голо
	Архитектор создает проекты зда-
НИЯ, Е .
Армия квалифипированных строи-
	телей осуществляет эти проекты в
	железе, бетоне, кирпиче и мраморе.

Так создаются дома, появляются
улицы, вырастают торода, ^_

Но первое слово говорят люди
новой профессии — планировщики.

И тород рождается на чертежах
планировщиков. Они наносят на
кальку ленты новых улиц, квадра-
ты новых кварталов, зеленые пятна
новых садов и парков.

- 250 архитекторов: планировщиков,
	сотни экономистов и ученых, десятки.
	институтов, бригады транспортников,
врачи и садоводы принимали уча-
стие в громадной работе — составле-
нии генерального плана реконструк-
ции Москвы.

Планировшики изучали прошлое,
чтобы увидать прекрасный город бу-
дущего. Часами в планировочном от-
деле Московского совета смотрели
древние планы Москвы. В лупу рас-
сматривали чертежи времен Иоанна
Грозного. Планировщики пытались
выяснить по этим планам социаль-
ную историю горола.

Наша столица будет лучшей в ми-
ре. И планы крупнейших городов
мира — Парижа, Лондона, Нью-Иор-
ka и Рима — внимательно изучались
людьми, создававшими величайший
план величайшего ‚ города.

На чертежной бумаге и глянцеви-
той кальке рождалась Москва.

Проекты планировщиков, порой
даже невыполнимые, ибо надо соз-
наться, что многие из них в своих
мечтах о новом городе отрывались от
реальной  почвы,—корректировались
ий уточнялись на заседании архитек-
турно-планировочной комиссии Мос-
совета. Этими заседаниями руководил
Лазарь Моисеевич Каганович, их ра-
	ботой интересовался Иосиф Виссари-
	онович Сталин.

Главный архитектор Москвы --Ла-
зарь Моисеевич Каганович —с нео-
бычайной прозорливостью, делови-
тостью и конкретностью руководил

созданием генерального плана Мо-
СЕВЫ _ :
	— Неоднократно Лазарь Моисеевич
	вызывал Hac в Московский коми-
тет, — говорит проф. С. Чернышев.—
	Вогла смотришь на громадные планы
	выйду замуж за друтого. Чорт знает,
что такое! Почему она так сказала?

— Надо было полюбопытствовать
тогда, — ответил я, — девятнадцать
лет назад.

— Она говорила: вы не тодитесь в
мужья. Какая. чепуха! Можно. поду-
мать, что это особая. специальность...

Он опал у меня на диване, в углу.
Его глаза были открыты.

— Вель завтра я ве увижу!

Утром он отправился по ее старо-
му адресу. Я полагал, что он вернет-
ся поздно вечером, так как не хватит
часов для воспоминаний старых дру-
зей. Начнут перебирать все по по-
рялку: как гуляли, пде гуляли, что
он сказал, что она сказала, что он ей
на это ответил, что она ему на это
ответила...

Однако лесной техник вернулся че-
рез полчаса,

— Как, — удивился я, — так ско-
ро?

— Черт знает что! — вскричал он,
— я пришел туда... где эта улица?
Где этот дом? Гле, наконец, эта ба-
рышиня, в которую я был влюблен де-
вятналцать лет тому назад? Е

— Не наанел?

— Пустое место! Нет ни улицы, ни
лома. Снесли!

Он повалился на диван, где про-
лежал целый день. С ожесточением
курил, когда же бросал палтиросу, то
грустно затягивал одну и ту же пе-
сенку.

— Где эта улица. где этот дом? Где,
наконец, эта барышня, в. которую я
был влюблен. девятнадцать лет тому
назал?. 2
	МОСКВА
	РОЖДЕНИЕ _
ТЛАНА-
		К ЮГО-ЗАПАДУ
	Дороги будут взбираться на хол-
мы, с которых откроются” широкие
виды на окрестности, дороги cny-
отятся в долины ручьев. Запад бу-
дет завершать Фили—Кунцевский
парк. Парк будет одним из лучших
в московской парковой. системе.

По длине реки Сетунь будет. со:
лан второй парк. Река обводнится.
Плотины преградят путь, peta cos-
даст большие водоемы, в которых от.
разится прибрежная зелень. Холмы
высоких берегов будут оформлены
зданиями, к воде поведут зеленые
террасы и сходы: *
	Taps реки Сетунь об’единится.. с
	Центральным на Ленинских горах ий
будет ‘служить одним. из каналов
здорового. воздуха загородных лесов.
Третьим парком, обслуживающим
новую территорию города, явится зе-
леный комилекс района селения Теп-
лый стан. Парк этот сетью дорог бу-
лет подходить к Главному проспек-
ту новой территории — мощной трех.
сотметровой зеленой полосе.
	`‹ Центральный: парк ——‘луУчитее меето
	в Москве, Единственная в городе па-
норама, дающая представление о раз-
мерах города. Парк этот, величиной
свыше тысячи тектар, будет самым
приближенным к центру города, от
него проспектом и зеленой полосой
по набережным здоровый воздух ©
	новой территории пройдет до. центра
	и обединится с ‘другой зеленой по-
лосой, которая пройдет от Измайлов-
ского и Сокольнического парков, по
долине реки Яузы. Образуется один
	‘тромадный

зеленый диаметр в на-
	правлении тооподетвующих ветров,
который будет очищать городской
воздух.
	Ют новой территории получит парк
в районе селения Зюзино, условно
называемого Ющиным. Зелеными ка-
налами по оврагам около Катуаров-
	‘налами по оврагам около Катуаров-
ского шоссе парк этот об’единится с
Москва-рекой и новым парком у Но-
	BHHOK- -Погатина.

Чистый воздух придет к промыш-
ленным гигантам Пролетарского рай-
она — заводу им. Сталина, «Шарико-
подшипнику» им. Катановича.

Наконец, с юго-востока новая тер-
ритория завершится комплексом из
двух парков — Коломеноким и Ле-
нинским (бывшим Царицынским).
	На каждого жителя Москвы при-
ходится 10 квадратных метров зеле-
ни. Новый план даст до 40 квал-
ратных метров на человека.
	Арх. ДОЛГАНОВ.
		Если на Швивой горке у Яузской
больницы построить дом в пятнад-
-цать этажей, то балкон верхнего эта-
жа будет соответствовать высоте пла-
TO новой юго-западной территории
Москвы у Ленинских тор.

Кто не любовался с Ленинских гор
‚ прекрасной панорамой Москвы, кто ©
высокого берега села Коломенского
не смотрел на лалекие ‘перспективы

Е
	Юто-восточной части города. Многие, -
	“вероятно, бывали на обрывистых бе-
perax Москва-реки у Кунцева, Вот
	точки высокого плато новой террито-
	рии расширяющегося города.

Эти высокие». сухие, здоровые ме-
ста предоставлены новому. жилому
строительству.

Господствующие в Москве ветры —
юго-западные. Новый район является
таким образом подветренным. Здоро-
вый, чистый лесной воздух saro-
родных лесов и полей потечет в но-
ные кварталы района.

Новая территория — не унылая
мертвая равнина. Живописные зеле-
ные балки. овраги, долины, ручьи 4
реки. пересекая район, направляются
к Москва-реке. С холмов открывают-
ся далекие перспективы на отдельные
места новой территории.
	Москва-река прихотливо извивз-
ясь, разрезает город — новый район
сопутствует ей. начинаясь на Западе
	‚ Вунцевом и кончаясь Ленином: (быв-.
	шим Царицыным) на юто-востоке..
Москва-река сейчас кроме цент-

ральной части является границей го-

рола. С присоединением новой тер-
	ритории река явится новой народ-
	HOW артерией города. а юго-западный,
новый район закончит город, пере-
бросив его за сдерживавшую ранее
рост Москва-реку.

Москва имеет 28000 тектар. Она
получит 16 000 гектар здоровой терри-
тории для жилья.

Из трех сквозных пересекающих
весь город магистралей-диаметров два
непосредственно выводятся на новую
юго-западную территорию.

Первый от Измайловского парка по
направлению Б. Черкизовской улицы,
Краснопрулной, Кировской, Охотного
ряда. Моховой, Остоженки, Лужни:
ков, мостом с эстакадами через Ле-
нинские горы, через Центральный
подрайон новой территории к зеле-
	ным массивам селений Теплый стан.
	Второй от Останкинского парка че-
рез Марьину рощу, Рождественку,
Китай-город, Ордынки, “Тульскую,
Серпуховское шоссе в юго-западный
подрайон новой территории.

Первый диаметр. проходя по ново-
му району, образует центральный озе-
лененный проспект, по нему через
Ленинские горы и Москва-реку ной-
дут жители юго-западного нового
района к Дворцу советов.

Для связи между собой отдельных
частей нового района параллельно
направлению Москва-реки создается
	большая магистраль общим протяже-.
	ием до 28 километров — проспект,
который соединит все три подрайо-
на новой городской территории.

Западный Кунцевский подрайон
соединитея с городом новой маги-
стралью, совпадающей с направле-
нием Можайского шоссе.

Город будет окружен поясом лесов
и парков. Его продолжением явятся
общегородские парки — крупные зе-
леные массивы, — окружающие го-
род кольцом равномерно расположен:
ных пятен. От парков этих зеленые
полосы понесут в центр чистый воз-
дух лесных массивов. Москва будет
свободно дышать.

В юго-западную часть лесопарково-
то пояса войдут на западе Руб-
левский лес, на юго-западе леса Уз-
кого и селения Теплый стан, на юте—
леса в районе селения Зюзино и на
юго-востоке массив гор Ленина. Все
эти массивы будут об’единяться пар-
ковыми дорогами для прогулки на
автомобилях и лошадях. Дороги бу-
дут лучшим в архитектурном отноше-
нии живописным местом. В пределах
видимости с дороги проезжаемые ме-
	стности будут оформляться зелеными.
	насаждениями, зданиями для обслу-
живания туляющих (базы отдыха,
гаражи для машин, игровые площад-
жи и проч.)
	‘Saanue НКПС после реконструкции
«Красные
		и чертежи, на томы материалов, кото;
рые ‘составляют генеральную схему,
вспоминается немало эпизодов, ха,
рактеризующих роль т. Катановича
в этой работе. р

_ Поражала исключительная энертих
Лазаря Моисвевича, который бук.
вально зажигал нас всех, когда og
развертывал сталинскую программу
	‚реконструкции Москвы. Я вепомг.
	наю, как однажды, через час после
многочасового совещания © архитьк.
тфрами, Лазарь Моисвевич открыл
заседание  архитектурно-планировоч.
ной комиссии.
	Лазарь Моисеевич конкретно раз.
бирал каждый проект. Эти заседания
были своего рода академией боль.
тшевистского стиля работы, которому
мы, архитекторы, учились у т. Kary.
новича.

Группа архитекторов и плани
щиков была принята т. Сталин

и совместно обсуждала тенеральны с a
план реконструкции.

— Выступление т. Сталина произ», d
вело на нас, архитекторов, громално
впечатление, — рассказывает В. Ба.
буров, руководитель. 9-й планировоч-
ной мастерской. — Мы поняли, что
наи любимый вождь знаком во всех
деталях с огромными материалами
плана.

—Архитектурная молодежь и даже
многие маститые планировщики чз.
сто увлекались и в своих мечтах за.
бывали о том, что Москва строилась
веками и что есть историческая по-
следовательность в плане сегоднянь
ней Москвы. Какой должна быть
будущая Москва — это! стало нам со:
вершенно ясным, — говорит т, Бабу.
ров, — после выступления т, Сталина
на совешанийи в Кремле,

Это была незабываемая встреча.
rer.
	Детям о Моснве
	Книту П. Лопатина о Москве вы.
пустит в 1936 г. для детей старшею
возраста Детгиз. Тажие же книги на:
мечено издать для младшего pospacra
и дошколят.

В этом году из книг, поовященных
Москве, в Детгизе выйдут «Метро»
П. Лопатина (для стаошего возраста)
и сборник рассказов и стихов о етроя-
тельстве и пуске московского метро-
политена «Готов!» (для малышей). В
сборнике участвуют Л. Кассиль,  Н,
Григорьев, `С. Розанов, E, Tapaxbe.
ская, Е. Благина и др: Кроме произ-
ведений писателей в сборник включе-
ны четыре рассказа строителей метро,

Все книги будут богато иллюстри.
рованы: фото и рисунками. >
	План новой
Моснвы
	«План новой Москвы» выпускает
на немецком и английском языках
Издательство иностранных рабочих в
CCCP. Книга содержит ряд руково
дящих материалов и статей о рекон-
струкции столицы и постановление
СНК и ЦК ВКП(б) о генеральном
плане реконструкции Москвы,
	Сборник о Москве
	Издательство Государственной ака’
демии архитектуры наметило к вы’
пуску в 1936 г. большой сборник, 10:
священный тенеральной реконструк“
ции города Москвы. В составлении
книги примут участие крупнейшие
архитекторы и искусствоведы столи-
	ii br
Большое место в плане сборника
отводится освещению работы архите®” 4
турно-планировочных мастерских

Моссовета. : af

ый проект Ленинских гор и водного бассейна Лужников. На Ле-
нинские горы ведут эстакады. .
	социализмом в области урбанизма,
‘как он сломлен вот уже несколько
лет в Советском союзе в области по-
литики и экономики. Наконец мы
увидим город, не лишенный тех эле-
‚ментов, которых мы ищем в деревне
(тишина, природа, воздух и солнце).

Что даст осуществление этого ан-
самбля —это невозможно сказать
‘заранее. Эмоции, которые город бу-
дет вызывать, явятся результатом
способностей архитекторов хорошо op-
танизовать и гармонически сочетать
ансамбли и пространства.
	Город, прежде всего, — комплекс
органический, живой; следовательно
все в нём должно быть приноровле-
но к человеку, к его материальным и
культурным потребностям.
	Для урбанистов и архитекторов
открыто поле действий. Мы не сом-
неваемся, что в строительство они
вложат все свои силы. Все свои зна-
ния они употребят для выполнения
этой отромной задачи. Я, работая в
контакте с сотоварищами пб про-
фессии, надеюсь найти архитектур-
ное выражение, дойстойное социали-
стического города и его масштаба.
	ЭТОГ ДОМ...
	‚зал: не было также универмага, как
не было и светофора, который нзиско-
	Я отлично знал, что такое Можай-
ское шоссе. Это — раз’езженное бу-
лыжное несчастье с трухлявыми хи-
барками по сторонам и дымными нз-
вощичьими чайными, пропотевигими,
как армяк. Но я увидел вместо бу-
лыжника асфальт, а посреди уцелев-
ших хибарок — десятки новых пяти-
этажных домов. Я увидел их на уг-
лу Второй Извозной — множество
белых и красных корпусов с магази-
нами, клубами, аллеями и клумбами.
И асфальтовое шоссе уходило все
дальше, и встречались указательные
столбы с таинственными треугольни-
ками и крутами, и трамвай пер неиз-
вестно куда, обходя капустные и кар-
тофельные поля, и на горке стояла
огромная обнаженная трансформатор-
	ная станция, и заблестели крыши но-.
	вых заводов — и всего этого (разь-
ше) не было, и все это я увилел
впервые. Когда же мы дошли до Фи-
лей, то действительно увидели ку-
тузовскую избу, которая была и пре-
жде, но за ее плечами — множество
новых. и нарядных улиц, плозцалей,
заводских корпусов, учебных заведе-
ний, клубов, магазинов... и всего это-
то (раныле) не было.
	\ ПЕ
ГДЕ ЭТА УЛИЦА, ГДЕ ЭТОТ ДОМ...
	Говорят, первая любовь мужчины
всегда неудачна. Говорят, причина в
том, что юноша влюбляется в девуш-
ку одинаковых с ним лет, а девушки,
говорят, созревают раньше, и тут-то
заложен секрет вечной трагедии nep-
вой любви.

Правда это или неправда, но ка-
ждый из нас попадает через много
	лет в город своего детства и вспоми-
	нает, что тут где-то, на. какой-то ули-
це, в каком-то доме, жила девушка,
которая некогда разбила его сердце.
и ему хочется снова ее увидеть. Что
стало с ее косой? Кто ее муж? Есть
ли у нее дети? Играет ли еще на po-
яле упражнения Ганона“и «Ле вуа ди
кер», танцует ли еще танго, ту-степ и
лезгинку.

Так ищем мы. следы своей юности
в’ Саратове, Одессе или Пензе, и чаще
всего разочаровываемся, потому что
любовь, как история, повторяется
дважды — в первый раз как трахе-
дия, и во второй раз как фарс.

Не в этом, однако, дело, Я затово:
рил о первой любви потому, что и
Москва является городом детства... и
в Москве ищут девушку с бывшими
косами, ищут, где эта улица, где
этот лом...

Случилось, что лесной техник, про-
работавший четырнадцать лет в вер-
ховьях Амура, получил. двухмесяч:
ный отпуск, отправился проводить
его в Москве. Кинулся к старым дру-
зьям, В Большой театр; В Третьяков:
скую галлерею, в Исторический му-
зей, на стадион «Динамо», в Соколь-
ники, в Останкино, в Архангельское,
в кафе «Национал», в Парк культуры
и отдыха, в «Эрмитаж». Глотал все
преувеличенными порциями. Тратил
пять рублей в лень на метро, тах как
по четыре раза с’езжал и поднимался
на эскалаторе. Целые дни звонил ис
телефону ‚суетился, собирал друзей
Кого-то угощал и требовал, чтобы ем
утощали, Наконец утомился и, приля
ко мне, признался, что ему захотелос!
р увидеть ее, ту самую, в кото

ую он...

— Эт было девятнадцать лет на-
зад. Она сказала: я люблю вае ко
	Юго-западный район Москвы. Эскизн
	НОВАЯ МОСЯНВА
			Л юрса
	больше ‘убеждаюсь, в какой степени
всякая операция большого значения
обречена на абсолютную невозмож-
ность выполнения при капиталисти-
ческом строе, Здесь, при осциалисти-
ческом строе, наоборот, самые широ-
кие перспективы выполнимы, самые
прекрасные проекты, которые ‘в дру-
гом месте показались бы утопически-
ми, реальны.

Изучение предполагаемых в бли-
жайшем десятилетии работ показы-
вает, что составители плана сумели
учесть все детали с самой существен-
ной стороны, точно расценив каждую
в отдельности, для того, чтобы горох
в своем ансамбле мог дать впечатле-
ние единства, и красоты.

Самое интересное в проекте, быть
может, это вода и зелень. Введение
этих живительных элементов при-
даст городу новый аспект. Впечат-
ление тяжести, которое не покидает
нас при посещении некоторых горс-
дов Запада (результат преобладания
застроенных массивов над свободным
пространством), будет уничтожено в
новой Москве.

Антагонизм, столь заметный между
тсродом и деревней, наконец сломлен
	ица, где

от
	удивляемся, когда. внезатно ветречаем
человека, которого не видели лет де-
сять-пятнадцать. Все перемены—нам
кажется, что их тысячи, — сразу бро-
саются в глаза. И вот я обветую:
так как Москва менялась все время
и во всех своих углах, следует обра-
тить внимание на вторую половину
фразы. Чтобы острее почувствовать
разительность перемен, надо отпра-
виться в такой угол Москвы, который
вы редко посещали. Там вы можете
сразу увидеть перемены, происшед-
шие за целый десяток лет, Расскажу,
для пояснения, следующий случай.

Нас было пятеро. Мы встретились
как-то вечером в кафе, и у нас по-
шел разговор о совершенных нами пу-
тешествиях. Все мы были опытными
путешественникадеи, побывали на Па-
мире и на Дальнем Востоке, в Муган-
ской степи и в белорусских болотах,
в горах Кавказа и в тундре, в Яку-
тии, Молдавии и Чувапгии, в Сирин,
Греции и Турции, всходили на три
вершины, плавали в семи морях, пе-
ресекли пять океанов... короче гово-
ря, было о чем рассказать и что вепо-
мнить и чем похвастаться. Изрядно
наболтавшиеь, стали молча пить пи-
во. Молча закурили, и кто-то вдруг
сказал:

— Товарипки, а кто из вас был на
Воробьевых горах?

Тут все посмотрели на вопросивие-
го и сперва улыбнулись, а потом
признались, что...

— А в Филях? На Поклонной го-
ре? А в избе Кутузова?

Оказалось, что из пяти человек, из
пяти всемирных  путьшественников,
как мы сами себя называли, четверо
никогда не были ни в Филях, ни на
Поклонной горе, ни в избе Кутузо-
ва. А Ленинские, или Воробьевы, го-
ры из всех пяти видели только двое
и то в раннем детстве. И еще оказа-
	Лось: мы все знали, как пробраться из.
	Бодайбо в Верхнеколымск, и как едут
из Оша в Хорог, но почти никто не
знал, какой трамвай идет в Фили и
вообще идет ли тула трамвай, и ка-
кие туда проложены пути. A ведь
Фили — это Москва! И тот единет-
венный путешественник, кому была
известна таинственная лорога в Фи-
ли, был там в последний раз десять
лет назал. Скажу с некоторой гордо-
стью: этот единственный был я.

Кто-то предложил:

— Давайте поедем туда завтра.

Ренгили. Поехали. Вернее, пошли
пешком. И, оказавитись Ha траверсе
Киевского вокзала, я воскликнул:

— Товарищи, десять лет не ступа-
ла дальше моя нота.

Так я шел в Фили, п глаз мой, как
говорится, отмечал множество ивожи-
	„данных и уливительных перемен. я
	посмотрел вниз и увидел, что непро-
лазная Дорогомиловка выложена
клалким асфальтом. Я посмотрел в
сторону и увидел длинную аллею,
Она тянулась вдоль всей улицы, ае-
леная и тенистая. Я не помнил здесь
ни олного деревца. Не булучи садово-
дом и не изучая какне-то кольца, я
все же смог опрелелить, что этим де-
ревьям не десять лет, а трижды де-
сять. Следовательно, их пересадили
взрослыми, по новому способу, впер-
вые примененному после революции.
Школа! Ее не было в мою пору: Вот
старинные корлегардии у заставы.
Здесь был трамвайный круг, лярия
кончалась. Но я увидел, что трамвай
идет дальше, вглубь длинного и да-
люком Можайского шоссе. Проплыл
автобус, которого не было, и трол-
лейбус которого тоже не было. Когда
показалея широкооконный универ-
мат, наискосок от светофора, я ска:
	Этение протраммы реконструкции
города Москвы нё вызвало.во мне
чувства удивления. С тех пор, как
я работаю в Советском союзе, я’ 0с-
воился с грандиозными размерами
программ, предлагаемых архитекто-
рам.

Однако, несмотря на привычность
больших масштабов советских кон-
ценций, чтение этой программы,
предложенной урбанистам и архитек-
рам Москвы Советом народных ко-
	миссаров и Центральным комитетом.
	коммунистической партии, меня
взволновало в высшей степени: мы
присутствуем при начинании такого
размаха, которого. не помнит история
архитектуры.

Реконструировать город с пятимил-
лионным населением © помощью
современной техники, в условиях
грандиозных возможностей, создан-
ных социализмом, — это факт исклю-
чительной важности, и я глубоко рад,
что работаю именно в этот историче-
ский момент в Москве и таким обра-
зом могу участвовать в реализации
этой программы.

Уже много лет! изучая проблему
урбанизма, с каждым днем я все
	где эта ул
	ли первая половина, т. е. молодежь,
просто не знает старого, то друтая
половина, более зрелые люди, забыва-
ют его. Новое наслаивается на новое,
и трудно запомнить все перемены.
Все чаще путаются ‘рассказчики. Идет,
к примеру, разговор о 1913 годе. Че-
ловек вспоминает, как поссорился с
директором завода,

— Я вошел к нему в кабинет и за-
кричал при всех: «Вы не смеете так
обращаться со мной, товариит дирек-
тор!»

— Вряд ли вы сказали «товарищ
	директор», — перебивают слушатели,
улыбаясь.
— Ах, чорз!..
	Я слышал разговор в метро: «Сей-
час я живу далеко у Виндавского вок-
зала. А до войны я занимал большую
квартиру на Советской площади, на-
лево от Моссовета»...

Ни рассказчик, ни слушатель не
почувствовали нелепости в том, что
человек жил в царское время на Со-
ветской площади, против Моссовета.

Я живу много лет против станции
		поймал себя на том, что мне трудно
вопомнить, что же там раньше было.
Я спросил соседа, и он ответил: «Там
было пустое место».

— А палатки? — возразила его же-
на, — ты забыл, что там были палат-
КИ.

Они слушали меня с удивлением,
когда я сказал им, что там стоял
большой дом. Теперь я думаю, что
оказался неточным: кажется там сто-
яли два дома... потому что новое ло-
жится на новое, как лист на лист.
Пусть читатель попробует мне ука-
зать точное место, где находилась Мо-
исеевская часовня, где стоял памят:
ник Скобелеву.. пусть читатель ска-
жет, что было в 1922 году на месте
Парка культуры и отдыха, какие фо-
нари горели в 1928 году на Тверском
бульваре, какие. улицы были в 1927
году замощены асфальтом, гле был
Хитров рынок, сколько этажей было
в 1931 тоду в доме № 38 на улице
Горького. как называлась Усачевка,
какие первые пять домов были вы-
строены после революции в Москве,
что такое Замок Дракона, какой буль-
вар назывался Нарышкинским, гле
происходили футбольные матчи до
того, как выстроили наш знаменитый
стадион на Ленинградском шоссе, ка-
кие аэропланы летали в 19% году
над Москвой, в какой цвет был вы-
крашен Музей революции, сколько до
мов снесли на левой стороне Moxo-
вой и как назывался исчезнувший
переулок, который вел от Моховой к
Александровскому саду?

Налиу своеобразную викторину мож-
но продолжать бесконечно, и, смею
вас уверить, кажлому москвичу будет
очень трудно ответить на перечис-
ленные вопросы, пожалуй, труднее,
чем на обычную викторину, Rae Bac
эпралиивают, кто написал «Чужая же-
на и муж под кроватью», где находит-
ся город Страсбург и какой импера-
тор (не Николай второй) был рас-
стрелян?

и
	МОСКОВСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ

#
	Нас не всепда удивляет физический
рост человека. Вот он был малень-
ким, вот надел длинные штаны, вот
у него’ появились усы; вот огрубело
лицо, показались первые морщины,
появилась седина, отяжелел подборо-
AGE... Сколько разительных перемен,
но мы так и не заметили. их, потому
что человек рос рядом © нами, и мы
видели его часто, слишком часто. Но
хак поражаемся мы, как ахаем и
	МОСКОВСКАЯ ВИКТОРИНА

Гуляя по главной улице Симферо-
поля, по улице Карла Маркса, я за-
хотел узнать, как она называлась
раньше, и обратился с вопросом к
первой встреченной мной паре. Это
были очень молодые люди, Когда я
потом разглядел его безусое лицо и
ее неокрепшую фигуру, то понял,
что им ‘по  восемналцать-девятнад-
цать лет.
` — Как называется? — переспроеи-
	‘ли они оба. — Карла Маркса назы-
	вается.

— Нет, — возразил я, — раныше,
до революции?

— Я же говорю, Карла Маркса, —
раздраженно ответил юноша, — всег-
да так называлаюь...

Я оставил их в покое и между про-
чим так и не узнал прежнего назва-
ния тлавной улицы Симферополя.
Расставшись с ними, я подумал 0
том, что они не знают того, что знаю
я, а именно: что улица царекого го-
рода никак не могла носить имени
Карла Маркса, и о том, что юный
возраст избавил их от многих вещей,
которыми перегружены, мы, люди 60-
лее зрелые. Есть множество мелких
знаний, без коих можно отлично
обойтись. Обязательно знать, как на-
зывался раньше Ленинград, и что
было на месте Матнитогорека, пото-
	му что эта есть история, но следует
	ли помнить, что Комсомольская пло-
аль называлась Каланчевской.
Половина Москвы уже не помнит
старых названий, старых  памятни-
ков. статых улии и плошалей. Но ес-
	(снято ‘из вестибюля станции ‘мётро
ворота»).
	Фасад Дворца физнультур ы при заводе им, Авнахима