7) MACH)

Б. АГАПОВ, М. КАУФМАН
	Такова эта Москва—тгрязная, тем-
ная, пьянзя, ворозатая. Эти дюди—
больные, нилие, злые, подвластные
и мечтающие о власти.

Но была и друтая Москва,

Где-нибудь по пустынному Старо-
Конюшенному или по Лесной вечера-
ми мелькнет ссутуленная спина,
из-под шляпы метнется насторожен-
ный вэгляд, а потом’ по городу, по
заводам, из пазухи в пазуху, из го-
ленища в толенище передаются лн-
стовкн, начинающиеся словами: «То-
варищи рабочие» ин конзающиеся
подписью: «Московский комитет».

Без устали работает чамерикан-
ка» в подпольной типографии боль-
шевиков, идут на заводах собрания...
Октябрь близко!

И вот ов наступает.

Триста человек двинцев двину-
лись к Кремлю.

Юнкера встретили их пулеметами.

Начинается обстрел Спасских во-
рот из. бомбометов. Белые занимают
Кремль. Заключается перемирие на
сутки. Потом грохочет наша артил-
лерия, бьют по «Метрополю», думе
и Кремлю, г Е

Первые выстрелы из Лефортова
дают перелет на 12 верст.
` Тогда бамоскворечье двинуло про-
тив белых свои батареи. Астроном-
революционер [Штеренберг, именем
которого названа сейчас Московская
обсерватория, вычислил по воем за-
конам математики траекторию боль:
евистскнх снарядов, и мы повели
бомбеж Кремля без единого промаха.

Так рассказывает вам участник
боев, старый большевик. Молодые
лица вокрут него. Он товорит, он во-
дит карандашом по рельефяой карте
Москвы, он показывает фотографии
баррикад и орудий. А взрывы тре-
мят над. Москвой,

Это рушатся колокольни и купола.
Это к чорту летят OXOTHOPAACKHE
вывески, деревянные окорока и вы*
бортские крендели, символы купече-
ского счастья. Грохаются на камни
	‘фамильные портреты Ревякиных й
	Морозовых. Выбита шапка нз рук
Скобелева. Памятник вдавлен, как
скорлупа, бетонной стрелой и ста.
туей, вставшей перед Моссоветом. И
вот красный флаг звэвивается нал
Кремлем. Ленин товорит речь на
Красной площади. Время бежит впе-
	ред, стрелки вратаются все скорее.
	и скорее...
Й мавзолей стоит перел стеной, в
	которой замурован прах ушелиих
вождей.

Воровский, Луначарский, Менжин-
ский. Киров...

ЛЕНИН.
	— Клянемся тебе--говорит экран.

—Клянемся тебе!..

И сталинская клятва Ленину spy-
чит о экрана, ибо Москва сеголня-
шнего дня, как и вся страна сегол.
няшнето лня, есть завет Ильича, пре-
творенный волей его последователей.
учеников и Миллионов тех, кого: он
полнял из праха. *
	ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
	ПАСТЬ ПЕРРАЯ
	Мы в’езжаем на Красную площадь,
и здесь передышка: спокойный.
пейзаж, медленное дыхание флага
над куполом ЦИК, вековые кириичи
Спасской башни, её тотический си-
луэт в небе. Звенят куранты, спокой:
ная мелодия плывет над могилами
ушедитих революционеров, — мы чи-
таем их имена под этот звон: Мен-
женский, Киров, Джон-Рид, Луна-
чарский, Билль-Хейвуд, Куйбышев»,
Квадратные очертания мавзолея, тя-
желые буквы по красному фону чер-
	„ным; Ленин, Одесь -— самое. сердце
	Москвы, самое сердце страны. Cocpe-
доточимся Ha несколько секунд на
этих высоких воспоминаниях. Стрел-
ки чабов на Спасской башне показы.
вают полдень.
- И вдруг...

‚ Вдруг медленное, сначала елва за-
метное движение этих лезвий вре»
мени; назад. Стрелки идут назад. Все
скорее. Еще скорее! Они сливаются в
	мутный круг. Все становится серым
	и туманным. Время несется обратно!
Е ударам курантов прибавляются
Удары колоколов. Их какофония pa-
отет. Все сорок сороков старой, бело-
каменной, первопрестольной Bosry-
дели ревьмя, Пузатый рев церковно-
го хора лезет вверх. Аппарат илет
вниз, опускается с часов к плошали,

Маленький человечек шествует во-
зле громадной своей супрути в со-
провождении понов и кадил, курно-
сый задок его, не скрываемый более
парчевым облачением, вытарчивает,
образуя на френче складки. После-
дыша ео волокут уже на руках, по-
скольку он дегенерат... Но тем пышт-
Hee, тем. неумолимее старается вы-
тлядеть и действовать режим. Пашка
Скобелева занесена над Москвой —
чутунный солдафонский ‘памятник,
нелепый. увенчанный блином беско-
зырки, комичный в своей полицей-
	ской отваге. ‘За ним стоят такие же,
	Как он, но живые — охотнорядны,
городовые, члены «союза Михаила-
архангела», «Истинно русские люли»,
отцы города, купьы отечества — пол-
линные хозяева страны.

Их бороды.

Их особняки.

Их фамильные портреты,

Их кутежи.

Их женщины.

Их миллионы.

Ревякины, Третьяковы, Гучковы,
Прохоровы, Рябушинские \лпозовы,
Муромцевы,

Их банки.

Их могилы,

Их ланло. \

Их болонки.

Их рабочие,

Вот они, их рабочие.

Стратиные клоаки окраин. Загядье,
	Дантауэровка, Симоновская слобола.
	Сводчатые подвалы, тде никотла не
бывало ни солнца, ни счастье. Про-
хоровские казармы-ящики, в которые
складывали на ночь рабочую силу,
как склалывают шашки после игры,
тде на каждого человека приходилось
по 40 мышей и по 400 клопов. Голь,
нищета, голод... И никаких належд
на будущее. Вот оно, их будущее;
раепухшие суставы, кривые костоз-
ки, жалкая. пленка с глазками и .ро-
ТИКОМ... их дети.

Где же найти забвение и выхол
горечи? Есть мир, в котором все по-
зволено! Греми, трактирный орган,
булькай в глотку горькое забвение!

Не было в Москве улицы без ка-
зенки, переулка-—без трактира. Это
были места морлобоя и послелней
откровенности. .

Грязный пол. вонючая лужа. ско-
льзкий булыжник. Поверженные лю-
ли. Вся страна—на земле, на коле:
нях, в прахе.

Пока в Кремле идет целование Ни-
колая, и жалкий офицерик шатается
от чмоканий генералитета, согбенные
очереди целуют руку патриарху, лю-
ди на карачках ползут облобызать
чудотворную икону, ожидая исцеле-
ния, и немощные, сбросив свой ло-
хмотья, скелетообразные, дрожа, по-
доставляют свои жалкие члены воде,
которую монахам  заблагорассуди-
лось назвать животворящей,

`Служнтели бога! Как толстые жу-
желипы Ha булавках, напгиилены
они один за другим на кадры — це-
лая коллекция тех, перед кем тре-
нетали народные массы.

Неопровержимые документы стра-
иного проптлого разворачивают пе-
ред нами ибчезнувшую Москву.
”Кипит Сухаревка. Копошится Хит:
ров рынок, Берегись, неопытный гра-
жланин! Среди бела дня, при всем
честном народе тебя оберут ин раз-
денут. Здесь — подонки, гордые
своей отверженностью;, отчаянной
жизни люди, кокаинисты: шулера,
проститутки. ‘ : ~

Эти ‘женщины! Трудно, даже пове-
рить, что они—женщины. Лишен-
ные ‘уже координации движений,
пьяные и избитые, они проявляют
эще какие-то остатки живости, кот-
да сквозь стекла магазинов или в
роскошном кабриолете мелькнут пе-
ред ними те, которые идут по высо:
кой цене—-для купцов, для отцов,
для «первого сорта». Тогда они пере-
стают трястись, их пальцы сжимают-
ся и На лицах их жадный восторг.
	Отрывки’ из сценария.
	ские. люди из Татарии H аюди из
Казакстана, — все те, кото когда-то
иначе как скопом не считали, иначе
как мужичьем не величали, — те-
перь —: герои города. Их портреты на
песах стройки, на лучших проспек-
тах столицы, на шахтах метро. Кто
они такие?
	И здесь наи киноаппарат становит.
	ся физиономистом, бытописалелем,
аналитиком человека.

Движения. лица, разговоры — все
интересует нас, все помогает нам с03-
дать представление о творцах нового
торода. :

Вот колхозник откуда-то издалека
Глушь еще не стерлась с его лица.
Он робеет в коллективе. Он смущен,
нли он даже мрачён. А ему помо-
тают, его учат, над ним посменвают-
ся, пружелюбно: «Эх ты, деревня».

Вот девушки — тоже из далеких
Meer. Юбки пышные, все в оборках,
как кринолины; Платки пестры, не-
мноро монгольские лица покорны и
чисты. Это — чувмыики. Они crapa-
тельны, они держатся вместе...

А вот девушки побойчее. Во время
работы они ваводят частушки, все
те же «Страдания», все про ту же,
про старую женскую долю. Про ми-
лото. который бросит да забудет; да
с другой паландать будет. Не тут-то
было. Другой голос заводит другую
песню — уже про новую, колхозную
жизнь, и звонкая полемика частушек
несется над лесами.

Или монтажники-верхолазы. Коро:
ли воздуха. с их невероятной лов-
костью, когда на страшной высоте,
верхом на балке, он закуривает табак
от раскаленной тайки, которую толь-
KO что поймал он, прилетевшую к
	нему снизу. Ему чорт не брат, он
все понимает.

Мы — в архитектурной yactep-
	ской. эдесь создаются дома и прос-
пекты, вернее — идеи: домов и прос-
пектов. Здесь живет будущее. Это—
фабрики воображения. Среди гипоо-
вых набросков, ‘рисунков, макетов
сидят художники и. инженеры, гро-
мадные доски, нокрытые ватманом,
белеют перед ними. Только что нари-
сованная капитель отправлена на за-
вод литого камия.

И злесь она выхолит уже полу-
чившей три измерения — одна, де:
сять, сорок. И вот они уже на фоне
стены, и уличное солнце вырезает их
завитки, которые только-что нроек-
тировал. карандат.
	„..замысел претворяется в камень.
Последние взмахи карандаша, архи-
тектор отходит от мольберта, смот-
рит в кружочек большого и указа-
тельного пальца...

И — дом. Он в лесах... Он звенит
стеклянным маршем, как будто’ сот-
ни ксилофонов итрают в нем. Это
долоты каменщиков звенят над Мо-
сквой, над улицами, полными автомо-
билей и людей. Камень приобретает
гладкость, как если бы эта песенка
молотков шлифует грубую породу.

Еще проект. Картина: Китайгород-
ская стена, проезды. запертые неле-
пыми воротами. Резинка смывает их.
Уголь кидается на бумату. Он на-
брасывает бульвар, тротуары, ne
ревья:

Вот перфораторы ‘еверлят фунда-
мент стены, за ним илут ломы. идут
лопаты, грузовики наполняются стро-
ительным хламом, и проспект, только
что нарисованный на бумаге. возни-
кает перед нами.

Гипертрофированные колеса ‹«бу-
фалло» размазывают асфальт, как
черную икру. по мостовой, и уже бле-
стит мостовая — крахмальная рубазш-
ка нового города,

Дерево растет на грузовике. Лебед-
ка поднимает его. Липа с нятидеся-
тилетним стажем качается в воздухе,

— Сажай! — кричит бригадир.

Й ее сажают. Она входит в яму,
как деталь входит в. приготовленное
для нее гнездо... Одна; другая, множе-
ство. Массовое производство бульва-
ров.

‚Мы сравниваем проекты с лействи-

тельностью. Да, получилось. Совер-
щенно точно.
_ Здание за зданием, завод за заво-
дом переносится с бумагами в. жизнь.
Вот школа, вот стадион, вот громад-
ный жилой комбинат. :

...Рабочие переселяются в новые
лома. Едут грузовики со стульями,
матрацами, столами, половыми щет-
ками. Забиваются в стенки первые
твозди. Вешаются первые картины.
Какое лицо при этом у человека!
Торжествующее, Сосредоточенное.
Нет, пожалуй, обыкновенное. Но в
этой обыкновенности и есть самое
необычайное. И старуха с портретом,
и лети, и кот и первая вспышка пла.
мени в газовой ванне.

Везут ванны, везут пальмы. везут
греческого бога, чтобы украсить ка-
кой-то парк. везут целый грузовик
глобусов, бюсты вождей, оборудова-
ние лабораторий... Везут картину: на
ней — автомобиль красногвардейца,
штыки, пулемет, знамя. Кажется, что
грузовик 1917 года, грузовик восста-
ния и переворота проплывает на ули-
це 1935 года.
  Oro было только 18 лет назад.

К дверям новой квартиры привин-
чивается медная лошечка — -
	В. П. ИВАНОВ. _
Токарь механического цеха
з-да_ «Динамо» им. Кирова,
	Страстная плошадь   Тверская yreya в первой оно хх века,
Показания
свидетелей
	«Фантастические сказки о том, как
обстроилась она (Москва, после на-
шествия Наполеона в 18129 т и по-
	жара), обошли свет. Кому: не про-
кричали уши о прелести, с которой
этот феникс воспрянул из отня. А
надобно признаться, плохо oécrpon-
лась Москва; архитектура, домов ее
Ууродлива, с ужасными претензиями;
дома, или лучше хутора её малы, об-
леплены колоннами, задавлены фрон-
тонами, огорожены заборами... И ка-
кова же она. была прежде, ежеля бы-
	«Москва — город жанристов, но ар-
хитекторам, скульшторам и историче-
ским живописцам в ней нечего емот-
реть, нечего делать. Массы зданий,
рассеянных но пустырям, образуют
множество красивых картин и смело
отмечают передние планы крупных
пейзажей, делающих эту древнюю
столицу местом единственным в ми-.
ре, потому что только одна она —
	«Веледствие неизбежного вторже-
ния в нее европеизма, с одной сторо-
ны, и в целости сохранивиетося эле-
мента старинной неподвижности — с
другой стороны, она вышла каким-то
причудливым городом, в котором
пестреют и мечутся в глаза переме-
шанные черты европеизма и азиа-
тизма. ,

Раскинулась и растянулась она на
огромные пространства: кажется, ку-
да отромный город! ‘& походите по
ней, —и вы увидите, что ее общир-
ности много способствуют длинные-
предлинные заборы. Отромных зла-
ний в ней нет; самые большие дома
н6 то, чтобы малы, ла и не то, что-
бы велики; архитектурным достоин-
ством они He щеголяют».

«Многие улины в Москве. как-тА-
	Тверская, Арбатская, Поварская, Ни-
	китская, 00е линии по сторонам
Тверского и Никитского бульваров,
	«Вечером, после привала, сделан:
ного в Братовикине, в часу восьмом
Москва была уже рукой подать. Вер-
стах в трех полосатые верстовые
столбы сменились высеченными из
дикого камня пирамидами, и нав-
стречу wonecca тот специфический
запах, которым в старое время от-
личались ближайшие окрестности
Москвы, г ‘

— Москвой запахло! — молвил
Алемпий на козлах.
	— Да, Москвой... — повторила ма-
тушка, проворно зажимая ное.
	— Город... без того нельзя! Сколько.
тут простого народа живет! — вста-
bana свое (слово и Агаша, просто:
душно связывая присутствие непри-
ятного запаха скоплениём простона-
родъя».
	«Модными перквами в TO время
считались: Старое-Вознесенье, Нико-
ла Явленный и Успенье-на-Мотиль-
цах. В первой привлекал богомоль-
цев шикарный протопоп, который, хо.
дя во время всеношщной с кадилом
по церковной трапезе, pacamman се-
бе дорогу, восклицая: «Place, mesda-
	«Гуси, как известно из басни Кры-
лова, Рим спасли. Наш русский пе-
тушок не ударил лицом в трязь и
тоже’ занялея спасением. Спасет он...
русский стиль, и в этом стиле, как
известно, почти все: и средостение,
и основы, и «Домо».. наши москов-
ские зодчие, народ большей частью
молодой и ужасно либеральный.
Квасу не пьют, «Руси» не читают, в
одежде корчат англоманов, но знать
ничего не хотят кроме петушков,
Римскому, тотическому и прочим сти-
яям уже лавно по шапке. Остался
	Волшебный град! Там люди в депе
‘ THXH,
Но говорят, волнуются за двух;
Там от Кремля, с Арбата и с Плющи-
- хи—
Отвсюду веет чисто русский дух:
	H.
(«Дружеская
	78. гораздо хуже? Нашлиеь добрыв
люди, которые подумали, что такой
сильный толчок разбудит жизнь Мо-
сквы; думали, что в ней разовьется
народность самобытная и образован-
ная, а она, моя голубуптка, растянуть
лась на сорок верст от Троицы в Го-.
ленищеве до Бутырок и да почивает
опять, А уж Наполеона не предви-
NHTOGH>..
	‘ ГЕРЦЕН
(«Москва и Петербург»).
	большой тород, который,  заселяясь,
остался еще живописным как сель.
ская местность. В ней насчитывается
столько же дорот, сколько улиц,
столько же возделанных полей, сколь.
ко, застроенных холмов, столько же
незаюеленных долин, сколько публич.
ных площадей...»
KIOCTMH
	(«Россия в 1839 г.»).
	бзарая Москва, Набережная ; Москва»
	«Город юочти круглый; он окружен
тремя рядами толстых стен,  отде-
зенных друг от друта улицами. Внут-
ренняя ограда и находящиеся в ней
здъния служат местом жительства им-
ператора. .

Тород защищаетея рекой Москвой,
которая течет вокруг него и пользует-
ся такой же безопасностью, как серд-
це в середине тела. Мне говорили, что
во время переписи’ незадолто перед
	®Обитирное протяжение торода про-
изводит то, что он не заключен ни
в какие определенные границы и не
укреплен достаточно ни стеною, ни
рвом, ши раскатами.

Однако в некоторых местах улицы
запираются положенными поперек
бревнами и при первом появлении
ночной тьмы так оберетаются пристав-
ленными сторожами, что ночью, пос-
ле известного часа. там нет никому
доступа; если же кто после этого. вре
мези будет пойман сторожами, то ето
	«Третья часть города называется
Скородумом и с востока, запала и се-
зера окаймляет Царь-горол. Говорят,
до татарского погрома эта часть име
ла двадцать пять верст, или пять
миль в окружности. С одного конна
через него протекает река Яуза. Здесь
производится торговля дровами, ле-
сом и домами, так что за незначи-
тельную сумму здесь можно купить
построенный уже дом. Дома эти по-
строены из балок, скрепленных друг
© другом так, что они легко могут
быть поставлены гле будет угодно.
Пожары там бывают очень часто, но
У погоревшего, если только он. не ку-
пеп, убыток не велик, а хлопот и
того меньше. Дело в том, что он. по-
купает за дешевую цену новый дом
на рынке, & затем в немного дней дом
Уже поставлен на место, и в нем уже
живут люди. Часто бывает даже так,
что во время пожара близкие к горя-
щим уже. зданиям дома разбираются
и переносятся на более безопасные
места».
	«В стенах и за стенами Topona Mo-
©квы находится много церквей, часо-
зен и монастырей числом до двух ты-
<яч, хотя некоторые из них так ма.
		реви у Каменного.
	Показания
свидетелей
	(Из ин. «Думы и песни», 1863).
	П. ШУМАХЕР

(1873).
	Я, П. ПОЛОНСКИЙ (1883).

сожжением города татарами насчита-
ли 41500 домов. После осады и пожа-
ра (в 1571 1) видны обширные пу-
стые пространства, которые ее не-
давно были покрыты домами, в 060-
бенности в южной Части, которая бы-

ла построена императором Василием
для его солдат...»
ФЛЕТЧЕР
	(«О тосударстве русском», глава ГУ)
ХУГ в
	HAH ObOT или обирают, или ввергают
в тюрьму, если только это не будет
человек известный и именитый. Ибо
таких людей сторожа обычно прово-
жают к их жилищам.

„Этот етоль обширный и простран-
ный город в достаточной мере гря-
SCH, почему на плошадлях, улицах и
других более люлных местах повсюду
устроены мостики».

ГЕРБЕРШТЕЙН

(«Записки 6 московских делах»)

Тв.
		состоят преимущественно из «господ.
	ских» (московское слово!) ломов.
И тут вы видите больше Удобства,
чем  отгромности. или изящества. Во
всем и на всем печать семейственно-
сти: и удобн дом. обширный, но
тем не менее для одного семейства,
широкий двор, а у ворот в летние
вечера  многочисленная/ дворна. Ве.
зде раз’единенность, особность, каж-
дый. живет у себя дома и крепко
отгораживается ^ от еоседа. Это еще
заметнее в Замоскворечьи. этой чисто
купеческой и мещанской части Мо-
сквы: там окна завешаны занавеска-
ми, ворота на запор; при ударе в
них раздается сердитый лай цепной
собаки, все мертво или, лучше ска-
зать, сонно; дом или домишко похож
на крепостну, притотовившуюся вы:
держать долговременную осаду. Be-
зде семейства и почти нигде не вид:
но города!..»
В. Г. БЕЛИНСКИЙ
(«Петербург и Москва»).
	1165». оаслышав этот возглас, лв»
мочки поспешно расступались, & де.
Бицы положительно млели. С помо-
мощью этой немудрой французской
Фразы. ловкий протопоп успел ус-
троить свою карьеру и прославить
храм, в котором был настоятелем,
Церковь была постоянно полна наро
да, а изворотливый настоятель ипри-
глатшался с требами Bo все лучшие
дома и ходил в шелковых рясах,
У Николы-Явленного настоятелем был
протопоп  прославивитийся своими
проповедями. ‘Говорили, что on -¢o-
перничал в этом отношении с мит-
рополилом Филаретом, что послелний
завидовал. ему и даже принуждал
постричься, так как он был влов, И,
действительно, в конце концов он
перешел в монашество, быстро про-
шел все  отепени иерархии и был
назначен куда-то лалеко епархиаль:
ным  архиереем. Что касается до
церкви Успенья-на-Могильцах, то она
славилась своими  певчими. Пом-
нится, что там по праздникам певал
крепостной хор Ровинского.
	САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
(«Пошехонская старина»).
	один только петушок, которого вы
увилите: всюду, где только есть ново
испеченные лимонадные будки, бал-
кончики, фронтончики, виньетки й
проч. Патриотизм в’ искусстве хоро-
пая вещь. слова нет, во одно только
скверно: отломайте петушков. и нет
русского стиля. Было бы резониее я
патриотичнее, если бы петушки ‘38
висели от русского стиля, а не на-
оборот. В древности и кроме петуш:
ков. много. нтиц было».

. А. П. ЧЕХОВ

(«Осколки московской жизни»).

‘

™

-

и
			abl, что в них едва помещается чело-
век 8 или 10». ‘

«Есть здесь и бани, в которых ря-
лом моются женщины и мужчины,
правла, в особых отделениях, но ©
такими решетчатыми перегородками,
что через щели в последних можно
улобно видеть друг друга». >

«Улицы широки и просторны. Осе-
нью, во время частых дождей, они
покрыты вязкою, глубокою грязью; на
которую кладут, для возможности пе-
рехола. большие круглые бревна.
Лишь Масницкая улица, по которой
часто проезжает царь, устлана еще
досками поверх бревен. Но лоски эти
так грязны, что в дождь нужно на-
девать выеокне сапоги.

Части торола олна от другой могут
запираться, веледствие чего в городе
масса ворот. Межлу ними особенно за-
мечательны Неглинные;, крытые ли-
ствою, позолоченною медью. Через эти
ворота в’езжают посланники, причем
из помещения нал воротами наблюда-
OT 38 В’ездом царь, царица и несколь-
ко бояр из-за решетчатых окон». ‘
	: КОНРАД ФОН-КЛЕНК
„ («Записки толландекого купка»)
ХУП в
	Или может быть этот большой ко-
локол без языка — иероглиф, выра-

жающий эту огромную страну, кото-
рую заселяет племя, назвавшев себя
	славянами, как будто удивляясь, что
	имеет слова человеческие.
П. ЧААДАЕВ
	левушки; это центр молы и вкуса,
	горнило, как мюворит Булгарин, тде.
	неренлавляются металлы, и где чистое
	золото, отделяясь, плывет быстрою
	рекою во Францию».
	Звонок.

Другой:

Лязг металла; и под’емник, ‹ пол-
ный людьми, пошел вниз. ‘ mo
“од землю пошла комсомольская
песня,

В глубину земли и на верхушки
строительных лесов опускаются ни
	поднимаются рабочие утренней сме-
ны. Начинается день стройки. Вели-
кой стройки нашей столицы...

Мы научились строить за годы
пятилеток Мы взали громадный
тромадный разгон, налии’ масштабы
превьннают и наши темпы обгоняют
все, существующее за границей. Мы
выработали уже особый. советский
стиль строительства — организован:
ный, стремительный. даже веселый.
Мы механизировали труд строителя,
снабдив его усовершенствованными
мапинами, удесятерили его быстро-
ту. Было время, когда вся страна
жила только стройкой. И время это
прекрасно. Надо показать стройку
во всей ее ритмической поэзии, во
	всей красоте ее созидания. когла на.
	пустом месте, необжитом и забытом,
возникают великолепные формы за-
BOACKOH и жилищной архитектуры,
	„.Берегись, старая Москва! Армия,
испытанная в походах, дисциплини-
рованная, смелая, хитрая и неутоми-
мая пошла войной на улиточные твои
лачужки, на кривоколенные твои не-
доулочки. :

Наклоняются платформы грузови-
ков, и гравий тарахтит, высыпаясь.
Бетоньерки, похожие на гаубицы,
пережевывают цемент и песок с 6е-
тоном, Кирпичи скользят по спине
транспортера. Кирпичи летят из рук
в руки. Кирпичи ложатся один на
другой, и лопатка каменщика прово-
дит колобок по раствору, — стена го.
това.

Экскаваторы, паровые бабы, кра-
ны, компрессоры, перфораторы, зем-
зечерпалки — вся эта механическая
фауна индустрии двинулась на сто-
лицу, чтобы сделать ев самым пр6-
	красным, самым удобным тородом в
	мире.

He только эффективная работа
Matiz и рекордная работа людей з&-
мечательны в ныпем строительстве.
Чтобы создавать столицу, приехали
сюда тысячи людей со всех концов
страны. Рязанские. тульские. калуж-
	гисунок из «Описания путешествия в Московию» Опеарыя (2634 =...
	В Москве каждого иностранца во-
дят смотреть большую пушку и боль-
шой колокол, который свалился пре»
жде, чем звонил.

Удивительный город, в котором. ло:
стопримечательности отличаются не-
лепостью. 1
	«Кузнецкий мост, иностранная KO-
лония, неизвестно почему так назван-
ная, есть та часть Москвы, которая,
простираясь на восток от Петровско-
то театра, вся покрыта вывесками 6@
крупными волотымв надписями. Это
банк, куда безвозмездно и беввозврал-
но вклалывают деньги помещики, мо-
лодые люди, а всего более мололые
	Москва! Мосива! Что в звуке этом?
Какой отзыв сердечный в нем?.
Зачем так есроден он с поэтом?
Так властен он над мужиком?
		Г. CAMOHOBCHHA
(«Русский Жилблаз»).
	Твои дворцы стоят унылы,
Твой блеск угас, твой глас утих,
И нет в тебе ни светской силы
Ни громких деп, ни ‘благ. земных.
	ПАВЛОВА (1844),
<
Вблизи — на курьих ножках хаты
И с огурцами огород.
	Поэзия с торговлей рядом;
Ворвался Манчестер в Царь-град,
Паровики дымятся outro
Рай неги и рабочий ад!
		А. ВЯЗЕМСКИЙ
и дома», М. 1862).
		Все взоры веселит, все сердце ум!
ляет,
На выспренний настраивает пад —
Царь-колокол пежит, царь-пушка н®
стреляет,
И сорок-сороков без умолку гудят,
А. НЕКРАСОВ,
переписка Москвы с Петербургом»).
	О боже! НЕ БЕЛЫ СНЕГА

Снкрипят под пегкою Horo...

Ручьи, бугры, ухабы, грязь!
ду я бережно, боясь,

Что буду выпачкан и ранен.
‚ ты не даром, москвитянин,

Выходишь из дому крестясь.
	„.В тебе и новый мир и древний;
В тебе пасут свои стада
Патриархальные деревни

У Патриаршего пруда.
	Здесь чудо — барские палаты —
С гербом, где влисан знатный род,
	Кн. п,
(Из книги «В дороге
	Город праздных разговоров,
Ты в свою вмещаешь грань
Магазины куаферов ,
И руины старых бань.
	В огородах бродят гуси,
Люди дремлют в теремах...
	„Смотрел царь-копокол, царь-
пушку,
Дивипся русской старине,
Попал у Иверской в ловушну:
Мазурик сжульнул портмоне
	„.Поглядите, нак на горке у купцов
Много всяких огородов и садов;
Но дома их на запоре, как тюрьма,
Их. светепки — это те же терема,
На дворе собаки злые, по ночам.
Они с лаем припадают. к воротам;
	„.Покончу я с моей тоскою!
Напразлю тотчас же шаги

В Москву, чтоб свидеться с Твер-
скою...
	Воображенье, помоги!
	Сколько Руси, сколько Руси
На семи твоих хопмах!
	Почивай же меж курганов,
Город звона и речей,
Город чуёк, сарафанов,
Саек, бань и налачей,
	А, М. ЖЕМЧУЖНИКОВ (1869),
	0, родная Москва! о, пюбимая мать!
Шлю тебе я привет свой сыновний!
Я тебя покидал и вернулся опять,
И теперь ты ещё мие любовней!
	Не в тебе лн впервые я сердцем по-
erur
Все блаженство с отчизною связи?
Не в тебе ли впервые мой нос ощутил
Запах уличной пыли и грязи?
	Ты все та же! в тебе не видать ие
> видать перемен;
Т6 же улицы, тан же нечисты,
Мостовые на них; тот же сор, та же
=оЯЗь,
	Те ж
и ая и теж ж публицисты
‚ на прохфжих у каждых
ворот
	Лают псы, безобразно натужась,
	И в газете своей Сикофантов rpowm
Всю Европу, да как! просто ужас!
	В переулке, близ Сивцева вражка
свинью

НАК я; в том нету сомненья
и Л*** (онгинов) мне бы попа”

cn, Ho OH

В родовые увхал snaqenba..

В Кремль пошел я; припомний

n 42-й гой
о и бащням, и стеНЗ№
потом, в Ново-Троицком воАКУ

у спросил
‘поел поросенка под хреном.

В. БУРЕНИН, («В Москве»
	С 4 7
То пыль, то грязь — на диво свету,
В тяжелой думе голова.

Напрасно стал бы делать смету
Очистить’ город’ от пудрету..,

Что делать: матушка-Москва!
	На capanx гопубятни; от ворот

И по снегу, и по грязи поворот.

Эта значит, что хозяин по утрам

тт в церковь или в город по де:
лам..