НОЕ СОВЕЩАНИЕ МОЛОДЫХ ПИСАТЕЛЕЙ
			СОВЕТСКОЙ
	ФАДЕЕБА
o
		ЗА ВЫСОКУЮ ИДЕЙНО
	ИТТИ В НОГУ С НАРОДОМ.
	4 марта состоялись прения по докладам
А. Фадеева, В. Перцова и К. Симонова.
Поэт С. Наровчатов рассказал о поколе-
	нии писателей, рожденном Великой Отече-
слвенной войной закалившемся в огне оже-
	сточенных боев против врагов нашей Ро-
тины ‘и сяоемящемся ‘воплотить в. своем
	— Необходимо. — подчеркивает ор?тор,—
	помочь литературной молодежи приобиить-
ся к тем гранлиозным процессам, которые
происходят сейчас в нашей стране, помочь
ближе наблюдать советскую жизнь во всем
ее разнообразии. Нужно обратить самое
большое внимание на вопросы идейно-воспи-
тательной работы среди молодых писателей,
идеологического воотужения их.
	— Было бы целесообразно — считает т. На-
ровчатов. — создать при Союзе советских
	писателей специальную секцию для работы
с молодежью. Следует серьезнее заняться
этими вопросами и rasere «Комсомольская
правла».

Литературное об’ единение молодежи, су-
ществующее при «Комсомольской правде»,
фактически оторвано от жизни газеты. Про-
иэведения молодых писателей очень редко
можно ветретить в «Комсомольской прав-
де», как, впрочем, и на страницах многих
других молодежных газет.

Не стал еще центром работы с ними и
журнал «Смена». Нелостаточно внимание
проявляют к творчеству молодежи и изда-
тельства. в частности «Молодая гвардия».
	‚ Поэт Нлатон Воронько (Украина), .участ-
ник знаменитых рейдов Ковпака, ‘характе-
ризует творчество ряда молодых поэтов и
прозаиков, появившихся за последние голы
в украинской литературе: В. Ткаченко, М.
Познанской. Олеся Гоччара, М. Руденко,
Б. Чалого и других. В произведениях этих
писателей находит отражение героика. Ве-
ликой Отечественной войны и послевоен-
ного. строительства;

Но в ряде случаев сказывается отсутст-
вие четкого мировоззрения, нлейная огра-
ниченность молодых авторов. Отсюда — и
некоторые срывы в нанионалистическую ро-
мантику, в идеализацию «патриархальной»
старины, отсюда — и воскрешение некото-
рых литературных штампов и образов, co-
вершенно не вяжущихся с новой Украиной,
Украиной советской, индустриальной,  со-
циалистической, где даже самый пейзаж
неузнаваемо изменился. Необходимо уси-
лить воспитательную работу с литератур-
ной молодежью. повысить внимание к воп-

в <ебе, умеющий наблюдать жизнъ, подго:
товленный к этому всем своим опытом в
знаниями, писатель, осознавший, что ис»
кусство не дается с налету, что оно требу-
ет большого, напряженного труда, не.
устанного совершенствования мастерства,
Неприятное впечатление произвела на

аудиторию Театральная манера  выступле-
ния „Л. Озерова и демагогические нотки,
которые прозвучали в его речи. В словах
Л. Озерова сквозила нездоровая, чужлая
всей массе молодых писателей тенденция
‘противопоставления литературной  молоде-
и старым ‘писательским кадрам, желание
дискредитировать писателей, онискавших
всесбшез уважение тем, что они отдали
много сил и времени работе с молодежью,
как людей, якобы равнодушных к судьбе
  начинающих авторов, о

На это указал А. Твардовский, отме.
тивций единство интересов, связывающих
pee поколения советских писателей. Тов,
`Твардовский правильно охарактеризовал
выступление т. Озерова, как «развлекатель-
нов» и уводящее совештание < пути делово-
го обсужления вопросов, вставших сейчас
перед всей советской литературной общест.
веннос тью. ,

Говоря о судьбах советской поэзии,
т. Твардовекий подчеркивает, что для него
единственным мерилом. ценности художест-
венного произвеления является TOT резо-
нанс, который оно получает в народе. Нель-
‚зя творить, не имея определенного адреса.
 Для больших художников этим   адресом
всегда был народ — И потому их стихи и
поэмы неизменно доходили по своему на-
значению. Лично т. Твардовский узнал та:
кие произведения, как «Полтава» Пушкина,
«Кому на Руси жить хорошо» Некрасова,
баллады Алексея Толстого, стихи Никити:
на и других русских поэтов, еще не compe
коонувивись с книгой: он ознакомился с
ними в изустной передаче людей из наро-
да: Можно привести также немало приме:
ров широкого бытования в народе и сти
хотворений ‘советских поэтов, бытования
такого прочного; что зачастую песня и сти.
хотворение утрачивают имя своего автора,
становятся своего рода элементом фолькло:
ра; В этом — высшее счастье и гордость
каждого истинного поэта,
	Поэт В. Захарченко считает, что многие
молодые поэты еще слишком мелленно по-
ворачиваются к современной тематике, те-
сы послевоенного строительства, -HO-
вой сталинской пятилетки. В некоторых же
стихах, посвященных нашей сегодняшней
дейстрительности, не видно глубокого . по-
  ниманяя основных процессов  современно-
  сти, знания того нового, чем богата и обо-
 гацается изо дня в день наша жизнь,
  Оратор критикует практику  изла-
и «Молодая гвардия», которое ©5:
 В вершенно. забыло о том. что его прямой обя-

И, занностью, вытекающей из самого названия
	издательства. является забота о выращива-
нии молодых авторских кадров, вниматель-
ное отношение к их деятельности. Совер-
шенно недопустимы такие факты, как за.
держе выпуска принятых и одобренных
книг молодых писателей буквально На го-
ды. А подобные факты имеют, к сожале.
нию. место, Е
	Об ответственности, которую возлагают
решения партии о литературе на писателей,
пинтунких для детей говорит С. Маршак,
Многие блестящие победы уже одержаны
этим отрядом нашей литературы, выдвинув-
THM из своей среды плеяду своеобразных
мастеров -— *А. Гайдара. Б. Житкова, М.
Ильина и других. В дореволюционной лет-
ской литературе пясатели такого типа бы-
ли немыслимы. Создано уже немало книг,
нашелиьнх доступ к душе юного советского
читателя, воспитывающих нашу  мололежь
в духе активного отношения к жизни, в
духе коммунистической морали.

Но бесконечно велики и ‹ разнообразны
духовные запросы подрастающего поколё-
  НИЯ, И в СЛОЖНУЮ, Но благодарную рабо-
ITY над книгами для него должны  вклю-
Г читься новые литературные кадры. Они
  доликны учиться искусству простоты и п:
  никновенности у величайших художников
прошлого — Пушкина, Л. Толстого, у на-
родных сказок. Это поможет нам оконча.
тельчо преодолеть те элементы эпигонст:
‚ва, дидактичносты, - морализации; которые
[порою еще встречаются в нашей детской
литературе
	  Поэты М, Дудин (Ленинград). Р. Бабад-

жан (Узбекистан), П. Дариенко (Молдавская
ССР), П. Богданов (Казахстан) говорили о
  великих традициях советской литературы,
  Ha которых должны воспитываться моло-
  ды писатели, о необходимости бороться
и силами за большевистскую идейнссть
‚В искусстве, вооружившись для этого MY I-
рыми указаниями Шентрального Комитета
нашей партии, ох священном долге писателя
перед советской Родиной, пережизающей
один из самых замечательных периодов В
‘своей богатой великими достижениями и
‘победами. истории.
	Невысоким идейным уровнем отличалось
выступление поэта С. Гудзенко. С темпера-
ментом, достойным - лучшего применення,
С. Гудзенко пытался отстоять право моле-.
дого писателя на раннюю  профессионали-
зацию, не замечая, что тем самым он дез.
ориентирует своих товарищей. зовет их к
творчеству кабинетному, к существованию,
изолированному от живой советской дейст-
вительности.

В такой же мере странно и невразуми-
тельно выглядела попытка“ т. Гудзенко
отстоять свое стихотворение, совершенно
справедливо раскритикованное недазно га-
зетой «Культура и. жизнь». В этом стихо:
творенин автор воспевает «горечь, хмель И
аромат» трофейного рома и захлебывается
	‚от восторга. вспомивая::
	Прения по докладу и содокладам
	(ЛИТЕРАТУРЫ.
	шественности, потому что они проникнуты
новой моралью, новым гуманистическим со-
	держанием.
Зарубежные критики, — продолжает А.
Фадеев, -— часто обвиняют нашу литерату-
	ру в однообразии. Это — попытка с негод-
ными средствами. Стоит сопоставить, к
примеру, поэзию Антокольского и Тзирдов-
ского, Шиначева и Исаковского. Симонова
и Инбер, или прозу Шолохова и Каверина,
чтобы увидеть, как многообразна наша ли-
тература по своим формам. Если Шолохов в
своих романах в области формы развивает
традицию русской классики, то «Два капи-
тана» Каверина исходят из традиций Дик-
кенса и Стивенсона. Но и произведения Шо.
лохова и произведения Каверина — явления
сопиалистического реализма.

Наша литература многонациональна, и
это одно уже определяет разнообразие ее
форм. Ибо писатели братских республик,
естественно, привносят в советскую литера-
туру особанности своей национальной фор-
мы. Мы имеем основания считать нашу ли-
тературу новаторской ‘не только по ее высо-
кой идейности, но и по форме. В области
построения романа поимерами этого могут
служить «Жизнь Клима Самгина» Горького,
или «Хождение по мукам» Толстого, или ро-
маны Федина, «Время, вперед!» Катаева и
другие; в области поэзии — все тзерчест-
во Маяковского, Багрицкого, «Василий
Теркин» Твардовского, поэзня Тычилы, Га-
фур Гуляма, Самеда Вургуна. Манера по-
строения пьес Н. Погодина индивидуальна
и характерна именно для него, своеобразна
драматургическая манера Леонова. И разве
мы знали когда-либо драматические произ-
ведения, подобные «Фронту» Корнейчука,
«Победителям» Чирскова, где обществен-
ные идеи выражены в такой прямой и в то
же время художественной форме? Вот поче-
му я считаю, что мы не должны прибеднять-
ся, ибо литература, сочетающая новое со0-
держание с большим многообразием форм,
вправе считать себя новаторской,

Дальше А. Фадеев подробно  характери-
зует отставание нашей литературы ог жиз-
ни, от тем новой сталинской пятилетки,
от современной жизни наших рабочих, кол-
хозников, интеллигенции,

В заключение А. Фадеев останавливается
на вопросах культуры писательского труда,
имеющих первостепенное значение для писз-
телей, вступающих в литературу. Искусство.
требует труда, подчеркивает А. Фадеев, на-
стойчивости, терпеЛивости, умения по многу
раз переписывать свою работу, добиваясь
максимальр выразительности и трчности.
В этом смысла нзимепом для мололых долж-
ны служить великие классики, об удивитель-
ном трудолюбии которых и бесконечной

1:осле вступительного слова секретаря
ЦК ВЛКСМ Н. Михайлова, открывшего со-
венание, с большим докладом на тему «За
высокую идейность советской литературы и
искусства» выступил А. Фадеев.

В начале своего доклада тов, Фадеев oc
	танавливается на значении постановлений
ЦК ВКП(б) о ‘литературе и искусстве и
доклала тов. А; А. Жданова.

— В этих документах, — говорит ов, —
поставлено много вопросов, чрезвычайно
важных для развития советской литературы.
Но все эти вонросы сволятея к одному: к
требованию правдиво изобразить совет-
ского человека, его новую мораль, его. ду-
мы и чувства, его духовный облик. Изобра-
жение человека нового социалистического
общества — центральная проблема социали-
стического реализма, главная ‘задача совет-
ской литературы. Советский художник дол-
жен уметь видеть ‘передовые качества сво-
его современника, должен уметь показать
своего героя в развитии. Этот герой реаль-
но существует в нашей жизни и несет уже
в себе те характерные черты, которые OT-
личают его от человека любого другого об-
щества.

А, Фадеев подчеркивает, что уже в пер-
вые годы молодая советская литература пе-
решагнула через подвизавшиеся тогда шко-
лы и школки литературного декаданса ‘и
обратила свой взор к великим классикам
	мировой литературы, в первую очередь,
великим классикам России — Пушкину,
Некрасову, Толстому, Чехову, Горькому.
	Именно они явились как бы предшественни-
ками советской литературы, потому что в
центре их внимания стоял Человек © боль-
шой буквы, потому что их литература была
гуманистична.

Докладчик останавливается далее на ос-
новных чертах русского и западноевропей-
ского реализма. Русская классическая лите-
ратура, говорит он, была оплодотворена ве-
и обзободительным движением русско-

го народа; с его поисками счастья и спра-
ведливости, в То время как западноевроней-
ский реализм, в Лице даже таких больших
художников, как Бальзак. Флобер, Золя, ог-
раничивался изображением несправедливости
общественного строя. Поэтому здесь остро
ощущается разрыв между реализмом и ро-
мантизмом, разрыв, которого в русской клас-
сике почти не было.

— Русскому классическому реализму; —
подчеркивает А. Фадеев; — были присуши
традиции изображения положительного на-
чала, положительных черт человека, бор1о-
щегося за правлу на земле. Но беда состоя-
ла в том, что и‘русский классический pea-
лизм не видел героя там, гле он был в дей-
ствительности. Не были со всей силой по-
казаны декабристы, нароловольцы, поколе-
ние Чернышевского и Добролюбова, т. е:
те, кто являлся носителями самых передо-
вых Идей того времени. Горький создал
образ рабочего-революциснера. Он принял
знамя старого гуманизма и передал его нам,
советским писателям, и мы продолжаем раз-
вивать гуманистические идеи, но. уже Ha HO-
вой основе. Мы изображаем нашего совет-
ского человека — творца истории, создате-
	ля своего. государства, носителя величайших
освободительных идей человечества.

— Не случайно, — говорит А. Фадеев, —
мы называем Маяковского лучшим, талант-
ливейшим поэтом нашей эпохи. Он связал
свою судьбу с судьбой родины. «Я всю
свою звонкую силу поэта тебе отлаю, ата-
кующий класс», — писал Маяковский, и
делал это с необычайной послелователь-
		Содоклад В.
	Доклад А.
$
	ственной жизни, сохранили для нас’ свое
звучание. Но, к сожалению, Пастернак не
пошел по этому пути. Он целиком и нолно-
стью остался в плену идей аполитичности
искусства, замкнулся в индивидуализме, в
кругу чисто формальных исканий,
„.Привыкши выковыривать изюм .
Певучестей из жизни сладкой сайки,
Я раз оставить должен был стезю.
Об’евпегося рифмами всезнайки...

Вот его поэтическая характеристика само-
го себя. И если молодой поэт вздумал бы
взять для себя за образеи поэзию Пастер-
нака, то он сделал бы большую ошибку. В
идейном отношении он пришел бы вслед за
ним к убогому индивидуализму, а в формаль-
ном — к полному расщеплению формы; т. е.
к тупику.

Сильное влияние ницшеанских и бергсо-
нианских влияний в их уездно-провинциаль-
ном выражении испытал на себе И, Сельвин-
ский. Оно сказалось и в «Улялаевщине» и
в многих лирических стихах, и особенно на
его драме «Пао-Пао»,. воспевающей биоло-
гическое звериное начало в человеке Пред
войной и особенно во время войны оп напи-
сал некоторое количество хороших совет-
ских стихов, но он мог бы сделать для со-
ветской поэзии гораздо больше, если бы
покончил с крупными из’янами своего’ ми-
	ровоззрения.
	ностью на протяжении всего своего творче-
ства. В своей поэме’ «Хорошо» Маяковский.
еще перед десятой годовщиной Октябрь-
ской революции показал самую суть со-
ветского строя. Он опередил время, смотрел
далеко вперед, и теперь, перед тридцатой
годовщиной Октябрьской революции; мы ви-
дим, перечитывая эту поэму, уже ‘осуще-
ствленным в действительности TO, O Чем
тогда писал поэт. Ощущение кровной связи
со своей советской страной красной нитью
проходит через творения Маяковского, оно
выражено в «Стихах о советском паспорте»,
в стихах о загранице. Он был певцом ново-
го советского государства и нового челове-
чества и поэтому открывателем новых пу-
тей поэзии.

Говоря о лучших произведениях советской
прозы первых ‘лет, докладчик подчеркивает.
что в таких книгах, как «Чапаев» Д. Фур-
манова, «Железный поток» А. Серафимо-
вича, «Бронепоезд» и «Нартизанские пове-
сти» Вс. Иванова, уже был создан образ по-
ложительного героя нашего времени. Cra-
новление советской литературы проходило
в обстановке острой борьбы мировоззрений.
Именно этот период ознаменовался для <о-
ветской литературы борьбой < различными
декадентскими  школками, которые были
выражением идейного упадка. Русский де-
каданс, сложившийся в основном под влия-
нием французского символизма и эпигонской
философии Ницше и Бергсона с их культом
подсознательного начала, сказался в твор-
честве не только прямо враждебных нам lH.
сателей, но и некоторых советских худож-
НИКОВ.

Мы все знаем, какой резкой критике под-
верглось в исторических постановлениях
ЦК ВКП(б) творчество Ахматовой и 30:
щенко. Казалось бы, что общего _ между
этими двумя писателями — рафинированной
поэтессой и автором вульгарных ‘юмори-
стических рассказов? Однако, при всей их
кажущейся разности их об’единлюг общие
литературные взгляды, отрицаюцие- миро-
воззрение в литературе, промоведующие
апслитичность в искусстве. Именло по этим
чуждым нам взглядам был нанесен удар
Центральным Комитетом нашей партии.

А. Фадеев останавливается далее на ли-
тературной\ группе «Серапионовы братья»
и прослеживает путь отдельных писателей,
вышедших из этой группы. В то время, как
наиболее талантливые писатели, преодолев
враждебные нам взгляды, заняли видней-
	шее место в рядах COBETCKOH литературы,  .
	те, кто остался в плену старой идеологии,
докатились до творческого тупика, Зощен-
ко, продолжавший упрямо стоять на антисо-
ветской платформе «Серанионовых братьев»,
дошел до пошлого, вульгарного, клеветни-
ческого изображения наших людей и нашей
жизни. А такие художники, как Тихонов
или Каверин, поняли вредность идей и по-
зиций, декларированных  «Серапионовыми
братьями», в частности, их идеологом Лун-
цем, и стали авторами превосходных, попу-
лярнейших у нас произведений.

Путь борьбы с пережитками декадентства
прошла и советская поэзия.

Лучшие произведения Бориса Пастернака
«Девятьсот пятый год» и «Лейтенант
Е] мидт», в которых ему, как художнику,
удалось выйти из личного мирка к обще-
	ИТИЯ ПОЭЗИИ
		Примером того, насколько важно для со-
ветского художника освободиться от чуж-
дых влияний, могут служить Павел Анто-
кольский и Вера Инбер. Инбер, начав в’ до-
революционное время со стихов ахматов-
ского толка, теперь, избавившись от влия-
ний декадентства, стала одним из лучших
советских поэтов, автором прекрасной поэ-
мы «Пулковский меридиан». ПП. Антоколь-
ский, в раннем своем творчестве несомнен-
но подверженный влияниям западноевро-
пейского декаданса, в дальнейшем, изба-
вившись от этих влияний, дал советской
поэзии много талантливых стихов и пре-
восходную поэму «Сын».

Касаясь ‘современной западноевропейской
и американской литературы, докладчик
указывает, что там некоторые писатели
своим творчеством связаны © прогрессив-
ным движением современности и продолжа-
ют лучшие ‘традиции реализма. Нос боль-
шинство топчется на месте и, перепевая
устаревшие мотивы декаданса, приходит к
гряэному натурализму или к мистике, ‘к
стандартизации и провинциализму.

— Надо прямо сказать, — говорит А. Фа-
Hees, — что, к примеру, английская литера-
тура наших дней стала наредкость провинз
циальной. Мы не можем назвать в совре-
менной. английской литературе прололжа-
телей светлых традиций Бернса и Диккен-
са. Мы, советские писатели, можем по праву
считать себя пока что единственными под-
линными наследниками великой лигерату-
ры мира. Мы имеем еше то преимущество,
что нового положительного героя, которого
мы изображаем, не было у классиков:‘он
существует лишь в нашей советской дейст-
вительности. Лучшие наши произведения
дают образ этого героя, и вслед за такими
именами, как Горький, Маяковский, Шоло-
хов, А. Толстой, Н. Островский, мы можем
назвать многие новые имена писателей, чи
произведения вызывают живой интевес. 96:
			требовательности к себе свидетельствуют   росам учебы. Особенно нуждаются в этом
оставленные ими многочисленные черно-  молодые писатели на периферии.
с же a
	К этому вопросу возьозщается и следую-
	щий оратор, А. Кулаковский (Белоруссия):
	Он рассказывает о сдвигах. обозначившихся
в белорусской литературе после постанов-
ления ЦК ВКП(б} о журналах «Звезда» и
«Ленинград». Указания партии повысили
требовательность MCUIOIBIX а к се-
бе, заставили их глубже осмыслить  сточ-
щие перед ними’ задачи; и. занять-
ся повышением своего идейного уровня.

— Однако,-—пзодолжает А, Кулаковский,
—на понызре работы с начинающими: писате-
лями видно, что постановления ЦК ВКГб)
нолняются в Белоруссии далеко еще на

‘достаточно. При молодежных газетах Бе-

ясхуесзии были когда-то литера:

‘личения, — теперь их чет. LEK Комсомола
	Белоруссии обещал активизировать работу
с молодыми авторами, но до сих пер ни-
Чего `не сделано. Весьма «оригинально»
разрелтили некоторые молодежные газеты
проблему борьбы © нетостаточно высоким
ачеством произведений начннающих писа-
телей. Они вовсе esecram их печатать

НослЛе TOPO, как некоторые стихи и расска-
	помещенные в этих газетах, получили
отрицательную оценку. М сейчас литера-
турные странипы в молодежных газетах
встречаются очень ‘редко. Сотни писем на-
	чинающих писателей лежат в редакциях
без ответа.

Tl. Скосырев, характеризуя успехи
художественной литературы в братских
реснубликах, . указывает и на. наличие
в ней таких явлений как некоитическое
отношение к фольклору, фальсификация
	истории, увлечение архаической формой и
т. п. Все это. говорит офатор, является ре-
зультатом забзения некоторыми писателями
замечательной ленинской мысли о том, что
из национальной культуры надо брать толь-
ко демократические, прогрессивные эле-
менты. Молодежь, вступающая в литерату-
ру, должна прочно усвоить положение.
всегла  выленгаемое партией Ленина—
Сталина и недавно © новой силой подчерк-
нутое в постановленчи ЦК ВКП(б) от 14 ав-
туста положение о том, что в советском
искусстве нет и не может быть самодовле-
юшщей национальной формы, что оно долж-
но быть искусством больших ндей и слу-
жить делу народа, воспитывать миллионы
людей в духе верности идеалам комму-
низма_
	А. Сурков указал, что ему представляет-
ся неисчерпывающей характеристика,  дан-
ная В. Перцовым творчеству ВБ. Пастернака,
поэта, продолжающего ‘упорно стоять Ha
позициях суб’ективиама крайнего идеа-
Лизма, поэта, попрежнему исповелующего
необхотлимость трагического противоречия:
между художником и действительностью,
как основной предпосылки «поэтического
вдохновения».

Тов. Сурков останавливается на пробле-
ме художественного роста мололых пиза-
телей. На примерах некоторых ‘писателей
статинего поколения он показывает, как
пагубно отразился на них отрыв от жизни,
ранняя профессионализация, успокоенность,
Из-за этого они, по сути дела, дальше пер-
вой книги не пошли: их последующие про-
изведения явились ° только перепевами
прежних мотивов. Судьба этих писателей
должна послужить прелостережением для
молодежи. А. Сурков призывает молодых
поэтов отвергнуть пути. ведущие к поэзии
«украшательской». Он говорит о «метрах»,
которые своей «мистифицирующей манерой
изложения» ‘украшают стих, пытаясь этим
подменить ero идейное содержание. А
вель хорошо известно, что творения. ос:
тавшиеся для столетий, никогда не стра-
дают украшательством, всегда отличаются
величайшей простотой и ясностью. К такой
простоте и ясности и должен стремиться
каждый советский поэт. если он действи-
тельно хочет служить народу,  действи-
тельно живет его интаресами.
	— Вся история развития русской поз:
зин говорит о том, что как только поэт хо-
тя бы на минуту перестает быть пражда-
HHHOM, участником общественной жизни
своего народа, так кончается его большая
судьба в литературе и. начинается литера-
турная поллелка,
	ИН. Эренбург напомнил присутствующим
слова Л. Толстого, советовавшего писате.
	iM не писать в тех случаях, «когда мож-
но не писать». Смысл. этого совета mer’
	художник должен всегда: стремиться вы.
разить что-то важное, значительное, ALOT
жен писать о том, что близко его сердцу и
мимо чего он не в состоянии пройти. Ис:
кренность — высшее качество художника.
Пока внешний мир не пройлет через внут
	 ренний мир писателя. — у него ничего на
	ПЕН, Произведение ero будет Ho-
сить ремесленный характер.

Обогатиться же по-настоящему и обога-
тить свое творчество может только писа.
тель, не закупоривающийся герметически
	вики. г

— Постановления ЦК партии и доклад
товарища А. А. Жданова, — закаччивает
свое выступление тов. А. Фадеов, — с нео-
бычайной ясностью показали нам дальней-
ший путь развития советской литературы и
сущность противника, который нам мешает.
Можно поэтому не сомнезаться. что, руко-
BOICTBYACh великим учением  Ленина—
Сталина, теснее связываясь с современностью
и мательно воспитызая литературную
молодежь, советские писатели создадут
произваления, которых ждут от нас наша
партия и наш нерод., ]

и

Затем слово для содоклада о поэзии пре-
доставляется В. Церцову,
	О ПРАМАТУРГИИ
	Содоклад H.
	СИМОНОВА
	Содоклад К. Симонова был посвящен
советской драматургии. Обращаясь к исто-
рии нашего театра, докладчик говорит о
передовой роли советской драматургии на
всех этапах развития нашего государства.
Он вспоминает такие пьесы. как «Шторм»,
«Любовь Яровая», «Первая Конная» и дру-
гие произведения, дающие интересную и
значительную картину героической Sopb-
бы народа против белогвардейцев и интеёр-
вентов. Советская драматургия сумела вы“
вести на сцену главного героя эпохи, Она
шла в ногу со страной и в период зосста-
новления, и в годы сталинских пятилеток,
К. Симонов останавливается на пьесах
Н. Погодина, А. Афиногенова и других. .

Говоря о пьесах военных лет, К. Симо-
	нов особенно подробно характеризует
«Фронт» А. Корнейчука. Пьеса эта свиде-
тельствует не только о таланте пи`лателя,
она показывает, как литература может и
должна активно вмешиваться в. Жизчь. :

— Однако, после войны в драматургии
было немало ошибок, — говорит К. Симо:
HOB, — ПОЯВИЛОСЬ Много плохих пьес. Нан.
лись” писатели, которые принялись рассуж-
дать 06 усталости, о необходимости создая
ния развлекательных и бездумных произве-
дений. У них получалось так: мы будем
	отдыхать и. развлекаться, а кто-то будет
	восстанавливать страну, залечивать раны,
нанесенные войной

Эти драматурги забыли о великой роли
искусства, о его значении в жизни народа,
	о высокой идеийности советской литературы.
	Они оказались в плену самых отсталых
вкусов и настроений. ,

Центральный Комитет нашей партии в
CBOHX исторических постановлениях по
вопросам литературы и искусства с пре-
дельной ‘ясностью и полнотой разоблачил
эти вредные настроения, поставил перел
драматургами задачу создачия полноцен-
ных, высоко илейных произведений.

К. Симонов ‘указывает, что в последнее
время можно наблюдать некоторое оживле-
ние в драматургии. Об: этом свидетельству-
ют пьесы «За тех, кто в море!» Б. Лавре-
нева, «Закон зимовки» Б. Горбатова, «Тобе-
дители» Б. Чирскова, сценарий А, Довжен-
ко «Жизнь в цвету».

Говоря о задачах созетской драматургии,
докладчик замечает: /
	— Никогда еще не было такой ожесто-
	ченной идеологической борьбы в мире, как.
теперь. Нужно ли говорить о том, как ве-
лика в этой борьбе роль советских писате-
лей. Мы не имеем никакого права перело-
верять кому-нибудь свой участок борьбы.
Мы обязаны быть только на передовой по-
зиции. Не бытовшинку, не мелочь, не пу-
стячок надо тянуть на сцену. Мы должны
писать так; чтобы всему миру были слыш-
зы кремлевские куранты, Пусть мы не бу-
дем нравиться всем, пусть наша литература
вызывает яростное противодействие многих
литературных мракобосов за рубежом. Наш
долг вести за собой всех, кто с нами, и 60-
роться с теми, кто против нас. Советские
писатели обязаны в художественных обра-
зах показать всему миру превосхочство на-
шей системы, величие наших люлей.

К. Симочов говорит о так называемых
«вечных» проблемах искусства. Любовь,
творчество, долг — все эти проблемы су-
шествуют в нашей жизни, существуют на
наших завелах, в шахтах, в колхозах, в ин-
ститутах. Писатель должен поставить эти
темы правдиво, так, как они существуют в
советском обществе. У нас было мчого не:
удачных пьес, посвященных темам семьи.
Неудачи. эти об’`ясняются тем, что в пьесы
О советских людях механически переноси-
ли каноны буржузаачой семейной дрзмы.
	Если изучить хорошо нашу лействитель-
ность, внимательно приглядеться к реаль-
НЫМ ситуациям, то не понадобится поибе-
тать к приемам буржуазной драматургии.

К. Симонов подвергает резкой критике
пьесы драмоделов, ремесленников, которые
«стрянают» произведения, внешие как-буд-
то сценичные, но лишенные всякого идейно-
го содержания, живого чувства Эти прамо-
щелы забывают, что для нашего зрителя
сценично все то, что жизненно и правдиво.
Нужно приходить в театр не с ловко сде-
ланной схемой жизни, а с настоящей жиз-
нью, и такую пьесу театр обязательно хо-
рошо поставит.

— Театр — это великая сила, и написать
хорошую пьесу — большое счастье, —

говорит в заключение К. Симонов. — Осо-
бенное счастье увидеть свою пьесу на сце:
	не советского театра, так как у нас гучший
в мире театр и великолепные актеры.
	— Когла мы оглядываемся на путь, прой-
‚денный советской поэзией, всей советской
литературой, то мы вилим определенную
закономерность — одни произведения в93-
высились, поднялись в своем значении, дру-
гие не выдержали проверки временем, зву-
чат неверно, невнятно, а Иногда и фальши-
во. Время показало огромный рост Маяков-
ского, как поэта партии и социалистической
роднны, его новую злобопневность, MeT-
кость, глубину. Выросли такие книги, как,
например фурманозокий «Чапаев», «Паде-
ние Даира» и «Люди из захолустья» А.
Малышкина, такие стихи, как «Портретов
Ленина не видно» Н. Полетаева. «Дума про
Опанаса», «Смерть пионерки» Баврицкого
и многие другие.

Для Маяковского и Фурманова, для Ма:
лышкина, Полетаева и Багрицкого харак-
терны та чистота, высота идейного звуча-
ния, которые делают их произведения дей-
ствительными ценностями  социалистиче-
ской эстетики. А с другой стороны, все то,
что не удовлетворяет этим требованиям, все
яснее обнаруживает свою никчемность. Чем
скорее мы разделаемся < необоснованным,
по инерции сохраняющимся ‘у некоторых
литераторов уважением к мнимым  ценно-
стям, тем легче будет нашей поэтической
молодежи правильно развизаться и расти.

С этой точки зрения докладчик анализч-
рует творчество Пастернака,

Очень много мнимых ценностей в про-
илом творчестве Сельвинского. Такое сти-
хотворение, как «Портрет моей матери»,
оскорбляет наше нравственное чувство.
Безнравственное не может быть прекрас-
HEIM. )

— В развитии ‘нашей поэзии, — говорит
В. Перцов, большую помощь молодым поэ-
там должно оказать ‘усвоение традиций
Маяковского: поразительное единство
«личного» и «общего», проникающее всю
его поэзию, его. органическое чувство пре-
восходетва социалистической культуры,
сопиалистического строя, c такой силой
выраженное в его американских стихах,
го понимание реализма, как устремления в
будущее.

Однако нужно уметь различать традиции
Маяковского и школу Маяковского. Школа
Маяковского как развитие особенностей
его стиля представляет собой одно из Ху:
ложественных направлений нашей поэзии.
Форму Маяковского нельзя надеть готовую,
	ибо всякую форму нужно уметь «выютра-
дать», как и идею.

Социалистическая эстетика развивается a
под знаком традиций Маяковского, но она
вмещает разные школы, разные художест-
венные направления. Традиции Маяковско-
го живут в творчестве поэтов разных поко-.
лений. Эти традиции показали свою  жиз-
ненность в лучших произведениях Марга-
риты Алигер, где она выступает, как певец
воли и мужества, в таких стихах. как «Ко-
стер» С. Наровчатова или «Пришедшим ©
войны» М. Луконина, где личное неразрыв-
но © общим.

Социалистическая эстетика открывает
простор многообразию и борьбе художест-
венных направлений. Достаточно  сопоста-
вить такое произведение как «Василий
Теркин» А. Твардовского, чьи творческие
истоки—в русской поэзии ХПХ века, с поэ-
мой П. Антокольского «Сын», опирающейся
на лучшее поэтическое наследие ХХ века,
чтобы увидеть широту преемственности на-
шей советской поэзии.

Докладчик подчеркивает. что г за
высокое искусство в своей основе это’ борь-
ба за высокую идейность. Эстетика не су-
шествует без этики. Высота идейного зву-
чания произведения является условием, без

которого нельзя добиться высокого Е
ственного уровня.
	— Эстетика социалистического реализма
требует от поэзии ясности образа, точности
слова, высокой простоты. Но мы против
всякого упрощения, против иллюстратив-
ности. Поэзия должна обогащать нас своим
глубоким художественным ‘осмыслением
действительности, а не просто пересказы-
вать общеизвестные истины. «Явления дей-
ствительности — золотой олиток без клей-
ма: очень многие откажутся уже по одному
этому взять его, не умея отличить от Kyc-
ка меди» — писал Чернышевский. И
уменье отличать эти «золотые слитки» со
ставляет задачу поэта.

— В нашей социалистической действи-
тельности заключено огромное богатство, —
заключает В. Перцов.—Раскрыть образ <о-
ветского  человека-побелителя — долг
всей нашей поэзии. Молодые поэты должны
решать ее на равных правах со старшими
своими товарищами, потому что молодость
для поэта =— преимущество, основание для
дерзания, а не для просьбы о енисхождении.
		В каких я замках ночевал —
Мечтать вам и мечтать!
	Что, кроме дешевого эстетства, мелхой

мысли, ‘мещанского смакования «прелестей»
у «

буржуазного Запада, можно обнаружить в

эгих строчках? Было бы, право. кула луч-

He признаться в этом, нежели потлаваться
	голосу ущемленного самолюбия.
	На идейную порофность занятой С Гул-

зенкэ позиции указал Вс. Вишневский, под:
черенувтиий, что молодым писателям: нчкак
не пристало находиться в плену обыватель-
	ских настроений. К счастью. такие наст:
роения нисколько не типичны для всей

массы литературной молодежи. Tas нее
	сарактерны те чувства. которые проявились
в выступлениях преоблолающего большин-
ства молодых инсателей на совешании. в
	частности, в искреннем выступлении IT. Bor-:
	даноза (Казахстан). В словах этого поэта
сквозила трогательная любовь к стазтим
поколениям советоких писателей, глубоксе
уважение К Ним, понимание того. что очи

слелали для. нашей литературы. желание
учиться у них.
	Выступлением т. Вишневского  законни:
	ось. пленарное заседание.
	Е Е ана вин ао оч A Sate tlc Re =
cen n nnn nnnn ea ennncc nn ee SN a AAA Per tneainpesteomanpie ugha nee

“НОВЫЕ КНИГИ ДЕТГИЗА

слева — обложка (работа Д. ИТмаринова) нятого издания ‹Р. В. 0.5 А. Гайдара. справа =
опложка (работа Г. Пустовийта) к книге «Захар Боркут» И. Франко. в центре — титуль-
ный лист и иллюстрация (фабота И. Кузнецова) к книге «Иимбаль» А. Кулешова.
	5 марта начали свою работу секции про-
зы, поэзии и детской литературы. Вначей-
ние советские литераторы подвергли pase
бору творчество участников совешания. мо-
подых писателей. 9 марта состонтся по-
следнее, пленарное заседание, Отчет о pa
боте секций и пленарном заседании будет

дан в следующем номере «Литературной
газеты».