В. МТКВАРДАЛЕУЛИ
	_ В. КОЖЕВНИКОВ
	СЫН СОВЕТСКОЙ: ГРУЗИИ
	Немногие грузинские писатели’ так _хоро-
	{iO знают ‘свою прекрасную родину, *X¢-
	рактеры людей, дела их, природу, как знает
ее Симон Чиковани. Он об’ездил и исхо-
дил ее вдоль и поперек, внимательно изучая
великий процессе преображения жизни на
социалистических основах. В его стройных,
певучих стихах, отличающихся тонким. ма-
стерством, ‘мы находим яркие, запоминаю-
щиеся образы, свидетельствующие 0’ том,
что даже самые отсталые в недавнем про-
шлом райокы доетигли решающих успехов
благоларя усилиям и. заботам партии
Ленина — Сталина. ^ ‘

Основные темы советского искусства —
темы строительства социализма — Стоят в
центре творческого внимания поэта. Такие
стихотворения, как «Комсомол в Ушгуле»,
«Вечер застает в Хахматах», «Минтрельские
вечера», «Сброс реки» и многие другие,
сделали имя Симона Чиковани широко. по-
пулярным не только в Грузии, но и во всем
Советском Союзе.

Глубокий советский патриотизм Симона
Чиковани проявляется зв его любви к родно-
му грузинскому народу и ко всем братеким
народам СССР.

В грозные дни Великой Отечественной
войны поэт Грузии обранхает взволнованные
строки к «Московским друзьям» и перено-
	—  срися мысленно в любимую им Москву, ко-
	торой угрожают фашистские орды. Ясным
осознанием нерушимой дружбы народов
СССР, закалившейся и окрепшей в GORX,
	проникнуты военные стихи Чиковани:
	Но у Кремля разбилась вражья CHAS
Й полегла костями перед ним.

Нас мудрость Сталина об’единила,

И братский наш cows нерабторжим.
	Симон Чиковани неоднократно бывал на
	фронте, находился под огнем, честно вы-
полняя патриотический долг советского
писателя. Из числа военных стихов Чико-
вани следует особенно отметить «Смерть
	И. ИЗМАИЛОВ

Шаир Дагестана
	Абуталиб Гафуров родился в 1882 году
в Лагестане, в селении Шуни. У отца было
	«очень маленькое хозяйство и очень боль-
шая семья». С восьми лет Абуталиб кормил-
ся тяжелой работой. Одиннадцатилетнам
мальчиком он вертел ручку точила y Ky3-
непа-кинжальцика, получая за ежедневную
восемнадцатичасовую работу восемь руб-
лей в год; он засыпал у точила, но. прос-
нувшись, неизменно играл на легком Ka-
мышевом «балабане». Абуталиб был чаба-
ном, лепил кирпичи, дробил камни, работал
лудильщиком, ловил на Каспии фыбу, и
везде он играл и пел на родном лакском
языке и по-кумыкски; он пел по-авареки,
пел по-грузински, распевал русские песни,

Балабан ему пригодился и в гражданскую
войну. В партизанеком отряде он ехал. на
белом коне с балабаном и--на смену ему—
с зурной. Рядом на белом же коне ехал
знаменосец, и там, где партизаны, бившие
бандитов лжеимама Гоцинского, видели
знамя, там они слышали и зурну, и балабан
Абуталиба, и выстрелы его ружья. Слава
поэта распространилась по всем аулам, ко.
торые он прошел, вооруженный двумя му-
зыкальными инструментами и шомпольным
ружьем.
	С 1926 года Гафуров выступает с новыми
стихами перед микрофоном Дагестанского
	фрадиокомитета, играет в национальном ан-
	самбле. Стихи Абуталиба навсегда остают-
	ся в памяти не только лакинев, но и кумы-
	ков, на чей язык переведены многие его про-
изведения.

>. Капиев записал в своей книге «Резь-
ба по камню» первую беседу с Гафуровым.
Поэт не искал славы, но просил
огласить по радио одну его песню: «Хочу,
чтобы мои олносельчане услышали мой го-
лос и мою песню; гости рассказывают, буд-
то у нас уже давно установили радио». Эти
стихи «Новый день» говорили о радости
труда советского человека.
	Стихи Абуталиба смело можно. назвать
первыми песнями труда не только лакского
народа, но и всех дагестанцев. Много лет
тому назал я впервые посетил Абуталиба
и увидел у него в доме охапку камыша. Я
подумал: зачем ему камыш? И сразу полу-
чил ответ, увидев, что, приветствуя меня,
хозяин срезал камышинку, в миг обработал
ее ножиком и тут же заиграл на балабане.
Кончив песню, он бросил балабан на пол.
	Когда же началась война с фашистами,
этот старый человек с лопатой, киркой и
ломом работал на оборонительном соору-
жении, и снова звучал. — на отдыхе —
	его балабан:
	бойца Лешкашели» и «Гамарджвеба», Эти
стихи приобрели широкую популярность,

В эпоху мирного труда и расцвета Симон
Чиковани воспевал товарища Сталина, ках
величайшего вдохновителя всех побед со.
нийлизма, ° создателя’ мудрой Сталинской
Конституции («Песня о Сталине», «Гори»,
«Родина голосует. за Сталина»). В военное
время он пел. славу Сталину — гениаль:
ному’ полководпу, приведшему советский на-
род к всемирно-исторической победе,
`’’ Образы истории’ занимают значительное
место в поэзии ‹ Симона Чиковани. О чем бы
	1 ни писал он — о. кахетинском царе-поэте
	Теймуразе 1, о создателях средневекового
пещерного города Вардзия, или о великом
поэте-воине ХУ века Давиде Гурамишви-
ли—во всем виден человек передового ми-
ровоззрения нашей сталинской эпохи. Очень
сильная и глубокая по мысли историческая
поэма: «Песнь о Давиде Гурамишвили» 069-
бенно наглядна в этом отношении, Она ро-
никнута идеей дружбы советских назодов и
непримиримой ненавистью к прусскому зах-
ватничеству. Недаром главы этой поэмы
распространялись на фронте в виде листо-
вок. среди бойцов-грузин и вызывали горя.
чие. сочувственные отклики.

Верный сын партии, большевик Симон
Чиковани активно участвует в процессе
единого, многонационального развития со-
ветской литературы. Он много лет руково-
дит Союзом советских писателей Грузии, яв-
ляется членом Секретариата ССП СССР,
деятельным участником писательских пле-
нумов и конференций, За выдающиеся за-
слуги в области художественной литерату-
ры поэт награжден орденом Ленина, орде.
ном Красного Трудового Знамени, медалями
«За оборону Кавказа» и «За доблестный
труд в Отечественной войне». С большим
удовлетворением мы узнали о том, что до-

>. fe и > ry
	стойный сын грузинского народа Симон Чи-
ковани выдвинут кандидатом в Депутаты
Верховного Совета Г. рузССР.
	Роман ФАТУЕБ
	Заслуженная
популярность
	Абдул Вагаб Сулеиманов начал писать
во второй половине двадцатых годов, когла
кумыюская литература еще находилась под
влиянием клерикально-схоластической поз-
зии прошлого. Кроме песен народного поз-
та Абдуллы Магомадова, в ней почти не
было произведений, по своей тематике
близких современности. Сулейманов первый
заговорил о том, что сегодня волнует на-
род.

А. В. Сулейманов родился в 1909 году в
большом кумыкском селении ‘Аксай, Остав-
шись сиротой, он воспитывался у богатых
родственников, жил на положении батра-
ка. В 1926 году он переехал в Дербент, где
постушил в Педагогический техникум. С
этого времени в газете «Ленин-Елу» часто
появлаются его стихи.
	В 1930 году выходят три книги Сулей-
манова «Из тымы на свет», «Волны револю-
ции» и «Герои Победы», Особенную попу“
лярность принесло Сулейманову стихотво-
рение «Жалоба политотделу от всего живо-
го скота Баташ-Юртовского колхоза «Со
циализм», написанное им по просьбе редакз
тора политотдельской газеты; это стихо“
творение колхозники заучивали наизусть.

Рассказы, очерки, написанные Сулейма:
новым, всегда носят боевой характер. В
рассказах «В дороге», «Герои Победы» и
«Аначи» дана картина классовой борьбы в
годы ‹ коллективизации. Рассказ _ «Герон
Победы»  `— первое художественное произ“
ведение на кумыкском языке, вышедшее
отдельным изданием:
	В декабре 1941 года Сулейманов ушел на
фронт. Под Моздоком он защищал родной
Кавказ; вместе с наступающими войсками
вступил в Румынию, участвовал во многих
боях. За это время у него. накопилась поз-
тическая тетрадь: «Дневник военных лет»
— впечатления бойца,

Командование наградило Сулейманова ор*
деном Красной Звезды. Недавний рядовой;
он получает офицерское звание; его назна-
чают агитатором политотдела дивизии. Стия
хи его появляются в армейской печати, пуб+
ликуются и в Дагеставе.
	После разгрома фашистской Германии
Сулейманов служит в Действующей армии
на Дальнем Востоке до конца войны с Япоя
нией,

Вернувшись в Дагестан, on выступает
как общественный деятель и поэт, обраба-
тывает евои фронтовые материалы, сдает в
печать большую поэму в 10 тысяч строк:
А. В. Сулейманов — руководитель Даге-
станского Союза советских писателей.
	земляки Абдул Вагаба Сулейманова,
	  колхозники Кызыл-Юртовского района, сре-
	и которых он пользуется большой и заслу-
женной популярностью, выдвинули его
кандидатуру в депутаты Верховного Сове-
	та ДагАССР.
	Альманах „Л рукбая
	МАИКОП. (От наш. корр.). Алытейсков
отделение Союза советских писателей во-
зобновило выпуск литературно-художестч
венного альманаха «Дружба». Альманах изя
дается на русском и адыгейском языках.
_В вышедшем из печати первом номере
альманаха проза представлена произведе“
ниями Т. Керашева («Партизаны»), А. Ева
тых («Рассказы о черноморцах»), А. Поно-
марева («Одной дорогой»), А. Гапоненка
{«Возвратщение», «Дружба»). В разделе поэч
зии опубликованы стихи апгуга-орденоносца
Цуга Теучежа, Героя Советского Союзя
Хусена Андрухаева и других авторов,
	Впервые на русском
языке в перевойа
Д. Бродского Tocris
датом выпущена поэмЯ
«Времена года» Кристио
наса Донелайтиса РИ
— 1780),  основоположя
ника литовской литера“
туры. Эта поэма увидела
свет только в. 1818 г. —
через 38 лет после смера
ти ее автора и через
50’ лет после ее написам
ния. Поэма построена ня
бытовом материале. лиза
товской деревни эпохи
крепостничества и дает
яркую реалистическую
картину жизни западных
литовцев под владычея
ством пруссаков. 31d

произведение — гневны
протест против беспо“
щадной эксплоатаций

литовских крестьян i
насильственной их термач
низации.

Поэма «Времена годая
состоит из четырех чая
	стей: «Радости весны»
«Труды лета», «Baar.
осени» и «Зимние забоз
	‚ ты». «Времена года» —
первое произведение Лиз
товской литературы, п
	реведенное на
странные — языки = не»
мецкий, польский и дай
тышский. a
На снимке (слева
титульный лист книги,
	КИПУЧАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,
ВЫСОКОЕ ДАРОВАНИЕ
	В августе 1946 года тувинский народ от-
праздновал 95-ю годовщину Национально-
	освободительной революции, которую он ©0-
вершил с помощью великого русского на-
	рода,
25 лет тому назад тувинцы находились на

грани полного вымирания. Колониально-фео-
дальный гнет обрекал их на гибель.

Манчжурское иго, китайская колониза-
ция приводили к варварскому. истреблению
тувинского народа.

Тува, была настолько забитой и отсталой
страной, что даже не имела своей письмен-
ности.

Это бесправное прошлое“ особенно ярко
было отражено в письме трудящихся Тувы
к товариту Сталину:
	Века рабом был наш народ —
Давил нас гнет иЗ3 рода в род. -
Оков железных, ржавых цепь
Будила злобным лязгом степь,
Арат истерзанный стонал,
Нойон, Амбын и Угурда
ЗКестоко грабили стада,

Сосали кровь из наших ран...
	С первых дней национально-освоболи-
тельной революции в Туве советское пра-
вительство оказывало всемерную и всесто-
роннюю помощь тувинскому народу в его
хозяйственном и культурном строительстве.
И ныне Тувинская область достигла неви-
данного экономического и культурного рас-
цвета. Теперь тувикцы имеют свою письмен-
ность, более чем на 90 проц. ликвидирована
неграмотность среди взрослого населения.

В Туве рядом с другими культурно-про-
светительными и научно-исследовательски-
	ми учреждениями созданы институты языка,
литературы и истории. Основаны националь-
но-драматический театр, краеведческий му-
зей.

Сотни специалистов выпущены из педаго-
гического училища, фельдшерско-акушер-
ской школы, сельскохозяйственного техни-
кума.

В Туве выросли национальные кадры учи-
телей, врачей, писателей, художников, ‘арти-
стов, композиторов.

На примере Тувы блестяще подтвердилось
учение Ленина — Сталина об исторических
	путях развития отсталых стран

Владимир Ильич Ленин говорил, что «...с
помощью пролетариата наиболее передовых
стран отсталые страны могут перейти. к со-
ветскому строю и через определенные сту-
пени развития — к коммунизму, минуя капи-
талистическую стадию развития».

С помощью Советского государства
отсталая, феодальная- Тува миновала в сво-
ем развитии капиталистическую стадию и
перешла к советскому строю.

Таким образом, в своем общественном раз-
	витии Тува перегнала не только полудео-
	°пальные и колониальные страны Азии, HO H
	высокоразвитые капиталистические страны.

И в жизненном пути выдающегося обще-
ственного и политического деятеля, замеча-
тельного тувинского писателя Салчака Кал-
бакхорековича Тока отражен, как в зеркале,
		С. КИРЬЯНОВ
	ВБдохновенный
певец Башкирии
	_ ‘Литературная деятельность крупнейпего
башкирского поэта Сайфи Кудаша‘ насчи-
тывает более трех десятилетий. Он начал
печататься с 1913 года. Уже первые его
стихи, впоследствии вошедшие в сборник
«Песни свободы», проникнуты пафосом
борьбы за освобождение ‘народа, борьбы
за новую жизнь. Радостно и взволнованно
приветствовал Сайфи Кудаш Великую Ок-
тябрьскую социалистическую революцию,
принестую освобождение всем народам
бывшей Российской импетии.
	Буржуазные националисты пытались раз-
общить башкирский народ с братеким рус-
ским народом, толкали его в реакционное
националистическое болото. Сайфи Кудаш
твердо стоял на позициях нерушимого един-
ства молодой многонациональной Советской
республики. Он хорошо понимал, что только
политика болыневистской партии и совет-
ской власти обеспечивает возрождение й
расцвет всех национальностей. На его гла-
зах экономически и культурно отсталая
Башкирия превратилась в одну из передовых
республик с развитой промышленностью и
коллективизированным = сельским хозяй-
ством.

Социалистическая. Башкирия напла свое-
го вдохновенного певца в ame Caliban Ky-
даша. Он создал десятки произведений, от-
ражающих великий ` преобразовательный
процесс в родной республике. Он воспевает
Ленина, Сталина, большевистскую партию,
советскую власть.
	Выступая в самых разнообразных жанрах,
— Сайфи Кудаш пишет стихи, басни; рас-
сказы, сказки для детей—основное внима-
ние он уделяет поэзии. Он создает такие
крупные произведения, как роман в стихах
«Кушкаин», поэмы «Встреча», «Нурулла» и
многие другие. Каждое из них — новое
свидетельство идейного и художественного
роста поэта.
	Сайфи Кудапе-постоянный сотрудник pec.
публиканских газет «Башкордстан», «Ком-
муна», «Красная Башкирия»; он был одним
из руководителей писательской  организа-
ций Банииирии и первого литературно-худо-
жественного журнала на башкирском языке
«Октябрь». В послелние годы Сайфи Кудаш
является бессменным председателем прав-
ления Союза’ советских писателей Башки:
рии. :
	В одном ыз стихотворений, написанных в
годы Великой Отечественной войны, поэт,
выражая. сцие чу тва башкирского наро:
да говорит:
	Я вручил тебе сердце, Е.
Я вручил тебе руки. етрана.
Что еще тебе дать я могу?

Я тебя, словно мать, берегу,
Сердце бьется в груди для тебя,
Сльнниить, родина, песню мою!
О тебе эту песню ною.
	В стихотворениях «Ленин и боец», «Мой
односельчанин», «О Ленинграде», «В сте-
пях Дона», «Письмо ребенка», в поэме для
детей «Месть» Сайфи Кудаш  воспевает
героические дела фронтовиков. MHoroo6-
разную, самоотверженную работу совет-
ского тыла, нерушимую дружбу народов
Советского Союза. Эти произведения вош-
ли в золотой фонд башкирской литературы.
	Творчество Сайфи Кудаша известно не
только башкирокому читателю. Его произ-
ведения печатались Wa русском, украин-
ском, татарском языках. За время войны
з переводах на русский и украинский язы-
ки вышли сборники «От всего сердца»,
«Слово матери». Поэма «Мать» была напе-
чатана в украинской газете, издаваемой ‘в
США.

Партия и правительство высоко оценили
деятельность поэта, наградив его орденом
 Ленина, .

Сейчас башкирский народ выдвинул свое-
го верного сына кандидатом в депутаты
Верховного Совета Башкирской АССР. =.
	Литературная газета
: №

~~

стремительный взлет всего тувинского наро»
да к высотам социалистической культуры.

Салчак Тока родился в 1901 году в бедной
семье арата. В двадцатых годах он на плоту,
связанном из нескольких бревен, чёрез реву-
шие пороги Енисея приплыл в Красноярск;
потом приехал в Москву и поступил учить-
ся. В 1929 г. он возвращается в Туву. Под
его руководством тувинский народ конфис-
кует земли и стада феодалов.

Товари: Тока собирает зокруг себя все
культурные силы и создает письменность наз
тувинском языке: Создание письменности
дата рождения национальной тувинской
культуры и искусства.

Салчак Тока делает первые переводы pyc-
ской литературы на тувинский язык, пишет
	  первые книги на родном языке, создает пер-
	вые драматургические произведения.

Одновременно товарищ Тока ведет боль:
шую культурную и государственную работу.

Вдохновенный, нетерпеливый, окружен-
ный любовью народа, он преобразует жизнь
людей. Не зная, что такое усталость, он бе-
рется за самое ‘трудное дело и доводит
его.до конца. .

За заслуги перел народом товарищ Тока
награжден двумя орденами Ленина и орде-
ном Трудового Красного Знамени,

С именем Салчака Тока связаны все важ-
нейшие достижения культуры тувинского
народа:

С литературной деятельностью Салчака
Тока наши читатели познакомились, когда
в 1943 году в издательстве «Советский
писатель» вышла повесть Тока «В береетя-
ном чуме».
	Эта автобиографическая повесть, расска-
	зывающая о детстве тувинского мальчика,
замечательна не только тем, что раскрыла
перед нами картины жизни, до сих пор не
известной нам, но и глубокой поэтичностью
характеров людей, запечатленных с боль-
шой художественной реалистической силой.
В духовном развитии тувинской молодежи
повесть Тока «В берестяном чуме» занимает
такое же место, как «Детство и отрочество»
Толстого или «Мои университеты» Горького
в духовной культуре русской молодежи.
Пьесы Салчака Тока проникнуты острым
политическим содержанием. Это драматур-
	гия борьбы. По пьесам Гока, хронологиче-
ски расположенным. мы можем проследить
все этапы исторической борьбы тувинского
народа — в этом своеобразие драматургин
Тока и причина всенародного признания, ко-
торое получила она в Туве. Все это говорит
о высокой цели его творчества, направляю-
шего духовные силы соотечественников на
борьбу за построение высшего общественно-
го строя.

Литературное творчество Тока и актив-
ная работа его как государственного и поли-
тического деятеля неотрывны одно от дру-
	гого. Это замечательное единство характе-
ризует выдающегося тувинского пизателя,
основоположника тувинской литературы
Салчака Калбакхорековича Тока, депутата
Верховного Совета СССР и кандидата в де:
путаты Верховного Совета Российской Фе-
	дерации от трудящихся города Кызыла.
	Рабочие и колхозники Хиславичекого избирательного округа Смоленской обла-
сти единодушно выдвинули кандидатом в депутаты Верховного Совета РСФСР
своего знатного земляка, талантливого советского поэта Михаила Васильевича
Исаковского. В дни избирательной кампании М. Исаковский совершил поездку в
ролную Смоленщину и встретился со своими избирателями, М. Исаковский горячо,
	благодарил за оказанное ему доверие и обещал приложить все силы, чтобы

его оправдать, -
На снимке — М. Исаковский среди своих uaGuparenel в Микуличском сельсо»

вете, ИГумячского района.
	(Oo O09 9
Ян ШУМАН
	На предвыборном собрании крестьян во-
дости Ванэ кандидатом в депутаты Верхов-
	ного Совета Латвийской ССР выдвинут пи-
сатель Андрей Мартынович Упит.

— Андрей Упит всегда был с трудовым
народом! Ему всегда были близки судьбы
трудового крестьянства. Считаю за честь
поддержать его кандидатуру, — сказал вы-
ступивший на собрании крестьянин т. Солд-
ниек. :

_ В этих скупых словах заключена боль-
шая правда. >
	Ее

Андрею Мартыновичу Упиту в этом го-
	у исполняется семьдесят лет, — Из них
без малого пятьдесят он отдал служению
народу.

одился он 5 декабря 1877 года на хуто-
ре «Калныни» в Скриверской волости, кото-
рая под именем Дивайской так талантливо
описана им в романе «Зеленая земля».
	Как перелетные птицы, кочевали его ро-
	дители из одной волости в другую, то на-
нимаясь к хозяевам испольшиками или бат-
раками, то арендуя часть хутора.

Упит учился в волостной школе, затем в
1896 году сдал экзамен на звание «народ-
ного учителя», а затем в 1901 году — на
звание «домашнего учителя» и получил ра-
боту в Риге.
	Началом своей литературной деятельно»
сти Андрей Уцит считает 1898 год, когда
был напечатан его небольшой рассказ «Бу-
ря». Свои ранние произведения он написал
под влиянием современных ему латышских
прозаиков старшего поколения. Революция
1905 года оказала глубочайшее влияние на
молодого писателя, «1905 год помог мне
найти самого себя», говорит Упит. С это-
го времени, вместе с ростом общественных
интересов, растет и его литературное ма-
стерство. Очень”скоро он становится уже
рядом с Я. Райнисом, в центре обществен-
ной и культурной жизни Латвии.

Острый наблюдатель, большой художник,
до мельчайших тонкостей знающий, жизнь
всех слоев и прослоек латышского народа,
Упит уже в. первых своих больших-реали-
стических повестях: «Гражданин» (1907 г.)
и «Последний латыш» (1912 г.) безжалост-
во разоблачает и бичует реакционеров-шо-
BHHHCTOB.

Творчество Упита охватывает многие ли-
тературные жанры —- повесть, новеллу, ро-
		Писатель-большевик
	KY HOD

CAA
	ман, драму, критику и публицистику, сти-
хи и басни, рассказы для юношества, поли:
	тико-сатирический фельетон в прозе и сти-
хах.

Особо надо отметить литературно-крити-
ческую деятельность писателя, который в
жестокой борьбе с реакционной идеологией
латышской буржуазной литературы стре-
мится к утверждению реализма. :

Мало кому из писателей удалось так
полно отразить в художественных произве-
дениях современную ему полувековую
историю своего народа. Никто из латыш-
ских писателей не умел с такой силой би-
чевать пороки общества, как это делал
Унит.

Во время первой оккупации немцами Лат-
вии в 1917 — 1919 гг. А. Упит подвергает-
ся аресту, как представитель левой латыш-
ской интеллигенции. С приходом в 1919
голу Красной Армии он направляет всю
свою деятельность к сплочению нового со-
‘ветского общества:‘юон заведует отделом
искусств при Наркомпросе, организует ‘ра-
бочий театр, оперу, принимает участие в
создании университета, консерватории, ака-
демии художеств, состоит членом редкол-
легии газет «Известия» и «Циня», в кото-.
рых печатаются его статьи и стихи,
	Вместе с советскими войсками он ухо-
дит из Латвии и возвращается на ролину
в 1920 году. Буржуазная республика встре-
Чает писателя недружелюбно. Дважды его
подвергают аресту. Особенно тяжело приш-
лось Упиту в последние шесть лет правле-
ния фашистской плутократии Ульманиса;
Книгоиздателям было’ запрещено даже упо-
минать его фамилию.

А. М. Упит дождался на склоне лет ос-
вобождения латышского народа oT под’я-
ремной жизни у своей и чужой буржуазии.
Народ любит своего писателя. Свободным
голосованием он был избран в сейм 1940
	года, откуда в составе делегации поехал в
	Москву — просить Верховный Совет СССР
уважить волю латышекого народа войти в
дружную семью Советского Союза, Народ
доверил ему пост Заместителя председателя
Верховного Совета Советской Латвии и,
председателя Союза советских писателей
республики. Андрей Упит удостоен высо-
	ких званий народного писателя Латвии 4H
	лауреата Сталинской премии.
	Наджми. Книги «Самое последнее», «Жре-
бий» и др. поставили Наджми в ряд наибо-
лее талантливых татарских писателей.
О чем бы ни писал Кави Наджми — о граж-
данской войне, о коллективизации, он всег-
да создавал яркие, правдивые образы со-
ветских людей, увлеченных строительством
нового ссниалистического общества.
	В годы Великой Отечественной войны
Наджми написал большую поэму «Сабира
	ана» — о героическом труде советскои жен-
щины в тылу, и драматическую поэму «Фа-
puta». С огромной силой прозвучали его
публицистические статьи. Теперь он закач-
чивает роман «Отчизна».
	Кави Наджми выдвинут кандидатом в де-
путаты Верховного Совета Татарской АССР.
Beto свою жизнь писателя-большевика OF
отдает народу.
	В борьбе с гитлеровскими захватчиками,
оторванный от советской родины, белорус-
ский народ чувствовал близость, слышал
голос своего поэта. Цикл стихов Якуба Ко-
ласа о Великой Отечественной войне удо-
стоен Сталинской премии первой степени.

Сквозь голы суровой борьбы Якуб Колас
вместе со своим народом пришел к побе-
де, пронес в душе неукротимую, страстную
жажду созидания. Взор поэта устремлен
втеред: он\ видит осуществление великих
предначертаний новой сталинской  пяти-
летки, возрождение и дальнейший небы-
валый расцвет нашей советской родины. Об-
раз любимого вождя встает, как воплощение
нароцных мечтаний,

к ечаестливым дням

Сумели мы пробиться,

Нам светит солнце вновь,

Горит в лучах

ЭКивой воды криница

Там, где дымилаеь кровь,

И чую я, .

Как крепнет край ролимый,

Кинит в нём сил прибой,

Веди ж его,

Веди. отен любимый,

На подвиг трудовой!
		(«Наш путь»).

Плакат работы В. Климашина.

Издательство «Искусство».

© © >
Избранные стихи М, Ивановского -

Издательство «Советский писатель» ‘вы-
пустило в серии «Библиотека избранных
произведений советской литературы (1917—
1947 г.)» том избранных стихотворений М.
Исаковского. В книгу включены стихи из
сборников поэта «Провода в соломе», «Про-
винция», «Мастера земли», «Стихи и песни»,
«Наказ сыну», «Песня о Родине» и др.

В 1913 году в татарских газетах ‘публи-
ковались стихи и новеллы, подписанные не-
известным Ло того времени именем Кави На-
джми. Творчество молодого писателя при-
влекло внимание читателей своей свеже-
стью, новизной, мужественным голосом че-
ловека, уверенного в р ‘революци-
онного дела.

В дни решающих боев за утверждение
советской власти в 1919 году Наджми
пошел добровольцем на фронт. Тогда же он
вступил в коммунистическую партию

Долгое время (ло 1933 года) Кави Налж-
ми пришлось сочетать литературную работу
со -службой в Красной Армии. Он был ря-
довым бойцом, затем стал комиссаром, а
впоследствии и ответственным редактором
окружной военной газеты. Лучшие произве-
дения татарской литературы © граж-
данской войне” принадлежат перу Кави
	В феврале 1310 г. в белорусской газете
«Наша Нива» о творчестве Якуба Коласа
было сказано так: «Ненормальные условия
его жизни не дают ему возможности гар-
монично развиваться, а общественности —
следить за его развитием». Эта не очень
ясная фраза была понятна читателям газе-
ты. Они знали, что их любимый поэт аре-
стован царскими жандармами и что, говоря
© «ненормальных условиях», газета имеет
в виду минскую тюрьму.

Якуб Колас начал литературную. и об-
шественную деятельность как поэт-рево-
люционер, видевший смысл жизни и пПоэ-
тического творчества в благородном, са-
моотверженном служении народу. В тече-
ние сорока лет ни на минуту не умолкал
его голое, голос народного трибуна, народ-
ного певца. Гражданские мотивы всегда
преобладали в его творчестве.
	Якуба Коласа давно уже знают и любят
миллионы людей за пределами Белорус-
сии. Его стихи неоднократно переводились
на русский, украинский, грузинский. yer
бекский, литовский, еврейский и другие
языки народов СССР, но особенно дорог мо-
гучий песенный дар Коласа сердцу бело-
руса. ,

‚С детства были близки поэту помыслы
и чаяния родного народа. Он родился и
вырос в семье безземельного крестьянина-
лесника, в глуши вековых белорусских ле-
сов. Как никто другой, сумел он проник-
нуть в тайники народной души, почуветво-
вать и передать вековую мечту народа ©
свободе и справедливости. С большой
художественной силой он изобразил CKa-
зочное очарование белорусской природы.
В мелодичности и напевности его стиха, в
богатстве и разнообразии ритмов, в про-
зрачной глубине его поэтических раздумий
— много от. вековых богатств народной
песни.

Значение его произведений для белорус-
ской культуры и литературы огромно. Со-
рок лет тому назад, вместе со своим дру-
гом Янкой Купалой, Якуб Колас возгла-
вил молодую белорусскую литературу. Они
по праву считаются ее родоначальниками,
‘создателями белорусского — литературного
языка.

Тысячи людей Белоруссии. знакомясь с
Коласом, впервые прочли стихи на родном
языке. Ведь в течение столетий Белорус-
сия почти не ‘знала. своего печатного ело-

Песня шл
и к земле

Вешней с
скромное,
Песня вн

небо сталс

Дал нарол
— Будь, -
И народ л
боль и ра
Как бунта
как набат,
Чистым, я
занялась ‹
Песня ли!

побывала

По пелям
каждый л
Но нежда
злая сила

Трудно бь
как дыми
и учила п
и на бой

А теперь

ясно смот
мы вернул
и сухим

вы’. мозолкв. Народный поэт
	ва: родная речь He допускалась в оело-
русские школы.

Вся жизнь Коласа неразрывно. связана ©
жизнью народа, с жизнью страны. Вот по-
чему после победы Великой Октябрьской
социалистической революции талант Кола-
са расцвел, его творческие силы умножи-
лись.

В советское время поэт создал свои наи-
более значительные произведения: поэмы
«Новая земля», «Симон Музыка», написал
лучшие в белорусской прозе повести — «В
Полесской глуши», «В глубине Полесья»,
«На просторах жизни», «Трясина», поэму
«На путях свободы», несколько книг стихов.
	$ - _

Эли ОГНЕЦВЕТ ПЕСНЯ

Якубу Коласу
	Песня шла из хаты лесинковой
и к земле припала:
— В добрый час!

Вешней силой пропиталось слово,
скромное, мужичье, без прикрас.
Песня в небо глянула седое, —
небо стало радугой- -дугой,
Дал народ ей сердце молодое:
— Будь, — сказал, — навек моей слугой.
И народ доверил юной песне
боль и радость, доброту и гнев.
Как бунтарь и как весенний вестник,
как набат, гремел ее напев,
Чистым, ярким, неподкупным светом
занялась свобода на земле. `
Несня ликовала,

и с поэтом
побывала в Смольном и в Кремле.
По полям, садам она хедила,
каждый листик берегла она,
Но нежданно край наш полонила
злая сила, —

началась война, .
Трудно было песне знать и видеть,
как дымится дедовский курган,
и учила песня ненавидеть
и на бой скликала партизан,
А теперь она с лесов высоких
ясно смотрит в будущее — там
мы вернули радость городам,
и сухим полям — земные соки.
	Неревел с белорусского
Андрей КЛЕНОВ. `
	ели свободу добыть мы: сумели,
Как же ее нам не отстоять?
Помните, горцы, о доблестной цели,
В бой выходи, рабочая рать!
	Он работал ломом, как почетный старик,
он пел, как поэт. Вскоре к ордену Трудово-
го Красного Знамени присоединилась ме-
даль «За оборону Кавказа». Обороняя Кав-
каз, он непрерывно думал и о Москве; к. ко-
торой навсегда заказан недругу путь:

Жемчуг таит в море вода,
В серлде лежит имя «Москва».

.Кто б на тебя емог посягнуть?

Слава бойпов напгих жива!
	Ныне шестидесятитрехлетний поэт =
представитель поэзии лакского народа —
слагает песни о новой сталинской пяти-
летке. Его камышевая свирель аккомпани-
рует песням, которые будут переданы но-
вым поколениям дагестанцев.
					ДОНЕЛАНТИО
	ВРЕМЕНА _
rola
		44.55)!
	Якуб Колас — не только выдающийся
советский поэт, но и крупный государст-
венный и общественный деятель. Он лепу-
тат Верховного Совета СССР, заместитель
председателя Верховного Совета БССР.
вице-президент Белорусской Академии
наук. Трудящиеся Белоруссии знают, как
близко к сердцу принимает Колас их нуж-
лы. как живо откликается он Ha десятки
	сотни писем. присылаемых ему изв
всех уголков Белоруссии. Всё силы поэт
отдает тому, чтобы ускорить восстановле:
ние родного края. Он проявляет больную
инициативу в делах культурного строитель-
ства республики. Так было и с восстановле-
нием школы в его родном селе Миколаев-
щине, и с ‘созданием большого академиче-
ского словаря белорусского языка, разрабо-
танного под руководетвом Коласа. Как ви-
це-президент Белорусской академии наук
Якуб Колас уделяет серьезное внимание ро-
сту молодых. белорусских ученых, забо-
тится, чтобы республиканские школы были
обеспечены учебниками,

Якуб Колас заслужил сердечную  лю-
бовь и глубокое доверие белорусского на-
рода, выдвинувшего ныне своего поэта
кандидатом в депутаты Верховного Сове-
та БССР. -
	Переваз е литов ото
$. БРОДСКОГО
		. OTe
COCPIAPCINERNUL   MaRATERECTEO
AVS TH nd дин гаРЫ
WHEERA = 1%
	чих ‘> %