героический советский
	Да
	заравствует
	народ, народ-созидатель, творещ свободной
	(ИЗ ПРИЗЫВОВ ЦК ВКП(б) К 1 МАЯ 1941 ГОДА).
	Иван НЕХОЛА
	сопиалистической жизни!
	Я ЛУМАЮ О РОДИНЕ
		Александр ОИСЛЕНДЕР
	ПОЗДРАВЛЯЮ!
	Поздравляю © первым громом,
С первой радугой-дугой,

С первой на поле знакомом
Вспышкой зелени тугой!
	Поздравляю с первой веткой,
Распушившейся слегка,
С железнодорожной! веткой,
Ждущей первого гудка.
	С новой каменною кладкой,

С новой маркою авто,

С новой птицей — и посадкой.
На полярное плато.
	С днем рожденья поздравляю
Каждый всход в степной тиши
И добра ему желаю,

Говоря от всей души;
	— Стань не ягодой-кислицей
И не колосом пустым,

А воздай за труд. сторицей
Урожаем золотым!
	Вновь я чашу подымаю
И, пока кипит она,

Пью за гордый воздух мая
Й за молодость = до дна!
	Здравствуй, май второго года
Пятилетки — с пеньем пил,
С бурным после непогоды
Восхождением стропил.
	С новой тракторной колонной
На весенней посевной.
Поздравляю, май зеленый,

С возврашеньем в край родной!
	ПРОСЛАВИМ
СОВЕТСКОГО
ЧЕЛОВЕКА
	Мы часто сами не замечаем, как нов и
прекрасен стал человек нашей страны. Мы
воспринимаем иногда окружающее непрони.
цательным, я бы сказала, бытовым зрени-
ем. Конечно, и У нас найдутся всякие лю:
ди — и мелкие, и пошлые, и корыстные, Но
разве они что-нибудь решают? Вся жизнь
против них, она их сметет, разоблачит, На-
ша экономика, наша идеология, все основы
нашей жизни не дают им развиваться и по-
степенно или уничтожают их, или переде-
лывают. С каждым днем в течение всего
Тридцатилетия власти труда наша родина
богатела новыми людьми —- творцами, .со-
зидателями, борцами, новаторами. Переход
количества в новое качество уже совершил-
ся. Новый человек, Человек с большой бук:
вы, определяет лицо народа. Этот человек
перекроил по-своему карту нашей родины,
сработал все, чем сильна страна, отстоял ee
против нашествия фашизма и сегодня в
своей творческой неутомимости увеличива-
ет скорость движения во всех областях со:
зилания.
	Многообразно население советской земли,
различны языки’ быт  ее народов. Но’ вейн-
кая общность, духовное родство определяют
единство многонационального братства и по-
могают людям разных республик, разных
языков работать бок о бок в любом месте,
понимать друг друга с полуслова и Cpa
‚ жаться рядом за общую родину. Эта общ-
  ность, это родство — в самих людях, в их
миропонимании, в Их побуждениях, целях,
в том, что ими уже сделано соеместно, и в
том, что они собираются совместно свер-
DLT hb,

Когда немцы хлынули через наши гра.
ницы во всем превосходстве своей числён-
ности и вооруженности, они увидели людей,
которых еще не встречали в своих побед:
ных маршах по Европе. И когда немцы по-
пробовали овладеть уже захваченными ими
территориями нашей родины, у них ничего
не вышло, потому что родина жила в лю-
дях,—это были «непокоренные», жившие
по советским законам в немецком тылу, это
была «молодая гвардия», это были «люли
с Чистой совестью», превратившие глубокий
немецкий тыл в поле ожесточенной битву.»
	Наша страна — это строители Магнитки
и Комсомольска, Уралмаша и Сталинград:
ского тракторного. Это люди, которые с03-
дали Волховстрой и Днепрострой, затем от
стояли их в тяжелейших боях, а потом при:
шли к страшным развалинам, не испугались
и сказали: «Да будет свет!» и, не отдохнув,
начали трудиться. Это ленинградцы, про
шедшие через нечеловеческие испытания
трехлетней осады, но сохранившие в непри:
косновенности свою человеческую гордость,
свои революционные традиции и волк: К ©0-
зиданию, ленинградщы, которые вышли
сейчас в авангард послевоенной пятилетки
И стали инициаторами грандиозного сорев-
нования труда... Наша страна — это мил:
лионы стахановцев, это ученые, вскрываю-
щие запрятанные глубоко в земле ценней:
шие богатства, и это молодой врач, спу-
скающийся с парашютом во льды и снега
Арктики, чтобы спасти больного. Именно
	эти люди определяют характер нашей
Жизни.
	Мы, литераторы, все повинны в том, что
новый человек, родившийся на нашей зем.
пе в огне и преобразовательном труде, еше
не раскрыт в литературе во всей глубине
и_новизне. Мы еще очень мало рассказали
© людях социалистического производства,
8 ведь именно. на производстве формирует
ся сейчас нарол-интеллигент. Передовой
рабочий, — а передовых у нас сотни ты
сяч, — стал интеллигентом. Это не внеш
няя, показная интеллигентность, а внутрен:
няя, коренная, Она дается тем, что человек
мыслит государственно, масштабно, руко:
водствуется своими убеждениями, творче:
ски осмысливает свой труд и вносит в него
новое, то-есть соединяет труд физический
< трудом умственным, труд исполнитель“
ский с — организаторским. У таких
рабочих-передовиков и язык стал иным, ойи
говорят не так, как говорили раньше. Мне
кажется, это не всегда ‘улавливает наша
литература. Советский человек сложен и
душевно богат, особенно сложен и богат
потому, что его психология, культура, бы
формируются в борьбе со старым, в преоло:
лении влияний старого. А ведь когла нам,
литераторам, нехватает остроты зрения №
слуха, чуткости к новому; получается

ытописательство, «реализм на подножном
корму». Между тем весь смысл нашего
большого труда в эпоху построения комму-
HH3Ma состоит в том, чтобы улавливать +0
вое, ведущее, раскрывать и пропагандиро-
вать его, а значит — содействовать его ро-
сту и развитию.
	Показать всему миру величие советских
людей — это и долг, и внутренняя потреб-
ность писателя, потому что нет темы увлё-
кательнее, благодарнее и значительнее
этой, включающей в себя все многообразие,
сложность и красоту нашей жизни.

ЧУДЕСНА
			Донбасские
записи
		нужно все самому налаживать, зая
драться, воевать....

Он вдруг выпрямился — его вызвал к
аппарату главный инженер.

— Докладываю, — сказал Жуков, обра-
щаясь к Тищенко.—За вчерашние сутки
план выполнил.

Тищенко спросил (я услышал его голос):

— Претензии имеете? Что вас держит?

— Транспорт,—кротким голосом сказал
Жуков. И, не выдержав, яростно закричал:
— Транспорт! У меня полный склад про-
дукции....

И как это бывает на оперативках, откуда-
то вдруг квынырнул голюс начальника
транспортного отдела. И два инженера —
начальник блюминга и начальник транс-
портного — сцепились в схватке.

— Потише, — послышался вдруг голос
Тищенко; Он не любил крика, Он «рознял»
дерущихся и выяснил существо спора. Жу-
ков был прав.

Настроение Жукова несколько улучши-
лось, но не совсем. Мы прошли в цехи,
поднялись на пост Управления № 1. пере-
брошенный через рольганги блюминга. Два
человека — вальцовщик и манипулятор —
сидели в креслах и, нажимая на рычаги,
управляли движением шеститонных раска-
ленных слитков, которые двигались по
стальной реке. .

YW tyr a yeugen, yro muno Жукова в пер-
вый раз за все Утро приняло другое вы-
ражение. Исчезла озабоченность. Он отды-
хал душою в эти минуты при виде пре-
красной работы сильных и точных механиз-
мов, как бы игравших с шеститонным сталь-
НЫМ CJIMTKOM,

Жуков повел меня осматривать подзем-
ное хозяйство блюминга, Прижимаясь к
каменной стенке. мы смотрели на конвей-
ер, по которому плыли медленно остываю-
шие багровые окалины, отливающие синим
цветом. Людей не видно было. Окалины,
перемешанные ‘с землей. сползали в бадьи,
наполненные водой,

— Красиво? — шопотом спросил. меня
Жуков.

Признаюсь, я неё сразу мог понять и по-
чувствовать, что за красоту он видит здесь.
Жуков притянул меня к себе и громко,
точно я был глухой, стал говорить о том,
что на старом блюминге окалину убирали
вручную. Какая это была изнурительная,
тяжелая работа! А на новом ликвидирован
ручной трул, все или почти все механизи-
ровано.

Я шел по заводу, и долго еще после
встречи с Жуковым мне слышался его го-
лос: «Живем, воюем. ищем, думаем, Кра-
`сиво?»
		тало оконного стекла. Секретарь райкома
еше ‘не успел ничего сказать, OH только
посмотрел на управляющего трестом, как
тот с сердцем вскрикнул:

А’где я возьму оконное стекло/...

— Нужно подумать, коротко сказал
секретарь,

Он стоял посредине строящейся улицы,
в распахнутом пальто, в сдвинутой на за-
тылок кепке и с наслаждением вдыхал ве-
сенний воздух, пропитанный олифой. крас-
кой, известью, свежевскопанной землей и
молодой зеленой травой,

Я обратил внимание, что на всех новых
зданиях, которые возводились на этой ули-
це, краской было написано: Взорвано нем-
цами в‘ сентябре сорок третьего года. Вос-
становлено — тогда-то.

Наконец, мы приехали на шахту. Секре-
тарь райкома познакомил меня © Николаем
Лукичевым, автором «широкого шага» в
горной проходке. Мы остались вдвоем с
Лукичевым. Я подошел К раскрытому ок-
ну и увидел секретаря райкома, сидевшего
на корточках у молодой акации. Он пере-
бирал согретую весенним солнцем жест-
кую донецкую землю. Плечи его были вы-
мазаны` известью и краской. Управляющий,
сидевший в машине, нетерпеливо гудел.

Лукичев, рассказывая мне о принципе
создания «широкого шага», говорил о сво-
ем парторге и начальнике шахты — они
помогли ему найти новое в горном деле, Я
слушал его и думал, что дело тут ве толь-
ко в парторге шахты. «Широкий ware, —
творческий почин молодого забойщика —
все это имеет своим` исходным рубежом
русоволосого большевика. Он видел
жизнь — взорванные шахты, сгоревнтие до-
ма, он любил и понимал этих обыкновен-
ных, простых людей, которых нужно об’-
единить, сплотить и духовно вооружить
для строительства новых форм жизни,
		1,

Я разбирал свои донбасские блокноты 1
увидел на одном из листков короткую за-
пись: «Старики. Обер-мастер Коробов и
акалемик Павлов». И сразу же в моей па-
мяти ожил февральский вечер сорок седь-
`мого года, залитый светом зал театра в
Сталино...

Шло торжественное заседание, посвя-
шенное семидесятипятилетию  металлурги-
ческого завода имени Сталина.

В президиум торжественно собрания
были избраны старые рабочие. Они сидели
в глубине сцены плечом к шлечу — домен-
щики, прокатчики, сталевары, кладчики пе-
чей. Братья Буренок, полвека проработав-
шие на заводе, маленький худощавый седо-
усый старичок Прокуров, старик Акимов, —
пятьдесят семь лет его жизни связаны с
заводом,—<тарик Соломко, который сказал
директору завода Андрееву в дни освобож-
дения от немцев: «Закрывши глаза, по па-
мяти я возведу четвертую мартеновскую
печь»... -

В зал вошла делегация макеевских ме-
таллургов. Возглавлял делегацию старей-
ший доменщик Донбасса Иван Григорьевич
Коробов — широкоплечий, ¢ пышными
светлорыжими усами. Коробов привычно,
по-хозяйски. поднялся на сцену, подошел к
столу президиума, но, увидев стариков, TH-
хо и чинно сидевших в глубине сцены, нё-
медленно направился к ним. Это были его

дружки, его товарищи. И еще один домен-
щик дал о себе знать на этом празднике
труда. Академик Павлов прислал привет-
ственную телеграмму. Надо было видеть,
Kak заволновались старики, когда один из
инженеров оглашал павловскую телеграм-
му. Они поднялись дружной стайкой и про-
шли вперед, чтобы лучше слышать слова
Павлова. Он был их друг, их товариш по
доменному искусству, престарелый  метал-
лург, как он называл себя. :

° Я смотрел на стариков, носителей живой
истории завода, на их детей, заполнивших
огромный зал, и передо мною возникали
страницы борьбы и труда людей одного за-
вола. Эта книга, книга жизни одного заво-
да, существует. Ее написали донбасские
литераторы, партийные работники, инжене-
ры, рабочие. Я читал рукопись этой книги.
Общий тон ее глубоко оптимистичен; через
всю книгу проходит горьковская Мысль:
все человеком ставится, все человеком сла-
вится. Новая история завода, охватывающая
‘период немедкого нашествия и послевоен-
ной борьбы за восстановление, является
продолжением первой книги, каторая была
издана по инициативе Алексея Максимови-
‚ча Горького.

’ Сама жизнь воскрешает в наши дни круг
’идей и мыслей великого. Горького. Он заве-
шал нам не только свои произведения, но и
свои творческие замыслы, начинания, в ©с-
нове которых лежит. страстное желание
сомкнуть писателей < жизнью. Завоеванное
должно быть записано. В 1930 году Горь-
кий высказал эту мысль: народ должен
знать свою историю. Упорно и настойчиво
он пропагандировал и организовывал исто-
рию фабрик и заводов, историю людей
сталинских пятилеток.

‚ В предисловии к книге «Люди Сталин-
‘прадского тракторного» Алексей Максимо-
вич писал;

«Очень трудно было представить, ито
муравьиная суета маленьких людей спо-
собна оковать пустыню железом, думалось,
что, пожалуй, нехватит железа, да и сил
тоже не хватит, Но, вот — хватило!» :

Когда советские люди подняли на свои
плечи титаническую задачу  восстановле-
ния разрушенных шахт, заводов и городов,
иные, вероятно, спрашивали себя: хватит
ли железа. хватит ли энергии. сил и уме-
	ния чтобы справиться с этой прандиозной.
	по масштабам работой. Партия, государство
вкладывают в дело восстановления огром-
ные материальные средства. Госплан пла-
нирует эти фонды. Но существует еще
	один фонд, который ни на каких весах не
	измеришь, фонд, который учитывается пар-
тией большевиков. Это — сила творчества
народа. .
	В четвертую годовщину Октябрьской ре-
	волюции, выступая перед рабо”ими Прохо-
ровской мануфактуры, Ленин говорил о не-
виданном чуде: голодная, полуразрущенная
страна победила своих врагов, могущест-
венные капиталистические страны. «Все, че-
го мы достигли, — сказал Владимир Ильич.
— показывает, что мы опираемся на самую
чудесную в мире силу — на силу рабочих и
крестьян». 2

Это сила творчества, та чудесная сила,
которая дает себя знать и в будничной жиз-
ни и на крутых поворотах истории,

9.
	Дверь кабинета секретаря райкома была
	приоткрыта. Я постучал и спросил, можно
ли войти. Два голоса ответили: «Можно», ‚

В кабинете секретаря было двое. Увле-
ченные своим разговором, они вначале не
обратили на меня никакого внимания. Оба
они были в гимнастерках, в сапогах. Один—
черноволосый, с хмурым лицом, другой—фу-
соволосый. Разговор шел о добыче угля, о
темпах проходки. Черноволосый, по всей
видимости хозяйственник, оперировал циф-
рами. Он называл тонны угля, метры про-
ходки. И сердито говорил:

— В срок трудно ‘уложиться. Очень
трудно:

На что русоволосый отвечал:

— Надо подумать. :

Русоволосый также называл цифры, так-
же употреблял такие слова, как «лес»,
«железо», «цемент». Но в его тоне что-то
отличало его от человека с хмурым лицом.
Чувствовалось, что он видит не только те
хозяйственные и технические проблемы, о
которых идет речь, но и людей, на плечи
которых выпадет эта работа.

В полдень мы вышли из райкома и сели
в машину управляющего трестом-—им ока-
залоя черноволосый. До шахты «Десятая-
бис» езды было минут пятнадцать. Но’ до-
брались мы туда только в сумерки. `

Вот как мы ехали.

Не успели от ехать несколько чшагов от
райкома, как русоволосый (первый секре-
тарь райкома) тронул водителя за плечо
и сказал: «СтоШ» Он открыл дверцу ма-
шины и потянул меня за собой, Строилея
новый магазин. По шатким доскам мы под-
нялись в охваченное лесами здание, окра-
шенное в оранжевый цвет; Цвет этот не
понравился секретарю райкома. Он ©мор-
щился, точно от зубной боли. Прораб, сто-
явший рядом, стал оправдываться: другой
краски нёт.

— Нужна голубая-—решительно сказал
секретарь райкома и посмотрел на управля-
ющего,

Управляющий сказал:

— А где я ее возьму, голубую краску...
	— Надо подумать, — мягко сказал сек-

peTapb.
Управляющий хмуро сказал  прорабу,
	чтобы тот зашел в трест «подумать», где
		Ph ER SAD REE PN AN А НЫ

Мы сели в машину, поехали, но шагов
	через пятнадцать секретарь файкома снова
тронул водителя за плечо: «Стоп!» И по-
вел нас К строящемуся хлебозаводу. \ Сте-
ны нового здания были выложены из ©еро-
го грубого известняка. Секретарю райкома
эти камни нравились, —он даже погладил
их рукой. Здесь все было в порядке, и мы
поехали дальше. Но через несколько шагов
на этой же улице он увидел еще одно зда-
ние в лесах и тронул водителя: «Стоп!»
Он так проворно выскакивал из машины,
что мы с трудом поспевали за ним,
Строился дом для детского сада. Нехва-

Ашот
		Против моего окна возводится новый дом.
Его строят ученики каменщика Ивана Ра-
манина. -

‚ Под окнами ласточки вьют гнезда,

Я читаю «Витязь ‘в тигровой куре» в
украинском переводе Миколы Бажана,

Я пью из источника Грузии!

Дочурка декламирует «У лукоморья дуб
зеленый, Златая цепь...»,

Да. Это — златая цепь, соединяющая нас
с русской культурой.., i

И по всему Киеву гремит изо всех радио-
рупоров:

Слово Стална мк нами,
Воля Стална мк‘ Нас...

Это «Песня о Сталине» Максима Рыль-
ского.

Песня шагает по полям Украины.

Слово Сталёна мак нами!

Теплое солнце улыбается зеленям;

И всходит наш труд на колхозных по-
лях. — житом, пшеницей!

Я иду туда. Меня там ждут. Я там нужен!

Всходиг наи труд сталью Кучерина;

Углем Лукачева.

Сплавом плотов по Днепру. :

Это — на Днепрострой. Уже пущена пер-
вая турбина, — в 90.000 киловатт, Их. бу-
дет десять таких турбин!

Я спешу туда. Меня там ждут. Я там ну-
жен! Идут вагоны, идут платформы, и на-
звания городов ‘мерцают, Kak созвездия
дружбы: «Ленинград», «Сталинск», «Моло-.
тов», «Коломна»...

Вся страна возрождает толубое солнце
Украины — Днепрогэс. Это -— Иван Вели-
кий, возвратившийея с фронта. Иван-воин,
Иван-строитель.

Я дописываю 60-ю главу своего романа
«200.000.000». Двести миллионов — это мы!
И я спрашиваю себя; что. такое счастье?

Счастье — это когда тебя ждут, это —
когда ты нужен родине своей!

Хорошо итти по Крещатику, когда цветет
посаженная после войны рябина — символ
дружбы двух великих братских народов, И
рука Ленина указывает нам путь...

Хороню стоять на Владимирской горке.
когда до самого горизонта разлился весен-
ний Днепр и ты еще и еще раз убеждаешь-
ся, — как прав Гоголь. :

Хорошю в Первомайском саду, когда ты
видишь, как пятилетний бутуз составляет
из цветных кубиков первое свое слово:
«Мы — не рабы...» ‘

Хорошо, копда на всех языках думаем об
одном — о славе и счастье родины.

Пушкин и Горыкий обогатили все брат-
ские литературы.

Без Шевченко и Руставели я не мыслю
великой русской литературы.

Поэзия Павла Тычины — это удача и
русской и всей братской поэзии.

Счастье — это родина, строящая комму-
низм.

Счастье — это дружба народов родины.
	песен «О Ленине и Сталине».
Худ. С. Телингатор, Летгиз.
		Наш лень начинают не «трет! пивн», не
кукушечье кукованье, — нашодень начи-
нают куранты под звездами башен Кремля.

Солнечный зайчик стучится в окно.

— Здравствуй, утро отчизны!

За Полярным кругом мой сверстник на-
деваег лыжи, а в Киеве на улице Ленина
уже зеленеют каштаны...

Первый сеятель вышел в Калининской
области.

; Первые тонны угля выдает «на гора» мой
земляк — углекоп Николай. Лукачев,

‚ Первый урок начинается в школе.
	Первый ток идет из Днепрогэса — TO-
ny6oe comme Украины! Труд поднимает
зеловека. Труд поднимает мою родину.
	И когда за карпатские горы опустится
солнце устало — встречает его на Востоке
Советского Флота моряк... Над сталинской
землей никогда не заходит солнце!
	Я горжусь своей родиной!

Родина =— это солнце, которое светит
всегда!
‚ Сегодня — Первое мая.
‚ Я распахиваю настежь окна.
	Как красиво: красные флаги на домах и
зеленые кроны каитанов на улице Ленина!
		Туркменский sonoma Курбан Дурды ‘за-
шишал землю моих отцов. В бою осколком
снаряда ему оторвало руку.

— Правая?

Левой рукой поднял ее, как знамя, и по-

‘шел в бой. Мы отстояли свой край.

Схоронила Украина руку туркмена-героя,
как право на дружбу, что Кровью своей мы
в боях освятили. Легендой стал Герой Со-
ветского Союза Курбан Дурды в моем на-
роде. Украина стала второй родиной героя.
О нем слагаются песни. Украинская поэтес-
са Агата Турчинская написала о нем поэму.
	На Калининском фронте дрался сын
украинского народа артиллерист Иван Ве-
ликий. Вместе с другими в ночь под новый
1943 год он возвратил родине древнерус-
ский город Великие Луки. Я пишу о нем
роман; Е
‚ В это майское утро трулящиеся Киева
возложат венки из живых цветов на могилу
освободителя столицы Советской Украиныы—
достойного сына великого русского наро-
да — генерала Ватутина. О нем сложил
песни Андрей Малышко. О нем написал
пьесу украинский поэт Любомир Дмитерко.

Это дружба, скренленная кровью. Друж-
а 200 миллионов советских патриотов. И
никто и никогда не расторгнет ее!
	В этом — ната сила.
	}

в “зщ RCN GN Ba aL

Пусть знают об этом безумиы.

помы-
	Пусть знают об этом безумцы,
лаютцие о новых войнах.
	Фрагмент обложки книги стихов и
	Инженер Жуков, Александр Илларионо-
вич, начальник блюминга в Макеевке. на-
значил мне встречу в семь утра. .

— Это самое лучшее время‘для хорошей
беседы, — сказал он. — Никто нам не бу-
дет. мешать.

Это была моя третья встреча с инжене-
ром. Жуковым,

Первый раз я познакомился с ним осенью
1945 года здесь же, в Донбассе, на строи-
тельной площадке будущего блюминга.
Пока речь шла о проекте восстанавливае-
мого блюминга, он, был в бодром настрое-
нии. Но как только от вопросов будущего
‘мы пережли к настоящему, то-есть к тому,
что было в то время на строительной пло-
лцадке, он с горечью сказал:

— Разве это жизнь... Проекты. проекты,
проекты...

Он не мог терпеливо ждать, пока проект
‘по созданию блюминга в один миллион
шестьсот тысяч тонн стали проката в год
будет осуществлен. Ему хотелось — ско-
‘рее, скорее! — чтобы ожил блюминг,

В 1943 году, осенью, инженер Жуков,
вместе ю женой и дочкой выехал в завод:
ском вагоне на Восток и добрался до Kya-
нецка..

В тот же день Жуков пошел осматри-
вать завод. Прежде всего он направился к
блюмингу. Еще издали он увидел трубы
нагревательных колодцев = десять труб.
`И тут же отметил: в. Макеевке — восемь
труб. Он начал. свой осмотр блюминга с
подготовительного отделения. Он увидел, ©
какой быстротой мощный кран подхваты-
вает девятитонные стальные горячие слит-
ки. За двадцать минут кран заканчивал
‚ всю операцию. А в Макеевке на это уходи:
ло до полутора часов. Он на-глаз опреде-
‘лил температуру девятитонных слитков. —

благодаря быстрой работе крана они <о-
храняли температуру в ‘тысячу градусов.
А в Макеевке из-за непроизводительной
работы крана. температура слитков снижа-
лась до 550 градусов.

С этого Жуков, по существу, начал еще
В ДНИ войны свою работу по модернизации
макеевского блюминга, который ему же
придется восстанавливать после изгнания
немцев из Донбасса.

Осенью сорок третьего года Донбасс
был освобожден от немцев. И Жуков. ра-
ботавший в Сталинске начальником блю-
минга, потребовал, чтобы его отправили
домой — восстанавливать родной блюминг.

Он повез с собою чертежи, по которым
предстояло модернизировать макеевский
блюминг. Но строительство шло медлен-
ными темпами. Когда я встретил Жукова
второй раз весной сорок местого года. он
He мог спокойно об этом говорить.

— Разве это жизнь, — сказал он © оби-
\дой, — разве это темпы...

На этот раз; зимой 1947 года, я полагал,
что увижу Жукова в хорошем настроении,
Наконец-то пустили блюминг. Эло же
крупнейшее событие в жизни южной ме-
таллургии Жуков был все в той же своей
старенькой кожаной куртке и грубых крен-
ких сапогах. Побеседовать по душам нам,
к сожалениго, не удалось. Начиналась опе-
ративка — тот час, когда главный инже-
Hep завода Тищенко по селектору разгова-
ривал с начальниками цехов. Весь огром-
ный фронт завода, раскинувшегося на 150
гектарах, в этот час как бы стягивался в
один узел.

Жуков держал телефонную трубку се-
лекторного аппарата и ждал. когда до него
дойдет очередь докладывать.

— Как вы живете? — спросил a Ky-
	вова.

Он только Махнул рукой И вдруг я ус-
лышал знакомое:

— Разве это жизнь, = сказал он cep-
AMTO, — транспорт режет. нас, дорогой
товарищ, вот так режет...

Резким движением он провел по горлу.

-- Что вам пишут из Сталинска?

— Чудная у них там жизнь. Курорт,

— Завидуете?

Жуков улыбнулся. Он прикрыл ладонью
чашечку телефонной трубки и шопотом,
чтобы, не дай бог, Тищенко не услыхал его,
сказал:

— Так это разве жизнь?.. Все у них там
налажено, все идег по-старому. Ровненько,
спокойненько... А тут, дорогой товарищ,

Пастух играет на рожке
	«Священную войву».
		Весна этого года -— весна развернутого
	социалистического наступления в деревне.
В марте мы услышали голоса передовых
людей колхозной деревни — они прозву-
чали в письмах к товарищу Сталину. В
письме украинских колхозников я прочел
имя бригадира тракторной бригады Старо-
Бешевской МТС Прасковьи Никитичны Ан-
гелиной, которая в прошлом году в усло-
виях засухи добилась высокого урожая в
девятнадцать центнеров с гектара.
	Читая новые обязательства, я вспомнил
одну встречу с Пашей Ангелиной летом
прошлого года’ в Старо-Бешеве,
`_ Я помнил её совсем молодой — черново-
лосая, с головой“ по-мальчишески стрижен-
ной. она в тридцать пятом году с кремлев-
ской трибуны рассказывала о делах и днях
своей бригады. И тогда же товарищ
Сталин, слушавший ее выступление, ска-
зал:

— Кадры, Паша, кадры!

Этими словами товариш Сталин дал по-
нять ей, что как бы хорошо советский че-
ловек ни работал. он должен помнить о

TOM, что нужно воспитывать кадры, нужно
`’ тянуть за собою массу.
  ..Я увидел Пашу Ангелину в поле. Она
была в защитном комбинезоне. руки ее вы-
‘мазаны в машинном масле. Рукавом стирая
с лица пот, она © чем-то беседовала с по-
’леводом и двумя трактористами, Я сразу
узнал ее — та же по-мальчишески стри-
окенная голова. В движениях ее, в манере
говорить живет чувство молодости, кото-
`рое у таких людей не ржавеет.
	Мне рассказывали ее друзья по бригаде,
что когда немцы подошли к Старо-Бешеву,
Паша Ангелина подняла весь евой трак-
торный отряд на ноги. целый рол Ангели-
ных — свыше тридцати человек—и повела
их вместе с машинами, вместе с бочками с
горючим, вместе с мешками семян высоко-
сортной пшеницы далеко на восток. Она
шла впереди тракторного отряда. одетая
рабочий комбинезон. По дороге ангелинцы
помогали вытягивать застрявшие на размы-
тых дорогах орудия. В Белой Колытве они
погрузились на открытые платформы и по-
ехали в Западный Казахстан. Там, в глухой
глубинке, весной 1942 года они начали
борьбу за военный урожай,

Вернулась Ангелина в Донбасс после ос-
вобождения. Земля вохруг Старо-Бешева
была изрыта траншеями. Памятуя сталин-
ские слова: «Кадры, Паша, кадры, она
снова, как в былые годы, сплотила вокруг
себя. людей, стала вожаком масс, вклады:
вая весь свой опыт, все свое умение трак-
ториста и государственного деятеля в борь-
бу за под’ем сельского хозяйства.
	Я смотрел на смуглое, опаленное солн-
цем лицо Паши Ангелиной и вспоминал,
что тогда же, в тридцать пятом году. вме-
сте с ней на кремлевскую трибуну поднял-
ся молодой апроном Николай Шицин. Он
раскрыл жестяную коробку, которую дер-
жал в руках. В ней он берег драгоценные
зерна выращенного им гибридного злака. И
тогда же Сталин сказал молодому агроно-
му ободряющие слова, в которых выражен
творческий лозунг нашей эпохи:

— Смелее экспериментируйте. — мы вас
поддержим... - oo.
	Для того, чтобы че плестись в хвосте
событий, в обозе жизни, советский  писа-
тель должен выдвинуть свой творческий
НП (наблюдательный пункт) на передний
Край великого наступления.
	23 лет тому назад в статье «О характере
наших газет» Ленин выдвинул перед лите-
раторами требование, которое по сей день
сохраняет свою злободневность. «Поближе
к жизни— писал Владимир Ильич. — По-
больше внимания к тому, как рабочая и
крестьянская масса на деле строит новое в
своей будничной работе».

Новое строится в борьбе со старым. И то
новое и сильное, что возникает сейчас в
нашей стране в эпоху нынешней послевоен-
ной пятилетки, трудно будет. понять и ох-
ватить, если не видеть истоков нашей силы.

В недавно вышедшем четвертом томе со.
брания сочинений И. В. Сталина опублико-
ван сталинский доклад о первых трех го-
дах пролетарской диктатуры. Подводя ито:
ги пройденному и завоеванному, товарищ
Сталин говорил: «..Нам приходилось
строить под огнем. Представьте себе камен-
щика, который, строя одной рукой, другой
рукой защищает тот дом, который он
строит». Двадцать семь лет прошло с того
дня, когда великий Сталин сказал эти слова.
За эти годы, годы мира и войны. наша стра-
на, преображенная пятилетками, прошла pH
гантский путь. Пройдя через горнило вели-
цайших испытаний, советские люди совер-
шают новый творческий бросок вперед; С
лесов строящегося дома, с лесов после-
военной пятилетки они смело смотрят в свой
		завтрашний день,
			ПОЭЗИЯ БРАТСТВА
	Когда наш «варпет», мастер Аветик Иса-
акян говорит о Лермонтове, он обычно вос-
клицает:

— Я люблю этого поэта, высокого, как
Казбек, и глубокого, как Дарьял. В’ нем
и в Пушкине я вижу содружество клас-
сической поэзии России и Армении. Это ко-
дружество существовало издавна, но лишь
теперь оно’приняло формы тесной братской
связи творчества обоих наролов. Я почему-
то чаще всего вспоминаю об этом именно
весной, когда журавли летят через горы
Алагёза — в сторону России, на чернозем
Украины.

Всем нам близко и понятно определение
массовости, как одного из важнейших эс-
тетических критериев художественного про-
изведения. В многонаниональном советском
государстве, где все лучшее из творчества
одного народа переносится на почву друго-
го народа, это определение имеет особен-
но большой и глубокий смысл: существова-
ние одного и того же произведения на раз-
ных языках — строгая проверка его массо-
вости, а следовательно, идейной и художе-
ственной значимости. В наши дни стало
обычным, когда один советский народ лю-
бит, понимает и гордится литературой дру-
гого.

Произведения Шевченко переведены вы-
дающимся поэтом Армении Гегамом Сарь-
яном на армянский язык. И пусть природа
украинского языка другая, но в задушевно-
глубокой музыке великого украинокого по-
эта многое родетвенно и созвучно нашим
песням.

С таким же отущением украинцы читают
Ов. Туманяна в переводе Павло Тычины. Я
	сам не раз, очарованный блестящими этими‘
	переводами, совершенно забывал, что чй-
таю уже не по-армянски, а по-украински, и
без конца упивался музыкой Туманяна, глу-
биной его стихотворных сказок для детей,
прозрачно-акварельной лирикой.
	Многие поэты Армении в годы воины,
слушая на привале песни украинских парти-
зан и солдат, сами создали песни, посвящен-
ные украинской земле, ее стойким борцам
за свободу братских народов, за действен-
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
9 — № 18
	ный гуманизм наших идей, И мы запомнили
трогательные украинские песни Ов. Шираза
и Гургена Боряна.

Этим далеко не исчерпывается братская
связь армянской литературы с другими со-
ветскими литературами. Минувшей осенью
в Ереване гостила делегация литовских пи-
сателей во главе с ‚, Петрасом Цвиркой,
Классик литовской литературы Антанас
Венуолис читал нам свои «Кавказские сказ-
ки», начало которым было положено в сы-
рой камере Метехского замка, где он позна:
комился с революционными деятелями Кав-
каза и Закавказья.

В те дни мы перевели лучшие образцы
литовской „поэзии — чулесные лирические
стихи Антанаса Венцловы, Саломеи Нерис,
Людаса Гиры, К. Корсакаса и других сов-
ременных литовских поэтов. Венцлова пи-
сал нам, что он еб’ездил многие страны Ев-
ропы и теперь, после чтения в русском пере-
воде произведений армянских поэтов, ему
недостает братского. творческого общения с
писателями горной Армении.

Произведения литовцев переведены на
казахский и киргизский языки. В Киргизии
их переводили поэты Аалы Токомбаев, Ку-
Занычбек Маликов, Алыкул Осмонов.

Трудно отметить маршруты и пределы со-
дружества поэзии многих народов. Скоро,
судя по письму, которое ‘мы получили из
Литвы, выходит в свет роман Степана 30-
ряна «История одной жизни», переведенный
на литовский язык. В Армении печатается
	роман «Молодая гвардия» А. Фадеева в пё-.
	реводе Мкртыча Армена, Перечень можно
было бы значительно расширить, но и так
ясно, что теснейшая связь между братскими
литературами означает не просто ознаком-
ление, но прежде всего взаимное проникно-
вение идей нашей сталинской эпохи, стиля,
а зачастую — размеров, строфики и т. д.

Сегодня день Первого мая—общего празд-
ника народов СССР; а значит, и их литера-
тур. Вдино советское государство, едина со-
циалистическая литература при всем ярком
разнообразии национальных форм и тради-
ций. В светлый день праздника особенно
радостно сознавать неизменное углубление
этого единства,

С Первым мая, товарищи, < торжеством
непреходящей, нескончаемой весны нашего
общего литературного творчества!
	Лишь солнышко край тучи
Лучом озолотит,

Лишь жаворонок певучий
Ракетою вверх взлетит, —
	Танками из засады
Ринутся трактора.
Хлынут в поля бригады,
Грянет в полях ура!
	Нынче колхозным людям,
Вспомни мои слова!

В день урожая будет
Салютовать Москва.
		Гудок фабричный вдалеке
Прорезал тишину.
	И звук той песни в ранний час,
Что нас водила в бой,

Зовет, как родины приказ,

На подвиг трудовой,
	Ярославль.