литературная газета
те
	В. Г. Сенченцо
АР
	РЕ ТОВ, СТАЛИНА И ЗАДАЧИ:
	АР ИНСКОЙ CORETCKON
ЛИТЕРАТУРЫ
	‘тывающий такие имена, каж
ублаини, ‚Забила, Иваненко и дру-
}. т a
Наша критика — наиболбе отлета:
	! Недавно закончившийся в Киеве
° ееукраянский пленум советских пи-
qarexel войдет в историю -нашей xy.
~ зературы как пленум творческой ра-

насчит
Трубла
гие.

wm won oe Bf
	м Е SM
та РЕ _
a“ м

дости, ото ющий участов. Прежнее деление на
‚ = пленум, нз котором быт критиков и писателей так нз па
овен ПОЙТеНАНЯ Neve ao wen, of) исате
	eee se М BaCar Cadel, BGR BS два
ровожен пройденный путь и наме- противоположных лагеря, должно

г „быть решительно уничтожено. Каз
чены ясные и широкие перспективы а
кз будущее. Значение этого пленума Rn писатель, каЖЛЫЙ критик чут-
	аа: СП. ПС

уалеко Выходит за прелелы обычных № И бережно обязаны относйться к

а ВР ма
	newer oreo ЧОВЫМ произвелениям, к авто
pica y 408 потому, что Центральный помогать товарищеских. Е BY,

seme WANTORM бен о
	ON TES: ee КВА ума
youaTer натей партии, секретари её занияи. поддержкой, не допуская ore

—5. В. `Коснор и П. Il. Doersnmes— лобельных методов критиеи -
	вВыстуоили на нем со своими незабы- = Оридавая огромное значение работе
Вежыми речами, являющимися про- 6 мололыми, Всеукраинское правле-

- . ние ‚ По инициативе П. П. По-
граммой развития нашей литературы стышева, ебздает сейчас новый ‘епе-
8 иногие годы веред. Эти речи. как пиаленые зоо see Tue
	о Роли» MGR ЦИальный журнал, редактором кото-
a. PAL организационных мер ЦЕ нз- Рого назначен т. Тычина. а замести-
	уануне пленума, как-и прием и бесе- On его — т. Увенко.
зы секретарей ЦЕ с партийными п been алин в своей речи говорил о

артийных большевиках. Они есть

беспартийными писателями, составля- У нас, эти’ беспартийные большеви-
т звенья едином цепи мероприятий, ки, Разве He является им автор
направленных к всестороннему разви. «Нартия вбле» П. Г. Тычина?! Этих
чню` творчества наших писателей. к о о
репительному и  безоговорочному. ейя- литературным В : f
THO преград, тормозивиих этот про- Вторую часть своего выступления
weet.” “7. Censenno посвящает рёчи П. п.
Наша партия, ее Великий вождь Постышеза на всеукраинском плену
тезарищ Сталин всегда придавали go- ме. В этой незабываемой, глубоко
‘росам развития литературы огром- волнующей речи Павел Петрович, —
#06 значение, окружая писателей вни- говорит т. Сенченко, — дал блбетя-
мавием и любовью. Последняя. речь щий ленинско-сталинокий анализ пу-
товарища, Сталина. 4, мая, эта эпо- _тей развития украинской советской
хальная речь, живущая в сердце ка- литературы, дал развернутый анализ
ждого трудящегося нашей 170-мил- свойств души нового чеювека и ука-
знонной родины, возлагает на наших зал, кем должны быть «инженеры
литераторов особые; ответственные за- человеческих душ». .
	Дачи,
Сталин сказал» «кадры решают
‚308», Сталин говорил о бережном эт-
< вошенаи к человеку. Что это значит
для нае, советеких писателей?

Это значит, что мы должны пере-
смотреть свое отношение друг к дру-
ту, мы должны почувствовать себя

‚ Ценнейшим капиталом и созлавать ве-
чикие произведения, достойные на-
шей великой страны. При всех огром-
ных достижениях советской литерату-
DH мы способны и обязаны дать го-
раздо больше и лучше, чем это было
до ax пор, ибо для этого у нае есть
806 предносылви и нет никаких пре-
mat.

Отсутствие бережного отношения к

‚человеку и творцу в писательской
фе дает себя чувствовать острее,
‚чем где бы то ни было.
` Вот У вас в Харькове есть поэт

Владимир Сосюра. Многочисленные

„ифирамбы, в избытке воспевавшие

Зе творчество его за последние годы
мочинено было не нашим интере-
(al, a интересам националистов. Оно
9720 и враждебно нам. Но Сосюра
ст из путь преодоления своих бель-
их ошибок и заблуждений. Мы дол-
алЫ ему в этом помочь. А вместо по-
жощя мы уж как-то привыкли ечя-
тать Сосюру полностью «амортизиро-

ит ислортили этого крупного поэта. ^

Свой анализ развития украинской
литературы П. П. Постышев. подраз-
деляет на три этапа: пёрвый eran,
примерно, совпадает с воестановитель-
Еым периодом, когда контрреволюпи-
онеры-националисты, засевшие в ли-
тературе, ведут политику на отрыв
от Москвы; второй этап, совпадаю-
щий с реконструктивным периодом,
когда контрреволюционные силы, ма-
скируясь, центр борьбы переносят в
плоскость создания образов, всячески
извращая в своих произвелениях по-
люжительных героев нашего време-
ни, и, наоборот, восхваляет героев от-
рицательных, причем делают это
очень тонко; и, наконец, третий пе-
риод, период развернутого социали-
стического наступления, когда враг,
по меткому выражению Павла Петро-
ии перешел от борьбы образами в
‘борьбе с обрезами, встал на путь тер-
рора. Ликвидация этого контрревблю-
ционного: охвостья, этих Кулишей,
Эников-и других, полностью -признав-
шихся в своих гнусных  нреступле-
ниях и ставших на путь террора из-
за отсутетвия малейшей ‘массовой ба-
зы, веем известна. Но разоблаченные-
националисты успели завладеть умд-

`ми некоторой части советских писате-

лей, и сейчас партия протягивает ру-

‚КУ помощи тем из них, кто хочет че-

отно освободиться от ошибок и за0-

ааа с Зе TARA
	Е Е ВАКа. Ne eee СИ

вазшимся». Сосюра должен искренне 1У
Понять, что только идя по шти 6

ждений прошлого.
Говоря © душе нового человека,

р а =n en
	eM MEE  ЗАУ Ух А 2х 292

партией, решительно. пересмотрев свой. П. Ц. Постышев подчеркнул три т8-

бань ой, аа ся а собака вы —
	ких, характерных для нового челове-
ха, признака: творческая активность,
причем активность не`единиц, не из-
бранных, а Миллионов; чуветво чело-
веческого достоинства; любовь к 60-
пиалистичеекой родине. Эти черты
особенно иаглядно проявляются пои
сопоставлении с человеком прошлого.

Нажонеп, в последнем разделе своей
речи т. Постышев, конкретизируя,
кем должен быть «инженер челове-
ческих душ», указывает; что. еовет-
ский художник обязан быть BEICOEO-
илейным, принципиальным, вооружен-
ным побледними достижениями чело-
веческой мысли, науки и техники.
Только с вышки этой большой и все-
сторонней вооруженноети советский
писатель может рассматривать все
процессы. Наш художник должен быть
искренен, писать ‘социалистическую
	правду, знать нашу социалистическую
действительность. Раньше, чем кто-
ибо лрутой, советёкий писатель 0бя-
	‘зан пресхолеть пережитки капитализ-
	ма в своем сознании, а они, эти пере-
житки, (еще есть. Напишет, напри-
мер, писатель какое-либо хорошее
произведение, & оно в недавнем прот-
лом, вместо общей радости, вызывало
зависть Это совершенно недопуети-
	мо. > 2 7
Последний разлел’ своето  коклала
А. Г. Сенченко посвящает задачам
украинской советской литературы к
20-летию Октябрьской революция.
Писатели в своих  произвелениях
должны ярко, красочно, захватываю-
ще показать напгу партию, ее вождей,
руководителей, ударников. шахт, 3а-
водьв, колхозных полей, показать во-
вого человека, рожденного революци-
ей. Чтобы художественно и правдиво
отобтазить коммуниста, человека не-
	превлонной воли и мужества, нужно.
	писать его с, яркого образца.

Наша, литература должна дать боль-
шие полотна © живых людях, изобра-
жлемых оплоть и рядом в’ произведе-
west ^ схематически,  тШтамповазно.
Нужно показать радость, зюбовь, но-
вые человеческие отношения, процес-
сн их роста и формирования. Писз-
тели — партийные и беспартийные
— должны итти единым фронтом к
достижению ‘вершин великой“ больше
‘зистекой лилературы. Она выросла,
окрепла, наша советская литература,
самая илейчая из всех литератур ми-
pa. H pew уоварища Сталина и вы-
ступления тт. Косиора и Постышева
вливают в Нее новые силы для новых
прекрасных произведений, поющих

о. Pasa =
	славу нашей прекрасной эшохе (шум-_
ee) annogucwertl).«
	ошибочный прошлый творческий путь; .
тромя напионалистическое . охвостье,
зобпевая героику наших дней, ее ве--
Чикие дела и великих людей, только
тогда этот поэт еможет дать еще пое-
красные произведения. В противном
случае он ках поэт окончательно по-
гибнет,
Сталин всвоей речи говорил о лю-
Jax, овладевших” техникой. В лите-
‘фатуре это значит, что мы должны
создать, максимально. благоприятные
Условия для наших выдающихся, ис-
`пытанных художников, творчество ко-
‘терых далеко выходит за пределы Уз-.
анны. А такие у нае. уже веть и не
8 малом количестве. Это’ — Тычина,
Ланч, Микитенко, Корнейчую, Фефер, -
Головко, Кириленко, Первомайский,
Жотыленко, №зитко, Ушаков, Кочер-
ra, Ражан, Смолич. Иван Ле. Основ-
Вой капитал должен находиться в
	ых теловиях, никакой уравни-.
	TUBER мы здесь допустить не може»,
Я это обязана понять наша литера-
Турная молодежь.

Сталин товорил © кадрах, говорил
® том, что выращивать их нужно так,
хав садовник выращивает  06л00-
ванное плодовое дерево: Это означает
71a аб необходимость окружить тща-
Зечъных вниманием натгу молодежь,
@оззавзя ей ве условия для роста»
УЧебы и квазификация. У нас № сях
Top существовало два полярных ме-
Тода: или молодого писателя сзхваля-
BUM 20 бесчувствия, или за одно ка-
Х0-хибо неудавшееся произведение
‘тавили над ним как над художником
Хрест, И то и другое приводило в ©д-
Ношу — к творческой гиябеля пиеате-
1я, В дальнейшем мы этого дотустять
He можем. Мы обязаны проявлять
Захенити чуткости Е молодым даро-
заапам и действительно любовно вы-
Фащивать их.

Вчера ин слушали выставка
Жлодых способных харьвовских п0-
этов —Выргана, Крыжанивекого, Му-
Ратова, Нагнибеду, Хану lesan, Ma-
енко, Каляника, Пригару я других,
Фоторые выступали се своими послед-
ИМИ произведениями, Эти выступле-
ня свидетельствуют 0 их значи-
ТеьНом росте. Значительно вырое и
	Харьковский отряд детских писателей,
	nt

(Речь председателя всеукраинского
ЗФавления СОПУ А. Г. Сенченко на
Арьковеком областном пленуме 59-

Г)

ЭТ о

против самого принципа этого учеба

него заведения. Люди, поставленные

Е. Трощенко
Е. BO главе этого дела, мечтают о ето

Кто знает наших «молодых», Кто расширении. Предполагается © буду-
сталкивался с ними поближе, тот зна- щего года третий куро перевести на
ет, что в большинстве своем это лю- дневные занятия. и обеспечить уча»
ди способные, весприимчивые, обла- шихся стипендией. Об этом идет сей»
дающие живым умом и хорошей па- час разговор в Союзе писателей и в
матью: Но всех их беа исключения Наркомпросе. Предполагается увели
отличает удивительная веразвитость чить и число учащихся-—© осени бу-
— в общая и политическая. отеутст» дут полные три куреа и в дальней»
вие какой бы то ни было интеллек- шем — четвертый. В недалеком бу-
туальной культуры и навыков к си- дущем это должен быть заправекий
стематическому умственному труду” вуз с ежедневными занятиями (сей-
Все они очень долго — и в 22 года час занимаются череа день), со сти-
И В 25 лет — сохраняют в себе нечто пендией, с твердой программой и тве-1
подростковое, Никто из них. И В 22 рдым штатом преподавателей. Каза-
года и в 25 лет не является полно лось\бы, это именне то, что нужно,
ценным работником в области. кото  и лучитего желать не приходится. Мне
рую он себе избрал. Ни один. из НИХ же кажется, что всего этого делать не
ни в одной области не обладает проч4- следует, ибо неверна самая ‘установ-
ными знаниями, и в области ли ка этого учебного. заведения, я рао-
тературной все они обладают знаки ширать ет - это значит увеличи»
ями поверхностными.   . вать ошибку: $:

Мне приходилось говорить с неко- Дело в том, что ВРЛУ — это Вуз
торыми из молодых на эту тему. «Что «творческий». Тула принимаются лю-
вы думаете делать дальше, как вы ди, «творчески» себя  проявившие,
намечаете свою жизнь дальше?» — начинающие и «молодые». В канце-
спрашиваю у одного. — «В этом ге лярии университета хранится специ-
ду я решил жениться, Комната у ме- альный список, творческого актива
ня есть, зарабатываю я прилично»— вуза, примерне человек в 60: При по-
сообщил он мне конфиденциально.— ступлении надо представить, кроме
«Как вы смотрите на то, чтобы пойти обычных справок, справку о творчез
учиться на несколько лет в RAKOR-HH- отве— какие, мол, и где печатал про-
будь серьезный вуз?» — спрашиваю изведения. Учащихся числится. од-
у другого, — «Учиться пойти, — го- нако, не меньше 200, Я спросила у
ворит, — дело не плохое, не знаю, одного из стулентов — как же это,
только, как это совместить © творче- неужели все эти 200 пишут? Нет,
ством»: . Е говорит, в том-то и дело, что не все,

И где-то в глубине души уже есть многие писали раньше, теперь не пи-
обида, недовольство, претензии, Дол- ‘шут, и прелполатается якобы «отсев»
матовското, мол, печатают повеюду и’— будут отчислять ‘тех, кто 38 время
сколько угодно, у Долматовского уже ‘учебы не.проявил себя творчески.
есть «имя». Заявление © ТОМ, Ч70 У ^ Программа’ и все ебучение построе-
Долматовского есть «ИМя», может, к0- цо также с упором на творчество. В
нечно, вызвать улыбку, #0, B COMA программу входят так называемые
лению, оно имеет ‘некоторые обнова- творческие семинары. Студенты [а2-
ния. Молодые — это есобый миро, биты па 16 творческих групп; в каж»
это как бы маленькая, Вторая, HE pox — особый преподаватель, обуча-
тлавизя поэвия, существующая наря- ющий творчеству. Обучение творче-
AY © главной, взрослой», и тут есть сту занимает примерно одну пятую
свои счеты, свой оценки. Да, GT всето учебного времени. . Остальные
ADAH, HMCDUINC CAMA) HE CAME TO C€- часы посвящены, главным образом,
бе, не по качеству своих вещей, а по специальным дисциплинам — исто-
представительству от , TO руин п теорни литературы. Из общих
сравнению с другими молодыми. дисциплин — только диамат и но-

Такое имя есть уже у Шевцова.  литэкономия, и ни на первой, ни на

Шевцов и Долматовский очень мо- втором курсе нет истории — ни но-
лоды. Шевцову` не более 20; лет, Дол» вой, ни древней, ни русской, ни 8а-
матовскому — 20. Шевцов несомненне падной. Но аато есть такая дисцип»
способный в поэзии человек, не без лина, как «художественное чтение»,
способностей и Долматовский. Одна- и факультативно ведутся курсы исто
ко ни тот, ни другой не могут еще рии критики, истории сатиры ит. п.
называться поэтами. И оба они уже Несколько лет назад, когда был
на ложном пути, 00% они растут не- ‘расформирован оэтнологический фа-
правильно. Они состоят студентами культет первого МГУ и из имевше-
Вечернего литературного университе- тося при нем литературного отделе-
та (о самом этом университете, 6 си- ния создан литфак, появился на свет
стеме литературного обучения у наб и пресловутый творческий цикл, ко-
я скажу ниже 0060). Официально торый существовал затем и в РИИН,
считается, что они учатся. В дейст- также впоследствии расформирован»
вительности же они не учатся, или ном. Я знаю людей, обучавшихся, как
учатся плохо, поверхностно, кое-как. «творцы», и в РИИН и на литфаке,
У них нег такого сознания, Что’Люди эти мало что знают, и после
Ученье > это тлавное сейчас В Их нескольких лет учебы не вышло из
жизни. них ни научных литературных ра-

Я просидела как-то около часу в
трупие Вечернего ‘литеёратурноге уни-
верситета, состоящей нз-так называ-

ботников, ни настоящих писателей,
- Из всего, что сказано выше, ясно,
что молодежь, интересующаяся лите-
	‚ емого творческого актива молодой по- ратурой и пробующая свой силы B
	эзии. Долматовский, Сидоров, Шев-
цов, Абросимов, Алитер, Подлелков—
вот состав грунпы. Шли проверочные,

повторительные занятия но диамату..

Обнаружилось, что никто.из них ни-
чеге не читал, никто не подготовил-
ся, что читанное в году не усвоено,
забыто или вовсе не было читано. Я
спрашивала потом, как учатся другие
труппы, и оказалось, что группа мо-
лодых HOSTOB, творческий актив,

учится хуже всех. И если спросить

того же Долматовского или Шевцова,
что он делает целый день, как он жи-
вет, какие BHHIH 33 последние годы
он проштудировал, на какие книги
он составил конспекты, знает ли он
что-нибудь из истории — русской

литературе, должна получить шире-
кое, серьезное образование, ясно, что
нужен литературный вуз, но не твор.
ческий, никак не творческий. Нужен
вуз или факультет на базе Москов-
ского государственного университета
с широкой программой, с такой по-
становкой дела, когда окончивший
получал бы не узкую, но епределен-
ную квалификавию независимо от его
творчества. И если выяснится, что
юноша, нанисавший сегодня пять
стихотворений или даже выпустив-
ший книгу стихов, действительно по-
эт (& это может выясниться лишь со
временем), то ничто не помешает ему
по окончании вуза сделать поэтиче-
скую работу своей профессией. Так
	называемая творческая работа — это
дело общественности, это. дело лит-
кружков, клубов, редакций журналов
	или всеобщей, из иотории революци-.
онного движения, — ничего нутного
в ответ он вам не скажет. Они. Be .
	дите ли, поэты. «Творчество» у НИХ -и такого специального журнала, как
	«Литературная. учеба». :

Чем же должен быть уже сущест-
вующий ныне Вечерний габочий ли-
тературный университет, нужен ли
он в таком виде, в каком” он суще-
ствует сегодня? Мне кажется, что ето
нужно перестроить. Его нужно пре-
вратить в вечерние рабочие курсы,
сконцентрировав в нем работу по з8-
очному литературному образованию.
Надо поставить циклы лекций для
молодежи, интересующейся литера-
тугой, без отрыва от производства и
без отоева тех, кто не проявил себя
	творчески,
`Но как быть се теми. хто exponent
	уже еббя творчески»: Как быть с мо-
	лодыми, © теми, кто фигурирует уже
в литературе, чья жизнь уже сложи-
лась как жизнь литераторов? Оче-
видно, что пе отношению к ним на-
до что-то предпринять уже сейчас. Я
предязтаю следующее. Во-первых,
надо пересмотреть сейчас весь состав,
весь список молодых и’ предложить
вернуться на габоту тем, кто болта-
	‚ется сейчас без

дела, обеспечив им
	помощь в подготовке в вуз. Бо-вто-
рых, надо отобрать из наиболее спо-
собных чёловек 10—15, спросить у
`вих, хотят ли они учитьея серьезно,
‘и ноблать их на литературное. отде-
ление в Московский государственный
университет“ уже этой ‘осенью. В 34-
висимости от нуждаемости и семей-
ното положения надо обеснечить не-
которых повышенной стипендией` за
счет Союза писателей или из средств
литфонда. В течение ближайших 3-4
лет спралниваль с них не творчество,
& учебу. Если они будут учиться пло-
хо, покажут себя как люди неради-
вые и распущенные — помощи от
Союза писателей лишить и от вся-
ких забот о них отказаться.

Мы должны помнить, что требова-
цяе, читателя в отношении идейного

держания и художественного ‘каче-
ства литературы растут с каждым го-
дем. Советский поэт, который высту-
пит с книгой стихов примерно в 1940
году, должен будет соответствовать
этим новым, более высоким требова-
ниям. Широкий политический TO-
зор, всестороннее образование, отлич-
‘ное знание истории, знание языков—
новых и древних, — так представляю
Я 06бе культурный облик ` советского
поэта 40-х годов. И совсем не обяза-
тельно, чтобы этому поэту было 40
или 50 лет. Ему 25 или 30, т. в. сё-
тодня ему 20. или 25. Пять лет у не-
то еще впереди. Пять лет =- это
ючень. большой срок, за паять лет мо-
жно сделать очень много. Но. при од-
ном условии: если трудиться упорно,
отраничив себя, урезав, быть может,
некоторые потребности, пожертвовав
кое-кажими развлечениями и ореди
них особенно — Удовольствнем ви-
деть Choe имя напечатанным, хота
бы и шетитом, хотя бы м в ряду дру»
		— тлавное, они печатаются, их зна-
ют. О них упоминается в критиче-
ских статьях. И невдомек этим мо-
лодым людям, что они — вовсе не
поэты, они — студенты, пишущие
стихи, и таковыми должны быть еще
некоторое — и довольно продолжи-
тельное — время. ‘
06a. — и Долматовокий и Шевцов—
в данный момент нигде не работают.
Они как раз сейчас в том критиче-
ском пункте, когда начинается опи-
санное выше «подрабатывание», Ко-
гда я спросила Шевьова, на какие
средства он сейчас живет (до послед-
него времени он работал в качестве
дорожного техника), он сказал, что
его содержат родители. .

Но вот В. Сидоров, ему 23-24 тода.
Родителей, которые могли бы ему но-
мочь, у него нет. Напротив, у Hero
у самого есть уже семья — жена и
ребенок, которых он должен содер-
жать, Несколько лет назад он напе-
чатал несколько живых ‘стихотворе
ний. Он работал логд® слесарем на
заводе, Нет никаких сомнений в том,
что человек это одаренный, но вот
прошло несколько лет, и он мало
сдвинулся вперед. Все случилось, как.
было описано выше: многотиражка;
случайный приработок, материальная
нужда, мало культуры, мало знаний,
изредка два-три бтихотворения.

Вот Нанченко, тоже в прошлом ра-
бочий и тоже способный. яеловек, ©б-
падающий лирическим дарованием,
которое при‘блатоприятных условнях
могло бы расцвесть и которое е тру-
дом пробивается сейчае, скованное
бескультурьем. Ему уже 27 лет, он
мывзется уже несколько лет около
литературы, перебивается кое-как, и
будучи человеком трудолюбивым. че
может из-ва отсутствия фундамейть
сделать тот культурный скачок, ко-
торый поставит его. в гяды пролетар-
ской/ художественной интеллигенции.

питание новых литературных
кадров — это воспитание пролетар-
ской художественной интеллитенции,
но сетодня никто из наших. молодых
к таковой быть причислен не может.
В этом-то и заключается BCA про-
блема.
	_*& \
‚ „Где же выход? Что следует сделать,
чтобы изменить это положение? Оче-
вндво, тут нужен целый коМилекс,
целый ряд мероприятий, которые на-.
до продумать сообща к провести - 3B
жизнь немедленно, нбо! время не
ждет, нбо все мы несем ответствен-
ность за эту молодежь, растущую
сейчас неправильно или вовсе нера-
	Очевядно, на первом месте тут дол.
‚жен быть вопрос учебы. Я не бегу
на себя подробной и развернутой
критики постановки дела в Вечернем
рабочем литературном, университете,
разбора иро’трехы. оценки качеетва
		Вопрос о так называемых «моло-
дых» в литературе должен быть сей-
час пересмотрен. Мы должны, еерь-
езно подумать над тем, как надо ра-
стить кадры.

Я буду говорить только © поэтах,
ибо они главным‘ образом фитури-
руют у нас как молодые, заявляют
так о себе в печати на литературных
вечерах и различных творческих
встречах. Начинающие прозанки идут
каким-то иным путем, и сгеди тех,
кто официально фитурирует как «мо-
лодые», я не знаю почти никого, кто
писал бы прозой. Может быть, тут
действительно дело в возрасте; мело-
дежь в возрасте от 18 до 20 лет, про:
буя свой силы в литературе, предпо-
читает высказывалься стихами. Все
ли из них станут впоследствии поз-
тами — этот вопрос остается откры-
тым. С этого вопроса мы в начнем.

Есть известная’ грань, \ довольно
тонкое различие между начинающим
поэтом и молодым поэтом. Мелолой
поэт — это особая катеюрия в на-
шей литературе и особый разряд мо-
лодых людей в литературной среде.
Молодой поэт — уже не начинающий,
но еще и не вподне поэт: Что же ок
т8кое? Я попытаюсь дать еге пор-
трет и рассказать его жизненный
путь.

Вот юноша, ему 18-19 лет, он окон-
чил семилетку или фабзавуч, Год или
полтора, или в лучшем случае два
работает он на заводе. Он любит an-
тературу и интересуется поэзией, он
посещает заводский литературный
кружок. Его стихи/ хвалит руковод и
печатает стентазета или мнототираж-
ка. В кружке он приобретает первые
навыки читателя художественной ли-
тературы, он начинает следить 38
журналами, читать стихи современ-
ных поэтов. Первоначальная эта чи-
тательская культура дает ему воз-
можность сделать собственные стихия
чище, тлаже. Из тазет и журналов,
йз произвелений своих товарищей,
которые уже стали «молодыми поэ-
тами», из критических статей о «мо-
лодых» он улавливает тему и, осве-
жив ее некоторыми фактами своей
биотрафии, некоторыми терминами
своего производства, написав обяза-
тельно одне стихотворение о люби-
мой, которая работает рядом на стан.
ке, и одно стихотворение о молодо-
ети и бодрости, он несет эти стихи
в журнал, в «Рост», или в «Смену»,
или в «Молодую гвардию». Надо ва-
метить, что стихи эти он пишет со
всей искренностью и прилежанием,
он трудится после работы целыми
вечерами, изобретает образы, прила-
	Пушкин в гробу. Рисунок ка рандашем В. А. Жуковского.
	А
		п. беша
		а K 0

a Sa

детель детской книги, отпугивает ав-
торов от детской книги? Почему про-
изошел поворот?)

Мы заинтересовались переломом,
который произошел в мировоззрении
почтеннхго ответственного редактора
на рубеже 1934 и 1935 годов. И 18
января 1935 в. мы нашли в <«Ли-
тературной газете» статью  А. Барто
«Ждем первой настоящей статьи». В
большой статье А. Барто поднимает
целый ряд принципиальных, инте-
ресных и злободневных вопросов, а.
сающихся. критики детской литера-
туры, И в этой статье мы встречаем
такое место: «В «Критико-библиогра-
фическом бюллетене» несколько деть
ских писателей усиленно рецензнру-
ют друг друга, но при этом они He
ставят сколько-нибудь серьезных во-
просов, не. выдвигают творческах
проблем, не делают обобщающих вы-

_ Вот юноша, ему 18-19 лет, он окон

‚ полтора, или в лучшем случае два

работает он на заводе. Он любит ли’
тературу и интересуется поэзией, ое
кружок. Его стихи/ хвалит руковед и
печатает стентазета или многотираж.
тёратуры, он начинает следить за
вурналами, читать стихи современ-
можность сделать собственные стихи
чище, глаже. Из тазет и журналов,
йз произвелений своих товарищей
тами», из критических статей 0 «мо-
своего ‘производства, написав обяза-
тельно одне стихотворение © люби-
в журнал, в «Рост», или. в «Смену»,
живает ритм.

Работа эта лля него несомненно
	ны колокола, He спросившиь в
‹«вятцах»  «Критико-библиографиче-
ского бюллетеня».

Bee это было бы смешно, котла бы

На вопрос, кого из молодых вы при-
влекли, редакторы при отчетах ука-
зывают на него, он состоит уже в так
называемом творческом активе и ус-
траивает свои читки и литературные
	He было’ так грустно. Критика дет. вечера в кружках H Ha заводах. ВБ.
	. = . жизни его, в ето быту происходят
ской литературы действительно ни .
a Cparypy © HEme сегъезные ‘перемены, чаще всего уже

НА нь ТР. а А
	‘зто туппрна Пл сотпалиру гарАва о ча ре, реа,
всякого уровня. ito существу говоря, к этому времени он нокидает проив-

ее нет, если не считать «монополи- ‘водство и переходит на редакцион-
ста» — «Бюллетеня». Не так давно ную работу в мнототиражку или в 38-
«Литературный Ленинграл» нарисо- ВОдокий журнал. Так проходит год-
	EE EE

полтора. Он требляет уже такие
вал B в пяти видах Маршака, сидящим Top ynorp те

выражения, как «моя творческая ра-
	за, столом; даже чаи сидящим пола-
вал тоже Маршак. Подпись под ка-
рикатурой гласила: «Это — вое, ETO
пишет о детской литературе».

Хотя литературному органу не к
лицу; казалось бы, издеваться над
отсутствием критики и над писате-
лем, нскренне и давно предавным

бота», «для  творческой работы оста-
ется мало времени», и пишет еще
пять-шесть стихотворений. Если к
этим пяти прибавить еще пять и вы-
брать парочку пограмотнее из тех,
что он написал, когда был начинаю-
щим, то получается еборник, первая
книга стихов «молодого поэта», ко-
торая почти всегда находит издателя
	и ноявляется вскоре, довольне изящ-
детской литературе, но по. › существу но изданная, в свет. С момента по-
	эта злая ирония верна: нет такой
критики; а «Бюллетень» — плохой.
критический, журнал.

Надо, следовательно, подхватывзать
критические статьи о детской mire

явления книжки наш автор оконча-
тельно укрепляется в звании моло-
дого поэта. Теперь он недоволен тем,
что его имя идет в ряду других мо-
додых, что книжка его критикуется в
порядке обзоров. Он хочет особото о
	ратуре, особенно принципиальные; себе критического исследования, он.
	нало критикой помотать ‘расти кад-
рам детских писателей; нало решя-
тельно осудить всякие попытки ©во-
дить какие бы то ни было счеты на
этой почве. =

А вы говорите, товарищи литерз-
торы, что критиви у нас нет, что она
слаба, Попробуйте, покритикуйте:
обиженные всегда найдут теплый
приют в таких органах, как «ЗКП»,

3 <

{

-

берет уже творческие командировки
и участвует в бригадах, полвизаю-
щихся от Бюро литературных высту-
плений. На пленумах и поэтических
дискуссиях он берет. слово от моло-
дых, он говорит — «работа е мело-
дыми поставлена плохо». Некоторое
время спустя он окончательно убеж-
дается в том, что те пять стихотворе
ний, которые он пишет в течение то-
‘да, совместить © работой на заводе
или в заводской газете никак невоз-
можно, Он уходит с рабофы и начи-
нает <подрабатывать». «Подрабаты-
вать» — это значит ничему серьезно
‚не учась, ничего серьезно не читая,
не штудируя прочитанного, читая во-
обще только беллетристику и стихи
современных поэтов (в лучшем слу-
чае одноте-двух классиков), некать
случайного дитературного заработка.
Иногда ste перевод. напионального
поэта, иногда ‘это платное выступле-
ние на литературном вечере, ловоль-
но часто, к сожалению, это работа в
литконрультации, ответы я. письма
начинающим (сам он уже ме начина-
ющий, он «молодой») и в последнем
счете. это гонорар за стихи. Так про-
ходит тод, TBA, три, & то и все. пять.
Юноша между тем вырастает, юноше
уже 24, 26 лет. У него есть уже же-
на, ребенок. Ои должен. уже conep-
жать семью. Денег нужно теперь
больше, учяться уже труднее, рабо-
тать иад собой, если бы он даже это
и умел (работать над собой надо
уметь, нужны навыки, воля, опреде-
ленный иннимум знаний), не позво-
ляют теперь материальные и бытовые
условия, Так нал «молодой», будучи
по существу «ведорослем», превра-
шдется постепенно в <переростка».

Многие у нас жалуются на слз-
бость критики, HO He BCe знают, что
занятие критикой — не такое легкое
и лаже не такое безопасное дело.
	Это испытала на себе писатель-
нипа А. Барто, которая захотела за-

Х. Барто не первый. год работает в.
детской литературе, Ее все знают,
все хвалили. Особенно хвалил все
детские произведения Барто «по дол-
гу службы» «Критико-библиографиче-
ский бюллетень», дающий обзоры деть
ской  литералуры. Редкий номер
«Бюллетеня» за прошлый год обхо-
дился без вамых терячих похвал по
адресу поэтессы.

«Стихи, которыми написаны  Вти
шутки-фельетоны Барто, в большин»
стве случаев очень удачны. елово-
ралует своей неожиданной игрой; в
которой без наличия всякого форма-.
лизма материал стихотво: речи
ощущен и разработан с большим
блеском» («Кр.-библ. бюллетень» № 6.
1934 т.). «Книжку «Звездочки в лесу»
помимо того, что дети будут охотно
самостоятельно читать, ее еще можно
использовать различным образом н.в:
читальнях и в детских садах: mpopa-
батываль отдельные отрывки и стихи,
давать определенные задания, читать
фронтально» и т. д. («Бюллетень» №5
1933 г.): «Ребята обычно поют «Девоч-
ху-ревушку», она вошла в детский
быт, легко запоминается». (№ 3 1934
тода). «Фельетоны Барто входят в.
	АЯ

OT DROUIN, цитаты из них превра-.
А ОЕ ай а. “SABHEE- ВОПРОСЫ PPHTURE `детокой ли-
	щаются в нотоворки> (1934 г. № 12).
И такие отзывы в «Бюллетене» —
без конца (ом. 1934 г. №№ 1, 3;
1933 т. №8 и др).

Вдрут — гром из ясного, ласкового
неба: тот же.самый «ответственный
редактор» А. Бабушкина, которая
подписывала в нечати в № 12 «Бюл-
летеня» подобные ультрахвалебные
статьи, поднисывают в № ® 1935 в
(попросим читателя залюмнить даты)
разносную статью М. Малишевового_
		редаклюр А. оабупкина, ‘пишет такую
же  разносную статью в. газете «За
коммунистическое просвещение» № 18
1935 т. (онять ори запомнить
дату!).
В чем дело? — недоумевает чита-
		ких хвалеоных сталей в «Бюлхете-
не> вдруг открывает, что’ Барто («на-
пример Барто») «с детьми разгова-
	ривает бесстрастно» (& раньше гово-
	рили, что «материал разработан ©
блеском»), «на безравличные для се-
бя темы» (а раньтие утверждали, что
«фельетоны входят, в быт школы,
цитаты из ких превращаются в по-
мворки»), «совертентю не заботится
‘даже 6 своей собственной грамотно-
сти» (9140 с «блеском Е
как-то не вяжется).

Bee эти обобщения делаются по по-
5оду новой вещи Барто «Как поссо-
рилой Левка © -Людой. р зто ‘из этою
вышло», которая отрывками и в сы-
ром еще виде печаталась в «Мур-
вилке» еше в 1934 г. (котда Барто
«Бюллетень» восхвалял!).

Почему же ответственный редак-
тор А. Бабушкина явно не вяжет
	конты с концами? Почему она, ра-
		Неизданные рисунки Пушкияа вза`обороте писта