питературная
	проник
иекусстве \
	ЭРИВАНЬ. (От собственного корр, Г

Гости Армении — заслуженны,
деятели искусства Вокуров Ив. Ц,
Маркичев Ив. В. и Котухин Ал. В.
	командированные Союзом советекиз
	писателей для изучения древнезу,
мянской фресковой живописи и му,
ниатюр, закончили свою работу.
беседе с нашим корреспондьх
том художники заявили: .
— Мы в необычайном BocTopre
всего того, что, нам удалось видеть у
Эчмиадзинском государственном хр»
нилише рукописей. Откровенно №
воря, мы никак не ожидали надо»)
здесь такую огромную и ценнейнти,
сокровищницу  высокохудожестваи,
ных памятников искусства. За  )
дней пребывания в Эчмиаданне aay
удалось просмотреть и изучить ель
десятую часть имеющихся в хралу,
лище рукописей с иллюстрациями в.

« скопировать до 909 миниатюр,
	Мы бы хотели, чтобы соответ,
вующие ортанизащии издали отдель.
ным альбомом часть этих ценны: .
миниатюр. Издание такого  альбоу:
несомненно вызовет  чрезвычайд
большой интерес не только средь)
хуложников и работников искубму

‚Но и среди художников вом.

мира,
	Новые книги
	В Изотизе выходит ряд монографи.
ческих работ о круцнейших худож: \
никах. \

В очерке В. Невежиной дана та-_
рактеристика самых значительных,
картин, офортов, рисунков Рембранд-,
та. Книга написана на основании но _
вых архивных материалов и круг:
нейших западноевролейских работ 0.
Рембрандте, появившихея за три
десятилетия ХХ в.

Монография М. В. Алпатова зна.
комит с одним из крупнейших пей.
зажистов ХХ столетия — Spang.
зом Коро.

Работа А Н. Замятина посвящена
творчеству Ж. Л. Давида.

BANANG

Уже для массовок мы можем при-
влекать драмкружковцев. “Это тем
более было бы полезно, что опытный
режиссер среди кружковцев мог бы
подметить „лиц, имеющих настоящие
актерские задатки. }

Это — очень важная и блатодар-
ная задача. Писательские организа-
ции уже давно прикрепили ряд
своих членов к литературным кру
кам на ваводах, предприятиях,
колхозах и т. д., где писатели ведут
‘большую работу“ по воспитанию но-
вых молодых литературных сид на-
шей социалистической роцины.
	Именно такой же работой должны
заняться наши кинорежиссеры, Be-
дущие киноактеры, композиторы,
художники и другие в дразкружках
a кружках самодеятельности на
предприятиях. заводах. колхозах, 3
красноармейских клубах. Для этого
необходимо, чтобы отдельные режис-
серы, ансамбли их семочных групп
в порядке шефства и в порядке об-
щественной работы прикреплялись
к заводским. колхозвным и воинеким
кружкам самолвятельности, где, ведя
культурную ‘работу, они повышали
бы знания кружковцев в области ис:
кусства.

Межрабпомфильм в этом году в
виле опыта приступил к созданию
mate ce о новом социалистическом

онбассе. К основным ролям в этом
фильме будут привлечены члены
шахтерских кружков самодеятельно-
тя Но Е

Для того. чтобы фильм был зани-
мателен и интересен, нужно. чтобы
он впитал в себя лучшее из народно-
то творчества, из народных мотивов.
песен, танцев, которые сложились в
настоящее время в быту советского
донбасското торняка.
		Не переводя дыхания“

Продолжение дискуссии о романе Эренбурга
	На втором вечере диспута, так.же
как и на первом, большинство выс-
тупавигих (тт. Секерская, О. Войтин-
ская, Ф. Левин, С. Рейзин) дало’ по-
ложительную оценку нового романа
	_И. Эренбурга.
	Тов. Секерская считает главным
достоинством романа заостренную по-
становку проблемы личного и общес-
твенного и неподдельную теплоту и
любовь, которой пронизаны характе-
ристики советских людей. Но иногда
у Эренбурга здесь прорываются нот-
ки сентиментальности, и против этото
надо возражать, т, к. мы не можем
и не должны подменять настоящие
большие чувства — чувствительнос-
тью. Вопрос о ›сентиментапизме He
есть только вопрос о вкусе, это—боль-
тая социально-литературная пробле-
ма, которая может быть разрешена,
лишь в соответствии © общим му-
жественным, тероическим стилем на»
	шей эпохи. Нет никакого сомнения
	B TOM, что чем ортаничнее станет
связь Эренбурга с нашей действи-
тельностью, тем скорее он 068060-
дится от той восторженности, налет
которой присущ последним художе-
ственным произведениям и ослабляет
в ‘известной мере силу их воздейст-
		Tr. О. Войтинокая и Ф. Левия по-
лемизируют ст. В. Трощенко, развиз-
шей в своем выступлении *на диспу-
те взгляды, высказанные ею в статье,
в «Литературной тазете». Они неё с0т-
лашаются с ее основным выводом,
что <«Не переводя дыхания» явля-
ется неудачей Эренбурга: Неправо-
мерно, по мнению тт. Левина и Вой-
THHCKOH, и сопоставление . романа
Эренбурга с «Большим конвейером»
Я. Ильина. Нельзя, заявляют они,
оперировать общими мерками, нуж-
но в каждом случае отправляться от
конкретной индивидуальности худож:
ника. Вели не абстратировать роман
«Не переводя дыхания» от всей твор-
ческой биотрафии Эренбурга, то ста-
нет понятным, что это произведение
есть новый значительный этап в раз-
витии художника, в его приближении
к социалистическому реализму. В нем
есть искренняя взволнованность, оно
пронизано глубоким оптимизмом, и
это полкупает. заражает читателя.
	Особенной заслутой Эренбурга. яв-
ляется, посмнению т, Левина, то, что
он один из немногих Hallux писате-
лей, которые действительно дерзают.
Эренбург ставит смелые, острые про-
блемы, обнаруживая в то же время
способность увидеть иногла раньше
многих других такие симптомы, об-
ходить которые молчанием никоим
образом не следует. Эренбург и не
отмалчивается и создает такие обра-
	Рис. М Абрамовича
		зы, как образ Геньки, над, которым
стоит призадуматься: этим образом
‚писатель сигнализирует о наличии
еще в среле нашей молодежи тревож-
ных явлений гипертрофированного ин-
дивидуализма, Morymero, при отсут
ствии - достаточной бдительности и
чуткости; явиться источником всяких
нездоровых уклонов.

- Но. роман, конечно, значительна
выиграл бы, если бы в нем, по ме-
ткому выражению т. Левина, не было
столько «недодлелек», столько «неуб-
ранных лесов». Особенно. бросается
в глаза чрезмерная непропорциональ-
ность частей в романе, результатом
чего и является то оботоятельство,
что фигуры, противостоящие › Геньке,
быстро стушевываютея из памяти.
А ведь нельзя забывать ни на мину-
ту, что все-таки решающей пробле-
мой в советской литературе остает-
ся проблема положительного образа
натей эпохи. Стремиться к воплоще-
нию этого’образа значит итти по ли-
НИИ наибольшего сопротивления.
Эренбург — смелый мастер, и потому
можно не сомневаться в том, какой
именно путь он  ‘изберет.

В заключение несколько слов об
общем харайтере дискуссии.

Приходится, к сожалению, конбта-
тировать вместе с т. Рейзиным, что
на обсуждении очень слабо представ-
лена была комсомольская молодежь.
Между тем ее голос имел бы особый
вес. если вономнить, что молодежная
тема является основной темой рома-
нов. Эренбурга.

Не будем вдаваться в анализ при-
чин, обусловившгих слишком отрани-
ченные ‘рамки диспута. Мы лишь
констатируем факт и выражаем по-
желание, чтобы „редакция журнала
«Знамя» скорее осуществила свое на-
мерение ортанизовать новое обсужде-
ние романа Эренбурга на одном из
крупнейших московских предприятий
		Одной из труднейших сторон ра-
боты советского киноискусства яв-
ляется подготовка актёрских кадров.
Той подготовки актерских кадров, ко-
торая имеется в театрах, в кино еще
нет: é ms ue

Чтобы созлать здоровые, актерские
кинокадры, надо правильно разре-
пить проблему комплектования ак-
терских студий при кинофабриках,

Обычно желающих быть киноак-
терами бывает ‘очень много. До. сих
пор ‘набор молодых“ киноактеров:
птроизволилея весьма‘ приуитийным
способом: или по путевкам-фабзав -
комов, которые сами. отбирали лю-
дей, или просто давалось об`явление
в тазете, тде указывались основные
требования для поступления, назна-
чалась отборочная комиссия, которая
проводила испытания.
	Система эта далеко не совершен-
на. Внимательнога изучения молодо:
то актера до ето прихола на учебу не
было . Да и учеба проходила в от-
рыве от производства.

Обычно режиссеры. в большинстве
случаев не принимавшие участия в
полтготовке нужных им актеров, He
решались брать молодых актеров на
ответственные роли, Таким образом
очень часто окончивитие. учебу моло-
дые актеры оставались без дела, без
актерской практики.
	На налт взтлял пополнение актер-
ских киностудий новыми кадрами
должно итти другим путем. При клу-
бах, заводах, предприятиях, шахтах,
учрежлениях. на строительотвах, в
колхозах, в Красной армии и Т. д.
имеются драматические кружки,
кружки самодеятельности. Именно в
этих драмкружках и кружках само-
деятельности руководители ’напгих
студий должны искаль и черпать мо-
лодых киноактеров. Лучшие актеры,
лучшие режиссеоы и руководители
кинофабрик лолжны посещать вечера
	самодеятельности и в заволских, кол-
	хозных, красноармейских клубах изу-
чать выступления отдельных люби-
телей, и только когда у них сложитея
совершенно ясное убеждение в том,
что они имеют дело с настоящим та-
лантом, слелует ставить вопрос о нри-
влечений. о выдвижении их на актер-
скую учебу в кино.

Таким образом мы втянем в кино
много талантливых людей.

Рекомендуя этот с10е0б вербовки
новых актерских сил в кино, мы во-
все не исключаем и не противоно-
ставляем efo TOMY TYTH пополнения
актерских сил кино, которым поль-
зуются киноорганизации, в настоя-
щее время. Нет, мы ставим только
новую залачу, которая в виде опыта
должна быть поставлена перед кино-
предприятиями.
	Несколько лет назад можно было
встретить людей, уверенных, что их
счастливым потомкам ‘ не придется
пользоваться ногами для перелвиже-
ния. Движущиеся тротуары, электри-
ческие лифты, стратопланы, воздунш-
ные работы сделают ходьбу потеш-
ным рядом движений.

Мы знаем теперь, что развитие тех-
ники не аннулирует ни ‘один’ из 0р-
танов человеческого тела, и простей-
Wad машина — палка в руке челове-
ка — ест продолжение, а не замена
руки.

Капитализм слелал человека при-
датком машины. Мы ставим машину
на службу человеку. И мы не смогли
примириться с естественным ANA Ka-

_питалистического мыпгления тезисом,
что прогресс строительной техники и
усовершенствование промышленности
строительных материалов уничтожа-
ют образную сущность искусства ар-
хитектуры. перелают ее в суровые ру-
ки инженеров :

Архитектура вновь осознала себя
искусством Она обрела свою  сущ-
ность в стране. высоко полнявшей
знамя пролетарского гуманизма.
	Отрицание образной функции ар-
хитектуры оказалось не более осно:
вательным и не менее реакционным,
чем защита принципа аполитичности
искусства. Именно злесь легла: линия.
отлеляющая советскую, архитектуру
от строительной промышленности За-
nana’ Признание проблемы архитек-
туриого выражения нашей эпохи цен-
‘ральной залачей советской архитек-
туры установило прямую преемствен:
ность нашей архитектуры от великих
архитектур прошлого и созлало базу
для сооружений. оставляющих дале-
ко позади себя памятники MUHY BUTEA

эпох
	Именно поэтому вызывает недоу-
	мение статья И Маца «О природе
архитектуры» Автор отказывается
признать архитектуру искусством
	Для этого он последовательно.

1) открывает новую идеологическую
категорию — синтез науки и искус-
ства. которую противопоставляет всем
существующим наукам и искусствам.

2) отрицает’ материально-практиче-
ские задачи всех искусств.

3). устанавливает принцип враждеб-
ности искусств науке. *

4) отождествляет научное мышле-
ние с ‘материальной (!). а художест
венное с луховной (!) культурой
	«Архитектура СССР» NeN 1, 2
4 за 1935 г. Pay
	Уполн Главлита Б— 9349.
	Он очень портативен, этот театр. В небольшой короб можно пегко.
уложить все декорации и самих артистов.

2 > a.
		театр. Когда собирается’ пуб-
музея детской ‘книги «тене-
	И специального залпа не требует
	пика, то в одной. из выставочных ком нат
	вики» — тан зовут режиссеров ‘и художников этого театра — выключают
свет и на небольшом экране —, Фландрия’ ХУГ века.
	На экране двигаются маленькие черные фигурки-силуэты. пеуто-
	na

мимый Тиль, барабанщик «гезов»,
	не он: за него, вак и за; всех участников
	поет свои песни, Впрочем, поет то
	пьесы, говорит молодой
	режиссер и постановщик спектакля 0; В. Дьякова. Сами артисты гово-
	рить не могут. они из партона.
	Три года создавался «Тиль Упенштигель» в театре теней, За это
	к слову сказать.
	время не раз менялись режиссеры и изменался текст,
	и по сие время далекий от совершенства. .
Больше ‘всего в постановке радует работа художника Е. М. SOHHEH-
	панорамы. Четки, ‘выразительны
работа еще не закончена: необхо-
	ШТРАЛЬ.
С большим искусством сделаны
большинство фугур. Однако и здесь
	димо еще более уточнить характеристики некоторых персонажей, в част-
	ности монахов. Они слишком нейтральны. Художница избегает шаржи-
ровки, а в этих фигурах она необходима. Недостаточно хорошо проду“
маны и движения отдельных силуэтов. Но все это не умаляет значения
		пущен сборник колхозных частушек,
«подчищал» те частушки, которые,
как ему Казалось, литературно мало-
выразительны. Мы уверены, что то-
варищи, занимающиеся в этом отно-
шении ‹«отсебятиной», по незнанию
своему сводят на-нет собранный ма-
териал.

Может быть, всех этих ошибок мож-
но было избегнуть, если бы собира-
тели были знакомы с элементарными
правилами сбора, записи народного
творчества, В такой памятке нужда-
ются тысячи наших собиратепей.

Незнание ‘азбуки изучения народ-
ного творчества приводит к тому, что
многие записанные фольклорные ма-
териалы не имеют паспорта, адреса.
	В таком новом, но чрезвычайно бо-
гатом деле, как собирание фолькло-
ра народов СССР, необходима органи-
зационная четкость, дисциплина, Мы
стоим перед отромной, как океан, ра-
ботой, и если не подготовиться, не во-
оружиться, случится неизбежное —
все будет во власти самотека»
	Разобитенность огромна. Мы не зна-
ем, что сделано по фольклору Gpar-
скими республиками, каковы их успе-
	хи. каковы их лальнейшие планы и
	намерения.

В процессе создания великой пите-
ратуры социализма советский фоль-
клор приобретает исключительно важ-
ное значение.
	Но пора, чтобы фольклорные сек-
	ции Союза писателей — такие тихие
	и везаметные, — стали творческими,
жизнеспособными центрами изучения
народного творчества нашей родины.
	Е. ВЕСНОВ.
	повинки иностранной
литературы
	Гослитиздат выпустил несколько
новых книг иностранных писателей:

«Запрещенная демонстрация» Лео-
на Муссинака вышла в переводе
Н. Соболевского, с предисловием
И. Луппола. «День мертвых» Поля
Низана излан в переводе 9. Шлос-
берг. Пэрп Бак известна советскому
писателю по роману «Земля», являю-
шемуся первой частью. задуманной
ею трилогии. На-днях появится в
продаже вторая часть этой трилогии
— роман «Сыновья».
	Не умея разграничить задачи стро-
ительной техники отипроблемы искус-
ства архитектуры, он лукаво вопро-
шает: «Что такое архитектура — ис-
кусство или техника?», и отвечает:

Такая «постановка вопроса в фор-
ме «или — или» уже предрешает
возможные ответы, в которых архи-
тектура. будет сведена к технике со
всеми возможными поправками отно-
сительно «сбвершенства», высокого
«качества», «формообразующей роли
техники» и т. д., или же архитектура
выступит, как одна из разновидностей
пространственных (или даже изебра-
зительных) искусств, более или менее
оторванная от техники и науки (?),
противополатающая себя последним
(?). Методологическая же неправиль-
ность такой постановки вопроса за-
ключается еще в том, что в ней зара-
нее прелполагается наличие какой-то
непроходимой грани между матери-
альной и духовной культурами (!),
межлу научным и художественным
мышлением». А отсюда — вывод:
«Мы архитектуру понимаем как син-
тетическую: область материальной и
духовной культуры. как синтез нау:
KH и искусства, основанный на епе:
Цифическом елинстве ваучного и ху-
ложественного мышления».
	Задав вопрос: «Искусство или тех-
ника», т. в, противопоставив эти две
категории, автор успешно сражается
против ‘собетвенного противопостав-
ления. ловко’ «затлотав»- беновной
	вопросе «Иекусство ли архитектура».
	С таким же успехом можно было бы
залать вопрос: «Что такое литерату-
ра, — искусство или общественная
деятельность?» и. пользуясь ‘нитью
рассуждений И. Маца, признать, что
литература есть синтез общественной
деятельности и искусства, «основан-
ный на специфическом единстве нА-
учного. и художественного мышлеа-
ния», так как признание ее искус-
ством «оторвало бы» ее от политики.
«противопоставило бы» ее послелней.

Об’ективно статья ‘является пере-
формулировкой той самой формулы
Корбюзье. против которой так реши-
тельно восстает ‘автор: «Настоящую
зрхитектуру делают инженеры, ибо
они применяют расчеты. вытекающие
из законов природы. и их. нроизвеле-
ния дают нам чувство тармонии». По
И. Маца, это звучит следующим 06-
разом: «Начиная от первоначальной
проработки задания и кончая отдел-
кой выстроенног уже здания, весь
процесо совершается в основном и
преимущественно как процесс’ науч-
	ЗАМЕТЫМ ФОЛЬНЛОРИСТА
	Совершенно зажонной будет соз-
данная коллективными усилиями от-
делениями Союза писателей. налтей
печатью, литкружками своеобразная
гео-фольклорная карта нашей стра-
ны, по которой мы могли бы знать
массивы фольклора, выпестованного
столетиями. Не секрет, что есть «бе-
лые пятна» и в области’ изучения
фольклора. когла приходится нахо-
дить и открывать народное творче-
ство. Особенно много таких «белых
пятен» в Сибири и на Дальнем Во-
стоке. < -
	Изучение фольклора, как колхозно-
то, таки фабрично-заводского, неко-
торые товарищи ограничивают толь-
ко сбором частушек,

Пренебрежение жругими жанрами
народного творчества приводит к то-
му, что по форме более высптий, исто-
рически более подробный, глубокий
и важный фольклорный материал
пропадает для современников и 0у-
дущих поколений.

Героические песни. рассказы, бы-
ли надо также собирать и записы-
вать, как и частушки. Эпическим
жанром нашего народного творчест-
ва нельзя пренебрегать потому, что
он богаче, выше и спожнее жанра
частушки, Нельзя обеднять народ-
ное творчество.

Многие собиратели налпи, особен:
HO районные и многотиражные га-
зеты. занимаются тем, что литера-
турно выправляют ‘собранный ими
фольклорный материал. Народное
творчество с этой точки зрения не-
прикосновенно. Научная обработка
фольклора необходима, своевольная
литературная — недопустима,

Бывший редактор газеты политот-
дела Старожиловской МТС т. Хольц-
ман, по инициативе которого был вы-
	Нще несколько ‘лет тому. назад о
фольклоре писали в специальных
журналах, рассчитанных на узкий
круг лип, занимающихся изучением
народного творчества. Сейчас —~ oo-
всем иная картина. Тысячи наптих
тазет, «болыних и «малых», журна-
лы печатают фольклорные материа-
лы. . Я

Совершенно исключительную‘ роль
в депе собирания и изучения народ-
ного творчества сыграли политотде-
пы МТС, :

Как правило. раньше  собиратели
фольклора были людьми со стороны
—научные сотрудники, студенты, пи:
сатели. профессура, Деревня «вы-
певала» свою поэзию, сама не уча-
ствуя в 060р6 и сохранении своих
песен, своей музыки. Колхозная де-
ревня выдвинула тысячи своих со-
бирателей, ведущих большую рабо-
ту. Это—учителя,, комсомольцы, сель:
коры, школьники и т, д. Выдвину-
тый колхозным строем отрад фольк-
лористов — бесценный человеческий
фонд. которым надо всемерно доро-
жить. Мы же, надо прямо’ это ека-
зать не внаем этих людей, не. рабо-
таем, не занимаемся с ними. Изве-
стны ли они Союзу писателей и его
отделениям? Неизвестны.
	Мы не хотим предопределять всех
мероприятий в этом отношении, но
думается нам, что Союзу писателей
следует взять на учет всех, работа-
ющих над собором народного творче-
ствя. Учет надо понимать не как за-
несение на соответствующую. картоз-
ку того или другого человека. Людь-
ми нало руководить. Особенно это от-
носится к напгим республиканским.
краевым. областным союзам писате-
тей. которые должны эту работу воз-
Ттлавить.
	HOH системы художественных взатля-
дов обесценивает его. Наглядный при-
мер. Мы все знаем гениальную фор-
мулу Сталина о создании культуры
«национальной по форме, социалисти-
ческой по содержанию». Перевести
эту формулу на язык. архитектуры
значило бы в значительной степени
разрешить проблему стиля социалис-
тического реализма. Но формула эта
повидимому не отвечает представле-
ниям журнала о путях развития на-
циональных архитектур. «Архитекто-
ры поставили перед собой задачу со-
четания национальных форм с... до-
стижениями классической мировой
архитектуры. Попытка авторов пойти
в этом направлении должна быть
признана несомненно ценной». (II.
Фридолин, Кинкуре проектов Дворца
советов АзССР).

A ведь оценка новых проектов ¢
принципиальных высот архитектур-
ной теоретической мысли — олна из
	ттавнеиптих обязанностей журнала.
	Именно о такой критике ставило во-
прос ленинградское совещание.

О. необходимости конкретной ква-
лифицированной критики свидетель:
ствуют и творческие. отчеты архитек-
торов. опубликованные в. журнале.

Некоторые архитекторы, как Голо-
сов, возвращаются к формуле «Новое
	ва основе старого», принимая в каче-
	стве непререкаемого догмата старые
формы ‘архитектурного выражения.
«Столб, не имеющий ни низа, ни вер-
ха и одинаковый по сечению своёму
на всю длину. еще не архитектур-
ная колонна дом,’ не имеющий ни
карниза HH цоколя, следовательно
также не имеющий ни верха, ни.Ниаа,
еще не является архитектурно” орга-
низованным сборужением, и стена, со-
вершенно гладкая вс всей своей мно-
гоэтажной высоте и че. имеющая
оконных отверстий. еще не архитек-
турная стена», ’повествует он в
своем творческом отчете, не заме-
чая, что публикуемые в TOM же
журнале проекты доказывают, что
цоколи. и карнизы, и  калители,
и оконные отверстия не в еосто-
янии сделать здание «архитектурно
организованным сооружением», если
в проекте отсутствует архитектурная
идея, выраженная в_ архитектурном
образе. 1

«Классика должна служить для нас
только школой, Мы должны учиться
для. того, чтобы создать стиль. дос:
тойный нашего времени и проникну
тый пафосом... Полная путаница сти-
лей, вычурность, нагромождение без-
вкусных деталей, скульптуры, орна-
ментики, отсутствие благородства и
простоты — все это гораздо больше
отдаляет архитектуру от простых и
ясных классических основ, чем ‘даже
	Носле тяжелой болезни скончался

поэт-самоучка Иван. Михайлович Be

NANO.

Иван Михайлович, рабочий-штука:
тур но профессии, начал свою лите.
ратурную деятельность задолго до
революции, но активно проявил себя
лишь в 1923—96 тт. В этот период
стихи ето печатались в альманахах
«Рабочей весны», «Октябре», «Моде
дой гвардии», «На под’еме», «Pain
чей Москве», «Советском юге» и дру:
тих центральных и периферийных
журналах и газетах. В критических
заметках тото времени т.
служенно называли ‘талантливых
пролетарским лириком.

В последние годы т. Иван Валяло

вследствие тяжелой болезни и чрез
вычайной  требовательности к cele
писал мало, в печати почти неё вы.
ступал. Он умер на носту скрем-
ного, честного труженика издатель:
ства «Экономической жизни».
Вечная память дорогому товари

my!

я АНИАРАЛНКЫЙЕ ва rAnan

]
}

аляло 34:
	П. АНЧАРСНИЙ, М. ГОЛОД:
НЫЙ, Н. ВЕЛИКОВ, И, КА.
ТАЕВ, - fl. — МАКСИМОВ,
Н. ЛЯШКО, М. ПАСЫНОК,

my!
	Извещения
	10 июля, в 19 ч., в литконсуль».
ции Гослитиздата (Никольская, 10)
состоится доклад т. Плиско о твор.
честве В, Маяковского для актив.
поэтов. Е

ee

Секретариат главной редакции
«Истории заводов» с прискорбиен.
	Секретариат — главной редакции.
«Истории заводов» с прискорбиен
извещает, что’ поспе HenposonKy
тельной болезни скончался талант
пивый автор истории Кировского за
вода («Нр. путиловец») Антон pm
горьевич УЛЬЯНСКИЙ,

Ответственный редавтор
А. А. БОЛОТНИКОВ,

ИЗДАТЕЛЬ: Журнально-газетное

- OS ennHAHHe
———з]З С, А: —————————-
РЕДАКЦИЯ: Москва, Сретенка,
Последний пер., д. 26, тел. 69-6
и 4-34-60.

ИЗДАТЕЛЬСТВО: Москва, Стрё-
	стной бульвар, 11, тел, 4-68-1
и 5-51-69.
		Цо всем вопросам русек. и иное.
ПОКУПАЮТ

Магазины «Ооветский писатель», 7.
Горького. 20 р 19 ппотив Телеграфа,
		CoP Oo CIC tt
	Под редакцией Мих. Колье
вамый распространенный в COP
°жэдекадный массовый иллюстриро
ванный журнал. . .
В 1985 голу «ОГОНЕК» выходит ка*
дые 10 дней (86 номеров в гол), —_
В «ОГОНЪКЕ».— уделено значитель
вое место Фото-иллюстрапионному
материалу. в частности фото-хрони,
ве важнейших событий в ОООР и 8
гранипей . oe . С
Качество печати «Огонька» `вн897
тельно улучшено 5
Полписная цена: 12 мес. —Т р. 20 С
6 мес. —8 р 860 к 3 мес. 1 т. 80 к
	= к ион Oe
НИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ
	3-я серия биографий:

Сен-Оимон, Форд, Галилей, о
пик, Леонардо да Винчи. Bare
Клаузевиц, Наполеон, Dapate! т
Велинский, Царвин. Мольер, г
Mune, Глинка, Вольтер, Дизел
аварни, .
Подписная цена; 12 мес, (24 м
—95 р, 20 к.. 6 мес. (8 вом)—
	р. 60 к.; 8 ме
+ 8 mee (8 во
{6 — =:
ном. 6 р. №№
	БИБЛИОТЕКА. ОГОНЕ*
	Печатает произвеления ЛУЧЕ

Ч а О И

советских и иностранвых 990870

Ач Ро ДА
лей. а также произведения мир”
вых классиков. ,
Подписной пень: 13 меб (8 £8?
	ги)—12 р. `6 мес. (36 кн’ —
8 меб,   (18 книг)--8 PYO. asset
оная 24.

Подписка upnnnmaerca:    Mocke® „,
Crpactaot 6ynnnap. 11, Byprasoo el”
нонием, инструкторами и уполиом.,
ченными Жургаза. повсеместно 0°
той и отделениями Соювпечати,
КУРГАЗОВ ЕЛИНЕНИЕ.

«стиль Корбюзье», пишет архитектор
Троцкий. нроизнося смертный приго-
вор своим последним проектам.
	Нет нужды продолжать выписку
цитат Взаимная противоречивость их
как нельзя лучше подтверждает. не-
обходимость высокой принципиаль-
ной критики и серьезно поставленной
теоретической работы.

Недостаточное внимание журнала к
основным проблемам архитектуры,
может быть, резче всего сказалось в
освещении им архитектурных особен-
HocteH московского метрополитена.
Несмотря на ряд неизбежных дефек-
тов, это сооружение одним своим ог-
ромным вниманием к человеку и ар-
хитектурно выраженной идеей под-
чинения природы человеку вплотную
подходит к стилю социалистичеекого
реализма. Анализируя архитектуру
метро, журнал мог бы разрешить ряд
кардинальных вопросов этого искус-
ства,

К сожалению, «Архитектура СССР»
пока ограничилясь всего. одной стать-
ей, посвященной метро. И эта един-
ственная статья (арх. Колли, «Архи-
тектура метро») не поднимает и деся-
той доли вопросов, возникающих в
связи с этим сооружением.

Неверно было бы утверждать. что
в журнале совсем нет злободневного
материала, Можно назвать целый рял
интереснейших сообщений и статей
в отделах «Архитектурное наследст-
воз: «Архитектурный архив», «За ру-
бежом», — но уже перечисление этих
отделов показывает, что они не могут
составлять основном” содержания
журнала. ;

амое ценное из всего напечатан-
Horo в четырех номерах «Архитекту-
ры СССР», это стенограммы: доклалов
на творческом освещании по вопросу
о синтезе пространственных -и изо-
бразительных искусств. ‘

оклады и развернувшиеся по ним
прения показали. что вопрос о син-
тезе искусств — не праздный вопрос
в наших условиях.
‚ «Стремление к синтезу, намечающе-
еся в нашем искусстве, — не слея-
ствие какой-то внутренней недостя-
точности художественных средств, а
напротив того — выражение напол-
ненности нашего хуложественного
мышления большими идеями, боль-
шими образами, требующими для сво-
ей реализации совместного действия
разных искусств. Архитектура, об-
разно не насыщенная, нейтральная
или пустая, может действительно по-
требовать каких-нибудь спешных изо-
бразительных прикраю. Но такую - ар-
хитектуру He спасеть ни живопис-
ными, ни сокульптурными придатка-
Mil!» (Вступительный доклад Аркл-
на).
	Цветной бульвар, 30
	Центральной проблемой содружест-
Ва архитектуры, живописи и скульп-
туры на оовещании явилась проблема
формирования стиля. Чрезвычайно
примечательна заключительная часть
доклада В. А. Фаворското, утвер-
ждающего, что решение задачи рит-
мического оформления архитектуры
диктуется не только архитектурой, но
«в значительной степени» и самой
жизнью. «Я был на днях на заводе-
автотитате в Горьком, — говорит Фа-
ворский, — там поражает техника,
количество людей, но кроме того по-
ражает и красота всего окружающе-
го, именно ритмическая и цветовая
красота. Поэтому засилье старых рит-
мов, в которых мы гораздо больше
зависим от архитектурного и вообще
художественного наследства, может
быть с нае снято нашей работой на
натуре».

Устанавливая для всех искусств
две залачи — задачу создания обра-
за и задачу ритмической организации
материала. Фаворский правильно за-
мечает, что преобладание олной из
этих тенденций приволит к натура-
лизму другой — к стилизаторотву. И
только сочетание «пунктуалиста» co
«скицистом» дает соверненное про-
изведение искусства,

Нельзя сказать, что все вопросы,
поставленные совещанием. были им
полностью разрешены Это — лело
будущего, но совещание сумело на-
метить пути, на которых можно ожи-
дать их разрешения. И журнал пра-
	вильно сделал, предоставив материа-_
	 ам совещания место на своих стра-
ницах.

Выводы напрашиваются сами.

Не запирать высокую принципиаль-
ность за решетки передовых сталей.
Мобилизовать внимание архитекторов
на основных проблемах советской ар-
хитектуры, решающих задачу боль-
шого стиля, большого искусства:

1) проблеме идейного качества ар-
хитектуры, упирающейся в вопросы
творческого мировоззрения архитекто-
	2) проблеме архитектурного образа
в связи с методом социалистическо-
то реализма,

3) проблеме мастерства и культу-
ры (овладение культурным наследет-
вом, освоение новых строительных
материалов, , новейших достижений
строительной техники).

Организовать подлинную, конкрет-
ную, высоко принципиальную крити-
ку новых проектов в свете перечис-
ленных проблем. _ .

Выполнение этих простых условий
сделает журнал действительно боевым
и авторитетным органом, который
несомненно нужен рожденному вновь
искусству архитектуры,

‚И. ДЕРСЕН
	во-техническиий, в котором творческая
инициатива, художественное чутье,
художественная культура архитекто-
ра выступает в сложной связи и вза-
имной обусловленности, как высшая
форма выражения процесса я
технического»,

Если учесть, что статья’ и. Mana
является одной из трех теоретических
статей, помещенных в журнале за
весь 1935 год, остальные же две ста-
тьи посвящены специальному вопо-
су о синтезе а STOT. Pas — уже син-
тезу искусств), трудно признать те-
оретический отдел большим достиже-
нием журнала.

Трудно требовать от «Архитектуры
СССР» готовых ответов на все вопро-
сы вновь рожденного искусства. Но
центральный архитектурный журнал
обязан знать, на каких путях эти от-
веты мотут бы Haitneun,
	Недостаточно утверждать, что «на-
ши монументальные работы, несмотря
на неизбежные ошибки и срывы, при-
ведут к созданию большого искусст-
ва  социалистичзекого реализма»
(«Архитектура СССР», № 2. Baccexec.
Итоги творческого совещания). Надо
научиться и научить других видеть,
какие из этих работ приближают и
какие отлаляют завоевание большого
стиля социалистического искусства.
	Состоявитееся ‚месяц. тому назад
	всесоюзное творческое совещание ар-,
	хитекторов в Ленинграде выявило
целый ‘рад опасных тенленций” в
практике советоких архитекторов,
Тенденции эти на совещании были
совершенно правильно поставлены в
зависимость от непролетарского’ ми-
ропонимания нашей эпохи некото-
рых мастеров архитектуры,

Как помог журнал академику Фо-
мину преодолеть его’ систему, ‹обед-
нения классики». вытекающую из по-
нимания им нашей эпохи, как эпохи
аскетизма?

Чем помогла «Архитектура СССР»
ленингралекому архитектору Троцко-
му, подменяющему -монументализм
бутафорией?

Как боролся журнал с тенденциями
реакционного - реставраторства и Me-
щанского украшательства в ущерб ар-
хитектурной идее сооружений, отрав-
ляющими сознание многих наших ар-
хитекторов?

Ответ. на эти вопросы должен дать
отдел «Практика», посвященный оци-
санию и анализу новых проектов.

К сожалению, и этот отдел не ©во-
боден от недостатков теоретических
статей. Отсутствие четко продуман:
	Tunorpapua газеты «а вддустриали зацию». Мова: