pinft Gay AOB
	АНА.
	НАШ СТАЛИН
	“Из фронтовых записей.
	Война, которую навязал нам фашизм, бы-
ла тягчайшим испытанией и ‘всестороннею
проверкой. Мощь государства нашего, друж-
ба народов, морально-политическое единст-
во советских людей — все испытывалось
в испепеляющем огне войны.
	И что же оказалось? Победа осталась за
нами, Еще выше поднялся. образ Сталина,
чьим гением ‘спасена Россия, освобождены
от ужасов гитлеризма . малые государства
Европы, спасена мировая цивилизация. Еще
теснее сплотились вокруг Сталина советские
люли.
	В годы войны Сталин олицетворял собою
волю и силу советского народа, его вынос-
ливость и упорство, его политическую даль-
нозоркость и ненависть к врагам родины, его
душевное богатство и оптимизм, его. благо-
родство и величие.
	Он для всех нас не только ‘отец, полково-
дец, вождь, которому вверили мы жизни и
сульбы свои, но и воплощение высшей; не-
пререкаемой народной совести, перед. судом
которой каждый из нас держал ответ за
свои дела, поступки на фронтах и в тылу.

После удачного боя на Прегеле Танкист
прославлеяного Тацинского корпуса, Герой
Советского Союза капитан Яковлев, обовре-
вая из-под руки низину, густо усеянную
трупами немцев, просто и задушевно сказал:

— Вот бы товарищ Сталин посмотрел на
нашу работу. ,

У белорусского старика немцы нашли в
сундуке Конституцию СССР и бросили ее
в топившуюся печь.

— Разве это можно сжечь? — удивился
старик. — Сталинская Конституция у меня
под сердцем лежит.
	Немцы расстреляли старика. Знал ли он,
ито враги убьют его за эти слова? Вероятно,
знал, но гордость советского человека,
воспитанного Сталиным, не позволила ему
молчать, Он мужественно бросил в лицо вра-
гам свою правду и погиб, как герой.

«Летом 1941 года, при отходе наших войск,
в хату смоленской колхозницы Ольги Нис-
каревой зашел раненый командир, пробивав-
шийся из окружения, и сдал ей знамя артил-
лерийского полка. В 1943 году, когда осво-
бодили Смоленщину, Ольга Пискарева вру-
чила командованию Красной Армии береж-
но сохраненное ею боевое знамя. Правитель-
ство наградило Пискареву за подвиг орде-
ном Красного Знамени.

Отважная женщина, мать четырех мало-
летних детей, подвергала себя громадному
риску: найди у нее немцы знамя, они рас-
стреляли бы всю семью. Мы напомнили об
этом Ольге Пискаревой. — Понятно, страш-
новато было хранить такую вешь, — заяви-
ла она, — да ведь тот раненый командир
мне сказал, что это сталинское знамя. Как
же я могла допустить, чтобы оно немцу в
руки попало?
	В дни летнего наступления 1944 года оста-
новились в одной деревушке под Логой-
ском. Хозяйка хаты, малограмотная кресть-
янка, извлекла из тайника и торжественно
развернула перед нами портрет Иосифа Вис-
сарионовича, написанный маслом на холсте
каким-то деревенским художником-самоуч-
KOI).
	— Гри года под печкой держала, ‘и вот
сберегла! — рассказывала женщина, и ка-
рие глаза ее сияли счастьем.—Немцы веле-
ли сдавать портреты Сталина. Кто не сдаст
— расстрел. Я подумала, что они, подлецы,
станут над ним издеваться или сожгут его,
и сказала себе: не отдам на поруганье! Пусть
меня казнят, пытают,—не отдам! И не от-
пала
	В Восточной Нруссии войска нашего 3-го
Белорусского фронта освободили множество
людей, согнанных немцами на каторгу. Не-
забываемы были эти встречи. И каждый раз
при встречах с невольниками фашизма’ мы
слышали неизменный вопрос:
	— А как наш Сталин? Расскажите что-

НИСУДЬ О НЕМ.
	благополучно вывели почтальона к лесу, где
	стояли наши войска.

По дороге одна из женщин наставительно
говорила сержаыту: — Как это. тебе, такому
HONOYXOMY, доверяют возить сталинскую
почту? Прешь, не знамо куда. А ежели б
мешки-то у немца остались, как ты отчи-
тался бы перед Сталиным?

Майор Марченко, парторг гвардейского
мотоциклетного полка, с группою бойцов
	‘был в районе Витебска осажден немцами
	зв довольно прочном и хорошо приспособ-
ленном для обороны блиндаже. Осада дли-
‘лась 30 часов. Немцы били по блиндажу из
противотанковой пушки, кидали в раскром-
санную снарядами дверь бутылки с зажжен-
ным бензином, ручные гранаты. :

Из двенадцати гвардейцев-мотоциклистов
десять было убито. С майором остался один
сержант. Они вдвоем отражали атаки, огнем
‘автоматов уложили на. подступах к
блиндажу до полусотни немцев. Оба изра-
ненные, с обожженными руками, они про-
держались до подхода резерва и были ос-
вобождены от осады,

Помню, в силу профессиональной привыч-
ки литератора, я попытался отыскать исто-
ки героизма гвардии майора и его подчинен-
ных в их биографиях. Марченко понял мои
намерения, улыбнулся и спокойно ответил:

— Мы дрались, как учит Сталин. Тольк
и всего, -

Так было всюду, на всех фронтах. Геро-

изм солдат и офицеров, воспитанных Стали-
ным, вошел в плоть и кровь Красной Армии,
стал традицией, повседневным явлением.
о Победа на фронте состоит из многих сла-
гаемых. Одно из этих слагаемых — вера сол-
дат в полководческий гений Верховного
Главнокомандующего. Вели вера налицо, —
солдат может творить чудеса.

Часто доводилось на фронте слышать сол-
Ддатскую фразу:

— Наш Сталин.

Она звучала в разной обстановке, по раз-
личным поводам, но в ней неизменно были
трогательная нежность, теплота, волнующая
человеческая искренность,
	энатный снайпер 3-го Белорусского фрон-
та Григорий Секерин, пожилой ‘человек, с
буденновскими смоляными усами, уничто-
живший до 300 немцев и награждленный де-
вятью правительственными наградами, од-
нажды сказал:

— Знаете ли, о чем порою мечтается в
окопах? Приехать бы после победы в Мо-
скву, попасть на прием к Сталину, пожать
ему руку. Я бы ничего и говорить не стал.
Только бы руку пожал. Он без слов поймет
солдатское спасибо.

Он затянулся  самокруткой, погладил
смоляные усы и вздохнул.
	— Голько невозможно это... Нас-то ведь
миллионы: допусти к нему всех — от дела
на год оторвем,

Был ли в истории человечества полково-
дец, которого так глубоко и трогательно лю-
била созданная и предводимая им армия?
Знает ли мировая история вождя, которого
так уважал и любил весь народ?

Сталин создал и осуществил на практике
принципиально новую стратегию войны. Мар-
ксизм-ленинизм, перенесенный на поля гран-
диозных сражений Отечественной войны,
дал такие плоды, значение которых нам,
участникам и современникам этих сражений,
трудно об’ять и оценить в полном об’еме.

Боевой устав пехоты 1942 года, создан-
ный Сталиным уже на основе опыта Отече-
ственной войны, представляет собою класси-
ческий образец руководства по тактике со-
временного боя. Эта книга, пронизанная
чувством. нового, как плод гениального
вдохновения, беспощадно отметала шаблон,
рутину, будила творческую мысль ‘команди-
ров, развивала инициативу, сметку, воин-
ское мастерство и дерзание. Она учила ве-
сти бой, выигрывать победу.

Придут сроки, и теоретики: военново деля
напишут десятки томов о сталинской стра-
тегии и тактике. Сталинская наука побеж-
дать войдет в историю человечества, как
самая передовая военная наука нашего вре-
мени, которая предопределила разгром фа-
шизма. - .

Мы, инженеры человеческих душ, мастера
и подмастерья, ученики и чернорабочие со-
циалистической литературы, каждый в меру
своих сили способностей, должны дать ис-
следования о сталинском слове в годы Оте-
чественной войны, Е

Это проникновенное и страстное слово
звучало в речах по радио, в приказах по
войскам, со страниц большевистской печа-
ти. Кто и какой мерой может измерить его
воздействие на солдатские умы и сердца?
На каких весах взвесить его роль в деле

В РЕ =.
	победы над врагом? :

Для речей и приказов товарища Сталина в
высшей степени‘ характерно сочетание поста-
новки военных задач с моральным вооруже-
нием бойцов и командиров. Иначе говоря,
политика органически входит в сталинскую
науку побеждать, как бы цементирует ее,
придает ей несокрушимую ` стальную ‘проч-
НОСТЬ.

Немпы, планируя войну, учли, кажется,

все, кроме духа народа, возглавляемого
Сталиным. И кто знает, может быть, это
	самый грубый просчет фашистской страте-
гии.
**
	Война, пережитая нами, отходит‘ в область
истории. Мы восстанавливаем хозяйство,
строим, созидаем, укрепляем и расширяем
заводы, колхозы, электростанции, шахты,
железные дороги. Перед нами — грандиоз-
ные задачи, блистательные перспективы в
ясных далях грядущего. Советский корабль

идет вперед твердым. курсом и’на капитан-
ском мостике —

— Наш Сталин.
Он ведет и приведет нас к новым побелам.
		ДАГЕСТАНА_
	 Я дагестанских писателей Абдул-Вагаба
Сулейманова.
	эзвеньевой колхоза Дадаев сказал:

— Абдул-Вагаб — гражданин, ПОЭТ, ВОИН.
Выставляю его кандидатуру.

Горячо любят трудящиеся Лакского. рай-
она своего песенника Абуталиба Гафурова.
Об этом сказал на собрании в ауле Хурхи
колхозник Магома Муртузалиев.
	— В радости и горе мы вспоминаем на-
родного поэта Абуталиба Гафурова. Весь
народ поет его песни. Я горячо поддержи-
ваю его кандидатуру!

В далеком ауле Хрюк, на, родине народ-
ного поэта и драматурга лезгина Таира
Хрюкского колхозники имени Ворошилова
выставили кандидатуру своего талантливого
земляка. С речью о Таире Хрюкском вы-
ступил врач Касимов. Собрание единодуш-
но просит поэта Таира Хрюкского дать свое
согласие баллотироваться по их избиратель-
ному округу.
		жек, которые обслуживают жителей
мых отдаленных уголков района,
	Еще шире развернулась работа библио-
теки в дни подготовки к выборам в Bep-
ховный Совет РСФСР, С большой любовью
работники библиотеки организовали вы-
ставку книги к предстоящим выборам. В
помощь агитаторам составлен перечень ли-
тературы © Сталинской Конституции, но-
вом пятилетнем плане, о Великой Отечест-
венной войне. В деревни и села посланы
библиотечки-передвижки. Для читателей
организуются беседы. об избирательном

законе, о правах и обязанностях граждан
СССР.
		Современник
большой эпохи
	В ненастный вечер осенью 1944 года
время наступления наших войск в Приват,
ке, в небольшом литовском городке Поневе.
жисе в офицерскую гостиницу вощла груп:
па военных корреспондентов. Гостиница
была переполнена. И казалось, что нам уж
придется искать себе другой кров, к
комендант,  неразговорчивый, — сумрачный
капитан, узнав, что к нему обратились
корреспонденты, неожиданно  ожививщись
в. sens }

— Ничего, товарищи, как- Ab устро
им вас. y

Мы были удивлены переменой в его на.
строении и, расположившись на топчанах н
матрацах, спросили, чем можно об’яснить
такую отзывчивость.

-—- А как же... Еще когда гостиница наша
была в Витебске, после его освобождения,
в ней останавливался поэт Алексей Сурков,
он читал офицерам стихи. Славные стихи
читал. В самую душу проникали...

Болыше комендант ничего не сказал, но
нам стало радостно за нашего товарища
который, кочуя по фронтам, пробуждает в
солдатских сердцах не только любовь к
своим стихам, но вызывает уважение ко
всем советским поэтам, писателям, коррес.
пондентам.

Помнится, что в этот осенний вечер мн
долго разговаривали © Суркове, вспомика»
ли его стихи, написанные в с зиму
1941-42 г, и пели «Землянку» — nec.
ню, едва ли не самую популярную во время
Отечественной войны. *

В вышедшем в Ярославле однотомнике
стихов Алексея Суркова «Песни  гневного
сердца» есть стихотворение «Ровеснику»,
написанное на 1-м Прибалтийском фронте в
		Беседа А. Суркова с избирателями-работ ницами текстильной фабрики «Пролетарск ий Труд» (Москва).
				Фото Дм Бальтерманц,
	Писатель, любимый’ нами
	Кто из нас, независимо от возраста, не
чувствовал себя добрее и умнее, прочтя
хотя бы «Белеет парус одинокий», одно из
лучших -творений Катаева.

<Хорошесть» героев этой книги совер-
шенно избавлена от примеси того «саха-
ра», а порой и «сахарина», какими бывз-
ют сдобрены иные книги для детей.

Петя Бачей отнюдь не тот внешне обая-
тельный ребенок, который может  соста-
вить безмятежное счастье родителей. Но
для нас его недостатки заслонены волную-
щим образом маленького, насмерть перепу-
ганного, но ‘все же отважного. гимназисти-
ка, приносящего в школьном ранце патро-
ны одесским «комитетчикам» во время ре-
волюционных событий 1905 года в Одес-
се.

Правда, инициатором всего этого был
Гаврик. Петя только исполнитель. Но ue
так ли складывались порой и взаимоотно-
шения взрослых — пролетариата и интел-
лигенции в знаменательные дни 1905 года.

Глубина социального фона достигается в
этой книге трагическим видением мятеж-
ного броненосца «Потемкина», уже сло-
жившего оружие, но еще чреватого гроза-
Mi.

Влекомый на буксире из Констанцы,
«пустой, без команды, с машинами, зали-
тыми водой, со спущенным флагом. восста-
ния, «Потемкин» медленно... шел мимо ‘вы-
соких обрывов Бессарабии, откуда молча
смотрели ему вслед рабочие с экономий,
солдаты пограничной стражи, рыбаки, бат-
рачки..:».

„В другом месте на социальную направ-
ленность повести указывает один какой-
нибудь штрих, например пугало на огоро-
де «в рваной дворянской фуражке с крас-
ным околыщем».

Со всей зоркостью глаза, со всей без-
ошибочностью красок описана Катаевым
столь любимая им природа Черноморского
побережья. «Серебряные кусты дикой мас-
лины, окруженные кипящим воздухом, дро-
жали над пропастью».

Кто, прочтя эту фразу, не вообразит се-
бя в знойный полдень над морем?

Часто бывает так, что книга для детей
чрезмерно туго «притянута» к одному оп-
ределенному возрасту. Ребенок вырастает
из такой книги, как из одежды. Катаев же
пишет «на рост».

Говоря о маленьких рассказах Катаева,
нельзя в первую очередь не сказать об
«Отче наш», напечатанном в прошлом году
в <Огоньке».

Прочтя эти потрясающие страницы, на-
чинаешь понимать, что так называемое «‹ли-
	тературное полотно» не обязательно долж-
но быть обширным, чтобы быть большим.

Писать о произведениях Катаева Tak
увлекательно, что рамки газетной статьи.
кажутся для этого тесными. Приходится
сокращаться,

Поэтому, минуя многие вещи Катаева,
о которых хотелось бы сказать, сразу пере-
хожу к одной из последних его. работ —
к повести «Сын полка», за которую он по-
лучил Сталинскую премию.

Многим, и мне в том числе, казалось,
что «специальностью» Катаева являются
южные мальчики, одним из которых неко-
гда был он сам. Но вот перед нами север-
ный мальчик, «пастунюк» Ваня Солнцев.
Он действует в северных лесах. И здесь
Катаев чувствует себя так же привольно,
как в южной обстановке.
	Крестьянский мальчик Ваня ‘Солнцев,
цо существу, родной брат одесскому  ры-
баку Гаврику. Но, несмотря на то, что они
однолетки, Ваня старше Гаврика. Он. со-
циально зрелее ‘в такой же степени, как
Великая Октябрьская социалистическая
революция зрелее «генеральной репети-
ции». 1905. года;

Ваню Солнцева, этого маленького граж-
данина советской страны, мы видим в гроз-
ных боях Великой Отечественной войны.
Мы присутствуем при. его допросе немца-
ми. Мы делим с Ваней все ощущения,
вплоть до наслаждения баней, которое ис-
пытывается нами почти физически.

Мы прощаемся с «сыном полка» в тот
миг, когда он уже стал «сыном страны»,
учеником Суворовского училища,

Ваня бежал по лестнице. А «сверху ему
протягивал руку старик в сером солдат-
ском плаще, переброшенном через плечо, в
высоких ботфортах со шпорами, с алмаз-

ной звездой на груди и с серым хохолком

над сухим прекрасным лбом».

Но еще выше Суворова «с бриллиантовой
маршальской эвездой, сверкающей и пере-
ливающейся из отворотов его шинели»,
стоял тот, благодаря которому советские
люди, в том числе и Ваня Солнцев, были
спасены от страшного ига захватчиков и
поработителей. Стоял Сталин.

Можно не сомневаться, что кандидатура
Валентина Петровича Катаева, выдвинутая
Щербаковским избирательным округом го-
рода Москвы, будет горячо ‘поддержана
всеми избирателями. А мысленно и не
только ими, а всеми, кто знает и любит

Мое личное знакомство с Катаевым про-
изошло очень давно, в нашем с ним род-
ном городе — Одессе.

Я отчетливо ‘помню неулыбчивого, насуп-
ленного, слегка сутулого гимназиста, при-
шедщего ко мне < просьбой дать стихи для
сборника молодых одесских поэтов. Катаев
был тогда поэтом.

У меня к тому времени вышла первая
книга стихов. Я считала себя законченной
творческой индивидуальностью. И почти
снисходительно смотрела на «начинающе-
го» в серой гимназической шинели,

Поэзия юного Катаева уже тогда заклю-
чала в себе в зародыше все основные свой-
ства его позднейшей прозы: реалистич-
ность; зоркий глаз, прозрачность письма.
Но, конечно, понадобились годы накоплен-
ного опыта, строжайший отбор  изобрази-
тельных средств, жизненная зрелость, безд-
на труда, чтобы превратить Катаева в того
мастера, каким мы знаем его сейчас.

Просматривая список вещей Катаева,
вышедших отдельными изданиями с 1923
года, нельзя, прежде всего, не поразиться
трудолюбию писателя, этому драгоценному.
дару, без которого даже самое крупное
дарование рискует быть обесценено и пу-
щено на ветер. ~

Редкий год проходит без того, чтобы
Катаев не написал книгу. Вернее, таких
годов почти нет.

Второе, что. поражает в этом списке, —
это разнообразие жанров. Тут и детские
стихи, и роман с приключениями, и роман
авантюрный, и просто роман. Юмористиче-
ские рассказы, «маленькие рассказы» и
большие повести, порой инсценированные
самим же автором («Шел солдат с фрон-
та»). Тут водевили и комедии. Произведе-
ния для взрослых и для юношества,

Не все в этом длинном списке равноцен-
но. Есть вещи случайные, «проходные». Но
через все это проходит неуклонная линия.
вверх. Авантюрный роман и роман с при-
ключениями уступают место реалистиче-
скому роману («Время, вперед!»).-

Произведения Катаева становятся все
глубже по замыслу, все лучше по форме.

Чем старше становится Катаев, тем охот-
нее пишет он для юношества. Здесь он в
полной мере нашел себя. А мы нашли в
нем выдающегося писателя для того ответ-
ственнейшего возраста, когда формируется
человек. Воспитательное значение повестей
Катаева трудно переоценить. р

Говоря кратко и несколько «старомодно»,
Катаев учит своих юных читателей быть
хорошими советскими людьми, Да и не
только «юных», сказала бы я.

Нынче громы гремят ва Люблином,

Под Варшавой, под Ригой где-то.
Сколько в юности недолюблено,

Нелорадовано, недопето!
	Нами убраны сора грудищи,
Ветер вел нас в дымные дали,
Мы за пять поколений будущих
В свой нелолгий век отстрадали,
	Дерзких дум добровольным пленникам
Тихих дней перепали крохи.

Вот что значит быть современником
Непомерно большой эпохи.
	Может быть, там, в обагренном пожарами
Витебске, писались эти проникновенные
строки, и, может быть, их читал Сурков
офицерам.

Имя поэта Алексея Суркова привлекло
внимание читателей задолго до войны,

Сам поэт еще юношей был в Красной Ау.
мии, прошел в ней суровую школу. Заду-
шевность, прямой разговор с читателем, пол.
ное отсутствие поэтической позы, неотдели:
мость от своего народа — всегда отмечали
творчество А. `Суркова.

Такой была одна из первых его книжек
«Запев», такими были и последующие книги
«Ровесники», «Родина мужественности»,
«Путем песни», «Так мы росли». В 1938
году вышел песенник Суркова; в нем было
80 произведений, переложенных на музыку
крупнейшими советскими композиторами,
Эти песни распевались по всей стране,

Вся поэзия Суркова, каждая строка ем
песени стихов современна в высоком смыс-
ле этого слова. В ней воплощена любовь
поэта к своему народу, к партии большеви-
ков, к вождю советского народа товарищу
Сталину.

В первый день войны, 29 июня 1941 года,
на всю страну прозвучали стихи Суркова,
	_ р Тавшие затем крылатыми:

i

творчество Катаева.
	Смелый дерется с врагами,
Жизни своей не щадя,
Смелый проносит, как внамя,
Светлое имя вождя.
	Смелыми Оталин гордится,
Смелого любит народ,
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет:
	_. A таких людей у нас в стране много,
	Очень много.
	ОЭТ УКРАИНСКОГО НАРОЛА
	Тычина — создатель не только замеча-
тельных стихов и песен, но и значительных
поэм: «Похороны друга», «Сабля Котов-
ского», «Шевченко и Чернышевский».

`В годы Отечественной войны Павло Tae
чина, скорбя о бедствиях временно ‘захва-
ченной Украины, призывал к беспощадной
борьбе с врагами. «Победить и жить!» —
таков был поэтический лозунг поэта, кото:
рый он поставил заглавием к книге своих
стихов, написанных во время .войны. Be-
ра поэта в скорое освобождение ро-
дины осуществилась. Вековая мечта о
воссоединении украинского народа сбы-
лась. Тычина может теперь с еще
большей гордостью повторить ‘свои сло-
ва: «А сейчас — слушайте! — весь
мир нас знает под. одним гордым и почет-
ным именем: Украинская Советская Соция-
листическая Республика». :

Павло Тычина — не только поэт, но и
общественный и государственный деятель.
Уже ряд лет Тычина занимает ответствен-
ный пост министра просвещения Украинской
республики и плодотворно руководит ве-
ликам делом «сеятелей знания на ниву на-
родную»

Выдвижение поэта Павло Тычины канди-
датом в депутаты Верховного Совета УССР
будет приветствоваться не только украин-
скими избирателями, но и избирателями всех.
наших братских республик.
	На объем собрании сулеийтивае Канев чина с отвращением писал о «гостях, при!

Иан Tr...
	го музея им. Г. Г. Шевченко единогласно
выдвинут кандидатом в депутаты Верховно-
го Совета УССР Павел Григорьевич Тычина
— широко известный народам Советского
Союза поэт Павло Тычина. :
У Канева над Днепром, на высокой круче
поднимается, как маяк, памятник на могиле
величайшего поэта Украины Тараса Шев-
ченко. С горы открывается, как того поже-
лал сам поэт в своем «Завещании», широкий
вид на необозримую степь «Вкрайн! мил»,
видны и «лани игирокопол», ‹ Дншро, 1
кручв. Склоны крутого днепровского бере-
га обильно политы «вражьей злою кровью»
фашистских захватчиков. Глубокой осенью
1943 года доблестные воины Красной Ap-
мии ночью ‘внезапно переправились через
Днепр у Канева и, сбив фашистов с горы,
	не дали им взорвать памятник над могилой

ery
	Шевченко.

Кандидатура Павло Тычины не случайно
выдвинута в Каневе. В своей поэзии Павло
Тычина продолжил славные революционные
традиции глубоко народной поэзии Тараса
Шевченко. Уже в самых ранних стихах Ты-
чины чувствуется нара зил есенная стихия
украинского языка и   Кая любовь к
своей родине, к своему!” ‚оду.

В стихотворении «На моги Шевченко»,
написанном в 1918 году, во в М я кровавого
	разгула контрреволюции на Украине, Ты:
		бывших к Тарасу от Скоропадского Павла,
от свинопаса». Поэт, так же как и его ве-
ликий учитель Шевченко, чувствовал воль-
ный «Ветер с Украины». Тычина звал к ре-
волюционной борьбе за освобождение укра-
инского народа. Он видел эту борьбу в един-
стве с братским русским народом под води-
тельством партии Ленина— Сталина. «Пар-
тия. ведет» — таково многозначительное
название одного из популярных сборников
стихов Тычины
	Дети большевистской эры,
пионеры, пионеры...
	Такие мужественные стихи мог написать
только поэт. беззаветно преданный своей
отчизне. Еще задолго до войны поэт видел
опасность, грозящую его родине с Запада,
И в стихах своих звал народ к укреплению
обороны отчизны. Война для Суркова не
была неожиданностью. В июне 1941 года
OM сменил гражданскую одежду на во-
инское обмундирование, Главной темой его
поэзии на протяжении всех лет войны ста»
новится тема борьбы советского народа ©
немецкими захватчиками,

Западный фронт, под Москвой, Москва;
Дон, на Осколе, под Ржевом, северо-запад
нее Сталинграда, Белгород, севернее Орла
— вот неполный список пометок под стиха
ми, написанными Сурковым в годы войны,
Он создает своеобразный поэтический днев-
ник, летопись Отечественной войны. Чут-
ким сердцем поэта-гражданина, поэта-воина
он был со своей армией и народом в неза-
бываемые дни разгрома немцев под Моск:
вой, в знойное лето великой битвы на Дону,
в районе героического Сталинграда.

Значительный цикл стихов написан wos
том летом 1942 года, когда по всему Дону
— от Воронежа до Ростова гремела несмол-
каемая орудийная канонада. Поэт скорбит
о погибших детях, о сожженных, разбитых
городах, об оставленных землях. Это была
скорбь воина, мужественного поэта. Сдер-
жанно показывает Сурков картины отступ:
ления: «Зажав губами кончики платков,
стоят у тына скорбные старухи».

Поле боя, фронтовые дороги, берега Дона,
солдатский окоп, крестьянский дом, межа на
ржаном поле — вот куда обращен взгляд
поэта. Все наше, родное. Как же можно
оставить все это? Поэт зовет воина в бой,
он говорит ему: «Ты не один. С тобою ря-
дом друзья, и родина, и вождь».

Одним’ из наиболее запоминающихся об-
разов поэзии Суркова является образ Рос-
сии карающей. На незабываемом рубеже ос-
тановилось течение войны, произошел Be
ликий перелом — разгром немцев под Ста-
линградом. Наши войска перешли в насту+
нление. Поднялась на врага Русь карающая:
В стихах этого периода поэт передает гроз
ные раскаты наступления и радость за осво-
бождение родных земель. И вместе с ЭТИМ
—_ тяжелое раздумье, горечь при ви
де картин разрушения и смерти, какие заме-
чает поэт на русской земле, оскверненной
поганой рукой врага: «Села в разоре. Земля
одичала. Серые мыши шуршат в сорняке,
Мертвый старик в лопухах под  забором..
Трупик ребенка придавлен доской...»

Да, поистине;

В пору поднять десяти поколениям
Тяжесть, которую подняли мы.

mm...
	Е BEDE.

„.Голько бы буря возмездья крепчала,
Гневом сильней обжигала серлпа...

Troe OM дыму затерялись начала.
Трубам победы греметь У вонца.

Горячую преданность своей родине, ком-
мунистической партии, товарищу Сталину
воспевает он в стихах и песнях. Воспевает
искренно и правдиво, от всего сердца, чест*
но служа своей отчизне.

`Радостно, за своего старшего ‘товарища,
которому советский народ оказывает высо-
кое и обязывающее доверие, выдвинув его

Br nee rere me ee
	кандидатом в депутаты Верховного Совета
Российской Федерании.

Ее BARACTA в депутаты
Верховного Coneia PCOCP в ‘Кора
	Орловский старик Никита Зыков, осво-
божденный в районе города Тапиау, востор-
женно говорил:

— Я знал, Красная Армия сюда придет.
Я всем землякам изо дня в.день твердил:
Сталин вызволит нас. Он за все наши стра-
ланья немцу воздаст. И вот вызволил. Ну,
спасибо ему. Жить ему до ста лет и больше.
	Б тылах врага, на советской земле, имя
Сталина имело совершенно особый, почти ма-
гический смысл. Оно было тем чудодействен-
ным ключом, с помощью которого наши раз-
ведчики и партизаны открывали людские
сердца и души, проникали везде, добивались
успеха,

— Я выполняю сталинское задание, —
говорил разведчик в тылу врага, и жители
помогали ему во всем.

Когда летчик, подбитый за линией фронта,
садился или прыгал с парашютом и к нему
подбегали советские люди, он говорил: —
Я— сталинский пилот. Помогите мне. — И
его укрывали от взоров врага, потайными
тропами выводили к фронту, доставляли к
своим.

В дни наступления, нод Каунасом, наш
‘армейский почтальон потерял ориентиров-
ку, ночью ‘заскочил на мотоцикле в дерев-
ню, занятую немцами. Часовые на окраине
приняли почтальона за своего и пропусти-
ли. В багажнике у него было три тяжелых
мешка с письмами и газетами. Когда он
сообразил, что попал не туда, у него вне-
занно заглох мотор. Машина не заводи-
лась. Положение казалось безвыходным.

Почтальон оглянулся и заметил у плет-
ня двух женщин. — Сталинскую почту ве-
зу, — негромко сказал он. — Помогите вы-

_ браться, гражданочки.

И этого было достаточно. Возможно, жен-
шины не совсем ясно представляли себе, что
такое «сталинская почта», но упоминание
дорогого имени оказалось для них призывом
к действию. (Они подхватили с багажника
менки и задворками, через ржаное поле
	КАНДИДАТЫ
	Ленину и Сталину, их верным соратникам
Дзержинскому, Кирову посвятил Тычина
свои боевые политические стихи. О сталин-
ской дружбе народов пламенным языком по-
эзии повествует книга стихов Павло Тычи-
ны «Чувство семьи единой», удостоенная
 Сталинской премии. Тычина любовно изуча-
ет творчество братских народов Советского
Союза; он дал превосходные переводы сти-
хов Пушкина и Крылова, Блока и Маяков-
ского, он переводил грузинских, армянских,
белорусских, еврейских и других братских
поэтов. «Я всем языкам, всем народам про-
тянут радугой-дугою», — пишет Тычина.
«Хоть слово и звучит иначе, да суть-то наша
остается!»... «И ты чужое это. слово в род-
Ной язык введешь, как брата».
	С ПЕСНЕЙ НАПЕРЕВЕС
	Холодок бежит за ворот,

ПТум становится сльшней:

‚С добрым утром, милый город —
Сердце Родины моей!
	Какая гордая прелесть и свежесть живет
в этих словах о нашей советской Москве!

«Песня хороша только тогда, когда само-
му ее хочется запеть, когда она звучит от
всего сердца», — говорит Кумач и блестяще
подкрепляет свою мысль на практике. От
всего сердца звучат песни Лебедева-Кума-
ча во славу нашего многонационального на-

рода, вс славу социалистического отечест-
ва.
	‚ Когда грянула Великая Отечественная
	война с немецкими захватчиками, - первая
	песня, которую подхватили миллионы, при-
надлежала перу Лебедева-Кумача. Призыв-
ная и грозная, она выражала великий гнев
народа:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,
С проклятою ордой.

На протяжении всей войны поэт с энту-
зиазмом и жаром патриота и гражданина
страны Советов трудится во имя победы
над врагом.

В сборниках Лебедева-Кумача военного
времени мы находим песни о Герое Совет
ского Союза Викторе Талалихине, ‘замена-
тельное стихотворение «Юный патриот» —
о бесстрашном мальчике-москвиче, «Клятву
стахановца», «Я народный ополченец бое-
вой» и другие. Поэт пишет ряд песен, об’е-
диненных циклом «На знакомые мотивы».
Выходит в свет сборник «Колючие стихи».
На страницах «Правды», «Известий», «Ком-
сомольской правды», «Красной звезды», у
микрофона, в самых различных ‘аудиториях
раздается страстный и честный голос поэта,
трибуна, пропагандиста — Лебедева-Ку-
мача, .

Поэт, как и в дни освободительных по-
ходов Красной Армии в Западную Украи-
ну и в Западную Белоруссию, каки в дни
боев с белофиннами, едет на фронт, на Се-
верный флот. На живом материале фронто-
вых впечатлений Лебедев-Кумач создает
цикл «Комсомольцы. — морякам».

Печатаются массовыми тиражами почто-
вые открытки со стихами Кумача. Неустан-
HO H последовательно работает он, как ав-
тор текстов плакатов в <Окнах ТАСС»,

Это рабочее настроение, присущее поэту
в тревожную пору военных лет, отлично вы-
ражено в стихотворении «Голос Родины»:
	Мне говорил внакомый сталевар:
— Вот я удвоил выплавку металла,
	А в сердце все горит неугасимый жар, —
И кажется, — весе мало, мало, мало!

Мне летчик-истребитель говорил;

— Мое звено не раз в боях бывало, ©

И сам я четырех стервятников подбил, —

А кажется, — все мало, мало, мало!

На фабрике сказала мне птвея:

— Я от себя сама. не ожидала, —

Три нормы ‘выполнять свободно стала я,

И кажется, — Bee ‘мало, мало, мало!
	мало, махо!
	Священный гнев сердца людей зажег.
Борьба святая нашей жизнью стала,
— Что дал для фронта ты?

— Что сделал?

— Чем помог?
	Нока не сломден враг—все мало,
	востепенное место.

END I INES
	Великое счастье должен испытать лите-
ратор, если среди многочисленных писем
читателей находит он такое:
	«Дорогой товарищ редактор! Очень прошу
зас переслать мое письмо поэту Лебедеву-
Кумачу. Передайте, что когда я шел в
бой, на губах моих была его песня—<Песня
о Родине». С этой песней в первом бою по-
терял я чувство страха. Я презирал смерть,
я только громче пел, отчетливо произнося
слова. И когда вражья пуля ударила мне в
ногу, я снова не отставал от товарищей,
мою песню подхватили все, мы бежали к
вражьему дзоту. “Molt взвод пел,
ударом в штыки, сердце готово было выско-
чить из груди. Я вонзил свой штык в грудь
оккупанта. Я не понимал себя, смерть под-
жидала меня ежесекундно. Я пел: ‹... И ес-
ли враг нашу радость живую отнять захо-
чет в упорном бою...» В этот миг страшный

удар в голову помутил мой рассудок, мне
показалось, что небо уп

Дальше я ничего не помню.

Дорогой и любимый товарищ Лебедев-
Кумач, крепко обнимаю вас H
и радости в творческом труде. Пришлите
мне вашу книжку стихов на память. И под-
пишите ее, я буду хранить ее и помнить о
вас всю жизнь,

Ваша песня помогла мне победить врага,
уничтожить. его. Пришлите свой ответ.

С гвардейским приветом. Орденоносец,
старший сержант Коцман, Почт. ящик

№ 4314».

Поэту искреннего гражданского пафоса,

завоевавшему внимание всей необ’ятной на-
шей страны, народ платит сердечной приз-
нательностью. В.  Лебедева-Кумача, испы-
танного государственного деятеля, народ
вновь выдвинул кандидатом в депутаты Вер-
ховного Совета РСФСР,

желаю счаетья

ало к моим ногам.

Творчество Василия Ивановича Лебедева-
Кумача сейчас находится в зените, имя его
давно приобрело широкую популярность.
	Многие строки из произведений поэта стали
	ловунгами и поговорками. Это и есть завид-
ный успех, который выпадает на долю дале-
ко не каждого художника.
	Лебедев-Кумач значителен не только в
песне. Чтобы понять это, необходимо обра-
титься к истории творчества поэта, к его
рабочей биографии, трудной и интересной,
Первые стихи Василия Лебедева были напе-
чатаны еще в 1916 году. После революции
в течение трех лет Лебедев-Кумач работает
в бюро печати Политуправления Реввоен-
совета республики. Уже в ту пору опреде-
ляет он свое место в рабочем строю, как
агитатор и пропагандист, оперативный газет-
чик и фельетонист. Лозунги для военного
отдела «Агит-Роста», частушки для крас-
ноармейской самодеятельности, плакаты для
агитпоездов — все это быстро, точно вы-
полняет Кумач.
	В 1922 году создается первый сатириче-
ский журнал «Крокодил». Лебедев-Кумач
— один из его организаторов и активней-
ших сотрудников. Одновременно он пишет
в «Рабочей газете», в «Крестьянской газе-
те». На страницах юмористического журна-
ла «Лапоть» очень часто встречается имя
 Лебедева-Кумача. Он работает для ‘эстрады,
для «Синей блузы», для многочисленных
драмколлективов рабочих, профессиональ-
ных клубов.

Тут и памфлет на международные собы-
тия, и сатирическая сценка, и лирическое
стихотворение, и ироническая повесть.
	Умение строить сюжет, двумя, тремя
штрихами создавать характер позволяют
Лебедеву-Кумачу удачно использовать дра-
матические формы, и он становится одним
из постоянных авторов ‹Театра обозрений»
в 1929—1932 гг.

В 1934 году вся страна — и старый и ма-
лый — распевает «Марш веселых ребят».
В. И. Лебедев-Кумач становится песенни-
ком, да еще каким!

Весь свой опыт поэта, абсолютный поли-
тический слух и такт, принция ритмическо-
го нагнетания и варьирования, простой и
вместе с тем сложный снособ куплетных
повторений использует Лебедев-Кумач в pa-
боте над песней, .

Как невесту, Родину мы любим,
Бережем, как ласковую мать,

Эти прекрасные слова в нашем сознании
уже приобрели силу клятвы.
	МАХАЧКАЛА. (От наш. корр.). На ро-
длине Шамиля и Сулеймана Стальского, вос-
петой гением Толстого и Лермонтова, высо-
ко чтут своих поэтов и прозаиков. В высо-
хогорном аварском ауле Гоцатль выступил
на предвыборном собрании девяностолетний
старик Магомед Меджидов.

— Вы, колхозники, хорошо знаете нашего
земляка народного поэта Гамзата Цадаса.
Много правдивых, задушевных песен’ сло-
жил он про нашу колхозную жизнь. Он че-
стно служит народу, родине. Я предлагаю
выдвинуть Гамзата Цадаса кандидатом в
депутаты Верховного Совета Дагестанской
АССР.

Дружные аплодисменты были ответом на
предложение, единодушно  поддержанное
колхозниками многих аулов Аварии, хлебо-
робами сельхозартели имени «Красных пар-
тизан»,

Кумыки хлеборобы Кизылюртовекого рай-
она, прославленные виноградари кумторка-
линцы, выдвинули кандидатуру руководите-
	Шигровскую районную Фиблиотеку ежед-
невно посещают десятки людей самых раз-
личных профессий. Ее уютный, хорошо
оформленный читальный зал стал излюб-
ленным местом шигровцев. Здесь имеются
списки рекомендательной литературы к вы-
ботам. витрина с книжными новинками.

Библиотека насчитывает более четырех
тысяч читателей. В воскресные дни здесь
устраиваются конференции, литературные
Вечера, тематические обзоры книг.

Библиотека организовала 25  передви-
		Литературная газета
—_—— No 2
	НАВСТРЕЧУ ВЫБОРАМ
	Обложки книг канлилата
м