Вскользь скажу то, что может быть
для вас будет наиболее неожидан-
ным, — что хвалебная критика не
только приятна, но и полезна, а ру-
гательная критика очень редко по-”
пезна. Я говорю, очень обдумав то,
что говорю. Для нас, для деятелей по
ту сторону занавеса, ругательная кри-
тика очень редко бывает полезна и
не только потому, что она нас раз-
	пражает, а может быть и по более
глубоким причинам.

В особенности на первом представ-
лении театральные деятели, в особен-
ности актеры, невероятно нуждаются
в поддержке. Особенно испытыва-
ется эта необходимость еще во время
генеральных репетиций. Если бы вы
чутко взглянули на актера во время
генеральной репетиции, то увидели
бы, что у него в глазах один вопрос—
похвалите вы его ипи He похвапите.
Он испытывает это, прячась, скрывая
свое состояние, Он похож на нищего,
	которому стыдно протянуть рукну.
	Это очень глубокая и трогательная,
я бы сказал, психология актера, ко-
торый столько месяцев, может быть
даже год, готовил роль, и вот, нако-
нец, он выносит ее на общее сужде-
ние. Актер, выходящий с приготов-
пенной ролью, очень плохо понима-
ет — удалось это ипи нет. Может
быть даже автор тоже еще не знает,
что из всего этого получилось, И вот
в этом состоянии слово ободрения иг-
рает копоссальную роль.

Я говорю о психологии актера и ав-
	‘тера дпя того, чтобы подчеркнуть, как
	огромна ответственность перед теат-
ром у театральных критинов.

Я должен сказать, что советской
критиКЪй это как будто бы порази-
тельно понято, Мне даже кажется, что
06. этом постоянно думают, думают о
том, как бы не спугнуть, как бы не
оскорбить вновь ‘появившееся созда-
ние, как бы не оскорбить всю ту ра-
боту, которая вложена, каким-нибудь
грубым словом.

Что такое для меня ВИНЫ
критик? Я его глубоко уважаю и вс
гда готов его слушать. Это человек,
во-первых, добросовестный,  образо-
ванный, образованный постольку, по-
скольку должен быть образован каж-
дый журналист, человек, которого я
	Где место театрального критика?
Актеры, режиссеры, все театраль-
ные деятели и автор, в то время как
он ставит свою пьесу, — все мы на-
`ходимся за закрытым занавесом. Мы
— там. Театральный критик — здесь.
Он для нас по ту сторону занавеса.

Его место по ту сторону занавеса.
Каждый раз, когда я пытался теат-
рального критика (а это было не
один раз) привести к нам на сцену,
посвятить его в так называемую те-
атральную кухню, каждый раз, когда
мне. думалось, что настоящие теат-
ральные статьи начнутся, когда кри-
тик узнает о теётральной кухне, —
каждый раз это приводило к неожи-
данным результатам. Или критик
		Мы всячески воюем ва пироту
тематики. Мы всячески расширяем
тематику и не только по линии пе-
речисления тем — оботонная. кол-
	хозная, фабрично-ваводская. но и по
	линии распгирения ‘0бема ваших
чувств, по линии расширения налиих
мыслей. того, что может действитель-
но интересовать современного чело-
века. .

` Вот почему проблема новых форм
-- это проблема новых образов. Го-
раздо полезнее спорить о новых те-
мах, о новом круге интересов чита:
теля, чем только о новых формах.

правления союза
\
	ee ВА:
советских писателей