>
ГЕНЕРАЛ. МАЙОР
					Сценарий Аркадия Первенцева написан
для художественно-документального филь-
ма. Его главная задача — дать правдивое,
исторически точное воспроизведение вели-
ких событий, которые советский зритель
увидит на экране. Но чтобы выполнить эту
задачу средствами кино, нужен хуложест-
венный замысел. Он имеется в сценарии,
Исторические события облечены в форму
захватывающего, временами потрясающег‹
драматического повествования.

Завязка этой исторической драмы отно:
сится к концу октября 1943 года. Войска
4-го Украинского фронта на плечах разби-
того противника врываются в Крым. Ску-
пыми, выразительными штрихами показаны
бои на Крымском перешейке, переправа че-
рез Сиваш, форсирование Керченского про-
лива. Впервые появляютея в сценарии сол-
даты: Вершков, Степанюк, моряк Чиыга —
они пройдут через весь фильм, воплощая в
себе воинскую доблесть и несгибаемую во-
лю советского нарола к победе.

Враг ошеломлен дерзостным натиском со-
ветских войск, но он еше верит в непри-
ступность действительно мощных укрепле-
ний, преграждающих пути в глубь полуост-
рова.
	Маршал Василевский и генерал армии
Толбухин руководят боевыми действиями
советских войск. Успех венчает беспример-
ную доблесть: завоеваны важнейшие плац-
дармы на северном и восточном участках
полуострова. Но трудности нарастают: из-
за плохих дорог не успевают подвозить
снаряды, люди падают от изнеможения, Ге-
нерал Васильев сам садится в танк, чтобы
возглавить атаку в районе Армянека; ра-
неного, его приносят на КП. По приказу
Верховного Главнокомандующего генерал
Васильев награжден званием Героя Совет-
	ского Союза.

Великий Сталин неустанно следит за хо-
дом сражения. Ему ведомы подвиги и 09е-
вая страда воинов. тяжесть потери войск.
Но взор его видит глубже и дальше. После
разговора со Ставкой маршал Василевский
говорит:

— Товарипг Сталин поправил нас. Прика-
зано: прекратить все атаки, закрепиться на
занятых рубежах и ожидать дальнейших
указаний Ставки.

Задача освобождения Крыма не. может
быть решена тактически, это важная стра-
тегическая задача. Перед читателем раз-
вертывается широкое историческое полотно.

Ставка Верховного Главнокомандующего.
У карты Сталин, Ворошилов, Василевский,
Антонов. Гигантский фронт, протянувшийся
от Мурманска до Керчи. Мы присутствуем
при зарождении идеи десяти сталинских
ударов, гениального стратегического плана
разгрома всего германского укрепленного
фронта. Первый удар—от Ленинграда, что-
бы снять блокаду с героического города
Ленина.
	— Перейдемте теперь к югу. — говорит
товарищ Сталин.

Гитлер держится за Крым по политиче-
секим соображениям, чтобы He потерять
престижа в Румынии, Болгарии, Венгрии
и... в Турции. Владея Крымом, немцы стре-
мятея задержать наше наступление Ha
Балканы. В умах у немцев, отрезанных в
Крыму, живет идея обороны. Надо’ ликви-
дировать эту идею.

Так зарождается мудрый стратегический
замысел — сначала нанести. второй. удар
для освобождения правобережной Украи-
ны и затем третий удар — для освобожде-
ния Крыма и Одессы.
	— Встественно, когда наши войска поя-
вятся под Одессой, — говорит товарищ
Сталин, — идея обороны сменится у них
(немцев.—М. Г.) последовательно идеей эва-
куации, бегства и полной обреченностью, а
это — плохие помощники солдату. Все это
создаст условия для политического кризиса
з Румынии и Болгарии. Следовательно,
когда войска 8-го Украинского фронта по-
дойдут к Одессе, вы начнете штурм Кры-
ма ударом с севера и с востока.

Политический и военный гений Сталина
начертал величественную программу раз-
грома германского фронта, Мудрый стра-
тегический план, воплотившийся в десяти
сталинских ударах, гармонично сочетает
стратегию и тактику, обеспечивает наивы-
годнейшие условия для столь важной сто-
роны военного искусства — исполнения.
Весь план проникнут сталинской заботой о
сохранении драгоценных жизней советских
людей.
	— Чтобы выиграть войну, нужно полве-
сти противника к пропасти и столкнуть его
туда, Так нужно поступить с 17-Й армией
противника. Но это нужно сделать с наи-
меньшей затратой человеческих жизней и,
если хотите, с наибольшей затратой ума,
уменья и... металла... Это и есть те сооб-
ражения, из-за которых я временно оста-
новил ваши операции, товарищ Василев-
екий.

Сценарий прерывает на некоторое `вре-
мя изложение ецены в Кремле и переносит
наше внимание на то, что происходит У

SOMOTSIC
	<В новой жизни на освобожденной земле
хатим мы видеть, после всех ужасов войны,
много красоты и радости: Если не сразу
создашь ее, красоту, на месте вырубленных
залов и выжженных сел, пусть будет она в
отношениях между людьми и их трудовых
полвигах» — так устами своего героя, стар-
шего лейтенанта Петренко, выразил в свое
время писатель Валентин Овечкин волю
бойцов Советской Армии к устройству
нослевоенной жизни.
	В своей новой пьесе «Бабье лето» В. Овеч-
кин показывает, как эту свою волю к уст-
ройству жизни, в которой много красоты и
	радости, успешно осуществляют золотые
наши люди представители колхозного
крестьянства.
	- «Бабье лето» пока появилось только в об-

ластном издании — альманахе «Дон». Зна-
чение и ценность этого произведения для
самых широких читательских кругов, на наш
взгляд, несомненны, В нем автор; с прису-
шим ему глубоким и точным знанием жиз-
ни советского села, рисует колхозную дей-
ствительность на ее новом  послевоенном
этапе. Он раскрывает перед читателем тот
новый стиль жизни и те новые взаимоотно-
шения между людьми, которые утвердились
в советской деревне на базе неколебимой
веры в пренмущества и силу социалистиче-
ских устоев сельского хозяйства, на базе
беззаветной преданности советскому кол-
хозному строю.

В. Овечкин изображает  воссганозление
хозяйства небольшого украинского колхоза
в зиму—лего 1943—44 года, вскоре после
освобождения от неменких захватчиков. В
колхоз возвращается его бывший пред-
седатель, лемобилизованный гвардии Ka-
питан Анарий Кравченко. 70-летний  ста-
рик-бригадир Муснй Петрович, временно вы-
полнявший обязанности председателя, пере-.
дает ему хозяйство: «А что тебе и переда-
вать, Андрий Степанович? Земля--зон она
лежит под снегом, на старом месте, не унес
ee немец. Сколько было при тебе, столько и
зараз осталось, ни на гектар зе поменьша-
	Валентин Овечкин. «Бабье лето». пьеса. Ли-
тературно: художественный альманах «Дон»,
Ростов-на-Лону, 1947,
		г
	ИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
	Киносценарий.. А. Первенцева
«Третий удар»
	дельной Приморской ‘армией, генерал ~Bep-
шинин, командующий воздушной армией, не-
прерывной разведкой выясняют повеление
немцев, И вот Бнекке начал переброску
войск из-под. Керчи.

Советские танки ворвались в Крым. В те-
чение пяти дней освобождены Симферополь,
Евпатория, Бахчисарай. К 18 апреля наши
войска подошли к Севастополю.
	Гитлер отстранил Енекке от команлова-
ния и вызвал к себе генерала Альмендинге-
ра. Гитлер в бешенетве: Енекке проиграл не
только Крым, но и Турцию, Альмендингер
Не понимает, — зачем же теперь держать
Севастополь? -= Время! Мне нужно. время!
— вопит в ответ Гитлер и приказывает
Альмендингёру удерживать во что бы то
ни стало Севастополь — ведь русские дер-
жали крепость 250 дней!

Немецкие морские коммуникации с’ Се-
вастополем находятся под непрерывными
ударами советских моряков и летчиков: ^

Наше командование намеревалось немед-
ленно штурмовать Севастополь и к 1! мая
взять его. Но товарищ Сталин не утвердил
этого предложения. =
	Сталин диктует: — Мошные укрепления
	Севастопольской крепости потребуют масси-
	рованного применения артиллерии и авиа-
ции. Если прорыв обороны немцев на Дне-
пре требовал двух с половиной часов артил-
лерийской и авиационной обработки, то ук-
репления Севастополя потребуют гораздо
больше. Судя по вашим донесениям, у sac
недостаточно накоплены боеприпасы. Я не
рекомендовал бы приурочивать взятие го-
рода к первомайским праздникам, ибо семь-
Ям воинов, погибших в результате такой по-
спешности, день этот не будет праздником...

Могучая советская боевая техника `обру-
цивается на вражеские укрепления. Подоб-
ного сосредоточения огня немцы не вида-
ли.
	Прекрасно изображен в сценарии заклю-
чительный эпизод — штурм Сапун-горы.
Красное боевое знамя передается из рук в
руки, и вот оно на вершине горы — символ
победы. Севастополь освобожден. Матросы
возлагают венок на могилу Нахимова.
	Так сценарий ведет читателя от завязки,
через кризисы тяжкой борьбы к ралостно-
му апофеозу Советекой Армии, ведомой к
победе гением великого полковолца Стали-
на. Это художественное воплощение дейст-
вительных исторических фактов сделано с
большим мастерством и, несомненно, яв-
ляется основой для создания кинофильма,
достойного величия одержанной советским
народом победы. >
		врага. Встреча командующего 17-Й немец-
кой армией, обороняющей Крым, Енекке с
генералом Шернером, командующим Нико-
польской группировкой немцев. Шернер в
хорошем настроении; русские бесплодными
атаками Крыма истощат свои силы, а там
он, Шернер, ударит от Никополя и унич-
тожит армию Толбухина. Но Енекке ох:
лаждает пыл Шернера: «Да... Но русские
прекратили активные действия».

Товарищ Сталин видит замыслы врага:
Шернер будет уничтожен раньше Енекке.
Но если взятие Крыма нашими войсками
облегчено, не перенесутея ли все трудно-
сти на второй удар? Немцы ждут удара на
правобережной Украине — наше наступле-
ние будет лишено преимущества оператив-
ной внезапности, Но товарищ Сталин пред-
видел и это: немцы ждут наступления, но
лишь по окончании весенней распутицы,
наше же наступление начнется в феврале.

Сталин. Следовательно, наступление
в период распутицы будет для них опера-
тивной внезапностью?

Василевский, Я вас понимаю, товариш

Сталин.
Сталин. Ну вот... В нашем плане и
	появился тот компонент, которого нам He-
	хватало, Итак, на Украине наступаем в
феврале. Проводите оперативное взаимо-
действие соседних фронтов. Смело манев-
рируйте имеющимися войсками и техникой
в пределах нескольких фронтов.

Великий полководец вынес свое решение.
Начинается стадия исполнения. Исполните-
ли гениальных сталинских предначертаний
— маршалы и генералы —- вносят в их
оперативное и тактическое осушествление
свое творчество, свою инициативу,

Маршал Василевский организует взаимо-
Действие 3-го и 4-го Украинских фронтов,
дает руководящие указания по подготовке
и осуществлению операций, от имени Став-
ки проводит передачу кавалерийских и
танковых соединений от 4-го 3-му фронту,
которым командует. генерал Малиновский.

Краткими, но красочными эпизодами ри-
сует автор беспримерное в истории наступ-
ление наших войск на правобережной Укра-
ине в условиях весенней. распутины. Совет-
ские знамена у Карпат, Кавкорпус и тан-
ки атакуют Одессу.

Гитлеровские надежлы на длительное
сопротивление на юге развеяны впрах. В
сценарии показано, как Гитлер буквально
онемел у трубки, когда командующий юж-
ной группой Клейст докладывает о провале
расчетов на перемалывание ‚русской армии
у Крыма. Но Клейст в свою очередь взбе-
шен и ошеломлен, когда перед ним появ-
	ляется разбитый советскими войсками
Шернер. .

— А их техника почему не тонет в
грязи?
	— Ничего не понимаю, фельдмаршал.
Она почему-то движется вперед.

А в это время шла героическая подго-
товка к штурму Крыма, когда с невероят-
ными трудностями приходилось сосредото-
чивать технику на Малой земле — захва-
ченных плацдармах.
	Живо и интересно даны сцены, где гене.
рал армии Толбухин инструктирует генера:
лов Крейзера и Захарова, как подготовлять
войска к штурму; он выступает против
шаблонных методов в подготовке и прове-
дении атаки.

Совещание в Мелитополе — маршалы Во-
	рошилов, Василевский, генерал армии Гол-
	предложенный
	бухин. Принимается план,
товарищем Ворошиловым.
		а к книге Б. Полевого «Повесть © настоящем человеке» (Детгиз).

9° 9°
)-летию Велико1о Октября
КНИГИ. Ф. Панферов „Вруеки“

лева обновленной земли

Никита Гурьянов говорит 9 Ждаркине

удут. ЦИИ труда 1 В } КОлхОВах. Кто из И не
„  еплемяш мой Кирилл Сенафонтыч Ждау
	‘кин, — что наделал в урочище «ору
угол»? Заводы такие отгрохал—ахнешь,
Теперь Гурьянов. мог бы назвать десятку
своих односельчан, подобных Ждаркину,
‚Правильно проложена Панферовым линия
сложного образа Кирилла Ждаркина, До
революции деревня поставляла городу
‘грузчиков, маляров, полотеров, людей низ
ких» профессий. Социалистическая дерев
‘ня дает стране и авиаторов, и ученых, у
‘командиров промышленности. Во такою
командира жизни, выращенного партией,
превращается в романе один из основных
его героев’ — Кирилл Ждаркин, \

Но не только своими образами - роман
«Бруски» как бы перекликается е сов»
менностью. Когда читаешь, например, ках
Кирилл Ждаркин пишет письмо ‘товарицу
Сталину о необходимости ‘распределе
ния доходов по труду, то перед глазами нэ.
вольно встает вся последовательно осуще
ствляемая партией борьба за развитие кол:
хозного строя и повышение материального
уровня колхозников. Введение «Уст
сельскохозяйственной артели», распределе.
ния доходов по трудодням в свое нем
способствовало стремительному развитию
колхозного хозяйства и повышению благо’
‘состояния колхозников; Недавнее решение
ЦК ВКП(б) и Совета Министров СССР +0
мерах по ликвидации нарушений Veray
сельскохозяйственной артели в колхозах»
‘является прямым продолжением той же муд:
рой политики нашей партии и правительеи
ва, выражением их неустанной заботы о
колхознике. Оно наносит новый удар вся’
ким расхитителям колхозного добраи м
попыткам подорвать у колхозников. веру з
трудодень.
	Широкий круг вопросов еемьи, бы
встает перед нами в романе в неразрывной
связи с коренной ломкой старых устов
крестьянского хозяйства и его преобразо-
ванием на социалистической основе, Мио:
гие пойеки писателя в этом направлений
кажутся сейчас наивными, не выдержал
проверки временем. Но все же писатель
показал в истории Стешни и Ждарина
невозможность старых взаимоотнощени,
освященных всем укладом прежней мелко:
собственнической крестьянской семьи, 1
возникновение новых отношений между
мужчиной и женщиной на основе похлин
ного товарищества и равноправия.
	‘Роман, в свое время сыгравший большую
роль в воспитании огромного круга чита:
телей, особенно, сельских, сохраняет и ны
свое воспитательное значение.
	Гослитиздат нелавно выпустил Новое
издание «Брусков» в одной книге, Следует
отметить, что для этого издания автор про
делал большую, серьезную ‘работу: он «сок:
ратил штаты» своих героев, освободил  ,
ман от многих языковых огрехов; книга
‘стала стройнее композиционно и более чи:
стой и ясной по языку.
	Когда около двадцати лет назад вышел
первый том «Врусков», он был встречен, как
произведение, открывающее новые явления
жизни. Задолго до спловиной коллективизае
ции Панферов подвергал резкой’ критике
частнособственнические отношения, нарляд:
но раскрывал парубность индивидуального
пути развития сельского хозяйства и пла»
менно агитировал за новые  сопиалистиче:
ские формы жизни, Повествуя © событиях
тех лет, когда решались судьбы социализма
в деревне, писатель сумел заглянуть в. ев
‘будущее,
		ренно предан ему. Он только полон груст
ной обиды, что власть, которую он приз
нает своей, не склонна прислушаться к до-

‚водам его «здравого» мужицкого paccys

ка.

Максим Дорошенко-—паш старый знакое
мый Моргунок в новых условиях, он уже
не вызывает и в окружающих и в чита:
теле ни малейшей симпатии, он жалок и

смешон, В. Овечкин очень удачно. подчер-

кивает, что душевная трагедия Максима
ныне только нелепа и ‘комична, Узкий, ог-

`раниченный мирок его мужинких представ:

лений смешон и чужд для выросшух. идей»
HO КОЛХОЗНИКОВ.

В пьесе упоминается и о тех отдельных
людях, в душах которых частнособетвен-
нические инстинкты одержали Е Это
завхоз, оказавитийся предателем и сбежаве
ший вместе с немцами; демобилизованный
фронтовик, вернувшийся с награбленным
барахлом, которого © гневом убивает его
сосед, бывший соратник по фронту. Но о
них только упоминается, автор. ие включа-
CT WX в число действующих лиц, как бы
подчеркивая этим закулисность подобных
явлений, их изолированность от того боль
more исторического действия, которое на*
зывается нашей советской современностью,

пьесе много серьезных mene o xae
	Maa Le US BbOSHBIX MBICUIEH O Xa-
рактере и особенностях нашей  лействи-
‘тельности, о её бегодняшнем дне. Некото-
рые из них просто высказываются в разро-
ворах героев, некоторые раскрываются В
действии. Хочется особенно отметить
мысль о нерушимой связи живых Cc теми,
КТО Погиб sa родину, о мобилизующей на
Трудовой подвиг. силе памяти погибших,

эта мысль проходит в Ньесе через все дей»
ствие.
	Несколько слов о

драматургической сто-
роне пьесы. Она оче

Е нь своеобразна и нару-
шает обычные представления об этом жан:
ре. Это скорее большая драматическая ‘По*
весть, где действие определяется не столк:
ее СР.

новением а дат № ВОТ ДЛЯ о
„онением характеров и. не неожиданностьк
	see, @2 TOOTere

HHLIM и последователь“
ным развертывани:

ем перед зрителем глубо.
ких и интересных характеров: Ее осуществ- -
ление на сцене потребует большой и’ вдуме
чивой работы режиссера,

традно было прочесть в сноске к пьесе,
что право первой постановки принадлежит
МХАТ СССР им. Горького.

AAYV ATM
	MX и we ae   Е ии 5

ть АТ театр большой культуры
‚ Умеющий искусно осуществлять

Ha @ueqe aneeoo... STE

“2 SACRE промзведения новествовательные,
& это позволяет налеяться, что театру 4
автору удастся создать тот варнант, в ко:
тором массовый зритель сможет це только
прочесть, но и Увидеть на сцене эту чудес:
ную и радостную повесть о наших золотых
советских людях.
	ции труда в колхозах, Кто из читателей не
помнит Степана Огиева, Кирилла Ждар-
кина, Никиты Гурьянова, Стешки!

Хозяева обновленной земли не рожда-
лись сразу. Каждый из них преодолевал
груз прошлого. И  заслуга Ф. Панферова в
том, что он сумел изобразить этот слож-
ный, противоречивый и подчас мучитель-
ный процесе широко, полно и смело.

Целая историческая эпоха’ отделяет ге:
роев «Брусков» от сегодняшних колхозни“
ков. Но, вдумываясь в судьбы панферов-
ских персонажей, видишь, как. верно наме-
тил писатель Многие черты характера’ лю-
пей советской деревни.
	Умный мужик Никита Гурьянов  прел’
ставляется нам сейчас, в 1947 году, пред-
НЕ wase КаттттаР„А КолхХоЗа. хозяйствен-
	седателем большого колхозя, лее
ным и рачительным, Культурный его кру-
гозор расширился, другими стали его ду-
мы, иной стала его речь. Теперь он уже
не заговорит в Большом Кремлевском двор”
це такими словами: «Граждане, приятеля
от полей и другого, Михаил Иванович тут
на ‘меня насел. говорит: «Правь пока На’
родом». Что делать? Беру вожжи в руки и
даю слово,..». Далеко шагнула вперед за
тоды коллективизации советская деревня,
стираются грани между нею и городом, ра`
дио, газеты проникли в быт колхозника, И
ныне передовой человек деревни по речи мат
ло чем отличается от горожанина,
	И Стешку, которая, работая в колхозе,
проявила себя творческим человеком, под-
нявшимся до понимания обшегосударствен-
ных интересов, Стешку и ©е подруг. мы
встречаем на широких колхозных полях Ha-
шей страны в роли звеньевых и председа-
телей колхозов, трактористок и бригади-
ров тракторных бригад. Особенно велика
была роль таких передовых колхозниц В
годы Отечественной войны. Умудренные
опытом коллективного труда, сотни тысяч
бывших Стешек помогли своему государст-
ву в тяжелые времена справиться со снаб-
жением фронта продовольствием и. заводов
сырьем, помогли отстоять победу и неза-
висимость советской отчизны. Образ Стеш-
ки живет в нашей современности, это один
из привлекательных и жизненных образов
панферовского романа.
	Автор уделил много внимания показу то»
то, как формируется характер  передово-
го человека советской деревни — комму-
ниста, В образе Кирилла Ждаркина. Ф, Пан-
феров показывает, как сложен был этот
путь для поедставителей основной массы
	доколхозного крестьянства -—- середня-
ков. С фронта гражданской — войны
Кирилл приходит боевым, преданным
	делу советского государётва человеком. В
сложных условиях классовой борьбы в де-
	ревне он растерялся и незаметно оказался
	орудием в руках кулаков в их борьбе с
артелью Степана Огнева, Школа социали-
стического труда, пройдленная ЖКдаркиным
на заводе, позволяет ему вернуться в  де-
ревню идейно закаленным и выросшим.
Заблуждаясь и спотыкаясь на первых по-
рах, резко рвет Кирилл с прошлым, настой-
	чиво ищет новых решений вопросов обще-
	ственной жизни. В третьей части романа
он вырастает в серьезного руководителя
— директора МТС. Перед нами новый тип
человека. Простой советский крестьянин,
воспитанный городом, обогащенный опытом
работы в деревне, в конце книги он подни-
мается до уровня государственного работ-
ника — директора большого строительства.
	довой атмосферой, в которой живут эти
люди, подобно им преодолевать любые пре-
пятствия.

Невозможно остановиться на всех обра:
зах пьесы. Их много, и каждый из НИХ

содержателен. Гаков Павел Чумаков — та-
лантливый механик-изобретатель, неугомон-
ная баба Галька, Марфа Стеблицкая и мно-
гие другие, присутствие которых говорит о
богатстве и разнообразии представителей
нащего колхозного крестьянства. Светлый и
мяркий талант В. Овечкина тонко и любов-
но подмечает то новое и радостное, что
появилось в душах людей за годы их жиз-
ни`в условиях колхозного строя, за суровые
годы Великой Отечественной войны,

Но автор не скрывает и темных сторон
действительности. Он показывает, что сре-
ди некоторых отсталых слоев колхозников
еше живучи цастнособственнические ин-
етинкты,

Здоровый сорокасемилетний мужчина
Максим Дорошенко благодаря своей хро-
моте не принимал никого участия в войне.
В прошлом Максий — типичный Никита
Моргунок, «из тех, что говорили: хоть бу-
бочка, да моя» и с запозданием лет на нять.
вступили в колхоз. При отступлении нашей
армии он не упустил. случая поживиться
оставленным добром, При немцах Максим
вел себя непонятно: с врагами не общался,
Но и от односельчан отошел, замкнулся в
себе, ‹закопался, как крот в норе». Однако
секретарь райкома, бывший в дни оккупации
начальником партизанского отряда, вспоми,
нает, что рискнул зайти к Максиму «еще
вначале, когда сам я бродил тут по лесу,
Попросил у него хлеба, так он вынес мне
вот такую буханку, свинины пол-окорока и
меду кувшин. А знал меня, И догадался,
должно быть, зачем я тут остался. Этого
тоже нельзя забыть».

Немецкая оккупация воскресила в-душе
Максима частнособственницеские инстинк.
ты, но не привела к победе их над здоро-
выми, трудовыми началами характера, она
в сущности оживила в нем ту борьбу про-
тивоположных начал старого крестьянского
характера, которая определила колебания
Максима в годы коллективизации, Эту
ожившую борьбу и показывает нам В, Овеч-
кин, Максим мечтает о «тихой Жизни по-
сле этой страсти», зажить старой мужицкой
жизнью при каганце, лишь бы «поесть кол-
басы с белым хлебом». Но осуществление
STOW своей «хмужицкой утопии» Максим не-
вольно связывает с советским государетвом,
ибо убежден, практикой собетвенной жиз.
НИ, что советская власть самая спразедли-
вая: «при советской власти меня по
морде не били», Немецкая оккупация еще
больше заставила его оценить все преиму-
щества советского строя. И Максим иск.

Иллюстрации художника В, Шеглова к

Советокие люди никогда не забудут
славный год «великого перелома». Имен-
но тогда в 1999—1930 годах, решался
	один из коренных вопросов социалисти те:
ской революции: перевод многомиллионной
крестьянской массы, пропитанной вековы-
ми мелкособственническими предрассудка-
ми, на путь коллективизации, на путь соци-
ализма. «Это был глубочайший революцион-
ный переворот, —говорится в Кратком курсе
‘истории ВКП(б), — скачок из старого ка-
чественного состояния общества в новое
качественное состояние, равнозначный по
своим послепствиям революционному пере-
вороту в’ октябре 1917 года».

И художники слова, которые увидели и
онениди все значение этого исторического
скачка, сумели изобразить в своих книгах
величественный процесс превращения пре-
жнего крестьянина - собственника в KOVI-
хозника, носителя нового социалистического
сознания, навсегда заслужили признание
	Ф. Панферов показал нам в своих «Брус-
ках» первую стадию коллективизации В
средней полосе Европейской России, точ-
нее в Поволжье — в решающем  земле-
дельческом районе страны.

Основной движущий конфликт «Брус-
ков> — борьба двух начал: мелкособствен-
нической стихии и первых ростков социа-
лизма. От изображения напряженной борь-
бы за самое существование колхоза до
показа рождения новой творческой лично-
сти в социалистическом коллективе — по-
степенно раскрывается и реализуется глав-
ная тема романа,

Шаг за шагом. страница за! страницей, Ф.
Панферов показывает трулящееся крестьян-
ство. освобождающееся от пут старого, ста-
новящееся из раба земли творцом, хозяином
обновленной земли:

В «Брусках» правдиво раскрыта `законо-
мерность и неизбежность этого процесеа.
Особенно значительны поставленные во
второй и третьей книгах романа проблемы
руководящих кадров в деле социалистиче-
ского переустройства деревни и организа-
		Однако фильм еще предстоит слелаль От   СОВетеких читателей.
	постановитиков его потребуетея в свою
очередь творческая работа. В сценарии весь-
ма сжато даны отдельные эпизоды, баталь-
ные сцены, в нем выведено относительно ма-
ло отдельных персонажей, и в частности ря-
довых солдат и матросов, почти вовсе не да-
ны образы советских офицеров, Автор
стремился показать главную, основную
канву. не осложняя ее деталями. Однако
при переносе на экран это может привести
к недостаточной выразительности эпизолов,
связанных с действиями советских войск,
к недостаточному изображению героизма,
духовного величия советских людей, под-
вигами которых ковалась победа.

Творческая разработка батальных сцён и
отдельных эпизодов, отход от трафаретных
приемов, выразительный показ рядовых <о-
ветских воинов дадут возможность прелета-
	вить их во всей Civile и полноте. Постанов-
щикам кинофильма нужно пожелать того
	творческого и глубоко продуманного подхо-
да К своей задаче, каким проникнут сцена-
рий.
		колхозникам восстанавливать хозяйство’ на
освобожденной от немцев земле, и создать
целую портретную галлерею людей совре-
менного колхозного села,

Такова бригадир Катерина Дорошенко, в
которой мы не только узнаем, но и живо
чувствуем родную сестру сотен передовых
колхозниц, вкладывающих всю душу в об-
щее дело. Заботу о своей бригаде, о пору-
ченном ей участке она соединяет © забо-
той обо всем колхозе, До войны Катерина
была звеньевой в полеводческой бригаде,
теперь она смело берет на себя самое труд-
ное: продолжать начатое Настей Хромчен-
ко вырашивание новой культуры —- кок-
сагыза. Катерина — человек большой иск-
ренности и прямоты. Память о Насте, дерз-
ко обманувшей немцев, вырастившей для
них вместо кок-сагыза сорняк куль-бабу и
расстрелянной фашистами, для нее свяшен-
на. Но это не мешает ей трезво оценивать
методы работы Насти до войны; как непра-
вильные методы. «He так работала Нас-
тенька, как надо было.. Я ей говорила.
<«Взялась ты, Настя, за этот одуванчик, так
доводи его до ума... Ты, говорю, рапорту-
еить, что по шестьдесят центнеров взяла,
так это же неверно, Не ты взяла, сотни
людей тебе помогали. Твои рекорды, если
разобраться в них хорошенько, только для
выставки, а для дела не годятся».

Стремление рядовой колхозницы Доро-
шенко от отдельных удач перейти к вы-
соким урожаям на больших массивах, пред-
ложенный ею новый способ посева кок-са-
гыза подсказаны практикой, опытом. Но они
перекликаются с опубликованными еще пе-
рел войной работами академика Лысенко. и
его соратников, сказавших последнее слово
науки в агротехнике кок-сагыза,

Борьба передовых людей колхознеаго се-
ла за новую агротехнику пам кажется оео-
бенно ценной линией пьесы. В, Овечкин
стремится раскрыть во взаимоотношениях
Дорошенко и ученого Бакшевника, в кото-
ром нетрулно угадать черты одного из та-
лантливых помопенаков Лысенко — Колес-
	ника, те неразрывные плодотворные связи,
	которые существуют в нашей стране между
передовой агрономической наукой и перело.
виками колхозного производства,

Образ Катерины Дорошенко дан автором
всесторонне, В пьесе раскрывается личная
	драма этой женшины, Бедняцкое детство,
замужество за вдовцом-кулаком, смелый
уход от нелюбимого, чужого человека.
	Второго мужа замучили немны в лагере для
военнопленных. Таково протлое. `` Блеснул
ворячий луч света в настоящем, большой
любовью полюбила Катерина Павла Чума-
кова, демобилизованного гвардии лейтенан-
та, старшего механика МТС, человека такой
же беспокойной души, как у нее самой. Про-
	Ворошилов. Итак... Начинает товарищ
Толбухин. Мы со стороны Керчи будем мол-
чать. Когда нервы Енекке сдадут и он нач-
нет снимать части из-под Керчи, — ударят
приморцы. Условимся, это случится на тре-
тий день... Решаем: мы начинаем на третий
день после вас, товарищ Толбухин. Снятые
части будут в равной мере удалены и от
вас и от нас, будут находиться в пути и в
решительный момент не смогут принять уча-
стие ни в отражении ваших, товарищ Тол-
бухин, атак, ни у нас, на Керченском...

8 апреля на немцев в Крыму. обрушился
третий сталинский удар. Первые атаки увен-
чались успехом, взят Армянск, но на глав-
ном направлении противник открыл шлюзы,
затопил траншей и оказывает сопротивление,
На второстепенном. — Томашевском — Ha-
правлении удалось пробить брешь.

Сталин в Кремле следит за развитием
сражений. Он говорит по телефону маршалу
Василевскому:

— Полководен не должен быть фетиши-
стом плана. План — не догма, Снимайте
часть сил и резервы < главного направле-
ния, перебросьте на второстепенное и раз-
вивайте успех. Оборона надломлена? Сло-
майте ее. Ищите ключ к развязке операции
на второстепенном, Томашевском, направ-
лении и превратите его в главное направле-
ние, -

Сталинский приказ приводится в исполне-
ние,

На Керченском участке маршал Вороши-
лов, генерал Еременко. командующий от-
	ra OO
	ло». Враг дотла разрушил зажиточное,
взлелеянное вдохновенным трудом хозяйет-
во, мало осталось и людей—одни женщины,
да и среди тех не видно знатной стахановки
Насти Хромченко и ее бригады — двенад-
цать лучших девчат расстреляли немцы, 60-
лее двадцати девушек увезли в Германию.
Мало осталось людей, но эти немногие —
большая сила, Пережитые страдания не <ло-
мили, а духовно закалили их, побела над

врагом окрыляет на новые трудовые подви-
ГИ.

Еще целых два года до окончания войны.
С фронта в колхоз вернулось пока веего
два человека, демобилизованных по ране-
нию, но небольшой ‘дружный коллектив
	уже творит великое дело воестанов-
ления < простотой и  скромностыо,
присущей настоящему подвигу. Cno-
собность к такому подвигу живет
	почти в каждом из членов этого коллектива,
Старая баба Галька, маленькая сгорблен-
ная, в чем душа держится, со своим звеном
бабок, «самый рабочий возраст, по 65 да по
70, такие, что на гулянки уже не побегут»,
собирает, как и до войны, рекордный уро-
жай картофеля; Катерина Дорошенко с
небольшой горсточкой девчат выращивает
трудоемкую культуру кок-сагыза на участ-
ке, гле прежде бригала Хромченко еправля-
лась только с помощью всего колхоза; деды
Мусий и Макар по собственному почину,
рискуя жизнью, выкашивают выросшую на
минном поле рожь-падалицу, 2

Полвиг этих людей — высокий и осмыс-
ленный патриотический подвиг; Ими
руководит не простое желание наладить
свой быт, вернуть прежнее. Нет, в тсм-то и
смысл их труда, что малый коллектив стре-
мится не только восстановить хозяйство, но
уже в дни войны двинуть его вперед, на
новой, более высокой основе, внести свой
вклад в дело дальнейшего укрепления мо-
гущества Родины,

Казалось бы, в данных условиях трудно
было. думать о чем-нибудь, кроме как о
хлебе насущном, но ничего не хотят отдать
эти люди врагу, даже потерянных лет, и с
первых же дней они полностью восестанав-
ливают опытное поле кок-сагыза. Пряехав-
ший в колхоз ученый Бакшевник находит у
них не только полную поддержку евонм на-
чинаниям, но и беспокойную изобретатель:
скую мысль, помогающую осуществить его
замыслы.
	В. Овечкину удалось очень пуавливо
	обрисовать условия, в Которых пришлось
	Обложка и иллюстрация работы худ.

П. Алякринского к книге Г. Тушкана

«Джура», выходящей в издательстве
«Молодая гвардия»
	павшие без вести жена и дочь Павла наш-
лись, и долг призывает его вернуться в
семью. Павел любит Катерину, но оба они
принадлежат к той породе советских людей,
которые не в силах строить собственное
счастье на несчастьи другого. Чудесно. в
пьесе их немногословное прощанье.

Личное горе как бы еще более возвы-
шает Катерину над другими героями. Мечты
о семье рушатся уже бесповоротно, ‘но
большая дорога’ общественного служения,
на которую она уже ступила, открыта пе-
ред ней, и мы верим, что на этой дороге
она обретет свое счастье.

Значителен и интересен по мыели, Ha
наш взгляд, образ председателя колхоза
Андрия Кравченко. В нем нет ничего эф-
фектного, бросающегоея в глаза. Но имен-
но такие, влюбленные в свое дело люди и
двигают вперел наше хозяйство, Можно
сказать, что Андрию Кравченко и во сне
на фронте снилась его «председательская
бессоница», Это тип нового советского хо-
зяина, такого, как например депутат Вер-

‚ ховного Совета РСФСР предаелатель сель-

хозартели «Страна Советов» Никита Ва-
сильевич Серенко. Удивительно сходны
черты биографии и характеры героя пьесы
украинца Кравченко и подлинного предсе-
теля колхоза алтайца Н, В, Серенко. И
хоть Серенко не был для автора  прото-
типом ‘его Андрия, сходство персонажа.
пьесы В, Овечкина с живым лицом только
свидетельствует © распроетраненноети в
нашей деревне людей подобного тина. Как
и Серенко, Андрий и до войны был артель-
ным вожаком, Участие в войне как бы при-
подняло его над собой—зорче стал взрлял,
пытливее и беспокойнее думы, пристальнее
и любовнее отношение к людям, К нему
приходит свидетельствующее о духовной
зрелости высокое. сознание того, что лю-

`бимая работа дает необ’ятные возможности

роста. Об этом говорит Андрию и секретарь
райкома партии Кость Романович,
«Расти можно по-всякому, Андрий, Разве
рост только в том, чтобы по служебной ле-
стнице вверх подниматься? Каждый год на:
до работать лучше, чем работал в прошлом
году, — вот тебе и рост. Чтобы сам себе
удивлялся — откуда силы набираются?»

Глубокая и плодотворная мысль! У нае
нередко не только в жизни, но и в искус-
стве еще принято видеть рост человека
только в его возвышении по служебной
лестинце, истинный же стимул роста
именно в том, чтобы делать свое дело луч-
ше, чем в прошлом голу.

Новое произвеление В. Овечкина глубо-
ко эмоционально; знакомя читателя с це:
лым рядом передовых людей нашей дерев-
ни, оно вызывает стремление участвовать
в их подвиге, дышать той же здоровой тру-