Шоколение Зои и Олега
	и! В согретбой весен-
	© ОНИ прозвучали так
ронули сердца.
	Я стою, рукой обняв полмира
И прижавшись к родине щекой:
	Какие светлые строк
ним солнцем комнате
Чисто, что сразу затро)
	рептил остаться безымянным свету, .
Как мужество, что мы явили всем, —^
Ему еше названья тоже нету...
	Надо отметить, что начинающие поэты
оказались довольно суровыми критиками.
Всякое проявление  зазнайства и ячества
встречалось ими в штыки, и некоторые
товарищи, пытавшиеся” было  шегольнуть.
дешевой лихостью. были быстро осажены;
Но; к чести их надо сказать, не обиделись
и подлались общему деловому и аа
ному тону совенания.:

Много говорилось на’ вашей секции и о.
жизни и о стихах. Увлекательнейшую бе-
селу — разбор творчества юного Юрия
Борева-провел Н. С. Тихопов. ‘Критики’
А. Макаров, М. Юнович и Б. Рунин, поэт.
И. Френкель, редактор: и. переводчик стихов
	белорусских поэтов Е. Мозольков подробно -

‚выскязались © творчестве
Хороную оценку получили стих

ля. Он: -
ся поэт из тех, кто обсуждался _ нанашем
семинаре.

Творческая эта ‘встреча ‘много. дала He
ТОЛЬКО астникам, но и ‘руководителям

секционной ра
	+ работы. ‚ Совещание было пло-
: сейчас надо подумать © том;
ть его опыт, улучшить работу ©
кадрами. Ведь и Союз писателей
	и релакции порой еше сводят работу

с начинающими к посредетвенной _стандар
тизированной - <литёратурной  консульта

совещании,
	Но вель мы помним, как был. ‚загружен
Алексей: Максимович, однако чомошь на-

чинающим всегда была у него- в кругу
главных его писательских обязанностей.
Он никогда не отодвигал ее на о второй
план.

На совещании присутствовала: лишь ‚ма-
лая часть способных литераторов Нового
поколения. Хорошо бы практиковать про-
ведение таких творческих совещаний в
республиках, областях и крупных городах
нашей страны.

Сейчас назревает также необходимость
в создании толстого молодежного журна-
ла, который об’единял бы вокруг себя мо-
лолые кадры советской литературы. Этот
журнал точно выразил бы характер поко-
ления своих авторов и читателей, если бы
назывался «Молодая гвардия».
	Евг. ДОЛМАТОВСКИЙ
A ee hha eee
	Совещание молодых писателей откры:
лось в Доме пионеров, иво многих участ-
никах само это название—«Дом пионеров»—
будило теплые и близкие воспоминания.
	Большинство нынешних молодых писа.
телей находится в TOM возрасте, в ка.
ком были бы сейчас Зоя Космодемьян-
ская, Олег Кошевой, Александр Матросов.

Здесь, в Доме пионеров, мне встретился
юноша с обгоревшими лицом и руками —
такие шрамы бывают лишь у танкистов,
либо у летчиков, горевших в машине. Я
узнал его по недавно прочитанным стихам:

Вот человек —он искалечен,
В рубпах лицо, Но ты глади.
	(С; Орлов).
	И ватлял испуганно при ветрече
(\ его лица не отводи,.
	Он шел к победе, залыхаясь,
Не лумал о себе в пути,

Чтобы она была такая: `
Взглянуть -— и глаз нё отвести!
	Были прочитаны неуверенные, но такие
задушевные стихи, о Надежде Константи-
новне Крупской, стихи о высоком _ идеале,
который. ставит перед собой советская де-
вушка. Затем началось обсуждение. Моло-
дые поэты строго и серьезно критиковали

Скворпову, Шел разговор о рифмах од
Vuk ie ome Oe we ee
	чт! а

омпозиции; о поэтическом образе. о живом

PATTY cee rw mic И
	ЕН

осущении современности —- естественном
свойемна amncee
	2.“ Поколения,  воспитанного всей
системой советского общества. Так, с пер-
вых часов определился характер творче-
ского семинара. Мдейная глубина, раскры-
тие идеи в образах — вот основное требо-
вание, которое пред’являли друг к другу
молодые поэты. Характерным в этом отно-
шении было обсуждение творчества Кас-
туся Киреенко, белорусского поэта.

Wwe.
TD th eee але
	OE RAN
давно выпустившего   ‘первую в: CTH-
XOB,
	Стихи Киреенко порадовали нас вот чем:
танкист в недавнем прошлом, Киреенко су-
мел перейти от темы военной — к Teme
колхозной деревни, - найти настоящие крас-
ки, свежие слова. Деревня и природа Бе-
лоруесии в стихах Кастуся Киреемко —
послевоенная, прокалившаяся в огне. Поэт
весь устремлен в будущее. Нам кажется,
что Киреенко имеет все данные для того,
чтобы стать подлинным поэтом. Crexo mpo-
звучали стихи В. Субботина. Он приехал
на совещание из Ялты. В его тетради мы
увидели полоску’ красной материи, которая
лежала как прокладка меж стихами. Этот
алый лоскуток — кусочек знамени Побе-
ды, водруженного на рейхстаге. Субботин
был одним из тех, кто первыми взобра-
лись’ по горящей лестнице на крыгту рейх-
стага. Знамя оказалось слишком длинным,
его подрезали, и полоску кумача разделили
между теми, кто был там. И вот какиз сти.
	хи прочли мы. за этой исторической за-
	клалкой:
	И снова < гордостью подумал я 06
этом поколении, которое выходит сейчас
на все дороги жизни, в том ‘числе и на ли-
тературную дорогу. И где-то рядом воз-
никло тревожное чувство: вдруг поэтиче-
ские возможности тех, < которыми придет-
ся нам сейчас встретиться с глазу на глаз,
окажутся ниже их жизненного: опыта, блед-
ное их человеческой судьбы? Эти onace-
ния рассеялись в первые же часы занятий
творческого семинара, которым нам ©
Алексеем Сурковым довелось руководить.
Мы встретились с лодьми, влюбленными
в жизнь и в литературу, пытливыми, за-
дорными И скромными. Им далеко еще ло
	мастерства, но стихи для них — необхо-
димая форма самовыражения, не забава,
не игра.
	И североморец Букин, и белорусский
поэт Кастусь Киреенко, и офицер наших
войск, находящихся за рубежом, Марк Со-
боль, — все они отмечены характерными
чертами военного поколения, которое
нельзя не уважать и которое начинает
говорить о себе страстно и честно.

Первым обсуждалось творчество ленин-
тралки Веры Скворцовой, одной из самых
молодых участниц совещания. Я“ позволю
себе привести здесь лишь один образ, на-
рисованный Скворцовой в стихотворении о
детстве, прерваниюм войной, и о возвраще-
нии уже вэрослой героини в родной дом,
где остался ее школьный глобус:
	Мих. МАТУСОВСКИЙ
	Работа Всесоюзного совещания особенно
ожнвилась, когда начались занятия секций
поэзни и прозы, когда дело дошло до ру-
кописей, до конкретного. обсуждения твор-
чества молодых писателей. На семинаре,
которым руководили М. Алигер и я, обсуж-
далось творчество двенадцати поэтов. Пе-
ред нами прошли поэты различного опыта
и дарований. Одни из них уже издали не-
сколько книг, другие только что начали
появляться в печати, Здесь были украин-
цы Платон Воронько и Микола ‘Руденко,
литовский поэт Владае Мазурюнас, сиби-
ряк К. Лисовский, одесский поэт В. Бер-
шадский, дальневосточники Г. Халилецкий
и А. Шориков, костромич Н. Соколов, вла-
димирец В. Осетров, Урален М. Львов и
москвичи Ю. Друнина и Е. Травин. В o6-
суждевии их произведений приняли живое
и плодотворное участие писатели старших
поколений—В, Инбер, П, Вершипора, Л. Пер-
вомайский, И. Эренбург, А. Жаров, П. Шу-
бин, 3. Шицюва, критики Д, Данин, И. Грин-
беги A. Tapaceukon. : .
	Великое кровное содружество народов
нашей страны возникало перед нами ощути-
мо и зримо в‘общности судьбы! целей и за-
дач молодых писателей, в их творчестве, в
Их духовном родстве и близости, Вот поче-
му стихи партизанского поэта Платона Во-
ронько не нуждались в переводах, вот по-
чему молодой московский поэт с волнением
и любовью брался за перевод стихов свое-
№ литовского сверстника. Различными го-
лосами, на разных языках мололые певцы
слагали песню ‘любви и верности своей po-
длине.
	Аочетея хотя бы коротко рассказать о
наиболее интересных участниках нашей
секции. Хорошо прошло обсуждение твор-
чества Миколы Руденко-—поэта серьезного
4 целеустремленного, прагмедшего в пехот-
ном строю трудную школу Отечественной
войны, -От самого облика молодого поэта,
в старом военном кителе без погон, веет
уверенностью в правильности и необходи-
мости того, ‘о чём он говорит, ради чего
взял в руки перо. Его военные стихи прав-
дивы и чисты особою дущевной чистотой
солдата, хоропю знающего цену ‘жизни,
любви и дружбы. Не беглые путевые впе-
чатления, не внешние пейзажи войны, , не
яокие картины боя привлекают внимание
Руденко, — он занят думами и пережива-
НИяМИ советского человека на войне. Этому
посвящены его стихи: «Ракета», «Сыну»,
«Памятник». Справедливо опасаясь внешних
эффектов, красивых, но пустых слов, РУ.
	денко иногда впадает в другую крайность,
	Владимир ФЕДОРОВ
	Мальчонка
	Я бережно на руки взял малыша,
И тот меня «папой» зовет,
Он будет возиться, довольно визжа,
	Потом потихоньку уснет.
*
	Облсежки новых книг (слева направо): «Былины об Илье Муромце» — гравюра
А. Павлова с картины В. Васнецова (Гослитиздат); П. Гаврилова «Егорка» работы
	работы
	В. Щеглова (Детгиз) и И. Ильфа и Е. Петрова «Одноэтажная Америка»
		С. НАГОРНЫЙ
	С. Пожарского («Молодая гвардия»).

`Константин- ПАУСТОВ И

ПРОСЛАВИМ —
ЧЕЛОВЕКА
° НАШИХ ДНЕЙ _
	‚ ледавнее Всесоюзное совещание молодых
писателей было лоучительным не только для
нашей литературной молодежи, но и для нас,
писателей старшего поколения. Мы смогли
‘пристально вемотрэться в ту «смену», что
идет следом за нами, проверить верность,
уменье и силу тех рук, в которые будет-пе-
‘редана наша литература, а молодые писате-
ли получили возможность проникнуть в
«творческую лабораторию» опытных литера-
торов, приблизиться к их опыту, провести
свою работу через строй взыскательных то-
варищеских оценок.

Мне совместно, с Г. Бровманом пришлось
руководить одной из секций прозы на Все-
<оюзном совещании и познакомиться © ра-
ботами нескольких молодых писателей —
тт. Антонова, Андриасова, Вахова, Ирошни-
козой и др.

‚Характерно, что все эти молодые писате-
ли, помимо различных индивидуальных
свойств и неодинакового уровня литератур-
ного мастерства, обладают и общими каче-
ствами — очень серьезным отношением к
своей литературной работе, искренностью,
зониманием высоких задач литературы и тем
характерным для людей искусства непокоем
‘и неудовлетворенностью своей работой, что
является мощным стимулом для усовершен-
ствования и для поисков более резких и
сильных изобразительных средств.
	Откуда пришло в литературу новое поко-
ление? Каждый из молодых писателей рас-
‘оказал свою биографию, и вот оказалось, что
все они прошли болышной жизненный путь.
У каждого позади широкий опыт войны и
	труда.

` Наиболее интересны рассказы ленинград-
ца т. Антонова. Его рассказы — точные,
взвешенные; полные художественной  прав-
‚ды -— говорят о верном глазе, вдумчивости,
силе изобразительных средств и верном иси-
хологическом анализе.
	`Книга И. Ирошниковой «Где-то в Сибири»
уже получила в нашей печати высокую и
снраведливую оценку. Книга эта по-суше-
<тву является удачным и законным: продол-
жением той воспитательной илеи. которая
впервые вошла в нашу литературу. в «Педа-
гогической поэме» Макаренко.

Новый рассказ о возрождении после вой-
ны нашей деревни, прочитанный Н. ЕВДОКИ-
мовым на секции, говорит © всепобеждаю-
щей силе труда, о порыве к восстановлению.
Рассказ написан взволнованно. лаконично, в
	нем много точных, хороню подмеченных де-
	талей.
	ВЫСОКАЯ ПРАВДА

наследство. Он приходит в жизнь челове-
ком и уходит человеком...»

«..Пусть человек живет по-человечески,
Пусть человеческий мир будет разумным
миром. Во имя этого мы боремся, во имя
‚этого мы не щадим жизни. Во имя жизни
мы презираем смерть».

Но для чего я привожу эти примеры?
Разве герсизм и самоотверженность‘ совет-
ских воинов — не общеизвестный фактР

Мне кажется важным подчеркнуть сви-
детельствами, взятыми из этой книги, не-
которые обстоятельства, о которых не все-
гда помнит пиоатель. Герой Отечествен-
ной войны отчетливо сознает значение сво-
‘его подвига. Далее: он видит красоту и ве-
личие событий. Наконец, он прямо говорит
0б этом.

Белинский  писал`о «мире непрерывной
работы, нескончаемдго делания-и становле-
ния, мире вечной борьбы будущего с про-
шедшим», писал, что в нем, в этом великом
мире, «мысль становится делом, а высокое
чувствование — подвигом».

Пафос — привилегия героических эпох, on
честно заработан нами.

Когда-то, еще в «Облаке в штанах» Мая-
ковский упрекал поэтов:
	Пока выкипячивают. рифмами пиликая,
Из любвей и соловьев какое-то варево,
Улица корчится без’языкая —

Ей нечем кричать и разговаривать...
	Ноеле этого мы прожили огромную исто-
рическую эпоху, когда не ослабевала самая
острая «борьба будушего с прошедшим», и
народ освоил прямое, точное и возвышенное
слово. Трудом и кровью приобрел он право
называть подвиг — подвигом и честь —
честью.

Литература наша была ему в этом вер»
ным помощником. В Сталинграде говорили:
«За Волгой для нас земли нет». Это было
крылатой фразой. У Чирскова в «Нобедите-
лях» ее произносят со сцены. Драматург
взял эти слова из жизни. Он, может быть,
и не знает. что эту точную формулу создал
литератор и что она через газету проникла
в блиндажи Сталинграда. Теперь жизнь вер-
нула ее в литературу, вернула обогащенной;
горячей, : , :

aN 2

Мы живем в эпоху, когда идеальное пере-
стало быть предметом отвлеченных мечта-
ний. В эпоху, когда идеи стали достоянием
народа и обрели материальную силу, когда
слово стало делом. В политическую жизнь
вовлечены десятки миллионов, и высокая
политика стала предметом повседневности,
достоянием-и потребностью всех. Более то»
го. проблемы моральные, этические, быто-
вые, семейные, вопросы устройства личной
жизни, вопросы ‘общежития —— все это так
же является и ошущается массами, как про-
блемы отнюдь не узкие, а как вопросы по-
литические. общепартийные, общегосудар-
ственные. Самым высоким и ‘возвышенным
словам возвращено их значение, возвращена
их красота и. звучность, ибо за словом
стоит дело.

А между тем, если присмотреться, как
много иной писатель тратит усилий, чтобы
некоторые мысли, требующие ясного выра-
жения, выразить неясно, неточно, неопреде-
ленно, в лучшем случае — иносказательно:
Наблюдается какая-то странная наклон-
ность заменять прямые слова косвенными,
откровенность — ‘намеком, наблюдается
стремление избегнуть возвышенных слов,
обойтись без пафоса.

С уверенностью можно сказать, что все
Это — чистая. литературщина.

Книга В. Некрасова («В окопах Сталин-
града») — книга талантливая и очень инте-
	  есная — может служить примером того,
	как. писатель обдуманно, преднамеренно ли-
шает своих героев слова по самым важным и
жгучим для_них вопросам. Боязнь деклара-
тивности, отврашение к риторике толкает
 Некрасова на противоположную крайность:
  он нарочито избегает всего того, что могло
бы нам раз’яснить побуждения героев; их
взгляд на события войны во всем об’еме,
избегает всякого прямого выражения важ-
нейших мыслей и чувств участчиков войны,
В этом смысле гораздо смелее поступает
Г. Березко — в’ своей последней повести
(«Ночь полководца») он, правда, «с пе-
ременным успехом», но вполне законно наде-
ляет своих героев и патетической речью. и
раздумьями о самом важном, имеющем зна»
чение общенародное, историческое...
: i ay
В сборнике. «Жизнь солдата», в этих днев-
никах и письмах пристальный взгляд, несом-
ненно, обнаружит некоторое стремление при-
поднять действительность, рассказать о том,
что было. не протокольно, а как-то возвы-
шенно, иначе говоря, ‘раскрыть незаметную
часто за «шелухою будней» внутреннюю,
значительную и  величественную сущность
события. ” . и
Тут вспоминается мысль Чернышевского,
товорившего в дневнике своем о необхоли-
мости «судить о других не по тому, каков
Я сам, а по тому, каковым бы мне хотелось
быть..,». О человечестве. писал он, должно.
судить по тем мгновениям собственной жиз-
НИ, «когда бываю доступен чувствованиям
высшим. .» ,
Все это непосредственно задевает сегод-
няшние проблемы нашей литературы. Жизнъ
направляет искусство по тому же руслу; по
которому сама она движется. Понимание
исторической перспективы, понимание места
`И значения личного и частного в общем
историческом потоке, пеленаправленном в
булушее, стало у нас элементом сознания
широчайших масс. Поэтому и реализм со-
знания нашего современника обладает 0со-
быми свойствами шигсты, окрыленности, ге.
волюционной смелости, поэтичности. Мы
можем говорить о реализме высшего типа.
И в литературе, естественно, реализм. оста-
ваясь самим собою, то-есть, продолжая
прочно стоять на земле, на почве действи-.
тельности, приобретает эти свойства. Это
овали3м возвышенный, воинственный и
бесстрашный, — это социалистический реа
лизм. Нет в действительности. ничего тако-
го. что заставило бы писателя отвернуться
или закрыть глаза, потому. 9то ведомо нам,
что обречено на смерть и чему принадле-
жат победа и будущее.
	SA NET AL RETIN LT TCE WT POTS
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
№11  — 3
	Записную книжку нашли у подножья
большого дуба. Ее клеенчатый неренлет по-
линял и вытерся. Удалось прочитать запи-
си, сделанные в книжке, но кому принал-
лежала она, это осталось неразгаданным.
Во всяком случае, владелен ее был солдат
— Неизвестный солдат.

«По отвесной стенке бруствера полз не-
большой черный жук. Он втыкал свой хо-
бот в грунт и деловито выгребал землю лап-

‘ками. Мелкозернистый песок осыпался.

Жук барахтался в нем, как в воде, но на-
стойчиво делал свое. Он выбросил много
земли и не продвинулся ни на один санти-
метр. Потом, вероятно, поняв бессмыслен-
ность такого труда, жук стал карабкаться
вверх. Он ценлялся ножками за стенку.
Песок бежал тонкими ручейками, порошил
ему глаза, тянул за, собой Жук выжидал,
пока остановится течение.и начинал снача-
ла. Так он делал несколько раз. Затем не-
много отдохнул и стал взбираться на сте-
Бель пырея. Ветер сильно качал. травинку.
Трижды жук срывался и снова напористо
лез...»

Так начинается одна запись. И в конце
ее мы читаем: :

«Что ему здесь было нужно? Для чего
потребовалось ему затратить столько сил?
Я вспомнил: когда насыпал бруствер, я ви-
дел норку. Может быть, в ней находилась
подруга жука, детеныши? Запасы питания?
Он их разыскивал. Я пожалел жука и по-
думал: вот так надо воевать! Долго лез
жук, настойчиво, упорно шел он к своей
цели».

Выразительность этого отрывка кажется
мне очень большой. Прежде всего он со-
общает нам самое главное об авторе. По-
прежнему остается тайной, какое имя имел
этот воин, в каком звании воевал он. от
куда был родом, сколько лет ему было. Но

‚ мы уже знаем: это был.— Человек. Вот

прижался он, видим мы, к стенке око-
па, только что отрытого привычными его
руками, — отдыхает... Вся миллионнопудо-
вая тяжесть войны — все горе, трул, вся
ответственность за судьбу народу, за судь-
бу целого мира — на его плечах. Шинель,
может быть, почернела от сырости и уж
наверняка — проожжена в нескольких ме-
	стах, на керзовые сапоги налиила свежая,
охряного цвета, околная глина, в сумке —
	сухари каменной крепости и погнутая кон*
сервная банка, в кармане—письма, фотогра-
фия (матери? жены?) да еще тот, обязатель-
ный жестяной жетон... Он отдыхает -—
	после боя или перед боем. Он думает. ©.
	чем?
	‚Не гремит колесница войны.
Что же вы не ушли от погони,
Наверху Бранденбургской стены

Боевые зеленые кони?
	и стихи oO том, что первый, вознеситий
знамя на рейхстаг
	К новым темам!
	заны Ковпака в дни их незабываемого рей-
да по Украине. Но Воронько — не только
поэт-песенник, интересны его короткие сти-
хи, его ‘лирика, его детские стихи и поэмы.
Трогательный образ маленькой украинской
девочки, идущей из немецкой неволи. на-
встречу нашим ‘воинам, рисует Воронько
в небольшой детской поэме «3 Нмеччи-
ни — в Чернеччину». Мы ясно видим эту
курносенькую девочку со светлыми косич-
ками, безумолку рассказывающую’ встреч-
ным о том, что ей довелось пережить на
ее коротком веку.
	_ С содержательным разбором стихов’ ук-
рамнского поэта выступил на секции писа-
тель П. Вермигора, бывший партизанский
командир Платона ‘Вороньк®. Он спра-
ведливо критиковал Воронько за некоторую
литературность и отвлеченность его обра-
зов (поэма «Ярославна»). Воронько ‘еще
нужно много работать, он в долгу перед
своей замечательной биографией.

Из всех стихов, прочитанных Юлией
Друниной, возникает скромный и правди-
вый образ ее лирической героини. Это
славная девушка-санитарка или связистка,
верная подруга, добрая и отзывчивая, гото-
‘вая во воем отказать себе ради своего. то-
вариша и спутника, всегда говорящая прав-
ду в глаза и требующая этого от других.

Тверлости и стойкости характера, отзыв-
о ЧИВОСТи И ие научилась героиня на
` войне:
	я пришла из школы в блиндажи сырые
И не поскользнулась на мужском пути.
	злаким рисуется нам оораз героини,
обычной фронтовой девунеки.
	Но Друнина не смогла до сих пор перей-
ти к послевоенной reve, рассказать о своей
подруге, вернувшейся домой и начавитей
новую жизнь в семье, на стройке, в инсти-
туте.

Это, пожалуй, недостаток не только од-
ной Друниной. Молодые советские поэты
часто еще живут военными впечатлениями,
старыми воспоминаниями, рискуя отстать
от жизни, забывая о том, что их герой дав-
но уже сменил гимнастерку на рабочую
куртку и занял свое место на стропилах

или у станка. Люди героического труда,
мастера, вернувшиеся к своему любимому
делу, солдаты пятилетнего плана не стали
еше героями их стихотворений. `И если мы
не разрешаем воину, вернувшемуся с фрон-
та, жить старыми заслугами и подвигами,
то этого же самого мы требуем от наших
молодых поэтов.
	он обедняет свою художественную палитру,
лишая стихи красок и зрительных образов.
	Указывали Руденко и на то, что его после...
	военные стихи бледнее фронтовых. Это по.
ка еще только подступы к новой теме, в
них болыше ораторского пафоса, чем: поэти-
ческого вдохновения.

Военные годы значительно повлияли и на
другого молодого поэта — Михаила Льво-
ва. Юношей попал Львов на войну и прошел
ее вместе с гварлейским танковым соели-
	нением. Он увилел на войне своих земля-
	ков-уральцев; чей характер’ сродни знаме
нитой уральской стали, и в его фронтовом
блокноте появились ‘такие стихи, как
«Танк», «Карточка», «Отец» ‘и другие,
Львов научился писать коротко, энергично
и‘ выразительно, Однако ему часто еще ме-
шает ложная многозначительность, любовь
к эффектной фразе, лишенной большого
внутреннего смысла. Об этом TOBOPHAH MHO-
гие участники’ секции.

С болышой теплотой были встречены
стихи молодого литовского поэта Владаса
Мазурюнаса. На занятии, посвященном об-
суждению его стихотворений, было поло-
жено начало творческой дружбы Мазурю-
наса с русскими и украинскими поэтами. Я
‘уверен; ато’ эта дружба теперь не оборвет-
ся. Я познакомился с Мазурюнасом задол-
го до того, как он попал в Москву на сове-
щание молодых писателей. На северо-за-

’ падном фронте, в густом лесу под деревней
Едрово, стояли рядом редакции русской
газеты «За родину» и литовской фронтовой

газеты, в которой работал Мазурюнас.
`Здесь под высокими гостеприимными рус-
скими соснами писал он стихи о своих род-
ных краях, о литовских партизанах, о Со-
ветсокой Армии, которая несет освобожде-

‚ние его народу. Работа поэта в газете по-

“могла ему писать проще, лучше чувствовать

’задачи сегодняшнего дня, всегда ощущать
за плечом своего читателя. Мазурюнас про-
чел на семинаре немного стихотворений,
но каждое из них как бы представляло раз-

’ личные стороны его таланта: здесь-и лири-

ка, и публицистика. Здесь гневная баллада

о партизанской мести, и восторженное и
сердечное стихотворение о возрождении
родной Литвы.

Трудно говорить о Платоне Воронвько в
рамках небольшой газетной заметки. Дед
его был старым украинским кобзарем, иот
деда перешла к поэту любовь к народной
песне, к лукавому и светлому украинскому
юмору. То там, TO здесь слышен в стихах
Воронько певучий замирающий звук про-
стой украинской кобзы. Недаром пели эти
песни «люди с чистой совестью» — парти-
	«Я пожалел жука и подумал: вот так на-
по воевать! Долго лез‘ жук, настойчиво,
упорно шел он К своей цели»,

Неизвестный солдат, мы узнаем_ тебя —
твою гордость, твой ум, твою твердость.

Запись эта взята из книги «Жизнь сол-
дата», выпущенной издательством «Моло-
Ддая гвардия». В ней собраны подлинные
письма, дневники, записные книжки участ-
ников` Отечественной войны. Эти ‘докумен-
ты еще в дни войны были доставлены род-
ными, друзьями, соратниками в редакцию
«Комсомольской правды». В большинстве
— это документы посмертные. Они писа-
лись в землянках, в окопных щелях, на
госпитальных койках, на походе — в часы
привала. Они обагрены кровью, Человек
писал для себя или для близкого друга и
думал: может быть, это — в последний раз.
Никто не предвидел, что письмо или стра-
ница из дневника будут напечатаны. Ис-
кренность этих документов потрясает. Их
содержание рождает в читателе множество
мыслей и чувств.
	в
Мы часто говорим: изучение жизни —

обязанность писателя. И знаем — эта ра-
бота не имеет ни пределов, ни срока. Того,
Кто сказал себе: «Я уже знаю», — можно

считать, как писателя, мертвым.

Того же, кто не слеп в духовном смысле,
всякое новое прикосновение к жизни будет
радовать открытиями, -= радовать, но и
тревожить. Когда встречаешься < неизвест-
ным, это-—как сигнал тревоги: не. успокаи-
ваться!..

Именно такое ощущение, мне кажется,
	должна вызвать у писателя эта книга. как.
подлинная жизнь, она и радует открытиями,
	и рождает, необходимейшее. беспокойство:
«Выходит, я еще мало знаю». :
Наташа Ковшова, московская комсомол-
ка, была снайпером. Вместе е подругой сво-
ей Марией Поливановой попала она в ок-
ружение. Расстреляли вееь запас патронов,
а потом, не желая сдаваться, подорвали се-
бя своими же гранатами. Остались письма
Наташи к родным, Вот — из письма к ба-
бушке: «Бабусенька! Милая моя, хорошая,
родная!.. Любимая моя’ хлопотунья, не бес-
Покойся за меня, знай, что твоя Наташа
никогда не уронит чести нашей семьи. Ни-
Когда не сверну с дороги перед лицом опас-
ности...», В другом письме — рассказ о том,
как на руках Наташи умирал замкомбат.

«..Все время он кричал: «Наташа, Ната-
ша. я умираю». Я затацтила его. в комнату
каменного дома, подложила под голову
шапки. «Мне душно, Наташа, сними с груди
камень!» Я расстегнула воротник шинели,
распустила пояс. «Теперь лучше мне. Возь-
ми ‘меня за руку, Наташа, за правую руку,
я сейчас умру».

`Он помолчал минуту. Я стряхнула с ли-
ца пыль и копоть, «Гы передай всем, что`я
умер, как настоящий москвич-большевик.

TOMCTH 3a Hac, Наташа! Поцелуй меня».
Поцеловала я его, и’ он замолчал и больше
оне говорил ни слова...» .

Вот выдержки из блокнота старшего лей-
тенанта Булкишева, погибщего в 1944 году
в Восточной Пруссии:

«..Моя молодость служит делу челове-
чества... Быть может, мне и ’не удастся вер-
нуть ее, но я верну ее моим младшим
братьям, и они будут гордиться теми, кто
сражался © врагом в эти воинственные го-
ды... Мы, дети воинственного, времени, ро-
дились на войне и умираем на войне. Все
это для вас, наши. младшие братья, наши
сыновья, наши внуки!..»

«..На Востоке у нас говорят: «Человек
	всегда был вечным гостем у жизни: пого,
стил недолго — и уходи»: Но человек в
свой мир не просто приходит и уходит:
он оставляет своему преемнику луховное

«Жизнь солдата». Дневники. записи и письма
	бойцов — участников ‘Беликой Отечественной
войны, «Молодая гвардия», 1948.
	Тов. Андриасов написал интересную по
материалу книгу о боях за Ростов-на-Дону,
	но, пытаясь слить воедино вымысел и доку-:
	ментальную правду, пошел по неправиль-
ному пути неправдоподобного вымысла. Но
отдельные места книги, особенно ее начало,
слеланы свежо, в хорошей эпической мане-
ыы Вахов. — приключенческий писатель.
Он стремится в своих работах к ноэтиза-
ции больнюго познавательного материала, но
делает это еше робко, не подымаясь до под-
линной поэзии научного познания и научного
факта. В этой области перед тов. Ваховым
—большая работа, ‘и, очевидно, судя по’ от-
дельным хорошим местам его повести, ему
удастся преодолеть некоторую вялость по-
вествования и примитивность сюжета.

‚ Тов. Кривенко ознакомил секцию с от-
рывками из своей большой военной повести.
Повесть эта своеобразна и написана в за-
трудненной, свойственной Кривенко, мане-
ре, когда автор, осмысливая опыт войны,
как бы ‘прорывается к художественной
правде и ясности сквозь чащу и бурелом
труднейшего и ‘обильного материала. От-
дельные куски прозы тов. Кривенко (на-
пример «Наступление на Невель») сделаны
сильно и мастерски передают единое чув-
ство народа на войне, `

Очень оживленный и большюй разговор в
секции вызвала повесть тов. Свирского «За-
поведь дружбы» — о наших полярных лет-
чиках во время войны. Написанная горячо,
со знанием материала, с отдельными сильны-
	“Mu местами (бой торпедоносцев), повесть эта
явится одним из ценных документов о на-
	шем человеке на воине. 1ювесть нуждается
в «прополке» — в освобождении от шабло-
Ha, от ведомственного местами языка, OT
схематического подчас изображения людей.
Вообще ‘у части молодых писателей ° наш
	‘современный человек обелнен, мало интел-
	лектуален, думает готовыми формулами,
примитивен. Это основной грех молодых
писателей, с которым необходимо бороться
во имя прославления живого советского

человека наших пней,
	‘лева «Завоевание земли», выпускаемой
	ПЕРВЫЕ СТИХИ
	Про кукушну
Хочешь, я тебе на ушко
Расскажу смешной секрет?

Мне в лесу вчера кукушка
Обещала уйму лет.
	Я считал, считал и сбился,

И. сначала стал считать.

Снова сбился — разозлился, —
Мне и тысяча подстать!
	Вижу тропку ‘на опушке, —
Ты любила там бывать.

Не случалось ли кукушки
Предсказанье услыхать?

Если мало насчитала, —

Не горюй. Чего уж там!
Все, что мне накуковала,

Мы разделим пополам.
1945 us
		иклу стихов начинающего поэта ВБлади-
мира Федорова не следует придавать. зна-
чение какой-либо исключительности.
Это стихи молодого. только зто вступающе.
го на литературный путь автора. которому
предстоит много и долго трудиться. чтобы
обрести силу вполне самостоятельного и
уверенного поэтического голоса. Но его се-
тоднящние стихи, его первые опытьт, со-
держат в себе, на налт взгляд. несомненные
признаки свежести и своеобразия, заслужи-
вающне внимания и поддержки.

Автору 23 года, он солдат Советской Ар-
мии, печатается впервые.
	‚Радуга

Ну, что с него спросишь? Три года назад.
	)тца проводили в дому.
В то время и «папа» не мог он ааа, ==
	Полгода лишь было ему.
	Он кажлого встречного, «папой» зовет, —
	Ведь добрых немало серден.
А где-то на фронте в землянке живет
Его настоящий отец,
	И, может быть, вовсе ребячьих кудрей

Ласкать не придется бойцу.
Но знай, белобрысый, что ЖИЗНЬЮ сво!

Ты дважды обязан отцу.
		Новогоднее
	Чадит коптилка, вздрагивая часто,
И смутный свет на лицах У бойцов.
Они поют вполголоса ‘о счастье,
Которое придет в конце концов.
			Дожль прошел. И в дымке синей —
Чехия и Австрия.

И повисла над низиной
Радуга цветастая.

В голове сейчас же мысли
Возникают странные:
Может, радуга повисла
Надо всеми странами,
	И другой конец в России
Где-то опускается.

Там на улицу босые
Мальчики сбегаются,
	Ты присела у окошка,
Теплым каплям радуясь,
И задумалась немножко,
Заглялясь на радугу.
		Чтобы не хворала
	Теперь в горах приходится
Нам драться; Лес. Дозоры.
Гора с горой не сходится,

Но мы с тобой — не горы.
	Мы оба жаждем встретиться,
Но как ты сплоховала!

В зеленом марте-месяце_
Взала и захворала.
	Глянь, солнце улыбается,
Бежит разбитый немец,
Хворать не полагается
Никак в такое время.
	Мне по душе приходятся
	Такие разговоры:
Гора с горой не сходится,
Но мы с тобой -= не горы.
		Если будет
‚ дочка у меня
	Если будет дочка у меня,
Я ее не назову Луизой.
Русские простые имена
Для меня желаннее и ближе.
	Подниму дочурку-крепыша,
Станет, косолапая, на ножки.
Будет хлопать, радостно визжа,
В розовые пухлые ладошки.
	Чтобы мне не стали возражать —
Любопытным сразу поясняю:

Кто дочурку будет мне рожать,

Я и сам пока еще не знаю,
				Иллюстрация В, Бродского к книге: Н. Лебедев
в трех томах издательством «Молодая гвардия»,