пречу Великому Октябрю
	Заметки

тем не менее, кажется, еще живуча. Пото-   библиотеки советского писателя. Надо уметь.
му, вероятно: героями наших юниг-паще всего   их читать».

были представители тех профессии, которых
мы видели в литературе и десять, и двад-
цать, и трилцать, и сорок лет тому назал, —
студент, учитель, художник, артист, врач.
Но где же непосредственный участник

С тех пор намного увеличилось количест-
во таких библиотек. Надо сделать все необ-
	холимое Для того, чтобы советский писатель
	был теснейшим образом связан C ними.
Жизнь настойчиво зовет к этому!

BAABHTHH
	KATA B
		—
	Haebc
			у Сомая rnaspHasa Tema
	Мы орошаем Голодную степь в Казах-
стане, о чем в старое. время были исписаны
стопы бумаги, осушаем болота в Белорус-
сви и одновременно ‘возрождаем Донбасс.

Об этой последней работе было рассказа-
но на страницах «Правды». Из разрушенных
шахт Донбасса нало откачать 650 миллионов
кубических метров воды, что равносильно
осушению озера плошалью в 70 квадрат-
ных километров и в 10 метров глубиной.
Несбходимо восстановить в Донбассе более
2500 километров заваленных горных выра-
боток. Эта работа соответствует прокладке
и закреплению оплочиной линии тоннелей от
Москвы до Парижа. на глубине в 200—700
метров. .

Перел нами ‘во весь рост встает интерес-
нейшая тема возвращения воина к творче”
скому труду. Возвращение с войны для Чех
ловека капиталистических стран — слож”
ная и мучительная проблема. У нас этой
проблемы нет. <

Металлург Андреев очерк Б. Галина «В
Донбассе») торопится домой, лишь только
пришла весть о том, что город Сталино осво-
босклен. Но дом для Андреева—это прежде
	всего завод. Скорее осмотреть его, скорее
начинать стройку! В этом жизнь, в Этом
счастье.
	Есть в очерке Галина человек, которому
уделено несколько строк, Однако именно
Этот персонаж особенно запомнился нам.
После войны шахтер из далекой Караганды
едет в Лонбасе посмотреть шахту «Амери-
канка» (самая большая в Европе). vs

Реалён ли такой человек на Западе?
Можно ли поверить в то, ‘что шахтер из
Пенсильвании потратит часть своих сбере-
жений (если они у него имеются) Ha TO,
чтобы посмотреть, как работают шахтеры в
другом районе.

Нет, такой человек з капиталистическом
мире невозможен, нереален. Для  пенсиль-
ванского шахтера работа не есть та само-
пеятельность. о которой писал Маркс. Нен-
	ee

сильванеи ‘лержит свои ‘сбережения на чер-
	ный день, а этот черный день неумолимо
приближается; человек вернулся после BOH-
ны в мир кризисов и потрясений.

Трул человека нашей эпохи должен по
праву стать самой главной темой советской
художественной литературы,
	=

Лет десять тому назад в одной литератур-
ной дискуссии была высказана мысль о том

что современного человека нельзя показать
без непосредственной связи его личной
	`яеизни с той работой, которую он выполняет
	для общества, Но тогда эта мысль выдвига-
лась лишь в Порядке постановки вопроса.
	Cam автор статьи указывал, что его тезис
	сше следует проверить. _

Вряд ли теперь такая мысль нуждается в
прозерке. Невозможно изобразить человека
наших дней, не показав того, что он нрино»
сит стране своим трудом.

Труд должен быть не общим фоном, Ha
котором развертываются взаимоотношения
героев, — это’мы не раз вилели в книгах, —
а содержанием человека. На наших глазах
в обществе, которое идет к коммунистиче-
скому будущему, труд становится потреб-
ностью человека. Как же можно писать о
людях наших дней, упуская из вида эту сто-
рону проявления их личности?

Не раз выдвигались опасения, что «спе-
циальный материал» якобы неизбежно «по-
вредит художественной ткани  произведе-
ния» Мысль эта. ‘явно несостоятельная,
	«..Своим умом приходится’ до всего до-
ходить, своими силами осваивать технику.
	  Надо создавать людей», — об этом преж-
		ний Глер Чумалов не думал. Он. вылужден
был в то время целиком доверить технику
чуждому человеку Клейсту—иного выхода
Чумалов не мог придумать. ибо технике его
никто не учил. Без всякого плана, опираясь
только на энтузиазм масс, возрождал он
цементный завод. Огромная стройка, где он
работает в годы первой пятилетки, —
часть научного, сопиалистического плана.
Теперь Глебу Чумалову по плечу задача
более сложного порядка..
	В чем назначение человека? В чем его
	счастье?

Байкалов говорит Ватагину:

«Наша мечта о будущем — наше дело».

Огромное счастье видеть мечту, претво-
ряемую в реальность. Эта мысль об’елиняет
героев «Энергии». Даже молоденькая. де-
вушка Феня сознает, что ве счабтье—в твор-
ческом труде («мое дело — это я»). С та-
кой глубокой сознатёльностью люди из
«Цемента» о труде не говорили.

Но если перенейтись в мир чувств, в мир
личных переживаний, то нетрудно заметить
одну общую черту, которая сближает геро-
ев «Цемента» и «Энергии». Неустроенность
старого мира, из которого они вышли, на-
стигала их, причиняла им тяжелые травмы.
Не ладится семейная жизнь Глеба Чумало-
ва. Распалась семья Мирона Ватагина, од-
ного из руководителей той стройки, о кото-
рой рассказывается в «Энергии». Рядом с
ними по признаку непорядков в личной
жизни можно поставить еще целый ряд ге-
роев. :

В чем же причина всех этих неудач? В
том, что не всегда человеку той поры уда-
валось совместить личное и общее.

Сколько еще в этой области отношений
оставалось. нерешенного. ‹ неналаженного!
	Мы это видим даже в повести «Танкер Дер-.
	бэнт», герои которой гораздо моложе и
Ватагина и, Чумалова. и о старом мире знают
только по книгам. Для того, чтобы стать
передовым человеком  социалистического
труда, механику Басову, герою * «Ганкера
„Дербента», приходится‘ не только выдер-
жать острую борьбу с закоснелыми. рутине-
рами,-—-испытазию подвергается его личная
	жизнь; Молодая жена считает, что работа.
	отняла у нее. мужа. Ковфликт в конце кон-
	цов улаживается. Крымов сумел’ показать,
	что это не «хеппи энд», а финал естествен-
ных взаимостнопений — пусть на время ос-
	ложненных -—= людей, в сознании которых
	все меньше и меньше места остается пере-
житкам прошлого, -
Безостановочно продолжается‘ духовный
рост советского человека. Это легко прове-
рить тем, что отдельные представления и
мысли героев книг Ф. Гладкова, М. Шаги-
HH, Ю. Крымова сегодня советскому чита-
телю уже кажутся наивными. ‘
	В своих размышлениях Костя («Энер-
	rag») не может примирить два начала тру-
	да — интеллектуальное и физическое.
«Для меня сейчас. нет иной музыки,
кроме музыки массового труда», — говорит
	он. Поэтому Костя, пианист по профессии,
становится табельщиком.

Любой советский человек скажет теперь,
что‘ Костя решал вопрос примитивно, не-
правильно.

Сфера наблюдений советского писателя
стала более широкой, чем семь, десять,
пятнадцать лет тому назад. Но как мало мы
пользуемся благодарнейшим материалом,
как редко пишем о «винтиках», рядовых с0-
	зетских людях, которые творят чудеса, пре-
образуя своим трудом нашу страну!
	Почти одну треть истории, социалиетиче-
ского государства заняли навязанные ему
войны. Второй ‘раз советский человек дол-
жен возродить хозяйство своей страны,
нас были книги, рассказывающие о том, как
он выполнял эту задачу после 1921 года. У
нас будут книги о новом, послевоенном вос-
становлении.

Но действительность, страницы Закона о
пятилетнем плане подсказывают, что теперь
эту тему надо ставить иначе. Откроем KOM-
плекты ‘наших газет за двадцатые годы. Мы
найдем сообщения о том, что разморожен
еше один цех большого предприятия, что
завод уже дает половину продукции 1913
года. Это считалось достижением.

Без широких познаний в технике, без вся-
кого опыта начал советский человек вос-
станавливать отеталое хозяйство. Он на хо-
ду учился азбуке руководства.

Теперь, в послевоенное пятилетие, совет-
ский человек, построивший могучую сощиа-
	дистическую индустрию, вооруженную п®-
	редовой техникой и наукой. не просто вос-
станавливает свое хозяйство, но одновре-
менно и развивает его, поднимает на более
высокую ступень. Это двухсторонняя зада-
ча. Советский человек может ее разрешить
ибо он вооружен и опытом, и техникой, И
новыми свойствами мировоззрения, характе-
ра, которые принес ему социалистический
уклал.

Как советский человек решает эту двух-
стороннюю задачу, поставленную перед ним
Законом о пятилетнем плане, можно пояс-
нить на одном примере.
	Горьковский автомобильный завод
имени Молотова изготовил. опытный
автомобиль, оборудованный под пере-
‹ лвижную библиотеку. Автомобиль pa-
: диофицирован, электрифицирован и
утеплен. В кузове размещается библио-
тека,. имеющая 1500 книг.
`Передвижная автомобиль-библиотека
предназначена для обслуживания колхо-
зов. В апреле этого года будет выпу*
щено 30 таких малтин,
	На снимке: первый опытный автомо-
биль-библиотека. .
Фото П. о ео
		L
  ’

Философы «заката и распада культуры»,
которых немало появилось на Западе после`
первой мировой войны, не ‚раз писали д.
вырождении, о неминуемой гибели искусст-
ва. Один из ходячих доводов, которым они
оперировали, заключался в том, что темы.
«вечного порядка» уже окончательно отра-
ботаны и невозможно художнику сказать.
новое слово. Любопытно, что,: перечисляя.
эти темы «вечного порядка» (любовь; стра-
дания человека, смерть, власть сильного,
борьба за жизнь и т. д.), отрицатели ис-
кусства не выделяли особо тему труда. Та-
кой отдельной темы для них не было.

Труд сам по себе — не новая тема B HC-
кусстве. Со времен Гесиода она живет в ху-
дожественной литературе. Но тэуд был
обычно символом безропотного поЯчинения
судьбе, покорности, которая не ищет луч-
шей доли на земле! Труд был уделом «ма-
лых сих», которые безропотно пооходят
тяжкий путь незаметных людей, ничего не
видя впереди и ничег: после себя не оетав-
JAR.

В 1844 году Марке писал: «..Труд — яв-
ляется чем-то внешним по отношению к ра-
бочему. т. е. не принадлежит его существу,
и... ПОЭТОМУ рабочий не утверждает себя в
‘своей работе, а отрицает, чувствует себя не
счастливым, а‘несчастным, не развивает сво-
бодной физической и духовной энергии, а
изнуряет свое тело и разрушает свой дух...
Деятельность рабочего не есть его само-
деятельность. Она принадлежит другому,
она состоит в растрачивании самого себя».

Три четверти века ‘спустя в самой боль-
шой стране земного шара утвердился осво-
божленный труд.

В статье «Очерелные задачи советской

ласти» (апрель, 1918 год) Ленин, предлагая
незамедлительно использовать все возмож-
ности для хозяйственного о возрождения
страны, указал: .

`«После перехода политической власти в
‚руки пролетариата... сила примера впервые
-пюлучает возможность оказать свое массо-
вое действие». :

В двадцатые годы, в разгар восстанови-
тельной работы,. вырастает тема одухотво-
ренного созидательного труда, возвеличен-
ного тем, что даже самый незаметный чело-
век сознает себя частицей сплоченного со:
общества людей, которые, строя настоящее,
вместе с тем строят будущее.

Романом Гладкова «Цемент» открывается
тема труда в советской художественной ли:
тератур®. Новаторство этой книги состояло
в том, что в ней впервые был показан кол-
	лектив советских людеи, решающих задачу:
	созидательного порядка.

«Перед нами открывается целый мир, ко-
торый уже завоеван, — говорит Глеб Uy-
малов инженеру Клейсту. — Пройдут. го:
да, и он заблещет дворцами и невиданы-
	ми машинами. Человек будет уже не раб, а.
владыка, потому что основой жизни будет
	свободный и любимый труд». .
Вспомним, что писатель работал над кни-
гой в 1923—1924 годы, в переходную пору,
характерную сложным сплетением противо-
речий, мучительную для тех, кто оказался
неспособным разглядеть основные исторн-
ческие черты времени: Пора возрождения
еще только начиналась. Но писатель умел
уверенно глядеть в будущее, умел мечтать.
Потому-то он и смог. стать новатором.
Восстановление завода — подвиг, боль-
шая масштабная для своего времени работа.
Но. для Глеба Чумалова этого мало. ‘Для
него ‘возрождение ‘цементного завода —
лишь начало” огромного ‘дела («Еще не та-
ких великанов понастроим...»).
Естественным было для автора «Цемен-
та» обращение к такой теме, как Днепро-
гэс, Но’ задача оказалась более сложной.
Днепрогэс строят уже не те люди, которые
лишь вчера вернулись с-фронтов. граждан-
ской войны. С тех пор они заметно измени-
лись, стали содержательнее, ‚ глубже. Это
люди другой поры — первой сталинской
пятилетки: Герои «Цемента» не уступают
им ни в самоотверженности, ни в TOTOBHO-
CTH выполнить любой приказ партии, HO
безусловно уступают и в культуре и в во-
оруженности новым жизненным опытом,
качественно отличающимая от прежнего. У
Глеба Чумалова чет никаких знаний, кроме
полученных на старом заводе и на фронтах
	гражданской войны. Он’ и’ Даша —
начинающие строители социализма. He-
редко герои «Щемента» новые думы и
	чувства могут выразить лишь общими сло-
вами, порою мысль идет за порывом, порою
их мышленье. кажется угловатым, наив-
ным для наших дней. Все это — первые сту-
пени в развитии передового советского че-
ловека. -

Персонажи «Энергии» стоят на более вы-
сокой ступени. Формально между ними и
героями <«Цемента» — интервал в 8—10 лет.
Но в эти годы входит завершение восста-
новительного периода и начало  реконст-
руктивного. В стране произошли важные
изменения. Изменились и Люди.

В «Энергии» мы еще раз встречаем Глеба
Чумалова. Тетерь он — заместитель началь-
ника огромной стройки, человек, который
далеко ушел от прежнего Глеба Чумалова.
		стройки — человек с пилой, с слесарным
инструментом в руках?

Резен скульитора почему-то легко совме-
стить со «спецификой» художественной ли-
тературы, а резец токаря — гораздо труд-
нее. Преподавателя географии, который
стоит возле, глобуса, у нас умеют, изо-
бразить. Но показать преподавателя ремес-
ленного училища, чьи учебные пособия —
станки, мы еще не сумели.

Думается, что все эти трудности происте-
кают из одного и того же — из ограничен-
ности опыта литератора.

Разумеется, могут встретиться в нашей
среде холодные описатели, которые готовы
‘заменить человека техникой. Но не менее
‚чужды нам и -такие литераторы, которые
видят современного ‘человека вне. всякой
связи © трудовым процессом. Рутинерская
природа подобного стремления очевидна.
Наибольшая удача ждет того писателя, ко-
торый сумеет ярко ‘показать эту связь, эту
взаимозависимость ‘личного и общего, осно-
ванную на творческом труде гармонию лич-
ности и коллектива. т

«Нам нужно особенно заботиться о том,
чтобы труд человека стал более производи-
тельным, так как в этом заключается не
только личный интерес каждого трудящего-
ся, но и общий интерес государства» (В. М,
Молотов).   -

Напомним об одном из главных положе-
ций опубликованного   марта с..г. поста-
новления Совета Министров СССР’ «О госу=
дарственном плане восстановления и разви-
тия народного хозяйства СССР на 1947 год».

«Государственные планы должны быть
большевистскими; они должны быть рассчи-
таны не на среднеарифметические нормы, до-.
стигнутые в производстве, а на среднепро-
грессивные нормы, т. е. равняться в. сторо-
ну передовых»,

Решение задачи, о которой говорится в
этих строках, предполагает значигельные
изменения в психологии ‘людей и связанную
 с этими изменениями работу по воспита-
нию трудящихся.в духе коммунизма, упор-
ство передовиков коллектива в достижении
своей цели, решительное преодоление кос-
ности, борьбу нового и старого, перенесен-
ную в цех, в кабинет конструктора, в лабо-
раторию. -

Растет духовное богатство рядового со-
ветского человека. Глубже, ийтереснее cTa-
новится ОН: Ё

Восемь лет тому назад на ХУПГ с’езде
ВКГб) товарищ Сталин сказал:

«Мы хотим сделать всех’ рабочих и всех
крестьян культурными и образованными, и
мы сделаем это со временем».

На наших глазах стираются  вековечные
различия между умственным. и’ физическим
трудом, между городом и деревней, разли-
Чия, которые при капитализме являются не-
преодолимым злом. Среди лауреатов Ста-
  линской премии мы встречаем имена не Толь-
ко художников, ученых, но и трактористки,
фрезеровщика, колхозницы < далекого Ал-
тая, вдохновенных. передовых тружеников.
На путя к коммунизму вани люди сгановят-
ся всесторонне развитыми, всесторонне куль-
турными. Писатель, для которого социали-
стический реализм является не формулой,
а творческим. методом, может и должен
изобразить этот величественный процесс.

Автору этих строк довелось слышать сле-
дующее высказывание Алексея Максимо-
  мича Горького: -

«Урал, Кузбасс, все места, где с особой
отчетливостью видно, как человек. своим
‘трудом меняет’ нашу жизнь, — это новые

‘и ммлв СИЛЬНОЕ ОРУЖИЕ
	Полтора десятка лет назад советская ли-
Тература переживала период всеобщего
увлечения очерком. Но потом все переме-
нилось. Постоянные. отделы очерка в тол-
стых журналах один за другим закрылись.
Издательства также изрнали STOT BUA TBOD-
чества из своих планов. Поездки писателей
на новостройки, в колхозы и совхозы стра-
ны стали все более- редкими. Волей-нево-
лей авторы перекочевали в другие, более
благополучные жанры. г

На смену ючерку, насыщенному. как пра-
вило, актуальным бодержанием текущей
действительноёти, в журналах утвердилось
беспримерное увлечение историзмом. _ Ис-
торические рассказы, повести. романы. ис-
торические трилогии, изыскания, моногра-
фии, трактаты, документы грозили отодви-
нуть в дальний угол современную’ тематику.
Читатель жудналов знал гораздо больше о
	оха у князя Бееволода

вотчинчом быте KO:
	Большое Гнездо. чем. скажем, о жизни Фе-
ранонта Головатого или Тастелло. Очерки
© заводах, колхозах возвращались порою
автору, без прочтения. Создатели их стали
прибегать даже к некоторой «маскировке»
под другие жанры. К. ‘примеру, последнее,
столь хороо принятое советским читате-
лем замечательное произвеление В. Овеч-
кина «С фроентовым приветом» почему-то
названо автором «повестью». На мой
взгляд, м по композиции, и по развертыва-
	нию сюжета, и по фактуре это — самый
	типичный литературно - художественный
очерк, дающий глубокое, художест-
венное ‘обобщение явлений жизни. Столь
же ярким. примером хорошего — путе-
вого очерка, наполненного свежим и ©оч-
	ным местным колоритом, мне представляет-
ся повесть И. Anamunesa «Гутеше-
	сея повесть И.  Арамиг
ствие на Кульдур», давшая
	‚ние этого жанра’ после войны. Друтие про»
  извеления пока еше не удовлетворяют
‘по ‘содержанию, ни по форме. ; р
Писательские организации все еще неё
отдают должного очерку. В’ Союзе писатея
  лей деятельность писателей-очеркистов да
сих пор считается второстепенной, ей на
уделяется элементарного внимания: Жу
  налы также не научились ‘еще долясным
разом направлять -работу а
Этого жанра. В «Октябре» помещено, наз
поимер, развязно-пошловатое ^ произведение
Т. Веледницкой «Они растут», представля
ющее собой сплошное сюсюкание и пере»
сахариненную выспренность. = В
Веледницкая описывает ясли Московское
го авиационного завода. «Чувство протя
женности времени осеняет меня», — ©0065
- щает ‚она, очутивиись в яслях. Здесь автов
видит ребенка, Валерика, котовый «агукал;
курлыкал, ликующе взвизгивал, гортанными
криками оглашая сад». Стыдно писать так
о детях для взрослых в серьезном совет
ском журнале! Публикация таких, с позво-
ления сказать, «очерков» лишь компроме-
тирует‚ этот вид литературы: Е
За очерк! Нужно < первых же шагов но7
‚вести решительную борьбу с подделкой,
грубой жанровой фальсификацией. Попро-
буйте назвать акростих телестихом, — Ч
‚ вам тут же укажут на ошибку. Ho mpocmor<
рите номера журнала «Огонек». вышедтмие
за полгода. С ремаркой очерка в журнале
‘напечатано несколько десятков газетных.
журнальных корреспонденций, то менее, то
более беллетризованных. Например, в мате-
риале А. Глебова о Кубани «На жатве» нет
ни одного штриха, характеризующего опи-
сываемое время, место. Автор пишет: «Наз
чиная с ранней весны, Кубань вела войну &
сорняками, Председатели ста передовых
колхозов об’явили о ‘борьбе сними. (С кем:
с сорняками, — будем полагать? — Ф. М.).
На многих полях мы видели разительные (1!)
плоды этой схватки». Об’явить борьбу cop-
някам—еще не значит их уничтожить, Вен
очерк. — серая, казенная отписка, небреж-
ная, бездумная. `В хорошей газетной Koppec
понденции найдешь больше. г
Нам нужен устойчивый, ее.
литературный очерк. без обеднения и приз
чесывания, показывающий все величие на*
шего труда, наших усилий, наших благоз
родных устремлений, смело, глубоко, самая
стоятельно и оригинально трактующий ная
более крупные явления нашей грандиозной
действительности, очерк, лежащий за пре»
делами голого факта, за пределами одного

Писатель-очеркист оперирует и образом,
и сюжетом, он может и должен психологи»
чески разрабатывать свой материал, ему не
возбраняелея рисовать пейзаж, делать лия
рические отступления, останавливаться на
внутренних переживаниях своих героев. ОН
пользуется всеми изобразительными среде
ствами, как и рассказчик, фоманист. Нроз
блемы композиций, языка, стиля, диалога,
образа, художественной достоверности =
все это так же близко касается очеркиста;
как и всякого писателя, работающего в 0бз
ласти художественной прозы. Помимо это»
го, от писателя-очеркиста требуется еше
особое умение наиболее точно и наиболее
типически воспроизводить реальных героев;
данные определенного географического ме=
ста, обстоятельства определенного историз
ческого периода.

Это работа творческая. Представителё
этого вида литературы должен постоянно
пробивать дорогу, взламывать . новые це
линные пласты, заново разрабатывать саз
мую разнообразную тематику, — в особен:
ностя тематику, продиктованную лействи?
тельностью. Писатель-очеркист должен
знать жизнь из первоисточника. Он должен
уметь распознавать новые явления, преду-
гадывать намечающееся их развитие.

„Глубокое, творческое изучение жизни =%
наипервейшее условие, без которого не мо?
жет быть сколько-нибуль плодотворной раз
боты. Гастролерские наезды на «натуру»
ничего не далут писателю. Еще Шатобриан
писал: «Для живопиена довольно одной
_ MEHYTH, дабы очертить каранданюм какое=
 нибудь дерево, снять вид, нарисовать раз-
’ валину; но целые годы `кратки для того,
чтобы познать нравы людей». Глеб Успен-
ский указывал, что писатель обязан спуз
‚  ститься в самую глубь народной’ жизни,
3 должен своими руками «перерыть все что
ни на есть в избе, в клуне, в хлеву, в амба:
ре, в поле». Это большая. весыма хлопотли<

большой, но весьма удачной книжке о со-
ветских людях нашей дальневосточной тай-
	ги, — книжке, нелавно выпущенной изда-
тельством «Советский писатель»,
	ся к тому, что появилось только за нослед-
ние годы в нашей литературе, то без особо-
го труда можно установить множество и
других случаев этой, так сказать, невин-
ной жанровой мимикрии. Конечно, ничего
предосудительного тут нет, всякому автору
ВОЛЬНО по-своему определять жанровую
принадлежность своего произведения. Но
все же эта «перебежка» из одного вида ли-
тературы в другой — явление до некоторой
степени симптоматичное. И было бы сей-
час ошибкой не заметить ‘того факта, что
	очерк прошел довольно продолжительный   дня.
	и сложный процесс постепенного свертыва-
ния, деформации. Наши критики. наши со-
ветские литературоведы в этом должны ос-
новательно разобраться.

Теперь художественный очерк снова по-
ставлен жизнью на повестку дня. Это —
самый боевой, самый подвижный, многоем-

й вид, которым художественная литера-

тура активно откликается на ‹амые аклу-
	альные явления современности. И этими-то
свойми особенностями очерк и представляет
	для нас наибольшую ценность. -

Произведения великих MacTepoB STOTC
жанра — Тургенева, Глеба ‘Успенского,
Салтыкова-Иедрина, Короленко, Горького—
были не только крупными литературными
явлениями, но. и значительными обществен-
ными событиями, волновавиими всю пере-
‚довую Росеию.

В годы социалистической реконструкции,
в голы первой пятилетки, советский лите-
	ратурно- хуложес твенный очерк полным го-
лосом сказал свое. слово, сказал своевре-
менно. толково, правильно, ‘убедительно.
	менно, толково, правельно, ‘уосдительие
Лучшие очерки — М. Шагинян, Б. Агапова,
Л. Никулина, К. Паустовского, И. Соколо-
	ва-Микигова и других вошли в основной
	фонд натнеи литературы и заняли в нем од-
HO из перзых мест. =
Военные очерки К. Симонова, Н. Тихоно-
ва И. Эренбурга, Л. Соболева, Б. Горбато-
pa, В. Величко и других писателей-фронто-
виков,! как неотразимые ‘и: волнующие доку-
менты своего воемени, несомненно, пережи-
	вут многих своих сверстников из других ли-
	‘тературных жанров.
Советского читателя
	Советского читателя горячо волнуют] ниоудь дерево, снять 1
портреты знатных людей советской страны,   валину; но целые годы
	 . описания новостроек, путешествии, новых
	реографических открытии» работ многочис-

ленных экспелищий. 06 этом. свидетель»

ствует высокая оценка читателей и
опубликованного в «Новом мире»

печати
очерка

Б. Галина «В Донбассе». Но это — пока

PrUUSTEAUTAA 242 TUSYTRINeS RURAL YA

GR.

ский указывал, что п
ститься в самую глуб
должен своими руками
ни на есть в избе, в кл
ре, в поле». Это больш
рая мо и зесьма благо
		1935—1940 годы. В колхозе «Передовик»
радио почти в каждой избе. Новые песни
проникают в быт. Среди них, конечно, и
«Легко на сердце от песни веселой» и «Ши-
рока страна моя родная» и «Москва моя», и
«По военной дороге», но их больше поют в
избе-читальне. А по вечерам и в поле без
	конца поют «Любушку», «Катюши», ЗИ кто
	его знает», «Провожанье».

Нужно отдать справедливость девушкам-
колхозницам, — это прежде всего они вы-
несли на улицу песни М. Исаковского. Поэт
тронул чуткое сердие девушки тем, что. ри-
совал ее силой своего песенного дара та-
кою, какою ей хотелось быть. А ей хоте-
лось быть Любушкой, у которой нет отбоя
от парней, но которая верна одному, тому,
кто «стоит с товарищем в дозоре над. Аму-
ром быстрою рекой», хотелось быть Катю-
шей, лумающей о бвоём возлюбленном с
гордостью. как о ‘человеке, достойном
	у юбщего уважения.
	Великой Отечественной войны многие Mees
ни советских поэтов, как,  например, «В приз
фрониовом лесу» м. Исаковского, стали
тем учебником чувства, по в учи
лись’ бойцы. НЕ,

Может быть, кому-нибудь ао про?
стой случайностью, что теперь, после войны,

. Икаковский не вернулся к песням для ©
девушек, а пишет для юношей. Но это лишь
проявление тонкого воспитательного чутья
поэта. В появившихся в 1945 голу стихах
«Услышь меня, хорошая» и «Снова замерла
все до рассвета» поэт любуется свежестью:
и робостью молодого чувства и заражает
читателя стремлекием полюбить” столь же
чисто и свежо.
	Усльтяь меня, хоронтая,
Услыншть меня, красивая, —
Заря моя вечерняя,
Любовь неугасимая!..
	Еще не вся черемуха
К тебе в окотико бротиева...
	497 юогиз гослитизлАТ (1947
	Обложка книги «Избранное» В. Катаева ра-
Gorn: A. НТербакова (Гослитиздат).
	Перелистываешь страницу за страницей
сборник избранных стихов М. Исаковского,
сравниваешь латы его стихов и песен с
датами собственных воспоминаний и вдруг
со всей ясностью ‘осознаешь, какое огром-
ное воспитательное значение имели песни
советских поэтов в твоей жизни, в жизни
твоих друзей.

‚1995—1927 годы. Деревня Осташково,
Калязннского уезла, Тверской губернии.
Летними вечерами по улице ходят, прогули-
	ваются девицы, пронзительно _ распевая:
«Когда б имел златые горы», «Потеряла я
колечко». За ними — парни.  горланя
	нецензурные частушки. В деревне работает
драмкружок, в школе создана пионерская
организация, люди начинают жить 110-HOBO-
му, а поют еще по-старому.

1927—1929 годы. Та же деревня. Работаю-
шие на отхожих промыслах в городах пар-
	  ни привозят городекие песни. Целое лето
	девчата исходят тоской по роковой судьбе
нейзвестно кем и откуда выкопанной Acu*
пастушки, ринувшейся вслед за обольсти-
телем сердец Андрюшкой в. город, где:
	Научилаеь она русску-горькую нить,
Й на счастье малютка <кончался.е,
	  Частушки не стихают, и кто-то уже при-
вез из города «Письмо матери» С. Есенина;
подвыпившие парни горланят и эту песню,
искусственно подогревающую уже потуха-
ющую в крестьянском сердце традицион-
ную нелюбовь и подозрительность к городу.
Но уже выходят в Москве «Провода в
соломе» М. Исавовского, и проницательный
взгляд Горького быстро оценивает огромное
значение этой книжки, её лирического ге-
  pon нового человека, «который знает, чтэ
тород и деревня — две силы, которые OT-
‘дельно одна от другой существовать не мо-
гут, и знает, что для них пришла пора
„елиться‘в одну, непоборимую творческую
Филу». ]

Их действительно, пора пришла. 1989—
1934. Колхоз «Передовик», Калязинского
района, Московской области. Комсомольцы
ущетно. пытаются вытащить на улицу песни,
которые пели в школе, — «Взвейтесь ко-
страми, синие ночи», <Барабаншика». Де-
вушки нё подхватывают, но <о сцены драм-
кружка мы уже читаем не «Белое покрыва-
ло», а «Раздумье», «Вдоль деревни», И на
какой-то собственный частушечный мотив
девушки уже поют «Я не клала в печку
дров», поют.о том, что «учителя любить
много интересней». Новые песни ускоряют
духовный рост деревенской молодежи, про-
 буждают новые интересы, иные думы. ! _

Обложка книги стихов Ило Мосашвили раз
ботьт С. Чахирьяна («Советский писатель»),
	флагами на маевку, не могли запеть «П0-
теряла я колечко», равно каки деревенским
девушкам, собравшимся на посиделки, He
могло притти в голову выражать свою
грусть словами «Варшавянки», Но в ®Катю-
ше» с ‘равным успехом изливает свои чув-
‘ства и массовая’ праздничная демонстрация,
и рота солдат на походе, и девушка-кол-
хозница, возврашающаяся < поля на своем
тракторе. - -

Мне случалось несколько раз бывать на
послевоенных колхозных свадьбах. И не бы-
ло ни одной, на которой не присутствовал
бы незримо М. Исаковский, на которой бы
не пели о том, что
	‚советской нашей Родины
Не забыли мы нигде.
	Песню знали все -- и пришедшие с фрон-
та, и никуда из деревни не зыезжавшие.
«Где ж вы, где ж вы, очи карие», — начи-
нается она типичным для лирической песни
запевом; но песня эта не только о любви,
не только о разлуке с любимой, а о лобви
к советской родине, песня патриотическая.
С патриотическим чувством безраздельно
сливает. чувство к любимому «девушка про-
стая» Катюша. ,
	Пусть он вемлю бережет родную, эй

А любовь Катющта сбережет, :

В стихах-песнях М. Исаковского стерты
грани между жанрами лирическим и граж-
данеким, и общественное начало в них пред-
стает, как. лирическое. В этом отличие его
творений, равно как и лучших песен других
наших поэтов, от песен прошлого: песня,
созданная в советской ` литературе, каче-
ственно иная. Определения этому жанру
вне не лано, и, может быть, простое‘ назва-
ние — советская песня является’ для него
пока исчерпывающим определением. Такая
песня могла родиться и утвердиться только
в советской стране, в Народе, который не
разделяет уже больше личное и обществен-
ное в своем сердце.

Новый жанр. явился в результате тех со-
циальных изменений, которые произошли в
нашей стране. он выражает новое, иное со:
держание душевной жизни человека. И
функция этого жанра, роль песни в нашем
обществе также качественно иная,

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ
	поэтической прелестью, ‘постоять`у стач-
ции, «чтоб сердце остыло немного», Уви-
деть одухотворяющим взглядом стоящие на
холме березы, заметить скрий половиц
в сенях мог только поэт. И поэт научил
этому молодого офицера, вчеразлгнего про-
стого крестьянского парня, Лейтенант смот-
рел на памятный ему с детства мир глазами
поэта, близкого ему по духу, и был потря-
сен многозначительностью каждого Из при-
	вычных явлений STOR. мира,
: GM
we
	Около двух лет назад случилось мне
стать свидетелем любопытного разговора
в офицерском вагоне поезда дальнего сле-
дования. Многие. пассажиры ехали в OT
пуск, были полны радостью только что до-
стигнутой победы над Германией, единое
чувство быстро сблизило всех и разговор
стал общим. Скоро им овладел один лей-
тенант, уже побывавший дома И возвращав-
шийся в свою часть. Он знал и видел ‘боль-
ше, чем другие. Каждый мог. поведать ©
боях и походах, о Румынии или Германии,
но только один он мог рассказать о побыв-
ке дома, — это чувство остальным еще
предстояло пережить.

Описывая свои переживания, лейтенаит
все время цитировал стихотворение М. Иса-
ковского «Возвращение», за полгода до 3TO-
го опубликованное в “Правле».

Его рассказ длился долго, видно было,
что он искренне взволнован, обрадован и
удивлен этой своей способностью. к. поэти-
WECKOMY восприятию явлений, что, может
быть, он впервые открыл в себе это каче-
ство. ; : .

Многое в этом разговоре было в большой
мере новым и для меня. Смотря на’ востор-
женное лицо этого Молодого парня, на
его ликующие глаза, я впервые понял глу-

бокий смысл поэтической работы Михаила

Исаковского: вдохновенный рассказ ‘моего
бенное %е значение.

земляка осветил мне осо
— Угадал все, что я буду чувствовать, и
зсе, что замечу —- угалал! — удивлялся
лейтенант. — И березы у нас точно так же
с пригорка сбегают, и мальчишки за Мной
оравой по деревне; до деревни-то я дошел,
уже скотину согнали, — ‘
И вот я иду через сени,
’ В осиях половицы екрипяти .
` Подумайте, даже полювицы предусмот-
_Он был не вполне прав — поэт не только
угадал ето чувства, HO и научил им его.
Возвращение с войны в родную деревню ne
могло не быть радостно-волнующим ДЛЯ
любого человека, во насладиться всей его
	стихотворения».
они советской
	47. Отр, 328.
	М, Исановский, “Иэбраняые ©”,
Библиотека избраяных произведений
литературьт, «Советсиий писатель»,
	Стихотворение «Возвращение» не вошло Р
сборник избранных произведений поэта, от

= и
	ражающий его творческий путь. 110, котдя.
перечитывал этот сборник, невольно в памя.

te PE
	д К «Г
ти веплыл фазговюр, слышанный в вагоне.

Е р а ЗАРА

‚а NN

© Михаиле Исаковском написано много.
Ero стихи давно перестали быть просто
оригинальным литературным явлением, они
вошли в народ, миллионы людей от мала до
велика считают вполне естественным зыра-
жать самые сокровенные свои чувства сло-
вами поэта. Стихи сборника не нуждаются в
рекомендации, они проверены и временем и
сердцем народным. .

Но сборник. этоз впервые < такой нагляд:
ностью раскрывает роль, которую играло и
играет творчество Исаковского в нашей
жизни. В полном смысле этого слова М.
Исаковский — поэт-новатор, утверждающий
в нашей литературе качественно иной пе-
сенный жанр, подобного которому не знала
поэзия прошлого. Жанр этот создан трудом
целого поколения советских поэтов, “

В чем его особенности? В’ нем, конечно,
легко усматривается верность традициям
демократической поэзии. Советские песен-
ники и М. Исаковекий более чем кто-либо
шли в своем творчестве, подобно Кольцо-
ву, от устной народной песни; для М. Иса-
ковокого характерно такое взаимопроникно-
вение, взаиморастворение литературы и на-
родной песни, которому ‘учил великий Не-
красов. Но главное все же не в этом,

Испокон веков существовала лирическая
народная песня. Издавна существовали так-
же песии патриотические, гражданские. В
kore XIX Beka появляются массовые ре-
волюционные песни. Все это были различ-
ные жанры. Для кажлой песни было свое
место и свое время, Рабочие, вышедшие ©

Вряд ли кто всерьез вообразит, что дезе-
венские парни обязательно бросают в окна
своим любимым букеты черемухи. Но я не
удивлюсь, если после того, как эти стихи
войдут в быт, — а их уже начинают петь в
деревне, — молодежь от слов перейдет к
делу, ибо: для юного сердца естественна
стремление сделать свое чувство радостным
и красивым. И сердце это не может не быть
благодарным поэту, который не отгоражи-
вается от народа, а стремится передать наз
роду все завоевания поэзии, на протяжении
веков создававшей культуру человеческого
чувства.

Рождение новой -иесни, в Которой нераз*
рывно сливаются лирическое и гражданское
начало, интимные чувства неотрывны от
чувства патриотизма, песни, воспитывающей
и облагораживающей чувства, — такова
большая победа нашей советской поэзии в
области песенного жанра. И первое места
здесь принадлежит Миханлу Исаковскому;
удивительный поэтический талант которого
народен в самой основе своей,
	Сейчас, когда мы продумываем творче-
ские пути советской литературы за трид-
цать лет, хочется призвать наших писателей
ясно осознать лучшие традиции нашей слав-
ной литературы социализма, продолжать,
укреплять, развивать эти благородные тра-
manus!
	>АТУРНАЯ ГАЗЕТА
		Ностепенно и парни почувствовали OCO-
бую прелесть этих песен. И для них любн-
мая стала рисоваться в идеальном образе
Катюши.

Не случайно героиня М. Исаковского
стала народным образом, а автор ее ‘удосто-
ился неслыханной в истории награды —
грозное новое оружие Советской Армии бой.
цы ласково окрестили «Катюшей». ,
	Лирическая песня * М. Исаковского He
только облагораживает чувства молодой
любви. не только учит деревенскую моло-
	дежь любить по-иному; она’ одновременно
учит и тому, что помыслы о родине, уча-
стие в общей борьбе облагораживают’ лю-
бовь двух «ердец; она сделала чувство пат-
риотизма, чувство глубокой любви к
советскому государству—лирическим. В ней
по-иному ‚зазвучал. мотив разлуки: разлука,
веками рущившая счастье любящих сердец,
оказывается способной укрепить любовь,
если, будучи врозь, люди отдают свои силы
единому делу, общей борьбе. Она учит од-
новременно любви к новым формам жизни;
новый социалистический быт неизменно при-
сутствует в этой песне, како поэтический,
эмоционально закрепленный фон.
	Сознание. своей поэтической. деятельности
как труда, воспитывающего чувства моло-
дежи, призванного обогащать и возвыгшать
се, лвижет М. Исаковским на протяжении
всего его’ творчества, Он все время идет
	впереди жизни, подсказывая людям направ-  ЛИТЕР
	ление их личных чувств. Эта традиция ныне.
	утвердилась в советской поэзии — B TORT.
	Новое содержание, влитое в песню CO-
ветскими поэтами, изменило. и ее назначе-
ние, она заняла позицию активного. вмеша-
тельства в жизнь, стала играть роль воспи:
	тателя огромных народных Ма.