Ш РЕЧЬ’ ПА ЭАКЛЮ ТИТЕЛЬНУМ
75 ЗАСЕДАНИИ ПЛЕНУМА 7. МАРТА

сказать, что в них есть нечто, 0со-.
	бенно обращающее внимание; го
всех прочитанных мною пьесах o6-.

ий порок — недостаточная убеди-
тельность ‘характеров, отсутетвие в
них четкости и ясности, Чувствуется,
что: характеры, герои. создаются ` не
по закону синтеза, не путем отбора
наиболее типичных, классовых, груп-
‹повых, профессиональных черт, a
как-то так... очень поверхностно, Лю-
ди говорят не те слова и снабжены
они, вследствие этого, самими ис-
поинителями-актерами ‚не теми
жестами. Часто бывает, что слово 6
жестом не согласовывается. Ходит по
сцене человек, и не веряшь, что был
такой. 4

Народ наш в Части языкового
творчества — очень талантливый На-
род. но мы плохо с этим считаемся.
	ы не, умеем отобрать то, что у него
	талантливо. Вспомните, ‘как прекрас-
но делает он частушки. Вот я недав-
но у одного автора нашёл такую
фразу: «Он поднял руку, чтобы по-
гладить ее по плечу, и В это время
его настигла бесстралиная смерть».
(Cmax). Bor как говорят!

Эти недостатки являются призна-
‹ом слабости зрения. Действитель
 ость не дается глазу. А ведь нам
обходимо знать не только две дей-
лвительности — прошлую и насто-
ицую. ту, в творчебтве которой мы
 ринимаем известное участие. Нам
яужно знать еще третью действитель-
ность — действительность будущего.
Я эти слова о третьей действитель»
пости произношу не ради; остроумия,
зовсе нет. Они мною. чувствуются кав
решительная команда, как революци-
энный приказ эпохи. Мы должны
эту третью действительность как-то
сейчас включить в наш обиход, долж-
ны изображать ее. Без нее мы не
поймем, что такое метод социалиети-
ческого реализма.

Для тото чтобы точно и ясно знать,
против чего воюешь, — нужно знать,
чего хочешь. А того, чего мы хотим,
мы еще не достигли, оно перед нами.
Нужно знать, нужно пытаться шаг
нуть вперед, от настоящего, прекрас-
ного и тероического нашего настоя-
mero, еще дальше, Шагали?  ПТата-
ли. Можем шагнуть? Можем. Нет
только какой-то зарядки, какого-то
воодушевления, нет этото.. чорт его
знает, куда оно: девалось. Или, мо-
жет быть, оно еще не выросло?

Критики и литераторы должны по-
нимать, почему отстаем, ‘от чего от»
стаем, от каких явлений, Не по силе
чего, & от чего; Почему надоели сов:
‚ременные стулья и на каких стульях
хотелось бы сидеть в будущем. То
же самое с идеями, ;

Недавно я прочитал беллетристи-
ческое мудрое сочинение. Там речь
пила о недостоверности знания и по-
чему так страдает человек, что он ие

_ может определить —— конечна ли все-
ленная или же бесконечная. Страдает
так, что забывает надеть галоши, и
вот простудилея и умер, знаете-ли
Умер, несчастный. Вот к чему. ведет
недостоверность знания!

Часто приходится читать такие
произведеняя —- печатные. и ненечат:
	Hite -—- 06 иллюзорности любовных
	_ утех и удовольствий. Признаться cra.

><

зать, читать такие вещи несколько
неловко. Я бы сказал, что даже тя-
жело, ибо читая видишь, что жен»
щина-т0, заявившая о себе как теро-
ине в гражданской войне, женщина,
так великолепно проявившая себя во
всех областях строительства, — жен.
щина-то- все-таки нравится нам днем,
котда работает рука об руку с вами;
и тогда мы больше уважаем ее и все
такое, А в другое время суток.. НУ,
o6 этом можно не говорить, (Смех).
Это действительно смешное дело, то-
варищи, но на этом месте зарожда»
ется новая драма, Она зарождается.
Она пока еще не отражена новой
драматургией, но что она зарожда-
ется и что она будет — это несомнен-
по. И нашему сильному полу при“
дется тут немножко потерпеть и это
будет справедливо, Так ему и надо.
(Смех). _ .

Должен указать одно, что, несмотря
на обилие докладов и остроту дискус-
сии, и критики и литераторы обна-
ружили все-таки недостаточное зна-
ROMCTBO ¢ современной литературой,
не назвали целого ряда книг, которые
заслуживают внимания критики, —
должны заслуживать, — которые
прошли незаметно. На это самое ука-
зывал т, Серебрянский, что товорили
о двух основных проиеведениях на
тему колхоза, — о проиаведения Шо-
лохова и о произведении. Панферова.

Конечно, это основные произведе“
ния, — кто. это будет. отрицать, но
есть третье — НТухова «Ненависть»,
тоже. очень. значительное произведе-

`ние, Воть еще книги, которые как-то

прошли незамечейными,
 Есть еще одно! неудобство нашей

‘жизни: критиков-то можно критико-

вать, HOTOMY YTO OHH печатают свои

сотальи, & вот редакцию? А вот с ре.

дакцией хуже. Сидят они там; и что-
то делают. Это делают нетлаФно, —
наговорят они чего-то такое человеку,
он уходит, и у него голова. на пле-
чах не сидит, ошеломленно качается,
Очень многочисленные жалобы на ре-
дакгию приходится слышать и чи>
тать в разных письмах, Тут тоже Hy.
жно что-то такое сделать с редакци-
‚ями и с редакторами. Я думаю, что
возлатать на редакдии работу по обу-
чению молодых едва ли следует, по-
тому что тогда у нас получится раз-
нотолосица & программой  литучебы,

` выработанной союзом. Нужно все-та.

ки держаться той программы, жото-
рая была злесь союзом выработана,
— программы для работы с иачина-
ющими, с кружковцами,

Как я уже вначале сказал, охва»
тить п опрнить все сказанное здесь
на пленуме я не имею. возможности,
но потом все это будет  раврабаты-
ваться, и не один рад, и, вероятно,
многие будут писать. Во всяком. слу-
чае, мне кажется, что все-таки еде-
лана не плохая работа, что дан ка-
кой-то толчок, как-будто что-то’ едви-
нуто и что вероятно мы встанем на
путь очень плодотворной работы, =
станем!

Я, ‘собственно, по оптимизму, мне
присущему, уверен в этом, & с тем,
что здесь было сделано, я вс всех
искренно поздравляю’ и Ha этом я
кончу. (Бурные апподисменты, Все
встают),

Председатель: Товарищи, работа
нашего пленума закончена.

Позвольте второй пленум об’явить
закрытым, (Аплодисменты),
	здесущим, воевидящим,. ну и... все-
мотущим, * но вот yn пожалуй...
(Смех.)

(Демьян Бедный; Всезнающим).

Все понимающим. Он должен быть
золовой арфой, которая всякое дви-
жение воспроизводит в хороших зву»
ках.

В области так ‘называемой умст-
венной деятельности люди принуж-
дены жить кзк-то единолично, рабо-
тать также на маленьких иаделах;
нищенских наделах, и, по закону
конкуренции, каждый, конечно, все-
мерно оберегает свой надел. Тут
происходят разные неприятности,
‚ Мне неоднократно приходилось
‘указывать на ограниченность тема-
тики дореволюционной русской ли-
‘тературы, дореволюционной литера-
туры, буржуазной литературы. кото-
рая на самом деле ведь пропустила
чрезвычайно много вне линии своей
работы и вне своего понимания, про-
пустила все, хотя бы взять ХГХ век,
— пропустила то разбойничество, как
массовое явление. которое ‘началось
	в стране после 1312 года, после на-
полеоновских войн, и продолжалось
все-таки почти до сороковых годов.
Это явление у нас еще: не исследо-
вано, мы не знаем ни! архивов ста-
рых, мы не знаем вообще того, что
делалось, — а судебные архивы того
времени могли бы нам показать, что
очень, много. Например, что разбой-
ничьи шайки Верхнего Поволжья ка-
-kaM-TO образом были знакомы с
весьма отдаленными от них идеями,
которые когда-те проводили Болот-
ников; Разин, Пугачев, в этом раз-
бойничестве были элементы бунта
социального. Разбойники соприкаса-
лись с сектантами поволжскими,
уральскими, которые помотали им и
наживались на них.   ` ms,

‚У изс упущен момент внедрения
культуры путем всяком  кнутобой-
ства, птыка и т. д, например, кар-
тофельные бунты и целый ряд та-
ких явлений, которые не ‘должны
были бы пройти мимо литературы,
но прошли, Тут не условия ценауры
царской мешали, а та тематическая
ограниченность, которая была свой-
ственна дореволюбионной литературе,

Есть опасность, что и мы что-то
пропустим, а этого нельзя пропу*
скать. Нам предоставлены в распо-
ряжение. бесконечные возможности
опыта. Критика‘ должна особенно
подчеркнуть этот факт, этот порок
литературы, Но опять-таки для это-
го сами критики должны расширить
свой житейский опыт, & это дости-
тается, конечно. учебой.

В резолюции вы слышали, что
нам критиков надо было бы чело-
век 25; следует создать такую груп-
пу, пусть люди учатся тол, пусть
хоронто ознакомятся с историей ли:
тературы и проч. ит. д.

Цитировалось мнение Мирского о
тазе?ной работе поэтов, о вредном
влиянии на них, Я думаю, что това-
pum Мирский прав там, где речь
идет о. крупных поэтических дарова-
ниях, Такие дарования, конечно, не-
экономно дробить на фельетоны, на
эстрадные песенки и вообще на ме-
лочи. Однако нельзя забывать, что
в нашей страже весьма много мело-
чей, которые являются признаками
живучести мещанокой, пошлой cra-
рины, и чм живучесть этих мелочей
совершенно поразительна. Вот! не
угодно ли сопоставить два списка
цесея, которые исполняются на эстра-
‚ дах. Обращаю внимание на резкую
разницу репертуаров 1931 и 1934 гт.,
не в пользу последнего.

Товарищи, поетов -- сотни. Крут-
ных поэтических дарований, по-мо-
ему, гораздо меньше. Стихи пишут
километрами. (Смех). Социальная
ценность половнны этих стихов, если
не больше, очень незначительна, Но
она была бы несомненно полезней и
	значительней, она сытрала бы боль-’
	пгую воспитательную роль, если бы
молодые поэты шли той дорогой, ко-
торой шел Беранже, которой идут
французские шансонье, Они отклика-
ются на каждое политическое собы-
тие. Посмотрите, как они изобразили
6-6 февраля! Воть ряд песенок, me
	сразу дается «всем сестрам по серь»
	там».

А ведь у нас есть чрезвычайно
‘много всяких таких штук, которые
должны быть осмеяны, ©. которыми
нужно бороться. Наконеп, у Наю есть
слишком много такого, ва что  пужно
похвалить и‘пе газетным словом, &
искренно, со всем пафосом и ‘тем
большим чувством благодарности, ко-
торого заслуживают етн люди. У нас
ость люди, достойные песен, и все
`больцте становится таких людей. Но
вот отого+то у Мас и ‘нет. Почему?
A ne понимаю. Нужно, чтобы было.
Нужно! ~ ‘ :

\ 0 большой поэзии и о больших по-
этах я говорить Не стану. Я человек
в этом леле неосведомленый, я поте-
‘ряд в этом вкус и стихи читаю ©
большим трудом. (Смех.) \

Не стану товорить я @  драматур-
tHe, Во-первых я вообще чувствую
‘себя малопонимающим в этом деле, в
праматуртии,. © во-вторых — очень
мало бываю в тедтре, почти he бы-
paw, Но поскольку мне приходится.
читать рукописи. разных пьес, могу
	(Появление А. М. Горького деле-
гаты приветствуют стоя, продопжи-
тельной овацией).
	— Нели сосчитать все врёмя, кото-
	poe тратитея на аплодиементы, TO

попучится ‘страшно много времени.
(Смех).

Я думаю, товарищи, вы не потре-

` буете от меня детального и подроб-

ного изложения всего, что здесь было

сказано, ибо это совершенно в6в03-
	можно. У меня было слишком мало
	времени для тото, чтобы прочитать
вое эти очень обстоятельные речи,
сделать из них определенные выводы
и осветить сказанное на пленуме
так как оно того достойно. Я пере-
	дам вкратце только впечатление, к0-_
	торое у меня получилось от чтения
стенограмм.

Впечатление таково, что, пожалуй,
слишком преобладали вопросы про-
фессионального характера над вопро-
сами, так сказать, общего идеологи’
ческого, социально-нолитического зна.
чения.

В вопросах професвионального ха.
рактера, там, например, тде речь
	пула oO тематике, недостаточно ярко
	выступала необходимость расшире-
ния и утлубления тематики. 5
Видите ли, в чем дело, товарищи,
Вот у нас был и есть древний pyc-
ский крестьянин, воспитанный веки
ми в совершенно определенной об.
становке, которая к 20-му столетию
‘оставила ero человеком 18—17-го
столетия, Этот крестьянин, тем не

менее, в краткий срок, в 1 лет
	слелал фантастический прыжок в
20-е столетие, к социализму. Есте-
ственно, что‘кулак, «мироед», ростов-
щие. лавочник должен был овазать
воякое сопротивление в каких-то 000-
бенно сильных формах, формах тра:
тических. Он и оказывал это сопро-
тивление именно так. ^

У нас, в нашей литературе; это не
проскользнуло. Не удалось нам ото-
бравить людей этой кулацкой пои-
хики в олном типе, в крупном об-
разе: Возьмите, например, их епо-
coon борьбы. Вы; конечно, зизете их,
но, мне кажется, очень многое
ускользнуло от вашего внимания.

Когда, например, вулаки зарывали
в зёмлю хлеб, то некоторые из них
заметили, что от этото обильно раз-
водятся мыши. Мышь -= очень хо-
роший вредитель. Мышь стоит лю-
‚бой стране очень мното, a нашей
стране — стралино мното. Она истре-
бляет хлеба на большие десятки
миллнонов рублей.

— Аргументащия врага сильнее 4a
ей, писателей, Мы не отметили это-
то в драмах и рассказах с должной
силой. Мы вртументируем идеями, &
они аргументируют делом,

Машины, входя в обиход сельокоге
хозяйства, путают птиц. Кулак ото
очень хорошо учел и товорит: «Чорт
с ними, с этими малпинами, добра
от них не будет. Птичек насекомо-
ялных распутали, насекомых разве-
‘лется больше, — все равно вред бу:
дет!» ; ,

Даже и эту мелочь сумели учесть!
. AL весе время врацаюсь в сфере
_ професвиональной, как оно и следует:
И вот и должен сказать, что BTS
‘тема — «кулак» — не дана, Не дан
враг в ето настоящем виде,

Затем, этот враг. пережил некото-
рую эволюцию — от убийства свойх
собственных детей и внучат, от под-
жогов. от многочисленных убийств
селькоров и Т. д, до отравления хле”
ба гвозлями, стеклом и т. д.. как это
выявилось на последнем процессе
Откиана.
	Эта «эволюция» He была прослеже-_
	на, & она означает упадок силы CO-
противления врата, т. ©, поражение
его. i

_ Осталась б98 внимания женщина
в ее росте,

Осталось без внимания очень мно-
гое. Как я не один раз говорил уже,
остались совершенно без внимания
дети. О’детях мы почему-то не. пи-
нем; а ведь раньше буржуазные пи-
сатели: писали и не плохо, .

Ho если товорить Ha эту тему
пришлось бы очень многое говорить,

Перехожу к вопросам, непосред”
о ственно стоявшим на пленуме, Не
которые ‘лица, возражавшие т. Бес»
палову; говорили, что наиболее: дея»
тельное участие в ‘создания образа
принадлежит бессознательной твор»
ческой работе, =

Неверно это, товарищи! O secco-
знательной работе вообще, по моем
мнению, нельзя говорить, Нет тако
работы, если нод термином бесвозна-
тельной работы не понимать -^6е060-
знательную мускульную, `механиче-
скую работу. Человек привык изве-
стным образом двигать рукой и дви-
тает ею; уже не еледя за её рабо-
той, зная, что рука — научена, не
omuGerca. р

У нас бессозиательность омеживв-
ется ‘в интуитивностью, т. ©. © тем
человеческим качеством, которое им-
нуется интуицией и возникает из
занаса впечатлений, которые еще не
‘оформлены мыслью, не оформлены
сознанием, не воплощены в мысль #
образ.

Я лумаю, что © очень многими,
почти с каждым из вас бывало так,
что они сидят над страницей час,
два, и все что-то. не удается, но вдрут
человек попадает туда, куда следует
{ попасть, т, е. завершает цепь познан-
ных им фактов каким-то фактом, ко
торого он не знает, но предполагает,
что он должно быть таков, и даже
не предполалтает, ‘а просто чутьем ду-
Maet, что именно таков. И получает»
ся правильно. ‚   < ‘
` Это внесение в опыт тех звеньев,
которых нехватает писателю для
того, чтобы дать совершенно завон-
ченный образ, — это и называетея
интуицией. Но называть это 6е600-
знательным — нельзя. Это еще не
включено в сознание, но в опыте
уже есть. з а

Tak sta Hane понимать, Может
быть я ошибаюсь. Тогда, ясное дело,
будем оспаривать,

Титул «инженер человеческих душ»
у нас относится к литератору. Я ду-
маю, что критик не менее заслужи-
тает этого титула в том случае, если
он работает В согласии и сотрудии»
честве  се литератором,

Чего нам нужно добиться в этом
деле? - :

В той критике критиков, которая
была злесь высказана, в ней очень
иного дельного и серьезного. Кри»
тика действительно помотает нам
мало: Тлавйым образом занимается
пзысканиями нелостатвов в наших
произведениях, очень плохо пони.
		мает, откуда идут эти недостатки, по-
чему они появляются. Мало, или поч.
ти совсем не’ занимается критика
языком, не указывает нам на пра-
вильное или неправильное строение
фразы, на архитектонику произведе-
ния, на лотически правильное раз-
мещение материала и т. Л.
	Tem не ‘менее палку’ перегибать.
	нельзя, — она может дать по лбу.
	И все-таки за критикой надо при:
	знать; кое-что сделано ею и делает-
ся, : .
Разноголосица большая. Она и вы-
ражена была на пленуме и доволь-
но-таки ярко, довольно основательно.
Критика должна чему-то научить-
ся. Она идет все-таки не в ноту с
литературой, а если мы отстаем от
действительности, так критика тоже
отстает от нас и, главным образом,
бъет нас по линии идеологичесвой
	грамоты, что, конечно, правильно. но.
	делается не веегда достаточно yOean-
тельно — следствие! некоторой не:
мощности самой критики,

Зало по линии литературной” гра.
	‘мотности никакой помощи Het.
Я товорю в данном случае не’
	исключая себя, потому что я вое
это испытал на себе. Мне тоже по-
мотали мало, ругали много и плохо,
хвалили еще хуже, а помотали =
		Совершенно необходим в нашей
	стране для веесоюзной Hamel лите-
ратуры, которая если еще He стала,
то все-таки уже становится учитель-
ницей литературы всего мира, — во
	BCAKOM случае влиятельнейшей ли-
	тературой мира, — для нее совер:
ценно необходим глубокий и веесто-
ронний контакт с критикой, конечно,
грамотной критикой.

Но, видите ли, товарищи, мы не
	будем иметь грамотной критики 20
	тех пор, покуда не настоим на том,
чтобы созданы были грамотные. ври-
тики и чтобы у нас была ‘история
литературы. Нам необходима исто-
рия литературы, которой нет у нас.
 Точно так же нам необходима кри-
тика, которая недоспела потому, что
плохо знает историю ‘литературы и
«не в курсе» той огромной -ответ-
ственности, которая лежит на ней.

Тов. Беспалов отметил труппу кри-
тиков, которые, по его мнению, мо-
тут активно участвевать, активно
помочь нам двинуть вперед работу
литературы. Он назвал ряд имен.
Я, само собой разумеется, не булу
говорить, почему тот или другой не
тодится, Это вовсе не мое дело и
не в том дело, что тот или другой
не годится. Не тодится вся критика,
которая не. отвечает той огромной 3a-
даче, которая на ней лежит.

Я смотрю на дело так: природа
дала человеку не больше, чем лю-
бому из других животных. Все, что
создано Ha земле, — вся культура
создана. и-выработана трудом людей.
Но это у нас йе усваивается 6 до-
статочной широтой и тлубиной, не
усваивается философекое, политиче-
ское, педаготическое значение этого
факта. Отношение к истории куль:
туры у нас таково же, как и у лю-
дей, которые веками привыкали жить
чужим трудом и органически не по-
нимают воепобеждающей силы, силы
труда. Творческие, ортанизующие ка-
чества и свойства человека ортани-
зованы трудом. Вот это недостаточно
усваивается и понимается, «А в на:
шей стране, казалось бы, это должно
быть понято особенно, потому что то,
что делается человеческим трудом в
	нашей стране сейчас, — 9710 же с0-
	вершенне фантастично, сказочно. Мы
не умеем охватить всей картины
строительства. Мы неё знаем, что де-
лается где-то на Колыме; в Ср. Азии,
Ha островах Арктики —- везде, где
работает страпгная созидающая била,
==отрашная по своим размерам, по
тем результатам, которые она дает.
Нас ненавидят. Нас еще больше 6y-
дут ненавидеть, потому что мы де-
лаем страшное дело для тех, кому
оно — гибель. (Апподисменты.) _

У нас какие-то нелады с действи-
тельностью. Надо ее шире обнять,
тлубже понять! Нало’ глубже” войти
в нее, 7 г

‚Ведь как-никак, человек ХУП ве-
‘ка, русский крестьянин, соскочил со
своето нищенского надела — это
‘факт. А вот интеллектуальная часть
народонаселения 6 нищенокого ‘из-
‘дела еще пе’ соокочила, (Смех, апло-
дисменты,) т

Это смешно, конечно, но я говорю
не шутя, & серьезно. Профессия в
‘известной мере ограничивает челове-
ка. Правильно остроумнов уподобле-
‘ние ‘Кузьмы Пруткова: специалист

‚Советская критика является важ-
ным орудием руководотва “литерату-
рой. помотает художникам слова вос-
питывать массы в духе социализма.
Нод руководством Нартий критика.
нанесла сокрушительный удар враж-
дебным марксизму-ленинизму теори-
ям и враждебным социализму влия-.
ниям в художественном творчестве.
В этой борьбе советская  критива
идейно окрепла и выросла. Постанов-
ление ЦК ВКП(б) от 23ЛУ— 32. г. co-
здало все условия для роста под:
линно партийной литературной и те-
атральной критики. За годы, прошед-
шие после постановления ПК, кон-
солидированы основные кадры (кри-
тиков и ликвидированы наиболее
яркие проявления трупповщины, Од-
нако, несмотря на ряд достижений в
работе критики, она не стоит на уров-
не тех задач и требований, которые
к ней пред’являют советские писате-
ли и читатели.

Основное направление работы кри-
‘тики должно состоять в том, чтобы
она углубленно изучала все процес-
бы роста советской литературы, дава-
ла им конкретную` оценку, помогала
	писателям становиться подлинными.
	художниками социализма, ведя реши-
тельную борьбу за преодоление пере-
MUTROB капитализма в художествен-
ной ‚литературе и литературной тео-
рии. Высокая революционная бди-
тельность и тлубокое понимание про-
‘цессов социалистической культуры—
основные качества“ советской крити-
ки. 5

Советская критика сможет успеш-
	МОм

пусков, организацию  систематичь,
ских курсов, ‘издание работ критя..
ков, выращивание новых кадров y
помошь им. —

2 Расширение отделов, критики у.
	библиографии в журналах И Газы, о
	с тем. чтобы они могли Обеспечить
систематическое освещение Всей в
дожественной продукции.

3.° Систематическое освещение a
сравнительное изучение литературно,
	то развития всех народов Советекон
	союза и организация обмена творчь,
ским опытом.

4. Пленум вменяет в обязанное
редакциям литературно-хуложествер.
ных журналов организовать система,
тические обзоры советокой литерату,
ры; как русской, так и братских ре
публик, по голам, жанрам, темам у `
т. д; а также обзоры зарубежной ag.
тературы: sO У

`5. Особое внимание должно быть
уделено произведениям Молодых в
начинающих писателей; критика 0бя.
aaa систематически  помотать gy
творческому и политическому ро,
cry,

6. Олной из важнейших задач кри
тики должна быть коллективиая р,
бота над созданием истории литера,
туры 19-го и 20-го века, истории лить
ратуры СССР и очерков советских.
литератур братских республик.

Для выполнения решений плевум
правление поручает президиуму ус.
лить руководство литературно-худое.
жественными и. критическими тур
налами, а также «Литературной газе,
той», внеся в работу органов Сотав
плановое. начало:

HO выполвить эту основную свою 98
	“дачу лишь в ToM случае, если оне
	будет органически сочетать разверну-
тую политическую оценку фактов ио-
	кусства с квалифицированным и тлу-
	боким анализом художественных 060
бенностей литературных произведе-
ний и будет вести решительную борь-
бу против попыток возродить rpynno-
вую критику. По содержанию, проб.
	 лемам и темам. которые она отавит,
	& также ‘по своему языку критика
должна быть рассчитана на птиро-
чайшие массы трудящихся, уделяя
особое внимание молодому поколению
читателей, комсомольской молодежи,
Внимательно изучая подлинные тре-
бования и вапросы культурно вы-
росших читателей, она обязана вос-
питывать и развивать их художест-
(венные вкусы, сочеталь  теоретиче“
ский анализ ¢ глубоким знанием со-
циалистической дейотвительности. _
	т к 4
Для того чтобы поднять качество
критики и преодолеть ее отставание,
	второй пленум правления считает не-
	обходимым:
1. Создание условий, стимулирую:
	цих рост квалификации и творческой.
	продуктивности критиков. Пленум
поручает‘ президиуму разработать 4
провести в жизнь ряд мероприятий,
которые должны урегулировать: рас-
пределёвие сил критиков. правильное
использование кадров, создание кад-
ров критиков урофессионалов путем
освобождения от всякой друтой ра-
боты группы критиков в 20—25 чело»
век, предоставление творческих от-
		RO дДоОНлАЛ
		Заслушав доклад т. Минца, пленум
правления постановляет;
	— В зловещем свете антисоветокой
войны, лихорадочно подготовляемой
империалистами, изучение, подведе-
ние итогов интервенции приобрета-
ет   особенно актуальное значение.
Участие в разработке истории граж-
данской войны означает и подготовку
миллионов строителей социализма к
обороне нашего великого Советекого
союза. Считая необходимым активнее
ВкЛЮЧиТЬСЯ в начатое по. инициати-
в6 А, М. Горькего и утвержденное
постановлением ЦК писание истории
великой пролетарской революции и
геронческей . тражданской войны,
‘пленум союза советских писателей
поручает. президиуму:

1. Рекомендовать  скретариату
тлавной редакции грунпу писателей
	Заслушав доклад о работе по ис-
торни заводов, пленум правления С0-
юза советоких писателей отмечает:

История заводов может дать наи-
больший  политико-воспитательный
эффект, если богатое политическое
содержание, заключенное в истории
каждого предприятия, будет выраже-
‘но в художественной форме, обеспе-
‘чивающей наибольшую массовость и
доступность книг. силу их. воздей-
ствия на читателя. J

Это требует широкого вовлечения в
работу по’ истории заводов писателей
 -— мастеров художественното слова.
	Приветствовать предложение
М, Горького: и приступить к изданию
серии’ книжек «История деревни».
	«История деревни» должна пока-
	зать положение крестьянства до рево;
	люции, различные формы. и методы
его энсплоатации co стороны цар-
ских чиновников, помещиков, купе-
	A, Серафимознич,

7 PRP ABO TI
ion Roti
	г) Пролетарская революция в У
бекистане, Туркменистане и Тадж

кистане;
	д) Победа над японскими интер».
вентамй ДВ в 1929 №.
	4. Пленум. призывает литераторов ^
национальных республик к изучению
военного дела, созланию своих 9,
паевых», к работе плечом к плечу
самоотверженными героями великой
	`Рабоче-креотьянской Ирасной армии.
‘под’руководством Ленина —= Сталина
	‘отетоявшей Союз содиалистическах.
республик.

5. Президиуму. союза. совместно 6’
секретариатом гл. редакции «HIB
наметить план военио-литературной
работы и регулярно захлушивать OF

ыы выделенных на работу и
ле
	для разработки и литературного
‘оформления рукописей активных
	участников гражданской войны,
2: Утверлить труппу в 19—15 17.
	для подготовки отлельных крупных.
	произведений, прославляюдтих, как
писал т. Сталин, подобно «Чапаеву»,
величие исторических побед пролета-
риата и трудящихся напей страны,
	8, Предложить правлениям ССП
нац., республик немедленно присту-
	вить совмеетнос местными комиоеи-
	ями истории гражданской войны к
изланию сборников воспоминаний:
а) Борьба в немецкой оккупацией
на Украинели Сев. Кавказе; -
6) Польская (и немецкая). ей
ция в Белоруссии;

`в) Гражданская Polina в. _ Важав-
казье*
	ПОНЛАЛУ 0 РАБОТЕ
	тариата, прививает новые навык
работы; заставляет m0- -nacrosmeny
изучать избранный писателем об’ект,
связывает писателя с предприятнех
и его людьми.

Это подтверждаетёя опытом тех п.
сателей, которые уже добросовести
и плодотворно работают над иотор
ей заводов.

Пленум считает необхолимым 1
кратчайшие сроки обеспечить шир’.
кое участие писателей в авторской
работе по истории заводов в 600%.
	ветствии о планом главной редакций.
«И. З..
	мии, строительство колхозов, веду
щих крестьянство к’ культурной, 5®_
житочной жизни.
	Поручить президиуму правлений.
обсудить вопрос’ о редакции «Ист”.
рии деревни» и вовлечь в активную.
	работу по «Истории деревни» ии
ССП.

Пленум правления Союза совет.
ских писателей считает, что участие
писателей в работе по истории зв-
водов вопреки многочисленным дек“
ларациям и обязательствам до сих
пор было совершенно недостаточным
и ни в какой мере не соответствует
политическому и художественному
значению этой работы. :

История заводов стимулирует ра»
боту писателей над ведущими темами
эпохи, расширяет писательекий кру-
гозор, ведет к показу ‘сегодняшнего
дня социалистических предприятий,
важнейнтих моментов история проле-
	ОБ „ИСТОРИМ ПЕРЕВИИ“

чества и купачества, революционную
борьбу трудящегося крестьянства. с
	его эксплоататорами до Октября, ге+.
	роическую борьбу крестьянства под
‚ руководством рабочего класса  поспе
`Октября, в годы гражданской войны
с врагами Октябрьской революции в
рядах партизанских и красногвардей-
ских отрядов и в рядах Красной ap-
	понимать,

человеческих душ»

Может. ка. Правильно остроумное. уподобле-
Тогда, ясное дело,

’ние Кузьмы’ Пруткова: специалист
подобен флюсу. Профессия — orpanns
чилает. Профессионал ип6т главным
	чивает. Профессионал ищет главным
делом то; что может дополнить ©го
собственное, расширить надел. о‘
Нам, я думаю, следует наши Ha-
делы растиризь. Ham советский ци-
сатель не может быть только припи-
‘сателем, не, может быть только иро-
фессиональным литератором; вто —
живое лицо, живой, энергичный уча-
сотник всего того, что творится B
стране, `{Апподисменты,) рабо-
тает буквально везде, это Ta самая.
‘пчела, которая собирает сок с0 всех
цветов, созлает мед и воск. Он дол-
	жен быть везде, Он лолжен быть ве-
	Ф, Гпаднов и В. Бахметьев на   пленуме правления Союза советских писателай.