Mbicn
				достойно встретить зна-
тия первого в мире, могу-
		народом в дни Отечественной войны. Стройки новой пя-

тилетки, ее герои, новые методы труда, новый облик со-
ветского человека, воспитанного нашей Родиной, кото-
рая под мудрым сталинским руководством прошла путь
от отсталой ‘аграрной страны до передовой социалисти-
ческой индустриальной державы и благодаря этому
смогла одержать всемирно-историческую победу над фа-
ШИЗМОМ, — все это должно быть глубоко освоено нашей
литературой, подобно тому, как в свое время она освзаи-
вала новаторские: темы первых пятилеток. Для совет-
ских нисателей, как и для всех строителей новой пяти-
летки, такие слова, как «Запорожстрой», должны стать
паролем боевой работы, подобно тому, как слова «Mar-
нитострой» и «Кузнецкстрой» были поистине творческим
паролем нашей литературы в годы первых пятилеток.

Послевоенный период принес новые талантливые про-
изведения и в прозе; ив поэзии, ив драматургии. В
большинстве своем они посвящены воинским подвигам
советских людей. Нет никакого сомнения в том, что у
нас появится еще немало замечательных произведений,
посвященных легендарным дням Отечественной войны.
Однако мы должны помнить слова тов. А. А. Жданова:

«Наш народ ждет, чтобы советские писатели осмыс-
лили и обобщили громадный опыт, который народ приоб-
рел в Великой Отечественной войне, чтобы они изобра-
зили и обобщили тот героизм, с которым. народ сейчас
работает над восстановлением народного: хозяйства стра-
ны после’ изгнания врагов».

Мы должны поставить на. службу этой залаче весь
опыт, все традиции, все достижения советской литера-
	Темы, подсказанные планом великих рабо
	Многое могут рассказать писателю колос-
сальные изменения в размещении производи-
тельных сил страны. Не только люди стар-
шего поколения, но и те, кто начал свою с03-
нательную жизнь в канун первой пятилетки,
	помнят, что промышленные районы лежали;
	как острова, в необ’ятной нашей стране. Та-
ких островов было пять: Московская, Ле-
нинградская, Ивановская области, Украина,
Баку. Эти районы давали почти всю про-
дукцию.

Уже до войны на нашей экономической
карте не было таких изолированных остро-
вов. По всей стране выросли крепости соци-
алистической индустрии. Но в течение пос-
левоенного пятилетия удельный вес этих
крепостей в советском хозяйстве меняется
на наших глазах. Раньше Донбасс мы все-
гда ассоциировали с понятием «всесоюзная
кочегарка». И действительно, до 1941 года
Донбасс давал три пятых всего угля.

Но теперь о Донбассе нельзя уже гово-
рить, как о всесоюзной кочегарке, — и это
несмотря на то, что к концу пятилетия его
	продукция будет больше довоенной. В 1950
	году пай Донбасса во всесоюзной добыче
угля уже не превысит одной трети. На во-
стоке страны растут угольные и металлур-
гические районы. Там увеличиваются ap-
мии индустриальных рабочих, появляются
новые города, новые поселки. Казах стано-
вится шахтером, узбек — каменщиком. Не
пора ли писателю отправиться в эти края
и изучать их, как в свое время. он изучал
Донбасс?

Ведь все эти районы, старые и новые. в
том числе и славный Донбасс, решают вме-
сте историческую задачу, поставленную пе-
ред советским народом ‘товарищем
Сталиным:

`«Нам нужно добиться того, чтобы наша
промынгленность могла производить ежегод-
но до 50 миллионов тонн чугуна, до 60 мил-
лионов томн стали, до 500 миллионов тонн
угля, до 60 миллионов тонн нефти. Только
при этом условии можно считать, что наша
Родина. будет гарантирована от всяких слу-
чайностей, На это уйдет, пожалуй, три но-
	вых пятилетки, если не больше. Но это „дело
	можно сделать, и мы должны его сделать»,

Надо признать, мы еще недостаточно
пристально изучаем все, что будет служить
материалом для книг, в подлинном смысле
этого слова, новых. Нередко любозна-
тельного писателя влечет к себе экзотика
далеких окраин, будь то Крайний Север, та-
ежная полоса, пустыня, горы. И тогда эк-
зотические стороны жизни в его .произведе-
		— Да, новая техника хороша и удобна,
но... не убавит ли она народа на шахтах и
этим увеличит количество. безработных?

Мысль старого эстонского шахтера Tak
поразила горнякх из Донбасса, что он не
сразу нашелся; но, подумав, он ответил
умно, просто, коротко:

— Нет, Август Юханович, тут бояться
нечего. Людей новая машина ве убавит! У
нас такая система, что не машина  постав-
лена над людьми, а люди над ней.

Между этими двумя шахтерами лежит не
несколько лет, а целая эпоха в развитии
общества, И с помощью таких людей. как
	шахтер из Донбасса, эстонцу Августу
Юхановичу удастся быстро пройти этот
ПУТЬ.
	Местный забойщик Рихе, который недав-
но стал директором шахты, вспоминает:.

— Раньше по вечерам трудно было пове-
рить, что наш поселок обитаем. Всюду
опущенные ставни, глубокая тишина. Чело-
век знал свой угол, работу и вечный, никог-
tenn о страх за завтраиний
Thon рожены ют всего мира.

юди годами не бывали в городах, даже
самых маленьких. Не стремились общаться
друг с другом. Эта стройка открыла нам
окно в мир. Мы чувствуем себя частью ог-
ромной страны. .

Какие весомые темы заключены в этом
бегло изложенном материале. Братство на-
родов, созидательный труд, рождение ин-
Дустриалыьной мощи в союзной социалисти-
ческой республике, которая еще недавно бы-
ла слабым вассальным государством, осу-
ществление самых смелых технических за-
мыслов, о которых могли только мечтать
великие люди прошлого, — таковы эти
темы. -

Если говорить лишь о решениях грандиоз-
ных технических задач, то сколько таких
увлекательных примеров мы найдем и в раз-
делах Закона о пятилетнем плане, и в мате-
риалах, поясняющих, детализирующих эти
разделы!

Обратимся еще. раз к Заполярью. Даже
там в близком будушем возникнут эти ги-
гантские «единые топки». Во время войны в
далекой Ухте начали добывать газ. Прой-
дут немногие годы. и газ из Заполярья бу-
дет передан по трубам в Кировскую ©6-
ласть, на Урал. Эта трасса протянется на
огромное расстояние,

Газ Кохтла-Ярве, Дашавы, Саратова, за-
полярной Ухты — совершенно новая стра-
ница в’ энергетике. Из этой страницы может
вырасти познавательная, интересная книга
и для детей, и для подростков, и для взрос-
гого читателя, книга о замечательной побе-
де техники в годы сощиализма, рассказ о
«единой топке», которая расположена дале-
ко от больших городов, рассказ об осущест-
вленной мечте Менделеева.

«В наш век, — сказал тов. В. М. Молотов,
—в вёк машин и высокой техники, —да еще
когда мы хотим «догнать и перегнать» —на-
до шире и эффективнее внедрять новую
технику во все отрасли нашего народн”го
хозяйства, чтобы современные достижения
техники и науки играли все большую роль
в развитии нашей промышленности и всего
„народного хозяйства. Тогда мы рентим зада-
чу — задачу догнать и перегнать в эконо-
`мическом отношении наиболее развитые ка-
`питалистические страны с тем успехом, ка-
’кого требуют интересы нашей страны и ин-
_тересы коммунизма».

Привёдем несколько цифр, характеризую-
щих. технизеский прогресс нашей страны в
‘послевоенное пятилетие.

К 1950 году количество металлорежущих
станков возрастет у нас до 1 млн. 300 тыс.
единиц — на 30 проц. больше, чем в США
в 1940 году.

Писатель, который умеет читать ‘Такие
цифры, с помощью образных сравнений
расскажет читателю о том, что если уста-
новить все эти станки в одну линию с по-
лагающимися по норме интервалами. она
протянется примерно от Архангельска до
Еревана.

Всего лишь 17 лет тому назад на совет-
ских полях появились тракторные колонны.
Тогда еще наши отечественные машины
`были маломощными, © колесами, увязав-
ошими в черноземе. К 1950 году трактор бу-
дет возделывать Девять десятых всех на-
тих земель. К этому времени армия тракто-

истов, комбайнеров и других индустриаль-
ных работников сельского хозяйства попол-
HUTCH Ha 2.3 миллиона человек. Это количе-
ство людей больше населения Москвы в
1914 году.

Двадцать лет тому назад вступил в строй
первенец электрификации — гидроэлектро-
станция на Волхове, Этот день был длявас
большим праздником. В то время лишь де-
сятками насчитывались деревни, где горела
«лампочка Ильича»...

К 1950 году мощность одних лишь кол
хозных электростанций достигнет 2 млн.
киловатт. Это 40 волховских станций, рас-
пределенных в малых установках среди кол-
хозов. Теперь мы называем это «малой
электрификацией» (Волховская станция для
своего времени была началом большой
электрификации).

Надо уметь. читать Закон о пятилетнем
‘плане и глубже осмысливать его, ибо тогда
отчетливее выступает процесс движения на-
шей страны к коммунистическому будущему,
и перед писателем открываются новые вол-
нующие темы.

На У с’езде Советов делегатам была по-
казана ‘огромная карта, © разноцветными
электрическими лампочками, Многочислен-
ные огни показывали, что будет на карте
нашей страны после выполнения плана’ пер-
вой сталинской пятилетки,-—новые шахты,
новые домны, новые  машиностроительные
заводы.

Эта карта была величиной в занавес
Большого театра. И когда зажглись все
огни, делегаты с’езда встали и запели гимн
в честь грядущего. Об этой сцене, как из-
вестно, рассказал в своей книге «Большой
конвейер» Яков Ильин.
	Так было восемнадцать лет тому назал..
manent Vv Hac wxKe пишут пока еше
	А теперь у Hat уже пишут, нова elle
кратко, © TOM, что появилось или по-
явится на карте за время новой сталинской
пятилетки. Все это составляет основу ин’
тересной книги о том, как волшебно преоб-
ражалась географическая карта социалисти-
			Скромные советские литераторы еше «без
	имени» продолжали искать, вместе и по*
нь, коллективами, бригадами, группами:
еважно в данном случае‘ рассуждение о
достоинствах и недостатках этих методов,
забыть об этом времени невозможно...
	От библиотеки материалов для «истории
фабрик и заводов», до отрывочных записей в
блокнотах -—= снова поиски _
	Не вспоминается ли при мысли о жанре
биографий и мемуаров книга, родившаяся
еще на заре нашей эры, — записи Фурмано-
ва о Чапаеве? И не на основе ли биографи-
ческого материала возникли произведения
Николая Островского?
	Никто не говорил о новом искусстве. O
живых и замечательных людях, о «материаз
лах» говорили все.

Для многих и многих эти трудные опыты
были настоящей школой... В обстачовке га
боты над «материалами» трудовой жизни
выросли и А. Макаренко с его замечательной
«Педагогической поэмой», и Юрий Крымов.

Отечественная война дала этому роду
творчества особое назначение. И. Эренбург;
К. Симонов, Б. Горбатов ‘и другие возвели
пропагандистскую напряженность в качеста
во большого искусства,

Литература военного очерка становилася
началом нового этапа.
	«Волоколамское шоссе» А. Бека, «От Пуз
тивля до Карпат» С. Ковпака, замечатель“
ные «Люди с чистой совестью» П. Вершиз
горы, все эти книги — действительные вос
поминания участников и очевилиев, бываз
лых людей. В повести Б. Полевого («По-=
весть о настояшем человеке») состоялось
претворение записок очевилца в литературу
художественную. То же самое в повести
В. Пановой «Спутники». В жанре поэзии
«Пулковский меридиан» В. Инбер ощущает
ся как «свидетельствования о современноя
сти», о самих себе или о реально существуч
ющих людях... .

История литературы подходила к рубежу
неоценимого значения.

Из того же корня и в то же время; даже
раныше, возникло произведение, которому в
период Великой Отечественной войны суж-
дено было стать «скачком» в новое качество;
Рождение этой книги было естественно. ed
новаторская сущность коренилась в дейст+
вительности, известной и понятной сотням
тысяч простых людей.

Это — «Молодая гвардия» А. Фалеева:
	Фадеев показал особое качество лухавз
HOH жизни советского молодого человека
тем способом хождения по слелам живых
героев, который мы нашунывалн уже в те+
чение многих лет;

Этот принцип, приволивший одних к про-
токолированию, других — к репо ртажу
плюс лирический пафос, привел автора
«Молодой гвардии» к точному переводу pex
альности на вдохновенный язык хуложестя
венных образов.

Олег Кошевой, Сережа Тюленин, Ульяня
Громова, Люба Шевцова, Шульга, Валько-—
все или почти все участники романа —= pac=
крыты так, как будто они-позтические соз=
дания автора, его творения. И тем не менев
документальная подлинность не нарушена
нигде, Здесь. обе правды — жизненная и
художественная — совпали во всех точках.
Это можно слелать, лишь познав особое и
основное качество растущего нового челоз
века, особое, но типичное, общее для мноз
гих, во многих рассеянное. но собранно@
и сконцентрированное в лучших,

Качество это — осознание себя участнич
ком исторического процесса, чувство отч
ветственности за судьбу народа, страны и;
в конечном итоге, человечества...

Фадеев показал, что подвиг coBeTcKOTd
человека — He самоотречение, а самоутверя
ждение. Работа коммунистической партии ©
обыкновенными людьми, с нашей молодежью
подготовила этот приход новой эры в разви-
тии человеческого сознания. 2
			Советский народ готовится
менательную дату тридцатиле
чего, победоносного социалис
	туры за тридцать лет ее пути. Мы должны продумать,
сбобщить эти достижения, чтобы они помогли нам дви-
нуть вперед общенародное дело — дело советской ли-
тературы. Пусть писатели старших поколений вспомнят
свои поиски, трудности, удачи и неудачи в годы первых
пятилеток. Что из найденного тогда пригодится теперь,
что нужно пересмотреть или отбросить, чтобы создать
новое? Пусть писатели молодого поколения продумают
опыт советского индустриального и колхозного романа,
рассказа, очерка, пусть они поделятся своими заботами,
успехами, поисками на пути художественного освоения
современности. Пусть второй год новой пятилетки, год
тридцатилетия советской власти и советской литерату-
ры, станет годом решительного поворота литературы к
темам восстановления и развития народного хозяйства, K
огромным темам нового под’ема и расцвета созилатель-
ного вдохновенного труда советских людей во имя
коммунизма.

Все вопросы, связанные с историей советской литера-
туры за тридцать лет, должны изучаться нашими кри-
тиками и литералуровелами не с ложноакадемнческим
бесстрастием, а в Живой связи с сегодняшними задачами
хитературы, с сегодняшней творческой практикой. Толь-
ко такая теория хороша, которая помогает итти вперед!

Начиная печатание на страницах «Литературной газе-
ты» материалов, связанных с задачами литературы в г0-
ды новой пятилетки и с проблемами творческой истории
советской литературы за тридцать лет, редакция обра--
щается к писателям, критикам, читателям с предложе-
ннем принять участие в обсуждении этих вопросов.
иен

заметки
писателя

Как были испошлены когда-то эти два
великолепных сами по себе слова — новое

искусство... .
Берешь журналы или сборники предре-
волюционных лет — тех лет, где кроются

истоки стольких писательских заблужде-
ний и пороков. Берешь эти альманахи в
претенциозных обложках, и там. глядишь,
прокламируется некое «новое искусство».

Или западные журналы... Как легко в них
бросались и бросаются этими двумя сло-
вами люди, у которых подчас «вместо ду-
ши — пар» и вместо высокой душевной
жизни — фрейдистский бред.

У них это называется поисками... «Поис-
ки» формальных вывертов. Они сумели «об-
хамить» слова, дорогие сердцу подлинного
художника.

Только наша эпоха доказала со всей
ясностью, что новое искусство — в прин-
ципиально новом содержании. 7

Возможно, есть эстетствующие литера-
торы, которым кажется, что поиски стиля
Идут «по проторенному пути».
	Трудно выдумать что- нибудь более не-
верное. Процесс этот идет ‘у нас необы-
чайно интенсивно, — но идет не по верхам
явлений, а в их корнях — не на внешних,
«кожных» покровах, а в самой крови, в
мозге костей нашей литературы.
		РЕ Се ИАА > ФЕ
нинграда, выдвинувшего боевой лозунг — выполнить
план второго года новой пятилетки к 7 ноября!  — под-
хвачена всей многомиллионной армией участников Reo.
	газеты опубликовали пис
новцез Запорожстрая, кс
	Е У о оо ВИНАХ ЗА

вой план к 7 ноября. «И каждый из нас, — пишут строи-
тели Запорожстроя в своем письме к вождю, — с гор-
достью скажет: «Я возрождал этот завод, здесь вложе-
на часть моего труда на благо Родины, на счастье мое-
го народа».

«Запорожстрой, — указывает «Правда», — является
уларной стройкой второго года послевоенной пятилетки.
Так же, как в годы первых пятилеток, вся страна строи-
ла «Магнитострой» и «Кузнецкстрой», так и теперь сло-
во «Запорожстрой» должно быть паролем боевой работы
не только для строителей, но и для всех тех, от кого
зависит быстрое восстановление Запорожского  метал-
лургического завода».

Наша литература должна итти в ногу с народом, так
ще, как шла она вместе со строителями и новаторами,
передовиками, запевалами соревнования, инициаторами
новых и новых побед в незабываемые дни первых ста-
линских пятилеток, так же, как она побеждала вместе с
			Серьезное открытие в искусстве так же,
как и в науке, подготовлено предыдущим
ходом онытов. С

Новое в искусстве — плод долгих и чест-
ных поисков -— удачных и неудачных,
исканий не одного, а десятков людей. От-
крытие делает художник, непременно свя-
зачный с предшественниками и современни-
ками. Такое открытие — революционный
скачок от количества накопленных призна-
ков к новому качеству. Для скачка нужна
сила в мышцах и сила в сердце, но это уже
иной разговор...

Так возникает новаторство. Оно ecte-
ственно.

Так возникла, например, «Молодая гвар-
дия» А. Фадеева.

Ее успели принять и полюбить, не видя
в ней никаких «странностей», миллионы ло-
дей, и она вошла в их жизнь. Но только
теперь начинаешь понимать, что эта книга
не просто хоронм... =

«Молодая гвардия» — новаторская книга,
Термин «новое искусство» применим к ней
	`более, чем ко всем вместе взятым тече-
ниям с заковыристыми наименованиями, ко-
торым дивится без радости западный ‘обы-
 ватель...

: ыы
	Жил был жанр. Не было в нем ничего
особенного. Живет он и сейчас на пред-
последних печатных листах журналов. И
скромно, как ему полагается, будет жить
всегда. Это — художественный очерк.
Существует честный репортаж о  строи-
тельстве, очерк описательно-лирический —
о природе; «темпераментный» — о челове-
ке. Менее употребительны в наши дни так
называемые «эссе».
	Горький первый понял, каково значение
очерков в советской литературе: они сопри-
касаются с жизнью особенно тесно.

Надо было сделать очерк подлинным
произведением искусства.

Люди работали. Люди искали. Искали
многого: материала, правды, знаний, худо-
жЖественных приемов. Ездили из конца в
конец необ’ятного Советского Союза, ла-
зили по лесам строек, спускались в шахты,
бродили по степям и горам. Так работали
десятки советских писателей, многие авто-
ры неожиданно-прекрасных отрывков или
же... скоропреходящей «серятины»,

Если собрать все очерки, которые были
напечатаны в то время в журналах, в га-
зетах, в сборниках, — это огромные томы и
томы. Надо помнить, что наряду с этими
плодотворными = поисками происходила
суета и шумиха бывших лефовцев вокруг
некоей особой «литературы факта», «факто-
графии». Но не эта суета, не эти формали-
стические попытки создать «репортерский.
стиль», немыслимый и ненужный, решали.
дело. Решали дело поиски содержания.

Умели уже, казалось бы, изображать. все:
стройки, шахты, машины. стихии...

Не находил еще достойного отображе-
ния подлинный герой живой истории —
человек.

Сознание, что мы, литераторы, сделали
мало, совпало с новым, как тогда говорили,
«отрезком эпохи» — с развитием стаханов-
ского движения;

Это были годы стенограммы... Стенограммы
долгих бесед, обрывочных разговоров, моно-
логов, диалогов... Вспомните книги, казав-
шиеся скучными тем, кто проворонил свое
время. Это очерки о людях. Ударники и ста-
хановцы стали живыми героями книжек 0.
правде.

Писать о людях было труднее. Очеркисту,
умевшему пленительно «отобразить» ла-.
зурные купола Самаркандской мечети или
дымное небо Донбасса, не всегда ‘улава-
лось показать особенности советского чело-
века. Где было найти слова, чтобы писать
о людях счастливого труда? О людях, до-
зревших до истинной творческой свободы
Простых и весьма сложных, малых и огром
НЫХ ЛЮДЯХ?

для книги и набрасывал многие первона-
чальные ее страницы. Я ходил по берегам,
как по родным местам, вглядываясь в лю-
дей, вслуншиваясь в их речи. И скоро. мне
уже казалось. что все, кого вижу, очень
близки тем, кто трудился здесь пятнад-
цать-восемнадцать лет назад. Это были
выросшие, возмужавние дети моих дру-
зей, раз’ехавшихся после окончания первой
стройки. Перед глазами проходило новое по-
коление энтузиастов, поколение, умудрен-
ное борьбой и страданиями войны. Они ви-
дели дальше и больше своих предшествен-
ников: история перевернула у них на гла-
зах великие страницы,

— Мы вас считаем днепростроевцем,—
сказал мне олин из крупнейших работников
строительства.

Никогда не испытывал я большей радо-
сти, чем от этих слов.
	Ожиданья и надежды окружающих обя-

зывают. Это вдохновляющая сила. От нее
нельзя уклониться. И мне стало совершен-
Но ясно, что не очерк, а ‘новый роман дол-
жен я написать, роман о возрождении
Днепровской гидростанции.
”Сколько раз в ‘историческом прошлом
опустошительные войны уничтожали ог-
ромные города — Тир, Сидон, Вавилон и
даже целые царства! Поверженные в прах
неведомые нам создания культуры заноси-
ло песком, черными земляными ураганами.
Они никогда не могли подняться и возро-
ДИТЬСЯ ВНОВЬ.

Я видел на берегах Днепра очарованного
Анри Барбюса. Помню. с каким изумлением
он, человек Запада, смотрел на огромный
разворот работ Днепростроя в самом на-
чале его возникновения. Как сейчас, вижу
восторг в глазах Барбюса в день пуска
гидростанции, 10 октября 1932 года, когда
на обоих берегах древней реки ликовали яр-
ко и празднично одетые десятки тысяч
людей. Перед Анри Барбюсом было Чудо,
созданное советским народом,

Всенародным чудом является и возрож-
дение днепровских сооружений,

Нам, советским писателям, выпала судь-
ба быть не только свидетелями, но и участ:
никами беспримерных событий истории.
Разве не потрясающе огромно, что стертая
с лица земли Днепровская гидростанция.
вырастает вновь и в лучшем, более совер-
шенном качестве, что она уже дала <вой
	Передо мною рисунок из популярного жур-
нала «Природа и люди» за 1914 г. Рисунок
фантастический, изображен корабль среди
льдов. Это — корабль будущего. При помо-
щи какон-то непонятной машины и особого
вещества, мгновенно растанливающего. айс-
бери, он прокладывает себе дорогу к
арктическим берегам Сибири. Так тридцать
с лишним лет назад, вскоре после гибели
Седова и за четыре года до удачного пла-
вания судна «Мод», тысячу дней пробирав-
щегося по арктическим водам в Тихий океан,
представляли себе путецествие по Северно-
му. морскому пути. Фантазия была беспоч-
венной, оторванной от науки. Да это и по-
нятно, если вспомнить, что даже Нансен,
авторитет которого был непререкаем, счи-
тал использование Северного морского пути
иллюзней.

Прошла треть века. В «Законе о пятилет-
нем. плане восстановления и развития на-
родного хозяйства СССР на 1946—1950 гг.»
в пункте 37, 2-го раздела сказано:

«Завершить в 1950 году работы по пре-
вращению Северного морского пути в нор-
мально действующую судоходную магист-
раль».

Путь через Северный Ледовитый океан
соединяет океаны Атлантический и Тихий.
То, что отважным людям прошлого казалось
великолепной мечтой, становится реаль-
ностью. Нетрудно понять, какая это огром-
Ban, благодарная тема для советского писа-
ля. .

«Обыкновенная Арктика», так назвал Bo-
рис Горбатов свою книгу, вышедшую еще
ДО’ ВОЙНЫ:

Сколько же надо было сделать в нашу
социалистическую ‘эпоху для того, чтобы
гибельная зона, «ледяная пустыня», как ее
называет в своей книге писатель-полярник,
сподвижник Седова — Н, В. Пинегин, стала
обыкновенной Арктикой.

Борис Горбатов — пионер новой темы.
Тема эта далеко не исчерпана. Она лишь
открыта перед читателем. То, что происхо-
дит в нашей социалистической Арктике, по-
служит основой для многих книг. А сколь-
ко других увлекательных книг могли бы
создать писатели, изучая материалы пяти-
летнего плана! Многое в этом великом пла-
не заставляет нас вспомнить о мечтах вели-
ких людей прошлого и о ©мелых проектах,
осуществившихся в нашу социалистическую
эпоху.

Менделеев писал о «единой топке», котб-
рая положит конец варварской зависимости
жилья или предприятия ‘от своего отдельно-
го источника энергии,

Недавно нам довелось побывать в насе-
ленном пункте Эстонии — Кохтла-Ярве.
Кохтла-Ярве — мрачное название. В пере-
воде с эстонского оно означает «гиблое Go-
лото». Теперь это место правильнее назвать
новым социалистическим городом. Предание
рассказывает, что поселенцы, оставленные
здесь по приказу Петра Т, начали склады-
вать печи из желтоватого, легко подлаю-
щегося обработке камня. К их ужасу, печи
загорелись. Так были обнаружены горючие
сланцы,

Кохтла-Ярве всегда была глухим забро-
шенным местом, Поезд останавливался
эдесь на минуту, чтобы выбросить мешок с
почтой. Эстонокая буржуазия, которая, по
саркастическому замечанию Виктора Кинги-
cena, «тяготилась игом своей независимо-
сти», поспешила передать сланцевый бас-
сейн иностранным концессионерам. Концес-
сионеры не стали тратиться. на передовую
технику. Они навезли сюда устарелое обо-
рудование. В сочетании с дешевыми рабо-
чими руками оно давало изрядный барыш.
Так, в глубине буржуазной Эстонии появил-
ся маленький Клондайк для иностранных
капиталистов. Коицессионеры  хозяиничали
хищнически. Самый ценный продукт перера-
ботки сланцев — горючий газ ‘они пу-
скали по ветру: В государстве, где промыш-
ленность постепенно исчезала, эту энергию
использовать было ‘невозможно. .

Граница 1920 года разделила. сланцевый
бассейн на два. Один из них был в намих
пределах. C. М. Киров, как известно, уде-
лял.ему неустанное внимание. По его ини-
циативе, в Ленинградской области начали
разработку сланцев. После того как Эсто-
ния стала Советской республикой, Ba
сланневых бассейна снова слились в один.

Летом 1944 года части эстонского нацио-
нального корпуса шли в рядах наступаю-
щей Советской Армии мимо Кохтла-Ярве
на Таллин. Среди эстонских стрелков были
шахтеры со сланцевых разработок. Они ви-
дели, как горели подожженные немцами’ до-
ма родного поселка, здания шахт, и дали
слово вернуться сюда после войны возрож-
дать разработки.

ea
	А ровно через год, еще до окончания вой
	ны`на Дальнем Востоке, Государственные

Комитет Обороны, — по предложению
ана neI7ertye 10-

О ЕЯ
	товарища Сталина, принял решение =
строить в районе сланцевых разработок ги-
гантский комбинат. Эта ’ задача гораздо
сложнее и величественнее, чем простое вос-
	становление разрушенных Немцами  Прел`

приятий. Предстояло построить комбинат.
we ent vavanrod we ИМО

Aue ee dh cow.

оснащенный передовой техникой, не имею”
щий себе равных по профилю во всем мире.

В районе Кохтла*Ярве создается «единая
топка» того типа. о котором писал Менде-
леев. Газ отсюда пройдет по подземным
трубам 230 км и будег обслуживать Ле-
нинград, Толка заменит тысячи вагонов ©
дровами и углем, тысячи цистерн с бензи-
ном, нефтью, мазутом. Она освободит ар-
мию лесорубов и грузчиков. .

Вся пеликая советская страна пришла на
помошь Эстонии, На’ строительной площад-
ке рядом с коренным жителем Кохтла-Ярве
можно увидеть уральца, шахтера из Под-
московья. из’Донбасса, сибиряка. Донецкие
шахтеры привезли в Эстонию невиданную
	здесь прежде врубовку.
	В ЗЕ

Мне пришлось слышать разговор до?
бассовца со старожилом. Приезжий шахтер
доказывал частью словами. частью зна-

Е о ь ‘ааа
	РТ ЗАМЕНЕ ЗЕ 99 RE ee ON
ками, ибо собеседник не очень хорошю пони-
мал по-русски, давно проверенные жизнью
преимущества врубовой машины. Под ко-
нец разговора он, Чтобы ободрить товарища
По новой работе, вспомнил:

— Ничего. У нас тоже не в один день
перешли на эту технику.

Август Юханович, вилевший врубовку В
работе, согласился с товарищем, HO Hepe-
щительна высказал. затаенную мысль _...
	ний становятся не фоном, а как бы «дейст-
вующим лицом», порою центральным. Это
линия наименьшего сопротивления. Такой
прием может обеспечить повести, роману, чи-
табельность, но никогда не сделает их со-
держательным. Мы ждем книг, посвяшен-
ных узловым вопросам нашей современно-
сти, а эти книги не могут появиться без
глубокого изучения важнейших сторон дей:
ствительности.

Путешествия по стране часто бывают пло-
дотворными и интересными, Но право же,
не всегда к значительной теме писателя
доставляет вагон дальнего следования. Не-
редко до нее можно добраться поездом
метро, трамваем.

Лет двадцать назад нефтяная тематика
была модной в западной литературе. Это
нетрудно об’яснить. Нефть — богатая до-
быча монополий, один из козырей в меж-
дународной политике крупных капиталисти-
	  ческих стран, и все, что связано с этим, слу-
	жило материалом для занимательного сю-
жета, для сцепления острых коллизий. Но
если факты, взятые из «золотой горячки»,
рождали в литературе характеры, привле-
каюнщщие своей силой, волевой закалкой
(Джек Лондон, Брет-Гарт), то произведения
9 $черном золоте» следа в искусстве не ос-
тавили.

У нас нефть не может служить источни-
ком личного обогашения. Возрождение Ба-
ку, которому так много сил отдал С. М.
Киров, было непосредственно связано с ре-
конструкцией народного хозяйства после
гражданской войны. Реконструкция Баку,
появление новых нефтяных баз — и на во-
стоке, и на севере, ив Приволжье — связа-
ны с укреплением мощи социалистической
державы.

Сколько у нас горячих энтузиастов этого
дела! У нас есть «летчики-миллионеры», но
есть и нефтяники, которые в поисках «чер-
ного золота» покрыли такое расстояние,
которого хватило бы на несколько круго-
светных путешествий. Про одного из них
мне говорили; что он не раз уже «обмотал
рулетку вокруг экватора». Ноу нас, к ве-
ликому сожалению, еще нет ни одной боль-
з-вироко известной-читателю книги о
рабочей армии нефтяников!

Надо изучать настоящее. Нало научиться
видеть будущее, грядущее. Такое умение
дается только тому, кто глубоко проникает
в суть процессов, свидетелями и участни-
ками которых мы являемся. Неред писате-
лем, в творчестве. которого прочно укрепил-
ся чувство нового, откроются широчайшие
возможности для работы,

непрострое
	ры на участках, гле погибли чудеса техни-
ческого зодчества, — это был не Дненро-
гэс, а какая-то неведомая планета, опусто-
шенная космической катастрофой и умерщ-
вленная навсегда, :

Весь долгий день, пока я смотрел фото-
графии, мне казалось; что я хожу по фанта-
стически огромному моргу, среди навален-
ных грудами мертвых тел.

Так началось мое знакомство с новым,
вторым Днепростроем.

Второй Днепрострой создаётся тысячами
девушек и молодых женщин, комсомолом,
молодыми коммунистами, демобилизован-
ными воинами Советской Армии, мысли ко-
торых еще полны отзвуков недавних битв.

Ф. Г. Логинов и секретарь партийного
комитета инженер А. А. Артеменко расска-
зали мне; как восстанавливалась плотина И
гидростанция, какие мучительные трудно-
сти стояли на пути, с каким напряжением
давалась каждая победа. Это была захва-
тывающая повесть о советском человеке,
преодолеваюшем препятствия, повесть ©
самобтверженности, смелости, мужестве,
отваке. об изобретательной человеческой
	   ! + г
’ мысли, о необыкновенных подвигах в борь-
	бе с грозной стихией. И я опять вошел. в
мир усилий и забот, проектов и достиже-
ний, в тот мир труда и мечты, каким живут
все истинные строители в нашей стране.

Со многими я встречался на строитель-
стве, беёселовал. Рассказывая о своей работе,
каждый человек в какой-то степени обна-
жал живую душу стройки, об’яснял тайну
успеха, героизма, В этом открылось мне
самое главное. Слушая эти рассказы, я По-
нял, что неожиданно приблизился к дра-
гоценному кладу. которым надо и можно
овладеть,

До этой ветречи у мёня было простое за-
дание; написать для Профизлата очерк о
восстановительных работах на Лнепрострое.
	`Но берега Днепра были для меня не толь-
	ко строительной площадкой. Это был мой
дом; здесь прошла значительная часть мо-
ей молодости, здесь я собирал материал
	В «Молодой гвардии» характеристика ка-
чественно нового в духовной жизни людей
подкреплена весомостью фактического мате*
риала и высокой художественностью.

Серьезное открытие естественно. Но пред+
сказать его нельзя, пока оно не сделано, по-
этому оно и «открытие». Конечно, линия,
идущая от истоков очеркового ‘и мемуарного
жанра, — не единственная, ‘по которой ной-
дет новаторство в нашей литературе. Но это
— верная линия и одна из главнейших.
	Истинное новаторство не одиноко. Почти
все наши лучшие книги послелних лет сотз
ворены из той же «материи», что и «Моло-
дая гвардия». Дело в сродности нового
творческого метода с новым качеством жиз-
ненного материала. Но. на долю отличного
мастера и выпала наибольшая удача,
	На новаторстве зиждется наша жизнь.
Каждый день тво рящейс я истории советской
	‚культуры богат исканиями и открытиями—
	от мельчаипих и бззыменных до весьма зна+
	`чимельных. Новая проба у заводской печи,
	книга Фадеева, доклад Клюевой и Роскина,
знаменующий переворот в онкологии, и де-
сятки ученых докладов, пусть и не столь
поразительных в иных областях, — ‘всё это
нати общественный быт.
	Новаторство — тип и образ нашей куль-
туры.
	животворящий ток от первой колоссальной
турбины!

Как поднять эту огромную тему?

Задача в высшей степени трудная и от=
ветственная. .

Умение ясно излагать сложные техниче+
ские проблемы с неба не падает. Это резуль-
тат упорнейшего труда и такого подхода к
теме, когда вся она до самых сокровенных
глубин становится достоянием писателя,
Все мысли, все заботы, связанные < задача-
ми быстрейшей индустриализации страны,
превращаются в неот’емлемо личные и. за-
полняют внутренний мир, как самое насуш-
ное дело.

Когда удается с такой силой и < таким
проникновением войти в строительную: за-
дачу, тогда получается умение «ясно излаз
гать сложные технические ‘проблемы».

Всегда есть много волнующего ине:
обыкновенного, когда  знакомишься co
строительством. Я целыми днями ходил по
зимним промерзшим берегам под резким се-
верным ветром, разговаривал на участках и
в дощатых конторах с инженерами, мон-
тажниками, комсоргами, бетоншицами, при-
плывшими на работу в лодках ю Днепру, и
с комсомолками, приехавшими из Челябин-
ской и из Свердловской областей. Теперь’
уже не процесс работ и не их хроникальная
последовательность интересовали меня. Из
множества людей я старался найти таких,
которые могли бы заселить страницы буду-
щей книги.

С Днепростроя я уезжал кладоискателем,
нашедшим несметные сокровища, уезжал ©
лихорадочными мыслями, бившимися в по-
исках способов, как скорей овладеть кла-‘
дом.

Опыт работы над «Покорением реки»
иногому меня научил, теперь я знаю, что
самое существенное в предстоящем“ начиз
нании. Надо чувствовать себя не’ только
	строителем гидростанциий. Но и одним из эт.
	ветственнеиших строителей советского го-
сударства, — это необходимо для того,
чтобы написать роман. ;

Передо мною долгий, тяжелый труд. Я
ИДУ К этому труду. как к счастью,
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
			Во Лворде культуры Мо-
сковского автозавода име-
ни Сталина открыт филиал
Государственной библиоте-
ки им. Ленина. До 400 че-
ловек — рабочих, служа-
цих, инжеперов, техников,
ремесленников, студентов,
	1 ломехозяек и лдлемобилизо-
	ванных воинов ежедневно
носещают библиотеку,

услугам читателей — oKo-
ло 50.000 книг — политиче-
ских, научных, техниче-
ских, художественной лите-
рагурьь справочников.

Зал библиотеки прекрас-
но оборулаван, лля посети-
телей устранваютея кон-
сультации,

Работники филиала про-
водят. читательские. конфе-
ренции. Особенно много-
люлной была конференция
по роману А. Фадеева «Мо-
лодая гвардия» с участнем
автора произведения,

НА СНИМКЕ: в читаль-
ном зале Филиала библио-
теки им. Ленина во Двор-
це культуры Автозавода
имени Сталина.
			Владимир ЮРЕЗАНСКИЙ
	гоман о Д
	Я написал о Днепрострое роман «Покоре-
ние реки». Почти полторы тысячи дней и
ночей это строительство со всем его слож-
ным героическим трудом жило во мне. Оно.
озарило мое существование новым светом.
Днепрострой стал моей личной судьбой, не-
забываемым событием жизни, одним из са-
мых главных этапов моей биографии.
	И вот, после потрясений войны, в конце.
декабря 1946 года, я снова приехал на 6e-
рега Днепра, где до немецког» нашествия.
величайшая из европейских гидростанций
мощным гулом оглашала степь. Там уже.
тридцать четыре месяца шли восетанови-
тельные работы, многое было расчищено,
поднято, возведено вновь, но следы неслы-
ханных разрушений еще били в глаза. у
меня остановилось дыхание, когда я YBu-
дел расхлестанный немецкими артиллерий-.
скими снарядами дворец главного управле-.
ния строительства — черные руины вели-
коленного некогла здания — и берега, за-.
валенные нагромождениями бетонного ло-’
ма. Все, что. изумляло и восхищало, вообра-.
жение в годы работы над «Покорением ре-.
ки», — все подверглось дьявольскому уни-
чтожению. Огшмеломительное чувство кру-
шения не только бесподобных созданий гид.
ротехнической мысли, но и крушения моей.
жизни охватило меня.
	Начальник строительства Федор Георги-
евнч Логинов показал мне фотографии
Днепрогэса после изгнания немцев. Вместо
прекрасного здания гидростанции я увидел
нечто непостижимое — искалеченный, по-
гнутый, чудовищно покареженный желез-
ный скелет, голый и черный, с безобразно
спутанными переплетениями. торчащими на
фоне неба. Страшные видения возникали
одно за другим: куски генераторов, трупы
турбин, напоминающие гигантские подвод-
ные существа, горы бетона, туфа. гранита,
песчаника, речных валунов, узлы арматуры.
конструкций, толстые стальные балки,
проломы плотины, разрывы шлюза, — иска-
леченные шлюзовые ворота, зияющие безд-
ны на месте стройных сооружений, крате: