потеоратуриная газета
	же агрегатах, при почти одной и noe
же технической оснащенности;

Как конкретно это достигается?

Со ‘стариками мы провели ны
пример, такое дело: мы выде
лили тысячу отариков, которые
работают, на ‘заводе. с; начала po.
волюции, проверили их очень осно.
вательно в онециальной аттестацион-
ной комиссии и назвали их. ветера.
нами-завода ‘им. Петровского. Мы вы.
дали им удостоверения с Фотографи-
ческой карточкой, дали им некоторые
материальные блага, в виде улучшен.
ного питания и целый ряд моральных
благ. Дали б6оплатный проезд на
трамвае по Днепропетровску. Человек
входит © удостоверением в трамвая,
как ветеран завода Петровского. Им
даются в кино билеты вне очереди
и. 0 скидкой. За ними забронирова.
ны два первых ряда во Дворце куль.
туры на всех торжественных соб;
ниях, И они © большим достоинствох
занимают. свои места, польз
большим уважением и учат молодежь.
Главный эффект заключается в ток,
что мы этим демонстрируем молодь
жи, что стоит находиться на одном в
TOM же заводе долгое время, что ato
оценивают, что с этим очитаются, чо.
‘это уважают.

Можно много рассказать п 0б or.
дельных людях, например о началь.
нике сортопрокатного цеха, молодом
инженере, который в том же цеху был
вальцовщиком несколько лет назад,
потом окончил институт ‘и теперь
иачальник цеха, Его жена - дочь
‘рабочего, и-ему. житья нет, котла og
плохо работает. Он не может притк
домой. Жена его изводит. Когда жена
читает, что цех не выполнил плана,
она ето изводит. Бывают случаи, кот.
да он не идет ночевать домой и нро-
водит ночь в цеху. До этого лошло
отношение к работе. Оно проникло в.
семью. Оценкой работы определяетея о
уважение, отношение людей.

В результате всего этого завод стал
совершенно другим. И к этому при.
ложил руку каждый рабочий заво-
да.
Нельзя, конечно, сказать, что че
ловек, который у нас на заводе ра-
ботает, уже’ социалистический чело
век, что он совершенно преобразился.
Конечно, наряду © блалородными яо-

} Конечно, наряду с блатородными ло»
{BMH явлениями, которые растут в
{Е каждым днем, имеются и отрица.
  тельные. Но несомненно произолию,
`В особенности за последние голы, ог.
	ромтное глубокое изменение людей
Если завод не мот реконструировать:

соя технически, TO можно сказать, что

несмотря на это завод стал работать.

лучше, потому что произошла и про-
исходит глубокая социалистическая
реконструкция человека. Вот это нах
помогло добиться тех цифровых, тех
материальных изменевий работы. за:

`вода, которые мы имеем. Вот что то.
	могает нам итти сейчас эпоред день
изо дня,
	Директора нашего предприятия,
В 1935 г. никак нельзя сравнить @
1934 т, я уверен, что 1936 г. m0 TEX
ническому и культурному уровню :
еще больше будет отличаться 0.
1935 т. Директор налиего предприятия
должен воегда, расти быютрее, че са
мо предприятие, иначе дело не’ пой
дет, Но он должен резко отличаться
от современното типа директора кали:
‘талистического предприятия, потому
‘что специфика  капитатистического
строя. — анархия производства — у.
“Hac отпадает. Вопросы! сбыта в Ча:
ROM понимании, в каком они. сущее
ствуют у капиталистов, у нас ие
существуют, У наб совершенно дру:

тое положение. У нас. качество и т9х-
ника преобладают над. вопросами
коммерческими. Поэтому будущий ди-
ректор предприятия безусловно явит*
ся одновременно и техническим ди
	ректором. Я себе не представляю,
что будет делать директор будущего
предприятия, если он в технике He
будет. разбираться. Поэтому ясно, что
и Штаб производотва — главная
контора принимают друюй вид
Ясно, что все те подечеты, которые
ведет сейчас наша бухгалтерия 4
даже гуководители отделов, отпадут
отомрут. Почему? Потому что если
будет всезаводской щит, который бу-
дет автоматически фиксировать 866,
если будет диспетчерская, если бу
дет транспорт, если будет внертети-
ческое хозяйство, если будет газовое
хозяйство и пр. и пр, — для ч00
записывать, выписывать и up. OT
отпадет совершенно. Поэтому с8м0
руководство будет, если можно та
выразиться, технизировано, и прех
приятие поднимается на совершение
друтую высоту. Учёт сократится #8
три четверти. Мы будем учитывать
только конечные результаты, и #8
основании этих конечных результа“
тов, мы будем судить ® работе пред”
приятия и о тех задачах, которые
перед предприятием стоят. Поэтому ®
современном понимании главная #0
тора конечно не’будефт существова

& будет существовать настоями 16%
нический штаб, который будет руб”
водить предприятнем,
		AA
‘Wy 04

MATOMET i Cie
	С.П. БИРМАН-—директор завода им. Петровсного
	Тогда как там кадры приходят, —
ине за калры. за людей надо бо-
	_ роться, бороться ва т09, чтобы люди
	были на заводе, чтобы они приходили
работать на. вавод. Мне нужно. расосы-
лать своих эмиссаров чуть ли не по
всей стране, чтобы вербовать людей,
чтобы брать людей из колхозов. За
этими колхозниками я должен уха“
живать. Когла люди приходят, их ну-
жно водить `несколыко дней по заводу,
чтобы. они свыклись © заводом, пото-
му что я получаю людей, которые
иногда бегут, как только замечают
первый огонь. Их нужно буквально
вводить в работу, давать им привык-
нуть к ней. Им нужно об’`явнить, что.
такое завод, им нужно достать белье
постельное, им нужно достать поло-
тенце. И ‘затем бороться за то, чтобы
превратить эти кадры в настоящих
заводских пролетариев. Мы за эти
два гола перевафили две тысячи кол:
хозников. которые до этого не имели
никакото прёлотавления, что такое 38-.
вод м особенно металлургический, &
сейчас являются самыми настоящими
металлургическими кадрами.

Но и далыше, и над ними, и над
старыми рабочими, и особенно над
техническим пербоналом, нуле ра-
ботать все время. -
^ Основная забота заключается в том,

чтобы превратить их всех в патрио-
тов”завола. Это то, в чем не нуждает-
	ся ни олин каиталиотический дирек-
	тор. Там им неважно, считает ли фа-
бочий этот завод своим или вет. А
тут мы должны добиться того, чтобы
люди считали этот завод своим делом,
чтобы OHH не уходили не только тю-
тому, что тут оплачивают их работу,
но и потому; что они являются пат-
риотами этого завода, потому, что‘они
уже нё хотят уходить с этого завода,
они интересуются тем, как работает
этот завод, как отзываются об этом
заводе, как оценивают веэде, в печа-
тии в высптих органах, работу этого
завода. Вот над этим мы padoTaem,
B особенности в последние два года.
OM копиталистический д ‘директор, он.
не заинтересован в людях, ему пле-
вать на них, & мы’ поставлены пар:

тией. чтобы вырашивать людей. вос-
	ных строителей социализма.
	И в этом деле, я сказал бы, мы
добились самых‘ больших успехов на
нашем заводе, и то, что мы этого
добились, является об’яснением: того,
что мы завод двинули так далеко вле.
ред по сравнению с тем, как он ра-
ботал и два, три года назад, и ПЯТЬ
лет назад, и до войны. Завод сейчас
	по- дает почти. в два с половиной раза
	больше продукции, чем при капита-
листах, до войны, и дает ‘эту про-
дукциюЮ В осповном на одних и Tex
	мя нужно, чтобы человек чувствовал
хорошее отношение к себе. Уметь по-
товорить Крепко; но вто же время
уметь подходить к человеку, чтобы
он чувствовал, что с ним говорит его
старший товарин, который к чему
хорошю относится и который вместе с
ним делает одно общее дело.
Особенно нужно учесть Гнеобходи-
мость такого подхода на
таком заводе; как завод
им, Петровского, которым
я руковожу; потому что
рост завода, развитие
производства — поставле-
но на этом заводелв ва-
висимость не от больших
технических реконструх-
ций, & от улучшения
работы людей, и потому,
что работа людей здесь,
в условиях ручного тру-
да, имеет особенно боль-
и10е значение. ‘
Интересно для контра-
ста, который сделает на-
BLY роль cOBeTCKHK ди-
ректоров ‘более понят-
ной, более яркой; еде-
лать параллель ©. капи-
талистическим директо-
ром. Я видел несколько
своих капиталистических
коллег за. работой. Я,
например, видел в -pa-
боте. председателя круп:
ного германокого метал-
луртического — об’едине-
ния. Я имел возможность
проследить ero работу,
просидев целый день у
него в кабинете и наб-
лЮдая за тем, как он
работает. Ero работа ограмичивает-

ся исключительно администрировани-
ем. Он сидит у себя в кабинете в те-
чение целого дня. За весь лень ему

GBOHHAH Только четыре раза. Мне: 8во-
	нят по крайней мере 200 раз, причем
звонят не только днем, но и ночью.
Он сидит на 14-м этаже. К нему мо-
гут попасть только люди, © которы-
ми он предварительно договорился.
Специальный лифт поднимает к ве-
му, и человек, относительно которого
нет внизу извещения у лифтера, что
он будет принят в таком-то чаюу, не
может быть поднят. Вю телефонные
разговоры заключаются в том, что’ он
отвечает: да, нет. Сопротивлений, тре.
ний, которые ему нужно преодолеть,
нет никаких. Чтобы его критиковали,
чтобы где-нибудь подчиненные высту-
пали с критикой его работы, — это,
конечно, невозможно. Чтобы ему нуж-
но было убеждать кото-нибудь, уго-
ворить; что это нужно сделать, пу-
стить в ход овою эйергию, какое-ни-
будь свое собственное напряжение —=
	‚ этого не бывает. И если ему 06 этом
RTO-HHOY расскажет, то он не пове-
pure 2

Ero pa6ora, таким образ чрезвы-
чайно упрощена. Она значительно лег-
че нашей работы. Он должен знать
технолотню процесса, он должен знать
свой завод, и он обыкновенно знает
его очень хорошо, потому что до то-
№0, как он сделается директором, он
находится на этом заволе 25 лети
изучает каждый винтик. И это все:

Полный контраст между обстанов-
Бой там и у нас! Я им не завидую.
Я 510 рассказываю не потому, что хо-
чу, чтобы так было у наю. Я только
даю характеристику.

} Калтиталистическому директору. we
japmaeaaren заботиться о кадрах.

предлагаются в готовом виде, и ne
jor saG0THTCA о том, чтобы кадры
удержать, & Кадры заботятся, чтобы

р их не уволили. Безработица, дает воз.
можность пополнять кадры таким об-
разом: открываются ворота завода, ‘за
воротами людей околыко утодно. Bu
ходит мастер, выхватывает самых
крепких по внешнему виду и берет.
А кто не подходит, — и из чехни-
ческого персонала, и иб рабочих —
Я выбрасывают И ‘никаких 3a-
	А вот темерь возьмем положение
у нае. Прежде всего, nak я оказал,
буржуазный директор знает дело
очень хорошо, потому что он старый
инженер, 25 лет работает на этом
заводе. Я лично ‘не инженер, на заво-
де 25 лет не работаю. Я работаю
меныше двух < половиной лет и до
этого ни на каком заводе не работал.
Так что мне нужно было. с самого
начала изучать и металлургию, и на
ходу—вавод, притти на завод: и на-
чать руководить, распоряжаться и в
то же время. приступить к изучению
и дела, к изучению металлургии, ол-
новременно с руководством заводом.

Многогранная, разнообразная рабо-
та. Я могу оказать, что исполнение
служебных обязанностей директора
	продолжается у меня круглые сут-_
	ки. Рядом © подушкой в спальне ви-
сит телефонная трубка, и эвонки мо-
гут быть в любое время. Тревога бес-
прерывна, потому что металлуртиче-
ский завод имеет такой характер, что
в Любой момент может что-нибудь
случиться.., Завод дышит прямо, ря-
дом, Вы в своей спальне чувствуете
его дыхание, от мощных движений
воздуходувных машин трясется квар-
	тира беспрерывно. И когда я силю,!
я чувствую, работает ли доменный!:
	цех на полвыи ход или нет.
Второе замечание — насчет кадров.
Это самое основное, и поэтому по:
нятно и правильно, что именно этот
вопрос поставлен в центре нашей 65-
	BUODME
		Металлургия — это индустрия ин-
дустрий. Это, я бы оказал, та отрасль,
которая самым непосредственным: 0б-
разом соприкасается < природой, ко-
торая вырывает из природы ценой
непрерывной, напряжённой, ловое+
дневной работы все т0, что потом
уже превращается в культуру.

Металлургия и. самая романтичная.
отрасль. промьииленности. Она краси-
	ва. Можно. получить большое эстети-
ческое наслаждение, если ночью по-
	сидеть около бессемеровокого цеха,
котда таинственно освещены огром-
ные металлические конструкции, на
фоне которых двигаются люди. Ни
на какой сцене, ни ‘на какой картине
не увидишь, такой красоты.

Это вое оставляет отпечаток на ха-
рактере людей. Это — люди с боль-
шим тонором, с большой самоуверен-
ностью. Ореди металлургов попада-
ются самые колоритные фигуры. Ис-
тория металлургии знает целый ряд
крупных, известных, ярких людей
вроде знаменитого Курако, вроде Бар-
дина — технического директора Куз-
нецког завода.

Мужество и в 10 же время напо-
ристость. Они требовательны. С ними
разговаривать не так легко. С ними
нужно. уметь разговаривать. С ними
нужно разговаривать крепко. Перед
ними нужно уметь себя поставить.
Мягко разтоваривать, уступать, быть
«шляпой» там нельзя. Там нужно
быть чрезвычайно крепким, там нуж-
но уметь импонировать и в то же вре.
	  \
	Я хочу остановиться на тех вопро-
сах, в которых мы с товарищем Бир-
маном диаметрально — расходимся.
Нели у Бирмана основной задачей
было воскресить старые заводские
традиции, если по состоянию его за
вода, по техническому ‘оснащению
завода, — это было его главной. зада:
	чей: хобрать этих людей, которые
	знали историю завода, которые зна-
ли, как «колдовать» доменные. печи,
то в наши задачи входило совершен-
но другое.

Нам с первых же дней прихода
на завод пришлось вести борьбу ©
этими старыми традициями. Друго-
го выхода у нас не было, Почему?”
Потому что наш завод резко. отлича-
ется от завода тов. Бирмана — наш
завод механизированный, Pye тлав-
ное — Это внимательное: отношение к
механизму, где эти «энахари и ку-
Ддесники» не имеют больше: силы, где
требуется изучение техники.

Какие задачи мы ставим сейчаю пе-
ред нашими основными кадрами —
перед руководством? Это — амери-
канская деловитость, в сочетании с
больиевистским, чутким, вниматель-
ным отношением к людям. Если мы.
не сумеем овладеть американской де-
ловитостью, то, конечно, мы такое ги-
тантское предприятие, как наше, ко-
торое об’единяет в себе всю мощную
новую технику, целиком использо-
вать не сумеем, Это совершенно: очез
видно. Но вместе с американской дез
ловитостью наши работе иги HH-
женеры и техники должны усвоить
еще одно — внимательное отношение
к людям. У нас нет такого положе-
ния: если мы откроем двери нашего
предприятия, то мы там можём вы-
брать по росту людей и зачиолить
их на работу. И никогда такого поло,
жения не будет при социалистиче-
ских условиях производства. У нас
другие условия: мы должны кадры
готовить организованно, мы должны
воспитывать настоящих бойцов и на-
стоящих ортанизаторов производства,

Как это можно сделать? Конечно,
без дисциплины, самой строжайшей
дисциплины. сверху донизу, этото,х
конечно, нельзя о ортанизовать, Ha
предприятии. имеется сложнейший
комплеке всех отраслей хозяйства:
энертетики, химии, транспорта. И
если на этом. металлургическом пред-
приятии не будет все совершенно
		тебе, что это! не преувелячение,  —
впервые раскрылось передо мною во
всем своем конкретном величествен-
нем значении понятие «социалистиче-
ское соревнование»; они. рассказыва-
ли о своей практике, заурядной: прак»
тике советских хозяйственников; ия
до сих пор не могу отделаться от
чувства, что я -— можешь улыбаться
сколько хочешь! — прочел какую-то
грандиозную — эпопею romeposcxora
размаха, В этой эпопее. вбе: огромные
человеческие массивы, могучие стра
оти, титавическая борьба, где. от’ каж
дото командира требуется соединение
самых различных талантов -— saw.
	вистратора, стратега, воспитателя,
дипломата, организатора, трибуна,
хозяйственника, — воето и не пере.
числишь.  -
	Я почувствовал, если можно так
выразиться, плоть эпохи. Факты, дав-
но известные, осветились изнутри и
	РА ССК
	КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ
	Г. КОРАБЕЛЬНИКОВ
	НОВЫЙ ТИП PABOTHAKA—
‚НОВЫЙ ТИП ЧЕЛОВЕКА
	лективом писателей. Мы хотели бы
от тов. Вирмане узнать о реконст-
рукции людей, происшеллией на этом
старейшем заводе, Мы хотели бы
знать, как выковывалось то чувство
чести у работников завода им. Пет-
ровского, которое ‘им позволило п да»
ло возможность выполнить обещания,
данные им нашей стране.

Мы считаем, что тов. Бирман и
Гвахария должны рассказать и о. се-
бе, потому что они являются замеча-
тельнейпгими представителями TOTO
нового типа хозяйственника, который
выковалея в нашей стране.

Мы хотели бы услышать от (тов.
Гвахария 0 коммунйстах, уже овла-
девигих техникой на заводе им. Ки-
рова, о той новой птколе организа-
торов производства, к которой они
	‘сам принадлежит. Нам хотелось бы
	знать о том, насколько сейчас облик
директора-хозяйственника-экоплоата-
ционника отличается от облика ди-
ректора прежнего времени, директо-
ра-строителя. Нам хотелось бы,
чтобы вы нам подробно рассказали о
тех изменениях, которые произошли
в психологии габочего, в психологии
инженера, в психологии хозяйствен-
ника за годы первой и второй пяти-
петок.

ы взяли на себя обещание к 20-
летию создать такие художественные
произведения, в которых  действи-
тельно были бы выведены могучие
типы и характеры людей нашей
страны. Мы хотим поучиться у тов.
Бирмана и тов. Гвахария выполнять
обешания, ланные стране так, как
	-оги ‘выполняют.
	Между тем видеть не только то,
что произопгло вчера или происходит
сегодня, но и то, что произойдет зав-
тра — обязательно,

Работа в «Двух пятилетках» дол-
жна быть школой для ‘писателя, в
результате которой читатель найдет
в томах этого коллективного писа-
тельското труда к великому юбилею
не ‘только повествование о двух
пятилетках настоящего, ‘0 людях это-
го десятилетия, но и контуры буду-
щей третьей пятилетки и ее строи-
телей.

И поза пренебрежения к этой ра:
боте не может украсить сонетского
писателя. Поэтому весьма странно,
что ряд писателей, главным образом
«именитых», пренебрегает  творче-
ской работой коллектива «Две пяти-
летки». Они отсутствовали, например,
на встрече с. металлургами.

Эти писатели заблуждаются, если
думают, что «все это» они уже зна-
WT, а если не хотят знать, то заб-
луждаются вдвойне,
		рестал ощущать реальное содержание
звлений, вещей, ‘понятий, которые
обступили тебя, как «будни»?
	Со мною это на-днях случилось.
Было’ это все в том же Доме совет-
ского писателя, на’ встрече с дирек-
торами металлуртического завода
им. Петровского. — Бирманом и Ма-
кеевского завола —Гвахария. Спаси-
бо «Двум пятилеткам», организовав
шим оту чудесную встречу. Я ее
долго не-забуду, как впрочем и мно-
гие, присутствовавшие ‘на ней. Не
окрою от тебя: я был взволнован, как
мальчишка. Сердце мое часто вело
себя самым неприличным образом.
Ни одна книга, ни одно. произведение
‹натиего искусства в последнее врёмя
меня так не вабудоражили, как рае-
сказы этих двух советоких директо-
pos. °

Они товорили © тероике рабочих
Mace, и впервые, — честью клянусь
	Наш коллектив писателей «Две пя-
тилетки» сегодня собирается через
10 дней после речи тов. Сталина —
‚этой замечательной речи, которая со-
здает новую эноху в рт нашей
страны.

Особенно близка эта речь нам —
работникам литературы, коллективу
писателей, который поставил перед
собой задачу изобразить к двадца-
тилетию Советской власти людей на-
шей страны.

Оталин говорил: «Из всех ценных
капиталов, имеющихся в мире, са-
мым ценным, самым решающим ка-
питалом являются люди, кадры».

Мы поставили перед собой тромад-
нейшую задачу — показать этот цен-
ный капитал, созданный революцией,
показать типы и характеры людей
налцей отраны, сформировавшиеся в
результате 20 лет Советской власти.

Эти новые люди, эти настоящие

хадры революции за тоды первой и
второй пятилетки — выковывалисв
прежде всего на наптих”ваводах. На-
пи заводы явились не только места-
ми, которые дали стране чугун, йе-
TABI, сталь, новые орудия производ*
ства, но наши заводы — это боль-
шевистская школа, котогая’ создала
и новых людей. Это преображение,
изменение людей, происходило на за-
воде от директора до уборщицы, от
Katara до инженера,

На, заводах выработался новый тип
работника, и по опыту мы знаем,
что новый тип работника в нашей
стране означает и новый тип чело-
века. ВЯ

Сегодня на собрании Нашего кол-
лектива присутствуют т. Бирман —
диреклоюр металлургического завода
им. Петровского и т. Гвахария —
директор Макеевского металлургиче-
я завода им. Кирова.

В работе нашего. коллектива мы
идем к художественным обобщениям,
изучая действительность, узнавая и
	солижаясь с рядом людей, работаю-_
	щих в различных областях ‘нашей
действительности. Мы знаем, что без
их опыта, без их помощи, Gea BX
знания людей, без их практики нам
было бы чрезвычайно трудно выпол»
нить ту задачу, которая перед кбл-
лективом стоит. И мы бы хотели,
чтобы товатищи Гвахария и Бирман,
которые, являясь замечательными
директорами, в такой жё мере явля-
ются и замечательными знатоками
людей нашей эпохи, чтобы они поде-
лились этим знанием с нами, в коль
	‚ Вступительное слово на встрече
коллектива «Две пятилетки» с тт.
Бирманом и Гвахария.
	‹.. Должен тебе признаться, доро-
гой: это было для, меня ‘своего рода
потрясением. Не приписывай это,
пожалуйста: подобно некоторым
знакомым нашим пошлякам, моей. во-
сторженности, помноженной на незна-
ниё действительности. Ты-то ведь от-
лично знаеить, что моя  восторжен-
ность не мешает мне очень скенти-
чески расценивать большинство на-
ших литературных встреч, которыми
я последнее время «об’елся>.

Известно тебе также, что я люблю
свою страну, как только может лю*
бить ее человек, впервые обретитий
родину, 910 я поэтому жадно и вни-
мательно слежу за всем, что в на-
шей страже происходит, и отнюдь не
обладаю 6клонностью оказываться в
роли человека, открывающего давно
открытые «америки».

Но случалось ли тебе иногда с ка-
хой-то внезалной остротой постигать,
что ты, в сущности, давно уже ие-
	Нримерно, ото’ литераторов в тече-
ние трех часов, как ` завороженные,
слушали двух директоров-металлур-
тов. Слушали, боясь упустить хотя бы
одно слово, и не хотели расходиться
еще долго после TOTO, как. доклады
хончились..

«Инженеры человеческих душ»
учились этому сложному искусству У
большевиков - хозяйственников. Этот,
совсем не парадокс, и определяет
содержание состоявшейся встречи,
ту накаленную атмосферу внимания,
которая на ней создалась.

Кадры решают все. Этот лозунг т:
 Стапина, как и все другие его заме-
чательные лозунги, дающие направле-
ние деятельности миллионов отроите-
лей социализма на многие тоды, —
этот лозунг родился как результат
анализа происходящих в стране про-
цессов, как результат обобщения ре-
альных явлений, наконец, как ре-
зультат взгляда в ‘будущее,

Рассказ двух директоров и был
	рассказом о том, как заботливо они
	растят людей, какое это трудное ио>
кусство, и какие замечательные люди
выращиваются. Имен было названо
‘много, десятки., Но’ убедительней
всех других были для присутствую-
щих два имени, воплощенных в фи-
турах докладчиков — Бирман и Гва-
хария — директоров - орденоносцев,
большевиков, овладевших техникой,
Докладчики ны слово наи-
более точно выражает суть дела) пи:
сателей распознаванию человеческих
характеров, умению направить их
развитие в нужную сторону, учили
‘методам борьбы за человека. Может
быть, даже без умысла, но доклады
были заострены против. «чистоплюев»,
относящихся к производству, как к
принудительному для советского ав-
тора ассортименту. На десятках фаж-
тов писателям было показано, что
производство, завод, спепифика дан-
‘ного завода формируют характер че-
ловека. И ни один, для ‘ланной про-
фессии присущий характер, & де-
сятки и сотни, громадное разнообга-
зие характеров, резко тазличные
индивидуальности, множество оттен-
ков и нюансов, .
Сами докладчики — Бирман © за-
вода им. Петровского и Гвахария ’—
с Макеевского завода им. Кирова —
также никак не один характер, коз
торый можно на полочки занести под
рубрикой «красный директор». И да-
же недостаточно прибавить «красный
директор 1935 Г.» с0 всеми вытекаю-
щими отсюда последствиями. И недо-
	статочно, с видом глубокого знатока
‘человеческой души, на это возразить.
«Ну, конечно, у них же разные гла-
за, волосы, рост, разные воли, фаз-
ные биографии». Кроме всего этого,
нужно понять и еще одно: Бирман
`и’Гвахария очень непохожие люди
потому, что разные их заводы, они.
работают в непохожей обстановке, для
каждого из них нужны иные методы,
Эта существенная поправка, в оп-
ределении человеческих характеров,
необычайной натлядностью pac-
крылась перед каждым слушавшим
металлуртом. Показать такое форми-
рование характеров и является ваз
Дачей авторов «Двух пятилетокх.
Это очень трудно; сложно и нео-
	®иданно, как видно уже на примере _
	двух возможных обектов будущих
	произведений. А вель только в етис-
	ке награжденных работников метал-
луртии таких об’ектов более ста; И
каждый — развый и за разное
награжден. А всего об’ектов — мил-
лионы, И каждый разный... _

Что решит успех дела, очень боль-

ого дела, как выясняетоя, с каж-
дым новым днем работы редакции
«Две пятилетки», опытного для всей
советской литературы дела? Успех -
дела решит знание людей и всего не-
обычайно сложного и еще очень ма-
ло узнанного материала, с ‘которым
придется работать. -
—Ооветский читатель прочел уже ряд
хороших книг о социалистическом
строительстве, Писатели показывали
людей, вредящих строительству, лю-
дей, бывших равнодушными к нему
и теперь становящихся активными
ето участниками, наконец они дела-
ли моментальные снимки и зарисовки
основных фитур’ пятилетки — удар-
ника, новото специалиста, -большеви.
ка, руководителя. Смешно было. бы,
на основании того, что задачи совет-
ской литературы все более усложня-
ются, порочить ее прошлые успехи,
зачеркивать их. Но, несомненно, что
писатели далеко не всегда - умели
уловить в шуме и трохоте стройки
доминирующие, решающие звуки и
увидеть среди тысяч людей наиболее
типичные и интересные фигуры. И
если литература хорошо усвоила по-
нятие штурм как наиболее характер-
ную черту первой пятилетки и так
или иначе, но показала этот штурм,
то остались совсем не показанными
процессы формирования, стиля вто-
гой пятилетки, — пятилетки освое-
ния, формирования новото типа ра-
ботников, новых человеческих харак-
теров.
	щим ДИО

Г.В. ГВАХАРИЯ—дирентор завода им. Нирова (Манеевна) „7

точно рассчитано, не может быть и
речи о том, чтобы этот гигантский
конвейер работал без перебоев. По-
этому системе работы, организация
работы уделяется особое внимание,

‚ Как я работал тод назад? Все, что
рассказывал т. Бирман, было и со
мной: с этими ночными звонками, с
квартирами и т, д. Мы прошли эту
школу. Ни один директор, который
сейчас руководит предприятием, а
тем более металлургическим, не имел
ни одной спокойной ночи за все эти
четыре года. ‘

Но каково положение сейчас, ска-
жем, на налием Макеевском металлур-
тическом заводе? Помимо того, что
мне никто не может ночью позвонить,
потому что его просто не соединяют,
помимо этого. у нас имеется. диспет-
черская ` комната, тде сидит диопет-
чер, который, принимает все звонки.
Если звонок. соединяется © директо-
ром завода,\то он автоматически пе-
реключается на диспетчера. Диспет-
	Yep выясняет вопрос и, если eno
	требует немедленного вмешательства,
он сносится с директором. _

В течение дня я теперь никого не
принимаю, до шести часов вечера ко
мне никто не может притти, потому,
что, если так рассчитать день, что у
тебя нет.восьми часов свободного вре-
мени, то работать в таком сложном
хозяйстве невозможно, В течение
дня я работаю так, как я хочу сам,
в цехах, которые меня интересуют,
по вопросам, которые меня интересу-
ют, и никто зайти ко мне не поду-
мает, включая начальника цеха. Если
ему что-нибудь нужно, он может по-
звонить, Если аварийное положение,
он должен сам найти выход. °

Если взять дневник директора про:
шлого года и этого. года, то в про-
лом году мы 90 процентов своего вре-
мени тратили на то, чтобы увязать
механиков с энергетиками, транспорт-
ников с доменщиками, водопроводчи-
ков с паросиловиками и т, д. На это
уходило 90 процентов времени. А
сейчас 90 процентов времени y Mena
уходит на то, как лучше использо-
вать газ, как лучше использовать
электрическую энергию, как лучшие
организовать транспорт, me можно
этот, транспорт электрифицировать,
		они оказались новыми и изумитель-
но связанным друг с другом. Я уви-
дел перспективу, я лучше стал раз-
личать цвет и линию, И — что меня
особенно взволновало: я вдруг с He-
бывалой остротой осознал, как полно
помогает наша действительность че-
ловеку выявить всю свою творческую
индивидуальность, Оба они, Рвахария
и Бирман, работают методом «социа-
листического реализма», но это не
мешает им быть разными, друг на
друга нисколько не похожими, И
«у обоих получается», — скажу сло-
вами, брошенными В. Шкловоким в
беглой беседе со мною. :

Думал я 06 этом, а в млову на-

зойливо лезла одна мыель:

„ — А как в литературе? Почему на»
ши терои все еще таким сплошняком
выступают в ней? И почему она Так

яет нашу сегодняшнюю. жизнь,
весну человечества, пылающую MBI
	вод обязан иметь такой щит у себя,
чтобы руководитель предприятия в
любой момент знал, в каком положе-
нии находится. его аавод.

У нас сейчас с 11 до часу ночи
бывают диспетчерские доклады и. то-
гда мы. знаем итоги работы. всего
предприятия. Для того me, чтобы
обойти все наше предприятие, чтобы
побывать во всех наших цехах, нигде
не задерживаясь ни на минуту, нягле
	разговаривая, —- IIA этого нужно.
		Бак понизить расход топлива, как
поставлено изучение теплового режи-
ма наших мартеновоких печей и пр.

И этим об’ясняется то, что если в
прошлом году, и даже несколько» ме-
сяцев тому назад, основная задача
нашего предприятия заключалась в
том, чтобы выполнить план, то сей-
час мы поставили другую задачу —
не только план выполнить, а побить
&мериканокий коэфициент. Этим жи-
вет наш завод целиком. У нас сей-
час нет другого лозунга, как «побить
американский коэфициент». И руко-
BOACTBY H производству в целом до
этого еще далеко; но на определен.
ных участках мы уже побили амери-
канский коэфициент, ,

Но наряду с‘этим весь коллектив
сейчас задался другой целью: ме.
таллургический завод, который яв:
ляется комбинатом всех последних
достижений науки и техники, дол»
жен быть на самом высоком техни-
ческом уровне и с внешней стороны,
и со стороны обслуживающего персо-
нала, и т, д.

Расскажу вам об одном мероприя-
тии, которое поднимает наш завод на
уровёнь самой высокой энергетиче-
ской техники. Если вы были на
Днепрострое, — большинство из вас
наверное там бывало, — то вы виде-
ли щит, который является зеркалом
работы станции. Взглянув на этот
щит, вы видите, как работает тот. или
другой агрегат. У наб строится сей-
час большая диспетчерская, в кото-
рой будет 14 этажей, и на самом по:
следнем этаже будет заводской щит:
который. будет отражать работу всего
завода. Вы подойдете к-панели, ко-
торая будет говорить о работе домен-
ного цеха, и вам не нужно будет бе-
тать в доменный цех. (У нас будет 6
домен: мы будем давать 6 тысяч
тонн чугуна в сутки). Подходите к
другой панели, которая называется
панелью электрической станции, и
тут вы увидите работу всех агрега-
тов этой станции. В общем этот
щит будет играть роль того же само-
го щита, который до сих пор у нас
существует только на электрических
установках. Но опыт показал, и тех-
ническая проработка этого вопроса
показала, что металлургический за-
	нами красок, звенящую песнями
и смехом, бурлящую разливом ’раско:

о cna?
я хотел бы возвращаться к те-
ме «отставания». Очень уж механиче-
ски пускают ухнас часто в ход эту
формулу. Но в ‘ror вечер я пытался
воскресить в своей памяти хоть один-
два образа нашей литературы, такие
же многогранные, ках вот эти два
большевика и многие из тех, о ком
они рассказывают. Увы, не удалось,
Her таких образов. Нет таких стра-
ниц, от которых тако учащенно би-
лобь бы сердце, как сейчас, которые
так говорили бы воображению, как
эти простые, безыскусственные слова,
потому что в них — поднимающая
сила правды. Какими творческими
удителями должны явиться они
для подлинных художников, умею-
щих  по тонким деталям распознавать
	целое!» *
ЖУРНАЛИСТ.
	Причем, я оставляю в стороне. вспо-
	могательные цеха, пото-
му что, если проходить
и по. вопомогательным
цехам, то нужно по край-
ней мере еще 7 часов.
Конечно, при этих усло-
виях, настоящее техни:
ческое руководство не-
возможно без этого об’-
ективного  осведомления,
И таким об’ективным ос-
ведомителем является
щит,

Если вы поговорите с.
начальником цеха, каким
бы он ни был передо
вым, каким бы патрио-
том предприятия он ня
был, все-таки оно всего
вам не скажет. Он неё
скажет, что у него фур-
ма сгорела, и поэтому
цех два часа стоял. А
тут ничего абсолютно не
скроется. Да и самому
начальнику цеха невоз-
уожно сейчас руководить-
без. такого об’ективного
измерителя.

Дирейтор завода, как
он должен работать?

сходя из нашей оцен-
фи работы будущего ли-
	Me

JORTOPS завода, Tand-

го скажем, как Макеевокий  ме-
таллургический завод, исхоля из это.
	9, мы сейчас и строим нашу так на-
зываемую тлавную контору.
	Сейчас контора представляется так;
сидят бухгалтера, сидят! счетоводы,
сидят делопроизводители, пишут н
проч, Будущая главная контора, или
руководящий штаб предприятия, он
должен быть прежде всёго техничес-
	RH оснащен. Поэтому мы ему даем
этот щит,
Директор предприятия. Кабинет
директора предприятия должен. без-
условно быть на, самом видном месте
завода. Поэтому мы нашу тлавную
контору ставим в центре завода. Ка+
бинет директора будет на 12—13 эта-
же и директор сумеет оттуда, если
мы этот кабинет оптически оборуду-
ем, наблюдать, как Габотают цеха,
А если мы Е этому прибавим еще
целый ряд приспособлений в области
телевидения и ‘проч; Ив кабинета, ди-
ректора можно будет обозревать весь
завод. А это крайне необходимо. Я
на опыте в этом убедился, И до того,
как мы уверенно пошли по пути
полного освоения техники, я очень
часто проделывал следующее: У нао
поперек завода проложен мост, дли-
ой в два о половиной километра и
C этого мостая наблюдал, как рабо-
тает завод, Инотда я часа полтора
простанвал на этом мосту и подмечал,
где наши узкие места, особенно в
отношении транспорта, ;