И
ila

!
aN
	И

Я И ЧАИ

А if
Pt Ae i:
i.

‘i tea uu

Международн ый HO
	нгресс защиты
	пультуры
	UL a IM

Уважаемые коллеги, друзья и то-
зарищи! .

Вопрос нации и культуры,  стоя-
щий на повестке дня нашего конгрес-
са, является одним из тех мировых
вопросов, которые нашли свое раз-
решение пока только на шестой ча-
ств земного шара, в Странё советов,

Ото пятьдесят народов Советского
союза в результате побелы  проле-

тарской революции в октябре 1917 -

тода навсегда покончили 60 своим
толониальным рабством. рояполилное

становится понятно, что великие гу-
манисты прошлого, демократы и
оветители всех стран, которых фа.
шизм изгоняет из истории человече-
ской мыели огнем собственного бес-
силия и топором варварства, встают
под знамена класса-освободителя, и
их великие творения становятся ем
неот’емлемым наследством.
Таковы диалектика историй. И
околько бы ни старалея фашизм нре-
дать огню творения величайших умов
	eee Meta зрорупиа Болачанитих умов
колоНиальным рабством, воародилиеь прошлого и настоящего, ему не удаст-
и развились как самостоятельные OE ’ ‘

О а
	ся сжечь ни того позора, которым они
заклеймили фашизм, задолго до его
прихода к власти, ‘ни их зеликой
	РСА + ГЕ 1 =. =.
пиональной свободы.

Я и мон друзья — Павло Тычина,
Петро Памч и Александр Корнейчух—
представляем на этом конгрессе. ли-
тературу 30-миллионного украинско-
го народа, создавшего под эгидой со-
ветокой власти свое социалистическое
тосударство, советскую Украину, вхо-
лящую на равноправных условиях
‘вместе с другими советскими респуб-
‘линками в состав ССОР, нашей вели-
‘кой родины. .

От имени украинского народа и в
частности от работников культурного
фронта Украины я передаю органи-
заторам настоящего конгресса, на-
шим друзьям и хозяевам — лучшим
писателям Франции — и всем участ-
никам конгресса горячий, дружеский
привет.

“as HOS

I.

ВОПРОС НАЦИИ
Н КУЛЬТУРЫ В СССР.

Известно всему миру, что старая
царокая Россия была одной из резк-
ционнейних империй, страной разгу-
ла империалистических хищников и
колонизаторов, настоящей «тюрьмой
народов». Это название она получила
заслуженно. По выражению великого
украинского поэта ХГХ бтолетия Та-
раса Шевченко, в ней от молдавани:
на до финна на всех языках все
молчало.

Я прожил до революции не много,
яо все же больше 20 лет. И только с
момента установления власти рабо-
чего класса в нашей стране а слышу,
как овободно и гордо звучит язык мо-
его народа, который безуспешно хо-
тели уничтожить капиталистические
разбойники. Я слышу, с государствен-
той трибуны пламенную речь грузи-
на и белорусса, таджика и молдава-
нина, армянина и тюрка.

И я спращиваю себя: почему я не
слышал этого раньше и почему я
обогалцаюсь теперь ‘их мыслями, 06-
разами, чувствами?

Почему мне доказывали в школе,
что многовековая культура моего на-
рода — это то, чего надо стыдиться,
скрывая свое национальное проис-
хождение, коверкая свой язык, что-
бы походить на человека, принадле-
жащего к господствующей нации? И
почему сейчас мои произведения, мои
пьесы и романы, как и произведения
моих друзей, оказываются перёведен-
ными на русский, грузинский, баш-
кирокий, армянский, узбекский, мол»
давокий, белорусский, татарский и
многие другие языки?

Почему столетия было так, & ста-
ло — совсем иначе?

Тогда я раскрываю книгу вождя
народов Советского союза Иосифа
Сталина и читаю в ней ответы на все
мои недоуменные вопросы.

Я нахожу у Ленина и Оталина
прямые, как солнечные лучи, указа-
HHA Ha TO, что нация раскололась на
буржуазию и пролетарнат, что инте:
ресы их противоположны, что ло-
зунг единой национальной культуры
под эгидой буржуазии является лу-
зунгом реакционным, лозунгом защи-
ты культуры помещиков и фэабрикан:
тов, цель которых — порабощение
более слабых национальностей.

Я узнаю из книги товарища Стали»
ка именно то, что я переживал в 60б-
ственной жизни.

Он говорит:

мысли, которую унаследовал рабочий
Класс. Эта мысль находится в креп-
ких и верных руках. Рабочий класс
‘бережет свое драгоценное наследетво,
но он бережет его не как архивари-
ус, а как неутомимый исследователь
4 ee новых культурных  ценно-
стей.

Да, мы учимся не только у Макои-
ма Горького, cBagapmero свою судь-
бу с судьбой рабочего класса и от-
давшего ему ‘всю силу своего муже-
ственного гения. Мы чтим Гете; мы
любим великих писателей Пушкина
и Толстого и многому учимся у них.
Для нас навбегла ‘останутся незаб-
венными и песни Беранже, и те лузч-
шие чувства, которые вдохновляли
Виктора Гюто, поэта и тражданина,
ошущавшего дыхание истории. Мы с
захватывающим интересом читаем
его страницы, посвященные  револю-
ционым боям французского народа.

Мы протягиваем руку тем, кто на-
ходит в себе мужество продолжать
эти лучшие традиции мировой куль-
туры. И вот мы видим, как великий
ученик Гюго-—Ромон Роллан, замеча-
тельнейший писатель Франция Андре
Жид и многие другие находят путь
от буржуазного гуманизма, от затвор-
ничества, от пацифистских иллюзий,
от предрассудков буржуазной фило-
софии в латерь сторонников револю-
ционного социализма, в армию миро-
вого пролетариата.

Разве мы можем скрывать от кого-
нибудь, как мы добились свободы и
радости творчества? Нет, мы с откры-
той душой и оёрдпем, полным дове-
рия, рассказываем свою историю.

Мы говорим, что в недрах реакци-
оннейшей из всех империалистиче-
ских стран, в недрах старой царской
России, в борьбе против. нее разви-
вались Элементы демократической
культуры. Поднимались фигуры Чер-
нышевского, Добролюбова, Шевчен-.
ко, Некрасова, Ниношвили, Налбан-
дяна и многих других. Выфастал мо-
тущественный рабочий класс. Ковал
свое оружие большевизм. Создавали
великую коммунистическую парти
Ленин и Сталин. .

Ленин и Сталин учили утнетенные
народы. интернациональной. солидар-
ности. Они повели пролетариат и его
союзника — трудящееся  крестьян-
ство — на штурм самодержавия и
росбийского капитализма. Они приве-
ли рабочий класс к великой Октябрь-
ской победе, И одним из мировых
результатов этой победы является
полное разрешение национального во-
проса в Советском союзе.

Вот наша история. .

Мы лишили -буржуазию- возможно.
сти эксплоатировать трудящихся. Мы
вынудили помещиков оставить зем-
лю, на которой они никогда не. рабо-
тали. Мы ликвидировали последний
‘капиталистический класо — кулаче-
ство, Мы боремся теперь не только
за ликвидацию классов, но и за лик-
видацию  калтиталистических  пере-
житков в экономике и сознании лю-
дей. И вот народы в нашей стране
стали едиными, -— они состоят те-
перь только из рабочих, колхозного
крестьянства и трудовой: интеллиген-
ции. Здесь нет тоонод и рабов, каж
ый народ Советского союза стал
единой нацией, в которой высшая
заповедь — творческий труд и брат-
ская интернациональная  солидар-
ность © другими народами своей
страны и с трудящимися всего мира,

от кажой культуре и какой на:
пии служим мы, советские писатели,
	национального тиета чак же немы-
	слимо, как существование социализ-
ма без
ций, без национальной свободы».

И цти слова сталинской правды
встают мне прожекторьм, освещаю-
щим путь, по которому я иду дальше,

Мы все, советские писатели, чер-

Thaw плота  ЗАЙблАтТЬТтАЕтАСТЯ ПО

освобождения угнетенных на.

ЧТО ПРОИЗОШЛО —
С УКРАИНОЙ — БЫВШЕИ
КОЛОНИЕИ РУССКОГО
ИМПЕРЯАЛИЗМА
	встают мне прожектором, освещаю-

ы все, советские писатели, чер»
паем познания действительности из
родника ленинско-сталинской теории
и живой революционной практики
нацей жизни. Поэтому нам ясна судь-
а нации, и мы знаем, какой куль»
Туре мы служим. Мы энаем, что в не
“pax  капиталистического общества
Нарастают элементы  демократиче-

кой и социалистической культуры,
Wht wereuwecve о нллАНТА® waerrarnnrerny

_ КОЛОНИЕИ РУССКОГО
ИМПЕРИАЛИЗМА

-Я хочу посмотреть беспристраетно
на то, чем был украинский народ в
прошлом, что на своих штыках при-
несла ему в тоды гражданской вой-
ны власть украинских  национали-
eros, власть буржуазной Централь-
ной Рады, гетмана Скоропадского и
немецких оккупантов, власть атама-
	Входят в сокровищницу культуры, Ро
	Эздаваемой рабочим классом.
	А т
НАре Жид и Генрих Манн на’®
тературной газеты»
	и кульгур а:
	Рець
т. И. Микитенко

крови. Я вижу, как его интересы на
каждом шагу предают готманы и, ка-
зацкая старшина. Вот —- украинские
села, сожженные  татарскими хана-
ми. Вот я вижу представителей укра-
инокого народа прикованными к ту-
рецким галерам. Железо до костей
в едается в их руки. Они изнеможент
HO двигают веслами, и их окровав-
ленные раны раз’едает морская вода.
В ХУИП веке Украина подпадает пол
власть московских царей, ки для
украинского народа начинаются но-
вые жестокие испытания,

Украина была самой большой и
самой ботатой колонией ‘русского
империализма. Самой ботатой по сво-
им естественным ресурсам, HO © pa-
зоренным,  замученным` народом.
Украина трудящихся масс стояла у
дороги капитализма, как нищая с не-
покрытой головой. «Чёрнее черной
земли еле движутся люди; высохли
зеленые сады, сгнили белые хаты и
развалились. Дикой травой заросли
пруды, селения булто выторели». Так
писал Шевченко об этой униженной,
закрепощенной Украине, лишенной
всех человеческих прад.

тетманцев и белогвардейцев: в ‘торо-
дах и селениях Украины, + expense
Вот каков. «освобождение» ‘предла-
тают нам госпола украинские нацио-
налисты, набмиики польского и не-
мецкого фашизма. Вот, какую «куль:
туру» несут онизна своих штыках.
Героическая армия рабочего клас-
са, руководимая пролетарскими пол-
ководцами, Ворошиловым и Буден-
ным, вдохновляемая великими стра-
тегами Лениным и Сталиным, опро-
кинула власть украинской буржуа-
зии, русского империализма, немецко-

‚го и польското фашизма, она принес-

ла украинскому народу освобожде-
ние, Она обеспечила неслыханный
расцвет всех творческих сил украин-
ското народа под эРидой власти Со.

‚ Ветов. у

Пролетарская ‘революция открыла

‘народу широчайший ‚доступ в сокро-

вищницам старой украинской куль-
туры. Рабочие библиотеки, колхозные
села, дворцы культуры и дома Крас-
ной армии в сотнях тысяч экземпля-
ров требуют сейчас создания велико-
го поэта революционера ° Шевченко,
произведения Михаила Коцюбинско-
то, Ивана Франко, Архипа \Тесленко
‘и других писателей пропилого. Много:
миллионный читатель жадно ждет
произведений советских. писателей,

показывающих титаническую борьбу.

В. которых учатся 16 000 студентов,
детей рабочего класса.

До революции на Beek Украине
был ‘один ‘украинский стационарный
театр, и несколько бродячих трупп,
стоявших на. чрезвычайно ‘низком
культурном ‚уровне. В 193Р тоду на
Украине наочитываловь уже 76-теат-
ров, и В 1934 г, их стало 91. -

Новая. украинская драматургия
успела за годы революции создать
произведения, ставпитие наряду с луч-
шими произведениями русских нп
других советских драматургов досто-
янием всех’ театров ‘Советского con-
за, начиная от Москвы и Ленинтра-
да и кончая театрами отдаленных
границ СССР: На всесоюзном драма-
тургическом конкурсе две победы из
пяти были одержаны‘ украинекими
драматуртами (А: Корнейчук «Гибель
эскадры» и И. Кочерга «Часбвщик и
курица»).   х

До’ революции только отдельные
‘украинские. города имели кино,

Украинское село не’ имело о нем
никакого понятия. Сейчас, кроме
многочисленных городских кино, дой-
ствует до 10000 сельских кинопере-
движек, а во многих районных селах
выстроены звуковые кино. В теку-
щем году стройтся 200 новых RHHO-
театров в украинских селах.

До революции на Украине на одно-
	Она не имела своей школы — она И ТВорческии труд народов Советско-
запрещалась так же, как и украин- го „союза,

А В ок Я nw OP.
	tO союза.

Мы призваны писать об освобожде-
нии труда, ставием у нас делом че-
сти, делом славы, делом доблести и
геройства, о новом человеке и ео
великих созданиях. В центре внима-
ния свободной и единой нации. ове-
янный любовью, стоит свободный и
гордый человек.
человек, творец новых культурных
ценностей, хозяин своей земли. Он
был рабом, теперь он стал государст:
венным деятелем, к слову которого
прислуптиваюфея трудящиеся - всего
мира, потому что он говорнт правду:

Для того чтобы видеть будущее, он
должен хорошо знать проплое. По-
этому он наряду с новыми заводами,
электростанциями, опытными лабора-
ториями создает дворцы культуры,
университеты, академии, приходит в
них и внимательно изучает судьбы

‘Это — советский °*

THAOCh 14 руб. в тод. Сейчас Ha

Украине, как и во всем Советском

союзе, введено обязательное 7-лет-
нее образование. На одного ученика
первых четырех классов советское
правительство отщускает 50 руб. и на
одного ученика 5—7 классов—132 руб
в год,

Асвигнования на народное образо-
вание по линии Народного комисса-
риата просвещения ¢ 12,7 млн, руб.
В 1922—2838 г. возросли до 1768,5 млн.
руб. в 1984—85 т.

Это совеем нё похоже на то, что
происходит в Западной Украине, на-
ходящейся под властью Полыши, где
только 5 проц.. а в некоторых местах.
0,02 проц. украинских детей имеют
возможность пользоваться родной
школой.

Число украинских школ в Запад-
ной Украине с 3600 в момент созда-
	народов, ния границ польокого государства co-
` Он был прикован кандалами к ка- кратилось тепере no .48R поичам ла.

Уолдо Франк, Илья Эренбург, Анри Барбюс и Поль Низан в президиуме
конгресса.
		шую колонизацию и рабство  баш-
кирский народ, освобожденный про-
летарокой революцией, переживает
сейчас бурную эпоху своего возрож-
дения. Рашкирские писатели явля-
ются теперь сотворцами великой ли
	тературы Советекого еоюза. .
	Вот народный поэт Калмыкии,
колхозный пастух Какш _ Баяртаев.
выступает перед своим. народом с
огромной трибуны,  воздвигнутой в
степи.” Он поет народу пеени о Ста-
лине. Его’ слушают 6000 _делетатов,
мужчин и женщин, стариков и пио-
неров, приехавших на конях и ма-
щинах из далеких улусов. Это олим-
пиада самодеятельного. искусства
Калмыкии, в которой принимает уча-
стие одна тысяча самодеятельных
артистов, Здесь читают  наролные
поэмы и показывают образцы народ-
ной пляски. Здесь играют Ha скрип-
ках, балалайках, гитарах, домрах,
гармониях, бубнах, барабанах. И в
этом народном торжестве отражается
вся жизнь свободной Калмыкии.

Bot таджикский писатель Айни
создает замечательную книгу «Адине,
или похожления бедного таджика»,
в которой показывает путь от `коло-
ниальной Бухары до Советокото. Тад-
жикистана.

Bor Узбекский государственный
театр впервые в истории своего на-
рода показывает ‘на родяом языке
«Гамлета».

Вот в столице Украины — Киеве—
бессмертной комедией Мольера от-
крывает бвой сезон Государетвенный
театр: для’ детей. :

Вот с подмостков лучших москов-
ских театров, наполненных рабочим
зрителем, звучит слово Шекспира,
Бальзака, Шиллера и многих других
классиков мировой литературы..

Мы видим все это и делаем вывод,
Tak в ежедневной революционной
творческой практике миллионы тру-
дящихся Советского союза, осваивают
культурное наследие прошлого и с0-
злают новую, великую культуру со-
циализма, культуру освобожденных
народов, связанных узами неразрыв-
	ной лружбы и интернационального
	единетва,

Так ударная бритада . мировото
пролетариата — рабочий класс СССР
выполняет CROW историческую мис-
сию, указывая путь развития и вдох:
новляя евоим’ примером трудящихся
всего мира,
	и
ПРОТИВ ФАШИЗМА.
	ЗА ТОРЖЕСТВО ВЕЛИКИХ
		Напион аисты, есоцизл-пювинисты
		щие империалистическую политику
своих господ, веетла были противни-
ками действительного национального
освобождения народов:

У Маркса мы ‘можем найти всем
памятные примеры, как, вынужден-
ное выбирать между национальным
долгом ‘и клаюсовыми интересами
правительство национальной обороны,
не колеблясь ни минуты, превратиа-
лось в правительство народной: изме:
ны.

История борьбы украинских, rpy-
зинских, белорусских, армянских и
других националистов, которую они
вели под-флагом якобы национально-
то освобождения, как подтверждают
исторические факты, из которых не-
которые-я здесь привел, есть исто-
рия сплошных предательетв своего
народа,

Поэтому армянские националисты
вместе ‹ тюркокими муссаватистами,
предетавителями пантюркизма И
панислалмизма яростно борются про-
тив свободной Советской Армении,
создаютщей свою великолепную куль-
туру. Поэтому Seaopyeenne национа-
листы ненавидят Советскую Beno-
руссию, так же как украинские. на-
ционалиеты ненавидят .. Советскую
	Украину. Поэтому украинские нацио-
налисты об’явили. лозунг разрыва ©
великой русской _ революционной
культурой, являющейся образцом для
всех освобожденных народов. Им He
нужна также нветущая украинская
социалистическая ‘культура. Их a0-
зунг. — ориентация на культуру бур
жуазного-Ванада, на господство бур-
myaamn, > oo, ,

Да, националисты — самые подлые
предатели народа.

Они находят для своей презренной
демагогии и спекуляции на нацио-
нальных чувствах народов достаточно
«возвышенные» слова. Этому искус-
ству они учатся. у своих фашистских
роспод. Провозтлалная лозунг крови
и железа, защитники угольных и
железных баронов не стыдятея за-
являть всему миру, что они делают
это ‘в- интересах. демократии. Кате-
хизис реакции и насилия они одева-
ют в одежды свободы и величия
«своего» народа, стараясь не слышать
тремящего над миром, как весенний
гром, лозунга Маркса: «Не ‘может
быть освобожден народ, угнетающий
другие народы».

Наиболее агрессивный, человеконе-
навистнический германский фапгизм,
угрожающий миру новой катастрофой
войны, новыми миллионами мертве-
пов .в0 имя господства финансовых
магнатов, пытается обосновать свои
намерения варварскими теориями
превосходства ‹арийской расы». №

Фабрикуемые в ‘лабораториях гене-
ральных   штабов фашизма удушли-
вые газы этих теорий подымаются
над миром, грозя разрушением всей
человеческой культуры. Рушатся об-
щеевропейские связи капитализма.
Гитлеровский министр, подобно воро-
ну Эдгара По, каркает миру свое
«Невермор». «Нет больше мировой
истории. Нет культуры человечества».

Да, на этом пути нет больше идеа-
лов. Отныне все истины находятся в
длымящемея дуле винтовки каждого
штурмовика. .

Космополятизм великих классиков
мировой литературы, отражавший де-
ловые стремления буржуазии времен
установления общеевропейских свя-
sell и поддержания достоинства CBO-
ей страны в семье буржуазных го-
‘сударств; стал теперь смертным гре-
хом, е которым ни Шиллер, ви. Гете
не могут войти в царство третьей
империи.

— Презираю дружбу народов и со-
лидарность государств, — говорит фа-
шизм. Презираю культуру и искусст-
во, кроме искусства грабить и разру-
math. Ничего не надо познавать, кро--
ме военной муштровки. «Молодежи
нет дела до науки. она уважает толь-
RO молодца», — так тласит одна из
заповедей титлеровской молодежи.

- Эта философия динозавров, воооу-
женных танками, парализует волю
некоторых: писателей. На с’езде co-
ветских писателей вепоминали слова
Луи Селина, который заявил, что не
видит возможности сопротивляться и
предлагает подыхать в. брюхе дино-
завра = : >

> Но э10 — выход для малодушных.

Нужно ли говорить, что большин-
ство лучших представителей буржу-
азной культуры‘ бежит от малолуш-
ного решения вонроса и переходит на
‘сторону класса, несущего: человече-
‘ству избавление.

Мы уверены, что близок час, когда
рабочий класс кардинально разрешит
напиональный вопрос во всем мире,
когда развернутся, расцветут социа-
листические культуры всех народов
	мира, больших и малых, когда откро-
	етса великий  интернациональный
путь победного шествия культуры
социализма.

‚ Задача всех представителей истин-
ной культуры заключается ов TOM,
чтобы не очутиться на пути, веду-
щем на край ночи, а стать на путь
разума и мужества, на исторический
путь, по которому. армии трудящих-
ся двинутся к солнечному дню своей
полной свободы, к торжеству высших
идеалов человечества.

ский театр. Украинские. писатели
должны ‘были преодолевать жестокие

препятетвия; чтобы их ‘произведения ^

могли стать достоянием трудящихся,
потому что даже язык украинского
народа’ взапрещалея указами царских
министров. Сатрап его величества
министр просвещения Валуев писал
в одном своем приказе об украин-
ском языке:

«Не было, нет и нё будет»,

Но несмотря на весь этот гнет,
украинский народ проявил величай-
шую жизненность. Он не только со-
хранил свой язык, он создал народ-
ную песню, имеющую мировую славу.
Он создал свою литературу, он вы-
двинул писателей, среди которых
имена таких, как Шевченко, стоят
рядом с именами мировых писателей.
Украинский народ долго и упорно
боролся за свое освобождение и с0-
здавал великие памятники этой
борьбы. ^

Но вот в 1918 году приходят к вла-
сти украинские националисты. Что
приносят они украинскому народу?

Опираясь на штыки немецкого им-
периализма и польско  фалиизма,
связываясь с русскими белогвардей-
скими генералами и клянясь в люб-
ви к украинскому народу, они при-
носят ему расстрелы, виселицы И
погромы. Центральная Рада, кайзе-
ровский генерал, гетман Скоропад-
ский и немецкие штыки, Петлюра в
союзе с польскими магнатами и про-
чими погромщиками заливают кровью
и пожарами украинские села. Поль-
ский министр Панек заявляет: «Мы
знаем, что Петлюра — обыкновенных
бандит, грабитель, но почему не упо-
требить против большевиков и бан-
anata?» ’

Мы помним кровавые следы петлю-
ровщины и польских панов. Мы пом-
ним их зверскую расправу с украин-
ским народом, с трудящимися еврея-
ми и с другими национальностями,
населяющими Украину. ‘

22 апреля 1920 года в Бельведере
представителем контрреволюционного
правительства украинской буржуазии
Левицким от имени атамана Петлю-
ры и Яном Домоким от имени Пил-
судского был заключен дотовор, по
которому. украинские ‘националисты
отдавали правобережную Украину
Польше, возвралщали на земли Украи-
HH польских о матнатов, из которых
одна только графиня Браницкая вла-
дела на правобережной Украине

торжной тачке, теперь он бесстрашно
поднимается в стратосферу челевече-
ской мысли. .

Один из выдающихся лириков Co-
ветского союза, украинский поэт
Павло Тычина, в стихотворении
«Партия ведет» влохновенными стро-
ками говорит об этой великой эпохе:
Мы трёвожим стратосферу
Атомное ядро_и сферу.
0, прекрасное время,
„Неповторимое_ время!
Неповторимое, бессмертное!
Кто из нас сильнее в мире,
Из каких стран?

Произведения лучших советских
украинских прозаиков Головко, Ки-
риленко, Панча, Ивана Ле и друтих
отражают величие вооруженной борь-
бы украннского народа на фронте
гражданской войны. Они озарены
пламенем культурного строительства
современного украинского колхозно-
то села и торжеством его новой сво-
бодной жизни. Александр Копыленко
создает лучшую свою повесть о ро-
ждении нового социалистического го-
рода. Поэт Первомайский воспевает
тероическую комсомольскую — моло-
дежь, драматург Корнейчук и другие
создают образы творцов новой co-
ветской науки.

Нет ничего удивительного, что пи-
сателей Советской Укранвны читает
не только украинский народ, что их
произведения переводятся на языки
народов Советского союза, литература
которых в свою очередь становится
достоянием украинских трудящихся
масс. .

Но литература — это ведь только
одна грань. Я омотрю дальше. И ви-
жу я — всюду совершаются гигант-
ские изменения жизни.

В степях Донбасса стояла вросшая
в землю слепая Горловка, покрытая
плесенью и угольной пылью. B ee
жалких землянках человек не мог
подняться во весь рост, Но в этих
землянках жили тысячи пахтеров. И
вот появляются новые, светлые, сол-
нечные жилища, и происходит ска-
зочное переселение шахтеров. Тысячи
людей с песнями и возтласами рало-
сти прощаются еб свонм прошлым и
на машинах подкатывают к под’ездам
своих новых домов. Последнюю зем-
лянку они покрывают стеклянным
колпаком, чтобы дать возможность
туристам и молодым ноколениям ре-
волюции изучать на этом экспонате
прошлое Украяны. В эту минуту они
шлют братский совой привет шахтерам
бельгийского Боринажа,  шахтерам
всех каниталистических -стран, под-
нимающим энамя борьбы за свое
освобождение.

Вот село Кирилловка, в к
жил когда-то Шевченко; Оно mpu-
надлежало тогда помещику ОЭнтель-
тардту, который владел в различных

oa

же в этих школах некоторые пред-
меты преподаются Ha польском язы-
ке. Мы видим здесь открытый про-
цесс полонизации украинских детей
Прибавим к этому, что огромный
процент украинского народа в За-
надной Украине продолжает octa-
ваться неграмотным, кроме того, что
он ниш. Это — как бы иллюстрация
к тому, что переживал весь украин-
ский народ в прошлом и от чего он
избавлен в Советской Украине. _

За год революции Советская Укра-
ина обучила грамоте на родном язы-
ке миллионы взрослых трудящихся.
Она ликвидировала тяжелое насле-
дие царизма — нищету и невежество
народных масс. Ве хозяйство в `блес-
тящем состоянии, Ее земля, озарен-
ная огнями Днепрогэса, птумит> воло-
тыми колосьями шиевицы. Она изо-
билует углем и металлом. o6-
щего количества ‘21. ‘тысячи школ
Украина насчитывает 17 тысяч школ
на родном языке, тысячи донколь-
ных учреждений, тысячи клубов, кн-
нотеатров, мощные электростанции
и машино-тракторные станции, © це-
лой армией нового; социалистическо-
го тина сельской интеллигенции —
техников, комбайнеров, тракториетов.
Я вижу армию талантливых ати-
стов, режиссеров, композиторов, ху-
дожников, архитекторов. Я вижу де-
вушек Советской Украины, реющих
на парапютах под куполом голубото
неба, и пионеров, шагающих по ули-
цам с возгласами «всегда готовы!»...

Тажовы две Украины: старая‘ цар-
ская Украина и новая, Советская
Украина, рожденная Октябрьской ре-
волюцией, взлелеянная рабочим клас-
сом и великой партией Ленина =
Сталина. Я вижу, как на этой Укра-
ине рядом с украинской культурой
цветет культура всех национальных
меньшинств: ° еврейская, ‘польская,
греческая, немецкая, болгарская, ра-
стег автономная социалистическая
Молдавия, ` Е

И от этой Укранны нас хотят ‹0с-
вободить» господа украинские, поль-
ские и немецкие пгисты. Осколки
презренной петлюровщины и. бело-
твардейщины. Сторожевые псы не-
мецкого и польского фашизма Донцо-
вы и полковники Коновальцевы, ми-
трополиты Шептицкие и их подлые
единомышленники — это они пред-
латают фаптистокой буржуазии пла»
ны раздела Украины.

Ho это — неосушествимые планы.

ПЕ
КУЛЬТУРА ВСЕХ

ОСВОБОЖДЕННЫХ
HAPOAOB CCCP

Я говорил об Украине, Но я мог бы
	Не —_

ически восстает против этого ига 96 966 десятинами, Нужно ли харак- губерниях 17115 крепостными. да- оказать то же самое о Белоруссии, о
	eM kak ere восстания TORYT в море теризовать глубину того рабства, в тем Кирилловка принадлежала ‘укра- советском Узбекистане или Таджики-

SARA AAR Umno mae om nw ww i me te ante traninew   Wan wren) FT mere So Я к ЗЫ. Ри, и

кон грести
rs C, Фотинского (Париж).

Рисунок корреспондента «Л
ны (Париж).

которое хотели вернуть украинский
народ немецкие и польские бароны и
‚украинские националисты? __

В амреле 1920 года поляки начали
наступление на Украину. Это была
кровавая расправа  торжествующих
магнатов над трудящимся населени-
ем оккупированных местностей. В се-
ле Яблонька вблизи Киева, они
‚расстреливали крестьян из пулеме-

тов. В селе Новая Гребля польские‘

интервенты согнали женщин и деву-
лек в церковь, где пьяная банда офи-
церов произвела над ними насилие.
Много женщин и девушек сошло ©
ума. После жестоких издевательств
польские паны облили церковь керо-
сином и подожгли ее, В огне погиб-
ло много женщин и девушек. В. селе
Маньковнах польские офицеры при-
казали расстрелять шестьдесят пре-
стьян, Восставшие села Мельничи,
Лозино и Гривы поляки сожгли. до
тла. Польский магнат Сазтушко. рас-
стреливал кажлого пятого крестьяни-
на, заподозренного в  большевизме.
По его приказу крестьян обматыва’
ли соломой и сжигали живыми. Нам
памятны кровавые следы еврейски&
погромов, организованных польскими
панами и петлюровцами. Десятки ты-
сяч убитых и замученных остались
после поляков и петлюровцев, после

ннокому матнату Терещенко. Поме-
щица Терещенко владела в Кирил-
ловке 3000 десятин земли, что со-
ставляло 75 проц. всей земельной
площади села...

Теперь это село называется Шев-
ченково. В нем все принадлежит
колхозному крестьянству.

До революции вся «культура» этого
села состояла из следующих учреж-
дений: церквей — 2, кабак — 1, на-
чальная педатогическая школа — 1,
церковно-приходская школа — 1,

Геперь в Шевченково: воздвигнута
местная электростанция, большой
сельскохозяйственный техникум и 9
сезонных  детоких яслей, 2 детских
дома, библиотека, кинотеатр, драма-
тический, хоровой и музыкальный
кружки, Дом коллективиста, ‘хорошо
оборудованная больница, аптека,
оельскохозяйственная изба-лаборато-
рия, колхозное ‘радио, приемники
a’. A. . :

Промышленный поселок. Юзовка
превратилась в большой культур-
ный социалистический ‹ город Ста-
лино. В нем мы видим Горный wa-
отитут, Металлургический институт.
Утольно-химический институт, Меди-
цинокий институт, Промышленную
академию, Рабочий университет, пол-
тора десятка техникумов и рабфаков,

стане, о грузинекой или армянской
советских республиках, о советском
Азербайджане, о Башкирии или Кал-
мыкии, о Биробиджане и еврейской
культуре — о каждом народе мното-
национального Советского еоюза, ох-
ваченного великой культурной рево-
люцией. Каждый из этих народов
выдвигает яркие таланты, вносящие
овое оригинальное творчество в 60-
кровищницу интернациональной
культуры социализма,

Народный поэт Датестана , Сулей-
ман Стальский создал за свою дол-
тую поэтическую жизнь до 10 тысяч
стихов, Он творил их устно, не зная
никакой письменности. И когда те-
перь в редакции. «Правда» у него
спросили «Что вы считаете лучшим
из ваших. произведений? > — он отве-
тил; «Каждый поэт. -—- 910 сад, в ко:
тором есть груши, яблони, виноград.
Но есть и дикие сливы: На вкус эти
сливы мотут показаться  терпкими.
но кто скажет, что они плохи, что
они хуже других?»

Институт национальной культуры

записал все творения Сулеймана
Стальского,
Вот история башкирокото  ва-

родного творчества, котброе долгие
века было спрятано от мира за вы-
сокой стеной, Перенесний жесточай-
	`В. МЕЖ ЛУНАФОЛНОЙ
	` АССОЦИАЦИИ ПИСАТЕЛЕЙ
	ПАРИЖ, 3 июля. 2 июля ве дворце.Взаимности состоялея первый пле-
HYM постоянного бюро международной ассоциации писателей для защиты
культуры. На пленуме присутствовали представители ряда стран. Предее-
дательствовал французский писатель: Ленорман.

Пленум обсудил прежде всего вопросы, касающиеся устава асоопиации.
По уставу ассоциация будет состоять из местных (национальных) органи-
заций и центрального бюро в Париже. Установлен ряд политических и ли-
°тературных признаков, согласно которым писатели будут приниматься
в члены ассоциации. В случае выступлений в печати и устных, прямо или
косвенно направленых на поддержку фашизма и войны, члены ассопиапии
будут исключаться. Право. окончательного решения о принятии и исклю-
чении кого-либо из членов ассоциации сохраняется 38 высшим органом
ассоциации — его бюро.

Далее бюро занялось вопросом 0б издании отчета о международном кон-
грессе писателей, для чего обсудило предложения, поступившие от фран-
цузеких, английских, швейцарских и советских издательств. Отчет о кон-
грессе выйдет в различных изданиях как полных, так и сокращенных,

Бюро ассоциации заслушало предложение тов. Мих. Кольцова об участии
членов ассоциации в составлении книги «День мира». выпускаемой в СССР
по инициативе и пох руководством Максима Горького. Бюро выразило пол-
ное одобрение идее, характеру и плану книги и постановило предложить
членам ассоциации принять в составлении книги самое активное участие и
оказать редакции помощь.

Писатель Леон Фейхтвангер выразил согласие войти в члены ‘секрета-
риата от Германии: Кромё того, бюро оббудило целый ряд организационных
	и практических вопросов, касающихся начала деятельности новой -
циации. («Правда»). acco