PT AM bl,
	К
Платон ВОРОНЬКО
	Слово молодого
избирателя
	Мне двадцать лет.
Я — избиратель.

Георгий ШЕНГЕЛИ
	ЛА ГЫ
			Александр АБОРСКИЙ
	БОЛЫ НОЕ СЕРДЦЕ
	Но он — не созерцатель, проходящий
стороною, не резонатор отдаленных голосов,
Если в «Гималайских горах» мечутся бури и
грозы, он знает, он остро чувствует:

Там в их грохочущей дикой борьбе,
Мятезжное сердце, — там место тебе,
	В стихах 1905 года он кричит: «прочь,
мирное слово!», он сам-—«меч заостренный,
истины весть».

Много лет спустя он противопоставляет
«историков» народным. певцам, «гусанам».
Первые — ;

Оплакивали Айастана жесзокосердую судьбу

И уповали неустанно, что бог усльппит их

мольбу...
но вторые поступали иначе:

Они на счастье нашей жизни сумели

вольный дух сберечь

И наготове ва отчизну взносили

молньеносный меч,

И когда читаешь его «песни ашуга» и дру-
гие стихи, часто коротенькие, часто «случай-
ные», — беглые варисовки мимолетных Ha-
строений, — всегда чувствуешь, что он, как
и воспетый им поэт Маари, —
	‚все к Солнцу. вое к Солицу летел; опьянен...
	Настала новая эра для его народа. Войдя
равноправным братом в семью советских
народов, совершив в два десятилетия пры-
KOK в социализм, армянский народ
вновь призвал к себе своего поэта,
чтобы старый невец, так долго скорбевший
со своим народом, мог радоваться вместе с
ним. Новые песни создал поэт, не только ве-
ря, но зная и видя, что—
	..Мой краи ликует и цветет,
что вечно будет
	Первыи романист Гуркменистана
		Молодым человеком Берды Кербабаев
приехал из тедженского аула’ в Ашхабад,
столицу Туркмении. Это было вскоре после
окончания гражданской войны, Он стал ра-
ботать в газете «Совет Туркменистаны»,
затем в юмористическом журнале «Гокмак»,
в журнале «Новый аул», издававшемся под
его редакцией до 1930 года; здесь опубли-
кованы его юношеские стихи,

С начала литературной деятельности Кер-
бабаева прошло почти 25 лет. Писатель вы-
пустил за это время более тридцати книг,
он первый перевел на родной язык до соро-
ка произведений русской литературы, в том
числе «Мать» Горького, «Поднятую целину»
1Полохова, ’ «Горе от ума» Грибоедова,
больнюй цикл пушкинской лирики, поэмы
Некрасова, басни Крылова, много революци-
онных и народных русских песен. Он пер-
вый взялся за собирание и научное изуче-
ние наследия великого туркменского клас-
сика Махтум-Кули, подготовил и издал
	болыной сборник всех известных его CTH-
	хов; Этот сборник положил начало даль-
нейшим публикациям и исследованиям о
	1 Махтум-Кули.
	первый роман в Туркмении, написанный про-
зой. Начало романа вышло в Туркменгизе
отдельной книгой до войны. Второй том за-
вершен. на-днях. В 1947 году выйдут B
свет оба тома романа, составляющие до CO-
рока нечатных листов.

Произведения Кербабаева выходили в Ne-
реводах Ha русский, украинский и языки
других братских республик. 53-летний Бер-
ды Кербабаев сейчас полон творческих за-
мыслов и планов. Своему народу он хорошо
известен не только как`писатель, но и как
неутомимый общественный деятель.

С начала Великой Отечественной войны
	Берды Кербабаев — председатель правяе-
ния Союза советских писателей Туркмени-
стана.
	Зимою 1942 года писатель ездил на фронт
в составе делегации, посланной трудяши-
мися Туркмении, — он отвозил подарки бой-
цам Действующей армии. Результатом по-
ездки явились новые произведения, в ТОМ
числе патриотическая поэма о туркменской
девушке «Айлар» и пьеса «Братья».

Правительство наградило этого болышого
писателя орденом Трудового Красного Зна-
мени, присвоило ему почетное звание заслу-
кенного деятеля искусств. Велик творче-
	ский актив Кербабаева во всех жанрах род-
	ной туркменской литературы, и он стаст-
лив, как писатель, положивший начало но-
вому важнейшему жанру — прозе. Зоркость
общественного работника всегда помогала
обилию его творческих раскрытий. Канди-
датуру Кербабаева в депутаты Верховного
Совета Туркмении выдвинули его читатели,
ето друзья -— туркменский народ.
	У Исвакяна есть поэма «Мгер из Сасуна»;
в ней обработат один из эпизодов древнего
эпоса «Лавид Сасунский». Богатырь Мгер,
друг бедных и борец за их счастье; заточен
в пещеру; лишь тогда, Когда горе народа
станет нестерпимым, он выйдет из заточе-
ния и совместно с народом победит врагов.
Это в конце концов и свершается.
	Под текстом поэмы латы: «Женева, 1919-—--
	Ереван, 1937», Глубоко знаменательные да-
ты! Восемнадцать лет писал поэт неболь-
щую поэму и не мог закончить ее. На чуж-
бине, в годы изгнания. начавшегося в’ цар-
ское время, он не мог завершить оформле-
ние старинной сказки, И лишь возвратив-
шись на родину, коснувшись ее превней зем-
ли, вновь увидев алмазный венец горы Аля-
гяз, о которой так тосковал он в стольких
прекрасных стихах, застав. наконец, свой на-
род возрожденным, свободным, счастлизым, -
старый поэт уверовал в правду древней меч-
ты, которая там, в Женеве. казалась беспоч-
венной и бесплодной. и--закончил поэму:
	Это одно говорит. насколько поэт близок
своему народу. Это олно заставляет полно:
стью верить прекрасным песням Исаакяна:
А их у него. очень много,
	Большая жизнь прожита поэтом!
	Когда грянул взрыв на Екатерининском
канале, — событие, которое кажется нам та:
ким отдаленным, — ему было шесть лет. и
он мог уже детским сознанием ощутить от-
звуки этого взрыва. Когда не закрывались
двери московских моргов, набитых до отка-
за трупами растоптанных на’ Ходынке жертв
парской коронации, за ним. юношей, едва
достигшим совершеннолетия, захлопнулись
на два года двери царской тюрьмы. Взрос-
лым мужем он откликался на громы 1905 го-
да. А в 1911 году он вынужден был, пресле-
дуемый беззаконием царских законов, бе-
жать за границу, отозваться от родины, не-
посредственного общения. со своим родным
народом. +
	Еше совсем молодым Исаакян выпустил
сборник стихов, сразу «ударивший по серд-
пам», быстро проникший в народную толщу:
многие стихи стали песнями и облетели всю
Армению. Совершенные по мастерству и в тс
же время простые строки касались самых за-
душевных переживаний. Родина, ее красота,
ее жизнь. ее страдания ее идеалы были той
	почвой, на которой вырастали стихи Аветика
Исаакяна. Занося на бумагу личные жало-
бы, поэт помнил и знал. что его раны —
	...отражение скорби иной,
Всей скорби земной.
	По мне, ушедшему в поход,
Отец и мать томились в хате,
Но загубил их в черный год
фашист проклятый.
	За Десною

Обугленные их тела

Нашел я в роще под сосною,
Где тлела скорбная зола.
Потом я брал с боями Шпрее,
Когда в шатающейся мгле
Гремели наши батареи

На черной вражеской земле.
Я понимал —

Сквозь все напасти

Мы шли,

Рождая’ чудеса, .

Чтоб справедливой нашей власти
Отлать сегодня голоса»,
	Давно остыло пепелище ==
И после бури в тишине

Я строю светлое жилище,
Просторней прежнего вдвойне. _
И, поселившись в нозой хате,
Я слышу, как шумит вокруг
Молва о Первом Кандидате.
	`Перевел. с укоаинского
Александр ОЙСЛЕНДЕР,
	Евг. МОЗОЛЬКОВ
	Лирик и трибун
	Двадцать два года тому назад в неболь-
пой белорусской деревне Путилковичи,
недалеко от города Ушачи, происходили
выборы председателя сельсовета. Деревен-
ская молодежь назвала имя своего вожака,
секретаря комсомольской организации Пет-
руся Бровки; В деревне хоропю знали Пет-
руся; выходца из бедной крестьянской
семьи; в детстве он за мизерную плату. ра-
ботал пастухом у кулака. Петрусь жадно
рвался к свету, знанию. вел за собой моло-
дежь, горячо отстаивал интересы тружени-
ков деревни. Крестьянам пришлась по душе
эта кандидатура. Девятнадцатилетний юНо-
ша был’ избран председателем сельсовета,

‘Celiac Цетрусь Бровка, один из любимых
поэтов белорусского народа, выдвинут кан-
дидатом в депутаты Верховного Совета
БССР. Большой путь прошел он вместе со
своей страной; путь напряженного творче-
ского труда, борьбы. роста. В 1926 году по
вызову комсомольской организации Бровка
едет на газетную работу в Полоцк =
здесь начинает он писать стихи. Спустя два
года он студент Белорусского госу:
дарственного университета.

О направленности его поэзии лучше все-
го говорит название одной из ранних его
книг — «Цеховые будни» (1932 г.), Это
стихи о социалистическом соревновании, о
советской молодежи, о Красной Армии, о
Ленине. В книге «Весна родины» (1937 г.)
Цетрусь Бровка выступает уже, как зрелый
поэт с отчетливо выраженной индивилуаль-
ностью. В его стихах страстность трибуна,
ораторские интонации сочетаются с глубо-
ким лиризмом, напевностью и мелодично.
стью стиха. В годы, предшествующие вой-
не, он становится одним из наиболее попу-
лярных поэтов Белоруссии.

Петрусь Бровка ‘унаследовал лучшие
черты поэзии классиков белорусской лите-
ратуры Янки Купалы и Якуба Коласа: ис-
кренний, глубокий патриотизм, реализм и
народность. Правдиво и ярко, с подкупаю-
щей теплотой рисует он внутренний мир,
чувства и мысли передовых людей нашей
страны. В большой поэме «Катерина» Бров-
ка показал жизненный путь рядовой бело-
русской крестьянки, Дочь батрака Катери-
на рано узнала нужду и горе. Победа со-
ветской власти, колхозного строя принесла
ей счастье; самоотверженным трудом она
завоевывает всеобщее уважение, становит-
ся знатным человеком страны. Заключи-
тельные главы поэмы посвящены встрече
Катерины с товарищем Сталиным в Кремле.

С первых дней Великой Отечественной
войны Бровка работает. в фронтовой Газете
«За советскую Беларусь», его стихи появ-
ляются в «Правде». передаются по радио.
	Всеми своими чувствами и мыслями он
с героическим белорусским народом.
Замечательные качества pomnoro  He-
	рода с большой поэтической силой выразил
Бровка в лучших своих стихах и поэмах:
«Партизан Бумажков», «Кастусь Калинов-
ский». «Рана», «Белаюусь», «Минск», «Дума
про Москву» и др. В простых и скупых
словах рисует Бровка образ народного
мстителя:

Как вихрь неуемный;

Он —силь: души непреклонной.

Недавно в колхозе

Он тракторной правил колонной,

подругами дететва

Водил но весне хороводы,

Не испугался

Военной грозы-непогодьи

В родные леса

Он ушел с партизанами вместе,

По всей Белоруссии

Ветер разнес о нем вести!

В самое трудное время герои стихов
Бровки уверены в победе, полны решимо-
сти бороться до конца, до последней капли
крови. .

Боевого поста своего ве покину

До тех пор, пока враг не уйлет за предел.

Сын растет у меня, и обязан я сыну

се сполна передать, чем я прежде владел.

Возвратясь вместе с Красной Армией в
Минск, поэт услыхал от земляков. тяжелую
весть: его мать зверски замучена фашиста-
ми в Освенциме, две сестры угнаны в фа-
шистекое рабство.

Поэма Петруся Бровки «Ясный Кут» на-
писана вскоре после освобождения Минска.
В ней — неистребимая воля к жизни, к
борьбе, — воля, которую ничто не может
поколебать, —ни скорбь о тяжелых утратах,
Ни сознание трудности предстоящих задач,
Тема восстановления, намеченная в поэме
«Ясный Кут», развивается в новых стихах
Бровки и в позме «Хлеб». \

На великой стройке новой прекрасной
жизни Петрусь Бровка поэт-большевик,
	< покладая рук, трудится. плечом к плечу
со всем героическим белорусским народом,
которому он отдает «всю свою звонкую силу
поэта», весь свой талант.
		Обложки КНИГ
кандидатов в Де-
путать: ВБ. Fop6a-
това «Обыкновен“
ная Арктика», М.
Исаковского «Пес-
ня 0 родине» и
В. Костылева «Ан-
дрей Чохов»,
	Любимый вождь, отец и друг,
Мне двадцать лет,
Я — избиратель!
	Плакат работы Г. Шубиной, выпущен-
ный издательством «Искусство» к вы-
	борам в Верховный Совет Киргизской
	CCP.

6 ¢&
Регина ЯНУШКЕВИЧЕНЕ
	Всегда с народом
	Есть писатели, о которых говорят, что уз-
нать их—значит полюбить. В полной мере
это относится к Пяграсу Казимировичу
Цвирке. Крестьянин по происхождению,
учитель рисования по профессии, Цвирка
Стал подлинно народным писателем Литвы.

Уже ранний сборник его  стихотворенай
«Первая обедня» (1928 г.) своей революца-
онной тенденцией вызвал широкий отклик
у читателей. Буржуазная цензура конфиско-
вала его. Несмотря на строжайший запрет,
книга Цвирки тайком передавалась из рук
в руки. :

Творчество Ивирки очень разносторонне:
он писал стихи и сказки для детей, и ост>
рые сатиры, и бытовые ` рассказы, и рома-
ны. В 1934 году вышел его многотомный
роман «Франк Крук», в котором писатель
зло высмеял литовских дельцов в Амери-
ке и дал серию острых сатирических порт-
ретов. Роман имел вполне заслуженный
успех.

Талантливый изобразитель крестьянского
быта, Цвирка в любом, казалось бы незна-
чительном рассказе не только прекрасно ри-
сует внешнюю среду и характеры людей,
их психологию, находя для этого свои в-
разительные ‘краски, но и умеет, изображая
	любое событие, подчеркнуть его социаль-
ный смысл.

Бедная, не видавшая счастья батрачка
(рассказ «Оне»), крестьянин, оказавшийся
без земли вследствие сметоновской аграр-
HOH реформы (рассказ «Дуб»), сирота-при-
емыш, тайком покидающий приютившую его
семью пролетариев, сознавая, ‘что. лишний
	рот создает безвыходное положение для
его благодетелей, и многие другие, напа-
санные с потрясающей реалистической си-
лой образы предстают перед’ читателем
как образы, разоблачающие антинародную.
	эксплоататорскую сущность, низость и же-
	стокость сметоновского режима.

Чудесны рассказы Цвирки для детей, его.
сказки, построенные на мотивах фольклопа.
Сочный юмор и образность \ переплетают-
ся в них с глубоким лирическим чувством.
Жаль, что до сих пор Дегиз ве об-
ратил внимания на эти проязведения Цвир-
ки И не издал их на русском йзыке.

Но самой болышой творчефкой удачей.
	Но самой болышой творчефкой удачен а
 Ивирки- явился его роман «Земекормили:

ца», в котором он обнажил ‘оциальные
корни земельной реформы в «нфависимой»
Литве. Роман переведен на русскй, латыш-
ский, английский языки. Сметоноской цен-
зурой книга была сильно изурФована и
только в советской Литве она ижана пол-
ностью.

В настоящее время Пятрас Цвфка рабо-
тает над большим романом о нових путях
литовского народа, о его дружбес великим
русским народом. i

П. Цвирка ве только видный ‚ писатель,
но и крупный общественный деязвль.

Двадцатилетним юношей Цвира  стано-
вится активным сотрудником рессив-
ного журнала «Трячес фронтас».В 1938 го-
ду он был избран в члены правлния обще-
ства по изучению культуры нараов СССР.
За свои симпатии к Советском] Союзу и
выступления против  сметоноюкого pe-
жима Цвирка подвергался резкий нападкам
со стороны реакционного’ лагеря

Всей силой своего честного сфдца Ивир-
ка приветствовал утверждение } Литве со-
ветской власти, власти народа, юторому он
отдает свой талант и труд.

В 1940 году Цвирка встущет в ряды
коммунистической партии. B rd Отечест-
венной войны он много и плодтворно рабо-
	тает во имя победы над ненаветным вра-
гом, пишет рассказы, очерки выступает
по радио на литовском и русаом языках.
В это время в Москве вых сборник
статей Цвирки «Карающая а» и анти-
фашистская сказка «Серебряна пуля». Ли-
товский народ любит и высою ценит сво-
его писателя. Цвирка—депута Верховного
Совета Литовской ССР и чле! Президиума
Верховного Совета Литовской ССР первого
	созыва, i

Цвирка оправдал доверие свёго народа, и
сейчас избиратели вторично вдвинули его
кандидатуру в депутаты Верфвного Сове-
та Литовской ССР. : -
	Кербабаев создал немало произведений,
значительных по свойм художественным до-
стоинствам. Его поэмы «Аму Дарья»,
«Женский мир» читались с интересом “BO
зсех уголках Туркменистана. Пьесы Керба-
(аева о «Под’ем», «Махтум-Кули», «Сын
тарода», «Хурлюкга и Хемра» из года в
од шли на сценах ашхабадекого государ-
ственного театра имени Сталина и област-
вых театров республики.

Роман Кербабаева «Решающий шаг» —
	‚..эвучать, звучать, звучать
В чудесных песнях — древен и велик —
Сердечный. вечно юный мой язык.
	Меняются наневы Исаакяна, Темы скорби,
темы отчаяния и скептицизма уступили ме-
сто темам бодрости и радости. Мужествен-
ный труд, изживание пережитков старого
уклада, гигантский хозяйственный и куль-
турный рост древнейшего и в то же время
юношески пламенеющего народа вдохновля-
ют старого поэта, и он пишет прекрасные
строки о свершившихся мечтах.

В эти годы «варпет», мастер, как име-
нуют Исаакяна в Армении, стал подлинным
голосом своего народа, а написанные им сти-
хи стали песнями советской Армении. Ис-
полнилось юношеское предчувствие мальчи-
ка-поэта, писавшего на 16-м году жизни:
	и песни стали петь они,

Те оладостные песни боли,
Что я сложил в былые дни,
Но также и песни ралости...
	ВЕРНЫЙ СЫН АЗЕРБАЙДЖАНА
	Эдгар ДАМБУР
	Основоположник азербайджанской совет.
кой поэзии, выдающийся мастер слова,
зыразитель дум и чаяний своего народа,
Сулейман Рустам пользуется любовью и
уважением не только в Азербайджане, но

{ за его пределами. :
	Поэт всегда находился в передовых ря-
дах строителей социалистического общест-
ва. Он первый начал непримиримую борьбу
н литературе с идеологами пантюркизма,
панисламизма и других чуждых и глубоко
	зраждебных нашему народу антисоветских
	течений.
	Сулейман Рустам — воистину  поэт-три-
бун. Его творчество всегда привлекает сво-
ей действенностью, художественной выра-
зительностью. Всенародно признаны такие
его произведения, как «Романтика ночи»,
«Чапаев», «Хороший товарищ».

Героями стихов Рустама, поэм и драмы в
стихах «Качах Наби» являются наши CO-
ветские люди, строители первого в мире
социалистического общества, рабочие. кол-
хозники и трудовая интеллигенция. С  960-
	бой JHOOOBLIO Поэт  воспевает великих
вождей — Ленина и Сталина.
Произведения Сулеймана Рустама пе-
	реведены на языки многих народов Совет-
ского Союза. Певец братства народов, сво-
болы и человеческого счастья принадлежит
к числу лучших поэтов Советского Союза.

Азербайджанский народ горячо любит
своего талантливого поэта. Избиратели еди-
нодушно выдвинули его кандидатом в де-
путаты верховного органа власти респуб-
‚лики. Нет и не может быть сомнения в том,
что Сулейман Рустам оправдает это высо-
кое доверие.
	Горячю- приветствую брата по перу, же-
лаю ему все больших и больших творческих
успехов на благо нашего народа — народа-
богатыря. на счастье нашей лучезерной Со-
	ветской Ролины!
	Душевно связанный с океаном народной
песни, бесконечно многообразной и отзывчи-
вой, поэт в бесчисленных вариациях говорил
о своей любви. о своей разлуке, о своих
снах, мечтах, отчаяниях, надеждах, и в каж-
дом личном мотиве звучала струя народной
лирики, в каждом женском портрете: сквозил
народный идеал красоты, каждое обращение
к матери было воплем, обрашенным к
родине, тысячелетия сносившей иноземный
гнет изнывавшей под ятаганами турок, под
нагайками царской реакции, под гнетом
собственнической верхушки.

Еще юношей поэт остро ошущает:
	Сердце мое — небесный свод,
Друга в нем все найдут,
Каждому в нем звезда блеснет,
Каждый найлет приют!
	И эта обращенность сердцем к народу,
этот вечный отклик на жалобы и мечты род-
ных нагорий стали основной стихией его
поэзии в зрелые годы.
	Анатолий
	Когда загорелась вторая мировая война,
Исаакян мужественно глядел в будущее. Он
выразил и свою личную и всенародную веру.
обращаясь к Сталину:

и трядущее мира — в твоих стальных руках.

Когда гитлеровские орлы вторглись в
священные пределы советской земли, Исаа-
кян с исключительной силой звал на борьбу
й пророчествовал победу. С его стихами
	бойцы-армяне шли в бой и побеждали.
	Сталинская премия первой степени была
	оценкой его военным песням.
	В первые годы советской власти в Азер-
не литературные последыши буржуа-
SUM всячески пытались ‘отстоять гнилые
1еорийи «искусства для искусства», мешая
1ем самым еще не окрепшей советской ли-
Лературе служить интересам. и идеалам
Дабочего класса и трудового крестьянства.
То была для Рустама пора напряженной
Литературной борьбы. В ней сложилось и
	окрепло творчество Сулеймана Рустама,
В программном стихотворении «Поэт» он
‘шесал:

Будь усладой отчизны моей. песнь мо:
	Будь отрадой в годину скорбей, песнь моя.
Словно пулей недруга бей, песнь моя.
	`Народ любит стихи старого Аветика, лю-
бит и его самого, его большую жизнь, боль-
	шую певучую душу. И вполне естественно
	единодушное желание избирателей Ереван-
	ского округа видеть Аветика Исаакяна сре-
	ли депутатов верховного органа власти рес-
	публики.
		Ремантика труда и победы
	_`Имя Вилиса Лациса — писателя и выдаю-
шегося государственного деятеля — хоро-
	шо знакомо латынюекому народу. Он в сво-.
	их книгах правдиво, с большой художе-
‘ственной силой изобразил жизнь латышских
трудящихся, их стремления, мечты, борьбу
за социальную справедливость. В ульмани-
‘совской Латвии, где литература тосподст-
вующих классов, как правило, обходила
молчанием жизнь трудовых низов, Вилис
Ланис широко отобразил ее в своих рома-
	нах, повестях, рассказах и пьесах,
	Кто из латьшей не знаком с монументаль-
ными романами Лациса «Сын рыбака», «Бу-
ря», с повестью для юношества «Кузнепы
будущего»? Рыбак Оскар, стойкий больше-
вик Юрий Силениек, стрелки Элгут, Гарри и
Роберт Балож стали любимыми героями ла-
тъинских читателей. особенно юношества. `
	В тридцатых годах произведения Билиса
Лациса стали появляться в прогрессивно-
демократическом журнале «Домас» («Ду-
мы»), издававшемсея под руководством Ан-
дрея Упита. Один за другим выходят в свет
большие романы Лациса «По всем морям»,
«Бескрылые птицы», «Пятиэтажный город»;
в своих романах молодой писатель обнажал
социальные противоречия, рисовал положи-
тельных героев, людей активной воли к
борьбе.

Суровая романтика труда и борьбы осве-
тила странипы замечательного романа Ви-
лиса Лациса «Сын рыбака». Писатель бес-
пощадно разоблачает спекулянтов, безза-
стенчиво эксплоатирующих труд рыбаков,
	3 голы правления ульманисовской клики
	книги прогрессивных писателеи изымались
	НАРА “RELL A Pw Peg Lee eee 1 = 3.
Биография автора «Бури» — это рассказ   3 обращения. Но книги Лациса читали тай-

Mn ee pure unna плата.   КОМ, а «творенья» буржуазных мастероз «чи-
	об упорной работе, сильной воле, стремле-
нии к свету. к знаниям.

Вилис Лацис родился в канун революции
1905 года в рыбацком поселке Ринуши, в
семье портового грузчика Тениса Лациса.
Во время первой мировой войны, когда в
Латвию вторглись немцы, семья Лацисов
эвакуировалась в Барнаул. Вилис Лацис ра-
ботал рассыльным в типографии «Заря Ал-
тая», затем в годы гражданской войны —
	в сельсовете
	того искусства» лежали густо запыленные
	‚на библиотечных полках. В те темные вре-
	мена Лацис — наряду с Райнисом и Упи-
том — был в числе наиболее читаемых ав-
торов. .
	Когда в 1940 году латышский народ
сбросил господство капиталистов и устано-
вил на своей земле советскую власть, Вили-
су Лацису был доверен пост министра внут-
ренних дел. . р

Вскоре после этого мы видели Вилиса Ла-
циса в первом Народном сейме, Он был из-
бран в депутаты Верховных Советов Лат-
вии и Советского Союза, а позднее ему был
доверен ответственнейший пост председате-
ля Совнаркома Латвийской ССР.

В годы Отечественной войны Вилис Ла-

цис служил народу как государственный
дрятель, общественный работник и писа-
	тель. Советское правительство высоко оце-.
	нило заслуги В. Лациса в, деле организации
партизанского движения на родине — в
Латвин и в Белоруссии, наградив его орде-
ном Ленина. >
	Страстные газетные статьи Лациса, его
военные рассказы, дышавшие ненавистью к
врагу и любовью к советской родине, мо-
рально вооружали фронтовиков.

В пьесах Лациса «Невестка» и «Побе-
да», в ряде его рассказов («Сыновья старого
Крузе», «Случай в море» и др.) пока-
зана героическая борьба лучшей части ла-
тышского народа против оккупантов, бес-
пощадно ‘изобличается подлое предатель-
ство буржуазных националистов, их грязные
сделки с иностранными империалистами. _
	Крупнейшее произведение Лациса — ero
эпопея «Буря». Две первые части вышли
уже отдельным изданием и переводятся на
русский язык, третья часть нечатается в га-
зете «Циня» («Борьба»). Наряду с «Зеле-
ной землей» Андрея Упита «Вуря» — вы-
дающееся явление латышской советской
прозы, первый большой роман, дающий вер-
ное освещение событиям последних лет.

Вилис Лацис вместе с латышекими бой-
цами, ответственными партийными и госу-
дарственными работниками возвратился на
свою родину, копда на полях Латгале и Вид-
земе еще гремели пушки. В освобожденных
областях Латвии сразу началась кипучая
работа по восстановлению сожженных фа-
шистами деревень и разрушенных городов. `

За короткий срок была восстановлена Ke-
гумская ГЭС, начали работать промышлен-
ные предприятия, было восстановлено же-
лезнодорожное и трамвайное сообщение. Ес-
ли сегодня в Латвии снова дымят фабрич-
ные трубы, через реки протянулись новые
мосты, и на месте разрушенных и сожжен-
ных домов поднимаются новые красивые
здания, то в этом заслуга’ и председателя
Совета Министров Латвии, писателя Вили-
са Лациса.
	трудящиеся Латвии в прошлом году ели-
ногласно избрали своего любимого писате-
ля в Верховный Совет СССР.
	Вся жизнь и деятельность Вилиса Ла.
циса является примером верного служения
народу. Ценя это, трудящиеся Риги вновь.
выдвигают его кандидатом в Верховный Со-
	вет Латвийской ССР,
	КАНДИДАТ „КРАСНОГО
	Творческая биография `В. Костылева,
писателя интересного и своеобразного, . не
совсем обычна. Свой первый рассказ, напе-
чатанный в 1903 году, девятнадцатилетний
автор озаглавил «Мелкий случай». Это бы-
ло сентиментальное повествование о том,
как на московской улице рысак богача зада-
вил игравших на мостовой детей рабочего.
Литературные достоинства рассказа были
невысоки, но в нем угадывалось то главное,
что определило творческий путь писателя:
большая любовь к людям труда.
	На корректуре одного из своих ранних
рассказов В. Костылев как-то прочел кате-
горическое запрещение цензора: «Снять!
Чувствуется сильное влияние Горького».
Сам того не зная, цензор дал высокую оцен-
ку произведению молодого автора. В. Ко-
стылев, как и многие начинающие писатели,
испытал на себе мощное воздействие горь-
Kopckoro таланта. Молодой автор переписы-
	вался с великим писателем, получал от ве-!
	го советы ,и указания.
	ото COPMOBA®

Последовательно, год за годом выхолят
в свет романы: «Питирим» и «Жрецы» . из
эпохи Петра Ги Елизаветы Петровны, исто-
рическое повествование © славном нижего-
ролце Козьме Минине. В годы Отечествен-
ной войны В. Костылев приступает к работе
над своим капитальным трудом-—трилогией
«Иван Грозный». Прогрессивная роль Ивана
ГУ в борьбе русского народа за исконные
русские земли, за выход к морю — такова
главная тема трилогии. .

Глубокое знание изображаемой им энохи
дало возможность автору развернуть широ-
кое историческое полотно. Порою только
историк может оценить, какая большая,
кропотливая, поистине исследовательская
работа была предварительно проделана ав-
тором.

Горьковский облисполком отметил романы
В. Костылева «Питирим», «Козьма Минин»,
«Москва в походе», «Море» премией имени
А. М. Горького. За выдающиеся заслуги в
области художественной литературы  пра-
вительство наградило писателя орденом
Трудового Красного Знамени. Недавно
В. Костылев закончил роман «Счастливая
встреча» — о первых годах становления со-
ветской власти в тех отдаленных районах
Ветлужских лесов, где почти 30 лет назад
автор, еще совсем молодым человеком, про-
водил среди населения революционную аги-
тацию.

Коллектив завода «Красное Сормово» вы:
двинул В. И. Костылева кандидатом в де-
путаты Верховного Совета РСФСР.

«Своими произведениями, — сказал вы-
ступивший на предвыборном собрании инже-
нер Керичев, — В. И. Костылев помогает
советским людям глубже понять величие
русского народа, его борьбу за свою свобо-
ду и независимость».
	Горьковское влияние оказалось благотвор-
ным. Былая безысходность в произведениях
писателя сменилась твердой уверенностью в
неизбэжности победы революции.

После Октябрьской революции В. Косты-
лев много и плодотворно работал в перио-
дической печати, был политиросветработ-
ником, выступал и как драматург с пьесами
для Сормовского заводского театра.

Журналистская деятельность помогла В.
Костылеву собрать богатейший’ материал
для его первого крупного произведения. В
1935 году Горьковское областное издатель-
ство выпустило его книгу «Хвойный шторм»,
в которой рассказывается о том, как под на-
пором штормового ветра Октября рушилась
в глухих нижегородских уголках кондовая,
мельниково-печерская старина.
			В 1921 году семья Лацисов вернулась в
Латвию. Вилис работал портовым грузчи-
ком, рыбаком, был пароходным кочегаром,
обошел едва ли не все моря мира, посе-
тил многие страны, .

Член профсоюза портовых грузчиков, он
завязал связи с революционным подполь-
ем. Его избрали в правление профсоюза, где
он вошел в непосредственный контакт с
латвийской коммунистической партией.

После долгого рабочего дня он вечерами
и ночами сидел за книгами — читал, учил-
ся, сам писал.
	ного тероя Алымкула своему другу —
Джунушу:

Джунуш, пока ты жив, моим наследьем ведай:

Работу славную и трудную наследуй.

Олыхал я: сброшен царь; теперь,

Джунуш. иди

За русским знаменем и русскою победой.

Аалы Токомбаев — знатный человек Кир-
гизстана: ему присвоено звание народного
поэта, советское ‘правительство наградило
его орденом Ленина. Его скромность пре-
вышает его славу. Он—советник и учитель
младших товарищей по перу, задушевный
друг своих юдносельчан-колхозников. Ero
трудолюбие поразительно. Сейчас он рабо-
Тает над сводным вариантом народного эпо-
са, пишет иьесу из современной жизни, тру-
дится над третьей—последней частью свое-
го большого романа. В ней расскажет
OH о социалистическом преображении род
ной Киргизии.

Это — новая Кирпизия, чьи бывшие кочев-
ники, об’единенные в колхозы, получили на-
вечно в безвозмездное пользование пять
миллионов гектаров земли. Ее  суро-
вая земля ‘изрезана теперь полноводными
каналами, Это Киргизия, богатая скотом и
свеклой, углем и ртутью. сурьмой и золо-
	том. Это Киргизия шоссейных и грунтовых
дорог, телефона и радио, театров и благо-
устроенных ‘аулов, киштаков и городов:
Это Киргизия, в которой до революции бы-
ло 2 проц. грамотных, а сейчас насчитывает-
ся более 630 начальных, 690 неполных сред-
них и 205 средних школ, 25 техникумов, 6
вузов, 23 -научных учреждения, возглавляе-
мых филиалом Академни наук СССР, Это
Киргизия. расцветающая под солнцем са-
мой демократической в мире Сталипской
Конституции.

Родной народ выдвинул Аалы Токомбае-
ва. своего пламенного певца, канлилатом
в депутаты Верховного Совета Киргизской
ССР. Для всех нас, соратников Токомбаева
на литературном поприще, очевидна пра-
вильность этого выбора: поэт Аалы Током-
баев — верный слуга народа.
	ПОДВИГ И ТРУЛОЛЮБИЕ
	тературный язык. Эту задач, с помощью
своих товаришей-поэтов. выфлнил старей-
шина киргизской литературы,

Аалы издал свыше тридцай книг на род-
‘ном языке, Творчество его многообразно:
	он поэт. беллетрист. литератровед. басно-
	матург. Поэзия для него 4
долюбие:
	погибла в горах. Узкие тропы Небесных
гор были усеяны трупами закоченевших
детей, женщин и стариков, Достимиие пер-
вого пограничного китайского ‘города —
Турфана были ограблены местными властя.
ми: По имени города народ окрестил несча-
стных беженцев горьким прозвищем «тур-
фанчи».
	Живительная весть коснулась жадного
слуха вымирающего народа: в далеком
Петрограде русский рабочий класс сверг
ненавистного «падишаха». русские больше-
вики, Ленин и Сталин, несут избавление
всем народам России от вековечного рабст-
ва! И люди вернулись на родину. чтобы
припасть к источнику труда и блатоден-
СТвиЯ.
	Среди вернувшихся была и семья То-
комбая. Его сын Аалы полнел по стопам от-
ца: он стал чабаном. Но недаром киргизы,
как отметили наблюдательные исследоватб-
ли, обладают умением «излагать свои мыс-
ли не только ясно и изящно, но и красно-
речиво». Юный чабан прислушивался чут-
	ким ухом к манасчи и акынам и сам начал.
	исполнять отрывки из древних эпопей, из-
лагая их по-своему, Уже пошел о нем слух,
Что стихи его звучны. а в словах есть мед
мудрости, и советская власть отправила
его на учебу в Ташкент, Здесь, учась
в’ партийной школе, задумал он свой пер-
вый роман, роман в стихах, принесший ему
впоследствии прочную славу. Герой этого
ремана — киргизский народ, тот народ, чью
трагедию поэт пережил еще ребенком в
пустынях западного Китая, народ. возрож-
дения и самоутвержления которого юн был

не только свидетелем, но и деятельным
участнаком-
	Десять лет работал Азлы Токомбаев нал
	первои частью романа «Кровавые годы».
Она стала настольной книгой киргизского
читателя, народной книгой. Новая жизнь
	родила новые понятия, нужны были новые
слова, Нужно было строить киргизский ли:
	Студенты — пенком, на лошадях, на ав-
томобиле — путешествуют по xpe6tam
Тянь-Шаня: они записывают песни из уст
народа. Пожилой пастух, в шапке, оторо-
ченной мехом сурка, в безрукавке, надетой
поверх рубахи, в крепких русских сапогах,
говорит:

— Есть и такая пасня*
	Если б властвовал я над судьбой,
Стал бы утренней летней зарей,
День-деньской я светил бы вселенной.
Чтобы век наступил золотой.
	— Аксакал, где вы нашли эту песню?

— Нет на бумаге подобных слов. Народ.
сочинил ИХ... =

Фольклорист не улыбается, чтобы не
обидеть пастуха. Однако он давно прочел
эти строки в сборнике стихов Аалы То-
комбаева.

Народ, создавший изумительные сокро-
виша словесного творчества. не имел пись-
менности. Литература Киргизии рождена
Великой Октябрьской социалистической
революцией. Книга появилась в одно время
с земелъно-водной реформой, уничтоже-
нием полуфеолальчого хозяйства. Она ста-
лз спутницей новой жизни. свободы, со-
циалистического труда, В первой  киргиз-
ской газете «Еркын Тоо» («Свободные го-
pos) была опубликована песня о Ленине.
Эта песня, написанная молодым - поэтом-
коммунистом Аалы Токомбаевым, справедли-
во считается родоначальницей киргизской
советской литературы.

Азлы Токомбаев не знает точной даты
свозго рождения: записей не велось. Ero
ролители как почти все население Ce-
Берной Киргизии. принимали участие в
трагическом восстании 1916 года. Предан-
ные биями и манапами, преследуемые” чи-
новинками <боелого палимаха», киргизы бе“
жали в Китай Большая часть восставших
	арене. rT Oh ЗК,

ar
	Литературная газета
№
	Учи и нас, подвижник-труйлюб,
Kak ты. гореть, как ты, сгорй, петь!

говорит он, обращаясь к пенну-соловьс. И
вслед за этим очерчивает блик поэта —
слуги народа:

Как мы прожили жизнь свю,
Что свершили в родном крю,—
Нусть примером для покол@ьяЯ
Будут наши дела в строю.
Позавидуют нашей судьбе
Оказы сложат о нашей 60
«Будем жить достойно, к.
Скажуг наши потомки ‘себ
Пеень о нас акыны споют

Музыканты гимн создадут

Пусть о нае мудрецы расовжут,—
Это будет Ночесть и буд!

Проза Аалы > же према от народ-

предки», —

ного сказа. В то же времяна нее повлиял
ранний Горький: она рома!Ична, темпера-
ментна, €€ реалистичесие подробности
овеяны аллегориями. Лучше его повести—
«Раненое. сердце». «Тайна дного налева»—
исполнены художественн самобытности,
глубокой народной мудройи:

В годы Отечественной Войны поэт Oc
тался верным избранному творческому кли-
чу: подвиг и трудолюбие Он издает два
сборника патриотических Стихотворений —
«Вперед» и «Земляк Манга», пишет пъесы
«Честь» и «Клятва». зайНчивает вторую
часть главного трула свой жизни — рома-
на «Кровавые годы». По? © большой. ис-
кренней силой показал, ИК в сознании KO-