Час осеняет великое знамя
Ленина— Сталина
	ексанорова
	Окончание доклада тов. Г. Ф. Ал
		Начало см. на 2 стр.
	`В.ГОЛБЬЦЕВ
	БОЛЬШОЙ СОВЕТСКИЙ ПОЭТ
	да, его героизмом и способностью Е само:
пожертвованию. Именно эти характерные
качества советского человека поэт стремил-
ся запечатлеть в художественных образах.
	Из военных стихов Миколы Бажана oco-
бенно выделяется удостоенная Сталинской
премии «Сталинградская тетрадь», полная
чувства трагизма и сознания исключитель-
ных всемирно-исторических — масштабов
происходящего.
	Сильнее бейся. сердце! Tyme

Все тело злым огнем насыть,
Пройди сквозь гибель, чтобы жить
Овоей победою грялушей!
	Такие мужественные стихи, как «В яру»,
«Возле хаты», «Дорога», «На переправе»,
производят незабываемое впечатление. ‘В
них сильны и любовь к простому, чистому
сердцем и свободолюбивому советскому че-
ловеку и ненависть советского патриота к
фашистским захватчикам. Они написаны в
обычной манере зрелого Бажана — просто,
но не упрощенно.
	Не менее значительны стихи об освобож-
денном Киеве, написанные после победы.
Примечательно, что и в ряде других стихов
Микола Бажан предстает перед ‘нами не
только как превосходный лирик, но и как
поэт эпического склада. Он оказался очень
хорошим рассказчиком, умелым создателем
поэтического повествования. Особого вни-
мания заслуживает историческая поэма Ба-
жана «Данило Галицкий», посвященная то-
му, кто разбил в 1235 году на Волыни не-
мецких рыцарей-меченосцев. Воссоздавая
образы истории, большой советский поэт
использовал их, как боевое оружие против
врага.
	За годы Великой Отечественной войны
Микола Бажан много работал не только как
поэт и политработник, но и как государст-
венный деятель. Мы слышали из Лондона
его голос, когда он выступал от имени Ук-
раины на заседании Генеральной ассамблеи
Об’единенных наций. Он продолжает вести
плодотворную работу в качестве заместите:
ля председателя Совета Министров Укрзз-
ны. Он является глубоко убежденным и по-
следовательным поборником  общеславян-
ского братства. Год назад украинский нарол
послал его в Верховный Совет СССР, где
он стал членом комиссии по внешне-полити-
ческим делам. Ныне его достойное имя на-
	звано в качестве кандидата в депутаты Взр-
ховного Совета УССР.
	Миколу Бажана всегда интересовало не
только то новое и чудесное, что творилось
по воле великой партии  Ленина—Сталина
на Украине, но и все новые явления в жиз-
ни всего нашего многонационального Совет-
ского Союза. В Москве, в Ленинграде, в
Минске, в горах Грузии, на плоскогорьях
Армении, в просторах Узбекистана, — по-
всюду, где кипел великий созидательный
труд, в любой советской республике он но-
являлся не как заезжий гость, не как по-
сторонний регистратор фактов, а как Участ-
ник едяного общегосударственного, обще-
народного, общепартийного дела. Неудиви-
тельно, что везде его принимают, как близ-
кого и родного, как верного друга, Брат-
ская любовь к людям новой советской фор-
мации оплодотворяет творчество большого
поэта. Тема ленинско-сталинской дружбы
народов звучит, как одна из самых ос-
новных тем его творческой жизни. Гигант-
ский образ товарища Сталина вдохновляет
его, переполняет гордостью за свой
советский народ, за непобедимую пар-
тию большевиков. Недаром в стихотворе-
нии «О первом депутате» Бажан писал:
	Как имя миллионов, звучит это имя,

В шесть букв воплотилось единство идей,

Единство идущих путями твоими,—

Отчизна отважных и гордых людей!

Читатели восхищаются и великолепным
переводом Бажана на украинский гениаль-
ной поэмы Шота Руставели и оригинальной
его позмой о С. М. Кирове, проникнутой
духом подлинной большевистской партийно-
сти.

В годы Великой Отечественной pol.
ны Микола Бажан редактировал воен-
ную газету, писал стихи и листовки, помо-
гал партизанам Украины. Очень остро пе-
реживая трагическую горечь наших времен-
ных поражений, он никогда Не утрачивал
веры в наш народ и в нашу победу. «Не бу-
дет, не будет вовек Украина рабою немец-

ких господ!>— уверенно и страстно воскли-
цал он.
	С победными боями прошел Микола Ба-

жан по родной украинской земле до самого
Закарпатья.

В грозные дни войны поэзия Бажана ста-
ла еще содержательнее. Он видел неисчис-
лимые страдания советских людей. трупы
замученных фашистскими выродками, горя-
щие села, руины городов. Он восхищался
морально-политической силой своего наро-
	Л. ПАСЫНКОВ
	И только ната славная партия стояла
тоит все эти годы, как могучий вели-

а,
	о о и: НА И МД
рый, изумляя мир своими поистине не-
меркнущими победами. Ленин называл

ет

коммунистическую партию — умом, че-
стью и совеетью нашей эпохи.
обязана наша партия этим
качествами. Товарищ Ста
ковал великий Ленин, наш вождь, наи
учитель, наш отец, который не знал п не
признавал страха в борьбе». Имен.
но партия большевиков была той направ-
ляющей силой, которая pena советских
людей все вперед и вперед к великой цели,
предначертанной Лениным, — к коммуниз-
му. После смерти великого. Ленина окон-
чательно сложилось то руководящее ядро
нашей партии, которое в жестоких боях с
врагами партии отетояло великое знамя
Ленина, об’единило и сплотило всю пар-
тию, весь народ вокруг заветов Ильича,
вывело советский рабочий класс, наше
крестьянство и интеллигенцию a maAno-

Ленину
и вылающимнея
лин говорит: «Нас
	и ведущей силой партии и государства
И. ’
	TO Е ЕЕ

выл и есть выдающийся ученик Ленина.
	его достоиный преемник и великий про-
	должатель товарищ Сталин. (Бурные, поо-
	ролщительные аплодисменты. Все встают}.
	Пусть же и впредь живет и крепнет на-
та славная партия, созданная и выпесто-
ванная Лениным и Сталиным!
	Да здравствует непобедимое знамя наптей
партии -—— ленинизм!
	советский на-
	Да здравствует великий
род — творец социализма!
		ват ‘усиливать и укреплять свой состав.
(фновной костяк нашей партии составляют
йчас кадровые рабочие и передовые кол-
озники нашей страны. В партию вовлече-
ны пучине люди советской интеллигенции.
(ейчас в партии состоят более 400.000
коммунистов, имеющих выешее образова-
ane, 8 0X21 1.300.000 со ередним образо-
sianey, 148.000 инженеров, 24.000 агро-
номов и других специалистов сельского
хояйства, почти 40.000 врачей, 80.000
петагогов.

Белыним достижением нашей партии
двллется то, что в её составе более 1 мил-
она женщин-коммуниеток. 9т0 означает,
что в Советском Союзе женщина, имеющая
равные права с мужчиной, представляет
очную сплу в политической,  хозяйст-
венной и культурной жизни страны.

Юокая еще партия из правящих ныне
rapa в буржуазных странах может ска-
зать о таком же ее авторитете у народа, о
дверии и любви к ней самых широких
асе трудящихся?

Такой партии нет и не может быть cpe-
и правящих буржуазных и близких им
тартий.

Понятно, что к такой партии, как пар-
ня большевиков, и требования — прет’ав-
	THA VOa DUE DA AUB, A PPCUOR
+ aH я
тяются великие. ны
Пентральный  Комит
митет нашей
требует еще более усилить к
	евую роль наших партииных организа-
ui no Ree советской жизни, повысить
тивность партийных организаций в деле
востановления и дальнейшего развития
вшей промытиленности, транспорта и
‘льСКого хозяйства, поднять весь нап на-
poy на выполнение и перевыполнение пла-
на 1947 года, второго года новой. пятилет-
КИ,
Товарищи! Вот уже полвека борются
передовые люди нашей страны под знаме-
нем ленинизма. Сколько разных политиче-
CRAX партий возникло и почти бесследно
иочезло за это время во многих крупных
временных государствах!
			Б. Катаев (четвертый слева) беседует: си
	ного окру а Москвы, где он выставлен. к
та РСФСР. <
		збирателями Цербаковского избиратель-
андидатом в депутаты Верховного Сове-
	Фото A. Батанова (Фотохроника ТАСС).

©. хо A а

будучи профессиональным литератором, по-
лучил высшее образование. Первое его сти-
хотворение было напечатано в газете «Смо-
ленская деревня» в 1924 голу. Называлось
оно «Новая изба». В нем крестьянский под-
росток радовался тому, как чудесно станет
жать В новой просторной избе, где на. сте-
не будет висеть портрет Ленина. В этом
стихотворении Твардозский заявлял о себе,
как о представителе нового советского. по-
коления крестьянской молодежи. В юности
он стал активным участником глубочайшего
	’ революционного переворота в жизни дерев-
	Ни коллективизации сельского хозяйства
(в это время он работал корреспондентом
	однси из смоленских газет), и тема эта пол:
	ностью завладевает его творчеством.
	В чудесной поэме «Страна Муравия» ов
запечатлел облик родной страны в год вели-
кого перелома:

Отрана родная велика,
Весна! Великий гол!
	И надо всей страной — рука,
Зовущая вперед.
	ТРУЛА И
	’ Живо вспоминается’ мне платформа одно-

го из московских вокзалов в горячий лет-
ний полдень 1941 года. Меня вызвал на вок-
зал по телефону один из старых друзей,
проезжавший через Москву на фронт... Bo?
инский эшелон стоял где-то на третьях my-
TAX, но отправление ожидалось не <коро, и
группы бойцов и командиров ‘заполняли.
млатформу дальнего следования. И хотя
было людно, не чувствовалось привычного
  вокзального пгума — все были серьезный
сосредоточены, говорили ‘негромко, — бои:
шли уже на Смоленщине. Только изредка. с
платформ ближнего следования доноеилея
голос вокзального  диктора, сообщавшего ‘об
отправлении пригородных поездов без обыч-
ного обращения «граждане пассажиры». Это
обращение стало употребляться только в
случае тревоги.

Мой товарищ, совсем еще молодой Ma-
рень, наш деревенский избач, казался совер-
шенно спокойным, внутреннее волнение его
выдавало лишь то, что. давно заняв место в
вагоне, он все еще продолжал держать за
спиной самодельный рюкзак, так и позабыв
его снять. Он с излишним увлечением пере-
давал мне ‘поклоны и деревенские новости,
как будто только ради:этого приехал в Мо-
скву. О том, к чему готовился каждый из
нас, мы не говорили, боясь, что не найдем
слов, способных ясно и точно выразить-вла-
деющие нами чувства...

Но вдруг он прервал свой рассказ. По ра-.
дио кто-то читал стихи. Мы прислушались..
Стихи были о том самом, для чего не нахо-

дилось у час слов, и слова были именно те,
какие хотелось и следовало сказать:

И где бы мы ни были, вместе мы, рядом
Сражаемся ныне за напгу семью.

И пусть напте сердце не знает пощады
И устали нервы не знают в бою.
	Казалось; что. именно к нам, ко всем со-
бравшимея на этой платформе солдатам, об-!
ращается поэт. Голос был мужественен и!
тверд.

— Ну вот, все ясно... — задумчиво произ-
нес мой товарищ.—Лучше не скажешь... И
кто это так сердечно написал «вперед, по
побелы, меньшие мои», — повторил он по-
следнюю строку.

И, расставаясь, взял с меня слово, как
только’ пришлет адрес, с первым же отве-
том сообщить ему, кто ‘написал эти стихи,
и, если ‘достану, переписать их. Я’ не ‘сдер-
жал слова; так’ как не получил адреса: уже
после войны, побывав в деревне, я узнал,
что друг мой погиб в боях где-то подо Рже-
BOM.

Мы не встретились болыше, но когда я
читал стихотворение Александра Твардов-
	ского «Я убит подо Ржевом», мне показа-
лось, что до меня донесся голос моего по-
гибшего друга.

И в том обстоятельстве, что это стихо-
творение написано тем же Александром
Твардовским, чьи слова мы с такой жадно-
стью ‘ловили в тот далекий день нашей раз-
луки, воспринимая их, «как самое теплое
рукопожатье», — была своя закономерность
и величавая красота. Поистине завидна и
благословенна судьба поэта, который стано-
вится в творчестве своем выразителем чувств
и мыслей миллионных масс народа, говорит.
для народа и от имени его.

Александр Твардовский таков с первых
ученических шагов своих и до нынешнего
дня. Путь его целомудренно прям.

Твардовский пришел в ‘литературу из са-
мой народной толщи. Он родился в 1910 го-
ду в семье крестьянина деревни Загорье
Смоленской области. Детство поэта было
обычным трудовым детством крестьянского
мальчика. Он пришел в поэзию талантли-
вым самоучкой и только впоследствии. уже.
	нужно всего больше внимания, огласки, об-
щественной критики, травли негодного,
призыва учиться у хорошего». Это замеча-
ние должно быть отнесено и к художест-
венной литературе.
	Недаром десятилегие спустя после ленин-
ской статьи товарищ Сталин в своем пре-
дисловии к книге Е. Микулиной «Соревно-
вание и трудовой под’ем масс» отмечал, что
в нашей печати пишут «о философии сорев-
нования, © корнях соревнования, о возмож-
ных результатах соревнования® и т. д. Но
редко можно встретить такие заметки, ко-
торые изображали бы сколько-нибудь связ-
но картину того, как проводится соревно-
вание самими массами, картину того, что
переживают миллионные массы рабочих,
осуществляя соревнование...». И товарищ
Сталин видит главное достоинство книги
молодой писательницы в том, что она дала
«простой и правдивый рассказ о тех глу-
бинных птоцессах великого трудового
под’ема, которые составляют ‘внутреннюю
пружину социалистического соревнования».
	Показать величественную картину  все-
народного социалистического  соревнова-
ния, «картину того, что’, переживают мил-
лионные массы рабочих», — этот развиваю-
щий идеи Ленина сталинский наказ лите-
ратуре и печати особенно актуален сегодня.

Правдиво отразить в художественных
произведениях все стороны, все области со-
ветской жизни, воспитывать трудящихся в
коммунистическом духе на живых, положи-
тельных образах, страстно, беспощадно,
истинно-революционно преследовать все не-
годное, — таков ленинский завет советским
писателям.
	Идеи, высказанные Лениным в его статье
«О характере наших газет», развиты в книге
«Великий почин», этом поистине вдохно-
венном гимне героизму советского рабочего
класса. В этой книге Ленин писал летом
1919 года, что наша печать показала
«много примеров героизма красноармейцев»,
которые «проявляют нередко чудеса храб-
рости и выносливости, отстаивая завоева-
ния социалистической революции». Но ве-
ликий героизм трудящихся масс.  созна-
тельно приносящих жертвы делу победы
социализма, пишет далее Ленин, не ограни-
чивается олними лишь военными подвига-
ми. «Не меньшего внимания заслуживает
героизм рабочих в тылу», —указывает Вла-
димир Ильич, снова и снова определяя тем
самым задачи советских писателей.

Наша литература отразила чудеса храб-
рости и выносливости советского BOHHa—
	Да здравствует великий продолжатель
дела Ленина, воспитатель и вождь совет-
ского народа, нашт родной товарищ Сталин!
(Бурные, долго не смолкающие аплолис-
менты в честь товариша Сталина. Все
встают. Участники заседания поют пар-
тийный гимн «Интернационал»).
	Он создал также замечательные стихи,
посвященные труду и быту советского кре-
стьянства, где восторженно воспел осво-
бождение человека от тесных пут собствен-
нического хозяйства, прославил счастье со-
зидательного труда, показал рост нового
социалистического сознания у советского
крестьянина.
	Когда разразилась война, Твардовский
был одним из первых поэтов, от которых
	МЫ услыхали слова настоящей любви и
гнева.

За войну Твардовский ‘написал очень
	много, Он работал военным корреспонден-
том в армейской газете, думал и жил, как
солдат. «Письмо к моим братьям», «Слово
ненависти», задушевная «Баллада о Моск-
ве», в которой поэт показал образ великого
полководца Сталина, и многие, многие дру-
гие его стихи знают и любят миллионы со-
ветеких людей,
	В годы войны было создано и выдающее-
ся его произведение — поэма «Василий Тер-
кин», отразившая все этапы великой войны
и духовный рост советского солдата. В об-
разе ее героя — рядового колхозника поэт
полдня? про больших художественных обоб-
щений; р крыл ‘особенности советского ха=
рактера, ведущие черты которого — пламен-
ный патриотизм, вера в победу, настойчи-
вость в преодолении трудностей, активный
гуманизм и сознание, своей ответственности
за судьбы родины, за общее человеческое

НАВОГРЕЧУ ВЫБОРАМ
	АГИТАЦИЯ ЗА КАНДИДАТОВ СТАЛИНСКОГО БЛОКА
КОММУНИСТОВ И БЕСПАРТИЯНЫХ ©
	Коллектив рабочих, инженерно-техниче-
ских работников и служащих фабрики «Сво-
бодный пролетарий» (Владимирская об-
ласть) выдвинул кандидатом в депутаты
Верховного Совета РОФСР лауреата Ста-
линской премии А. Т. Твардовского.
	Собрание трактористов, механиков, агро-
номов и служащих Хиславичекой МТС
(Смоленская область) выдвинуло кандида-
Tow B депутаты Верховного Совета РСФСР

лауреата Сталинской премии М. В. Исаков-
ского.

Сотрудник «Литературной газеты» свя-
зался по ‘телефону с председателем Влади-
мирского облисполкома тов. Брант и заве-
дующим сектором агитации Отдела агитации
и пропаганды Смоленского обкома партии
тов. Елисеевым, Они рассказали о том, как
идет агитация за писателей — кандидатов
в депутаты Верховного Совета РСФСР,
	— В Вязниковском избирательном окру-
ге, — сообщил т. Брант, — прошло много
предвыборных “собраний. На собрании ин-
теллигенции и на предвыборном. совещаний
с речами выступили учительница школы им.
Ленина тов. Привезенцева, тов. Князев, на-
чальник цеха фабрики «Свободный проле-
тарий» тов Баев. Они рассказали о своих
встречах с поэтом на фронте в годы Вели-
кой Отечественной войны и горячо призы-
вали избирателей отдать свои голоса
за кандидата блока коммунистов и беспар-
тийных — выдающегося советского поэта
А. Твардовского.

Состоялись также собрания на текстиль-
ной фабрике «Пролетарский труд» и на дру-
гих промышленных предприятиях и в кол-
хозах Вязниковского избирательного округа.

Избиратели горячо поддерживают канди-
цатуру А. Твардовского, высоко оценивают
его произвеления о Советской Армии, ©
советской деревне. Выступавшие на собрани-
ях фронтовики рассказывали, какую боль-
шую роль сыграла в дни войны поэма «Ва-
силий Теркин». :

Областная газета «Призыв» опубликовала
биографическую справку о А. Твардовском.
	Много предвыборных материалов опубли-
ковала газета «Пролетарий», выходящая в
	Вязниках.
		20 января в` клубе «Парижская Коммуна»
в Вязниках состоялась встреча А. Твар-
довского с молодежью города и района.
На другой день А. Твардовский выехал в
Мстеру для встречи с избирателями,

AN

— Широко развернута агитационная рабо-
та в Хиславичском избирательном округе, —
сообщил т. Елисеев. — Рабочие Хиславич-
ской МТС, колхозники колхоза «Свободный
труд», рабочие и служащие совхоза «Доб-
роселье», рабочие и служащие Спиртозаво-
да, первые выдвинувшие кандидатуру М.
Исаковского в депутаты Верховного Совета
РСФСР, и коллективы других предприятий
и колхозов округа активно ведут агитацию
за своего кандидата. Состоялось 323 массо-
вых собрания, на которых присутствовало
	около 30.000 избирателей.
В областной газете «Рабочий путь» была.
	помещена биография М. Исаковского и об-
ращение Окружного предвыборного собра-
ния к избирателям. Выпущен специальный
плакат-биография поэта. ^

Районный радиоузел. организовал переда-
чу, посвященную творчеству М. Исаковско-
го.

В Смоленске и в области проводятся ли-
тературные вечера, посвященные творчеству
поэта.
	Смоленское отделение Союза писателей
принимает активное участие в предвыборной
агитации. Готовится специальная радиопе-
редача, посвященная М. Исаковскому. В ней
примут участие М. Рыленков, В. Кудимов
и др. .

Организован агитфургон с кинопередвиж-
кой. Перед. демонстрацией фильма агитато-
ры и доверенные лица выступают с речами,
призывают трудящихся голосовать в день
выборов за М. Исаковского.
	et
ГОРЬКИЙ. (От наш. корр.). Областное
отделение ССП провело. литературный вечер
для избирателей Свердловского района г.
Горького.
	В. Костылев, выдвинутыи кандидатом в
депутаты Верховного Совета РСФСР, про-
чел главы из новой повести <Счастливая
	встреча». Новые «Послевоенные стихи» про-`
	чел поэт А. Зарубин.
		НАШ ГАМЗАТ
	садоводах, колхозных мелиораторах, сбор-
щиках плодов и Т. д.

Много лет тому назад мы узнали, что
Гамзат «потихоньку» пишет и новеллы. Мы
познакомились с одной из новелл и когда
спросили Гамзата, почему он не печатает
прозу, он скромно ответил:

— Но яи пишу только для того, чтобы не
отстать от времени. :

Вскоре были опубликованы его рассказы
«Песчаный перевал» и «Добыча Лжалила».
Цадаса выступает и как драматург. Авар-
ский театр им. Цадасы начал свое сушест-
вование с постановки его пьес.

Нет события в Аварии, которое не заста-`
вило бы старика Гамзата сесть в седло. Он.
об’ездил свою горную страну в домоткан- .
ной серой шерсти — чухе, украшенной ор-
денами Ленина и Трудового Красного Зна-
мени; в дни войны он агитировал словом,
гневными стихами и ядовитой сатирой. Ox
создал поразительный по верности образ
«бесноватого» Гитлера. Призывно прозвуча-
ли страстные стихи Гамзата; благослоз.
ляющего на священный бой своих сыновей
Магомеда и Ахильчи, а с ними — и всех
молодых аварцев.
	Оба сына погибли. Цадаса пишет
внучке стихи: «Маленькой Пати». Он
учит девочку дорожить светлой памятью
отца, засиявшей, как золото, в дальних по-
ходах.
	И в дни войны и в дни мира Гамзат верно’
служит своему народу. Он собирает мель
для фронта, участвует в демографической
переписи Аварии, выступает как агитатол.
Свои беселы он умеет облечь в изящную
образную форму.

Когда в горных аулах на собрании изби-
рателей было произнесено имя народного по-
эта Гамзата, выступали женщины, юноши,
выступали старики. Вся Авария назвала имя
Гамзата, лучшее имя кандидата в депутаты
Верховного Совета Дагестанской автоном-
ной республики. Кто годами знает Гамзата,
тот понимает, что он еще шире охватит круг
творческих наблюдений, еше жарче займет-
ся практическими делами: творчество поэта
и труд общественного деятеля всегда были
дружными со старым поэтом Гамзатом Из-
пасом.
	Шестьдесят девять лет назад в Хуизах-
ском районе Аварии, в маленьком селении
Цада, родился Гамзат. 14-летним юношей
он стал популярен на всю Аварию своими
маленькими шуточными стихами «кеч», за-
тем стихами против «общественных недо-
статков». Гамзат Цадаса — первый басно-
писец не только в Аварии, но и во всем Да.
гестане.

Гамзат совсем непохож на ученых поэтов
«алимов», он никогда, подобно им, не опла-
кивал бренность мира и уходящую юность;
всегда наблюдательный и_ саркастический,
жадный к жизни, Гамзат молодел с каждым
своим белеюшим волосом.
	Ранние сатиры Гамзата были направлены
против застойного быта феодалов, против
косности патриархальных пережитков и са-
модурства царских чиновников, против апа-
тии, невежества и высокомерия горных
князьков и помещиков.
	Совсем другой стала сатира Гамзата по-
сле революции. Его «кеч», его сатирические
	стихи-и басни своим: острием теперь: направ-
	лены ко многим, еше не изжитым дурным
пережиткам птошлого.
	Его баски, помимо нравоучительности, OT-
личаются еще познавательной силой. Басня
о радиомачте, изумившей аул. стихи о пер-
вом горном телефоне в один день разнес-

лись по Аварии и стали прочным литератур-
ным явлением.
	Дагестан занял первое’ место в СССР по
прокладке новых дорог, а Авария заняла
первое место в Дагестане; когда первый ав-
томобиль по впервые проложенной дороге
пришел в горный Хунзах, соседи гунибцы
обиделись, что не им подарена машина, и
вот появляется сатирическое стихотворе-
ние от имени автомобиля: он, дескать, не
виноват в отсталости гунибцев, живущих и
ныне на проселке. В стихах «Разговор с
единоличником» Гамзат Цадаса раскрывает
живо и красочно принципы и, можно сказать,
поэзию коллективизации. Эти стихи написа-
ны мастерски.
	с первого же дня коллективизации Гам-

зат об’ездил родную Аварию и стихами и
устным словом страстно проповедывал но-
вую жизнь. У Гамзата есть стихи о колхоз-
ных чабанах. У него есть стихи о колхозных
	нътиче мы в ответе

За Россию, за народ

М за вее на свете...

Имя героя поэмы стало нарицательным,
он обрел как бы живую реальность, стал
верн! М, вдохновляющим спутником наших
воинов на дорогах войны,
	И после войны Твардовский одним из
первых сумел показать в поэме «Дому до-
роги» непреклонную волю простых совет-
ских людей к созиданию, волю, которую не
могли не только сломить, но и ослабить ни
тяготы войны, ни горькие утраты близких.
	Дарование Александра Твардовского рас-
цветает и мужает с каждым годом. Являясь
гордостью нашей советской поэзии, он од-
новременно — и ее надежда.
	Трудящиеся Владимирской области еди-
нодушно выдвинули Александра Трифоно-
вича Твардовского кандидатом в депутаты
Верховного Совета РСФСР. Поэт сумеет оп-
равдать доверие народа.
	героя и победителя в Беликой Отечествен-
ной войне. Но она далеко не всегда сумела
показать сознательность этого героизма —
ту коммунистическую сознательность, ко-
торую Ленин считал идейной основой Крас-
ной Армии, ее дисциплины, ее укрепления
и роста: В еше большем долгу наша лите-
ратура перед героями и героинями тыла,
золотыми руками своими ковавшими и вы-
ковавшими победу.

Показать идейность, сознательность со-
ветских воинов, достойно отразить героизм
трудящихся тыла — рабочих, колхозников,
интеллигентов, — таков ленинский завет
советским писателям.
	«Поменьше политической трескотни. по-
больше внимания самым поостым, но жи-
вым, из жизни взятым, жизнью проверен-
ным фактам коммунистического сгроитель-
	ства, — призывает Ленин, — этот лозунг
надо неустанно повторять всем нам, нашим
писателям. агитаторам, пропагандистам,
	организаторам и так далее».

Выдвигая писателей на первое место в
этом своем призыве. Ленин имеет в виду,
разумеется, не только политических писа-
телей-публинистов. Ленинский призыв,
направляющий писателя к жизни, к самым
простым, из жизни взятым. жизнью прове-
ренным фактам коммунистического строи-
тельства, прямо и непосредственно адре-
сован и художникам слова.

Пронитированные выше слова были Ha-
	писаны Лениным 28 июня 1919 года, а
всего лишь через несколько ‘дней Вла-
димир Ильич в своем письме А. М.
	Горькому призывает его изучать советскую
жизнь и наблюдать ее «снизу, где можно
обозреть работу нового строения жизни. в

рабочем поселке, провинции или в дерев-
He...»
	Имея в виду деятельность Горького в
издательстве «Всемирная литература».
Ленин советует ему изменить свое «поло-
жение профессионального редактора пере-
водов и т. п. положение, в котором наблю-
дать нового строх.мя новой жизни нельзя...»

«Вы поставили себя в положение, в ко-
тором непосредственно наблюдать нового
в жизни рабочих и крестьян. т. е. 9/10 на-
селения России Вы не можете», — пишет
Горькому Ленин и призывает его изучать,
«как строят жизнь по-новому, там... в де-
ревне, или на провинциальной фабрике (или
на фронте). Там легко простым наблюде-
нием отделить разложение старого от 00-
CTKOR HOBOTO>. .

Ростки нового! Но это вель те самые
ростки коммунизма, о которых Ленин за
несколько дней до своего письма к Горь-
кому говорил в «Великом почине»,
заявляя, что большевики—не утописты, ибо
они знают «также, что. следы старого в
		нравах известное время после переворота
неизбежно будут преобладать над ростками
нового. Когда новое только что родилось,
старое всегда остается в течение некото-
рого времени, сильнее его, это всегда бы-
вает так и в природе и в общественной
жизни. Издевательство над слабостью
ростков нового, дешевенький интеллигент-
ский скептицизм и тому подобное, — все
это в сущности приемы классовой борьбы
буржуазии против пролетариата, защита
капитализма против социализма».

И Ленин призывает «тщательно изучать
ростки нового, внимательнейшим образом
относиться к ним, всячески помогать их ро-
сту и «ухаживать» за этими слабыми рост-
ками». заявляет, что все это «должно со-
ставить вдесятеро больше, чем теперь, пред-
мет внимания и заботы» нагмей прессы, и,
как мы видели из письма к Горькому, всей
советской хуложественной литературы.

«Великий почин» написан почти три де-
сятилетия тому назад. Слабые еще в то
время ростки нового стали ныне могучими
корнями коммунизма. Теперь в сознании и
мировоззрении новых поколений советских
людей еще оставшиеся «следы старого в
нравах» уже не преобладают над новым —
социалистическим, порожденным всем
строем вошедшего в быт социализма! На-
оборот, социализм вытесняет пережитки
капитализма в сознании люлей Но ленин-
	ская отповедь «дешевенькому интеллигент-
	скому скептицизму», ленинский призыв. за-
ботиться © новых и новых ростках комму-
низма, наблюдать. глубоко изучать совет-
CKYIC действительность сохраняют свою мо-
билизующую и направляющую силу.
	Изучать самые простые, но живые, из
жизни взятые и жизнью проверенные, то-
есть глубоко типичные, а не случайные, не
схваченные с поверхности факты, неустан-
но изучать жизнь в ее народных глуби-
нах — там, где она строится и создается,
видеть и показывать новое в жизни — этот
ленинский завет советским писателям со-
храняет все свое боевое значение в наши
ДНИ.
	Сталинский лозунг  социалистического
реализма — таков единственно верный
путь. на который вывела большевистская
партия советскую художественную литера-
туру. Толъко неуклонно следуя по этому
пути, советские писатели смогут осущест-
вить великие ленинские заветы.

Настоящая политика, — неизменно учил
Ленин, — начинается не там, гле тысячи,
а там, где миллионы, десятки миллионов.
Там только начинается настоящая поли-
тика... .

Там же начинается и настоящее искус-
ство. Не камерные безделушки снобов, не
салонная болтовня эстетов. а великое народ-
	ное искусство! Это искусство наролу слу-
жиг и народ просвещает, у народа учится
и народ ведет вперед. Это искусство, про:
никнутое идеалами народа, его духовчымя
традициями, народу близкое, понятное. до-
ступное: родное. Вот почему Ленин в борь-
бе за народность советского. искусства су-
рово осуждал тех, кто витал «в эмпиреях
«пролетарской культуры», выдуманной в
«лабораториях» пролеткультовцев и искус-
ственно взращенной в их оранжереях. Вот
почему Ленин так резко осуждал тех. кто
рассматривал культурные учреждения to-
ветского государства — издательства, те-
атры, клубы «как самое удобное поприше
для своих.личных выдумок», когда «сплошь
и рядом самое нелепейшее кривлянье вы-
давалось за нечто новое и под видом чисто
пролетарского искусства и «пролетарской
культуры» преподносилось нечто  сверх-
естественное и несуразное».

В этом нелепейшем формалистском крив-
ляньи был в те годы и элемент явного
низкопоклонства перед культурой капита-
листического Запада. Ленин осуждал пре-
клонение перед реакционным зарубежным
искусством. Он видел в нем «много худо-
жественного лицемерия и, конечно. бессоз-
нательного почтения к художественной мо-
де, господствующей на Западе». -
	Сказанными сегодня кажутся эти ленин-
ские слова. сегодня, когда партия в своих
недавних постановлениях и докладе А. А,
Жданова предостерегала советских худож-
ников от какого бы то ни было низкопок..
лонства перед современной  буржуазвой
литературой Запада, литературой класса,
обреченного историей, уже впавшего в идей-^
ный маразм.
	Свыше четырех десятилетий тому назад
в своей исторической статье «Партийная
организация и партийная литература» Ленин
пророчески определил облик свободной со-
циалистической литературы, призванной
«служить не пресышенной героине, He
скучающим и страдающим от ожирения
«верхним десяти тысячам». а миллионам и
десяткам миллионов трудящихся. которые
составляют цвет страны, ее. силу, ее будуш-
ность». Именно такой, в полном смысле
этого слова народной стала наша советская
литература — самая передовая литература
в мире. Не корысть и не каръера, а идея
социализма и сочувствие трудящимся вер-
бует, как предвидел Ленин. новые и новые
силы в ве ряды. Иден Ленина и Сталина
определяют эстетику  социалистического
реализма, стиль_и характер советской лите-
ратуры. у
LL EEE TIRES ECR,

Литературная газета

могла проявить себя в обществе: капитали-
	‘стическом. — замечает Владимир Ильич, —
	получит громадное значение в обществе,
отменившем частную собственность на зем-
ли и на фабрики».

Пример передовых людей в капиталисти-
ческом обществе находится в противоречии
со всей системой буржуазного государства,
ибо только в борьбе против капиталистиче-
ской эксплоатации получает свое выраже-
ние исторически-прогрессивная  деятель-
ность действительно передового человека.
Пример передовиков в государстве социа-
листическом. наоборот, находится в единст-
ве со всеми его целями и задачами. Вот по-
чему сила примера приобретает такое мо-
гучее значение. Вот почему в окончатель-
ном тексте своей статьи. опубликованном
28 апреля 1918 года, Ленин снова призыза-
вт советских литераторов дать народу «жи-
вые примеры — как отталкивающие, так и
привлекающие», снова подчеркивает, что
после победы социалистической революции
«сила примера впервые получает возмож-
ность оказать свое массовое действие».

Воспитывать трудящихся на живых, ти-
пичных примерах деятельности советского
человека, создавать такие образы, которые
стали бы примером поведения, морали, му-
жества, воли, характера для миллионов со-
ветских. людей, — таков ленинский завет
советским писателям.

Такие же выволы подсказывают и другие
	ленинские работы периода гражданскои
войны. Так, 90 сентября 1918 года, в дни
боев под Казанью и Грозным, Вольском и
Симбирском, Чистополем и Уральском,
Владимир Ильич выступил на страницах
«Правды» со ‘статьей «О характере наших
газет». Эта статья определяет харак-
тер не только большевистской печати,
но и советской художественной литературы.
«У нас мало воспитания масс Ha Живых,
конкретных примерах и образцах из всех

областей жизни, — а это — главная задача
прессы во время перехода от капитализма
к коммунизму», — писал Ленин. Но ведь

именно такое. воспитание было и остается
главной задачей и советской художествен-
ной литературы! Созданные ею живые об-
разы призваны так же воспитывать массы,
как и те конкретные примеры и оббязцы «из
всех областей жизни», о которых пашет
Ленин.

Ленин упрекал партийную прессу Toro
времени в том, что в Ней «мало внимания к
той будничной стороне внутри фабричной,
внутри деревенской, внутри полковой жиз-
ни где всего больше строится новое, где
	Уже почти четверть века нет его © нами,
4 он, по крылатому слову поэта, и сегодня
«живее всех живых».

Особое, поистине основополагающее зна-
чение имеют ленинские высказывания ©
советской литературе. Их, правда, значи-
тельно меньше, чем высказываний Влади-
мира Ильича по вопросам литературы, от-
носящихся к дореволюционному периоду.
Ленин скончался накануне расцвета совет-
ской литературы. Он наблюдал лишь самое
Начало послеоктябрьского пути наших вы-
даюшихся писателей. Но в том-то и вели-.
Чиё ленинизма, в том-то и сила ленинского
метода. что он помогает не только видеть,
но и предвидеть, не только определять
Характер уже сложившихся явлений и про-
цессов, но и предопределять их дальней-
ее развитие. .

Вот почему так актуальны указания
Ленина сегодня, когда выкованная им
большевистская партия снова и снова ©б-
ращает писателей к глубинным основам,
идейным истокам социалистического искус-
ства: его большевистской партийности, вы-
Ссокой идейности, принщипиальной неприми-
римости, глубокой правдивости, подлинной
народности

Мы найдем эти ‘указания в письмах
Ленина к Горькому и Серафимовичу, в его
Высказываниях о Владимире Маяковском,
	Демьяне Бедном, Илье Эренбурге, в его
Уничтожающей критике’ теорий  «Про-
Леткульта» Мы найдем их в его бесе-
	Дах с деятелями партии и правительства,.
в принятых по его предложениям законо-
дательных актах, наконец, в его директи-
вах партийным газетам, ибо многое из того,
Что писал и говорил Ленин о большевист-
ской печати — ее принципах, основах, за-
дачах, — должно быть применено и К с0-
ветской литературе.

Еще 28 марта 1918 года, через две недели
После переезда советского правительства
8 Москву, в дни, когда австро-германские
полчища оккупировали Николаев, Херсон,
Кременчуг. подходили к Полтаве и Криво-
му Рогу, Ленин продиктовал стенографу
первоначальный набросок своей знаменитой
статьи «Очередные о задачи советской
власти»,

Начало стенограммы утеряно, но первые
Же ве сохранившиеся страницы посвящены
задачам советской прессы. Особенно важ-
НЫ для писателя ленинские указания о силе
примера в советском обществе.

Эту могучую силу Ленин рассматривает,
как силу морального образца «для  совет-
ского человека. «Сила примера, которая не