Не любить его -—— невозможно. не работати
оние», и Горький начал

> ь: «Мещане» и «На дне» были на.
писаны для Художественного театра,
Создав” новый театр драмы, сознучный!
современности, Москва внесла реформу и в
консервативнейший из театров — в оперный,
В то время как казенная опера Каменела

в рутине и трафарете, С. И. Мамонтов воз»!
дал в Москве замечательный оперный театр,
‘давший могучий толчок культуре русского
оперного дела. Этот театр выдвинул Ша.
ляпина, созлавиего здесь изумительные ре-
‘листические образы, сделал при его по-
средстве популярным Мусоргского, создал
огромный успех операм Римского-Корсако-
за. отверрнутым дирекцией казенного теат-
		. $
С. ДУРЫЛИН
oO
	° Роман И. Эренбурга «Буря» освещает
одну из важнейних сторон нашей действи-
тельности: он показывает новую роль Со-
ветокого Союза в международной жизни,
В испытаниях Великой Отечественной вой-
ны советская страна предстала перед миром
могущественной державой, такой историче-
ской силой, с которой нельзя не считаться,
которую тщетно пытаться устранить с
международной арены.

Новое содержание определило и характер
романа, выросшего в героическую эпопею.
В нем показан не отдельный участок вой-
ны, не один из ее героических эпизодов, как
это было в первых произведениях военных
лет. — Эренбург влервые рисует картину
всей Великой Отечественной войны от ее на-
чала до паления Берлина. «Буря» охваты-
зает не только собыгия, происхолдирлние на
	территории Советекого Союза, — действие
развертывается и.во Франции,-и в Германии,
м в Англии, Масштабность — характерная

Черта нового романа И. Эренбурга,

Это — произведение большой политиче-
ской мыели. Исторические судьбы народов
Европы составляют содержание эпопеи.
Первая часть романа — предвоенный гни-
лой мюнхенский мир, позор перзых преда-
тельств: «за Пиренеями развалины и моги-
лы», «мечется, зовет друзей обреченная
Прага», лихорадочно веселится Париж. «но
привкус горя в самом веселье города».

эМосква в это время живет суровой и на-
пряженной жизнью «в ожидании надвигаю-
шейся бури». Советская страна сознает
свою историческую роль,’ предчувствует,
какие великие испытания выпадут на ее
долю. Вторая часть—война во Франции. Ол
«забавной войны»—к позорному падению
Парижа. Реакния пытается новым преда-
тельством спастись от Угрозы немецкой
агрессии. направив удар, на Советский Союз.
Третья часть—нанаденив гитлеровских орд
на Советекий Союз и отступление совет-
ских войск. Битва нод. Москвой справел:
линь показана, как великая проверка сил
нашего народа. Победа нашей Советской
Армии разрушает миф о непобедимости
германского фашизма. Четвертая часть —
битва под Сталингралом. Тшетное ожи-
	дание второго фронта. Порабощенные
народы Европы осознают. что Советский
Союз -—— это Реальная сила. способная их
	освободить. Сталинград становится симво-
лом борьбы и нобгды над фашизмом.
В оккупированной Франции прост: лю-
	ди  нащуг на стенах слово цадеж-
ды — «Сталинград». Французский уче-
ный профессор Люма, схваченный геста-
	по, думает: «Тот, кто написал на стене
«Сталинград», думал че о мести, не о ре-
ванше, не о славе, не о тех конференииях,
гле после войны будут торговаться и бле-
фовать, — он думал о достоинстве, о том,
что человека нельзя разлавить железом».
Судьбы народов мира отныне связаны ©
судьбой Советского Союза. Часть пятая —
и последняя — это окончательный разгром
фашизма, освобождение порабощенных на-
рочов Европы и взятие Берлина.

Один из героев романа, Кфылов. врач-
фронтовик, с гордостью сознает общечело-
веческое значение этой победы: советские
люди «отстояли новый век». В сознании за-
рубежюных людей эта любеда прелстает, как
побела нового общественного строя. Профес-
сор Дюма товорит: «Ночему же русские
выиграли? У них не просто. государство, у
них государство плюс: идея». Эта идея —
коммунизм: «я видел стойких католиков, ро-
ялиетов. кого. хотите. А вот коммунисты
лержалиеь луне всех. Почему? Да потому
же — у ных не нросто сильный характер, У
них сильный характер нлюс илея».

Созетлскому человеку-побелителю, воспи-
танному новым общественным строем, по-
священ роман-эполея Ильи Эренбурга.

Писатель изображает людей, сознание ко-
торых очивкено от. лжи и мрака инливилуа-
лоспического. мировоззрения, людей социат
листического. общества.

«Буря» Ильи. Эренбурга — это философ:
ский роман, в центре которого борьба
зранодебных идей, непримиримых  жизнен-
ных принципов. В размынкениях героев, их
знутренних монологах, мыслях м поступках,
хазалось бы, самых простых и обыденных,
нисатель показывает. столкновение и проти-
воборство этих двух сознаний — буржуаз-
но-индивидуалистического и социалистиче-
ского, советского.

С сатирической остротой писатель pac-
крывает, что буржуазный индивидуализм
является лишь ширмой, за которой скры-
вается хищная, реакционная исихоловия соб-
ственников. Немны — бывиший антронолоев
Келлер, бывший архитектор Рихтер, став-
шие солдатами гитлеровской армии, кичатся.
своим  «своболомыюлием», — «надпартийно-
стью». Рихтер некогда тайком рассказывал
‘анекдоты о Гитлере, Келлер равнодушно от-
несся к приходу нацистов к власти: «какое
дело антропологу до борьбы партий? Брю-
винг или Ритлер, все равно... у него свое

И. Эренбург. «Буря». «Новый мир», №№ 4, 5,
ет & 1947.
		il. *

Москва 1860—1890 годов жила сложною,
кипучею жизнью.

В 1880 голу А. Н. Островский писал;
«Москва есть торговый центр России... Мо-
сква уже теперь не ограничивается Kamep-
коллежеким валом, за ним идут непрерыв-
ной цепью, от московских застав вплоть 10
Волги, промыцьленные фабричные села, по-
салы, города и составляют продолжение
Москвы. Все это пространство, в 60 тыс.
с лишком квадратных верст, составляет как
бы предместье Москвы и тяготеет к ней
всеми своими торговыми и житейскими инте-
ресами; обыватели этой стороны — Не ro-
сти в Москве, а свои люди.. Москва ~~ To-
род вечно обновляющийся, вечно юный; че-
рез Москву волнами вливается в Россию
великорусская, народная сила».

С падением крепостного права в течение
1860 — 1900 годов Москва промышленная и
торговая росла неуклонно. Она стала эконо-
мическим и железнодорожным центром
России. Вместе с развитием промышленио-
сти и торговли в.Москве обострились и со-
циальные контрасты, присущие каждому
большому буржуазному городу с растущим
рабочим населением, noe uo

Контраст между Москвою доживающего
свой век барства, вхолящего в силу купе-
чества и Москвою g бочих масс был заме»
тен уже в конце 1850 годов,
  Начиная с 1870-х годов, в Москве разви-
вается крупная промышленность. на арену
революционной борьбы выступает новый
класс — пролетариат.

В 1877 году на известном процессе
«50-ти» кач Петр Алексеев произносит
ставшие историческими слова: «Подымется
мускулистая рука миллионов рабочего лю-
да, и ярмо деспотизма, огражденное соллат;
синми штыками, разлетится впрах», В. И.
Ленин характеризовал эту речь как «вели-
хое пророчество русского рабочего резолю-
ционера».

В Москве 1860—1870 годов было много
революционных кружков среди  стуленче-
ской молодежи и разночинцев. Из этих
кружков вышел известный революционер и
ученый шлиссельбуржен Н. А. Морозов, В
«Повестях моей жизни» он ярко изобразил
подпольную Москву 1870-х годов, ишущую
социальной правды. Особенно сильны были
революционные устремления молодежи в
  Петровской (ныне Тимирязевской) сельско-
хозяйственной академии.

В 1870-е годы Островский писал и ставил
на сцене Малого театра сатирические коме-
дия, направленные против реакции, шелшей
яз дворянских и военных кругов.

Малый театр развивал и укреплял свои
демократические традиции. Его спектакля
нередко преврантались в общественные и
политические события. Величайшая из pyc-
ских артисток М. Н. Ермолова свыше пол:
`века держала на сцене Малого театра зна-
_мя героического искусства, и ее справелли-
во называли трибуном свободы. После снек-
такля «Овечий источник» Лопе де Вега, в
котором Ермолова создала незабываемый
образ Лауренони, предводительняцы кре:
стьянского восстания зрители расходились
из театра с вольными песнями, как с рево-
люционного собрания. Это была первая в
Москве политическая демонстрация (7 map-
та 1876 года). .

Детишем передовой демократической об-
щественности была Московская консервато-
рия. Ее основатель = гениальный пианист
i. Г. Рубинштейн — создал здесь творче+-
ский центр музыкальной жизни Москвы!
1860 — 1880 голов. Он привлек к работе в
консерватории молодого композитора П. И.
Чайкозского, все творчество и жизнь кото-
рого тесно связаны с .Москвого. :

В Москве впервые были исполнены четы:
Ре первые симфоний Чайковского. В Москве
Чайковский дебютировал как оперный
(«Воевода») и балетный («Лебъдиное озе-
ро») композитор. Борясь с казенной теат-
ральной рутиной, ученикам Московской
консерватории доверил он исполнение сво-
ей любимой оперы — «Евгений Онегин».

Свою любовь к Москве, как к сердцу
России, `Чайковский выразил в большой
кантате «Моск: a», Te Roche I исторический
подвиг Москвы — собирательницы земли
PYCCKON.

В Москве создалась замечательная ком-
Tone aay CB Devas Rh Bet
Guu. HK. Memep. ee

Москва создала свою демократическую.
школу живописи и ваяния. Долгие годы ее
душой был В. Г. Перов, художник-граж-
данин; убежденный реалист-демократ. «Со
времени Перова залан был верный, живой  .
тон делу, — писал И. Е. Репин. — Жизнью
веяло от этой мололой, простой и своеоб-
разной школы. Да. Москва свое возьмег
и в щколе живописи».

в Москвой связано творчество таких ху-
книхов, как А. К. Саврасов, В. Д, Поле-

a B И. Суриков, В. и А. Васнецовы,

ма Нестеров, В, А. Серов, ©. А; Коровин.

; И. Левитан, С. В. Малют ue

Е ‚лютин, А. Е. Архи
пов, Н. А. Касаткин и ло. °

<Я как-то ворую в свою надежду? наша

русская школа не последнею будет», — пи:

Е: ЕВА

сал еще в 1855 году П, М. Третьяков.
эта вера оправдана теперь для всех
	+ Нродолжение. Начало см. в № 55
	ний, но и обнаруживает наивное невежест-
во: вель Маркса читали и Гучков, и Рябу-

шинский, но в «легальных марксистов» от

этого они не превратились.

Однако во всей «красе» вониющее невеё:
жество и безответственность Алекеандро-
вой сказываются в той части ее рецензии,
где она высокомерно поучает писателя ис-
торической грамотности. Ограничимея дву-
мя примерами. «Всякому элементарно гра-
мотному человеку известно, —пишет Алек-
санпроза, — что в период между 1907 и
1917 голами не созывалея НИ ORME c est
нартии, а Базельский конгресс 1919 года
был последним конгрессом Н Интернацио-
нала с участием большевиков. Тем не ме-
нее в романе большевики осенью 1913 года
готовятся одновременно и к с’езду партии
и к межлународному конгрессу». А извест-
но ли «элементарно грамотной» Александ-
ровой о Поронинском совещании осенью
1913 года, на котором было решено
готовить с’езд партии, приурочив его ко
времени созыва международного социали-
стического конгресса в Вене, намеченного
на август 1914 года? На основе перонин=
ских решений весной 1914 года (а че осенью
1913-20, как кажется Александровой) и ве-
ли большевики как в действительности,
так и в романе, подготовку к с езду партии
и конгрессу. Факты эти общеизвестны
(хотя ни конгресс, ни с\еад не состоялись
из-за начавшейся войны), и мы советуем не-
задачливой ренензентке, если она дейст-
вительно «элементарно грамотна», почитать
о них в еочинениях Ленина (7. XVII,
стр. 67 и стр. 686). .

«Ни в одном документе, ни в одной
статье Ленина и Сталина о выборах в Чет-
вертую думу не упоминаются отзовиеты,
речь идет только о ликвидаторах», пишет
Ф. Александрова. Рекомендуем столь ка-
тегорично невежественному критику. почи-
тать статью В. И. Ленина «Избирательная
кампания в ГУ думу и задачи революцион-
ной социал-демократии» (Собр. соч.. т. ХУ,
стр. 457). В ней Владимир Ильич’ нисал:
«Только безнадежно слепые люди могут не
видеть даже теперь всей валорности, всей
гибельности для рабочего класса отзовиз-
ма и ликвидаторства. >

На полутора столбцах убориетого шриф-
та Ф. Александрова «уличавт» С. Голу-
бова в том, что «в романе поставлен на-ро-
позу важнейший  принпипиально-нолитнча-
скай вопрос» об отношении большевиков K
CTANAaM, H Vipekaer nucaTena B HenoHuMa-
нии значения экономичеокнх требований.

Во второй части романа изображаетея за-
бастовка протеста рабочих петербургокого

металлического завода летом 1919 года. !

дело, свои книги». Но ни тому, ни другому
не удается сохранить этот «уютный» нейтра-
литет. Стремление к личной выгоде, боязнь
испортить карьеру и просто трусость ‘приво-
дят обоих к фашизму. Рихтер при поездке
в Россию выполняет шпионские поручения,
Келлер доносит на профессора Дюма. Он
оправдывает себя тем, что служит’ родине,
«А Германия — это Германия». Фашизм спо
собствует разнузданию низменных челове-
ческих инстинктов. Попав в гитлеровскую
армию, бывшие интеллигенты опускаются
физически и нравственно, они убивают. ми?-
ных советских людей.

С замечательной памфлетной силой нари-
сованы в романе фигуры «петзновекой»
Франции: предатель, заводчик Берти — хо-
лодный, расчетливый мерзавец, работающий
на немцев; беснечный эстет и гурман, «ста-
рый солдат», дравнийся нод Верденом -—
фабрикант Лансье; он кичится своей: «неза-
висимостью», считает себя «честным, про-
етым французом». Он ненавидит немцев, ко
прекрасно уживается © ними, боясь лишить-
	ся своего преднриятия. Ланеъе утешает ee-
	бя: «дела всегда. скверно пахнут». Он ис-
кренно жалеет своего компаньона и друга
Лео Альцера, но порывает с ним, так как
Лео еврей и ставит предприятие под угрозу
конфискации. Из трусости Лансье отказы-
вается спрятать у себя Лео, и   друг его
гибнет в Освенциме.

Лансье еще кричит «о духовной незави-
симости», он уверяет себя: «я думаю то, что
холму, говорю то, что хочу». Но в действи-
тельности он преомыкается перед нацистами
Ч совершает предательство за предательст-
вом. Его сын Луи с горечью заявляет ему:
«Ты заботиться о том, оставишь ли мне в
наследство «Рошэнэ>». А скажи, ты Tory:
мал: что вы нам оставите — Францию или
немецкий шантан?» Эренбург показывает,
что предательство и моральное разложение
характерны для всей государственной, по-
литической системы бур:`уазного общества.
Остро и убедительно фёскрывает он причи-
ны падения Франции. Рисуя картину фа-
щиетского нашествия, Эренбург пишет: «Это
уже не люли бежали, не полк, не рерод, =—
бежала Франция, потерявшая рассудок, еще
живая, раз’яренная и перепутанная, готовая
умереть, но спасающая сунлук, бальное

платье, теннисную ракетку». Народ распал-
ся, остались частные лица, «страна распол-

злась по ниткам», как с торечью говорит
	доктор Морило.

Ложь и лицемерие Берти Ланоье, мо-
ральное разложениа Келлеров, Рихтеров и
иже с ними — это звенья ‘одной цепи.
	Смешно, когда гитлеровец Вилли Вебер, по-
	пав в плен к Советской Армии, на допросе
тупо кричит формулы геббельсовской нро-
паганды: «Красная Армия разбита. Ваши ге-
‘иералы одаются. * Я предлагаю вам сдать:
ся. От имени фюрера»... Такую` же слепоту,
непонимание тото, что происхолит в дей-
ствительности, проявляет и ловкий, цинич-
ный промышленник Верти, один из тех, кто
хотел «Франнию без коммунистов. Францию
без Народа». Он. как и Лансье, живет в вы-
думанном, иллюзоуном мире. Покорный слу-
га нацистов, он воображает, что может им
диктовать свою волю: «Я не стану прислуж-
ником немцев, — думает Берти. — Но ес-
ли они окажутся достаточно умными и гидб-
Кими, я могу стать их союзником». Ему ка-
жется, что он велет с немпами тонкую иг-
ру: «Лело не только в том, чтобы отетоять
свое место во Франнии, но и в том, чтобы
отетоять место Франции в новой Европе»:
Но это такая же ложь, как и трагикомиче-
ские самоутешения Лансье. Крупный нацист
Ширке беспощадно осмеивает Берти: «Ме-
сто Франции в-новой Европе? У вас есть хо-
рошая пословица — коза икиплет траву там,
где её привязали».

В поисках спасения старая Европа обра-
щает свои взоры к «мололой» Америке:
«Народы дряхлеют, как люди, — говорит
доктор Морило. — Выскомат вперед амери-
канцы. Корнеля у них нет, только жева-
тельная резинка, зато чертовски молоды».

Американец лейтенант Джефферс тоже
«беспартиен» и «боитея политики»: «Me-
ня до войны интересовали ‘моя работа,
	кино и бокс». Но он за соглашение с Дар-
ланом... Отмахивается от политики Бил
Фостер, он — человек сугубо частной
жизни, склонный к проотым,  малень-
ким радостям: «Поехать, например, с
друзьями к морю, шутить, рассказывать ду-
рацкие анекдоты». Он охотно едет в Рос-
сию, надеясь стать знаменитым, мечтая
описать «агонию красных». Ведь «Россия—
большая страна», агония пролдится долго, и
он «успеет приучить читателя к своей пол-
писи». Фостера злит «фанатизм» русских,
которые упорно верят в победу. Бил Фостер
слен, как и Лансье, и Берти, и немецкие на-
цисты. Он не способен разглядеть истин-
ный смысл исторических событий, сущ-
ность советского общества.

Осип Альпер, боевой командир Советской
	Армии, встретивнгиеь на Эльбе с американ-
скими офицерами, убеждается в том, что со:

критика
	сея Катаюонова остался вне поля зрения
Ф. Александровой. Персонаж этот понро-
сту совсем не охарактеризован в рецензия,
хотя именно он, но замыслу автора и но сво-
ей роли в романе, является представителем
и выразителем тех общественных сил, ко-
горые «творят век». выступают в качестве
борцов за новый мир. Рецензия о большом
романе, вовсе не анализирующая образ
главного героя произведения, — факт,
беспримерный в нашей критике

Не выполнив первейшей своей обязанно-
сти — дать критический разбор централь-
HOFO персонажа, — рабочего-большевика,
Ф. Александрова все же считает себя впра-
ве развязно утверждать, что С. Голубов
«не сумел воплотить в образах глубокое
интеллектуальное н моральное превосход-
ство ноднимающегося к революции проле-
тариата, его лучших людей, грядущее тор-
жество революции».

Образ другого главного героя романа —
Никиты Лучинкина рецензентка «анализи-
	рует» в четырех абзацах, обнаруживающих
	элементарную критическую недобросовест-
	ность. С. Голубов изображает крестьянина,
	поднавшего. под влияние проповени Тол-
стого, крестьянина, считающего, что если
каждый в одиночку будет честно трудить-
ся и делать «нужное, правильное», — от
жизненной несправедливости и пнета «зав-
тра же... не останется следа». Суровая
правда жизни мало-помалу изгоняет реак-
ционные иллюзии из сознания Никиты. Му-
чительно, путем разочарований в прежней
вере, Никита приходит к мысли о револю-
ционном переустройстве жизни. Этот путь
облегчен для него горячим словом болыше-
вистокой «Правды», привезенной в деревню
революционно настроенным солдатом Кур-
лыкиным,

Можно не соглашаться с пеихологиче-
ской трактовкой образа. с авторской моти=
вировкой поступков Никиты, можно спорить
о типичности этой фигуры для деревенской
действительности 1910 — 1914 годов. Ho
Ф. Алексанлрова предпочитает заняться из-
мышленияма, С. Голубов показывает, как,
увлеченный проповедью своей вновь най-
денной правды, Никита «ходил по мужи-
кам и толковал с ними о самых мулреных
вещах», как из-за этого он «от работы от-
бился». «Было это в нем не от лени» —
это понимает даже жена Никиты Ефро-
	юзники далеки от понимания советекото че-
ловека, Майор Смидл предупрелителен, оч
спрашивает советских офицеров; «У нас сре-
ди водителей MIIOPO цветных. Надеюсь, что
вацгих солдат это не обидит?» Чем же этот
американец «отличается от немецких фаши-
стов?» думает Осип. Смидл оскорблен, за-
метив, что русский его осуждает. Он пы-
Тается сразить собеседника: «У вас есть
дочь, господин майор? — Была... -Смидл
вздохнул, желая выразить соболезнование,
HO не отказался от вопроса, который ему
приходилось часто ставить в Европе: —
Если бы вы сохранили дочь, господин май-
ор, сопласились бы вы, чтобы она вышла за-
муж за человека низшей расы? — Господин
майор, мою дочь убили люди, которые рас-
суждали, как вы»... :

Людям старого, буржуазного мира с их.
индивихуализмом и цинизмом. противостоит
человек нового типа, обладающий перёдо-
вым мировоззрением, высокой идейностью,
ясным сознанием связи со своим народом. В
Великой Отечественной войне коммунисты
выступили, как носители исторического. ра-
зума, как люди, ясно отдающие себе отчет
В ходе событий, умеющие‘ познавать и изме-
нять действительность.
	В раздавленной, ‘опозоренной Франции
коммунисты оказалиеь единственной силой,
которая смогла сплотить народ, и руково-
дить движением Сопротивления. \ Эренбург
рисует целую галлерею героев, которые ве-
дут непримиримую борьбу не только с на-
цистами, ис де-голлевцами, прелпочитав-
ними предать французский народ, лишь бы
не допустить революции. На вопрое нетэ-
новца Лансье: «Вы — француз, чорт возь:
МИ...» — коммунист Лежан отвечает:
«Француз. Но не такой, как вы. Из дру-
гой Франции». Эту другую, истинную Фран-
цию Эренбург показывает смелой, поэтиче-
ской, мужественной. Вера в народную Фран-
цию поддерживает силы людей. Профебеор
Дюма говорит: «народ — это хлеб; пот,
тений.. Не может, чорт побери, Франция
кончиться на цьянчужке Далалье, на носа-
TOM прохвосте Бонне — извольте получить
такое после Робеспьера и Сен-Жюста!» Ве-
ра в народ приводит Дюма в коммунисти-
ческую партию. Он находит здесь под-
линных патриотов, тех, кто He жалеет
жизни ради родины. «Франция милая
Франция — не чернилами написаны эти
слова, — кровью партизан. кровью KOMMY-
нистов!» — говорит Мадо Лансье. порвав-
	шая с отцом рали народа, ради Франции.
Честных и мужественных людей жизнь
приводит к коммунистам. ибо только на
них можно опереться в борьбе за свои че-
ловечеекие права.

«Буря» Эренбурга проникнута высоким
патриотическим пафосом. Книга показывает
могущество советской страны, на которую
обращены взоры народов мира, она говорит.
о величии простого советского человека.

Роман не лишен некоторых хуложествен-
ных недостатков. В обрисовке отдельных
образов советских людей есть схематич-
ность, расплывчатость; это относится к’
образам Осипа, Наташи, Раи, Ольги. В са-
мом начале романа Сергей в разговоре с
Мадо называет русских женщин «немы-
ми Джульеттами». Никак нельзя согла-
ситься с такой характеристикой. Душев-
НЫЙ Мир советских. женщин неизмеримо
богат. Они умеют прекрасно выразить себя
и в подвиге, и в труде, и в слове. ^

Но эти недостатки не заслоняют рлавно-
	Го: писатель подметил и поэтически выразил
	новое явление нашей действительности, он
пожазал, что великие илеи марксизма-лени-

низма в советской стране становятся обще:
достоянием.

Тодей нового ‘общества отличает не тольз
ко высокая идейность, но и действенное
умелие воплощать свои идеалы в жизнь. “

В 1923’году SpenGypr ep своем раннем.
романе-памфлете «Трест Д. Е.» сатириче-,
<ки нарисовал самоуничтожение Европы.
Твайвт — американскей капиталист — «не
навидел Европу, не желавшую ни покупать
прекрасные мясные консервы, ни разумно
размножаться». Техника и наука в руках
взбесивитегося буржуа становятся средством
уничтожения простых людей. Электробомбы,
газы, бактерии различных болезней уничто-
жают Европу. Простые люди гибнут. Они
пассивные, беспомощные жертвы истории.

В новом своем романе «Буря» 2pen-
бург показывает простых советских людей,
как двимеунгую силу истории. Его герои —
творческие натуры. Это люди, способные
противостоять любой буре. Падение Бер-
лина — победа советского общественного
строя, победа нового человека, этим строем
воспитанного. По дорогам Европы, осво-
бождая порабощенные фашизмом народы,
«шла большая, сильная армия; она теперь
знала, что никто перед ней не устоит».
	синья — отсталая, темная крестьянка. Но
этого не понимает рецензентка, иронически
замечающая, что «идейный рост Никиты
прежде всего сказался в том, что он от ра-
боты отбился».

«Все межи да межи, — думает Никита,
смотря на крестьянское поле. — Все поле
располосовали... М сколько пропадает да-
ром земли на этих самых межах!.. А то еще
загороди — к чему они? Кула ни выйдешь,
везде изгоролу готовят. Мое, мол! He
тронь, мое! Живут; всякий прутик разле-
ливши... Ая вот не говожу и.не буду!»

Эту неясную еще ему самому мечту Ни-
киты © полях без межей, о жизни 0ез за-
городей Ф. Александрова безответственно
клеймит, как <юродство» и «сумбурность».
Ренензентка негодует на то, что Голубов
избавляет своего героя от влияний тол-
стовства, проводя ero через различные
жизненные иснытания: потеря сына, развал
хозяйства, измена жены. Все это кажется
Александровой «случайностями, не имею-
щими’ ничего общего с толстовскими иллю-
зиями». ВЙ и невдомек, что за этими «слу-
чайностями» стоят закономерности развития
деревни в дореволюционной России с ее
нищетой миллионов и обогашением. немно-
тих, с «илиотизмом деревенской жизни»,
без школ, без больниц, без элементарных
нризнаков культуры.

Не ноняла Ф. Александрова ‘и образа
эсера Ликургова, заметив только то, что он
«карьерист и морально нечистоплотный
суб‘ ект» и Не заметив в нем о ни политиче-
ского авантюриета, ни «оборонна», ни пред-
ставителя ЦК партии эсеров, получающего
субсидии от капиталиста Викулова. Почему
Александрова возражает против изобра-
жения С. Голубовым эсера «морально нечи-
стоплотным суб’ектом»? Почему ей не нра-
вится, что С. Голубов в романе (а не в пуб-
лицистической статье) раскрывает гнус-
ность эсеровских прихвостней капитализ-
ма, показывая мерзость поступков, стрем-
лений, неихологии и характера Ликургова?
Зачем толкает она писателя на путь аполи-
Тичного «аб’ективизма»?

Изображая петербургекого фабриканта-
миллионера Викулова, злобного и цинич-
ного врага рабочего класса, субеидирующе-
го эсеровскую и меньшевистсекую пропа-
ганду классового мира, С. Голубов показы-
вает, что этот цивилизованный капиталист
читал Маркса. На этом основанаи Алек-
сандрова утверждает, чта автор гримирует
«пивилизованных зубров русской буржуа-
SHH кануна мировой войны под легальных
марксистов 90-х годов». Рецензентка не
только прибегает здесь к прямой передерж-
ке и приписыванию автору евонх измышле-
	знаменитой Московской галлереей, создан“
ной Третьяковым, где собраны величествен-
ные создания художественного гения рус-
	К народа.
“ness ту. 4

1880-е и 1890-е годы были эпохой реак-

ции. Я — em TATA

Е
Но все, что было в Москве передовото
в области культуры, все, это было ценного
в литературе. искуестве, науке, в той’ или
иной степени противостояло `реакционному
режиму царизма, стремилось служить делу
демократической общественности. :

B 1880 roxy 3 Mocxpe On oTKpEIT COOpy-
женный по всенародной подписке памятник
А. С. Пушкину. На открытие памятника со-
брались Достоевский, Тургенев, Островский,
Нисемский Майков; Полонский, Григоро-
	вич. Ключевский ‘и другие писатели и Уч®-
	ные. Г.
Это был апофеоз русской литературы,
впервые за все ее многовековое существо“
	вание отиразлнованный в Москве, и он имел
огромное общественное значение в реакци-
онную эпоху восьмидесятых голов. о

В самые тяжелые времена реакционного
	изуверетва Побелоносцева Москва стала
центром научной мысли: в Петровской
сельскохозяйственной академии, в универ-
	ситете и в публичных лекциях К. А. 1Ш-
	Москва начала АХ века > это растущая.
волна забастовок и стачек, это ясно oly.
щавшееся в воэдухе приближение револю,

ции. .

Московокий генерал-губернатар «великий
князь» Сергей Александрович был ‘упорным,
последовательным  реакционером, Москва
жила под полицейским ‘режимом зусилен-
ной охраны». Художественному театру, на.
чавиему свою жизнь в 1898 году, как «Ху-
дожественно-общедоступный», было запре-
щено рассылайь дешевые билеты для рабо-
чих на фабрики и заводы под угрозой огра-
ничить его репертуар ‘лишь пьесами, раз.
решенными для «народных театров», т, е,
монархическими мелодрамами Кукольника
	мирязев пропагандировал учение Дарвина И  и Н, Полевого, Когда в 1899 году на юби-
выпускал одну за другой свои KHMTY   лейном заседании Московекого универонте.
«Жизнь растения». «Чарльз Дарвин и @го   та по случаю 100-летия со дня рождения
	учение».
	Пушкина внук декабриста, пупкинист В, Е.
Якушкин упомянул в своей речи о близости
Пушкина к декабристам, он на другой же
день был выслан из Москвы, За вредное
	Гзолог Алексей Павлов увлекал студен-
тов и обширный круг демократической пуб-
	лики своими чтениями по истории земли,
мало приятными AJA победоносцевеких
апологетов семидневноро миротвор® AHA.
	победоноецевеких   направление» подверглись закрытию ученые
	общества (Юридическое, Педагогическое) и
различные периодические издания, Рабомая
	В 1882 голу в Москве проводилаеъ нер-
вая перешись населения. Л. Н. Толстой, вся
творческая жизнь которого связана с этим
городом, в своем воззвании «О перениеи в
Москве» говорил о необходимасти борьбы
с нищетой городеких трудовых низов: «Нет
у нас ни олной обязанности... ни общеет-
венной. ни госуларственной, ни научной, ко-

различные периодические издания, Рабочая
печать не имела возможности существова:
ния. Лекции и чтения для рабочих могли
устраивать в Москве только лекторы, дей.
ствовавшие по указке известного «охранни;
ка» Зубатова.

И несмотря на все это. Мосива конца
1390 — начала 1900-х голов уже жила пред.
	торая была бы важнее этой».
	Наступление новой эпохи ощущалось на
премьерах пьес Порького и Чехова на сцене
Художественного театра, деятельность Ko:
торого в эти годы была одним из симито:
мов революционного под’ема,

С премьеры «На дне» (1902) молодежь
раеходилась с пеннем «Солнце всходит и
заходит». Эта тюремная песня пелась с не-
ожиданным концом, которого нет в пьесе
Горького:   .
	Эх, вы, цепи, мои цепи!

Вы железны сторожа,

Не порвать вас, не разбить вас...
А свобода хороша!
	Возникали рабочие литературные кружки.
В «Суриковском кружке» об’единялись пез.
ты из рабочих и крестьян; на трудовые гро:
ши издавали они, свои сборники: из этих то:
неньких книжек, беспошадно преследуемых
цензурой и администрацией, немало болрых
песен ушло в народ, и в их числе популяр:
нейшая несня Ф. Шкулева «Кузнецых».
	В писатель.ском кружке «Среда». осно:
ванном М. Д. Телешовым, об’единилиеь пи:
‘сатеди-реалиеты: Бунин, Вересаев, Cepadu:
мозич, Куприн, Найденов, Скиталец и др.
Нервые сборники «Знания», изданные Готь-
ким в преддверии революции .1905 года,

Ib составились из произведений пива: .
		телей «Среды». Из этой московской янки
родился писательский актив «Знания», этой
боэвой писательской пруппы в эпоху первой
революция.

Революционная Москва. 1905 года, пад-
нявшая знамя восстания, ощетинивщаяся
баррикадами, девять дней героически сра-
жавинаяся в памятные декабрьские дни под
руководетвом нартии Ленина — Сталина, и
сейчас живет в нашей памяти как символ
героической борьбы народа за свою свобо-
ду. Ее облик запечатлен в десятках худо:
жественных произведений, ‘революционный
под’ем тех дней отал моручим толчком
дальнейшего под ема творческой жизни. В
эти памятные дни в театрах изли запрещен.
ные прёжде пьесы, на улицах распевались
революпионные песни, с трибун звучали
строки горьковекого «Вуревестника». В сте-
ны Московского универантета непрестанно
вливались толны народа. Лекции В. О. Клю-
чевского слушала вся демократическая Мо-
сква. Было созлано общество народных
университетов, открыта народная консерва-
тория, из Москвы лились непрерывным по-
током революционные книги, брошюры, ди-
стовки.
	После подавления декабрьского воору-
женного восстания в Москве вонарился ка-
рательный режим Дубасова, Революцион-
ная печать была разгромлена. По приказу
администрации прерывались публичные лек-
ции, закрывалиеь заседания просветитель:
ных обществ, снамались с репертуара «опас-
ные» пьесы. Но и после того, как восстание
было подавлено. Москва не теряет своего
революционного значения.

Е ЕО
	(Окончание следует).
	тические. Поэтому он советует охтенцам
«начинать с экономической стачки, А уж
потом, как дело скажет, повертывать на
политическую», ии .

Соединив в своей рецензии первую стач-
ку со второй таким. образом. что читатель,
He знающий романа, думает, будто речь
идет об одной и той же стачке (хотя первая
описана “во 2-й; а вторая в 6-8 части
романа). Ф. Александрова заканчивает свой
фокус обвинением автора и его героев в
полной сумятице», :

Нет возможноети перечислить все много-
численные передлержки и все факты исто-
рико-политического невежества, „из кото
рых COCTOHT рецензия Александровой. Са:
ма по себе эта рецензия, может быть, и не
заслуживает столь пристального вакмания.
Однако тот факт, что рецензия одобрена и
принята к печати редакцией почтенного
журнала, несущей полную ответственность
за невежество нп недобросовестность кри-
тика, — это пенальное обетоятельетво за»
ставило нас заняться Ф, Александровой.

ae
	& EE IE
Мы не считаем произведение С. Голубо-
ва безупречным, Внимательный И добросо:
вестный критик, оценив достоинства рома-
на, дающего широкую картину и живые
образы дореволюционной России накануне
первой мировой войны, заметит в произве-
дении серьезные недостатки, Так, Изобра-
жая деревню, писатель преувеличивает от-
сталесть и темноту в ней, элементы сти-
XHHHOCTH в борьбе Трудового крестьянства
против кулаков и помещичьей экеплоата-
цни. Настроение солдатеких масс охарак-
теризована поверхностно, автор совершенно
опускает большевистскую пронаганду в
войсках, получившую в период революци-
онного нод‘\ема шипение mes. У

Ir.
	ee SMALE широкое развитие, Наряду с

правдивыми образами рабочих в ‚романе
есть и ехематинеские персонажи из рабо-

Чей среды, введенные лишь для обозначе-.

рабочем”

ображении, Никиты Лучин-
» внутренних

с ЗЫ THEY adipas,
308, OTH па

7 ot ERA
пан  м другие недостатки ДАЮТ Мате-
риал для серьезной критики, помогающей
автору и способствующей правильному по-.
ниманию читателем глубокого и серьезного!
содержания этого п оизведения. Но в том-
то и беда, что Ф.   иександрова не слела-
па обязательной для критика работы. Ее
рецензия — свидетельство нязкога TeaApes
тического уровня и недобросовестновти
работы некоторых наших критиков. Та-
кого рода факты об’ективно препятствуют
развитию нашей литературы. Именно по-,
этому они заслуживают сурового овуждез
ния.
	НЯ,

a eee he

ah AO
	Для самого Толстого близкое знакометво   ющейся революции.
	с Москвой рабочих трушоб и сырых подва-
лов было могучим толчком, заставивитим
его приняться за те произведения, в кото-
рых, но слевам В. И. Ленина находится
«беспошалная критика капиталистической
эксплуатации, разоблачение правительст:
вецных насилий, комедии суда и государ“
ственного управления, вскрытие всей глуби-
ны противоречий между ростом богатства и
завоеваниями цивилизации и ростом нище-
ты, одичалости и мунений рабочих maces}.

В своем сочинении «Так что же нам де-
лать?», рисуя потрясающую картину
нищеты трудовых низов Москвы, Толстой
писал: «И как я ни старался найти в своей
душе хоть какиечнибуль оправдания wale
жизни, я не мог без раздражения видеть Ни
<звоей, ни чужой гостиной, ни Чисто, бареки
‘накрыторо стола. ни экипажа, сытого кучера
и лошадей, ни магазинов, театров, собраний.
Я не мог не видеть рядом с этим ролодных,
холодных и униженных ‘жителей Ляпинеко-
го po Kona И не мог отделаться от мысли; что
эти лве вещи связаны, Но одно происходит
от другого».

Чувства, мысли, наблюдения. выводы. вы».
	запотатлены Ba
	 рабкенные здесь Голетым,
	всех его дальнеиних произведениях —=
«Воскресение», «Живой труп» и др.

Литературная Москва 1880 — 1890-х го-
дов была Москвой Чехова.

Москва любила Чехова и тогда, корда он.
был веселым Антошей Чехонте, и топда,
когда он! стал автором «Палаты № 6», «Рас-
сказа неизвестного человека» и других по-
вестей, печатавиихся в московской «Руе-
ской мысли». В этих повестях и рассказах,
3a когорые Лев Толстой назвал писателя
Пушкиным русской прозы, Чехов творил
строгий суд над жизнью в футляре мешан-
ской пошлости и обывательского’ малоду-
шия. Примечательно, что, ‚ наделив своих

‘рех сестер отвращением к обывательскому
	благополучию, вложив в них тоску по сво-
бодному труду, он все их отремления сгу-
стил в одном страстном порыве: «В Москву!
в Москву!» :
Москва создала новый театр для того.
чтобы дать жизнь чеховской драматургии,
— Художественный театр,
° Станиславский много раз говорил, что Ху:
добкественный театр возник из сочетания
двух правд — Шепкина и Чехова, воспол-
ненных революционным, по выражению Ста-
ниславского, стремлением утвердить на сце-
не правлу мысли и простоты, высокую куль-
туру и прогрессивную идейность в работе
режиссера и актера. Программа нового те-
атра принесла обновление всему русскому
театру, и не олному русскому, а и мировому.
Горький был основателем «общественно-
политической линии» Художественного те-
атра. «Художественный ‘театр, — писал он
Чехову, — это так же хорошо и значитель-
но, как Третьяковская галлерея, Василий
Блаженный и все самое лучшее в Москве,
	+В. И. Ленин. Сочинения. Издание 3-е. Том
ЖИ, 1986. 382 стр.
	нанравленная против злоупотреблений пра-
вительства в связи с выборами в думу.
Это был тот период борьбы, о котором
товарищ Сталин писал в апреле 1912 года
(статья «Новая полоса», газета «Звезда»
№ 30).

«Вслед за экономическими выстунления-
ми рабочих — политические их выступле-
ния.

Вслед за стачкама за заработную нлату—
нротесты, митинги, политические забастов-
KH по поводу ленских расстрелов... Нет
сомнения, что подземные силы освободи-
тельного движения заработали... Привет
вам, первые ласточни!» (И. В; Сталин. Со-
чинения, т. П, стр. 225—296).

Изображаемая С. Голубовым стачка но-
сит политический характер. Меньшевики
по уговору с администрацией завода етре-
мятся полбить рабочих на пред’явдение до-
полнительно к политическим и экономиче-
ских требований: увеличение расценок, ки-
пятильники в мастерских и т. п. Дирекция
завода оделает уступки экономическим The:
бованиям рабочих, ‚меньшевики поведут
агитацию за соглашение с хозяевами и, та-
ким образом, сорвут политическую стачку.
В этих конкретных условиях большевики
	—®- ENE EERE A Ne BEE ED
Катасонов и Петр Маркыч разоблачают
меньшевистекий замысел и добиваются
продолжения политической стачки. Нри

Я Ве Е
	этом большевики отлично понимают, что
«отрицать экономическую борьбу смешно.
Да никто и не отрицает», Так черным по
белому написано в романе, _

Этот эпизод романа Ф. Алексанлрова но-
чему-то нреврашает в «принципиальный
бой» большевиков и меньшевиков по  во-
просу об отношении к стачкам и, на осно-
ве своих собственных измыилений, прани-
сывает_ Голубову непонимание отношения
большевиков к экономическим требовани-
ям,

Для хусугубления» обвинения и подкреп-
ления евойх вымыелов Александрова при-
бегает к грубой перелержке, Она, во-пер-
вых, вовсе не упоминает в рецензии о пре-
дательском замысле меньшевиков и, во-
вторых, рассказывая о голубовокой трак-
товке вопроса а стачках, соединяет в одну
две стачки, описанные в романе: одну, про-
нсходившую на передовом металлическом
заводе в 1912 году. и другую, происходив-
шую на сравнительно отеталой Охтенской
мануфактуре в 1914 году, накануне войны,
азное время, разные обстоятельства, раз-
ные условия борьбы, Большевик Катасонов
TO опыту знает, что, начинаясь с пред‘яв-
ления экономических требований, забастов-
ки в накаленной варварокой экеплоатацией
атмосфере, как правило, переходят в поли»
	СУБОЦКИИ
	‹..в провинини.. критикою вазывают
перевулы, сплетни и злоязьучие»,

В Белинский. «Речь о критике».
	В шестой книжке журнала «Знамя» за
текущий год в отделе библиографии на-
печатана рецензия Ф. Алексаняровой на
роман С. Голубова «Сотворение века». Эта
рецензия является образчиком невежест-
венной и недобросовестной критики.

С. Голубов, как пишет сама рецензентка,
«заслужил у советского читателя популяр-
ность как автор исторических романов и
повестей». Широко известен вышедший в
1943 году роман С. Голубова «Багратион».
Трилогия «Сотворение века» — новый ис-
торический роман С. Голубова, носвящен-
вый важнейшему историческому периоду —
годам империалистической войны, ие
ской революции и гражданской войны. Вы-
шедшая первая книга трилогии «Свег над
землей» рисует картины жизни различных
слоев русского общества в 1910—1914 го-
дах. здесь действуют рабочие и крестьяне,
купцы а помещики, офицеры и солдаты
царской армии, представители придворной
аристократии и промышленники. Основные
герои романа — полковник царской армни
Николай Тулубьев, питерский рабочий-
большевик Алексей Катасонов и крестья-
нин Никита Лучинкин. }

Изображая «верхи» царской Россин, «хо-
зяев жизни», С. Голубов одновременно дает
широкую картину революционного ‘движе-
ния рабочих в Петербурге, показывает глу»
хое брожение революционных сил в дерев-
не.

Таким образом, рецензентка имела дело с
большим историко-революнионным романом
крупного советскога писателя, ¢ произве-
дением, заслуживающим внимательного и
серьезного анализа. Критик обязан был вы-
ступить во всеоружии исторических и по-
литических знаний, высоких эстетических
критериев, правильной критической методо-
логии. Ничего этого читатель не находит в
рецензни Ф. Александровой.

Для общей характеристики критического

«метола» автора статьи достаточно указать,
что‘образ основного героя романа — Алек-
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
=> и № 36.