О: а ам
W zs

хоре:

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЫ

ПИТТ

Лото чести
	ЗАСЕДАНИЕ ГЛАВНОЙ РЕДАКЦИИ „ЛЮДЕИ ПЯТИЛЕТКИ“
	Редакция: «Шюди пятилетки» —
	новой большой коллективной работы
писателей, началой ‘по инициативе
А. М. Г орького, — приступила к р8-
Gore после с’езда  писалелей.

это время собрано много интерес-
ных материалов, которые будут
весьма полезны при  непосредет-
венной писательской работе над
КНИГОЙ 0 людях пятилетки. Так, ©0-
ставлен ряд хроник по газетам  по-
следних 8—10 лет о наиболее ярких
событиях и фактах из хозяйственной,
политической и общественной жизни
страны. Составлены хроники  быт-
вые, в том числе такие, которые
показывают изменения. происшедшие
за эти годы в одежде, жилище, рабо-
чем бюджете и т. д. Написаны очерки
по истории промышленности с очень
богатым фактическим материалом, KO-
торые показывают, какие проблемы
стояли в той или иной отрасли про-
мышленности, в тот или иной год,
какие были люди, какой тип инжене-
ров, хозяйственников и т. д.

Весь этот фактический материал
окажется, несомненно, совершенно
неоценимым для любого писателя, ра-
ботающего нал темой пятилетки. Кол-
лектив. поможет ему нащупать OCHOB-
ной узел проблемы и начать работать
не с голыми руками, а с значитель-
ными сырьевыми заготовками.

Ряд писателей, участников коллек-
тива «Люди пятилетки», уже избрали
для себя темы и начали работать нал
их осуществлением. Так Ив Катаев,
Н. Зарудин и В. Гроссман пишут о
типе нового рабочего. С целью. изу-
чения. материала. они поселились в
	олном из общежитий завола им. Ста-.
	лина и работают в качестве пражти-
кантов на’ заводе. Писатели Юрезан-
ский. Гехт и Стонов получили от
коллектива творческие команлировки
и собрали на местах рял ценных ма-
териалов для своих работ. Всего в ра-
боту включилось уже 35 авторов.
Однако развертывание деятельно“
сти редакции «Людей пятилетки» про-
ходит все же недостаточно интенсив-
но. Еще не очерчены основные вехи
плана работы коллектива, еще мно-
го кустарничества. Не созданы не-
обходимые условия для работы ре-
давции, работа которой неизвестна
	_шировим массам людей пятилетки —
-в_без-их участия. безлихсвоетомина-
	ний, характеристик товарищей по
работе и т. д. задача, поставленная
перед собой коллективом писателей.
не может быть выполнена уепетиво.
	Всей этой сумме вопросов и. было
посвящено заседание Главной редак-
ции и бюро коллектива «Люди пяти-
летки», состоявшееся 16 марта на
квартире А, М. Горького. В этом засе-
дании кроме Алексея Максимовича
приняли участие тт. А. И. Стецкий,
Л. В: Мехлис и А. С. Щербаков, а
		архитектуре
	лось, что работу коллектива нужно
строить тадим образом, чтобы никак
не сужать творческую инициативу
отдельных писателей, не навязывать
им тем, а, наоборот, использовать и
налтравлять их интерес к темам, ими
самими избранным, и помогать —
материалами, консультациями и т. д.
— эти темы осуществлять. Что ка-
вается литературных форм работы, то
все сошлись на том, что в нее могут
войти и роман, и короткий рассказ,
ий драма, и очерк.
	По предложению А. М. Горького
0б’ем работы коллектива распгиряется.
	Сохраняя упор на созлании типов лю-.
	дей пятилетки и гигантской созила-
тельной работе, проделанной в стра-
He 33 последнее лесятилетие, писа-
тельский коллектив не должен, одна-
ко, сужать себя этим сроком, &, нао-
борот, стремиться охватить основные
процессы, основные эталы  социзли-
стической революции и строительства
за 20 лет. К 20-летию и должны быть
закончены «об’екты» коллектива. Пи-
сатели, об’единенные в него (состав
коллектива прелполагается расширить
й привлечь к работе все основные ©и-
лы писателей. “kak русских, так и
братских республик). лолжны дать к
20-летию- советской власти.  об’еди-
ненные ‘единым замыслом книги, про-
извеления. хостойные этой латы.
	Совещанием намечен рял практиче-
ских мероприятий по усилению: рабо-
ты редакции и писательского коллек-
THB.
	также писатели — члены бюро кол-
лектива. , :

Bo вступительном слове А. М.
Горький. указал Ha громадное зна-
ние предпринимаемой работы, отме-
тив, что она должиз стать делом че-
сти всех советских писателей.

Совещание заслушало доклад отв.
секретаря коллектива т. Корабельни-
кова 0 состоянии работы по «Людям
пятилетки» и сообщение т. Б. Агапо-
ва о вступительном томе книги. По-
следний, по мысли его инициаторов,
должен представить coco картину
жизни страны за Годы пятилетки.
Подробное изложение плана этой по-
слелней работы, вызвавшей большой
интересе и единодушное › одобрение
всех участников совещания, читатель
найдет в статье т. Агапова в следую-
щем номере. «Литературной газеты».

При обсуждении задач  писатель-
ского коллектива тт. Горьний,  Creu-
кий и выступивший с большюй pe-
чью т. Мехлис отметили, что в основ-
ном направление работы взято пра-
Вильно и дело заключается в том,
чтобы развернуть эту работу значи-
тельно шире; с значительно большим
общественным резонансом: Создание
кНИГ © ЛЮДЯХ ПЯТИЛетки должно стать
делом всего Союза советских писате-
лей. правление которого будет в лаль-
нейшем, по свидетельству т. Щерба-
кова, самым активным образом участ-
вовать в работе коллектива. В бли-
жайшее же время лолжны быть  с0-
ставлены контуры плана книги (или
вернее нескольких книг). Полчеркива-
	№ 16 (507)
			Заключительным, звеном работ вто-
рого пленума ССП явилось рассмот-
рение и утверждение плана работ
Союза писателей, Этот план являет-
ся конкретной программой действия
для наших писателей, наших кри-
‘тиков, для редакций питературных
журналов и питгазет. .
	Основные линии своей работы пра-
вление ССП наметило в соответствии
с решениями с’езда copercHMx писа-
телей.
	Узповой, центральной задачей на-
шей питературы с’езд писателей по“
ставил высокое качество произведе-
ний советских писателей. Борьба за
качество литературной. продукции и
повышение качества советской кри-
тики — это две стороны одного и
того же вопроса „Здесь особо остро
встает необходимость всестороннего
повышения культурности писателя и
критика, их творческой напряжен-
ности и мастерства. Систематические
встречи писателей друг с другом и
с критиками для делового, серьезного
обсуждения наиболее выдающихся
произведений нашей питературы, и
критики и литературоведения в том
числе, — должны в первую голову

служить этим целям, -

Но этого мало. Писателям и кри-
	тикам необходимо регулярно знако-
миться с достижениями в области
	смежных искусств (театра, кино, ар--
	хитектуры, музыки, живописи), а
также с достижениями современной
науки и техники. Нужно много и мно-
го знать, неустанно расширяя свой
теоретический кругозор, чтобы уметь
просто и правдиво изображать вели-
колепную действительность социализ-
ма, Нужно знать не только прошлое
и настоящее этой действительности,
но нужно еще уметь заглянуть в бу-
дущее. Великие писатели и мыслите-
пи прошлого от Гомера н Аристотеля
до Гегеля и Бальзака всегда стреми-
лись проникнуть в будущее, открывая
его черты по отдельным, часто смут-
ным намекам. Но писатели и фило-
софы прошлого были ограничены ус-
ловиями своего обуженного ‘классово-
го мировоззрения, Советский  писа-
тель является писателем свободной’
страны, где нет места классовой ог-
раниченности и предрассудкам. Со-
ветский писатель имеет в ‘своем рас-
поряжении не только богатейшее. ли-
тературнов и вообще культурное на-
следство прошлых веков, о№ имезт
перед собой также произведения ге-
ниальных вождей и учителей: рабоче-
го класса, Изучая их, он приобретает
в своей творческой работе твердую
уверенность в сложном ходе истори-
ческого процесса и силу ориентиров-
ки в пробивающихся через старое
новых явлениях и событиях.
	Для повышения качества нашей
питературы необходимо учесть и еще
одно чрезвычайно важное обстоя-
	вия

тельство, отмеченное на с’езде и по-
ставленное во главу плана’ работы
ССП после пленума. Дело в том, что
советская  питература, являющаяся
единой по своей идейности, по свое-
му содержанию, включает в себя Bo-
гатейшее разнообразие национальных
литератур. Мы поймем и охватим со-
ветскую литературу во всем ее об’еме
только тогда, когда будем знать и пи-
тературы наших республик. В этом
	‚деле призван сыграть огромную роль
	апьманах «Творчество народов
СССР», издание которого надо всяче-
ски форсировать, Задача изучения
вопросов национальных питератур,
вопрос о качестве переводов с наци-
ональных языков и обратно будут
в значительной мере разрешены пу-
тем серьезной организации такого
альманаха. Планомерные  команди-
ровки в нацреспублики писателей и
критиков с конкретными питератур-
ными поручениями также должны сс-
действовать квалифицированной ин-
формации о национальных литерату-
pax,
	и национальных питератур
необходимо еще знать литературу
	наших областей и краев, богатую ли-
тературу провинциальных, по преи-
муществу молодых ипи начинающих
питераторов. Вообще вопрос о работе
с начинающими авторами занимает
	большое место в плане работы Сою-
	за. Она, эта работа рассматривается
«не только как одна из важнейших
задач правления ССП, но и как заж-
нейшая задача каждого члена Союза,
писателя и критика», Высокое каче-
ство журнала «Литучеба» — этого
центра работы с молодыми автора-
ми, — хорошие программы для ли-
тературных кружков и систематиче-
ский контроль за работой последних
(семинары и консультации для ру-
ководителей, инструктирование
и т. п.) — таковы основные условия
для разрешения задач работы с на-
чинающими ‚авторами.
	Наконец, хорошо и справедливо
сказано в решениях по плану рабо-
ты ССП об обаронных. задачах сазет-
ской питературы: «Оборонные задачи
не могут считаться пишь делом ка-
ких-либо специальных «оборонных»
писателей, Задача всей советской пи-
тературы — служить делу обороны
социалистической родины, оборонять
и укреплять нашу социалистическую
культуру и противопоставлять ее ка-
питализму»,

‚ Производственный план Союза пи-
сателей ‘четок и ясен. Он единодушно
принят пленумом правления. Выпол-
нение его должно явиться для всех
наших литераторов депом чести и до-
бласти.
	Срела, 20 марта 1935 г.

Александр Довженк
	 УНРАИНСНОГО ЧАПАЕВА“
	Вскоре я возвращусь на киевскую
фабрику Украинфильм для постоян-
ной работы. На этой фабрике я нач-
ну делать оборонный фильм «Укра-
инский Чапаев».

06 этой моей работе в прессе уже
сообщалось, По инициативе т. СТА:
ЛИНА я буду’ работать над созданием
картины, посвященной т. Щорсу —
командиру и организатору Богунско-
го полка (потом командир 1-й диви-
	зии на Волыни), погибшему герсиче

ской смертью. = ы

Еще до вручения мне высокой на-
грады правительства — ордена Ле:
нина — я имел счастье разговаривать
с И. В. СТАЛИНЫМ о разных  про-
блемах советского кино и особенно
об украинской кинематографии. Тов.
СТАЛИН указывал мне на необхо-
	димость использования в кино такого.
	благодарного материала, как быт ук-
раинского народа, его фольклор, его
пегни, танцы, особенно прекрасный
украинский юмор, Богатая события:
ми история революции и гражданской
войны на Украине ждет еще своей
разработки в искусстве. Сколько ин-
тереснейшего материала для создания
большого и ‘значительного произведе-
ния На этом материале, сколько геро-
ических фигур!

Выполнение всех указаний т. СТА-
ЛИНА я рассматриваю как свою пер-
вейшую. обязанность, как свой долг
гражданина и художника Советской
страны.

Еще до окончания «Аэрограда» мы
начнем подготовительную работу к
новому фильму, собирая материал,
		ИНГРАД, 18 марта (по телег-
рафу от наш корр.). В необычайно
сердечной. товарищеской обстановке
прошло вчера юбилейное заседание,
посвященное трилцатилетней литерз-
турной деятельности Алексея Павло-
вича Чапыгина. В ломе писателя им.
Маяковского кроме. многочисленных
представителей литературы собрались
артисты. художники, ученые, предста-
вители литкружков, рабочих читате-
лей.

Торжественное собрание открывает
К. Федин. В яркой речи он обрисовы-
вает «крупнейшее литературное явле-
ние» — А. П. Чаныгина.

— Думали ли вы, — заканчивает
К. Фелин свою речь, — когла меняли
	подбирая литературных сотрудников,
ознакамливаясь с  интереснейшими
партийными и военными архивами на
Украине и т. д. Свой сценарий я бу-
ду создавать, привлекая литератороз
и сипы широкой общественности. .

Только недавно в прессе появилась
первая информация о моей очередной
работе, но она уже встретила широ-
чайший отклик со стороны старых
бойцов, лично знавших т. Щорса;
сни предлагают поделиться своими
воспоминаниями об этом выдающем-
ся герое гражданской войны. Я полу-
чаю различные письма, содержащие
интереснейшие материалы и сводки,
которые ‘могут принести большую
пользу в нашей большой и ответ
ственнейшей. работе.

В ближайшее время, как только на-
чнется перерыв в павильонных. с ем-
ках «Азрограда» для подготовки спе-
дующих декораций, я. приеду в Киев,
чтобы на месте, с помощью военного
командования, партийных и других
организаций начать пично  знако-
миться с материалами для будущего
фильма,

Я уверен, что Украинфильм при
помощи всей советской общественно:
сти с честью выполнит задачу, по.
ставленную т. Стапиным. Я, как ху-
дожник и гражданин, приложу все
свои силы, все свое умение и мастер-
ство, чтобы оправдать высокое дове-
рие правительства, наградившего меня
	‚орденом Ленина.
	(Из статьи А. Довженко в
газете «КомунКт»),
	 , чапЫГиа
mi
профессию. подмастерья живопиено-мз-
лярного цеха, на профессию писателя,
что. мастера и полмастерья питератур-‘
ного цеха в эпоху великой революции,
эпоху социализма, отдадут вам поклоп!
за ватн труд, назвав вас превосходным

из мастеров? ,
	С локлалом о творчестве Чалыгина
выступил П. Н. Медведев. Продолжи-
тельными. аплолисментами встречены
приветствие Максима Горького и
прелеелателя Фенсовета тов. Кодац-
	Юбиляра приветствовали предста-
вители Ленсоюза сов. писателей,
ИРЛИ Академии Наук СССР, завода
«Электросила», Гослитизлала, делега-
ция театра Гослрамы й др. Литфонлом
и Гослитиздатом А. ЦП. Чапыгяну
преподнесены ценные подаоки.
	Приветствие
В. 1. Говьного
	ДОРОГОЙ АЛЕКСЕЙ ПАВЛОВИЧ!
	Весьма досадно, что немощи стар-
ческие! не позволяют мне явиться на
праздник ваш и с радостью nocny-
шать, как Товарищи скажут вам слова
пюбви и уважения, воздадут хвалу за
прекрасного «Разина» и за «Гулящих
людей», которые обещают быть такой
же яркой книгой, какова книга о
Степане Тимофеевиче.  Мне тоже хо-
чется сказать, что’ очень люблю и вы-
соко ценю вас, мастера питературы,
для которого искусство всегда быпо
выше всяких выгод и удобств, люб-
лю за вашу любовь к литературе, за
северное! сияние вашего таланта.
Жаль, что приходится говорить это
издали, заочно и что не могу крепко
дружески пожать вашу руку, обнять
вас, ‘
	Огромная и ответственнейшая ‘роль
назначена историей литературе на-
шёй, великая честь способствовать
росту ее и движению к чудесной це-
пи, чего от нее требует народ страны
нашей, народ героев. Поздравляю вас,
дорогой товарищ, до хорошего празд-
	ника дожили вы, :
Г М. ГОРЬКИЙ.
	24 марта в. Харькове открывается памятник Тарасу Шевченко, работы
скульптора Манизера, На фото: момент установки фигуры на  пьеде
стап.
		Ровно год назад, в марте 1954 г.,
в ознаменование 120-летия со дня
рождения Т. Г. Шевченко в Харькове
начались, по постановлению украин-
ского правительства, работы по соору:
жению памятника великому поэту
революциоенеру.

Вопрос 0 памятнике Шевченко воз:
ник не со вчераннего дня. Он имеет
свою историю, в которой › немалую
роль сыграли националисты. Всеми
имевшимися в их распоряжений
средствами они пытались оттянуть и
сорвать осуществление этого  отром-
ното по своему культурно-политиче-
скому значению начинания, освиде-
тельствующего о том, что только
страна победоносного социализма мо-
жет достойно оценить память вели-
кого поэта — борца за освобождение
человечества от рабских пут..

Об’`явленный в 1927 г. правитель:
ственный конкурс на сооружение па
мятника Т. Г Шевченко был прова-
лен труппировавшимися вокрут
Скрыпника националистами по вся-
ческим ‘«об’екливным» причинам. В
1929 г. харьковская ‘парторганизация
во главе с П. П. Постышевым вновь
	выдвигает вопрос о ‘сооружении па-
мятника, но’ националисты умудря-
ются затянуть ортанизацию конкурса.
	на два года. Результаты этого конкур-
са были’ явно неудовлетворительны,
так как представленные проекты, к
вящишему удовольствию национали-
стов, носят ярёо выраженный харак-
тер всяческих формалистических. вы:
крутасов, усиленно культивировав-
шихся тогда, надионалистами,

И только конкурс 1933 г.,. органи-
зованный. вновь по. инициативе
П. П. Постышева, дает ряд. ценных ©
идеологически - художественной. и
формальной точек зрения проектов, из
которых правительственная комиссия
	останавливается на проекте заслу-
женного деятеля искусства М. Мани-
зера, поручив ему совместно с заслу-
женным деятелем искусств архитек-
тором И. Лангбавдом изтотозление
	окончательного‘ проекта. ~
	Памятник Шевченко в Харькове
это десятый по счету памятник, CO
оружаемый по проекту Манизера. По
своим масштабам памятник Шевчен-
ко является крупнейшими во всем С0-
ветском союзе. Он представляет собой
величественный монумент, в центре
которого стоит огромная фигура
поэта, окруженная 16 другими фигу-
рами, характеризующими крепостни-
чество, крестьянские восстания про-
тив. помещиков и царизма, этизолы
из революции 1905 года, и заканчи-
вающаяся группой из четырех фигур
— Рабочего, работницы, колхозника й
красноармейца — символа освобож-
денного труда и мощи пролетарского

государства.
Все фигуры отлиты из бронзы. Вес
каждой из фигур — 1—1 тонны:

Фигура Шевченко высотой в 6 мет
ров весит. 8 тонн. Все ны литье
весит 20 TONE.
	На пьедестал памятника высотою
в 103% метров общим весом 400 тови
поптло 25 вагонов прекрасного волын-.
ското лабрадорита.
	Сооружение столь грандиозного п8-
мятника в тажой короткий срок, как
один год, — факт, не имеющий пре-
цедентов в практике строительства
памятников. Так, паматник Петру
Первому отливался в течение 6 ‘лет,
на изтотовление одной лишь фигуры
в полторы-две натуры в дореволюци-
онные тоды уходило ‘от3 до 6 меся-
цев.

24 марта памятник Т. Г. Шевченкю
будет торжественно открыт.
		Один из делегатов 2-го Всесоюзного
с’езда колхозников тов. Якутов вебь-
ма метко определил архитектурную
практику в нашей деревне.

— Живем по-новому, строим по-
старому. :

Факты, приведенные на совещании
по сельскохозяйственной архитекту-
ре в докладах тт. Вутке, Кондахчеа-
на, Беккера и в прениях, блестяще
иллюстрировали это положение тов.
Якутова. «Отаринка» проникает в
холхозную архитектуру по следам
бесплановости, бесконтрольности,
стихийности, беспочвенного прожек-
терства, вступая в резкий конфликт
с новым содержанием колхозной жиз-
ни, со всем тем бытовым, хозяйствен-
ным и политическим укладом, кото-
рый так властно утверждается в CO-
ветокой деревне.
	Многие квалифицированные архи-
текторы, как свидетельствовал в сво-
ем вступительном слове т. Коппи, —
вообще свысока еще относятся &
строительству в колхозной деревне
и морщался, когла ‘им товорят, что
грандиозный разворот колхозного
строительства открывает и для них,
архитекторов, огромные возможности.

Существует и такая разновидность
архитекторов, которая твердо убеж-
дена в том, что колхозное архитек-
турное строительство должно явить:
ся монополией «экспериментаторов».
В результате — общественные и про-
изводственные сооружения. абсолют-
но выпадающие из всего архитектур-
ного ансамбля и совершенно не от-
вечающие своему назначению. К та-
кого рода результатам приводит и
практика ‹урбанистов». очень тороп-

BO и примитивно разрешающих
проблему ликвидации противополож-
ности между городом и деревней и
проектирующих для последней ти-
пично городские здания,
	Недостаточное внимание архитек-
турной общественности к тому, что и
	как строится в социалистической де-.
	ревне, приводит иногда и к враждеб-
ным тенденциям в с.-х. архитектуре.
к националистическим извращениям
в поисках нового стиля, к опошлению
принципов борьбы за культурное на-
следство. Этим влияниям поддаются
иногда и очень талантливые молодые
зрхитекторы, действующие `«за свой
риск и страх». Так в Узбекистане, по
сообщению т. Фридмана, возник Дом
колхозника (проект Смоленской), яв-
ляющийся точной копией дома бая,
архитектор Уткии взял для  евоего
проекта в качестве образца домик 0е-
зерното кулака — даже ворота имеют
форму кокошника. Характеризуя
проекты фантастического порядка, тот
&о т. Фридман указывает на творче-
	creo Леонидова, спроектировавшего
	На всесоюзном совещании по с.-х
	дом из несуществующих в природе
стеклянных кирпичей.

Между тем колхозники все настой-
чивее ставят в центр внимания во-
просы благоустройства колхозного
жилища, между тем идет переплани-
ровка целых сел, возникают совер-
шенно новые типы. поселений (МТС,
полевые станы, бригадные дворы),
между тем все ощутимее становится
нужда колхозных масс в новых клу-
бах, библиотеках, аслях,  избах-чи-
тальнях, театрах, кино, школах
и т. п. культурно-бытовых сооруже-
ниях. Не получая нужной помощи от
квалифицированных мастеров архи:
тектуры, становясь нередко жертва-
ми кабинетно-ведомственного творче-
ства наркомземовских проектировоч-
ных организаций. колхозники неред-
ко вынуждаются самою действитель:
ностью брать инициативу в свои ру-
	На эти факты неоднократно ссыла-
лись делегаты совещания. правильно
подчеркивая. что все наши творче-
ские и планирующие организации не
могут пройти мимо такого оботоятель-
ства, что указания, предложения и
даже‘ проекты, являющиеся продук“
том коллективной работы всех чле-
	Нов ТОГО или иного колхоза, ДОЛЖНЫ
быть в полной мере учтены и исполь-
зоважы соответствующими инстанция-
ми и лучшими нашими архитекто-
рами, Иначе восторжествует самотек.

-А какой вред он может принести
социалистической деревне — чрезвы:
чайно красочно и убедительно ‘рае:
сказал колхозник Майоров (из колхо-
за «Память Ильича»). .

Совещание, работавшее три дня,
подняло огромный - комплеке  вопро-
сов, проработало очень значительный
по своей конкретности и многбобра-
зию материал о путях развития кол-
хозной архитектуры. Нет никакого
сомнения в том, что габота совеша-
	ния была бы еще плодотворнее, если.
	бы на нем сильнее была предотавле-
на колхозная общественность. К со-
жалению, ее голос прозвучал на этом
совещании очень 6лабо. Кто виною
этому? Организаторы совещания? Не
они ли, кстати, виною и тому, что
на совещании отсутствовала, и вся на-
пта архитектурная «знать», — обетоя:
тельство, давшее вполне заслуженный
повод к мноточисленным упрекам и
нареканиям со стороны выступавших
	делегатов?
ДЕЛЬМАН.
	Ироевт колхозного клуба на 3509 человек,
	Аналемичеекое излание
	произведений
	Вышел первый том академического
издания произведений Т. Г. Шевчен-
ко под редакцией В. Затонското,
А. Хвыли и Е. Шаблиевского, вышпу-
щенный Гослитиздатом Украины.

Академическое издание произведе-
	ний великого украинокого поэта-демо-
	врата должно по плану охватить в0е
ео литературное наследие и ею
творчество как. художника-живопио-
ца; законченные и незаконченные
произведения, дневник, переписку,
критико-публицистические статьи и
заметки, варианты и черновые фраг-
менты произведений, художественные
и литературные альбомы, заметки
автобиографического характера,

Впервые полностью будет опубли-
ковано огромное наследство поэта-
революционера, очищенное от поли-
цейско-цензурных искажений и вся-
ческих извращений и фальсификаций
со стороны украинских национали-
стов. о

Важнейшие рукописи, припрятан-
ные в течение десятилетий в жан-
дармских и полицейских архивах и
у украинских надионалистов, будут
даны теперь -оветскому читателю в
их подлинном виде. В, академическое
издание войдут также все налисан-
ные Шевченко документы официаль-
ного, служебного и бытового’ харак-
тера, Исчерпывающе будут воспро-
изведены ‘архивные материалы 0
Шевченко, в частности впервые будут
опубликованы дела об арестах Шев-
ченко в 1347, 1350 и 1359 м.
		В. академическом издании исидль-
зуется ° неопубликованный до ct
№0. времени значительный историко-
литературный материал, в частности
06 агитационной деятельности Шев-
яченко среди крепостных крестьян и
 0 ето связях с русской революцион-
ной демократией.

Все издание сопровождается ком-
ментариями и примечаниями тексто-
логического, исторического, литера-
турного и библиографического харак-
тера.

Все академическое издание будет
состоять из 10 томов.и будет закон-
чено в течение. 1935—1936 гг,
‚Вышедший первый том  поэтиче-
ских произведений охватывает пе»
	риод с 1858 по 1847 тг, и сопровож-
дается вступительной статьей А. Хвы-
ли «Великий демократ, поэт-револю-
	‘диюонер»; том второй посвящается по-
	этическим произведениям 1847—1861
гг.; том третий — драматические про-
изведения и повести; том четвертый
— повести; том пятый — «Журнал»
(дневник), автобиография, материалы
из «Живописной Украины» и др.; том
шестой — переписка (1889—1861 тг.);
том седьмой — живопись ПТевченко
(1830—1861 тг.); том восьмой — до-
кументы и материалы о Шевченко
(1814—1861 тг.); том девятый — ме-
муары и воспоминания о Шевченко:
том десятый — библиография произ-
ведений Шевченко и о Шевченко
{1840—1935 Tr.), 6