К 10-летию со дня смерти
	r. Е Орджоникидзе
	блага нет ничего пагубнее той умственной
тьмы и светобоязни, той нравственной сле-
поты и того душевного уродства, которые
воплощены в образах Фамусова, Молчалина,
Скалозуба и всех этих старух зловещих,
стариков, дряхлеющих над выдумками,
вздором...»

В это же время Серго настойчиво и си-
стематически по самоучителям занимался
немецким языком и овладел им.
	Любовь к книге сохранил он навсегда.
Сколько бы времени и сил ни отнимала у не-
го работа руководителя индустрии страны,
он находил время для книги. С огромным
наслаждением читал’ он «Как закалялась
сталь». Читал, не отрываясь.

Художники называли Серго своим дру-
гом. Он былинициатором создания юбилей-
ной выставки «Индустрия социализма», при:
уроченной к двадцатилетию советской вла-
сти. Занятый большой государственной ра-
ботой, Серго нашел время, чтобы принять
художников и скульпторов, и долго бесе-
довал с ними о задачах выставки.

<— Чтобы изобразить Днепротэс, Крама-
торку, Макеевку, — говорил Серго во вре-
мя приема работников искусства в Нарком-
тяжироме, — нужно их видеть, пощупать,
почувствовать, и вы тогда в своих произве-
дениях покажете не только заводы # KOM-
байны и не только их работу, не только,
как машины поднимают пласты земли, но И
как люди, работая на машинах, борясь со
стихией, изменяя лик земли, изменяются са-
ми, как изменяются их представления».

Серго высоко ценил киноискусство. К со-
зданию киноиндустрии он относился, как К
родному и близкому делу. Он любил фильм
«Чапаев» и несколько раз смотрел его. К
образам этого фильма обращался он неод-
нократно в своих выступлениях.  Преду-
преждая однажды угольщиков против само-
успокоенности и зазнайства, он говорил:
	«— Чего я боюсь: я боюсь, что вы, увлек-
WHCh STHMH CBOHMH успехами, подумаете, что
дальше все это пойдет самотеком. Как бы
вы не ослабили своей энергии и не проспа-
ли дело... Вы помните, товарищи, велико-
лепную картину «Чапаев»? Помните, когда
	чапаезны разгромили белогвардейцев, MO

а И А СЕ Ч УР #3
	том сели у себя, разделись, разулись и на-
чали петь. Пели и пели, упиваясь свойми
победами, а враг воспользовался их беспеч-
ностью, напал на них и учинил разгром».

Внимательным и заботливым было его от-
ношение к органу тяжелой промышленно-
сти — газете «За индустриализацию». Он
Часто звонил в редакцию, советовал, как
осветить тот или иной вопрос, как начать и
как провести ту или иную кампанию. Оп
знал лично многих сотрудников газеты,
	По. повожу ряда очерков и корреспонден-
ций Бориса Агапова о Горьковском авто-
строе, 3. Чагана — о Магнитке и Кузненке
он звонил в редакцию, просил .дополнитель-
ных подробностей. Когда в газете «За ин-
дустриализацию» появился очерк А. Иви-
ча о непорядках в организации стахановско-
го движения на «Шарикоподшилнике», Сер-
го, находившийся в отпуску, послал теле:
грамму на завод, требуя немедленно добить-
ся перемен в отношении администрации к
	} стахановнам.

собравшимся однажды У него в кабинете
стахановпам смысл и значенче их дел:

«—Всли вы будете на тех же станках
давать больше продукции, тогда у нас осво.
бодятся средства, и мы на них сможем по:
строить побольше домов, клубов, санатори-
ев, чтобы людям еще лучше жилось».
	Это была его мечта о прекрасной жизни.
Он всегда заботился о том, чтобы советским
людям жилось хороню. Он любил люлей от-
цовской любовью, как любил их Ленин. как
любит их Сталин. И любя человека, веря
в нёго, он всегда был прямолинеен и тверд,
откровенен и честен, He позволял людям
благодушествовать: и не убаюкивал их тем,
что разрешать болыние задачи легко. Он
был всегда устремлен к будущему и, рабо-
тая не локладая рук, никогда не доволь-
ствавалея достигнутым. , Г
	Серго Орджоникидзе: страстно стремился
привести армию работников тяжелой инду-
стрии на передовые позиции мировой техни-
ки. Приехавмшего в 1936 голу из заграничной
командировки академика И. П. Бардина он
цытливо выспрашивает о всех деталях ра-
боты американских заводов. При испытаний
	‘нового трактора он, улыбаясь и чуть прищу-
	рив правый глаз, спрашивает у водителеи:
	— А как вы, товарищи, думаете, научимся
мы выпускать машины лучше заграницы?
А? Перегоним Америку?.. Нам нужно хоро-
шо отделывать машины, ведь мы делаем их
не на рынок, а для себя.

Он был убежден в том. что нет такой ма-
шины, которую наши конструкторы, наши
инженеры и рабочие не могли бы выпустить.
Отражение той борьбы за экономическую
независимость страны, борьбы, которую не-
устанно вел Серго, мы находим в романе В.
Юрезанского «Покорение реки», посвящен-
ном эпопее строительства Днепрогэса в пе
риод первой пятилетки.

Он был знаком с сотнями людей на заво-
дах и фабриках, шахтах и рудниках, вузах
и проектных организациях и помнил тысячи
фамилий. Стоило при нем назвать человека,
и Серго сейчас же вспоминал все связанное
с ним. Был он прост в обращении, н через
несколько минут после начала разговора
любой рабочий или инженер чувствовал се-
бя с Серго хорошо и просто. .

Сталинград, Горький, Ленинград, Харь-
ков, Сталино, Краматорск, Днепропетровск,
Днепродзержинск, Запорожье, Енакиево,
Мариуполь, Магнитогорск, Челябинск, Сла-
линск, Прокопьевск, Кемерово, Новоси-
бирск, Свердловск, Нижний Тагил, Моло-
тов, Грозный, Баку, Сталиногорск, Макеев-
ка, Ворошиловград, Кривой Рог, Березники,
Соликамск — таков далеко не полный пере-
чень тех индустриальных центров, которые
неоднократно посещал Серго. И, приезжая в
каждый город, он отправлялся сразу в цехи,
к рабочим на шахты, к вышкам, чтобы го-
	Десять лет назал— 18 февраля 1987 года—
умер Григорий Константинович Орджони:
кидзе. Товарищ Серго — так называла
его вся наша страна. С этим именем

вошел он на заре нынешнего века
в революционное движение. Под этим
именем знали его до революции крестьяне
в селах Грузии и нефтяники Баку, пелербург-
ские рабочие и жители якутских улусов. Под
этим именем знали его в тбды гражганской
зойны на Дону и на Волге, на Кубани и
на Украине; в Грузии и Азербайджане —
всюду, гле, посланный Лениным и Стали-
ным, вел Григорий Константинович в бой
революционные полки. В годы первых пяти-
леток было овеяно славой имя Серго — имя
командарма социалистической индустрии,
неутомимого борца за победу дела Ленина—
Сталина.
	«Когда думаешь о Серго, хочется сказать:
«Большевик of был», — пибала Н, К.
Крупская, вспоминая встречи с Серго,
и первую из этих встоеч в Париже, на ули-
нё Мари-Роз. где в 1910 году Серго впер-
вые увилел Ленина. .

Орджоникидзе приехал в Париж к В. И.
 Лекину через четыре года после знакомства
с И. В Сталиным. В 1906 году в Тбилиси
в редакции большевистской газеты «Дро»
(«Время») Серго впервые встретился с то:
варищем Сталиным, который был редакто-
ром этой газеты. у

Почти восемь лет пробыл Серго в плену
у царизма, но ни Тюрьмы, ни Шлиссельбург,

ни якутекая ссылка не сломили его воли К
	борэбе. Бесстрашный революционер, руко-
водитель рабочих демонстраций, слуша-
тель организованной Лениным партийной
иколы в Лонжюмо, — он блестяще вы-
noua поручение Ленина провести ‹ под-
готовку к созыву общероссийской партий-
ной конференции. Он был делегатом Праж-
ской конференции (1912 г.), был избран чле-
ном ЦК и вместе с товарищем Сталиным во-
шел в состав бюро ЦК для pykononcrsa pa-
ботой в России.
	Активный участник Великой. Октябрьской
социалистической революции, чрезвычайный
комиссар района Украины, организатор
борьбы с контрреволюционными бандами —
таковы этапы деятельности Серго в первые
годы после Октябрьской революции. В тя-
желые минуты, когда молодые советские
полки испытывали большие трудности из-за
недостатка оружия, Серго, обращаясь к
Ленину за помощью, писал: «..Заверяю, что
мы все погибнем в неравном бою, но чести
своей не опозорим бегством...». В этих сло-
вах — весь Серго.
	Освобождение и и Азербайджана
связано с именем Орджоникидзе, Из столи-
	Запорожская областная библиотека
имени Горького завоевала первенство в
республиканском конкурсе. Ее книжный
фонд превышает 51 тысячу книг. За де-
вять месяцев 1946 г. выдано читателям
более 320 тысяч книг. В библиотеке хо-
рошо поставлена массовая работа, пропа-
ганда плана новой сталинской пятилетки.
Создан межбиблиотечный абонемент, по
которому читатели могут получить кни-
ги из любой библиотеки страны.

Запорожской областной библиотеке
присуждены первая премия в сумме 19
тысяч рублей и переходящее Красное
знамя Комитета по делам культурно-
просветительных учреждений УССР и
ЦК. профсоюза политпросветработников
СССР.

На снимке: В читальном зале библио-
теки им. Горького.

Фото Е. Халдея (Фотохроника ТАСО).
	сесоюзное
совещание
мололых писателей
	3 марта в Москве открывается Всесоюз-
ное совещание молодых писателей, созывае-
мое ЦК ВЛКСМ и Союзом советских писа-
телей СССР. В совещании примут участие
около 150 молодых авторов — москвичей и
приезжающих из областей РСФСР и ec:
публик Советского Союза.
	Совещание откроется вступительным сло-
вом секретаря ЦК ВЛКСМ тов. Н. Ми:
хайлова на тему «Советская молодежь и за-
лачи мололых писателей».
	С докладом «За высокую идейность совет-
ской литературы и чску^ства» выступит
А. Фадеев. 4 марта будет заслушан доклад
К. Симонова — о путях развития советской
поэзии. На пленарных заседаниях выступят
Be. Вишневский, И. Эренбург, Л. Co6o-
лев, В. Горбатов, А. Твардовский, С. Мар:
шак, М. Исаковский, А. Сурков, В. Ермилов,
П. Антокольский, М. .Алигер, В. Перцов,
А. Караваева, Вс. Иванов; Н. Тихонов, Н.

МЕЧТА СОЛДАТА
	разе главного героя повести — советского
офицера Юрия Брянского, командира гвар-
дейской минометной роты. Пусть он иногда
суховат‘ и чрезмерно подтянут на службе,
пусть. кажется подчас излишне мечта.
тельным в минуты воспоминаний о доме и
семье, — но вот именно такого не похожего
Ha пругих и в То же время воплотивнего
	в себе лучшие черты молодого поколения
	советских людей запоминаем мы Брянского,
таким остается он в нашем сердце и после
своей гибели, когда рота его продолжает
героический путь через горы,

У гвардии старшего лейтенанта Брянского
выработалась за годы войны система при-
вычек, принципов, отношения к событиям
войны. Он ие сразу нашел место на войне,
не сразу понял свое призвание. Лейтенант
Сагайда иронически называет его «исследо-
вателем проблем войны». В этом определе-
нии есть свой смысл, так как Юрий Брян-
ский действительно несет свою службу на
фронте не механически, не бездумно, а с
огоньком, творчески, отдавая делу победы
все силы и анания. Для него чвойна — это
прежде всего работа, самая тяжелая из
всех известных человеку работ. без выход-
ных, без отпусков, по 24 часа в сутки».

Высший принцип жизни и борьбы Юрия-
глубокая верность. Верность отчизне,
солдатскому долгу, верность семье,
любимому человеку. <...Все, все мы отдаем
тебе, Родина. Все! Даже наши сердца. И кто
не изведал этого счастья, этой... красоты
верности, тот не жил по-настоящему».
	Просто и сердечно говорит он о своем чув-
стве к любимой девушке, о постоянства
чувства. <..М самая высокая, по-моему, кра-
сота — это красота верности. И пусть при-
нтлось ‘бы мне быть на. фронте двадцать,
тридцать лет... Быть еще семь раз ранен-
ным... Поседеть, постареть, а я все равно
оставался бы ей верным...»

В ответ на слова лейтенанта Сагайды, ко-
торый называет его чувство «рыцарским
упрямством», Брянский говорит о благород-
ной чистоте советских людей. Одновремен-
но он резко осуждает тех; кто занимается
дешевой распродажей чувств и привязан:
ностей: «Люди, которые суетятся и раз-
менивают <вои чувства направо и налево,
по-моему, в конце концов, должны ощу“
щать себя нищими».

У Юрия Брянского’ возвышенные пред-
ставления о человеке, и до последних ми:
нут жизни он отстаивает ‘свою мечту со
всей непосредственностью ‘молодого серд-
ца. Споры Брянского с Сагайдой в основе
своей посвящены‘ резмению вопроса, о том,
чем же в конце концов являются война и
фронт: торжеством низших, «грязных», от-
сталых инстинктов и привычек или утверж-
дением возвышенных и светлых человече.
ских качеств, которые, несмотря на кровь
и горе, гордо проносит через военные испы-
тания советский солдат.

«Судьба! — сказал бы ты. Да! У справел-
ливых армий судьба всегда прекрасна». В
этих словах раскрывается основная идея

повести «<Альпых.
	Не свободная от ряда художественных
недостатков (излишняя беглость отдельных
‘сцен, недостаточно рельефное изображение
‘эпизодических персонажей, в частности,
лейтенанта Сагайды, в характеристике ко-
  Popora отдана дань некритически воспри-
`’нятой литературной традиции), повесть
‚ Олеся Гончара «Альпы» тем че менее яв-
  ляется одним из наиболее интересных и
  своеобразных произведений украинской про-
зы последних лет. Ее ‚обязательно следует
Я на русском языке.
	Романтический пафос и художественное
утверждение высоких, лучших качеств со-
ветского человека — эти черты повести
близки и понятны широким читательским
массам нашей страны. Близка им и ‘та
‘большая, взволнованная правда о войне, о
` возвышенной мечте советского солдата,
` которую талантливо раскрыл на страницах
 ` своего произведения мололой писатель.
	ред нами важнейшие стороны развития и ро-
‚ ста нашей армии, без понимания которых ке
может быть правильного представления 06
истории Отечественной войны. В очерке
«Побежленный Берлин». у Величко есть за.
мечательные. строки: «Все живо чувствовали
грядущую и близкую победу. Многие сол-
даты безошибочно и точно называли день
гибели Берлина. Эти солдаты, влохнозлен»
ные идеей Сталина, своего величайшего
командира,. стали провидцами, и будущее
открывалось им».

И, наконец, «Победа в Маньчжурии». Ги.
гантокая эпопея наступления Советской
Армии описана так, что не только встает пе-
ред глазами вся картина титанических труд-
ностей, которые преодолевала Саветская
Армия, но и раскрывается во всем размахе
и блеске военная операция.

В дни войны критики редко писали ре
цензии на произведения военных KOppet-
пондентов. Но теперь назрела необходи:
мость просмотреть наше литературное хо-
зяйство — не для музеев, а для развития
нашей литературы, берёжно оценить все TO.
	что было сделано важного и большого В те
огненные дни.
	Книга очерков В. Величко бтличается не
только своей правдивостью. зоркостью ВИ-
	цеЧиЯ, Но и документальной точчостью.
Живой язык ее, страстный, сильный своей
напряженной  краткостью, = своеобразный,
	EE OE

полный высоких, приподнятых интонаций,
по-своему раскрывает душу человеческую,

такую, какую чтил автор в сражающемся
советском человека. С $
	И если велеречивой манерностью веет от
таких фраз, как: «Враг есть разбойник, кро-
вавый человек. * без роду и племени», или
«И каждый стал львом, благословенной
стала та ночь и земля под нею и звезды на
небе», то нужно сказать, что таких фраз. в
книге немного. (Да и вспомним, как хоте-
лось нам всем писать о великом  какими-
то необыкновенными, торжественными сло-
вами. А между передним краем и военным
телеграфом нелегко разыскивать безукориз-
ненно построенные фразы, Тот, кто это
знает, не упрекнет автора.

Книга очерков Величко говорит правдиво
н ярко о днях Великой Отечественной сой:
	НЫ И 0 ТОМ, что автор ее — талантливый я
	своеобразный писатель.
	Л. САНОВ
	Украинская. советская проза насчитывает
пока еще сравнительно немного произведе-
ний, глубоко раскрывающих славный осво-
бодительный подвиг Советской Армии в Ве-
ликой Отечественной войне. Прозаики Ук-
раины до сих пор отдавали предпочтение
партизанской теме. На этом материале они
создали ряд интересных романов и повестей.

Однако можно сказать, что за последнее
время в украинской литературе значительно
усилилось внимание к изображению Со-
ветской Армии и ее борьбы, к раскрытию
образа советского человека на фронте. Осо-
бенных успехов в этой области добились
молодые писатели, призедшие в украинскую
	@ прозу в дни войны и в первый послевоенны
	Повесть молодого украинского писателя
Олеся Гончара «Альпы». опубликованная в
	журнале «Вутчизна», — именно такое про-
	изведение, в котором серьезно и глубоко
поставлены проблемы, связанные с характе-
ром и поведением советского человека на
войне, с его отношением к фронтовой ‘дей-
ствительности. Повесть носит ярко выра-
женный романтический характер.

7 Романтическая концепция новести «Аль-
пы» раскрывается на протяжении всего про-
изведения — в образах ее героев, в общем
тоне повествования, в лирических отступ-
лениях. Лучшие главы повести — бой в
осажденном венгерском замке, встреча с
прикованным немцами к скале пулеметчи-
ком-хорватом, праздник освобождения в
трансильванской каменоломне, вступление в
партию минометчиков Евгения Черныша и
Дениса Блаженко; эти картины написаны х
большим поэтическим под’емом.
	Наше знакомство с героями повести Tipo-
исходит на государственной границе, у по-
граничоРо столба, на берегу. Прута, в дни,
когда Советская Армия вновь ‘вернулась
сода после почти трехлетней жестокой и
кровопролитной борьбы. За ‘илечами Goft-
цов — горе и муки отступления, прошание
с ролной Украиной, подвиг Сталинграла,
освободительный поход по украинской зем-
ле встреча с Днепром. весенняя распутинца
	цы Грузии 25 февраля 1921 года уходит в  ворить с народом, выясвить нужды масс, по-
Mocxsay na. uma ПЛанаяа я Сталина пела weaturawas pcuneuintate whe.
	Москву на имя Ленина и Сталина теле-
грамма: «Реет над Тифлисом красное знамя
Советской власти. Да здравствует Совет-
ская Грузия!» Триумфом Серго была зтра-
зица, провозглашенная` товарищем Сталиным
по адресу Орджоникидзе на приеме азер-
байлжанской делегации в Кремле: «Привет
освободителю Азербайджана! Он первый
вошел в’ Азербайджан!»
	Много поработал Орджоникидзе. для ‹рас-
цвета советской власти в Закавказье. Четы-
ре года являлся он председателем LIKK—
РКИ и на этом посту стал грозой для веех
антипартийных и оппозиционных элементов,
пытавшихся атаковать партию и ее руковод-
стзо. Серго Орджоникидзе разоблачал и
беспощадно громил врагов народа.

В ноябре 1930 года Серго Орджоникидзе
был назначен председателем Высшего Сове-
та народного хозяйства. И с тех пор до
смертного часа работал он без устали во
имя укрепления ‘социалистической индуст-
рии, во имя того, чтобы Родина наша была
могучей и несокрушимой державой. Десять.
лет назад, когда страна провожала Серго в
последний путь, товарищ В. М. Молотов
сказал: «Сегодня в нашем сознании он вста-
ет прежде всего, как блестящий -организа-
тор социалистической индустрии эпохи ста-
линских пятилеток...»

Теперь, когда наш народ занят решением
больших задач первого послевоенного
плана восстановления и развития народногс
хозяйства, мы вспоминаем Серго Орджони-
кидзе, командарма социалистической инду-
Crew, человека  шиоочайних горизонтов,
пламенного и страстного борща за техниче:
ский прогресс, мудрого и волевого коман-
дноа, умевшего всегда находить выход из
самых сложных положений.
	Серго называли наркомом  стахановцев.
Оя стоял у колыбели стахановского движе
ния и сразу же оценил трудовой подвиг ря:
дового донецкого шахтера. Задушевно про-
сто и доходчиво об’ясвял Орджоникидзе
	советоваться со стариками; выслушать мн®-
ние молодых. У него была неисчерпаемая
вера в творческие силы народа, целеустрем-
ленность большевика и большевистская
принципиальность. Любое практическое де-
ло умел он показать в перспективе величе-
ственных задач, ‘в свете предстоявших сра-
жений и в ореоле грядущих побед. Он знал,
что будут битвы — и к этим битвам нужно
готовиться, чтобы нас не смяли, чтобы мы
вышли победителями. И он поднимал лю-
дей, не давал им застывать, учил, будил
  wx.
	Серго был человеком большой культуры.
Он любил книгу и много читал. Закованный
в ножные кандалы, в период своего заточе-
ния в Шлиссельбургской крепости (1912—
1915 гг.) он изучал литературу, философию,
экономику, историю искусства, естество-
знание, военное дело. Тюрьма стала для не-
го, как и для многих революционеров, уни-
верситетом,
	В списке авторов. прочитанных Серго во
время пребывания в Я зна-
чатся: Маркс, Ленин, Плеханов, Адам Смит,
Рикардо, Джемс Пушкин, Грибоедов, Лев
Толстой, Достоевский, Тургенев, Гончаров
Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Нек-
pacos, Гарин-Михайловский, Короленко,
Горький, Бунин, Вересаев, Серафимович и
другие. Он отдавал много времени
изучению истории. Книгу «Средние века»
Серго читал дважды и конспектировал. В
свою тетрадь он заносил выписки из Байро-
на и стихи Якубовича, критические заметки
о <Горе от ума». «Сатирические стрелы
поэта, — писал он о Грибоедове, — направ-
ляются на самое больное место: на. тех, ко-
торые являлись — и тогда и потом — ос-
новою самой гибельной из всех реакций —
реакцией общественной (подчеркнуто Орд-
жоникилзе. — А. Л.). Для общественного
	ЗНАНИЕ НН
	Под руководетвом великого Сталина го-
товил Серго армию работников тяжелой
	индустрии к грядущим боям и победам. На Асеев, Л. Субоцкий П.. Скосырев и другие.
	Всесоюзном совещании стахановцев он го-
ворил: «..никаким Гитлерам. никаким япон-
	ским империалистам нечего и лумать о том.
	чтобы посягпнуть хотя бы на кусочек нашей
советской земли. Это не выйдет никак!»
	Весь мир убедился в том, что вышло с\
Гитлером и японскими империалистами, по-.

сягнувшими на честь, свободу. и независи-.
	  После пленарных заседаний начнется ра-
‘бота секций. Под руководством виднейших
‘писатёлей будут работать 5 секций прозы,

а а о пари nero am1renga-

нисалелен UY Ly lt aR Adib о а РР
7 секций поэзии и секция детской литера-
туры.

Участники совещания прослушают лекции
о международном положении, © мировом
значении советской литературы, о современ-
	Ha Правобережье, молдавские степи и холмы

ое 7 фак ой: а д - < ба ое ке niu.

Участники совещания прослушают лекции   ®
	мынской земли. В ‘Румынии -B летние меся-

и: НЕО КЕ ха: =: О ВЕС:
	цы 1944 года воюют уже. не те. солдаты
й офинеры, которые. три года назад впер-
вые встретили немца на. пограничной заста-
ве. С того времени многое переменилось,
выросла и окренла наша армия,
Гвардейский полк: подполковника Самие-
ра, минометная рота старшего лейтенанта
	мость советской страны. Великий строитель   HOH западно-евронейской литературе и др.
				Серго Орджоникилзе заложил не один каз.
мень в злание той победы, которую мы за“
воевали! И его благородное сердце стучало
в моторах наших танков и самолетов, его
образ вдохновлял бойцов в годы Великой
Отечественной войны.

Образ Серго Орджоникидзе — одного из
крупнейших деятелей большевистской пар-
тии и советского государства, пламенного
и бесстрашного ученика Ленина и Сталина,
выдающегося и неутомимого строителя —
останется в веках.
	Он был героем, в облике которого отвага  .
	и скромность, мужество и простота слива-
	лись воедино. В минувшее глядя и устрем-
	ляясь в будущее, поэт и художник, про-
заик и драматург найдут в биографии Орд-
жоникидзе волнующие темы поэм и картин,
героических повествований и монументаль-
ных скульптур. И так дойдет до грядущих
поколений живой, ее образ това-
рища Серго:

Ha заклюнительном, вечере. молоыге, авто-
	ры встретятся с виднеишими деятелями ис-
		_К началу совещания будет выпушено (на
правах рукописи) три альманаха пронзведе:
ний молодых писателей — участников со:

BREA Fe ENE AA NN eee Oe ee фе те

вещания. Наиболее полным явится я альманах,

СЯ 60D RAO OR a EA BD ааа

ого и рядовые минометчики проходят
H суровый путь через  Тоанеиль-

издаваемый «Молодой гвардией». В альма-
	нахе Детгиза будут даны произведения мо-
алых писателей паботаюиях в области.

детской литературы. Издательстео «Moc.
ковский рабочий» выпустило альманах моло-

дых поэтов Москвы.

рудный и суровый путь через  Гранеиль-
ванские Альпы. Бойцы преодолевают дрему-
une Neca и дикие скалы, переправляются
через стремительные горные реки, воюют
и побеждают немцев на румынской земле.
	Поэтичность повести заключена прежде
всего в том, что, описывая нелегкие будни
наступления нашей армии в горах Румынии,
изображая потери военного похода: смерть
бойца, наткнувшегося на мину, офицера, ко-
	‘Тторому осколок снаряда пробивает сердие,
	в- смягчая и не приукрашивая суровости
жизни, Гончар в То же время раскрывает
чистую и благородную мечту солдата, его
высокие идеалы. Особенно радуют читате-
ля идейная и психологическая глубина по-
вести, пристальное внимание автора к вну-
	треннему миру героев, ствемление донести
	до читателя романтику солдатского подви:
	га, раскрыть светлую и благородную силу.
	его чувств и порывов. Избегая иллюстра-
тивных деталей и преднамеренного приукра-
шивания человеческих HOCTYITKOB, Олесь
Гончар старается пристально вглядеться в
образы CBOHX героев, понять их духовное
величие, отсеять все мелкое, наносное, не-
характерное и утвердить черты, возвышаю-
щие человека.
	Наиболее полное вонлошение идейно-ху-
дожественный замысел автора нашел в об-
	журнал
	Олесь тончар. Альни. Повесть.
«Ватчизна». 1946 г № 7.8.
	поль, мы видим в героическом поведении
каждого солдата и офицера значение «гвар-
дейской академии». И читатель делает вы:
вод, что способность советского народа к
	героизму дополнялась другои способностью
	советского человека — стоически учиться
искусству победы. И в этом было его не:
сравненное превосходство, как человека и
как воина, над иноземным врагом.
	Нужно отметить у Величко еше одно
свойство — чувство исторической правды. В
каждом периоде Отечественной войны он
видит наиболее характерные проявления ка:
чественных изменений Советской Армии.
Это замечательное чутье ни разу не ‘изменя-
ет автору, а умение увидеть историческую
правду является главным качеством всяко-
го художника, работающего в любом жанре.
	В очерке «Падение Кенигеберга» Величко
показывает нашу армию в том ее сверкаю-
щем, безмерном превосходстве, которое она
выковала в огне войны. «Продуманная до
мелочей, совершенная машина штаба ph6o-
тает с поразительным упорством и терпе-
нием. Огромные залы телеграфных аппара-
тов, телефонных служб, мачты радностан:
ций — все это гудит в напряжении и в кКа-
ком-то точном вращении... В эти часы ‘пре.
дельного . напряжения создавалась карта
Кенигсберга. Наносились все огневые сред-
ства врага — медленно, упорно и верно...
В создание этого документа был вложен
ратный труд°тысяч людей — от бойца nepe-
дового окона до начальника штаба фронта.
	Тысячи пытливых умов работали над ним...
	10, что было создано штабом маршала Ва-
силевского, превосходило все, что мог вы:
думать коварный и хитрый, изошренный ке
нигсбергский штаб...» .
	Мы видим, осязаем в этом яркое превос-
ходство Советской Армни над вражеской.
Высшее применение техники, всех достиже-
ний науки, военной организации для вылол
нения гениального стратегического плана
товарища Сталина являлось одним ина заме-
чательных условий, при которых Саветская
Армия отержала блестящую -Kenurc6epr-
скую нобеду. у

Корреспонденция Величко о падении Ке:
нигсберга принадлежит к. произведениям
очеркового жанра, превосходным по своим
литературным достоикствам и обобщению
исторической правды. Очерк раскрывает пе-
	Ггорьковскнме чтения
16 февраля в Московском доме ученых
	‘открываются «Горьковские чтения», органи-
	‘зованные МГК ВЛКСМ, Академией наук
СССР и Союзом советских писателей.

«Горьковские чтения» состоят из шести
лекций. Первая из них — на тему «Жизнь
и творческий путь Горького» — будет про-
читана_В. Кирпотиным. Затем состоятся лек-
ции: «Горький — основоположник советской
литературы» (Л. Тимофеев); «Горький и
театр» (Ю. Юзовский); «Горький — вели-
кий гуманист» (В. Ермилов); «Рорький в
русской и мировой литературе» (А. Фа-
деев).

Лекцию на тему «Горький и молодежь»
прочтет секретарь ЦК ВЛКСМ т, Михай-
лов: те

Последний день «Горьковских чтений»: по-
свящается исполнению отрывков из произ-
ведений писателя силами лучших артистов

московских театров.
	ли, которые изучили армию и понимают ее;

Советская Армия начинает штурм
Миус-фронта. Нельзя без волнения и востор-
га читать эти описания, живые, яркие, воз-
вышенные. `«Померк, а затем исчез дневной
свет, словно вернулась ночь, словно земля
	вдруг сделала обратное вращение и гкрыла
	эту широту от солнца. Ощутимо дрожала
земля... дым и пыль поднялись над полем
боя так высоко, что осветительные ракеты
не могли проткнуть, прорвать эту мощную
черную стену сомкнувшихся облаков. Све-
товая сигнализация обеих сторон была па-
‘рализована».
	Так лаконично и зримо описать бой может
только художник, медленно пишущий, пе-
реписывающий фразу, А все это было за-
писано на поле боя и Тотчас отправлено с
полевого узла связи в редакцию газеты.
	Очерки о битве за Крым, за Севастополь—
сколько драгоценных, мгновенных и точных
зарисовок! Очутившиеся в окружении ка-
заки спешиваются, чтобы драться на-смерть,
Но коней они выгоняют к своим, жалея их:
	«зачем погибать и коням». Гонущий в Сива-
	ше раненый боец последним усилием ищет—
«ружье! ружье № 702. ..Бойцы, согреваю-
щиеся на «малой земле» самодельными гГо-
релками из зажженных немецких противо:
танковых мин. Картинки жизни в тузецком
валу, напоминавшем  пешерный — город.
Жизнь под огнем, под бомбами, под снаря:
Rama.

Олисывая долгое стояние Советской Армия
перед Крымским полуостровом, Величко пи-
wet: «Казалось, что в этом повседневном
напряжении — предел человеческим уси’
лиям и терпению. Наступать! Но нет, вой
‘скам предстояло пройти академию гвардей:
ского удара».
	так открылся «тыловой фронт». На трех
обширных учебных полях грохотали «сраже-
ния». Гряды порохового дыма стояли нал
полем. «Были жертвы, раненые, убитые,
но никто не роптал: смерть на учениях ол.
‘ного должна была спасти жизнь сотен при
штурме... Люди уставали смертельно:

— Куда, братцы? — спрашивали их, воз-
вращающихся в окопы на передний край. И
они отвечали:

— На отдых...»

Читая дальше о форсировании Сиваша,

штурме Юшуня, битве за Крым и Севасто-
	Бюро обкома ВВН(б) обсуждает деятельность отделения Союза писателей
	Валим КОЖЕВНИКОВ
	САРАТОВ. (От наш. корр.). Недавно на
заседании бюро обкома ВКП(б) обсужда-
лась деятельность отделения ССП. По до-
кладу секретаря отделения ССП Б. Озерно-
го принято постановление, в котором. отме-
чены крупные недостатки в работе отделе-
	ния: оторванность от общественной жизни,
от созидательного труда, что привело к от-
ходу некоторых писателей от современной
тематики; низкое качество произведений,
	(о жизни Советской Армии); Б. Неводов на-
писал ромая «Разведчики» (о рождении са-
	ратовских газовых промыслов). Находится
	в производстве сборник стихов группы по-
	этов — В. Тимохина, Б. Озерного, И. То-
больского. Вышли из печати книги: «Серая
	‚утица» А, Матвеенко, рассказы Г. Борови-
кова «На бакене», рассказы Б. Озерного «В
	разведке». Готовится к печати 8-я книга
альманаха «Литературкый Саратов».
	штурмовыми группами, обычно в шесть че-
ловек каждая. Здания Сталинграда стали
ареной самых невероятных схваток и битв.
«С десятком гранат в подсумке, с отвагой в
сердце — вперед!... Гранату вперед! За гра-
	натой ‘следом. Нож — наготове. И сно-
ва — гранату. И снова — вперед. Ты —
лев. Ты — молния. Ты — победил». Так
	учили своих бойцов командиры штурмовых
групи.
	Только высокосознательные, хорошо обу:
	ченные солдаты могли инициативно и с ус-
пехом применять подобную тактику боя. Из
какого же источника черпали силы бойцы
офицеры и генералы 62-й армии, обливаясь
кровью в этих неравных боях? Величко пи:
шет в своих корреспонденциях: «Сталин-
ский план жил и живет в Сталинградской
битве с первого и до последнего ее дней.
Он живет и действует неистребимо, титани’
чески. Он поглощает и уже поглотил волю
и планы противника. Он неумолим»,

Миус-фронт, по замыслу фашистов, дол:
жен был стать фронтом истребления совет-
ских людей, фронтом мести за Сталинград
Сердцевиной: этого фронта явилась шестая
армия — точная копия шестой гитлеров-
ской армии Паулюса с теми же номерами
соединений и полков, какие были в Сталин-
граде. К этому фронту были подведены за-
ново построенные железные дороги. Он
имел свою «столицу», промышленную базу
и морской порт — Таганрог. .

Обстоятельно и сильно описывает Велич-
KO всю убийственную силу этой грандиоз-
ной, неприступной крепости «Ни единого
звука, ни единого ясного движения не улав-
ливалось оттуда. Три недели весь фронт не
‘имел «языка». Лишь ощущалось, что. там
линия кишацих змеиных гнезд, ворочащая-
ея, шипящая и злобная».

И, вот против этой ^«неприступности» Со-
ветская Армия тайно наращивает удар. Год-
ходят новые  части-—«войска, пушки, кух-
ни, бани, радиостанции и лругие службы,
моторизованные обозы и повозки — Все это.
появившиеь в бесчисленности, погружа:
лось в землю. Южный фронт исчез с глаз».

Картина гигантской подготовки армии К
штурму ваписана автором великолепно,

Описать гигантское напряжение MaTepH-
альных и духовных сил, необходимых для
подготовки сражения, могут только писате»
	номещенных в саратовском альманахе и в
местной периодической печати. Бюро обко-
ма дало ряд практических указаний отделе-
нию ССП. Утвержден новый состав редак-
ционной коллегии альманаха «Литератур-
ный Саратов»: Г. Боровиков (отв. редактор},
М. Маккавеев, Л. Жак. Ю. Чепурин, В. Ти-
MOXHH,

За последнее время саратовские писате-
ли написали новые произведения. Ю. Че-
пурин закончил пьесу «Последние рубежи»
		О великом и вечном
	книга военных очерков В. Величко на-
звана автором поразительно точно — «О
великом и вечном». -

Книга писалась в дни великих сражений.
Это — репортаж с поля боя. Правдивый
отчет с фронта, в часы, когда’ решались
судьбы народов.

Цифры, даты, имена, описания операций =
всё это передано с достоверностью донесе-
ний,

Очерки печатались в свое время в «Прав-
де». Сейчас они вышли отдельной книгой,

Сила и значение этой книги в том, что’она
правдиво передает и гаскрывает целеуст-
ремленный, непоколебимый дух советского
народа, не покидавший нашу армию © пер-
вого дня войны до последнего, — дух веры
в победу, в победоносные силы паэтий, в
гений великого Сталина.

Октябрь 1941 года. «Фронт рухнул. Тяж-
кий час. Страшный час... Смерть закружила
нал войсками. Огонь с тыла, огонь с фрон-
та, огонь справа и слева. Где pour? По-
	всюду скрежещет немецкая броня. Эвуки
	битвы не вмешались в человеческое ухо, и
бойцы слышали лишь один’ монотонный бес-
конечный гул. И из того огня и грохота
пришли к войскам незабвенные слова:

-— Пусть осенит вас победоносное знамя
великого Ленина.
	Эти слова потрясли своеи силой всю
армию, народ, страну. Они витали над бит-
вой. Они согревали бойцов в снегу Они
вдыхали силу обессилевшим. Вечен чело-
век, сказавший ux... He раз немцы подка-
тывали под самое горло батальона, не раз
их автоматчики врывались в оборонитель
ный рубеж на быстроходных танках. при-
крытые тьмою. Отбивался батальоя. осе:
	В. Величко, «О великом и вечном», излатель-
ство «Травла», 1918 г. Тираж: 100 тысяч, стр. 255,
нена 3 руб.
	een