О подвигах,
	Пьеса Б. Лавренева “3
	«0 подвигах, о доблести, о славе» и о
gore ~~ BUT 0 чем говорит пьеса Б. Лавре-
неа «За тех, кто в море!».

Автор посвятил свое произведение вопро-
чм этики и морали советских людей Это —
	pec? O NOADT AA, HO ПОДВИГИ интересуют
ropa не сами по себе, а прежде всего Kak
юменты, когда раскрываются во- всей пол.
kote луховные качества человека. Это —

ес 0 доблести и славе, но понятая эти
	(излекают „’авренева в том преломлении.
ктерое OHH приобретают в советском об-
естзё.

сковная движущая сила пьесы, управля-
	ВЯ По Зе славных. героев-—Боров-
ского и Максимова, — это борьба двух рез-
0 протизоположных мнений о том, что та.
ое слава. Офицеру Боровскому, человеку
пиеславному, мечтающему о блестящей лич:
и} карьере, о личной ‘славе, противостоит
	фишер) паконмов, которого заботит: не. же:
	ние проставиться, а стремление выпол-
ить Воинский nom, «Мне не моя слава
нина а слава общего дела», — говорит
Изксимов. .

Эта тема появляется в советской  драма-
гии не впервые, Оглянувшись в недавнее
	прошлое, мы легко ‘вспомним «Славу» В. Гу-
81а, В КОТОрой есть аналогичная коллизия,
однако со времени появления’ пьесы. Гусе-
и Шли годы, — хотя’ и немногие. но
нанительные, трудные годы. Многое изме-
лось за это время, и изменения эти весь-
а ощутимы не только в реальной жизни.
	юи в ее художественном отражении. Если
шраз честолюбца, карьериста и искателя
мавы не претерпел принцитиальных изме-
нений, то зато как возмужал, как окреп ду-
0вно положительный герой пьесы Лаврене-
м по сравнению с героем пьесы Гусева!

Болымое принципиальное значение пьесы
Б, Лавренева для развития советской хра-
мтургии раскрывается, в первую очередь,
енно в связи с проблемой положительно-
г героя. Во многих наших пьесах герою
прицательному, человеку с индивидуали-
пическими, ложно-романтическими устрем-
ониями, обычно блестящему, яркому, про-
ивостоял «положительный», «трезвый» че-
	повек, преданный делу и долгу, честный,
хороший, — все что хотите!, — но, откро-
внно говоря, — увы! — довольно скучный,
	плоский, эдакий «реалист на’ подножном
корму», в сущности лищенный романтики;
Здесь, в пьесе «За тех, кто в море!», Боров-
кому противостоит Максимов — человек,
сильный, блестящий и яркий, смелый, романе
ческий. Интересно, что Боровский, при
веем его блеске, склонен иной раз к излиш:
ней осторожности, в то время как Макси:
ув любит рисковать-—там, где и когда
то нужно. Такое противопоставление отри-
цательного и положительного героев являет-
я качественио-новым в нашей драматургии,
очень важным и свидетельствующим о том,
то пьеса Б. Лавренева движет нашу дра-
матургию вперед.

Что касается отрицательного героя, Яо
Боровский многими своими чертами на-
поиннает Маяка из «Славы» Как и
Маяк, он исполнен  эгоистическим ‘стрем-
нием выделиться из о окружающей
среды, прославиться, получить право на осо-
бое положение в обществе, Как и Маяк, Bo-
мзекий склонен к позе, к красивому жесту,
к уффектной фразе. С упоением, даже с не-
которым самозабвением говорит Боровский
о своей мечте:

«_Чулесная вещь -— слава воина, това-
ищи! Нет ничего величавей ее на свете, и
нет подвига трудней, чем тот, что ведет к
военной славе. Подумайте — тысячи про-
позают в войне ужами, и только немногим
пано взлететь в озаренное светом победы
небо... Слава капризна! За ней надо гнаться
дерзко, упорно, уметь схватить за сверкаю-
щие крылья, не осыпать © них радугу, не
отдать никому... Это я понимаю!».

Ок мог бы повторить о своей жажде сла-
вын громкую фразу Маяка: «Для меня сей-
	ус в этом деле BCC, иль я лечу, или я. оконя.
	Чен!» Гирады Боровского, как и тирады Ма-
яка, при всей их внешней невинности, при
кей их эффектности, скрывают за собой
глубоко чуждое боветским людям  отноше-
ние кых деятельности. Для Маяка тяжелое
бедствие, катастрофа, повлекигая: за собой

© доблести, о славе.
	8 МОСКОВСКИХ театрах
	а тех, кто в море!»
°
К. РУДНИЦКИЙ
		Но все же артист доносит до зрителя мно-
гое из того, что характеризует индивидуа-
лизм Боровского, его ослепление. своими
успехами, — а это важная сторона образа.

Максимов, противостоящий  Боровскому.
— один из передовых людей нашего обще.
ства. Он совершенно лишен тщеславия,
сжигающего Боровского. «Не наше дело
гоняться за личной славой, — говорит он,
— мы не любим. ничего легкого, все брали
и берем с боя». Он прелстает ‘перед нами
в. пьесе и в спектаклях в исполнении ap-
тистов Н. Анненкова (Малый театр) и А.
Петроченко (Театр. им. Ленинского ‘комсо-
мола) настоящим человеком нашего време-
ни, благородным, до щепетильности  чест-
ным, порой экспансивным и порывистым, но
умеющим владеть собой. Это — сильный,
страстный, умный и дисциплинированный
человек. Его привлекательность — в соче-
тании страстности, порывиетости < глубо-
кой органической преданностью долху.
	Исполнение М. Жаровым в спектакле
Малого театра роли командира‘ дивизиона
Харитонова — не только серьезная творче-
ская удача талантливого артиста, но и сча-
стливая находка режиссуры Малого теат-
‘ра. Жаров создал. правдивый сценический
портрет командира-воспитателя, ‘сурового и
требовательного; но в то же время отзыв-
Чивого, умеющего поддержать любого из
своих’ нитомцев в’трудную минуту, напра-
вить на’ верный путь. Яркая. колоритная фи.
гура «морского волка», всей душой предан.
ного советскому флоту и делу воспитания
офицерского корпуса, весьма `выразитель-
на и запоминается надолго. Актер сумел
проникновенно и умно раскрыть авторский
замысел.
	Отлично исполняет роль флаг-механика
	Клобукова талантливый. своеобразный ар-
тист А. Пелевин в Театре им_ Ленинского
	комсомола. Не впадая 8 шаржирование,
которое столь соблазняет актеров в m0.
добных ролях, Пелевин наделяет яркими и
живыми индивидуальными свойствами свое-
го героя, чей образ написан Лавреневым
тепло, но с некоторым излишним тяготени-
ем к традиционной маске чудака-ученого.
Пелевин хорошо владеет искусством дру-
жеского, утверждающего‘ юмора.

В тесном содружестве изображенных ав-
тором офицеров флота несколько особня-
ком держится Лишев. В отличие от: своих
товарищей по оружию, он не является кад-
ровым офицером. В прошлом Лишев — ра-
ботник печати. Принципиальность, мораль-
ная чистота, прямота И откровенность —
вот те черты Лишева, которые делают этот
образ близким и дорогим советскому зри-
телю. Эти свойства с большим художест-
	{,BCHH DIM тактом подчеркивают оба исполни-
	теля роли Лишева — Н. Рыжов (Малый
театр) и А. Шатов (Театр им. Ленинского
комсомола).
	Среди исполнительниц женских ролей
особенно выделяется артистка Театра им.
Ленинского комсомола Е. Фадеева в роли
Шабуниной, жены Боровского. Е. Фадеева
скупо,; еодержанно рисует образ жевщины,
осксрбленной в своих чувствах, разочаро-
ванной в любимом человеке не только 4
даже не столько потому, что тот оказался
плохим мужем, но прежде всего потому,
что он запятнал. свою честь. Актрисе хоро-
шо удались трудные сцены, показывающие
постепенное разочарование Шабуниной в Бо-
ровском. Женственность и вместе с тем
твердость характера, душевная мягкость и
глубокая, страстная принципиальность со-
	ветского человека — все это создает обая-
		ние образа, нарисованного Е. Фадеевой,

Выводя на сцену Харитонова. Лишева,
Клобукова, Шабунину, Рекало, драма:
тург как бы подчеркивает, что Боровскому
противостоит не один Максимов, а все
честные советские люди — разные по ха-
рактерам, но. обладающие общим,  перелдо-
вым мировоззрением.

-Два театра ‘столицы создали талантливые
спектакли; имеющие серьезное обществен-
ное значение, развенчивающие индивидуа-
лизм, карьеристское тщеславие, беспринции-
ность, зовущие подражать передовым со-
BETCKHM людям, — спектакли. утверждаю-
	героизма.
	шие романтику чести, мужества,
	Открытие паматнива
Н. Г.Чернышевекому
- в Ленинграле
	В Ленинграде, на Москов-
ском шоссе, против заложенно--
го здесь в прошлом году парка
Победы, состоялось  торжест-

_ венное открытие намятника ве-

_ ликому русскому революционе-
‚ ру-демократу Николаю Гаври-
ловичу Чернышевекому. На
торжество собрались предста-
вители советских и обществен-
ных организаций, рабочие за-
водов и фабрик, писатели, ар-
хитекторы, студенты.

Митинг у памятника открыл
председатель исполкома Ленин-.
гоадского городского совета
‘депутатов трудящихся тов. Ла-
3YTHH.

= Имя Чернышевского, —
сказал он, — дорого каждому
советскому человеку. Его
жизнь — яркий пример служе-
‚ния народу. После смерти Чер-
нышевского прошло 58 лет. Со-
ветский народ’ разрушил ета-
рый строй, против которого бо-
ролся ‘великий революционер-
демократ, создал социалистиче.
ский строй и под руководством
большевистской партии, вёли-
кого вождя товариша Сталина
идет вперед к сверкающим вер-
шинам коммунизма. Наше поко-
ление глубоко чтит память Чер:.
нышевского!

Величественно прозвучал
Гимн Советского Союза. Мед-
ленно опустилось белое покры-
вало, и перед взорами  собрав-
тихся предстала выразительная
бъонзовая фигура  Черчышев-
ского. созданная  скульшто-
ром В. Лишевым.
		гибель людей, оказалась лищь соблазни-
тельной возможностью прославиться, Боров-
ский труднейшую из войн рассматривает
как арену борьбы за славу.

‚ Таким образом, тип честолюбивого охот

tien mem lw!
	EE Е, ‚ТРЗ.
тика за славой с годами не претерпел серь-
езных изменений. Но советское общество за
это время стало более зрелым, передовое

социалистическое мировоззрение получило.
а а а:
	rr EEE EEE SAD
ao HHPOKOe распространение в народе. И

тщеславные карьеристы, подобные Боров-
скому, вызывают осуждение со стороны
всех честных тружеников нашей страны.
менно поэтому громкая декларация Бо-
ровекого о славе не встречает одобрения
окружающих. Они ощущают фальшь, бес-
принцииность в его словах и поведении.
Боровского окружают люди, буквально
одержимые своим делом, целиком захвачен-
ные борьбой. Мария Шабунина, его жена,
военный врач, стремится отправиться на ка-
тере в бушующее море, чтобы в опасном по-
ходе, в бурную погоду быть рядом с отваж-
ными воинами. Флаг - механик Клобуков
дни и ночи ремонтирует боевые суда и воз:
вращает их в строй. Актриса Горелова в
счастливом волнении выступает’ перед: фрон-
товиками. Морские офицеры мечтают о
схватках с врагом. Могут ли все они не чув-
ствовать, что Боровский теряет свое чест-
ное имя, как замечает Шабунина, которая

АЕ ОЕ
	< = eo” 1
первая видит порочность устремлений сво-:
	44 5 т

его мужа?

Буквально все персонажи пьесы, с кем бы
ни сталкивал автор Боровского, испытывают
к нему недоверие. Офицеры советского фло-
та © презрением отвергагст его «идеологию».
«Славу Не’лозить надо, а побывать чести
	трудом» говорит командир дивизиона Ха-
ритонов.
	Приходилось слышать возражения по по-
воду того, что автор изобразил Боровского
человеком морально-нечистоплотным и в
личной жизни. Однако это — не ошибка, а
достоинство пьесы. Характер Боровского в
этой сфере его жизни раскрывается не ме-
нее ярко и убедительно, нежели в его’ об-
щественной и офицерской деятельности. И
здесь он ищет славы покорителя сердец,
стремится к внешнему, показному блеску.
Ему льстит успех у женщин, но оч, вилди-
мо, не способен испытывать настоящее глу-
бокое чувство. Этот характер талантливо
подмечен и показан автором пьесы.
	Автор, однако, оставляет честолюбиу,
чье преступление повлекло за собой гибель
  боевого катера и людей, право на жизнь и
надежду на исправление, С этим можно со-
гласиться, ибо Боровский сам понимает
степень своего падения и есть все-таки
в его душе что-то настоящее, способное
вернуть его в ряды честных советских лю-
дей. Ньеса не только сурова по отношению
к тем, кто позорит честь советского офице-
ра, но. в ней есть еще и атмосфера совет-
ского гуманизма, вера в человека, в спо-
собность его к перевоспитанию.

М. Нарев, исполняющий роль Боровско-
го на сцене Малого театра (постановка К.
Зубова и В. Цыганкова); последовательно
и талантливо рисует в первых актах порт-
рет Боровского, оттеняя его эгоистичность.
	расчетливыи карьеризм. В то же время ар-
тист дает почувствовать внутренние терза-
	НИЯ Боровского: постоянные опасения чело.
	века. чья совесть нечиста. Пожалуй можно.
	лишь упрекнуть артиста ‘в том, что Боров-
ский в его трактовке — слишком зрелый и
холодный честолюбец. Он циничен. Он He
способен увлечься и хоть на мгновение за-
быть о своей карьере. В последнем акте
Цареву олень трудно показать Боровского
способным осмыслить свою судьбу, испраь
BHTBCH. /

Г, Карнович-Валуа. исполняющий роль
Боровского на сцене Театра им. Ленинского
комсомола (в постановке И. Берсенева),
впадает в другую крайность, — ой слишком
подчеркивает легкомыслие и мальчишескую
	увлеченность Боровского мечтой о славе.
	даже с обаянием оттеняет его незоелость.
	Фадеева (ШЧабунина) в спектакле Театра
Анненков (Максимов) и М. Царев (Бо-
	Фото А. ТЛАЛЛЕТЕЙНА и 0. МОРГЕНИТТЕРНА.

УЛИРИКА ©. МАРШАКА
		`И эти стихи — не исключение. Рядом @
ними ‘мохено назвать другие из того же цик-

ла; ничуть не менее удачные («Декабрь» или
И поступь и голос у времени тише»).

И если мы всё же позволяем себе общее
критическое замечание по поводу стихов
«Из лирической тетради», то разве в TOM
смысле, что, по нашему впечатлению,
С. Маршак сужает себя как поэта, ограни-
цивая область своей лирики размышления-
ми на «вечные темы». Та мудрость, которая
оэтцеживается. из богатого  солержанием
творчества великих поэтов, здесь дана как
бы в «чистом»; беспримесном винде, не всегла
зозволяющем вживаться в индивидуальный
мир писателя, в котором она зарождалась ив
который ‘уходит своими корнями, Между
читателем и личностью поэта порою не ус-
певает возникнуть та прочная связь, то по-
нимание-симпатия, которое только и позво-
ляет проникнуться глубиною поэтической
мысли. И невольно вспоминаются слова
Гёте: «Характер личности писателя опреде-
ляет .его значение для’ публики, а не воз-
можности его дарования».

Вот почему, вполне признавая ценность и

глубокомыслие стихов «Из лирической тет-

ради», мы все же в каком-то смысле пред-
почитаем его «Ночту военную», где С. Мар-
шак выступает как полновластный хозяин
своего своеобразно сложившегося, но вполне
определенного поэтического мира и гле он
так мощно утверждает единство своей по-
этической личности.

Это обширное стихотворение или неболь-
шая поэма переносит в военную обстановку
тему известной детской книжки С. Мариа-
ка «Почта», восхвалявшей усердный труд
почтальонов всех стран и наролов. В «Поч-
те военной» труд почтальона изобраме
‘ирославлен как воинский подвиг.
дается широкая, исполненная дозматизма
картина нашего тыла и фронта, соедннекных
друг с. другом почтовой связью — благо-
даря отваге

честных почтальонов,.

Полковых и баталвонных,
С толетой сумкой на ремня

одесь все хорошо: и детские игры в <14-
леком‘ южном горолке» Советского Ооюза,
куда поступает весточка c po и рас-
сказ о том, как ротный почтальон где

поязком, где перебежкой» пересекает поле
под вражеским огнем:
Ближе падают снаряды.
Стохб, земли, огня...
Рруг поводья у. ограды
Два гнедых коня.
очтальон коней рукою
Гаадит но спине: .