ПРОЛЕТАРИИ. ВСЕХ СТРАН СО-ЛИНЯЙТЕСЬ!
		CHEIOA H A B HOME P E:
	Г стр: Передовая. Первоочередные задачи советской   Р. Тесаржик. Москва (стихи). Б. Рунин. Эстафета: по-

Е a Е Е д Е ра = Е =
	питературной критики.
	Союза советских писателей СССР. Прения по доклалу
тов. А, Фадеева и содокладам тт. А. Корнейчука,
С. Чиковани, Айбека,  А. Венцловы, К. Краулиня, О. Ур-
гарта. Из выступлений А. Твардовского, В. Инбер и
	Союза советских
	Анны Караваевой=
	На_Х! пленуме Правления   колений. 3. ‚Паперный. На подступах к теме. В. Ва»
й СССР. Прения по доклалу Росян. «Священный обет». Корней Чуковский. Новое _

о Некрасове.
	ES Ee Не

4 стр. ©. Лазутин. Ребгаврация ‘отживших. теорий.
Бела Иллеш. Литературная Венгрия. М. Кочнев. Пись-
	  мо в редакцию. Е. Гусакова, Л. Гринберг. Безответ+
	ственные редакторы. B VONMWGE CUBEICBEA Mathes
СССР. ИЗдание литературы народов СССР. Новые
кадры` советских писателей. Фольклоркая комиссия.
Информация. Чехословакия — Москве. Новые кни>
ги «Литературного наследства». Журнал «Невидимка».

ОРГАН ПРАРЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР
	2 стр. На ХГ пленуме Правления
	писателей СССР. Из: выступлений А. Барто, Ф. Глад-
	кова, 1. Субоцкого, П. Скосырева.

о воры
Информация. Инфог
	журнала «Знамя».
	Суббота, 12 июля 1947 г.
	ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ЗАДАЧИ —
СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ Уритини
	Творческий : подем, - характеризующий
работу писателей после- исторического. ре-
шения ЦК ВКП (0); ‹ журналах” <Звезла» и
«Ленинград» и доклада тов. А. А. Жлано-
за, достижения ряда прозаиков,‘ поэтов,
драматургов не ‘заелоняют от-нас, а; нао-
борот, подчеркивают отставание таких
отраслей литературы, как критика и лите-
ратуровехение.

Советская литература —= самая перело-
вая литература мира. Она проникнута ве-
ликими и справехливыми идеями Ленина—
Сталина. Перед ней стоит задача созлания
высокохудожественных произведений, от-
ражающих нашу современность ce всей
глубиной, с подлинным проникновеннем в
пропесеы развития нашего социалиетиче-
ского общества. Поэтому особенно важно
для нее осмысливать каждый свой mar,
свой творческий опыт.

Влиять на развитие литературы, уеко-
ять ее рост призвана литературная кри-
тика. Вопросы теории литературы, вонро-
сы ее дальнейшего развития требуют от
критиков и литературоведов неустанной и
Бдумчивой работы.

Быль бы неверно утверждать; что в 00-
ласти критики. не произошло за последние.
месяцы никаких слвигов. Появился ряд
статей, посвященных Ленинскому учению
о партийноети литературы. В журналах
опубликованы работы; направленные про-
тив безилейного, так называемого «чието-
то» искусства, против буржуазной эстети-
ки, статьи, разоблачающие реакционность
и продажность современной ‘буржуазной
культуры, находящейся в собтоянии рас-
нада и маразма. Наконец, стали появлять-
ся аитературно-критические портреты ве-
дущих мастеров советекой литературы.

Отнако вее это лишь первые и робкие
подетуны к серьезным и сложным вопро-
сам. Наша литературная критика в целом
еше не отвечает тем серъезнейнгим требо-.
ваниям, которые пред’явили к ней реше-
ния партии № вопросам ‘литературы и ис-
RYCCTBA.

На УГ пленуме правления Союза coner-
ских писателей со всей остротой  ветал
вопрос о резком повышении идейно-теоре-
тического уровня нашей: критики и лите-
ратуровеления.

В локлале тов. А. Фадеева, в содокладах.
H ряде выступлений товорилось о насущ-
нейших теоретических проблемах, требую-
ших углубленной разработки и исследова-
ния. Ропросы маркеистеко-ленинекой эсте-
тики, сопиалиетического реализма,  peBo-
люционное новаторства, ° национальная
форма м сопиалистическое содержание,
борьба с чуждыми влияниями в творчестве
отдельных писателей — таковы актуаль-
ные вопросы, занимавиие центральное ме-
сто в работе пленума. 06 этом говорити на
пленуме и М. Шагинян и А. Караваева,
В. Кирпотин u C. Вургун. А. Твардовский
и В. Инбер и многие другие.

Повышенное внимание. к теоретических
проблемам еетественно: Наша литература,
как и все советское. тобударство, отмечает
в эм году вое трилнатилетие.. Однако
мы 10 сих р- не имеем ни одной 0б06-

шающей работы, которая осмыелила бы

все созланное советской литературой за эти
	славные голы. Между тем. лавно нора иро-
анализировать огромный опыт, накоплея-
	ный нашей литературой, проследить шаг
	за шагом весь ее путь, полный новатор:
ских поисков, напряженной борьбы з
побехт.
	Почетная и неотложная задача нантей
критической и литературоведческой мы-
	сти —— гозлание полноценной историй 50-.
	ветекои литературы.

Литературная критика должна ставить
коренные проблемы марксиетеко- -денинской
эстетики,

Наши литературовехлы еще недостаточ-
но используют ‘наследство, которое оетави-
ли нам корифеи революционно-лемократи-
ческой мысли Белинский, - еее
Лобролюбов. Советский критик должен
быть во всеоружии эстетических 2032ре-
ний Маркса. Энгельса, Ленина, Сталина,
эстетических взглядов Горького. Без 96:
воения этого богатетва немыслим чнауч-
ный историко-философекий подход. в в0-
ветскох  литературоведении, немыслима
разработка  вопросов- социалиетического
реализма. те.

Отромная работа предетойт критикам В
этой области.

Тов. А. А Мланов в. своем докладе 0
	журналах ‹эвезла» и <«Иенинград» говорил:
	«Руководствуясь методом социалистиче-
ского реализма, добросовестно-^и- внима-
тельно изучая нашу действительность,
стараясь глубже проникнуть в; сущность
пронессов нашего развития, писатель дол-
жен воепитывать народ и вооружать его
илейно. Отбирая лучшие чувства и каче-
етва советского человека, раскрывая пе-
Тед ним завтрашний его лень, мы лолжны
показать в то же время нашим люлям, ка-
кими они не должны быть, должны биче-
вать пережитки вчерантнего- лня. пережит-
	is Тут целая программа воциалистическо-

то реализма. И наша критика ‘должна в
своей работе руководетвоватьея этими яс-
eel и глубокими ноложениями.
	Чрезвычайно интересных был раздел
доклада тов. А. Фадеева. в котором раз-
вивалея вопрос о революционно-романтиче-
ском начале в социалистическом реализ-
ме. Мысли, высказанные тов. Фадеевым,
‚богатый историко-литературный материал,
`затронутый им, лишний раз показывает,
какие широкие горизонты  открываютея
перед критикой и литературоведением в
одном только этом вопросе.
	ЧТрилцатилетняя история совелекой ли-
тературы включает в себя историю литера-
	тур всех оратеких республик. Олно из
принциниальных отличий нашей  литера-
туры от всех других состоит именно в
	том, что она многонациональна. Полемика,
возникшая на пленуме по ряду вопросов
развития национальных литератур,  пока-
зала, что злесь также есть нерешенные
проблемы. Это зачастую мешает правильно
оценивать He только историко-литератур-
ные процесеы, но н современные явления.
Рецидивы буржуазно-националистических
_оптибок, идеализация прошлого ло сих пор
имеют место в работе отдельных писателей
наших республик. Работы критиков и ли-
тературоведов по истории и теории брат-
ских литератур должны  способетвовать
дальнейнему  идейно-творческому — росту
пигателей братеких республик. & значит,
И всей советекой литературнт в пелом.
	Наконец, первостепенной и важнейшей
залачей критики являетея борьба с’ низ-
копоклонетвом перех иностранщиной в ли-
тературе и литературоведении. — Разобла-
чить антииеторичность и глубокую враж-
дебность этих влияний, раскрыть во всем
величии благотворное влияние русской ли-
тературы на передовых писателей Запала.
	нюкончить € пережитками . реакдиовных
теорий и формалиетических школок. из-
врашавигих действительное положение ве-
щей, показать корни этих извращений,
уходящие в далекое протстое, — 9 п0-
четный и ответственный долг советских
критиков.
	Б свете возроеших требований, обуслов-
ленных неуклонным ростом литературы,
отставание критики и литературной нау-
ки абсолютно недопустимо. Есть ли «об’ек-
тивные» причины для такого отставания?
Таких причин нет. В нашей стране суще-
ствуют условия для широкого развития
глубоко научной, передовой литературной
критики, вооруженной самыми переловы-
ми и справедливыми идеями и 8в0330е-
НИЯмМи. Ч
	Чобы выполнить задачи. поставленные
партией. нални  литературно-критические
кадры должны изо дня в день повышать
свой идейно-теоретический уровень. Имен-
но в недостаточной теоретической полго-
товке коренятся недостатки работы `Ери-
тиков- и. литературовелов.

Нашим критикам зачастую нехватает
идейной принципиальности и политиче-
ской остроты. Отсюда и та робость, кото-
рая нерелко наблюдается в их работах и
выступлениях. Вопросы, связанные 6
историей и теорией советской литературы,
должны изучаться критиками и литерату-
	роведами не е лженаучным бесстраетием..
	ав Живой связи с _вегоднятней творческой
практикой.

Тазета «Культура и жизнь» в послед-
нем номере указала, что на пленуме нело-
статки критики расематривалиеь  некон-
кретно, в общей форме. Справедливое за-
мечание! Е

Советская литературная критика долж-
на стать подлинным борцом за партий-
несть литературы.
` Борьба за повышение илейного уровня

= =
литературной науки немыелима без корен-
ного перелома в деле подготовки критиче-
ских кадров. Нужно покончить с прене-
брежительным отношением к воспитанию
будущих литературных критиков в Лите-
ратурном институте Союза советских ниса-
телей. Пора обратить внимание на работу
	Института мировой литературы, где име-
ли меето серьезные ошибки.
«Митературная газета» уже олнажты
	обращалась е призывом к нашим  пиеате-
лям, критикам, литературювелам  выска-
заться на ве страницах по насущным воп-
росам, связанным с историей и сегоднянт-
ним днем еоветской литературы. Редакция
повторяет это обращение. Живое, принци-
_пиальное, острое обсуждение, нееомненно,
будет способствовать решению проблем,
етоящих перел нашей литературой вообще
	ий Перед литературовелением в частности.
	Советекий народ ждет от своих писателей
новых произведений, воспевающих нашу
Родину, наших советских людей,  отра-
жающих сегодняшний лень..

Литературная критика призвана помочь
писателям выполнить этот патриотический
долг. веемерно способствовать лальнейнге-
	А! ПЛЕНУМ ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕИ СССР

фения по локлалу
	и соплоклоалосм т

rT.
	Айбекс,
	А. ТВАРЛОВОКИИ

зам тт. А. Корнейчука, С. чиковани
ВЫ А. Крвулиня и О. Ургарт
		Тов. Прокофьев, выступая, посетовал не-
сколько на А. Фадеева, что он не уделил
места в своем докладе работе ленинградских
писателей. А мне очень жаль, что в докладе
тов. Фадеева не нашлось хотя бы небольшю-
го места. для вопросов поэзии, которая, мне
думается, заслужила это.

Мое желание выступить еще усилилось
после речи А. Твардовского, который затро-
нул чрезвычайно интересные вопросы. Олни
из них совершенно бесспорны, а иные хоте-
лось бы оспорить.

Твардовский высказал одну важную
мысль, которая и мне ‘приходила в голову,
	— мысль © том. что поэзия сближается ©.
	прозой. Я понимаю сближение прозы < поэ-
зией, как поднятие поэзией таких задач, ко-
торые раньше казались под силу только про.
зе. Г

Я позволю себе повторить однажды вы-
сказанную мной формулировку: «грузопол”-
емность» поэзии увеличилась. С поэзией слу-
чилось то же, что с воздухом: считалось,
что воздух может держать только птиц и
бабочек, а выяснилось, что он держит гро-
мадные самолеты. В этом смысле, конечно.
А. Твардовский прав, говоря о сближении
поэзии < прозой.

Поэзия, разрабатывая присущими ей ме-
тодами то, что считалось раньше прелостав-
ленным прозе, расширилась и обогатилась.

Поэзия может «вобрать» в себя многие
прозаические жанры. «Вбирание» поэзией ро-
мана было известно еше во времена Пушки-
на. Но она может «вбирать» и публицистику,
и памфлет. и даже очерк.

Я лолжна сказать честно, что меня He
очень огорчила неудача лирического цикла
«Нового мира». Это и не могло быть удачей,
потому что сейчас не лирика выходит на
	первое место. Я сама закоренелый лирик, —
мне ли хотеть, чтобы она исчезла? Но я не
могу не чувствовать, что сейчас; в дни ве-
ликой послевоенной стройки, не лирика дер-
жит «жезл управления».
	Нора покончить < «экстерриториально-
стью» жанров. Прав`А. Тварловский: приб-
ликение к прозе обогащает поэзию.

Но дальше начинаются у меня несогласия
с А. Тварловским.

Он остроумно говорил о том, что когла
прозаики и поэты слишком тесно замыка-
ются в овои рамки, они начинают напоминать
	уланм и гусаров, у которых все было различ-  .
	ное, даже анекдоты. Прозайки перестают
понимать поэтов, как гусары не понимали
	улан. Ню беда в том, что сам А. Тварлов- !
	ский в высокой степени «улан» в поэзии.
Получается так, что его твердый и уверен-
ный вкус, питаясь могучими соками собст-
венного творчества, странным ‘образом не
расширяет, а. сужает горизонты Твардов-
ского. С этим связано. и отношение Твардов-
ского к молодым поэтам. Здесь тоже прояв-
ляется известная Узость и нетерпимость.
А. Твардовский ‘упрекал П. Антокольского
в чрезмерной доброте к молодым. Он гово-
рил, что молодые должны «трепетать», вхо-
дя в храм поэзии. Я тоже являюсь сторон-
ницей «трепета» молодых и по мере своих
слабых женских сил стараюсь внедрять ‘в
	них это на заселаниях поэтической секции.
	Но ведь важна дозировка. Да, обладая шед-
рой творческой индивилуальностью, П. Ан-
токольский иногда чрезмерно широко pac-
пахивает свои двери горожанина перед поз-
тической молодежью. Но Тварловский свою
сельскую калиточку приоткрывает уж так
узко, что я не знаю, кто туда проскользнет.

Здесь говорилось о мололых поэтах А.
	Недогонове и Н. Тряпкине. Гвардовский не.
	принимает поэму Недогонова «Флаг над
сельсоветом», а я считаю, что эта поэма —
положительное явление. Когла _ Недогонов
прочел нам на секции свою вещь, мы ее
высоко оценили. Что же Твардовский ин-
криминирует поэме Недогонова? . `Недоста:
	точную глубину замысла. Вернулись с вой-!
	ны два человека — один хочет работать, а
другой желает жить за счет доблести, про-
явленной им в дни войны. Это вполне
жизненный конфликт. Почему же о нем не
	написать? Необыкновенно светел общий ко-
	лорит поэмы. Конечно, там многое займст-
вовано у того же Твардовского. Мы можем
указать Недогонову на его недостатки, но
это хорошая вешь. И мне было грустно, что
Тварловский отрицает это.

Проблема возвращения человека с войны
была затронута М. Исаковеким в стихотво-
рении, где у героя осталась только. «медаль
за горол Будапешт» и горечь в душе. Пер-
сонажи Недогонова вернулись с войны дру-
гими — жизнедеятельными; активными. Это
следует отметить. Кстати сказать, Тварлов-
ский в своих выступлениях всегда ссылает-
ся елинственно на М. Исаковского. Кто спо-
	рит: Исаковский—прекрасный поэт. Отно-’
	шение Твардовского к Исаковскому войдет
в историю литературы, как образец высокой
творческой лружбы. Но образ Исаковского
не должен заслонять Твардовскому ° всех
остальных наших поэтов.   и

Н. Тряпкина можно упрекнуть в некото-
ром эстететве, иногда претенциозности. Но
	это свежий поэтический голос. И опять
Твардовский не согласен снами.

У меня есть еще одно несогласие с Тезо-
довским уже более общего характера. Олной
из основных черт нашей поэзии, сказал он,
является то, что она стала «народно-лемо-
кратической». Не правильнее. ли было е1е-
лать главный акцент на ее нозаторстве? На-
ига поэзия прежде всего революнионно-нова=
торская поэзия. В этом ее основное и совер-
WeHHO ‘блистательное качество, в этом ев
коренное отличие от поэзии Запада. Там нет
поэзии, как общественного явления. Там
есть только отдельные люди, пишущие сти-
хи. Голос нашей поэзии единственный. И это
налагает на нае большие ‘обязательства,
большего от. нас требует.

Одна из отличительных черт нашей поз-
зии — это ее многоголосость. Это’ хор «хо-
роших и разных» голосов.

_ Тварловский же; по сушеству, призывает
нас к хору хороших, но одинаковых голосов,
а такой хор — обелненный,

Меня ралует, что в нашей поэзии звучат
такие ‘разные голоса. как голос молодого
поэта Федора Белкина, и такой своеобраз-
ный; как С. Кирсянова.

Конец стихотворения Белкина «Кузнены»
мне хочется процитировать.

..Серьги пляшут на березе,

Five качает головой,

Кузнецы куют в колхозе

Tak, что елызлено за рекой.

Значит, снлупткой GoratTst,

Значит, мускулы тури,

Режут «тигра» на лонаты,

«Ферлинанла» — на нлуги,

А теперь я хочу задержать ваше внима-
ние на новой поэме Кирсанова пол. услозны
названием «Война и небо». Это чрезвычай*
но интересная вешь, где формальное мастер-
ство Кирсанова полностью, органически сов-
пало с темой. Поэма Кирсанова — своеоб-
разная и сложная. Об этом говорит хотя бы
список действующих лин. В ноэме лейству-
ют: Летчик, Облака, Капля, Земля, Ветер,
Вихрь, Мотор, Пули, Зенитные орулия, Нем-
цы, Страх, Итипы и Девуцика.

Вот как в начале поэмы говорят Облака:
	— Меня война застала в море. Я шло
в Карлалевое предгорье,
— Я видело явленье ала у пригоролов
Сталинграда.
— Я шло над нолюсом холодным. Был пола
мной тревожный Лондон.
— А я прошло над иленной Нрагой, венухая
пасмурною` влагой,
— Я увидало дым Варшавь. Как шрамьг,
улины кровавы.
— А я_Акрополя колонны, где шли неменние
ROMOHHET.

Mue хотелось еше сказать о той поэзии;
которая нам нужна для альманаха «Год
тридцатый».

У нас уже кое-что есть лля этого. Наши

поэты поездили и много вилели. Особенна

‘интересно, когла об одном и том же явле-
нии; пишут два поэта, например, о Храмгэс
очень хорошю написал П. Антокольский, и
по-другому, но тоже хороню написал Н. За=
болоцкий. Их’ произвеления можно помесз
ТИТЬ` рядом, потому что они не вытесняют,

‘a дополняют и расширяют друг друга,

Н. Антокольский пишет:

Я их видел, грузинских парней-работаг,
Рукавом вытираюнтих пот.
Они взвили нал стройкой’ воинственный отяг
Пятилетнего плана работ.
 Они намертво ептили железный костяк,
Подпиравитий базальтовый свод,
В смелых конструкний синел
в пропастях, -
Tasra, как время,— вперед!
У Н. Заболоцкого об этом же самом ска-
зано совсем по-другому:
Элееь грузинские юнопги, лети войны,
Словно зодчие мира, пол звуки нандури
Заключили в трубу завывание бури
И в бетон заковали кипенье волны.
S$ не хочу сказать, что наша поэзия без
нелостатков. Но у нее есть широта и много-
ГОЛОСОСТЬ. И это меня радует.
не очень понравилось предложение тов,
А. Корнейчука — обратиться ко’ всем. писа=
телям мира с воззванием присоединить . K
нашим свои голоса против сохранившегося
фашизма. Это прекрасно, но’ самоё лучшее
воззвание `— это наше творчество.
Мы — передовая часть человечества.
Какой идеал, допустим, у какого-нибудь

‚американиа? Весь земной шар — это один

сверхкартель, во главе которого стоят пять
мульти-миллиарлеров с атомными бомбами,

‘а во главе литературы — пять сверх-Сарт-

ров... -
Но этого не будет, не будет, пока есть на-

ши люди и наша литература.
‚ .В заключение мне хочется прочесть . вам

строчки из стихотворения Якова Хелемско-

го. И хотя оно посвящено Циолковскому, но
в каждом советском человеке есть элементы
Пиолковского:
	Русский мастер. золотые руки,

`Заглялевигиеь B небосвод науки,

`Драгоценным замыслом влеком,

Он повел логалку за логалкой,

С лревней ломоносовскою хваткой,
революционным огоньком.

Реактивных поезлов волитель,

Следопыт космических широт

Рвется в головном етрою. открытий
булущее — вьние и вперел.
	реакционных буржуазных’ писателей, но и
показывать, как эта направленность Фказы-
вается в самой хуложественной ткани книг,
в тех приемах, которыми эти писатели ‘изо
бражают человека. пейзаж; быт. Тогда кри-
тика булет еще более убедительной, еше
более убийственной. : .

‘bop,6oi-c spaxae6uol uxeonorueli Mbt no-
могаем западным демократическим писате.
лям, которые служат делу мира и своболы.
Советские писатели, критики, вобруженные
коммунистическими ‘илеями, должны во все-
услышание разговаривать через все рубежи
с нашими друзьями и поддерживать их в
очень трудной работе.

В заключение мне хочется поддержать
предложение тов. А. Корнейчука о созла-
нии всесоюзного издательства. Мне думает-
ся, что такое издательство важно не только
для братоких республик, но и для наших
краев и областей.

У нас существует еше какое-то невнима-
ние и даже просто незнание того, что вро=
исходит вне’ Москвы и Леничграда. А там
выходят прекрасные книги, подрастает нё-
мало талантливых людей. Они делают пел-
вые шаги, их надо поддержать. И я лумаю,
что если бы такое издательство было созда-
но, множество талантливых люлей, в осо-
бенности молодежи, в наших краях и обла-
CTAX получило бы поллержку, помошь и
возможность лальнейшего роста,
	большой повести Э. Казакевича «Звезда»?
Вы скажете — цикл стихов Гулзенко или
кого-нибуль из его литературных сверстни-
ков. Нет!

Поэт, как общественное явление, начи-
нается тогда, когда его читают те, кто сти-
хов обычно не читает. До тех пор, пока его
творчеством интересуются только друзья по
ремеслгу; — это не общественное явление.

_ Какой главный упрек я могу высказать в
отношении наших молодых товарищей, мно-
гие из которых обладают несомненной та-
лантливостью? Самый большой упрек (пусть
на меня не посетуют — он тяжелый) — это
отсутствие об’ективной темы. Они еще так
поют: я и война, я и мама, я-и институт, я
лежу в кювете, я провел ночь под дождем.
Kasai лось бы, люди, прошедшие на войне та-
кую большую школу; должны воспринять
исторический отыт народа. Этого нет! Вот,
например, в Литературном институте учится
талантливый юнона, который воевал, по-
терял ногу, сейчас он пишет стихи, в кото-
рых не только противопоставляет тыл и
фронт в очень дурном плане, но вообще об’.
виняет человечество в том, что его, поэта,
постигло такое несчастье. .

Николай Островский свои величайшие фи-
зические страдания обратил на пользу лю-
дям и в этом обрел удовлетворение и для
себя как художник. А что ждет этого юно-
шу, если он не найдет правильного пути?
Отсутствие об’ ективной темы, сосредоточен-
ность на себе — отсюда явления разного ро-
да эгоцентризма: какой я хороший, жалей-
те меня, любите, все время помните обо мне.
Очень печально, что журналы подчас печа-
тают подобные стихотворения.

_Есть два рода отношения к молодым:
первое — это старческое брюзжание, вто-
рое, не менее вредное, — принятие всего,
что делают молодые поэты, искание  пю-
пулярности у них. Мне кажется, что при
всей полезности работы П. Антокольского
с молодыми в ней есть этот элемент CHHC-
холительного отношения к ним. Он их
	балует.
	Доклад тов. А; Фадеева был посвящен
сравнительно небольшому периоду — деся-
ти месяцам, прошелшим после  историче-
ского постановления ЦК ВКП(б).

Но докладчику пришлось обратиться, ес-
тественно, не только к опыту этих десяти
месяцев; а и к опыту нашего великого трид-
цатилетия, пришлюсь в какой-то степени
бросить ретроспективный взгляд на разви-
	тие отечественной и отчасти мировой лите-
	ратуры.

Я не считаю, что в докладе были недо-
статочно освещены вопросы поэзии. Я че
имею никаких упреков к доклалчику, но мне
хотелось бы поделиться некоторыми наблю-
дениями, законными в такую пору, на гребне
тридцатилетия, и некоторыми частными со-
ображениями о ‘современной советской поэ-
SUH. г
	если бы понадобилась характеристика ce-
годняшнего дня нашей поэзии, то я взял бы
на себя смелость заявить, что сейчас в ней
решительно и очевидно для всех преоблада-
ет демократическое, народное начало.

Я позволю себе рассмотреть две стороны
советской поэзии. Во-первых, это ясное
представление о круге читателей, для коте-
рого поэт пишет, внутренняя предназначен-
ность поэзии — я, автор, поэт, пишу для то-
го-то, адресуюсь к тому-то. Это одна сторо-
на. Другая сторона — об’ективное сущест-
	вование этои поэзии в народе.
	Великий Маяковекий—первый поэт, кото-
рый решительно, смело, благородно встал в
ряды борцов за новое социалистическое об:
щество. Маяковский отдал много сил и та-
ланта, чтобы определить отношения между
поэтом и наролом, поэтом и читателем. И не
случайно, когла мы цитируем Маяковского,
мы цитируем чаше всего то, что относится
к роли поэта, к роли поэзии, к отношению
между творцом и народом.

Большевистское понимание роли поэта и
поэзии в народной жизни наглядно свиде-
тельствует о партийности поэзии Маяков-
ского, это его великая литературная ис-
торическая заслуга. Маяковскому —- это мой
частный взгляд. — принглось выходить к на-
роду, к большому читателю из недр лите-
ратурно-декадентских, для него на этом пу-
ти существовало много трудностей, и поста-
новка вопроса о поэте и народе, естествен-
но, составляла душевное, внутреннее содер-
жание творчества.

У всех великих художников тема искус-
ства, роли поэта занимает значительное ме-
сто в их творчестве, она есть и у Пушкина,
и у Лермонтова, и у Некрасова. В ‚творче-
стве Маяковского разрешение этой темы
приобретает отзвук истинного трагизма, ко-
торый выпал на долю поэта, выступившего.
	в столь еложное, столь трудное время. Мая-
ковский в этом смысле является фигурой, на
	которой, мне кажется, кончается трагич-
ность проблемы взаимоотношений поэта и
народа. В двадцатые годы советская поэзия
вообще окрашена этим выяснением отноше-
ния поэзии к жизни. Возьмите других, гораз-
до меньших по об’ективному звучанию поэ-
тов. Они в большинстве декларируют, что-то
обещают, что-то просят, а прямой своей
функции поэтов-борцов не выполняют. Пос-
леднее не относится, конечно, к Маяковско-
му.

Счастье нашей поэзии 30-х годов в том,
что выяснять эти отношения уже не нужно
было. При самом беглом взгляде на поэзию
30-х и 40-х годов (тут отдельно придется
сказать о войне) видно, что эта поэзия ни-
чего He декларирует — она просто делает
свое дело: повествует, поет о жизни народа,
она никогда не говорит ни ‘об ущербной, ни
тем более о трагической роли поэта. Вы
этого не найдете у такого поэта, к примеру,
как Исаковский. Он не говорит о том, что
«я поэт, я пою, а ты, народ, возьми меня в
	<я ноэт, я ною, а ты, парод, возьми меня в
переделку» и т. дл. Его отношения с ‘народом
	раз и навсегда выяснены, они очевидны.
„Противопоставления больше нет.

Наша сегодняшняя поэзия отличается OT
поэзии 30-х годов. глубиной содержания, по-
вествовательностью, достоверностью, жиз-
ненностью деталей.

Поэзия пошла на смелое сближение с про-
зой. Она беллетристична, она содержатель-
на, существенна, земна. От этого сближения
поэзия не проиграла. В стихах появляется
сюжет, в них смело вторгается диалог, пол-
черкивающий его сложным ритмом. Вошли в
стихи имена собственные, описания обста-
		Я бы хотел сказать о том, чего нехватает
нашим молодым. товарищам. Они не понима-
ют, в какой храм они пришли, не понимают,
что трепетать надо перед искусством.

Недавно мы собрали групту молодых пи-
сателей, работающих при журнале «Ок-
табу к. Это большая заслуга редакции; ре-
гулярно собираются люди, существует ка-
кой-то- круг молодых товарищей, входянгих
в Печать. Но совершенно неправильно. что

Ф. Панферов: передоверил это дело, допу-
стил, чтобы поэты и прозаики разделились.
	Ноэты — у С. Кирсанова, прозаики — у
Е: Мальцева. Как встарину’ уланы и гуса-
ры, они презирают друг друга. Прозаики
как бы говорят: они там читают стихи. —
нестоящее дело. Поэты же утверждают —
они там мочалку жуют. :

Это искусственное разделение неправиль-
но. Нужно, чтобы растуний молодой поэт
понимал толк в прозе. Без этого ничего. не
выйдет. Я считал бы нужным посылать мо-
лодого поэта в колхоз, на стройку, но не
для того, чтобы созерцать голубизну небо-
свода, скажем, на Южном Урале. Надо, что-
бы он поехал от газеты, от редакции с зада-
нием написать, скажем, очерк. Это дисцип-
линирует, заставляет работать, наблюдать,
изучать, а голубизну небосвода он отметит,
если это ему дано.
	Пока что елинственным исключением из
	однообразия лирических поэтов является А-
Недогонов с его поэмой «Флаг над сельсо-
ветом». Но хотя в силу некоторой внешней
близости к моим стихам это произведение
должно было бы мне импонировать, OHO Ma-
ло меня обрадовало. Очень хорошо; что че-
ловек взялся за тему, представляющую об-
шенародный интерес, но за нее надо браться
	с большей ответственностью. А. Недогонову
недостает полноты изображения жизни. Весь
	большой исторический, трудный момент воз-
вращения с войны, возвращения к труду
сведен к пустяковой коллизии. Один воз-
вращается, работает, другой возвращается и
пьянствует, хвалится мелалями. Поэт обя-
зан был подслушать у жизни больше.

В докладе А. Фадеева положительную
оценку получил мололой поэт Н. Трялпкин.
А его стихи — дело ‘еше очень сомнитель-
	ное: Нехороню, когда современную деревню
	прелставляют себе в виле троики, ‘бубенцов.
баб в паневах ит. д.

Мы, может быть, сами не ощущаем исто-
рического значения того. периода развития
нашей поэзии, который мы сейчас пережи-
ваем. Где и когда еше поэзия занимала та-
кое большое общественное место?

У нас есть такое мощное срелство пропа-
ганды, как радио, которое елва ли не напо-
ловину занято поэзией. У нас есть особая
форма связи с читателями, кровообращение,
которое необходимо между твориом и наро-
дом, — нереписка с читателями.

Всенародный интерес к чашему творчест>
ву — новая и совершенно блистательная сто-
рона существования нашей поэзии. Это нас
к очень многому обязывает. -
	Не мне говорить об этом, но «Василии
Теркин» может послужить, по-моему, совер-
шенно точной иллюстрацией к тому, что я
говорю.

Я совершенно убежден, что решительное
сближение прозы и ноэзии — несомненный
признак нашего здоровья, нашего под’ема.
В этом нет никакого сомнения. _

Во время войны в поэзии появилось много
молодых имен, но назвать кого-нибудь, кто
был бы равен мололым прозаикам, выступив-
шим в это же время, трудно. Книга какого.
мололого поэта равна по звучанию книге В.
Некрабова «В окопах Сталинграда» или не-
	L@Ma созилания — олна из тех великих
	тем, которые и выделяют советскую литера.
	туру из всех других литератур мира, как ка-
чественно ‘новую.

Одна из причин того, что эта тема’ слабо
воплощена еще в нашей литературе, —пло-
хое знание жизни, неумение прикоснуться к
живой, бурной, полной движения а
тельности.

Но я убеждена, есть еще одно o6crostenb-
ство, мешающее развитию и расцвету этой
темы. -

Если вы возьмете из питомника самую
лучную породу дерева или самый прекрас-
ный сорт розы, но не сможете поместить эти
великолепные растения в тот воздух, кото-
рый им нужен, и ту почву, в которой они
могут развиваться, то и прекрасная роза за-
хиреет и прекрасное дерево не даст плодов.

И тема созидания, которую одна только
советекая литература в состоянии поднять,
нуждается ‘в благоприятных условиях. Как
парус, она требует попутного. ветра, благо:
приятной обстановки. :

А есть ли к ней среди писательских орга:
низаций то внимание, которого она заслужи.
вает? Скрытая идейная борьба в нашей: ли-
тературе, о которой говорил тов. Фадеев в
своем докладе, своеобразно проявляется и
здесь.

Какие-то старые вкусы, те, от которых мы
	отделены целым тридцартилетием, дают еще
	Анна КАРАВАЕВА
	себя знать. Кто-то когда-то обвел черту во-
	круг книг о труде, о людях, которые возво-
	AAT города, заволы, восстанавливают теперь
	разрушенное врагом. Откуда-то пошло это
летучее словечко «производственный ро-
ман» Обвели ‘вокруг болыного явления
	узенькую границу. А на CaMOM деле—это
грандиозная, непреходящая тема нашей ли-
	тературы. Но существу, вся советская лите-
	ратура-——это;. литература о деяниях человека,
литература, которая дает миру героя, пре-
образующего мир.
	Мы сеичае очень много говорим и думаем
о советском патриотизме. Но вель`советский
патриотизм-—это чувство действенное. про-
явление его каждый может видеть и в бит-
ве, и в труде.
	Поэтому мне кажется, что нашей критиче-
ской мыбёли следует в этой области воору-
житься каким-то новым ключом. Не надо
говорить о производственном романе, не на-
до обозначать узкие границы жанра. а нуж-
но говорить о сущности явления, о совре-
	менном большом романе, рисующем совет-
ского человека-созидателя. -A сказаны Ли
настоящие слова о таком романе? Есть лиу.
нас исследования по истории советского ро-.
мана за тридцать лет? Эта работа ве сдела-
на. Критики не занялись всерьез пробле-
мой эстетического отношения искусства к
действительности в советское время,
	Есть еще люди, которые думают, что тру-
довые процессы, процессы созидания раз и
навсегда открыты и о них ничего нового не
скажешь. Это грубейшая ошибка. Именно
здесь происходит глубочайшая, точнейшая
конкретизация образа героя, гле бы ни раз-
вивалась его деятельность — на колхозном
ли поле, в-цехе, в научном институте; имен-
HO. злесь воплощается тот новый конфликт,
который советская литература принесла в.
мировую литературу. Я. для себя называю
этот. новый конфликт конфликтом роста.
Жизнь как бы говорит герою: вст перед то-
бой широкая дорога, большие высоты, но.
так просто ты их не возьмешь. Для toro,
чтобы достигнуть этих высот, ты должен
сам себя поднять.

И сколько здесь, товарищи, новизны, как
хорошо проявляется здесь в человеке его
	нравственная сила, рост его разума, воли,
энергии!

Второй вопрос, на котором мне бы хоте-
лось остановитвся, — это борьба с ‘нашимя
	идеиными противниками. Я с удовлетворе-
нием читаю интересные статьи о западной
литературе, которые появляются у нас в по-
следнее время, например, статьи Т. Моты-
	левой, многие статьи в журналах, разобла-
	«философию» Сартра, Мюллера
	Но мне кажется, что надо не только ра-
зоблачать порочную идейную направленность
	ки. мешающие советеким людям итти впе- му творческому подему гопиалистической
	ПОТ».
	‚ литературы.
	_ Пать милл
		ного эпоса «Калевепоег», произведелия вы-
дающихся классиков Эстонии, иллюстриро-
ванный сборник произведений, посвященных
теме Октябрьской революции.

В’ переводах лучших эстонских писателей
выйдут рассказы Пушкина, «Тарас Бульба»
Гоголя, избранные произведения Тургене-
pa, «Гихий Дон» Шолохова (2-й том); а
также произведения крупнейших писателей
Запада — классиков и современных (Гете,
Драйзера, Фейхтвангера, Пристли). ,

Уже вышли в свет одвотомники произве-
дений` Горького и Маяковского, «Севасто-
польская ‘страла» Сергеева-Менского (2-я
часть), «Падение Парижа» Эренбурга и
другие: -- os oO
ce te RE WM. AMYPCKHAL..
	ТАЛЛИН, (От наш. корр.). — Бсе изда:
тельства Эстонии, — сообщил М. Юрна в
беседе с вашим корреспондентом, —остре-
мятся отметить славную головшеину Октяб-
ря завершением годовых планов. В текущем
голу должно быть выпущено книг. общим
тиражом в 5 маллионов. (5.500 печатных ли-
стов). Об’ем книг, вышедших” до’ I. Hoda,
составляет. 2700 ‘печатных листов.

Особенно хорошо борютея за досрочное
выполнение плана работнаки Госуларствен-
ного издательства художественной литера-
туры и искусства (лиректор — Сирак, глав-
	ный релактор — А. Якобсон). за первые
пять месяцев 1947 года излательство вы-
полуито 60 процентов плана. Среди книг,
которые читатель получит в ближайшее
воамя. — нозое изаание эстонакого нарот-