ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ

№ 37 (528
	рагу шая
	ОРГ АН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР :
	°П. МАРКИШ
О РЕЧЬО
ПИСАТЕЛЬСНОЙ.
СУДЬБЕ  :
	Историческая речь т. Постышева,
произнесенная на пленуме писате-°
лей. Украины, уже успела стать’ ру-
ководящей для писателей всей нма-
шей страны.

Она. как: скальпелем ^ верного `хи-
рурга. прошлась по послеоктябрьской
истории Украины и перед. глазами”
всей нашей. пролетарской: и писа-.
тельской общественности раскрылись
и обнажились. места, которые неод-
нократно -- поражались `. контрреволю-
ЦИОнННОЙ, язвой национапизма.

Помимо глубокого ‘политического’
анализа героической борьбы совет-
ской ‘’Украины, помимо глубокого
	анализа общего роста и расцвета на-
	шей великой родины в этой замг-
чательной речи поражает глубокое.
знание т. `Постышевым литературы,
его большая ‘любовь ‘к ней и подлин-
ная творческая озабоченность о пи-
сателях. ‘ :
	‚Тов, Постышев как бы. ведет пи-
сателя за руку к его. писательской
судьбе, сталкивая его; с ней`и об’яс-
няя, что эта судьба. неразрывно. свя-:
зана ‚с судьбой. всей нашей великой,
героичеркой. страны, ее великой прав-
дой . вепичайших гуманистических
устремлений и «несспоримой исти-
ной», — как замечательно выразил-
ся Максим Горький.
	Ступая по великим сталинским
традициям, т. Постышев раскрывает
перед писателями заново. Человека’
нашей эпохи, показывает на все его
измерения, которыми этот новый че
повен обогатился и чего в достаточ-
ной степени ‘не увидел еще HaKTO
из Hac,

Мы с такой же радостной напря-
женностью читали эту речь, как Te
писатели, которые прослушали ee
живой, произносимой т. Постыше-

вым, и восторженно рукоплескали ей,
	как новому слову о проблемах на:
	щей новой советской литературы,
		ЦАТЬ ЛЕТ КОНСТИТУМИИ СССР
	имное доверие и мир, национальная
свобода и. равенство, мирное сожи-
тельство и. братское сотрудничество
народов».

Конституция СССР a sea нацио-
нальная политика сбветской власти
есть. одно. из величайших подтвер-
ждений историческо?о превосходства
социалистического CTPOH Hay про-
нившим строем каниталистической
экоплозтации, Конституция СССР и
ее повседневное воплощение. в жизни
и творчестве десятков народов, насе:
ляющих Советскую страну, — это 60-
евой революционный призыв к наро-
дам всего мира, указывающий путь
к их подлинной свободе и раскрепо-
щению. Наша советская конституция
— это острейшее оружие в. руках `р8-
бочих всех стран, перед которым в
ярости отступают современные рыца-
	‚ри звериното пювинизма, создающих
	человеконенаяистнические «теории» о
высших и низших. расах, об истори-
Ческих и неисторических народах.

Никогда, как сейчас, в, обстановка.
растущей утрозы новой имлериали-
стической войны, не выступало с та-.
кой яркостью боевое, воинствующее
значение налней конституции, вопло-
тившей «национально-советскую госу-
дарственность, близкую и понятную
массам». (Сталин). :

Вместе с тем, конституция СССР.
		нами, как грандиозное хозяйственное
строительство; как тигантекий рост
	благосостояния народных Macc,

как
	распвет мноточислевных культур на-
	родов, «национальных по Форме, co-
			утверждение социзлизма на простран-
стве отромной о мнотонацпиональной
страны:

Твердая ин неуклонная ленинско-
сталинская национальная политика.
	последоватеньная борьба большевиет-
	ской партии против остатков велико-
державного птовиниама и местного
национализма — вот тот великий ры-
чат, е помощью которого наролы Co-
ветокото союза победоносно  завое-
вывают. себе счастливую; радостную,
творческую жизнь. Илодами этой
политики мы вправе гордиться перед
всем миром; ибо в ней заложена ве-
личайлная притягательная сила, вле-
	хущая. к нантей стране сердца не
	только рабочих всех стран, не только
угнетениые народы  капиталистиче-
CRHX колоний но‘ и серлца лучших
представителей мировой интеллитен-
ции, передовых мастеров культуры,
представителей нзучной мысли и ху-
	дожоствювеното творчества.
	‚Великая Октябрьская пролетарская
революняя до основания разрупгила
	романовскую монархию, — ‘вековую
тюрьму народов. `Под. знаменем, сове-
тов; под солнцем Советской. страны
отошла ‘в область прошлого ‘позорная
колониальная география российской
империи с её тигантскими ‘«инород-
ческими»  окраинами, тде ‘царили
бесправие и эксплоатакия, темнота и
голод, алкотонизм и повальные бо:
лезни. Сейчас национальные” реснуб-
лики Советского союза стали страна-
ми. передового ‘колхозного землеле-
	‚лия, растушей крупной
	ности, цветущей национальной куль-
туры.

Десятки тысяч: представителей ра-
нее утнетенных народов нашей стра-
ны уже вступили в ряды новой  с0-
ветской интеллигенции, они стали &
сложнейним станкам своих советских
заводов, наполнили аудитории вых-
ших учебных заведений, воцити в ла
боратории научных институтов. Де-
сятки миллионов — от охотников по-
лярного Севера до пастухов горнога
Памира — ликвидировали неграмот:
ность, обрели свою национальную
печать. познали пользу и помощь со-
ветской медицины, взрастили новое
поколение здоровых и ралостных де-
тей. Талжик за’ микроскопом, узбек
за рулём стосильного трактора. чукча
в кабине MHOTOMOTODHOTO самолета.
		сорской кафедре — все это живая
жизнь, повседневность, все это уже—
«завоеванное и записанное».

Одним из самых ярких результатов
и нроявлений ленинско-сталинской
национальной политики является
расцвет художественных литератур
народов СССР. Прошли те мрачные
и позорные времена, когда резонер-
ствующий поэт - помещик мот ут-
вержлать как вечную истину тот
факт. что «у чукчей нет Анакреона».
Сейчас художественное слово, проза-
ическое и стихотворное, свободно и
тромко звучит на десятках языков
народов Haile страны, переливаясь
всеми цветами национального творче-
ского тения.

Ряд национальных республик, от-
мечающих сейчас юбилейные ‘даты
своего государственного существова-
ния, с тордостью вносят в списки
своих побел’ — рост и успехи своей
национальной художественной лите-
натуры. Голос украннских и бело-
русских, трузинских и армянских,
узбекских и таджикских писателей
взволнованно и торло звучал на па-
рижском конгрессе писателей, а вель
там были представители только са-
мых крупных’ литератур народов
СССР! Нитле в мире нет такого про-
стора для развития национального
	Б. РОМАШОВ.
	художественного слова, как в нашей
стране, Налиа общая задача заклю-
чается в том, чтобы наши нажиональ-
ные литературы ‘вместе й каждая в
дтдельности были достойны велико:
To Союза советских социалистичес-
ких республик.

Конституция СССР = это основной
закон страны, которая стала подлин-
ной, настоящей, кровной родиной на
только населяющих ее народов, но
й лучшей части народов, всего мира.
За эту свою великую родину миллио-
ны аюдей разных языков и цветов
кожи станут стеной, если кто-нибудь
посягнет на ве границы.

Конституция CCCP — тосударот-
венное выражение советского строя,
	сесть, подлинная, единственная в ми“!
	ре, не на словах, а на деле народ-
ная демократия, демократия для
миллионов и миллионов трудящихся.
Решения последнего с’езда советов
об изменениях в советском избира-
тельном праве — свидетельство твер-
	“HoH воли партии Ленина — Сталина
	до тлубины развернуть демократиче-
скую основу советского строя, полы-
мающего к управлению тосударством
огромные. пласты. народных масс.

Вместе с тем конституция ССР: —
это выражение непреклонной реши-
мости партии и советского правнтель-
ства укреплать мощь и непокдлеби-
мость пролетарской диктатуры» как
основното рычага’ построения бесклас-
сового сопиалистическото ‹ общества.
Революционная  классовая бдитель-
ность и большевистская советская
дисциплина, беспощадное. разоблаче-
ние и решительный отпор вылазкам
врагов социализма и их контрреволю-
ционному троцкистско-зиновьевскому
предательскому озвостью, ‘теснейттее
И беззаветное сплочение вокруг зна-
мени партии Ленина-—-Сталина —
BOT что является залогом. упрочения
налнето Советского государства, не-
зыблемости нашей советской ROHCTH-
туции. Миллионные массы рабочих и
колхозников, а вместе с ними и на»
ша советокая интеллиуенция каждым
днем своей работы на пользу социа-
листической родины показывают
свою готовность защищать до послед-
него вздоха основы нашей советской
тосударственности.
	Пол водительством большевистской
партин, под знаменем советов вели-
кий Союз народов нашей страны идет
к торжеству социализма, Мысли, пре-
данность любовь каждого устремлены
в этом победноносном движении мил-
HHOHOB к гениальному `‹ учителю и
друту трулящихся, к Творцу. KOHCTH
туции СССР’ — Сталину.
			Пятница, 5 июля 1935
			тан

ПВЕНАД

Завтра — двенадцатилетие ре

.
и
Е надцать лет Советская erpaata

(тет, крепнет и распветает как сво-
60! ‚добровольный‘ государствен-
* PAH! назолов сттояптих cowriae
	Завтра — двенадцатилетие консти-
Tyne es < Х
“Двенадцать лет Советская стран
растет, крепнет и расцветает как 0во-
булный, добровольный’ государствен-
ый союа народов, строящих социа-
изм: Все ярче разгораются над ми-
‘ом слова «Декларации об образова-
`’ ни Союза советских. социалиетиче-
’иих республик, принятой первым
’ сеадом советов, СССР по докладу ве-
` диком вождя трудящихся т. Ста-

a:
вм, в Лагере капитализма — на-
  шонельная вражда и неравенство,
  олоннальное рабство и шовинизм.
зацкональное утнетение и ногромы,
змперналистические зверства и Bol

Злесь, в лагере социализма — 838
	`ПИСАТЕЛИ ОРЕЧИ
	тов. ПОСТЬШЕВ2
		‚ МОБИЛИЗУЮЩЕЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ
	лено, пропорции выдержаны, а не
волнует. Не искренность чувствуешь
у автора, а расчет, а порой... хозра-
счет».
	В той части своей речи, где т.
Постышев говорит в качествах, не-
обходимых писателю, чтобы преодо-
леть трудности зоплощения новой
действительности, «чтобы о показать
зовременному человеку его великое
завтра», он подчеркивает, что «са-
мому писателю должны быть свой-
ственны лучшие чувства и порывы
передовых людей нашей эпохи».
Да, высокая идейность и социалисти-
ческая правда, и искренность, и ра-
бота над собой; и создание подлиннее
	товарищеских отношений, подлинного
	коллективизма, — все это необходи-
мые узловия. для роста нашей лите-
ратуры. Они осознаны нами, но реа-
nusylorcn в слишком медленных тем-
пах!
	В своем выступлении П. fi. Mo-
стышев сумел затронуть то подлин-
но живое, вопнующее каждого ис-
креннего писателя ‘чувство’ ‘ответ
ственности за вепикое дело форми-
рования новой — социалистической
личности, которая является сердцем
нашей литературной жизни. Вот по-
чему его речь в человеке социали-
стической эпохи, творящем конкрет-
ный мир и живущем во имя вели-
кого завтра, стапа так близка всем,
кто видит в литературе большевист-
ское орудие воспитания нового чело-
века.
	или с садовником и с заводским чер-
	‚Ннорабочим, или с уборщицей детс-
ких яслей, — с наиболее в прошлом
униженными и забитыми, запуган-
‚ ными людьми, когда он ловил и под-
хватывал каждую нотну разбужден-
ной чеповеческой чести, каждую ин-
тонацию утвержденного достоинства,
каждое слово достойного человечес-
кого самочувствия. Через кошмарное,
нечеловеческое существование ива-
ново-вознесенских ткачей, через ди-
кие тюрьмы империи, через пущи
Приамурья нужно было пронести
предчувствие неминуемого прихода
великой человеческой доблести, чтоб
с такой внимательностью — вслуши-
ваться в эти нотки. Большевистская
чуткость к человеку — дело не прос-
тое, она не приходит сама. С нею
вместе рождается искусство видеть
и провидеть. Ее школа—пристальное
и мудров, т, в. воооруженное един-
ственно правильным мировозрением,
коммунистичесное вглядывание, изу-
чение и активное вмешательство в
разнообразнейшие ‘формы классово-
го бытия на неисчиспемых участках
классовой борьбы.
	То был ‘блестящий урок. И слуша-
пи его не глухие. То был урок ре-
шающего пля художника уменья:
	ИСКУССТВА ‘ЧУТКО СЛЫШАТЬ И
ПОНИМАТЬ ПРОЦЕССЫ РОСТА НО-
ВОГО ЧЕЛОВЕКА, ВСЕ СУЩЕСТВО
КОТОРОГО ПРОНИКНУТО ПЕРВОЮ
НА ЗЕМЛЕ ГАРМОНИЕЙ СОЦИА-
ЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА.
	<
этой борьбе! Ошибки писателей-ком-
мунистов на Украине четко опреде-
пены П. П. Постьншевым, и это имеет
глубоко принципиальное значение,
	Определяя черты советского чело-
века, П. П. Постышев говорит о его
тяге к творчеству, к созидательной
работе, о его чувстве собственного
достоинства, о советском патриотиз-
ме. Тов. Постышев об’единяеёт то по-
пожительное, что стало в наши дни
уже обычным. Подтверждение мы
встречаем ежедневно в тех героиче-
ских поступках, которые становятся
обычным делом не тольно ANA нашей
молодежи, но и дпя советских спе-
циалистов в разных областях! И тем
суровее звучит упрек к литерато-
рам, не сумевшим пока отобразить
этих качеств нового человека. Много
ли в нашей драматургии таких обра-
	зов и He забываем ли мы часто на-
	ше право на художественное пре-
увеличение, предпочитая ему «роди-
мые пятна» ‘натурализма!
	И недаром П. П. Постышев, гово-
ря 0 «социзлистической ‚ правде и
искренности произведений», ссыпа-
ется на театр; «Разве не бывает
сидишь в театре и. смотришь иную
пьесу. Как будто все на место: и. пя-
тилетка, и Днепрогзс; и Донбасс, и
завком есть, и вредитель или кулак
показан. И финал как будто в поль?
зу социализма. И язык как будто не
плохой. А пьеса все же не волнует,
фальшиво звучит, искренности не
чувствуешь. Все как следует расстав-
	МИКОЛА БАЖАН.
	БЛЕСТЯШИИ УРОН _
	по-своему поворачивать всю. цепь
жизненного потока — в могучих мас-
терских руках гениального инженера
миллионов и миллионов человечес-
ких душ — т. Сталина. Его речь, ко-
	торая прозвучала из залпы Иремля“
	всему свету, как неувядающее слово
нашего мужественного .социалисти-
ческого. человечества, — это мудрый
урок искусства видеть и провидеть
людей. Он учит нас великому искус-
ству четко и до глубины реально ий
ясно видеть пучины сложнейших, за-
душевнейших и (как бы это пра-
вильнее формупировать?) «наименее
материальных» процессов чеповечес-
кой души. Зачем далеко ходить за
примерами? Постановление о слу-
жебном аппарате секретариата ЦИК
является актом этого несокрушимо-
го сталинского, искусства,

Мы, украинские советские писате-
ли попучили блестящий урок, кото-
рый учит нас пенинско-сталинскому
искусству полнокровно чувствовать
людей. Искусство это суровое и высо-
кое, безжалостное к людской гнили и
полное самоотвержденной любви к ро-
сту нового, социалистического челове-
ка. В каждом слове Павла Петровича
Постышева_ победно звучало это ис-
кусство,

Я думал, слушая речь вождя мо-
его народа, о том, как закапяется это
умение, это искусство. Он говорил о
чувстве достоинства человека, утвер-
жденном всем нашим бытием. Я
слушал и будто слышал те десятки
тысячи разговоров его с седоволосым
колхозником — инспектором качества
	Mus, как участнику пленума ук-
раинских писателей, очень трудно
освободиться оттого непосредствен-
ного впечатления, которое произвела
на меня речь: ПП: Постышева. Это.
было подлинно мобипизующее вы-
‘ступление... Я впервые слышал т.
Постышева, и. передо мной стал во
весь рост. партийный. руководитель,
человек, боец... Глубокий политиче-
ский анализ сменяпся в его речи
рядом тонких питературных. выска-
зываний, и высокие требования к пи-
сателю, как «инженеру человеческих
душ», звучали волнующе yoenurent-
но_и просто.

Выступление это заставило много
думать, и разумеется, значение этой
речи неизмеримо шире. обычного вы-
ступления на пленуме, и ИМЕЕТ
ГЛУБОНО ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ В
	` ЖИЗНИ советской литературы.
	: Прежде всего это речь о человеке.
РЕЧЬ ЛЮБВИ К ЧЕЛОВЕКУ.  Заме-
чательный образ. этого человека,
строителя и бойца, отвоевавшего В
тяжелой борьбе свое право на пре-
красную _ жизнь, на культуру, ма
творчество во всех областях социа-
пистического › строительства, -выра-
стает перед глазами х невольно за
	ты, ‚еще неразгаданные нами. Суро-
вая классовая борьба на Украине
показала, какими тонкими методами
пользуется враг, чтобы вырвать это
право. из сознания народа, отравив
вго ядом националистических тенден-
ций. И какая нужна бдительность в
	Есть. одно, решающее для худож-
ника, умение — чувствовать и’понни-
мать прекраснейшие и сложнейшие
‘процессы мира: процессы’ роста но-
вого человека, все существо которо-
го проникнуто первой на зёмле гар-
монией социалистического общества,
Надо учиться ‘искусству наиболее
полного охвата могущественной по-
лифонии становления психики социа-
‘листического человека; надо учиться
умению ощущать ведущие лейтмоти-
вы симфонии, которая. развивается
и крепнет; учиться провидеть ее бу-
	дущее усиление и ее будущие, еще
	более ‘полные, еще более сильные
звучания, — учиться великому делу
инженерии душ.

Они — здесь, радом, внутри нас и
вокруг нас, они такие очевидные, та-
кие близкие и простые. Но оказыва-
	ется, что умение и счастие видеть
	‘их наиболее полно, видеть эти про-
‘цессы развития человека в его пер-
вичных, поистине человеческих и до-
стойных особенностях — счастие и
умение очень сложной простоты. Схе-
ма-— мертва, статика—обкрадывает,
фиксирование одного момента без
прозревания грядущего момента —
слепо, как крот, как червь. А разве
‘мы можем во весь голос сказать, что
‘мы освободились вполне от кротово-
го ползучего метода смотреть на
мир? Наше время, воплощенное в
наилучших людях, даёт нам блестя-
щие примеры великого умения ви-
деть и провидеть, умения не ползать,
а летать. Ленинская хватка, умение
схватывать наинужнейшие звенья и

Я
		ПИСАТЕЛЬ—ЧЕЛОВЕН—
ГРАНАДАНИН
	бирается возбудить читателя. Его
жизненный опыт и спожившиеся ми.
ровоззрения должны быть не ниже
а выше жизненного опыта и миро
воззрения читателей и героев. И Ko-
гда писатель хочет’ дать вещь боль.
‚звучности и высокой. полити-
ческой температуры, он должен имет
такой запас гражданственности, np»
котором не надо накачивать себя, ка!
примус, для того, чтобы зашуметь +
загореться. Напор и накал допжнь
жить в нем самом и направлаться н.
избранную тему с тем чувством ме
ры, безткоторого немыслимо подпин.
ное искусство. :
	_В сущности основное в речи т. По-
стышева — это тема писателя —
человека — гражданина. Недаром по.
	’следний ее пункт говорит о. товары
	щеских отношениях и. подлинном
колективизме в писательской среде
В этой среде еще много всяческой
дряни, Встречаются такие носитель
питературных имен, что: просто ‘обид.
но делается ‘за писательское звание
И никто © такой напыщенностью
надменностью и самоуверенностью н:
произносит спаво «писатель», как эт,
пустозвоны. Эти «литераторы» прес
тупно компрометируют в глазах ши
рокого читатепя высокое звание «ин.
женера дун!» не только м
поведением в жизни.

„ Нельзя писать о доблестях новог!
человена в‘ социализме, находясь, п‘
уши в неопрятных сбросах протило
го, Честный советский писатель дол
жен внимательно наблюдать за каж.
дым лоявлением нового ‘и талант
пивого’. в нашей ‘литературе и радо
ваться каждому успеху, как своем
собственному. Надо развить в себх
то  замечательное ‘чувство едино}
линии, которое заставляет в футболь.
ной команде даже‘ промахнувшегося
игрока радоваться со всем азартом
удаче своего ‘партнера, вбившего гог
противнику:
	вуем. это с: особенною сипой. Ибо все
что необходимо для нашей ответст
венной ` работы: мудрый совет, поето
янные заботы, дружеское, ласково
спово, —мы слышим каждый день
на каждом шагу. Мы видим и спы
шим все это от великих вождей, ко
торые ведут твердой рукой нашу ро
дину через прекрасное и героическо.
сегодня к светлому и великому зав
тра.
	«Нам не нужны сейчас. общие де-
кларации и выступления по разным
торжественным - поводам», ‘ — сказал
П. П. Постышев в заключительной.
части своей речи. и выступление од-
ного из руководителей украинских
большевиков. — HS торжественная
здравица, ‘не. ’кобщая декларация», а
творческое заявление, полное той со-.
циалистической правды, прииципи-
альности и искренности, к которой
призывал самих писателей `П. П. По-
стышев.  И достойным отиликом на.
такую речь. может быть пишь твор-
ческое. выполнение этой требозатель-
ной — всеоб емпющей программы, —
т. е, ответ работой. : so!

‘Ho: pafota ata tpe6yet spemenn, a
речь П. П. Постышева поднимает
столько значительных и трогающих
каждого художника вопросов, что’ не-
‘обходимо ‘высказаться хотя бы по
некоторым ве разделам.

Мне кажется, что речь’ т, П. П. По-
стышева: заставляет каждого писате-
ля внимательно проверить свое пове-
дение нак «человека», Нужно’ честно
и непицеприятно ‘измерить степень
собственного участия в делах родины,
в ‘интересах*ее граждан, и’не только
	тех граждан, ноторых писатель берет
в` герой своих. произведений.
	` Условия, которые т. Постышев:счи-
тает необходимыми ° для’ создания
больших художественных: произведе-
ний, идущих вровень’с элохой и ее
людьми, относится че только к «боль-
шим. полотнам», создаваемым мед-
ленно ‘и исподволь. Они в. равной
мере необходимы  в повседневой pa-
боте, — в том, что’ некоторые писа-
	тели. высокомерно называют литёра-.
` турной поденшиной. М фельетон, и
	очерк только тогда хороши, только.
тогда-——явления  СОВЕТСКОЙ ЛИТЕ-
РАТУРЫ, когда они. произнесены го-
посом искренним,  заинтерсованным,
знающим и честным.

` Писатель должен сам жить в‘кру-
гу тех интересов, которыми он с9-
	В ПЕРВЫХ РЯДАХ
	И тотчас же радостное волнение ‘охва-
тывает меня: да, советский писатель
имеет все основания гордо нести свою
голову, потому что он идет в первых
рядах борцов за новую жизнь.
	Больше того: нет на свете другой
такой страны, гдё бы с большим ува-
жением, с большим вниманием отно-
	сились к писателю, к поэту. И мы,
советские писатели Украины, чувст-
	Гербы союзных республик” -—— Poe:

Boe. ——— oe reese lL
ilctoh comercko tbegepaTHBHOH co-
‚ ЦИалистической республики, .Украин-

OH советской социалистической рез-
7“nuku, Белорусской советской co-

Bik

узлистической республики, Закав-
У ‚э°ной советской федеративной со-

‘Иалистической республики, Узбен-
f ск

ОЙ советской социалистической рес-

Ублики, Туркменской советской со-

Чиапистической республики, Таджик-
ae
	EE EF eee eee. НЕО

СК
ой о социалистической ‘рес-
и.
	Когда я думаю о чудесной теме; но-
торую. с такой простотой и ясностью
поставил перед нами Павел Петрович,
—© теме гордости и чувства своего до-
стоинства, я тут же задаю себе во-
прос: свойственно пи это ‘чувство
прежде всего нам, советским писа-
телям? Ибо ‘как же мы могли бы под-
	нять и осознать такую тему, если бы
	чувство гордости и собственного до-
стоинства неё проникапо нас самих?