Александр ДРОЗДОВ
	„М боль, и вера
в счастье...”
	Хорошее произведение литературы ye
замкнуто в себе самом: человек, подпавший
под его влияние, убежден, что способность
по-новому понять или оценить явления
жизни таилась в нем самом и хорошая
книга только разбудила эту способность,
У читателя нет оштущения, что он заглянул.
в чужой сад и любуется чужими цветами,
У него противоположное чувство: поэт за.
глянул к нему, в его собственный сад к
сказал: гляди, какие цветы растут.у тебя
под ногами, не растопчи же их. В том ис,
стоит сила искусства. Безидейная, нехудо:
жественная, плохая книга вредна потому,
что убивает в читателе веру в себя, какв
активного, революционного строителя жиз.
ни, мельчит душу. Хорошая книга освещает
ве светом,

В читательских письмах повторяется’ поз
стоянный мотив» «да, и я так чувствую,
и я так вижу; только не отдавал ‘себе в
этом отчета, а ваша книга раскрыла мне
мои: собственные думы». Такое признание
лучшая похвала поэту. Это значит, что он
‘стал выразителем дум и чувств народных,
стать же народным поэтом можно лишь
на передовой линии литературы, во ве.
оружии идейных и художественных сил.

«Дом у дороги» А. Твардовского — про;
изведение большого ряда,

Помню свое первое’ впечатление от этой
поэмы, неточно или слишком скромно наз.
ванной поэтом лирической хроникой; в мою
духовную жизнь вошло нечто новое, очень
значительное. Мы недавно вышли из вой.
	П. А. ПАВЛЕНКО
						Вера СМИРНОВА
	ым творческим высотам о
	ской премии наполняют чувством радости
и гордости каждого советского писателя.

Какую бы из этих книг мы ни раскрыли,
мы найдем в ней великолепные черты, оп-
ределяющие духовное и идейное богатство
нашей литературы, свидетельствующие о
HOBOM ее под’еме, об огромном идейном, мо-
ральном, художественном ее превосходстве
‘над вырождающейся буржуазной литерату-
	рой Запада. :
В центре внимания всех этих книг стоит
советский человек — герой боев, герой
	труда, патриот, творец, искатель, человек,
ставший знаменем социалистического ис-
кусства.

«Спутники» — так назвала Вера Пано-
ва свою повесть о простых советских лю-
дях, тружениках войны. Место действия
повести ограничено крохотной «террито-
рией» санитарного поезда, совершающего
рейсы на фронт и с фронта. Работники по-
езда заняты перевозкой раненых воинов.
Это скромные «винтики» огромного меха-
визма войны: врачи, медицинские сестры,
санитары. Но на этой маленькой террито-
рии, в этом маленьком коллективе, как
солнце в капле воды, отражается то, чем
жил в те тоды весь советский народ. Вой-
на сделала спутниками этих разных по возЗ-
расту, квалификации и жизненному опыту
тружеников, Писательница показывает, ка-
кие огромные духовные силы заложены в
каждом из них. с какой ‘самоотвержен-

ностью и верностью своему долгу вынол-
няют они скромные и благородные обязан-
ности, вырастая в настоящих героев, как
находят они высокое счастье в служении
народу, как прекрасен их внутренний мир:
Эти люди устремлены к будущему, их
труд на войне определяет их отношение к
завтрашнему мирному дню. И. когда мы рас-
стаемся с героями Пановой на пороге этого
дня, мы верим в то, что каждый из них
найдет свое место в созидании, обогащен-
ный пережитым, „равственно закаленный,
знающий, в Чем подлинное человеческое
счастье. Замечательная повесть Пановой,
освещенная горячей любовью к советскому
человеку, раскрывает источники массового
героизма народа, раскрывает те черты, ко-
торые воспитаны социалистическим строем
в каждом патриоте.

Повесть Эльмара Грина «Ветер с юга»
рисует жизнь финского народа, обмануто-
го своими фашистскими правителями, по-
казывает ‘рост сознания простых людей
Финляндии, которых окрыляет живитель-
ный ветер с юга, с советской земли, свежий
воздух демократии. Это прозрение народа
воплощено в образе крестьянина Эйнари
Питкяниеми, который, побывав на фронте
и столюнувшись с русскими, начинает по-
нимать, где правда и кто его истинный
враг, И когда кулак Куркимяки, всю жизнь
эксплоатировавший Эйнари, теперь, приспо-
собляясь к новым условиям, предлагает
Эйнари ‘выкупить Ha льготных условиях
арендуемую землю, крестьянин отвечает:

— Не надо мне вашей земли! Я сам возь-
му ее, когда будет нужно.

Эта талантливая книга помогает совет-
скому читателю многое понять в тех про-
цессах, которые сейчае происходят в
Финляндии; она прекрасно рисует быт и
природу нашего северного соседа.

Герой Советского Союза генерал-майор
Петро Вершигора пришел в литературу из
той славной народной армии, которая сра-
жалась во вражеском тылу. В его книге о
партизанах-ковпаковцах перед читателем
возникают не только широкие просторы, на
которых действовали отважные герои, но и
необ’ятный духовный горизонт народных
мстителей. «Люди с чистой совестью» о —
этим названием сказано все. С глубоким
знанием жизни, < покоряющей  правдиво-
стью. с большим литературным мастерст-
вом создал Вершигора образы своих <о-
ратников, у которых чиста совесть перед
народом, перед отечеством, перед партией,
Это умная и глубоко человечная книга, в
которой талант литератора, знатока чело-
веческих душ, сочетается с достоверностью
историка и точностью военного человека,
Вершигора внес новое в жанр живых вос-
поминаний, пережитое он сумел осмыслить
< той идейной глубиной, с той широтой
мысли, которая доступна лишь художнику,
обладающему передовым мировоззрением.

Бывший офицер инженерных войск Вик-
тор Некрасов, участник сталинградской
битвы, удостоен Сталинской премии за по-
весть «В окопах Сталинграда». Эта прав-
дивая и искренняя книга, рисующая вею
суровость войны, показывает. маленький
участок Сталинградского фронта. Скупыми
штрихами вылепил Некрасов портреты сол-
дат, мужественных, немногословных, людей
воинского долга. Из усилий тысяч таких
людей выросла сталинградская победа:
Зоркое зрение художника выделило необ-
ходимые детали, существенные черты, ко-
торые, сливаясь в одно целое, создают
убедительную картину героизма сталин-
градцев, живущих судьбами Родины,
`Борис Полевой в своей «Повести о на-
стоящем человеке» не только создал образ
советского летчика, который сумел  прео-
  долеть личную трагедию и вернуться В
строй, — писатель сумел показать живи-
тельное воздействие советского коллекти-
ва на судьбу человека. Рядом с образом
Алексея _Мересьева в повести вырастает
образ Комиссара, образ ‘кристально чисто-
го большевика, который одаряет своим ду-
ховным богатством каждого, кто соприка-
сается с ним. Сюжет своей книги Полевой
почерпнул из живой действительности и
подлинному факту придал обобщающую шй.
роту. В этом особая ценность его книги.
	`Высокой награды посмертно удостоено
творчество прекрасной литовской поэтессы
Саломеи Нерис, которая с наибольшей
глубиной отразила в своих произведениях
жизнь, борьбу и чаяния литовского народа,
его вступление в братскую семью совет-
ских республик. Ее поэма о Сталине, стихи
о Москве, о Сталинграде, поэма о героине
литовского народа  партизанке Марии
Мельникайте—талантливые и проникновен-
ные произведения, полные любви к Роди-
‘не, к советской стране. Эти стихи и поэмы
навсегда останутся в многонациональной
советской поэзии, как одна из замечатель-
ных ее страниц,

«Песнь о Давиде Гурамишвили», новая
поэма Симона Чиковани—произведение ис-
торического жанра. Но описанные в поэме
события овеяны дыханием современностн,
Судьба гениального грузинского поэта Да-
‚вида Гурамишвили, рассказанная в ней, так
же, как и судьба всей Грузии, тесно пере-

плетается с судьбой русского народа.
Поэма Чиковани -= взволнованная песнь о
	почему она звучит для сегодняшнего чита-
теля не как повесть о делах давно минув-
ших дней, а как рассказо людях, обращен-
ных к будущему, к нынешним дням.

Свою поэму «Дом у дороги» Александр
Твардовский начал писать. в тот горький
год, когда «зимой студеной война стояла
у ворот столицы осажденной». Он закон-
чил ее, когда война отшумела. Пройдя со
своим героем весь трудный путь, поэт су-
мел обозреть его с вершины победы. Судьба
Андрея Сивцова и его семьи как бы отра-
жает судьбу всего народа, светлую душу
русского человека, веру в победу, которая
не померкла в дни самых страшных испы-
таний. Сожжен дом Сивцова, угнана вра-
гом семья, но солдат, вернувшийся домой,
верит в то, что он встретится с семьей, ве-
рит в счастье; он строит новую жизнь, пол-
ный надежд и творческого вдохновения,
Сколько мудрости и оптимизма, сколько
любви к народу в этой прекрасной поэме,
в ее высокой простоте! Александр Твар-
довский поднялся в своем творчестве на
новую ступень, еще ближе подошел к той
подлинной народности, которой отмечена
вся его поэзия.

Радостным событием в белорусской ли-
тературе явились новые стихи и поэмы Пет-
руся Бровки — «Хлеб», «Думы о Москве»,
«Брат и сестра» и другие. Это произведения
поэта, который, стремясь к наибольшей вы-
разительности стиха, непрестанно ищет но-
вых форм поэтического выражения. Балла-
ды-песни Бровки, его прозрачные стихи,
проникнутые любовью к родной земле, к ce
людям, к ее природе, воспевают белорус-
ский народ, вынесший страшные муки в го-
ды войны и вдохновенным трудом залечива-
ющий ` раны, нанесенные родному ‘краю.
Продолжая традиции Янки Купалы и Яку-
ба Коласа, поэт черпает вдохновение в род-
нике народной поэзии.

Сборник «Лирика» украинского поэта Ан:
дрея Малышко и его поэма «Прометей» ча-
полнены дыханием народной жизни. В них
воспевается несгибаемая душа советского
человека. Лирические песни мирных дней и
полные героического пафоса строки воен-
ных лет осенены образом Советской Украи-
ны} Мы видим золотые просторы укрРаин-
ской земли, ее славных воинов и-труже-
ников, борющихся за счастье всей совет-
ской Родины.

«Русский вопрос» Константина Симонова
принадлежит к тем произведениям‘ совет-
ской литературы, которые дают изезный
бой буржуазной культуре» разеблачаз ее’
продажность и лживость. Эта острая и
своевременная пьеса, сочетающая в себе
публицистическую страстность © тонким
психологическим рисунком, представляет
собой новое явление в нашей драматургии.
Вскрывая подлые методы американских
бандитов. пера, поджигателей HOBOH войны,
обливающих потоками клеветы советский
народ, пьеса «Русский вопрос» стала’ ору-
жием в борьбе за мир и демократию. Кон-
стантин Симонов, обладающий острым
чуветвом современности, о показал. пример
того, как хуложник активно вмешивается
в жизнь, в политику, в борьбу с реакцией.
«Русский вопрос» — высокоидейное произ-
ведение, проникнутое духом настоящей
партийности.

Эстонский писатель Аугуст Якобаон в.
своей пьесе «Жизнь в цитадели»  мастер-
ски показал крушение буржуазных ил-
люзий в среде эстонской интеллигенции.
Живая действительность, врывающаяся в
дом профессора Мийласа, который живет,
как в «цитадели», отгородившиесь от сов-
ременности, раскрывает глаза ученого на
то, что нельзя быть «над схваткой». Мийлас
с горечью убеждается, что его «цитадель»
стала приютом для фашистов, скрываю-
щихся от народного. возмездия. «Кизнь
в цитадели»—выдающееся произведение
эстонской и всей советской драматургии
в целом.

Всенародное признание получил прошед-
щий по всем экранам страны замечательный
фильм «Клятва», запечатлевитий в глубоких
и правдивых образах борьбу советского на-
рода, ведомого великим Сталиным по ленин-
скому пути.

В числе создателей этого прекрасного
фильма удостоен Сталинской премии писа-
тель Петр Павленко.

Заслуженная награда!

Таковы произведения советской marepa-
туры 1946 года, которым присуждена
Сталинская премия. Таковы книги, знаме-
нующие собой новые творческие достиже-
ния советских писателей.

Проникнутые всеоб’емлющей идеей со-
ветского патриотизма, рисующие новые
черты советского человека, утверждающие
моральное превосходетво сопналистическо.

го строя над буржуазной лжедемократией, .
	глубоко и всесторонне отражающие жизнь

советского народа,—эти книги завоевали
заслуженную любовь миллионов  читате-
лей. Рожденные в гуще жизни, BAOXHOB-

ленные подвигами людей с чистой  сове-
стью, высокоталантливые произведения

лауреатов Сталинской премии стоят в од-

ном ряду с высшими творческими достиже-
ниями народа-созидателя.

В этот радостный для советской литера-
туры день мы от всей души приветствуем
мастеров, поднявших на новую ‘ступень наз

шу социалистическую культуру, писателей,

чье творчество удостоено
признания.

Произведения, удостоенные Сталинских
премий, —значительный вклад в послевоек,
ное строительство. Этот вк/Лад нужно все-
мерно умножать,

Большевикам не свойственно успокаивать.
ся на достигнутом, Трезво оценивая успехи,
мы лолжны видеть, как много еще пред.
стойт нам сделать.

Мы должны сегодня особенно ясно ©оз-
нать, что высокая награда выдающимся ма-
стерам литературы налагает одновременно
высокие обязательства на всех советских
писателей, .

‚Не ослаблять неутомимых исканий, напря-

всенародного

женного труда — таков долг каждого
литератора. :
Советская литература вместе co всей

страной идет к великой и торжественной
‚дате — 30-летию нашего государства.
Мы должны встретить эту дату но:
выми творческими победами. Мы должны
дать Родине новые книги, в которых наряду
с героями битв во весь рост встанут герои
созидания. Пафос времени, освященного
трудовым гением народа, должен прони-
зать страницы будущих книг. Вще глубже
проникнуть в душевный мир советского че:
ловека, еще шире показать всё величие
сталинской эпохи—такова почетная задача

Сегодня больной и радостный праздник
советской культуры — Совет Министров
СССР присудил Сталанские премии за вы-
дающиеся работы в области науки и искус-
ства, созданные в 1946 году. *.

Ежегодное присуждение Сталинских пре-
мий стало прекрасной традицией в нашей
стране, в нашем социалистическом общест:
ве, основная движущая сила которого —
созидательный труд на благо народа. Вдох-
новляющим стимулом новых творческих
побед стал этот благородный «обычай, озА-
ряющий именем Сталина все самое пере-
довое, самое талантливое, самое яркое, что
создано за год мастерами труда, науки,
искусства, все, что двигает вперед нашу
страну, нашу культуру. :

Высокую награду получили мастера куль.
туры, мастера труда, движущие вперед на;
шу науку, искусство, технику, борющиеся за
большевистские темпы, за быстрейшее прэ-
движение нашей Родины к коммунизму. Ря>
дом © именами выдающихся ученых, изобре..
тателей, конструкторов мы находим имена
прославленных тружеников — Василия Мат-
росова, Ивана Проничкина, Нигмалжан
Минзарипова. Это символизирует твор;
ческие возможности великого советского
народа-созидателя. Е

Сегодня радостный день и для советско?
литературы. Сталинской премии удостоены
лучшие произведения 1946 года.

Нет высшего счастья для художника, чем
всенародное признание его творческого тру.
па; нет высшей тадости, чем уверенность,
что слово, выношенное тобой, овладело мил-
лионами сердец, проложило путь в гущу
нарола, стало достоянием Отечества.
	Всякий раз, переживая это волнующее
событие, разделяя высокую радость с. те-
ми, кто удостоен великой награды, мы под-
нимаемся на новую ступень в нашем твор-
ческом развитии. Перед нами открываются
‘новые необозримые горизонты, новые вы-
соты, мы чувствуем мощный прилив вдох-
новения.

Наша советская литература — самая
передовая литература мира, совесть челове-
чества, несущая в себе самые благородные
и справедливые идеи. Это — подлинно на-
родная литература, она стала для милляо-
нов людей учителем жизни, она служит мо-
гучим оружием воспитания народа. Она не
только отражает, но и преображает жизнь,
‘активно участвуя в строительстве; комму-
низма — самого высокого общественного
строя, обеспечивающего всеобщее счастье
и подлинную свободу человека.
	Минувший год был знаменательным го-
дом в жизни нашей страны. Это был пер-
вый год мирного развития, год напряжен-
ного труда, неустанных исканий и творче-
ских свершений. Одержав всемирно-истори-
ческую победу над злейшим врагом чело-
вечества — немецким фашизмом, советские
люди вернулись к труду, прерванному вой-
ной, чтобы возрождать разрушенное и ©03-
давать новое.

В лучших произведениях, созданных <о-
ветскими писателями в 1946 голу, нариеова-
ны новые черты в облике советского чело-
века — воина и творца, воспитанного. пар-
тией Ленина—Сталина. В книгах, удостоен-
вых ныне Сталинской премии, еще более
ярко, зримо предстал неред нами могучий
характер этого человека, еще глубже рас-
крылись перед всем миром его душевное.бо-
гатство, его высокие стремления. Эти про-
изведения лают нам право говорить о пос-
левоенном под’еме нашей литературы, кото-
рая духовно вооружала наш народ в дни
войны и сейчас выполняет свой патриоти-
ческий долг.

Решения ИК ВКП(б) по вопросам искус-
ства, принятые летом минувшего года, еще
больше приблизили нашу литературу к на-
роду, современности, подняли  идейность
новых произведений, помогли советским
писателям полностью сознать свое высо-
кое призвание, дали верное направление
творческим поискам. Оружие слова стало
острее и действеннее. Произведения, уло-
стоенные ныне Сталинской премии, — CBH-
детельство тех новых сдвигов, которые
произошли в литературе за минувший год.
Исторические решения ЦК ВКП(б) опреде.
ляют и все дальнейшее движение нашей ли:
тературы к новым вершинам идейности и
художественного мастерства, 3
	Лучшие произведения 1946 г. являют со-
бой целый мир мыслей, красок, образов,
чувств. Перед нами плеяда писателей, каж-
лый из которых идет в творчестве сво-
им путем, радуя читателя лишь ему пря-
сущим умением по-своему видеть, осмыс-
ливать и изображать действительность.
этом многообразии творческих индивиду
альностей раскрывается неисчерпаемое 60-
гатство нашей литературы. Только в на-
шем социалистическом обществе возможно.
такое свободное развитие талантов, такое
бесконечное обилие жанровых и стилисти-
ческих особенностей. Над нашими писа-
телями не тяготеет нивелирующее и рас-
тлевающее влияние литературной моды,
циничные требования литературного «чер-
ного рынка», определяющие однообразие и
опустошенность современной буржуазной
литературы.

Многогранность нашей литературы обога-
шается тем, что наше государство основа-
но на братской дружбе народов. Ленинско-
сталинская национальная политика обеспе-
чила расцвет талантов во всех советских
республиках. Творчество писателей Украи-
Hol, - Белоруссии, Грузии, Эстонии
и Литвы, творчество прозаиков, — поэ-
тов. драматургов всех народов нашей Ро-
дины сливается в единый поток многона-
циональной советской литературы. Каждый
писатель вносит в литературу лучшие тра-
диции своего народа, неповторимое нацио-
нальное обаяние.

Всех мастеров нашей литературы об’еди-
няет общее служение одним идеям, горя-
цее и животворное чувство советского пат-
риотизма. Творческая победа русского пи-
сателя одинаково радует читателей Моск-
вы и Риги, Ташкента и Баку. Успех бело-
русского поэта или эстонского драматурга
влохновляет писателей Ленинграда и Киева.
Это братство культур, взаимно обогащаю-
щих друг друга, это обилие форм при един-
стве идей и характеризуют нашу соцкали-
стическую литературу.

Произведения новых лауреатов Сталина
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
‘9 — Ne 23
	СПУТНИКИ ВИЗзНИ
	изображения Получается ‘убедительным
	Открываешь книгу — и словно BCKAKE-
ваешь на ходу в ночной, затемненный, мча-
	Небо и поля бы-
vnarox Белая
	щийся куда-то поезд.

<«,..Ветер. влетел в окно.
ли пепельно-светлые, ‘без
ночь. Очень тихо.
	Лето в этом году пришло поздно и Не  тельства
	вагона пепельно   зывает жалким,
	было’ похоже ни на одно другое лето...
..B коридоре штабного вагона пепе
	светились широкие окна, Пусто. Тихо, по“
ночному сиротливо. Небо ‘и поля плыли на:
	зад, светлые, без красок...»
	Почти неуловимо, чем это достигается,
может быть, немногими отрывочными ©ло-
вами, скрытой взволнованностью повторов

nr

Гры а

HO ¢ первых же строк повести Веры
ааа розникает сиушение движевия,

fie oe
жизненным,
пристрастия

без преувеличения и 083

к черной . краске. Таков
доктор. Супругов, персонаж. <. наро-
чито театральной фимилией, единственный
‘из «спутников», чьи жизненные обстоя-
тельства вполне  благополучны, и,
однако, единственный, кого Панова пока-
зывает жалким, одиноким, — ‘именно по-
тому, что он больше всего заботится ©

242 СТВА 3 ЗА

ны, отторжествовали победу, но горя сво.
его, принесенного вторжением врага, еще
не избыли. Оно было повсюду, в каждом
городе и колхозе и почти в каждой семье,
Оно глядело глазами ‘сирот, вдов, неутеш-
ных матерей. Но вот явился поэт, скупой
на слова, и собрал горе миллионов в одну
«песнь суровой судьбы родины».

Ta MATE.

Cte 4 Owe ts,
	Окаменела память,
Крепка сама собой.
	своем благополучии.
	Своеобразное построение повести деласт
ee легкой, динамичной освобождает OT
почти неизбежной в прозе и Часто кажу-
нтейся современному читателю тяжеловес-
	Да будет камнем камень,
Да будет болью боль! .

Не утешение, не соловьиные песни над
развалинами очагов, а мужественная прав,
	предчувствие жестоких, страшных BCTPEN  OH BECh B о и к сролм  крестьянин Андрей _ ЛИТЕР ка: ВР
материнское в отношении Пановой к своим   крестьянин Андрей Сивцов, ра

с войной, всего тяжелого, грозного лета
1941 года, крепко памятного каждому (Из   «спутникам». Как мать, она до края души   любил жену, берег свой дом, 1
нас. Это ошущение движения в простран    полна их мыслями, чувствами, их забота-  рук трудился: «коси, коса, пок,
стве, то усиливаясь, то затихая, He MOKH-  MH, HX большим горем, их маленькими ряа- долой — и мы домой», Но — ‹
дает читателя все время, но это не только   достями, И лишь где-то, в конце главы или   силой» завыла война, и солдат

2-я eo... en) Optra fdaneyu nnanuun {oOnnaT ROeRBAT. £

любил жену, берег свой дом, не покладая
рук трудился: «коси, коса, пока роса, роса
долой — H MBI домой». Но — «с нещадной
силой» завыла война, и солдат ушел 19
зову родины. Солдат воевал, а жену его,
вместе с детьми, немец угнал в неволю в
Восточную Пруссию. Солдат отвоевался,
вернулся — нет ни дома у дороги, ни
семьи, ни счастья. Сотни тысяч, если не
миллионы Андреев Сивцовых глянут в поз,
му Твардовского, как в зеркало собственной
судьбы. ‘Столько же советских женщин
переживут в «окаменелой памяти» и лагери
	и не просто ритм поезда, это своеобраз-
wir ORUMAE RIOTROROSZONHOR Bono юизни,
	ный ритм потревоженной войной
снявшейся с привычного места и
	ща мам >25 a eee ee
1, STO своеобраз-
1 войной ЖИЗНИ,
места и мчащейся
запада на восток».
> слышит кердцем
юкойства, суетли-
але войны, к заб-

а т У А ТЯ:

позволяет себе короткие авторские ремар-
ки, несколько слов — лирических и чуть
приподнятых: «Санитарный поезд, опален-
ный и закопченный, с выбитыми окнами,
возвращался в тыл. В хвосте его болтался
обгоревший вагон. Зеленые фонари заго-
палафрЕ перл поезлом и лпоуугие поезла

зову родины. Солдат воевал, а #1
вместе с детьми, немец угнал в
Восточную Пруссию. Солдат от
вернулся — нет ни дома у до
семья, ни счастья. Сотни тысяч,
миллионы Андреев Сивцовых глян
му Твардовского, как в зеркало со
судьбы. ‘Столько же советских
	ЗЕЕ Е: wT ОЕЙ

В русском языке есть два слова для
обозначения людей, идущих по одному пу-
ти: попутчики и спутники. У этих с<лов
одинаковый корень и разный смысл. По-
путчики — те, что идут где-то рядом и
он ава. о же идут с нами

с колючей проволокой, и горькое материн.
ство на чужбине, и собачий хлеб немца:
рабовладельца. Как истинное  художе
ственное произведение, поэма Твардовско-
го раскроет в их душах всю глубину пере.
житого.
	Зачем ворошит А. Твардовский эту боль
зачем тревожит незакрывщиеся раны?
	В санитарном поезде Пановой нет попут-
чиков, кроме Супругова, — в суровом об-
шем деле войны, в тяжкой борьбе за То,
чтобы отстоять, спасти от уничтожения
мирную трудовую советскую жизнь, креп-
ко сплочены все советские люди. Самоот-
верженность и высокий героизм тех, кто

зачем тревожит незаврывшиеся равыг

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем. 1!

Да, забыть нельзя, Нельзя этого забыть
И сейчас, в годы новой пятилетки, в годы
великого политического и морального тор
жества наших идей, Нельзя забыть потому;
	идет впереди, учит быть лучше, учит Н®  что, вопреки воле народов, мировая реак-
отставать тех, кто слабее духом и телом.   пия бросает зловещую тень на послевоен-
	ЦИЯ бросает зловещую тень на послевоен:
ные усилия человечества, стремящегося
	Но замысел. Веры. Пановой не только В ные усилия человечества, стремящегося
том, чтобы показать дружную, самоотвер-   создать прочный мир, Нельзя, в частности,
женную работу советских людей на оборо-   забыть и потому, что к позору так назы:
ну своей страны, и даже не в ТОМ, Чтобы   ваемых демократических правительств все
	изобразить возможно вернее и ярче этих   еще существует проблема «перемещенных
людей, и не в том, чтобы правдиво рас-   лиц».
сказать © войне, хотя. все это и входило   д т. лорокий как хупложник вышел
	А. Твардовский, как художник, вышел
на широкую дорогу. В своей поэме он со3-
	труда, умножающей силы и родящей уве-   уступали.
ренность, к единому общему  страстному В русск
стремлению к победе, радости, счастью. обозначен!
Этим человечным и добрым стремлением к  Ти: Попут
счастью. этими светлыми тонами окрашена   одинаковы
	вся книга Цановой.
	Пройдя из конца в конец весь поезд, по-
знакомившись со всеми «спутниками», сле”
лав © ними несколько рейсов — «груже-
ных» и «порожних», прожив с ними всю
эту повесть военных лет, читатель успе-
	ных» и «“порожних», прожив © ними всю
вает полюбить этот маленький движущий-
ся мирок, эту республику на колесах, в
которой живут и работают те же люди,
действуют те же законы и обычаи, что и на
всей больнюй советекой земле.

О повести В. Пановой говорили и писа-
ли, что она «явилась в результате наблю-
дений писательницы над жизнью и рабо-
	тои санитарного поезда», с которым она
	сделала два больших рейса, чтобы написать
очерк о его людях. Эта биографическая
справка интересна для характеристики ав-
тора повести — советского писателя, она
	‚типична для наших военных книг. Но, хотя
	рейсов было, действительно, только’ два,  Главное, ‘ради чего описывала 11анова ‘дал советские характеры. Не имена, не пи
свой канитарный поезд, ради чего заста-   рические обозначения, — литературные 05.

очевилно, что «спутников» своих по сани-
тарному поезду Панова знает очень хоро-  Вляла высказываться до конца и старень-   разы во всей силе их художественного 0606.

ню и давно — гораздо раньше, чем начал-  кого доктора Белова, и юную Лену Ого;   щения. Все убедительно здесь именно по-
ся их первый совместный рейс, она жила  Родникову, и порывистую Фаину, и по-раз-   тому, что ясна природа Андрея, природа
	с ними на одной земле, в одном мире, в
одном большом родном доме и в одно вре-
мя. Она знает их так хорошю, как себя, о
каждом может говорить, как о себе самой.
Великий художник К. С. Станиславский
учил актера: вообразить до мельчайших
подробностей прошлое своего героя, все
особенности характера, природные склон-
ности и привычки, представить себе весь
внутренний и внешний облик человека и
все, что с ним было перед появлением на
снене — тогда актер сможет. совершенно
слиться со своим героем, действовать и
говорить естественно OT его лица,

Именно так работает В. Панова. Все
большие и малые отступления в биогра-
фию героев, их воспоминания, размышле-
ния, переживания — все это подступы к
основной сквозной линии действия, к тем
столкновениям, событиям и поступкам, ко-
торые происходят в санитарном поезде.
Раскрывая изнутри чувства, мысли, моти-
вы поступков того или другого героя. Па-
	в   НОму неудачливых в личной жизни Дани-  Анны. Ясны условия, породившие эти ха:
	рактеры. Поэтому горе, изображенное в
поэме, не угнетает, а подымает силы К 00*
	Андрей шел домой, а вернулся к пепе-
лищу. И не опустил рук. Сурово его серд»
це, прокаленное войной, но тепла надежда,
Он ждет. Он верит во встречу с семьей. Он
верит в счастье. И он начинает строить
новый дом. Опять ‘слышен голос его косы
на покосе.
	И голос тот как будто вдаль
Взывал с тоской и страстью,
И нее с собой его печаль.

И боль, и веру в счастье.
Коси, коса, пока роса,

Роса долой — и мы домой.
	Это — заключительные строки поэмы,
В них — идейный -итог рассказанного. Со
ветские люди победили потому, что у них
есть большой общий дом — советская 1о-
дина-мать. .
	«Лирическая хроника» А. Твардовского
возвращает в нашу литературу поэму в
	ИСТИННОМ

ее
	в стихах о жизни и людях, Часто поэмами
у нас называют цепочки лирических CTH
хов; поэма нередко определяется количеа
	сгвом строк, а не содержанием,
	К утверждению жанра подлинной поэмы
и направлен глубокий, умный, истинно-хуз
дожественный труд А. Твардовского, по:
лучивший сегодня высокую оценку народа.
	лова и Юлию Дмитриевну, — это утверж-
дение новых коммунистических идеалов
	дение новых коммунистических идеалов,   поэме, не уг
вновь проверенных в огне войны, утверж. противлению.
	дение красоты и челозечвости нашеи
ЖИЗНИ.

Самые насущные, «мирные» проблемы
будущего решались Пановой в этой воен-
ной книге: проблема семьи, воспитания,
любви, профессии, мастерства решались
для будущего, для гордых и светлых лет
восстановления.

Тяжелы и невозместимы ‘утраты; люди
за войну не стали счастливее, говорит Па-
нова, но они, безусловно, стали сильнее,
мудрее, ближе друг к другу, они не оди-
HOKH, они идут все вместе и готовы под-
держать друг друга.

Они горячо и дружно работали и воева:
ли в годы войны и завоевали победу. Кон-
чилась война, они сошли на землю <о; свое-
го санитарного поезда, чтобы строить,
улучшать свой светлый, просторный и чи-
	нова достигает удивительнои пластичности   стый дом. И читатель расстается -© героя-
образа, и при всем разнообразии изображае-   ми книги, благодарный за то, что они были
	хорошими «спутниками», расстается
	мых характеров ее повесть отличается той   ему
	непосредотвенностью и искренностью, ко-  без щемящей тревоги о том, как будут они
	торые обычно составляют преимущество
произведения, написанного от первого ли:
ца.

Даже неприятный, дурной человек. да:
	преимущество   жить на этой еше не остывшей от огня н
	крови земле,
	Повесть В. Нановой — талантливое. но.
	даже неприятный, дурной человек, да’   ваторское произведение послевоенной на-
же отрицательный герой при такой манере   шей литературы.
	Faommise Пома © благородной дружбе
	Имя крупнейшего грузинского поэта Си-
мона Чиковани хорошо ‘известно советско-
му читателю, Чиковани — поэт глубокой
мысли и широких раздумий, утонченный
мастер стиха, наблюдательный и острый ху-
дожник. Впервые как поэт Чиковани вы:
ступил в 1923 году. То были годы вели-
кого созидательного труда советского наро-
да, годы суровых битв и больших нобед,
Чиковани никогда не был сторонним на-
блюдателем событий, Свою судьбу творца
и гражданина он прочно связал с жизнью
советской страны; всю свою «звонкую силу
поэта» он отдавал и отдает народу и сам
духовно обогащается вместе © ним,

В стихотворении «Поэт и герой», напи-
санном в 1931 году, автор обрашается к
герою современности, творцу социализма:
Мы друзьями вместе пойдем.

Руку дай!

Ты герой. воспитатель, опора поэта,

Неизбывна работа, нам дел через край.

Создаеить ты жизнь,

я — героев портреты.
	С, Чиковани влекло героическое начало
в жизни, романтика дерзаний. Но это че
было порывом в неизведанную даль, Герся
он нашел на земле, среди людей, окружав
цих поэта. Это простой советский труже-
ник с его высоким героическим пафосом
и романтическими устремлениями. С. Чико-
вани указал точный адрее героя;

„„Верег Техура, против Сенак.

Ge: льхозартель Натачао. .
(«Поиски героя в селе Натачао»)
	От поисков героя в сельхозартели Ната-
чао ло поэмы о Давиде Гурамишвили ле-
жит большой, плодотворный путь, прой-
денный поэтом, путь идейного’ возмужа-
ния, поста художественного мастерства.
Стихи С. Чиковани становились чище и
звонче, мысли — значительней. Его пос-
ледняя поэма о Гурамишвили — самое
большое произведение по замыслу и по
глубине иден. Это поэма исторического
характера. Но Чиковани уходит в историю
не для того, чтобы эстетеки созерцать
и любоваться былыми временами. В произ-
ведении ощущается воздух современности,

чувство и творческая воля человека совет-
ской эпохи,
	Не случайно героем поэмы избран Да-
вид Гурамишвили — знаменитый грузин-
ский поэт начала ХУШ века. В трагической
судьб> Гурамишвили, в тоске по утрачен.
	цу 1 урамишвили; «обогрел его любовно»,
«приютил. беднягу и насытил хлебом жиз:
ни»; в этом Гурамишвили не мог, конем
но, видеть события ‘большого значения. Но
С. Чиковани, в ‘свете послелующего и61б-
рического опыта, этому, казалось ‘бы, 1р9-
стому житейскому факту придает обобща-
ющий, более веский смысл, я

Русский народ стал хранителем счастья
и свободы грузинского народа, всех наро:
дов нашего необозримого отечества. В
дружбе Лазаря с Гурамишвили была искор:
ка великой, благородной дружбы народов;
< необычайной мощью утвердившейсяя в
стране социализма: И поэтому ‘с большой

силой звучит заключительная строфа поз-
мы:
	Россий сердце, сердне Украины

грузинским сердцем связаны навек.
Так дружески преломим хлеб единый,
В одно русло сольем кипенье рек.
	В поэме с большим мастерством, с вдох-
новением рассказано о полной лишений и
бед жизни Д. Гурамишвили. Гурамишвили
остается одиноким в неравной стоической
борьбе с превратностями мира. Он до дна
испил горькую чашу бытия, В минуты ду-
шевных потрясений Гурамишвили впалает в
меланхолию; он скептически смотрит На
жизнь, несправедливо, жестоко устроен-
ную. Но несмотря на все горести и разо-
чарования, поэт не хочет умирать, он ‘хочет
	жить, чтобы бороться для блага людей,

Он упрашивает смерть оставить вечно жи-
Я а ee
	wee сГО десницу, чтобы она могла творить
и созидать.
	Wr ware owe?) Зароют в землю тело.
He жате долина пене сле
	yore “чм. должна творящтая рука.

Поэма Чиковани проникнута животвор-
ным чувством советского патриотизма, без:
граничной любовью к советской стране, не-
навистью к ее врагам. Это — песнь о
дружбе народов, © благородстве и несги-
баемости человеческого характера, о вы
соком призвании поэта быть верным слу»
гой народа,

Плодотворную поэтическую работу Cur
мон Чиковани совмещает с большой, много:
сторонней общественной деятельностью

Н член секретариата правления Союза co
ветских писателей СССР, в течение Hes
скольких лет руководит писательской ор.
ганизацией Грузии. В феврале этого года
С. Чиковани избран депутатом Верховно;
го Совета Грузинской ССР.
	ной родине, терзаемой ненасытными шака-
лами — Турцией и Ираном; в его. страст:
ном желании подружиться с русскими были
воплощены тоска и чаяния всей Грузии.
Образ Д. Гурамишвили. в. поэме: дан имен-
но на таком широком” историческом про-
сторе. Гурамишвили — ум и серлще на-
рода, его боль, его неосуществленная меч-
та, Е Ее да

Необычно, трагически сложилась судь-
ба Гурамишвили. Юношей он был уведен в
плен кочующими лезгинами. Ему удалось
бежать из плена и присоединиться к сви-
те грузинского царя. Вахтанга. У1, ишуще-
го у России поддержку против: внешних
врагов. Гурамишвили поселяется‘ на Укра-
ине, В составе русской армии он дрался с
турками, затем со шведами. Участвовал в
семилетней войне с Пруссией. Попал в
плен и долго томился в Магдебургской
крепости. После окончания войны Гурами-
швили вернулся’ на Украину, в свое не-
большое поместье. близ Миргорода, почти
полностью разрушенное недругами. Здесь,
з полной безвестности, закончилась под-
вижническая жизнь поэта-соллата — соз-
дателя шедевра грузинской поэзии, исто-
рической эпопеи — «Беды Грузии». Д. Гу-
рамишвили — человек высокой моральной
силы и обаяния, мужественный воин, заме-
чательный поэт, мыслитель,. поборник иден
единения народов — такой . многогранной
личностью представлен он в поэме С. Чи.
ковани,

Позма не дает развернутого жизнеописа-
ния в строгой последовательности, со все.
ми подробностями мучительной жизни поэ-
та. «Песнь о Давиде Гурамишвили» со-
стоит из цикла небольших лирических сти-
хотворных глав, сюжетно не всегда и не
очень тесно примыкающих ‘друг к другу, но
об’единенных единым настроением, единой
философской мыслью, Гурамишвили при-
ближен к современному читателю. И это
сближение звучит в поэме органично, зако_
номерно, То, что еше смутно чувствовал
Гурамишвили, к чему он инстинктивно тя-
готел и порывалея, в поэме Чиковани ста-
новитея ясно осознанной мыслью и дейст-
вием. Образ Гурамишвили приобретает ши-
роту, многосторонность, не ‘утрачивая вме-
‘сте < тем_ исторической достоверности.
Главная идея поэмы — дружба с великим
русским народом, любовь к нему. Русский
‘пахарь Лазарь помог бездомному скиталь-
	благородной дружбе, о верном братстве. Вот ‘нашей литературы.