CETOU HA B HOMEP E:
	советской литера-
	1] стр. Передовая. Главная тема
	канова (Казахская ССР), М. Турсун-Заде (Таджикская
ССР) и М. Шагинян, _

3 стр. На Х!Г пленуме Правления Cowsa советских
писателей СССР. Из выступлений А. Токомбаева
(Киргизская ССР), Б. Кербабаева (Туркменская CCP),
А. Ерикеева (Татарская АССР) и В. Кирпотина.
	Д стр. На ХГ пленуме Правления Союза советских
	писателей СССР.
	Дневник пленума. Из выступления
Заключительное слово генерального

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН СОЕЛИНЯЙТЕСЬ!
	ый
		туры. На ХТ пленуме Правления Союза советских пи-
	тов. А. Фадеева и
Чиковани, Айбека,
арта. Из выступле-
	сателей СССР. Прения по докладу
содокладам тт. А. Корнейчука, С.
А. Венцловы, К. Краулиня, О. Ург
		ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА ТГ®
  СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР i]

ний А. Прокофьева ‚(Ленинград) и П. Ковалева (Бе-
	лорусская ССР).
	2 стр. На ХГ пленуме Правления Союза советских
	писателей СССР. Из выступлений
	С. Вургуна (Азер-   В. Кожевникова.

байджанская ССР), Г. Боряна (Армянская ССР), С. Му-
		Х ‚ЗВЕЗДА ‘
	секретаря ССП СССР тов. А.
	Я „ ЛЕНИНЕРАЛ

б гола О ЖУРНАЛ

ит

от 1“. августа 1946
	 ЛАВНАЯ ТЕМА
СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
	прямая обязанность советских писателей.
Они могут и должны рассказать своим
читалелям во всем мире о преимуществах
	сопиалистическои системы, разоблачить
‘клеветнические напалки на советскую
	RYADTY DY, Ha социализм CO етороны имце-
риалистов и их илейных пуислужников.
	«... оадача совезекой литературы  заклю-
чаетея не только в том. чтобы отвечать.
	ударом на удары против всей этой гнуеной
клеветы и нападок на нашу советскую
культуру, на социализм, но и смело биче-
вать и нападать на буржуазную культуру,
находящуюся в состоянии маразма и раст-
ления» (А. А. Жданов).

Советские литераторы должны со всей
рештительноетью и непримиримостью  00-
ротьея с несвойственным созетеким людям
духом низкопоклонства перед буржуазной
культурой запаха.

Для того, чтобы поднять тему советекого
патриотизма, особенно необходимо ясно BH-
деть проявление этого чуждого нам духа в
среле литераторов и литературоведов.

На пленуме этот вопрос был поставлен
со всей резкостью и большевистской пря-
мотой. Участники пленума не опраничилиеь
констатацией известных уже фактов; они
выступили с критикой некоторых новых и
существенных проявлений  низколоклон-
ства.
	В ряде братеких восточных литератур
0 сих пер существует утодничество
перед феолальной культурой Востока, вы-
ражающееся в приверженности отдельных
поэтов к обветшалым литературным формам
и сюжетам в ноэзии. В произвелениях от-
лельных писателей сказываются пережитки
буржуазного национализма.  итеатизация
пронттого. Нельзя полнять тему советского
патриотизма без правильного понимания
путей развития еобетвенного народа, es
решительной борьбы против надионалисти-
ческих пережитков.

Наша литературная критика лолжна
резче ‘разоблачать всякое проявление низ-
	копохлонетва перел инострантциной в хуто-
	жественной литературе и литературной
науке. Но этого мало. Задача  литерату-
роведов — вокрыть илейные и историче-
ские корни этото низкопоклонства, уходя-
щие в далекое пропглое.

Нехооценка мирового значения pyc-
свой литературы и русекой культуры в
протелом характерна для идеологов бук-
вально всех разновидностей российского:
помещичье-буржуазного консерватизма и
либерализма, начиная от славянофилов и
кончая запалником А, Веселовевим.

Советская критика еще почти ничего не
сделала, чтобы показать громадное и бла-
готворное воздействие русской литературы
на иностранную, осветить борьбу революци-
онных демократов Белинского, Чернышев-
ского, Добролюбова, Салтыкова-Шедрина 6
представителями реакционных лителатуро-
ведческих нгкол, отрипавигих творческую
самостоятельность русской литературы.
Еще меньше сделано для того, чтобы рас-
крыть перед нашим читателем руководя-
щую роль советской литературы во веем
мире, -

Литературной критике предетоит осмые-
лить м обобщить тот опыт, который уже на-
копила советская литература в освещении
темы советского патриотизма за тридцать
лет овоего существования.
  Необходимы также работы, изучающие
злияние русской литературы на творчество
	передовых предетавителей братских лите-
	ратур в прошлом, раскрывающие последу-
юшее взаимопроникновение и взаимообота-
шение этих литератур в советское время,
благохаря нерупеимой сталинской дружбе
народов.
Тема советского Патриотизма —— тене-
ральная тема нашей литературы на боль-
ой период времени. Она разнообразна и
зиногогранна, Помочь партии и правитель-
‘ству в воспитании наптих людей, нашей
молодежи в духе советской национальной
гордости -— высокая честь для советекого
литератора. Наша литература должна, стать.
глалнатаем советекого патриотизма.
Руководствуяеь методом социалистиче-
ского реализма, добросовестно и вниматель-
но изучая действительность, стараяеь глуб-
же проникнуть в сущность процессов’ на-
ето развития, советские писатели смогут
довести до сознания каждого члена социа-
тистичеекото обттества гордую и высокую
	мысль 0 той передовой роли, которую
играет советская социалистическая Родина
	  в истории человечества, 9 нееравненной
	нравственной силе и духовном величии 60-
ветских лютей сталинской эпохи.
	Горячий и животворный советский пат-
риотизм являетея движущей силой нашего
общества. Вослущевляемые высоким чувст-
вом патриотизма, народы CCCP ner руковох-
ством большевистской партии и великого
Сталина самоотверженно борются за быст-
рейшую ликвидацию тяжелых последствий
войны, за выполнение и перевыполнение
плана новой сталинекой пятилетки, за даль-
нейптий расцвет нашей Родины.

Каждый советекий человек гордится тем,
что он гражданин свободной социалистиче-
ской страны, что ок принадлежит к вели-
кому народу, народу-герою, — народу-
созидателю, творцу новых форм жизни. На-
роды братских советских республик связа-
ны неруптимыми узами 60 своим стариим
братом —— великим русским народом, кото-
рый помог нм сбросить ярмо буржуазно-
помещичьего гнета, выйти на светлый путь
строительства социализма.

Содетеким людям чужды национальная
‘ограниченность и тщеславное зазнайство.
Их советская национальная гордость проис-
текает не из враждебной нам теории о пре-
восходстве олной расы над другой, а из
действительных заслуг нашего ‘народа пе-
ред мировой историей.

Высокое и благорожное призвание совет-
ской литературы состоит в тех, чтобы не-
устанно воепитывать трудящихся в духе
ий Ленина-——Оталина, в духе животвор-
ного советского патриотизма и советской
-намиональной гордости. На недавно закон-
чившемся ХГ пленуме правления Союза co-
ветских писателей эта проблема по праву
заняла пентральное‘ место в докладе А. Фа-
леева, содокладах и выступлениях,

Послеловательная м неустанная работа
по воспитанию нароха в духе советского
патриотизма в значительной мере сятреде-
ляет успехи нашей отраны в развитии на-
ротного хозяйства, умножает силу и MOTY-
шество советского общества, ‘ускоряет его
движение вперед. В докладе тов. А. Фадеева
совершенно правильно подчеркивалось, что
нуенно тема советского патриотизма, —
центральная, главная тема современности,
в которой, как в фокусе, об’единяются вее
остальные темы.

Чуветвом советското патриотизма, чув-
ством папиональной гордости  олухотвоте-
	ны лучигие произведения современной мно?
	тгонациональной советской литературы. 5
том или ином виде эта тема, представлена
в творчестве больное напих виеате-
тей.
	Но сейчае речь идет о создании произ-
ведений, в которых тема советекого патрио-
тизма находила бы свое прямое выражение,
о произвелениях, развивающих, культиви-
рующих это чуветво, со всей глубиной рас-
крывающих превосходство сопиалястиче-
ского строя ад катиталистическим, ©0-
ветской культуры над современной буржу-
азной культурой:

Факты нашей действительноети ‘повее-
дневно и красноречиво подтверждают, что
«послелний советекий. гражданин, ©в0б0д-
ный OY цепей калитала, стоит половой вы-
ше любого зарубежното высоконоставлен-
ного чинуши,  влачащего на плечах
ярмо капиталиетического рабства»
(И. Оталин).

До последнего ‘времени плолотворнейтая
уыесль о величайших преимуществах ©0-
RETCKOTO строя пропагандировалаеь далеко
не достаточно в произведениях наних писа-
телей. Сейчае заметно стремление писате-
лей воплотить эту идею в художественных
образах. К. Симонов заканчивает повесть
«Дым отечества», пдё сопоставление жизни
советокото человека с жизнью среднего аме-
риканпа показывает, насколько  социали-
	стическая лействительнюсть выййе капита-
	листического строя C его эроизмом, челово-
коненавистничеством и расчетом.

B powane украинского. ‘писателя
А. Гончара с художественной силой и убе-
лительностью отображено идейное и мо-
ральное превосходство украинекого кресть-
янина. рядового Советской Армии Хомы Ха-
епкого над хваленой культурой  капита-
лизма, превосходетво ето советеких идеа-
лов и гоциалистического сознания над ‘идеа-
лами и сознанием представителей буржу-
азното общества.

Эту тему разрабатывают  писалели и
других братеких литератур, основываясь
на ‘собственном опыте и наблюдениях,
накопленных ими в дни, когда героическая
Советская Армия освободила  угнетенные
немепенм фалпизмам народы Европы, ема-
сла своими подвигами мировую цивилиза-
TE.

Но это только начало, только MOACTYN
большой л важной теме. поднять которую-—
		прения по докладу т. А. Фадеева и содокладам тт. А. Корнейчука,
С. Чиковани, Айбека, А. Венцловы, К. Краулиня и О. Ургарта
					п. КОВАЛЕВ Белорусская ССР)
	В белорусской организации Союза совет-
ских писателей после исторических поста-
новлений ЦК ВКП(б) по вопросам литера-
туры и искусства происходит творческая
активизация буквально во всех жанрах ли-
тературы.

В первые годы после освобождения Бе-
	лоруссии в нашей литературе появилось
мало ярких произведений. Заметно было
топтание некоторых писателей на месте.
	тематически их творчество было ограниче-
но непосредственно военными сюжетами.
Это было естественно: из 100 членов Сою-
за писателей БССР 71 человек непосредст-
венно участвовали в войне в качестве сол-
дат и офицеров, значительная часть — в
партизанских отрядах и в учреждениях по
организации партизанского движения. Бо-
лее 20 одаренных наших товарищей погиб-
ли в боях за родину.
	Историческое постановление ЦК ВКП(б
мы встретили, как подлинно программный
документ. Мы внимательно пересмотрели
всю свою работу: идейную и художествен-
ную ценность созданных и создаваемых
произведений, их роль и место в строитель-
стве социалистической культуры — У нас
было несколько безидейных пьес. Мы их
жестоко раскритиковали: Были у нас и
слабые, пустые стихотворения и рассказы —
мы дали им соответствующую оценку.
	Мы поняли, что наш союз не был подлин-
ным центром в жизни организации, где про-
изведения рассматривались бы прежде все-
го с идейной точки зрения; отсутствовала
надлежащая воспитательная работа, не бы-
ло должной заботы о повышении идейного
и профессионального уровня писателей;
чувствовалось недостаточное внимание к
молодым авторам; не было порядка в рабо-
‘те редакционных коллегий журналов и бе-
лорусской газеты «Лтаратура № Мастацт-
ва». Налицо были и элементы успокоенно-
сти — это, пожалуй, самый главный недо-
статок, который был присунЕ нашей писа-
тельской организации.
	Недостаточно была развернута критнка
и самокритика, практиковался формальный
анализ произведений, отсутствовала острая
политическая оценка литературных  явле-
ний. Наконец, был низок профессиональный
уровень многих художественных произведе-
ний. Центральный Комитет партии помог
нам вскрыть и преодолеть эти ошибки.

Наша писательская организация почувст-
вовала большую заботу партии о развитии
литературы, о калрах литературы. Цент-
ральный Комитет. партии. (большевиков) Бе-
лоруссии ‘интересуется всеми сторонами
жизни и работы писательской организации,
нам уделяется сейчас очень большое вни-
мание. При помощи ИК КП(б)Б  продела-
на большая работа, которая уже дала свон
положительные результаты.

Мы провели рял организационных меро-
приятий но улучшению работы редакцион-.
ных коллегий журналов и газеты «Jlitapaty-—
ра 1 Мастацтва».

Наш народный поэт Якуб Колас чаписал
крупное произведение: — поэму «Хата ры-
бака», которая сейчас закончена печатани-
ем в литературно-художественном журнале
«Полымя». Это поэма о Западной Белорус-
сни, в течение двадцати, лет нахотавшейся
под властью панской Польши. 20° лел пан-
ская Польша владела огромной террито-
puefi, на которой жили наши белоруссы и
наши украинцы, жили и мечтали о том, ко-
гда дождутся прихода советской власти,
Ралостно отметить, что в большом. эпиче-
ском произведении ярко раскрывается эта
тема. Сейчас Якуб Колас работает над боль-

шой повестью о партизанах Белоруссии вре-:
	мен Великой Отечественной войны.

Поэт Аркадий Кулешов написал цикл
стихов, посвященных теме возрожденной
Белоруссии. Все стихи проникнуты горя“
чей любовью к родной земле, к созида-
тельному труду. Они переведены на рус:
ский язык и напечатаны в журнале «Но-
вый мир».
	Максим ТГанк написал несколько стихов
и баллад в стиле народных сказок. Одна
из них посвящена Ленину и Сталину. Очень
удачны «До Бреста», «Баллада про парти-
зана Дубягу». Темы войны нашли свое от-
ражение в стихах Танка «Тростенен», «Сос-
на», «Гетто» и др. Возрождению Белорус-
сии посвяшены стихи «Над Минском»,
«Два письма», «Дом», «Элеватор», «Ново-
селье». Это исключительно сильные произ-
ведения.
	Ряд новых произведений написан Шет-
русем Бровка,

Ярким примером творческого роста нашей
молодежи является работа поэта Антона
Белевича, автора поэмы «Семья», переве-
денной на русский язык А. Прокофьевым
и напечатанной в № 2 «Звезды» за
1947 год. Сейчас А. Белевич закончил очень
интересную по замыслу поэму «Соседи». В
ней показаны два соседних колхоза, вос-
станавливающих свое хозяйство. Если рань-
ше две соседние деревни враждовали ме:
жду собой, были врагами, даже выходили
в поле драться «на кулачки», то сейчас мы.
наблюдаем иные, новые взаимоотношения“
между двумя колхозами, причем один из них
— передовой, а другой — отстающий. Это
актуальная тема, и она разрешена очень
хорошо, тепло, лирично и художественно
выразительно, а
	Три крупных произведания написаны Ми:
	хасем Климконичем. Его: работа. над «Геол:
	гием Скориной» очень важна. Окорина, вели--
	кий. просветитель ХУ! столетия, является.
‘очень колоритной ‘фигурой, ярким предета-
‘вителем своего времени. Поэтому работа.
‘М. Климковича вызвала’ большой инте-
рее и безусловно должна быть положи-
тельно’ оценена. Сейчас М. Климкович за-
кончил пьесу об Октябрьской революции в
  Белоруссии — «Вся власть Советам». Цен-
 `ность этой пъесы заключается в том, что в
  ней впервые в белорусской  драматургий
чтамануг. бала Ленина и Сталина “to

большая победа нашей драматургии. Гретья
работа М. Климковича — «Песня о сча-
стье» — передает радость нарола, охва*
ченного энтузиазмом творческого труда 8
дни первой послевоенной сталинской пяти-
летки!

Хотелось бы отметить характерную чер-
ту в нашей литературе: белорусские пкза-
тели правильно подчеркивают в своих про-
изведениях, что наши люди, пережившие
все тяготы войны, вернувшись на разорен-
ную землю, не растерялись, не пали духом,
а продолжили свой самоотверженный под-
виг. В этом смысле, мне кажется, пред-
ставляет интерес большой роман Алексея
Стаховича «Под мирным небом», который
мы начали сейчас печатать. Роман охваты»
вает наиболее важные процессы колхозной
жизни послевоенного времени. Главными
тероями являются фронтовики, восстанавли-
вающие белорусекую деревню.
	В Белоруссии создаются совершенно но-
вые виды и отрасли промышленности. Рань-
ше у нас не было, например, таких заво-
дов, как автомобильный, тракторный, вело-
сипедный. Сейчас строительства этих заво-
дов об’явлены народными стройками, в них
‘принимает участие весь белорусский народ.
На строительство тракторного завода ком-
сомол мобилизовал 5 тысяч юношей и ле-
вушек. Очень важно, что эта совершенно
новая для белорусской литературы тема
уже получает некоторое отражение в пр#>
изведениях наших писателей. Я хочу наз-
‘вать, например, хорошую повесть ‘извест-
ного прозаика М. Последовича «Ten
лое дыхание», где поэтически раскрыта тема
труда людей, согретых теплым дыхезннем
родины. «Под мирным небом» и «Геплое
дыхание» необходимо перевести на русский
язык. .
	Интересна повесть молодого прозаика
Всеволода Кравченко «Становление» — 06
‘осушке полесских болотных массивов. В
центре повести — образ организатора-боль-
шевика. Se

Герою борьбы белорусских партизан. вз
вражеском тылу Заслонову посвящена tbe
са «Константин Заслонов» А. Мовзонаь
Ona поставлена в тезтре им. Янки Ку-
пала и получила признание общественно“
сти.

Трудно перечислить все, что написано бе-
лорусскими писателями. Но хочется под
черкнуть одну мысль: расширяется темати-
‚ ка их произведений.

Несколько слов о русских 4 еврейских
’ писателях БССР. У нас, как и на Украине,
работают секция русской литературы x
секция еврейской литературы.

Альманах «Отчизна», издаваемый‘ рус-
ской секцией, значительно улучшилея, и
есть возможность превратить его в жур»
нал. Русская секция работает неплохо, но
недостатком является то, что об’единяе-
` мые ею писатели больше занимаются пера-
  водами, нежели созданием оригинальных
произведений.
	Активно работает и небольшая группа
еврейских писателей. Новые хорошие прэ-
изведения написали Г. Каменецкий, Х. Маль-
цинский, А. Платнер. Сейчас они издают
большой сборник на еврейском языке.
	Для успешного роста литературной моло»
	дежи сделано многое, но, мне кажется, чтз
сделано еще недостаточно. Мы провели co-
вешание молодых писателей западных обла-
стей Белоруссии. Особенное значение мы
придаем республиканскому совещанию, кб:
торое сейчас готовим. В этой связи сле-
дует сказать об опасности ранней профес-
сионализации молодых писателей, которая
часто вредит им. У нас многие литераторы,
написавшие книги и принятые в Союз. пн-
‘сателей, продолжают работать учителями,
работают в редакциях и в других учрежде-
‘ниях. Нам кажется, что это наиболее пра:

вильный путь, если молодой писатель не
	отрывается от производства, от базы, где
‘OH черпает материал для творчества.

Мы здесь много говорили о творческих
связях. К сожалению, видимся мы редко,
собираемся не очень часто. Живя в единой
большой семье многонациональной совет-
ской литературы, мы безусловно должны
больше знать друг друга, чаще издавать
друг друга, больше творчески общаться,
За последнее время мы наладили хорошие
отношения с писателями Украины и при-
балтийских республик. Это дает ощути-
тельные результаты.
	Пользуясь случаем, хочу с большой бла-
годарностью отметить работу, которую проз
вели ленинградские писатели для ознаком-
ления русских читателей с произведения-
ми белорусской литературы.

Я хотел также поблагодарить и укранн-
ских товарищей, которые с большим вооду-
шевлением взялись за работу и уже сдали
в производство антологию белорусской со-
ветской поэзии и прозы в переводах на
украинский язык. Со своей стороны, мы
обещаем им ответить такой же укравн-
ской антологией в белорусских переволах.

Нужно популяризировать белорусскую и
украинскую литературу н в зарубежных
славянских странах. Мы просим Союз с9-
ветских писателей СССР предпринять не-
обходимые шаги в этом. направлении. Я
поддерживаю ‘прелложение А.  Корнейчуха
06 организаций издательства. которое спе.
	‘циально занималось оы. вопросами литера:
	тур: братских. республик СССР.
	р говорил о’ погожите, льчых явлениях, но
у-нас много`и недостатков. При той огрэм-
НОЙ` ПОМОЩИ, которую мы получаем от т
трального” Комитета ` партии, ‘от’ Союза.
ветских писателей СССР, думаю, что
недостатки исправим: Если мы ‘сейчас ae.
лись: некоторого. пол’ема белорусской дите.
ратуры» то’ в’ бляжайшее время’ мы будем
иметь и значительно более ощутимые ито-
ги. Разрешите заверить, что белорусские
писатели будут достойно нести свою вах-
ту Ha идеологическом фронте и обогатят
советскую литературу новыми хорошими
произведениями. * ой
	А. ПРОРОФБЕВ
	Историческое постановление ЦК ВКТиб)
от 14 августа 1946 г., доклад тов, А. А.
Жданова о журналах «Звезда» и «Ленин-
град» в первую очередь касались ленинград-
ских писателей.
	Что сделано нами за время, прошедшее
после постановления Центрального Коми-
тета партии?

Прежде всего — о нашем ленинградском
журнале «Звезда». Новая редколлегия при-
ложила немало усилий для того, чтобы вы-
вести журнал в разряд всесоюзных, под-
нять идейный и художественный уровень
печатающихся произведений. Безусловным
достижением журнала являются такие про-
изведения, как «Русский вопрос» К. Симо-
нова, «Ветер с юга» Э. Грина, «Жизнь в ци-
	тадели» А. Якобсона, «Нисо» П. „Лукниц-
	кого, «ювесть © моем сыне» Е. Кощевой,
«Чарома» Н. Тощшакова.
	Опубликованные в «Звезде» критические
статьи А. Еголина, Б. Мейлаха, Л. Плотки-
на, Р. Мессер, вошли в сборник «Против
безидейности в литературе», выпущенный
издательством «Советский писатель». Очень
важно, что именно журнал «Эвезда» напе-
чатал серию таких статей,

Журнал из номера в номер печатает пе-
реводы стихов поэтов братских республик.
Мы думаем‘и впредь печатать переводы про-
изведений народов СССР, а также: братских
зарубежных ‘славянских стран. Мы обрати-
лись © письмами к ряду отделений Союза
советских писателей с просьбой прислать в
«Звезду» стихи. Поэты Смоленска, Урала,
Сибири очень скоро и охотно откликнулись
на наши письма. Мы и дальше будем укреп-
	лять эту связь, Мы напечатали стихи по-
	этов Урала, переводы белорусских, литов-
ских, эстонских, карело-финских поэтов.

Еще неважно обстоит дело в «Звезде» с
очерком, но и здесь намечается перелом.
Недавно журнал провел собрание очерки-
стов Ленинграда. Будут в «Звезде» очерки.
Уже сейчас, готовясь к 30-летию Великого
Октября, свыше тридцати ленинградских
писателей и журналистов работают над кни-
гой очерков о Ленинграде — «Ленинград
	1947 г». В числе тем. сборника можно на-
	звать — «Смольный», «Депутаты Ленинера-
да», «Строители электрических машин»,
«Мастера кораблей», «Тулковская высота»,
«Они ведут газовую трассу», «Строители го-
рода», «В большом порту» и ряд других, свя-
	занных с жизнью нашего прекрасного горо:
	да. Ленинград — такой город, что стыдно
нам, ленинградоким писателям, не писать о
	нем. ‘В. будущем голу мы сумеем выпустить
книгу «Ленинграл 1948 года».
	Мы гордимся тем, что. трое писателей-ле-
нинградцев — В. Нанова, Э. Грин, И. Луков-
	ский — получили Сталинскую премию 1946
		тается большой роман В. Кетлинской «В
осаде». В издательстве «Советский nuca-
тель» выходит роман А. Зонина «Свет на
борту» — о доблести балтийцев — защит-
ников города-героя. В. Лифшиц закончил
новую повесть о ленинградском  наступле-
нии 1944 года.
	Активно работают ленинградские драма-
турги и кинодраматурги. Надо выделить
пьесу М. Казакова и А. Мариенгофа «Остров
великих надежд» — о первых годах станов-
ления советской власти. В пьесе даны обра:
зы великих вожкдей партии и советского го-
сударства В. И, Ленина и И. В. Сталина.
	Следует отметить пьесу О. Берггольц и
	Г. Макогоненко «У нас на земле», посвя-
щенную героическому труду советских лю-
дей, пьесу В. Каверина и С. Юткевича «Два
капитана», И. Бражнина «В наши дни»—о
новаторах производства, И. Луковекого
	«Оборона Сталинграда», Е. Шварна «Один
день» — о советском инженере, пьесы Ка-
расева «Солние. в зените» Жестова и
	расева «Солнце в зените», Жестова и
Фельдмана «Что человеку надо»—0 после-
военных. колхозах.
	Из работ ленинградских кинодраматургов
заслуживают внимания: сценарий «Прези-
дент» Б. Чирекова, «Слава Ленинграда»
Юрия Германа и С. Васильева, «Лесорубы»
Э. Грина, «В маленьком городе» Л. Рахма-
нова, «Студенты» Е. Шварца, сценарий
А. Попова о нахимовцах.
	Для юных читателей работают: над кни-
гой о пятилетнем плане Еромицкий, Мер-
кульева и Вахман; И. Карнаухова — над
сказками о народных героях; В. Бианки —
над книгой «Шестнадцать», о природе
шестнадцати советских республик и измене-
ниях ее в результате работ по пятилетнему
	плану; А. Бармина —= над третьей частью
	трилогии об уральских рудознатцах; O. By-
догосская — над школьной повестью о пёр-
воклассницах; Е. Воронина — над повестью
о днях блокады Ленинграда; Л. Успенский
и Г. Караев над повестью «Иестидесятая
параллель» — об обороне Ленинграда и
борьбе за Пулковские высоты.

У меня нет возможности дать полный пе-
речень работ писателей Ленинграда. Одно
яено ть этих моих кратких аввотаций, что
нисатели Ленинграда работают напряженно.

О, работе с молодыми. Многое здесь дела-
ет редакция журнала «Звезда». Кроме того,
	у нас в „Ленинграде суитествует спепиаль-
	ный сектор по работе с начинающими‘ писа-
телями, возглавляемый двумя членами прав-
ления — А. Черненко и Г. Холоповым.

При Ленинградском отделении ССИ су-
ществует центральная литгруппа, руково-
дителем которой является Вс. и
ский. Недавно мы провели реорганизацию
этой группы, включили в нее лучших моло-
ABIX прозаиков и поэтов, в том числе участ-
ников всесотозного совещания молодых пи-
сатеалей.
	Мы не всегда хороию знаем о том, что де-
	лают литераторы в областях, примыкающих
	к Ленингралу. Но’и здесь кое-что нами сле-
лано. В результате поездки наших товара-
щей В. Саянова и Г. Сорокина в Поков там
сейчас развертывается большая, представля-
ющая общесоюзный интерес, работа. Я имею
в виду издание книги, посвященной псков-
ским партизанам. В работе над этой книгой
примут участие герои партизанского движе-
ния.
	Я бы хотел, чтобы связь между Ленингра-
	дом и Москвой была более тесной, чем
до сих пор.

Мы хотим, чтобы чаше к нам приезжали
руководители Союза писателей, чтобы они
иногда дублировали у нас московские сове-
шания. Можно это делать? Думаю, что мо-
2KHO.

Во-вторых, мы хотим возобновить изла-
ние в Ленинграде журнала для дошкольни-
ков «Чиж». Силы для издания такого жур-
нала У час найлутся. Просим помочь,

В-третьих, мы хотим, чтобы журнал «Звез-
да» был поставлен в равное положение с
московскими журналами в отношении тира-
	Ka ‘и листажа. 25-тысячный тираж журнала
	«Звезда» является явно недостаточным. На-

до увеличить его до 60 тысяч,
В-четвертых, мы хотим, чтобы сметы на-

паго оттеления соответствовали значению
	шего отделения соответствовали зназевию
ленинграялекого отряда советской литерату-
	ры
Вот, пожалуй, и все наши основные прось-
ы. Как видите, их не так мчого.
Ленинградский писательский отряд ста-
рается лелом ответить на исторические ре-
шения ЦК нашей партии о литературе и ис-
кусстве. Образ нашей матери, нашей совет-
	ской Отчизны неотступно стоит перед всеми
	нами. К ней, безгранично любимой, идут на-
ши думы, дела, чаяния, надежды. .
	Благослови на трул! Любое; дело впору
Нам всем. прошедиим долей боевой.
Ладони, на которых порох в порах,
Простри надо головой!

Раскрывшая для нас моря и сушу,

Не для того, чтоб только что сказать,
А так, чтоб слово пало прямо в души,
Скажи: «Дерзай!» умеющим дерзать.
Да будет так! Опережая время,
Пойдем в бои за счастье вновь и вновь.
Да будет так! Легко любое бремя,
Когда его на нас кладет любовь!
	В. Вишневский,
ото FE Таханова.
	Айбек, Н. Тихонов,
	Ленинградские поэты перевели пятнад-
цать тысяч строк стихов белорусских по-
этов. Эта большая антология ныне сдана в
производство, выйдет к 30-летию Октября.
Такие мероприятия укрепляют дружбу брат-
ских литератур и наролов, и мы ралы, что
содействовали укреплению сталинской, на-
веки нерушимой дружбы наролов.
	Работа над переводами принесла боль-
шую пользу нам, ленинградеким поэтам.
Сейчас Гослитиздат запланировал по наше-
му предложению издание белорусской анто-
логии на 1948 год в увеличенном размере.
Писатели Ленинграда переводят также про-
зу и драматургию писателей Белоруссии:

Мы готовим сейчас переводы для большой
украинской антологии (21 тыс. строк). Эти

лве антологии будут достойным подарком к
30-летию Октября.

Работаем мы и над переводами для анто-
логии эстонской поэзии. В дальнейшем зай-
мемся переводами литовских, латвийских и
карело-финских поэтов. Особенно’ хороию
работают над переводами ленинградские по-
эты М, Лозинский, Н. Браун, М. Комисса-
рова, В. Рождественский, Б. Кежун, Л. Ха-
устов, Г. Семенов.

Среди произведений, подготавливаемых к
печати ленинградокими писателями и вахо-
дяшихея на разных стадиях работы, необ-
ходимо выделить: повесть В. Пановой «Лю-
ди добрые» — о первом послевоенном годе,
о возвращении людей к мирной жизни, о
трудовом героизме советских людей, восста-
навливающих разрушенное немцами хозяй-
ство; повесть Н. Тощакова «Настежь pac-

_крыта дверь» — о возвращении демобилизо-

ванных в родные колхозы и борьбе за вос-
становление хозяйства, о становлении харак-
тера нового человека колхозной деревни.
Г. Холопов работает над второй частью три-
логии о Кирове «Киров в Астрахани»; по-
весть А. Черненко «Рыбаки уходят в море»
посвящена борьбе за выполнение новой ста-

линской пятилетки; В. Каверин пишет роман!
	«Дальняя дорога» — о советской женщине;
П. Далецкий в романе «Сорок лет спустя»
рассказывает о Дальнем ‘Востоке, войне c
Зпонией 1904—1905 гг. и недавней войне;
	роман В. Саянова «Ленинградлиы» посвянен
	эпопее великой ленинградокой битвы OT
первых ее лней до победы в январе 1944 г.;
	И; Кратт пишет вторую часть романа «Ост-
	ров Баранова», Е. Катерли — повесть «эа-
вод в бою» — о ‘ленинградском заводе,
Ю. Герман — роман о летчиках и моряках
Северного ‘флота в период Великой Отече-
ственной войны; очерки Гитовича и Бурсова
рассказывают о Корее; В «Звезде» печа-
	М. РЫыЛЬСКИЙ, С, Бургун,
	президиуме пленума Правления Союза советских писателей СССР, На. снимке (слева направо):
‚ Фадеев, А. Караваева, А. Серафимович, В. Катаев к К. Федин, : : os