ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
пони ТТИ ИТ beh
			Цена 30 коп.
				ратурная .

РАВЛЕНИЯ СОЮЗА

q BE
		аи:
		Закончил свои работы международ-
й конгресс физиологов,

Эт бып один из очередных кон-
охов представителей физиопогиче-
ской науки различных. стран, созы-
демых один раз в два года. Но. это
фыл далеко не рядовой обычный нон-
rpece, ХУ конгресс физислогов без-
словно войдет как знаменательное
событие в историю развития не толь-
хо физиопогии, но и всей мировой
ивуки вообще, :
бобравшийся На территории страны
строящегося социализма, ‘этот с’езд.
зрупнейших ученых дал` блестящие
нопосредственно научные  результа-
ты, И в то же время конгресс отошеп
py установленных традицией форм
строгого академического  собеседова-
ния, Новые слова, новые мысли зву-
чали с трибуны конгресса,
` Достаточно было великому ученому,
‘признанному Учителю современной
мировой физиологии, Ивану‘ Петрови-
чу Павлову произнести в своей всту-
пительной речи спова о том, что Со-
вотский союз ие желает ни пяди чу-
мой земпи, как весь конгрёсс ‘реагиро-
pon на это бурным одобрением.

Откликом на эти спова была речь
выдающегося американского’ профес-
гора Кэннона, в ней прозвучала ис-
кроенняя, взволнованная правда’ о
временном положении мировой на-
уки, 0 том, какие тяжелые препят-
стзия создает научному развитию об-
становка капиталистического кризиса,
рост шовинизма в отдельных странах,
звантюристическая политика фашиз-
иа, готовящего новую грабительскую
войну. Характерно, что эта прекрас-
ная речь проф. Кэннона почти встре-
тилась по времени с другой речью,
которая была произнесена на научном
конгрессе в Англии величайшим ми:
рбвым ученым Гексли. Те же мысли,
те же слова, то же чувство горечи по
поводу положения науки в капитали-
стических странах, то же чувство
тревоги за судьбу культуры чепове-
чества.

Конгресс физиологов в Москве. от-
разип с предельной ясностью те
ворьезные сдвиги и то большое идей-
ное размежевание, которое происхо-
Aur сейчас в рядах мировой научной
интеллигенции. Империалистическая
война, ее разрушительные последст-
вия, обстановка нынешнего экономи-
чесного кризиса, технического регрес-
са и идейного упадка в странах ка-
питализма — все это оказало  боль-
108 влияние на настроения ученых
разных стран, Традиционная и наив-
ная вера в независимость науки от
общественных явлений, от’ политики,
от борьбы классов сильно поколеб-
пена даже в среде тех ученых, кото-
рые привыкли стоять вдали от поли-
тической жизни.

Сознание ученых начинает завоевы-
Фать та простая мыспь, что для даль-
нейшего развития и роста науки необ-
ходимы условия, гарантирующие ши-
рокий международный обмен науч-
вым опытом, не задерживаемый ис-
хусственно шовинистическими барь-
®рами, что развитие науки не мирит-
$я с фашистским мракобесием.

Обстановка Советского союза. кар-
Тина огромной заботы советского пра
вительства о/развитии науки во всех
областях, атмосфера величайшего ува-
жения и почета, которым окружены
деятели науки, наконец, тезная свазь
узуки с жизнью, интересами и чая-
инями всей страны, всего многомил-
ионного населения Советского/ союва,
> все это не могло не подчеркнуть
Керед гпазами иностранных ученых
резкого контраста с теми явлениями
застоя и упадка научной мысли, ко-
Юрыв наблюдаются в ряде капитали-
тических стран. .

И недаром таким единодушиым
	 добрением ответили участники кон-

= ресса ма следующие слова т. Моло-
Юва.

«Мы соэдапи только фундамент  но-
	Анри Барбюс  прибутствовал на
смотре только что законченного
изводством нового звукового худо-

есвенного ‘фильма «Черная пасть»
рабутаз») в постановке режиссера
	С Е АЛЕК.

‚ Александра Разумного по сценарию.
	и,

х № Чаустовокого. .
“ Wocre  npocmonpa и обсуждения
ИлЬМаА с постановочным коллективом
An Барбюс написал:
ольыиая честь, большое удоволь-
 ’®вие для меня открыть золотую кни-

е, посвященном Карабугазу. Ведь я

одним из первых, который его
УВидел в ааконзенном виде.
он первые впечатления?

произведение исключительно
		вого, социапистического общества, мы
даже еще вчерне не построили свой
дом. Но каждый беспристрастный чв-
повек, чем оно внимательнее будёт
вникать в простые факты, в историю
развития нашего молодого обществен-
ного организма, тем больше будет ви-
деть великие особенности, которые
являются гущностью нового советско-
го общественного строя. Эти особен-
ности находят своё выражение в том,
что у нас заключен тесный союз
труда и науки (БУРНЫЕ АПЛОДИС-
МЕНТЫ), и трудящиеся массы, осво-
бодившись от господства богачей-па-
разитов, видят свое светлое будущее
в росте культуры народов всех на-
циональностей и рас, в расцвете з0-
ветской и мировой науки...»
Конгресс показап лучшим людям
мировой науки, что в области физио-
погии, как, и в любой другой научной
области, у нае в СССР имеются
самые широкие и радостные перспен-
тивы развития, имеютгя огромные
возможности для приложения выво-
дов научного эксперимента к жизни,
к охране здоровья населения, к раз-
	витию промышленности и сельского
	хозяйства, Многочисленные отзывы
членов конгресса говорят о том, что
эти специфические черты развития
науки в Стране советов по достоин-
ству оценены, что искреннее восхи-
щение вызывают усилия советского
правительства, направленные на то,
чтобы сделать науку действенным
орудием борьбы за здоровую, счаст-
ливую и культурную жизнь для всех
трудящихся.

При оценке итогов Х\У международ-
ного’ конгресса физиологов невольно
напрашивается параллель с собрав-
шимся недавно в Париже конгрессом
писателей в защиту хультуры. Два
разных с’езда, отличных по составу
делегатов и по своей проблематике.
Но как много общих черт, говорящих
0 том, что в рядах мировой интелли-
генции идет единый процесс отказа
	от старых позиций покорности перед
силами капитализма, процесс кри-
сталлизации сознания, необходимости
ПРОТИВОСТОЯТЬ попыткам капита-
пистичеснкой реакции пустить под от-
кос завоевания человеческой  куль-
туры. И здесь и там в речах делега-
тов снквозило все то же беспокойство
о судьбах науки-и искусства, все то
же сознание необходимости для миро-
вой интеллигенции порвать с идеоло-
гией равнодушия ‘и нейтралитета, й
выйти на широкую дорогу борьбы“ за
настоящую  чеповеческую культуру
против фашистского варварства. И
здесь и там в сознании крупных
представителей мировой интеллиген»
ции возникало естественное сопостав-
ление загнивающего строя капита-
пизма с новым, молодым, советским
строем, который несет с собой неви-
данные в истории возможности для
расцвета науки и всех форм творче-
ской деятельности человека. И там
и здесь большие люди нашей совре-
менности признавали, что Советский
союз стап оплотом и притягательной
	‘силой для вгех, кому дороги интере-
	сы сохранения и дальнейшего накоп-

пения величайших сонзовищ, создан-

ных трудом «гением поколений».
ХУ конгресс физиологов может спу-
	жить как бы символом той огромной
	организующей и об’единяющей куль-
турной роли, которую все больше и
больше начинает играть в МЕЖДУ-
НАРОДНОМ масштабе наша великая
Советская страна.

Этот конгресс является свидетелем
того, что вокруг Советской страны все
теснее сплачиваются и будут сппачи-
ваться те большие квапифицирован-
ные людсние резервы, которые сов-
местно с пролетариатом всех стран
сумеют противопоставить  сокруши-
тельную силу отпора фашистским
разрушителям культуры и поджига-
телям новой империапистической вой-
ны.
	яркое, правдивое, динамичное. Наци.
ональный колорит и палетика завер-
шаются глубоким социальным CMBIC-
лом, могучим в самом существе от-
дельных кадров. «Черная пасть» так
много товорит о стране, которую мы
так мало знаем.

Я дружески приветствую и поздра-
вляю всех, принимавигих участие в
создании этого фильма: писателя,
чья книга легла в основу сценария,
режиссера, его осущеетвившето, ар-
тистов, его разыгравитих, и весь кол-
леклив, работавший над ним.

Я полон волнующих чувств от чу
	десного фильма.
АНРИ БАРБЮб».

16 августа 1935 №№
	18 августа в Москве, на Тушинском аэродроме, состоялось празднование дня авиации.
НА СНИМКЕ: на трибунах тт. Моло тов, Каганович, Ворошилов, Шкиря тов, Бубнов и др.
	тренещущие флажки No ode Cropox
mocce,
	Портреты вождей и героев-летчи-
ков украшают вход в Центральный
аэроклуб им. Косарева в Тушино,
На трибунах руководители партии и
правительства товарищи: Молотов,
Каганович, Ворошилов, Микоян, Чу-
барь, Хрущев. Секретарь ЦК Ленин-
ского комеомола т. Косарев. Тут же
два сегодняшних юбиляра, люди мно-
го поработавшие для успеха нашей
авиации; тт. Алксние и Эйдеман.

Огромный Тушинский аэродром раз-
бит на участки и сектора. Ударники
московских предприятий пришли
сюда, чтобы увидеть свой труд, в03-
несенный в высоты. Сегодня тут
встретите людей всех краев нашего
Союза и всех стран мира. Ученые-фи-
SHOLOPH. TYT найдут подтверждение
слов академика Павлова, о миролюбии
Советской страны, делегаты контрес-
ca Коминтерна пришли посмотреть
	стальные мускулы и крылья, проле-
	TAPCROLO государства,

В 3 часа дня на Тушинском аэро-
дроме сотни тысяч подняли головы
кверху. Первое слово советской авиа-
ции обралцено к’ первому большевику
и гражданину нашего Союза. Самоле-
ты в нерушимом строе пролетели над
аэродромом,. образуя шесть букв име-
ни стального вождя. По линии слело-
вания самолетов нарастали аплодис-
ченты и наконец они перекрыли гул
моторов. Празлник начался. `
	Первое отделение праздника было
посвящено воздухоплаванию. Малые
сферики дали старт. Они несли Ha
своих гондолах портреты вождей Ок-
тября, Над аэродромом стал подни-
маться шар, & под ним, как гиря, ви-
сел человек, с выюоты он шутливый
жестами переговаривалея с. аэродро-
MOM, вызывая восторг зрителей.
	Вдруг, сверху послышалея хорошо
	всем знакомый авиационный март
«Все выше». Это играл духовой op-
кестр, поднявшийся ввысь на четы-
рех зэростатах.
	Особым разнообразием отличалось
второе отделение праздника,  посвя-
щенное военной авиации. Звено ис-
требительных «амолетов показало вы-
сокий класс групповой слетанности.
Мы, как балетоманы. следили 33
ритмикой этих самолетов. Только так
можно определить работу летчиков
Кокинаки, Евсеева, Прэмана, Супру-
на и Шевченко. Необычайно было по
производимому эффекту стройное ше-
ствие авидэскалрильи Военно-воздуш-
ной академии, изобразившей над аэ-
родромом  девизы  «18-УПШ #1
«CCCP».

Bor, спускаясь чуть ли не до са-
мой земли, в стремительном полете,
звено истребительных самолетов обет-
реливает несуществующего врага из
пулеметов. Наше внимание на секун-
ду отвлечено местом обстрела, & ко-
тда захотели увидеть  обетреливаю-
щих, они уже скрылись © гори-
зонта. Мы, удивленные, наблюдаем за
демонстращией возхушного боя пары
истребителей за гонкой современных
скоростных малтин, за сложнейшими
фигурами, проделываемыми нашими
летчиками на маленьком куске небес-
ного полотна. Высший пилотаж и
страшный он; повидимому, для зри-
теля, а не для летчика — таково нд-
ше впечатление.
`-Врасивые стальные звери, метав-
	шиеся над аэродромом, поражающие
	своей грозной силой, и послушные
любому велению летчиков, вызывали
всеобщий восторг. Не в этом ли с0-
единении таланта, смелости и раече-
та — отличающие черты советского
летчик.

Третье отделение праздника было
посвящено о гражданской авиации.
Пассажирские . самолеты, пролетая
парами, показали нам постепенный
рости техническое совершенство Ha-
шей авиации. В этом отделении еще
	раз выступила авиаэскадрилья Boex-
	но-воздушной академии в строю
красноармейской звезды. К сожале-
нию, мы. не знаем ни имен летчи-
ков, так блестяще выполняющих
эту сложную pabory, ви имени. ру-
	«Сталин» — фигурный строй
самолетов над Красной площадью
30 июня 1935 г.
	‘os ОМАНОВОВАЯ Россия не имела
авиации. Самая отсталая в Ев-
ропе страна обладала самой от-

сталой авиацией. Это соответствие
вполне нормальное.

Мучительная и длительная агония
царского режима вывела из строя
промышленность. Императорские пол-
ководцы на путях своего позорного
отступления уничтожали фабрики и
заводы. Промышленность была приве-
дена в полную негодность. Несколько
старых изломанных самолетов полу-
чили советы в наследство от прокля-
того режима. ,

«У нас не было своей авиации —
У нас она есть сейчас» —= многие
годы борьбы за еоздание советского
мотора, самолета и летчика предшест-
вовали этой формуле т. Сталина. Это
была своеобразная стратосфера нау-
ки — авиационная ‘техника, — Ky-
да устремилась воля большевиков, и
она была покорена.

На примере авиации легче всего
проследить путь, пройденный промые
шленностью нашей страны. За наши.
годы выросла и окрепла база мото-
ростроения, Сегодня Halla авиацион-
ные заводы признаны лучиими в ми-
ре; и это признание исходит от спе-
циалиетов иностранных авиационных
фирм. С лолным сознанием мы можем
заявить перед миром, что не сущест-
вует самолета, мотора и авиационно-
го агрегата, который мы не. могли бы
слелать теперь. Это гордое заявление
явилось результатом достижений на-
шей металлургии, точного машино-
строения, самых разнообразных спе-
циализированных областей нашей
промышленности.

Специальные стали, алюминии,
бронзы разных марок, карбюраторы,
помпы, свечи, магнето, все, что нес-
колько лет тому назад мы были вы-
нуждены ввозить из-за границы, де-
лаются теперь в нашей стране, из
наших материалов, наптими руками.
Побехы советской авиации, которые
мы наблюдаем каждый день, являют-
ся победой всей нашей промытшлен-
	ководителя авиааскадрильи. Слиш-
ком шумные восторги мешали слу-
шать передачу, которую вел остроум-
ный конферансье Аэропорта.

Планерам и автожирам было посвя-
щено четвертое отлеление. Автожир
спускается на землю вертикально.
Площади в несколько метров хватает
ему лля того. чтоб подняться в в03-
дух. Он обладает поразительной cro-
собностью парить на одной точке.
Одним из самых интересных момен-
тов праздника, безусловно, было по-
явление планеров. Этот спорт, кото-
рый насчитывает десятки тыеяч адеп-
тов, делает удивительные успехи,
Мертвые петли, которые делали вче-
pa нашия планеристы, поражают ма-
CTEPCTBOM, гармоничностью и слетан-
HOCTLIO KOTIGKTHBA.

Парашютизму, столь популярному
у нас спорту, было посвящено пятое
отделение праздника. Оно началось
сбрасыванием собак из автоматиче-
ских кассет. Собаки были удивлены
не меньше нас, когда над. ними р36-.
врылись паралиюты,

Самолет «АНТ-9» выбросил за борт
пять черных точек. “Ha несколько
секунл замерли все. Парашюты дол-
жны тотчае же раскрыться для того,
зтобы зритель почувствовал уловлет-
ворение. Но это затяжные прыжей, и
несколько секунд кажутся нам лол-
гими. Раскрылись. Так наблюлалось
единство налших сердец.

Через несколько минут двадцать
емельчажов раскрыли над нами цвет-
ные, парные парашюты. С северной
стороны появились шесть самолетов
«ТБ-3». Один за другим выбрасыва-
ли они людей в голубых костюмах ©
белыми параппотами. Это зрелище
можно сравнить только © молодостью
самих парашютистов,

Праздник подходит к концу. Отда-
ленный гул слышен над’ аэролромом.
Головы поворачиваются во сторону
Шоссе. В кильватерной колонне 2е-
	TAT три дирижабля. Они летят иед-
	ленно, я хотел бы сказать. влумчи-
BO.
Л. КЕЛЛАРОЗ.
	ников. В ней должны принять уча-
стие и работники правления Союза
писателей и работники таких изда-
ний, как «Литературная: учеба».
Думается нам, что эте предложе-
ния издательства художественной ли»
	тературы примут и практически оеу-
	цествят дело ознакомления нашего
читателя с областной и краевой ху-
пожественной литёлатурой,
	Вейнерта приветствовали также не»
мецкие рабочие, находящиеся в Ле-`
нинтраде.

Веннерт читал стихи, Его едкая са-
тира, беспощадно бичующая фашизм,
вызвала громкий смех аудитории. Ап-
‘подисментами отвечали присутствую-
tHe Ha феволюцщионный пафос ero
стихов.

Э. Вейнерт посетил Кировский за-
	вод. Рабочие оказали поэту горязи’
прием.
	ности. Высокий уровень народного X0-
зяйства сделал возможным высокую
степень развития нашей авиации, и
это соответствие вполне нормальное.
	Годы возрождения страны — годы
наших пятилеток — создали не толь-
ко машины, н0 и людей. Это, пожа-
луй, самое важное, что сделано в на-
шей втране, Стратостаты: на которых
поставили мировые рекорды советские
люди, парашюты, которые ассоци-
ируются в нашем сознании © KOMCO-
мольцами, планеры, которые `состяза-
ются в фигурах высшего пилотажа
с истребителями, незабываемые дни
«Челюскина» говорят © TOM, что
страна имеет людей, достойных своих
технических достижений, и это еще
одно блестящее соответствие.
	Мастерство, мужество, разум и пре-
данность родине — этими словами
можно расшифровать понятие «с0-
ветский летчик», понятие, озаренное
светом учения и воли Сталина.
	18 августа страна праздновала
традиционный день советской авиа-
ции. (Со всех концов сообщает теле-
граф о народном характере, который
принял праздник. В этот день самоле-
ты поднялись над советской Землей,
чтобы гулом свойх моторов подтвер-
дить единство целей и силы всей
страны.

Трамваи, автобусы, автомобили,
трузовики —— все устремилось К
Ленинградскому шоссе. Похоже на Be-
селое переселение народов. Москов-
ский аэродром празднично убран, но
транспорт даже не задерживается
около него. Его обидели сегодня. Он,
свидетель больших побед родной ави-
ации, должен уступить честь сегод-
няшнего праздника Тушинскому аэ-
родрому.

До Тушино можно добраться не
зная дороги — красные флаги и флз-
ги небесного пвета указывают путь
к нему. Красный цвет, цвет револю-
пионеров, должен овладеть  бледно-
синими высотами, 06 этом говорят
		АНРИ БАРБЮС НА ПРОСМОТРЕ
«ЧЕРНОЙ ПАСТИ»
	Дневник Литературной газеты.
	тателем, следует вести через нашу
повседневную литературную прессу,
через правление Союза советских пи-
сателей. Издательства и правление
	Союза советских писателей должны.
установить большую связь, большое _
	установить одыву? ое, “enon
единство в своих действиях.
Причинами долголетней задержки
рукописей должно заняться правле-
ние Союза советских писателей, Ив.
дательства и правление Союза совет-
ских писателей к этому вопросу дол-
жны подойти творчески, У писателя
возникают сомнения, колебания и они
сопутствуют его работе над логовор-
ной вещью: хорошо, если бы он мог
о них гассказать работникам изда-
тельства и правлению Союза писа-
телей. Вот на таких, своего . рода
творческих, отчетах писателя могут
быть выявлены истинные причины
задержек. В результате писатель дол-
жен получить реальную помощь и
поддержку, & в тех случаях, когда
выяснится, что писатель занимает-
ся другой работой, мало имеющей от-
ношения к его непосредственно пи-
сательской деятельности к выполне-
нию дотоворных обязательств, — вы-
носить ето поступок на суд широкой
литературной общественности,
Таким путем мы сможем повыюить
ответственность писатоля перед изда-
тельством, и тем самым перед чита-
телем, и создать творческую атмосфе-
ру в наптих издательствах, отоутот-
вие которой сказывается и на работе
издательства и на работе писателя.
Второй вопрос, который нам хоте-
	1936 т, краевые и областные альма-
нахи, чтобы ознакомить нашего чи-
тателя с творческим лицом и дости:
жениями областной литературы, и то-
	ria нап: всесоюзный читатель уви-
	дит, что литературы краев и областей
Советского союза, делают большие  ус-
цехи.

Забота 06 этом не под силу одно-
му коллективу издательских paboT-
	ЗРИХ ВЕЙНЕРТ
	лосв поставить в связи. с обсужде-
нием планов изданий  художествен-
ной литературы на 1936. т..=— воп-
рос о месте краевого писателя в пла-
нах центральных издательств,
	Правление Союза специально зани-
мается ‘изучением областной совет.
ской художественной литературы.
Налта газета, ‘правда, еще далеко не
достаточно освещает на своих стра
ницах работу областных писателей.
Совершенно бесспорно, что областная.
	литература, особенно после постанов-
	ления ЦВК ВКИСб) от 23 апреля, сде-
лала значительные успехи. На’ Урале,
в Иванове, в Ростове-на-Дону, в Смо-
ленске; в Новосибирске, в Иркутске
появился ряд, интересных писателей,
поэтов. Их произведения находят ме-
сто’ на страницах областных журна-
лов, выпускаются отдельными книта-
ми местными издательствами. Общий
уровень этих книг, конечно, еще во
многом низок. Но. среди них имеются
и такие, которые достойны того, что-
бы с ними ознакомились и широкие
читательские массы Советского сою-
за. Издательства наши недостаточно
внимательны к новым литературным
дарованиям. Об этом свидетельствует
деятельность наших’ издательств в
1985 г.

Ряд бесспорно талантливых книг
областных писателей нуждаетоя в
тщательной редактуре, и эту. работу
должны взять на себя пентральные
издательства. Необходимо, кроме от-
дельных имен областных писателей,
включить в планы издательств на
	0 Излательства художе-
2 ственной литературы
приступили к составле-

АВЕУСТА нию планов на 1936 т,
Эта работа, определяю-
щая на’ тод характер выпускаемой
продукции, чрезвычайно важна, от-
ветственна. Из года в тод план из-
даний современной художественной
литературы фезлизуется за счет. пе-
аний. Недовыполнение плана
происходит большей частью по вине
авторов, отодвигающих сроки пред-
ставления рукописей, В планах изда-
тельств пропелых лет можно просле-
дить, как имена некоторых авторов и
названия книг переходят из года в
тод, из плана в план. И у нас нет
уверенности, что мы не встретим их

в плане 1937 года, :

Ни усиление борьбы ва качество
хуложественного произведения, ни TA
величайшая ответственность, которая
вовложена на писателей, особенно по-
сле первого с’езда, ни в какой мере
не являются причиной непредставле-
ния рукописи в срок. Мы неё говорим
здесь 06 исключениях, которые м0-
тут иметь место, Мы товорнм о лю-
дях, которые задерживают рукописи
тю причинам, легко устранимым. С
этим явлением нёобходимо повести
решительную борьбу. До сих пор эту
борьбу издательства вели самостоя-
тельно. Писатели получали десятки
извещений и складывали их в ящик.

Думается нам, что эту борьбу ©
писателем, систематически не’ выпол-
няющим свои обязательства перед чи
	ЛЕНИНГРАД. (Наш xopp.). С’ 01-_
	ромным под’емом прошел вечер ре-
	волюционного неменкого поэта Эриха
	Вейнерта.

Собрались ленинградские писатели,
немецкие. рабочие. и специалисты,
пгудбундовцы. Когда Вейнерт вошел
в зал его встретили бурной. овацией.
Все встали. В зале раздались слова
«Красного Веддинга». подхваченного
	всеми присутетвующими,
	От имени ленинградских писателей
немецкого поэта приветствовал. А. Го-
nenos,
	Высылка из’ СССР корреспондента «Газета польска»
	Московский корреспондент «Газета
польска» г, Ян Берсон (Отмар) специ-
ализировался. в течение последнего
года на распространении злостно-кле-
ветнических сообщений о СССР, по
форме и тону граничащих с. полити-
ческим хулиганством,
	В виду того, что в одной из своих
последних корреспонденций fr. Бер»
сон допустил беспримерную по’ наге
NOCTH оскорбительную выходку па
адресу Советского союза, Наркомвну-
деп принял решение о немедленной
высылке его из пределов СССР,