coe     МАО RTT A

Олесь ГОНЧАР
	Суббота, 15 марта 1947 г.
		кина, 1олстого, Горького, ‘испеттренные
бесчисленными поправками,  свидетельст-
вуют 0 кропотливой и взыскалельной рабо-
те над каждым словом, над каждой строкой.
«Я не понимаю, — говорил Лев Толетой,—
как можно писать и не переделать вое мно-
Жество раз». Молодым литераторам надо
всегда помнить, что наша, великая, лучшая
В мире литература создана руками великих
тружеников. Художники, потрясавитие умы
и сердца своих современников, властители
дум многих поколений читателей, были бес-
пощадно требовательны к себе и Никогда,
не удовлетворялиеь достигнутым.
частники совещания отдатот себе отчет
В` том, что они сделали еще очень немно-
го, что впереди — больной путь, нолный
труда, поисков, дерзаний. Новые темы,
выдвигаемые послевоенной действительно-
СТЬЮ, ТОЛЬКО начинают входить в их твор-
чество. Многим из них, как образно заме-
тил молодой поэт М. Максимов, еще стыдно
смотреть в глаза Пятилетке. Но вместе с

Сегодня в номефе:
	па передний кра
Воронько. Собь
	BOpOHbKO, Событие в жизни молодых писателей.
А. Кулаковский. В чем новаторство.

3 стр. Евг. Долматовский. Поколение Зои и Олега.
Мих. Матусовский. К новым темам! Владимир Федо-
ров. Первые стихи. Константин Паустовский. Просла-
вим человека наших дней. С. Нагорный. Высокая
	правда.
	  f J
LALIT RT DAM
ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ CCCP
	YEE EEE EEE ISERIES NOMA OY рассва-   16м, в их стихах. И прозе все SBCTRET ей
ами на совещании фигурировали и про   ощущается веяние anememm пло,
	изведения сырые и нелоработанные. Но
воля к труду, органическая связь с нашей
действительнюстью и сознание важности
вытого на себя дела, свойственные  боль-
шинолву участников совещания, служат
лотом того, что наша литература приоб-
ретает силиное и многоюбещаютщее пополно-
	вотает в них облик молодого героя нашей
эпохи.

Нельзя думать, что Дальнейшее творче-
ское развитие молодых писателей будет
проходить гладко и безболезненно. Им теред-
стоит еще преодолеть немало трудностей, в
их литературных опытах удачи будут cue-
	HEC. няться неудачами, настойчивые поиски са-
Молодые писатели принести с собой пол-   Мостоятельной манеры и упорная работа

ноценный жизненный опыт, У каждого из   над словом, над освоением професети пи-
	НА иль UR PAT, каждый видел жизнь
в самых сложных ее проявлениях. На три-
буне совещания встретились люди, при-
шелигию из армии и флота, е колхозных по-
1ей, из заводских цехов и вузов. Это пред-
омвители того поколения, которое  овеяно
славой победоносных битв. поколения, ко-
ropes гордится своими сверстниками и то-
зарищами-— Олегом Кошевым, Зоей Коемо-
демьянской. Это люди, имеющие зрелые су-
RICHI о сложных житейских делах, нау-
чивитиеся разбиратьзя в дурном и хорошем,
поди, для которых занятие литературой
не отдых и не развлечение, а насущная по“
требноеть, продиклюваяная страстным эже-
ланиом активно вмептаться в жизнь, стро
ть и создавать вместе со воем народом.

(собенность нашей жизни состоит в том,
9 nd беспрестанно пробуждает в людях
чувство нового, остроту восприятия и стре-
уление во всем разобратьея и все понять.
Ве свои усилия будущие писатели долж
Ы налравить на то, чтобы углублять евя-
зи с народом, с жизнью, действенно участ“
в\я в каждом новом эталте ее развития.

Правильно сказал один из участников
‘вещания, тюэт С. Наровчатов о задачах,
соящих сейчас перед молодым литерато“
poe:

— Чюбы последовательно
принции больттевистекюй  партийности и
Ramo своей строкой активно  помотать
народу в осуществлении его великих це-
лей, мы должны быть вооружены идейно,
мы должны отлично знать маркоистско-
Жнинскую теорию, законы нашего обитест-
венного быгня, без яеного понимания кото“
рых невозможно правильное осмысление
жизни, а, следовательно, и сознательное
творчество, .

Трудовая тема должна занять основное
увого в напгих произведениях. Помощь на-
POLY в выполнении сталинекой пятилетки-—
авная залача мюлодых писателей. Нам
Уногое jaro, говорит 0. Наровчатов,
ис нас многое ‘спросят. Если мы хотим
имть подлинными продолжателями тради-
ций великой русской классической и co-
веткой литературы, мы должны непре-
манно совершенствовать свое литератур-
108 мастерство.

В этих словах выражены мыели многих
Гастников проптедитего совещания.

Подняться на уровень огромных задал,
отящих перед литературой в период поеле-
венного созидания, сможет литиь тот пи-
сатель, KOTOPHIT до конца ‘осознает, как
валика и почетна, и как, вместе с тем, Gec-
юнечно трудна работа «инженера челове“
чееких душ». Профессия литератора требу-
\  от человека подлинной идейной и твор-
Tro зрелости. Истинный художник не
ожог не быть широкообразюванным, пере-
вым человеком своего времени.

Литературное дарование, данное челове“
ку природой, отнюдь не освобождает его от
необходимости упорного труда. Умение ви-
Цеть, наблюдать, & затем выбрать из своих
наблюдений самое существенное, умение
пайти наиболее точные и скупые слова ни-
кому еше не лавалось ларом. Рукописи Пу-

проводить

несет им и радости и разочарования. Важ-
HO, чтобы, находясь в самом начале пути,
они хорошо понимали это. Необходимо ок-
ружить молодых заботой и вниманием. 06
этом всерьез должны подумать и Союз пи-
сателей, и редакции литературных жур-
налов, и комсомольские организации.

На совепталиии были суровые разговоры
06 оптибках и срывах в молодой поэзии, о
непреодоленных эстетеких влияниях, о не-
достаточно высоком идейном уровне и-под-
ражательноети ряда произведений. Услови-
ем преодоления всех этих слабостей и не-.
достатков является умение осознавать
ошибки, способноеть правильно вослоини-
мать самую резкую критику.

Время, пропгедитее со хня опубликования
решений Центрального Комитета партии по
вопросам литературы и искусства, многому
научило coperckux писателей  Резмерно
повысив ответственность советского лите-
ратора и, вместе с тем, ясно`и прямо наз-
вав цели, стоящие перед ним, эти ‚истори-
ческию документы великоленно вооружили
писателей. Совещание молодых, пропедиее
под знаком партийных решений, как нель-
зя лучше показало, что налта литература,
вдохновленная указаниями ЦЕ ВАП(б), об-
фетают новые силы и стоит сейчас перед но-
вым расцветом; . а. -

На совещании встретились три поколения
советоких писателей. Все они участвуют в
формировании нашей, литературы  сегод-
няшнето дня. Представители старших но-
холений наряду со своей самостоятельной
творческой работой отдают. много сил вос-
питанию молодежи. Для советежото. писате-
ля литература есть общее дело, где каждый
инливилуальный успех мы воспринимаем,
как воеобщую Налгу победу. Светлый облик
учителя и друга нашей литературы Алек-
сея Максимовича Горького, которому каж-
дая рукопись молодого автора, была так же
важна, как страница ето соботвенното ро-
мана, будет служить примером для писате-
лей стартщето призыва в их работе с моло-
дыми собратьями. 7

И пусть эти молодые; начиная свой ли-
тературный путь, так же помнят опыт
Алексея Максимовича. Пусть так же жадно
они учатся у жизни, так же самоотвер-
женно служат делу строительства комму-
нистичеекого общества, так же стремятся
извлевать творческую мудрость из непо-
средственного соприкосновения с живой. но
веетгда неизменно блатодетельной для ху
дожника жизнью. .

Мы строим сейчас лучите; чем до войны.
Мы соберем с наших полей невиданные уро-

_жаи. Мы восстановим- все, что было разру-

шено вралом. Восетанавливая и етроя, мы
двигаем вперед нате хозяйство, нашгу науку
и культуру. И нет сомнения в том, что мо-
гучий созилательный порыв, каким  охва-
цена вся страна, увлечет и зажжет овоим
пафосом молюдое поколение советских писа-
телей. Отличной работой, произведениями
зрелото мастерства ответят они на запросы
и требования народа, двинув вперед разви-
тие нашей елавной социалистической лите-
ратуры. -
		1 стр. Передовая. Учиться у жизни. Указ Президиу-
ма Верховного Совета СССР о награждении писателя
Федорова Е. А. орденом Трудового Красного Знаме-
ни. Олесь Гончар. Там, где олень не пройдет (отры-
вок из повести «Альпы»). Информация. Подготовка к
сезду писателей Таджикистана. Репертуар для само-
деятельного театра. Навстречу 30-й годовщине Вели-
	кого Октября.
	2 стр. На Всесоюзном совещании молодых писате-
лей. Творческая встреча трех поколений. Вместе с на-
родом! (Отчет о работе пленума и секций). Олесь
Гончар. О публицистике и романтике. М. Максимов.

й. С. Наровчатов. Перелом. Платон
	4 стр. Н. Валитин. «Молодая гвардия» на сцене:
А. Шаров. «Литература жареной курицы». Я. Сашин.
	В Союзе советских писателей ССС

(Маленький фельетон). Информация.
AX писателей СССР.
		Беликого Октября
	КНИГА ОЧЕРКОВ
«ЛЕНИНГРАДИЫ»
	$ ДЕНИНЕРАД. (От наш. корр.). В Ленина
прадском отделении Союза советских писа-
телей начата работа над большой книгой
очерков, посвященных ленинградцам —
творцам послевоенной сталинской пятилет-

Сборник откроется стихотворным посвя-
щением А. Прокофьева. Очерки О. Форш;
Ю. Германа, В. Саянова, О. Берггольц, В;
Кетлинской, А. Зонина, В. Рождественского,
В. Лифшица, И. Соколова-Микитова, М. Ко-
закова, С. Марвича и других писателей рас
скажут о лучших людях предприятий и ноз
востроек, деятелях науки и культуры Ле:
нинграда. :

Обсуждая план сборника, президиум Ле-
нинградекого отделения Союза советских
писателей подчеркнул, что эта коллективная
книга — творческий ответ писателей на при-
зыв’ рабочих города Ленина развернуть co-
циалистическое соревнование и достойно
встретить 30-ю годовшину Великой Ок-
тябрьской социалистической революции,
	УКРАИНА

и секций). Олесь   Запущенный сад
ке М. Максимов   В Союзе советск

оначение работы закончившегося недав-
но Всесоюзного совещания молодых тисале-
той заключается, прежде всего, в Toul, Bro,
будучи конкретным, творческим и деловым,
оо дало своим участникам ясное сознание
общих целей и принциитов их дальнейшей
работы, Совещание в значительной мере
было посвящено подробному разбору и об-
	суждению произведений начинаютцих авто-
	ров. Газоирая и критикуя их стихи, пове-
ити и рассказы, писатели старшего поколе-
ния поделились © ними своим опытом, сво-
ими мыслями 0б основах, и лтутях художе-
ственного творчества. Беседы с мастерами
нашей литературы, работа, под их руковод-
(том в творческих семинарах многому на-
учили молодых литераторов,
Совещание показало, что новые люди,
пришедигие в советскую литературу, пред-
ставляют собой многочисленный, разнооб-
разный, полный еил отряд. Не все они еще
владели писалельским мастерством и наря-
Ду с отличными, свежими по мыели и само-
стоятельными пю форме стихами и расека-
	«гам, где олень ме пройдет...»
		Рис, О. ВЕРЕЙСК,
	ОГРЫВОК ИЗ ПОВЕСТИ «АЛЬПЫ»
		Повесть «Альпы» молодого украинского
писателя Олеся Гончара — первая часть за-
думанной автором трилогии. Произведение
посвящена советским воинам — освободи-
телям. Европы от фашистских оккупантов.
Действие связано с боевыми операциями
одного из подразделений 2-го Украинского
фронта. Солдаты подразделения, преследуя
противника, громили фашистские орды
в Румынии и Трансильвании.
	перевал, захватить дорогу. Война в горах,
как видите, это прежде всего война за до-
porn. Однако мы, пехота, гвардия, не мо-
KEM приковывать себя к дорогам. Мы обя-
заны уметь хорошо маневрировать в горах,
в любой, как угодно пересеченной: местно-
сти. Тогда эти пустынные кряжи превра-
	тятея Из наших врагов в наших друзей. Нем-
	цы считают их неодолимыми. А мы их оло-
neem! Немцы их боятся, а мы их победим!
Наша тактика, сталинская тактика, гибче,
смелее, новее, чем немецкая.
	Черныш слушал майора, нё сводя с него
глаз, Он впервые видел Воронцова после
встречи под дотами, когда Воронцов лежал
в блиндаже, больной малярией. Замполит
только недавно выздоровел. Лицо его пос-
ле болезни было и сейчас еще какое-то из:
мягое, блеклое. Опять от него повеяло на
Черныша чем-то неуловимо  штатским.
Хрипловатый голос, ватная короткая курт-
ка, из-под которой выглядывает гимнастер-
ка... слегка: сутулые плечи...
	— От нас в первую очередь будет зави-
сеть успех боя, — говорил Воронцов. —
Мы, коммунисты и комсомольцы, обязаны
знать, где наше место в походе и в ночном
бою. Наше место — в первом ряду. По
ночам наш голос должен всегда звучать
впереди бойцов. Боец верит нам, боец по-
дымется за нами в атаку.

— Сделаем! — хотелось крикнуть Чер-
нышу. — Сделаем! .

Автоматные рожки, набитые патронами,
выглядывали из-за голениш Вороннова.

— Нас не испугают ни горы, ни глухие
места, где, может быть, еще не ступала че-
ловеческая нога. Мы пройдем тут, мы,
большевики! Чаще напоминайте бойцам сло-
ва фельдмаршала Суворова: «Где олень
пройдет, там и наш «олдат пройдет. Гле
олень не пройдет, и там наи солдат прой-

поможет!» — думал АЛаецкий, поглядывая
на зеленую постель, приготовленную: для
его командира.

— Держись! =— резко скомандовал Во-
ронцов при каком-то неосторожном движе-
нии Младшего лейтенанта. Передохни!

Черныш, выполняя команду, отдыхал.
Вниз он не посмотрел ни разу. А! снизу он
был похож на зеленую птицу с черной кос-
матой головой, с распластавшимися крылья-
ми, впившуюся когтями в гранит.

«Цепкий какой!» — думал Хаецкий, по-
глядывая вверх на умопомрачительные вы-
соты и волнуясь при мысли, что и ему при-
дется лезть туда.

Солнце уже заходило, под скалой легли
темные тени, а Верн все еще не доб-
рался до вершины. Тонкий, двадцатипяти-
метровый канат, спускавшийся от’. него, уже
кончился, и к нему привязали другой. та-
кой же длины. -

— Хватай скорей, привязывай хвост! —
суетливо кричал Фома Хаецкий. — А то
поднимется и улетит, а мы останемся,

— Тебя пошлем, Фома!

— А ты думаешь, не взберусь? \

— Языком? — Хорошо, он у тебя такой
длинный. И каната не надо!.. :

— Все! Есть! — вдруг радостно крикнул
Черным с высоты. — Есть, товариш гвар-
дии майор! — доложил’ он так звонко, что
даже боковые патрули услышали его и о5-
радовались.

Бойцы радостно смотрели, как младший
лейтенант ступил на какой-то широкий кар-
низ и быстро пошел, все выше и выше, на-
искось по скале, пока не ступил босыми но-
гами на самый гребень. Рубашка его затре-
петала на ветру, и алое солнце неожиданно
осветило. всю его фигуру. А внизу, под ска-
Tow, было совсем тихо, безветренно, и уже
‘давно’ темно.

— Что там видно, гвардии младший лей-
тенант? — кричал Хаецкий, нацелив в небо
‚черные усы.

— Сюда гляну — видно Москву, туда
гляну — Берлин! . :

`— Кто теперь? — спросил Воронцов. —
Альпинисты еще есть?

‚ — Всть,—глухо ответил Денис Блажен-
ко, подходя к канату.

Земляки Дениса вытаращили глаза. Аль-

‚пинист! Блаженко Денис — альпинист! Да

он выше своей хаты никогда не лазил. Это
они знают наверняка!

— Давайте! — крикнул Блаженко и по-
лез по стене, как подкованный конь по льду.
Черныш, стоявший по ту сторону гребня,
тянул канат, упираясь коленями в скалу.
Ветер трепал его волосы.

Когда поднялись уже все бойцы и вта-
щили наверх оружие, — тогда стал соби-
раться, наконен, и Фома.

— Скорее!-—кричали ему. как всегда кри-
чат последнему. А он спокойно продолжал
обвязывать себя как можно крепче, чтоб не
сорваться. Зато бойцы, сговорившись, по-
тащили его скорей, чем других, тащили, за-
бавляясь, все вместе, как талтат ведро воды.
Фома едва успевал перебирать по камню
руками и ногами и откидывать голову, что-
бы не оцарапать лицо о скалу.

— Легче! — вопил он. — ОЙ, легче, про-
пал человек! з

А когда он, наконец, очутился на, гребне,

‚то глянул вокруг в синеющий прозрачный

вечер и всплеснул руками:

— Ой! До чего свет широкий! Горы и го-
ры без. конца! Такое все большое, что буд-
то и сам подрастаешь!.. Евдошка моя, встань
на цыпочки, ногляди-ка сюда!.. Эге-ге!
Увидела б теперь Евдошка, как ее Фома
лезет на небо — не узнала бы она Фомы!
Сказала б: «Это не  Фома».

Хаецкий отвязал канат и, наматывая его
на руку, заговорил-запел по-подольски:

— O48, канат, канат, родимый наш брат!
Нигде мы тебя не бросим, повсюду понесем
с собой! Братский канат, ты’ соелиняешь
нас вместе! Пока держимся за тебя друж-
но, ничего нам не страшно! Как один с то-
бой на гору подымется — то и всех нас
вытащит. Как один падает, все его .удер-
живают и не дадут разбиться! Ладно; бу-
дем же держаться за этот канат, братья-
славяне!... ;

«Братья славяне»... С некоторого времени
так величали друг друга бойцы, когда были
в хорошем настроении.  В данный момент
«братья славяне» навьючивали на себя ми-
нометы.

— Кажется, и вы теперь становитесь аль-
пинистами? — сказал Хаецкому’ Воронцов,
слушавший с улыбкой разговор Фомы с ка-
натом. а

— Становлюсь, товарищ замполит, стано-
влюсь... Разрешите докуриты... Спасибо!..
Просто чудо какос-то с человеком физкуль-
тура делает. Внизу под скалой был один
Фома, а поднялся на скалу — уже другой
Фома! И видит дальше, и слышит лучше! И
голова вроде умней стала! И сердце чище!
Верно, стану и я альпинистом! ‘

— А мы с давних пор альпинисты, това-
риш Хаецкий, — сказал Воронцов, шагая
рядом с бойцом. — Мы альпинисты еще со
времен Суворова.

И майор, перебираясь вместе с бойцами с
камня на камень, стал рассказывать про
Чортов мост. :

Черныш, поглядывая на Воронцова, удив-
лялся, как переменился замполит. Еще ут-
ром на партийно-комсомольском собрании
он был вялый, словно больной. Теперь же
он бодро шагал по острым каменьям, — как
молодой. Он рассказывал бойцам разные
истории; бойцы старались не отставать, быть
ближе к нему, чтоб не проронить ни слова.
Во время коротких привалов, когда бойцы
опускались на холодные камни, Воронцов
не садился, а продолжал ходить. Он казал-
ся бойцам неутомимым, — они не знали;
что если майор сядет, ему будет очень

тические ноги,

Синяя светлая ночь стояла над горами.
Она светилась насквозь, как синий драго-
ценный камень чистой воды. Высокие звез-
ды мерцали над головами бойцов, иногда,
какая-нибудь звезда падала, словно кто-то
оттуда, с неба пускал сигнальную ракету.
Позванивали в такт фляги и тугие диски на
ремнях. Постукивали башмаки ‘по вековым
	камням, по которым доныне никто не сту-
	цал.
«Там, где олень не пройдет...».
	Ga лучшие пьесы установлены премии:
первая — в 30.000 рублей, две вторых — по
20.000 рублей, четыре третьих — по 15.000
руб.

Пьесы на конкурс принимаются до 15 ап-
реля 1947 года. Результаты конкурса будут
опубликованы не позднее 25 мая 1947 года.

К участию в конкурсе широко привлече-
ны дрэматурги Москвы и Ленинграда, веду-
щие писатели союзных республик

Приглашены участвовать в конкурсе все
драматурги, члены Союза советских писа-
телей и группкомов драматургов.

Пьесы, премированные по конкурсу и
приобретенные по рекомендации жюри, бу-
	дут изланы массовыми тиражами в 1009 и
150 тысяч экземпляров, .
	лАРЬКОВ. (От наш корр.). Состоялосв
партийное собрание, на котором оббуждал-
ся вопрос о подготовке писательской обще-
ственности к знаменательной дате 30-летия
Великой Октябрьской социалистической ре-
волюции.

Писатели Харьковщины готовят ряд
новых произведений на послевоенные тё-
мы. Hag повестью «Кандидат» работает
писатель Ю. Шовкопляс, теме возрождения
Донбасса посвятил свой новый роман «Фе
никс» М. Ледянко. Пишут новые книги
Р. Брусиловекий, Х. Левина, В. Гавриленко,
О. Гольдес, Д. Соколов. Над новыми пье-
сами работают драматурги Л. Юхвид,
Я. Кальницшкий.

Героику Отечественной войны воспевают
в своих новых произведениях поэты Игорь
Муратов, Марк Черняков, Лев Галкин, Ва-
силий Глушенко.
	Новые произведения к знаменательной
дате готовят писатели для детей Наталия
Забила, Олесь Донченко, Иван Багмут,
М. Сказбуш и другие.
		‚ СТАЛИНАБАД. (От наш. корр.). К 30:
летию Великой Октябрьской социалистиче-
ской революции писатели Таджикистана
готовят новые книги.

Роман о воинах-таджиках — участниках
Отечественной войны пишет Сатым Улуг-
Sane; Мирзо-Турсун-Заде работает над пье-
сой о людях Вахиской долины. Рахим
Джалил. — нал серией рассказов о людях,
воплощающих в жизнь новую сталинскую
пятилетку, Аширмят Назаров заканчивает
пьесу об Отечественной войне.

К 30-летию Октября на таджикском языз
ке будут выпущены роман А. Фадеева «Мо-
лодая гвардия», пьеса К. Тренева «Лю-з
`бовь Яровая» (в переводе Мухатдина Амин.
		Гора была такая, что е нее спускались
весь день. Тормозить: приходилось по два
колеса сразу, и они накалялись от камня
так, что становились горячими, как огонь.
Потом почти целую ‘ночь поднимались
вверх, :

После полуночи колонна остановилась, и
ездовые подложили под колеса камни, что-
бы подводы не скатывались назад и кони
отдохнули. Камни на этот случай каждый
ездовой вез с собой в передке, чтобы не
искать их в темноте. Ждали команды кор-
мить коней, но команды не было. Вместо
нее откуда-то с горы передавался от бойца
к бойпу, сбегая вниз, приказ:

— Командиры рот, к голове колонны!
`Это предвещало тревогу. Офицеры про-
бегали вперед, на-ходу приводя себя в по-
рядок. Вскоре они возвратились, отдавая
приказы своим подразделениям. Колонна
быстро рассасывалаесь. Транспорты сезжали
с шоссе на обочины и маскировались в ©ос-
нах. Пока ехать было некуда: При транс-
порте оставляли совсем мало ездовых —
одного на несколько подвод. Остальные со-
бирались, сразу помрачнев, напряженные и
деловито-злые. Вьючили коней. Запасались
канатами. Те, у кого не было фляг, получа-
ли их у старшин. Издали, < горы, донеслось
несколько спокойных пулеметных очередей,
словно там стреляли в небо.

Тем временем разведка приносила все
новые и новые сведения. Там, наверху, на
одном из самых высоких перевалов; засел
противник, Небольшое горное село он пре-
вратил в надежный опорный пункт; Дорога
к селу была загорожена дубовыми завала-.
ми, эскарпами; под высотой, перерезая шос-
се, тянулись в несколько ярусов траншеи,
дзоты и открытые огневые точки. У самого
подножья высоту опоясывали сплошные
проволочные заграждения. О взятии пере-
вала в лоб нечего было и думать. Это сто-
ило бы слишком многих жертв, но успеха.
не сулило. Командир полка послал конную
разведку далеко вправо и влево от’ дороги
— выяснить положение вражеской обороны
и огневой системы. ‘

Разведчики вернулись на рассвете. Доло-
жили почти то же, что и представлял себе
командир полка. На флангах не было не
только дорог, но и никаких тропок. На са-
мых выгодных гребнях гор враг выставил
одиночные пулеметные гнезда, а дальше, в
горах, кажется, не было ни живой души.
Там начинались дремучие леса, нависали.
стенами дикие скалы. Противник был уве-
рен, что там никто не пройдет, что леса и
скалы надежно охраняют его.

Но Самиев опять послал разведчиков на
фланги, дав им задание — искать проходы.
Потому что и он и Воронцов, юценивая юб-
становку, сходились на одном: перевал
придется брать именно там, в непроходи-
мых лесных чащах, среди неприступных
скал; там, где враг совсем их не жлет. Они
должны перевалить через кряж и зайти вра-
гу в тыл. .

В полдень разведчики возвратились. До-
полнительные данные подтверждали рез
зультаты ночной разведки: в глубине флав-
гов начиналась такая глухомань, что враг

ве считал нужным выставить там дозоры.
	Самиев, вместе с начальником штаба, на-
чал разрабатывать подробный план опера-
ЦИИ.   .

Майор Воронцов собрал коммунистов и
комсомольцев. Это было необычайное ‹©об-
рание. Коммунисты и комсомольцы явились
по приказу майора в полной боевой готов-
ности, увешанные гранатами и дисками, с
автоматами на груди. Не выбирали предсе-
дателя и секретаря, не писали протокола,
не выносили резолюций. Для этого не было
времени, — предстояло выступать немед-
ленно. г

Некоторые присели на пнях, другие слу-
шали стоя. Воронцов говорил, похаживая
между ними. Сухие листья шуршали под
его порыжевшими сапогами. Майор говорил
негромко, почти шептал, как эти листья, од-
нако все слышали каждое его слово.

— Мы переходим к новой тактике. До
сих пор мы бились с врагом в степях и на
равнинах, в Лесах и болотах. Теперь будем
драться с ним в горах. Будем драться чаще
не днем, а ночью, Наша цель — захватить
	Комитет по делам искусств при Совете
Министров Союза ССР и ВЦСПС организу-
ют в текущем году Всесоюзный смотр со-
ветоких пьес в самодеятельных  теат-
рах. Цель смотра — повысить идейно-худо-
жественный уровень театральной самодея-
тельности, ввести в репертуар кружков
	Батальон двинулся в поход после обела.
	’Несколько часов шли по дну ущелья между
	гор, все болыне углубляясь в лес. С по-
водьями в руках зели коней, навьюченных
	минометами; боеприпасами, термосами, пол-  .
	ными воды. Впереди минометчиков шел
взвод батальонных автоматчиков и четвео-
тая стрелковая рота. С ними шел и гвардии
майор Воронцов. С автоматом за плечами,
со свернутыми в трубку газетами в карма-
нах, он то и дело оглядывался на бойнов,
‘которые цепочкой брели ‘за ним, шурша ли-
ствой. Бойцов было ‘мало. В походе их всег-
да было мало, когда же завязывался бой и
они рассыпались, оружие начинало’ разгова-
ривать, — тогда число бойцов, казалось,
увеличивалось в несколько раз. ,
’ Лес становился все гуще. Темные веко-
вые деревья сплетались над головами бой-
цов, и солнце не могло пробиться сквозь
них. Влага, которая никогда в этих местах
не высыхала, насыщала воздух. Камни, по-
крытые толстым слоем сгнивших листьев,
были мягки, как подушка, ‘и прогибались
‚ под ногами. В листве, то там, то здесь, шур-
`Шаути, извиваясь, змеи, шныряли ежи.

- То и дело дорогу преграждал бурелом.
’Бойцы перепрыгивали через сваленные ве-
ковые деревья, но нагруженным лошадям
пробираться было трудно. Некоторые за-
стревали между деревьев, и, стараясь вы-
карабкаться, ломали  себе ноги. Их оставля-
ли, разобрав боеприпасы ‘по рукам.

На деревьях делали зарубки для связи-
стов. Счищали заросшую мхом кору co
стволов и вырезывали букву «Л».

— Эл, эл! — восклицал всегда веселый и
игумный Хаецкий. — Всюду идешь ты за
нами. Будешь ты везде, — и в горах, и в
полянах, и в чужих странах!..

Маяком была эта буква в темных чащах
дремучих чужих лесов. Первая буква бес-
смертного имени вождя. И впрямь витал
над бойцами дух великого Ленина, все
время сопровождая их, .

Скоро пришлюсь бросить и последних
коней Перед бойцами высокой стеной.
встала отвесная скала. Черныш приказал
разгрузить коней и отправил их обратно с
двумя бойцами. Воду из термосов разлили.
@о флягам, оставшуюся вылили.

Начался долгий и упорный штурм  гра-
нитной стены. Черныш разулся, обвязался
канатом и полез первым.

Когда-то он всходил на Памир: тогда
OH не думал © войне. Он любил спорт,
солнце; сияющие, высокие серебряные пи-
ки. Но родина учила его веходить на самые
высокие пики ‘не только ради спорта... И
теперь он был ей благодарен за науку.

— Вы говорили, что были альпинистом,—
сказал Воронцов, запомнивший разговор в
блиндаже. — Видите. это вам пригодилось.

Черный: был бос, без ремня и без пилот-
ки. Запрокинув черную волосатую голову,
юн осматривал зубцы и выступы, за кото-
рые можно было бы уцепиться и подтянуть-
ся кверху. Потом хватался за них мертвой
хваткой.

Он уже поднялся метров на двадцать, а
стенагвсе так же подымалась над ним,
гладкая, как небоскреб. Внизу бойцы, за-
таив дыхание, следили за каждым его дви-
жением. Возле них были сложены грудой
ветки, плаш-палатки, фуфайки на тот слу-!
чай, если Черныш сорвется. «Ох, мало это

РЕПЕРТУАР ЛЛЯ САМОЛЕЯТЕЛЬНОГО ТЕАТРА
	результатов. Нрочтение более чем 2.000 со-
временных одноактных. пьес дало возмож-
ность рекомендовать к исполнению только
20 произведений

В декабре 1946 года Комитет по делам
искусств. об’явил” закрытый конкурс на луч-
щие одноактные пьесы для театральных
коллективов художественной самодеятель-
ности к 30-й годовщине Великой Октябрь-
ской социалистической революции.

На конкурс представляются нигде не опу-
бликованные и не поставленные драматур-
гические произведения л®бого жанра на
русском языке (в стихах или прозе} или на
языке одного из братских народов СССР
(< представлением художественного или
подстрочного перевода на русский язык),
	МАИКОП. (От наш. корр.). В связи с пол-
готовкой к празднованию ХХХ годовшины
Великой Октябрьской социалистической pe-
волюции и 25-летием автономии Адыгейской
области исполком Адыгейского -облсовета
депутатов трудящихся об’явил открытый
конкурс на лучшее художественное произ-
ведение из жизни Адыгеи. Темы конкурса—
Адыгея в Отечественной войне, социалисти-
ческое строительство и борьба за осуществ-
ление планов новой сталинской пятилетки,
героическое прошлое народа и другие.
	Для поощрения лучших произведений
прозы, поэзии и драметургии по каждому
жанру установлено пять премий: от 30 ты-
сяч до 5 тысяч рублей.
	В конкурсе приглашены участвовать пи-
сатели ‘Адыгеи, а также и других областей
и республик. Рукописи принимаются на рус-
ском и адыгейском языках — до 1 мая 1947

гола.
		Сборник „Москва
в художественной
литературе“.
	Государственная библиотека им. Ленина
Готовит к печати серию указателей литера-
туры о Москве. Одна из книг этой серии—
«Москва в художественной литературе» —
содержит рекомендательную библиографию
произведений русской художественной ли-
тературы, связанных с темой столицы.

В указателе «Москва в истории русской
культуры» особый раздел посвящен «Мос-
кве литературной». В разделе приводится
аннотированный список опубликованных до
Октябрьской революции книг и журналь-
ных статей о жизни писателей в Москве. ,
	06 6_.
		УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

О НАГРАЖДЕНИИ ПИСАТЕЛЯ ФЕДОРОВА Е. А. ОРДЕНОМ
ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
	За заслуги в области художественной литературы, в связи с 50-летием со дня
рождения, наградить писателя Федорова Евгения Александровича орденом Трудового
	к ии Нрлзнлиумя Верховного Совета СССР Н. ШШВЕРНИК.
	Москва, Кремль. 12 марта 1947 г.
	Председатель Президиума Верховного ‘зовета че ео
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН.

Подготовка. к `с‘езду писателей Таджикистана
	СТАЛИНАБАД. (0т ‘наш. корр:). и расширенное зассдазях зе рыте”

риата Союза советских писателей Таджикской P, , :

В середине, этого года в Сталинабаде решено созвать 2-й с’езд советских
писателей Таджикистана. (первый с’езд проходил в 1984 году). К с’езду будут
выпущены два альманаха, стихов, очерков и’рассказов на таджикском и русском
языках. Для переводов произведений ‘Ha русский язык будут приглашены лучшие
поэты-переводчики: Готовится выставка произведений таджикской художествен-
ной литературы за 18: лет, прошедших после первого с’езда писателей республики.
В районы и области республики: выедут. бригады писателей для собирания фоль-
клора и выявления народных поэтов. На местах будут прочитаны доклады о дея-
тельности Союза: писателей Таджикистана и`о развитии таджикской советской ли-

. ; seo

тературы.

о Ее азы
		рн отн поинтов

——————
	Альманах „Дружба народов

водах: лирика Навои (Узбекистан), «Песни
Лейли и Меджнуна» Индалиба (Туркмения),
‘стихи Ф. Богушевича (Белоруссия) и Юлюса

«Советский писатель». вы^
книга альманаха хуложе-
О ЕС РИ oe TInvnce

Янониса (Литва).
В альманахе помешены также несколько
	бурят-монгольских nv nn ЕЕ.
отрывки H3 AKYTCKHX фольклорных произве-

ана А а 5
	дений «оло
	В издательстве «Советский 68
Шла триналиатая ‘Книга autem atta XS И ce:
ственной литературы народов’ © ру
а народов».

B

Современная литёратура представлена

ляренко
альманахе рассказами: С емена _Ск тяренко

pe iy. Вильде
(Украина), Ильмара Сикемяе и om ann TO
Crome) Aipained Word (Латвия), se
	БОРИС ГОРБАТОВ
	НЕЗДОЛАНЩ
	HRESMACTSER AAG YRPA! HH
	Обложка украинского издания книги
Б. Горбатова «Непокоренные», Худож-
ник К. Дмитриев (Киев, Гослитиздат
Украины).
	исторических песен и Лучшие произведения современных совет-
	оких драматургов, привлечь мастеров теат-
	Е ВИ р

И ши ©а-
у ческой пом;
TBY и твор
азаний о   ра к руководству
ких ск
— поэтичес:
Нхо»

молеятельным. коллективам,

К смотру должны быть ‹оздане хорошие,
яркие одноактные пьесы, должны быть. из-
даны лучшие многоактные пьесы на coppe-
менные темы; к

Государственные заказы на одноактные
пьесы в 1946 году не принесли желательных
	(Эетония), Андрея Упита платил у о

комбасва (Киргизия), Петрас

ва), Георгия Гулия (Абхазия), стихами Ге-

орка Эмина (Армения), Зульфии (Узбеки-
<. и ый ПРЕ

а Пвиоки (Лит-

Fen КЕ к:

подвигах богатырей.
Творчеству азе

Мир Джал
творчестве

рбайджанского
ала TOCBAL

писателя

цена бтатья И. Саца «О

Мир ДэФалала». В альманахе име-

с
	т), С. Пюрбю (Тува), *
(Грузия) и дунганского по
	В отлеле классики опубликованы в пере:
	ИО   я также статьи о творчестве народного
yra AcLipa Lmea-   orc TARAS юга JIMTOB-
	aN Re A скат ——

поэта’ Дагестана Гамзата Цадласы и литов-
ского поэта Юлюса Янониса,