ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН. СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Сегодня в номере.
	в’ литературе и об   ров. Пьеса о па
	ИТЕРА, УГ
	ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕАЕЙ СССР
			4 стр. По следам выступлений «Литературной газе-
ты». «Теоретическая путаница и политическая безот-
ветственность». Н. Галь. Униженная наука. А. Гундоз
	ртизанах Югославии. Информация.
	1 стр. Чередовая. Пафос творческого труда: Письмо
из Ленинграда. Дискуссия о современной прозе.
Л. Первомайский. Во славу жизни. Информация.
	- 2 стр. В. Ермилов. О партийности
ответственности критики.

Памяти А. С. Макаренко. В секции прозы ССИ. 1вор»
	ческий вечер К. Симонова. Полмиллиона экземпляров
книг художественной литературы. Сборник статей ©
советской литературе. Открытое письмо В. Oper

кина проф. В. Харченко.

<
	000 ЕНИГ В ЛЕНЬ
	Лялин переулок, 11. Этот адрее хорошо известен всем
фабрикам книги и крупнейшим книгоизлательствам
Москват и других городов. Оюда, в Центральную ak

КОГИВ а ежелневно.. поетупает, свъынее 100000
	экземпляров книг и столько же отнравляетея  отоюда
во все концы Советского Союза. . 1

За последние три месяца через Центральную экспе-
линию КОГИ5“а в адрес Сбоюзпечати, Военкнижторга,
Главсевморпути. библиотечных коллекторов, «Между-
	наролной
	утути; библиотечных коллевтеров, «\ежду-
книги» и других многочисленных клиентов

ланы тиражи однотомников ПМушинина, Го--

от-ткова-ИПТелрина  Лостоевского романов
	были отославы тиражи однотомников НПушжина, 10-
голя, Салтыкова-едрина, Достоевского. романов
А, Толстого «Петр Первый» и «Хождение но мукам»,
А  Фалеева «Молодая гвардия», К. Федина «Тервые
	радости»,
	А_ Степанова <«Порт-Аотур». повеетей В Па-
	новой «Спутники» К Симонова «Дни и ночи», «Из-
	оранных
	произвелений» А.  Твардовекого, поэмы
	Т.„Леонидзе «Сталин» и многих других.

— За первый квартал этого года Центральная эвспе-
дипия КОГИЗ’а. разослала по стране книг на 40 с лиш.
ним миллионов рублей; две трети этой суммы прихо-
дится на художественную литературу.

В настоящее время работа кллижной экепелиции ме-
ханизируется. Маптина, сконструированная инженером
п. и Капустянеким, в 30—40 раз ускорит нрощеес упа-
ковки Книг. о

— Огромная работа была про

ана, наммы_ в дни
	высоров
оказал
	в Верховные советы ©сбог и ЕР, рас-
там управляющий акспелинией НП. М.
	Халафянн. Мы отправили 159 тыеят носылек с литера-
турой к выборам. Ни одна книга или броттюра не за-
херживалась на налших складах  долыше 24 часов —
	времени
На с

книжной

нова за
	отправления оближайтнего поезда.

имке: стахановки-отборщиньы ИПентральной
экспедиции КОГИЗа Е. Васильева и Н. На-
отбором художественной литературы для от-
= ТОхный Сахалин. Фото Е Тяханова,
	3 стр. Б. Агапов. Очерк и публицистика. Максим
Рыльский. Радостная дума (стихи). Владимир Козин.
Сила, способная ‘на чудеса. А. Литвак. Рассказы лю-
	дей труда. Коротко о книгах.
		_{ Ne 16 (2337).
	Суббота, 19 апреля 1947 г.
	ПАФОС ТВОРЧЕСКОГО ТРУДА!
	вым пафосом,
ский труд».
	опоэтизировало бы физиче-
	«Основным героем наших книг мы долж-
ны избрать труд, т. е. человека, организу-
емого процессами труда, который у нас os
оружен всей мошью современной техники,
человека, в свою очередь организующего
труд более легким, продуктивным, возводя
его на степень искусства. Мы должны вы-
учиться понимать труд, как творчество»,

Эти слова, обращенные к писателям, про-
изнес в начале тридцатых годов старейши-
на советской литературы, мудрый и прозор-
ливый мастер, гениальный певец  творче-
ского труда Алексей Максимович Горький.
В дни первой сталинской пятилетки Горь-
кий сформулировал благородную и перво-
значащую задачу художника, задачу всеоб’-
емлющую, ибо «именно труд масс является
основным организатором культуры...»

Нужно ли говорить, что слова Горького
звучат для нас сегодня со все возрастаю-
щей силой. Социалистический труд, основа
самого справедливого в мире общественно-
го строя, чем дальше, тем шире обнимает
всё стороны нашей жизни, становится мё_
рилом духовной красоты, ваятелем \ новых
человеческих отношений, новых черт харак-

. Социалистический труд — движущая
сила нашего времени, ,

Советские писатели, призванные не толь-
ко отражать жизнь народа, но и формиро-
вать сознание людей,  помогать большеви-
стокой партии в деле коммунистического.
воспитания масс, естественно, должны’ ис_
кать источник вдохновения в великом твор-
ческом труде миллионов, в пафосе созида-
ния, которым охвачена, сейчас наша Роди-
на.
	Осмотримся вокруг и еще раз в полной
мере почувствуем все величие сегодняшнего
дня страны, весь размах работ, охвативших
неоглядное пространство, всю огромность и
насущность задач, поставленных перед на-
родом в сталинском плане восстановления
к развития народного хозяйства.
	1947 год! Второй год. послевоенной пяти-
летки! Трилцатый год существования совет-
ской власти!
	От Мингечаура до Воркуты, от балтий-

ских портов до Курильских островов —
всюду люди живут одним — творчеством.
Встают из руин города, воздвигаются кор-
пуса новых гигантов индустрии, возрожда-
emp Днепрогэс дает TOK, снова кипит
жизнь в восстанавливаемых цехах Запорож-
стали. Тракторы вышли на весенние просто-
ры, и полевые станы раскинулись на паш-
нях — в разгаре посевная страда, идет бой
за тучный урожай, за изобилие страны.
_ Труженики города Ленина бросили клич,
и его подхватил весь народ — разворачя-
вается великов социалистическое соревно-
вание за выполнение годового плана к 7 ао-
ября.
	‚ Нрисмотримся к людям, которые сегодня
стоят на лесах строек, водят трактовы и
плавят чугун. Какими чертами отмечен их
героизм?
	Труд давно стал в нашей стране делом
чести, делом славы, делом доблести и ге-
ройства. Годы первых сталинских пятилеток,
ды невиданных темпов, годы освоения
техники, годы возникновения стаханозоких
методов труда — незабываемая школа’ со-
зилания. ,
	Нохожи ли нынешние творцы пяхилетки
на тружеников предвоенных лет?

Конечно, это те же беззаветные герои,
воспитанные большевисгокой партией, это
те же самоотверженные люди, движимые на
подвиги животворным советским патриотиз:
MOM.
	Но сегодня они стоят на новом, более
высоком уровне социалистического созна-
ния. Это люди еще более крепкой закалки.
И труд их — труд нового; более совер’иен-
ном качества. Такова уж природа совет-
ского строя, что он непрерывно развивает-
ся и способствует росту и развитию людей.

За плечами советского народа — небыва-
лая вистории война с фашизмом. Война «бы:
ла не только проклятием. Она была вместе
с тем великой школой испытания и провер-
ки всех сил народа» (Сталин). Война ока:
залась не только школой боев, но и труда.
Подвиги героев тыла в дни войны превос-
ходят по своему напряжению и размаху тем-
пы первых пятилеток. Совершенствовались
	в труде и герои фронта. Труд сапефов, воз»
	водивших под огнем мосты, труд пехотив-

цев, владевших не только винтовкой, но и
лопатой, труд артиллеристов и. танкистэв,
обвоивших на войне современнейшую тех-
нику, организационные навыки, приобретен-
ные советскими людьми в военной обстанов-
ке, — все это сливается в могучий опыт
народа-победителя. На войне, в борьбе с
лишениями и труцностями, наши люди вы-
росли идейно, закалились духовно.

Народ вернулся к мирному созиданию. И
этот новый этап в жизни страны стал еще
ОДНОЙ ступенью в развитии ‹хоциалистиче-

кого труда.
	Так же, как Днепрогэс возрождается
сейчас в более совершенном качестве, чем
	он был до войны. так и труженик, работаю-.
	щий на Днепрострое, совершеннее, чем`его
предшественник,

Вчерашний танкист, сидящий сегодня за
рулем трактора, изучил технику на полях
сражений. Применяя свой солдатский опыт
на колхозной пашне, он обретает в своем
Труде новое качество.
	Эдесь есть над чем поразмыслить писа-
телям, стремящимся раскрыть духовный мир
Люлей сопиалистического труда.
	Михаил Иванович Калинин еще в 1928
голу говорил:

«Общественный человек не стоит на ме-
сте, он живет и развивается... И если мы
хотим двигать вперед человека, развивать
его более ускоренным темпом, так, разу-
меется, в первую очередь мы должны раз-
вивать те характерные черты человека, ко-
торые особенно выголны рабочему классу,
‹оторые выгодны в социалистическом стро-
Ительстве лля ‘’ социалистического обше-
	ства»,

, ЧТО
Михаил Иванович а. ecre
«уважение к физическому тру.
	nee ee eee 2 ЗА ens
один ив сильнейших устоев пролетарской
морали». Он требовал, чтобы литературное
Произвеление было бы «насыщено трудо-
	РИГА. (От Наш. корр.). На открытом пар
тийном собрании Союза советских писате-
лей Латвии обсуждался вопрос © задачах
латышской литературной критики в свете
т ЦК ВКП) о литературе и искус-

ве,

С ‘докладами выступили проф. Руд. Эг-
ле и К. Краулынь.

Тов. Эгле, говоря © необходимости кри-
тического освоения литературного наслел-
ства, подчеркнул, что существенных резуль-
татов в этом направлении можно добиться
лищь при самом внимательном изучении <0-
ветского литературозедения, глубоко овла-
девая марксистско-ленинской теорией.

. Краулынь констатирует заметные
сдвиги в латышской литературной критике

после решений ЦК ВКП(б) и доклада тов.
			Может быть, только сейчас мы в состоя-
нии полностью осознать всю справедливость
этих требований. Именно в том, чтобы юпо-
этизировать труд, ‚раскрыть всю романтику
созидания, и состоит ныне благородная и
радостная задача советской литературы.
	И самое главное ‘для художника — по-
казать труженика в его развитии, раскрыть
те новые, нужнейшие черты в характере. пе-
редовых людей, которые помогут ускорить
рост миллионов. =
	Иные писатели. склонны думать, что во-
енная тема дает больше возможностей рас-
крыть могучие характеры и сильные стра-
сти, чем тема труда. Но процесс созидания,
творческое соревнование тружеников напол-
нены такими же яркими чувствами, такими
же  кипучими страстями. И, возможно,
иногда в труде, который внешне менее эф-
фектен, с еще большей силой проявляются

человеческое упорство, воля, стойкость. бо-
гатство натуры. :
	В нашей стране планы составляются в
расчете на передовых рабочих, инженеров,
колхозников, в расчете на народную иници-
ативу, на прогрессивные нормы производи-
тельности труда и использования механиз-
мов. Меняется самое понятие физического
труда, он все ближе смыкается с трудом
умственным. Открытия, сделанные просты“
ми людьми, вносящие поправку в науку, —
это явление, вошедшее в наш быт.
	Герой Социалистического Труда, днепро-
петровский колхозник Марк Озерный, при-
меняющий новейшие методы обработки зем-
ли и этим обогащающий сельскохозяйствен-
ную науку, собирающий, несмотря на засу-
ху, высокий урожай, — вот человек, в ко-
тором упорство труженика сочетается с вы-
сокой идейностью советского патриота и с
обшиоными агрономическими познаниями.
	Сталевар Кузнецкого металлургического.
завода Василий Серков, читающий в своем
цехе лекцию о методах скоростной плавки,
шахтер Николай Лукичев, смело опроки-
нувший старые нормы, наконец, ученый, во-
оруженный передовыми воззрениями, опро-
вергающий утверждения буржуазных авто-
ритетов, дающий идейный бой ученым За-
пада, — вот люди, идущие в головном строю
народа, вот труд, ставший творчеством.

Обратим свой взор к этим мощным рост-
кам нового. Литература может и должна
помочь миллионам людей дорасти до уровня
передовых. Этим мы и ускорим развитие
общественного человека, развитие, тех черт
характера, которые нужны социалистическо-
му строю. /

Этим мы будем способствовать. тому, что
самые грандиозные наши планы скорее ста-
вут реальностью, Ролина наша еще богаче
и сильнее, люди — еше прекраснее.
	Страна идет к тридцатилетию Великой
Октябрьской социалистической революции.
С этой величавой датой совпадает тридцати-
летие советской литературы, переловой ли-
тературы мира, которая на всех этапах су-
ществования нашего государства сливалась
с жизнью народа и служила делу Ленина—
Сталина. Вспомним славные традиции, TROP
	ческий опыт нашей литературы.

Обратимся к книгам, которые были соз-
даны в голы первых пятилеток. Вопомним
страницы, воспевающие тружеников тех лет.
«Ганкер «Дербент» Юрия Крымова, «Время,
вперед!» Валентина Катаева, «Гидроцент-
раль» Мариэтты Шагинян, «Большой кон-.
вейер» Якова Ильина, «Поднятую целину»
Михаила Шолохова, «Соть» Леонида
Леонова, пьесы Николая Погодина,
«Страну Муравию» Александра — Твар-
довского, «Люди из захолустья»
Александра Малышкина — все эти книги.
опаляют нас жарким дыханием труда,
воскрешают дни коренной ломки сознания
людей, преобразования страны. Вспомним
все удачи, все искания. не забудем и не-
\удачи, осмыслим все это. Присмотримся,
чему может научить нас опыт проньлых лет.
И пусть завоеванное тогда поможет наше-
му нынешнему движению вперед. Наши
произведения должны итти вровень с сего-
дняшним днем, как шли вровень с временем
лучшие книги тридцатых годов.

Ясно, что произведения, на которые рав-
нялась тогда литература и которые служат
народу поныне, были созданы писателями,
чей талант обогатило активное вмешатель-
ство В ЖИЗНЬ.

Ни Катаев. ни Малышкин, чи Ильин, ни
Крымов, ни Шагинян, ни Леонов не написа-
ли бы своих книг, если бы не жили, в гуще
событий, на передовых позициях пятилетки,
среди своих героев.

Люди у нас золотые. Давайте же узнаем
их поближе! Так же, как в дни Магнито-
строя писатели были среди строителей, так
же как в. дни Сталинграда литераторы бы-
ли среди воинов, так и сегодня их место
там, где воскресают корпуса Запорожстали,
там, где идет борьба за изобилие страны,—
в цехах. на пазинях, в научных лаборато-
риях. 2

Все рола литературного оружия в равной
степени призваны служить общенародному
делу.

° Очерк — самый мобильный жанр, развел-
чик большой литературы, должен занять
свое почетное место.

Но страна ждет и рассказов, и стихов, и
поэм, и романов, и пьес о людях творчества.
	Закончился первый квартал второго года
пятилетки. За цифрами, опубликованными
Госпланом СССР об итогах этого квартала,
стоят усилия миллионов простых советских
людей. Страна оглядывается на’ совершен-
ное, радуется победам передовиков, зорко
всматривается в причины отдельных неудач.
Страна охвачена благородным духом соци-
алистического соревнования, в котором пе-
редовые подтяпивают отстающих.
	Проникнемся же этим духом соревнования
тружеников! Пусть 1947 год, год великих
дат, великих замыслов и свершений, станет
годом решительного поворота советской ли-
тературы к темам влохновенного социали-
стического труда; к людям, восстанавливаю-
щим и развивающим наше народное хозяй-
ство, к героям и творцам, движущим нашу
Родину вперед, идущим: в наступление под
светлыми знаменами труда,
		Лискуссия о современной прозе
			людей, воспитанных в них всей предыду=
щей историей советского общества. Именно
в изображении этих свойств советского че-
ловека, обусловивших великую победу на-
шего народа в Отечественной войне, со‘
держится пафос лучших. произведений на-
шей прозы последних лет («Молодая гвар-
дия», «Спутники» и др.). -

Р. Мессер привела pax примеров того,
как советская литература военных и по-
слевоенных лет отражает процесс обогаще=
ния личности советского человека в итоге
ВОЙНЫ. т :

Во второй части своей речи Р. Meccep ad-
паривала критические оценки докладчика
ряда произведений. Она защищала, напри-
мер, повесть А. Минчковского «Мы еше
встретимся», повесть ‘А. Розена «Полк про-
должает путь» и т. д. Эта часть выступле-
Hua P, Meceep не могла не показаться
He соответствующей всему тону и характе-
ру дискуссии, которая подтвердила жела-
ние писателей поднять идейно-художест-
венный уровень ленинградской прозы.
		Значительным событием в литературной
жизни Ленинграла явилась дискуссия о со-
временной ‚прозе, проведенная’ секциями
критиков и прозаиков ленинградского от-
деления Союза советских писателей.

Дискуссия началась докладом Л. Левина
«Современная тема в советской прозе 1946
roma». Е

— В советской прозе последних лет, —
отмечает докладчик, — болыное место за-
няла тема героизма наших людей,

Наши писатели показали и великие под-
виги выдаюнтихся героев («Молодая гвар-
дия») и обыкновенный, повседневный ге-
роизм рядовых советских людей на вой-
не — например, в таких близких друг другу
` произведениях, как роман М. Шолохова
`‘«Они сражалибь за родину», поэма А. Твар-
довского «Василий’ Теркин».

Далев, анализируя «Ночь полководца»
‚Г. Березко, «В окопах Сталинграда» В. Не-
  красова и «Звезду» Э. Казакевича, доклал-
‘чик останавливается на вопросах стиля со-
ветской прозы.

— Революционная романтика, — говорит
т. Левин, — обогащает краски социалисти-
ческого реализма, но она входит в него
только как элемент. «Молодая гвардия» —
пример социалистического реализма <о. все-
ми атрибутами революционной романтики.

Романом «Молодая гвардия» Л. Левин
иллюстрирует’ удачное разрешение нроблемы
  образа положительного героя.
> — Героический характер наятего героя, —
‚ указывает докладчик, формируется в борь-
бе: Таким предстает передо нами и герой:
‚ «Повести о настоящем человеке». Олнако

образ Мересьева, при несомненном его вос-
  питательном значении, по мнению Л. Леви-
 на, вое же раскрыт недостаточно глубоко.
 По-иному решает задачу создания образа
положительного героя А. Фадеев в «Моло-
дой гвардии». В романе показаны силы, пи-
тающие героизм мололотвардейцев и боль-
певиков старшего поколения.
	Большое место занял в докладе разбор
	произведений ленинградских прозаиков:
«Ниссо» П. Лукницкого, «Огни в бухте»
Г. Холопова, «Студеное море» Ю. Герма-
на, «Морское братство» А. Зонина, «Пет-
роградская сторона» В. Лифшица, «Воен-
ная косточка» В. Вабилевского ‘и др. Резко
критикует Л. Левин повесть А. Минчков-
	ского «Мы еще встретимся». Ряд серьез-_
	ных критических замечании докладчика вы-
зывает и повесть А. Розена «Полк продол-
жает путь».

`Лучшими произвелениями ленинградских
прозаиков в 1946 году докладчик считает
повесть В. Пановой «Спутники» и роман
Э. Грина «Ветер с юга». Положительную
оценку он дает и повести Н. Тощакова
«Чарома».

`_— Советская проза находится на под’е-
ме, — заканчивает свой доклад т. Левин:—
Появились новые талантливые произведе-
ния. новые талантливые имена. Важнейшая
	залача нашей литературы — ярко изобра-
	жать созидательную деятельность COBeT-
ских людей, возвеличивающих трудовым
подвигом социалистическую родину. Каж-
дый из нас помнит слова товарища А. А.
Жданова, обращенные к писателям Ленин-
града: «Вы лолжны восстановить славные
традиции ленинградской литературы...»
		БОЕВОЙ ЖАНР
	Выборы бюро секции очеркистов
`и публицистов
	При Союзе советских писателей CCCP
организована новая секция — очеркистоз и
публицистов.

В своем докладе на состоявшемся вчера
общемосковском собрании писателей, рабо-
таюних в жанре очерка и публицистики,
Д. Заславский указал, что организация
новой секции-—дело своевременное и край-
не необходимое. Это мероприятие привле-
чет в ряды Союза писателей свежие лите-
ратурные кадры, отличающиеся большой
оперативностью, близко стоящие к жизчи,
	активно отражающие = социалистическую
действительность.

р. проникнутый публицистической
страстостью, должен снова занять C308
	законное место на страницах советской це:
чати, как занимал он его в годы Великой
Отечественной войны. И так же, как и тог-
да, должны уделять этому жанру внима-
	ние крупнейшие наши художники слова..
	Д. заелавский напоминает о том, как мо-
	билизовали в голы войны советских людей.
	статьи и очерки И. Эренбурга, Л. Леонова,
К. Симонова, В. Гросемана и многих дру-
гих наших писателей, как воспитывали они
в народе чувства непримиримой ненависти
к врагу и беззаветной любви к родине, жа-
жду подвига, готовность Ha величайшие
жертвы во Имя свободы и независимости.

Это был один из плодотворнейших перя-
одов в истории советской публицистики, в
истории советской литературы.

В настоящее время перед всей армией ‹о-
ветских литераторов стоят задачи не менее
сложные и не менее почетные. В борьбе
за выполнение этих задач новая секция
сыграет, без всякого сомнения, значитель-
	ную роль,
С интересным докладом об очерке новой
сталинской пятилетки выступил Б. Агапов,
		mos, А. Бек, B. Талин, Д. Заславский,
М. Златогоров, Е. Кригер, О. Курганов,
Ay и, Ф. Manos, А, Сурков Т. Тэсс,
М. Чарный.
Шефство нисателей
над колхозом.

ИРКУТСК: (От наш. корр.). На открытом
партийном собрании ‘иркутские писатели
обсудили постановление февральского пле-
нума ПК ВКП(б) «О мерах под. ема сель-
ского хозяйства в послевоенный период».
Писатели решили взять культурное шефст-
во над крупнейшим селом Иркутской обла-
сти Хомутово и обратились с письмом к на-
учным работникам, работникам искусств,
‘учителям и врачам области, в котором при-
звали их взять культурное шефство над
	Писатели проведут в селе творческие
вечера прозаиков и поэтов, прочтут лекции
о советской художественной литературе.
Во время полевых работ шефы будут чи-
тать свои произведения и делать доклалы
на полевых станах и в бригадах. О лучших
	людях колхозов и МТС писатели нанишут.
	Л. ПЕРВОМАИСКИИ
	очерки для областной печати и радио.
	ITHCbMO-
из ‘Ленинграда
		дит к разноречиям. Скорее всего это проис-
ходит от того. что сам литературный тер-
мин устарел, Вместо того чтобы гипнотизи-
ровать и пугать друг друга жулелом старого
романтизма, следует подумать о том новом,
прогрессивном явлении в нашей литературе.
которое мы называем «романтическими
тенденциями». Эти ‘тенденции че имеют
ничего общего < романтизмом  Ламартина,
Жуковского, Гофмана и Одоевского. Мало
общего у этих тенденций и © отвлеченно-
революционным романтизмом Шиллера и
Гюго. Социальный героизм, — вот что мы
понимаем под романтизмом нашей совет-
ской литературы.

— Едва`ли, — продолжает Л. Рахма-
нов, — кто-либо упрекнет в пристрастии к
старому ‘романтйзму автора романа «Ветер
с юга». Несомненно, роман Э. Грина —
явление социалистического реализма. Од-
нако широкая символика «Ветра с юга»,
большие надежды, вдруг захватившие ум и
_серлце такого «земного» героя романа,
разве не могут ‘быть названы романтиче-
скими тенденциями? В данном случае они
имеют политическую и социальную окрас-
ку. Э. Грин с присущей ему образной си-
лой сказал о новых, прогрессивных тенлен-
циях в Финляндии, сказал приподнятым,
романтическим языком про ветер с юга, про
мечту земледельца взорвать скалу, загора-
живающую ему солнце. Это прямой писа-
` тельский отклик ва жизнь.

— Героизм, — говорит А. Зонин‚—<тал в
нашей стране массовым. Советскому чело-
веку присуще государственное сознание,
понимание своей общественной задачи. Уда-
  ча произведения Г. Березко обусловлена
  тем, что военная операция входит в его
произведение не только как тема, но и
как органическое художественно-действую-
wee звено. Герой повести Рябинин —
человек, одержимый своей задачей, и этим
оправдывается все его поведение. По-иному
‘выглядит герой в_ повести В. Некрасова.
Трудно поверить, чтобы советский человек
в дни наступления немнев на Сталинград
задачу подрыва Сталингралского . TpakTop-

ного завода рассматривал Kak узко-техни-
	‚ ческое задание.
	На продолжавшемся три дня дискуссион»
ном собрании выступили также Т, Хмель=
ницкая, Л. Успенский, проф. А. Азадовский,
В. Дружинин, П. Даленкий, А. Кучеровк,
И. Березарк, В. Бакинский, И. Эвентов и
М. Подзелинский.

Многие’ положения, высказанные в докла-
де и прениях, дополнил, заключая дискус-
сию, проф. Л. Плоткин.

В 1943 году, беседуя © А. Н. Толстым,
т. Елюоткин_ спросил писателя: почему да-
той окончания трилогии «Хождение по му-
кам» оказался именно первый день войны.
— 22 июня 1941 года.

Алексей Николаевич ответил: :

«После этой войны нельзя уже будет пи-]
-сать по-старому».

— Ответ А. Н. Толстого, — замечает

Плоткин, — имеет прямое: отношение к
ан, как надо писать о^событиях воен-
ного и послевоенного времени.

— Читая «Молодую гвафлию», — гово-
рит далее Л. Плоткин, — мы сталкиваемся
с рядом новых черт, которых ве было ра-
нее в творчестве Фадеева. Разве в трах
диции прежнего творчества Фадеева найи-
сана, например, сцена с лилией в начале -
романа? Разве сцена в тюрьме’ (предсмерт-
ный фазговор Валько и Шульги)—это тра
диционный реализм? Мы убеждаемся в на-
рождении новых эстетических критериев.
«Молодая гвардия» товорит об эволюции,
происшедшей в литературе, юб ‘усилении
тенденции революционной романтики в сти-
ле социалистического реализма. Автор
«Молодой гвардии» явно полемизирует с
автором «Разгрома».

Усиление  революционно-романтической
линии в литературе, как указывает т. Плот»
кин, является следствием войны, вызвавшей
новые явления в жизни.и в литературе, на-
стоятельную потребность изображения ге- `
роического ‘содержания нашей действитель-

ности в синтезе нового реализма. и новой
революционной романтики.

— Наша литература-—=это литература. вы=
  сокой художественной правды; больших со-
циальных обобщений. Она требует творче-
ских поисков и экспериментов. Разнообраз-
ная по темам, высокоидейная советская лиз
тература должна быть разнообразной и поз
своим художественным средствам  изобра
жения лействительности.

ЛЕНИНГРАД. (От наш. KOpP.). .
	  = ОНИ 3 ВЕНЫ Ито м
  литературного года, — считает В. Каве-
 рин, — является приход в современную
  прозу таких писателей, как Г. Березко,
  В. Некрасов, Э. Казакевич и др. В боль-
шинстве эти писатели — участники войны.
Люди с острым зрением, они рассказывают
о том, что видели и пережили, а, значит,
что видел и пережил советский народ, 7

Подробнее, чем о других ‘произведениях
	1946 года, В. Каверин говорит © книгах
«Ветер с юга» Э. Грина, «Спутники» В: Иа-
новой и «Далекие годы» К. Паустовского.
. Удача «Молодой твардии» А. Фадеева
заключается в том, что социалистическую
этику писатель сделал эстетикой, — отме-
чает Г. Гор. — Автор «Молодой гвардии»
поднимает читателя на ту духовную высо-
ту, на которой стояли герои Краснодона.
Б. Костелянен подчеркнул, что главная
тема советской прозы военных лет — рас-
крытие нравственных качеств советских
				Какие же положения в докладе т. Левина
послужили поводом для споров?

— `Вопрос о законности романтизма в 06-
Wem стиле советской прозы, — сказал
Л. Рахманов, — в сущности, старый вопрос.
Но, вновь возникая, он каждый раз’ приво-
		Советскому человеку, не бывавшему 34
рубежом, не знакомо особое чувство оди:
ночества и тоски по`родине, которое пресле-
довало нас, советских воинов, попавших
вместе © нашей армией за границу. Даже
	радость победы и то, что мы находились
	среди дружеских народов, плечом к ‘плечу
	леливших с нами трудности борьбы, не мог-.
	‚ли притупить это чувство: — оно возникало

как естественная реакция на окружающий
незнакомый и непривычный быт, как ответ
на неудовлетворенные потребности души в
родной речи, в родном облике городов и лю-
дей, как жажда знакомой с детства приро-
ды, не похожей на ту, что окружала нас.

Но октябрьская Прага, расцвеченные фла-
гами, убранные коврами и цветными фонари-
ками дома и башни старого герода, костры
и фейерверки над медленной и черной. ноч-
ной Влтавой, толпы, которые теснились на
ее берегах, вдруг и мгновенно возвратили
нашим ‘чувствам их подлинный смысл, —
мы были горлы нантей родиной, ведь это в ее
честь пылали огни и гремели пушечные ‘<а-
люты. в ее честь в каждом окне развева-
лись флаги, в ее честь народ танцовал и
пел на улицах и площадях...

В эти дни я прочитал книгу Юлиуса Фу-
чика. Мне принесла ее, свежую, еше пахну-
щую типографской. краской, Мария Марча-
нова — друг и переводчица. советских 103-
тов, переводившая русские стихи в то время,
когда любая строка о Советском Союзе мог-
ла ей стоить головы. К моменту освобож-
дения Праги Советской Армией у Марчано-
вой была готова антология, работа над кото-

`рой может быть названа подвигом. Мария

Марчанова принесла мне книгу Фучика ве-
чером, — к утру я уже прочитал ее, пре-
охолевая трудности еше не вполне освоен-
ного мною, чешского языка. Все в этой кни-
	ге поражало — судьба ее автора, мужест-
венный и лаконичный стиль и более всего
торжествующая непреклонная правда.:: Еще
олно — вера в человека и любовь к челове-
ку, которые не отделимы друг от друга.
То, чего не мог рассказать никто, расска-
зал нам Юлиус Фучик, думавший о своих
читателях, даже ожидая смертного пригово-
‘ра в гестаповском застенке. В этом сказа-
лось не только свойство журналиста, а нре-
жлде всего свойство борца за победу -чело-
	века над зверем, человека, который ухоля

мог с полным правом сказать остающимся:
люди, я любил вас — будьте бдительны!

Что такое гестапо. и фашизм, знают сотни
тысяч и миллионы жертв фашизма и самой
дьявольской ‘из его ипостасей — гестапо. Но
повести об’их страданиях умерли вместе с
ними. Фучик был не только журналистом,
он был чешским патриотом, коммунистом и
другом своболы, он думал о будущем, ве-
рил в грядущее человечества и для него на-
писал свой репортаж. _ =

Чистое сердие, вера в торжество: сиравед-
ливости, непобедимый оптимизм и. безжа-
лостные факты, факты. Факты, разоблачаю-
щие фашизм, делают книжку Юлиуса Фу-
чика не только документом огромной силы,
но также и замечательным художественным
произведением. лышащим глубоким  чувст-
вом и жизнеутверждающим революционным
миропониманием.

В ней звучат голоса мертвых, тех, что. по-
гибли от рук немецких преступников, с На-
деждой взирая на восток, откуда пришло
спасение измученным народам Европы,

Книга Юлиуса Фучика «Слово перед каз-
нью» утверждает нас, по крайней мере, в
трех мыслях. Быть коммунистом — значит
быть патриотом. Коммунисты доказали это
своей борьбой, Быть патриотом для каждого
	честного человека значило не только 69-
роться за свой народ и за его победу — STG
значило бороться за победу советского на-
рода, так как с нашей страной были связа-
‘ны оправдавшиеся надежды всего честного
человечества на освобождение от ужасов
фашизма. И наконец, третье—то, что звучит
-с необычайной силой, — призыв к бдитель-
‘ности, во имя жертв, понесенных человече-
ством в общей борьбе против фашизма. On
уместен и сегодня, когла на много лет впе-
ред решаются судьбы простых людей.
	Некоторые зарубежные ‘деятели лумают;
‘что при помощи клеветы, дезинформации и
откровенной наглой лжи можно совершить
то, чего не удалось сделать силой оружия,
или, во  всяком случае, пользуясь ложью,
как удобнейшей дымовой завесой, подгото-
вить новые бедствия для человечества. Они
‘забывают, что борьба Советского Союза,
стоявшего во главе свободолюбивых народов
в схватке с фашизмом, была и остается ‹а-
мым сильным фактором: пробуждения и про-
яснения умов.по ту сторону: рубежа. :

В этом еше раз ‘убеждаенься, прочитав
книжку Юлиуса Фучика —: чешского пат-
риота, который был не одинок в своей борь»
бе, в своей любви и ненависти. Миллионы
умерли, не дожив до победы, но их смерть
открыла глаза другим миллионам, научила
смотреть’в будущее, различать врагов и вы-
бирать друзей..,
	Жертвы человечества не могут быть Ha-
прасными, раз существует Советский Союз,
—вот тот последний вывод, который слела-
ли Юлнус Фучик и те сотни тысяч, от
имени которых OH писал свой записки, ©
кем рядом боролся против фашизма,
	Осенью 1945 года я жил в Праге, в тихом.
	нереулке близ площади «Под каштаны».
Октябрьское небо было прозрачно, воды
Влтавы отражали его океннюю ‹иневу, но
по‘ вечерам Прага была окутана лиловатой
дымкой, которая напоминала пьянящий на-
лет на гроздьях зрелого винограда. Немного
позже я встретил это сравнение в книге
Юлиуса Фучика. По ночам Влтава казалась
отлитой из черного стекла. Окна моей квар-
тиры были распахнуты настежь. кровавые
листья дикого винограда влетали в комнаты
и ложились на пол... Прага была опьянена
свободой. Первый советский` танк, вошед-
ший в чешскую столицу; возвелтая освобож-
дение. был вознесен на пьедестал на пло-
щади генерала Стефаника: Памятник Яну
Гусу против сожженной немцами ратуши
утопал в живых цветах.

Приближалась тодовщина Октябрьской
революции. Прага начала ее праздновать за
несколько дней до 7 ноября. Рабо-
чие митинги на заволах, мололежные вече-
ра.в гимназиях, собрания интеллигенции в
крупнейших залах горола, торжественные
манифестации друзей Советского Союза за-
кончились грандиозным выходом на улицу
двухсоттысячной толпы жителей Праги,
праздничной иллюминацией, кострами на бе-
регу Влтавы, пушечным салютом, танцами
и пением на. площадях, великим  всенарод-
ным братанием, паролем которого было зву-
чашее, словно трубный глас, слово: «Мо-
сква! } ,
	®нига Фучика вьиила по-русеки в трех из-
наннях — «Репортаж с петлей на шее», пер, с
чешского И. Бархаш, «Новый мир». № 12,
1945. пер Т. и Ю. Аксель, «Звезда», № В 1947.
	и «Слово перед казнью» в переволе Ю. Аксель _
	 н Т, Чешихиной, Государственное надательство
вностранной литературы, М, 1947 г., @ъ, 151,
		у ПИСАТЕЛЕЙ ЛАТВИИ.
	А. А. Жданова о ленинградских журналах.
Но у некоторых литературоведов еще заме-
чаются следы буржуазного об’ективизма,
индивидуалистического мышления, фор-
мально-эстетических увлечений. Нелоста-
точно освещаются ‘достижения советской
ъ‘латьниской литературы. Не изжита еше

Е В а
	ACL DRA EE

we
полностью семейственность в писательской
среде.

— Наша литературная критика, все наше
искусство, — заканчивает тов. Краулынь,—
должны быть проникнуты духом больше-
вистской партийности, должны стать MOTY-
чим оружием в борьбе за новую жизнь.

В оживленных прениях, развернувшихся

~~ ve
	по докладам, выступили тт. Григулис, и.
елре, Дамбур, Грант, Рудзит, Закс, Муйж-

ниек и др,