ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
	Сегодня в номере.
	ОН DAT IPTSTAT
conereun meee TAR ETA,
			СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР \     AA

Суббота, 12 апреля 1947 г.

нашего народа. В, Кожевников. На линию огня!
В. Перцов. Пою мое отечество. Т. Мотылева. Русская
литература — передовая литература мира. \

4 стр. Валентин Катаев. Юрий Олеша. Друг. М. Мен-
дельсон. Страусовая утопия. В Союзе советских ns,
сателей СССР. Книги для детей. У писателей Армеч
нии. Обсуждение творчества 3. Александровой. Хро-
ника. Информация. Читательские конференции. Дра+
матургия Горького. Академическое издание Тукая.
	Национальная гордость русских
революционеров-демократов
	Но словам Белинского,
	«..Любить свою родину значит — пламенно желать видеть в ней осуществление
илеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому».
	Русские революционные демократы отваж-   редовых людей России, выражающих своей
но и неутомимо боролись с отсталостью, с   деятельностью лучшие тенденции pyccKod

ee meee me em CRT
	паризмом и крепостничеством, В русской
жизни великие ‘революционные демократы
пронинательно увидели, хотя еще во мно-
	TOM H подепудный, но несомненный рост ис-
торической ° активности народных масс,
«рост ‘русского человека» (Щедрин). раз-
витие ‘прогрессивных черт его характера и
ума. Они гордились силой и стойкостью пе-
	го народа, они гордились ясностью, после>
довательностью и самостоятельностью их
мысли, богатством созидаемой ими культу-
	ры. Поэтому они так верили в «Россию 0у+

дущетю» (Герцен) и боролись за нее.
В знаменитом письме к Гоголю Белинский
		1 стр. Передовая. Патриотизм советских людей.
За большевистскую партийность советской литерату-_
ры. На открытом партийном собрании ССП CCCP.
	Национальная гордость pycckux революционеров-де-
мократов.
	2 стр. Вера Смирнова. Партийная книга. Л. Павлов.
Большое в малом. А. Марьямов. Штурман дальних
дорог. И. Альтман. Гарри Смит и «другие».

3 стр. Горячий и животворный советский патрио-
тизм. — неисчерпаемый источник победи подвигов
		Фото Ё&. Тиханова,
		Любовь к отечеству — мечта о его буду-
щем величии! Она вдохновляла гениальных
русских мыслителей, Писателей, художни-
ков прошлого. И она всегда была сопряже-
на у них с горечью, с гневной и -скорбной
тоской © ТОМ, что могучие творческие силы
великого народа были скованы рабеким
строем, обрекавигим наигу родину ‘на отста»
	лость, готовивигим ей судьбу ‘колонии чу-
жеземного капитала.
	„Передовые русские люди связывали свою
национальную гордость с освободительным
революционным движением: именно в нем
они черпали уверенность в грядущем рас-
цвете родины. Призывая к светлому буду-
щему, революционно-демократические писа-
тели рисовали это’ будущее, как торжест-
во подлинной, всенародной, а`не формаль-
ной, лживой буржуазной демократии. От-
лично сознавая прогрессивность буржуаз-
ной демократии в сравнении с реакционной
царской монархией, они вместе с тем глубо-
ко раскрывали в своих произведениях про-
тиворечия и фалышь демокра?ии для немно-
гих — Той «демократии», которая провоз-
глашает, HO не обеспечивает на деле права’
человека. Герцен называл «злой иронией»
формальное равенство, когда «нищий поль-
зуется теми же правами, как Ротшильд».
Peeny6.mKa, — 10 mHeumo Tepmena, — не
есть действительность, пока она ограничи-
вается представительством народного само-
державия. Она может при хороших услови-
ях быть свободнее. конституционной монар-
хии, но она не может быть совершенно сво-
болна до тех пор, пока она принимает не-
изменными основы существующего истори-
‘ческого, общественного устройства». Такая
республика «всегда может сделаться монар-
хией или, еще хуже, попасть под. деспотиче-
скую власть плута или солдата, под само-
державие предательского, но самодержав-
ного. собрания (Герцен имел в виду буржу-
ааный парламент, или «конгресс», с его гру-
бой фальсификацией народного представи-
тельства—Ред.), под гнет продажного ми-
нистерства и его агентов».
	. Белинский восклицал: «Горе. государству,
которое в руках капиталистов! Это люди
без патриотизма, без всякой возвышенности
в чувствах. Для них война или мир значат
только возвышение или упадок фондов...».
	С гордым чувством идейного и морального
превосходства представителя могучей pyc-
ской демократической культуры, создавав-
цейся вопреки гнету реакционного строя,
Терцен издевался над буржуазной или, как
он говорим, «мещанской» цивилизацией. «В
Северных Штатах, писал юн, рабство не
возведено в догмат религии, но каков уро-
вень образования и свободы совести в стра-
не, бросающей счетную -книгу только для
того, чтобы заниматься вертящимися стола-
ми, постукивающими духами, в стране, хра-
нящей всю нетерпимость пуритан и кваке-
ров!»

Наши лучшие люди боролись за иную

- деспублику, — они ‘нередко навывали ее <со-
` циальной», или «народной», когда государ-
ство не будет. стоять ‘над народом, а соль-
ется с ним в одно целое, когда интересы ка-
Жждой личности неразрывно свяжутся © ин-
тересами государства.

Великая Октябрьская социалистическая
революция осуществила мечты лучших лю-
дей всех наций, томившихся в «тюрьме на-.
родов», в царской России. Советская дей-
ствительность впервые освободила творче
ские силы русского, украинского, белорус
кого, грузинского, армянского и других на-.
родов. Она открыла перед ними ничем н
ограниченный  нростор для массового исто
рического творчества, для проявления ‘неис-
черпаемых народных дарований и талантов.

В конце 1919 года, об’ясняя источники си-
лы молодой Советской России и причины
поражения контрреволюции, товари Сталин
указывал: «».Советское правительство есть
единственно’ народное и единственно нацио-
нальное в лучшем смысле этого слова пра-
вительство, ибо оно несет с собой не только
освобождение трудящихся от капитала, но.
и освобождение всей России от ига мирово-
го империализма, превращение России из
колонии В CaMOCTOATE HT 10 свободную к
HY...

J

Велика патриотическая гордостьюковетских
людей, осуществивших вековые мечты по-
колений, выдержавших бешеный натиск ин-
тервенции и контрреволюции, добивнихся,
на основе ленинского плана преобразования
страны и сталинских’ пятилеток, превраще-
НИЯ своей родины из ‘отсталой аграрной
страны в передовую индустриальную социа-
Листическую державу.  Эта патриотическая
гордость с каждой новой хозяйственной, по-
литической, культурной победой наполня-
Лась все более глубоким смыслом и значени-
ем. Свободное социалистическое отечество,
поднимающее простого человека-труженика
до высоты государственного мышления, сме-
лого исторического, новаторского творчест-
ва, воспитывало в миллионах советских лю-
дей чувство ‘хозяйской ответственности за
всю жизнь любимой родины. а

Все стало моим в моем ‘государстве! Этд
Чувство советского человека было прекрас-
Но раскрыто Маяковским. Радость приобще-
ния миллионов: тружеников к невиданному
По размаху и величию! созиданию, духовный
рост людей — все это вошло в понятие но-
вого, советского патриотизма.

«Я планов наших люблю громадьё, разма-
ха шаги саженьи!» — так по-новому подня.
Маяковский тему национальной гордости:
Горький с его страстной верой в «фантасти?
ческую талантливость» ’русского народа,
всем своим творчеством ‘оказавний: «Хо-
pol есть на земле русский народ!.. доброт;
ный, даровитый народ!», — передал совет-
ским писателям славные традиции патрио-
тической гордости. И. разве не продолжал
их, не развивал Маяковский! Беспощадное,
гневное обличение всего того, что мешает
движению вперед, всегдашняя устремлен-
ность к новым и новым победам, новатор-
ская, революционная  неудовлетворенность
достигиутым, гордость тем, что человечесл:
во произносило“ новые исторические слова
на русском языке, на’ котором разговаривал

енин, — во всех этих мотивах поэзии Мая:
ковского звучал ‘наш новый, советский пат-
риотизм.

Патриотизм рос вместе. с ‘укреплением 4
дружбы советских наролюв. ростом их Зрез
лого, _ обогащенного: тодами совместной
борьбы и свободного” труда, чувства брат-
<кой близости, уважения труг к другу.
В самом деле, вельо каждый из Народов,
многонациональной -советской державы рас-
крывал в процессе великого созидания
свои лучшие свойства и дарования, сво60б+
разие культуры, красоту эпических памят-
ников, передовых традиций. В чувство ©0-
ветского патриотизма вхолит и  горлость
сознанием подлинного равенства братских
Народов, гордость тем, что Ленин и Сталин.
обеспечили возможность ‘такого единства
всех наций Советского Союза; при котором
сохраняется все? национальное  свобобразие,
все лучшее, передовое в` традициях каж-
дого нарола. . Е
	«Сила созетского патприотиэма, — УЧИ?
товарищ Сталин, -= состойт в Том, Что он
	имеет своей основой не расовые или нацио-
налистические предрассудки, а глубокую
преданность и верность народа своей совет-
ской`Родине, братское содружество труля-
щихся всех наций нашей страны. В совет:
ском патриотизме гармонически сочетаются
национальные традиции народов и общие
жизненные интересы всах трудянтихся Со-
	ветского Союза. Советский патриотизм xe
	раз единяет, а, наюборот, еплачивает все
нации и народности нашей страны в еди-
ную братскую семью».
	Мы встретили войну, навязанную нам
	фашистской Германией, со зрелым, глубо-
ким патриотическим сознанием. «Трудовые
подвиги советских людей в тылу. равно как
	и немеркнущие ратные подвиги наших вои-
нов на фронте, имеют своим источником го-
	рячий и животворный советский патрио-
тизм», — говорил товазиш Сталин.
	Как обогатилась наша патриотическая
гордость, как выросло и углубилось наше
патриотическое сознание в итоге грозных
военных испытаний!
	Советские люди горды тем, что они
спасли человечество от самой страшной
угрозы, когда-либо нависавшей нал миром,
	от превращения всего. земного чара“ чу-
довишщный Майданек. Советские люди гор-
	ды тем, что наш передовой общественный
строй, наша передовая, самая высокая в
	мире культура, все ‘устои советской жизни,
все лучшие традиции вылержали суровый
	экзамен, доказали свое неизмеримое пуе-
	восходство над ‘любым другим обществен-
ным строем. нал Любой иной ‘культурой,
	над любыми другими устоями и традиция-
ми. Советские люди горлы тем, что идейно-
моральный облик человека, воспитанного
великой партией Ленина—-Сталина, засиял
новым немеркнупим светом над миром; как
ядеал и юбразец подлинного человека —
Человека с большюй буквы.

И сейчас, в лни богатырсекого напряже-
ния всех сил, всей воли героического со-
ветского народа, идущего к новому под*ему,
к восстановлению и дальнейшему развитию.
социалистического хозяйства и культуры,
советский горячий и животворный патрио-
тизм является могучей ° влохновляющей
	силой. Это он. HAM советский патриотизм,
	вызвал к жизни новый рост социалистиче-
	ского кюоравнования миллионов тзудящихся
	города и деревни. Это он, животворный
советский патриотизм, выдвигает новых и
новых созидателей, новаторов, . пробуждает
их смелую, _дерзную творческую инициа-
тиву, уменье преодолевать ‘все еуровые
трудности послевоенного времени.

Лев Толстой, незадолго до смерти подво-
ля Итог наблюдениям и раздумьям над
своим народом, писал:

«Как не радоваться, живя среди такого
народа, как не ждать всего самого пре-
красного от такого народа».
	С какой небывалой новой силой звучат
эти слова в нашу эпоху, когда советский“
народ ковершил подвиги, равных которым
	не знает история человечества — народ-
	победитель, народ-труженик, народ-созида-
		«Мистическая экзальтация не в его натуре; у него слишком много для этого
здравого смысла, ясности и положительности в уме, и вот в этом то, может быть, огром=
ность исторических судеб его в будущем».
	Франция, где и теперь много искренних ка%
толиков между людьми просвещенными и
образованными, ‘и где многие, отложившись
от христианства, все еще упорно стоят за
какого-то. бога». Е

В русском национальном характере, в рус.
ском народном уме Белинский видел «бод+
рость, смелость, ‘находчивость,  сметли-
вость...». Особенно ценил он готовность,
с которою русский нарол принимает и ус+
ваивает все новое, прогрессивное:
	Решительно отвергая утверждение о ве-
литиозности русского народа, Белинский
противопоставляет русские крестьянские
массы тем слоям французского народа, ко-
торые находятся под влиянием католиниз-
ма и разного рода религиозных и мисти-
ческих учений. По его словам, в русском
народе «..еще много суеверия, но нет и сле-
да религиозности. Суеверие проходит с
успехами цивилизации, но релисиозность
часто уживается и < ними, живой пример
	«Я вижу... в этом хорошую черту нашей национальности — залог нашего будущего
величия и уж, разумеется, не унижения, а превосходства над англичанами, которые;
впрочем, во всем другом великая нация, но только в этом не могут и не должны быть»
для нас примером, а сделали бы лучше, если б нам подражали. Да, это великая черта
русского народа: она показывает, что мы имеем способности и желание безусловно отрез

шаться от всего дурного»..,
	Герцен же, иронизируя по поводу одной
нглийской газеты, писавшей о «дорогих
ам предрассулках», говорил: «Перед o6-
цественным предрассудком горлый  бритт
клоняется без ропота, с видом уважения».

Россия 60-х годов прелставляется Герцену
‚ виде «весенней распутицы... дикого разли-
за рек.”голой земли; выступающей ‘из-под
снега... У нас... все в брожении и разложе-

чии, валится и строится, везде пыль стол-
ом, стропила и вехи». Но, говорит Гер-
цен, — «этот водоворот» искупает «все не-
устройство свое пророчествующими раду-

«..это—-чистая спекуляция, основанная

гами и великими образами, постоянно стрех
мящимися вырезаться из-за тумана». т

Такую Россию Герцен и противопоставч-
ляет «исторически выработанному быту евз
ронейских бэльэтажей», буржуазной «цич
вилизации меньшинства», для которой тиз
пичен «слишком  прибранный, расчетливый
дом мещанина», в котором «искусству не по
себе». Писателей и художников этого мира
он называет людьми, живущими «в искусет+
ве для искусства и для денег», а Черны=
шевский на примере «New York Heralds
следующим образом характеризовал decd
принципность и продажность буржуазной
печали:

на биржевых расчетах... Мех УотЕ Herald.«

просто старается льстить нью-йоркской бирже, чтобы нью-йоркские негоцианты рекомен<
: довали его своим конторшикам и шкиперам, а конторщики и шкипера — ломовым извоз=

чикам, матросам ит. д

д. Если бы нью-йоркская биржа почла выгодным для своих обороз

тов ссору Америки с Англией, Меж УогК Нега! стал бы доказывать, что жители Англии
не англичане, что англичане все переселились в Америку, а в Англии остались только
	люди неанглосаксонского племени».
Ограниченность буржуазной цивилизации Северо-американокой республики видел a
Гернен -_ .

«В Северных Штатах «рабство» не возведено в догмат религии; но каков уровенё
образования и свободы совести в стране, бросающей счетную книгу только для того;
чтоб заниматься вертящимися столами, постукивающими духами —в стране, храняа
шей всю нетерпимость пуритан и квакеров!» :
	Буржуазное общественное мнение `1 ерцен
называл. «застенком» и говорил, обра-
щаясь к буржуя: «..ваш сосед, ваш Мясник,
ваш портной, семья, клуб, приход держат
вас под налзором и исправляют должность
квартального». -

А Салтыков-Щедрин в очерках «За рубе-
жом» саркастически характеризует науку
и искусство немецкой буржуазии и юнкер-
ства, как науку и Искусство «второго сор-
	та» и клеймит «безидеиную сытость» нату-
ралистической литературы французской
третьей республики.

В «Концах и началах» Герцен спрашивает
Тургенева: «Видел ли ты в Европе актеза,
одного актера, который бы не был гаеру
паяц  сантиментальности или паяц шеаржа?
Назови его!» А немногим позднее. в. статье;
вызванной известием о смерти Шепкинаа
Герцен писал: .
	Lead,

—— 9, ——

Выставка книг в Гослитиздате
	«Выставка произведении художественной литературы, организованная Гослитиздатом,
демонстрирует наши огромные достижения на Е фронте. Радостно то, что наши
издатели, художники и все работники полиграфической промьишленности делают красивые,
лобротные книги, которые приятно взять в руки, почитать и поставить на полки в евоей
библиотеке...»

Так сформулировал в книге посетителей свое впечатление от выставки генерал-лейтенант
И. Прочко. Нельзя не согласиться с ним. осматривая выставку. Здесь представлена литера-
тура многих веков и стран. Вот героический эпос киргизского народа «Манас»: гядом —
произведения Низами и Навои; вот классики русеной литературы — Пушкин, Лермонтов,
Гоголь, Салтыков-Шедрин, Достоевский, Чехов, Горький. Чуть поодаЛь книги Гюго. Баль-
зака, Золя, Лодэ, Твена, Теккерея. Мопассана. И, наконец, — произведения писателей на-
птего времени — Серафимовича, Фурманова, А, Толстого, Вересаева, Шишкова, Федина, Си-
монова, Ванды Василевской, Тычины, Коласа... .

На выставке много отлично оформленных и прекрасно изданных книг.

Хорошо оформлена и массовая серия. На отдельной витрине — 14 выпусков произведе-
ний русских и иностранных классиков; стоимость — рубль, тираж каждой книги — не ме-
нее 250.000 экземнляров;:

На выставке экспонировано около 200 книг — образцы из восьми с половиной миллио-
нов экземпляров, вытущенных Гослитиздатом в’ 1946 году. Выставка пользуется больнким
успехом. На ней уже побывало много писателей, хуложников, работников издательств, чи-
тателей. Общее настроение хоротно выразил в своей краткой записи К. Чуковский:

— Мне уже 65 лет, и я счастлив, что дожил ло такого праздника книги!
		ЗА БОЛЬШЕВИСТСНУЮ ПАРТИЙНОСТЬ
СОВЕТСКОЙ: ЛИТЕРАТУРЫ =
	На открытом партийном собранни ССТ СССР
	„СЛАВА МОСВБЕ“
	мотивы, болышей частью искусственные,
надуманные,. отдающие ‹ подозрительными
литературными реминисценциями. Доклад-
чик справедливо советует этим редакторам
вопомнить пример Горького, отказывавшего-
ся в свое время помещать в сборниках «Зна-
ние» произведения, «понижающие жизнедея-
тельность» читателя.

` Докладчик ‘подводит некоторые литера-
турные итоги минувшего года, итоги поло-
жительные и симптоматичные. Такие произ-
	ведения, как «Спутники» В. Пановой, «По-
	весть о настоящем человеке» Б. Полевого,
«Люди < чистой совестью» П. Вершигоры,
«В окопах Сталинграда» В. Некрасова,
«Сказка о правде» М. Алигер, «Русский во-
прос» К. Симонова, «Победители» Б. Чирс-
кова и другие, говорят о безостановочном
развитии всех жанров, советской. литерату-
ры, предвещают ‘новый ее расцвет в бли-
жайшие ‘годы. Уделяя тематике Геликой
Отечественной войны внимание, какое она
по праву заслуживает, стремясь создать
произведения, более углубленно трактую-
щие события тех незабываемых лет, наши
писатели обязаны < такой же полнотой,
ваволнованностью и заинтересованностью
отразить и героику наших дней, героику
послевоенной сталинской пятилетки. Пар-
тия ждет от нае произведений, показываю-
	ших поэзию творческого свободного труда,
	насъищенных большевистской страстностью
и идейностью, мобилизующих народ на но-
вые великие подвиги.

В прениях по докладу Л. Субоцщкого вы-
ступили тт. Вс. Вишневский, И. Альтман,
Л, Зивельчинская, А Исбах, А. Чаковский.

Они говорили о великой миссии советской
литературы — воспитывать соцщиалистичес-
кого человека, содействовать полной ликви-
лапии пережитков капитализма в сознании
	строителей нового общества. Меред нашими.
	писателями стоит задача правдиво. отразить
все глубинные процессы советской жизни И
тем самым показать отличие нашего ©троя,
самого передового и человечного; от строя
капиталистического, физически и нравствен-
но уродующего миллиовы людей.

С особенным интёресом выслушало собра-
ние Вс. Вишневского и А. Исбаха, подчерк-
нувших международное значение советской
литературы и ее роль в разоблачении гнус-
ной клеветы, которую распространяют о нас
реакционеры и мракобесы всех мастей.

Примером для всех писателей, подчерки-
вает А. Исбах, был и остается В. Маяков-
ский, с первых дней ‘революции ставший на
путь служения народу и партии, Маяковский
повел беспощадную войну против  мешан-
ских инливидуалистов, против. эстетствую-
ших поэтов, против всех поборников так
называемого «чистого искусства». Именно
то, что в нем, по правильному определе-
нию английского писателя Д. Линдсея,
органически. слилось «личное и социальное»,
и обусловило’ идейную глубину и силу про-
извелений Маяковского. Этим и об’ясняет-
ся огромный резонанс, который получило
творчество поэта и за пределами нашей ро-
дины, его влияние на революционную поЗ-
зию многих стран.

Продолжать традиции «лучшего, талант”
ливейшего поэта нашей советской эпохи» —
таков лолг советской литературы. Лишь’ на
этом пути она сумеетои виредь оставаться,
фактором огромного значения в яростной
схватке сил. которая- происхолит сейчас на
идеологических фронтах в странах капита-
лизма.

В своей резолюции собрание призывает
писателей Советской страны высоко дер-
жать знамя социалистического искусства и
отдать свои творческие силы на создание
произведений, достойных нашей замечатель-
Ной ЭПОХИ.
	а также молодых писателей Украины. ©ре-
ди аэторов — А. Корвейчук, ИП. Тычина,
М. Бажан, М. Рыльский, Л. Первомайский,
А Малышко. Ю. Смолич, И; Ле, П. Павч,
	Л. Субощкий в локладе о большевистской
партийности советской литературы под-
черкнул, что к  трилцатилетию — Ве-
ликой Октябрьской социалистической
революции Halla литература,  вырос-
ная и окрешиная в борьбе против враждеб-
ных и чуждых нам течений, приходит с ог-
ромными успехами. Ряд произведений мож-
но с полным правом считать советекой
классикой. Эти книги стали народными в
истинном смысле этого слова. они. глубоко
отражают нашу великую эпоху, героиче-
скую борьбу миллионов советских людей
за бессмертные идеи Ленина и Сталина.
Решающая особенность нашей литературы—
	большевистская направленность, неприми-
римая, страстная партийность, — в этом ее.
	подлинно новаторская сущность, секрет
могучего воздействия на массы.

Но успехи советской литературы ни в ка-
кой мере ‘не должны заслонять от нас тот
факт, что есть еше люди, продолжающие
исповедывать убогую идейку «аполитично-
сти искусства».

_ Исчерпывающую, блестящую характери-
стику писателей этого типа дал в своем.
докладе о журналах «Звезда» и «Ленин-
град» А. А. Жданов. Он глубоко вскрыл.
гнилую природу зощенковшины и”ахматов-
щины и’ напомнил нашей писательской об-
щественности о ее долге перед народом, о

‘ее’ священной обязанности — оставаться
верной ленияскому принципу партийной
литературы.

Решения ЦК ВКП(б) и доклад Tos.
Жлданова—говорфит докладчик, поставили
перед каждым советским писателем задачи
первостепенной важности — еще глубже
познать советскую жизнь, еше активнее
включиться в борьбу народа, стать требо-
вательнее к себе. Литераторы должны.

упорно, настойчиво овладевать философией
марксизма-ленинизма. Вне этого немыслим
‚рост художника, вне этогои впредь возмож-
ны идейные срывы. Такие срывы можно на-
блюдать даже в ряде нроизведений, завое-
вавших в последкие годы большую попу:
лярность. Авторы их недостаточно глубоко
и правильно понимают природу советского
патриотизма, не всегда умеют показать
внутренний мир наших людей, стимулы,
управляющие их действиями. Курьезно, что
управляющие их действиями.
  Некоторые наши писатели недостаточно
внимательны к вопросам теории, они слабо
оснашены идейно, а подчас и культурно, —
этим следует об’яснить появление книг,
искажающих историю, неправильно разре-
шающих актуальнейшие проблемы нашей
современности, обедняющих образы  совет-
ских людей.

Подобные факты ‘имеют место как в рус-
ской литературе, так и в. литературе брат-
ских народов. Разве не полной нелепостью
является исторический роман казахского
писателя С. Муканова, герой которого зна-
ком с Лениным, хотя действие происходит
в 1879 году? Допустимо ли такое вольное
обращение с историческими фактами?

Тов. Субоцкий знакомит аудиторию со
стихотворением молодой армянской поэтес-
сы С. Капутикян, в‘котором явственно зву-
чат нотки какого-то мистического. национа-
лизма. В Армении эти стихи были резко
раскритикованы литературной общественно-
стью, и все же перевол их попал в сбор-
ник, выпущенный издательством «Советский
‚ писатель». Это же издательство недавно
«порадовало» читателя и таким безидейным
произведением, как «Вступление в жизнь»
Шереметьевой.

О недостаточно ответственном отношении
иных редакторов к своим обязанностям сви-
детельствует и появление стихотворений, в
которых проскальзывают пессимистические

Разгром немецкого фашизма и японских
империалистов усилил злобу всей мировой
реакции. В своем страхе перел ростом сил
демократии во всем мире, в своей ненависти
ко ‘всему человеческому на земле, в своем
безумном стремлении утвердить власть
кучки монополистов над земным шаром,
	мировая реакция пытается опять развязать
		гнуеные звериные ` инстинкты, оболванить
миллионы людей расовой ненависть.
Советекие люди горды тем, что живут
в стране, где проповедь расового превос-
ходетва об’явлена преступлением, в стране,
гле ценность человека измеряется только
его. трудом, его преданностью родине.
	Hawa литература должна утверждать
патриотическую гордость советских людей,
углублять их сознание идейно-морального
превосходства COBETOKOTO строя, советской
культуры над буржуазным строем, над
реакционной буржуазной «культурой»,
«наукой», чискусством», находящимися в
состоянии маразма и растления.
	Мы, советские люди, являемся полно-
правными наследниками и защитниками
всего :богатслва, всех сокровищ мировой
культуры. Все, что есть сейчас прогрессив-
ного..и. демократического за рубежами со-
ветской страны, испытывает так или иначе
влияние нашей культуры, нашей науки, на-
шей литературы. Недаром прогрессивные
писатели Запада называют советскую ли-
тературу совестью мира, подобно тому, как
классическая русская литература завоевала:
себе признание во всем мире, как совесть
человечества.
	В нашей патриотической гордости нет и
He можех быть отвратительной примеси
расовых Или `нащионалистических предрас-
судков. Сыны великого русского народа
и других народов советской родины He
считают себя «избранной расой», «призван-
ной господствовать над другими». Мы не
знаем никаких «низших рас». Существуют
на свете не низшие расы, а низкие суще-
ства, которых Горький называл человеко-
подобными. Они могут выглядеть весьма
цивилизованными людьми, носить. цилинд-
ры, сморкаться в шелковые платки, хва-
литься добтижениями «сервиса» и при всем
том ‘линчевать негров и ‘субсидировать па-
лачей и бандитов в разных странах. Каков
же уровень «культуры» и «литературы»,
поошряемых и финансируемых такими гос-
подами! Порнография, злораднде упоение
омерзительным оплевыванием всего чело-
веческого в людях, смакование пыток, на-
силий, преступлений, стремление во что бы
то Ни стало доказать ничтожество чело-
века — вот их литература. А ведь у Hac
находились и, может быть, находятся еще
отдельные. закоснелые обыватели, ©пособ-
ные низкопоклонетвовать перед’ этой, с
нозволения сказать, «западной культурой»,
умиляться «сервису», мишуре, прикрываю-
щей’ полную. опустолтенность, бесчеловеч-
ность. звериную жестокость.

Литературные агенты реакции кричат
о «конце человека», стремясь уверить на-
роды земного шара в том, что человек,
дескать, «обанкротился»; они хотят при-
писать свою пустоту и растленность всем
людям на земле. з

Наша советская’ литература ведет борьбу
‘за человека, Она показывает всему миру,
‘что Человек — это звучит горло! Она рас-
крывает величие, нравственную красоту и
силу советских людей.

Борьба прололжаетёя! На линию огня!
Таков голое эпохи, голос народа, обра-
отенный к COBereKOH литературе. Горячий
	я животворный советокии патриотизм влох-
новляет миллионы тружеников на новые
подвиги, на новые чудеса созидания. Народ
ждет. произведений, обобщающих массовый
трудовой героизм, проиикнутых патриоти-
деской гордостью за наши советский народ,
прокладывающий под мудрым  руковод-
ством партии большевиков, великого
	Сталина, свой путь к коммунизму!
	«Щепкин и Мочалов — без сомнения, два лучших артиста изо всех виденных мною
в продолжение тридцати пяти лет и на протяжении всей Европы. Оба принадлежат ®

тем намекам на сокровенные силы и возможности русской натуры, которые делают не*
зыблемой нашу веру в будушиссть России».
	Герцен ‚говорит о знаменитом художнике   му чрезвычайно высоко ценил и Чернышева
Александре Иванове. чьи илейные искания   ский:
В направлении K материализму и сопиализ-
	«Хвала русскому художнику, бесконечная хвала!.. Не знаю, сыщете ли вы формы
вашим идеалам, но вы подаете не только великий пример художникам, но даете свия
детельство о той непочатой, цельной натуре русской, ..за которую... мы так страстна
любим Россию, так горячо надеемся на ее мания :

a

Такая законная горлость за родной народ   ревнование с просвещеннейшими нация,
	венство», Иванов видел в способности русз
ских к «здравой критике» и «нравственной
борьбе», в стремлении к «новым идеям в
искусстве», к, «послелним решениям учено-
сти». Шепкин говорил об искусстве актерай

свойственна самим. передовым деятелям на-
шего искусства, находивитимся под илей-
ным влиянием революционной лемократии.
Александр Иванов рассматривал свое твоф-
1ество, как «спор < прелставителями Ев-
ропы с способностях русских..», как «со-

«Русскому народу судьба предоставила довести это искусство до возможного с9з

вершенства».

Наши великие революционные демократы
‘ли уверены, что передовая русская куль-

ра, русская литература. проникнутая де-.

KOATMUIeCKUMH WY сопиалистическими илея-

менного им западно-европейского и америз
канского буржуазного’ общества.

Еше в юности Чернышевскому произве-
дения Гоголя и Лермонтова кажутся
	«...сСовершенно самостоятельными, ..может быть самыми высшими, что произвели
	последние годы в европейской литературе».

В «Очерках гоголевского периода русской литературы» Чернышевский говорил, что
	«..едва ли какая-нибудь публика так здраво и верно судит о достоинствах литера“
турных произведений, как русская... Байрон не был для англичанина предметом таз
кой гордости, такой любви, как для нас Пушкин».
	В замечательной своей статье «Об искренности в критике» Чернышевскии указывал:
	«Русская критика не должна быть похожа на щепетильную, тонкую, уклончивую
и пустую критику французских фельетонов. Эта уклончивость и мелочность не во вку=
се русской публики, нейлет к живым и ясным убеждениям, которых требует совершенно

справедливо от критики наша публика».
	России в
	Наши: великие революционные демократы   удовлетвориться. превращением
беспощадно и самоотверженно боролись < буржуазное госуларство:
царизмом._ но они отнюдь не еклонны. были
	«..горе государству, которое в руках капиталистов, это люди без патриотизма, без
всякой возвышенности в чувствах. Для них война или мир значат только возвышение

или упадок фонлов...» .
	пои этом, что Север стал подлинно сильз
ным лишь тогда, когда правительство Лин
кольна решило «обратиться к массе Hapo-
	да» и «получило такую патриотическую
поддержку, что и высшие классы были ув-
лечены общим стремлением».
	Сущность революционно - демократичез
ских традиций заключается в борьбе за дез
мократическую и сопиалистическую  Росз
сию, за то, чтобы потомки, как сказал. Без
линский, увидели Россию, «стоящую во главе
образованного мира, дающую законы и нау
ке и искусству». Эти чаяния и стремления
получили невиданно полное. осуществление
в наше время. К великим революционным
демократам и их патриотическому чувству
полностью могут быть отнесены слова Чер-
нышевского о тех исторических деятелях;
которые вправе ожидать высокую оценку са
стороны потомства:
	—писал Белинский. Герцен считал «мещан:
ское государство односторонним развитием.
уролством» и искал путей к тому,, «как
	выйти из мешанского. государства в госу-
дарство народное». .

Щедрин стремился к такому обществен-
ному строю, в котором «чувство государст-
венности» «станет достоянием Macc, ибо
«отношение масс к известной идее — вот
единственное мерило, по которому можно
судить о степени ее жизненности».

Шедрин показал, что создание герман-
ской империи вызвало «не торжество чуз-
ства государетвенности», а «Умельное Упо-
	ение славой перед, громом оружия, стона-
ми побежденных». Е
Чернышевский, как и другие революцио-
неры-демократы, был горячим сторонником
Северных Штатов Америки в их борьбе про-
тив рабовладельцев Юга, но он указывал
	Так называется сборник, подготовленным
юбилейной комиссией Союза советских пи-
сателей Украины к 800-летию столицы
СССР. В сборник вошли произведения из-
	«.только для тех сохраним наше удивление, которые, онережая свою эпоху, имели
	славу предусматривать зарю грядущего дия,
	имели мужестве приветствовать его приход»;
	вестных прозаиков, поэтов и драматургов, › В. Сосюра и другие.