ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
——щ—щ———щ——Ш—ПШ—Й—Ш—Ш—ШДЙ—ШЩ6оЩщЩ
	ВЕРШИНА г
	оцизлистичЕС СЯ _ -
	AUT Y © bl

Писатели после с’езда повысили
требования к своей писательской pa-
боте. Год после с’езда для создания
великих художественных творений

человеческого, гения — небольшой
срок.
	.Но сейчас нам известно, что самые
лучшие писатели Советской страны
цвет советской художественной пи:
тературы национальных pecnyénwn
Советского союза работают. над про-
изведениями, которые обещают прев:
зойти тот уровень, до жоторого уже
поднялась советская литература. Пи.
сатели РСФСР, писатели Украины
Бепоруссии, Грузии и других нацио
напьных республик готовят нашем‘
читателю те произведения, которые о!
с таной жаждой и нетерпением ждет

Некоторые писатели чувствуют се
бя растерянными. Работа среднего пи
сателя, если это не халтура и не при.
способленческая жвачка, а честная
творческая работа, должна находить
в нашей стране поддержку. Ибо пи-
тература никогда не создавалась и
не может быть создана только ис-
ключительными художественными
явлениями.
	Истекший после с’езда писателей
год не был годом исключительного
литературного расцвета, наоборот,
после с’езда пока что появилось да-
neko не достаточное количество но-
вых художественных ‘произведений,
но этот год явился годом внутрен-
ней перестройки художника, годом
собирания и накопления творческих
Сил.
	Лучшие писатели страны занялись
вплотную изучением таких об’ектов,
которым никогда ни один буржуаз-
ный писатель не уделил бы внима-
ния, Писатели месяцами сидели в
нолхозах, совхозах, библиотеках, му-
зеях, на социалистических предпри-
ятиях, изучая процессы действитель-
ности, Именно это изучение позво-
ляет ожидать в новых произведени-
ях постановки огромных историчес-
ких проблем.

Наша питература сделала разбег, и
она готова к скачку, который подни-
мет ее к тем сияющим вершинам но-
вой социалистической литературы, к

которым-ни одна питература процло-
го не поднималась.

После Первого всесоюзного с’езда
писателей. укрепились еще больше
наши литературные и литературно-
политические связи с зарубежными
революционными писателями и труп-
пой писателей, еще не нашедших
своего истинного пути. Об этом сви-
	детельствует недавно закончивший-
	ся в Париже Нонгресс защиты куль-
туры, на котором депегация совет-
ских писателей пользовалась исклю-
чительно радушным приемом и вни-
манием. Единый фронт борьбы про-
тив фашизма, за мир всех предста-
вителей интеллигенции, ному дороги
интересы культуры, растет и креп-
нет. Рост. советской литературы, на-
ши общеполитические, экономичес-
кие и нультурные успехи указыза-
ют истинный путь борьбы всем чест-
ным борцам за дело культуры, за
дело освобождения человечества от
фашистского варварства, новых. ис-
требительных войн, ужаса и оди-
чания, в которое повергает. фашизм
человечество и культуру.
	Первый всесоюзный ° с’езд совет-
	ских писателей сыграл во всем этом
	движении AGHERO пе PUWIe AMIR
роль.

Под знаменем партии Ленина м
Стапина советская питература вы-
попнит все обязательства и опла-
	тит все векселя, которые выдали 60-
ветские писатели читателям Совет-
ской страны на Первом С’езде писа-
телей.
	нормы и равновесия, современный ка-
питалистический тород рос анархи-
чески и за какие-нибудь шестьдесят
лет уснел себе создать славу пу-
стыни с миллионами обитателей. Он
явился олицетворением волчьей нси-
хики капитализуиа. Отдавитись хаоти-
ческому росту, движимый противоре-
чиями и живя этими противоречия-
ми, капиталистический тород должен
был лишиться ив самом начале же
лишилея общественного характера,
Рост капиталистического города —
это рост разобщений, противоречий,
в конечном итоге это рост отрица-
тельной величины; Статистика” пова-
зывает, Что за последние. 30 лет ко-
личество городов с населением свыше
100 тысяч жителей выросло в четы-
ре раза. 9Э10т рост происходит 3a
счет деревни и обычно он принимает
‘уродливые формы. Примером такого
роста может служить Вена. В cro-
лице Авотрии живет чуть ли не по-
ловина всех ABCTPHILIER. -
Безусловно; к категории капитали-
стических нелепиц надо отнести рез-
кую диференциацию функции торо-
дов. чему мы являемся свидетеля-
мн. Существуют города-производите-
ли, города, живущие только `6во-
ими университетами. и музеями, го-
рода-администраторы. Так, например,
Вашинетон — 510 центр исключи-
тельно административный, Мы под-
черкиваем этот специфический  ха-
рактер созданных капитализмом TO-
родов, чтобы на их примере’ пока-
зать односторонний и лишенный ком-
плексности, так необходимой для o6-
зпественной жизни, характер капи-
‘талистических центров. Ходячее вы-
‘ражение «люди © номерами» — эта
высшая ступень разобщенности с0-
тражкдан достигла своего предела, и
напрасно ‘западно-европейские экоэ-
номисты старались истравить поло-
жение тсориями городов-садов. Fo-
род-сад не привился в капиталисти-
ческом мире, и те несколько попыток
в Англии, которые ни к чему не при-
вели. товорят о TOM, что хаотиче-
ский рост города’— явление органи-
ческое для капиталистического ME-
ра. что строить новые торода можно
	se
HO TE SP

В обстановке исключительной за-
‚ботливости, внимания со стороны
партии, правитепьства и всех трудя-
щихся великого Советсного союза год
тому назад в социапистической Mo-
скве открылся Первый  всесоюзный
сезд советских писателей,

В Колонном зале Дома союзов со-
брались пучщие мастера, прекрасные
художники слова  социапистической
‘страны. Революционные ‘художники
капиталистического мира, Te, KOTO-
рые, по выражению Жан-Ришар Бло-
па, избрали дорогу, ведущую к ком-
мунизму, прибыли на с’езд советских.
яитераторов, ибо социалистической
витературе, литературе международ-
ной революционной мысли принадле-
жит будущее.

В. И. Ленин говорил о социаписти-
ческой питературе как о самой сво-
бодной питературе мира, ибо не ко-
	д рысть и стремление к обогащению, а
стремление к освобождению от гнета
A эксплоатации всех тпвупашихала nv.
	‚и эксплоатации всех трудящихся ру-
ководит социалистическим писателем,
ибо свое творчество ревопюционный
художник связывает с делом ‘борьбы
рабочего класса, за свое   освобожде-
ние, за освобождение всех трудящих-
ca.

Речи писателей-делегатов, речи
иностранных ° писателей — наших
гостей, звучавшие с трибуны Колон-
иого зала Дома союзов, быпи услы-
штаны далеко за пределами Совет-
ского союза. Впервые в истории ми-
ровой литературы был созван с*езд
писателей, на котором большая ар-
мия художников спова знакомила не
только собратьев по перу, но и всех
своих читателей, с принципами своей
работы, обменивалась опытом, рас-
‘сказывала о своих победах и пора»
жениях.

С‘езд демонстрировал единство и
мощь всех национальных отрядов.
С’езд показап всему миру, что «со-
ветская художественная литература
пародов Советского союза з pesynb-
тате победоносного социалистическо-
то строительства и разгрома классо-
вых врагов пролехариата и’ трудя-
щихся СССР выросла в могучую си-
лу социапистической культуры и вос-
питания трудящихся асс в духе
социализма», С’езд писателей под-
меркнул, что «под руководством ге-
роической ВКП(б) во главе с т. Ста-
яиным и благодаря повседневной по-
мощи партии писатели всех народов
СССР. пришли на свой первый с’езд
как коллектив идейно, ‘организацион-
во и творчески сплоченными ‘вокруг
партии и советской власти в едином
Союзе советских писателей». (Из -ре-
зопюции Первого с’езда советских
писателей по докладу А, М. Горько-
5a.) \
Иностранных гостей из“ зарубеж-
вых стран больше всего, пожалуй,
поразило то единство читателя и пи-
сателя, которое создавало рабочую и
в то же время торжественную атмо-
сферу на с’езде. Пионеры и бывшие
политкаторжане, учащиеся и рабо-
чие, колхозники и актеры приветст-
вовали писателей, выдвигали свой
требования, говорили’ о том, что не-
обходимо для нашей литературы и
чего они, читатели, ждут от совет-
ской литературы. :

С езд писателей был подлинным
торжеством социалистической куль-
туры в стране победившего пролета-
риата, ,

Это внимание всей страны, 379 3a-
ботливость самого умного, самого до-
стойного читателя художественной
питературы сдепапо физически ощу-
тимой ту историческую ответствен-
ность, которую возложили на себя
писатели нашей страны.

Наш читатель достоин самой луч-
шей художественной — литературы.
Наш читатель достоин самых пре-
красных; самых волнующих и вдох-
вовенных романов, повестей, стихов
в поэм.
			Цена 30 коп.
	- Четверг, 15 августа 1930 г.
	Е КОНГРЕССУ
TEPHA

“Страна социализма, ‘руководимая
	великим. Сталиным, становится пля
них оплотом материального й идеоло-
‘гического прогресса, родиной нового,
свободного человечества,

Пролетариат, строящий на одной
шестой земного шара бесилассо-
вое общество, создает условия для
зажиточной, культурной жизни тру-
дящихся Советского союза, условия
для невиданного расцвета социалисти-
ческой литературы.

Боерясь за высокое мастерство, за
создание искусства, достойного вели-
кой родины социализма и героической
борьбы рабочего’ класса всего мира,
советские писатели заверяют конгресс
Коминтерна о готовности отдать все
силы” за дело мировой пролетарской
революции,

Да зправствует` У! Г конгресс Комин-
терна, ведущий революционные мас-
сы под знаменем Маркса-— Энгельса—
	Ленина—Сталина к мировой  проло-
	тарской революции!
	EJIEM CCCP

ПРИВЕТСТВИЕ
kK ow hh
	Советские писатели горячо привет-
ствуют самоотверменных борцов ми-
розой пролетарской революции..

Чувствуя себя неразрывной частью
рабочего класса, мы, писатели Стра-
ны советов, с гордостью занимаем
с80е место в рядах борцов за  0с80-
бождение человечества. =,

Загнивающий капитализм ищет вы-
хода в бешеной подготовке новых
войн, в политике, продинтованной фа-
шистским мракобесием, — в кострах
средневековья. 7

Лучшие люди науки и культуры,
мастера литературы и искусства в
странах капитала переходят на сторо-
ну революционного пролетариата. Они
поняли, что капитализм несет челове-
честву умственное оснудение и ги-
бель, что тольно в стране пролетар-‘
ской диктатуры возможен подлинный
	всенародный расцвет культуры, рас-
цвет культуры всех  национально-
			Эскизный проект планировки Котельнической, Гончарной и Новосп
вом берегу Москва-реки) — здание Института литературы и язык
	На бывшей Швивой горке, вдоль
Котельнической набережной, будет
построено одно из крупнейших и
красивейших зданий столицы - ин-
ститут мировой литературы имени
Максима Горького. Это адание, вер-
нее, комплекс зданий, будет выхо-
дить одной стороной на новую маги-
страль, а другой стороной — на Мо-
сква-реку.

Врио директора Института литера-
туры тев. И. Гершензон рассказал
нашему сотруднику о том, каким бу-
дет городок литературы. Институт,
носящий имя великого пролетарского
писателя, будет центром научно-ис-
следовательской работы по вопросам
литературы. .
	Градостроительство — слово, став-
пгее за последние десять лет одним
из самых ходовых терминов: европей-
ского архитектурного лексикона. Мно-
го десятков и сотен обстоятельных
томов, целый ряд солидных институ-
тов, — целая новая наука по плани-
ровке города создана в Европе и Аме-
рикё: — и международные конгрессы
по планировке городов регулярно -60-
бирались для того, чтобы пополнить
новыми схемами всевозможные про-
екты «урбанизации» и «модерниза-
ции» современных городов,
	Эта наука, однако, начала быстро
умирать, не успев по-настоящему ро-
диться, Тщательно вычерченные схе-
мы остались в архивах планировоч-
ных институтов и в репродукциях
специальных журналов и книг. Градо-
строительство сделалось фактом ли-
тературы, а не архитектуры, И в те-
чение кризисных лет наиболее вид-
ные представители этой дисциплины
начали заниматься не новыми проек-
тами и перепланировками, а диатно-
зами и неуверенными пророчествами
о судьбах самого об’екта этой науки,
— капиталистического торода.
	Архитектор, собиравнтийся побороть
хаос современного города своими чер-
тежами и схемами, оказался празд-
	только на новых началах, в которых
новая экономика и новая психика
входят как равноценные категории и
в которых не существует приоритета
материальното над духовным, HH-
теллектуального ‘над физическим и
производственного над потребитель-
СКМ.
	Тут веотает во весь свой велико-
лепный рост будущее наших городов.
Вся работа нашей страны — залог
закономерного и тармонического ро-
ста социалистических городов. Фун-
даментом  социапистического города
служит не только. железобетон, но и
пиквидация классов, успешыо про-
шедшая в стране, общий рост народ-
ного дохода и чувство общественно-
го, так высоко поднятое в Стране. со-
ветов.

Сущность социалистического. горо-
да в ето общественной жизни; мо Мо-
сква неё только’ социалистический. го-
род, но и политический, администра-
тивный, интеллектуальный и промы-
шленный центр первого в мире про-
летарского тосударства. Мы рады кон:
статировать. что это обстоятельство
находит свое отражение в новых зда-
ниях, на новых площадях и просиек-
тах. Генеральный план реконетрук-
ции Москвы дает будущему пятимил-
лионному населению все удобства.
Он разрешает жилищный кризис
увеличением жилфонда на 15 мил-
лионов кв. метров, цифра, которая
равна созданной за несколько ве-
ков Жилищной площади Москвы.
Москва будет опоясана лесопарковым
зацитным поясом в радиусе 10 ки:
пометров, образуя неиссякаемый ре-
зервуар свежего лесного воздуха.
«Сердце в середине тела» — Москва
река, обводненная волжовими вода-
ми, образует два водных кольца, от:
крыв свои берега для речных трам-
ваев и морских судов, делая более
эффективной аэрацию города. Три
широчайших в мире проспекта пере-
секут тород, образуя вместе с транит-
ными набережными, быстро подви-
тающееся строительство которых мы
каждый день наблюдаем, основные
	Исходя из масштабов работы, ре-
шено воздвигнуть ряд зданий, над
проектами которых работают акаде-
мик Жолтовский и архитектор Гольц.
	В центральном здании института
разместятся аудитории, конферени-
вал, вмещающий полторы тысячи че-
ловек, и больной эвспериментальный
театр. Ё

При институте будет библиотека
на миллнон ‘томов книт по литерату-
ре, истории. философии на всех язы-
ках мира. Комплектование этой биб-
лиотеки уже началось:

Проект предусматривает включение
в ансамбль зданий института пите-
Ратурного музея, особой ‘башни —
хранилица ценных рукописей, об-
			асской набережных. В центре (на ne-
а. (Архитектор — акад. Жоптовский).
	щежития на SOO студентов, квартир
для научных работников.

При институте будет организована
типография. В ней можно будет пе-
чатать вамые сложные по оформле-
нию издания, ^

Принимая во внимание холмистый
рельеф участка, академик Жолтовский
проектирует комплекс зданий инсти-
тута террасами, спускающимися к
реке. Все здания будут выдержаны
8 классическом стиле.

Городок литературы со стороны
Яузы будет окружен парком. В этом
парке в пушкинские дни (1987 т.)
будет поставлен памятник великому
	поэту. В ближайшее время будет
об’явлен конкурсе на проект этого
памятника. .
	ятилетий вращались в конечном
счете вокруг основного тезиса: архи-
тектура — носитель плана, разума и
ортанизовалности — призвана побо-
роть не только технические неустрой-
ства современного горола, но и его...
социальные противоречия.
	Увы, практическая работа архитек.
тора над переустройством города не
пошла дальше разнохарактерных за-
клинаний. Планы перестройки и пб-
репланировки городов или сжимались
до масштабов заурядных  муници-
пальных мероприятий по блатоуст-
‚ройству, или же оставались образчи-
ками чисто бумажного творчества,
или же, наконец, скрывали за своими
широковещательными = программами
консервацию старины.
	Первый план, содержащий подлин-
но-революционную программу пере-
стройки современного города, — это
генеральный план реконструкции Мо-
сквы. Этот план — первый реапьный
план среди многочисленных. градо-
строительных прожектов нашего вре-
мени. Он реален, ибо опирается на
единственно возможную реальную ос.
	нову переустройства города и ero.
	Жизни, —- на систему социалистиче-
ского хозяйства. Он реален, ибо сам
он составляет часть социалистической
культуры, предоставляющей архитек-
туре и традостроительству  неограни-
ченные возможности творческого дей
ствия.
	Эта культура впервые в истерии
создает единый план торода не как
идеальную схему, а как практиче-
скую программу работы, и напол-
няет весь этот план совершенно но-
вым творческим содержанием. Чело-
век, многообразие его интересов и его
потребностей в социалистическом об-
ществе, человек, строящий город,
в нем живущий и работающий — вот
та простая и бесконечно сложная от-
правная идея, которая предопредели:
ла всю конкретную программу рекон!
струкции Москвы.
	Эта, программа с величайшей: отчет-
ливостью указывает нашему. городу
все основные вехи его дальнейшей
жизни. Строительные и планировоч-
ные задания на ближайшие три года
и на ближайнгие десять лет — неви.
ланная биография города, удваиваю-
щего в течение десятилетия то, что
сооружалось тысячу лет, и. совершен-
HO изменяющего весь свой облик.
Нлан  реконструкции Москвы опреде-
ляет, прежде всего, характер роста
города. Злесь даны и количествен-
ные пределы этого роста: 60 тысяч
тектаров, 5 млн. населения и тер-
риториальное направление развития:
юго-запад, — подмосковные земли,
расположенные на возвышенности, с
назетренной’ стороны и’ огражденные
прекрасным амфитеатром Ленинских
тор, — и ивирокая полоса вдоль реки
Москвы: от. Кунцева до Царицына.
	Новая территория города непосред-
ственно связана с обширным зеленым
поясом из парков и лесов, окружаю-
щих новую Москву в радиусе до 10
километров и отдающих городу не
только свои неистощимые запасы све-
жего воздуха, но и отроги самых ве-
леных массивов, зелеными полосами
и клиньями проникающие до самого
центра города.
	Рядом © зеленью вода, водные
бассейны и пути, каналы и набереж-
ные занимают вилнойшее место в ре-
конструктивном плане. Зелень и вода
— 910 тщетная мечта современных
больших городов, — мечта, обычно
воплощаемая в жнань в виде мизер-
ных паллиативов, Озеленение и 06-
воднение Москвы — эт6 переделка
самото воздуха столицы, это глубокая
переработка самого понятия совре-
менного города, это созлание совер»
шенно новых, подлинно человеческих
условий городской жизни. et
	Парижский конгресс защиты куль-
туры блестяще продемонствировалпе-
	реход на стооену коммунизма лучших,
	наиболее честных и чутких работни-
ков мысли и художественного слова.

В яростных боях коммунизма с фа-
	шизмом лучшие писатели мира — ©
нами. й
	Старая Москва была обладательни-
цей всех недугов, обычно свойствен-
ных склеротическим городам калита-
лизма.
	Первые строки исторического поста-
новления говорят именно об этом. В
них, в этих строках, перечисляются
те особенности старого города, кото-
рые мешают его нормальной жизни и
его развитию. Среди этих обобенно-
стей одно из виднейших мест зани-
мает строение московской уличной
сети. Закупорка кровообращения
(транспортные заторы на бесчислен-
ных пересечениях и искривлениях
улиц), горбы и опухоли конечностей,
ослабление .зрения (улицы-коридо-
ры и внутренние дворы, не пропуска-
ющие солнечного света); — сколько
этих и еще многих других недугов
вобрал в себя ортанизм старото горо-
да, «отражавшего даже в лучигие го-
ды своего развития характер варвар-
ского российского капитализма...». ‹
	План реконструкции Москвы преду-
сматривает радикальную переделку
ужичной сети на основе исторически
сложившейся радиально-кольцевой
системы улиц. Новые мощные маги-
страли-диаметры, целая система но-
вых улиц, разгружающих центр, но-
вые проспекты, определяющие липо
целых районов города, система пло-
щадей — этих опорных точек город-
свой архитектуры и узловых пунктов
городокого движения, — все это глу-
боко изменяет знакомую нам карту
нашей столицы, все это оставляет да-
леко позади самые значительные по
масштабу перепланировочные работы,
проводившиеся в европейских столи-
цах, вплоть ло парижских «бельших.
бульваров» Оссмана.

План реконструкции Москвы для
советской архитектуры — не толь-
ко программа предстоящих громад-
ных работ, но и важнейший творче-
ский документ. План требует от са-
мой архитектуры воестороннего твор-
ческого перевооружения. Со всей чет-
костью в постановлений ИЕ вн Cor-
	наркома, ставитея требование «uenoct.
	ного архитектурного оформления пло-
щадей, › магистралей,  вабережных,
парков...». Это значит, что назыа ар-
хитектура должна будет, наконец, ре-
ально подойти к проектированию и
осуществлению не только отдельных
домов, но и целых ансамблей, — дол.
жна будет научиться мыслить не
дробью, но целым; не отлельным зда-
нием, а целым комплексом зданий —
комплексом, в который входят и по-
стройки, и открытые пространства, и
зелень, и улица, я вода, и воевозмоек-
‘ные малые архитектурные формы,
Ансамбль — это‘`высшая форма ар-
хитектурного творчества, высшая ©ту-
пень мастерства, В: постановлении
указывается на необходимость ис
пользовать при отронтельстве жилых
и общественных зданий лучшие об-
разцы жлассической и новой архитек-
туры, & также все достижения архи-
тектурно-строизельной техники. Это
указание имеет особенное значение
Для создания ансамблей новой Моск-
вы, в которых 6 беспримерной ‘сво:
бодой и в беспримерных масштабах
архитектор сумеет подчинить ‹едино-
му замыслу о самые разнообразные
средства; архитактурного воздействия,
самые  разнохарактерные_ элементы
города. : ее, :
Научиться мыслить и проектиро-
вать ансамблями,; это значит уметь
создать из этого разнородного мате
риала архитоктурно новое и при том
цельное, В предедах старого гогода
эта задача осложняется необходимо:
стью вобрать в новый ансамбль ста-
рую архитектуру, куски старой: пла-
нировни и старого строительного фон-
да. Здесь от архитектора зависит
найти сочетания, которые могли бы
затунгевать отжившее и устаревшее
и подчеркнуть все лучшее из наслед-
ства. Характерным примером явля-
	Да здравствует вождь мировой про-
летарской революции — Tos. Cra
лин!
	ПРАВЛЕНИЕ СОЮЗА СОВЕТ-
СНИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР.
	ется будущий проспект Дворца сове-
тов, сам составляющий часть громад-
ной сквозной магистрали от Измай-
ловокого парка до Ленинских гор. На
этом проспекте чередуются лучшие
образцы московского классицизма“ —
«Пашковский дом» — бывш. Румян-
	‚цевский музей, Университет Казакова
	и змилярди, манеж Бетанкура и Бове,
Большюй театр; в этот ряд вплета-
ютея новые’ постройки — архитек-
турный центр новой Москвы —
Пворёц советов, новые здания на
Моховой и в Охотном ряду; в этот же
комплекс сегодня еше вхолит и ряд
жалких низкорослых домов и заурял-
ных образчиков архитектурного За“
моекворечья. Создание нового  под-
линного ансамбля этого проспекта
потребует прежде всего расчистки его
трассы, раздвижения ето «отен», —
потребует, далее, выразительных 00+
четаний старото с новым, с тем, что-
бы новое подчинило себе старину и
заставило и эту старую архитек-
туру служить вовому ансамблю.
	Громадная художественная сме-
лость требуется от архитектора лля
работы нал ансамблями города, —
и тромалное мастерство. Нало отбрб-
сить примитивное, упрощенное пред-
ставление об ансамбле, существующее
среди мнотих архитекторов: соглас-
но этому пониманию, ансамбль — это
некая «типизацня» больших кусков
города, «выдерживание» всех зданий
на этом куске в одних и тех же фор-
мах. Вопреки этому обуженному и
упрощенческому толкованию ансам-
бля, последний потребует от нашей
архитектуры исключительного много-
образия приемов и форм, смелых кон-
трастов и противопоставлений, на-
сыщенности каждой  ансамблевой
единицы большими идеями, Именно
ансамбль позволяет наполнить боль-
шими образами, большими идеями
архитектурное лишо каждой  город>
ской площади, каждого квартала, ка-
лой магистрали.
	Балта архитектура совершила за
послелние тоды крутой поворот от
былого трафарета «домов-когобок»,
от упрощенной философии примитив-
ного  утилитаризма. То, чта сегодня
делают наши архитектурные мастер-
екне и отдельные архитекторы ееть
лишь Первые, подчас очень робкие,
иногла ученические поиски новой BH-
разительности, новых решений жило-
го дома, общественного злания To-
родского квартала. В этих поис-
ках иные из архитекторов очень охот»
но устремляются по линии наимень=
ших трудностей: копирование старых
увражей с леткими поправками «на
современность», малоразборчивое ще-
тольство поверхностными декоратив-
ными эффектами, упрощенная рецен*
тура неумнрающей эклектики, мела»
нина различных «стильных» форм, —
все это мы можем найти, при том в
весьма изрялных лозах, в архитек-
зурных ‘проектах последнего време
ни, Недостаток мастерства, нелоста-
ток архитектурной культуры, слабая
техническая вооруженность — все
это в равной мерё сказывается в ар-
хитектурной практике.
	Тенеральный план реконструкции
Москвы воем своим содержением 03-
начает приговор архитектурному бес-
культурью, приговог всяким ппоявле.
	‘ния безылейности в архитектуре. вся-_
	кому упрощенчеству и дешевой бута-
фории. Больших мыслей, больнюго
мастерства. и большого дыхания
потребует этот план от всей советской
архитектуры. Начавшаяся работа ло
осуществлению этого плана намного
ускорит процеее формирования в
архитектурной практике сегодняйтне-
то дня кристаллов подлинного твор*
чества, — сложный процесс, напол-
ненный борьбой, напряженными ис-
каниями, отмиранием негодного и ро
стом зеленых еще побегов нового.
	ным мечтателем. Представитель самой
трезвой и рационалистичной отрасли
творчества обречен быль бебпочвен-
ным утопистом: таков один из угрю-
мых парадокеов «современной циви:
	_лизации». Город не подчиняется архи.
	тектору —-. градострезтелю. На плане
растет бесформенное безобразное пят.
но. Уже с очень давних пор его очер-
тания стали сравнивать с тулови-
щем опрута. Сколько магических фор-
мул было произнесено для заклина-
ния чудовища, сколько поэтов прос-
лавляли ето хаос!

И самое люботытное, — что залад-
ная архитектура сплошь и рядом
всерьез принимала на себя эту мис-
сию универсального организатора ка-
питалистического города. Отдельные
теоретики и цельные школы приня-
лись на разные лады варьировать
мысль 0 том, что именно архитекту-
ра прирвана «спасти» современный
город, а вместе с ним, пожалуй, и с
мый капитализм. Говардовские «горо-
да-сады», урбанистические планы
Корбюзье, рамиональные поселки и
	«зидулунти» Гропиуса, Аула, Эрнста
Мая — все эти значительные момен-
	ты в западной архитектуре последних
	магистрали Hale столицы. Новые
улицы, требующие сноса ветхих по-
строек, засветят блеском асфальта,
соединяя центр в периферийными
проспектами и тем самым разгружая
его от излишнего движения. Пло-
щадь. занимаемая теперешней Моск-
вой, вырастет в два раза за счет луч-
шего, в климатическом отношения,
юго-западного района. 27 новых пло-
щадей подвергнутся коренной пере-
делке и кроме них будут созданы но-
вые площади на вновь приобретаемой
территории Москвы.
	2500 бельших домов украсят ули-
цы и площади, 11 широких новых
мостов соединят закованные в гранит
набережные Москва-реки Kan CHM:
вол господства над стихией. Большие
тостиницы, новые школьные здания,
больницы в озелененном городе созда-
дут новое лицо пролетарской столи-
цы. Памятники большевистеких по-
бед украсят площади, перекрестки
улиц и скверы; число которых выра-
стет за счет разрушенных, ненужных
построек. Цвет зелени заменит кир-
пичный цвет, придав живительную
свежесть столице нового мира.
	Архитектурные ансамбли, HX rap-
моническое сочетание будет основной
отличающей чертой будущей Москвы.
Огромна роль архитекторов и урба-
нистов, призванных преобразовать
Москву. .Вель они должны создать
тип столичного города с ето сложной
организажией; с которого несомненно
будут брать пример другие центры
наших ‘союзных республик. Учиты-
вая особенности географии Москвы,
они не могут не думать о типе буду-
щих столиц. Проблема, Москвы —
это проблема всесоюзного значения, и
в разрешении ее широкое участие
должна принять советская обще:
ственность.
	Роль советского писателя в этом
движении заключается в том. чтоб
на основе достижений социадисти-
ческой страны, на основе ликвидации
классов и противоречий между горо-
дом и деревней запечатлеть образы
уходящей и контуры будущей Мо-
СЕВЫ. :
	aM стоявшийся в Москве
he пленум ЦК Всесоюзной
‘ АВГУ ВТА. зоммониоличоской пар-
_ тии (большевиков) при-
нял постановление, ‘обязывающее
московские ‘партийные и  совет-
	ские организации разработать тене-
ральный план реконструкции Мо-
сквы. Июньский пленум опреде-
хил в главных чертах характер сто-
лицы, вапретив строительство новых
промышленных предприятий в черте
города, указав на необходимость: вее-
мерного улучшения жилищных и
коммунально-бытевых условий, ° ре-
конструкции внутригородского и же-
лезнодорожното транспорта. Состави-
тели плана реконструкции должны
были обратить 0с0бое внимание На
архитектурно-художественное оформ-
чение города, не упуская из виду все
возрастающее значение первой совет-
кой столицы. :

Это постановление подчеркивало
именно столичный характер Москвы.
За четыре тода, после этого постанов-
ления, Московский совет работал и
Усердие ето можно сравнить только
< блестящими результатами его’ же
Работы. Асфальт заменил булыжник.
новые гордые здания — раснластаи-
вые складские помещения, гранит —
Желтые обрывы берегов Москва-реки.

риоделиев площади. Под землей
происходили сложнейшие операция.

оздавались новые нервы тородокой
жизни. Был построён тордость мос-

я большевиков —  метрополия:
aT.
	Мееяц тому назад опубликован-
ный генеральный план  реконструк:
ции Москвы, придерживаясь принци-
NOR, заложенных в июльском поста-
новлении ЦК, наметил об’екты новых
строительств и необходимых пере:
белок. :

Еще один вепикий сталинский план.
Современный большой город — это
детище индустрии. Верхари. в своих
“Галлюцинирующих деревнях» возве-
	о приходе этого стразпилитца, ка-
нистнческого мира. Разрушая