литературная газето
				WINS ud \ Ao WL

KJIOL MANUKA
	Джев Лондон создал летенду 9
стране Великого Безмолвия, 0 скаЗ0ч-
ном Клондайке, где одинокие муже-
ственные люди побеждают холод
пустынных пространств и утверждают
свою власть над природой. Это золо-
	тоискатели, бесстраные потонщики’
	собак и искатели приключений, от-
ряхнувитие 6 ног евоих прах тнилой
городской цивилизации.
	Джек Лондон был на Аляске и мог
бы рассказать всю правду о: «север-
ном Эльдорадо». Он мог бы расска-
вать всю правду о том, какими пу
тями люди шли к богатству, О дея-
	тельности акционерных компаний. 0.
	гибели многих тысяч старателей, зо-
лото которых стекалось в руки фи:
нансовых воротил. Об уничтожении
индейцев с помощью оружия и алко:
толя. Но ведь Джек Лондон писал не
повесть об`Аляске, а легенду о ней.
Он воплощая в ней свою мечту 0
герое, для которого поиски золота не
самоцель, & средство выявить все
богатство и всю’ силу своей олахтород-
ной, незаурядной натуры. Клондайк
— это только мечта писателя о новой,
чудесной стране. Но так велико да-
рование Джека Лондона, что многие
образы ero клондайкских рыцарей,
несмотря на их романтическую не-
правдоподобность, пленяют и возни-
кают в памяти каждый раз, когда
берешь в руки книгу. о золотых при-
исках, старателях и борьбе человека
с северными пустынями.
	Вет почти ни одного произведения,
посвященного золотоискателям Севе-
ра, которое было бы свободно от вли-
яния образов Джека Лондона.

В. творчестве 1. Завадовского вли-
яние американского писателя опуща»
лось уже давно, Рассказ «Песнь се-
дото волка» (из книги того же назва»
ния, вышедшей в 1927 г.) является
прямым подражанием Д. Лондону:
	это история едяноборства между че-
	ловеком и волком, в котором 008 про-
тивника проявляют огромное - упор:
ство.
	Мы узнаем тероев Джека Лондона
и в ряде других рассказов Л. Зава-
довского. Мы встречаем их В сборнч-
ке «Вражда».

Они живут в рассказах «Железный
круг», «Тунгус», «Путник». Тут дело
даже не в тематическом совпадении,
& в том, что Л. Завадовский нахо-
дилея под влиянием идей романтика
Лондона.
	Вот почему можно было ожидать,
что в новом романе Л. Завадовского
«Золото» автор предложит нам пере-
сказ «клондайкских» романов и рас»
сказов, назвав а Иваном и ва-
менив только интернапионального
	искателя приключений доморощен-
ным росенйским. бродятой,
Но опасения не оправдались.
Новый роман Л. Вавадовского. сви
детельствует о значительном росте
писателя. ь
	Насколько позволяет судить первая
книга романа, 1. Завадовский заду-
мал вешь, которая несет в себе вну-
	треннее разоблачение «‹клондайкской
	романтики». оолотые прииски в CO-
ветской Сибири дают ботатейший и
’блатодарнейший материал для разре-
шения этой задачи. i

Действие poMang BAmHHacTca HA
Ленских приисках в те тоды, когда
сбветекое правительство решило пе-
редать эти прийски в концессию ан:
тлийской фирме, так как собственных
сил и средств для должного развития
золотой промышленности He было.
Завадовский дает красочную картину

`вапущенного состояния приисков, и
тех настроений, которые царили в
то время среди рабочих. Выразителем
этих настроений ‘является Жорж Со-
ломатин, Это рубаха-парень, пьяница
и омельчак, готовый пойти на край
света в поисках золотой добычи и
разгульной, «красивой» жизни. Он
недоволен тем; что рудники сдали в
концессию, потому что при новых
хозяевах нельзя будет воровать золо-
то, работая в потайных местах, так
называемых «алтарях». Жорж — ти-
пичный етвратель старой складки,
полатающийся только на собственную
удачу, индивидуалист, соблюдающий
своеобразные законы и обычаи ста-
рательской жизни, но резко протесту-
ющий против чьего-либо вмешатель-
ства в свои дела:

В лице Жоржа писатель разоблача-
ет своего прежнего героя, образ ко-
торого был навеян рассказами Джека
Лондона. Он рассеивает романтиче-
ский ореол, которым были окружены
в литературе старатели-одиночки, и
с беспощадным реализмом показыва-
ет, куда толкает их жажда наживы
и анархо-люмпенская философия.
Особенно рельефно выступают отри-
цательные черты Жоржа на фоне тех
новых условий труда и жизни, кото-
рые создаются в глуши советской
властью.

Но если Жорж Соломатин дан как
разоблачение клондайкского роман’
тизма, то Мишка Косолапый, молодой
приисковый рабочий, также попадаю-
щий на Алдан, выступает уже как
преодоление этого мелкобуржуазного
романтизма. Мишка — ‘рядовой рабо-
чий, Вначале он ничем не отличается
от сотен и тысяч других. Он ворует
золото из «алтаря», хищничает вме»
сте с другими в заброшенной орте,
уходит из Бодайбо, страшась дисци-
плины, которую наводят. концессио-
неры. Попав на Алдан, он сколачи-
вает артель старателей и роется в
земле наравне с другими. ‘

Но Мишка не опускается на дно;,
в силу ряда причин он находит пра-
вильный. путь, Мишка приходит к
мысли, что в безудержной потоне ва
призрачным богатством тысячи лю-
дей голодают, гибнут, теряют челове-
ческий облик, Любовь к Мотьке, ко:
торую ужасная старательская жизнь
толкнула на. путь проституции, и
	а» М. Пришвина с иллюстрациями худ.
	тивов в новых книжках Асеева, Ряд
поэм и стихов, собранных в этих
книжках, появляется. раньше, в 1932
—83 mm. Как всегда, Асвев—враг од-
нообрадия, Поэмы героические, поэмы
лирические, баллады, песни, много
песен, стихи юмеристические, стихи
иронические, стихи-шутки,. агитаци-
онные призывы и т, д, — вот богат:
ство душевных выражений, жанров,
которые одеты в множество интерес:
нейших иътак же разнообразных pat.
мов, рифм, ассонансов. :
	В «Поэмах» больше всего привле-
кают внимание «Сверлдовекая буря»,
«Обмен Проскаков», «Двадцать
шесть» — сильные, остро, с тромал-
ным под’емом сделанные вещи. В
«Обнове» наиболее значительные ве-
щи — «Читая Ленина», «С’езд», «Ру-
анский случай», 0с0бо пало отме-
тить поэму «Гунлоровский полк» ——
целый цикл песен, В ‹Удивительных
вещах» — ‹17-й встает», «Гремит Ди-
митров», «Фары», «О словах», «Опыт
портретов».
	Изобразительные средства. Асеева
богаты. Но если рассмотреть, напри:
мер, роль метафор в стихах Асеева,
то придется сказать, что они боль-
того. значения у ДАсеева не имеют,
Они почти всегда применяются для
композиции детали^— частного обра-
за; большой метафоры, участвующей
в создания целого образа стихотворе-
ния, почти не ветретицть Но в сти-
хотворении «Гремит Димитров» жи.
вая’ и меткая фантазия подоказала
Удачно: Димитров -= великан, голос
которого бурей разразился в лейнцит:
ском «судилище» Han пигмеями —
фантистскими чинушамн. И какое
внупительное впечатление произво»
дит ето стихотворение:
	WA)
	_ ‚Ленинтрадекие журналы «ие ~oT>
стают» от московских: в конце апреля
в нашем распоряжении были только
два первых номера «Евезды».

_ Обзор нали-мы начнем © рассказов.
	Вопрос о рассказе, о новелле, о поз.
	вести —@это вопрос не только чита-
тельских вкусов; читателю; мол, надо-
ел мнототомный роман, подавай но»
Belay. Oro вопрос развития у нас
культуры художественной презы.
	Развитию этой культуры, однако,
отнюдь не способствуют тё пустые и
вялые прозаические экзерсисы, ко-
торые печатаются в наших журналах
вместо рассказов. Большинство этих
произведений поражает своей безжиз-
ненностью, мизерностью своего содер-
жания. Рассказ Пошехондва «Любовь
Васи Тарасова», помещенный в но-
мере первом «Звезды», к таким имеён-
но и принадлежит. Написан он ¢
претензией, с. кое-какими ухищрени-
ями в композиции и стиле, но содер-
жания в нем до удивительности ма-
ло; Вася Тарасов обижен на брала.
Брат. женитьбой своей разрупкил их
дружбу. Но тут как раз Вася вна-
комится о девушкой, начинается ре-
ман, «Глубокая» мысль этого paccka-
за в том, чтобы показать, что Вася
собственно жаждал любви и обижался
на брата как подросток, отчасти из
зависти. Это все.

Второй рассказ — «Добрая душа»

Жестева — построен -на квурьезе,
в концовке его есть анекдотическая
забавность, не литературно он вы*
полнен плохо, растянут, написан без
всякото чувства стиля. Читатель, сос.
хучивитись на третьей фразе, может
его просто не дочитать, и концовка.
В которой самая соль-то и заключа-
етоя, останется втуне. Это новеллы
первого номера. Во второй книжке
помещен рассказ Б. Лавренева «Оби
да мистера Хилдинга». Это рассказ о
путешествии иностранного туриста,
талантерейного фабриканта, в один из
наших провинциальных торолов. С
Хилдингом — случайный попутчик,
французский журналист, друг Совет-
ского союза. Конфликт. межлу журна:
листом и фабрикантом из-за Hecxon-
ства во’ взглядах на Советский coma
— тема рассказа. В рассказе есть
живые моменты (колокольный звон в
старинном монастыре, устроенный: по
просьбе иностранца, снисходительно-
вежливое отношение к богатому ту-
ристу советоких людей), однако, он ло
невозможности, оверх меры пересла-
жен. Встреча французского писателя
© колхозниками (самолет из-за непо-
ладок в моторе спустился в поле,
эблизи деревни), когла выясняется,
что председатель колхоза читал его
хниту, и колхозницы дарят ему букет
цветов, перевязанный голубой лен-
той, а прелеедатель произносит при-
ветственную речь, и французский пи-
сатель плачет от умиления и целует”
колхозницу, а пютом в обнимку с кол-*
ховниками идет утощаться: «кренкой
ВОДКОЙ» — 66 это выглядит крайне
фальшиво, грубо, расписано в. квас-
ном каком-то, лубочном стиле. Лавре-
нев — опытный беллетрист и дол-
жен бы знать, что такие вещи мо-
тут действовать лишь на крайне не..
разборчивото и художественно нечут-
кого читателя, .

Так обстоит дело с новеллами в
первых двух книжках, С ечерками
дело оботоит не лучше, если не ху-
же. К отделу «Культура и был» в
журнале нет, очевидно, особото ин-
тереса. Впечатление создается такое,
что составляется он случайно, что
журнал не имеет тут ни своей идеи,
ни цели. Журнальный очерк, как и
рассказ, у нас слаб вообще, no Ree
же такой’ солидный и культурный
журнал, как «Звезда», мот бы полой.
ти к этому материалу построже, про-
явить инициативу в ето организации.
	ПУ
	смерть этон девушки от руки стара
теля, считавшего Мотьку своей нь,
от’емлемой собственностью, заставля,
ют Мищку пересмотреть свон Boas.
ния Wa человека и счастье.
Он мечтает 0 TOM, чтобы  создат,
для тысяч голодающих старателеь
сносные условия жизни и приходи»
к выводу, что отаратель должен стат,
рабочим, трудящимся не для себя
одного, а ради общего блага. Обще,
ние © немногими коммунистами, ра,
ботающими на Алдане, напразляе
Мишку на верный путь. Он стало.
BHTCH ВЕТИВНЫМ общественникох,
Переделывая себя, он мечтает о пь
ревоспитании окружающих его gy.
дей, Гнилой старахтельской: романтик
приходит на емену творчески Здорь
вая романтика советского строитель.
ства. Гораздо менее убедителен пу.
перерождения другого бодайбинскок
рабочего, Миталова. Превращение та.
пичного старателя в сознательном
коммуниста, редактора газеты и дк.
тивного строителя Новой жизни
исходит где-то за кулисами романа, у
Любопытна фигура мятущейся Лн- -
дни, жены старото смотрителя, веро®
	и правдой служившего старым хозяе-я
	зам. : j
Л. Завадовский — писатель сёрь_
езный, вдумчивый, Его резлистиче о
ская манера письма отличается ето.
койной сдержанностью. Эта сдержан.
ность художника, сказывающаяся в.
ритме повествования, в отказе от че.
ресчур мелодраматических ситуаций,
в пренебрежении декоративностью 4
экзотикой, производит хорошее ane :
чатление. Впрочем, иногда писатель
слишком уж сдержан и даже холо.
ден, словно боится рассказать и пе
казать все, что он знает о людях, м.
страстях и переживаниях. Crepman.
ность заметна и в языке повествова»
ния, и порою она кажется чрезмет.
ной, замораживающей, Может быть, x
здесь мы имеем реакцию на расточи.
тельную страстность и образность
Джека Лондона. ,
Ho. преднамеренная сухость ny
всегда идет на пользу повествова’
нию. Люди, нротивопоставляемые 3.
вадовским тероям Джека Лондона,
выглядят порою вялыми и безлит.

wa,
	ными. Таков управляющий аллдан.
	скими приисками, таков Мигалов,

А развё-мало подлинно героиче
ского в работе советских людей Ha
далеком Алдане, разве мало дали онк
примеров высокого мужества, пре
данности делу партии и социализма,
того пролетарското героизма, которых
насыщены будни нашей великой
страны? Чрезмерная скупость Зава-
довского значительно ослабляет во» \.
действие его художественного ору ©
RUA. 5

Случаются у `Вавадовского и стили “
стические неудачи, вроде такой: «Н
прииске появились первые ласточки,
«Лепа Гольдфильдс-Лимитед» в 60
гатьх пальто ©’ бобровыми воротни.
вами, с трубками в зубах». Ласточки
в пальто и с трубками в зубах! Вир
чем, таких промахов не, много.

Алдан выступил в поход против
Клондайка, Советская система орга
низованного труда, создающая новов,
социалистическое общество, вступила
в борьбу с системой Клондайка, пе
строенной на хищничестве, эксплов:
тации  слабейших, жажде личном
обогащения и призрачной личной сво
боде; И как ни велико сопротивление
Клондайка, его традиций и пережит.
ков, — советский Алдан уже одер’
жал первые победы. Таков замысел
романа Л. Завадовского, который мы
должны признать несомненной уд
чей писателя.
		^ С. ЛЕВМАН

Л. ЗАВАДОВСКИЙ. «Зопото». Po
т Воронежское областное K-80.
Г
		‚Но гопос гремит,
и от режущих реплик
Дрожит крючкотворство
на каждом шагу,
И ветер сюртук председателя
nN Tpenner,
И тень лжесвилетеля гнется
	в дугу.
Но голос гремит,
разметая нелепицу,
Фальшивых улик
и предписочных клятв,
И буря грохочет
по древнему Лейпцигу,
-`И пистья судебного акт
летят,
И клятвопреступники
в страхе шатаются,
И маленький
—в землю по талию врос —
‚За стол. прокурор
_ Удержаться пытается,
Когда начинает i
Димитров вопрос,
	Этим примером я хочу указать 3°
столько на пользу метафор в поэзии,
сколько на роль творческой фанта“
aun. Сейчас существуют   некоторые
сочинения, re фантазия ваята под.
сомнение как порождение идеализм
Между тем фантазия совсем не 06a
зательно связана лишь © идеалистй“
ческим романтизмом. Фантазия в 10°
зани социалистического реализма м
жет и должна играть не менее вил“
ную роль, чем она играла в поззий
прошлого. Понятно, функции и 31
чение этой фантазни у нас иные.
творчестве Асеева есть образцы 1“
алистической фантазии». Хорошо Of
иметь этих образцов еще больше, х*
рошо бы фантазии дать гораздо бол»
ше. простора,

надо отметить песни Асе68*
Так  своболно созлавать песни“
	удачные, легко заломинаюнцеиеся, 067
	роумные, шутливые, героически сер”
езные — могут лишь редкие нз 8
ших поэтов.
В песнях, в атитках, в. слитно
лирики с социалистическим трудом
борьбой: партии и страны всякий
трула установит: Асеев хранит и р
вивает традиции Маяковското. Во *\
Асееве много своето, нового. ил
Победа социализма, развертыза Г
налтего строительства, рост масо м
болыне и больше означают обогеле.
ние личности, большюй ее рост. F
цизлиетическая лирика будет KPC
нуть и расцветать. Один из лока8”И
телей этих перопектнв нашей
Би — творчество Асеева.
	Г. ТАТУЛОВЬ
	«Кюхля» Ю. Тынянова с иллюстрац иями худ. В. Чернецова выпускает издательство «Советский писатель».
	Tam, где речь идет о трех обвиняе-
мых, «не признавших все происходя-
щее в Вестфалии разумно существую-
щим», во главе с Мультатули, в ко-
тором надо очевидно признать Ди-
митрова, приемы б онады —= 00-
лее чем неуместны. Всю эту затею в
Белом, доморощенную, претенциоз-
ную, нелепую но самой своей идее
поошрать не следует, -
_И наконец поэзия, Первый номев
открывается переводами Н. Тихо-
нова из грузинских поэтов, главным
образом Н. Мицишвили и Г. Леонид-
se. Советский читатель должен быть
благодарен нашим поэтам за эту ра-
боту. Хотя бы некоторое представле“
ние имеем мы теперь о ботатстве и
высокой поэтической культуре co-
ветской грузинской поэзии. Перево-
ды Н., Тихонова в «Звезде» — стихи
рые читать прежде всего инте-
ресно, они полны незнакомой нам
прелести, теплого и живого колорита.
Поэтический отдел первого Homer:
	вообще подобран тщательно: т «Ле-
Дяной сказ», глава из поэмы В, Сая-
нова, «Конеп атамана Зеленото»
	Б. Вэрнилова и маленькое лириче-
ское стихотворение А. Прокофьева,
очень простое и художественно ©

стсе, Во второй книжке со стихами
хуже. На первом месте тут прекрас-
ный перевол Б. Лившица стихотво-
рения Рембо «Пьяный корабль», сти-
хи М. Троицкого цикл «По]оте» —
очень‘ искусственные и напряжен
ные, Высокий поэтический стиль и
мало поэтического чувства. Остал:
ные стихи совсем неинтересны.

- Общее впечатление от журнала не
отрадное. В журнале нет ни. одного
нового имени, которое хотелось бы
запомнить, нет очерка, который ста-
вил бы’ какую-либо проблему, ета-
тьи, затративаютщей какой-либо жиз:
ненно острый вопрос, нет расеказа,
который прелставлял бы литератур-
ный интерес, за исключением двух-
трех рецензий совсем нет\ критики,
 равбирающей литературную современ-
ность. Отсутствие живой атмосферы
современности — главный гоех. жур-
‘нала, : ЧИТАТЕЛЬ
			За исключением интересной, как все-
гда, статьи Маршака «Дело Геринга
о ноджоге» (выдержки из писем детей
& Димитрову и комментарии к ним
Маршака) и очерка, “вернее, главы из
нового романа Ген. Фиша, остальной
материал отдела весьма слаб.

В первой книжке в отделе «Куль-
тура и быт» помещены два отрывка
из «Истории заводов». Оба они пос-
вящены анварским дням, оба говорят
© добросовестной и серьезной работе,
но вряд ли можно сказать, что они
дают пример наиболее ‘удачной фор-
мы, наиболее удачного литературного
изложения материала по «Истории
заводов». И у Венуса, и у Берт-
тольн есть сухобть, перегруженность
фактами, нет свободы в обращении
с материалом. Они робко жмутся к
фактам, кое-где беллетризируют, ожи-
вляют диалогами, кое-где пересказы-
вают, и у обоих нет смелости в из-
ложении, нет замысла в самой фор-
ме. Литературно ‘обработанные мате-
риалы по «Истории фабрик и ваво-
дов» в журнале следует печатать с
большим и строгим выбором, демон-
стрируя настоящие достижения. (В
материале Ольги Берттольц из ис-
тории заводов «Электросила» и им.
Козицкого последний раздел «Пани-
хида о новопреставленном» запоми-
нается хорошо, это — яркая ецена).

О критическом отделе журнала ска-
зать нечего. Критики в журнале, по
существу, нет. «Звезда» избегает ка-
саться современной советской лите-
ратуры. Но зато подробно. анализи-
руются батальные оцены «Пармекого
монастыря», даются обстоятельные
раз’яснения к «Истории живописи в
Италии» того же автора; помещается
исследование о транигах влияния
реакционного романтизма в творче-
стве Пушкина, дается большая статья
о-языке Чехова-драматурга.

”Веё это — полезное и поучитель-
ное чтение, но все же нельзя, как
говорится, до бесчувствия.

Прежде чем перейти к романам ик
поэзии, мы укажем читателю в 01т-
	деле ‘беллетристики на статью Ал.
	журнал и изобилует историей — ив
критике, и в очерках, и в романах,
но история у Толстого реальнее, чем
У многих наших очеркистов совре-
менность. Это короткий (на несколь-
ких страницах — несколько столе:
тий), почти конспективный, но очень
живописный исторический очерк.

_О романе Ольти Форш «Казанская
помещина» — центральной вещи
журнала в новом году — можно го-
ворить только в очень определенных
и довольно узких траницах: вешь
только начата. Начата она хорошо.
Это момент Путачевского восстания,
самый драматический момент эпохи,
Обрисованы уже Екатерина, двор. Пу-
тачев еще тде-то далеко, за предела-
ми романа, но’ созван уже тайный
государственный совет, уже обсужда:
ются «меры пресечения подлому во:
ру и злодейской черни». -Выведен
уже и Радищев, уже намечейы ero
	черты как твердое и последователь-
ного борца против «самодержавства»,
и дана уже характеристика Фонвизи-
на вах сотлашателя. В Радищеве, 0ч6-
видно, и будет тлавный идейный
центр романа. Вещь уже увлекла,
пресловутого: продолжения ждешь ©
нетерпением. Большую роль играет
тут и язык, стиль вещи. Язык 0.
Фор: очень искусный, нзащный и
вместе с тем экономный, точный,

Роман Ник. Чуковского «Слава» —
вторая крупная вещь в журнале, ли-
тературно доброкачественная, однако,
болыното ‘энтузиазма она не вызы-
вает. Автор ведет свой роман с умом,
весыма понимает своих персонажей и
весьма неглутю их характеризует. Но
по самому своему типу, по теме сво-
ей вещь не нова, литературой на-
шей“`эта тема уже обследована вдоль
и поперек. Это все та же тема мелко-
буржуазного попутничества в рево-.
люции, унылая биография юного ин-
теллитента, влекомого событиями; но
безвольного и неустойчивого. Автор
разоблачает этого героя, Н. Чуков-
ский собирается как будто довести
своих тероев до наших дней — во
всяком случае в начале вещи даётся
уже ее конец: «Все забывается. Вели
спросить Марию или Костю Посаш-
кова, или Сашу Адамовича, как они
жили, они почти ничего не расска-
жут>. В том же унылом, безрадост-
ном тоне выдержан и весь остальной
текст. —_

В первых двух книгах напечатано
полностью еще одно довольно боль:
шое но об’ему нроизведение — по=
весть Льва Савина «Вылазка Канди»
да». Вещь эта вызывает недоуме-.
ние. Это попытка продолжить воль-
теровского «Кандида», перенеся его
героев в современную фашистскую
Германию. Должен был получиться
памфлет, сатира, полная яда, но по-
пучилась довольно грубая стилиза-
ция, претенциозная и мало остроум-
ная. Доморощенная философичность
(Пантлос — последователь учения
Лейбница о предустановленной тармо-
нии мира — п ежден, наконеп, в те-
оретическом споре марксистом), бес-
смысленность самой  иносказателье
ной формы (0 реакционной сущности
фашизма мы товорим и пишем без
всяких иносказаний и философских
притч), буффонадное изображение
фашистекого застенка, куда попада-
ют герои «Кандида» и где они встре-
чаются с революционером Мультату+
тн, самое включение в повесть ‘это-.
го героя, который, чтобы не выпасть
из стиля, изображен также в духе
буффонады, = вое ‘это производит
впечатление довольно странное,

Дело о поджоге, комедия лейпциг-
ского суда,-которую разоблачает во
второй части своего памфлета Лев
Савин, равоблачена Уже именно как
комедия, как грубая и грязная фаль-
сификация в реальной жизни, BA
самом процессе. Литературное добав-
ление’ Савина ничего тут не добав-
ляет, удивляя кроме того полным
отсутствием художественного такта.
		т борьбы и труда
	Hama поэзия, подлинно советская
	поэзия есть счастливая поэзия. И в
прошлом были поэты, обладатели
счастья, дарители счастья — таковы
Гете, Пуликин, например, И однако,
несмотря на всю тениальность этих
	OSTOB, Rak неполна, мнима и приз-
	рачна их очастливость, их счастье.
Только на социалистической почве
всходит впервые действительно сча-
стливая, полностью счастливая поэ-
вия, Вот это ощущение счастья, си-
лы, уверенности, полновесности бы-
тия получаенть от стихов Асеева:
	Па боюсь ни предстарья, ни темени,
Мне не страшем ни лом, ни бой,

В этом месяце, в этом стремени,
В этом городе, с этой тобой.
	Не влюбленный  созерцатель, не
изумленный описатель, но соратник,
боец, залевала — вот как себя ос-
мысливает Асеев, этот лирический
художник эпических картин.

Не надо отрекаться от своего я, от
своего призвания поэта, надо влиться
этим я в общее революционное изме.
	‚нение мира пролетариатом, в движе-
	ние, борьбу, работу масс, познавших
толод, нищету, несчастье и напряг:
	ших вею свою волю, всю свою энег-
	THD бросивших на выкорчевывание
всего, что рождало эти несчастья.
	Я в заботах поэзии
	Von 9 слова,
И слова :
отделяются Tyre,

Ho a pan,
	‚то. на них заявляют права,
нак на сталь,
‚ на машины,
на уголь.

Творческому слову открывается
широкое поле работы, действия, про-
явления, Поэтическое слово остановит.
ся не мнимо содержательным, как у

arr eee ee
	романтиков, & реально содержатель-
ным. Вот Это и делает сознание но-
	вто поэта, отражающего мир, & не
свои выдумки, иллюзии и желания,
счастливым созналнем
	восторженным эпикурейцем в’ поэзии,
но какой ненастоящей красотой, од-
ной лишь красивостью, искусствен-
ностью, самообманом, скрываемым за
романтизмом, раскрывается эта по-
эзия в евоих редких, искренних при»
знаниях. +
	Бродит с маркизою Пьерро и 6 Ко-
ломбиной паж,
	Поют сни любовь и славят спадо-
. страстье,

Но на минорный лад звучит на-
пев струны,

И кажется — они не верят сами

a в счастье,
И песня их слита с сиянием
7 луны,

С сиянием пуны, печальным и
прекрасным,
	А вспомним тонкого рисовальщика
нежных силуэтов «вечно юной» Пре-
красной Дамы — Блока. Дама, ео-
тканная из сумраков и туманов, ка-
залась юной, но поэт все-таки по-
стоянно чувствовал себя «гостем ус-
талым земли чужой»; жизнь, дей:
ствительность, свое место.в мире осо-
знавал так:
	п стар душой, какой-то жребий
: черный
Мой долгий путь, _
  Тажелый сон — проклятый и
= упорный
Мне душит грудь.
Сколько было таких поэтов, в гра-
	ции, изяществе, тонкой изошренно- —
	пытавигихся найти убежище и
противоядие от зловония и мерзости
окружающей кэлтиталистической экс-
плоатации, расового людоедства, вее-
общего торгашества — вещного и мо-
ральното. Суб’ективно честные (не
без исключений), они были обречены
на тратически пустой индивидуализм
в силу необходимого атомизма сво-
его. класса, в силу традиционно вое-
питанного страха перед коллевтивиз-
MOM, перед массами. Выражаясь по-
гегелевски, лучшие поэты-романтики
представляли «несчастное сознание».

— несчастные поэты, я хочу ска-
зать — поэты несчастливые.
	„Николай Асеев дал в 1934 в, че-
THES книжки етихов: «Поэмы», «06:
нова», «Москва-песня», «Удивитель-
ные вещи». Если прибавить еще к
этому частые встречи поэта © чита-
телями на страницах наптих тазет, то
выступит вполне убедительно радую-
лная активность, творческая плодови-
тость Н. Асеева. ›

Это творчество Настолько ортанич-
но в своей спайке с нашими велики-
ми социалистическими буднями и
перспективами, что откликнуться на
него, поделиться с читателями свои-
ми впечатлениями от него — о
обязательно,
	Tem более нужен такой отклик,
что книжки 1934 г. есть какое-то ре-
зюме личного поэтического пути Асе-
ева за последний период и в то ке
время это’ — одно из конкретных ре-
шений вопроса о путях, мотивах,
стиле советской лирики.
	Советская лирика. Вдумываешься

в смысл этих елов и невольно свя-
зываешь Асеева со всем тем строем
новых идей и чувств, нового призва-
ния поэта, который охватывает всю
основную плеяду наших советских
поэтов. Маяковский и Демьян Вед-
ный, Тихонов и Асеев, Безыменский
и Багрицкий и многие другие, каж-
дый по-своему. без веякото отказа
от своей особости, при большом раз-
_дичии своих истоков создали своей
работой болыной и своеобразный: мир
новой советской лирикн, советской
поэзии.
- Асеев — одно из типичных выраз
жений этого нового мира. Читаень
Асеева и видишь поэзию; какой’ не
было и не могло быть раньше, до нас,
до революции.

Когда-то называли Асеева «попут-
чиком», были у него опгибочные ле-
фовские` взгляды нароль искуества  в
резолюции, но социализм совершает
«удивительные вещи» — перед нами
теперь советский ноэт, лирик, не уп-
разднитель искусства, ‘но один из
строителей соцналистического искус-
‘ства. :

Как красивы были образы и.мело-
JEM Верлаиза, вазавшетося веселым и:
		Издательство «Советский писатель» выпускает «Рассназы` охотник
	Л. Бруни.
		Но это счастливое мировосприятие
— не телячий восторг, Оно порождает.
ся силой, которую нужно оттачивать,
упражнять и закалять в борьбе в
препятствиями и трудностями, с со0-
противлениями классовых врагов;
пережитков пропьлого в сознании са-
MEX трудящихся масс. Оно укрепля-
ется правотой дела, в котором участ-
вует личность поэта, правотой идей,
это дело социализма, вложновляющих
и питающих. Оно взращивается, на-
конец, той высокой сознательностью,
без которой немыслимо творчество со-
циалистического поэта. =

Личноеть, черпающая свою идей:
ную и художественную содержатель-
ность не из себя, а из богатейших ис:
точников большевистской практики,
оценивает в полной мере четкость,
точность, научность познания, жиз-
ненную важность истинного мышле-
ния, ненавидит, как трупный яд,
всякий иллюзиониам в познании.
	Как отчетливо в стихах Асеева В
связи с высокой ролью сознательно-
сти выдвитается логика, дискурс,
строгая, как бы наглядно разверты-
вающая перед читателем свои посыл.
ки и выводы, Очень интересно в этом
отношении стихотворение «Читая Ле-
нина> (в ‹Обнове»). Начало его\ тако.
BO, что поэт или критик-остет может
его «окоплуатнуть» для бесстыдной
дематогии; не «поэзия», мол—публи-
цистика. Но цифры и фажты, точные
определения, заимствованные из эко:
номического труда Ленина, богато на.
сыщенного. статистикой, оживотворе.
ны образами, усвоены умом и cepa
цем и преображены в оружие лири-
КИ.
	«Развитие капитализма в России»
© нем, очевидно, речь в Стихотво-

рении) со «скучной вещью — стати:
стикой» противопоставлено «розовым
абажурам, вареньям, женитьбам хлю-
отов» как точный расчет сил, как
подготовка революции, как опреде-
ние линии грядущего боя 9
Это стихотворение напомнило мне
мысль Чернышевского, что олна из
существеннейших задач искусства —
популяризация в массах науки.
Можно оспорить против абсолютиза.
ции такого утверждения, но большая
доля истины здесь есть. Пролетар-
ский поэт через образьь ритмы, ме-
лодии приобщает своего читателя—
рабочих, колхозников, молодежь — к
миру идей большевизма, марксизма
—ленинизма, Так выполняет, он свое
назначение быть «инженером челове“
ческих душ». - а
Acees, Bak и другие лучшие ‘Наши
поэты, доказывает творчески, что не
только возможно, но просто естествен-
50 и закономерно в нашей поэзии
соединение «воспитательской функ-
ции» с верностью принципам большюо.
то и подлинного искусства, И в «Чи-
тая Ленина», и в таких стихах как
	о АР. ео

«Чудеса», «Барьер», «Раз сказав. бто.
	uM на своем, решен и подписан чет-
вертый заем», Асеев убеждает, дока-
зывает, разоблачает мещанина, ку-
лака, вредителя. Bot эюй `убежден-
ной логикой, олирающейся на живые
образы ин напевный ритм, поэт под-
нимает социалистическое сознание
масс, осуществляет свое сотрудниче-
ство © партией, свою реальную по-
мошь ей. яз м
	Трудно “вдесь исчернывающе. про:
следить разнообразие сюжетов и зло: