ОВ. КОЛХОЗЫ Х ПОЛ
	_ЗА ХЛЕБ
	Из выступления
Геннадия ФИША
	В докладе на февральском Tinenyme LIK
BKII(6) top. A. A. Авдреев говорил, что
председателями колхозов должны быть. обя-
зательно люди © сельскохозяйственным об-
разованием, \ a

Значение этих слов станет для всех нас
особенно понятным, если мы вспомним, что
в Советском Союзе. насчитывается. свыше
200 ‘тысяч колхозов. Это и для вас, сидя-
щих в этом зале, и для нас, писателей,
чрезвычайно важное явление: крестьянская
тема ‘уже переплетается сегодня в нашей
стране < темой интеллигенции, становится
темой. интеллигенции, двигающей вперед
сельское хозяйство и, одновременно, науку,

Трагедия героев Глеба Успенского, Че.
хова и многих других русских писателей
заключалась в разрыве © народом, в не.
возможности служить нарюду, помочь ему.
Это приводило их к внутренней раздвоен-
ности, к отчаянию..

Но сейчас интересы правительства, инте.
‘ресы народа-и интеллигенции гармонически
совпадают. Советская. интеллигенция в кол-
хозах — организатор борьбы за хлеб, орга-

низатор новых форм жизни, новых побед
науки.

Мне вспоминаются некоторые книги со-
временных писателей о зарубежном кре-
стьянстве: романы американской писатель-
ницы Перл Бак «Земля» и «Мать», роман
американского писателя Стейнбека «Гроздья
гнева». ,

Перл Бак описывает в своих квигах
жизнь китайских крестьян. Она показывает
их крайнюю нищету и обездоленность, ко-
торые приносит им господство помещиков,
	А Стейнбек показывает, как источником
горя и несчастья американского фермерства
становится техника в руках капиталистов,

Безотрадную судьбу финляндских кре-
стьян изобразил недавно в своем роман
«Ветер с юга» советский писатель Эльмар
Г рин.

Во всех этих произведениях действуют
люди с яркими характерами. Но посмотрите,
в чем заключаются их мечты, за что они
борются? За право работать на своем клоч-
ке земли, не быть батраками! И в этой
борьбе они всюду терпят крушение, гиб-
нут: только перед героями Эльмара Грина
открываются какие-то перспективы.

Когда сравниваешь этих людей с нашими
колхозниками, то’ видишь, как отстали пер-
вые, как мелки их мечты, как примитивны
их мышление, их интересы по сравнению с
мышлением и интересами героев советской
деревни, не ставших еще, к сожалению,
полноценными героями наших романов.

Враги коммунизма часто. доказывали, что
коллективизация сельского хозяйства при.
ведет к обезличке людей, что колхозный
строй несовместим < разнообразием челове:
ческих характеров.
	„Действительность показала всю 606с-

юмысленность этих предположений и
утверждений. Она показала, что кол-
	хозная работа именно там лучше спо-
рится, где налицо люди ярких, больших х%а-
рактеров, в своем разнообразии дополняю-
щие друг друга. Не мне говорить вам 06
этом, — вы это, вероятно, знаете лучше
многих. Нужно быть. слепым, чтобы этого
He видеть. К глубокому сожалению. такие
люди встречаются и среди наших писате-
лей.

Необходимо. показать во весь рост новую
интеллигенцию колхозной деревни; интел:
лигенцию, которая рождается в боях за
коммунизм, разворачивающихся сейчас Ha
полях нашей родины,

Я не случайно говорю «з боях», не слу-
чайно говорю «сельскохозяйственный
фронт». То, что сейчас происходит на кол-
хозных полях, во многом, действительно,
ассоциируется с фронтами, и не только по
важности и значимости, но порою и по чи-
сто внешним признакам. Точно так же, как
задумывается огромная операция на фронте,
задумываются и проводятся огромные сель
скохозяйственные операции в деревне. Для
проведения их даются колоссальные техни-
ческие средства, приводятся в движение цё-
лые армии людей, осуществляется руковод-
‘ство многотысячными массами ‘из единого
центра, и так. же под испытанным, гениаль-
ным руководством партии, товарища Сталина
организуется победа.

В этой грандиозной фронтовой операции
не могут не принять участия наши писа-
тели, которые обязаны всегда быть на п®-
редовой линии огня, И нет никакого  <ом*
нения в том, что талант писателей, вклуо-
чившихся в борьбу за реализацию решений
февральского Пленума ЦК ВКП(б), рас-
цветет по-новому, как расцвел. талант дмно-
гих больших художников в дни Великой
Отечественной войны, когда они включи-
лись всем существом в освободительную
		ордена Ленина сельскохозяйственной академии имени К. А. 1имирязева
		ЗИТЕЛЬНОСТЬ

Я мог бы рассказать вам об одной девуш-
ке-зоотехнике, которая, занимаясь проблемой
красногорбатовской породы молочного CKO-
та, пишет свою диссертацию, работая в сов-
хозе, и проверяет положения своего труда
непосредственной практикой.

Я видел пожилого зоотехника, который
работает в этом районе 15 лет. Он всех
знает, авторитет его совершенно невидан-
ный. И свою жизнь он сумёл построить так,
что она не является каким-то подвижниче-
ством, — нёт, — он живет хорошо, куль-
турно. В настоящее время он занимает от-
ветственный пост. в районе, и, когда ему. го-
ворят в области, что ему легко, мол, рабо-
тать, он отвечает:—Да, мне легко работать
потому, что я здесь давно работаю, всех
знаю, я воспитал себе кадры.

И, когда мы с ним разговорились, он ме-
жду прочим заявил, что в лучших колхозах
района велико желание иметь своего агро-
нома. Колхозники говорят: «Нам не нужен
агроном, который живет здесь, как в коман-
‘дировке. Мы можем выполнить такое усло-
	вие: построим дом из пяти комнат, носадим
	сад, и если агроном хорошо, с пользой про-
работает десять лет в нашем колхозе, то
дом переходит в его собственность. Мо-
жешь его продать, подарить, отписать кому
тодно и даже можешь уехать из колхоза.
Чо, может быть, ты уже и сам не захочешь
покинуть наш колхоз».

Я встретил агронома, окончившего в свое
время Сельскохозяйственную академию им.
Тимирязева и работающего ныне по своей
специальности в деревне. Он говорит: я He
жалею, я не утратил своих знаний. Этот че-
ловек, живущий в таком отдаленном райо-
не—в курсе новинок сельскохозяйственной
литературы, и не только сельскохозяйствен-
ной. Он в этом колхозе ставит замечатель-
ные опыты и ‚вообще. хорошо ведет дело.
Колхоз у него хороший, и в обстановке не
только неурожая прошлого года, но и вооб-
ще неё очень богатых естественных условий
местности люди там прекрасно живут, Этот
агроном пользуется большой народной лю-
бовью. У него есть даже время и возмож-
ность заниматься тем, что не всегда доступно
«счастливцу», предпочитающему работу в
аппарате: он пишет книгу, пишет ее не
спеша, подбирает факты, проверяет их, на
блюдает жизнь.

Я рассказываю это к тому, что вопрос,
затронутый с этой трибуны, по-моему, очень
большой и серьезный. Нельзя отрицать, что,
‘к сожалению, у некоторой части нашей мо-
лодежи утрачен вкус к деревенской работе,
к жизни в селе. У нас есть еще часть мо-
лодежи, которая ‘удачу своей ‘жизненной
судьбы нередко связывает только’ с пребыва-
нием в столице, в большом городе. Повто-
ряю, что в этом, вероятно, значительная ви-
на нашей советской литературы, которая еще
очень мало и слабо пишет о деревне,

Я закончу пожеланием вам успешного
окончания этого высокого ‘и авторитетного
учебного заведения, Я пожелал бы вам най-
ти свое истинное счастье, истинное призва-
	ние в той ‘работе, для которой вас готовит
советское государство.
	‚рем скорее мы снова встретимся ¢ вами,
с теми, кто в большинстве своём наверняка
ABATC A TepoamMa романов, повестей, поэм и

стихотворений, которые мы должны еще на-
писать.
	Я постоянно напоминаю своим слушате-
лям: «Наблюдайте природу, изучайте eel»
Если писатель говорит о природе, то уж он-
то тем более должен знать`досконально то,
о чем он хочет рассказать. В книге Овечки-
	Ha жаворонки поют до рассвета, Я когда-то
	пас лошадей, и жаворонков до рассвета не
слышал. Вот я и думаю: может быть, я от-
стал от жизни? Может быть, появились ка-
	poe
  KHO-HROV AS новые, так сказать, передовые
	жаворонки?

Почему М. Пришвин прекрасно, убеди-
тельно пишет о природе? Потому что он
изучил ее. Писателю нужно помнить, что
всякие неточности в книге могут подорвать
У читателя доверие и интерес к ней.

Когда Спивак едет на ‘фронт через Киев
на запад, к Карпатам, автор поясняет: «Был
май месяц, разгар весеннего сева в колхо-
зах», хотя известно, что на юге в конце ап-
реля—начале мая сев уже кончают.
	Непонятно также, почему агронома Пет-
ренко он называет «агрономом-интенсивни-
ОМ».
	Товарищи писатели! Если вы работаете
над произведениями на колхозные темы и в
чем-нибудь сомневаетесь, если вам ‚нужны
будут какие-либо дополнительные справки,
милости просим к нам, в Тимирязевскую
	академию, — мы © радостью вам поможем.
	0б этом. И нам вспомнились два произве-
дения Петруся `Бровки. В дни войны Бров-
ка воодушевлял белорусского колхозника
—<будешь сеять». Ныне Бровка написал
поэму «Хлеб» — картины мирного труда
на земле, возвращенной пахарям  Белорус-
сии. Уже появились новые белорусские
повести о жизни в послевоенной деревне—
Алеся Стаховича «Под мирным небом», не-
большая повесть «Горячий август» Ивана
Мележа, писателя, недавно выступавшего в
Москве на Всесоюзном совещании молодых
‘авторов. В Минске готовят к постановке
пьесу А. Белевича «Красная горках — 0
колхозниках. восстанавливающих хозяйство.

Для нашей современности характерно, что
представители самых широких слоев совет-
ского народа, окрепшего в испытаниях Ве-
ликой Отечественной войны, стали государ-
ственно мысляшими. люльми.
	Однако лишь немногие. писатели увидели
а показали эти новые черты характера <о-
ветского человека на примере колхозной
деревни. Особенно бедна наша современная
литература образами жеёнщины-колхозницы.

Три, четверти века назад великий рус-
ский поэт Некрасов говорил о судьбе. мно-
гострадальной русской крестьянки:
	Века протекали ве к счабтью стремилось,
Вее в мире по нескольку раз изменилось,

’ Одну только бор изменить забывал

° Суровую. полю крестьянки!
	Не бог, а рабочие и крестьяне, под руко-
	водством партии Ленина — Сталина, трид*
цать лет назад взявшие власть в свой ру-
ки, изменили эту долю, поставили кресть-
янку на широкую дорогу жизни, открыли
перед нею все пути.

Об этой изменившейся женской поле, о
женщине, воспитанной колхозным строем,
о вовлечении крестьянки в общественную
жизнь страны хотел рассказать Трои
Медынский в повести «Марья».

Многие. черты советокой женщины-кол-
хозницы обрисованы автором правдиво и
убедительно. Его героиня привлекает чита-

телей силой воли, чувством долга, заботой
об общем деле, Дббротой, Но, показав, как
новые, социалистические условия изменили
«суровую долю крестьянки», Медынский,
как мне кажется, измельчил тот тип «вели-
чавой славянки», о котором писал Некрасов.
Вель даже в то трудное время Некрасов
показал свою крестьянку во всей ее поэтич-
ности, показал красоту ее трудовой жизни.

Как ни часто приходилося
Малолине невтерлеж.

*
	Нод косой трава валилаея,
Нол сёрном горела рожь.
	Читательская конференция „Литературной газеты“ в Московской
	Сюжет повести несложен, но в ней так
много героев, что автор не успевает их
раскрыть, ‘а читатель — запомнить. Таков
Иван Ильич — секретарь райкома. Мы не
чувствуем в нем подлинного руководитёля,
приходится верить автору на слово, А ведь
секрётарь райкома. — один из. главных дея-
телей колхозной жизни.

Вегло и поверхностно описывает Медын-
ский такое важное событие в жизни герои-
ни, как прием в партию. Автор Здесь огра-
ничивается лишь простой констатацией фак-
та, не показывая глубоких душевных пере-
живаний Марьи. ,

Неожиданное появление, как бы «в награ.
	  ny» героине, на последней странице пове-
	сти мужа Марьи—Семена, считавшегося по-
гибшим, раздражает своей притянутостью,
полной и очевидной ненужностью,
`Беглоствь в характеристике действующих
лиц и событий неизбежно приводит Медын-
ского к распространенному в колхозной ли-
тературе стандарту. Шлохой председатель
колхоза в этой книге, как и в других, —

мелкий жулик, пьяница. Счетовод — бес-
цветная личность, тоже пьяница, с уродли-
вой внешностью, Фомич — явное подража-

ние деду Шукарю, с его прибаутками, на-
до признать, довольно. неудачными,

Непонятно, почему автор считает, что чем
нелепее, грубее язык персонажей, тем народ-
`нее он будет звучать.

«Чеши, дядя, пока бобик не догнал!», —
взвизгнул Фомич, услыхав © Сталинград:
‘ской победе.—Теперь ему что? Ноги под-
мышку и винтуй! мы ему — в хвост, в
заднюю местность, да так, чтоб ни слуху,
ни духу, ни костей, ни вестей не осталось!»

Вообще автор почему-то весьма часто
вспоминает о хвостах: =

— Держи хвост козырём!-—-так тот же Фо-
мич найутствует Марью на пост председате-
ля колхоза. :

— И как тебе не надоест в’ охвостьях
быть? — урезонивает Марья Соломониду,
итд. uo

Повесть Медынского написана на очень
важную тему, которая особенно близка нам,
специалистам сельского хозяйства. Тем бо-
лее обидно, что’ она не может удовлетво-
рить читателя.
	Разве много у нас в колхозе таких лю-
дей? Разве о них надо печатать рассказы в
«Молодом колхознике» в то время, как ©
подлинных героях колхозных полей жур-
нал ‘не печатает ничего?

Да к тому же и рассказ этот до того не
интересен, что его дочитать до конца
трудно:

Из всех рассказов, напечатанных в «Mo-
лодом колхознике», мне понравился только
Олин — А. Левченко «По дороге на свадь-
бу». . .

Колхозник с женой отправляется на
свадьбу. По дороге их застает дождь, на-
летает вихрь, Который опрокидывает две
копны сева соседнего колхоза. И. вместо
того, чтобы ехать. на праздник, колхозни-
ки останавливаются и собирают сено. По-
моему, в этом рассказе хорошо показана си-
ла труда. Перед нами — живые образы;
люди пренебрегают своими личными инте-
ресами ради общественных.

Но для «Молодого колхозника»  харак-
терно, что даже в этом рассказе труд по-
казан только... по дороге на свадьбу.
хотелось бы видеть на страницах журнала
повседневный труд молодежи, образы, по-
добные Кондрату Майданникову. Помните,
как он говорит: «С фонарем буду пахать, а.
вспаигу то, что нужно».

Хороших стихов в журнале очень мало.
Мне, например, стихи, помещенные в «Мо-
лодом колхознике», не хочется перечиты-
вать, а тем более — заучивать наизусть. Мо-
жет быть, поэты считают, что в этом жур-
нале можно печатать все то, что у них не
принимают другие редакции? .

Вот стихотворение П, Комарова «Ночлег
в степи». Может быть, я не понимаю, но
мне кажется, в нем очень мало смысла. Ви-
димо, только упоминание о телега застави-
ло редакцию поместить это стихотворение
в. «Молодом колхознике». Я думаю, Чо и
стихотворение «Маргаритка» напечатано в
журнале лишь потому, что оно называется
«Маргаритка» и, как, вероятно, думает ре-
дакция, имеет отношение к растениевод-
ству.

Содержание журнала должно отвечать
его названию, его внешнему ‘оформлению.
Надо, чтобы редакция журнала думала и
о досуге молодежи. Надо печатать в нем
небольшие пьесы, которые можно  поста-
вить на колхозной сцене, частушки.
	ОБЕДНЕННЫЕ ГЕРОИ
	Н. ДРОБЫШЕВСКАЯ, студентка
	УТВЕРЖДАТЬ НОВУЮ ДЕЙСТВ
		Сегодняшняя конференция самым фактом
своей работы, конечно, обязана постановке
тех насущных задач сельского хозяйства,
которые всех нас сейчас занимают. И поэто-
му совершенно закономерно говорить и о
той литературе, которая имеет ближайшее
практическое отношение к проблемам сель-
ского хозяйства, с его современной агротех-
нической стороной, с его высокой организа-
пионной культурой, :
	И, конечно, в этом смысле первое место,
на мой взгляд, принадлежит хорошему,
дельному очерку. Появление романа или по-
вести — это дело не такое частое, а хороший
очерк, освещающий тот или иной участок
сегодняшней нашей сельской действитель-
ности, — это то, что нам легче организовать.
	Здесь уже были призывы со стороны пи+
сателей к вам-будущим агрономам, буду-
щим специалистам сельского хозяйства:—0
том, чтобы вы сами также писали. Я при-
соединяю свой голос к этому призыву,
	О Е КРАСА о Еда ИБЕРИ ПЕ пра ДЕ 9

том, чтобы вы сами также писали, Я при-
‘соединяю свой голос к этому призыву.

` До войны у нас была переиздана известная
книга А. Н. Энгельгардта «Письма из дерев-
ни», которую очень ценил В. И. Ленин. Это
записки практика-агронома передовых для
своего времени взглядов, который хозяйст-
вовал на Смоленикине, Замечательно. то, что
эта книга такого прямого практического на-
значения обладает совершенно неоспоримы-
ми и несомненными художественными до-
стоинствами. Читается она < болыщим ин-
тересом. В ней очень красочно и очень об-
стоятельно дана картина деревенской жиз-
ни пореформенной эпохи. Даны очень хоро-
шие, запоминающиеся характеры, мужиков,
вся подноготная жизни, чуть ли не научное
исследование о том, какие щи мужик любит,
итд # . .
	Именно так часто и бывает: подлинно
значительное произведение рождается не
из’ авторского нредположения, Ато он напи-
шет замечательную книгу, а из прямой

Практической задачи, которую ставит себе
писатель.
	Необходимым условием создания таких
произведений является, конечно, глубокое
знание действительности, Очень справедли-
вы здесь были замечания насчет неточно-
стей; допускаемых писателями в произведе-
ниях, посвященных сельскому хозяйству. По-
истине достаточно одной фальшивой детали,
чтобы уже не верить автору на всем протя-
жений его повествования.
	На-днях я читал одну рукопиеь автора,
не сказать, чтобы молодого. У него крестья-
нин запрягает коня, чтобы привезти дрова,
и тут обнаруживается, что из всего процес-
са запряжки лошади автор знает только. од-
Но, что там затягивается и подвязывается
супонь. И оканчивается у него неизменно
этой супонью. Стал запряагать! — затянул и
завязал супонь; происшествие на дороге:
развязалась супонь; приехал в лес, поставил
лошадь, развязал супонь и т. д. СЛовом,
упрек относительно неточного, недоскональ-
ного, бедного знания некоторыми авторами
сельской жизни совершенно справедлив. Но
нужно помнить, ЧТО ОДНИМ ЭТИМ дело не ре-
шается, ибо тогда было бы достаточно изу-
чить какую-нибудь область жизни во всех
ее технических подробностях и деталях, и
перед нами явился бы писатель. Это не так.
Нужно еше то, без чего хорошая книга не
	Так же, как и т. Борин, я с большим ин-
	тересом прочитал книгу В. Овечкина «С  .

фронтовым приветом», Читается она хорошо:
	автору ‘удались образы командиров-фронто-
	виков Спивака и Петренко. В своей повести

он скаЗал много правильного о жизни и ра-
боте колхозов, о том„ что после войны наши

колхозы должны работать еще лучше, так,

чтобы «никто и ничто не мешало нашим пе-

редовым труженикам развернуться во ‘всю

силу», чтобы не было у нас «старой боляч-

ки отстающих колхозов».

Повесть написана, как послание с фронта
в тыл. Командир Спивак записал свои мыс-
ли и мысли своего друга Петренко в тет-
радку, свернул ее в трубочку и послал бан-
деролью в свой родной район. На этом про-
изведение кончается. Что было дальше, мы
не знаем. А меня, как читателя, интересуют
не только эти отрывки из записной книжки,
я думаю, что должно быть продолжение, и
жду его.

При защите диссертаций у нас обычно на-
чинают с похвал, отмечают то ценное, что
есть в работе, а затем уж говорят: но... Раз-
решите и‘мне сейчас перейти к этому «но».
Мне кажется, что в книге Овечкина фразы
иногда тяжеловаты, Абсолютно непонятно,
зачем автору нужно употреблять в своем
произведении такие слова, как «сукин сын»,
		Из выступления
А. ТВАРДОВСКОГО
		может. появиться, — нужен, попросту, та-
лант, одаренность автора.

Сила художественного произведения не
только в прямом его призыве к какому-то
действию. Сила его, особенно в наше время,
еще и в том, чтобы в ярких, конкретных ху-
дожественных образах была закреплена,
утверждена новая складывающаяся дейст-
вительность. Новая действительность, рож-
дающаяся в трудностях, в многообразных
своих видах и явлениях, крайне нуждается
в таком закреплении и, так сказать, под-
тверждении искусством.

К примеру, всем вам известно произведе-
ние Шолохова «Поднятая целина». До появ-
ления этого романа для множества людей
представления о колхозах, об. этом особом
мире, Который оформлялся перед нашими
современниками, ограничивались общими
сведениями и понятиями о классовой борьбе
в деревне, о новом строе, который утверж-
дается в жизни.

И как расширились наши знания, больше
того, наши представления о существенности,
жизненности этого строя на нашей совет-
ekod земле; когда появился роман Шолохо-
ва

И нынешней литературе предстоит такая
задача — утверждение средствами художе-,
ственного слова сложных, трудных и вели-
чавых в историческом смысле процессов, ко-
торые происходят сейчас, — восстановление
и под’ем хозяйства в послевоенную пору.

Хорошая ‘литература обладает еще одним
свойством. Когда вы читаете настоящую,
поистине художественную книгу о чем-то,
даже далеком от вас, или о чем-то, что. но-
сит характер неимоверных трудностей, ис-
пытаний, лишений, то является желание пе-
режить это самому, как бы это ни было
трудно, как бы это ни было тягостно в
судьбе литературного героя.

Сколько юношеских читательских сердец
волновалось, например, картинами освоения
Севера, и сколько было тяги к этой жизни,
стремления пережить, повторить жизнь ге-
роя! То же самое можно. сказать о военных
повестях и романах.

Жизненный подвиг героя книги вызывает
стремление читателя повторить этот подвиг,
испытать все то, что испытывал герой.

И, между прочим, вина нашей современ-
ной литературы в том, что образами своих
книг, примером героев далеко не всегда она
заставляет нашу молодежь любить деревню,
мечтать о работе в деревне. Литература на-
ша не сумела еще передать: притягательно-
сти, обаяния той действительности, среди
которой вам жить, работать и осуществлять
свой жизненный подвиг,

Я совсем недавно был в одном районе
Владимирской области и там встретился с
интереснейшими людьми. Люди эти различ-
ны по своим доляеностям, по своему профес-
сиональному профилю, но они давно осозна-
ли свое пребывание в деревне, свою работу
там, как свое жизненное призвание. И в
этом. была такая красота, такое из этого
возникало человеческое духовное богатство
личности, что просто залюбоваться! ‘
	оют ли жаворонки до рассвета?
	°
_ В. ХАРЧЕНКО,
	профессор

©

А героине Медынского, живущей в наши,
исполненные подлинной поэзии дни, чужда,
к сожалению, эта радость труда. В ее об-
лике нет той душевной красоты и одухот-
воренности, которые свойственны советской
женщине. Образ колхозницы оказался обед-
зенным.
	‚ Я прочитала несколько номеров журнала
«Молодой колхозник». издаваемого для
сельской молодежи. Журнал хорошо офор-
млен; яркая обложка, ` на ней — картинки
из жизни молодежи в деревне, показаны
люди в.труде, — на тракторе, на комбай-
не, в поле, На первой странице одного из
номеров приведены высказывания великих
людей о труде. Среди них замечательные,
полные глубокого смысла слова Горького:
«Труд это источник всех радостей, всего
прекрасного в мире».
	Уже все это настраивает известным об-
разом = журнал хочется читать.
	Но переворачиваешь страницы, доходишь
ло литератуоных произведений, и желание
это пропадает. Начинаешь понимать, что
тема журнала лучше“всего выражена на
его обложке. Из. художественных произве-
дений молодой колхозник исчезает, его Ме-
сто занимают какие-то случайные: люди.

Вот, например, рассказ А. Перегудова
«Мельница». В нем изображен &тарый мель-
ник. Рассказ вялый, неинтересный, старик
очень стандартный, мы о таких много раз
уже читали. А ведь журнал, в котором по-
мещено это произведение, называется «Мо-
лодой колхозник». ,

Художественные произведения журнала
болыней частью мало связаны с жизнью
деревенской молодежи и, по-моему, не мо-
гут заинтересовать молодых колхозников,
а тем более — способствовать их воспита-
нию, росту, развитию. Даже в лучших слу-
чаях, когда описывается молодой человек
деревни, очень редко изображается труже-
ник полей. В рассказе А. Гапоненко «Дом
родной» демобилизованный воин, вернувший-
ся в деревню, начинает работать плотни-
хом. А ведь как хотелось бы прочитать,
например, ‘о бригадире колхозной бригады,
работающем на полях, борющемся за уро-
жай. В рассказе Гапоненко показан ` еще
один молодой Человек, также демобилизо-
ванный; изображен он каким-то дурачком.
Он давно вернулся из армии и не работает
— ждет, когда ему предоставят хорошую
должность. Он был старшим сержантом и
в колхозе хочет быть не меныше, чем зав-
хозом, или, по крайней мере, кладовшиком.
Но когда ему предлагают доложность кла:
повщика, он, увидев  конторские- KBUTH,
пугается и, в конце концов, тоже ‘идет. ра-
Gorath плотником,
				По дороге на свадьбу...
	Г. МАЛЫШЕВА, студентка
		«сволочь», «хреновина» и т. д. Разве это по-
могает нам воспитывать молодежь? Или
приведу еще такой пример: капитан Спивак
говорит одному из’ своих бойцов: «Не Ум-
решь ты своей смертью, Завалишин, как я
вижу. Если не убьет тебя немец на фронте,
так дома, когда вернешься, жинка на радо-
стях меж колен задушит». А. боец отвечает:
«Не задушит, товарищ капитан, у меня жин-
ка старая». Ну, скажите, зачем писать такие
вещи? Разве они увеличивают художествен-
ную ценность книги, улучшают ее? Я чело-
век старый, читаю и думаю: «Не следовало
бы автору это печатать» (Голоса: «Правиль-
но!» Аплодисменты). :

Советский писатель не должен забывать
о том, что он призван воспитывать нашу
молодежь.
	В повести В. Овечкина часто встречаются
далеко не литературные выражения. Писа-
телю, употребляющему в своем произведе-
нии слова «похристобратски», «житуха»,
«заимеем», «зудеж», «чекан», следовало бы
в скобках пояснить значение их. А еще луч-
ше не ‘употреблять такие слова!
	Пуеть минерал поет хоть тенором, хоть
басом, пусть риторические факелы освеща-
ют.холод дальних веков, а нам покажите
Ибрагимовых! Покажите живых героев из
15.000 демобилизованных офицеров, cTaB-
ших председателями колхозов! Покажите
Героя Советского Союза Ахметжана Шу-
курова, работающего в узбекском колхозе,
Героя Советского Союза Джакинбека Ма-
хамбетова, одного из первых воинов, фор-
сировавших Днепр, ныне — председателя
казахского колхоза.
		ОЛЬШОЙ ГОРИЗОНТ о
	прошлое «возвышает». Когда автор превос-
ходных романов из жизни крестьянства С.
Айни пожелал воодушевить таджика Ha
бой с немцами, он изобразил не гитлеров-
nes, а... чингисханцев  («Тимур-Малик»).

Но вот прошло два послевоенных года,
На-днях вышел в свет таджикский сборник
«Великий день»; он посвящен выборам 1947
года в Верховный Совет республики. Чита-
тель хочет увидеть в этой книге новых лю-
дей, прошедивих испытания войны. Но вместо
этого мы получаем «обновленную» старин-
ку, снова читаем о «земле предков», вооб-
ще о Дарвазе и вообще о Гарме, о Курган-
тюбе. О прославленной сборщине хлопка де*
вушке из Гарма мы узнаем, что она хоро:
ша — и только. Прел нами картина Па-
мира — «крыши мира», освешенного’ лу-
ной. Поэт Миршакар ко дню выборов,
состоявшихся в 1947 году, предпринял
«разговор < родником», в котором уча
ствует поэт Х века Носир Хиерав. В
стихах Амин-заде «Саодат» описан «вино-
градник густой», но это всего лишь вино-
градник густого красноречия, и девушка
Саодат — не работница земли, а «солнце в
сравнении с луной». Стихи Абдусалома
«Героям хлопковых полей» ничего не рас-
сказывают о труде и чувствах хлопкороба;
мы узнаем из них только об аллегориче-
ской способности людей. «как факел го-
реть, не сгорая в труде и в 69», либо о
том, что ато три нормы дают храбрецы»,
что они работают «на полях, соревнуясь
друг с другом — звено со звеном», что
«хлопок нужен для родины, так же, как ну-
жен металл», т. е. узнаем. по. существу до-
вольно общие положения, Из «Родного киш-
  лака» Ашимрата Назарова осведомляемся о
сборе дынь, о танцах, об отблеске кетменя,
а ведь речь идет как будто о хлопковом
колхоза.
	- Так авторы отделались общими словами,
не увидев деревенского жителя, человека
новой сталинской пятилетки. А между
‚тем в таджикскую деревню вернулись Ге-
`рои Советского Союза, В. сеседнем Узбеки-
и председателем колхоза избран канди-
“дат сельскохозяйственных наук 108. Ибра-
а Вряд. ли в колхознике, которого он
‚будет учить принципам агрохимии, тов. Иб-
  рагимов увидит «горящий факел»; а-не жи-
вого человека. .
  Люди-«факелы», люди-«лебеди» относят-
ся K TOMY же ряду, к какому принадлежит
	«поющий минерал» Степана Берховенского в
‚ романе Достоевского,
	ный от немцев совекий запад гнали молоч-
ный скот и лошадей» везли вагонами породи-
стую птицу. Проявления дружбы фронта и
тыла были совершенно конкретны, а пото-
му и сюжетны..

2. Е

Все братские литературы ‹жветила боль-
шая любовь советского человека K_ CO-
ветскому человеку. Книга Павло Тычи-
ны «Гворча сила» с особой привлекатель-
ностью и поэтической ёмкостью открывает
дружбу советских народов; у ‘одного ору-
дия — белорусс, грузин, башкир; в юдном.
танковом экинаже — русский, армянин,
украинец, казах, Та же творческая сила
братства советских людей раскрыта в рас-
сказе С. Рагимова  «Медальон»: здесь
дружат пилот-азербайджанец,  пехотинец-
армянин, кавалерист-донской казак и т. д,
Той же теме. посвящена пьеса Зейнала Ха-
лила «Мщение». Ражден Гветадзе в своей
новелле тепло и живо изображает грузин в
украинском прифронтовом селе. Украинцу
посвятил новеллу «Месть» Серго Клдиаш-
Вили.

Правда, герои большинства этих и других
произведений живут еще сами по себе,
словно приноднятые над родною землею,
их характеры несложны, они лишь очерче-
ны и подчинены некоей схеме. Многие пи-
‚сатели почувствовали моральную среду,
обеспечившую высокие трудовые дела, но
еще не увидели больших характеров. Мы
встречаем в грузинских новеллах. людей
русского села Климовки, смоленского села
Сергеевки, но в этих новеллах К. Лордки-
панидзе и Г. Натрошвили акцент постав»
лен преимущественно на встречах, а не на
делах людей.

Тема побратимства стала в годы войны
‚любимой и в литературах народов Сибири,
Поволжья, Средней Азии, но, повидимому,
тогда еще не пришел тот час№когда писа-
тели могли бы почувствовать живой, мно-
гомерный образ человека.

Два года назад критик и драматург С.
Улуг-заде, в числе других, писал о том,
что напрасно таджикские писатели рядят
советских солдат в древние шлемы, снаб-
	жают в борьбе с гитлеровцами. устарелым.о
	оружием: ‘

Улуг-заде был прав. Нельзя вооружать
стрелами снайперов, занявших на состяза-
ниях первое место и в совершенстве вла-
деющих автоматом. Точно так же нельзя
изображать таджика старинным «сеятелем»,
словно деревянный омач (соха) — поэтич-
ней многолемешного плуга, словно уход в
	Против упрощения
		допент
	„Гл. Успенский писал: «Нюэзия  земле-
дельческого труда — че пустое дело. В
русской литературе есть писатель, котеро-
го невозможно иначе назвать, как поэтом
‘земледельческого труда — исключительно.
Это — Кольцов: Никто, неё исключая и
самого Пушкина, не трогал таких ноэти-
ческих струн народной души, народного
миросозерцания,  воспитанного  исключи-
тельно в ‘условиях земледельческого тру-
па, как это мы ваходим у поэта-прасола.
Спрашиваем, что могло бы вдохновить хо-
тя бы и Пушкина при виде пашущего
пашню мужика, его клячи и COXH?>.

Сопоставляя эти два столь неравновели-
ких таланта, Успенский об’ясняет силу
Кольцова тем, что Кольцов был связан с
землею, а Пушкин — «человек иного кру-
ray. :
	Наши крестьяне совершенно отличны OT
крестьян, которых имел в виду Успенский.
Об этом очень хорошо <казал новатор
колхозного земледелия. Герой Социалисти-
ческого Труда П. Ф. Варивода; . «Дальше
захвата своей косы ничего не видел кресть-
янин, А теперь окидываешь взглядом всю-
то советскую страну из. конца в конец».
Миросозерцание советского крестья
включает многие городские интересы, оно
доступно любому нашему писателю.

Книги о колхозной жизни, написанные
Пюлоховым, Панферовым, Замойским и дру-
тгими, с равным интересом читают горожане
и колхозники. «Поднятая целина» стала
популярной во всем мире именно по-
‘тому, что < большой выразительностью от-
крыла новое миросозерцание, обновленную
поэзию земледельческого труда, открыла,
мто колхозник = человек многосторонних
интересов, и дела ее ему кровно
близки.

В среде любого из советских народов
есть свои Макары Нагульновы, свои Раз-
мётновя и Майданниковы, Они с юсобен-
ной силой почувствовали свое братство в
дни войны и на фронте, и в тылу, когда в
Киргизии и Узбекистане так верили в на-
шу конечную победу, что выращивали семе-
не сахарной свеклы для украинских. полей,
‚еще занятых в то время немцами, когда со
всего востока нашей страны, на освобожден-

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
9 — Ne 13
	О русском колхозном крестьянстве на-
писано много произведений, но мы очень
мало знаем © том, что ‚делается в селах
братских народов нашего Союза. В этом
году вышла книга киргизского писателя Ту-
гельбая Сыдыкбекова «Темир». В романе
показана классовая борьба в деревне в пе-
риод. коллективизации. Киргизская знать—
богачи, кулаки, об’единившись с басмачами,
противодействуют введению коллективиза-
ции. Эта тема известна нам по «Поднятой
целине» Шолохова.

Но классовая борьба в романе Сыдыкбе:
кова представлена в несколько смягченном
виде. А ведь мы знаем, что в Киргизии, как
и в других местах, враги боролись с колхо*
зами не на жизнь, а на смерть.

Нам известны колебания Островного в
«Поднятой целине»: поэзия крестьянского
Труда может иногда захватить человека так,
что он временно забывает свою кулацкую
природу, пранда, в конечном‘ итоге, оста-
ваясь верным этой проклятой природе. Но
здесь. не то. Сын богача Конкаргаев вдруг
начинает почему-то колебаться: «Напрасно
я сомкнулся с кулаками», — соворит он.

`Почти так же примитивно изображены #
советские. люди. Я не был в Киргизии и не
могу сказать точно, какие там юноши и Me
вушки, ‘но я встречался здесь с представи»
телями этого братского народа и ‘знаю, что
у них сложные и разнообразные характеры,
а в романе Темир показан весьма неглубо»
ко, его внутренний мир не раскрыт.

Молодой человек хочет уехать в город
учиться, но. потом по просьбе матери остает-
ся. Очевидно, решение пришло к нему не
без внутренней борьбы, однако автор этого
не показал. _ :

В нашей литературе ‘уделяется мало вви-
мания женцтине, ее переживаниям и чувст-
вам. Девушке Куляй в романе «Темир» гро-
зит опасность: ее сватает негодяй Конкар*
гаев. Куляй не хочет выйти замуж за немо-
лодого, чуждого ей человека. Она любит
Темира. Об ее переживаниях в романе ска-
зано бегло на 2—3 страничках.

Мне представляется, что роман Сыдыкбе-
кова недоработан.

О поэзии обыкновенного землёдлельческо-
го труда написано еще мало. Необходимо,
чтобы наша молодежь, читая стихи, романы
и повести, прониклась интересом и любовью
< деревне, к ее повседневной трудовой жиз-
ни, почувствовала красоту и в трудностях,
и в победах колхозного труда,
	И все же чувство, нового побеждает.
Оказалось, что автор повести о Низами
Мехти Гусейн хорошю знает колхозную
деревню и теперь публикует в литератур-
ном журнале «Инглаб ве медениет» свой но-
вый роман «Сердце». В романе — большая
галлерея лиц, живописно обрисованы наши.
современники, колхозники, звеньевые, ди-
ректора МТС, сборщица хлопка и т. д.

Стихи многих татарских поэтов наполни-
лись реальными образами деревенских лю-
дей. В стихах Ахмеда Ерикеева живо изо-
бражены трактористы, сборщики урожая.

Появились первые украинские. произведе-
ния о послевоенной деревне, повести М.
Стельмаха, К. Гордиенко, новый роман Ю.
Яновского «Живая вода». В этом романе
увлекательно изображена. деятельность
боевого полковника, ставшего после вой-
ны во главе колхоза; произведение написа-
но в свойственном Яновскому приподнятом
романтическом тоне и вместе с тем богато
новыми, яркими жизненными наблюдения-
МИ. а
	Наши писатели имеют особое жизненное
право на романтику, так героичен труд
колхозников, жадно взявшихся за работу
с первых же дней восстановления!

Такие люди дают право и Юрию Янов-
CKOMY писать романтически приподнятые
страницы романа, и профессору С. Колес-
неву в выступлении на читательской конфе-
ренции «Литературной газеты», состоявией-
ся в Академии им. Тимирязева, требовать
от писателей и вдохновения, и особой зор-
кости, и поэтического внимания к челове-
ку. «Мы, агрономы, — сказал профессор,
—= сами умеем писать протоколы, а вы пи-
шите живо и сильно, включите литерату-
ру, как комбайн в работу, наблюдайте
жизнь деревни во всем ее многообразии».

Мы слушали на читательской конферен-
ции «Литературной газеты» выступления
профессора В. Харченко, доцента А. Сави-
ча, слушали студентов, Они вое говорили
	Как всякая математическая задача про-
веряется от конца к началу, так проверяет-
ся жажда многомиллионного советского чи-
тателя, его поиски. новых произведений о
жизни колхозов на нашем европейском и
азиатском континентах. Эта жажда подлин-
но серьезной литературы открывается во
многих наших республиках. Вот. к приме-
ру, Дагестан. Республиканский Радиокоми-
тет ежедневно вещает для городов респуб-
лики на русском и кумыкском языках, а в
Аварию — за двести километров в горы
время от времени передают литературный
радиожурнал. В двух номерах этого журна-
ла были переданы отрывки из романа Aca-
дуллы Магомаева. То были страницы о
	Е ИАС. В УЕ © ПраАЗАНИХ $
героическом, опасном для жизни труде
косарей, которые - взбира ются на  кручи,
	чтобы собрать побольше травы. Руководи-
тель комитета по делам искусство Гамил
Темирханов рассказал нам, что горцы от:
кликнулись не на сложную интригу рома.
	Ha H не на «любовь»; их увлекло в произ-
	ведении то, что они, горнцы-крестьяне, са-
ми ежедневно переживают на работе. Это
он — горец, привязавшиеь веревкой,

как
альпинист, окашивал на скалах

каждый
	ковыльный пучок, чтобы накормить скаку-
	нов, отправляемых на фронт.
Автора вызвали в ближайший к горам
город Буйнакск, и там, в аварском театре,
он читал колхозникам страницы романа.
В районе есть колхозы, заселенные русскими,
—Асадулла Магомаев перевел роман и на
русский язык. Это произведение, еще не
напечатанное (оно выйлет в Даггизе), ста-
ло известно людям нескольких народов.
Читатель знакомится с правдивыми етра-
нипами нового романа «прямо из эфира».
Весь воздух советской страны переполнен
тематикой новейших явлений деревни, и ни-
сатель не может, не смеет то, что видели
его глаза, оставить для работы историков.
Тот, кто оставит этот материал «для бу-
дущего», сам будет забыт Будущим.