НА ВСЕСОЮЗНОМ СОВЕЩАНИИ МОЛОДЫХ ПИСАТЕЛ
					ВОРЧЕСЕАЯ ВСТРЕЧА
			*
Платон ВОРОНЬКО
	СОБЫТИЕ В ЖИЗНИ
МОЛОДЫХ
ПИСАТЕЛЕЙ _
	Всесоюзное совещание молодых писате
лей, созванное ЦК ВЛКСМ и Союзом со-
peTCKHX писателей, является событием в
жизни советской литературной молодежи,
Великая Отечественная война выдвинула
десятки одаренных писателей во всех рес-
публиках Советского Союза. Опромный
жизненный опыт, приобретенный  моло-
дежью за годы войны, чувство гордости
за свой могучий народ, за свою, первую в
мире социалистическую . родину, одер-
жаватую победу над”самым сильным вра-
гом, помогли ей заговорить голосом страст-
ным, ‘уверенным и правдивым,

В Москве встретились молодые писатели
Ленинграда и Новосибирска, Украины и
Грузии, Белоруссии и Литвы, Эстонии 4
Армении. Они перезнакомились между
собой лично и творчески. Они встретились
и слружились со старшими русскими писа-
телями, своими учителями. Они вошли в
тесный контакт с комсомольскими руково-
дителями, что! в дальнейшем поможет на»
лаживать. связь < комсомолом наместах,
Работа творческих семинаров явилась ос-
новной и, на мой взгляд, совершенно пра“
вильной формой данного совещания. Мо-
лодые писатели получили самые глубокие
и разносторонние консультации по своему
творчеству. :

Мне пригилось работать.в поэтическом
семинаре, сильнам по своему составу. Руко-
водители семинара и консультанты М. Али»
гер, М. Матусовский, П. Шубин, В. Инбер
и Д. Данин хорошо подготовились к пред-
стоящей работе. Так, они ознакомились со
всем, что было мной написано за годы
войны. т

Я много слышал всяких мнений по пово-
ду моих стихов, и уже были написаны ста-
тьй о моем творчестве. но такого полного
и глубокого анализа я еще не встречал.
Так же прошло обсуждение творчества ук-
раинского поэта Миколы Руденко, русско-
го, уральского поэта М. Львова, литовского
поэта Владаса Мазурюнас и других, Я.бе-
седовал со своими друзьями, членами ук-
раинской делегации — О. Гончаром, В.
Ткаченко. М. Познанской. Все они разде-
ляют мое мнение о работе семинаров, как
о работе полезной и глубокой:

Я искренно убежден, что Всесо озное со-
вещание принесет огромную пользу не
только его участникам, но и нашим това-
`рищам, которым побывать на нем не приз
шлось, :

От имени украинской делегации хочу
выразить пожелание, к которому, безус-
ловно, присоединятся все участники сове-
щания, чтобы дружба, начавшаяся в 3TH
дни между молодыми и старыми писате-
лями;, в дальнейшем ‘укрепилась, чтобы
такие совещания проводились каждый год
и не только в Москве, ‘но и во всех рес-
публиках Советского Союза. 4

Спасибо ЦК ВЛКСМ и Союзу советских
писателей за внимание, спасибо советским
литераторам старших поколений за искрен-
нюю и добрую помощь, спабибо партии и
Сталину за заботу о советской молодежи!
	Бечера молодых
поэтов
	Союз коветских писателей СОСР ‘устраи-
вает сегодня в МГУ вечер позтов-участни-
ков Всесоюзного совещания молодых писа-
телей. ть

Вечер откроет Вера Инбер.

С чтением произведений выступят: П. Во-
ронько (Украина), С. Гудзенко. Ю. Друни-
на, М. Луконин, М. Соболь, В. Скворпова,
В. Урин (Москва), В: Мазурюнас (Литва),
М. Максимов (Омск), И. Нонешвили (Гру-
зия), Р. (ванесян (Армения), С. Орлов
(Ленинград), В. Субботин (Крым), Н. Тряп-
кин: (Московская область); Т. Эюбов (Азер-
байлжан).
		НАРОДОМ!
	с высказанными на совещании пожелания“,
ми при Союзе советских писателей будет
организована специальная ‘комиссия по ра-
боте с молодыми писателями. Эта комис-
сия окажет всяческую помошь молодым
поэтам, прозаикам и драматургам, желаю-
щим близко ознакомиться с отдельными
участками социалистического  строитель-
ства, а также тем, к%о. захочет прейти курс
заочной учебы при Литературном институте
Союза советских писателей. © *

С. Мурашев (ЦК ВЛКСМ) рассказал со-
вещанию о мероприятиях, намеченных Цеч-
тральным комитетом ВЛКСМ в целях ока-
зания помощи молодым писателям ‘и. уста-
новления систематической ювязи ю вими.
Представители литературной молодежи бу-
дут введены в состав ‘редколлегий журналов
«Смена», «Молодой колхозник» и других
органов ЦК комсомола. Издательству «Мо-
лодая гвардия» и Детгизу предложено вы-
пустить в кратчайшие сроки отдельными
сборниками произведения ряда молодых пн-
сателей и приступить к систематическому
выпуску литературных альманахов. Будет
	обращено серьезное внимание на литератур-
	ные страницы молодежных газет. Предстоит
	созыв других творческих совещаний моло-
	дежи, в первую очередь — совещания
молодых писателей Советской Армии и
Флота.
	На совещании выступили также
Н. Букин («Северный флот»), В. Кукушкин
(редакция «Комсомольской правды»},
	Л. Жариков (Москва), Н. Мейсак (НПовоси-
бирск), Г. Шергова (Москва).

Закрывая совешание, Вс. Вишневский при-
звал Молодежь глубже осознать задачи,
стоящие перед всей советской литературой,
понять, что советским писателям, как ни-
каким другим, даны неограниченные BO3-
можности творчества и роста. Но большие
права налагают и большие обязательства.
Только усвоив эту истину и включившись
всем существом в жизнь народа, неустанно
углубляя свои знания, терпеливо совершен-
ствуя свое мастерство, молодые писатели
сумеют полностью раскрыть себя как ху-
дожники и создать произведения, достойные
нашего времени. .

С большим воодушевлением приняло со-
вещание  привретственное обращение к
товарищу. Сталину. _

у
			10 марта состоялось заключительное пле-
нарное заседание совещания молодых писа-
телей.

Все/выступавшие на этом заседании оце-
нили работу совещания, как весьма нужную.
и плодотворную.

— Эта встреча He останется безоезуль-
татной, — подчеркнул С. Шимеев (Киэги-
зия).— Она, несомненно, принесет нам. боль-
пгую помощь, в Частности, молодым  писа-
телям Киргизии, испытывающим специфиче-
ские трудности, связанные с тем, что кир-
гизская поэзия только в годы советской
власти из устной превратилась в письмен-
ную. ~

О geslogom, Mog,oTsOpaOM xapaKTede pa-
бот в семинарах секций говорили Р. Мар-
гиан (Грузия) и И. Мележ Белоруссия).
Необходимо, подчеркнули очя, закрепить
достижения совещания, установить повсе-
дневную связь между молодыми литерато-
торами, Союзом советских писателей и ЦК
ВЛКСМ. Е

Р. Ованесян (Армения) посвятил свое вы-
ступление громадному влиянию ка армян-
скую литературу в целом и ча писательскую
молодежь, в Частности, решений партии ©
литературе -и искусстве и речи A,
Жданова о журналах «Звезда» и «Лелин-
град». . .

Он рассказал об энтузиазме армянской
молодежи, недавно вернувшейся на родину
с чужбины. Среди возвратнвшихся есть
очень одаренные поэты и прозаики, жажду-
щие отдать свой талант вновь обретенной
ролине. .

Против штампов, появившихся в после-
военных стихотворениях молодых ` поэтов,
резко выступил Д. Ковалев (Минск). Он
указал на то, что некоторые молодые поэты
подходят к своей работе по-ремесленному,
равнодушно, Как наблюдатели со стороны.
Это можно было легко заметить хотя бы на
«Вечере одного стихотворения», состоявшем-
ся 9 марта в Московском доме пионеров.
Сколько стереотипных фраз, заезженных
сравнений, банальных образов! Почти в каж-
дом стихотворении «проходят года», «засу-
чиваются рукава», слышится «грохот строй=
ки» ит. п. Все это — от поверхностного от-
ношения к жизни, от непонимания’ самой
природы поэзии, требующей не протоколи-

`рования фактов, а художественного прелом-
ления их в сознании и чувствах поэта.

Мысль эту хорошо развил в своем высту-
плении и М. Максимов (Омск). Он. тоже
указал на чрезмерную тягу молодых поэтов

_к декларативности, к внешней описательно-
сти. Во многих послевоенных стихах автор
и лирический герой этих стихов сушеству-
ют как бы раздельно, в поэзии же военного
периода они были слиты, и`это сообщало
	произведениям поэтическую  выразитель-
ность, проникновенность.
Полытоживая впечатления последних
	‘пней, т. Максимов говорит, что лучшие вос-
поминания, которые унесут молодые писа-
тели из Москвы, — это воспоминания о
секционной работе:

— Не было оскорбительной сенисхоти-
тельности. С нами говорили, как с равными,
требовательно и откровенно. Много ‘поль:
зы принесли наши товарищеские беседы,
много дало личное общение с писателями
старших поколений, с зрелыми, опытными
мастерами.

П. Воронько (Украина) указал на невер-
ные положения, содержавшиеся в печи
И; Эренбурга на совещании 4 марта, Осо-
бенное недоумение вызывает, по мнению т.
Воронько, мысль И. Эренбурга о том, что
настоящему художнику «нечего делать» в
-споре о так называемом «чистом искусстве».
Такое положение дезориентноует молодых
писателей. отвлекают их внимание от за-
дач. стоящих перед всей советской литера-
турой. -

— Задачи эти, — заявил т. Воронько, —
ярко и исчерпывающе сформулированы в
историческом постановлении ЦК ВКП(б) ив
речи А. А. Жданова. Мы поняли значение
этих документов, для нас_они стали боевой
программой на долгие годы, навсегда.
	Мнение т. Воронько разделяют Д. Кова-
лев, А. Филатов и другие,

М. Львов (Челябинск), как и все предше-
ствовавщие ему ораторы, с большой тепло-
той отзывался о работе семинаров. В свете
этой работы никчемными и надуманными вы-
глядят все разговоры © каком-то противо-
поставлении молодых писателей старшим.
Нет такого противопоставления и не может
быть! Старшие писатели являются для мо-
лолых вернейшими друзьями, лучшими учи-
телями.

Секретарь Союза советских писателей
Л. Субоцкий подчеркивает, что совещанае
мололых писателей, созванное по инициа-
Tyne ИК комсомола, оправдало себя. Осо-
бенно много пользы принесла большая тво?-
ческая работа; которая проводилась в`мно-
точисленных семинарах секций поэзии и
прозы:

В процессе этой работы выяснилось, что
перед мололыми писателями стоит неотлож-
ная задача — расширить свой идейный кру-
гозор, выработать прочные основы больше-
вистского мировоззрения. От разрешения
этой задачи зависит вся их творческая бу-
душность. Некоторые произведения. обсу-
ждавшиеся в секциях, наглядно показали,
как отсутствие ясных идейных установок,
четкого коммунистического мировоззрения
приводит к искажению действительности, к
снижению образа советского человека, к
зависимости от вредных, упадочных, влия-
ний буржуазной литературы.

Л. Субоцкий сообщил, что в соответствии
	Олесь ГОНЧАР
		мы
		Участники р совещания молодых писателей (слева направо): С. С. Ор- ———_————— ————————v—O
лов (Ленинград), 0. Т. Гончар (Украина), А. П, Кулаковский (Белоруссия), С. Б.
Капутикян (Армения), С. С. Наровчатов (Москва), Н. И, Тряпкин (Московская об- С. НАРОВЧАТОВ

ласть). П. Н. Воронько (Украина). Фото Е. Тиханова.
о

Перелом
	Работой творческого семинара, в Кото-
ром я состоял, руководили А. Твардов-
ский и В. Александров. По правде сказать,
я был несколько смущен, когда узнал, что
меня включили в состав этой секции. Ка-
залось, что фазный подход к материалу
широко известного и безвестного поэтов
может помешать об’ективности  обсужде-
HHA.

Практика работы семинара опровергла
мои опасения. Был трезвый, тщательный
разбор достоинств и недостатков стихов,
верная и об’ективная оценка творческих
возможностей каждого участника  семи-

нара.
Первый вопрос, возникавций и у руково-
дителей семинара и у час, — это направ-

ленность и содержание творчества моло-
‘дого поэта. Когда этот вопрое общими
силами разрешался, начинался разговор об
изобразительных средствах поэта, O COOT-
ветствии этих средств с задачей, постав-
ленной перед собой автором.

Обсуждение носило ‘не только констати-
рующий характер, но и намечало пути раз-
вития участников семинара, открывало
перед ним перспективы дальнейшего роста.

Так разбиралось творчество моих товари-
щей, так прошло обсуждение и моих’ сти-
XOB.

Работа семинаров явилась важной частью
совещаниях и я, как и все мои товарищи, с
удовлетворением должен отметить, Что
она была пговедена отлично.

Всесоюзное совешание намечает, Kak
мне’ кажется, нужный перелом не только в
работе с молодыми писателями, но и в ра-
‘боте самой литературной молодежи. Како-
вы основные уроки совещания и какие вы-
воды из него делаем мы — его участники?

Первый вывод. Чтобы последовательно
проводить в своих произвелениях принцип
большевистской партийности и каждой
своей строкой активно помогать народу в
осуществлении его великих целей, мы
должны быть вооружены идейно. закалены
нравственно. Мы должны отлично знать
маркеистско-ленинскую теорию, законы
нашего общественного бытия, без ясного
понимания которых невозможно правильное
осмысление жизни, ‘а, следовательно, и
сознательное творчество.

Второй вывод. Трудовая тема. должна
занять основное место в наших произведе-
ниях. Помощь народу в выполнении ста-
линской пятилетки — основная задача мо-
лодых писателей;

Третий вывод. Нам многое дано, с нас
многое спросят. Если мы хотим стать под-
линными продолжателями традиций вели-
кой русской классической и советской ли-
тературы, мы должны непрестанно совер-
шенствовать свое литературное мастерство,

`отливать в законченные формы свои мысли,
` свой идеи. :
	Это основные выводы, которые я, как и`
	многие мои Товарищи, сделал для себя в
результате работы совешания.
	м. максим НА ПЕРЕДНИЙ КРАЙ
	Я — о наболевшем. Нечего греха таить,
советание показало, что если исключить
«исключения», то‘наши новые CTHXH--CTH-
хи о труде — пока хуже военных. Нам еще
стылно смотреть в глаза пятилетке, Но мне
кажется, что один из основных успехов CO-
вещания и залог наших творческих успехов
в том и заключается, что мы по-новому и
до конца поняли, в чем тут. суть.
	Один из участников совешания подслу-
	шал в народе и принес в стихи железное
слово «сплечились».

Сплечившись пол умным, без ‘менторства
ий похлопывания по плечу, руководством
старших товарищей, мы разобрались в 0б-
щеости путей трех поколений советских пи-
сателей и, самое главное, в особенностях
нашего пути,

Вот они., . Е .

Во-первых, мы вступили в советокую ли-
тературу уже на высокой ступени ее раз-
вития, с полной ясностью во взглядах на
се сущность, Два старших поколения, ру-
ководимые партией, накопили для нас опыт
проложили дорогу. То, что рождалось в
полемике, когда начинал Тихонов, и отстаи-
вало завоеванные права, когда пришел Си-
монов, мы получили как хорошо изданный
путеводитель. `

Мы не выбирали стиля, как не выбирают
себе ролителей. Социалистический реализм
сам выбрал. нас. -

Во-вторых, наши первые шаги совпали во
времени с величайшими историческими по-
трясениями. Творческое братство и творче-
скую индивидуальность моих ровесников:
формировал сам факт пребывания в рядах
вооруженного народа. у
Эти особенности: таят _в- себе ‘больнее
преимущества и большие опасности. При-
чем нередко само преимущество становит®я
опасностью. :

Первая особенность принесла нам неиз-
меримую пользу, но она же, говоря прямо,
породила и некоторую лень. Получив в го
товом виде основное, мы порой юсвобож-
даем себя от поисков, и тогда из братьев,
что всегда хорошо, становимся близнена-
ми. что в литературе плохо.

Вторая особенность. Сравнительную и, я
уверен, временную слабость послевоенной
лирики молодых принято об’яснять тем, что
война была эпохой концентрированных эмо-
ций и броских впечатлений. Но в этом ли
все дело? ,

В конце прошлого года «Новый мир» по-
местил пародию на «лирика безусого». Ге-
рой пародии исповелуется во множествен-
ном числе: :

Мы так сегодня влюблены.
Гин-гип! Физкульт-ура!
	Что нам балконы не нужны,
Луна пля нас стара.
	и лалеа:
	мой читатель-однополчанин, Мы--все трое
— жили одной судьбой, курили «по сорок»
и «по двадцать» одау цыгарку. И «лириче-
ское мы» в течение лет состояло из этого
тройственного союза, В этом слиянии авто-
ра, героя и читателя было преимущество на-
шей военной лирики.

Так мы начинали. Иначе мы не умели. И
не умеем: Когда С. Гудзенко говорил:

Быть под началом у етарнтин
Xora бы треть пути,
	Потом. могу я. с тех верчтев
В поэзию сойти!
	В течение трех дней — 5, би 7 марта —
велась работа в секциях совещания.

На ежедневных утренних и вечерних за-
седаниях пяти секций прозы, семи секций
поэзии и секции детской литературы обсуж-
дались произведения всех участников сове-
manus. Секциями поэзии руководили: А.
Сурков и Е. Долматовский, В. Луговской
и С. Липкин, Н Асеев и Л. Озеров, М.
Светлов и М. Зенкевич, М. Алигер и М. Ма-
тусовский, А. Твардовский и В. Александ-
ров, П. Антокольский и С. Васильев. Было
прослушано и обсуждено свыше 800 сти-
хотворений. В работе секций приняли уча-
стие: П. Вершигора, М. Голодный, Д. Дз-
nun, Л. Длигая, А. Жаров, В. Звягинцева,
В. Инбер, С. Кирсанов, Ю. Лукин, А. Ма-
каров, Е. Мозольков, Н. Нанов, Л. Перво-
майский. М. Петровых, Л. Пеньковский, Б.
Рунин. А. Софронов, А. Тарасенков, Н. Ти-
хонов, И. Френкель, М. Чарный, С. Шервин-
ский, 3. Шишова, П. Шубин, И. Эренбург,
М. Юнович и другие.

На секциях прозы подверглись разбору
произведения сорока ‘авторов.

Произведения шести прозаиков обсужда-
лись на секции А. Караваевой и Г. Колесни-
ковой. Особенно оживленные прения вызва-
ли рассказ Н. Мейбака (Новосибирск)
«Шестьдесят два дня», на основе которого
автор пишет сейчас повесть’ для журнала
«Знамя», неоконченный роман о Кубани А.
Ференса (Москва), повесть К. ‚ Локоткова
(Новосибирск) «Истоки» —` из жизни сту-
денчества, принятая к печати журналом «Си-
бирские огни». В обсуждении участвовали
А. Вруштейн, Е. Габрилович, С. Злобин, Ф.
Левин, В. Лидин, О. Леонидов, А. Шишко,
А. Яковлев и др.
	На секции прозы, оуководимой П. Ско-
сыревым и Л. Пасынковым,  разбира-
лось творчество одиннадцати авторов. Наи-
более интересно прошли обсуждения пове-
сти О. Гончара (Украина) «Альпы», рассказ
А. Кулаковского (Белоруссия) «Сад», ин-
сценировка Г. Гракова (Москва) «Молодая
гвардия» — по роману А. Фадеева и исто-
рическая пьеса якутского писателя Л. По-
нова «Большая Туймода». В работе этой
секции участвовали А. Глебов, В. Гоффен-
шефер, А. Деев, И. Крути, Е. Мозольков,
И. Новиков, Л. Славин. Б. `Туюганов,
Л. Шапиро,‘ В. Шкловский, В. Щербина
и др:

Анализ произведений. обсуждавшихся На
секции, руководимой К. Паустовским и Г.
Бровманом, дали С. Беляев, И. Ефремов,
TL Замойский, И. Нович и др. .

С разбором повестей и рассказов на сек-
‘ции Н. Москвина:и С. Трегуба выступили
В. Герасимова, И. Гринберг, А. Карцев, Л;
	Сейфуллина, Л. Скорино, К. Федин, Р.
Фраерман, О. Черный и др.
Секция детской Литературы, работавшая
	под руководством С. Маршака и В. Смир-
новой, ознакомилась с повестями, рассказа-
ми и стихами для юных читателей. В обме-
не мнений приняли ‘участие А. Bapro. T.
Габбе, Н. Емельянова, С. Михалков, Л. Пан-
телеев, И. Халтурин и др.
	— он говорил одновременно, как автор И
герой стиха, потому что Гудзенко прошел
свою «треть пути».

А когда ныне М. Луконич, обращаясь к
человеку, строящему себе’ дом,, восклицает:
	Хозяин этого лома.
Розьми меня в ученики
	— то это уже говорит не Луконин, а толь-
ко его лирический герой. Сам Луконин не
пойдет учиться кирпичной кладке.

Я, разумеется, не настаиваю. на какой-то
обязательной автобиографичности лирики.
Речь идет о происходящем сейчас трулном
процессе деления самого себя, своего лири-
ческого мы на три части. Все мы чувст-
вуем, как это трудно, но пока ищем спасе-
ния в декларативности. . . -

Я. Хелемекий (говоря © ночном. городе):

Пора голночных смен; Их творчество °

_ в разгаре,

Их рплпохновеньем вое кругом, озарено.
	И есзаетлив ты, когда среди горящих 9-Е
‘Сияет и твое бессояное окно.
	М. Соболь (сравнивая поэта и кузнена):

Epame песни нет приманки,

Песню выковать могу;

Лам тальянке ‘мелнь: планки

Для гулянки на кругу. Г

М. Максимов (обращаясь к радиоконст-
руктору):

Конструктор! Впусти меня в царство накала,

В твой мир напряжений, частот м труда,

Чтоб слово пришло и.людей окрыляло,

Презрев расстояния и провода,

Питат в этом плане можно бы привести
ровно столько, сколько есть мололых поэ-
тов. С. Орлов тоже просит каменщика на-
учить его кирпичной кладке стиха. А. Ме-
жиров обрашается < такой же просьбой ‘к
строителю-сталинградцу, -А. Абрамов — K
зодчему ит. д. ит. п: :

Друзья! Ровесники! Ведь это наш зов к
лирическому герою, от которого. мы не хо-
	‘тим отделяться. Идемте же снова в гущу
	событий! Наше место — на переднем крае!

Мы справимся с этим. Мы были там,
Merp ничьей земли был длиннее и трул-
нее самой длинной и трудной творческой
командировки.

Мы люди, одержимые конкретностью CO
дня своего литературного рождения, и от
нее нам никуда не деться! А конкретное
видно только вблизи. :

Вот как, обращаясь к колхозникам, го-
ворит о том же — о читателе, авторе и герое
стиха долго живущий в деревне наш това-
рищ Н. Тряпкин;:
	Я жду тот день, уя грежу им, как другом,
Когда, окрепнув, мой заветный пай
Напружистой. налстрочною натугой
Вольетея в ваш, комар вас забодай!
Чтоб мужики, скрутивши папироску,
Собранием рэшили обо мне:

— На красную его поставить доску

С уларнипей Натальей наравне.
	В этом уже нет декларации. Наталья,
которая в стихотворении следит за’ работой
Тряпкина и соревнуется с ним,—<ама жизнь.

Сплечимся же с героем труда — он наш
старый однополчанин!
	В Доме культуры Армянской ССР’ сегод-
ня состоится вечер молодой поэзии Арме-
HHH.
	На вечере выступят поэты-участники
Всесоюзного совещания молодых писате-
‘лей: Сильва Капутикян, Рачия Ованесян,
Паруйр Севак, Сагател Арутюнян и поэты-
переводчики: В, Захарченко. В. Звягинцева,
Я. Козловский, А, Недогонов. М, Петро-
вых, В. Потапова, М. Максимов, В, Туш:
нова.
	Мьг вместе будем изучать,
крепить и повышать,

смеяться, говорить, молчать,

льппать и не лыгшать,

$
	(подчеркнуто мной. — М. М.):
	Справедливая пародия! Можно лишь по-
жалеть, что тема ее не стала также пово-
дом для серьезных критических наблюде-
ний.

Что же случилось < нашим поэтическим
«Я»? Война одарила нас биографиями. ,
как раз в тот миг, когда мы впервые взя-
лись за перо, в ‘истории лирики свершилось
великое чудо. «Лирический герой», в ста-
ром смысле этих слов, исчез. Он ушел в
автора. -

_ «Я» — был одновременно автором и ге-
роем своих стихов. Больше того, в этом
двуедином человеке узнавал себя   третий:
	^ куллковскии В ЧЕМ НОВАТОРСТВО
	в партизанском движении — была связной.
Она привыкла к напряженной, отнимавшей
ночи работе. Хоть умереть, но выполнить
	поручение -— сделалось правилом Марии,
	и поэтому она научилаюь побеждать и за-
суху.

Товарищам, с которыми я встретился на
совещании молодых писателей, я расска-
зывал многое о жизни и работе белорусских
колхозников. В ответ на это Олесь Гонча
заявил: «Видимо, и в жизни белорусско
деревни появился новый, необыкновенной
красоты человек!».

Нат послевоенный крестьянин — это не
некрасовский мужик и уже не тот, которого
воспевал белорусокий песняр Янко Купала.

Жизнь идет своим бурным чередом, а но-
вые явления все еще остаются в самой при:
роде, в гуще событий, не делаясь предме-
том. повествования, не находя места в новой
белорусской книге, .

У нас есть неплохие художественные
	произведения о современной деревне, но их
	мало. Аороши опубликованные главы рома-
на «Под мирным небом» Олеся Стаховича.
Вс. Кравченко написал повесть «Становле-
ние». Тема актуальна, но Кравченко не глу-
боко заглянул в душу человека, Героев по*
вести можно увести на двалцать лет назад,
и от этого ничто в ней не изменится.

Герой «Становления» Чайкин, сняв ШИ-
нель, пришел на болото «Погиблое» и осу-
шает его; вся новизна в том, что ‘до сих
пор в подобных произвадениях выступали
просто Чайкины, а этот Чайкин— демобили-
зованный:

В поэме Антона Белевича «Семья» чело-
век поплевал на ладонь, взялся за топоря-
ще, и уже одно это, якобы, дает ему право
считаться строителем, ударником, лично“
стью замечательной. Мало потрудился Бе-
левич над материалами и психологической
характеристикой своего героя, и поэтому чи-
татель не верит ни этому персонажу, ви его
работе. Нам надоел столь часто появляю-
щийся «заржавленный топор», за который
берется некто безликий очищает его OT
ржавчины, оттачивает и начинает рубить.

Сколько этих «плотников» развелось В
белорусской литературе! Начинает казаться,
что заржавленный топор — только псевдо-
ним заржавевшего писательского пера.

Нам хочется подлинного проникновения в
жизнь; действительность богата одаренны-
ми людьми, и нало прибавить, что чаши
молодые писатели смелее некоторых CTA
рых берутся за новую тематику:

С совещания молодых писателей я возвра*
шаюсь в Белоруссию, лумая о способных
	молодых писателях Янке Бриле, Иване
Громовиче, Иване Шамякине, Николае
Лобане. Хочетея верить что они в 59-
	дружестве < испытанвыми мастерами прозы
и поэзии создадут хорошие произведения
о нашей белорусской деревне.
	Когда А. А. Фадеев на Е сове-
шании молодых писателей говорил о необ-
холимости работать над современными те-
	‘мами и больше писать о советской после-
	военной деревне, мне вспомнился расширен»
ный пленум Союза советских писателей Бе-
лоруссии, где также обсуждался этот воп-
рос. На пленуме народный поэт Якуб Колас
призывал создавать подлинно художествеж-
ные произведения о послевоенной белорус-
ской деревне. 3

В белорусской деревне писатель найдет
обтирнейший материал для своего творче-
ства. Возьмем, например, колхоз «Вторая
пятилетка» Борисовского района Минской
области. До войны его хозяйство было сред-
ним, можно даже сказать, весьма посред-
ственным в районе. Только перед самой вой-
ной колхоз стал крепнуть и расти. Но при-
шли враги, и от колхозной деревни, кож-
женной немцами, остался один столбик ©
надписью, уцелевшей по какой-то счастли-
вой случайности. Сторонний человек только
по этой надписи узнавал, что здесь когда-то
стояло село. -

Война окончилась, и люди колхоза, со-
бравитись на пепелище, поросшем дремучим
бурьяном, решили: «Густь старый столбик
останется и напоминает о прошлом. Будем
строить кирпичные избы. Не хотим больше
полвергаться пожарам». И зейчас на месте
	фазрушенной деревни вырастает — дом за
домом—новое кирпичное село. Даже новый
	столб с названием деревни также запроек-
тировали сложить из кирпича.

Люди колхоза «Красный берег» хотят
отказаться от индивидуальных огородов.
«Без своего огорода легче, меньше до-
полнительных забот. Чем болыне сил от-
дадим колхозу, тем веселее и богаче будем
жить сами». Борьба за изобилие колхозных
продуктов в разрушенных немцами колхоз-
ных хозяйствах — разве это не огромная
тема, на которой можно раскрыть большие
дела, мысли и чувства советских людейР

Если новизна послевоенной жизни отны-
не вошла в сердце и ум каждого нашего
хлебопашца, то она обязательна и для ка-
ждого белорусского прозаика и поэта.

Мне приходилось встречаться < молодой
девушкой из колхоза имени Сталина Васн-
левичского района Марией Сопот. Она co
своим звеном в 1945 голу сняла с гектара
34 центйера ячменя. Следующее лето на По-
лесье было небывало засушливым, такую
засуху здесь не знали, 60 лет. Многие посе-
вы соседних колхозов выгорели, но Сопот
собрала. почти столько же центнеров ячме-
ня, сколько в прошлом голу, Заботливая
звеньевая и ее товарки ночью поливали
поля, подкармливали их чаше, чем обычно,
и тцательно пропалывали посевы.

«Какой агроном научил тебя этому, Ма-
рня?» — Война!» -— отвечает Мария Сопот.
В годы войны девушка принимала участие
		ПУБЛИЦИСТИКЕ И РОМАНТИВЕ
		причесывать большие явления, сглаживать
бурное многообразие нашей действитель-
ности, они несмело останавливаются перед
богатым душевным миром, замыслами и
поступками советского человека.

В жизни многие люди нас восхищают, но
как часто, попав на страницы литературных
произведений, эти герои становятся... He Te-
роями. Как много безжизненных, неинтере”-
ных людей смотрит на украинского читате-
ля со страниц только что напечатанных

Вглядываешься в этих неказистых «зна-
комцев» и убеждаешься, что это люди про-
шлого столетия, герои старых украинских
мелодрам.

Украинским прозаикам следует изобра-
жать совершенно новые взаимоотношения,
характерные для`людей военного и после-
военного времени. В нашей стране нельзя
полменять правду общественных явлений,
смену их статичными этнографическими за-
рисовками: Откуда это пристрастие к STHO-
графизму, бытовщине у писателей, провел-
ших в Советской Армии. всю войну? Нам
надоели сельские идиллии, патриархальщи:
на. Странно, перечитывая новую книгу, ощу-
тить над собою не советское. небо, а тради-
ционную коломенную «стреху». Надо. пом-
Нить м о том. как часто желание побызать
	душою в прошлом приводило украинскую
	прозу и поэзию к буржуазно-националисти-
ческой проповеди.

Что нужно для создания настоящих, проч-
но связанных < жизнью произведений? Пн-
сателям пора преодолеть‘ робость перед
жизнью, тяготение к устаревшим методам
художественного творчества, к примитиву и
бытописательству. :

Перед. нами люди, возмужавшие на строй-
ках первых пятилеток, созревшие ‘на полях
войны. И писать о них тем языком, как пи-
сали раньше, нельзя.

Читателя может волновать живое чув:
ство, изображенное автором, но его мало
трогают произведения < хитроумно «завин-
	ченными» сюжетами. Все эти литературные
«кроссворды» — результат слабого ошуще-
HUA подлинной ЖИЗНИ.

Кто сказал, что новый читатель хочет
«тиши и глади», а не литературы, беспокой-
ной и зоркой? Кое-кого коробит пафос, ког-
да говорят о делах героических. Мы иногда
слышим вежливо и втихомолку предлагае-
мый рецепт: «Не надо предельно напрягать
свои эмоции, уймите свои чувства для CO-
блюдения «пропорций».

В последнее время среди украинских ли-
тераторов не умолкают горячие споры ©
судьбе романтики и о «законности» сочета-
ния романтики © публицистическими прие-
мами: Товарищи ставят вопрос — не разру-
шают ли эти «чужеродные» элементы силу
социалистического. реализма? На этот воп-
рос хочется ответить так: сочетание худо-
жественной прозы с нублицистикой законно,

Нерел нами во всю ширь раскрывается
живая красота настоящего и далекие гори-
зонты нашего’ будущего, Если писателя
волнует все это, если он многое пережил,
он хочет говорить не спокойно-будничным
говорком, а кричать во весь голос. И от
этой публицистической заостренности раззе
угасает, никнет художественное произвеле-
ние? Горячая художественная публицистика
придала более выразительное звучание мно-
гим произведениям новой украинской лите
ратуры-

Хочется сказать и о другом: о молниенос-
ных творческих командировках. Из коман:
	‘дировок в большинстве случаев писатели
	привозят непросохшие негативы, любитель-
ские снимки, а не выразительные изображе`
ния любовно изученных человеческих ха.
рактеров.
„Жизнь так велика, что эти «набеги» не
могут привести к созданию глубоких про-
изведений. Активное вмешательство в
жизнь, в события — вот что Нужно литера-
торам. Тогда появятся книги, в KO-
торых действительность будет изображена
правдивой кистью, а когда это нужно, — н
убедительным, острым пером публициста,
	ской премии; он вырастил невиданный на
Украине ‘урожай кукурузы.

Обо всех этих и других делах и людях
должны быть написаны книги.

Вспоминаешь тысячи и тысячи советских
воинов. Они защищали Родину, а сегодня
восстанавливают разрушенное, укрепляют
величайшую в истории победу.

Они еще не сняли фронтовых шинелей,
шапок-ушанок. И дело не только в их внеш-
нем виде. Эти люди не изменили боевому
упрямству, принесли с войны настойчивость,
быстроту решений, четкость исполнения,
умение преодолевать любые трудности.

В постановлении ЦК ВКП(б) о журналах
«Звезда» и «Ленинград» перед советскими
писателями поставлена ясная и великая за-
дача: создать образ положительного героя.

Banum ли мы этого героя?
	‚Уже в прошлом году появилось несколь-
ко произведений, в которых украинские про-
заики стремятся показать новые черты <о-
ветского человека, раскрыть процесс даль-
нейшего формирования его характера. Это
и «Аттестат. зрелости» Василя Козаченко,
«Они не прошли» Ю. Смолича; «После вой-
ны» Л. Серпилина, вызвавший оживленное
обсуждение роман о советской молодежи
«Новое поколение» Ивана Сенченко. Но
многие: темы остались нетронутыми.

Творческие «рейты» украинских писателей
еще очень неглубоки. Почему, например, не-
смотря на обилие жизненного материала, не
создано значительного  хуложественного
произведения о тероике Донбасса? В Доя-
бассе сейчас находится более десятка писа-
телей. Но где же новые произведения о дон-

бассовцах. о восстановителях Днепровской
ГЭС?
	Мне кажется, они отсутствуют потому.
	что некоторые писатели не рискуют ост
ставить проблемы и разрешать их с больше-
вистскои принципиальноетью и страст-
НОСТЬЮ.

Некоторые молодые писатели склонны
	Когда-то А. М. Горький предложил cos-
дать книгу «День мира» и запечатлеть в ней
разнообразие и красочность одних суток в
человеческой жизни. Когда лумаешь об этом
замысле, приходит дерзкое желание обла-
дать’ таким мозгом, слухом, таким неограни-
ченным зрением, чтобы полностью ощутить
и понять ежедневную жизнь нашей прекрас-
ной отчизны.

На аэродром опустился самолет; он до-
ставил на Украину новые селекционные се-
мена... ь

В олесекий порт, после славного рейса,
входит большой океанский корабль...

Из Донбаса во все концы необ’ятной на-
пей отчизны отходят длинные эшелоны,
груженные углем, его добыли скоростными
методами именитые врубщики. Это уголь
«майский» или «июньский». Ему по’планам
лежать бы еше ла лежать под землей, но
он полнят на-гора уже в марте:

Нелавно, и отныне уже навсегда зажглись
‘мощные огни Днепрогэса. Отстраивается
Киев, в Днепропетровске вырастает ДАЗ—
первенец украинского автомобилестроенич,
прокладывается газопровод «Дашава—Ки-
ев». На колхозные поля выходят тракторы,
пошедшие из возрождающегося Сталин-
грала.

Всюду йдет великое созидание! Всюду не-
устанно трулятся отряды строителей!
	Вот перед нами Дегтярь — демобилизо:
	ванный воин-каменотес. Он сооружал памяг-
ник Побелы в Берлине, а сейчас достраи-
вает величавый памятник нашей победы —
Днепровскую ГЭС. Он вырабатывает по че-
тыре нормы в смену. Вот юноша Николай
Лукичев, знатный шахтер Донбасса; он обя-
зался к 30-й головшине Октября выполнить
план новой сталинской пятилетки. Вот кол-
хозник Марко Озерный — лауреат Сталив-
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕГА
9 — № 11