ПРОСТ
		МОЛИ
	В повести Горького «Фома Гордеев»
есть такой эпизод. Рабочие поднимают со
дна реки затонувшую баржу с тяжелым гру-
ом, Увлеченные этим делом, взволнован-
ные сознанием своей силы, они работают уве-

но и быстро, с торжествующей песней.
Это была вспышка трудового восторга, ра-
достного под ема всех сил. Вспышка, кото-

й не дано превратиться в пламя. Тру-
довой порыв был обречен на угасание. В ми-.
е, где ценности, создаваемые человеком,
присваиваются паразитарным меньшинством,
простой рабочий человек не получает при-
знания за свой труд. «Таких делов, чтобы
высоко торчали — не нам делать», — с го:
ечью замечает один из героев повести. Но
труловому человеку — творцу всех ценно-
стей — всегда было присуще стремление
утвердить себя в труде.
	Горький во время странствий по Россий
в поисках заработка побывал на соляных
промыслах. Труд здесь был изнурительным.

‚ несмотря на это, опасение, что придел
сюда человек сильный и цепкий, заставляло
рабочих не допускать в свою среду нович-
ков. «Человек человека боялся, каждый по-
дозревал в другом возможного врага, конку-

нта на его место, на его кусок хлеба»
fA М. Горький).

Волчьи законы капиталистического строя
отошли для нас в область истории. Совет-
ский рабочий трудится в страна, где нет
эксплоатации человека человеком, где все
материальные ценности принадлежат народу.
Трудовая доблесть, чувство коллективизма,
ощущение огромной пользы, приносимой
каждым в грандиозном созидательном твор-
честве миллионов людей, — все это возна-
даждается высоким признанием народа.
	Мария Демченко в письме к Горькому
писала: «Труд -— величайшая святыня в на-
шей стране... Свободный труд на пользу на-
шего социалистического отечества — вели-
чайшее счастье и радость для меня». Эти
строки принадлежат. прославленной стаха-
новке, родители которой тяжело работали
всю жизнь, не зная наслаждения трудом.
Так говорит не одна Демченко. Это новое
чувство миллионов советских людей, для
которых труд на благо своей отчизны стал
делом чести, доблести и геройства.
	В наши дни, когда советский народ вы-
двигает кандидатов в депутаты верховных
органов власти социалистического государ-
ства, особенно ярко вырисовывается вели-
чественная фигура простого, скромного тру-
женика. Советский общественный строй дал
ему реальные демократические права, вы-
соко поднял его гражданское достоинство.
	«Рабочие и крестьяне, —говорит товарищ
Сталин, — без шума и треска строящие за-
воды и фабрики, шахты и железные дороги,
колхозы и совхозы, создающие все блага
жизни, кормящие и одевающие весь мир,—
вот кто настоящие герои и творцы новой
жизни». «Скромный» и «незаметный» труд
таких людей, говорит товарищ Сталин,
«является на самом деле трудом великим и
творческим, решающим судьбы истории».
	На предвыборных собраниях, выдвигая
кандидатов в депутаты Верховных Советов,
уарод назвал имена своих лучших предста-
вителей — рабочих и работниц, колхозников
ий колхозниц, людей, заслуживших  чест-
ным трудом всеобщую любовь и’ уважение,
Горло и торжественно звучат слова, харак-
теризующие кандидатов, как великих тру-
жеников социалистического общества. Труд
во всем его творческом многообразии,
неустанная забота о благе своей отчиз-
ны, — вот что красной нитью проходит
через все биографии простых советских лю-
дей, удостоенных высокого доверия избира-
телей.
	Имя каждого из них—избранников наро-
да — неразрывно связано с заводом, шахтой,
новостройкой, колхозом. Жизненный путь
этих людей гармонично сливается с эпохой
сталинских пятилеток, тесно переплетается
с коллективным трудом многих тысяч лю-
дей, осуществляющих план великого .социа-
листического строительства. Страницы их
биографий полны изумительных примеров
трудовой самоотверженности, творческой
инициативы, подлинного новаторства.
	Сколько здесь таится великолепных TEM
для творчества советских писателей! Яркие
характеры людей, стремящихся как можно
пподотворнее выполнить свой патриотиче-
ский долг перед Родиной, — не эти ли ха-
рактеры бесконечно дороги нашим читате-
лям! Огромные масштабы социалистической
стройки, мужественные и стойкие тружени-
ки, душевное благородство, умение преодо-
левать трудности, чувство нового, — все это
ждет своего художника, который раскроет
образ положительного героя нашего времени,
	В ШКЛОВСКИИ
	Образ Зои-иа смене
		Н. Родионова в роли Зои
	„1енинградский театр имени Ленинского
Комсомола

©

ний, своеобразная, несколько  угловатая
	пластичность, сильно звучащий голос — все
обнаруживает в исполнении Н. Родионовой
незаурядность, необычность Зои, но в то же
время Зоя остается очень близкой всем лю-
дям, ее окружающим. В этом — глубокая
по мысли гармония ее характера. И когда,
во втором акте, вдохновенная, взволво-
ванная Зоя — Н. Родионова распахивает ши-
рокое окно перед секретарем МК комсомола,
к которому она пришла за путевкой на
фронт, и в кабинет врывается шум толпы лю-
дей, ожидающих того же, понимаешь, что
Зоя — одна из самых лучших и в то же вре-
мя одна из многих, и это вызывает огром-
ное волнение.

Прекрасно передает Родионова чувство
любви’ Зои к Борису. Возле него Зоя обре-
тает ту сосредоточенность и новую красоту,
которую дает человеку большая, подлинная
любовь.

Бред Зои изображен в спектакле так, как
будто происходят совершенно реальные со-
бытия. Кажется, на самом деле пришла к
Зое забавная и веселая Люська, строгая, со-
бранная мать; лихорадочно торопясь, чтобы
не опоздать, на лодке, как в день их первой
прогулки, причаливает к влруг возникшему
на сцене берегу реки Борис, а потом появ-
ляются все товарищи Зои. Если бы они не
исчезали, то казалось бы, что они действи-
тельно приходили, чтобы помочь Зое и спа-
сти ее. В этом решении сцены бреда, пока-
занного, как реальность, заключен глубокий
смысл. На сцене возникает подлинная борь-
ба за жизнь Зои, такая, какой она могла бы
быть на самом деле. Забываешь вместе с
Зоей, что она одна, веришь вместе с Зоей,
что ее должны спасти, что она не умрет.
Н. Родионсва с необычайной трагической
силой передает в этих сценах все переходы
и состояния Зои.

В белой разорванной крестьянской руба-
хе стоит Зоя — Родионова на аванецене пе-
ред зрителями в финале спектакля. Она
полна духовного величия. Внутренняя сила
артистки так велика, что не нужны никаюне
режиссерские ухищрения для того, чтобы
раскрыть эту духовную силу. Самое испол-
нение роли Зои молодой актрисой Н. Родио-
новой, полное слияние артистки со своим
образом становится фактом большого обне-
ственного значения. Образ Зои внутренне
близок нашей молодежи, — отсюда и воз-
можность таких побед, как победа Н, Ро-
дионовой..

В Московском центральном театре Крас-
ной Армии Зою играет артистка В. Пелова.
Обладая незаурядным дарованием, В. Попова
создает характер своеобразный и убедятель-
ный, веришь мужеству ее Зои, предан-
ности комсомолу, Родине. В спектакле очень
выразительна сцена, где, расставшись с Бо-
рисом, Зоя идет в Петрищево. . В глубине
мощного леса только что скрылась малень-
кая фигурка Зои, и вот разгорается все уси-
ливающееся зарево пожара (художник
Н. Шифрин), словно рассказывая о сверше-
нии подвига Зои. Музыка звучит широко и
сильно (композитор Н. Макарова). Эта сце-
на как бы заставляет исполнительнищу роли
Зои стремиться к созданию образа патети=
ческого,

Но кажется, что над. образом Зои в испол;
нении В. Поповой тяготеет неверно понятая,
хотя и правильная сама по себе мысль о том,
что в нашем искусстве, как и в нашей дей-
ствительности, герой не противостоит окр”/-
жающим его людям. Реально-правдивый,
«естественный» образ Зои—В. Поповой не.
достигает той силы, тех вершин, где герой
выходит за пределы обычных — пусть даже
и героических — норм поведения людей и
тем самым создает новые высокие нормы ге-
роического, Быть может, чувствуя недоста-
точную силу игры Поповой, режиссер спек-
такля (А. Окунчиков) стремится восполнить.
это в финале спектакля приемом чисто ре-
жиссерским, на высоком постаменте подни-
мая неподвижную фигуру Зои.

Неправильно, что режиссер резко сокра-
щает четвертый акт пьесы, соединяя его с
третьим актом, отчего утрачивает свою от-
четливость одна из центральных тем пьесы
— тема бессмертия героя. Эта тема стано-.
вится бледнее и оттого, что бред Зои пока-
зан только как бред: «потусторонне», изда-
лека звучат голоса невидимых ей людей, и
сцена приобретает характер. таинственный,
мрачный, а сама Зоя временами вдруг ка-
жется одинокой. Это снижает идею пьесы.

Наименее удался. образ Зои. в . Москов-
ском театре юного зрителя. Режиссура
спектакля (Р. Суслович) обнаруживает боль-
шую изобретательность в поисках деталей
формы (художник М. Варпех), формы яркой,
но не соответствующей ни подлинной герои-
ческой жизни Зои, ни ее художественному
образу в пьесе Алигер. Красноречивый при-.
мер — финал первого акта, когда Зоя
остается дома, не пойдя на бал. Зоя в пье-
се думает здесь о большой жизни, а ре-
жиссер изображает, как перед уснувшей де-
вушкой появляются танцующие пары, и му-.
зыкальное оформление этой сцены (компо-
зитор В. Юровский) написано в формах тан-
цовальных. Это мельчит характер Зои, выде-
ляемый в спектакле всевозможными «укра-
шениями». Артистка Н. Голоскок. играювтая’
Зою, по своей артистической индивидуаль-
ности не имеет данных для этой роли. Она’
скорее вызывает чувство жалости к ‘своей,
героине, чем стремление подражать ей, Не’
случайно в спектакле не исполняются ни от-.
рывок из «Мцыри», ни второй монолог Зои
в третьем акте — монолог героический.”

Вторая исполнительница роли Зои в’
ТЮЗ артистка М. Половикова ближе к
образу, но ей необходима еще серьезная,
большая работа над ролью.

И снова думаешь о спектакле Ленинграл-
	ского театра, где создан подлинно героиче-
ский образ, патетический ‘и вдохновенный,
исполненный одновременно и пламенной
агитационности и глубокой психологической
правды, образ высокого идейного содержа-
ния и внутренней красоты, — ‘образ героя, :
воспитывающий и зовуший к подражанию.
		Пьеса Маргариты Алигер «Сказка о прав-
», вдохновленная героическим образом
	вдохновленная героическим ооразом.
Космодемьянской, показана на сцене’
	многих театров. «Сказка о правде» — пье-
са патриотическая, она говорит о подвиге.
В образе героини раскрыт характер, взра-
щенный ‘нашей героической эпохой, воспи-
танный комсомолом, характер целеустрем-
ленный и смелый, чистый, цельный.
Биография Зои в пьесе проста, и нет ни-
какой нарочитой исключительности в ее по-
ступках. Но М. Алигер назвала свою пьесу
«драматической поэмой», как бы говоря о
том, что образ Зои должен быть воспет.
Пьеса начинается эпизодом, когда Зоя,
одна на берегу реки, читает отрывок из поэ-
мы Лермонтова «Мцыри». Это строки о че-
ловеке, рожденном для бури, для воли, для
того, чтобы узнать всю красоту земли.
Автор все время подчеркивает, какие
большие горизонты раскрыты перед моло-
дой жизнью Зои. Полная веры в «самое
большое счастье», Зоя хочет «жить и жить».
Но это не простая радость жизни.
Требовательность. к себе и ко всем людям
определяет внутренний мир Зои. Зоя хочет
жить, чтобы делать «самое трудное». Лич-
ное и общественное сливаются в характере
Зои. Она никогда не видела ‘Ленинграда,
никогда не видела моря, но`и Ленинград,
и Севастополь для нее дороги и близки.
Ее желание узнать мир, сделать свою
жизнь большой и полной, соединено со
стремлением защищать «болыной мир», за
	него бороться. Так энергия характера GOH
	становится энергией характера героиче-
ского.

В пьесе «Сказка о правде» есть и глубо-
кое морально-этическое содержание. В ней
говорится о больших м прекрасных чувствах,
совершенствующих человека. Зоя  записы-
вает в своем дневнике: «Ведь если я люб-
лю, а тот, кого я люблю, меня не любит,
это означает только одно: что я недоста-
точно люблю его... В награду за большие
чувства человек всегда получает счастье,
иначе мир несправедлив и ужасен. А я верю
в то, что в конечном, большом счете мир
справедлив и прекрасен». В предшествую-
щей записи Зоя пишет о том, что, полюбив,
	‘она будет очень доброй и дружной со всеми,
	Так большое сердце Зои как бы хочет раз-
делить свою радость с другими; ее счастье
щедро. Алигер говорит о любви с необычай-
ной простотой и поэтичностью, не прибегая
к пышной речи, Борис зовет Зою к реке, где
«сосны в воде до самого дна отражаются»,
куда он прежде ходил один, а теперь хочет
пойти с нею вместе. То самое интимное, что
‘прежде Борис таил от всех, теперь он хочет
разделить с Зоей. Так потом захочет он
разделить с ней, а она с ним, подвиг во имя
  Родины,

Любя, Зоя стремится быть лучше, силь-
нее. Избитая, измученная немцами, в бреду,
она говорит, обращаясь к: Борису: «Я попа-
‚лась, меня поймали немцы. Ты, может быть,
даже и разлюбишь меня оттого, что я   не
такая уж ловкая?» Эти слова необычайно
` органичны для всего образа Зои.

Зоя бережет свою-любовь, полную цело-
мудрия, и слова о счастье она произносит
	‚ ТОЛЬКО в самый страшный момент жизни. Ее
  любовь самоотверженна: в ночь перед каз-
‘нью, когда ей чудится, будто Борис пришел
	к ней, она говорит ему, что он должен быть
счастливым, что если он умеет «так пре-
красно любить», то должен «непременно
любить»: «найди на земле другую, которой
по силе придется твоя большая любовь. А
меня ты все равно никогда не будешь лю-
бить меньше». Но Борис не принимает этого
самопожертвования, он отвечает Зое, что
будет любить только ее ее одну, всегда ее,
всю жизнь. Как чудесная песнь, звучит
любовь в пьесе, любовь, озаренная общими
убеждениями, общими. идеалами.

В конечном счете «Сказка о правде» —
это пьеса философская. Она заставляет ду-
	мать о человеческом бессмертии. Тот, кто
	прожил CBOKY жизнь’ вдохновенно, одухот-
воренно, и отдал ее Родине, — умереть не
MOMET.
	В. Нопова в роли Зои
	Центральный театр Красной Армии в
	Москве.
		Вот Александра Максимовна Черкасова.
На ее примере особенно видно, как заботли-
во выращивала большевистская партия и со-
ветская власть отсталую в прошлом кресть-
янку-батрачку и подняла ее до уровня пе-
редовой советской женщины. Черкасова од:
на из первых вступила в колхоз, а затем
вместе с другими односельчанами поехала
строить сталинградские предприятия. В дни
Отечественной войны Александра Максимов-
на работала санитаркой в госпитале, строи-
ла оборонительные рубежи. Как только за-
кончилась Сталинградская битва, Черкасова
приняла деятельное участие в бытовом уст-
ройстве семей фронтовиков, в организации
детских садов. По её инициативе в Сталин-
граде была создана первая добровольческая
строительная бригада, которая самоотвер-
женно участвовала в восстановлении родно-
го города.

Патриотический почин Черкасовой стал
достоянием десятков тысяч сталинградцев.

Его подхватили и в других пострадавших
OT Bpara городах страны,
	Имя Леонтия Борискина известно не толь-
	то на шахте № 30 треста «Донской уголь».
Wren nce

бе ыы > ИЕ ЕТУ учи НЫЕ
Ero знает вся страна. Он завоевал эту из-
вестность честным горняцким трудом. Бо-
рискин всегда был в первых рядах соревную-
щихся, Несколько лет подряд он выполнял
по две годовых нормы, а в 1946 году выпол-
нил три нормы. Стоит вдуматься и понять,
сколько труда вложено горняком в общее
дело под’ема угольной промышленности. За
оцин год дать три годовых нормы — это
значит образцово ‘организовать работу, глу-
боко-научно обосновать свой передовой ме-
тод, стать человеком, для которого норма не
является пределом, а лишь поводом для не-
устанного повышения производительности
труда.
	Вот Иван Иванович Бортаковский. Страна
его знает как лучшего механизатора сель-
ского хозяйства. В 1931 году он закончил
Сапожковскую школу механизаторов н крат-
косрочные курсы трактористов. С. 1935 года
Бортаковский стал бригадиром тракторчой
бригады в Можарской МТС. Во всесоюзном
социалистическом соревновании трактоти-
стов его бригада уверенно шла от успеха к
успеху. Бригада Бортаковского в 1936 году
на каждый колесный трактор выработала
2.807 гектаров. Затем Бортаковский пересел
< колесных тракторов на «ЧТЗ» и в течение
последних десяти лет работает на одной и
той же машине. Из года в год он повышает
производительность труда, вырабатывая еже-
годно по три и более нормы. За десять лет
его бригада обработала трактором свыше
40.000 гектаров — в три раза больше, чем

положено по норме, — и сэкономила больше
200 тонн горючего.
	В прошлом году Бортаковскому было при-
своено высокое звание лауреата Сталин-
ской премии.
	В облике бригадира тракторной бригады—
лауреата Сталинской премии мы видим пред-
ставителя растущих кадров социалистиче-
ского сельского хозяйства. Эти люди сво-
бодны от уродующего влияния частной соб-
ственности. Их трудовая одаренность слу-
жит великим идеалам строительства нового
общества.
	Вот Константии Яковлевич Самсонов. Сле-
	сарь по специальности, он работал на Мос-
ковском авторемонтном заводе Метростроя.
В 1937 году был призван в Красную Армию.
Константин Яковлевич — активный участ-
ник Великой Отечественной войны — oco-
бенно отличился в дни берлинского сраже-
ния при штурме рейхстага. Батальон, кото-
рым он командовал, первым ворвался в зда-
ние рейхотага и после многочасового тяже-
лого боя пробился к главному куполу. 30 ап-
реля 1945 г. в 14 часов 25 минут Самсонов
с группой своих боевых товарищей поднялся
на крышу рейхстага и под ураганным огнем
неприятеля водрузил знамя нашей Победы.
	Только одно перечисленное — краткая
характеристика трудовой деятельности—рас-
крывает перед нами все величие простых со-
ветоких людей, воспитанных партией Ленина
—Сталина. Они — настоящие творцы новой
социалистической жизни, и народ с полным
доверием выдвигает таких людей кандида-
тами в депутаты Верховных Советов.

Советские. писатели призваны рассказать
о радости труда, которую испытывают мил-
лионы советских людей, о буйном цветении
творческих сил в стране, ведомой великим
Сталиным к коммунизму.
	Дни всенародного торжества — дни под-
готовки к выборам в Верховные Советы—мо-
гут и должны обогатить наших писателей
новыми темами, прославляющими простых
	Обложки книг кандидатов в депутаты Верховных
Советов союзных республик—А. Исаакяна, А. Сур-
кова, В. Лебедева-Кумача и Ирины Вильде.
		Раиса МЕССЕР
		больше чудодеиственных операций,—олна
за другой! — совершает доктор Сергеев,
тем быстрее тает доверие к этому образу,
к реальности описываемой обстановки. Нет
нужды обсуждать, являются ли все нарисо-
ванные автором фронтовые картины плодом
его ‘личных наблюдений и опыта. Быть
очевидцем не всегда обязательно, ибо в
противном случае невозможен был бы
исторический жанр в искусстве.

Но ощущение внутренней правды, тща-
тельное изучение материала и подлинно
художественное воображение необходимы
писателю. И вот этих-то: качеств совер-
шенно не ощущается в центральной части
романа, посвященной фронту и осажденно-
	‚му Ленинграду. Эти страницы напоминают
	поверхностные фронтовые очерки о воен-
ных госпиталях. В романе же, претендую-
щем на обобщение явлений, соединение та-
ких очерков, нагромождение подвигов де-
лают образ героя нарочитым и неправдопо-
добным. Вы заранее знаете, что самая рис-
кованная операция доктора Сергеева не
может не удаться, что он, конечно, будет
ранен и, разумеется, благополучно изле-
чится. Все его удачи и успехи предопре-
делены. В нем нет ни малейшего следа тех
мук рождения подлинной удачи, того вол-
нения, взлетов и падений, которые сопут-
ствуют истинному творчеству, серьезному
успеху в любимом деле.
	Как бы спохватившись, что слишком уж
все благополучно протекает в жизни героя,
автор в финале вкатывает чудовищную до-
зу несчастья. Лена, жена Сергеева, кра-
савица, умница, талантливый нейрохирург,
убита снарядом в здании своей клиники в
день единственной за годы войны встречи
с мужем в осажденном Ленинграде. Этот
эпизод лишь свидетельствует о механиче-
ских пропорциях, по которым ‘составлялась
книга. Он так же ходулен, как и вся удач-
ливая до самого финала судьба героя ро-
мана. Главы книги, посвященные военному
Ленинграду, очень напоминают монтаж
посредственных очерков о блокаде. Край-
не неестественным выглядит поведение
Лены на городских улицах. Прожив всю
блокаду в Ленинграде, она, выйдя из кли-
ники, смотрит на все, что предстало ее
взору, глазами приезжего человека, потря-
сенного ужасами войны. И несмотря на
	полный набор всех известных атрибутов
блокадного бытия, эта часть романа харак-
теризуется все тем же внешним механиче-
	ским приемом, простым перечислением, без.
чувства, без своих слов.

Но наибольшие «высоты»  сусальности

достигнуты в третьей части романа. Ране-
ный герой попадает на Урал, и здесь Ha-
чинается парад розового благополучия.
Широкое хлебосольство в любом доме.
Секретарь Горисполкома приносит Сергее-
ву фиалки и тратит целые рабочие дни’ на
устройство всех его дел. Сергеев ухитряет-
ся совмешать лечение в госпитале со.
сложным обследованием жизни  эвакуиро-
ванного населения, заводов и ремесленных
училищ в области. Обследование, pa3y-
мёется, дало блестящие результаты. Сто-!

ловые. дети. мелицинская помошь — все!

0 :-чт прекраено. Разве что у одного.
пьющего-Комен=ка в общежитии заве-.
лись клопы... :

Все эти красоты тылового счастья в дни
войны имеют мало общего с реальной re-
роикой тыла, < той трезвой и трудной O6-
становкой, в которой работали на новом
месте люди и заводы военного времени.

Что же касается обобщающего и
образа героя романа, то достаточно хотя
бы самого беглого сравнения его с «Хи-.
рургом» Н. Емельяновой или со «Спутни-.
ками» В. Пановой , книгами, близкими.
«Доктору Сергееву» по теме, чтобы оце-
нить глубокое и принципиальное различие.
между подлинностью и подделкой, между
чувствами истинными и мнимыми.
	В романе «Доктор Сергеев» ленинград-
ского писателя Семена Розенфельда под-
няты такие важные вопросы нашей совре-
менности, как формирование кадров моло-
дой советской интеллигенции, ее предан-
ность родине, ее возмужание в огне войны.

С первых же страниц романа автор хо-
чет ввести. читателя в счастливую атмос-
феру предвоенного Ленинграда. Молодой
врач и его невеста, только что окончив-
шие институт, их научные интересы, пер-
вый рабочий день в клинике, волнения,
мечтания, прогулки, первая ссора, прими-
рение. Но вместо того, ‘чтобы  вгля-
деться в лица своих героев, распознать их
индивидуальные черты и Через них выра-
зить типичность героики молодого совет-
	ского поколения, автор с необыкновенной
легкостью набрасывает идеально чистень-
	кие зарисовки из жизни нашей молодежи.

Нет таких завидных качеств, какие по-
жалела бы природа для двух молодых ге-
роев романа «Доктор Сергеев»! Они уди-
вительно красивы, бесконечно умны и та-
лантливы, безгранично храбры. Все досто-
инства присущи им обязательно в превос-
ходной степени. Нет ни одного мгновения,
когда кто-либо из них заколебался бы пе-
ред принятием важного решения. Все на-
редкость выверено в этой молодой паре.
Все снабжено авторскими назойливыми
оценками: «замечательно, прекрасно, вели-
колепно». Готовые слова, без отпечатка
своего, авторского, видения мира, своего
вкуса, полностью соответствуют тому чи-
стенькому мирку двух счастливчиков, ко-
торый с чрезвычайной бойкостью выдается
	в этом романе за мир подлинных исканий
	и жизненных достижений.

Автор хочет рассказать о. любви своих
молодых героев к родному городу, к кра-
соте Ленинграда. С этой целью он прово-
дит их по маршруту, который мы назвали
бы маршрутом интуриста, изложенным язы-
ком рекламного путеводителя: «изумитель-
ная решетка Летнего сада», «знамени-
тый Александрийский столп, воспетый Пуш-
киным», «голубая мозаика мечети», «розо-
вый гранит братских могил», «золотой питиц
Петропавловской крепости», «тяжелый ам-
пир павловских казарм», «мрачный Инже-
нерный замок», и так далее на двух стра-
ницах,

С. Розенфельд стремится наделить
своего героя широтой духовных интересов.
Доктор Сергеев — тонкий ценитель музы-
ки и сам отличный музыкант. Но когда
дело доходит до определения его музы-
кальных интересов, то и тут вместо лич-
ных симпатий и вкусов выступает все тот
же метод перечислений, музыкальный аль-
‘бом апробированной классики, куда вхо-
дят Шуман и Чайковский, Дворжак и Рах-
манинов.

Трудно, не будучи специалистом, опреде-
лять меру глубины поднятых в романе воп-
росов современной медицины. Однако олно
стойкое впечатление не оставляет вас на
всем протяжении книги: автор ее ведет речь
исключительно о самоновейших медицин-
ских отраслях: эндокринологии, нейрохирур-
гии, сульфамидах и... на последних страни-
цах, как бы спохватившись, не упущено ли
чего, спешно добавлено сообщение о том,
что герой романа занялся проблемой певи-
циллина. Ощущение нахватанности всего
этого серьезнейшего круга вопросов из но-
пулярных очерков облегченного типа, резко
подчеркнутый оттенок поспешной погони
за «модными» течениями в современной ме-
дицине — все это черты «легкого чтения»
на животрепещущие темы, а не серьезного
современного романа.

Наступают решающие события в романе.
Война, разлука < молодой женой, фронт,
героический труд военного хирурга в по-
левом госпитале. И поразительно: чем
	Семен Розенфельд. «Доктор Сергеев», «Моло-
		советских людей — героев новой ЖИЗНИ.  дая гвардия». Ленинград. 1946.
	ОБ ИГРЕ МЕЧТЕ И ПОЭЗИИ
	Иллюстрация В. Горяева к книге
А. Барто «Качели» (Детгиз).
	живут в трудовом обществе, и эти увлече-
ния, которые их охватывают, выражают их
общественные и трудовые интересы.

А. Барто умеет управлять детьми, орга-
низуя в стихах их жизнь. `

Но, так как именно поэт выпрямляет и
выправляет слова, так как именно  рево-
люционная поэзия делает слова более ве-
сомыми, увеличивая их значение, — то
слово в руках поэта, особенно детского,
должно быть драгоценным.

Со словами детского поэта ребенок бу-
дет жить, он будет ими говорить, он через
них будет понимать всемирную литературу.

Стихи А. Барто уже стали мастерскими,
и требования к ней мы пред’являем потому
полные. -

Возьмем стихотворение «Игра в крокет».

На площадке для крокета

Чуть не с самого рассвета
Начинается игра.
	На нлотадке для крокета
Опорят мальчики в утра.
	To повалятся воротца.
То один игрок дерется...
Нет нигде такого крика,
Ни в лесу. ни у реки,
Даже в лес за земляникой
	ния слов. Поэтому стоофа не знает, куда
деть руки и ноги. Между тем, стихи вооб-
	ще хороши, и в них есть перемена ритма,
	причем такая перемена, которая  прини-
мается читателем. Это ритм движения сю-
жета.

Но детская книга должна быть книгой
идеалов.

Чехов, еще молодой, написал статью о
Пржевальском, о великом путешествении-
ке, как об идеале детей, и Чехов в своем
рассказе «Мальчики» любит веснущатого
гимназиста, который хочет достать порох и
убежать от мамы с папой в Америку охо-
титься на ягуаров. Образы великих рево-
люционеров и ученых, героев Великой Оте-
чественной и гражданской войн воспиты-
вают ребенка, дают ему идеал,

Но больше и лучше всего воспитывает
рассказ о реальнсм подвиге.

Антон Чехов писал в статье на смерть
	Н. М. Пржевальского:
	Писали дети, прося принять их в школу
вежливости, писали старики-шахтеры, кото-
рые радовались тому, что говор на шахте
вдруг изменился, писали учительницы, мз-
мы, бабушки, но больше всего, конечно,
писали дети.

«Умный крокодил» записывал сцены В
классе, сцены в раздевалках, просматривал
автобусы.

Создалось своеобразное движение 32
вежливость, за хорошее отношение друг к

другу.
«Крокодил» пел под сентиментальную му-
зыку вальса:

Я верю, давно я мечтаю,
Настанут чудесные дни,
Нигде — ни в метро, ни в трамвае
Не будет тогда толкотни,

Не будет детей нехороштих,
„Придут золотые года,

И в комнату люди в калошах
Не будут входить никогда.
Подует ветер свежий,

Фиалки расцветут,

Иечезнут все невежи,
Навеки пропадут.
Распустятся фиалки,

Зимой придет весна,

И даже в раздевалье

Наетанез ташина.
	Аудитория приняла и поняла шутку, но
заговорила и о серьезном.

В «Умном крокодиле» у А. Барто поя-
вился в прозе первый положительный тип
— дошкольник Андрюша, младший брат
своего брата-школьника. Это ласковый,
	живой, озабоченный и угнетенный своим
братом ребенок.
Его превосходно читала Рина Зеленая,
	которая вместе с А. Барто создавала «У м-
ного крокодила» и как автор.

Детский эгоизм, эксплоатация старшим
младшего, детское чувство долга, реаль
ный быт — все это показано в Андрюше,

Это лучший герой автора.

Слушатели радио начали ему посылать
марки. У Андрюши марки отнял старший
брат. Слушатели писали, что они понима-
ют, что Андрюши, наверное, и нет, что это
артистка Рина Зеленая, и все же они ему
посылают марки.

Это на самом деле прекрасный мальчик.
Были ‘бы у меня марки, я сам бы ему по-
слал. С

Молла Насреддину надоели соседи, и он
пустил слух, что на площади даром раз-
дают рис. Все побежали на площадь и пе-
рестали тревожить умного Моллу, ноои он
сам взял котел и побежал. на площадь,
Ему показалось — а вдруг на самом. деле
раздают рис. Слух, им пущенный, стал для
него реальностью.

Я думаю, что для А. Барто Андрюша—
тоже реальность.

Я, как слушатель, в мальчика верю и
думаю, что он не выдуманный, а найден-
ный, и он есть самый вежливый, самый
нужный, он есть ребенок, имеющий мечту.

Слава А. Барто сделана не критиками, не
издательствами, а читателем. Когда она
читает, то вал ее знает наизусть.

Тем больше у нее обязательств перел
людьми, которые посвятили ее в высокое
звание поэта.

Ее обязательства состоят в борьбе за
высокую мечту, в борьбе за создание и
нахождение нового идеала новому поколе-
Вию,
	Существует ходячее слово — «поэтиче-
бкий беспорядок». Слово это мало правиль-
ное. Именно в поэзии больше всего поряд-
ка.

Мы знаем, что в поэзии слова распола-
гаются по ритму, что они рифмуются, они
создают картины. Эти Картины тесно свя-
заны между собою. Поззия — это порядок,
это выявление в словах внутреннего по-
рядка вешей:
	Детская литература устанавливает 3зн3-
чение слов. Она оформляет сложную пору
жизни человека — пору узнавания и созда-
НИЯ навыков.
	В кажущейся простоте детской литера-
туры существуют большие трудности. Дет-
ская литература проверяется детьми, кото-
рые одно принимают, помнят, другое как-
10 пропускают мимо ушей, yo

Агния Барто — принятый детьми писа-
тель.

Она писатель не консервативный, она He
пользуется обломками уже найденного, &
делает поэзию из сегодняшнего дня.

Мальчик или девочка, шжольница или
дошкольница родились при советской вла-
сти, Если говорить терминами кинемато-
трафии, скажем, что первый, второй и об-
щий планы их жизни заняты новыми поня“
тиями. Писатель, желающий быть другом
детей, должен уметь жить вместе с детьми
в новой жизни.

Люди в книгах Барто ходят, смеются,
радуются и ошибаются в новом мире.
	А. Барто — советский детский поэт.
	Она ушла от условности детской литера“
туры, ввела в нее быт и сатиру, показала
детей в коллективе» .

Маленькая книга А. Барто «Качели» *
хорошо проиллюстрирована В. Горяевым,
Эта книга про наших детей, про их жизнь.

Стихи поэта укрепились, в них есть дол“
гое дыханье, хорошо движется строфа, хо-
рошо появляются люди в мире, созданном
стихами,

Барто не заслоняет собой мира и пока-
зывает жизнь, а не только рассказывает о
ней. Мир А. Барто — счастливый, хорошо
обжитой и добрый мир. В этом мире есть
увлечения, Мелочи мира поэтичны, задор-
ны. Дети умеют видеть смещное, они ува-
жают взрослых, но хорошо понимают их
слабые стороны. И видят, как всегда видят
дети, себя самих немножко: болыне взрос-
лыми, чем, взрослые видят детей. Ведь де-
тям предназначено в жизни многое пере-
делать. Не только мы просматриваем их
тетрадки, и они просматривают тетрадку
нашей жизни, Будем надеяться, что они по-
ставят нам «хор», :

В стихотворении «Вязанье» все увлече-
ны вязаньем, и маленький мальчик утаски-
вает двух пушистых щенят, чтобы сестра не
«размотала» их и не связала из них что-
нибуль.

А. Барто хорошо знает детские увлече-
ния — увлечения прыганием через вёревоч-
ку, сбором’ металла, вязаньем» : i

ut Fe ey
	mee

Это вовсе не пустяки, потому что детя
	* А. Барто. «Качели». М-Л. Детгиз. 1946,
	52 стр. 1 руб 40 коп,
	Зоя у немцев, одна в крестьянской избе,
измученная пытками. Она бредит. И в бреду
ей представляется, что к ней приходят все
те, кого любила она и кто ее любил. Ей
представляется, что к ней приходит малень-
кая девочка Люська, ради которой Зоя ког-
да-то приносила дорогие ей жертвы; и
Люська поет Зое ту песенку, которой ее на-
учила Зоя, — песенку о радости. В этой ко-
роткой сцене-есть бессмертие незабываемого
доброго поступка. Зое кажется, будто ее
мать приходит к ней, чтобы сказать, что рус-
ская девушка должна быть сильнее немец-
кой смерти; и в этих словах есть бессмерт-
ная сила материнской любви ‘и гордости.
Зое кажется, что к ней приходит Борис, что-
бы сказать ей, что он спасет ее и что она,
любимая им, будет жить. И в этих словах
чудится прекрасное бессмертие любви. И на-
конец, Зоя видит, будто ее окружают
школьные товарищи и новые ее друзья —
партизаны. Они благодарят ее за подвиг и
говорят, что она не умрет. И в этом —~ бес-
смертие дружбы, но также и бессмертие ис-
полненного долга. ,

Будучи одна, Зоя не знает одиночества.
За несколько часов до смерти она думает о
жизни. И как самое высокое признание ее
героического подвига, ей слышатся . слова
Сталина о том, что немцы не возьмут Мо-
скву, ибо началось генеральное наступление
Красной Армии. Тогда особенно рельефной
становится. мысль о бессмертии подвига,
увенчавшего жизнь Зои.

В Ленинградском театре имени Ленин-
ского комсомола Зою играет молодая ap-
тистка Н. Родионова. Открывается занавес,
	зритель видит Зою на берегу реки. Широкие
просторы лежат пере&}нею, Зоя стоит на об-
рыве, высокая, стройная, сильная. Так ре-
жиссер спектакля (С. Морщихин) и худож-
ник (Т. Шорр) подчеркивают горизонты мо-
лодой жизни Зои.

Свободная, одухотворенная широта движе-
	Конкурс на лучшее худо
КАЗАНЬ, (От наш. корр.). К ХХХ годов-
	щине Великой Октябрьской Социалистиче-
ской революции Союз советских писателей
Татарии и Татгосиздат об’явили открытый
конкурсе на лучшее художественное произ-
ведение и на лучший перевод произведений
русской классической и советской литера-
		Совет Министров Татарской АССР одоб-
	рил условия конкурса и утвердил состав
жюри под председателъством заместителя
	«Изнеженный десятилетний мальчик-гим-
назист мечтает бежать в Америку или Афри-
ку совершать подвиги — это шалость, но
не простая. Это слабые симптомы той доб-
рокачественной заразы, какая неминуемо
распространяется по земле от подвига».

Мы должны рассказать своим детям 0
подвигах людей.

Наши дети, конечно, предназначены
жизнью для того, чтобы жить в меняющем-
ся мире, они должны принять участие в по-
строении этой жизни, и им идеалы нужны
так, как витамины летчику, иначе у них
ослабнет зрение.
	Старые книги А. Барто несколько обед-
нены, Они были веселы, ироничны, они уме-
ли учить, но соглашались научить немно-
гому. Эти. книги хорошо читались. Но
дальнее плавание, высокая и Необходимая
мёчта, звезды, планы, идеи должны быть в
детской литературе. Иначе дети будут чи-
тать о другом, будут мечтать о старом,
будут петь песни из кинолент, ‹ которые
не всегда выражают лучшее в советской
поэзии, .

Этого. пока нет у Агнии Барто. Правда,
мы знаем, что сейчас она пишет книгу о
Москве. Очёвидно, новая тема входит в
творчество художника.

Радиопередачи «Умный крокодил» бли-
стательно завершают первый период работы
А. Барто. Передачи эти замечательны по
своей веселости и по тому влиянию, кото-
рое они уже оказали на наших детей.

У нас страна изменяющихся людей. Мы
не восстанавливаем значение слов и вещей,
а создаем новые. Писатель должен помо-
гать людям расти и изменяться.

Стихи А. Барто выполняют эту задачу.
Но нужно, чтобы задача стала шире и
глубже.

А. Барто и Рина Зеленая © оптимизмом
художников решили вмешаться в жизнь и
выпустили в эфир несколько номеров «Ум-
ного крокодила».

Это веселые беседы о вежливости, Они
основаны на убеждении, что люди хотят
хорошо друг к другу относиться, что у них
есть время и силы изменять себя,

В этом «Умном крокодиле» есть песни,
стихи, проза и почтовый ящик, Этот поч»
товый ящик имел три тысячи висем;! _.
	жественное произведение
	председателя Совета Министров ТатАССР”
т. Батмева. Конкурс продлится до 1 сентяб-
ря 1947 года. :

Для поощрения лучших произведений
установлено шесть премий, Первая — 40°
тыс, ‘рублей, две вторых по 25 и три по 15
тысяч рублей. За лучшие переводы устаноз-
лено шесть премий.
		Не уходят игроки,

Здесь рифмы приблизительны. Хорошая
рифма обладает силой возвращать предыду-
щую строку; бедная рифма остается толь-
ко звуковой рифмой.

Нехороню сказать «один игрок дерется».
Бить может один. Дерутся всегда не ме-
нее двух. Такое уж свойство драки. Нехо-
рошо, что сказано рядом, что нет такого
крика в лесу, и что в лес игроки не ушли.
Эта строка не пришла еще в поэтический
порядок, В ней нет выправленного зиаче-
	Литературная газета
о