Мван Франко
для детей.
	М. Коцюбинский сказал, что у Ивана
Франка «нет шовинизма. Люди делятся на
два лагеря: на обидчиков, против которых
он точит, как меч, свое слово, и на  обез.
доленных, которым он отдает свое сердце»,

Выпущениая Детгизом книга рассказов
И. Франка» * целиком это подтверждает, В
рассказах фигурируют украинцы, евреи,
цыгане, -и во всех случаях, независимо от
национальной ‹ принадлежности  действую-
щих лиц, автор отдает свое сердце трудя,
щимся, угнетенным и обездоленным, Он
чаще всего показывает своих героев. в об.
становке труда: каменщика — на стройке,
кузнеца — в кузнице, рабочего — в штоль-
не, маленького пастуха — на пастбище,

Основная тема всех рассказов, вошедших
в сборник, —= антагонизм между угнетен-
ными и угнетателями, между  эксплоати-
руемыми. и эксплоататорами.
	Рассказы эти по форме чрезвычайно раз.
нообразны. То автор сам повествует о со.
бытиях, развертывающихся перед его ок:
ном, то рассказ ведется от имени действу.
ющего лица, в форме монолога, то перед
нами — овеянные лиризмом воспоминания,

Глубоко драматичен образ каменщика, В
нем чувствуется большая сила, скованная
нуждой и сознанием своего бесправия, су.
ла; готовая‘ вот-вот прорваться наружу
(«Каменщик»). Чрезвычайно поэтичен 06
раз’ пастуха, которого ‘нужда погнала ¢
просторного пастбища в тесное подземелье
штольни («Чабан»). Много горького юмора
в рассказе бедняка-крестьянина, продавца
березовых мётел («Хороший заработок»),
Поистине страшен рассказ «Цыгане», в ко.
тором нарисована, леденящая душу карти-
на гибели цыганской семьи. Трагическое
противоречие между стремлениями живой
детской души к прекрасному и теми суро-
выми условиями, в которых детям бедноты
приходилось осуществлять свои  стремле.
ния, служит темой рассказа «К свету»,
	Наши дети найдут В ©борнике правдивую
картину подневольной жизни трудящихся в
том мире’ с которым они, к счастью, мо-
гут теперь знакомиться только по книгам,
	В 1946 году Детгизом также издана
историческая повесть И. Франка «Захар
Беркут» **. Действие происходит в ХШ. ве
ке. В Карпатах, в прекрасной Тухольской
долине живет свободолюбивая крестьян:
ская община. Разгорается упорная борьба
между боярами, постепенно утверждавшими
свою феодальную власть, и свободными
крестьянами. Франко показывает первый
этан борьбы тухольцев с боярином Тугаром
Волком, появившимся на их земле в тот
момент, когда монголы из полчищ Батыя,
приближались к Карпатам. Крестьяне сво.
	бодолюбивы, мужественны, разумны, крен:
	ки телом и чисты сердцем, рыцареки олаго-
родны, проникнуты сознанием общественно:
го долга, чувством ответственности за о6б-
щее благо. В образе Захара Беркута, ту-
хольского вожака, воплощены лучшие тра-
диции общины. Когда столкновение с боя-
рами неожиданно осложнилось войной с
монголами, Захар Беркут, а с ним и вся 06:
щина, ироявляют высокий патриотизм и на
носят монголам серьезное поражение. Боя:
рин же оказывается. изменником. он ма:
лодушно поверил в непобедимость монго-
лов и перешел на их сторону.
	В повести «Захар Беркут» рядом с ле.
гендами о Тухольской долине мы находим
точные описания горной природы, яркие
картины быта, исторически обоснованные

характе ристики социальных взаимоотноше.
ний.
	Во многих произведениях Ивана Франка
мы наблюдаем сильную романтическую
струю. Это романтизм борца, романтизм,
свойственный подлинно народному поэту
и неотемлемый ‘ото его реалистического
мировоззрения. Взор писателя устремлен в
будущее. Франко заканчивает свою повесть
следующими словами: «Великие невзгоды
градовой тучей прошли над русской зем-
лей. Прежние вольности давно забыты и

ь
	‘казалось бы, похоронены. Но нет! На на:
	шим ли дням суждено возродить их? Не
мы ли живем в ту счастливую пору возрож-
дения, о которой, Умирая, говорил Захар,
или, по крайней мере, на заре этой счастли-
вой поры?»,
	Хотя обе книги написаны Франко для
взрослых, но они будут прочитаны с боль’
шим интересом и пользой детьми старшею
возраста.
	Следует, однако, обратить внимание Дет.
гиза на то, что Иван Франко оставил
около 30 произведений, написанных им спе:
циально для детей и юношества, произве:
дений, полных глубокого нравственного и
познавательного содержания. До сих пор
они почему-то остаются не известными
русским читателям.
	Как во всех своих произведениях пля Ae
тей, Франко и в стихах для малышей поль
зуется мотивами народного творчества. Чи:
таешь такие вещи, как «Киця» *(кошенчка),
«Скринька» (сундучок) и др., и удивляешь-
ся педагогическому такту писателя, чут-
кости, с которой он угадывает особенности
своих читателей, Все эти вещи написаны
на близкие малышам темы о домашних жи.
вотных, природе, играх, изобилуют  смеш-
ными положениями, пересыпаны живуми
реалистическими деталями, полны, движе-
ния, они лукавы, ритмичны. Стихи Франка
цля малышей могут быть-© услехом ланы
	wee a MEN у Немоы- дави
и нашим дошкольникам.

Иван Франко был основоположником
	передовой украинской литературы для де-
тей и юношества. В своих взглядах на 3a
дачи детской литературы и в своем твор®
честве для детей он явился продолжателем
лучших заветов великих русских писателей,
произведения которых он хорошо знали
глубоко чтил.
	Рис. И. Кузнецо»
	* Иван Франко. «Рассказы».
ва. Детгиз. 1948 год. 112 стр,
$* Иван Франко. «Захар 1
Г. Пустовийта. Aerrys. 1946 +,

А. МАКАРОВ
		Ne Ne 1, 2, 3 3a  ]
	Новая редколлегия решительно поверну-
ла журнал к современнойс теме,

Три номера текущего года убеждают’ В
TOM, что взятое реджоллегией направление
	ва последовательное. освещение ‚современ-
ной темы продолжает оставаться  основ-
ным. . о И ы

Журнал перестал быть: безликим; в под-
боре материалов, в размещении их. ощуща-
ются инициатива; определенная ‘воля, <трём:
ление, вкус... Е

Нынешний «Новый мир» ‘скучным, ‘прес-
ным журналом не назовешь, каждая ‘его
книжка ^ интересна — кое-что радостно
удивляет новизной, кое-что вызываег серь-
езные возражения, ‘но, к чести редколлегии
будь сказано, почти ничто не прохолит ми-
мо ума и сердца, не оставляет равнодуш
НЫМ,   :

Несомненное улучшение «Нового мира» в
текущем году отразилось и на внешнем его
Bue — отличная бумага, четкий шрифт,
изящная верстка.

aN

В трех номерах: этого года -напенатаны
два выдающихся прозаических произведе-
HHA.

Это-«Альны» Александра Гончара в пе-
реводе Татьяны Стах (№ 3) и <Подполь-
ный обком действует» А. Федорова (№ 2).

Кроме того, в первой книге начат печата-
нием роман К. Федина «Необыкновенное
	ето».
«Альпы» — первая часть большого рома-
на «Знаменосцы» молодого. украинского
	писателя, участника Великой Отечествен-
ной войны. Действие происходит в дни на-
ступления Советской Армии. на территории
	Румынии, в  Трансильванских   Альпах.
Главные герои — команлир роты старший
лейтенант Брянский, командир взвода
	младший лейтенант Черныш и другие офи-
церы и бойпы. . г

Читая «Альпы», мы были сразу увлечены
страстным публицистическим ‘темперамен-
том автора, романтическим взлетом- его. чуз-
ства, возвышенностью его мыслей. Ни на
минуту не покидает ощущение, что дынишь
чистым, бодряще свежим воздухом гор, и
по мере того как геруи романа подымают-
ся’к горчым вершинам, так и ты словно
подымаешься выше, грудь стремится захва-
тать побольше этого прозрачного воздуха,
и дышать им легко и отрадно.

«Альпы» — значительное событие не
только для украинской литературы. `Появ-
ление в. ней подобных произведений oco-
бенно знаменательно, оно свидетельствует о
зрелости украинской прозы, что всегда яв-
ляется признаком зрелости литературы в
целом. Этот роман — интересное явление
и для всей советской литературы, он за-
служивает пристального внимания критики.

Не будем останавливаться на всей массе
жизненных вопросов и проблем, которые
затронуты, поставлены, разрешены в рома-
не А. Гончара. Скажем только, что «Аль-
пы». — подлинно патриотическое произвеле-
ние,

Тема советского патриотизма — ведущая
тема нашей современности. Воспитание чув-
ства советской гордости, борьба с пережит-
ками низкопоклонства перед заграницей, пе-
режитками, уходящими корнями в далекое
прошлое, в, ХУШ век,—эта борьба является
одной из основных задач созетской лите-
ратуры. В русской литературе еще с Кры-
лова и Грибоедова существует благородная
традиция высмеизания и разоблачения вся-
кого рода увлечения иностранщиной. Совет-
ские писатели должны не только развивать
и продолжать эту традицию, но и раскрыть
перед нашими люльми существо и значение
советского. патриотизма, животворная сила
которого явилась источником всех военных
и созидательных побед нашего народа.

В романе «Альпы» мы находим не только
об’ективное изображение превосходства на-
шего советского человека и нашего ‘совет-
ского строя над буржуазным укладом жиз-
ни, но и. целый ряд тонко подмеченных осо-
бенностей патриотизма нового типа: rop-
	аость социалистической родиной, нерунги-
мая дружба и полное единство в чувствах
советских людей различных национально-
стей, благородное стремление способство-
BaTb CPOHM военным трудом й. подвигами
освобождению угнетенных народов и, на-
конец, лобовь к партии, вера в нее, окры-
ляющая советского человека во всех его
начинаниях.

Об этой вере в мудрость партии и о пре-
данности наших людей советскому строю
говорят записки дважды Героя Советского
Союза А. Ф. Федорова «Подпольный обком
действует» (литературная запись Евг. Бос-
няцкого). По форме это обычные мемуары:
Но автор их — человек не совсем обычный,
это не простой боец или руководитель пар-
тизанского отряда, а командир одного из.
хрупнейших на Украине партизанских сое-
динений и секретарь подпольного обкома на
временно захваченной врагом территория. В
своих записках он выступает, как человек
тосударственного масштаба, партийный ру-
	ководитель. обладающий драгоценным чув:
ством нового в распознавании явлений и ха-
рактеров. т :

Поведение людей и события в книге пере-
дают дух времени, чтение ее обогащает нас
знанием действительности. Главное идейное
достоинство этих мемуаров заключается в
том, что в них с особенной ясностью пред-
стает ведущая, вдохнсвляющая и организа-
торская роль партии в партизанском движе-
НИИ.

В мемуарах А. Федорова читатель найпет
многие важные подробности. о том, как жи-
ли самые разные советские люди ‘в дни
борьбы с врагом На захваченной немцами
земле; Автор подмечает такие детали пове-
дения людей, приводит такие разговоры, ко-
торые раскрывают существо дела, душу
челозека. ,

i

Этот же интерес к насущным вопросам
нашей жизни мы видим и в том внимании.
какое редакция уделяет важнейшей темё
времени — теме колхозной меревни. Только’
за четыре месяца она опубликовала повебти
Г, Медынского «Марья» и Дм. Стонова
«Раннее утро», поэму А. Нелогонова «Флаг
над сельсоветом» и обширную ‘статью: А,
Дроздовз «Литература и ‘колхозная де-
ревня».

«Литературная газета» уже писала и о по-
эме А. Недогонова и о повести Г. Медын-
ского — вещи полезной, но’ отмеченной ря-
дом значительных художественных  недо-
статков.

Повесть Дм. Стонова «Раннее ‘утро», по-
	священная возвращению солдата с фронта
в родную деревню, к колхозному труду, на-
писана добросовестно, с искренним. желани-
ем правдиво показать быт современной де-
ревни. Однако повесть скорее’ напоминает
очерк, в котором к тому же ‘характеры дей:
ствующих лиц обрисованы не слишком глу:
боко. :
Инициатива, проявленная редакцией в ос-
вещении колхозной темы, чрезвычайно цен-
на. «Новый мир» привлекает серьезное вни-
мание к этой теме наших литераторов, что
позволяет надеяться на появление в ближай-
шем будущем более глубоких и ярких ‘про

изведений о людях советской деревни.
he

ЭВ:

Конечно, кроме колхозной темы, сущест-
вует еще ряд важнейших тем. Что редакция
прекрасно понимает их жизченность и важ-
ность свидетельствует тот факт, что она
смело открыла № 10—11 прошлого’‘года
очерком Бор. Галина «В. Донбассе».

К сожалению, в Трех номерах текущего
тода «Новому миру» не удалось опублико-
вать ничего, что напоминало бы это пройзве:
дение, Правла, в № 3 введен новый раздел
«Очерки наших дней», но напечатан. в нем
лишь военно-исторический очерк Арифа Са-
парова «Ледовая трасса» о «дороге жизни»
через Ладогу.

Повинна в этом, нам думается. не тель:
ко редакция, но и вся наша писательская
общественность, до сих пор несколько пре-
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
2 — № 21
	небрегающая таким важнейшим оператив-
ным жанром, как очерк, единственным про-
заическим жанром, позволяющим . немед-
ленно откликаться на потребности дня.
Жи
#

Отдел поэзии в последних номерах «Ново-
го мира» также не идет ни в какое сравне-
ние с прежним. Обилие поэм, стихотворений,
имен показывает, что и здесь новая редкол-
легия приложила немало усилий. И тут, так
же, как в отделе прозы, руководство журна-
ла пытается придерживаться принципа со-
временности. . -

Редакция проявляет внимание к поэзии
братских советских народов. В Ne 1 ona
опубликовала несколько переводов из ла-
тышских поэтов — Мирдза Темпе и Арвидо
Григулиса и обещает в одном из ближайших
номеров порадовать русского читателя це-
лым собранием лирических стихов поэтов
наших республик в русских переводах.

Не будем останавливаться на’ интересной,
	идеино значительной поэме А. Нелогонова  }
	«Флаг над сельсоветом» (№ 1), уже полу-
чившей положительную onenky в mane
печати.

Поэма «Творцы дорог» Н. Заболоцкого
(№ 1) тоже посвящена. ответственной теме
труда. — строительству дороги через тайгу
и горы к океану. Но тема эта не наилла в
поэме художественно верного выражения.
Тех пламенных порывов. чувств и воображе-
ния, которые составляют главную прелесть.
поэмы А. Недогонова, здесь нет и в поми-
не. Поэма Н. Заболоцкого лишь претендует
на изображение трудового подвига совет-
ских людей.

При всей внешней красивости и метафори-
ческом ‘богатстве поэма холодна. Говоря о
людях, поэт впадает в риторику. Там же,
где он. изображает действие аммонала,
«сверкающий во прахе, подземный мир бли-
стательных камней» иди насекомых; он во-
сторженно патетичен.

Среди проетранных риторических восхва-
лений разума р. поэме вдруг. прорывается
стпанная меланхолическая интонация.

Поэт говорит о том, что якобы. по ночам:

Когда горят над сопками Стожары

И пенье сфер проноситея вдали,

Колокола и сонные гитары °

Им нежно откликаются с земли,
раздается неулсвимый хор цветов, CJIBILUH-
мый только бабочкам и мухам (кстата, по
вочам, насколько нам известно, мухи имеют
обыкновение засыпать), и «тварь земная му-
зыкальной бурей до глубины души“ потря-
сена». В этом отрывке с неприятной нагляд-
ностью обнаруживаются недостатки поэмы:
ее манерность и сугубая литературность
(гетевское «пенье сфер», извлеченные” из
ветхозаветного поэтического словаря «ли-
леи», «сонные гитары», «хор цветов»), нако-
нец, декадентская поэтизащия «твари’ зем-

HOH». :
И засыпая в первобытных норах,
Твердит она (земная тварь.-—А, М.)
уже который век
Созпучья тех мелолий, о которых
Так редко BCTOMHHaeT WETOBER,
*

Вторая книжка журнала открывается со-.
бранием лирических стихов 37 советских
	поэтов, расположенных в строгом алфавит-
	ном порядке от Алигер до Яшина. Каждый
автор представлен одним стихотворением.
Начинание в нашей журналистике неслы-
ханное и оригинальное. (Самый замысел
«дать моментальную фотографию как бы
одного дня советской: лирической поэзии»
свидетельствует о живой орг анизующей ре-
дакторской мысли.

Однако это многообязывающее обещание
недостаточно оправдывается содержанием
самой подборки.

Темам патриотизма, труда, общественной
борьбы посвящены лишь немногие стихотво-
рения. Среди них удачны «Любляна» Н. Ти-
хонова (изумительное и своим поэтическим
мастерством), «Андижан» В. Урина, <За-
стольное слово» С. ШЩипачева — вот, по-
жалуй, и все, если не считать 3—4 стихотво-
рений. посвященных воспоминаниям о войне.
На самую волнующую тему нашей совре-
менности — тему творческого созидания —
откликнулись всего трое: В. Урин, С. Ша-
пачев и “A. Кронгауз, при этом стихи но-
слелнего очень слабы по выполнению.

Есть стихотворения, отмеченные благо-
родством и широтой чувства. Таковы, на-
пример, стихотворение В. Тушновой; посвя-
щенное матери, говорящее о новых взаимо-
отношениях между отцами и детьми в совет-
ском обществе, стихи С. Кирсанова «Лири-
ка» — о внимательности советских людей.
друг к другу и ряд других, где намечены.
новые черты в характере лирического героя’
советской поэзии. т

Но для очень многих стихотворений. во-
шедших в подборку, характерны annourne
чувства, внимание к боковым линиям и яв-
лениям жизни, к случайным впечатлениям.
Открывающее полборку стихотворение
М. Алигер «Синие, опасные глаза» по своей
внутренней интонации отчасти напоминает
цикл ее «Новых стихов». опубликованный в
	«Знамени»: то же смирение паче гордости,
мелачхолические сетования ‘на существова:
ние каких-то «мелких душ», по заслугам
лишенных той монополии на правду, кото-
рая пвинадлежит лирической героине,

Я. Белинский написал о старом немце-ху-
дожнике, С. Васильев — о красоте сибир-
ского леса, М. Голодный—о глухом полу-
станке, где.

завалилась спать гречиха.

И в лощине у пруда

Бредит мутная вода,

В. Казин — о старом домишке, в котором
прошло его детство, Вл. Лифшиц — о реке,
А. Межиров выступил < мадригалом воз-
любленной, который украсил бы альбом лю-
бой красавицы ХПХ века, А, Ойслендер ©ло-
вами декадентской поэзии вспомнил об од-
ном из.свиданий с любимой ит, д ит. п.
Не выделяется из этого сугубо камерного
ряда и стихотворение К. Симонова «День
рождения». ,

Лирическая подборка в «Новом мире» соз-
дает неверное впечатление, что многие наши
поэты живут вне связи с жизнью народа, что
они заняты личными, интересующими только
узкий круг людей делами и воспоминания-
ми или эстетским любованием пейзажем,
что они пишут альбомные, эпигонские` сти-
хи. Неверное уже потому, что простое обра-
щение к другим журналам и газетам легко
убеждает в обратном. За. последнее время
нам случилось прочесть хорошие стихи: С.
Васильева о Москве («Литературная газе-
та»), М. Матусовского «Шахта № 5» («Зна-
мя»), А. Межирова «Гвардейцы Родимцева»,
С. ‹Наровчатова «Молодые коммунисты»,
стиха Н. Тряпкана в журнале «Октябрь» и
многие другие.

Печать времени должна лежать на истин-
но художественном ‘произведении, и если
нет на нем этой печати, ему следует реши-
тельно отказывать в праве на художествен-
НОСТЬ,

%
м
В 3-й книжке журнала напечатана «Окраи-
на» TT, Семынина. Тема . стихотворения
Н. Семынина — строительство метро на
окраине Москвы. Но волей автора читатель
неожиданно попадает в какой-то нелепый,
уродливый мир. в

проулок, что булыжным лбищем
Уперея в загородь клалбита

Здесь

Ленивые, как свиньи, крысы
Вродили по пригоркам лысым:
	Гнил конекий череп: выл упырь —
Бутылка, скрытая рогожей...
	од такими строками мог подписаться лю-
бой Смертяшкин из декадентской клики,
‘макующий грязь застойного быта старой
России. Автор старательно выискивает на-
думанные, болезненно неприятные, отталки-
вающие образы

Рябой автобус лавит лужи,

Kak зазевавшихея курей...

Оно (облако.=-А. М,) нтарахнулось из ямы,
ЗЛягаявь грязью, воробъями,
..Мороженщик в халате ржавом,

Чихая, катит евой сундук.

В центре стихотворения — старик-кале
который  :

Орет на всех стучит клюкой,
Как жабу сел — настолько злой.
	В коние сти хотворения неожиданно. пляав-
	‚странно, что можно подумать, будто она
сбежала из желтого дома, — она
_ сорвала с тополя росток,

Понюхав, спрятала в сапог,
  Потом на цыпочках, сторонкой,

Подкралась к облаку тихонько,

Что спало в луже золотой; 1

И — трах, — по облаву ‘ногой.

Обдав «возом грязи» старика, она, стоя
посредине лужи, об’являет, что у нее —
«дитенок будет баю-бай»... Ее монолог кон-
чается рыданиями. . ;

Эта женщина должна изображать строи-
тельниту метро. ы

Стихотворение при всей его претензии ва
оригинальность неоригинально, оно свиде-
тельствует лишь о незаурядных способно:
стях автора в области поэтической. имита-
ции,

Й влруг, как светлый дух с высот,

Выходит тетя из ворот, —

в зеленых стеганых штанах...

°Да это же приемы прежнего Н. Заболоп-
кого, выпустившего когда-то юродствую-
щую книжку, где, изображая новый быт, он
всячески снижал его приемами смешения
высокого и низкого. Стихи П. Семывина —
это ‘уже вредное эпигонство, пасквиль на
найгу ВО

В том, что редакция продолжает держать-
ся своеобразных взглядов на лирику вооб-
ще и на «Новые стихи» М. Алигер/ в част-
ности, убеждает и знакомство co статьей
В. Перцова «Русская поэзия в 1946 году» в
	третьеи книжке журнала, Статья эта, как
известно литературным. кругам, но ‘неизвест-
	но широкому кругу читателей, — сокращен-
ная стенограмма доклада В. Перцова на
очередной ежегодной сессии Института ми-
ровой литературы и Союза советских писа-
телей. :

К большому нашему удивлению, в докла:
де оказались сокрашенными два существен.
но принципиальных. места. Одним из основ-

‚ных пунктов доклада В Перцова был раз-
бор «Новых стихов» М. Алигер и оценка их
совершенно в том же духе, что и в статьях
	«Литературной газеты». В этом же доклале
	В. Перцов проанализировал переводческую
деятельность Б. Настернака и доказал не-
полноценность этой деятельности. Часть
доклада, посвященная Б. Пастернаку, бы-
ла напечатана в виде статьи «Оригинал и
портрет» в нашей газете (№ 10).   -

В тексте, опубликованном в «Новом ми-
ре», совершенно отсутствует всякое упоми-
нание о стихах М. Алигер, из рассуждений
же о Пастернаке осталось лишь несколько
	общих фраз.
	Обложка книги стихов А. Малышко
«Четыре года», вышедшей на украин-
	ском языке,
	й ллюстрация худ. Эско Лепл из книги
	В. Басилевской
(Гослитиздат).
	«Песнь над водами»
		Литературная жизнь Украины
	Обзор за месяц
	Внимание общественности привлек но-
вый роман львовского писателя Петра Коз-
ланюка «Юрко Крук», выпущенный львов-
ским областным издательством «В1льна УК:
рана». :

Роман П. Козланюка — первая часть
задуманной автором многотомной эпопеи,
в которой повествуется о детстве крестьян-
ского мальчика Юрка Крука. Время дейст-
вия--канун первой мировой войны. Место
действия — глухое село «на Покутье» (так
называют стык Галиции с Буковиной).

В романе показано нишее, забитое, задав-
	ленное австро-венгереким гнетом галиций-.
	ское «ело. Крестьянам его. в равной мере
страшны и «представитель высшей власти»
— австрийский жандарм, и униатский поп,
и кулак-мироед  Никита. Единым фронтом
наступают на крестьянскую бедноту авст-
рийский чиновник, польский помещик, ук-
раинский кулак. Крестьян сгоняют с наде-
лов, лишают пастбищ.

П. Козланюк показывает, как постепенно
зреет революционное сознание крестьян,
среди которых ведут агитационную работу
рабочие-железнодорожники.

Тепло и правдиво выписан образ Юрка.
У мальчика пытливый ум, огромная, настой-
чивая жажда знания.

Чем старше становится Юрко, тем отчет:
ливей проступают во нем черты маленького
бунтаря. ‚Чтобы отомстить ненавистному
жандарму, он с друзьями похищает его
куртку. Мальчики пастушки заманивают
сына кулака в малинник, где устроили гнез-
до осы... В условиях: все более крепнуще-
го протеста против общественной неспра-
ведливости складывается характер Юрка,

Роман заканчивается первым днем  вой-
ны. Отца маленького ‘героя забирают в ав-

стрийскую армию. По селу прокатывается.

волна арестов: полиция мватает всех не-

благонадежных, в том числе железнодорож-
ника-агитатора. Юрко остается один. Его
детство кончается. Мы расстаемся с героем
романа, уверенные в том, что из этого ма-

ленького бунтаря вырастет настоящий рево-_

люнионер, передовой человек стРоего вре-
мени:

Роман П. Козланюка не свободен от от-
дельных недостатков: иные образы очерче-
ны бегло, автор злоупотребляет лиалектиз-
мами и т. п. И все же в целом роман —
весьма отрадное явление,
	Недавно в том же издательстве «В1льна
Укра{на» вышла повесть львовской писа-
тельницы, депутата ЁКерховного Совета
УССР: Ирины Вильде «Те — с Коваль-
ской». Повесть посвящена воссоединению
западных областей Украины с Советской
Украиной. Нужно. сказать, что это событие
	до сих пор еще не нашло достаточно пол-
ного отображения в украинской литературе.
Произведение Ирины Вильде в известной
степени восполняет этот пробел.

Киевским издательством «Советский пи-
сатель» издана повесть В. Козаченко
«Сердие матери», недавно опубликованная
в журнале «Витчизна» (№ 10—11 за 1946
год). Образ старой колхозницы-матери в
отличие от образов ее сыновей, дан в не-
сколько архаичной манере, заставляющей
вспоминать бытописателей крестьянской
жизни дореволюционного времени (Нечуя-
Левицкого, Гринченка и др.).

Вышла историческая поРесть для юно-
шества «Город на рубеже» Н. Строковско-
го, повествующая об обороне Пскова во
времена Ивана Грозного. :

Среди стихотворных сборников выдёляет-
ся книжка Л. Дмитерко «Горячий» суходол».
Это лирический дневник советского солда-
та о последнем, заключительном этапе
Великой Отечественной войны.

Книжка молодой- поэтессы Валентины
Ткаченко заставляет еще раз вспомнить о
старых, стертых шитампах, свойственных про-
	изведениям некоторых молодых поэтов.
Снабдив книгу претенциозным названием
«Девичья лирика». поэтесса  задалась
	целью доказать совершенно ложную мысль:
советским девушкам, мол,  несвойственны
большие мечты, болыние стремления. Ли:
рическая героиня Валентины Ткаченко мо-
HOTOHHO тоскует о неразделенной любви.
Ей грезится довоенное счастье: оно-де бы-
AO, «как сон, как сказка», в нем легко бы-
ло «горе побороть». Войну она называет
«порой предательской». Находясь в эвакуа-
ции в братской России, она мечтает о сча-
СТЬе «в дорогом краю», «в своей хате», про-
тивопоставляя таким образом «свою хату»

— не своей, Украину — России, Oreyrter-
вие больших идей, манерность, националь-
ная ограниченность — вот пороки только

что вышедшей из печати книжки молодой
поэтессы.

Читатель, наконец, нолучил первые но-
мера литературных журналов за 1947 год.
(№ 1 журнала «Вутчизна» и №№ Ти 9 жур-
	жала «Дниро»). Удивляться этому не сле-
	дует; многомесячное опаздывание журналов
	Бор. ВАДЕЦКИИЙ
	Историческое ‹воеобразие развития ка-
захокого народа, преодоление им ассимили-
рующего влияния китайской и арабской
культуры, как и первые проявления идей-
HOTO размежевания интеллигенции, долго
не привлекали к себе пристального глаза
исследователя и художника.

Первое большое произведение о старом
Казахстане, окрыленное подлинной живот-
ворной мыслью и умением выйти из преде-
лов навязчивого бытописательского натура:
Лизма, — это роман Мухтара Ауэзова
«Абай». Герой романа — известный казах-
ский поэт-просветитель Абай Кунанбаев.

Как известно, есыльные русские револю-
ционеры, которых Абай встретил в Семипа-
латинске, первые открыли перед ним мир
совершенно новых социальных представле-
ний. Он становится последователем идей
Чернышевского и Добролюбова, знатоком
русской культуры, просветителем, Абай пе-
реводит на язык своего народа произведе-
ния Пушкина, Лермонтова, Крылова, Он
принимает в своем ауле революционеров,
бежавших. из сибирской ссылки,

Роман Ауэзова «Абай» охватывает собы-
тия конца прошлого века. О дальнейших,
не менее значительных общественных явле-
ниях рассказывает Сабит Муканов в рома-
че «Ботагоз». Он как бы продолжает соци-
альную летопись, начатую Ауэзовым.

Главный герой романа молодой учитель
Аскар Досанов. В юности он был зваком с
Абаем. Аскар — самый образованный чело-
век в большой волости, управляемой жесто-
	Роман, «Казгиз», 1946.
	С. Муканвов, «Ботагоз».
$23 стр.
	стало на Украине, к сожалению, хрони-
Ческим явлением. Раньше его оправдывали
слабостью полиграфической базы,  разру-
шенной немцами. Сейчас это оправдание
уже не может иметь места: журналы опаз-
‚дывают исключительно по вине редакций.

В «Витчизне» опубликована повесть Алек:
сандра Гончара. «Голубой Дунай». И «Аль-
пы» и «Голубой Дунай» — части задуман.
ного автором большого романа, пока услов-
но названного «Знаменосцы».

В «Голубом Дунае» мы встречаемся <
теми же героями, которые действовали в
«Альпах», Появляются и новые лица,
в частности невеста погибшего героя офи-
цера Брянского — Шура Ясногорская,
Автор характеризует ее, как девушку ис-
ключительной моральной чистоты, благо-
родных порывов, высокой верности. Однако
все это пока — лишь авторская характе-
ристика, художественное же раскрытие
образа, видимо, еще впереди.

Повесть «Голубой Дунай» свндетельст-
вует об упорной работе А. Гончара над
собой. Фактура письма стала лучше, язык
	богаче, глаз зорче, образ точнее. Все мень-
	ше прибегает А. Гончар к об’яснению по-
ступков героев с помошью авторских дек-
лараций, хотя нельзя сказать, что. он из-
бавилея от этого недостатка полностью.
Впрочем, кое в чем «Голубой Дунай» и
уступает «Альпам». В «Альпах» шире, пол-
	ее, правдивее показан военный быт, су-
	ровая правда войны. В «Голубом Дунае»
есть и бои, и ранения, и смерть. Есть здесь
и превосходно выписанные батальные сце-
HB, как, например, штурм будапештекой
‘гостиницы «Европа». ИМ все же в целом
война в повести выглядит делом сравни-
тельно легким, не требующим от солдата
крайнего напряжения физических и духов-
ных сил, что в некоторой степени снижает
воспитательное значение произведения.

Писатель отвлекся от своей работы над
романом, чтобы, по поручению ИК ЛКСМ.
Украины, написать поресть о героических
делах полтавского комсомольского цод-
полья. Н центре повести «Земля гудит»—
образ Ляли Убийвовк, славной украинской
комсомолки, замученной гестаповцами. От-
рывок из повести опубликоран в газете
«Радянська Украйна». Судя по нему, «Зем-
ля гудит» А. Гончара будет шагом вперед
в творчестве молодого прозаика.

В №№ Ти 2 журнала «Дншро» опубли-
ковано новое произведение Ивана Сенченко.
«Его. поколение». Это роман о жизни совет-
ской молодежи в послевоенный период. Ро-
ман требует подробного разбора, мы же ог-
раничимея беглыми замечаниями. Автору“
удалось создать интересные образы совет-
ских юношей и девушек, заглянуть в их ду-
ховный мир. Наиболее полно обрисован
центральный герой оомана — школьник
Леонид Сливенко. Его думы, замыслы, бе-
седы говорят о духовном богатстве, пыт-
ЛиРОМ уме, х стремлении быть активным.
строителем коммунистического общества,

Однако автор не дал проявиться лучиимо
чертам характера Леонида. Он провел свое-
го героя удивительно благополучным пу-.
тем. Перед Леонидом возникают многие.
трудности, препятствия, намечаются кон-
фликты, требуюшие смелого вмешательст-
ва, Но Сенченко всегда во-время приходит
на помошь герою: трудности оказываются.
мнимыми, конфликты сводятся к простым.
недоразумениям. В результате энергичный,
инициативный. юноща лишен возможности
действовать. Он преврашается в резонера,
в пассивного наблюдателя.

Иван Сенченко достиг в романе лишь не.
которого успеха. Интересно задуманные
образы получились неподвижными.

В связи с поездками писателей в села;
западных областей Украины, творческие
секции союза за последний месяц снизили
свою активность. И все же несколько ин-
тересных литературных вечеров  состоя-
лось. Интересно прошел вечер Юрия Янов-
ского, прочитавшего на секции прозаиков
отрывки из своего нового романа «Живая
вода». Некоторые из этих отрывков уже
опубликованы в «Правде Украины», в «Ли.
тературной газете». Полностью роман печа-
гается в журнале «Дниро».

Многолюдную аудиторию собрал вечер
Леонида Первомайского. Поэт ознакомил
собравшихся с романом р стихах «Моло-
дость Брата», Это, несомненно. чрезвычайно
интересное произведение. Роман Л. Перво-
майского печатается в журнале «Витчизна».

На заседании президиума Союза совет.
ских писателей Украины обсуждался роман
Василия Козаченка «Новые Потоки» — о
жизни колхозного села в послевоенный пе-
риод. Писатель познакомил президиум с
общим. замыслом произведения. }
	Коллективный корреспондент
«Литературной газеты» —
редакция «Л]тературна газета».
	Не удовлетворяет нас и отношение редак-
ции к общественному мнению по поводу
рассказа А. Платонова «Семья Иванова»,
опубликованному в «Новом мире». Партий-
но-советская печать единодушно признала
этот рассказ клеветническим:

В течение долгого времени редакция «Но-
вого мира» ничего не говорила о своей онгиб-
ке. Наконец, в третьей книжке она опубли-
ковала статью Л. Субоцкого «Заметки о
прозе 1946 года» (тоже стенограмма докла-
да на сессии), в. которой имеется отрица-
тельлая характеристика ‘этого рассказа.
Этим редакция как бы признает серьезный
идейный провал в своей работе. Все же
для полной ясности следовало бы в приме-
чании от редакции дать тот или. › другой
комментарий к этой оценке, определить
точку зрения редакции. Тем более, что оцен-
ка. данная 1. Субошким, к сожалению, не
отличается особой четкостью формулировок.
Вместо прямого Указания на то, что рассказ
«Семья Иванова» — вовсе не литература,
Л. Субоцкий пространно говорит о «жесто-
ком поражении» автора в его попытке кос-
нуться важной, моральной темы, о том, что
в характеристике персонажей автор «идет
не от конкретных представлений о реально
существующих людях, а начисто выдумы-
вает этих людёй» и даже допускает, что у
	[ латонова мог быть «замысел организовать
	сознание и’ эмоции читателей так,
утвердить святость семьи», но «этот `замы-
сел потерпел полный крах в процессе’ его
реализации». Все эти формулировки не го-
дятся для характеристики рассказа; клеве-

щущего на советских людей.
ok

в

В отделе критики и публицистики ощу-
щается живое дыхание современности. Но
пока он еще недостаточно богат. Кроме
статьи К. Симонова, уже подробно рассмот-
ренной в «Литературной газете», докладов
Л. Субоцкого, В. Перцова и А. Лейтеса на
сессии Института мировой литературы, по-
явление которых не является инициатизой
редакции, помещены только три статьи —
Б. Яковлева «Великий принции» — © ле-
нинском принципе партийности, Г. Кора-
бельникова «Самый человечный человек»
—0б особенностях отражения образа Ленина
в фольклоре и К. Зелинского «Александр
Фадеев», дающая интересный биографиче-
ский материал об этом писателе. Это’ не-
	много. Отдел же библиографии — наред-
кость скуден и почти не включает критиче-
ских материалов. В «Новом мире» хочется
видеть более обширный отдел критики и
публицистики, в котором особенно жела-
тельно постоянное активное участие веду-
щих наших писателей В журнале необхо-
димы серьезные, проблемные — теорети-
ческие статьи © современной литературе,
нужна и острая наступательная полемика ©
реакционной литературой буржуазного За-
пала. На Тему борьбы с упадочнической
буржуазной культурой Запада пока мы
встретили только две интересные и убеди-
тельные статьи А. Лейтеса: «Философия н>
четвереньках» (о Сартре) и «Советская ли-
тература на международной арене».

Необходимы также статьи о зарубежной
прогрессивной демократической литерату-
ре.
С прошлого года редакция чачала ре-
гулярно печатать произведения ‘лучших пе-
редовых зарубежных писателей. Она’ опу-
бликовала пламенную и вдохноРляющую
книгу Ю. Фучика «Репортаж с петлей на
шее», книгу, проникнутую коммунистической
моралью и пафосом самоотверженной ‘борь-
бы за будущее. В трех номерах нынешнего
года напечатана хорошая лирическая поэма
А. Гидаша «Стонет Дунай», в переводе
Н. Заболоцкого и короткий рассказ албан-
ского писателя Юсуфа Алибали «Рам Су-
ла», сопровождаемый его же очень любо-
MbITHOH статьей о неизвестной русскому чи-
тателю албанской литературе.

С
	a

Заслугой редакции «Нового мира» являет-
ся то, что в поисках лица журнала она ре-
шительно обратилась к главным, ведущим
темам современности и добилась успе-
XOB BMX осРещении. Мы считаем необхо-
димым еще раз подчеркнуть, что правиль-
но понятая тема советского патриотизма
должна занимать основное место в журна-
ле ‘и пронизать собою все его отделы. Эта
тема должна получить свое почетное место
и на страницах отдела критики.

Необходимо также не ослаблять а BCH-
чески усиливать проявленную редакцией
чуткость К теме колхозной деревни и сде-
лаль темы творческого созидания, темы но-
вой сталинской пятилетки основными в
прозе, поэзии.

То внимание к братским литературам, ко-
торое позволило редакции так быстро до:
вести до своих читателей одно из интерес-
нейших явлений украинской прозы — роман
А. Гончара «Альны», нужно ‘надеяться, не
будет ослабевать и в дальнейшем, ибо каж-
дый наш литературню-художественный жур-
нал призван дать реальную картину много-
образия и богатства советской литературы
в целом.

Внимательно изучая содержание вышед-
тих в текущем году номеров журнала,
приходишь к выводу, что редакция проле-
лала большую и плодотворную работу и
добилась значительных успехов, особенно в
отделах художественной прозы и публипи-
стики. Неустанно продолжая и расширяя
круг этой работы, она безуеловно сможет
в дальнейшем сделать свой журнал. одним
из подлинных центров боевой большевиет-
ской художественной мысли. Для этого у
	‘хар Беркут». Рисунки
1946 год. 176 стр,
	OM