ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
	Сего
	она
	в чо ме ре.

3 стр. С. Дурылин, Сердце русского искусства.
К. Волкова. Самопечатники. Я. Фрид. В защиту Дика
‘кенса! о. статье в «Британском союзник». .

4 стр. Мариэтта Шагинян. Сила народного гения.
_И. Сельвинский. Новаторская тема. В. Тодрес. Отхо-
	жий промысел. Л. Рахманов. Старое, но грозное ору
ие. С. Львов. Плоды ночных бдений. Информация.
	1628 рассказов. В несколько строк. Новые книги.
	Белорусские
писатели
в Ленинграде
	Лицо
журнала

Беседа с главным
	редактором «Нового мира»
К Симоновым
	а требавания, поставленные перед худо“
	жественной литературой партией и народом,

журналы отвечают повседневной своей ра-
ботой — тёми конкретными произведениями,
которые они публикуют на своих страницах.
Из этих произведений вырисовывается лицо
журнала, его главные идейные устремления.
Основная задача журнала — воспитание чи-
тателей в духе советского патриотизма. В
связи с этим редакция «Нового мира» взяла
рениительный курс — публиковать в первую
очередь ‘произведения, посвященные совре-
менности. Найти их было не так трудно, —
советские литераторы много работают <ей-
час именно Над современными темами. Ho
важно было выбрать наиболее значитель-
ные в том или ином отношении темы. Суме-
ли ли мы это слелать — судить не нам, а
читателю. Из крупных произведений мы
опубликовали в этом году роман И. Эрен-
бурга «Буря», две части трилогии А. Гонча-
ра «Знаменосцы» и начало романа К. Федина
«Необыкновенное . лето». В этом году и в
начале будущего года мы будем печатать
продолжение романа К. Федина, познако-
мим. читателя с новыми романами В. Каве-
рина, Ю. Германа. Мы приняли к печати
роман Ф. Гладкова. В одном из ближайших
номеров появится моя повесть «Дым оте-
чества». В будущем году начнем печатать
	новый роман М. Шолохова.
	ПЕТРА ТУТТА,
я Г EDT TUT A\

Суббота, 23 августа 1947 г.
		1 стр. Передовая. Жизненные задачи советской дра-
матургии. В ССП СССР. Знаменательные даты. Лицо
журнала. Беседа с главным редактором «Нового мира»
К. Симоновым. Встреча друзей. Белорусские писате-
ли в Ленинграде. Информация. К 800-летию Низами.
Всесоюзный конкурс на современную пьесу. _
	стр. М. Галактионов. Немеркнущая слава
И. Чернев. Хозяева обновленной земли. А; Макаров.
Золотые наши люди.
	№ 35 (2350).

аАИЗНЕНИЫЕ ЗАДАЧИ
СОВЕТСКОЙ ДРАМАТУРГИИ
	И
	ством, — и нам станет ясно, как мало, в
сущности, еще сделано. нами для вынолне-
ния этих задач.

Драматурги все еще недостаточно изуча-
ют, мало знают действительность, и это
неизбежно мешает им отображать жизнь
советского общества в ее непрестанном
движении вперед, способствовать дальней-
шему развитию лучших сторон характера
советского человека. Многие значитель-
нейшие явления советской действительно-
сти, многие глубоко характерные и вырази-
тельные явления жизни и деятельности

советского народа остаются вне поля зре-
ния драматургов.
	У нас еще нет пьес, трактующих пробле-
мы послевоенной сталинской пятилетки,
над-воплощением которой с горячим энту-
зиазмом трудятся советские люди во всех
областях производства. сельского хозяй-
	ства, науки, культуры. В нашей драматур-.
	ти до сих пор не отражен огромный твор-
ческий под’ем советского народа, выра-
жающийся в смелом новаторстве, в новых
	формах и методах стахановеского ‘движе-
НИЯ. :

Эти новые передовые, новаторские яв-
ления во всех звеньях современной совеёт-
	ской действительности недостаточно под-
	держиваются нашим искусством. Недоста-
точно ведется средствами драматургии
борьба со всем косным, отсталым, DYTH-
нерским, мешающим передовому и новатор-
скому.

О небывалом творческом размахе. о яв-
лениях нового в нашей действительности
свидетельствуют тысячи повседневных
фактов. ыы
	Старший мастер московского завода
«Калибр» Николай Российский явился ини-
циатором организации коллективной стаха-
новской работы, резко поднявшей произво-
дительность труда. Начинание его было
широко подхвачено передовыми рабочими
многих фабрик и заводов. На 1-м подшип-
никовом заводе имени Л. М. Кагановича
инженеру С. Байкову поручили руковод-
ство цехом, в котором производство хро-
мало на протяжении многих лет, а эконо-
мические показатели были низки. Дейст-
вуя совместно с партийной организацией,
инженер Байков за короткое время добил-
ся крупного перелома. По его инициативе
был перестроен технологический процесс,
были применены на практике новейшие до-
стижения советской науки и техники. ис-
пользован опыт других машиностроитель-
ных заводов. В результате за последние
восемь месяцев цех в три раза поднял вы-
пуск продукции. На Невском турбострои-
тельном заводе в Ленинграде, изготовляю-
щем огромные агрегаты < деталями весом
но нескольку тонн, разработан метод уни-
фикации деталей и узлов машин. Это поз-
волило перейти от индивидуального выпол-
нения заказов На детали к массовому про-
H3BORCTBY.
	Таких фактов творческой инициативы
масс, ставшей характернейшей чертой на-
шей жизни, множество. Мы ежедневно на-
блюдаем их и в области социалистического
сельского хозяйства. Но две-три хорошие
пьесы о сегодняшней колхозной действи-
тельности не могут, конечно, исчерпать
огромного разнообразия явлений и процес-
сов, происходящих в современной совет-
ской деревне. А ведь эти процессы состав-
ляют суть жизни многомиллионного совет-
ского крестьянства.

Мало у нас пьес, разоблачающих агрес-
сивные стремления хозяев буржуазного
мира, антидемократическую сущность лжи-
‚вой буржуазной демократии. вырождение
современной буржуазной мысли.

Советские драматурги еще в большем
долгу перед зрителями, по праву ожидаю-
щими услышать со сцены театров правди-
вое, талантливое слово художника о том,
чем живет в своей великой борьбе и герон-
ческом труде советский народ.
	В поисках драматического конфликта,
который может быть положен в основу
пьесы, многие советские авторы правильно
нащупывают наиболее характерный для
современности жизненный конфликт —
столкновение между новаторами и pyTHHe-
рами, между всепобеждающим чувством
нового и косностью. Но очень часто ав-
тор, недостаточно глубоко изучив дейст-
вительность, подходит к разрешению этой
темы умозрительно: не зная существа той
области производства, науки, тех реальных
условий, в которых действуют его герои,
драматург неизбежно предлагает вниманию
зрителей лишь отвлеченные конфликты,
‘условные столкновения интересов, за ко-
торыми не ощущаешь биения горячего
пульса реальной жизни.

В недавнем выступлении на дискуссии
по книге Г. Александрова «История запад-
но-европейской философии» товарищ
ГА. А. Жданов говорил:
	«В нашем советском обществе, где лик-
видированы антагонистические классы,
борьба между старым и новым и, следова-
тельно, развитие от низшего к высшему
происходит не в форме классовой борьбы
антагонистических классов и катаклизмов,
как это имеет место при капитализме, а в
	‘форме критики и самокритики, являющей-_
	ся подлинной движущей силой нашего
развития, могучим инструментом в руках
партии. Это, безусловно, новый вид движе-
ния, новый тип развития. новая диалекти-
ческая закономерность».

Это высказывание товарища Жданова,
обращенное к философам, дает огромный
материал для размышлений, для творче-
ских выводов и писателю, в частности
	драматурту.

Нужно помнить, что народ, государ-
ство, партия ждут активного вторжения
литературы во все стороны советского
	бытия. Это относится и к драматургии, ко-
торая может и должна быть могучим ору-
дием борьбы нового со старым, нарождаю-
щегося против отживающего.

Советская драматургия должна дать’ нз-
роду: новые значительные произведения,
которые запечатлеют. ввликую борьбу и ве-
ликий труд советских людей, идущих в
авангарде прогрессивного человечества.
	Прошел год со времени опубликования
двух важнейших постановлений Централь-.
ного Комитета партии по вопросам искус-
ства «О репертуаре драматических теат-
ров и мерах по его улучшению» и «О кино-
фильме «Большая жизнь». Эти решения
сыграли огромную роль в. развитии совет-
ского искусства, они стали боевой про-
граммой действия. .

Год назад ЦК ВКП(б) признал  неудов-
летворительным состояние театрального
репертуара. Из репертуара крупнейших
драматических театров страны оказались
фактически вытесненными пьесы совет-
ских авторов на современные темы. Коми-
тет по делам искусств и театры чрезмерно
увлеклись постановкой пьес на историче-
ские темы, Во многих из этих пьес идеа-
лизировалась жизнь царей, ханов. вельмож.
Комитет по делам искусств вел неправиль-
ную линию, внедряя в репертуар. театров
пьесы буржуазных зарубежных драматур-
гов. Постановка этих пьес явилась, по су-
ществу, «предоставлением советской снце-
ны для пропаганды реакционной буржуаз-
ной идеологии и морали, попыткой. oTpa-
вить сознание советских людей мировоз-
зрением, враждебным советскому общест-
ву, оживить пережитки капитализма в соз-
нании и быту».

Среди небольшого количества пьес со-
ветских авторов на современные темы. по-
ставленных театрами, были слабые, безидей-
ные произведения, создававшие неправиль-
ное, искаженное представление о нашей
действительности. Советские люди в этих
пьесах изображались в уродливо-карика-
турной форме, примитивными и малокуль-
турными, с обывательскими вкусами и
нравами; персонажи действовали в лож-
ных, надуманных обстоятельствах, He
имеющих ничего общего с реальной жизнью
советского общества,

Одной из важных причин этих крупных
недостатков в репертуаре явилась неудов-
летворительная работа драматургов. «Мно-
гие драматурги, — говорилось в постанов-
лении, — стоят в стороне от коренных во-
просов современности, не знают жизни и
запросов народа, не ‘умеют изображать
лучшие черты и качества советского чело-
века. Эти драматурги забыли, что совет-
‘ский театр может выполнить свою важную
роль в деле воспитания трудящихся толь-
ко в том случае, если он будет активно
пропагандировать политику советского
государства, которая является жизненной
основой советского строя».

В оторванности от ‘жизни, во незнании
действительности коренились ‘и грубые
ошибки авторов фильма «Большая жизнь»
(вторая серия), порочного в идейно-поли-
тическом и крайне слабого в художествен-
ном отношении. В фильме давалось фаль-
	шивое, искаженное изображение советских
людей.
	Советских писателей, работающих в o6-
ласти театра и кино, исторические реше-
ния Партии по вопросам. искусства побуди-
ли заново осмыслить Свое творчество, пе-
ресмотреть свои творческие планы. подчас
прокорректировать замыслы своих новых
произведений в соответствии со справедли-
выми требованиями, которые пред’явил дра-
матургам Центральный Комитет ВКП(б) от
имени миллионов советских ‘зрителей, от
имени всего нашего народа. :

В результате за истекший год в нашей
театральной драматургии и в драматургии
кино произошли заметные сдвиги. Появил-
ся ряд новых пьес и сценариев на актуаль-
ные темы современности. .

К. Симонов создал талантливую пьес}
«Русский вопрос», которая с силою остро-
го политического памфлета, правдиво и
ярко разоблачает провокационную. ‚профа-
шистскую деятельность нынешней  реак-
Ционной американской печати.
	Глубоко современна и актуальна новая
пьеса Н. Вирты «Хлеб наш насущный».
Она с партийной прямотой ставит острые
вопросы борьбы c частнособственнически-
ми инстинктами, враждебными колхозному
строю.

Процессы борьбы за ‘послевоенное вос-
становление жизни колхозов нашли ‘отра-
жение в пьесе П. Нилина «На белом свете»
и в пьесе В, Овечкина «Бабье лето». В пье-
се В. Кожевникова и И. Прута «Судьба
Реджинальда Дэвиса» изобличается импе-
риалистическая сущность современных ‘анг-
ло-американских дельцов, прикрывающих
свои захватнические цели доброжелатель-
ной маской «устроителей» демократического
мира. Пьесы А. Софронова («В одном горо-
де») `и Б. Ромашова («Великая сила») би-
чуют явления косности, отсталости, равно-
душия. С. Михалков написал хорошую пье-
су для юного зрителя «Красный галстук»,
посвященную теме советской морали. За-
служенным ‘успехом пользуется ‘пьеса
видного эстонского писателя А. Якобсона
«Жизнь в цитадели». Она клеймит аполи-
тичность некоторых слоев интеллигенции,
стремление уйти, отсидеться от событий
современности. Герою борьбы  белорус-
ских партизан во вражеском тылу в
годы Отечественной войны посвящена пье-
са А Мовзона «Константин Заслонов».
Зрители грузинского театра горячо прини-
мают пьесу И. Мосашвили «Начальник
станции», повествующую о героических
днях обороны Кавказа.
	Появились новые значительные произве-
дения и в области кинодраматургии — та-
кие, как сценарии Н. Вирты «Сталинград-
ская битва» и А. Первенцева «Третий
удар», «Смелые паруса» _Н. Погодина,
«Повесть о «Неистовом» П. Фурманского,
«Сухой дол» М. Смирновой, «Драгоценные
зерна» Э. Бурановой. ПП. Павленко и М.
	Чиаурели работают над новым сценарием
	«Взятие Берлина»; Б. Горбатов закончил
сценарий «Дорошенко пришел в Берлин».

Однако все это не должно и не может
позволить нам почить на Лаврах. снизить
требования к нашей драматургии. Вепомним
о гигантских масштабах нашей страны, ©
стремительном росте культурных запросов’
и потребностей нашего великого народа,
об огромйых идейно-воспитательных зада-
чах, которые партия поставила перед совет-
ской = Литературой, советским искус-
	Утвержденный ‘правительством: `Азербайджанской ССР проект памятника Низами, который будет сооружен в городе Баку.
	Авторы проекта — лауреат Сталинской премии скульптор Фуад Абдурахманов, архитекторы С. Дадашев и Н. Усеинов.
		к 00-летию Низами
	ТАШКЕНТ. (От наш. корр.). В Узбеки-
стане широко развернута-подготовка к юби-
лею великого: азербайджанского поэта Ни-
зами. Работники Института языка и лите-
ратуры Академии наук Узбекской ССР со-
ставили об’емистый сборник произведений
Низами. В книгу вошли отрывки из «Сокро-
вищницы тайн», «Семи красавиц», «Лейли и
Меджнун», «Хосров и Ширин». В этот же
сборник включены высказывания Алишера
Навои о Низами. Для отдельного издания
подготовлена на узбекском языке поэма
«Хосров и Ширин».

Институт восточных рукописей организу-
ет в столице Узбекистана обширную вы-
ставку переводов произведений великого
поэта. Кроме его трудов, на выставке будут
представлены сочинения современников
Низами.

Академия наук и Союз советских писате-
лей Узбекистана проведут в сентябре науч-
ную сессию, посвященную Низами, На
крупнейших предприятиях и в колхозах рес-
публики писатели Узбекистана выступят с
докладами о жизни, творчестве и эпохе ге-
ниального поэта.
	ЕРЕВАН. (От наш. корр.). Обществен-
ность Советской Армении готовится к 800-
летию со дня рождения Низами. Армянское
государственное ‘издательство выпустило
большим тиражом ‘одну из замечательней-
них поэм Низами «Лейли и Меджнун» в
переводе поэтов Согомона Таронци и Хе-
раняна—под редакцией Аветика Исаакяна.

Отрывки из этой поэмы печатаются так-
же в журнале «Советакан Граганутюн»
(«Советская литература») и «Арвест» («Ис-
кусство»).

Поэму Низами «Хосров и Ширин» пере-
вел на армянский язык Г. `Севунц. Пере-
вод Севунца впервые дает армянскому чи-
тателю возможность познакомиться с бле-
стящим творением великого’ поэта.

Напряженно работают в эти дни ‘сотруд-
ники Государственного хранилища древ-
них рукописей — «Матенадарана». В
этой редчайшей в мире библиотеке руко-
писей хранятся древнейшие списки поэм
гениального Низами. В дни юбилея «Ма-
тенадаран» устраивает специальный прос-
мотр рукописей Низами.

еятельно готовится к славному юбилею
и Публичная библиотека Еревана. Здесь
будет проведена читательская конферен-
ция, посвященная жизни и творчеству
поэта. В читальном зале организуется вы-
ставка, приуроченная к знаменательной да-
те. Сотрудники Института литературы при
Армянской академии наук выедут в райо-
		ны республики, где прочтут цикл лекций о   ратурно-художественные жубналы отмеча:-
	жизни и творчестве Низами.
	ют рассказами, очерками, статьями о прош-
	Болышое место уделил журнал теме <о=
ветской деревни. Я имею в виду повесть Г.
Медынского «Марья», повесть Д. Стонова
«Раннее утро», поэму А. Недогонова «Флаг
над сельсоветом». Небольшой рассказ В.
Лукашевича был дорог журналу поэтиза-
цией колхозной деревни. Несмотря на не-
которые несовершенства этих произведений,
мы считаем, что поступили правильно, опуб-
ликовав их. Они, думается нам, выявляют
ведущую тенденцию журнала.
	Продолжая эту тенденцию, мы напечата»
ем повесть С. Крушинского «Алтайский
хлеб» вторую часть поэмы А. Нелогонова,
небольшую повесть В. Авдеева «Гурты на
дорогах» —= 06 ‘эвакуации большого KH:
вотноводческого совхоза в тыл в годы Ве-
ликой Отечественной войны,
	Особсе внимание после постановлений
ИК ВКП(б) о литературе и искусстве мы
обратили на отдел критики и публицистики;
Журнал напечатал статьи В. Куриленкова,
Б. Яковлева, И. Новича и другие. посвя-
щенные проблемам партийности литерату-
ры. Мы старались придать боевой, насту=
пательный дух нашим статьям, разоблач
чающшим буржуазную философию и де-
кадентские течения в современной ли-
тературе Запада. Этому были посвящены
три статьи А. Лейтеса, статья Я Фрида
«Одиночная камера для человечества», на-
печатанная в Ne 8, этому же посвя-
ается новая статья А. Лейтеса «Литера
	Я агрессия американского империализ-=

ма» и статья Р. Кима — также об амери-
канской литературе.

В области очерка одним из наиболее иня
тересных ‘материалов редакция считает
	очерк Б. Галина о промышленности и людях,
  ее творящих. В ближайшее время мы напе-
	чатаем новый большой очерк Б. Галина @
промышленности, интересный очерк А. Ха-
вина об эвакуации промышленности во вре-
мЯ_ ВОЙНЫ.

_ Mue бы хотелось отметить еще несколько
намеченных к печати вещей, представляю-
щих. по-моему, интерес для читателей: это
	сценарий Г. Колтунова +4 олубые дороги»—
	о работе минных тральщиков после войны;
очерк В. Кетлинской «Секретарь райкома»:
В области поэзии мне хочется назвать цикл
стихотворений Турсун-заде об Индии в
очень удачном, по моему мнению, переводе
А. Адалис.

Мы стараемся со всей тщательностью от-
бирать произведения для журнала и прила=
гаем все старания к тому, чтобы  по-настоя+
щему подружиться с нашим требователь“
ным читателем.
ee aaa RRP RPE Мл
	зем, чтобы наша литература была’ достойна
сталинской эпохи, достойна великого ¢O-
ветского народа. -

— Пусть же живет и здравствует неруши-
мая сталинская дружба народов! — закан-
чивает свою речь Якуб Колас под бурные
аплодисменты участников встречи; — Пусть
живет долгие. годы руководитель и вдохно-
витель нашей литературы Иосиф Виссарио-
нович: Сталин!

Пимен Панченко, Филипп Пестрак, Мак-
сим Лужанин, Михась Климкович, Петрусь
Бровка, Максим Танк и Якуб Колас позна-
комили собравшихся со своими стихами,
Затем переводы произведений поэтов Бе-
лоруссии. прочли Вс. Рождественский,
	Ц. Кобзаревский, В. Саянов, М. Авраменко,
	М. Комиссарова, А. Прокофьев, Н. Браун
и О. Берггольц. Произведения белорусских
поэтов читала и артистка И. Сербова.

Дружеская встреча поэтов Белоруссии и
 Ленинграда закончилась кратким заключи-
тельным словом А. Прокофьева. :

— Приезд наших друзей — белорусских
писателей, — сказал он, — яв-
ляется ответом на посещение
ленинградскими писателями
столицы Белоруссии Минска
— в 1946 году. Воистину, как
говорят, хорошее знакомство—
в прибыль нам.

Мы много приобрели, рабо-
тая над стихами белорусских
поэтов.

eee

Большой вечер белорусской
поэзии состоялся в городском
лектории горкома ВКП(б). Ин-
тересную передачу, посзящен-
ную белорусской поэзии, ©
выступлениями белорусских го-
стей, организовал Ленинград-
ский радиокомитет, а

#** .

Во время недельного пребы-`
вания в Ленинграде писатели
Белоруссии познакомились с
культурной жизнью  горола,
готовящегося к 30-летию Ок-
тября.

— Неделя, проведенная на-
‚ми в тесном общении с писате-
лями Ленинграда, — заявил
вашему корреспонденту перед
от’ездом Петрусь Бровка, —
способствовала дальнейшему
упрочению взаимосвязи писате-
Ковалев, лей Белоруссии и Ленизграда,
‚ Дворцо- русской и белорусской литера*
axa TACO), тур, Ее

В СОЮЗЕ СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР
		лом и настоящем Москвы. История возник-
новения столицы, ее экономического и
культурного развития вплоть до начала
ХХ века дана в большом очерке  члена-
корреспондента Академии наук СССР
С. Бахрушина (журнал «Знамя»). Очерк
А. Логинова «Великий город» освещает про-
шлое Москвы и дает представление о-жизни
столищы, главным. образом в последчее де-
сятилетие (журнал «Октябрь»). Москве со-
ветской посвящены очерки Е. Кригера
«Москва—столица мира» («Новый мир») и
«Наша Москва» («Знамя»). Очерки по ис-
тории Москвы печатаются также в журна-
лах «Советская литература», выходящих
на четырех языках—Ффранцузском, немец-
ком, английском и испанском.

Почти: все журналы публикуют B CeH-
тябрьских номерах стихи советоких поэтов
	о Москве, «Новый мир» ‘посвящает весь.
	библиографический отдел рецензиям на’ но-
вые книги посвященные Москве.
	О книгах, Выпускаемых к славной дате,
информировал собравшихся Л. Никулин.
Гослитиздат, «Советский писатель», «Мос-
ковский рабочий» издают сборники произ-
ведений, отражающих в стихах и в прозе
образ нашей столицы. Л. Никулин отметил
нри этом. что в подготовке некоторых из=
	  даний в частности сборника, выпускаемого
	Профиздатом, заметны спешка, паралле-
лизм, недостаточно TpORY Mann I принцил
отбора материала.

Номимо сборников, «Советский  писа-
тель» выпуокает большюй-очерк Л. у
лина о Москве. :
	Бюро пропаганды художественной лите-
	ратуры в продолжение последних месяцев
устроило свыше 80 литературных вечеров
и локладов, посвященных Москве» В бюро
продолжают поступать заявки от клубов,
воинских частей учреждений и школ- на
литературные вечера, посвященные юбилею
столицы,
	800 -летие Пизами
	Жизни и творчеству великого классика
азербайджанской литературы посвяшаются
статьи: С. Вургуна («Новый мир»), М. Шаги-
нян («Октябрь»), А. Маковельского («Зна-
мя»). Испанская редакция журнала «Совет-
ская литература» помещает статью Н. Ти:
хонова о Низами. Французская редакция
печатает отрывок из поэмы «Лейли и Мед-
жнун» в переводе Ш. Люке.

Секретариат Союза писателей отметил

недостаточность подготовки журналов к
юбилеям Низами и Навои.
	Секретариат Союза юоветских писателей
СССР заслушал сообщения представителей
издательств, редакций литературно-худю-
жественных журналов и Бюро пропаганды
художественной литературы ССП о подго-
товке к 30-летию Великой Октябрьской
социалистической революции, к 800-летию
Москвы и к литературным юбилеям —
800-летию Низами и 500-летию Навои.
	39 = летие Октября
	Ноябрьские номера всех литературно-ху-
дожественных журналов открываются пе-
редовыми статьями, посвященными вели-
кой дате.

Критико-публинистические отделы жур-
налов полностью посвящаются истории раз-
вития советской художественной литерату-
ры. Большой очерк на эту тему (12 печат-
ных листов) дает «Новый мир». Основные
проблемы советской прозы поставлены в
статьях Е. Тагера — о Горьком, А. Гурви-
ya — об образе передового советского че-
ловека, И. Лежнева—о. творчестве М. Шо-
лохова. Пути развития современной драмя-
тургии освещены в статье И. Альтмана и
советской поэзии — в статье В. Александ-
рова (журнал «Знамя»). Новаторетву co-
ветоких писателей в прозе, поэзии н драма-
туркии посвящен цикл статей, печатаемых
в журнале «Октябрь».

«Советская литература» дает переводы
лучших произведений художественной ли-
тературы, появившихся за последнее вре-
‘мя, отрывки из произведений советской
классики, статьи о развитии литературы
СССР. Рассказы Горького, А. Толстого,
отрывки из произведений Н. Островского
помешает испанская редакция журнала.
Там же печатается статья П. Балашова о
Маяковском «Великан советской  поэзин»,
статья Т. Мотылевой «Советская литера-
тура за рубежом» и др.

Французская редакция, в ряде номеров
печатавшая Материалы к 30-летию  совет-
ской власти, публикует в № 9 очередную
статью из этого цикла—И. Гринберга о
советской поэзии. В ноябрьской книжке
редакция предполагает поместить статью
М. Чарного «Особые черты советской ли-
тературы» и обширную хронику советской
культуры.

В английской редакции печатаются статья
«Государство и литература» и обзор совет-
ского изобразительного искусства.
	500 = летие Москвы
	Юбилей столицы нашей родины лите-
	- BOTPE

TA APVYSPEN
	особо отметить огромную и поистине брат-
скую работу, которую’ проделали ленин-
градские писатели во главе с Александром
Прокофьевым. Эта работа вдвойне ценна:
она удовлетворяет тот большой  изтерес,
который вызвала к себе у советских людей
	борьба белоруссов за свою социалистиче-

скую родину в годы Великой Отечествен-
ной войны, а во-вторых, эта работа, с боль-
шим мастерством выполненная  ленинград-
скими поэтами, донесет до русского чита-

` теля то хорошее, что написано в Белорус-

сии.

Созданные переводы произведений бело-
русской поэзии и прозы — большой вклад в
сокровищницу советских литератур. Е

Значительная. часть выступления Якуба
Коласа была посвящена обзору современ-
ной белорусской литературы и творческой
характеристике писателей Белоруссии:

— Белорусские писатели, — подчеркнул
он, — следуя по пути, указанному истори-
ческими постановлениями ЦК ВКП(б) о ли-
тературе и искусстве, упорно работают над
	ры. Но мне хочется отметить еще одну де-
таль  — историческую связь белорусской
литературы нетолько с настоящим, но и с
прошлым Ленинграда.

В этом городе учился первый белорус-
ский писатель нового времени — Дунин-
Мартинкевич; сюда приезжал учиться Бо-
гушевич, — участие в студенческих беспо-
рядках лишило его возможности продол-
жать учение; здесь Элоиза Пашкевич —
Тётка — училась поэтическому  мастер-
ству и искусству революционной борьбы
против царизма в 1905 году; здесь учился
Янка Купала.

Белорусские дореволюционные писатели
ясно чувствовали, что есть два Петербурга:
официальный Санкт-Петербург царя и дру-
гой, революционный Питер, Петроград —
сокровищница культуры, науки, и прежде
всего науки революции. К этому Петрогра-
ду тянулись сердца всех.
	Далее Якуб Колас
	ознакомления русского читателя с произве-
дениями белорусской литературы я хочу
	ЛЕНИНГРАД. (От наш. корр.). Теплой и
дружеской была ветреча-ленинградцев с бе-
лорусскими гостями в Доме писателя им.
Маяковского.

Приветствуя писателей Benopyccun, пред-
седатель поэтической секции ‘ленинград-
ского отделения Союза: советских писате-
лей Н. Браун рассказал о работе, которая
проделана в Ленинграде для ознакомления
русского читателя. с белорусской ‘литера-
турой. К 30-летию Великой Октябрьской
социалистической революции Лениздат
выпустит антологию белоруеской поэзии.
В ленинградском отделении издательства
«Советский писатель» вышел в евет сбор-
ник «Поэты Белоруссии» (под редакцией
А. Прокофьева) и готовится книга перево-
дов белорусской прозы. Ленинградны при-
мут широкое участие в работе над боль-
шой антологией белорусской поэзии, наме-
ченной Гослитиздатом к выпуску в 1948
году. В издательстве «Искусство» подго-
тавливается издание драматических произ-
ведений белорусских писателей.

— Работа над переводами, — сказал
Н. Браун, — открыла нам огромные богат-
ства белорусской поэзии, замечательной
своей кровной связью с интересами народа.

С глубоким вниманием была выслушана
яркая речь главы делегации белорусских
писателей народного ноэта Белоруссии
Якуба Коласа.

Напомнив, что в годы Великой Отечест-
венной войны для воинов-белоруссов, сра-
жавшихся с фашистскими захватчиками на
	фронтах ‘и в тылу врага, Ленинград был
	‘примером мужества и геройства, Якуб Ко.
	лас сказал:о

— Я думаю, что и друзья и враги нашей
родины будут вспоминать о ленинградской
эпонее, и город Ленина всегда будет сим-
волом несокрушимости и могущества Со-
ветского Союза, воли к победе, вдохновлен-
ной великой партией Ленина—Сталина.
Враги удивлялись: где мы черпаем силу?
Мы черпали ее, прежде всего, в своей род-
ной советской власти, в гениальном руко-
водстве Партии и товарища Сталина. Мы
черпали ее в дружбе советских народов,
выкованной товарищем Сталиным. Эта
дружба помогает нам сейчае скорее зале-
чить раны, нанесенные. войной, и в этом
деле город Ленина опять дает блестящий
пример братским городам. и, республикам.
Мы рады это засвидетельствовать.

— Мне хочется сказать, — продолжаег
Якуб Колас, — о дружбе наших литератур:
Наша белорусская литература родилась,
росла и крепла в самом тесном единении и
при поддержке великой русской литерату-

Всесоюзный конкурс на’ современную пьесу
	К 30-летию Великой Октябрьской социа-
листической революций должны быть опуб-
ликованы результаты всесоюзного конкур-
са Ha лучшие современные советские
пьесы. -

По РСФСР на конкуре поступило свыше
1200 пьес. Сейчас закончился первый тур
конкурса. Отобрано около 60 пьес, пере-
данных на рассмотрение жюри РСФСР.
Работа жюри продлится до 5 — 10 <ен-
тября. Решение жюри РСФСР будет опуб-
ликовано одновременно © решением все:
союзного жюри. .

На всесоюзный конкурс поступило свыше

2200 пьес; из них < Украины — 460, из
Грузии — свыше 100, из Армении — около
100. из’ Узбекистана — около 80.

Уже сейчас можно сказать, что по срав-
	нению C предшествовавшими конкурсами
значительно возрос общий идейный и ху-
ложественный уровень большинства пьес,
представленных на конкурс. Около 30
проц. представленных на конкурс пьес по-.
священо военной  тематике— героической
борьбе советского народа против фашист-
ской Германии; большое место’ занимают
пьесы о послевоенной жизни, о социали-
‘стическом строительстве. Представлено.
много пьес на тему о моральном облике.
советского человека, о быте, семье, воспи-.
таний мололого поколения и т. д...

‚Во всесоюзном Конкурсе активное уча-
стие приняли авторы большинства респуб-
лик Советского Союза. Конкурс выявил
значительное количество новых литератур-
HBIX CHIL ; :
	НА СНИМКЕ (слева направо): П. Папченко, И. Бровка, М. Танк, А. Прокофьев, И. Ковалев,
Якуб Колас, П. Кобзаревский, М. Климкович, Ю. Рест, М. Лужанин и Ф. Пестрак на Дворцо-
вой плошали в Ленинграде, Фото П. Федотова (Фотохроника TACO),