ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН. СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
	Сего
	дня

HOM EC ре.
	5езответственность. К, Зелинский. Мысли о новой ли-
рике.. А. ‘Старцев.. Грубая: ошибка. Bepa а
Роман о. великой, дружбе., т.е .
	 4 стр. Евг. Рысс. В сказочной. ‘стране.. В. Галь. Рас-
тленная литература. Сергей Львов. Воинствующие
безбожники. В Союзе советских писателей. В сек:
ции детской литературы. Памяти Петраса Ивиркие
Информация. Обсуждение журнала ‘ «Звезда». «Ле:
	нин и проблемы
	русской литературы». Всесоюзный
текло прессу Човые книги.
	БИБЛИОТЕКИ СТОЛИЦЫ
	В Москве. 1734 библиотеки. за прошлыи год
они обслужили 2 миллиона читателей. Только би-
блиотеки Моссовёта’ провели в 1946 году 26000
мероприятий — читательские конференции, встре-
чи читателей с писателями, лекции, доклады,
	беселы,
	Обо всем этом говорили участники  общегород-
ского собрания библиотечных работников Моск-
вы. Выступавшие отметили интересное начинание:
создание во многих московских библиотеках чита-
гельских групп рабочей молодежи. Библиотечные
работники помогают им повышать свой культур-
ный уровень, составляют «круги чтения», подби-
рают литературу, помогающую молодежи овладе-
вать новыми профессиями. Особенно активно и
продуманно ведется работа с группами рабочей
молодежи в Центральной городской библиотеке
им. Некрасова. Этой библиотеке, а также двум
другим — им. Сталина (Киевский район) и им.
Усиевича (Бауманский район)—были вручены на
собрании переходящие красные знамена Культ-
управления Моссовета и обкома Союза политпро-
светучреждений. :

НА СНИМКЕ: Группа старейших работников биб-
	Москвы (слева направо): Р. Илатонова,
	Ji, ФСоснихина. HH, Архангельская, ГР, KHODHK,
. Преображенская, А: Иерусалимский. и А. Кобе-_

Фото Ё Тихановя.
	UAL TPT PANT SVT PITA S
cpran npabazus comsa TTS {\ VOT EAT A
			Т стр. Передовая. Облик советского журнала. Со-
ветские писатели готовятся: к:30-летию Великого `Ок-
тября. Телеграммы от наших корреспондентов из
Ленинграда, Киева, Таллина, Риги, Тбилиси. Инфор-
мация. О пленуме правления ССП СССР. Вечер чен-
ской литературы. В музее Л. Н. Толстого,
	2 стр. А. Макаров. Поворот к. современности. Лите-
	месяц.. Е. Горо-.
	ратурная жизнь Украины. Обзор за
	децкая. Иван Франко: для ‘детей. Бор: Вадецкий.: Но-
	о и политическая

вый казахский роман.
3 стр. 3. Паперный. Невежеств
		№ 21 (2336).
	конкурс на одноактную пьесу.

ОБЛИК СОВЕТСКОГО
		Не всегда редакции проявляют должную
идейно-художественную требовательность
к произредениям, печатающимся на их
страницах. Об этом- свидетельствует появ-
ление в журналах ряда незрелых, серых,
малохудожественных очерков, рассказов
повестей. Печатались в журналах, даже
после постановления ЦК ВКП(б), и or-

дельные, чуждые духу CoBeTCKOro народа
произведения.
	В критических отделах журнагов. печа-
	тается мало статеи, обобщающих тридна-!
	тилетний опыт советской литературы, ана:
лизирующих `произРедения наших пибваге:
	лен. Редакции еще вяло -развертывают -ра:
	боту по усилению отделов: критики и биб-
лиографии. Это. может создать  превратное
представление о ‘масштабах литературного
движения в: СССР, о размерах издатель-
ской деятельности в нашей” стране.

Бросается в глаза почти полное отсутст-
вие в журналах статей о литературах брат:
ских республик. Между тем во всех лите-
ратурах народов СССР неустанно пополня-
ются писательские кадры , появляются вы-
дающиеся произведения, отражаюнгие гро-
мадный культурный и экономический рост
республик, идет глубокое освоение нацио-
нального культурного наследства. Журналы
регулярно печатают стихи поэтов советской
Прибалтики. Белоруссии. Грузии, Азербайд-
жана, Украины. Но этим ни в коем слу-
чае не следует ограничиваться. Творчество
братских народов: должно освещаться систе-
матичнее, полнее, к этому делу должны
быть привлечены лучшие представители со-
ветской литературы и науки.

Необходимо чаще печатать в журналах
статьи по острым внешнеполитическим воп-
рогам, обзоры международных событий. По-
ка наиболее систематически уделяет внима-
ние этим вопросам журнал «Октябрь».

Воспитывать патриотические чувства со-
ветекого человека, утверждать его волю К
новым подвигам BO славу коммунчгма —
такова почетная задача наших журналов.
	ЧИН

Журналы должны утверждать националь-
ную гордость советских людей. показывать
идейно-моральное превосходство нашего 06-
щественного строя, нашей культуры, разоб-
лачать реакционную сущность современной
буржуззной культуры. бичуя все проявле-
ния низкопоклонства перед иностранщиной.

«Товарищ! Знай и верь, что ты — самый
необходимый человек на земле!». Высоким
пафосом этих горьковских слов, обращенных
К строителям нового общества, должно быть
проникнуто творчество всех наших писате-
лей, публицистов, очеркистов. Нет в мире
страны. где народ прелставлял бы собою та-
кой сплоченный, монолитный коллектив, как
у нас! Нет нигде такой атмосферы светлого,
возвышающего трула, такого бурного. поло-
	водья массового творчества, таких замеча“
тельных людей. евобололюбивых, целиком
отлаюших себя лелу народа. Нужно,
	чтобы они знали, что они «самые необходи-
мые» люли на земле что их дела прекрасны
и величественны, что они являются На-
деждой человечества. его гордостью, славой,
поовозвестниками его освобождения от
цепей рабства и нужды.

Журналы должны итти в ногу © жизнью,
стоять на`уровне ее требований, дышать жи-
вительным воздухом наших дней. Успокоен-
ности не может быть места, — она протизво-
речит всему характеру нашей действитель-
ности, всему стилю наших отношений. „тому.
духу творческих, новаторских исканий, ко-
торые так счастливо отличают нашу вели-
кую социалистическую родину от всех стран
мира.

Каждая строчка в наших журналах долж-
на быть проникнута большевистской партий-
ностью, непримиримостью ко всему тому,
что мешает задачам ВЕСИ
воспитания народа. :

Только на этом пути журналы сумеют
одержать решающие успехи. окончательно
преодолеть трудности. тормозящие их даль-
нейшее- развитие, продолжить славные тра-
диции боевой большевистской публицисти-
ки. Только на этом пути ани смогут пол-
ностью осуществить указания партии о том,
«чтобы литература наша. журналы наши не
стояли ‘в стороне от залач современности, а
‚помогали бы партии и народу воспитывать
молодежь в лухе беззаветной поеланности

советскому строю. в лухе безларетн
	жения интересам нарола» (А. А. Жданов}
	eauva CCM CCCP
	Постановление ЦК ВКП(б) о журналах
«Звезда» и «Ленинград» и доклад тов.
А. А. Жданова оказали громадное влияние
‚на. советскую литературную  обществен-
ность, активизировали ее — творческую
мысль, повернули внимание писателей к
нанболее влажным и значительным темам
нашей современности.
	указания Центрального Комитета партии
определили серьезные сдвиги и в работе
наших литературно-художественных журна-
лов. Редакции журналов сознали всю. серь-
зность возложенных на них задач, состоя-
ших в том, чтобы стать подлинными про-
пагандистами идей коммунизма, «помочь
государству: правильно воспитать  моло-
дежь, ответить Ha ее запросы, воспитать
нсгое поколение бодрым, верящим в свое
дело, не боящимся препятствий, готовым
преодолеть всякие препятствия».

Ряд произведений, появившихся за по-
следнее время в журналах, отличается вы-
сокой идейностью, политической остротой,
художественной правдивостью. «Ветер с
юга» Э. Грина, «Ниссо» П. Лукницкого,
«Альпы» А. Гончара, «Звезда» Э. Казаке-
рича, «Повесть © настоящем человеке»
Б. Полевого, «Алитет уходит в. горы»
Т. Семушкина и Многие другие свидетель-
ствуют о заметном оживлении литературы.
‚ Весьма показательно появление большого
количества новых имен на страницах «Звез-
ды», «Нового мира», «Знамени», «Октяб-
ря». Редакции журналов заботливее стали
выращивать молодые кадры, активнее при-
влекают к сотрудничеству героев Отечест-
венной войны, героев партийного подполья,
ведших самоотверженную борьбу против фа-
шистских захватчиков (Г. Линьков, И. Коз-
лов, А. Федоров).

Страстная боевая публицистика всегда
была душою передовых русских журналов.
Об этом забывали наши журналы, хотя на
‘их титульных листах неизменно указывает-
ся, что они не только «литературно-худо-
кественные», но и «общественно-политиче-
ские». Сейчас в наших журналах отдел пуб-
лицистики оживился. Напзчатан ряд боегых
статей, проникнутых большевистской  пар-
тиЯностью, остро ставящих актуальнейшие
проблемы дейстрРительности, социалистиче-
ского искусства,
	В этом отношении ведущее место зани-
маег, бесспорно, журнал «Звезда». Опубли-
кованные в нем статьи содействовали ра-
зоблачению гнилых теорий аполитичности,
«искусства для искусства», безилейно-
го, чуждого творчества Зощенко и Ахмато-
вой, борьбе с влияниями декаданса.
	В статьях «эвезды» охарактеризована
великая роль русской революционно-лемо-
кратической критики, отстаивавшей высо-
кое илейное искусство, показана преемст-
военная связь с нею советской критики.
Особенную ценность представляют матери-
ait, раскрывающие глубокий смыел ленин-
ского понимания’ литературы, призванной
служить «не скучающим и страдающим от
ожнрения «верхним десяти тысячам», а
миллионам и десяткам миллионов труля-
шихся, которые составляют цвет страны,
ве силу, ее будущность» (В. И. Ленин).
	Одним из признаков поворота наших жур-
налов к темам современности является усч-
ление внимания редакций к очерку. На
страницах «Нового мира» был напечатан
положигельно ° оцененный критичой очерк
Б. Галина «В Донбассе», «Октябэь» печа-
тает цикл интересных очерков М. Шаги-
нян «По дорогам пятилетки» и др.
	Все говорит 0: том, что журналы на-
холятся на правильном пути к тому, чтобы
стать «могучим средством Советского. госу-
дарства в. деле воспитания советских лю-
дей и в особенности молодежи» (из по-
становления ЦК ВКП(б) о журналах «Звез-
да» и «Ленинград»). `

Правда, пока сделаны лишь первые ша-
ги на новом пути. Предстоит еше огромной
сложности напряженная работа по преврз-
шению журналов в подлинные центры бое-
Poro, высокоидейного искусства. Разве
можно мириться, например, с тем, что во
всех журналах мы находим пока очень ма-
ло прэизвелений о послевоенной жизни на-
шей Родины, о героях новой сталинской
пятилетки, о трудовых подзигах народа,
осуществляющего < величайшей самоотвер-
женностью и энтузиазмом гениальные ста-
линские планы.
	О пленуме правл
	_ Советские писатели готовятся
к 30-летию Великого Октября
						>
ЛЕНИНГРАД
	ЛЕНИНГРАД. (От наш. корр.). Замести-
тель председателя Ленинградского отделе-
ния Союза советских писателей В. Друзин
рассказал нашему корреспонленту следую-
щее. В центре внимания Ленинградского
отделения Союза писателей сейчас — под-
готовка к великому юбилею Советского
государства Писатели Ленинграда заняты
составлением двух коллективных книг,
приуроченных к знаменательной дате, —
сборника «Ленинградцы», в который вой-
дут очерки о передовых людях послевоен-
ного города-героя. и альманаха, посвящен-
ного советской деревне .
	Общественность горола принимает самое
активное участие в создании этих книг. Как
уже сообщалось в «Литературной газете»,
план и темы сборника обсуждались на <о-
вещании представителей партийных и ком-
сомольских организаций и редакторов фаб-
рично-заводской печати, созванном Ленин-
градеким отделением Союза писателей.
	Произведения, которые войдут в сборник
и альманах, предварительно подвергнутся
детальному обсужчению на собраниях твор-
ческих секций. На заседаниях секций и
правления союза будут разбираться и дру-
гие книги и пьесы, Е 30-летию
Октября.
		Чрезвычайно ‘важно как
	показать советскому читателю многообраз-
	ную литературу братских народов нашей
страны. С этой целью поэтическая секция
решила выпустить антологию советской по-
эзии. Ленинградские поэты усиленно ра-
ботают над переводами на русский язык
стихов эстонских, литозских, латвийских,
карело-финских поэтов, которые войдут в
антологию. Это начинание нашло отклик и
в других секциях, в частности у прозаи-
KOB.

Пропаганда достижений советской литера-
туры — одна из основных задач, которую
ставит перед собой Ленинградское отделе-
ние Союза писателей к 30-летию Октября.
Прошедшие в Ленинграде дискуссии о сов-
ременной поэзии и прозе и предстоящую
дискуссию о современной драматургии надо
рассматривать. как начало обсуждения ито-
гов развития советской литературы, в том
	числе творчества ленинградских писателей
	и драматургов за 30 лет.
	Обсуждение не будет заключено в рамки
литературной организации. В нем примет
участие широкая общественность горола
.Ленина и районов  Ленингралской области.
Разработан большой план литературных ве-
черов и читательских конференций, кото-
рые Ленинградское отделение Союза наме-
рено провести на крупнейших предприятиях,
в вузах и военных училищах, в колхозах и
районных центрах. Мировое значение совет-
  ской литературы. партия большевиков и ли-
тература, тридцать лет советской прозы,
поэзии, драматуогии, образы Ленина и
Сталина в литературе — таковы темы пред-
октябрьских литературных вечеров, оргави-
  зуемых сектором пропаганды художествен-
  80 литературы Ленинградского отделения
ic

Союза писателей. Специальные вечера по-
свящаются творчеству отлельных выдаю-
щихся советских писателей.

Совместно с горкомом` комсомола и Ин-
ститутом литературы Акалемии наук СССР
	‘щихся советских писателей.

Совместно с горкомом комсомола и Ин-
Ленинградское отделение Сотоза проведет в
  городе и районах области чтения — «Трил-
цать лет советской ао лите-
ратурых».

Начинается подготовка к юбилейной ли-
тературной выставке в Доме писателя име-
ни Маякозского. Параллельно предлагается
создать передвижные выставки на предпри-
STRAY.
	‚ 5 музее ,
Л. Н. Толстого
	После долгого перерыва. двери Музея
	Л. Н. Толстого в Москве снова откры-

лись для посетителей.

Первые записи в книге отзывов говорят
о глубоком впечатлении. которое произве-
ли на посетителей экспонаты музея.

Внук великого писателя кандидат педа-
гогических наук С. С. Толстой пишет:
«Яркие ‘краски картин. ряд превосходных
живых фотографий, показывающих Льва
Николаевича таким, каким он был, строгая
‘архитектоничность расположения  экспона-
`тов.— все это свидетельствует о большом
вкусе, знании и любви к делу организато-
ров экспозиции. Спасибо им!».

Впервые в музее широко представлены
материалы, характеризующие связь Толсто-
го`с русской общественностью в различие
периоды его жизни, критическое отниие-
  ние писателя к западной культуре, его пе-
дагогическую деятельность. К таким мате-
риалам относятся стенды с высказывайиями
Толстого о реалистическом искусстве, MHO-
гочисленными отзывами. русских и созет-
ских литераторов, о твоочестве Toarroro,
Bowes углубленно, чем поежде, раскрыты
противоречия в жизни и творчестве Тол-
саего-пибсателя, лаборатория его тзэочества
“TT
` Обращает внимание рял отдельных экс:
понатов; только теперь извлеченных из 60-
гатейших фондов музея: одиннадцать вари-
антов. начала романа «Воскресение», руко-
писи Толстого, дающие представление 0
ero работё над образом Катюши Маслерой,
студенческая шпага писателя, ордена и ме-
пали, полученные им за участие в Сева-
СТополЬьской обороне, :
	РИГА. (От наш. корр.).—Литературная 06:
шественность республики готовится к боль-
шому событию, — сообщил в беседе с на-
шим корреспондентом председатель Союза
писателей Латвии тов. А. Упит. — 5 июня
откроется второй с’езд писателей Латвии.
Он продлится три дня и завершится твор-
ческим вечером писателей.
	На с’езде выступят < докладами А. Фа-
деев «Образ советского человека», А. Ис-
бах — «Мировое значение русской литера-
туры», Р. Пельше — «Исторические связи
русской и латвийской литератур», К. Крау-
линь «Современная латышккая литература
после постановления ИК ВКП(б)», Яя Ни-
едре «Актуальные проблемы истории лат-
вийской литературы», Арвил Григулис «Пре-
восходство советской литературы над бур-
жуазной».

— Свое творчество писатели Латвии, —
рассказал далее тов. А. Упит, — посвяща-
ют 30-летию Великой Октябрьской сониа-
листической революции; готовятся два ебор-
ника: сборник литературы © дружбе совет-
ских народов, в который войдут и ориги-
‘нальные произведения, и переводы, и сбор-
ник очерков о социалистическом строи-
тельстве в республике. -
	Юлий Ванаг заканчивает пьесу о восста-
	  зовлении самой мошной в Латвий писчебу-
	мажной фабрики. Поэт Павел Вилип напи-
сал либретто к новой опере о борьбе совет-
ских людей в Латвии с немецкими оккупан-
тами, ‘музыку к опере пишет композитор
Явет Мелынь.
	№ 4 журнала «Карогс» начинает печатать
НОВЫЙ роман Анны Саксе «В гору» из по-
сЛевоенной деревенской жизни:
	В секции прозаиков и поэтов проводятся
творческие вечера, на которых обсуждают-
ся последние произведения писателей. Уже
подверглись обсуждению: роман Яна Ниел-
ре «Остров Пушканы», посвященный борьбе
крестьян Латгале против буржуазного пра-
вительства Латвии, роман Валдемара Сау-
лескалн- «Весна» — из совхозной жизни
Курземе, произведение Германа Селыс «У
кого силы и хитрость», описывающее впемя
фашистского гнета, роман Карла `Фимбер
«Коричневый грибок», первая часть которо-
го охватывает период с конца ‘ульманисоз-
ского правления до первых месяцев немец-
кой. оккупации. На секции разбиралось и
творчество поэтов: сборник ‘современных
стихов Анатолия Имермана, стихи о героиз-
ме советских люлей Александра Чака, стн-
хотворения Петера Силе, поэма Валдыса
Лукс «Рита вступает в жизнь», избранные
‘стихи Яна Судрабкална. : .
	”  Конференция молодых
писателей. Грузии
	«В. Тбилиси 19 мая закончила работу кон-
ференция молодых писателей, организован-
ная ЦК JIKCM Грузии. и правлением. Сою-
за советских писателей Грузии.

„С: докладом «За`высокую идейность бо
ветской литературы и искусства»: выступил
С. Чиковани. О всесоюзном совещании мо-
лодых писателей в Москве сделал ` отчет
_Р.. Маргиани.. В padore конферениии. приня-
ли участие писатели, критики, фаботники
журналов и газет. Участники конференити
‚посетили ‘тбилисские театры, промышлен-
ные предприятия, новостройки,

Практическим результатом этих поездок
явилась идея подготовить и излать книгу
очерков о передовых мастерах высоких уро-
жаев, которым недавно Указом Президиума
Верховного Совета СССР присвоено звание
Героев Социалистического Труда. Как из-
вестно, этого высокого звания на Украине
удостоены олиннадцать героических труже-
нико. Среди них Агриппина Пармузина,
Ганна Кошевая, Прасковья Ангелина, Марк
Озерный, Мария Лысенко и другие.
	Гослитиздат Украины включил эту кни-
гу в свой издательский план. Она будет
выпущена в ближайшие месяцы.

Закончился республиканский конкурс на
лучшую повесть и роман к 30-летию Вели-
кого Октября. Этот конкурс был об’ явлен в
ноябре монувшего года. Пе условиям кон-
курса, представляемые произведения долж-
ны быть посвянтены темам советской дейст-
		КИЕВ. (От наш. корр.). 2Жирейший от-
клик вызвало у писателей обращение  дея-
телей науки и культуры © создании Обще-
ства По распространению политических и
научных. знаний. Обрашение обсуждалось
на заседании президиума Союза советских
писателей Украины. Президиум принял
текст открытого письма ко всем писателям
и работникам культурного фронта Украи-
ны. Письмо призывает поддержать обраще-
ние инициаторов организации общества
принять активное участие в его создании и
пеятельностие
	Президиум Союза советских писателей
Украины решил направить несколько писа-
тельских бригад в западные области рес-
публик. Им поручено выступить перед тру-
лдяшимися с пиклом поклалов. лекний, бе-
	сел ин чтением художественных произведе-
НИЙ.

Первая из таких бригад в составе
	Ю. Лольд, Т. Масенко и С. Воскрекасенко
уже выехала в Волынскую область. Писате-
ли побывают в районных центрах и селах
области, расскажут о новой сталинской пя-
тилетке, о достижениях в области культур:
ного строительства, о мероприятиях партии
и советского правительства, направленных
на скорейшее полнятие экономического и
	уровня западных областей.
	Всего на конкурс представлено 95 произ-
ведения. Рукописи присланы буквально из
всех областей Украины. Закончено предва-
рительное рецензирование представленных
произведений. Итоги конкурса будут подве-
дены в начале июня. .
	Бюро поэтической секции Союза совет-
ских писателей Украины начало обсуждение
	новых произвецений, написанных. к 39-летию

Октябрьской революции.
	На-днях были прослушаны главы из по-
эмы Саввы Голованивского «Ленин» и Лю-
бомира Дмитерко «Ролной дом». Члены бю-
ро Леонид Первомайский, Яков Городской,
Владимир Сосюра и Микола Терещенко да-
ли авторам ряд конкретных советов.
	На ближайшем заседании бюро будут об-
суждены новые поэмы Павло Тычины и
Максима Рыльского.
	Критическая секция Союза писателей Ук-
раины рассмотрела проект программы  Ми-
нистерства просвещения УССР по’ истории
украинской литературы для учащихся стар-
ших классов средней школы. Секция приз-
нала проект программы совершенно непри-
годным, —в нем имеется ряд идейных и мето-
дологических ошибок, поверхностно отобра-
жены произведения украинских поэтов и
прозаиков и т: д. Президиум Союза писате-
лей обсудил эти выводы и признал их пра-
вильными. Решено было обратиться К MU-
нистру просвешения УССР тов. И. Тычине
с просьбой учесть мнение президиума Сою-
за писателей о проекте программы, и.
	пьесу о выдающемся эстонском большеви-
ке Кингиссепе, зверски убитом. буржуазией.
Аду Хинт работает над пьесой о рыбаках.

Я пишу пьесу о борьбе передовых крестьян
« кулачеством.
	31 мая состоится. республиканское сове:
пание литераторов, посвященное вопросам
выполнения постановления ЦК ВКП(б) от
14 августа. о журналах «Звезда» и «Ленин:
град». .
	Союз писателей Эстонии придает больное
значение работе с молодыми. В молодежной
	секции союза насчитывается больше двад-’
	цати человек, среди них немало даровитых
юношей. В середине июня будет проведено
широкое обсуждение их творчества, а в
конце июня, перед всенародным эстонским
праздником, Союз писателей совместно с
ЦК комсомола Эстонии организует респуб-
ликанское совещание молодых писателей. В
июне состоится обсуждение нового романа
Рихарда Рюхт «Два семейства».
	гейм, В. Козаченко, М. Шумило—выедет
в Закарпатекую и Дрогобычекую области.
Формируются бригады для поездки в Львов-
скую, Станиславскую, Ровенскую, Терно-
польскую области.
	Колхозники артели «Червоний гиант»
Велико-Половецкого района, Киевской об-
ласти обратились к писателям Украины с
открытым письмом, в котором призывали
литераторов активно включиться во всена-
родную борьбу за высокий сталинский уро-
Жай 1947 гола, чаще выезжать в села, по*
казывать опыт передовых мастеров <оциа-
листического земледелия. Нисьмо подписа-
ли Герой Социалистического Труда Ганна
Кошевая и ее товариши по. работе.
	Президиум ССП Украины, обсудив. это
письмо. принял решение направить в села
ряд писательских бригад. Три таких брига-
лы недавно возвратились из поездок по
районам Киевщины. Писатели побывали в
	Велико-Половецком, Дымерском и Василь-
KOBCKOM районах.
	ТАЛЛИН. (От наш. корр.). В беселе с на-
советских писателей Эстонии. т. И. Семпер
сообщил: :

— К юбилею советской власти эстонский
Союз писателей проводит конкурс на пес-
ню-кантату, посвященную идее братства
народов нашей родины. В конкурсе участву-
ют все лучшие поэты Эстонии. Готовится
спепиальный номер журнала «Ломинг».
Предполагается выпустить альманах на рус-
ском языке, в который войдут произведечия
русских и эстонских писателей о сегодняш-
нем дне Эстонии. Появится и антология ле-
нинградских поэтов на эстонском языке.
Над переводами стихов. для антологии рабо-
тают лучшие поэты республики.

Праматурги также готовятся отметить ве-
ликое тридцатилетие рялом новых пзоиззе
дений. Аугуст Якобсон, автор получившей
широкое признание пьесы «Жизнь в цита-
пели», заканчивает новую пьесу об эстон-
ских рабочих в наши дни. Март Рауд пишет
	Славянский комитет совместно с Госу-
дарственной центральной -библиотекой ино-
	ee

странной литературы устраивает вечера,
посвященные литературам славянских

стран.
	Первый вечер этого цикла, состоявший-
	25 июня в Москве откроется пленум правления Союза советских
	писателей СССР.
	С локладом «Советская литература после постановления ПК

gt
	И О ки.

РКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» выступит генеральный
	секретарь ССП СССР А. А. Фадеев.
	С солокладами об украинской, узбекской, . литовской, латвийской и

а м Тура:
	М. Айбек, А. Бенцлова,
	эстонской литературах выступят А. Корнейчук,
	—-—Ф<<————-—Й
	А. Упит и И. Семпер.
Пленум продлится 4—5 дней.
	„История гражданской войны в CCCP“
	Переиздается с дополнениями первый том
«Документов Великой пролетарской рево-
люции» (Из протоколов и переписки Воен-
но-революционного комитета Петроградско-
го Совета 1917 года) и маходится в произ-
водстве второй том этого издания, посвя-
шенный деятельности Военно-революцион-
ного комитета при Московском Совете в
1917 году.

Совместно 6 партархивом Новосибиреко-
го обкома ВКП(б) готовится к изданию
сборник воспоминаний о партизанском дви:
жении в Сибири в голы гражданской вой-
ны. Вместе < партархивом Свердловского
обкома ВКП(б) секретариат выпустит сбор:
ник документов «Борьба за Великую Ок-
тябрьскую : социалистическую © революцию
на Урале». Готовится. к печати. книга
воспоминаний участников воофуженного вос-
стания в Петрограде в октябре 1917 года.
	крытиях Тимирязева) составляют разделы
«По родной стране» -и «Наука». Отдел кра:
тики представлен статьями: `В. Бакинского
«Маяковский в борьбе за социалистическую
лирику», П. Громова «Герой и время» и
И. Березарка «На пути к большим обоб:ие-
ниям» (о повестях Георгия Березко).. ›За-
ключает 4-ю книжку журнала отлел библи-
ографии (рецензии А. Волкова, И. Колту-
нова, А. Рашковской A. Левинтона,
Т. Хмельницкой и О. Немеровской).

В пятом номере ««Звезды», выход  К9то-
рого ожидается в конце этого месяца, срели
других материалов’ будут напечатаны: тье-
са А. Якобсона «Жизнь в цитадели» (nepe-
вод с эстонского Л. Тоом), окончание `в0з-
поминаний Эллиота Рузвельта-—<Его. Глаза-
ми» и др, я

‚ Секретариат главной редакции «Истории
гражданской пойны в СССР» вновь развер-
нул свою работу. К 30-летию Октября сек-
рэтаряат подготовил к переизданию массо-
вым тиражом второй том «Истории граж-
ланской войны в СССР», посвященчый <©о-
бытиям октября—ноября 1917 года. —

Секретариат и Главное ‘архивное управле-
ние Министерства внутренних дел СССР
подготовили к печати второй том «Докумен-
тов по истории гражданской войны в СССР»,
относящихся к 1919 году. В него входят
материалы о борьбе Страны Советов с ИН-
тервентами во время первого и второго по-
холов Антанты. (Первый том вышел в
1940 голу и был посвящен событиям 1917—
18 годов). Готовится к изданию третий том
«Документов» о 1920. годе (периоде совет-
ско-польской войны и разгрома врангелев-
ШИНЫ).

чешской литературы
	туры. Она рассказала © творчестве Ивана,  — Когда вы знакомитесь ©, нашей Well
Ольбрахта. Марии Майеровой, Анны. Марии   cod поэзией, — заключила свое выступ-
	Ольбрахта, Марии Майеровой, Анны. Марии
Тильшотой, Вацлава Ржезача, молодого
писателя Яна Дрда и др. Я. Глазарова ос-
тановилась также на современной ° поэзии
	ление писательница, — вы видите, каково
влияние Советского Союза на нашу ли-
‘тературу. Вы Узнаете, сколько горячих

поэм и стихотворений посвящено Советской
	Армии, как много у нас произведении о на-
‚шей благодарности русским за ‘освобожде-
ние Чехословакии.
	Затем с чтением своих переводов чеш-
	  ских народных песен и стихов выступили.
	Н. Асеев и М. Зенкевич. Директор чеш-
ского издательства поэт Тауфер прочел
свои переводы произведений В. „Маякоз-
ского. В заключение были исполнены от-
рывки из произведений Ю. Фучика, Я. Га.
шека, К. Чапека и чешские. народные пес-
	На вечере присутствовали посол Федера-
тивной Народной республики Югослазни в
СССР господин В. Попович, посланник Бол-
гарии в СССР господин Н. Николов, вре-
менный поверенный в делах Чехословацкой
республики в СССР господин И. Кашпарек,
	члены польского и бельгийского: ‘посольст-
	ва, ученые, писатели, студенты и др.
НА СНИМКЕ: Чешский поэт Ю. Тау-
фер читает свои переводы произведений ›
	В. Маяковского,

о Е, Мазановк
	Е Е ЗЕ ЕО Е >

ся 19 мая. был посвящен чешской литера

— славе и гордости четиской литературы.
	туре. А. Фадеев во вступительном стове
говорил о гуманизме и национально-осво-
нской литературы,

болительном духе славя
о ее славных национальных традициях,
	С болышим интересом выслушали собрав-
шиеся выступление известной чешской
нисательнины Я. Глазаровой, охарактеризо
тавшей творчество выдающихся чешских
писателей Я. Гашека, К. Чапека, Ю. Фу:
чика, вокруг которых выросла целая плея-
да литераторов. Среди них Я. Глазарова
отмечает в первую  очерель Владислава.
Ванчуру, завоевавшего себе известность
романом «Пекар Ян Маргоуль». Прекрас-.
вый хуложник и подлинный  сощиалист,
В. Ванчура ‘был убит немцами в 1942 году.
Стали жертвами немецкого фашизма и заме-_
чательный художник и философ Иссиф Ча-.
пек,  писатель-коммунист Юлиус фучик,
участник подпольного движения Сопроти:
pnenux Ярослав Кратохвил, знаменитый
юморист Карл Полачек, писатель Беджих
Ранлавек. Это мишь наиболее известные
имена из списка литераторов, замученных
в немецких концентрационных лагерях и
тюрьмах. В голы: оккупации погиб крупный
знаток чешского эпоса Ярослав Гавличек,
	мене.

поэт и переводчик русской поэзии Иосиф
Topa 4 ap.

Я. Глазарова познакомила собравшихся и
с сегодняшним состоянием чешской литера-
	ip gy ie er a A ar ei gs ae ee te A eS aS A
	Журнал „Звезда“ №№ 4 ио
	ЛЕНИНГРАД. (От наш. корр.). В апрель-
ской книжке «Звезды» ‘опубликованы пьеса
В. Кожевникова и И. Прута «Судьба Ред-
жинальда Девиса», окончание «Повести ©
великом поморе». Н. Равича, рассказ К. Ко-
стинского «Успех», стихотворения Тобиса
Гуттари (Л. Хело), переведенные © финско-
го М. Дудиным, стихи М. Комиссаровой,
Б. Кежуна и молодых поэтов—Н. Евстафь-
ева. М. Шургина, М. Созонова, И. Демья-
нова.

‚ В этом же номере журнала помещено на-
чало воспоминаний Эллиота Рузвельта о
своем отце (покойном президенте СШ

Франклине Рузвельте) —^ «Его глазами».
Очерк А. Садовского «Большие огни» {0
героях труда. завода им: Сталина) и статья
В. Сафонова «Созидание светом» (об от-